Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Айны: история, происхождение и язык. Трагедия загадочных айнов Айны язык

Сер. 9. 2007. Вып. 2.

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

А.Ю. Акулов

ИСТОРИЯ ЯЗЫКА АЙНУ: ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ

Айну - это древнейшее население Японских островов. Согласно многим антропологам, айну не имеют сходства ни с одной этнической группой в Азии и Океании, а сближаются только с людьми японской неолитической культуры или так называемой культуры Дзёмон. Скелеты современных айну очень близки скелетам людей культуры Дзёмон, поэтому можно утверждать, что именно айну были основателями этой культуры.

Язык айну рассматривается современной лингвистикой как язык изолированный: позиция айнского языка в генеалогической классификации языков до сих пор остается не установленной. В этом отношении ситуация в лингвистике подобна ситуации в антропологии. По структурно-морфологическим параметрам айнский язык радикальным образом отличается от языков соседних народов, как-то: японского, корейского, нивхского, тунгусо-маньчжурских языков, ительменского, китайского, от австронезийских языков, а также от индоевропейских языков.

Различные исследователи пробовали доказывать родство айнского языка с австронезийскими языками (малайско-полинезийскими), с индоевропейскими и с алтайскими. Однако все эти «доказательства» строились на основе случайных лексических и фонологических совпадений, которые не составляли никакой системы. Кроме того, совсем никакого внимания не уделялось морфологическим структурам сравниваемых языков, хотя именно путем сравнения морфологических структур решается вопрос, являются ли данные языки родственными или нет, потому что неродственные языки могут иметь некоторые похожие черты, но языки, подозреваемые в родстве, обязательно должны быть похожи структурно. Установить сходство морфологических структур намного важнее, чем поймать отдельные лексические совпадения и сходства фонологических систем.

В эпоху Дзёмон на языке айну говорили от островов Рюкю до Хоккайдо. Данный факт подтверждается топонимами айнского происхождения: Фудзи хуци "бабушка", "камуй очага", Цусима tuyma "далекий". Древние айну были собирателями, охотниками и рыболовами и не практиковали земледелие. Для существования их культуры было совершенно необходимо обширное пространство дикой природы. Для айну было жизненно важно поддерживать естественное равновесие в природе и человеческой популяции, поэтому у них никогда не существовало больших поселений, а наибольшей социальной единицей была локальная группа, на языке айну утари.

Согласно Ока Macao, примерно в середине эпохи Дзёмон на южной части Японских островов появляются мигранты из Юго-Восточной Азии, говорящие на австронезийских языках. Основным хозяйственным занятием этих австронезийских мигрантов было земледелие1. Оно нарушило равновесие, существовавшее в природе, и айну, которые напрямую зависели от природных ресурсов, были вынуждены двинуться на север. Так началась айнская миграция на Сахалин, Курильские острова и Камчатку. Именно

© А.Ю. Акулов, 2007

тогда в среднедзёмонском языке айну начали складываться современные диалекты: диалекты Сахалина, Курильских островов и диалекты Японских островов. В дзёмонском айну также могли существовать некоторые диалекты, но крайне сложно утверждать что-либо достоверное о диалектах среднедзёмонского айну. Реконструкция самого собственно среднедзёмонского айнского языка - также весьма непростая задача. Однако, скорее всего, среднедзёмонский айнский язык был похож на современный язык айну, по крайней мере в структурно-морфологическом аспекте.

Существует достаточно распространенное мнение, что если мы хотим реконструировать древний айну, то мы должны опираться прежде всего на данные сахалинских диалектов, потому что здесь, якобы, сохранился более чистый айнский язык, чем в диалектах Хоккайдо, поскольку хоккайдоские диалекты подверглись более серьезному влиянию японского языка, вследствие чего они представляют собой искаженный айнский язык и не могут быть основой реконструкции.

Однако мы полагаем, что ни хоккайдоские, ни сахалинские диалекты не представляют собой так называемый чистый айну и что если мы хотим реконструировать среднедзёмонский язык айну, мы не должны основывать нашу реконструкцию на какой-то одной диалектной группе. Мы должны анализировать все диалекты и собирать все общие черты и тогда, быть может, нам удастся представить более-менее целостную картину среднедзёмонского айну.

Когда айну двигались на север, они оказали серьезное влияние на культуры нивхов, ительменов, орочей. Этот факт находит подтверждение и в языке, например айнское слово котан "поселение", "населенное место" существует в таких языках, как: старописьменный монгольский - gotan, в языке гольдов - hoton, в маньчжурском - hotan, в нивхском - hoton со значением "укрепленное поселение", "палисад"2. Айнское слово инау, обозначающее застуженную палочку, - один из наиболее важных атрибутов айнской религии, в том же значении существуют в нивхском языке наг/3, в языке орочей - илау4. Ительменское слово камуль "дух, живущий в вулканах и гейзерах", по всей видимости, происходит от айнского камуй "сверхчеловеческое существо".

Айну явно были более пассионарным и воинственным народом, чем нивхи, ительмены, орочи и др. Доказательством этого, на наш взгляд, служит исконно айнское слово эасирки - вспомогательный глагол, выражающий модальность "надо", "должно". В ительменском, нивхском, орочском, чукотском и прочих языках малых народностей Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера не было своих слов для выражения модальности "надо". Были только две модальности: "хочу" и "не могу" и для их выражения существовали свои исконные слова, а для модальности "надо" слова не было и поэтому слова для выражения модальности "надо" заимствовались из других языков. В языке же айну имелось собственное айнское, исконное, не заимствованное из других языков слово для выражения модальности "надо", "должно".

Конечно, не имея в языке модальности "надо", можно тоже неплохо жить, не испытывая при этом абсолютно никакого дискомфорта, но нельзя не признать, что наличие в языке некоего народа исконного, не заимствованного слова для выражения модальности "надо" является знаком того, что такая модальность изначально присутствует в менталитете данного народа и этот факт выводит данный народ на совершенно иной уровень. Модальность "надо" чем-то подобна письменности: простым охотникам и собирателям она ни к чему, но в государстве не обойтись без письменности и без слова надо.

Несмотря на то, что у айну никогда не было государства, и на тот факт, что они с трудом воспринимали японские конфуцианские догматы о необходимости почитания

императора, социум айну был хорошо организованной структурой. Поэтому, наверное, можно говорить об айнской колонизации Нижнего Амура, Южного Сахалина, Курильских островов и Южной Камчатки.

В конце эпохи Дзёмон на Японские острова из Сибири прибывает группа мигрантов, говорящих на языке (языках), принадлежащем к алтайской языковой семье. Эти новые мигранты стали основной этнической группой формирующегося японского этноса и основателями государства Ямато5.

После основания государства Ямато начинается эпоха постоянной войны между айну и японцами. В течение достаточно долгого времени японцы значительно уступали айну в военном отношении, и только по прошествии нескольких веков постоянных столкновений японцы стали самураями. Причем многие элементы в самурайской технике ведения боя имеют айнское происхождение. Несколько веков граница между государством Ямато и айнскими землями проходила в районе современного города Сэндай. Только в середине XV в. Японцы смогли достичь южного Хоккайдо и основать поселение в местности Осима. С этого момента начинается эпоха колонизации и японизации айну.

Однако настоящая колонизация началась после реставрации Мэйдзи. Стремительно росло число японских колонистов Хоккайдо: так, в 1897 г. на остров переселились 64 350 чел., в 1898 - 63 630, а в 1901 г. - 50 100 чел. В 1903 г. население Хоккайдо состояло из 845 тыс. японцев и всего лишь 18 тыс. айну6. Начался период самой жестокой японизации хоккайдоских айну.

Ассимиляция началась со школьного образования, которое велось на японском языке. Лишь некоторые пытались создать систему образования для детей айну на их родном языке: Бэчелор, обучавший детей языку айну в латинской транскрипции, Фуру-кава и Пенриук, способствовавшие созданию частных школ для айну. Подобные частные школы просуществовали крайне недолго, ибо японцы с самого начала препятствовали этому.

Японизация привела к тому, что к середине XX в. большинство диалектов айну исчезло. «По выражению виднейшего японского лингвиста Хаттори Сиро, руководителя осуществленного в 50-е годы первого и, очевидно, последнего массового обследования айнских диалектов, его участники "попали на последний автобус", сейчас большинства описанных диалектов уже не существует».7 В настоящее время хоккайдоские диалекты, однако, являются самыми живыми айнскими диалектами, кроме того, они описаны наиболее подробно.

На Южном Сахалине, до того как стать губернаторством Карафуто, язык айну использовался в качестве языка межэтнического общения: «инородцы» Сахалина, как отмечено в Сахалинском календаре за 1898 г., «хорошо владеют и айнским, который является на острове общеразговорным для всех почти инородческих племен, между собою, с местной администрацией и японскими рыбопромышленниками».8

После окончания второй мировой войны большинство сахалинских айну оказались на Хоккайдо. До недавнего времени оставалось лишь несколько человек, весьма преклонного возраста, говоривших на сахалинском диалекте Райчишка, с ними работала Мурасаки Кёко.

Айну Южных Курил (Кунашир, Итуруп, Хабомаи) были достаточно рано ассимилированы, поэтому об их диалекте данных практически нет

Что касается так называемых северно-курильских айну, то их постигла самая тяжкая участь: после того как по Петербургскому договору 1875 г. все Курильские острова

отошли к Японии, все они были сорваны со своих мест и перевезены японцами на остров Шикотан, где находились на малой территории в условиях неестественной для них скученности. Японцы запретили им выходить в море без разрешения и вообще вести традиционный образ жизни.

К1941 г. имелись сведения лишь о нескольких северно-курильских айну. Диалект их изучен меньше всего, мало и данных по грамматике. Есть лишь несколько весьма кратких описаний (Мураяма Ситиро). Остались и названия Курильских островов, которые все без исключения являются словами курильского диалекта языка айну. В отличие от русских и японских, айнские названия Курильских островов очень точно отражают характер каждого острова: Шикотан Си котан "Большое населенное место" (в гряде Хабомаи Шикотан действительно самый большой остров); Кунашир <- Куннэ сири <- "Черная земля" (при подходе к острову он кажется черным из-за хвойных лесов); Итуруп Эторопа "Медуза"; Уруп Уруп "Лосось"; Симушир Си мосир "Большой остров"; Кетой <- Китой "Травяной"; Ушишир <- Уси сири "Остров бухты"; Рыпонкича <- Рэп ун "Морской"; Янкича <- Янкэ "Возвышающийся"; Райкоке Рахко кэ "Место, где водятся морские выдры (каланы)"; Шиашкотан Сиас котан "Остров сивучей"; Чирин-котан Чирин котан "Очень маленький остров"; Онекотан <- Оннэ котан "Старое поселение"; Харимкотан Хар ум котан "Саранный остров"/"Остров лилий"; Маканруши <- Макан ру сири "Остров на пути к северу", Парамушир Пара мосир "Широкий остров". Этимология таких названий, как Экарма, Шумушу, Матуа, не вполне ясна. Само название «Курильские» также, по всей видимости, происходит из языка айну. Мне здесь представляются возможными две этимологии:

1) от слова кур "человек", в таком случае «Курильские» - это просто «Острова, населенные людьми»;

2) от слова кури "облако", на Курильских островах туманы и низкая облачность -очень частое явление.

Камчатские и нижнеамурские айну смешались с местным населением еще до того, как начались серьезные научные исследования айнского языка, поэтому об этих диалектах языка айну данных практически нет; единственный источник сведений о языке южнокамчатских айну - небольшой словарь, составленный Б. Дыбовским.

В настоящее время айну остались только на острове Хоккайдо. Их численность составляет около 25 тыс. Большинство из них - члены организации «Утари» (здесь утари "люди", "народ"), и часто членство в организации «Утари» является маркером айну. Современные айну хорошо включены в контекст японской культуры, и многие из тех, кто идентифицирует себя как айну совершенно не отличаются от японцев по антропологическим показателям и не говорят на айнском языке. И возникает вполне закономерный вопрос: а что же такое айнскость? Как отличить айну от не-айну?

Можно сказать, что айну сохраняют свои традиционные ритуалы, которые они представляют в так называемых этнографических деревнях, как, например, Сираой. Но, в действительности, хорошо известно, что большинство из того, что называется «традиционные айнские ритуалы» (например, известный ритуал маримо на оз. Акан), было изобретено японцами исключительно для привлечения туристов и не имеет никакого отношения к сохранению культуры айну. Так называемая традиционная культура айну неоднократно подвергалась изменениям, и поэтому ритуальные практики не могут быть основанием для отнесения того или иного человека к айнскому этносу.

В наше время, когда процесс глобализации нарастает, когда антропологические различия все больше и больше стираются, когда технологии и материальные аспекты

жизни все больше стандартизируются, что может выступать в качестве критерия для отнесения людей к тому или иному этносу?

Только язык может сохранять и транслировать традиционную культуру. Согласно Уорфу, если люди используют определенный язык, то через язык они воспринимают определенные представления, определенный взгляд на мир, определенный тип мышления. Именно такие вещи, как взгляд на мир, тип мышления и т.п., являются в наше время наиболее надежными маркерами принадлежности человека к той или иной культуре или этносу. Тип мышления и взгляд на мир лучше всего выражаются в языке и поэтому в настоящее время именно язык - наиболее объективный критерий для отнесения ~ ело-века к той или иной этнической группе. Поэтому в случае с айну мы полагаем, что можно утверждать следующее: те, кто имеет айнскую кровь, но не говорит на языке айну, едва ли могут рассматриваться как айну. Только те, кто говорит на языке айну, могут рассматриваться как айну.

Но язык айну считается современной лингвистикой языком мертвым: например, если обратиться к последнему выпуску Этнологии, то можно узнать, что существуют 15 носителей языка айну. Нам представляется достаточно странным тот факт, что существуют только 15 носителей языка айну среди 25-тысячной популяции. Подобная точка зрения основывается на том, что японские лингвисты рассматривают как носителей языка айну только тех, кто говорил на языке айну в детстве или в юности. Эти носители языка айну помнят отдельные молитвы, песни, сказки, но они не могут произвести ни одного спонтанного высказывания и их коммуникативные способности равны нулю. Поэтому эти «оставшиеся в живых бабушки», к сожалению, едва ли могут рассматриваться как носители языка айну9. Таким образом, реальное число носителей языка айну неизвестно, но оно, вне всякого сомнения, больше, чем 15.

Чтобы определить число носителей языка айну нужно уделять внимание лишь способностям к коммуникации. Только тот может рассматриваться как носитель языка, кто может произвести спонтанные высказывания.

Никакой язык не может умереть в силу каких-либо внутренних причин. Это может произойти лишь тогда, если племя, которое говорит на этом языке, исчезло или более сильное племя навязало первому свой язык.10 Отсюда следует, что никакой язык не будет существовать без социума.

Поэтому хотя и принят Закон о сохранении и поддержке языка и культуры айну, но традиционный японский индифферентизм, туристический бизнес, а также тот факт, что японские правящие круги не собираются признавать за айну право быть айну, серьезным образом мешает нормальному существованию языка и культуры айну. Имеется множество фондов и обществ сохранения айнского языка и айнской культуры, но все это лишь полумеры, потому что единственное, что может дать айнскому языку возможность сохраниться, т.е. нормально функционировать, это автономия. Только автономия может сохранить язык айну, впрочем, как и любой другой.

В данной связи вопрос об островах Кунашир, Итуруп и архипелаге Хабомаи приобретает особое значение. Россия и Япония на протяжении последних 300 лет делили острова, неустанно доказывая друг другу, что эти спорные территории испокон веку являются русской/японской землей, и при этом и Россия и Япония всегда забывали спросить айну. Последние были одинаково неудобны как для русской колонизации, так и для японской. Но мы не должны забывать, что айну еще существуют и они имеют куда больше прав быть хозяевами так называемых «северных территорий». Мы полагаем, что передача так называемых северных территорий айну была бы первым реальным шагом к сохранению айнского языка.

■ Akulov A.Yu. On the typological characteristics of Ainu language in connection with its possible genetic relationship //J. China Univ. Eurasian Society, 2005. N 8. August. C. 141-149.

2 Тири M. Тимэй айну го сёдеитэн (Краткий словарь айнских топонимов). Саппоро, 2000. С. 50-51.

3 Островский A3. Мифология и верования нивхов. СПб., 1997.

4 Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб., 1999.

5 Мураяма С. Тисима айну го (Айнский язык Курильских островов). Токио, 1971.

6 Васильевский Р.С. По следам древних культур Хоккайдо. Новосибирск, 1981. С. Зо

7 Алпатов В.М. Япония, язык и общество. М., 1988. С. 29.

8 Таксами Ч.М., Косарев ВД. Кто вы айны? М., 1990. С. 251.

9 Majewicz A.F. Ajnu - ЬИ, jego jezyk i tradycja ustna. Poznan, 1984. С 84

10 Соссюр Ф., be Заметки по общей лингвистике. М., 2001. С. 43.

    Язык айнов. Генеалогические связи не установлены. В 20 в. вышел из живого употребления … Большой Энциклопедический словарь

    Айнский язык - (айну) один из языков Восточной Азии, родственные связи которого не выяснены. Был распространён на большей части Японских островов (остров Хоккайдо и восточная часть острова Хонсю), в южной части острова Сахалин, на Курильских островах, на… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Язык айнов. Генеалогические связи не установлены. В XX в. вышел из живого употребления. * * * АЙНСКИЙ ЯЗЫК АЙНСКИЙ ЯЗЫК, язык айнов. Генеалогические связи не установлены. В 20 в. вышел из живого употребления … Энциклопедический словарь

    Язык айнов (См. Айны), распространённый главным образом на острове Хоккайдо (Япония). В 18 19 вв. диалекты А. я. были также на Курильских островах, Камчатке и острове Сахалин, ныне на Сахалине сохранились лишь единичные носители А. я.… … Большая советская энциклопедия

    Изолированный язык (язык изолят) язык, который не входит ни в одну известную языковую семью. Таким образом фактически каждый изолированный язык образует отдельную семью, состоящую только из этого языка. Наиболее известные примеры включают… … Википедия

    - (язык изолят) язык, который не входит ни в одну известную языковую семью. Таким образом фактически каждый изолированный язык образует отдельную семью, состоящую только из этого языка. Наиболее известные примеры включают бурушаски, шумерский,… … Википедия

    Самоназвание: (яп. 上古日本語 дзё:ко нихонго?) … Википедия

В пылу непрекращающегося спора между Россией и Японией за право обладания Курильскими островами как-то забывается, что истинными хозяевами этих земель являются айны Немногие знают, что этот загадочный народ создал одну из самых древних в нашем мире культур. Как утверждают некоторые ученые, культура айнов древнее египетской. Среднему обывателю известно, что айны являются притесняемым меньшинством Японии. Но мало кому известно, что айны есть и в России, где они также не чувствуют себя уютно. Кто такие айны, что это за народ? В чем их отличие от других народов, кому они родственны на этой Земле по происхождению, культуре и языку.

Древнейшее население японского архипелага

Айны, или айну, означает буквально «человек». Названия многих других народов, таких как, например, «нанай», «манси», «хун», «нивх», «тюрк» также означают «человек», «люди», «народ». Айны это древнейшее население японских островов Хоккайдо и ряда ближайших островов. Некогда они жили и на землях, принадлежащих ныне России: в низовьях Амура, т.е. на материке, на юге Камчатки, на Сахалине и на Курилах. В настоящее время айны остались в основном только в Японии, где их по официальной статистике около 25 000 человек, а по неофициальным данным более 200 000. Там они в основном заняты в туристском бизнесе, обслуживая, развлекая туристов, жаждущих экзотики. В России по итогам переписи 2010 г. было отмечено лишь 109 айнов, из них 94 айна в Камчатском крае.

Загадки происхождения

Европейцы, столкнувшиеся с айнами в XVII в., были удивлены их внешностью. В отличие от азиатов-монголоидов, т.е. с монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны были очень «волосаты и косматы», имели густые чёрные волосы, большие бороды, высокие, но широкие носы. Их австралоидные черты лица по ряду признаков были схожи с европейскими. Несмотря на жизнь в умеренном климате, летом айны носили набедренные повязки, как экваториальные южане. Существующие гипотезы ученых о происхождении айнов в целом могут быть объединены в три группы.

Айны родственны индоевропейцам/кавкасионной расе - этой теории придерживались Дж. Бэчелор, С. Мураяма и др. Но последние исследования ДНК решительно сняли эту концепцию с повестки дня ученых. Они показали, что никакого генетического сходства с индоевропейцами и кавказскими популяциями у айнов не обнаружено. Разве что «волосатое» сходство с армянами: мировой максимум волосатости у армян и айн – под 6 баллов. Сравнить фото – очень похожи. Мировой же минимум роста бороды и усов, к слову, принадлежит нивхам. Кроме того, армян и айну сближает другая внешняя схожесть: созвучие этнонимов Ай – Айн (армяне – Ай, Армения - Айастан).

Айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга - эта теория выдвинута советской этнографией (автор Л.Я. Штернберг). Но и эта теория не нашла подтверждения, ибо ныне ясно доказано, что культура айнов в Японии намного древнее культуры австронезийцев. Тем не менее, вторая часть гипотезы – о южном этногенезе айнов – устояла благодаря тому, что последние лингвистические, генетические и этнографические данные позволяют предполагать, что айны вполне могут быть дальними родственниками народа мяо-яо, живущего в Юго-Восточной Азии и Южном Китае.

Айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера и/или из Сибири - такой точки зрения придерживаются, в основном, японские антропологи. Как известно, теория происхождения самих японцев также отталкивается от материка, от тунгусо-манчжурских племён алтайской семьи Южной Сибири. «Палеоазиатские» означает «древнейшие азиатские». Термин этот предложил русский исследователь народов Дальнего Востока академик Л. И. Шренк. В 1883 г. в монографии «Об инородцах Амурского края» Шренк изложил интересную гипотезу: когда-то в древности почти вся Азия была населена народами, отличавшимися от представителей монголоидной расы (монголов, тюрков и др.) и говорившими на своих особых языках.

Затем палеоазиаты были вытеснены азиатами-монголоидами. И только на Крайнем Востоке и Северо-Востоке Азии остались потомки палеоазиатов: юкагиры Колымы, чукчи Чукотки, коряки и ительмены Камчатки, нивхи в устье Амура и на Сахалине, айны на севере Японии и на Сахалине, эскимосы и алеуты Командор и Алеут и других областей Арктики. Японцы считают айну метисами австралоидов и палеоазиатов.

Древние насельники Японии

По основным антропологическим признакам айны очень сильно отличаются от японцев, корейцев, китайцев, монголов-бурят-калмыков, нивхов-камчадалов-ительменов, полинезийцев, индонезийцев, аборигенов Австралии и, в целом, Дальнего Востока. Известно также и то, что айны близки только к людям эпохи Дзёмон, которые являются непосредственными предками айнов. Хотя неизвестно, откуда айны пришли на Японские острова, но доказано, что в эпоху Дзёмон айны населяли все Японские острова - от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, южную треть Камчатки и Курильские острова.

Это доказали археологические раскопки и айнские названия мест: Цусима - «далекий», Фудзи - божество очага у айн, Цукуба (ту ку па) - «голова двух луков», Яматай - «место, где море рассекает сушу», Парамушир – «широкий остров», Уруп - лосось, Итуруп - медуза, Сахалин (Сахарэн) – волнообразная земля по-айнски. Установлено также, что на японских островах айны появились около 13 тысяч лет до н.э. и создали весьма высокоразвитую неолитическую культуру Дзёмон (12-3 тыс. лет до н.э.). Так, керамика айну считается самой древней в мире – 12 тысяч лет.

Некоторые полагают, что легендарное государство Яматай китайских хроник и есть древнеайнское государство. Но айны бесписьменный народ, их культура – это культура охотников, рыболовов и собирателей первобытного строя, живших дисперсно маленькими поселениями на большом удалении друг от друга, не знавших земледелия и скотоводства, правда, имевших уже лук и керамику. Они практически не занимались земледелием и кочевым скотоводством. Айны создали удивительную систему жизнедеятельности: чтобы сохранить гармонию, равновесие в природной среде, они регулировали рождаемость, не допуская демографических взрывов.

Благодаря этому они никогда не создавали крупных сел, и основными их единицами были маленькие поселения (по-айнски - утар/утари - «люди, живущие в одном месте у одной реки»). Им, собирателям, рыболовам и охотникам, для выживания была необходима весьма большая территория, поэтому маленькие села неолитических первобытных айнов были далеко удалены друг от друга. Такой тип хозяйства ещё в древнее время вынудил айнов расселиться разбросанно.

Айны как объект колонизации

С середины эпохи Дзёмон (8-7 тыс. лет до н.э.) на японские острова начинают прибывать группы из юго-восточной Азии, говорившие на австронезийских языках. Затем к ним присоединились колонисты из южного Китая, принесшие культуру земледелия, прежде всего, рис – весьма продуктивную культуру, позволяющую жить очень большому количеству людей на малой территории. В конце Дзёмон (3 тыс. до н.э.) на Японские острова прибывают уже алтаеязычные скотоводы, которые дали начало корейским и японским этносам. Сложившееся государство Ямато теснит айнов, Известно, что и Яматай, и Ямато рассматривали айнов как дикарей, варваров. Трагическая борьба айнов за выживание шла 1500 лет. Айны вынуждены были мигрировать на Сахалин, Амур, Приморье и Курилы.


Айны – первые самураи

В военном отношении японцы очень долго уступали айнам. Путешественники XVII-XIX вв. отмечали потрясающую скромность, тактичность и честность айнов. И.Ф. Крузенштерн писал: «Народ айну – кроткий, скромный, доверчивый, вежливый, уважающий собственность... бескорыстие, откровенность – их обычные качества. Они правдивы и не терпят обмана». Но эта характеристика дана айнам тогда, когда они потеряли всякий боевой дух после всего лишь трех веков русской колонизации. Между тем, айны в прошлом были весьма воинственным народом. 1,5-2 тысячи лет они героически боролись за свободу и независимость свой родины – Эдзо (Хоккайдо).

Их воинские отряды возглавляли вожди, в мирное время бывшие главами сел - "утар". Утар имел полувоенную организацию, как у казаков. Из оружий айны любили мечи и луки. В бою они использовали как бронебойные стрелы, так и наконечники с шипами (для лучшего прорезания доспехов или застревания стрелы в теле). Были и наконечники Z-образного сечения, видимо, перенятые у маньчжуров/джурдженей. Японцы переняли у воинственных, а потому непобедимых, айнов искусство боя, кодекс чести самурая, культ меча, ритуал харакири. Мечи у айнов были короткие, 50 см длиной, перенятые у тонци, тоже воинственных аборигенов Сахалина, покоренных айнами. Айнский воин – джангин – лихо дрался двумя мечами, не признавая щитов. Интересно, что кроме мечей, айны носили на правом бедре два кинжала ("чейки-макири" и "са-макири"). Чейки-макири был ритуальным ножом для изготовления священных стружек "инау" и совершения обряда ритуального самоубийства – харакири. Японцы, лишь переняв у айнов многие приёмы войны и дух воина, изобретя, наконец, пушки, переломили ситуацию и установили свое господство.

О том, что японское господство в Эдзо (Хоккайдо), несмотря на несправедливость любого колониального управления, всё же не было столь диким и жестоким, как на северных островах, подвластных России, отмечают почти все исследователи, в том числе русские, указывая на волны бегств айнов с Сахалина, Курил и других земель России в Японию, на Хоккайдо-Эдзо.

Айны в России

Миграции айнов на данные территории начались, по некоторым данным, в XIII в. Как они жили до прихода русских – вопрос практически не исследованный. Русская колонизация айнов ничем не отличалась от сибирской конкисты: погром, покорение, обложение ясаком. Однотипными были и злоупотребления: многократное наложение и выбивание ясака все новыми отрядами казаков и так далее. Айны, гордый народ, наотрез отказывались платить ясак и принимать русское подданство. К концу XVIII в. ожесточенное сопротивление айнов было сломлено.

Врач Добротворский писал, что в середине XIX в. в Южном Сахалине у бухты Буссе было 8 больших поселений айнов, по 200 человек в каждом минимум. Через 25 лет не было ни одного села. Такой исход был не редок в русском ареале айнских селений. Причины исчезновения Добротворский видел в опустошительных войнах, незначительной рождаемости «из-за неплодовитости айнок» и в болезнях: сифилис, цинга, оспа, «косивших» именно малые народы. При Советской власти айну подверглись политическим преследованиям – до и после войны они объявлялись «японскими шпионами». Самые «умные» айны переписывались в нивхов. Тем не менее, их ловили, переселяли на Командоры и другие места, где они ассимилировались, например, с алеутами и другими народами.

«В настоящее время айно, обыкновенно без шапки, босой и в портах, подсученных выше колен, встречаясь с вами по дороге, делает вам реверанс и при этом взглядывает ласково, но грустно и болезненно, как неудачник, и как будто хочет извиниться, что борода у него выросла большая, а он все еще не сделал себе карьеры», - так с великой горечью писал гуманист А.П. Чехов в своем «Острове Сахалин». Ныне в России айнов осталось 109 чел. Из них чистокровных – практически нет. Чехов, Крузенштерн, да и польский ссыльный Бронислав Пилсудский, добровольный этнограф и патриот айну и других малых народов края, вот малая горсточка тех, кто поднимал голос в защиту этого народа в России.

Айны в Японии

В Японии, по неофициальным данным, 200 000 айну. 6 июня 2008 г. японский парламент признал айну отдельным национальным меньшинством. Теперь здесь проводятся разные мероприятия, оказывается государственная помощь этому народу. Жизнь айнов в материальном отношении практически ничем не отличается от жизни японцев. Но оригинальная культура айнов практически служит лишь туризму и, можно сказать, выступает в роли своеобразного этнотеатра. Японцы и сами айны эксплуатируют этноэкзотику на потребу туристам. Есть ли у них будущее, если нет языка, древнего, гортанного, но родного, тысячелетнего, и если утерян дух? Некогда воинственный и гордый. Единый язык как код нации, и гордый дух самодостаточных единоплеменников, - вот два фундаментальных базиса нации-народа, два крыла, поднимающих в полет.

"Вся человеческая культура, все достижения искусства,
науки и техники, свидетелями которых мы сегодня являемся,
- плоды творчества арийцев…
Он [ариец] — Прометей человечества,
со светлого чела которого во все времена
слетали искры гениальности, разжигающие огонь знаний,
освещающий мглу мрачного невежества,
что позволило человеку возвыситься над другими
существами Земли."
А.Гитлер

Приступаю к самой сложной теме, в которой всё перепутано, дискредитировано и намеренно запутано - распространение потомков переселенцев с Марса по Евразии (и дальше).
Готовя эту статью в ин-те я нашла порядка 10 определений кто такие арии, арийцы, их соотношение со славянами и пр. У каждого автора свой взгляд на вопрос. Но никто не берёт широко и глубоко в тысячелетия. Самое глубокое - самоназвание исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии, но это только II тыс. до н.э. При этом в легендах ирано-индийских ариев есть указания на то, что они пришли с севера, т.е. расширяется география и временной отрезок.
Повозможности я буду ссылаться на внешние данные и y-хромосому R1a1, но как показывают наблюдения это только "приблизительные" данные. За тысячелетия марсиане (арии) подмешали свою кровь многим народам на территории Евразии, а y-хромосома R1a1 (которую считают почему-то маркером истинных арийцев) появилась всего 4000 лет назад (правда уже видела, что 10000 лет назад, но это все равно пока ещё не бьется с 40 000 лет, когда появился первый кроманьёнец, он же марсианин-переселенец).
Самым верным остаются предания народов и их символы.
Начну с самого "затерянного" народа - с айнов.



А́йны (アイヌ айну , букв.: «человек», «настоящий человек») — народ, древнейшее население Японских островов. Некогда айны жили также и на территории России в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, Сахалине и Курильских островах. В настоящее время айны остались в основном только в Японии. Согласно официальным цифрам, численность их в Японии составляет 25 000, однако по неофициальной статистике, она может доходить до 200 000 чел. В России, по итогам переписи 2010 года, было зафиксировано 109 айнов, из них 94 человека в Камчатском крае.


Группа айнов, фото 1904 года.

Происхождение айнов в настоящее время остается неясным. Европейцы, столкнувшиеся с айнами в ХVII веке, были поражены их внешним видом. В отличие от привычного вида людей монголоидной расы с жёлтой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы (во время еды придерживая их особыми палочками), черты лица их были похожи на европейские. Несмотря на жизнь в умеренном климате, летом айны носили лишь набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран. Имеется множество гипотез о происхождении айнов, которые в целом могут быть подразделены на три группы:

  • Айны родственны индоевропейцам кавкасионной расе — этой теории придерживались Дж. Бэчелор, С. Мураяма.
  • Айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга — эту теорию выдвинул Л. Я. Штернберг и она доминировала в советской этнографии. (Эта теория в настоящее время не подтвердилась, хотя бы потому, что культура айну в Японии намного древнее культуры австронезийцев в Индонезии).
  • Айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера/из Сибири— такой точки зрения придерживаются, в основном, японские антропологи.

Пока что доподлинно известно, что по основным антропологическим показателям айны очень сильно отличаются от японцев, корейцев, нивхов, ительменов, полинезийцев, индонезийцев, аборигенов Австралии, Дальнего Востока и Тихого океана, а сближаются только с людьми эпохи Дзёмон, которые являются непосредственными предками исторических айнов. В принципе, нет большой ошибки в том, чтобы ставить знак равенства между людьми эпохи Дзёмон и айнами.

На Японских островах айны появились около 13 тыс. лет до. н. э. и создали неолитическую культуру Дзёмон. Достоверно не известно откуда айны пришли на Японские острова, но известно, что в эпоху Дзёмон айны населяли все Японские острова — от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки— о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок и данные топонимики, например: Цусима— туйма — «далекий», Фудзи — хуци — «бабушка» — камуй очага, Цукуба— ту ку па — «голова двух луков»/«двухлуковая гора», Яматай mdash; Я ма та и — «место, где море рассекает сушу» (Очень возможно, что легендарное государство Яматай, о котором говорится в китайских хрониках, было древнеайнским государством.) Также немало сведений о топонимах айнского происхождения на Хонсю можно найти в ин-те.

Историками было обнаружено, что айны создавали необыкновенную керамику без гончарного круга, украшая ее причудливым веревочным орнаментом.

Вот еще ссылочка на тех кто украшал горшки узором, наматывая на него веревку, правда в этой статье их называют "шнуровиками".

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...