Цель: Звук [и], учить выделять звук из потока гласных звуков. Чтение и печатание слов с данной буквой. Закрепить умение анализировать прочитанный слог. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов. Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук». Печатание данных слогов, слов.
- Учить выделять ударный гласный звук из начала слова.
- Учить соотносить звук с символом.
- Закрепление знаний о звуке [и] и букве И.
- Учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков, опираясь на схемы.
- Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление.
- Воспитывать аккуратность, целеустремленность.
Оборудование: предметные картины, символы, буква И, Т, К, Ы, Н, Л, Ш, Р, Х.
Ход занятия:
I . Организационный момент:
Игра «Узнай звук по артикуляции».
У, И, О, У, А, И, У, О, У.
II . Знакомство с новой темой:
1. Артикуляционная гимнастика .
1. Улыбка;
2. Трубочка;
3. Чередование улыбки и трубочки.
2. Дыхательная гимнастика «Дирижер».
Руки поднимаем – делаем глубокий вдох.
Руки опускаем – выдох.
Выдох медленный, плавный.
3. Игра «Хлопни - постучи» на развитие фонематического слуха.
Когда услышите звук [а], хлопните в ладоши, когда услышите [и] постучите по парте.
У, А, И, А, У, О, И, О, У, И, А, У, О, О, И, У, Ы, Э.
4. Повторение материала.
1. Звук [и] какой?
2. Почему гласный?
3. Каким цветом мы обозначаем этот звук?
4. Вспомните слова, которые начинаются со звука [и].
5. Какой буквой обозначаем звук [и].
6. Что мы произносим и слышим? А что видим и пишем?
Произнесите его. В каком положении находятся губы? Откуда и как идет воздушная струя?
Губы открыты, воздушная струя идет через рот, не встречая преграды. Звук гласный. Обозначаем красным цветом и буквой И.
Если после согласного звука следует гласный И, то согласный звук будет мягким. Мы с вами говорили, что после Ш никогда не пишем букву Ы. Всегда после Ш пишем И, а будет читаться как Ы.
Прочитайте слоги:
КИ ТИ РИ ХИ МИ ЛИ НИ ШИ;
ИК ИТ ИР ИХ ИМ ИЛ ИН ИШ;
ФИЗМИНУТКА «СНЕЖИНКИ».
На поляну, на лужок,
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
5. Игра «Прочитай слова»:
КИТ СИЛА ШИЛО;
КИСКА КИНО ЛИМОН;
6. Игра «Определи место звука».
Игрушка, сила, диван, улица, иней, снегири, фонари, синий, искра, синица, двери и т.д.
7. Чтение слогов:
МНА НРА СМА ШМА СМУ СМЫ;
МНО НРО СНА ШНА ШНУ ШМЫ;
МНУ НРО СМО ШМО СНУ СНЫ;
МНЫ НРЫ СНО ШНО ШМУ ШМЫ;
МНИ НРИ СНИ ШНИ ШМИ ШНЫ;
8. Работа с палочками.
Выложите из палочек букву И. Из каких элементов состоит эта буква?
9. Работа в тетрадях:
Напишите под диктовку слоги:
КИ НИ ТИ РИ СИ;
Прочитайте написанные слоги.
10. Выкладывание слогов и слов под диктовку:
РИС КИНО СИЛА ШИЛО;
УСИКИ МАСКИ;
III . Итог.
С какой буквой познакомились сегодня на занятии?
Какие звуки обозначаются этой буквой?
Из каких элементов состоит эта буква?
Вспомните слова, которые начинаются со звука [И].
Вспомните слова, которые заканчиваются на звук [И].
Список литературы:
- Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для педагогов и родителей. – М.: «Аквариум», 1995 год.
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для педагогов и родителей. – СПб.: «Дельта», 1997 год.
- Занимательное азбуковедение: материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Автор – составитель Г.П. Попова, В.И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005 год.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для педагогов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 год.
- Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6 – 7 лет. Автор – составитель Т.Е. Ковригина, Р.Е. Шеремет. – Волгоград: Учитель, 2009 год.
«Звук и буква «И»
Цель: Закрепить навыки различения и произношения звука «И»; учить выделять звук в начале, середине, конце слова, подбирать родственные слова; познакомить с понятием «мягкий согласный»; формировать навыки анализа и синтеза слогов, чтения слогов; работать над предложением; развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: Предметные картинки на звук «И», карточки для определения позиции звука в слове, наборы для составления схем слогов, предложений, кассы букв и слогов, демонстрационные домики для игры «Найди свой домик».
Ход занятия:
1. Логопед обращает внимание детей на букву из азбуки в картинках и предлагает назвать её, произнести звук, который она издаёт.
Дети произносят звук «И», дают ему характеристику: гласный, поётся.
При произнесении звука «И» воздух не встречает преграду, звук можно
произносить долго, можно петь, губы растягиваются, воздух проходит в
более узкую щель, чем при произнесении звуков «А», «О».
Что такое звук?
Что такое буква?
2. Фонетическая зарядка.
Как кричит осёл? (и-а, и-а)
Как кричит лошадь? (и-го-го)
3. Чистоговорки, языколомки, скороговорки со звуком «И».
Индюку и лучший друг
Скажет честно: «Ты-индюк!»
Индюк из города идёт,
Игрушку новую везёт.
Игрушку не простую-
Индюшку расписную.
4. Определение места звука «И» в слове. (работа по карточкам)
В какой позиции слышен звук «И» в словах?
грабли, пила, ослик, кино, икра, игра, слива, иволга, аист, мир, кефир.
5. Подбор родственных слов.
Слова: игра, игрушка, игрушечный, игривый, игрун – похожи на одно
слово «Играть», это - семья слов, это - родственные слова.
Закончите предложение подходящим словом из этой семьи родственных
слов.
Словесная игра «Доскажи словечко»:
Знает наша детвора:
Прятки – лучшая … (игра)!
Всех ребят хотим собрать,
В прятки будем мы …(играть)!
Наш щенок такой шалун,
Забияка и … (игрун)!
Мой котёнок шаловливый,
Очень ласковый, … (игривый)!
У малышки – погремушка,
Очень шумная … (игрушка)!
6. Знакомство с буквой «И».
а) Показ буквы.
б) Сколько элементов в букве?
в) Прорисовывание буквы в воздухе.
Физкультминутка.
Дети маршируют на месте. На звук «А» останавливаются, на звук «У» приседают,
на звук «И» хлопают в ладоши.
7. Логопед: Звуки иногда дружат. Если дружат одни гласные – то получается слияние, а если гласный звук дружит с согласным – слог. Давайте послушаем, что получится, когда дружат согласный и гласный «МА», «КУ», «НЭ» согласные в этих случаях звучат твёрдо, потому что гласные с которыми они дружат – сердитые, строгие. Когда же согласные дружат со звуком «И», то они становятся мягкими, потому что звук «И» - добрый: «МИ», «ЛИ», «НИ».
Обозначаются мягкие согласные фишками зелёного цвета.
8. Анализ и синтез слогов.
Логопед произносит слоги с мягкими и твёрдыми согласными, дети
выкладывают слоги в кассах, отмечают их фишками.
Сколько звуков? - Какой первый звук? - Какой второй звук?
9. Упражнение «Трансформация слогов».
В слоге «КА» заменить согласный звук «К» на согласный звук «М».
В слоге «ВО» заменить гласный звук «О» на гласный звук «И».
Проверить фишки.
10. Дидактическая игра «Найди свой домик».
У детей карточки со слогами, их нужно разместить в домики: мягкие –
с зелёной крышей, твёрдые – с синей.
11. Микрорассказ для определения количества слов в предложении.
«В лесу».
Зина и Зоя гуляли в лесу. Они искали землянику. Но вот они заметили змею.
Девочки испугались змеи.
Составить схему последнего предложения.
12. Работа в тетради.
13. Итог занятия.
Цель: дать понятие о звуке и звуковой культуре слова, развивать фонематический слух, учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный, развивать мелкую моторику.Оборудование: ширма, три листа бумаги, ножницы, мяч, книга, картинки (индюк, утюг, утка, автобус, осень, облако, петух, кот, дым, лист, шкаф, кирпич).
Ход занятия:
1. Оргмомент. Игра «Послушай и отгадай»
Логопед предлагает детям закрыть глаза и отгадать, что он делает:
Шелестит бумагой,
Хлопает в ладоши,
Режет бумагу,
Рвет бумагу,
играет мячом,
листает книгу
Л: Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?
Д: Мы слышали звуки.
2. Знакомство с понятием звук. «Путешествие в древние времена» .
Л: Давным – давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных, но говорить не умели. В одном племени жила девочка по имени Таффи. Она была очень любознательная, внимательная, умная. Таффи гуляла по лугам и лесам, прислушивалась к разным звукам. По звуку она могла определить животное:
Ч – ч – ч – это стрекочет кузнечик,
Ы – ы – ы – ревет медведь,
И – и – и – ржет лошадь,
Р – р – р – рычит тигр.
Л: Ребята, а как шипит змея? (ш – ш – ш)
Как воет волк? (у – у – у)
Как звенит комар? (з – з – з)
Как жужжит жук? (ж – ж – ж)
Таффи повторяла услышанные звуки, училась соединять их: шшшуууумммм, дддыыыммм. У нее стали получаться слова. Значит из чего состоят слова?
Д: слова состоят из звуков.
Л: чтобы услышать звуки в слове, надо произнести слово протяжно.
Л: У Таффи была волшебная палочка. Она играла с ней. Как только палочка касалась предмета, слово протяжно звучало: жжжууукккк. Вот эта палочка (указка). Давайте и мы так поиграем.
Вы молчите, я молчу,
И палочка молчит.
Предмета палочка коснется –
Сразу слово зазвучит.
Логопед выставляет картинки: волк, мак, лиса и т.д. Дети упражняются в протяжном произнесении слов. Логопед спрашивает, какие звуки услышали.
Л: Вместо звука Таффи рисовала палочкой на песке кружочек
Слово жук она написала так:
И мы с вами будем обозначать звуки кружочками.
3. Физминутка.
Перед нами луг широкий,
А над нами лес высокий.
А над нами сосны, ели
Головами зашумели.
Грянул гром (хлопок)
Побежали быстро в дом.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга.
4. Выделение начального гласного и конечного согласного в слове.
Л: У девочки Таффи был друг Дракоша – Звукоедик. Его так звали потому, что он любил проглатывать звуки в словах. Какой звук он потерял в начале слова?
Логопед выставляет поочереди картинки на доску.
… ндюк, …тюг, …тка, …втобус, …сень, …блако.
Л: А какой последний звук в словах съел Дракоша?
Пету…, ко…, ды…, лис…, шка…, кирпи….
5.Закрепление понятия звук. Игра «Узнай слово».
Л: Из чего состоят слова?
Д: Слова состоят из звуков.
Л: Таффи соединяла звуки в слова и произносила их протяжно. Попробуйте узнать, какие слова у нее получились?
Сссоооккк
Ннноооссс
Л: какие звуки мы услышали в этих словах?
6. Итог занятия.
Л: Произнося слово протяжно и внимательно прислушиваясь, вы научитесь слышать все звуки в слове.
Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Цель : познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные)
Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком И, рабочие тетради Елена Астафьева: «Играем, читаем, пишем» 1 част, неваляшки, ручки, цветные карандаши,
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Ребята, на прошлом занятии, какой мы проходили звук? (звук [а]) Так, поиграем - сядет тот, кто назовет любое слово со звуком [а].
2. Основная часть .
Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла. Её зовут Уля. На какой звук начинается ее имя? (звук [у]) Уля приготовила для вас задание. Слушайте внимательно.
Знакомство со звуком [у]:
Ребята, посмотрите у нас есть картинки: утка, ухо, удочка. Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах? (звук [у])
Характеристика звука [у]:
Ребята, давайте Уле поможем произнести звук [у].
Когда мы произносим звук [У], то:
губки вытянуты вперед трубочкой - "Губы трубочкой потянем и нисколько не устанем".
зубки не смыкаются;
звук можно петь, тянуть – ууууу
воздух свободно выходит изо рта.
Какой это звук? (гласный) Почему так решили? (гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград)
Фонетические упражнения:
а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:
волк воет: уууууууууу.
поезд едет: уууууууууу.
б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:
поезд приближается: ууууУУУУУУ.
поезд удаляется: УУУУууууу.
в) произнести самостоятельно звук [у] отрывисто столько раз, сколько прохлопает Рома (ответы детей) Я вам предлагаю научиться печатать букву У
1. Игровое упражнение «Свое место»
Цель: учить находить место звука в слове; нарисовать картинки со звуком, определить его место слове, прописывать букву.
2. Игровое упражнение «Буква потерялась»
Цели: закрепляем знания о букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Графический диктант»
Цель: развивать зрительную память
Ход игры: продолжить по образцу
4. Упражнение «Дорисуй картину»
Цель: учить находить изображение буквы у обводить по точкам картинки.
5. Игра «Собери грибы в корзинку»
Цели. Закрепляем названия грибов: подосиновик (красный гриб, сыроежка, боровик (белый гриб, мухомор. Учим узнавать эти грибы в контурном изображении, закрепляем понятия: съедобные и несъедобные грибы. Тренируем ребенка в определении звука У и его места в слове.
Ход игры. Ребенок называет грибы, нарисованные на картинке; находит и называет лишний гриб; объясняет, почему он лишний (мухомор - несъедобный гриб). Стрелками от грибов к корзинке ребенок указывает, какие грибы можно собирать; раскрашивает грибы и корзину. Можно предложить ребенку нарисовать в корзине и назвать другие съедобные грибы.
Ребенок указывает и называет гриб, в названии которого есть звук [у]; определяет место этого звука в слове (мухомор - [у] в середине слова). Предлагаем ребенку вспомнить, в названиях еще каких грибов есть [у]; определить место этого звука в каждом названии (горькушка, груздь, волнушка); сказать, какие это грибы (съедобные).
6. Игровое упражнение «Кто как кричит?»
Цели. Учим ребенка звуковому анализу и синтезу слов Ау и Уа. Учим писать («печатать») эти слова и составлять их звуковую схему.
Ход игры. Ребенок рассматривает картинки, определяет, что кричит каждый из нарисованных детей.
Производим звуковой анализ слова Ау.
Выкладываем слово из разрезной азбуки (если занятие проходит в группе - выкладываем, затем пишем на доске). Под словом выкладываем его звуковую схему (рядом два красных квадрата, обозначающих гласные звуки). Аналогично выполняются задания со словом Уа.
Ребенок обводит по точкам буквы под картинками; произносит слова, которые должны быть написаны под каждой картинкой (Ау, Уа); дописывает их самостоятельно; под словами рисует их звуковые схемы; раскрашивает картинки.
7. Игра «Обведи правильно написанную букву»
Цели. Закрепляем образ буквы Уу. Учим ребенка узнавать знакомую букву, написанную точками. Учим комментировать процесс написания буквы.
Ход игры. Ребенок выбирает и обводит по точкам правильно написанную букву, называет ее и самостоятельно пишет в пустых клетках, одновременно комментируя процесс написания.
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-82358-1527873886.jpg)
Публикации по теме:
Цели занятия: коррекционно-образовательные: - дать детям понятие о механизме образования звука (Ц с опорой на различные виды контроля;.
Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный и твердый звук [Ц]. Буква «Ц» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный, твердый звук [Ц]. Буква (Ц)» Цель: Познакомить со звуком [Ц] буквой (Ц). Задачи: Закрепить.
Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук [Р]-[Р’]. Буква Р» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук Р (Р’). Буква Р» Цель: Познакомить со звуком{ Ри Р`} и буквой (Р,р). Задачи: Закрепить.
Конспект занятия по обучению грамоте «В гостях у сказки». Звук [C] и буква С» Возрастная группа: подготовительная Форма НОД: занятие Форма организации: подгрупповая Программные задачи: 1. Коррекционно-образовательные:.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [ц]» Конспект занятия в подготовительной по обучению грамоте «Звук и буква Ц» Звук и буква Ц. Подготовила учитель-логопед:Веселова Т. В. Цели:.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №63 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Конспект организованной образовательной деятельности
Образовательная область: речевое развитие
Тема: мир= звуков
по обучению грамоте
Воспитатель: Вилкова Гульнара Амировна
Уфа – 2017
Тема: Формирование представления о звуках: гласных и согласных
«В мире звуков»
Интеграция: познавательное развитие
Цель:
Закрепление знаний детей о гласных звуках А, О, У, И, Э, Ы и согласных звуков, формирование умения различать гласны от согласных звуков.
Задачи:
Образовательные:
Формировать умениедетей определять позиции звука в слове (в начале, середине, в конце).
Проводить слоговой, звуковой анализ слова.
Развивающие:
Совершенствовать фонематический слух, продолжать развивать слуховое внимание.
Фиксировать зрительное внимание на звуковые свойства предметов.
Формировать мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитание активности, инициативы.
Продолжать формировать навыки самоконтроля.
Средства:
Символы гласных и согласных звуков; пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека; звуковые кассы и подручные материалы, ИКТ.
Ход занятия:
Орг. момент
Психогимнастика. Перед детьми демонстрируются пиктограммы, изображающиеся разные эмоции. Предложить детям попытаться повторить, изобразить и эмоционально разрядить обстановку, и настроить к занатию.
Сообщение темы занятия
Сегодня мы будем слушать, узнавать и знакомиться со звуками.
Развитие слухового внимания.
Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки (игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумаги, постукивание молотком). Отгадывание детьми источников звука, исходящих из ширмы. Значит, звук – это то, что звучит. Мы с вами говорим, произносим звуки, а животные – издают звуки. А, сейчас я проверю, кто внимательно слушал: мы с вами произносим буквы или звуки? Звук – звучит, а буква – молчит. Буква – это обозначение звука.
Дифференциация гласных звуков от согласных.
Жили-были гласные звуки и согласные. Какие гласные звуки вы знаете? (а, о, у, и, ы, э) В каком замке они живут? (В красном замке) Каким квадратиком вы их обозначаете? (Красным) Почему их называют гласными звуками? (Их можно тянуть, петь) А какие звуки называются согласными? (Которые не поются, не тянутся) Например, какие согласные звуки вы знаете? Согласные звуки какими бывают? (Твердыми и мягкими; звонкими и глухими) Как отличить звонкий звук от глухого? (Приложить руку к горлышку и горлышко задрожит) В каком замке живет согласный твердый звук? (В синем) И каким квадратиком обозначаем? (Синим) В каком замке живет согласный мягкий звук? (В зеленом) И каким квадратиком обозначаем согласный мягкий звук? (Зеленым)
Физ.минутка «Аист»
Выделение звука А, У, Э на слух. Игра «Поймай звук в слове»
И – ромашка, игра, сумка, машина
А – автобус, икра, мак, услышав заданный звук, дети хлопают в ладоши.
У – рука, стол, стул, утка.
Игра «один-много».
Я буду говорить про один предмет, а вы про много: уж - ужи, оса - осы, игра -игры, апельсин – апельсины, этаж – этажи.
Определение звука в начале, середине и в конце. Игра «Где звук?»
Звук О: оса, коза, облако.
Звук И: ива, йогурт, ирис.
Звук А: арбуз, рак, груша.
Определение количество слогов и их последовательности, значение слогообразующей функции гласного звука.
Если я назову часть слово, поймете ли вы, что я хотела сказать: (Лимон) «Мон»?! Если только вторую часть слово: «Ли». Если соединить две части то, какое слово получится? «Лимон» Какой первый слог? Какой второй слог? Следующий слог «Ка», первая часть слово «Гор» (Горка). Можно ли переставлять слоги в словах? Слоги в слове, как кирпичики в стене – нет одного, и стена нарушена. Как же узнать, сколько слогов в слове? Можно отхлопать, определить шагом, прыжками, опусканием подбородка. А, еще помогут определить нам количество слогов в слове гласные звуки. Запомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Пальчиковая гимнастика «Мышонок».
Слого-буквенный анализ слов – слово «Чаша».