Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза. Характеристика Катерины ("Гроза", Островский) Образ екатерины в поэме гроза

» Островского как раз благодаря образу Катерины выделяется из множества его пьес. В драматургии очень сложно найти действительно «живого» положительного героя. У автора, как правило, довольно много красок для персонажей отрицательных, а вот хорошие всегда изображаются «типичными». Возможно, это причина того, что действительно в этом мире доброго так мало.

Катерина является главной героиней драмы Островского, единственным хорошим в «темном царстве» мещанства, которое её окружает. Основным отличием Катерины от тех людей, к которым она попала в ловушку после замужества – это стремление летать. Но, увы, выход из ловушки есть не всегда, а для Кати он был единственный.

О детстве и отрочестве Катерины мы узнаём из её слов. Девочка росла без хорошего образования, проживая в деревне с матерью. Её детство было безоблачным, радостным. Катя вставала рано, затем поливала цветы и ходила в церковь с матерью. Таким образом, Катерина росла романтичной, счастливой, страстно любящей девушкой.

Все, что её окружало – природа, церковь, солнце, свой дом, и даже тех нищих, которым она всё время помогала – она любила. Но её особенностью было то, что жила она в мире своих мечтаний. Она выбирала исключительно то, что не могло противоречить её натуре, все остальное она не замечала. Но если все-таки на своём пути она встречала противоречивое её идеалам, тут же в ней начинала проявляться непокорная и очень упрямая натура.

Жизнь Кати довольно сильно изменилась после замужества. Из того радостного мира, который позволял ей жить воедино вместе с природой, Катя попала в жизнь, наполненную обмана и жестокости. И дело, скорее всего, не в замужестве с Тихоном вопреки своей воли. Дело в том, что она потеряла прежнюю жизнь, беспощадно отняли. А ведь она создала её для себя. Что же остаётся делать, терпеть и мечтать? Нет, так как жить своими мыслями сил уже нет.

Катерина полюбила Бориса, который даже с ней не разговаривал. Почему так? Скорее всего, эта любовь и была тем чистым чувством, которое не давало окончательно зачахнуть девушке, это была ее единственная поддержка. Катерина знала, что это грех, но жить по-прежнему было невозможно. В жертву свободе девушка принесла чистоту своей совести.

Этот было тяжким камнем на её сердце. Катерина стала сильно боятся надвигающейся грозы, так как считает её наказанием за то, что она совершила. Она начала боятся её с того времени, как стала думать o Борисе. Даже мысль o любви человеку постороннему является грехом для её чистой души.

Катерина уже не может жить дальше с этим грехом, и что бы от него избавиться, хотя бы частично, она уходит из жизни. Добролюбов характеризовал Катерину как «решительную, русскую». Решительную, потому что она не побоялась смерти ради своего спасения от угрызений совести. Русскую, потому что кто как не русская женщина способна так любить, при этом оставаясь собой, свободной, не рабом.


Пьеса «Гроза» А. Н. Островского была опубликована 1860 году. В России назревала революционная ситуация, время было достаточно сложным. Летом 1856 года писатель путешествовал по Волге. В пьесе он передал свои впечатления от этой поездки, однако не описывал конкретные города и лица, а изобразил обобщенные, но глубоко типичные картины жизни на Руси.

Вообще, Островский считается настоящим «певцом купеческого быта». Он является автором многочисленных пьес, центральной темой которых стало изображение купеческого мира второй половины XIX века.

Драма характеризуется тем, что в основе ее лежит неразрешимый конфликт, который приводит к смерти главной героини. Конфликт возникает между Катериной Кабановой и «темным царством» купеческого мира, которое представлено в лице Кабанихи и ее окружения. Катерина совершает самоубийство – поступок, который принято считать проявлением трусости и слабости характера. Хотелось бы разобраться в этом вопросе поподробнее.

Итак, Катерина Кабанова – главная героиня пьесы «Гроза», жена Тихона и невестка Кабанихи. Образ Катерины наделен сильным характером и представляет собой личность, просыпающуюся в патриархальных условиях. Истоки характера Катерины скрываются в условиях ее жизни до замужества. Рассказывая о девичестве героини, автор рисует патриархальный мир в его идеальном проявлении. Главное в этом мире – огромное и взаимное чувство любви.

В родительском доме Катерины царили те же порядки, что и в доме Кабанихи. Но там Катерина занимала положение любимой доченьки, а в доме у Кабанихи – подчиненной невестки. Поэтому в девичестве Катерина не знала принуждения и насилия, с которыми ей довелось столкнуться после замужества. Для нее патриархальная гармония семейной жизни является нравственным идеалом, но в доме мужа она не находит этой гармонии. Замуж Катерину выдали совсем юной, так решили ее родители, и она покорно подчинилась их воле, ведь таков обычай. Но это было подчинение с любовью и уважением, а, попав в дом к свекрови, Катерина с удивлением обнаружила, что уважать здесь некого. Спустя какое-то время, в ее душе начинает формироваться новый взгляд на жизнь, иное отношение к людям и к самой себе. Это проявляется в ее первом самостоятельном выборе – страстной любви к Борису. Катерина религиозна и проснувшееся сильное чувство пугает ее. Она воспринимает эту любовь как страшный грех, всячески сопротивляясь ей. Но героине не хватает поддержки и внутренних сил. В душе Катерины нарастает страшная гроза. «Грешная» любовь разгорелась в ней с невероятной силой, стремление к воле росло с каждым днем, но и религиозный страх тоже становился все сильнее. Катерина не смогла больше противиться страсти и изменила мужу, а затем прилюдно созналась в своем грехе, не надеясь на прощение. Именно отсутствие надежды толкнуло героиню к еще большему греху – самоубийству. Любовь к Борису она не могла примирить с требованиями своей совести, а мысль о возвращении в домашнюю тюрьму, куда заточила ее Кабаниха, вызывала физическое отвращение. Безвыходность такого положения привела Катерину к погибели.

Образ Катерины олицетворяет собой душевную красоту и нравственную чистоту русской женщины. В одной из своих статей А. Н. Добролюбов писал об этой героине, называя ее «лучом света в темном царстве». Катерина поразительно естественна, проста и искренна. В пьесе неоднократно упоминается образ вольной птицы. Действительно, героиня напоминает птицу, которую заперли в железной клетке. Она стремится на свободу, поскольку жить в неволе стало просто невыносимо. На мой взгляд, ее самоубийство – это скорее протест против «темного царства» и самоотверженное стремление к свободе, чем слабость характера, хотя существуют и другие точки зрения.

Обновлено: 2012-08-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

2. Образ Катерины в пьесе «Гроза»

Катерина – одинокая молодая женщина, которой не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности узнать его внутреннюю суть, считает его человеком другого мира. В ее воображении Борис представляется прекрасным принцем, который увезет ее из “темного царства” в сказочный мир, существующий в ее снах.

По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры. Катерина - молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери.. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи.

В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа.. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Кабанихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. ". Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона.

Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины. Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится, наконец, покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом "темного царства". Все это и явилось причиной трагедии Катерины.

".Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь. Положение стало безвыходным - Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель - результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства.

Катерина, грустная и веселая, уступчивая и строптивая, мечтательная, подавленная и гордая. Такие различные душевные состояния объясняются естественностью каждого душевного движения этой одновременно сдержанной и порывистой натуры, сила которой состоит в способности всегда быть самой собою. Катерина и осталась верна самой себе, то есть изменить саму сущность своего характера так и не смогла.

Я думаю, что самая важная черта характера Катерины – честность перед собой, мужем, окружающим ее миром; это ее нежелание жить во лжи. Она не хочет и не может хитрить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили героиню сказать правду. “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!” – так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы жить – не для нее. Жить – это значит быть самой собою. Ее самая дорогая ценность – это личная свобода, свобода души.

С таким характером не могла Катерина после измены мужу оставаться в его доме, вернуться к однообразно-тоскливой жизни, выносить постоянные упреки и “нравоучения” Кабанихи, потерять свободу. Но любому терпению приходит конец. Катерине трудно находиться там, где ее не понимают, унижают и оскорбляют ее человеческое достоинство, игнорируют ее чувства и желания. Перед смертью она говорит: “Что домой, что в могилу – все равно... В могиле лучше...” Ей не смерть желанна, а жизнь невыносима.

Катерина – человек глубоко религиозный и богобоязненный. Так как согласно христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно совершив его, она показала не слабость, а силу характера. Ее смерть – вызов “темной силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья.

Гибель Катерины - это результат столкновения двух исторических эпох.Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца "темного царства".Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века.

Драма “Гроза” Островского как раз благодаря образу Катерины выделяется из множества его пьес. В драматургии очень сложно найти действительно “живого” положительного героя. У автора, как правило, довольно много красок для персонажей отрицательных, а вот хорошие всегда изображаются “типичными”. Возможно, это причина того, что действительно в этом мире доброго так мало. Катерина является главной героиней драмы Островского, единственным хорошим в “темном царстве” мещанства, которое ее окружает. Основным отличием Катерины

От тех людей, к которым она попала в ловушку после замужества – это стремление летать. Но, увы, выход из ловушки есть не всегда, а для Кати он был единственный.

О детстве и отрочестве Катерины мы узнаем из ее слов. Девочка росла без хорошего образования, проживая в деревне с матерью. Ее детство было безоблачным, радостным. Катя вставала рано, затем поливала цветы и ходила в церковь с матерью. Таким образом, Катерина росла романтичной, счастливой, страстно любящей девушкой. Все, что ее окружало – природа, церковь, солнце, свой дом, и даже тех нищих, которым она все время помогала – она любила. Но ее особенностью

Было то, что жила она в мире своих мечтаний. Она выбирала исключительно то, что не могло противоречить ее натуре, все остальное она не замечала. Но если все-таки на своем пути она встречала противоречивое ее идеалам, тут же в ней начинала проявляться непокорная и очень упрямая натура. (Художественные особенности)

Жизнь Кати довольно сильно изменилась после замужества. Из того радостного мира, который позволял ей жить воедино вместе с природой, Катя попала в жизнь, наполненную обмана и жестокости. И дело, скорее всего, не в замужестве с Тихоном вопреки своей воли. Дело в том, что она потеряла прежнюю жизнь, беспощадно отняли. А ведь она создала ее для себя. Что же остается делать, терпеть и мечтать? Нет, так как жить своими мыслями сил уже нет.

Катерина полюбила Бориса, который даже с ней не разговаривал. Почему так? Скорее всего, эта любовь и была тем чистым чувством, которое не давало окончательно зачахнуть девушке, это была ее единственная поддержка. Катерина знала, что это грех, но жить по-прежнему было невозможно. В жертву свободе девушка принесла чистоту своей совести.

Этот было тяжким камнем на ее сердце. Катерина стала сильно боятся надвигающейся грозы, так как считает ее наказанием за то, что она совершила. Она начала боятся ее с того времени, как стала думать o Борисе. Даже мысль o любви человеку постороннему является грехом для ее чистой души.

Катерина уже не может жить дальше с этим грехом, и что бы от него избавиться, хотя бы частично, она уходит из жизни. Добролюбов характеризовал Катерину как “решительную, русскую”. Решительную, потому что она не побоялась смерти ради своего спасения от угрызений совести. Русскую, потому что кто как не русская женщина способна так любить, при этом оставаясь собой, свободной, не рабом.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Начало XIX века. Город Калинов, стоящий на крутом берегу Волги. В первом действии пьесы читатель видит общественный городской сад. Здесь...
  2. Великое произведение горького, которое стало известным на весь мир, было создано в 1902 году. Мыслями о человеческом бытие страдали многие...
  3. Отличительная особенность раннего стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» – его двойная датировка. Стихотворение было написано поэтом в 1828 году...
  4. Запал багровый день. Над тусклою водой Зарницы синие трепещут беглой дрожью. Шуршит глухая степь сухим быльем и рожью, Вся млеет...

По одной из версий, во время написания « » Островский был влюблен в одну из актрис Малого театра. Звали ее Любовь Косицкая. Она была замужем и не могла ответить автору взаимностью. В дальнейшем, Косицына сыграла роль Катерины и, возможно, словами литературного произведения предсказывала свою судьбу. Стоит отметить, что актриса в какой-то мере повторила судьбу своей героини, рано уйдя из жизни.

Образ Катерины собрал в себе все бесправие русской женщины той эпохи. Нужно сказать, что в 19 веке российские женщины не имели практически никаких прав. Львиная доля браков заключалась исключительно из расчета личной выгоды или получения высокого чина. Молоденькие девушки были вынуждены выходить замуж за мужчин преклонного возраста только по тому, что они были богаты или почитались в высоком обществе. Института развода не существовало вовсе. В духе именно таких традиций Катерина была выдана замуж за купеческого сына . Замужество стало для девушки настоящим адом, ведь она попала в «темное царство», где правила тирания и ложь.

Немаловажное место в образе в Катерины занимает описание ее детства. Она была дочерью зажиточного купца. Детство Катеньки было веселым и беззаботным. Она могла заниматься любимыми делами, и никто не мог упрекнуть ее в этом. Катерина с самого рождения была окружена материнской любовью. Маленькую Катю наряжали словно куклу.

Еще с детства Катерина очень увлеклась церковью. Она часто посещала церковные службы, получая от этого душевное удовольствие. Именно это увлечение церковью сыграло с Катериной злую шутку, потому что именно в церкви ее заприметил Борис и сразу же полюбил.

Родительское воспитание раскрыло в характере девушки лучшие черты русской души. Катерина была чувственным, открытым и добрым человеком. Она не умела и не хотела обманывать. В один момент вся эта чистота и забота родительского дома сменились на дом Кабановых, где человеческие отношения строились на страхе и безоговорочном повиновении.

Каждый день девушка терпела унижения со стороны своей свекрови. Ни кто, даже муж, не может ее защитить и поддержать, все думают о том, как не попасть в немилость .

Катерина пыталась относиться к свекрови, как к любимой матери, но ее чувства не были ни кому нужны. Эта атмосфера постепенно «убивает» в девушке ее жизнерадостный характер. Она увядает словно цветок. Но сильный характер девушке не дает ей увянуть совсем. Катерина восстает против этой деспотии. Она становится единственным героем произведения, который готов бороться за свою жизнь, свои чувства.

Протест Катерины вылился в ее любви к Борису. Конечно же, за этот поступок девушка корит себя. Она понимает, что нарушила божью заповедь и обманула мужа. Катерина не может с этим жить. Она открыто заявляет о своем поступке. После этого Катерина испытывает страшные душевные страдания, она не может найти себе места. Тихон не может поддержать свою супругу, ведь опасается проклятий матери. Борис также отворачивается от девушки. Не выдержав этих страданий, Катерина бросается с обрыва. Но ее душа осталась все такой же сильной и непокоренной. Только смерть позволила ей вырваться из этого «темного царства».

Поступок Катерины был не напрасным. Тихон обвинил свою мать в смерти своей жены. Варвара, не выдержав самодурства Кабанихи, сбежала с Кудряшом из дома матери. Катерина смогла разрушить это царство вечной тирании, пусть даже ценой собственной жизни.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...