Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Типы кораблей: минный тральщик, миноносец, крейсер, эсминец, линкор (1850—1945 г.). Фрегаты и эскортные корабли

На вопрос Чем отличаются фрегат, тральщик, миноносец и эсминец. Кто из них крупней и кто дороже? заданный автором Просьба лучший ответ это Тральщик - это судно, предназначенное для обнаружения и уничтожения мин. Обычно небольшие (водоизмещение от нескольких сот до 1000 т) , слабо вооружённые или вообще не вооружённые. Из всего перечисленного вами самые маленькие и дешёвые.
Фрегат - в настоящее время за рубежом один из основных классов боевых кораблей водоизмещением примерно 3-5 тыс. т. Предназначен для противолодочной (ПЛО) и противовоздушной (ПВО) обороны, в меньшей мере - для уничтожения кораблей противника. Однако из-за небольшого водоизмещения обычно не способен одинаково хорошо выполнять все три функции и специализируется на чём-нибудь одном (как правило, на ПЛО) .
Вообще-то термин очень многозначный. Исторически этим термином обозначали множество самых разных классов кораблей. В парусных флотах - второй по силе корабль после линейного. В годы Второй мировой войны (в Англии) - небольшой тихоходный эсминец (1000 т и менее) , предназначенный для проводки конвоев. В США с 1950-х до 1975 года так называлось большинство кораблей, оснащённых ракетным оружием (кроме переоборудованных артиллерийских крейсеров и крейсера «Лонг Бич») . Водоизмещение американского фрегата этого периода - от 3 до 11 тыс. т. В России после ухода в небытие парусных флотов фрегатов отродясь не было (точнее, не было такой классификационной единицы - фрегат) , но по размерам и функциям современным фрегатам соответствует российский сторожевой корабль.
Стоимость современного фрегата - несколько сот миллионов баксов.
Миноносец - это русский термин, обозначающий небольшой корабль конца XIX - начала XX в. , предназначенный для атаки вражеских кораблей торпедами. Со временем миноносцы стали достаточно мореходными (то есть большими) и быстроходными, чтобы действовать в составе эскадры. Такие миноносцы стали называться эскадренными миноносцами или сокращённо «эсминцами» . В настоящее время русский термин «миноносец» имеет чисто историческое значение, зато есть довольно обширный класс кораблей, называемый эсминцами. По-английски же и то и другое называется «destroyer» (разрушитель, уничтожитель) .
Эсминец - в настоящее время самый крупный (водоизмещение 7-10 тыс. т) из основных боевых кораблей, за исключением авианосцев и ещё сохранившихся кое-где (в России и США) крейсеров. Основные функции - ПВО, ПЛО, ударные (уничтожение кораблей противника) , артиллерийская поддержка десантных операций. На то, чтобы одинаково хорошо выполнять все четыре функции, опять же, не хватает водоизмещения, поэтому бывают специализированные эсминцы (ПВО, ПЛО) , а бывают эсминцы с претензией на универсальность. Например, лучший современный эсминец, американский «Бёрк» , хорошо справляется с ПВО и ПЛО, с остальным послабее. Российские эсминцы проекта 956 имеют монструозные ударные и артиллерийские возможности, хорошую ПВО, но откровенно никакую ПЛО.
Стоимость современного эсминца типа «Бёрк» - 1-2 млрд. баксов.
До 1950-х годов эсминцами называли самые хиленькие артиллерийские корабли водоизмещением 1-3 тыс. т с пушками 76-127 мм. Основные их функции - ПВО и ПЛО. Также атака противника торпедами, но после Первой мировой войны это уже не практиковалось. По мере схода с исторической арены артиллерийских кораблей эсминцы пошли в гору. В 1975 году эсминцами стали называть крупные ракетные корабли, у которых не было ПВО средней и большой дальности (а если было, то называли ракетными крейсерами) . Постепенно ракетные крейсера стали сходить с исторической арены, а их место заняли эсминцы.
Отдельная история - японские эсминцы-вертолётоносцы. Японцы, дабы не смущать пацифистски настроенную общественность и не произносить слово «авианосец» , любой свой вёртолётоносец называют эсминцем-вертолётоносцем.
Лариса Крушельницкая
Гений
(53139)
Самый первый наш БПК (проект 61, 1962 г.) имел водоизмещение 4,3 тыс. т, и НАТО классифицировала его как фрегат, что было близко к истине. В то же время, модернизация этого проекта (проект 61Э) водоизмещением 5 тыс.т. сейчас состоит на вооружении индийского флота и его там классифицируют как эсминец. Это, как мне кажется, не совсем правильно, это где-то на границе между фрегатами и эсминцами.
Дальше водоизмещение наших БПК росло. Скажем БПК проекта 1155 имеет полное водоизмещение 7,5 тыс. т. и это уже 100%-ный противолодочный эсминец. Сейчас категории «фрегат» примерно соответствует наш сторожевой корабль.
В СССР и потом в России корабли делились на две большие группы - ударные и противолодочные.
Классификация была такая: Ударные: ракетный крейсер - большой ракетный корабль - малый ракетный корабль - ракетный катер.
Противолодочные: противолодочный крейсер (это крейсер-вертолётоносец) - БПК - сторожевой корабль - малый противолодочный корабль.

Ответ от Евровидение [эксперт]
фрегат дороже


Ответ от Микаело мен [гуру]
ты сравниваешь извини жопу с пальцем... эсминец больше в 3 раза любого другого


Ответ от Кот Обормот [гуру]
Тральщиком можно назначить любую шаланду, с мотором - не жалко!..
Эсминец - это тяжёлый корабль...тяжелее только полные танкеры и авианосцы...

В последние годы в состав Военно-Морского Флота России вошло много новейших кораблей. В основном это фрегаты и корветы, построенные с применением стелс-технологий.

Фрегаты проекта 22350

Новейшие российские фрегаты проекта 22350 способны выполнять широкий спектр задач. Фрегаты несут мощное ударное вооружение, представленное 16 ракетами П-800 «Оникс» и «Калибр». Также корабли имеют сильную ПВО, по крайней мере для данного класса кораблей.

Фрегат проекта 22350

Корабли относится к первому рангу — высшему рангу боевых кораблей во флоте России. Корпус фрегата длиной 135 м и шириной 16 м сделан по стелс-технологии с длинным полубаком (для невидимости на чужих радарах). Осадка 4,5 м. Малая осадка позволяет кораблю действовать в мелководных заливах и устьях крупных рек. В теории, корабли проекта способны проходить по речным судоходным каналам западной части России (по судоходным стандартам минимальная глубина российских каналов и речных путей в целом, 4,5 метра).

Полное водоизмещение 4500 т. Скорость до 30 узлов, при 14-ти узлах корабль проходит 4850 миль. Автономность по продуктам питания 30 дней, рассчитанный на экипаж 180 человек и 20 морских десантников (охраны корабля от диверсантов и штурмовых групп боевых пловцов).

Главная силовая установка ДГТ 2х30 450 л.с. ГТА М7Н1: маршевая ГТУ 8 450 л.с., форсажная ГТУ 22 000 л.с. Боевой корабль имеет транцевую корму. Форштевень острый. Дно двойное.

Электронная «начинка» фрегата и вооружение

Противовоздушное вооружение

Вооружены зенитно-ракетной системой «Полимент-Редут». Система является морской версией , большинство компонентов морской системы схожи с сухопутной.

Ракеты размещаются в установках вертикального пуска, состоящих из модулей по четыре или восемь ячеек каждый. Стелс-фрегаты проекта 22350 имеет восемь ячеек. В ячейке располагается один транспортно-пусковой контейнер с ракетой большой или средней дальности (9М96Е, 9М96Е2) или четыре ракеты малой дальности (9М100).
Для ракет 9М96Е, 9М96Е2 на маршевом участке траектории используется инерционно-командное наведение, на конечном участке - активное радиолокационное самонаведение. Ракета 9М100 малой дальности оснащена инфракрасной головкой самонаведения. Захват цели осуществляется сразу после пуска ракеты.

Скорость перехватываемых целей от 750 м/с до 2800 м/с, что позволяет комплексу эффективно перехватывать сверхзвуковые цели. Комплекс «Полимент-Редут» способен эффективно перехватывать стандартные американские противокорабельные ракеты «Harpoon» на всей траектории полёта.

Также фрегаты имеют зенитно-артиллерийский комплекс «Палаш». предназначен для создания эшелонированной обороны от вражеских противокорабельных ракет. Комплекс устанавливается на корабли водоизмещением более 500 тонн и предназначен для перехвата дозвуковых крылатых ракет, вертолетов, низколетящих самолетов и обстрела малоразмерных морских целей. Также «Палаш» способен вести огонь по береговым целям, поддерживая десант.

Пусковые контейнеры ЗРС «Полимент-Редут»

ЗРС «Полимент-Редут» способен обеспечивать ПВО эскадрам кораблей, портам и объектам, находящимся на побережье. Также комплекс способен выполнять задачи противоракетной обороны.

Максимальная дальность пуска зенитных ракет в 150 км позволяет держать на расстоянии тактическую авиацию противника. Также важным фактором является, что зенитно-ракетная система способна эффективно перехватывать цели на высотах до 10 метров. Такая малая высота перехвата позволяет эффективно перехватывать низколетящие цели, в том числе и ракеты (что очень важно в современной войне, так как в наше время активно используются низколетящие ракеты).

Фрегаты проекта 11356

Российские вооружены зенитно-ракетным комплексом «Штиль-1». Комплекс предназначен для обороны от всех средств воздушного нападения (самолеты, крылатые ракеты и др.). Комплекс включает в себя трехкоординатную радиолокационную станцию. Радар комплекса является общим для всех систем вооружения корабля. Ракеты размещаются в пусковых установках и взлетают при помощи вертикального старта. Вертикальный старт позволяет ракетам атаковать цель на 360 градусов (круговая оборона).

Фрегат проекта 11356

Зенитно-ракетный комплекс «Штиль-1» использует ракету 9М317МЭ. Зенитная управляемая ракета 9М317МЭ является модификацией ракеты 9М317, входящую в состав зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1». Комплекс способен поражать цели от 2,5 км до 50 км по дальности. Минимальная высота поражения ЗРК «Штиль-1» составляет 5 метров. Такая малая высота позволяет комплексу поражать низколетящие противокорабельные ракеты, атакующие корабль или эскадру, в состав которой входит корабль.

Фрегат также способен прикрывать порты и береговые ракетные установки от атак с воздуха. Максимальная высота поражения составляет 15 км. Большинство современных многоцелевых истребителей и тактических бомбардировщиков имеют практический потолок в пределах 15-19 км. Таким образом, для ЗРК «Штиль-1» по высоте досягаемы почти все воздушные цели.

Также фрегаты имеют две шестиствольные автоматические зенитные пушки , которые предназначены для уничтожения атакующих дозвуковых противокорабельных ракет. При необходимости, АК-630М способны уничтожать низколетящие самолеты и вертолеты.

Корветы проекта 20380

Новейшие российские стелс- имеют широкий спектр вооружения: противокорабельные ракеты Х-35 «Уран», зенитно-ракетная система «Полимент-Редут», зенитно-ракетный артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Кортик», 2 зенитные артустановки АК-630М, малогабаритный противолодочный комплекс «Пакет-НК», универсальная автоматическая пушка А-190.

Корвет проекта 22380

Перечисленная номенклатура вооружения содержит много зенитных систем. Кроме «Кортика» все системы уже описаны выше. Единственное отличие ЗРС «Полимент-Редут» в том, что на данных корветах четыре ячейки, вместо восьми на фрегатах проекта 22350. Всего построено шесть и строится ещё восемь корветов данного проекта.

Вывод

Морской противовоздушной обороне уделяется большое внимание. Так, даже небольшие корабли, такие как фрегаты и корветы имеют возможность обеспечить достаточную противовоздушную оборону сопровождаемым кораблям в море или обеспечить защиту в пункте базирования. Ракетные крейсера и эсминцы (проектов 1144 «Орлан», 1164 «Атлант», проектов 956 «Сарыч») имеют гораздо большие возможности по ПВО, однако имеют значительно больший тоннаж и стоимость.

/Александр Растегин /

Сижу, пишу новую статью и натыкаюсь на любопытный кусок текста, о котором я совсем забыл:

«Если определение авианесущих, десантных и минно-тральных кораблей не вызывает затруднений благодаря ясности их функциональных задач, то выделение класса эскортных и многоцелевых кораблей и его разграничение «снизу» от боевых катеров неизбежно носит субъективный характер . Сейчас в классе эскортных и многоцелевых кораблей выделяются крейсеры, эскадренные миноносцы, фрегаты и корветы , и границы между этими подклассами крайне неопределенны . Широко известна условная классификация изданий Jane ’s Fighting Ship , считающих боевыми катерами единицы со стандартным водоизмещением до 400 т, корветами - от 400 до 1200 т, фрегатами от 1200 до 4000 т, а всё что выше - эскадренными миноносцами и крейсерами (раньше крейсерами в Jane ’s Fighting Ship полагали корабли стандартным водоизмещениемболее 5000 т). Однако даже эта классификация утрачивает своё значение в связи с тенденцией к росту водоизмещения надводных боевых кораблей и катеров, а самое главное - сплошь и рядом противоречит национальным классификациям большинства флотов мира ».

«Основным типом боевого корабля (эскортного/многоцелевого) дальней морской зоны становится многоцелевой большой фрегат /эскадренный миноносец, а ближней морской зоны - многоцелевой корвет/малый фрегат ».

Источник: Рыбас А. Л., Барабанов М.С. Макиенко А.В., Пухов Р.Н., Военно-техническое сотрудничество России с зарубежными государствами,под редакцией Рыбаса А. Л., Москва, Наука, 2008, 470 с. Процитированные отрывки - Барабанов М.С., сс. 297-298.

Спасибо за внимание.

Нельзя сказать, что после Первой мировой войны англичане вообще не задумывались о проблемах войны будущей, однако их разумные идеи воплощались в металл на удивление неспешно. Например, Адмиралтейство выдало заказ на новые сторожевые и конвойные суда лишь после того, как их предшественники пришли почти в полный упадок, исчерпав свой ресурс. В итоге к моменту нападения Гитлера на Польшу «владычица морей» располагала всего шестью небольшими патрульными кораблями типа «Кингфишер», и еще три аналогичных находились в постройке.

И снова война обрушилась на британский флот, как снег на голову. Вновь, как и в Первую мировую, главной проблемой стали германские подводные лодки. Немногочисленные шлюпы и патрульные корабли никак не могли прикрыть все моря и маршруты в водах великой империи. К тому же для массового производства они не подходили. Шлюпы оказались слишком дорогими, а 102-мм спаренных зенитных установок катастрофически не хватало для других, более крупных кораблей. «Кингфишер» же был слишком мал для океанской службы, а производство турбинных механизмов для него требовало хорошо оборудованных заводов и весьма квалифицированных рабочих. И опять ситуация четвертьвековой давности повторилась почти в точности. На сцене снова появились универсальные эскортные суденышки, носящие названия цветов и оттого опять именуемые типом «Флаузр».

Однако за прошедшие 25 лет возможности Британии заметно снизились. Быстро начать массовую постройку противолодочных судов с мало-мальски современными характеристиками уже не удавалось. Пришлось снизить амбиции и использовать в качестве основы для проекта скромный китобоец «Саузерн Прайд», построенный фирмой «Смите Док». Прочный, но неуклюжий корпус (отношение длины к ширине лишь немногим превышало 5:1) удлинили на 10 м, продлили в корму полубак и расширили мостики и рубки, снабдив их легким противопульным бронированием. Для того чтобы военные моряки могли сохранить силы для боя, внутренние помещения снабдили искусственной вентиляцией и нормальным электрическим освещением, чего были лишены их гражданские коллеги. Это странное создание стало родоначальником нового класса кораблей, ностальгически названных корветами по аналогии со вспомогательными парусниками, «мастерами на все руки» времен Нельсона, Джервиса и Худа.

Несмотря на все попытки сделать из гражданского судна военный корабль, его китобойная родословная проглядывала в огромной для столь небольшого корпуса осадке, делавшей «флауэр» уязвимой целью для торпед (недаром практически все погибшие во время войны стали жертвами именно этого оружия). При аварии или повреждении единственной паровой машины охотник превращался в беспомощную мишень, которая была по зубам даже для артиллерии подводной лодки. Короткий широкий корпус предопределил невысокую скорость корвета, из-за чего он плохо подходил для погони за субмаринами, особенно в открытой Атлантике.

17.Корвет «Кенилворт Квел», Англия, 1943 г.

Построен фирмой «Смите Док». Водоизмещение стандартное 1060 т, полное 1610 т. Длина наибольшая 76,81 м, ширина 11,19 м, осадка 4,15 м. Мощность одновальной паровой установки тройного расширения 2750 л.с., скорость 16,5 узла. Вооружение: одно 102-мм орудие, шесть 20-мм автоматов, реактивный бомбомет «Сквид». Всего в 1943-1945 гг. построено 44 единицы.

18.Патрульный корабль «Кингфишер», Англия, 1936 г.

Построен фирмой «Фзйрфилд». Водоизмещение стандартное 520 т, полное 745 т. Длина наибольшая 74,14 м, ширина 8,08 м, осадка 2,44 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 3600 л.с., скорость 20 узлов. Вооружение: одно 102-мм орудие, 50 глубинных бомб. Всего в 1935-1939 гг. построено девять единиц.

19.Корвет «Анчуза», Англия, 1941 г.

Один из серии кораблей типа «Фпауэр». Построен фирмой «Харленд энд Вопьф». Водоизмещение стандартное 950 т, нормальное 1170 т, полное 1320 т. Длина наибольшая 63,5 м, ширина 10,11 м, осадка 4,35 м. Мощность одновальной паровой установки 2750 л.с., скорость 5 узлов. Вооружение: одно 102-мм орудие, 40 глубинных бомб. Всего в 1940-1944 гг. в Англии и Канаде построено 247 единиц.

20.Фрегат «Фал», Англия, 1943 г.

Один из серии кораблей типа «Ривер». Построен фирмой «Смите Док». Водоизмещение стандартное 1360 т, полное 2080 т. Длина наибольшая 91,84 м, ширина 11,18м, осадка 3,73 м. Мощность двухвальной паровой установки тройного расширения 2750 п.с., скорость 16,5 узла. Вооружение: два 102-мм орудия, четыре 20-мм автомата, реактивный бомбомет «Хеджехог». Всего в 1943-1945 гг. в Англии, Канаде и Австралии построена 131 единица.

Правда, при этом «цветы» обладали такими несомненными достоинствами, как дешевизна, простота в производстве, хорошая маневренность и достаточный запас глубинных бомб. Однако места для установки дополнительного вооружения явно недоставало. Максимум того, что удалось сделать, - с 1942 года устанавливать один 40-мм «пом-пом» и пару-другую легких 20-мм «зрликонов», а также «Хеджехог»- первый реактивный противолодочный бомбомет. Последний оказался не слишком эффективным, но в начале и середине войны считался весьма перспективным видом оружия.

Тем временем все более становилось очевидным, что чисто «китобойный» проект исчерпал свои возможности. И тогда главный инженер все той же фирмы «Смите Док» Уильям Рид разработал новый проект. Предложенный им удлиненный еще на 13 м (при сохранении ширины) корпус с протяженным полубаком и заметно приподнятым форштевнем значительно лучше подходил для действий при сильном волнении. Корветы серии «Касл», получившие названия английских, шотландских и ирландских замков, куда больше напоминали военные корабли, чем их предшественники. Главным их достоинством стала установка новейшего противолодочного оружия - реактивного бомбомета «Сквид».

Залп из трех тяжелых глубинных бомб, взрывавшихся на разной глубине, при накрытии оставлял субмарине немного шансов, в отличие от россыпи мелких бомбочек «Хеджехога», к тому же срабатывавших только при прямом попадании. Недаром «Сквид» оставался основным противолодочным оружием англичан еще довольно долго после окончания войны. И чисто внешне «Касл» имел намного более солидный вид - в основном за счет внушительной решетчатой мачты, несущей поисковый радар и пеленгатор.

Однако при всех своих положительных качествах корветы имели лишь ограниченное применение. Для сопровождения трансатлантических конвоев им недоставало дальности, а продолжительная служба в открытом океане сильно изматывала команду. Не зря практически одновременно с созданием «цветочной» серии Адмиралтейство заказало проект более крупного эскортного судна.

Главными условиями стали максимальная дешевизна и унификация с корветами. Последнее достигалось за счет использования тех же паровых машин тройного расширения, но в удвоенном числе. Также вдвое увеличилось и число 102-миллиметровок. В качестве главного противолодочного оружия установили лучшее, что имелось в 1941 году, - все тот же «Хеджехог». Заметно возрос запас обычных глубинных бомб, достигший полутора сотен.

Так появился еще один класс эскортных кораблей, название которого также возвратилось из эпохи парусного флота, - фрегаты. Первая серия получила обозначение «Ривер» («Река»): все ее единицы несли названия рек Великобритании - страны, в общем-то, реками не богатой. Поскольку число судов приближалось к сотне, «овеществленными» в металле оказались даже совсем небольшие речушки.

Весьма удачные первые фрегаты тем не менее все же не полностью удовлетворяли требованиям моряков. Запас топлива оказался недостаточным, и конструкторам пришлось отказаться от трального оборудования, а также перепроектировать кубрики и кладовки. В результате удалось увеличить вместимость нефтяных танков в 1,5 раза- до 650 т, что позволяло не только пересекать Атлантику без дозаправки, но и вести активный поиск и преследование подводных лодок на большой скорости.

К британским «речкам» вскоре прибавились канадские. Простые в производстве, корабли десятками закладывались на верфях заокеанского доминиона. Канадцы не только добросовестно воспроизвели проект, но и усилили вооружение, заменив одноствольную четырехдюймовку на двухорудийную установку, в дополнение к которой на некоторых фрегатах смонтировали еще и 76-мм зенитку. До конца войны в Канаде построили столько же «риверов», что и в самой Великобритании, а заказ на еще 20 пришлось отменить в связи с окончанием военных действий. Всего же доминион сумел поставить почти половину эскортных кораблей, произведенных за войну в Британской империи, причем зачастую с более сильным вооружением и лучшим оборудованием.

Построен фирмой «Каледон». Водоизмещение стандартное 1435 т, полное 2260 т. Длина наибольшая 93,57 м, ширина 11,76 м, осадка 3,76 м. Мощность двухвальной паровой установки тронного расширении 5500 л.с., скорость 19,5 узла. Вооружение: одно 102-мм орудие, четыре 40-мм автомата, два реактивных бомбомета «Сквид». Всего в 1944-1945 гг. построено 28 единиц.

Построен фирмой «Харленд энд Вольф». Водоизмещение стандартное 1585 т, полное 2420 т. Длина наибольшая 93,7 м, ширина 11,76 м, осадка 3,8 м. Мощность двухвальной паровой установки тройного расширения 5500 л.с., скорость 19,5 узла. Вооружение: четыре 102-мм орудия, четыре 40-мм автомата, реактивный бомбомет «Хеджехог». Всего в 1944-1948 гг. построена 21 единица.

Относился к серии «Хант-4», построен фирмой «Торннкрофт». Водоизмещение стандартное 1180 т, полное 1590 т. Длина наибольшая 90,2 м, ширина 10,15 м, осадка 2,43 м. Мощность двухвальной турбинной установки 19 000 л.с., скорость 25 узлов. Вооружение: шесть 102-мм универсальных орудий, четыре 40-мм и два 20-мм автомата, два бомбомета и бомбосбрасыватель для глубинных бомб. Всего в 1942 г. построено две единицы: «Брекон» и «Бриссеиден».

Надо сказать, что канадцы не слишком строго следовали английским традициям присвоения названий, давая своим кораблям имена и рек, и гор, и городов, и заливов. А вот в Австралии, стране практически лишенной больших рек, нашелся-таки десяток надлежащих названий. Австралийский «Гаскойн» и его систершипы также несли по паре 102-мм зениток, но, в отличие от канадских фрегатов, не в виде спарки, а в двух одиночных установках на носу и в корме.

Вполне удовлетворительным по конструкции «риверам» все же не хватало главного - более мощного противолодочного вооружения. В то время его просто еще не было. Но к концу 1943 года подоспел перспективный «Сквид», и конструкторам пришлось вновь перерабатывать чертежи.

В немного увеличенном корпусе удалось разместить сразу два реактивных бомбомета. Заодно инженеры сумели еще больше упростить саму конструкцию, так что секции корпусов теперь можно было изготавливать на заводах, а затем уже собирать на верфи.

Эта методика, перенятая у американцев, позволяла строить эскортные корабли еще быстрее. Именно благодаря ей большая часть новой серии «Лох», получившей названия озер Великобритании (в силу географии - исключительно шотландских), успела вступить в строй до окончания войны.

Относительно слабым местом новых конвойников оставалась противовоздушная оборона. Их вооружение увеличилось на четырехствольный «пом-пом», уже не слишком котировавшийся в конце войны и недостаточно дальнобойный для прикрытия эскортируемых кораблей. Более полезные для заградительного огня четырехдюймовки все еще были в большом дефиците.

Только к самому концу войны, когда англичане собирались совместно со «старшим партнером» штурмовать острова Японии, было решено создать конвойный корабль с более ярко выраженным «противосамолетным» назначением. В качестве платформы вполне подходил универсальный «озерный» корпус. На нем установили две 102-мм зенитные спарки и такое же количество современных 40-мм двухствольных «бофорсов», дополненных еще двумя или четырьмя одноствольными и несколькими 20-мм «зрликонами». Получился своего рода корабль ПВО (размером с довоенный эсминец!), потерявший большую часть своей противолодочной мощи, представленной теперь только одиночным «Хедже-хогом».

В принципе, состояние дел на океанах в 1945 году вполне позволяло принять такое решение. Главным противником теперь виделись не германские подводники, а японские «камикадзе». Трудно сказать, насколько тип «Бэй» («Залив») смог бы соответствовать ожиданиям: война закончилась, и половина из двух дюжин бывших «озерных» корпусов достраивалась по новому проекту уже после окончания военных действий. Часть из них перестроили в посыльные и спасательные суда еще на стапелях.

На такой, в общем-то, мажорной ноте завершилось развитие английских конвойных сил во время Второй мировой войны. Пусть и не сразу, но удалось создать вполне дееспособные типы специализированных эскортных кораблей и наладить их массовое производство. Однако по сравнению с американцами и усилия, и результаты выглядели достаточно скромными.

Завершая описание военной истории все еще великого тогда имперского флота, следует отметить, что британцы не отказались и от идеи создания эскортных миноносцев. Интересно, что прототипом для проекта стали именно чистые сторожевики - шлюпы типа «Блэк Суон».

Очень амбициозный первоначальный вариант оказался слишком перегруженным для своих 800 т, и из вооружения исключили единственное, что позволило бы будущему кораблю называться миноносцем,- четырехтрубный торпедный аппарат.

Уже в ходе постройки «Хант» первой серии лишился трети артиллерийского вооружения - одной из трех 102-мм зенитных спарок.

На второй серии эскортных миноносцев удалось восстановить статус-кво с артиллерией, увеличив ширину корпуса (и, соответственно, остойчивость) перегруженного корабля. Напротив, на третьей серии вернули в состав вооружения торпедный аппарат, оставив только две артустановки.

Такие шатания от артиллерии к торпедам и обратно весьма характерны для кораблестроительной политики Англии в начале Второй мировой войны. В какой-то степени это объясняется достаточно объективными причинами: в этот период еще не вполне было ясно, как именно будут развиваться дальнейшие события на морях.

Столь же характерно, что наиболее удачный и соответствующий практически всем требованиям эскортный миноносец типа «Хант-4» удалось построить только к середине войны. Здесь необходимо отметить, что в его основу лег проект, разработанный еще в 1938 году и тогда же отвергнутый как недостаточно быстроходный.

Длинный полубак (как у всех фрегатов) обеспечивал хорошую мореходность и большой полезный объем помещений, а вооружение включало и три 102-мм спаренные зенитки, и трехтрубный торпедный аппарат. Однако неизбежной платой за все улучшения стало уменьшение скорости до 25 узлов - она убавилась примерно на два узла по сравнению с предыдущими сериями.

Впрочем, гораздо дороже стоил тот факт, что ко времени вступления в строй двух первых (и единственных) «хантов» острая надобность в них уже отпала.

Почти все проблемы войны на море, в том числе и связанные с эскортированием конвоев и прикрытием десантов, уже удалось решить в основном за счет США - «младшего брата», неожиданно ставшего «старшим».

В. КОФМАН

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Корвет, фрегат - портрет с натуры

Два года назад российский Военно-морской флот пополнился новейшим многоцелевым сторожевым кораблем ближней морской зоны - корветом проекта 20380 "Стерегущий". В скором времени состав нашего флота также должны пополнить новые корветы - "Сообразительный", "Бойкий" и "Стойкий".

В новейшей истории Российского флота корветы, образно говоря, еще только делают первые шаги. Хотя первые представители этого класса военных кораблей появились еще в далеком XVII веке. Корветами назывались трехмачтовые боевые единицы с прямым парусным вооружением и 18-30 орудиями на верхней палубе. Они использовались для разведывательной и посыльной службы. Водоизмещение таких кораблей составляло 460 тонн и больше. С 40-х гг. XIX в. появились колесные, а позднее - парусно-винтовые корветы.

Корветами именовались и эскортные корабли специальной постройки, появившиеся в ВМС США и Великобритании в период Второй мировой войны. При водоизмещении от 500 до 1600 тонн их скорость достигала 16-20 узлов (30-37 км/ч). На вооружении они имели артиллерийские установки калибра 76-102 мм и зенитные автоматы калибра 20-40 мм, бомбометы и глубинные бомбы. Были оборудованы радиолокационными и гидроакустическими средствами воздушного и подводного наблюдения. С развитием ракетного оружия корветы стали оснащаться ракетными установками.

Основные задачи современных корветов - противолодочная оборона корабельного соединения (конвоя) или берегового объекта (военно-морской базы, порта и т. п.). Зарубежные корветы появились в результате расширения возможностей боевых катеров, они стали многоцелевыми кораблями прибрежного действия. Если катера 70-х были просто ракетными или противолодочными, то катера конца 80-х получили, кроме ракет, опускаемую гидроакустическую станцию и 324-мм торпедные аппараты. В дальнейшем в середине 90-х вооружение дополнили легким вертолетом для выдачи целеуказания противокорабельным ракетам, поскольку дальность стрельбы ПКР возросла к тому времени до 120-150 километров. В результате водоизмещение таких "катеров" доросло до 1200-1500 тонн и эти корабли стали называть "корветами".

В советском ВМФ класс корветов не выделялся, подходящие под его массогабаритные характеристики корабли классифицировались по назначению и преобладающему вооружению. Согласно классификации НАТО к классу корветов относились советские малые противолодочные корабли (МПК) и малые ракетные корабли (МРК).

Новые российские боевые корабли проекта 20380 (тип "Стерегущий") уже официально именуются корветами. Этот проект был разработан для ВМФ России в ФГУП "Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз" в Санкт-Петербурге. Создание первого в истории Российского флота проекта корабля, классифицируемого как многоцелевой корвет, во многом было обусловлено трудностями с реализацией предыдущего многоцелевого корабля проекта 12441. Головной корабль этого проекта "Новик" был заложен еще в 1997 году на верфях судостроительного завода "Янтарь", но так и не был достроен. После проведенного конкурса, в котором победило именно ФГУП ЦМКБ "Алмаз", командованием ВМФ Российской Федерации было принято решение начать строительство более простого и дешевого корабля проекта 20380. Военно-научное сопровождение создания корабля проекта 20380 осуществлялось 1-м ЦНИИ Минобороны РФ. Всего в создании корвета проекта 20380 приняло участие более 70 российских научно-исследовательских, а также промышленных предприятий (в том числе "Аврора", Коломенский завод, Средне-Невский судостроительный завод и другие). Указом Президента РФ № 1431 от 12 декабря 2009 года группа сотрудников "Северной верфи" была удостоена государственных наград за создание корвета проекта 20380 "Стерегущий". Двадцать три сотрудника предприятия были награждены медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени и шестеро получили почетное звание "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации".

В ближайшие годы в составе нашего флота должны появиться и представители такого класса военных кораблей, как фрегаты. В частности, планируется, что в конце октября состоялся спуск на воду головного фрегата одного из проектов "Адмирал Флота Советского Союза Горшков", который был заложен на стапеле "Северной верфи" в 2006 году. На "Северной верфи" также строится серийный корабль этого проекта "Адмирал флота Касатонов". Фрегаты этого проекта предназначены для ведения боевых действий в дальней и ближней морских зонах, а также для участия в решении различных задач в океанской зоне.

Новым фрегатам предстоит вписать новые страницы в историю этого класса военных кораблей. А история эта также насчитывает несколько веков. Ведь именно фрегаты являлись одним из наиболее разнообразных по характеристикам классов парусных кораблей. Свое происхождение фрегаты ведут от легких и быстроходных судов, применявшихся для рейдов в проливе Ла-Манш начиная приблизительно с XVII века. Классические фрегаты парусного века были созданы во Франции в середине XVIII столетия. Это были корабли среднего размера с водоизмещением около 800 тонн, вооруженные примерно двумя-тремя десятками 12-18 фунтовых пушек на одной орудийной палубе. Меньшие корабли, не имевшие ни одной батарейной палубы, к фрегатам не относились. В дальшейшем водоизмещение и мощь вооружения фрегатов росли, и после наполеоновских войн они достигали 1000 тонн водоизмещения и до шестидесяти 24-фунтовых орудий. Наиболее крупные из них могли включаться в боевую линию и в XIX веке получили название линейных фрегатов, подобно линейным крейсерам XX века.

В мирное время фрегаты, как правило, не ставились на прикол подобно линейным кораблям, а применялись для патрульной и крейсерской службы, борьбы с пиратством и тренировки экипажей. Надежность и скорость фрегатов делали их популярными кораблями для исследователей и путешественников. Например, французский путешественник Луи Антуан де Бугенвиль совершил кругосветное плавание на фрегате "Будёз" (Капризница) в 1766-1769, а знаменитый фрегат "Паллада", на котором в 1855 году адмирал Е. В. Путятин прибыл в Японию для установления дипломатических и торговых отношений, был построен в 1832 году как личная яхта императора Николая I.

В 1805 году в России был введен ранг 44-пушечных фрегатов. Русские 44-пушечные фрегаты строились со сплошной палубой в отличие от фрегатов XVIII века, у которых закрытыми были носовая и кормовая оконечности, а средняя часть верхней палубы оставалась открытой. В числе этих фрегатов был прославившийся в 1854 году при обороне Петропавловска-Камчатского фрегат "Аврора", построенный в 1833-1835 годах в Санкт-Петербурге на Охтинской верфи.

В британском Королевском флоте, который имел, по многим свидетельствам, самое большое число фрегатов в мире, они имели ранги с четвертого по шестой. С распространением в первой половине XIX века паровых судов класс фрегатов начал претерпевать заметные изменения. К середине столетия большинство флотов мира уже широко применяло так называемые пароходофрегаты, вариант классического фрегата, оснащенный паровой машиной и гребными колесами. Наличие колес по бортам корабля мешало размещению артиллерии, и потому дальнейшая эволюция класса фрегатов пошла двумя различными путями.

Одним из этих путей стало постепенное усиление бронирования и уменьшение числа орудий, совпавшее с изобретением в середине XIX века башенной установки орудий. Массивные башни, в которых устанавливалось одно-два тяжелых орудия, и широкое распространение изобретенной примерно в это же время железной брони привело к сильному росту водоизмещения кораблей. Некоторые линейные корабли превратили во фрегаты, снеся две верхние палубы и навесив броню. Фактически, несмотря на единственную орудийную палубу и малое число орудий, это были уже не фрегаты, а броненосцы, хотя они продолжали сохранять свое название до последней трети XIX столетия.

Другой путь был связан с изобретением винтового привода, позволившего избавиться от громоздких и неэффективных колес, сохранив основной тактический признак фрегатов - скорость и возможность самостоятельных действий. Поскольку термин "фрегат" в те времена все еще относился к тяжелым броненосным пароходофрегатам, предкам последовавших затем броненосцев, этот "старый новый" класс, занявший место старых фрегатов, был назван новым термином, происходящим от голландского слова "Kruiser" (тот, кто пересекает). Дальнейшая эволюция этого класса, вызванная все новыми усовершенствованиями в вооружении и бронировании, привела к возникновению современных крейсеров.

Во время Второй мировой войны термин "фрегат" стал использоваться в британском флоте для обозначения противолодочных эскортных кораблей, более легких, чем эсминец, но более тяжелых, чем корвет. Подобные корабли строились для несения исключительно конвойной службы и потому не обладали характерными для эсминцев скоростью и вооружением, что позволяло строить их в больших количествах на верфях, не приспособленных к постройке тяжелых военных кораблей.

В американском флоте в то время подобный класс кораблей назывался эскортными эсминцами. После войны они были переименованы в океанские эскорты, поскольку до переклассификации 1975 года фрегатами назывались легкие ракетные крейсера, построенные в размерениях эскадренных миноносцев. Лишь после этого флот США перешел на британскую классификацию.

В современном понимании к фрегатам относятся боевые корабли среднего водоизмещения океанской (дальней морской) зоны, обладающие универсальным ракетно-артиллерийским вооружением, способные решать задачи как оборонительного (ПЛО и ПВО конвоя, корабельного соединения, самообороны), так и ударного (поддержка морских десантов, атака кораблей противника, "горячая" разведка берега) характера. Достаточно четко по массогабаритным характеристикам выделяются 2 группы фрегатов. Фрегаты I класса имеют стандартное водоизмещение 4-5 тыс. т и более, вплотную приближаясь к эсминцу по возможностями в плане ПВО/ПЛО, но несколько уступая в ударном аспекте (за счет более легких ПКР и АУ меньшего калибра). Эти корабли используются в основном для эскортирования авианосных и амфибийных групп, крупных конвоев в океанских условиях. Характерный представитель фрегата I класса - американский фрегат серии "Оливер Перри". Фрегаты II класса, имея меньшее водоизмещение (около 2.000-4.000 т), предназначены в основном для одиночной патрульной службы. Возможности ПЛО/ПВО у таких кораблей обычно заметно ниже, зато на борту имеются просторные помещения для тяжелого вертолета и подразделений морской пехоты, мощная артиллерия либо комплекс ПКР. Наиболее характерным фрегатом 2 ранга является французский "Лафайет". При этом, учитывая тенденцию использования при проектировании современных кораблей модульного принципа, в условиях пункта базирования возможно быстрое переоборудование корабля (путем замены стандартизованных блок-модулей вооружения, судового и радиоэлектронного оборудования) под тот или иной тип боевых задач, диктуемых конкретной миссией.

В советском флоте класса фрегатов, как и корветов, не существовало. Но иностранные специалисты к фрегатам относили наши сторожевые и большие противолодочные корабли.

К примеру, к классу фрегатов вполне можно отнести СКРы проекта 1135, которые и сегодня успешно решают задачи в различных точках Мирового океана. В частности, сторожевой корабль "Ладный" Черноморского флота, которому в прошлом году довелось принимать непосредственное участие в освобождении захваченного пиратами судна "Арктик Си", именно этого проекта.

А первый корабль в серии СКР проекта 1135 вошел в состав отечественного ВМФ в декабре 1970 года. Он по сравнению с его предшественниками имел более высокие мореходные качества. Он имел втрое большее водоизмещение, вооружение также было мощнее, что придавало ему более высокую боевую устойчивость при действии в морской зоне.

Проект 1135 возник как бы на перекрестке двух направлений в эволюции противолодочных кораблей нашего флота - малых (проекты 159 и 35) и больших (проект 61). В то время советский ВМФ выходил в Мировой океан, и его главной задачей считалась борьба с атомными подводными лодками потенциального противника. Именно тогда были созданы первые противолодочные корабли океанской зоны - крейсера-вертолетоносцы, БПК 1 ранга и БПК 2 ранга. Но их высокая стоимость вынудила руководство флотом дополнить арсенал противолодочных сил меньшими по водоизмещению и менее дорогостоящими кораблями ближней зоны, способными при этом действовать и в удаленных районах океана.

Первоначально разработку будущего корабля поручили Зеленодольскому КБ (в то время - ЦКБ-340). Тем временем промышленность приступила к разработке новых средств противолодочной борьбы - ракетоторпедного комплекса "Метель" и весьма совершенных для своего времени гидроакустических станций "Вега" и "Титан". Сочетание подкильной и буксируемой ГАС обещало увеличить дальность обнаружения ПЛ в три раза и устойчиво держать контакт с подводной целью на больших дистанциях. Все это выводило будущий сторожевой корабль на качественно иной уровень, но одновременно влекло за собой значительный рост водоизмещения. А поскольку ЦКБ-340 традиционно специализировалось на создании малых боевых кораблей, разработку проекта передали в город на Неве, в ЦКБ-53 (впоследствии Северное ПКБ). Главным конструктором был назначен Н.П. Соболев, главным наблюдающим от ВМФ - И.М. Стецюра. Общее руководство осуществлял начальник ЦКБ-53 В.Е. Юхнин.

Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку проекта 1135 было выдано флотом в 1964 году. Основное назначение сторожевого корабля - "длительное патрулирование с целью поиска и уничтожения подводных лодок противника и охранение кораблей и судов на переходе морем". Впервые на кораблях данного класса предполагалось разместить автоматизированный боевой информационный пост (БИП), прообраз будущих боевых информационно-управляющих систем (БИУС); на головном корабле даже был открыт штат офицера-вычислителя. В целом же корабль и по размерам, и по возможностям настолько перерос своих "одноклассников", что его уже на стадии проектирования переклассифицировали в БПК. Вновь в класс СКР корабли проекта 1135 вернули лишь в июне 1977 года.

По архитектуре корпус корабля проекта 1135 выделялся удлиненным полубаком, округлыми обводами, клиперским форштевнем, большим развалом шпангоутов в носовой оконечности, плоской низкой кормой и строительным дифферентом на нос. По расчетам, корабль должен был оставаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков. Палубные надстройки и внутренние переборки помещений изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61.

Мореходность "одиннадцать-тридцать пятого" заслуживает высокой оценки. Корабль хорошо всходит на волну; заливаемость и забрызгиваемость на всех скоростях практически отсутствует. Небольшая забрызгиваемость кормовой части палубы наблюдается лишь при скоростях более 24 узлов и на циркуляции при курсовом угле 90° к волне. Мореходные качества обеспечивают использование всех видов оружия на всех скоростях при состоянии моря до четырех баллов без успокоителей качки и более пяти баллов с их включением. Говоря о сторожевиках этого проекта, их командиры проявляют редкое единодушие в положительной оценке этих кораблей. Все отмечают высокую надежность, управляемость, мореходность, хорошие бытовые условия. Минимальные отличия между серийными кораблями свидетельствуют об оптимальности конструкции. "Одиннадцать-тридцать пятый", безусловно, являлся образцом самой передовой техники своего времени. Стоит надеяться, что и новые корабли Российского флота, в том числе фрегаты и корветы, будут такими же.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...