Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Бас гитара с одной струной. Конструкция бас гитары. х струнные бас гитары

Из всех типов гитар чаще всего путают, и сравнивают бас гитару и электрогитару. Для любителей и профессиональных музыкантов это дикость – инструменты разные и это очевидно! Но для постороннего слушателя и наблюдателя они кажутся весьма схожими, а порой, вовсе идентичными. Так в чем их разница и есть ли она вообще?

Изобретена в 1951 году Лео Фендером, став практически моментально наиболее популярным и распространенным басовым инструментом, в первую очередь, в рок-музыке. Это разновидность гитары для игры в басовом диапазоне и прямой наследник контрабаса. Чаще всего используется в качестве аккомпанемента и лишь изредка, как сольник. Делается из древесины разных пород, в зависимости от производителя и других особенностей.

Это разновидность гитары, в которой имеется сплошной корпус и электронные звукосниматели . Последние, преобразуют звук струн в колебания электрического тока. После такого преобразования звук можно обработать, чтобы придать ему особенности, получить какой-либо дополнительный эффект на компьютере или иных приборах, а затем он идет прямо на звуковые усилители.

Делаются электрогитары, вопреки всеобщему мнению, не из пластика или акрила, а из дерева. Просто во время изготовления ему придается особая форма, а дополнительный покрывающий лак полностью его преображает. Чаще всего в качестве сырья используют ольху, красное дерево, клен или ясень. Накладки на гриф делают из черного дерева, клена или палисандра.

Что общего?

  • Родство с гитарой . Электрогитара – это вид гитары, а бас-гитара ее подвид.
  • Конструкция . Этот момент относится к сходствам, потому что именно благодаря схожести конструкций эти инструменты всегда путают и сравнивают. На самом деле, если рассматривать их не со сцены, а вблизи, они различаются, но со стороны действительно схожи.
  • Партия . Еще совсем недавно бас гитару использовали лишь как аккомпанемент. Благодаря развитию новых музыкальных течений, на сегодняшний момент уже встречались случаи использования его как соло. Причем такой опыт весьма успешен. Электрогитару также используют как соло, в чем и наблюдается их несомненное сходство.
  • Важность . Как бы музыкант не любил свой инструмент, он всегда знает о его недостатках и помнит о них во время игры. Благодаря этому появились группы и оркестры. Сыграть любую песню лишь на одном инструменте можно, но его звучание будет не полным. Это касается и использования этих видов гитар. Бас гитара выдает глухой звук, и мелодия будет такой же глухой, а электрогитара сделает ее невероятно звонкой, что тоже не есть хорошо. Но если их сочетать, получается яркий и полный звук, столь любимый публикой.
  • На обоих инструментах можно играть пальцами или медиатором. Но так как партия электрогитары обычно сложна, чаще всего все же применяется медиатор.
  • Материал для изготовления инструментов – дерево . В принципе даже древесина может быть одинаковой, но для бас гитар чаще используется американская липа, орех, а для электро – клен, красное дерево, ольха. Тип древесины влияет на будущее звучание, этим и обуславливается разница.

Разница

  • Количество струн . У классической бас гитары всего четыре струны. Есть современные типы с пятью и даже шестью струнами, но у них, скажем так, узкий профиль применения. Все же 4 струны это классика и именно ею пользуются профессиональные музыканты, любители и преподаватели в музыкальных учреждениях. Наиболее распространенными считаются электрогитары с 6 струнами.
  • Тип струн . У бас-гитары струны толстые, благодаря чему и получается низкий звук. А на электрогитаре имеются струны разной толщины, чтобы можно было выдавать звуки разной высоты.
  • Вес . Бас гитара весит значительно больше, чем электрогитара.
  • Тип игры . Для новичков использование любого типа гитары будет сложным и схожим, но если говорить о профессионалах или даже любителях, то все они в один голос твердят, что игра на бас гитаре в корне отличается от игры на электро. С этим мнением соглашаются и учителя музыки.
  • Звучание . Те, кто хоть раз слышал звучание обоих инструментов, точно никогда их не спутают. У бас гитары глубокий, томный звук. Она однозначно выдает лишь низкое звучание. Электрогитара может брать разные ноты, высокие или низкие – для нее это не принципиально, и все же сыграть ниже баса она технически не в состоянии. Во многом тут влияет наличие электрической составляющей и большего количества струн.
  • Партия . Чаще всего бас гитара используется просто как аккомпанемент. Ее важность никто не преуменьшает, ведь без басовой части любая музыка становится поверхностной. Басы придают ей глубину, позволяют полностью раскрыться звучанию каждой ноты и смыслу композиции. И все же соло ей практически никогда не «поручают». В это же время электрогитара берет на себя роль «руководителя» в любой партии. Она, своего рода, центр инструментов на сцене – соло, которое остальные лишь дополняют. Это не удивительно, возможности ее огромны. Благодаря тому, что звук можно параллельно записывать и обрабатывать во время исполнения, можно получить совершенно неожиданный эффект и звучание.
  • У бас гитары значительно длиннее гриф. Это видно невооруженным взглядом. Такая длина нужна, чтобы получить желаемое звучание.
  • Наследники . Пусть эти инструменты и являются «родственниками», но у них совершенно разная история создания. И если прародителем электрогитары является акустическая гитара, то бас гитара – наследница контрабаса.
  • Звукосниматель . Есть бас гитары в которых имеется звукосниматель, но это совершено не обязательно. Они могут работать и без него, причем звук от этого не пострадает. А вот электрогитара без звукоснимателя никуда – это ее составляющая.

Бас-гитара является прекрасным инструментом.

Являясь и ритмическим и мелодическим инструментом, он используется практически в любом стиле музыки, поэтому басисты могут легко найти себе группу. Бас забавен, потому что, не будучи таким показным, как гитара, он направляет музыку, дает ей драйв. Бас также сравнительно прост, понятен и на нем легко учиться. Тем не менее, наше руководство поможет узнать несколько основных моментов при выборе инструмента на первое время.

Части электрической бас-гитары

Вопросы стиля

Все басы работают одинаково, независимо от стиля. Вы хотите бас, который легок для Вашего плеча и имеет звук, подходящий к музыке, которую Вы играете. Самая важная вещь для баса, что вам нравится в нем. Чем больше он подходит Вам и Вашей музыке, тем больше Вы будете играть и наслаждаться.

Бас для начинающих

В последние годы многие басы "для начинающих" стали доступны. На многих из них можно играть, хотя они и не так тщательно сделаны как более дорогие. Они имеют датчики и оборудование не самого высокого качества, тем не менее они вполне приемлимы для игры на ранних этапах обучения. Для музыкантов, уверенных в своих способностях и интересе, эти более дешевые инструменты дают попробовать бас без больших затрат. Если Вы уверены, что ваш интерес будет носить долгосрочный характер, было бы лучше пойти немного выше по цене и качеству. Вы не перерастете инструмент слишком быстро, и не самый лучший бас может сделать процесс обучения немного легче.

Сколько струн

Есть , и даже бас-гитары. Если вы начинаете, начните с 4-струнной. Вы можете играть что угодно на 4-х струнной бас-гитаре и лучше не усложнять дело, когда вы только начинаете. Преимущество 5-струнной в том, что 5-я струна понижает строй до B (си). Современные стили поп и фанк часто используют ноты из этого диапазона. 6-струнная бас-гитара расширяет диапазон инструмента и сверху, и снизу.

Гитары с полым корпусом и неполым

Бас с неполым корпусом является наиболее распространенным типом среди . В более дорогих инструментах корпус часто делаются из цельного куска дерева - ольха, клен, ясень, красное дерево или какой-либо другой древесины, которая хорошо звучит. В более дешевых гитарах, корпус может быть изготовлен из клееной или прессованной фанеры, мягких пород дерева. Есть даже электрические басы с пластиковыми корпусами.

Басы с полым корпусом, как акустическая гитара, используют те же магнитные датчики, как и неполые. Они используются в основном в джазе и народной музыке, которая тише и требует более акустического звучания. Известный бас Hofner с полым корпусом с вырезами в форме f (используется Полом Маккартни). Он является примером такой гитары в рок-музыке. Басы с полым корпусом имеют преимущество в том, что они легче, но, как правило, более ограничены в громкости, потому что обратная связь возникает быстрее, чем у гитар с неполым корпусом. Есть также полу-полые корпуса с цельным центром и полыми частями корпуса.

Другой тип полого баса - . Это действительно акустический инструмент с пьезо-датчиком, который позволяет быть усиленным. Чаще всего пьезо датчик будет находиться под бриджем (подставкой), а установленный на гитаре предусилитель позволяет регулировать тон, при подключении.

Гриф гитары

Большинство грифов делают из твердого клена или красного дерева, потому что это прочное дерево, которое выдержит натяжение струн. Обычно гриф сделан из одного цельного куска дерева, но иногда и из нескольких кусков разных типов спресованных вместе для большей прочности и жесткости.

Стержень

Любой гриф немного изгибается от натяжения . По этой причине, как правило, в гриф вставляют стержень, иногда два, что позволяет выпрямить гриф.

Накладка на гриф

Накладки обычно изготавливаются из палисандра, клена или черного дерева. Это отличная древесина, но она может различаться по качеству. Лучшие накладки - гладкие, твердые и плотные, поэтому они изнашиваются очень медленно. Накладка, как правило, имеет небольшой радиус в поперечном сечении. На некоторых гитарах накладка будет плоской, в то время как другие могут иметь радиус до 25 см. Чем меньше радиус, тем сильнее накладка имеет дугообразную форму.

Крепление грифа болтом

Большинство басов имеет гриф, который крепится болтом к корпусу. Количество и материал болтов требуют рассмотрения. Вам необходимо, чтобы болты, которые будут держать гриф не сдвигались во время игры. Вам также необходимо, чтобы связь между грифом и корпусом была жетская. Кроме того, хорошо бы, если большая длина грифа ложилась на корпус для большей стабильности и лучшей передачи вибрации.

Крепление грифа

Есть басы у которых гриф крепится в специальный вырез в корпусе, что придает дополнительную прочность. Это дает преимущество в плане звучания, имеющего хороший резонанс. Однако, регулировать его сложнее, чем крепление с болтом.

Цельный гриф

В этом случае гриф проходит сплошной частью через корпус. К грифу крепятся две половинки корпуса. В этом случае нет элементов, препятствующих снижению сустейна.

Мензура

Мензура - это расстояние между порожками. Чаще всего длина 863,6 мм. Есть басы с меньшей мензурой (например, такие как Fender Mustang или Gibson EBO) - около 750 мм. Эти короткомензурные басы являются хорошим выбором для юных музыкантов с маленькими руками, которые могут иметь проблемы с инструментом стандартного размера. Длинномензурные инструменты имеют длину около 875 мм. На нем больше ладов и чаще всего на нем 5 или 6 струн.

Ладовый и безладовый

Если вы новичок, вероятно, лучше отложить покупку . Для игры на них требуется хорошо натренированый слух. Для начала лучше иметь лады, чтобы брать ноты точно. После того как Вы развили основные навыки, вы можете захотеть купить безладовый бас в качестве второго инструмента. Как только у Вас появится безладовый бас, Вы ощутите игру словно на конрабасе, что замечательно для определенных стилей музыки.

Бриджи

Лучшие бриджи сделаны из латуни, и часто покрыты хромом или никелем с серебром. Идея заключается в том, что более массивный бридж будет лучше передавать вибрацию от струны к дереву. Зубчатая часть, через которую проходит струна - называется седлом; она должна быть регулируемой как вверх-вниз, так и вперед-назад. Регулируя седла вверх или вниз, Вы можете изменять расстояние от струны до грифа. Изменяя длину струны (перемещение седла вперед или назад), Вы можете улучшить интонацию инструмента.

Датчики

Есть два основных типа датчиков: сингл (от англ. «одиночный»), представляющий одиночную электромагнитную катушку и хамбакер - сдвоенную катушку, а также их комбинации. Сингл-катушки являются первоначальными и наиболее простыми датчиками. Они тоньше, тон более четкий, который прорезается в общем миксе очень хорошо. С другой стороны, они шумнее, чем хамбкеры.

Один из распространенных видов датчиков - сплит-катушки (например на Fender Precision Bass). Это единственный сингл датчик, способный функционировать как хамбакер. Две половинки датчика разделены, и одна сторона обратнополярна другой. Таким образом, вы получите тон, который ближе к синглу, но по отсутствию шума - как хамбакер.

Датчик хамбакер был создан в целях ослабления шума, он имеет более «жирный» звук. Хамбакер, однако, может звучать грязно на большой громкости.

Большинство басов имеют два датчика, а не один, что дает больший тональный диапазон. Датчик, расположенный ближе к грифу будет иметь более сглаженный, басовый звук, а датчик ближе к бриджу - будет иметь более острый звук, насыщенный высокими и средними частотами.

Электроника: активная и пассивная

Для определения активной или пассивной см. схему усилителя прибора. Активному басу нужно питание, как правило, предоставляемое батарейкой. Преимущество активной системы - более мощный выход сигнала и больший контроль над тоном. Активный бас может иметь отдельный эквалайзер, делящий диапазон на полосы частот - низкие, средние и высокие. Некоторые из них даже имеют элементы управления, которые позволяют переключать датчики.

Пассивные системы работают без источника питания и имеют меньше контроля, как правило, регулятор громкости, тона ручку, и переключатель датчиков, если их несколько. Одним из преимуществ пассивного баса в том, что он не зависит от аккумулятора, который может умереть в середине концерта. Другой - простота в эксплуатации, и они имеют более традиционные низкие частоты.

Главная суть

Вот несколько принципов для покупки первого баса:

    Купите лучший , который вы только можете себе позволить. Хороший бас сделает обучение легким и Вы не перерастете его быстро.

    Выберите инструмент с ладами, если вы не готовы к безладовому.

    Выберите бас с обычной мензурой.

    Выберите бас с короткой мензурой, если Вы молод, мал, либо имеете необычно короткие руки.

    Для простоты, выберите инструмент.

    Выберите бас с простой электроникой, чтобы вы могли сосредоточиться на струнах, а не отвлекались на ручки.

    Выберите бас цвета и формы, которые нравятся Вам. Его внешний вид не сделает лучше звучание, но может вдохновить Вас больше играть.

Словарь терминов

Action: расстояние от струны до грифа. Чем оно меньше, тем легче играть, потому что струны не должны быть сильно зажаты.

Пьезодатчик: Некоторые кристаллы керамики и полимеров проявляют электрические эффекты. Piezo означает давление (на греческом языке), а пьезоэлектрические материалы непосредственно преобразуют механические колебания в электрические сигналы.

Стержень: металлический штырь, расположенный внутри грифа. Он позволяет удерживать гриф от того, чтобы согнутся в дугу под натяжением струн. Для доступа к регулировочному винту, некоторые конструкции требуют удаления pickguard. Иногда регулировочный винт находится в верхней части грифа, иногда - в нижней.

Что такое бас-гитара, история создания, основные характеристики. Способы игры на басу, и как правильно его настраивать. Советы по выбору.

ЧТО ТАКОЕ БАС-ГИТАРА?

Бас-гитара(также называемая электрической бас-гитарой или просто басом) – струнно-щипковый музыкальный инструмент, предназначенный для игры в басовом диапазоне.

Бас создает ощущение заполненности в музыке и фундамента, на котором строится всё остальное. В роке и подобных стилях помогает создать "groove", или ритмический рисунок. Он как бы связывает ударные и другие инструменты в группе, т. е. ритм и мелодию. Чаще используется для аккомпанемента, чем в качестве солирующего инструмента.

В отличие от остальных разновидностей гитар бас-гитара имеет следующие конструктивные особенности, обусловленные необходимостью получить более низкий диапазон звучания:

  • большие размеры;
  • увеличенное расстояние от верхнего порожка до струнодержателя (мензура) – 864 мм (34") против 650 мм у классической гитары;
  • более толстые струны;
  • уменьшенное число струн (наиболее распространены 4-струнные бас-гитары).

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

В 1951 году американский изобретатель и предприниматель Лео Фендер, основатель фирмы Fender, выпустил бас-гитару Fender Precision Bass. Инструмент получил признание и быстро завоевал популярность. Идеи, заложенные в его конструкции, стали фактически стандартом для производителей бас-гитар. Позже, в 1960 году, Фендер выпустил ещё одну усовершенствованную модель бас-гитары – Fender Jazz Bass, популярность которой не уступает Precision Bass.

С 60-х годов XX века, с появлением рок-музыки, бас-гитара становится все более распространенным инструментом. Возникают новые разновидности: появляются электроакустическая бас-гитара и безладовая, увеличивается число струн, создаются гитары со встроенной активной электроникой, сдвоенными и строенными струнами и без головки грифа. Развивается также и техника игры на бас-гитаре: от гитары заимствуется тэппинг, бенд, появляются также специфические басовые техники, такие как слэп и игра флажолетами.

ВИДЫ БАС-ГИТАР

4-струнная бас-гитара – самый распространенный инструмент у басистов. Может использоваться в любом стиле, удобна при игре. Начинать обучение нужно именно с такого инструмента. В данный момент существуют множество разновидностей корпусов и цветовых решений. Приведем пример такой бас-гитары в нашем видео:


5-струнная бас-гитара имеет дополнительную низкую струну Си. По сравнению с 4-струнным такой бас имеет более широкий гриф и более узкое расстояние между струнами. Становится сложнее играть. Зато дополнительная струна дает быстрый доступ к низким нотам без смены позиции левой руки, что очень удобно. Также 5-струнную гитару ценят музыканты, играющие в «тяжелых» стилях музыки.


6-струнная бас-гитара помимо дополнительной низкой Си имеет еще и высокую шестую струну До, которая позволяет играть высокие партии и даже соло. Из недостатков стоит отметить еще более узкое расстояние между струнами, поэтому, к примеру, для игры слэпом нужно гораздо больше практики и терпения.


Безладовые басы обладают особенным звучанием, потому что из-за отсутствия ладов струну приходится прижимать прямо к поверхности накладки. Струна, касаясь грифа, издает дребезжащий звук «муа», напоминая звучание контрабаса с использованием техники пиццикато. Безладовый бас чаще используется в джазе и его разновидностях. Смотрите видеообзор на нашем канале:


Полуакустические бас-гитары похожи на акустические по виду, то есть имеют полый корпус, но при этом используют те же магнитные звукосниматели, что и цельнокорпусные инструменты. Такие бас-гитары наиболее часто используются в джазе, фолке и других спокойных музыкальных стилях, тяготеющих больше к акустическому звучанию. Самый известный «полый» бас – похожий на скрипку «битловский» инструмент – является примером того, как такие басы можно использовать и в рок-музыке.


Электроакустическая бас-гитара – это обычный акустический инструмент с пьезодатчиком, усиливающим сигнал. Чаще всего пьезодатчик установлен под бриджем и оснащен предусилителем, позволяющим управлять тембром звучания, когда инструмент подключен. Такой инструмент подойдет для легкой акустической музыки.


Семиструнная бас-гитара имеет строй B E A D G C F (Си-Си-Ля-Ре-Соль-До-Фа), то есть добавлена еще одна высокая струна Фа. Инструмент крайне тяжел в освоении.

Восьмиструнная, десяти- и двенадцатиструнная бас-гитары – каждая из струн обычной четырёх или пятиструнной бас-гитары получает пару, настраиваемую на октаву выше (аналогично двенадцатиструнной акустической гитаре), что создаёт особый акустический эффект. На двенадцатиструнной бас-гитаре струны идут даже не парами, а тройками. Добавочная пара или тройка настраивается при этом в унисон.

Фото с сайта conklinguitars.com

Бас-гитара пикколо – бас-гитара, настроенная на октаву выше. Это может быть достигнуто за счёт более короткой мензуры или более тонких струн. Существуют наборы для пикколо, которые можно установить на обычный бас. Пикколо бас настроен как электрогитара, но имеет отличный от неё тембр, вероятно, из-за звукоснимателей другого типа и увеличенной мензуры (если мензура стандартная для бас-гитары). В отличие от электрогитары бас пикколо не утрачивает квартового строя.

Стик – это бас-гитара, специально приспособленная для техники «двуручный теппинг». На ней установлены как бы два комплекта струн: самая низкая посередине и более тонкие по убыванию от середины к краям. Играют на нём, ударяя по струнам пальцем в области грифа, а не щипком, обеими руками одновременно. Это позволяет исполнять две мелодические линии одновременно, комбинируя их ритмически. По исполнению и звучанию схожа с партиями для фортепиано.

Некоторые современные производители выпускают специальные линейки продукции для детей. Мензура детской бас-гитары может быть меньше 30".

ХАРАКТЕРИСТИКИ БАС-ГИТАР. НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?

Звукосниматели

Как и в случае с обычными электрическими гитарами, самым важным приспособлением в бас-гитаре является звукосниматель, который преобразует колебания струн в электрический ток, а затем в определенный частоты звук.

В конструкции пьезодатчиков нет магнитов, они воспринимают колебания струн инструмента напрямую, обычно в точке соприкосновения со струнодержателем (бриджем). Такие звукосниматели обычно применяются в сочетании с обычными электромагнитными датчиками, звучат существенно ярче и чаще всего встречаются на акустических или безладовых бас-гитарах, поскольку у них отсутствуют проблемы с шумами, помехами и акустической обратной связью. Однако без соответствующего усилителя сигнал с таких датчиков звучит крайне вяло.

Электроника

Существуют активные и пассивные схемы предусилителя (preamp) инструмента.

Пассивные системы работают без источника питания, имеют меньше ручек контроля (обычно ручка громкости, ручка тембра и ручка микса (blend), если установлены несколько звукоснимателей). Преимущества пассивных инструментов в их независимости от батарейки, которая может скончаться в середине выступления, а также в простоте контроля и в более традиционном lo-fi звучании, которое предпочитают некоторые исполнители. Эти инструменты обычно дешевле.

Активные басы требуют источника питания, которым, как правило, является батарейка. Преимущества активных систем заключаются в более мощном выходном сигнале и более продвинутом контроле эквалайзера, который может отдельно регулировать высокие, средние и низкие частоты выходного сигнала.

Методы крепления грифа к деке

Чаще всего встречается вкрученный гриф, прикрепленный к корпусу с помощью специального болта. Такой метод получил название Bolt-On. Около 25 % инструментов изготавливаются в цельнокорпусном варианте, когда гриф и дека представляют собой одно цельное приспособление. Метод называется Neck-Through (сквозной гриф).

Модели со сквозным грифом обладают более мягким звучанием и продолжительным сустейном, в то время как бас-гитары с болтовым креплением звучат более жестко. Прочность крепления грифа исключительно важна, поэтому у некоторых моделей гриф крепится на 6 болтах (вместо привычных 3 или 4), например у бас-гитар фирмы Schecter.

Мензура – рабочая область струн гитары, то есть, расстояние от верхнего до нижнего порожка. Для бас-гитар существует оптимизированный диапазон – от 30 до 36". Первая бас-гитара имела мензуру в 34", которая является самой распространенной по сегодняшний день. От данного расстояния отчасти зависит вес и звучание инструмента.

Фурнитура

Под «фурнитурой» обычно понимаются такие детали инструмента, как колки, струнодержатель (бридж) и регуляторы управления. Все они достаточно легко заменяются, поэтому, если вы можете позволить себе только недорогой инструмент, еще не все потеряно – поменять фурнитуру на более качественную достаточно легко, и для этого не требуется никаких специальных технических знаний. В нашем магазине представлен широкий выбор .

Бридж - критически важная деталь инструмента; от нее существенно зависят такие звуковые характеристики, как сустейн и общая «отзывчивость» при игре. Струны бас-гитары могут закрепляться в бридже различным образом: как «сверху», так и с пропусканием струн сквозь его корпус. Бриджи с креплением сквозь корпус характеризуются более длительным сустейном и более чистым звуком. Однако при этом процедура смены струн становится более сложной и длительной. Вторая важная функция бриджа – возможность точной регулировки положения каждой струны по высоте и длине. Таким образом, в сочетании с регулировкой натяжения анкера (т. е. прогиба грифа) бридж служит для поддержания бас-гитары в идеальном состоянии.

Колки предназначены для регулировки натяжения струн бас-гитары. Дешевые колки во время игры могут банально «ползти», за счет чего строй инструмента будет постоянно опускаться.

Количество ладов

Количество ладов у бас-гитары обычно колеблется от 20 до 24. Чем их больше, тем более высокие ноты можно сыграть на инструменте. Но все же напомним, что бас – это прежде всего аккомпанирующий инструмент, и большинство партий играются на нем не выше 12 лада.

Инструменты, сделанные из более плотной древесины, обычно звучат чище, ярче и отчетливее, чем те, что изготовлены из менее плотного дерева. Последние же, в свою очередь, позволяют почувствовать колебание обертонов на всем протяжении звучания ноты. Древесина менее плотных пород дает более сочный звук, чем древесина с большой плотностью. Светлые породы древесины, как правило, звучат ярче, чем темные.

  • Клен – основное сырье для изготовления грифов, топов и корпусов. Обладает ярким звучанием с острой атакой.
  • У гитар из красного дерева наиболее выраженно звучит середина, придающая звучанию инструмента плотный и «мясистый» звук. Отлично подходит для рок-музыки. Махагони применяют для изготовления корпусов и грифов гитар.
  • Липа придает инструменту немного глуховатое звучание. У гитары из липы будет ровный сустейн, высокие и низкие частоты смягчены, а средние ярко выражены. Для исполнения всевозможных вариаций рока, трэша и металла подойдет именно гитара из липы. Эту древесину применяют только для изготовления корпусов.
  • Ольха – популярная и довольно распространенная порода, которую используют в производстве электро- и бас-гитар. Инструменты из ольхи хорошо звучат, отлично резонируют и имеют сбалансированный тембр.
  • Палисандр применяется в основном для накладок грифа, гораздо реже – для изготовления дек. Есть индийский, бразильский и африканский палисандр. Теплый звук, приглушенные верхние частоты, хороший резонанс.
  • Тополь – самая распространенная порода, которая используется в производстве недорогих гитар. Стоит дешево и подходит для универсальных инструментов. Чистое звучание, преобладают средние частоты.
  • Ясень – традиционное дерево для гитар. Инструменты из этого дерева звучат звонко и прозрачно. При этом разные части ствола этого дерева будут звучать по-разному. По этой причине найти две гитары из ясеня, которые звучали одинаково, невозможно.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИГРЫ НА БАС-ГИТАРЕ И КАК НА НЕЙ ИГРАЮТ?

На бас-гитаре играют только с усилителем или специальным басовым комбо. Видеообзоры и статьи, посвященные басовому усилению, представлены на нашем канале YouTube:


Три способа звукоизвлечения являются основными: щипок пальцами, медиатор и слэп. Эти способы различаются по тембровой окраске, а также распространённости в том или ином стиле или жанре музыки.

Щипок пальцами является наиболее универсальным способом игры на басу, подходящим практически для любого стиля музыки. Характеризуется сравнительно мягкой тембровой окраской с преобладанием низких частот, мягкой атакой и продолжительным сустейном.

Игра медиатором также является весьма распространенным способом звукоизвлечения, наиболее применимым при исполнении рок-музыки и её производных. По сравнению с щипком пальцами звук при извлечении медиатором получается с более резкой атакой, в тембральной окраске более ярко выражены средние и высокие частоты. любой формы и толщины широко представлены в магазинах POP-MUSIC.

Слэп – специфический бас-гитарный способ звукоизвлечения, построенный на комбинации ударов и щипков пальцами правой руки, при этом струны бьются о лады грифа, издавая громкий, звенящий звук.

КАК НАСТРАИВАТЬ БАС?

4-струнная бас-гитара настраивается по квартам от Ми контроктавы на одну октаву ниже, чем строй 4 верхних струн электрогитары. 1 струна – G, 2 струна – D, 3 струна – A, 4 струна – E.

5-струнный бас имеет дополнительную низкую струну (G D A E B), а 6-струнный еще и дополнительную высокую (C G D A E B).

Проще всего для настройки бас-гитары использовать тюнер. Он работает очень просто: на экране будет показано, на какую ноту в данный момент настроена каждая отдельная струна. Большое количество таких устройств вы можете найти в нашем магазине:

ИТОГИ. КАК ВЫБРАТЬ БАС-ГИТАРУ?

Цены на бас-гитары даже в бюджетном сегменте могут сильно отличаться (не берём в расчет топовые бренды, цены на эти инструменты слишком высоки). Инструменты подороже сделаны из более качественного дерева, чем более бюджетные модели. Различается и качество сборки, фурнитуры, звукоснимателей. Но в любой ценовой категории можно выбрать именно тот бас, который будет соответствовать вашим целям.

  • Если вы начинающий басист и пока не уверены, какой именно вам нужен звук, то советуем рассматривать инструменты с 4-мя струнами. Тип звукоснимателя самый универсальный – J (single) или же H (humbucker). Дерево, фурнитура и количество ладов в данном случае не так важны.
  • Для музыкантов, играющих рок, подойдут басы с 4 и 5 струнами. Тип звукоснимателя – H (humbucker) или P (split). Материал корпуса – липа или красное дерево (махагон). Активная электроника в этом стиле музыки будет не лишней. С рок-композициями отлично справляются .
  • Джаз, свинг и рок-н-ролл чаще всего играется на моделях с 4, 5 и 6 струнами. Количество ладов – 24, т. к. басисты в этих стилях не прочь поиграть соло. Тип звукоснимателя – J (single) или H (humbucker). Тип электроники чаще всего пассивный, поскольку джазмены любят традиционное звучание. Материал корпуса – клен, ольха или ясень.
  • Для легкой и спокойной музыки, например для фолка, можно использовать полуакустические или электроакустические басы.

В году на основе своей электрогитары Telecaster , откликнувшись на просьбы многочисленных музыкантов по всему миру. До изобретения бас-гитары ее роль выполнял контрабас , техника игры на котором довольно сложна.

Техники игры на бас-гитаре

  • Апояндо - самая распространенная техника. Заключается в том, что большой палец кладется на звукосниматель или струну, а указательным и средним пальцами извлекаются звуки с опорой на предыдущую сыгранной струну. Некоторые виртуозные музыканты используют, помимо указательного и среднего, еще безымянный и даже мизинец.
  • Игра медиатором - тоже довольно популярная техника, при которой на бас-гитаре играют так же, как и на обычной гитаре .
  • Рэйкинг - звукоизвлечение одним указательным пальцем правой руки. Происходит от английского rake - "грабли". При этом палец скользит с более высокой струны на более низкую, таким образом одним движением извлекая несколько нот. Применяется для ускорения игры, данную технику активно использует Billy Sheehan .
  • Хаммер - техника, при которой звук возникает от сильного прижимания струны к грифу левой рукой (hammer on) и последующего отпускания ее с усилием (pull off).
  • Слайд - техника, также используемая на других гитарах . После извлечения звука правой рукой, левая рука скользит по грифу вверх и вниз, но не отпускает струну.
  • Слэп - особый перкуссивный прием. Как таковой, состоит из двух приемов - собственно slap и pop. Для того, чтобы сделать слэп, нужно резко ударить суставом большого пальца по струне. Pop представляет собою подцеп струны указательным пальцем правой руки. Данная техника характерна для музыкального стиля фанк . Наиболее известными виртуозами слэпа являются Victor Wooten и Flea из группы Red Hot Chili Peppers.
  • Тэппинг - особая техника, заключающаяся в извлечении звука за счет прижимания струны пальцем к грифу на нужном ладу. Известен также как двуручный тэппинг, поскольку звукоизвлечение осуществляется как правой, так и левой рукой. При этом щипок не производится, а звук происходит от ударов струн о лады, сродни приему хаммер .

Варианты настройки бас-гитары

Разные стили музыки требуют разный диапазон звучания, поэтому музыканты по-разному настраивают свои гитары. "Эталонным" строем является ми-строй E A D G (ми-ля-ре-соль ). Строи записываются от самой низкой по звучанию (четвертой) струны до самой высокой (первой).

Другие строи:

  • D#G#C#F# (ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез
  • D G C F (ре-соль-до-фа ) - все струны опускаются на тон.
  • C#F# B E (до-фа-си-ми ) - все струны опускаются на полтора тона.
  • C F A#D# (до-фа-ля-диез-ре-диез ) - все струны опускаются на два тона.

Ниже, как правило, струны не опускают, потому что они болтаются и мешают при игре. Также существуют так называемые Dropped-строи:

  • D A D G (ре-ля-ре-соль ) - четвертая струна опускается на один тон, остальные настроены по эталону.
  • C G C F (до-соль-до-фа ) - все струны опускаются на один тон, а четвертая еще на один.

В панк -музыке строй не опускают, а наоборот поднимают.

  • F A#D#G# (фа-ля-диез-ре-диез-соль-диез ) - все струны поднимаются на полтона.
  • F#B E A (фа-диез-си-ми-ля ) - все струны поднимаются на один тон.

Строй пятиструнной бас-гитары

  • B E A D G (си-ми-ля-ре-соль ) - эталонный строй. На си настраивается пятая струна.
  • A#D#G#C#F# (ля-диез-ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез ) - все струны опускаются на полтона.

Ниже опускать струны уже не имеет смысла, потому что ля субконтроктавы и ниже очень редко используется в музыке. Исключением является Fieldy - басист группы Korn, который опускает строй в "ля", используя для этого пятиструнную бас-гитару (практически именная серия Ibanez K5) и очень толстые струны.

Строй шестиструнной бас-гитары

  • B E A D G C (си-ми-ля-ре-соль-до ) - эталонный строй. Обратите внимание, что добавленная первая струна настраивается на до, а не на си, как вторая струна на акустической и электрогитаре.

Предназначенная для игры в басовом диапазоне. Применяется во многих музыкальных стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и реже - сольного инструмента. Со времени своего появления в середине XX века стала одним из наиболее распространенных басовых инструментов, особенно в популярной музыке.

Партия бас-гитары в музыкальном произведении называется басовая партия или басовая линия, а исполнитель на бас-гитаре - бас-гитарист или басист.

Устройство, особенности бас-гитары

Основная область применения бас-гитары - современная популярная и джазовая музыка, в классической музыке бас-гитара используется реже обычной шестиструнной гитары. Роль бас-гитары в ансамбле также отличается от роли обычной гитары - бас-гитара чаще используется для аккомпанемента и ритмической поддержки, чем в качестве солирующего инструмента.

Звучит бас-гитара на октаву ниже , и настраивается по квартам (то есть каждая следующая открытая струна звучит на кварту ниже предыдущей), таким образом стандартная настройка бас-гитары совпадает с настройкой четырех басовых струн обычной гитары, только на октаву ниже. Диапазон обычной четырёхструнной бас-гитары составляет почти три октавы - от Ми контроктавы до Соль первой октавы.

Низкочастотные звуки из диапазона бас-гитары плохо звучат вместе, что обуславливает мелодический характер басовых партий. Гармонические гитарные приемы, такие как игра аккордами, интервалами, арпеджио и т. п. редко применяются при игре на бас-гитаре.

В отличие от остальных разновидностей гитар бас-гитара имеет следующие конструктивные особенности , обусловленные необходимостью получить более низкий диапазон звучания:

  • Большие размеры;
  • Увеличенная мензура (864 мм против 650 мм у );
  • Более толстые струны;
  • Уменьшеное число струн (наиболее распространены 4-струнные бас-гитары).

Исторически бас-гитара впервые появилась как и только затем был создан акустический вариант, в отличие от обычной гитары, где все было наоборот - сначала возникновение , а затем преобразование её в .

Происхождение, история бас-гитары

До изобретения бас-гитары, в качестве основного басового инструмента выступал - самый крупный акустический инструмент из семейства . Этот инструмент наряду с достоинствами обладал также рядом характерных недостатков, затруднявших его широкое применение в ансамблях популярной музыки начала XX века. К недостаткам относят крупные размеры, большую массу, вертикальное напольное конструктивное исполнение, отсутствие ладовых порожков на грифе, а также сравнительно небольшой уровень громкости.

Возрастающая в 20-х - 30-х гг XX века популярность джазовой музыки, распространение автомобильного транспорта, увеличивающего мобильность ансамблей, а также появление технологии электронного усиления звука породили потребность в басовом инструменте, лишенном недостаков . В указанный период времени многие фирмы, производящие музыкальные инструменты, начали эксперименты по созданию такого инструмента, которые, однако, не увенчались коммерческим успехом.

Среди изобретений того времени заслуживают упоминания бас-мандолина Гибсон Мандо-бас (Gibson Style J Mando bass), производимая фирмой «Gibson» с 1912 по 1930 годы, а также инструмент американского музыканта и предпринимателя Пола Тутмарка Электронный бас Аудиовокс № 736 (Audiovox #736 Electronic Bass), созданный им в 1936 году и содержащий многие черты современной бас-гитары, например, сплошной деревянный корпус, горизонтальное расположение грифа и ладовые порожки.

В 1951 году американский изобретатель и предприниматель Лео Фендер, основатель фирмы «Фендер», выпустил бас-гитару «Пресижн» (Fender Precision Bass), разработанную им на основе его «Телекастер». Инструмент получил признание и быстро завоевал популярность. Идеи, заложенные в его конструкции стали фактическим стандартом для производителей бас-гитар, а выражение «бас фендер» на долгое время стало синонимом для бас-гитары вообще. Позже, в 1960 году, Фендер выпустил еще одну, усовершенствованную модель бас-гитары - «Джаз бас» (Fender Jazz Bass), популярность которой не уступает «Пресижн».

Некоторое время фирма «Фендер» доминировала на рынке бас-гитар, пока конкурирующие фирмы разрабатывали и выпускали свои варианты. Один из ранних вариантов бас-гитары - выпущенная в 1955 году немецкой фирмой Hofner полуакустическая бас-гитара 500/1 (Hofner 500/1), имеющая форму . Позднее эта модель стала широко известной благодаря тому что ее избрал в качестве основного инструмента Пол Маккартни, бас-гитарист группы «Битлз». В 1950-х годах свои модели бас-гитар выпустили многие производители музыкальных инструментов, включая фирму «Гибсон», выпустившую басовые версии своих «СГ» и «Лес Пол».

С 60-х годов XX века с появлением рок-музыки, бас-гитара становится все более распространенным инструментом. Возникают новые разновидности - появляются и безладовая, увеличивается число струн, появляются гитары со встроенной активной электроникой, сдвоенными и строенными струнами и без головки грифа. Развивается также и техника игры на бас-гитаре - от гитары заимствуется тэппинг, подтяжка, появляются также специфические басовые техники, такие как слэп и игра флажолетами.

Техники игры на бас-гитаре

Пиццикато - самая распространенная техника. Заключается в том, что большой палец кладется на звукосниматель или струну, а указательным и средним пальцами извлекаются звуки. Некоторые виртуозные музыканты используют, помимо указательного и среднего, еще безымянный и даже мизинец.

Игра медиатором - довольно популярная техника, при которой на басу играют так же, как и на обычной .

Рэкинг - игра одним пальцем. Применяется в некоторых переходах, в которых использование двух и более пальцев отвлекает внимание басиста.

Хаммер-он - техника, при которой звук возникает от резкого и сильного прижимания струны к грифу левой рукой.

Пулл-офф - техника, при которой звук возникает от резкого «дергания» струны левой рукой. Получается как бы «съезжание» с зажатого лада.

Слайд - техника, также используемая на других гитарах. После извлечения звука правой рукой, левая рука скользит по грифу вверх и вниз, но не отпускает струну.

Слэп - техника, при которой звук извлекается с помощью двух приёмов: быстрого удара по струне, называемого слэп (slap) и подцепа струны снизу в направлении от корпуса инструмента, называемого поп(pop). Обычно эти два приёма чередуются при игре линии, но есть музыканты тяготеющие к какому-то одному приёму. Получаемое звучание довольно резкое, звенящее, хорошо артикулированое. Данная техника характерна для музыкального стиля фанк, но также используется и во множестве других стилей, в основном в качестве акцента в партии, но иногда и в чистом виде. Как пример музыканта, исполняющего партии слэпом можно назвать американского бас-гитариста Майкла Бальзари, известного как Фли из Рэд Хот Чили Пепперс (Michael Balzary aka Flea from Red Hot Chili Peppers).

Дабл-тампинг - техника игры такая же как и слэп, только выполняется в двух направлениях большим пальцем. Как пример великолепного владения данной техникой, можно назвать одного из лучших в мире бас-гитаристов - Виктора Вутена (Victor Wooten).

Тэппинг - особая техника, заключающаяся в прижимании струн к грифу пальцами. При этом щипок не производится, а звук происходит от ударов струн о лады. Играть тэппингом можно как одной рукой, так и двумя. В случае игры одной рукой техника аналогична хаммеру. При игре двуручным тэппингом звук извлекается также и другой рукой, при этом манера извлечения тоже аналогична хаммеру, но постановка руки, разумеется, иная.

Безладовая бас-гитара

Безладовые басы обладают особенным звуком , потому что из-за отсутствия ладов струну приходится прижимать прямо к дереву накладки. Струна, касаясь грифа, издает дребезжащий звук «муа», напоминая звучание .

Безладовый бас позволяет басисту использовать такие музыкальные приемы, как глиссандо, вибрато, а также игру с четверть-тональными интервалами. Некоторые бас-гитаристы используют на своих выступлениях как ладовый так и безладовый басы в соответствие с композициями, которые они исполняют. Несмотря на то, что безладовый бас часто используется в джазе и его разновидностях, на нем также играют и музыканты других направлений, например, басист из ныне не существующей метал-группы Death Стив ДиДжорджио.

Первый безладовый бас был сделан в 1961 году Биллом Ваймэном, который удалил с дешевого ладового баса лады. Впервые безладовый бас был поставлен на производство в 1966 году, и это был Ampeg AUB-1. А Фендер начал производство безладовых басов только в 1970 году. В начале 1970х, бас гитарист Джако Пасториус создал собственный безладовый бас, удалив лады у Фендера джаз баса, заполнив щели замазкой из дерева и покрыв гриф эпоксидной смолой.

Струны с плоской обмоткой (которые используются для контрабасов) иногда используются для безладового баса, так как струны с плоской обмоткой меньше портят накладку грифа. У некоторых бас-гитар накладка покрыта эпоксидной смолой, что делает накладку более долговечной, увеличивает сустейн и дает более яркое звучание. У некоторых безладовых басов есть линии-ориентиры, отмечающие лады, в то время как у других есть только отметки сбоку грифа.

Хотя в основном басы четырёхструнные, также бывают пяти-, шести- и даже семиструнные басы. Безладовые басы с более чем шестью струнами тоже существуют, но обычно они делаются на заказ.

Другие модификации бас-гитар

Семиструнная бас гитара B E A D G C F (си-ми-ля-ре-соль-до-фа) — впервые появилась в 1987 году.

Восьмиструнная , десяти — и двеннадцатиструнная бас-гитары — каждая из струн обычной четырёх или пятиструнной бас-гитары получает пару, настраиваемую на октаву выше (аналогично двенадцатиструнной акустической гитаре), что создаёт особый акустический эффект. На двенадцатиструнной бас-гитаре струны идут даже не парами, а по три. Добавочная пара настраивается при этом вероятнее всего в унисон. кроме этого были отдельно выпущены варианты, обединяющие в себе 4 бас-гитарных и 6 гитарных струн на одном грифе и 11-ти и 12-тиструнные бас-гитары, покрывающие диапазон рояля.

Бас-гитара пикколо — как правило, шестиструнная бас-гитара, настроенная на октаву выше. Это может быть достигнуто за счёт более короткой мензуры или за счёт более тонких струн. Существуют наборы для пикколо, которые можно установить на обычный бас. В оличае от бас пикколо не утрачивает того мясистого звука, присущего бас-гитаре, равно как и квартового строя. Один из ярких образцов такой бас-гитары можно услышать на альбоме Джона Патитуччи «One More Angel».

Кроме этого существует ещё одна разновидность бас-гитары, специально приспособленная для техники «теппинг», называемая стик . На ней установлены как бы два комплекта струн, самая низкая по середине и более тонкие по убыванию от середины к краям. Играют на нём, ударяя по струнам пальцем в области грифа, а не щипком, обоими руками одновременно. Это позволяет исполнять две мелодические линии одновременно, комбинируя их ритмически. Это звучит очень необычно. Один из самых ярких исполнителей на этом инструменте — Тони Левин (King Crimson).

Другие варианты строя бас-гитара

Разные стили музыки требуют разный диапазон звучания, поэтому музыканты по-разному настраивают свои гитары. «Эталонным» строем является ми-строй E A D G (ми-ля-ре-соль). Строи записываются от самой низкой по звучанию (четвертой) струны до самой высокой (первой).

Другие строи:

  • D# G# C# F# (ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) - все струны опускаются на полтона.
  • D G C F (ре-соль-до-фа) - все струны опускаются на тон.
  • C# F# B E (до-фа-си-ми) - все струны опускаются на полтора тона.
  • C F A# D# (до-фа-ля-диез-ре-диез) - все струны опускаются на два тона.

Ниже, как правило, струны не опускают, потому что они болтаются и мешают при игре.

Также существуют так называемые Dropped-строи:

  • D A D G (ре-ля-ре-соль) - четвертая струна опускается на один тон, остальные настроены по эталону.
  • C G C F (до-соль-до-фа) - все струны опускаются на один тон, а четвертая на два.

В панк-музыке строй не опускают, а наоборот поднимают (но не всегда):

  • F A# D# G# (фа-ля-диез-ре-диез-соль-диез) - все струны поднимаются на полтона.
  • F# B E A (фа-диез-си-ми-ля) - все струны поднимаются на один тон.

Строй пятиструнной бас-гитары:

  • H E A D G (си-ми-ля-ре-соль) - эталонный строй. На си настраивается пятая струна.
  • E A D G C (ми-ля-ре-соль-до) - альтернативная настройка для пятиструнной бас-гитары с добавлением не более низкой, а более высокой струны «до» из шестиструнного комплекта. Расширяет возможности для солирования в верхнем регистре, без ущерба для нижнего диапазона и неудобства, вызванного необходимостью глушить большое количество струн.
  • A# D# G# C# F# (ля-диез-ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) - все струны опускаются на полтона.
  • A D G C F (ля-ре-соль-до-фа) — все струны опускаются на тон. Наиболее популярные группы, играющие в таком строе — Korn и Pantera.

Строй шестиструнной бас-гитары:

  • B E A D G C (си-ми-ля-ре-соль-до) - эталонный строй. Обратите внимание, что добавленная первая струна настраивается на до, а не на си, как вторая струна на акустической и электрогитаре.

В 2002 году шведская группа Meshuggah начала использовать ещё более пониженный строй (F#) и 8-струнные гитары фирмы Ibanez. Поэтому появилась необходимость создания более пониженного строя для бас-гитары. Фредрик Тордендаль, гитарист группы, который записывал партии баса на альбоме Nothing (2002), настраивал бас на октаву ниже своей гитары. Позже, на альбомах Catch 33 (2005) и obZen (2008) строй был опущен ещё на целый тон. 8-я струна гитары у гитаристов группы звучит как 4-я струна у стандартно настроенного баса. Соответственно, бас звучит ещё на октаву ниже.

Фирмой Warwick разработана модель 4-струнной бас-гитары «Vampyre Dark Lord», которая выпускается серийно, предназначенная для игры в пониженном строе F#. Модель имеет увеличеную мензуру (35 дюймов), улучшенные активные звукосниматели MEC J/TJ, активный трёхполосный эквалайзер, дека и гриф инструмента сделаны из специальных пород дерева: дека из ованкола с топом из французского ясеня, гриф из ованкола с накладкой из венге, которые придают инструменту мощнейшее звучание в сверхнизком регистре. Для этой модели используются специальные струны из нержавеющей стали Warwick Black Label strings «Dark Lord» (40250DL): .085″ (A), .105″ (E), .135″ (B), .175″ (F#).

Видео: Бас-гитара на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...