Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Стаценко борис александрович биография. Золотые голоса:Борис Стаценко - «Пение не профессия. Это болезнь»(большое интервью с выдающимся баритоном современности). А что же Вы тогда делаете

Сейчас он - солист Оперного театра в Дюссельдорфе, выступающий на лучших сценах Гамбурга, Дрездена, Берлина, Амстердама, Брюсселя и других культурных столиц мира, в репертуаре которого более пятидесяти опер. Борис Стаценко - постоянный участник фестиваля в Лукке (Италия), пел в «Травиате», «Силе судьбы», «Тоске», «Риголетто», «Богеме», «Тангейзере», «Иоланте», «Пиковой даме» в театрах Венеции, Турина, Падуи, Лукки, Римини.

В последние пять лет певец активно участвует в спектаклях Людвигсбургского фестиваля под руководством профессора Генненвайна, исполняя ведущие партии в операх «Стиффелио», «Трубадур», «Набукко», «Эрнани», «Бал-маскарад». На ближайшие четыре года имеет ангажементы в театрах Вероны, Триеста, Палермо, Пармы, Рима, Тулузы, Лиона, Льежа, Тель-Авива.

Для московской публики возвращение Бориса Стаценко ознаменовалось великолепным исполнением партии Наполеона в новом нашумевшем проекте Большого театра - опере С. Прокофьева «Война и мир». Российские гастроли продолжились в родном Челябинске, где он выступил в «Тоске», и на шаляпинском фестивале в Казани («Аида», «Набукко», гала-концерты).

Еще в ноябре 2005 г. Борис Стаценко организовал у себя на родине, в Челябинске, оперный фестиваль, в котором участвовали его друзья и партнеры по выступлениям в Ла Скала: знаменитые итальянские басы Луиджи Рони и Грацио Мори, дирижер Стефано Рабалья, а также три молодых вокалиста Стефана Кибалова, Ирена Чербончини и Альберто Джелмони.

Сейчас Борис Стаценко представляет в России свой новый творческий проект, совместный с Луиджи Рони. Это концертное агентство, ориентированное на представление российской публике известнейших итальянских певцов, до сих пор не выступавших в нашей стране. Стаценко считает, что в России знают имена лишь нескольких звезд, таких как Лучано Паваротти или Чечилия Бартоли, и еще не слышали лучшие итальянские голоса.

22-летним юношей Борис впервые попал в оперу. Давали «Севильского цирюльника». «Тогда я и не представлял себе, что это такое. Наивно думал, что певцы не учатся пению, а запросто выходят на сцену и поют», - рассказывает Стаценко. Впечатление оказалось настолько сильным, что бывший сельский парень бросил работу и стал учится оперному пению.

Колоритный бас Станислав Богданович Сулейманов вступает в непринужденную беседу:

Жизнь Бориса круто изменилась в 1993 году, когда он получил приглашение в оперный театр города Кемниц (бывший восточногерманский Карл-Маркс-Штадт. – Прим.ред.). Так случилось, что предполагалась постановка нечасто поющейся оперы Верди «Стиффелио» и заболел исполнитель. Борис за неделю выучил эту труднейшую и огромнейшую оперу, что практически невозможно. И его не менее блистательное участие в премьере этой оперы послужило толчком для дальнейшего продвижения.

Он приехал туда без знания языка. На сегодняшний день Борис владеет пятью языками: немецким, итальянским, английским, французским… и родной русский не забыл. С тех пор Борис блистает во всем мире. Выучены и спеты 63 оперные партии.

Могу сказать, что долгий путь мне пришлось пройти, чтобы достичь стилистического исполнения немецких, французских, итальянских композиторов, - продолжает беседу Стаценко. - Это трудно именно в России, потому что у других студентов больше возможностей слышать живьем хороших исполнителей. Лет 7 назад с моим другом Луиджи Рони (известный итальянский бас – ред.) мы впервые поехали в Челябинск. Я долго его упрашивал, и в итоге он согласился.

Билеты были распроданы за полгода до того, как состоялся фестиваль. Самое интересное, что 50% слушателей - молодежь до 20 лет, приехали студенты из Екатеринбурга, Перми для того, чтобы послушать итальянских оперных певцов. И тогда у нас родилась идея организовать это так, чтоб все слушатели желающие могли слушать оперу живьем.

Вы прекрасно понимаете, что любая запись не дает полного представления о певцах, только слушая живьем, можно понять эту стилистику, этот вкус. Конечно, нашим студентам тяжело петь на

Итальянском и на любом другом языке. Очень трудно, когда не понимаешь слов и очень трудно понять, как можно так петь, если не слышишь это живьем. Я это сам испытал.

Когда я живьем слышал своих любимых певцов, я совсем по-другому воспринял технику пения, исполнительское искусство, что мне очень и очень помогло. Родилась идея организовать продюсерскую компанию, чтобы можно было привозить итальянских певцов на российскую сцену.

Понятно, что Москва и Санкт-Петербург – это одно, но в провинциальных городах этим никто не хочет заниматься. Сами иностранцы просто боятся туда ехать. Конечно, это не дешевое удовольствие, но без этого нашим певцам будет гораздо труднее выйти на мировой уровень.

Родился в г. Коркино Челябинской области. В 1981-84 гг. учился в Челябинском музыкальном училище (педагог Г. Гаврилов). Продолжил вокальное образование в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в классе Гуго Тица. Окончил консерваторию в 1989 г., будучи студентом Петра Скусниченко, у которого в 1991 г. окончил также и аспирантуру.

В оперной студии консерватории спел партию Жермона, Евгения Онегина, Белькоре («Любовный напиток» Г. Доницетти), Графа Альмавиву в «Свадьбе Фигаро» В.А. Моцарта, Ланчотто («Франческа да Римини» С. Рахманинова).

В 1987-1990 гг. был солистом Камерного музыкального театра под руководством Бориса Покровского, где, в частности, исполнил заглавную партию в опере «Дон Жуан» В.А. Моцарта.

В 1990 г. был стажером оперной труппы, в 1991-95 гг. - солистом Большого театра.
Спел, в том числе следующие партии:
Сильвио («Паяцы» Р. Леонкавалло)
Елецкий («Пиковая дама» П. Чайковского)
Жермон («Травиата» Дж. Верди)
Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
Валентин («Фауст» Ш. Гуно)
Роберт («Иоланта» П. Чайковского)

Ныне является приглашенным солистом Большого театра. В этом качестве исполнил партию Карлоса в опере «Сила судьбы» Дж. Верди (спекталь был в 2002 г. арендован у неаполитанского театра Сан-Карло).

В 2006 г. на премьере оперы «Война и мир» С. Прокофьева (вторая редакция) исполнил партию Наполеона. Исполнил также партии Рупрехта («Огненный ангел» С. Прокофьева), Томского («Пиковая дама» П. Чайковского), Набукко («Набукко» Дж. Верди), Макбета («Макбет» Дж. Верди).

Ведет разнообразную концертную деятельность. В 1993 г. выступил с концертами в Японии, записал программу на японском радио, неоднократно был участником Шаляпинского фестиваля в Казани, где выступал с концертным (удостоен приза прессы «Лучшему исполнителю фестиваля», 1993 г.) и оперным репертуаром (заглавная партия в «Набукко» и партия Амонасро в «Аиде» Дж. Верди, 2006 г.).

С 1994 г. выступает в основном за рубежом. Имеет постоянные ангажементы в оперных театрах Германии: пел Форда («Фальстаф» Дж. Верди) в Дрездене и Гамбурге, Жермона во Франкфурте, Фигаро и заглавную партию в опере «Риголетто» Дж. Верди в Штутгарте и др.

В 1993-99 гг. был приглашенным солистом в театре г. Хемниц (ФРГ), где исполнил партии - Роберта в «Иоланте» (дирижер Михаил Юровский, режиссер Питер Устинов), Эскамильо в «Кармен» Ж. Бизе и другие.

С 1999 г. постоянно работает в труппе Немецкой оперы на Рейне (Дюссельдорф-Дуйсбург), где в его репертуаре: Риголетто, Скарпиа («Тоска» Дж. Пуччини), Хореб («Падение Трои» Г. Берлиоза), Линдорф, Коппелиус, Миракл, Дапертутто («Сказки Гоффмана» Ж. Оффенбаха), Макбет («Макбет» Дж. Верди), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Амонасро («Аида» Дж. Верди), Тонио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Амфортас («Парсифаль» Р. Вагнера), Гелнер («Валли» А. Каталани), Яго («Отелло» Дж. Верди), Ренато («Бал-маскарад» Дж. Верди), Жорж Жермон («Травиата» Дж. Верди), Микеле («Плащ» Дж. Пуччини), Набукко («Набукко» Дж. Верди), Жерар («Андре Шенье» У. Джордано).

С конца 1990-х гг. неоднократно выступал на Людвигсбургском фестивале (Германия) с вердиевским репертуаром: Граф Станкар («Стиффелио»), Набукко, Граф ди Луна («Трубадур»), Эрнани («Эрнани»), Ренато («Бал-маскарад»).

Участвовал в постановке «Севильского цирюльника» во многих театрах Франции.

Выступал в театрах Берлина, Эссена, Кельна, Франкфурта на Майне, Хельсинки, Осло, Амстердама, Брюсселя, Льежа (Бельгия), Парижа, Тулузы, Страсбурга, Бордо, Марселя, Монпелье, Тулона, Копенгагена, Палермо, Триеста, Турина, Венеции, Падуи, Лукки, Римини, Токио и других городов. На сцене парижской Оперы Бастилия исполнил партию Риголетто.

В 2003 г. спел Набукко в Афинах, Форда в Дрездене, Яго в Граце, Графа ди Луна в Копенгагене, Жоржа Жермона в Осло, Скарпиа и Фигаро в Триесте.
В 2004-06 гг. - Скарпиа в Бордо, Жермона в Осло и Марселя («Богема» Дж. Пуччини) в Люксембурге и Телль-Авиве, Риголетто и Жерара («Андре Шенье») в Граце.
В 2007 г. исполнил партию Томского в Тулузе.
В 2008 г. спел Риголетто в Мехико, Скарпиа в Будапеште.
В 2009 исполнил партии Набукко в Граце, Скарпиа в Висбадене, Томского в Токио, Риголетто в Нью-Джерси и Бонне, Форда и Онегина в Праге.
В 2010 г. спел Скарпиа в Лиможе.

Наша беседа с Борисом Стаценко, известным оперным баритоном, солистом Новой оперы, а также приглашённым солистом Большого театра и Немецкой оперы на Рейне проходила по скайпу, поскольку артист, с которым мы виделись в Москве накануне, уже находился на земле обетованной: в Израиле проходили спектакли с его участием.

Борис Стаценко окончил Московскую консерваторию в 1989 г., будучи студентом Петра Скусниченко, у которого в 1991 г. окончил также и аспирантуру. В 1987-1990 гг. был солистом Камерного музыкального театра под руководством Бориса Покровского, где, в частности, исполнил заглавную партию в опере «Дон Жуан» В.А. Моцарта. В 1990 г. был стажером оперной труппы, в 1991-95 гг. - солистом Большого театра. Спел, в том числе следующие партии: Сильвио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Елецкий («Пиковая дама» П. Чайковского), Жермон («Травиата» Дж. Верди), Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Валентин («Фауст» Ш. Гуно), Роберт («Иоланта» П. Чайковского).

Ныне является приглашенным солистом Большого театра. В этом качестве исполнил партию Карлоса в опере «Сила судьбы» Дж. Верди. В 2006 г. на премьере оперы «Война и мир» С. Прокофьева (вторая редакция) исполнил партию Наполеона. Исполнил также партии Рупрехта («Огненный ангел» С. Прокофьева), Томского («Пиковая дама» П. Чайковского), Набукко («Набукко» Дж. Верди), Макбета («Макбет» Дж. Верди).

С 1999 г. постоянно работает в труппе Немецкой оперы на Рейне (Дюссельдорф-Дуйсбург). Выступал в театрах Берлина, Эссена, Кельна, Франкфурта на Майне, Хельсинки, Осло, Амстердама, Брюсселя, Льежа (Бельгия), Парижа, Тулузы, Страсбурга, Бордо, Марселя, Монпелье, Тулона, Копенгагена, Палермо, Триеста, Турина, Венеции, Падуи, Лукки, Римини, Токио и других городов. На сцене парижской Оперы Бастилия исполнил партию Риголетто. C 2007 г. преподает в консерватории Дюссельдорфа.

- Борис, что, по-Вашему мнению, даёт опера людям?

Это вопрос не по адресу - нужно спрашивать у людей. Я - артист.

- Но Вы тоже человек, и в этом смысле ничто человеческое Вам не чуждо.

Я могу ответить что она даёт лично мне всё то, что мне нужно. В принципе, я не работаю, а занимаюсь любимым делом. Пение - моё хобби. Поэтому, у меня всё совместилось - и хобби, и работа.

Насколько Ваша работа или хобби для Вас легки? Ведь разучивание партий, Ваша занятость во многих спектаклях, постоянные гастроли требуют много времени и сил?

Вы ведёте здоровый образ жизни, уделяете большое внимание физической нагрузке. Как Вам удаётся заниматься в поездках?

Я вожу с собой эспандер нагрузкой в 50 кг, а остальное - приседания, отжимания можно везде делать. Если есть возможность, иногда хожу в фитнес-студии. Занимаюсь час утром и час вечером.

Бывая на спектаклях с Вашим участием, я неоднократно общалась с Вашими поклонниками, которые горячо Вас любят как артиста. Взаимны ли их чувства?

Я очень чувствую любовь моих поклонников, их энергетику, которая идёт из зала. Она, безусловно, подпитывает меня. И этот процесс - взаимный. Если артист отдаёт свою энергию, то он её получат обратно. А если закрылся и ничего не расходует, то и не получает. Когда отдаёшь, образуется пустота, которая естественно заполняется эмоциями публики, тёплыми, приятными словами моих друзей, и это помогает работать дальше.


- За что Вы любите свою профессию?

Мне интересно заниматься моим любимым делом: разучивать новые партии, работать с новыми дирижёрами, новыми партнёрами, коллегами, оказываться каждый раз в новой обстановке, - всё, что составляет труд профессионального оперного певца. В отличие от певцов популярной музыки, которые зачастую поют под фонограмму, чего я не понимаю и не приветствую, я всегда исполняю разные партии, а не исполняю один и тот же репертуар. В каждом спектакле я открываю в своей партии что-то новое: у меня нет заученных движений под определённые фразы. Разные режиссёры, директоры спектакля по-своему интерпретируют произведение и выявляют в нем интересные детали. Вообще, считаю, что это неуважение к публике - петь под фонограмму. И никакой любви к профессии тут не может быть, когда очередной «попрыгунчик» выбегает на сцену с поднятой рукой и кричит публике: «КАК я вас люблю!». Это делают все наши «звёзды», включая Филиппа Киркорова, Николая Баскова, Бориса Моисеева - это, на мой взгляд, ужасно пошло. Живое искусство и творчество они променяли на обман.

- Есть ли у Вас любимый герой, или характер, который Вы исполняете как актёр?

У меня нет любимого героя или характера. Играть отрицательного персонажа гораздо притягательнее, потому что для такого характера легче найти краски. Но, например, я не знаю как сыграть героя-любовника.

Сыграть эмоцию - не проблема, я тут же сориентируюсь и сыграю. В опере сложнее. К примеру, у никогда меня не получался хорошо Елецкий как персонаж, который был мне не особенно близок, хотя я удачно справлялся с его сольной арией. А вот Томский, Фигаро, Робер, Скарпиа, Набукко, Риголетто, наоборот, легче удавались. Когда-то я понял, что всё сыграть нельзя, и я сконцентрировался на определённом характере своих персонажей и на поиске собственного подхода к их сценическому воплощению. Между прочим, баритон почти всегда исполняет злодеев и убийц. Даже Онегин - и тот отрицательный персонаж.

- Пытаетесь ли Вы найти нечто положительное даже в отрицательных персонажах?

Есть отрицательные персонажи, выписанные в либретто, но это не значит, что их характер полностью отрицательный. Все персонажи, которых я исполняю - Скарпиа, Риголетто, - для меня положительные, я их очень люблю и как исполнитель не вижу и никогда не показываю в них отрицательных черт.

- А что же Вы тогда делаете?

Я играю человека. Например, Скарпиа - он шеф полиции, причём сицилианский барон. В чём его отрицательные черты? В том, что он приставал к женщине? Боже мой, это происходило везде и во все времена. Шеф полиции, который борется с революционерами - тоже норма. В чём же его вина? В том, что он завлёк в сети Тоску и Каварадосси? Так у него такая работа и никакого коварства! Скарпиа - нормальный человек, мужчина, наделённый властью. Что тут такого?

- Скажите, пожалуйста, как Вы работаете над ролями?

Существует много разных профессиональных методик, которыми можно познакомиться на мастер-классах. Но в собственной работе над ролями я использую отработанные способы - свои секреты мастерства, приобретённые за долгие годы. В моё время популярной считалась актёрская система Станиславского. Я также читал книги Михаила Чехова. Сейчас существует много литературы о том, как работать над ролями, есть огромное количество учебной литературы. Но сами по себе теоретические знания не дают настоящего мастерства: есть масса практических вопросов, ответы на которые можно получить лишь на занятиях с педагогом. Я много почерпнул для себя, будучи студентом Московской консерватории. На третьем курсе Борис Александрович Покровский пригласил меня в свой театр на роль Дон-Жуана. Наблюдая за работой других актёров с ним, их реакцией на его задания, я быстро обучился принципам актёрской игры и в дальнейшем совершенствовал полученные навыки. Мне довелось работать со многими театральными режиссёрами. Всегда было сложно сотрудничать с дирижёрами-диктаторами, требующими беспрекословного подчинения их идее, которая не всегда совпадает с авторским замыслом, для чего приходится переучивать текст. Но есть и другие режиссёры, которые отдают артисту на откуп его роль. И когда актёр творит свою роль, а режиссёр корректирует его игру, процесс совместной работы становится интенсивным и увлекательным, а результаты оказываются удачными

- Бывают ли у Вас сложности в работе с другими артистами?

К моим партнёрам я всегда отношусь с уважением. Бывает лишь досадно, если артист приходит на репетицию с невыученной партией и неподготовленный, что случается очень часто. В моей практике был случай, когда я остановил репетицию и сказал, что приду, когда мои коллеги выучат свои партии.

- Какой это вызвало резонанс?

Через три дня все партии были выучены.


- Какие качества должны быть у артиста?

Я убеждён в том, что талант составляет лишь 5 процентов, остальные 95 - работоспособность. С моих студенческих лет я приучил себя к тому, чтобы приходить на занятия с выученными наизусть произведениями. Сейчас большинство студентов учат программу в классе вместе с концертмейстерами. Также важно овладевать актёрским мастерством, которому можно учиться у хороших киноактёров. Я обожаю смотреть старые фильмы 50-60 годов с наивной актёрской игрой, как, например, «Приходите завтра», в котором участвуют театральные актёры. Моими любимыми киноартистами являются Иннокентий Смоктуновский и Джек Николсон, у которых я многому научился. Также я учился у Басилашвили, Леонова, Миронова и всей нашей артистической плеяды. К сожалению, научиться на современных телесериалах ничему нельзя не потому что все актёры бездарны, а потому что камера не задерживается подолгу на лице актёра и за короткое время невозможно прочувствовать его игру.

- Что Вам больше всего нравится в опере?

Актёрская игра. На мой взгляд, в опере нужно не только хорошо спеть, но и сыграть роль. Впрочем, есть некоторые певцы, которые хотят лишь красиво спеть. Такие артисты тоже имеют успех, и это замечательно. Конечно, это зависит и от репертуара. К примеру, в оперных ариях belcanto Беллини, в которых очень мало текста, артисту приходится выражать эмоции идущие от самой музыки, и от него требуется в первую очередь шикарное пение и совершенно другое актёрское поведение. Хотя везде нужно хорошо петь.

- Нравится ли Вам слушать пение других артистов?

Есть масса певцов - и баритоны, и тенора, и басы, которых я слушаю и кем восторгаюсь.

- Были ли у Вас кумиры?

Я брал уроки в Италии у Пьеро Каппуччилли, одного из лучших баритонов второй половины ХХ века, и для меня он был всегда примером вокального мастерства. По молодости лет я даже стремился петь так, как поёт он.

- Как Вы относитесь к критике?

Я считаю, что она всегда субъективна и зависит от разных факторов. На один и тот же премьерный спектакль критики пишут совершенно противоположные рецензии.

- Считаете ли Вы объективной мнение публики?

Она также субъективна в своих оценках, и это её право.

- Может ли артист оценивать себя объективно?

Нет, ни один артист не может дать себе объективную оценку. Многие умеют делать то, чего я не умею. Но я также знаю, что многие не умеют делать то, что умею я. Это вполне естественно. И можно многому научиться у других исполнителей. Наверное, для жизни и самоутверждения хорошо иметь высокую самооценку. Для меня же всегда было главным то, что происходит на сцене, где на самом деле определяется лучший.

Марал ЯКШИЕВА

Сегодня на Шаляпинском фестивале заглавную партию в «Риголетто» Верди исполнит Борис Стаценко - солист Немецкой оперы на Рейне и приглашенный солист Большого театра России. Он играл придворного шута-горбуна Риголетто в разных театрах мира более двухсот раз, неоднократно видели его в этой роли и в Казани. Стаценко считают одним из лучших исполнителей этой партии: на спектаклях с его участием всегда аншлаг.

Накануне сегодняшнего выступления певец дал интервью «Вечерней Казани».

- Борис, вы согласны, что с каждым годом в жизни немолодого уже человека все меньше событий случается впервые?

От человека зависит. В этом сезоне, например, я впервые исполнил Иоканаана в «Саломее» Рихарда Штрауса, выучил «Иродиаду» Массне. В моем репертуаре уже 88 партий, но еще двадцать, а может, и больше, я собираюсь в этой жизни выучить... В этом году в первый раз поеду на Тайвань: пригласили на постановку «Отелло» Верди. А недавно впервые был в норвежском городе Кристиансан - пел Риголетто, три спектакля прошли с аншлагом в зале на две тысячи мест.

- В Казани вы поете в «Риголетто» в классической постановке Михаила Панджавидзе. Наверняка приходилось участвовать и в неклассических?

Только в неклассических и приходилось. На спектакле в Боннском театре, например, режиссер «сделал» Риголетто наркодилером. Другой режиссер, в Дюссельдорфе, придумал, что у Риголетто нет горба... Не хочу называть этих режиссеров. Знаете, меня спасает в таких случаях одно: музыка Верди. Если есть хороший дирижер, то не так уж и важно, что там напридумывал режиссер.

- В прошлом году, когда вы приезжали петь Риголетто, у вас была другая прическа - каре. Сейчас вы постриглись так коротко из-за какой-то новой роли?

Да, в Deutsche Oper в Дюссельдорфе я буду петь царя Додона в «Золотом петушке» Римского-Корсакова. Спектакль ставит режиссер Дмитрий Бертман. Это он заставил меня постричься, потому что хочет сделать моего персонажа копией Владимира Путина. Додон будет Путиным, можете себе такое представить?

- Не очень. А вы?

Думаете, я в первый раз в такую ситуацию попадаю? В Амстердаме недавно ставили «Набукко», так мой Набукко - он тоже как Путин выглядел. Понимаете, Путин - такая популярная на Западе личность, что каждый режиссер хочет использовать его образ в своих постановках. Не удивлюсь, что однажды и Риголетто «под Путина» играть будут. Потому что это интрига: если в рецензии напишут, что персонаж в опере похож на Путина, публика пойдет на спектакль хотя бы из любопытства.


- Когда режиссеры говорят, что ваш герой должен быть похожим на Путина, вы что-то делаете для этого, или за схожесть отвечают гримеры?

Вы еще скажите, что я путинским голосом должен петь. Не бывать этому. Я никогда не стану похожим на Путина. В музыке характер героя настолько подробно композитором прописан, что неважно, что там нафантазирует режиссер. Но знаете, главное - не спорить. Какой толк спорить с режиссером?! Хотя в «Золотом петушке» я рискнул и предложил режиссеру, чтобы Додон был похож не на Путина, а на Обаму. И не останавливаться на этом: из других персонажей этой оперы «сделать» Ангелу Меркель, Франсуа Олланда... Чтобы на сцене собралась не путинская команда, а международная. Но Бертман на это не идет.

- Каждый год 9 июня вы публикуете в своем Фейсбуке фотографию, на которой занимаетесь фитнесом. Что это за день такой особенный?

Просто именно в этот день лет пять назад я начал серьезно заниматься физкультурой. И убедился потом: ежедневные тренировки помогают мне петь.

- У вас, наверное, есть личный фитнес-тренер?

Минуточку. Я говорю на четырех иностранных языках, но я их выучил самостоятельно - ни одного урока не взял! Так и с фитнесом. Я самостоятельно изучил имеющуюся в Интернете информацию и примерно за шесть месяцев разработал себе систему тренировок.

- На гастролях продолжаете тренировки?

Обязательно. Всегда вожу с собой эспандер. И делаю упражнения, для которых не нужны тренажеры: отжимаюсь, приседаю и стою по три минуты в планке. Это совсем нетрудно! Шагомером еще пользуюсь: за день я должен пройти 15 тысяч шагов.


- Борис, правда, что до того, как стать оперным певцом, вы работали на эстраде?

Я в восьмом классе учился, когда меня пригласили петь в вокально-инструментальном ансамбле «Белая ладья». Это было в деревне Багаряк Челябинской области. В феврале, помню, меня пригласили, летом я работал на посевной и заработал себе на гитару, а к осени научился на ней играть.

- Предполагали тогда, что вас ждет блестящая певческая карьера?

Если бы я этого не предполагал, я бы не стал этому учиться. Но это позже произошло. Я решил поступать в музыкальное училище в Челябинске, когда уже работал в райкоме комсомола. Бросил политическую карьеру и сказал себе: «Я буду петь в Большом театре СССР!». Окончил училище, консерваторию. И оказался в Большом театре! Знаете, я убежден: каждый имеет то, чего он хочет.

- Можно сказать, что потом вы захотели жить и работать в Германии?

Я мечтал о собственной квартире в Москве. И когда в 1993 году меня услышали на Дрезденском фестивале (я пел Роберта в «Иоланте» Чайковского) представители театра города Кемниц и сразу предложили контракт, я согласился. Для меня это была реальная возможность заработать на московскую квартиру. Заработал. И не только на московскую.

- Больше времени вы проводите не в московской, а в дюссельдорфской квартире?

Знаете, я бы, наверное, и вернулся сейчас жить в Россию. Но моя жена - она категорически против. Я прекрасно помню, как трудно мы с ней тут жили в начале 90-х: однажды нам пришлось продать мои концертные туфли, чтобы купить еды... Когда в Германии она впервые вошла в продуктовый магазин, то буквально окаменела от изобилия. А потом в отеле ревела белугой целые сутки! Она не хочет возвращаться в Россию - она боится, что здесь всегда будут кризисы, неустроенность и голод...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...