Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

История и современность башкирской фольклористики. Башкирское народное музыкально-поэтическое творчество (Вопросы классификации) Ахметгалеева Галия Батыровна. Определение понятия «жанр» и его признаков в фольклористике

По статистике, большинство туристов, посещающих с экскурсиями Алупку, едут сюда с вполне конкретной целью - посмотреть на знаменитый Воронцовский дворец. Среди расхаживающих по территории этого великолепного дворца туристов, встречаются самые разные люди. Кто-то приехал сюда «для галочки», кто-то ради чудных горно-морских пейзажей, открывающихся со смотровой площадки дворца. Но довольно-таки значительный процент туристов целенаправленно едут сюда для того, чтобы прикоснуться к истории…

А история эта началась в далеком 1828 году, когда новороссийский и бессарабский генерал-губернатор, граф Михаил Семенович Воронцов решил построить себе в Алупке летнюю резиденцию, скупив для этих целей множество земельных участков в Алупке.

Воплотить мечту графа Воронцова было доверено маститому английскому придворному архитектору Эдварду Блору (1787-1879), с которым М.С. Воронцов был знаком лично. Среди наиболее известных объектов, к которым приложил свою руку Блор, назовем Букингемский дворец в Лондоне и башню Солсбери в Виндзорском замке.

Дворец строился в несколько этапов: сначала был возведен столовый корпус (1830—1834). Затем появился центральный корпус (1831—1837). В 1841-1842 годах к столовой пристроили бильярдную, в 1838-1844 годах были закончены гостевой корпус, восточные флигели и башни дворца, хозяйственные корпуса. И наконец, в последнюю очередь, был возведен библиотечный корпус.

В общей сложности, строительство дворца продолжалось долгих 20 лет и завершилось в 1848 году, обойдясь Воронцову в 9 миллионов рублей серебром.

Камень диабаз (современное название - долерит), из которого выполнена основная часть дворца, является одним из самых крепких природных строительных материалов. Структура этого вулканического минерала чрезвычайно прочна, что создает дополнительные трудности при его обработке. Строительный материал для дворца добывали в горах, неподалеку от Алупки. Что касается рабочих, то их основная масса была представлена крепостными из Московской и Владимирской губерний, причем, из них специально отбирались квалифицированные каменотесы, которые уже имели опыт строительства каменных соборов.

Интересный факт: Красная площадь в Москве тоже вымощена крымским диабазом

На строительстве Воронцовского дворца использовался, преимущественно, тяжелый ручной труд.

Отдельного рассказа заслуживает архитектурный стиль, в котором был выстроен дворец.

Основной архитектурный мотив, превалирующий в постройках дворца - английский стиль, что неудивительно, учитывая национальность зодчего и пристрастие графа Воронцова к английской культуре, которая была ему очень близка. Отец М.С. Воронцова - Семен Романович Воронцов на протяжении многих лет был послом России в Лондоне, а сам Михаил провел в Англии все детство, юность и молодость, впитав в себя дух и менталитет Туманного Альбиона.

Согласно задумке архитектора, Воронцовский дворец вместил в себя стили самых разных английских эпох, которые сменяют друг друга в хронологическом порядке, начиная от западных ворот.

Весьма неожиданный архитектурный поворот ожидает туристов, которые пожелают осмотреть Воронцовский дворец с его южной стороны. Согласно оригинальной задумке архитектора, обращенная к морю сторона дворца была выполнена в неомавританском стиле и напоминает чертоги восточных владык. На фоне строгих английских черт северной стороны дворца, пышный южный фасад смотрится очень контрастно и неожиданно. Все сомнения относительно «восточного» происхождения южного фасада дворца развеивает арабская надпись на фризе «И нет Бога кроме Аллаха», повторяющаяся несколько раз.

Вход и лестницу с этой стороны дворца охраняют белые мраморные львы , которые были сделаны в мастерской итальянского скульптора Джованни Боннани.

Внутреннее убранство Воронцовского дворца было роскошным, но при этом, выполнено со вкусом. Всего дворец насчитывал более 100 помещений, из которых наиболее известными считаются, «Голубая гостиная», «Ситцевая комната», «Зимний сад», «Китайский кабинет», «Бильярдная», «Парадная столовая» «Вестибюль». Во внутренних помещениях дворца до настоящего времени сохранилось большое количество вещей и предметов, относящихся к временам самого первого владельца.

Если посмотреть на Воронцовский дворец с моря, то можно заметить, что его черты повторяют рельеф горного хребта, возвышающегося над Алупкой с севера. И это вовсе не случайность, а оригинальная архитекторская задумка.

Параллельно со строительством дворца, рядом с ним, на протяжении целых 25 лет создавался великолепный Воронцовский парк, который, без преувеличения является одним из нами более выдающихся произведений садово-паркового искусства в Крыму. На сегодняшний день площадь этого парка составляет 40 гектаров.

Дворец в Алупке принадлежал семье Воронцовых вплоть до революции, после чего он был национализирован и в нем открылся музей. В этом статусе дворец пребывает до настоящего времени, ежегодно принимая тысячи туристов.

В годы немецкой оккупации сам Воронцовский дворец не пострадал, чего не скажешь о его экспонатах, которые были похищены и вывезены в количестве нескольких сотен.

После войны дворец в течение 10 лет использовался в качестве государственной дачи для партийных бонз, а с 1956 года стал работать как музей, который действует по сегодняшний день.

3747

Если вы выбрали для отдыха в Крыму в 2020 Алупку, то обязательно увидите на фотографиях, открытках, картинах, указателях по всему городу Воронцовский дворец. Самый величественный в Крыму, он стал настоящим украшением этого приморского городка и одной из главных достопримечательностей ЮБК, на которую ежегодно приезжают посмотреть миллионы туристов. Великолепная архитектура Воронцовского дворца в Алупке, роскошный парк, потрясающие виды на склоны Крымских гор и Черное море никого не оставят равнодушным.

Где расположен : Алупка, Дворцовое шоссе, 10.

Как удобнее всего добраться : проще всего приехать в Алупку из Ялты: сюда ходят маршрутки № 102, 115, 107. Из Симферополя и Севастополя добраться до Воронцовского дворца можно с автовокзала.

В какое время года лучше всего посещать : в любое время года в хорошую погоду.

Воронцовский дворец в Алупке возводился как резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С.Воронцова. Надо сказать, что сам выбор Крыма для строительства этого величественного сооружения должен был льстить нашему полуострову: в те времена в Новороссию входила огромная территория от Одессы до Дона.

Дворец возводился по проекту английского архитектора Эдварда Блора, который «приложил руку» к строительству Букингемского дворца в Лондоне и замка Вальтера Скотта в Шотландии. До сих пор ведутся споры относительно того, был ли архитектор лично в Крыму или создал свой шедевр, руководствуясь исключительно рассказами об окрестных пейзажах. В первое верится больше, ведь Воронцовский дворец в Алупке идеально вписывается в ландшафт: его острые башенки словно повторяют пики Крымских гор, а совмещение нескольких архитектурных стилей, в том числе восточных, прекрасно отражает судьбу Крыма.

Возводился дворец в 1828-1848 годах под руководством еще одного английского архитектора, Уильяма Гунта. Параллельно со зданием велись работы и над созданием парка: за них был ответственен Карл Кебах, садовод, которому Крым обязан появлением великолепных садов и парков Фороса, Гаспры, Ореанды, Массандры, Мисхора.

Владеть дворцом Михаилу Семеновичу Воронцову пришлось недолго: он умер в Одессе в 1856 году. После него имение перешло его сыну, а затем - родственникам, богатым дворянам Воронцовым-Дашковым. В 1917 году Воронцовский дворец национализировали. Ему повезло намного больше, чем другим культурным объектам в Крыму: с 1921 здесь устроили историко-бытовой музей, с 1956-го - художественный музей. В 1990 Воронцовский дворец стал Алупкинским дворцово-парковым музеем-заповедником.

Архитектурный шедевр

Первое, на что обращаешь внимание, когда видишь фото Воронцовского дворца, - необычный цвет камня, из которого он возведен. Все прочие имения российских аристократов в Крыму радуют светлыми, белыми фасадами, в то время как резиденция графа Воронцова выглядит серой глыбой, затерянной в густой зелени. Здание возведено из диорита, серовато-зеленоватого камня вулканического происхождения. Добывали его здесь же, в Алупке, причем каждый блок обрабатывался вручную.

Воронцовский дворец встречает туристов Шуваловским проездом. Идя по булыжной мостовой, окруженной высокими стенами, кажется, что сейчас окажешься в настоящем средневековом замке. Однако достаточно одного взгляда на легкомысленные башенки, чтобы понять: Воронцовский дворец не так-то прост.

Блор объединил в проекте дворца неоготический и неомавританский стили. В Англии такое смешение назвали бы романтизмом, а вот в России - эклектикой. Северный фасад Воронцовского дворца со строгими линиями напоминает резиденции английских аристократов. А вот южный, обращенный к морю, оформлен в восточном стиле: эксперты говорят, что Блор вдохновлялся дворцом Альгамбра, резиденцией арабских правителей Испании в Гренаде. В парк ведет Львиная терраса - лестница, украшенная мраморными фигурами львов - аналогов скульптур с гробницы папы Климента XII в Риме.

Внутреннее убранство, как легко понять из фото Воронцовского дворца в Крыму, сохранилось практически неизменным с XIX века. Каждая комната имеет свое индивидуальное оформление - например, Китайский кабинет, Зимний сад, Голубая гостиная, Ситцевая комната. Очень оригинально в Воронцовском дворце в Алупке оформлена парадная столовая: она напоминает зал средневекового дворца. Залы украшены скульптурами и работами известных живописцев - итальянских, французских, английских и, конечно, русских мастеров. Всего в Воронцовском дворце около 150 комнат, включая подсобные помещения, но для посещения, конечно, отрыта лишь часть.

Воронцовский дворец - кинозвезда

Если при взгляде на фото Воронцовского дворца у вас возникает ощущение, что он вам знаком, это значит, вы ценитель классики советского кинематографа. Вряд ли есть другая , которая «засветилась» бы в таком количестве фильмов! Воронцовский дворец в Крыму изображал царскую резиденцию в «Обыкновенном чуде» и «Гамлете», «Трех мушкетерах» и «Небесных ласточках». Здесь снимали «Алые паруса», «Безумный день, или Женитьбу Фигаро» и «Сафо». Велика вероятность столкнуться со съемочной группой и летом 2020: залы и ландшафты дворца-музея постоянно используют при съемке художественных и документальных фильмов.

Экспозиции Воронцовского дворца в Крыму

В 2020 году в Воронцовском дворце вы сможете посетить такие экспозиции:

  • «Парадные залы Главного корпуса Воронцовского дворца».
  • Южные террасы.
  • «Квартира Дворецкого» в Хозяйственном корпусе.
  • «Дом графа Шувалова».
  • «Воронцовская кухня».
  • Интерьерные экспозиции «Кабинет графа И.И. Воронцова-Дашкова» и «Кабинет коменданта Гос. Дачи».
  • «Парижский архив» (картины и фотоматериалы - дар семьи Комстадиусов).
  • «Дар профессора В.Н. Голубева» (картины художников XX века).


Цена билета в Воронцовский дворец

Большинство экспозиций Воронцовского дворца работают без выходных. В любой день недели можно приехать и насладиться роскошным парком. Обратите внимание, что в однодневные экскурсии, которые можно купить практически в любом курортном городке Крыма, обычно не входит посещение залов, так что если хотите насладиться внутренним убранством Воронцовского дворца, придется подумать об этом моменте заранее. Впрочем, и осмотр экстерьера этого потрясающего здания и громадного парка (его площадь - более 40 Га!) оставит незабываемые впечатления! В целом на посещение этой достопримечательности, как и Никитского ботанического сада в Крыму, стоит выделить хотя бы 3-4 часа, а если хотите послушать экскурсию и пройтись по всем экспозициям, а после - еще и покупаться на алупкинском пляже, то запланируйте поездку на целый день!

Первый вторник каждого месяца для школьников и студентов устраивают бесплатные экскурсии. Сделать фото в Воронцовском дворце можно, доплатив 30 рублей. Кстати, у музея есть свой прейскурант на выездную регистрацию и профессиональную съемку, так что при желании можно устроить настоящий фотосет на фоне великолепного дворца!

Наличие у кого-то огромного состояния всегда вызывает вопросы. Но все же были и будут люди, что большие деньги (разными путями полученные) умеют тратить не только на ублажение себя, незаменимых. Да, представители богатейших русских дворянских родов были крепостниками. Но они же были покровителями искусств и наук, и оставили потомкам оплаченные их миллионами шедевры архитектуры. Такие, как Воронцовский дворец в Крыму.

Где находится Воронцовский дворец на карте

Взглянув на карте Крыма, становится понятно, что дворцово-парковый ансамбль располагается на территории Большой Ялты, в небольшом, но колоритном поселке Алупка, из-за чего дворец часто называют, как Алупкинский. Территориальное местоположение его – центр курортного селения, на берегу Черного моря.

История Алупкинского дворца

Крым и Англия

Род графов Воронцовых известен в российской истории. Его представители занимали важнейшие государственные посты. Семейство было также одним из богатейших в стране и могло себе позволить реализовывать любые, самые невероятные свои фантазии.

Представитель этого рода, М.С. Воронцов, был храбрым офицером, участником войны 1812 года. Еще он был родным племянником знаменитой Екатерины Воронцовой-Дашковой, что уже означало, что воспитание и образование у него были хорошими. Более других графу нравилась английская традиция – таких, как он, в XIX веке называли англоманами.

В середине 20-х годов XIX века этот дворянин получил назначение в Крым – губернатором Новороссии и Бессарабии. Вступив в должность, губернатор присмотрел себе неплохое имение недалеко от – у небольшой татарской деревеньки Алупка. В 1828 г. там начали строить по его заказу резиденцию – настоящий дворец с размахом.

Как англоман, Михаил Семенович Воронцов желал видеть в своем жилище черты английской архитектуры. Поэтому он отверг первоначальный проект Э. Боффо и Т. Харрисона в классическом стиле и обратился к Э. Блору, архитектору Вальтера Скотта и британской королевской семьи. Уж конечно мастер, доводивший до ума Букингемский дворец, годился и для русского графа.

Блор никогда не был в Крыму. Но он получил от заказчика исчерпывающие данные по местности, а также материалы своих предшественников. И совершил чудо – спроектировал здание-шедевр, в котором естественно соединились несколько эпох истории Англии с восточным колоритом.

Невероятное строительство

Дальше все стало еще чудесней. Основным строительным камнем для реализации идеи великого англичанина стал крымский диабаз – порода прочная даже слишком. Она весьма трудно поддается обработке. В условиях же Российской империи 1830 г. (как раз тогда начались непосредственные строительные работы) не предполагали механизации труда.

Основной рабочей силой на строительстве стали оброчные крестьяне из многочисленных имений владельца (в основном из-под Москвы и Владимира). Люди Воронцова старались отобрать для работ максимальное количество людей со специальностями – каменотесов и камнерезов. Ориентировались по факту участия кандидатов в строительстве и украшении богатых каменных церквей. Эти мастера работали в Крыму со сверхтвердым материалом фактически голыми руками – обрабатывали камень топорами и зубилами! Неудивительно, что времени на стройку потребовалось немало.

Однако проект Блора имел одно преимущество – дворец представлял собой как бы комплекс из строений разного стиля. Вот и строили его по частям, а не весь разом. В 1830-1831 гг. возводили столовый корпус. В 1831-1837 гг. к нему добавили центральный корпус. В 1838-1844 гг. строили все башни, восточные флигели, гостевое крыло, оформляли парадный двор. Одновременно в 1841-1842 гг. рядом со столовой сооружалась бильярдная. Позже всего была закончена библиотека – в 1846 г.

При этом отдельные элементы постройки демонстрировали разные этапы развития английской архитектуры. «Линия времени» пролегала с запада на восток: чем западнее располагался элемент, тем более древний стиль он представлял.

Затем губернатор начал обустраивать возле дворца парк, предосудительно задействовав для земляных работ солдат. В 1848 г. дворцовый ансамбль был дополнен еще террасой и лестницей, украшенными скульптурами львов. Но этого М.С. Воронцов уже не видел – в 1844 г. он был назначен служить на Кавказ.

Дворянское гнездо

Далее все дело чуть не погибло и все потому, что старший сын М.С. Воронцова не потрудился обеспечить его внуками. С.М. Воронцов, сын губернатора, жил во дворце со своей супругой и понемногу занимался завершением строительства и отделкой своего владения. Однако он умер, не обзаведясь наследниками. А его вдова жить в Крыму не пожелала и укатила за границу, прихватив с собой из крымского имения немало художественных ценностей.

Из-за этого дворец чуть было не пришел в запустение, ведь в нем долгое время никто не жил. Но потом имение досталось родственникам губернатора по линии Воронцовых-Дашковых и Шуваловых. Эти дворяне оказались людьми предприимчивыми – настроили на территории имения дач для сдачи в аренду. Это случилось в 1904 г. Но в 1917-м грянула революция, разорившая старинные дворянские гнезда.

С установлением советской власти в Крыму имение было национализировано. А уже 22 февраля 1921 года телеграф передал на полуостров личное распоряжение Ленина: принять все возможные меры к сохранению ценностей из дворцов крымской знати. И распоряжение было выполнено. Уже в середине того же 1921 г. дворец был открыт для посещения как музей.

Спасенная ценность

Надо отметить, что Воронцовский дворец в Крыму отлично сохранился, и выглядит сегодня почти так же, как во времена последних владельцев-графов. Но далось ему это нелегко.

После вторжения в 1941 году на территорию Крыма гитлеровцы беззастенчиво грабили местные . Они везли в Германию все, что не было приколочено, а что было – ломали и тоже увозили. Эвакуировать большинство крымских музеев советское командование не успело, а Воронцовский дворец входил в их число. Завоеватели вывезли оттуда массу ценных вещей и грозили уничтожением здания.

Но дворец устоял, и значительная часть его коллекций тоже сохранилась. Это стало возможным благодаря самоотверженности научного сотрудника С.Г. Щеколдина. Гитлеровцы назначили его директором музея, что означало, что он должен был передавать им наиболее ценные из экспонатов. Но Щеколдин прятал часть коллекций, снабжал оккупантов недостоверной информацией, а также помешал взрыву здания во время отступления фашистов.

Именно Степан Григорьевич составил полную опись вывезенных экспонатов на совершенно дикую по тем временам сумму в 5 млн. рублей (благодаря чему часть из них позже удалось разыскать и вернуть).

Самая скверная деталь всей этой истории состоит в том, что защитник музейных коллекций потом еще и отсидел несколько лет «за коллаборационизм». Правда, Щеколдину еще повезло – из мест заключения он вышел относительно быстро, относительно здоровым и потом еще долго занимался любимым делом, разыскивая пропавшие из музея ценности (умер он в 2002 г., на 98-м году жизни).

В 1945 г. Воронцовский дворец был в настолько хорошем состоянии, что его использовали для размещения участников . Английская архитектура предопределила выбор постояльца для имения – им стал британский премьер сэр Уинстон Черчилль.

Здесь прошла первая встреча лидеров Антигитлеровской коалиции в рамках конференции (далее все мероприятия удобства ради перенесли в ). Далее несколько лет замок использовался в качестве ведомственной дачи для сотрудников НКВД, а в 1955 г. снова стал музеем, каковым и является по сегодняшний день.

Архитектура и убранство дворца

Смешение стилей и народов

Как уже было сказано, в общем архитектура Воронцовского дворца представляет английский стиль. Причем это как бы история туманного Альбиона в миниатюре, так как строение объединяет в себе черты разных эпох – от Вильгельма Завоевателя до династии Тюдоров.

Но в веке в Англии (и в других странах Европы тоже) в связи с расширением колониальной экспансии возникла мода на Восток. Псевдоиндийские и псевдоегипетские элементы появлялись в литературе, одежде, интерьере; архитектура их тоже не миновала. И в здании Воронцовского дворца Э. Блор непостижимым образом сумел гармонично объединить современные ему представления о Востоке с традициями средневековой Англии.

Западный фасад дворца представляет собой настоящий замок средневекового барона-разбойника (видать, сказалась на королевском архитекторе работа на В. Скотта!). Это – прекрасный пример умелого использования неоготического стиля. Почти ту же эпоху представляет так называемый шуваловский проезд – подъездная дорожка, напоминающая скорей крепостную галерею. Во внутреннем дворе применена отделка неровным «рваным» камнем, что тоже наводит на мысли о средневековье.

Северный фасад демонстрирует уже совсем другой стиль и другой временной промежуток. Это начало нового времени, тюдоровский XVI век – прямые линии, большие высокие окна и дымовые трубы.

Южный фасад умудряется составлять гармоничное целое с прочими частями дворца и при этом представлять мавританский стиль – с приличествующей Востоку пышностью. Особенно интересна арка, в которой архитектор как-то сумел объединить мотивы розы Тюдоров и восточного лотоса, а также добавил изречение из Корана, не боясь навредить этим английской идее всего строения. Э. Блор сумел добавить мавританские нотки и старой Англии – так, чисто английский облик северного фасада венчают шатрообразные кровельные элементы, а длинные трубы сделаны похожими на восточные минареты.

Хотя дворец фактически состоит из 5 зданий, все они удачно увязаны в ансамбль и воспринимаются как единое целое. Мало того – архитектор, никогда не видевший Крыма, сумел удачно вписать свое творение в пейзаж. Он учел не только технически важные особенности местности, но и его эстетику (по переданным ему зарисовкам). В результате силуэт дворца как бы повторяет абрис плато , на фоне которого он расположен.

Дача с комфортом

В представлении губернатора Воронцова и его наследников дворец в Крыму был не официальной резиденцией, где следует демонстрировать парадное светское гостеприимство, а чем-то вроде дачи. Здесь должна была проводить лето семья, а также навещать владельцев родственники и близкие друзья. Тем не менее, граф вбухал в строительство 9 млн. рублей (дикие деньги по меркам XIX века!), а его наследники еще дополнительно вложились в обустройство интерьера.

Дворец внутри сохранился очень хорошо, так что можно убедиться – даже на даче представители семейства Воронцовых предпочитали жить и красиво, и комфортно. Всего в этом «летнем домике» 150 комнат, расположенных с английской строгостью – двери в двери. Еще одна английская деталь – в каждом помещении имеется камин (хотя в Крыму он не столь необходим, как в Англии).

Каждое помещение во дворце отделано в собственном стиле и имеет имя собственное. Здесь есть Голубая гостиная, Ситцевая комната, Китайский кабинет и тому подобные тематические помещения. Большая дворцовая гостиная как бы копирует главный зал феодального замка – там царят темные цвета, сплошной дуб и фамильная живопись.

Голубая гостиная не только выдержана в этом цвете, но и отделана необычной лепниной, изображающей 3 тыс. рельефных цветочков, каждый из которых не похож на другие. Ситец во времена графа Воронцова считался модным и довольно дорогим материалом, да и сейчас его успешно используют в интерьерах. А стены Китайского кабинета украшают инкрустации из рисовой соломки (и они неплохо сохранились).

Есть во дворце и оранжерея, именуемая в традициях того времени зимним садом. По аналогии с летним садом Петербурга, она украшена прекрасными статуями.

Владельцы-графы заботились не только о красоте, но и о практичности своего жилища. В Воронцовском дворце был проведен один из первых в внутренних водопроводов (с бесперебойной подачей горячей воды!) и устроена нормальная по современным представлениям канализация. В 1914 г. тут перешли на электрическое освещение.

Выполнялись все работы качественно, и это – не последняя причина отличной сохранности интерьеров. Художественные паркеты и стенные панели остались такими же, как во времена новороссийского губернатора. Сохранилось немало старинной мебели, утвари, украшающих безделушек. Сильнее всего пострадала художественная коллекция, так как гитлеровцы вывезли в Германию более 500 картин из . И лишь незначительную часть похищенного удалось разыскать и вернуть.

Фото внутри Воронцовского дворца

Звезда экрана

Благодаря своей отличной сохранности и приметной «внешности» Воронцовский дворец в Алупке пользуется неизменной популярностью у мастеров камеры. Его фото украшают всевозможные календари и рекламные плакаты, а внутренние помещения и прилегающая парковая территория стали местами съемок многих полюбившихся зрителям .

Самой знаменитой из снятых тут лент стали 1961 года. В этом популярнейшем фильме Воронцовский дворец «играл» богатый особняк семьи Греев. 30 лет спустя его «переквалифицировали» в интерьер усадьбы американского миллионера при съемках (вид имения Френсиса Моргана снаружи сняли ).

Комплекс также появляется в «Небесных ласточках», «Гамлете», «Десяти негритятах», «Обыкновенном чуде» (не самом известном варианте от М. Захарова, а более раннем, от Э. Гарина). Из более «новаторских» лент дворцу пришлось поучаствовать в создании «Ассы» и украинской ленты «Сафо» (на любителя, но в свое время кино это шуму наделало).

Перечислить полностью всю фильмографию Воронцовского дворца довольно сложно – кинематографисты использовали его часто. Причина, среди прочего, кроется в его архитектурном многообразии – правильно выбрав ракурс, тут можно было снимать буквально что угодно.

Воронцовский дворец – посещение и экскурсии

Несмотря на исключительно музейный статус комплекса, нельзя сказать, что посетить Воронцовский дворец так уж легко. Причина – не в желании спрятать что-то от туристов, а в необходимости соблюдать довольно жесткий охранный режим.

Бесплатно и полностью самостоятельно осмотреть дворец получится только снаружи. Вход в бесплатный. В Алупке многие отдыхающие через него на ходят, совмещая две приятности разом. Отзывы многих туристов утверждают, что и внешнего осмотра хватает для получения сильного впечатления.

Внутренние помещения посещают за деньги и с экскурсоводом. Но тут есть своя сложность: Воронцовский дворец – фактически не один музей, а несколько. В нем постоянно организовываются временные выставки самого разнообразного содержания. Соответственно, и программ экскурсий много, и расписание работы разных отделом может различаться.

Опытные туристы рекомендуют перед поездкой на экскурсию справиться по телефону о расписании работы (оно может меняться и для постоянно действующих экспозиций, особенно в зависимости от сезона), наличии временных выставок и действующих льготах.

Получить информацию можно также на официальных сайтах. Еще проще – записаться на экскурсию через бюро (Воронцовский дворец – обязательный элемент маршрута «Парки и », одного из самых востребованных в турбюро по всему полуострову), там все в курсе особенностей работы посещаемых объектов.

Данные о стоимости экскурсии во дворце занимают не одну страницу, ибо турист может выбрать посещение только одной какой-то экспозиции, нескольких из них или обзорную экскурсию по всему комплексу. Диапазон цен при этом может различаться в разы.

Кстати о ценах – их не назовешь низкими, но и затраты на поддержание в надлежащем состоянии такого большого и дорогого комплекса велики. Кроме того, в Воронцовском дворце действует сложная система льгот по оплате и прав на бесплатное посещение (в частности, и молодежи до 16 лет).

Но льготники должны помнить, что свою скидку или бесплатный билет они получат только при наличии оригинала документа, подтверждающего их статус (например, свидетельства о рождении или наградного удостоверения). Некоторые категории льготников обязаны оплачивать сбор на экскурсионное обслуживание, но вот его-то высоким не назовешь.

Основу экспозиции составляют несколько главных дворцовых залов, посещение которых позволяет ознакомиться с историей русского дворянства, и конкретно рода Воронцовых и его выдающихся представителей. Там же выставлены многие оригинальные вещи, принадлежавшие владельцам имения и их родственникам.

Отдельная экспозиция в одном из флигелей рассказывает о родственниках Воронцовых – роде графов Шуваловых. В музее можно получить информацию и о людях, не столь влиятельных, как графы-мультимиллионеры. В частности, в Хозяйственном флигеле оформлены помещения дворцовой кухни (с оригинальной столовой посудой и всем поварским оборудованием) и квартира графского дворецкого.

Среди постоянных экспозиций присутствует также коллекция авангардной живописи, собрание художественного фарфора и фаянса (русского и зарубежного производства), и художественных произведений с изображением цветов. Временные выставки сменяют друг друга, в результате чего во дворце появляются и неожиданные вещи, вроде коллекции вееров.

Музей технически продвинутый. Тут широко используются такие технические новинки, как аудиогиды на разных языках и виртуальные выставки.

Вести сюда детей дошкольного возраста не стоит – долгая может показаться им утомительной и скучной (хотя такие посещения не запрещены, и за дошкольников вовсе не надо платить). А вот школьникам среднего возраста посещение дворца даже очень рекомендовано – и вкус лучше будет, и уровень знаний по истории повысится.

Дворец М.С. Воронцова в Алупке является одной из самых известных достопримечательностей Крымского полуострова. Он находится у подножия горного массива Ай-Петри. Окружающий его прекрасный парк, как и сам дворец, с 1956 г. является музеем.

Фото Воронцовского дворца:



Архитектура дворца

Стиль, в котором построено здание – это сочетание английского и неомавританского направлений, они не только отлично сочетаются между собой, но и прекрасно учитывают окружающий рельеф местности. Автор проекта – английский архитектор Эдвард Блор – сумел органично соединить элементы английского стиля от древнего периода до XVI в, что наблюдается в западной его части. Восточные элементы представлены на Южном входе, где арка, выполненная в виде подковы, и двухъярусный свод богато украшены резьбой. Есть даже арабский текст, он гласит: « и нет победителя, кроме Аллаха». Дымовые трубы в этой части напоминают башни минаретов.


Историческая справка

Воронцовский дворец возводили 20 лет, в 1828 — 48 г.г. для графа М.С. Воронцова, бывшего на тот момент губернатором Новороссийского края. Начинали строительство зодчие Ф. Боро и Т.Харрисон. Английский же архитектор Э. Блор сменил их после внезапной смерти Хариссона. Он не приехал ни разу, лишь хорошо изучил местность, на основании чего и создал свой шедевр. Руководил строительством У. Гунт, его ученик.

Интересно:
Строили дворец крепостные крестьяне Московской и Владимирской губерний. При выполнении сложнейшей рельефной отделки использовались только ручной труд и примитивные инструменты.

Первым был в 1830 – 34 г.г. возведён корпус столовый, завершено строительство в 1840 – 46 г.г. библиотечным корпусом. Одновременно в 1840 — 48 г.г. велись масштабные работы по устройству парка. К сооружению террас у южного фасада привлекли даже солдат сапёров.

Парк с 1824 по 1851 г. создавал немец К.А. Кебах, который был главным садовником всего ЮБК. Площадь парка 40 га. Здесь представлено более 200 видов растений.

Интересно:
На дно Лебединого озера, украшающего парк, было высыпано 20 мешков полудрагоценных камней для создания необыкновенной игры света в солнечную погоду.

Завершающей точкой в создании великолепного садово-паркового ансамбля стала установка на центральной лестнице у главного входа мраморных львов, созданных итальянскими мастерами.


Немного о заказчике и первом хозяине

Граф Михаил Семёнович Воронцов более всего известен нам с не очень лестной стороны. И это, благодаря едким эпиграммам А.С. Пушкина, который находился под его надзором во время южной ссылки. И правда, как можно относиться к тому, в чью жену ты влюблён без взаимности. Вот и наш великий стихотворец отыгрывался на муже Елизаветы Ксаверьевны со всем пылом. Каждый школьник знаком с пушкинской характеристикой генерала:

Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

В действительности же М.С. Воронцов умный, достойный уважения человек и настоящий герой. Фигура его не случайно представлена на памятнике 1000-летию России. Родился он в знаменитой семье, крестной его матерью стала Екатерина II. Образование (блестящее!) юноша получал в Лондоне, там отец его служил посланником.

Начав военную службу в 21 год, он участвовал во многих сражениях. Вот только некоторые из них:

  • — 1804 г. – штурм крепости Гянджа на Кавказе;
  • — 1809 г. – штурм крепости Базарджик на Балканах;
  • — 1812 г. – Бородино (рана штыком в рукопашном бою);
  • — 1813 г. – баталия под Лейпцигом;
  • — 1814 г. – взятие Парижа.

М.С. Воронцов возглавлял оккупационные войска в Париже, а когда они покидали Францию, собрал информацию о долгах офицеров и солдат местному населению и компенсировал из личных средств все (почти 1 500 000 тех рублей), продав для этого одно из своих имений.

Он очень много сделал для экономического развития Бессарабии, Одессы, Крыма, Новороссийской области, всей Южной России.

Военную службу М.С. Воронцов продолжил на Кавказе в 1844 г. За успехи получил титул князя, затем, светлейшего, звание генерал-фельдмаршала, должность Кавказского наместника.

Личные качества М.С. Воронцова.

Он был библиофилом и являлся членом Российской Академии наук. Имел уникальную библиотеку, которую начали собирать ещё его отец и родная тётка Е.Р. Дашкова.

Его награды за военные и государственные заслуги составляют огромный список, среди них

  • Георгиевский крест трёх степеней (за личное мужество);
  • — 2 золотые шпаги (за храбрость),
  • — Ордена Святого Владимира;
  • — Александра Невского;
  • — Андрея Первозванного и ещё очень много русских и иностранных орденов и наград.

Его любили солдаты, для которых он отменил физические наказания, был с ними прост в обращении и доступен, любили и уважали офицеры. После его смерти родилась грустная поговорка у военных: «До Бога высоко, до царя далеко, а Воронцов умер»

Существует несколько памятников генералу, созданных на деньги, которые собрали благодарные ему люди. Умер он в 1856 г., похоронен был в Одессе. С воинскими почестями в 2005 г его прах и прах супруги перенесли в Спасо-Преображенский собор.
В общем, не прав был великий поэт.

Дворец генерал-губернатора

Это сегодня Южный Берег Крыма является роскошным и популярным курортным местом, а в первые годы XIX в. он только обретал известность. Русские помещики осваивали благодатные места, не стал исключением и М.С. Воронцов – один из богатейших людей своего времени. Его выбор пал на небольшое татарское селение Алупка.

Что привлекло Новороссийского генерал-губернатора? Безусловно, то же, что высоко ценят современные туристы:

  • — целебный климат;
  • — роскошные пейзажи;
  • — тёплое море;
  • — окрестные родники.

Архитекторы отдали дань любви М.С. Воронцова ко всему английскому, но при этом подчеркнули и недавнее турецкое влияние, сохранившееся в Крыму. Всё это учтено в гармоничном смешении английского и восточного стилей, не забыто и участие в формирование образа дворца горного массива Ай-Петри.

Интересно:
Для повышения сейсмо устойчивости в плиты фундамента залит свинец.

Продолжение истории

После смерти хозяина дворец перешел к его племянникам, Павлу Андреевичу Шувалову, затем Михаилу Андреевичу. Последней владелицей стала внучка М.С. Воронцова Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова.

В советский период имение национализировали. Сначала здесь находилась дача НКВД, а в 1921 г. во дворце начал работать музей.

Во время Великой отечественной войны экспонаты эвакуировать не успели, вывезено в Германию было раритетов на 4 980 000 рублей (в исчислении 1945 г.)

Интересно:
Музей дважды спасал от разрушения С.Г. Щеколдин, сотрудник музея, назначенный немцами его директором. Он предотвратил взрыв от заложенного НКВД динамита. Удалось ему спасти здание и от авиабомб. Он же предоставил список похищенного. НО! Был осуждён «за сотрудничество с оккупантами» на 10 лет. Реабилитирован лишь в 1991 г.

В феврале 1945 года во время Ялтинской конференции во дворце жила делегация англичан, возглавляемая У. Черчиллем. До 1955 г. здесь была государственная дача.

С 1956 г. это музей, а с 1990 г. музей-заповедник, включающий парк и дворец.

Интерьеры дворца

В здании 150 комнат, расположенных в 5 корпусах. Здесь также сочетаются элементы английского стиля и восточные мотивы.

Комнаты симметричны, их двери находятся напротив друг друга. В каждой комнате имеется камин, на стенах портреты известных людей и пейзажи. Скульптуры в оранжерее – изображения членов семьи первого владельца.

В 1914 г. во дворце появилось электричество.

В настоящее время для посетителей доступны 10 комнат на первом этаже. В них, практически, сохранился первоначальный интерьер. Это парадные помещения, где хозяева принимали гостей, и оранжерея. Среди предметов мебели есть оригинальные. Остальные подобраны с таким умением, что не нарушают общую картину.


Интересно:
Паркет дворца подлинный – ему почти 200 лет.

Видео обзор дворца:

Информация для туристов

Помимо основной экспозиции вниманию посетителей предлагаются следующие выставки:

  • — квартира дворецкого;
  • — кухня Воронцовых;
  • — дом Шувалова;
  • — парковая скульптура
  • и ряд других.
Важно:
Можно покупать билеты на каждую выставку отдельно, но выгоднее купить единый билет за 650 рублей. Дети до 16 лет посещают дворец бесплатно. Студенты, пенсионеры и граждане 16 -18 лет за 325 рублей.

По парку можно покататься на электромобиле. Стоимость такой экскурсии 800 рублей за всю группу (от 4 до 20 человек.) Экскурсионное обслуживание предусмотрено и в музее.

Основная экспозиция работает без выходных с 8:00 до 20:00. Остальные выставки выходные в понедельник и среду.

Подробная и самая актуальная информация на сайте дворца: http://worontsovpalace.org (официальный сайт)

Как добраться в Воронцовский дворец

Из Ялты сюда идут автобусы с центрального автовокзала. Ехать до остановки «Алупкинский дворец». Далее по парку пешком. На маршрутке можно доехать до местного автовокзала и, ориентируясь по указателям, пройти 850 м. пешком. Можно на катере по морю – это дополнительное удовольствие и впечатления. Затем от пляжа в гору. Адрес: Алупка, Дворцовое шоссе, 18.

Воронцовский дворец на карте Крыма

GPS Координаты: N 44.419861, E 34.055972 Широта/Долгота

Воронцовский дворец расположен в г. Алупка (Крым) у подножия горы Ай-Петри.

Построен из диабаза, который добывался неподалеку. В настоящее время во дворце находится музей. При Воронцовском дворце находится парк - памятник садово-паркового искусства. С декабря 1824 года по апрель 1851-го Воронцовский парк в Алупке создавал талантливый немецкий садовод-ботаник, главный садовник Южного берега Крыма - Карл Антонович Кебах.

Архитектура дворца

Воронцовский дворец строился по новым (по сравнению с классицизмом) архитектурно-строительным принципам. Важной архитектурной особенностью стало расположение дворца соответственно рельефу гор, благодаря чему дворец очень органично вписался в окружающий ландшафт и обрел свой оригинальный художественно-выразительный образ.

Дворец строился в духе английского зодчества, причем в постройке присутствуют элементы различных эпох, начиная с ранних форм и заканчивая XVI веком. Расположение элементов идет от западных ворот - чем дальше от ворот, тем более поздний стиль постройки.

Английский стиль органично сочетается с неомавританским стилем. Например, готические дымовые трубы напоминают минареты мечети. Южный вход оформлен с восточной пышностью. Подковообразная арка, двухъярусный свод, резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя кроме Аллаха».

История постройки

Дворец строился с 1828 по 1848 годы как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края графа М. С. Воронцова.

Дворец был построен по проекту английского архитектора Эдварда Блора. Архитектор в Алупку не приезжал, но он был хорошо осведомлен о рельефе местности. Кроме того, фундаменты и первая кладка глубокой портальной ниши центрального корпуса уже были готовы (начинал дворец строиться по другому проекту - архитекторов Франческо Боффо и Томаса Харрисона).

В строительстве дворца использовался в основном труд оброчных крепостных из Владимирской и Московской губерний. К постройке привлекались потомственные каменотесы и камнерезы, имевшие опыт строительства и рельефной отделки белокаменных соборов. Все работы производились вручную, примитивными инструментами.

Сооружение дворца началось со столового корпуса (1830-1834 годы). Центральный корпус возводился в 1831-1837 годах. В 1841-1842 годах к столовой была пристроена бильярдная. В 1838-1844 годах строились гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов, оформлялся Парадный двор. Последним был построен библиотечный корпус (1842 - 1846 годы).

Самый большой объём земляных работ был осуществлен с 1840 по 1848 год с помощью солдат саперного батальона, которые соорудили террасы парка перед южным фасадом дворца.

Летом 1848 года на центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены скульптурные фигуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани. Львиная терраса завершила строительство и оформление дворцово-паркового ансамбля.

История дворца после постройки

До Октябрьской революции Воронцовский дворец принадлежал трем поколениям семьи Воронцовых.

После прихода Советской власти Воронцовский дворец был национализирован.

В середине 1921 года Воронцовский дворец открылся как музей.

В 1941 году началась Великая отечественная война. Эвакуировать экспонаты музея из Алупки, как впрочем и из многих других музеев Крыма не успели. Дважды музей подвергался угрозе разрушения, и оба раза спасал его старший научный сотрудник музея С. Г. Щеколдин. Оккупанты вывезли много художественных ценностей, из них 537 произведений живописи и графики, и лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец. Об этом подробно написано в книге написанной по воспоминаниям Щеколдина "О чем молчат львы".

С 4 по 11 февраля 1945 года, во время Ялтинской конференции, Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем.

С 1945 по 1955 годы он использовался в качестве государственной дачи.

В 1956 году по решению правительства во дворце вновь стал функционировать музей.

С 1990 года - Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник.

Интерьеры дворца

Парадные интерьеры дворца почти полностью сохранили свою первоначальную отделку. Каждая из комнат индивидуальна, имеет только ей присущий колорит, отразившийся в названиях: Китайский кабинет, Ситцевая комната, Зимний сад, Голубая гостиная. Оформление Парадной столовой напоминает убранство рыцарских залов в средневековых замках. Она украшена богатейшей резьбой по дереву и четырьмя монументальными панно известного французского художника Юбера Робера (1733-1808).

Алупкинский парк

Шедевр садово-паркового искусства - Алупкинский парк. Его создатель - садовник-ботаник Карл Антонович Кебах (1799-1851) занимался планировкой и посадками растений в парке более четверти века. Парк являясь парком-памятником общегосударственного значения, входит в экспозиционную часть музейной территории, которая в общей сложности составляет 361 913 м².

Экспозиции музея

В настоящее время в Алупкинском музее существует несколько постоянных экспозиций. Девять парадных залов знакомят с бытом первых владельцев дворца и характером дворцовых интерьеров 30-40-х годов XIX века. В бывшем гостевом корпусе работает стационарная выставка «Фамильная галерея Воронцовых». В отдельных залах экспонируется «Дар профессора В.Н. Голубева» (русский и советский авангард), живопись Я. А. Басова «Поэзия пейзажа», художественные выставки «Украинская живопись», «Вдыхая розы аромат» (цветы в живописи). В парковом павильоне «Чайный домик» - выставки «Карты крымского полуострова», «Воронцовы и русские адмиралы», «Морские баталии» XVIII-XIX вв.".

В 2007 году в Шуваловском флигеле открыта новая музейная экспозиция «Дом графа А. П. Шувалова». В её основе - не выставлявшиеся ранее предметы убранства и личные вещи Воронцовых, Шуваловых, Воронцовых-Дашковых. В интерьерах дома представлены произведения искусства, отражающие стилевые особенности жилых помещений дворцов середины XVIII века.

Собрание Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника составляет почти 27 тысяч экспонатов основного фонда, a мемориальная библиотека М. С. Воронцова насчитывает более 10 тысяч книг.

Одна из картин музея - «Портрет князя Григория Потемкина» кисти Левицкого - подарена ему бароном Фальц-Фейном.

Воронцовский дворец в кинематографе

Территория дворца и прилегающего парка часто используется при съемках фильмов. Среди самых известных работ:

  1. 1961 - «Алые паруса»
  2. 1964 - «Обыкновенное чудо»
  3. 1964 - «Гамлет»
  4. 1972 - «Печки-лавочки»
  5. 1976 - «Небесные ласточки»
  6. 1986 - «Путешествие пана Кляксы»
  7. 2003 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
  8. 2008 - «Сафо»
  9. 2009 - «Гамлет. XXI век»
  10. 2014 - «Беловодье.Тайна затерянной страны»
  11. 2015 - «Беловодье. Источник познания»

Воронцовские дворцы в других городах

  • Воронцовский дворец в Одессе
  • Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге
  • Воронцовский дворец в Тифлисе
  • Воронцовский дворец в Симферополе

Вам также будет интересно:

Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...
Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах
Овен – это, несомненно, одно из самых знаменитых зодиакальных созвездий, несмотря на то,...
Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации
Справочник представляет собой новую редакцию действующих «Правил русской орфографии и...
Внеклассное мероприятие
Слово старого речения - новой речи украшение.Горькие слова Сладких слов полезней - горькая...
Самые правдивые гадания на любовь
Если вы на сайте «Валтасар», значит, вы хотите гадать на отношение мужчины (парня, мужа,...