Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Арфа музыкальный инструмент. Смотреть что такое "Арфа" в других словарях. Роль арфы в оркестре

Инструмент, состоящий из ряда струн, натянутых на раму треугольной формы, был известен в глубокой древности у различных народов.
Арфа употреблялась для сопровождения голоса, а впоследствии, в более усовершенствованном виде, и для аккомпанемента различным сольным инструментам.
История арфы, как инструмента, прочно вошедшего в музыкальную практику, начинается с XVIII века, когда был найден способ изменять высоту звучания ее струн.
Вначале изменение высоты струн производилось вручную, а затем был изобретен сложный механизм педалей.
На первых порах педали изменяли высоту звука каждой струны в пределах полутона (простая педаль), и лишь в 1820 году С. Эраром была разработана конструкция механизма двойных педалей, которая и составляет основу устройства современной арфы.
Рама арфы служит для натяжения между ее сторонами 46 кишечных струн, которые закрепляются на ее нижней стороне, представляющей собой резонаторный ящик. Другая сторона рамы (противоположная исполнителю) называется колонкой. В ней проходят передаточные рычаги механизма двойных педалей.
Верхняя (изогнутой формы) сторона рамы несет на себе колки для натяжения струн и диски механизма педалей. Струны натянуты параллельно колонке.

Педали расположены в основании арфы у места соединения колонки с резонаторным ящиком. Их всего семь, по числу тонов диатонической гаммы, то есть каждая из них воздействует на все одноименные струны полного диапазона арфы. У каждой ледали имеются три зарубки.
Если какая-либо педаль стоит на верхней зарубке, то связанные с ней одноименные струны звучат всей своей длиной, и звук их соответствует ноте с бемолем.
При передвижении педали вниз на вторую зарубку приходит в движение верхний ряд дисков со штифтами у всех одноименных струн. Штифты зажимают струны и укорачивают их на отрезок, равный полутону.
В этом случае во всех октавах получается нота с бекаром.

Если педаль передвинута на нижнюю зарубку, то второй ряд дисков со штифтами укорачивает одноименные струны еще на полтона и во всех октавах получается нота с диезом.
Основным строем арфы (при всех открытых струнах) является Ces-dur. Соответственно перестраивая те или иные ноты арфы, можно получить любую тональность, кроме тональностей с дубль-диезами и дубль-бемолями. В этом случае арфу нужно настраивать энгармонически, например:

Педали H, С, D нажимаются левой ногой, остальные - правой.
Если учесть, что для нажатия педалей арфы необходимо какое-то, хотя бы минимальное время, можно себе представить, что перестройка двух педалей, нажимаемых одной ногой, займет больше времени, чем двух педалей, нажимаемых разными ногами. Перестройку педалей во время игры рекомендуется делать в сравнительно медленном темпе и одновременно не более чем по одной педали.

Примечание. Механизм педалей на арфах почти всех систем не воздействует на две нижние струны, которые редко употребляются в музыкальной практике.

Полный диапазон арфы равен:

Все перестройки строго выписываются по ходу исполняемого произведения (если они не соответствуют буквально перемене ключевых знаков).
Способ записи перестроек может быть подробный, например: С muta in Cis, или лаконичный - С# (после того как ранее было С бекар или С бемоль).
Если перестройка приводит к звукоряду новой мажорной гаммы, то можно просто надписать новую тональность, например: E-dur, C-dur и т. д.
Всякую перестройку лучше записывать не перед началом новой тональности, а сразу же после предыдущей, чтобы исполнитель мог спокойно приготовить необходимый строй. Перед каждой новой тональностью хорошо еще раз напомнить полученный звукоряд, чтобы облегчить репетиционную работу, изобилующую повторениями различных кусков произведения.
Очень сложную и быструю перестройку хорошо подготовлять, заранее, предлагая по очереди перестраивать струны, не участвующие в данный момент в исполнении.
Часто сложная перестройка приводит к непривычной, но единственно возможной нотации, например:

Если допускает последовательность перестроек, то следует стремиться записывать все бемолями, а не диезами, так как звучание незажатых струн ярче и чище, нежели зажатых, а это- имеет большое значение для такого капризного и постоянно расстраивающегося инструмента, как арфа.

Играют на арфе (защипывают струны) всеми пальцами обеих рук, кроме мизинцев, причем большие пальцы рук направлены в сторону более коротких струн (иначе говоря, в сторону корпуса исполнителя). В отличие от фортепиано, расположение рук на арфе параллельное, а не противоположное-это как бы две левые руки, лишенные мизинцев.
Если при этом учесть, что благодаря малому расстоянию между струнами на арфе возможны значительно большие, чем на фортепиано, растяжения, то станет очевидным, что на арфе вполне исполнимы следующие аккорды:

Совершенно ясно, что в партии арфы нельзя писать для каждой руки аккорды, состоящие более чем из четырех звуков (так как не используются мизинцы).
Обычно всякий аккорд на арфе берется немного arpeggiato; если же необходимо добиться от арфиста одновременного щипка всех входящих в состав аккорда струн, то следует пометить: поп arpeggiato. Иногда, пользуясь arpeggiato, арфе записывают широкие аккорды:
На самом деле такой аккорд будет исполняться так:

Так как на арфе нет демпферов (глушителей), то после исполнения каждого аккорда и пассажа арфист, во избежание гула, глушит струны прикосновением ладони. Если же необходимо дать аккорду свободно прозвучать вплоть до естественного замирания звука, то следует сделать специальную пометку: tenuto или sonore, или же записать аккорд нотами большой длительности.
Специфическим эффектом арфы, очень звучным и бравурным в forte и нежным, красочным в piano, является glissando. Оно исполнимо обеими руками в любом темпе и в любом направлении на всем протяжении диапазона арфы.
Glissando, в виде -исключения, можно исполнять двойными и даже тройными нотами в каждой руке (glissando аккордами). В этом случае выигрывается сила звучания, но теряется четкость:

Кроме чисто динамических, декоративных гаммообразных glissando, особый интерес представляют различные гармонические аккордовые glissando.
Пользуясь энгармонизмом, арфу можно настроить на различные септаккорды. Наиболее удобны в этом отношении уменьшенные септаккорды:

Другие септаккорды, в состав которых входит одна большая терция (доминантсептаккорд и малый септаккорд), возможны не на всех ступенях:

В еще большей мере это относится к септаккордам с двумя большими терциями (большой септаккорд):

Наконец, увеличенное трезвучие, состоящее из одних больших терций, на арфе вообще невозможно исполнить glissando.
Таким образом, настройка арфы на аккорды glissando зависит от больших терций. Нужно каждый раз определять, возможно ли путем энгармонической замены сделать аккордовыми тонами ноты, лежащие между тонами больших терций.
Флажолеты на арфе возможны и получаются в том случае, если одновременно со щипком пальцами в то же мгновение слегка прикоснуться к струне в месте половины ее длины нижней частью ладони левой руки (или суставом большого пальца правой руки).
Полученный флажолет звучит на октаву выше открытой струны и записывается так:

Звук флажолета, исключительно прозрачный и легкий, хорошо слышен лишь в абсолютной тишине.
В левой руке возможны флажолеты из двух и даже из трех нот:

Аккорды флажолетов могут быть получены только при тесном их расположении (не шире прикасающейся в середине струн ладони).
Возможно также извлечь квинтовый флажолет прикосновением ладони во время щипка в месте 7з длины струны, но этот флажолет звучит очень тускло и поэтому не употребляется.
Флажолеты хорошо звучат далеко не на всем диапазоне арфы. Наименее пригодны для их извлечения короткие струны верхнего регистра.
Практически хорошо ограничиться флажолетами не выше:

Чем флажолеты выше, тем они становятся суше и беззвуч¬нее.
С другой стороны ниже:

флажолет теряет специфическую прозрачность тембра и звучит вяло. Одна из причин плохого звучания флажолетов на низких струнах заключается в том, что струны, обвитые канителью, плохо поддаются извлечению флажолетных звуков.
Звучание и регистры арфы. По характеру звучания арфа является одним из самых нежных инструментов оркестра. Звук ее относительно слаб и легко заглушается другими инструментами.
Арфа не имеет резких границ между регистрами, и поэтому можно лишь приблизительно подразделить ее диапазон на:

Продолжительность звучания струн зависит от их длины: чем короче струны, тем скорее они перестают звучать.
Техника игры на арфе. К числу весьма неудобных приемов игры на арфе нужно отнести репетиции. Для этого рода техники нужно беспрерывно защипывать одну и ту же струну, то есть немедленно заглушать ее, не давая как следует прозвучать.

Музыкальный инструмент: Арфа

Золотистые струны, напоминающие лучи солнца… Изящная рама, украшенная резьбой и орнаментом – как крыло огромной бабочки. Благородный звук и мягкий серебристый тембр… Неудивительно, что именно арфу считают самым красивым и поэтичным музыкальным инструментом. А еще загадочным.

В древние времена арфу считали инструментом богов, в средние – монахов и богословов, в конце прошлого тысячелетия её причисляли к аристократическим пристрастиям, сегодня – это великолепный инструмент, на котором играют преимущественно женщины, но слушают все без исключения. На арфе можно играть практически всё – от церковной музыки до рока.

Арфа вдохновляла поэтов и музыкантов, зарождала в душах творческие посылы, наполняла любовным пылом романтические сердца. Даже по форме этот инструмент напоминает крыло сказочной бабочки.

Историю арфы и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук арфы

Завораживающие звуки арфы не могут оставить равнодушными никого. Глубокое, будто неземное звучание этого щипкового инструмента будоражит воображение и заставляет соглашаться с невероятными легендами её божественного происхождения. При игре на арфе часто используется глиссандо – быстрый перебор струн пальцами. При этом появляется целый каскад звуков, напоминающий искрящийся водопад.


На протяжении нескольких сотен лет этот струнный щипковый музыкальный инструмент пользуется большой популярностью у композиторов. В. Моцарт , К. Дебюсси, Г. Гендель , С. Василенко, Р. Глиэр и др. написали концерты для арфы с оркестром. А все потому, что обладает инструмент удивительными темброво-колористическими возможностями. Арфа может имитировать игру на различных музыкальных инструментах – лютне, клавесине или гитаре , как например, у М. Глинки в «Арагонской хоте ».. Обычное количество октав – 5. С помощью педалей можно извлекать звуки от «ре» контроктавы до «фа» четвёртой октавы.

Арфа – обязательный участник любого симфонического оркестра. Как правило, в нём 1 или 2 таких инструмента, однако бывали и исключения. Например, в опере-балете «Млада» Римского-Корсакова участвует 3 арфы, в опере «Золото Рейна» Вагнера их шесть. На ней аккомпанируют другим инструментам, но часто отдают и сольные партии (балеты Чайковского «Щелкунчик », «Лебединое озеро», «Спящая красавица », «Раймонда» Глазунова ).

Фото :





Интересные факты

  • Существует арфа для игры в 4 руки, на ней могут играть сразу 2 исполнителя.
  • Самое долгое исполнение на арфе длилось 25 часов и 34 минуты. Юной американской арфистке Карле Сите было всего 17 лет, когда она выдержала столь длительный марафон в 2010 году, исполняя музыку разных жанров.
  • В России начался промышленный выпуск арф в Ленинграде, через 3 года после окончания Второй мировой войны.
  • Изображение арфы присутствовало на знамёнах Британии. Впервые её нанёс на флаг Король Шотландии и Англии Джеймс.


  • По приданию, кельтский бог изобилия, играя на арфе, менял времена года.
  • Жрецы древнего Египта проводили ритуалы с участием арфы.
  • До XIX века арфу причисляли к чисто мужским инструментам. Однако в 1929 году на раскопках царской гробницы в Уре нашли около 70 скелетов женщин с золотыми и серебряными арфами в руках.
  • Учёные считают, что благодаря энергетическим потокам, порождаемым игрой на арфе, человеческий организм оздоравливается. Ещё Пифагор использовал звуки этого инструмента для врачевания болезней. Сегодня существует целое направление нетрадиционной медицины – арфотерапия, как одно из направлений виброакустической терапии.
  • Среди арфистов очень много долгожителей. Например, солистка Большого театра, знаменитая арфистка В.Г. Дулова прожила 90 лет, а её коллега арфистка К.К. Сараджева почти 100 лет.
  • В течение многих сотен лет (с XIII века) этот инструмент был символом Ирландии. Став Свободным государством, Ирландия не утратила своё почтение к арфе. Она есть на гербе, президентской и государственной печатях, флаге, монетах и т.д.


  • Самый многочисленный ансамбль арф был собран в Асунсьон, Парагвай, 26 октября 2013 для исполнения на фестивале 2-х музыкальных произведений. Участвовало 420 арфистов из разных стран и всех возрастов, самому младшему было 8 лет, а старшему 70. Все участники прослушивались перед исполнением профессиональными арфистами и учителями.
  • В Греции считали, что звуки арфы создают лестницу, соединяющую небо и землю, богов и смертных, в Египте и Сирии приписывали магические свойства и полагали, что арфа открывает двери в рай, и поэтому украшали их очень дорого: покрывали золотом или серебром, инкрустировали слоновой костью и драгоценными камнями. Все народности наделяют этот инструмент необычными, волшебными свойствами. Судя по тому, как благотворно влияют эти бархатистые звуки на людей, эти версии становятся правдоподобными.

Произведения:

Р. Глиэр - Концерт для арфы с оркестром ми-бемоль мажор (слушать)

В.А.Моцарт - Концерт для флейты, арфы и оркестра до-мажор (слушать)

К. Дебюсси - Концерт для арфы и оркестра (слушать)


Конструкция

Устройство инструмента довольно простое: треугольная рамка с элегантным изгибом и ряд струн, натянутых на неё. Количество струн у современных арф варьируется от 40 до 47. Весит музыкальный инструмент около 30 кг , но это не мешает ему оставаться изысканным и утонченным.

Рамка состоит из нескольких частей:

  • Резонансный корпус с закруглением книзу.
  • Дека с твёрдой рейкой.
  • Рама с колками для закрепления струн.
  • Передний брус в виде прямой колонны.
  • Основание (в некоторых моделях ножки или подставки).

У педальной арфы имеется механизм для изменения высоты звука 46 струн. Корпус изготавливается из дерева или металла. При этом украшается резьбой, позолотой, декоративными элементами. Для удобства отсчёта, ноты «до» в начале каждой октавы окрашены красным цветом, ноты «фа» – чёрным или синим.

Производители : Aoyama (Япония), Camac (Франция), Horngacher (Германия), Lyon & Healy (США), Salvi (Италия), Thurau-Harfenmanufaktur (Германия).

Разновидности

Классификация данного инструмента крайне проста, разделение существует по наличию или отсутствию педалей, а также по размерам. Различают основные виды и их категории:

  • Педальная арфа. Профессиональный инструмент, который так же может быть электрический, оборудованный звукоснимателями. Отличается наличием педального механизма из 7 педалей. Вес 30-50 кг. Высота до 2-х метров.
  • Леверсная арфа. Эта разновидность может быть разных размеров. Число струн колеблется от 22 до 44. Вес варьируется от 5 до 15 кг. Педальный механизм заменяют верхние рычажки-леверсы.
  • Наколенная арфа, ирландская или кельтская. Лишена возможности брать басы, имеет от 12 до 22 струн. Весит не более 5 кг.

История

По поводу возникновения арфы слагают легенды и притчи. Принято считать прародителем этого инструмента деревянный лук, натянутая тетива которого издаёт звучание, а витиеватый контур напоминает изгибы арфы. Её находят на раскопках древних шумерских поселений, что говорит о том, что арфа появилась на заре эволюции человеческой расы.

Подобные инструменты всплывают в Африканских племенах, древнем Египте, Греции, Римской Империи. Их украшали драгоценностями, добавляли элементы из слоновой кости, золота, серебра. В Золотом веке на этом инструменте исполняли преимущественно церковные произведения. Музыку для них сочиняли монахи.

В странах Европы на арфах с VIII века играли бродячие артисты, они использовали инструменты небольших размеров. Крупногабаритные разновидности распространились в XVI-XVII веках. Люди старались расширить диапазон инструмента и применяли различные преобразования и дополнения. Арфу начали включать в хоровые и оркестровые выступления. Педали, позволяющие наделить её большим диапазоном, придумал Я. Хохбрукер в 1720 году, продолжив идею использования регулирующих ключей, возникшую в 1660 году. Прототип современной арфы создал Себастьян Эрар. Широкое использование этого волшебного инструмента русскими меломанами началось в XVIII веке.

Видео: слушать арфу

Прародительницей всех струнных инструментов исследователи считают именно арфу. К тому же этот инструмент овеян флёром романтики и любви.
«На арфе играет лишь тот,
Кто свободен и знатен,
Она никогда не звучит
Под рукою раба...»
(автор неизвестен).

И не плениться арфой, наверное, невозможно.

Арфе посвящали стихи, песни, о ней писали в своих произведениях многие прозаики. Например, Лев Толстой в «Войне и мире» рассказывает, как на арфе играла Наташа Ростова.

Доподлинно установить, сколько веков насчитывает история , не представляется возможным. По словам учёных, появилась она в глубокой древности, по ведущей гипотезе, на создание арфы, как музыкального инструмента человека навёл обыкновенный лук во время охоты. Кто-то из охотников, обладая утончённым слухом и способностью чувствовать прекрасное заметил, что при натягивании тетивы, она издаёт нежный приятный звук.

Повторив своё действие несколько раз, и убедившись в правильности своего восприятия, он стал экспериментировать. Натянутая рядом с первой более короткая тетива, издавала немного другой звук, а вместе с первой их звучание создавало уже мелодию. Пусть и примитивную, но способную усладить слух древних людей. Таким образом, и появился первый струнный щипковый инструмент.

Позднее к первой и второй струне были присоединены последующие, которые имея разную длину, издавали разные звуки. Этот древнейший музыкальный инструмент назвали арфой.

Арфы были очень популярны в Древнем Египте. Один из древних иероглифов означавших слово «прекрасное» одновременно означал и слово «арфа».

Их изображения на фресках, относящихся к XV веку до нашей эры, всё ещё напоминают лук. Одно время даже считалось, что родиной арфы был Египет.

Древнеегипетские арфы поражают красотой: их покрывали золотом, серебром, инкрустировали перламутром и драгоценными камнями.

Постепенно они усовершенствовались, появились арфы дугообразные и угловые, большие и малые.

Играли на них стоя, и лишь малую угловую арфу сидящий музыкант ставил на колени, и защипывал струны пальцами или плектром.

Мелодия арф звучала, и во время , на придворных церемониях, в театрах, и в частных домах.

Древний Египет славился множеством талантливых арфистов и арфисток. Сохранились даже некоторые имена.

Например, имена Неферхотеба и Онху – египетских арфистов, живших 4000 лет тому назад, арфиста Александра, который вызывал восторг слушателей своей игрой на арфе во II веке н.э., певиц-арфисток Бакит, Сешешет. В папирусах можно найти и другие имена музыкантов древности.

В Древней Месопотамии – Междуречье, арфу называли не иначе, как «царицей инструментов».

Вавилонский гимн о сотворении человека исполнялся под аккомпанемент одних только арф.

Но чаще всего арфы звучали в больших оркестрах, в которые входило до 500 музыкантов.

В древнейших гробницах в Уре были обнаружены захоронения арфистов в драгоценных венках вместе с арфами.

Одной из древнейших арф считается арфа обнаруженная археологами при раскопках шумерского города Ура в Месопотамии. Учёные считают, что этой арфе не менее четырёх с половиной тысяч лет.


Историк Иосиф Флавий, живший в 1 веке нашей эры, писал, что в Палестине во время праздничных торжеств, на арфах играли до 40 000 арфистов.

Известна была арфа и в Иудее, так как на арфе играл ещё царь Давид.

В античные времена арфа была распространенным музыкальным инструментом не только на Востоке, большой популярностью она пользовалась в Древней Греции и Риме, куда, по-видимому, и пришла с Древнего Востока… Хотя древние греки считали, что арфу изобрёл Гермес.

С арфой всегда появлялась муза танца и песни .

Арфу считали символом искусства, красоты, гармонии, спокойствия.

Древнегреческие арфы были треугольными.

В древности арфы были частью культуры кельтов. Их бог огня Дагда управлял сменой времён года игрой на арфе. Сейчас арфа является эмблемой Уэллса.

Обнаружены арфы и при раскопках на территории Средней Азии. Например, портрет арфистки с инструментом в руках обнаружен в Таджикистане среди настенных росписей древнего города Пенджикента.

Фреска с играющей на арфе женщиной найдена при раскопках города крепости III века Топрак-Кала, на территории Древнего Хорезма, во дворце шахов.

Обнаружили археологи арфу и на Алтае в Пазырыкском кургане. По мнению учёных, эта арфа была изготовлена в V – III веках до н.э.

В Европе арфа особенно была популярна в Средние века.

Самыми лучшими исполнителями считались ирландские арфисты, которые под аккомпанемент маленькой переносной арфы исполняли ирландские саги. Сохранилась ирландская скульптура, изображающая арфу, которая относится к VIII веку.

У ирландцев есть своя легенда о возникновении арфы.
В ней рассказывается, что когда-то давным-давно одна молодая женщина задремала на берегу моря и сквозь сон услышала звучание подобное ветру, перебирающему сухожилия на скелете кита. Эта мелодия настолько ей понравилась, что она рассказала о ней своему мужу, который и изготовил первую арфу из дерева, натянув на ней жилы кита.

Но учёные считают, что первую арфу в Ирландию завезли мореплаватели на купеческих кораблях около 1200 лет до нашей эры. Сами ирландцы продолжают утверждать, что свою арфу они изобрели сами. Её прототипом они называют музыкальный инструмент под названием круит, который они усовершенствовали, сделав крепкую раму, а конские волосы заменили золотыми и серебряными струнами, и назвали инструмент арфой.

Но прежде всего арфы в средневековье звучали в церковных оркестрах и хорах. В те времена именно монастыри и соборы были своеобразными центрами музыкального искусства. И среди монахов было много талантливых исполнителей, теоретиков и педагогов.

Трактаты об инструментах, которые дошли до наших дней, написаны именно учёными монахами.

В XI-XII веках арфы были распространены в домах знати. И лишь в XIII – XV веках она становится народным инструментом и поёт в руках бродячих музыкантов, жонглеров и других.

Было время, когда в Англии арфа была под запретом, закон изданный английским правительством в 1367 году запрещал исполнителям музыки на арфе пересекать границу Англии.

Однако, чем больше запретов, тем сильнее желание познать запретный плод.

В XV – XVII веках в Италии, Франции, Англии и других странах появились большие арфы, которые во время игры ставились на пол. Постепенно назрела необходимость усовершенствования арфы.

Делались разные попытки, так в Италии одно время существовала арфа с двойным рядом струн, для обеих рук, называлась она двойная арфа – «doppia». Но во второй половине XVII века от её использования отказались.

В 1720 году Якоб Хохбрукер усовершенствовал арфу, приделал инструменту семь педалей, которые через проводники присоединялись к грифу и воздействовали на крючки, производившие повышение тона. Играть на арфе стало проще.

В 1810 году знаменитый фортепьянный мастер Себастьян Эрар создал педали двойного действия, которые давали возможность повышать звук на полутон и тон, соответственно диапазон звучания арфы расширился с пяти октав до шести с половиной.

Арфа имеет треугольную форму и состоит из резонансного корпуса, длиной около одного метра, к которому присоединена плоская дека, посередине которой прикреплена тонкая и узкая рейка из твёрдого дерева. В рейке пробиваются отверстия для крепления жильных струн. В верхней части прикрепляются колки для настройки этих струн. Для оказания сопротивления натяжения струн между грифом и резонансным корпусом в форме колонны приделывается брус.

Количество струн у арфы постепенно возрастало, сначала с 7 до 30. А у современной большой арфы их уже от 45 до 47. Весить арфа может до 20 килограмм.

Как и в прежние времена, арфу стараются сделать красивой и её изящную раму украшают резьбой и всевозможными орнаментами.

В России арфа появилась в XVIII веке, во времена императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Играли на ней девушки из аристократических семейств, в том числе и царевны.

Позднее готовить арфисток стали в Смольном институте, основанном Екатериной II.

Из этого института вышли первая русская арфистка Глафира Романовна Алымова (1758 – 1826), которую изобразил играющей на арфе художник Д. Г. Левицкий, В.М. Пушкарева, профессор Московской консерватории К.А. Эрдели.

В XIX веке уже считалось, что уметь играть на арфе должна каждая благовоспитанная девица из порядочного семейства.

Но на арфе играли и крепостные, например, Прасковья Ивановна Ковалева, по сцене Жемчугова, которая впоследствии стала женой графа Н. Шереметьева.

В наше время арфа довольно сильно отличается от своих древних и средневековых предшественниц и используется и как солирующий инструмент, и как один из инструментов оркестра.

Для арфы писали такие известные композиторы, как И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Г.Берлиоз, Р. Вагнер и Ф. Лист, К. Дебюсси, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, А. Алябьев, М. Глинка, С. Рахманинов, С. Прокофьев и многие другие.

Своим непревзойдённым звучанием, способностью передавать звуки природы, рисовать воображению волшебные картины, арфа, как ни один другой инструмент во все времена вдохновляла не только композиторов, но и поэтов.

«Нет! Арфу слышу я: её волшебный звук.
На розах, дремлющих согласьем тихострунным,
Как эхо, мне вдали щекочет нежно слух;
Иль шумом будит вдруг вблизи меня перунным».

(Г. Р. Державин).

«Когда на арфу ты положишь руку,
Чтоб струны вздрогнули в игре чудесной,
Ты вспомнишь вдруг, прислушиваясь к звуку:
«Его я развлекала этой песней…»

(Адам Мицкевич).

«Слыхал ли в сумраке глубоком
Воздушной арфы лёгкий звон,
Когда полуночь, ненароком,
Дремавших струн встревожит сон?..»

(Фёдор Тютчев).

Арфа, как уже было сказано, тип щипкового музыкального инструмента, в котором жильные и металлические струны возрастающей длины натянуты между резонаторным корпусом с декой и т.н. шейкой. На раму натягивают струны, в среднем может использоваться 45-48 струн разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку, но в разные времена и у разных народов их количество было от 7 до 30. В отличие от гитары она не имеет грифа, высота тона определяется фиксированной длиной струн. Вес арфы может достигать 20 килограмм.

Для рассмотрения конструкции арфы более подробно, за пример возьмём оркестровую арфу (Рис. 1).

Рис. 1.

1 -- колонна

2 -- резонатор с декой

3 -- боковая планка

5 -- шейка (дуга)

6 -- верхушка (капитель)

7 -- металлические пластины, ограждающие механику

8 -- диски педального механизма

9 -- цоколь (постамент)

10 -- педальная коробка

11 -- педали

12 -- ножки

Конструкция арфы представляет собой жесткую и прочную раму, на двух сторонах которой параллельно третьей натянуты струны разной длины и толщины. Рама состоит из резонансного корпуса с плоской декой (1); колонны, внутри которой размещены передаточные соединители педального механизма (2), размещенного в ее основании; верхней дуги с колками и дисками (3). Механизм звукообразования включает передачу механической энергии струнам щипком (генератор), возбуждение колебаний струн (вибратор) и усиление колебаний за счет передачи энергии от струн к деке и резонансному корпусу (резонатор).

В современной арфе с двойными педалями обычно 44--47 струн (у маленьких арф -- 30). Струны жильные (сейчас часто нейлоновые); на нижних одиннадцати басовых металлических струнах используют навивку для большей жесткости. Струны закреплены внизу на деке, в верхней части рамы они вставлены в колки (специальные двойные винты). Струны арфы настроены на диатонический звукоряд в строе Ces-dur. Нижняя струна имеет длину 1503 мм, диаметр керна 1,6 мм, диаметр навивки 0,5 мм. Она натянута с силой 410 Н, ее частота настройки 30,87 Гц (С1). Верхняя струна длиной 69 мм, диаметр 0,5 мм, усилие натяжения 37 Н и частота настройки 2960 Гц (G7).

Для изменения строя арф на полтона и тон используется специальный двойной педальный механизм. Этот механизм при нажатии педалей, помещенных в основании рамы арфы, с помощью специальных металлических соединителей, проходящих внутри трубчатой вертикальной колонны (третьей стороны рамы арфы), приводит в действие систему спаренных дисков с укрепленными на них парами стержней ("пальцами"). При повороте дисков струна укорачивается либо на 1/18, либо на 2/18, при этом высота издаваемых ею звуков повышается на полтона или тон. Этот механизм устроен так, что при нажатии какой-либо одной из семи педалей на одну зарубку в отверстии поворачиваются диски для всех одноименных струн (например, для всех струн "до", или струн "ре" и т.д.); соответственно все эти струны укорачиваются, и звук повышается на полтона во всех октавах. Более глубокое нажатие той же педали, с опусканием ее на две зарубки, приводит в действие вторые, лежащие ниже диски, пальцы которых укоротят все соответствующие струны; при этом звук этих струн повысится еще на полтона, а в сумме -- на целый тон.

Рис. 2.

Таким образом, при однократном нажатии всех семи педалей все семь ступеней звукоряда во всех октавах повысятся на полтона; арфа тогда будет звучать в строе C-dur. Нажатие всех семи педалей на вторую зарубку дает строй Cis-dur (т. е. поднимает его еще на полтона). Комбинируя разные глубины нажатия различных педалей, можно получить мажорные и минорные звукоряды, используемые в современной музыке.

Рис. 3.

Нижняя сторона рамы является резонансным корпусом, служащим для усиления звука струн; он имеет форму конусообразной коробки со срезанным сверху сегментом.

Поверхность корпуса закрыта декой из резонансной ели с поперечным расположением волокон в виде удлиненного равнобедренного треугольника, ширина и толщина которого увеличиваются по направлению к басовым струнам соответственно от 100 до 300-400 мм и от 2 до 8-10 мм.

Рис. 4.

По средней линии деки с верхней стороны приклеены две продольные деревянные планки, к которым прикреплены нижние концы струн, передающие колебания деке. Для увеличения прочности деки на ее нижней половине внутри корпуса приклеены два продольных ребра-пружины симметрично относительно средней линии.

Снизу корпус снабжен пятью большими овальными отверстиями, через которые и происходит основное звукоизлучение. Формы резонансных колебаний деки арфы показаны на Рис. 5.

Рис. 5.

Для небольшой шотландской арфы (с декой длиной 930 мм, шириной -- от 100 до 300 мм), первые резонансы оказались равными 170 Гц, 288 Гц, 583 Гц. Резонансы внутреннего объема ящика согласуются с резонансами деки (например, для той же арфы первый резонанс объема воздуха составляет 190 Гц), что позволяет усиливать звук в области совпадений.

Верхняя изогнутая сторона рамы современной арфы несет на себе, во-первых, порожки и колки, служащие для натягивания струн при их настройке, а во-вторых, заключенный в особую коробку сложный дисковый механизм для изменения высоты звуков.

Данную историю я взяла у Валентины Прониной с её разрешения.

Древний мир.

Принято считать, что самым отдаленным предком арфы был охотничий лук. Действительно, принцип тетивы мог навести на мысль о примитивном струнном щипковом инструменте, хотя и не обязательно арфового типа. Несомненно: арфа в период своего возникновения была инструментом простейшего устройства с небольшим количеством струн. Ранняя история ее прослеживается в странах древнейшей культуры – Египте, Месопотамии, Палестине и других. К далеким предкам арфы восходят многие дошедшие до нас инструменты народов Африки – нанга, кунди, вамби, вьетнамо-бирманский саунг, ханты-мансийский тор-спль-юх, известный больше под именем «лебедь», или «журавль», грузинский чанги, осетинский дуа-дастанон, так называемая «ирландская» арфа в Англии и т.д.
Интересный образец арфы был найден советскими археологами в Пазырыкском кургане на Алтае, относящемуся к 5-3 векам до н.э. – маленькая тринадцатиструнная арфа в руках одного из музыкантов на Айр-тамском фризе (Узбекистан) начала 1 века до н.э. При раскопках в Средней Азии города-крепости 3 века Топрак-Кала, находившегося на территории Древнего Хорезма, во дворце шахов была открыта фреска с изображением женщины, играющей на арфе. Среди замечательных настенных росписей древнего города Пенджикента в Таджикистане (7-8 века) имеется прекрасный портрет арфистки с инструментом в руках. Интересно, что все эти изображения, воспроизводящие сам процесс игры – движения рук и пальцев, манеру звукоизвлечения – показывает сходную исполнительскую школу, несмотря на некоторые различия в форме самих инструментов.

Древние арфы были различного вида: дугообразные и угловые, большие и малые. Одной из самых совершенных считается египетская арфа. Существовало даже мнение что Египет – родина этого инструмента. Арфа была здесь исключительно популярна. Один из древних иероглифов означал одновременно и слово «арфа» и понятие «прекрасное».

Египетские арфы были действительно прекрасны, даже по своему внешнему виду. Они покрывались золотом, серебром, инкрустировались перламутром, слоновой костью, драгоценными камнями и т.д. Во время пышных религиозных и придворных церемоний применяли большие дугообразные инструменты, превышающие размеры современных. На них играли стоя. Малую угловую арфу сидящий музыкант ставил на колени, защипывая струны пальцами или плектром.

Применялись также совсем маленькие, портативные инструменты с более скромной отделкой, приспособленные для игры во время движения. Такую арфу клали горизонтально на плечо и играли, высоко вздымая руки к струнам. В домашнем быту употреблялись небольшие инструменты, которые ставили на пол. На полу же сидел и исполнитель. Позднее для удобства игры стали применять подставку в виде лотоса; в нее инструмент вставлялся, как нога в туфлю. Отсюда и образное название «туфля для арфы».

Арфисты часто выступали в частных домах и в театрах нередко в качестве солистов. Среди последних были незаурядные исполнители. История сохранила имена египетских арфистов, живших 4000 лет тому назад – Неферхотеба и Онху, певиц-арфисток Бакит, Сешешет и других. Большой известностью в древнем мире пользовался египетский арфист Александр (2 век н.э.). Он с успехом выступал в Риме и вызывал своей игрой всеобщий восторг. Многие слушатели знали наизусть исполнявшиеся им мелодии. Высока была культура арфы и в Древней Месопотамии – Двуречье, где арфа именовалась «царицей инструментов». Ее применяли в огромных оркестрах, объединявших до 500 человек. Вавилонский гимн о сотворении человека исполнялся под аккомпанемент одних лишь арф. В 1929 году в Уре при вскрытии царских гробниц археологи обнаружили 68 женских скелетов в драгоценных венках, с золотыми, серебряными, медными арфами и лирами в руках.
По-видимому, подлинно массовым инструментом была арфа в Палестине. Историк Иосиф Флавий (1 век до н.э.) приводит сведения о торжестве, где участвовало якобы 200 000 певиц, 200 000 трубачей, 40 000 арфистов и 40 000 исполнителей на систрах. Таким образом, по свидетельству автора, в данном случае было занято одновременно почти полмиллиона певцов и музыкантов! Конечно, эти цифры фантастические, но, несомненно, среди израильтян игра на музыкальных инструментах, в том числе и на арфе, была широко распространена.


Арфа встречалась также в Древней Греции и Риме, куда была занесена, по-видимому, с Востока, об этом свидетельствуют античные писатели Страбон, Тит Ливии, Ювенал и другие. Античные арфы сохранили традиционную форму. Некоторые из них снабжались красивой тонкой колонной.

В Средние века арфа использовалась, прежде всего, в церковных оркестрах и хорах. Монастыри и соборы являлись крупными очагами музыкального искусства. Среди монахов было немало выдающихся теоретиков, композиторов-исполнителей и педагогов. Дошедшие до нас трактаты об инструментах, в том числе и об арфе, написаны, главным образом, учеными монахами.

В 8-15 веках входит в музыкальный обиход многих стран Европы. На ней часто играют и носители народной музыкальной культуры – жонглеры, менестрели, шпильманы. Бродячий образ жизни музыкантов диктовал необходимость пользоваться небольшим портативным инструментом, вполне, впрочем, пригодным для аккомпанемента пению и декламации. Иногда эти маленькие арфы включались и в состав инструментальных ансамблей.

(Арфа Бриана Боро)
Владели арфой шотландские и ирландские барды, французские трубадуры и труверы, немецкие миннезингеры.
В 15-17 веках в Италии, Франции, Англии и других европейских странах, наряду с малыми ручными арфами, закрепляются в практике и большие, которые во время игры ставились на пол. С развитием музыкальной культуры возникает стремление обогатить диатонический строй инструмента хроматическими звуками. Первоначально это осуществлялось простым, даже примитивным способом: исполнитель укорачивал струну, прижимая ее пальцем к колковой раме. Затем стали увеличивать количество струн. В Италии даже появился инструмент с двойным рядом струн (для правой и левой рук), так называемая двойная арфа «doppia», просуществовавшая до второй половины 17 века.

Расширялась и сфера применения арфы. Если раньше ее роль ограничивалась аккомпанементом певцу или инструменту, то теперь итальянские композиторы Орландо Лассо (1532 – 1594), Д. Каччини (1548 – 1618), К. Монтеверди (1567 – 1643) и другие стали вводить ее в свои хоровые и оркестровые произведения. Так, «Laudem Deum cithara» Орландо Лассо написано для четырехголосного хора, арфы, лютни, тромбона, скрипки, гамбы, цинка и органа. Д. Каччини употребил арфу в «Интермеццо» и в пьесе «Концерт», а Монтеверди – в опере «Орфей». Во всех трех произведениях была применена двойная арфа.

Около 1660 года в Тироле изобрели первую арфовую механику с крючками; на колковой раме около каждой струны были ввинчены железные крючки, которые при повороте, прикасаясь к струне, укорачивали ее, и благодаря этому происходило повышение звука на полтона. Так был сделан крупный шаг к расширению возможностей и первый на пути к усложнению механизма арфы. Изобретение Хохбрукера дало толчок к дальнейшему развитию арфы. Наиболее плодотворных результатов мастера достигли в тех случаях, когда работали совместно с исполнителями и композиторами. Ярким примером этому может служить содружество чешского виртуоза-арфиста и композитора Ж. Б. Крумпгольца (1742 – 1790) и мастера Ж. Кузино (1735 – 1800). Ими была создана «арфа Крумпгольца» со специальной восьмой педалью, получившей название «педаль-эхо», которой регулировалась звучность от громкой до тихой. Позднее по проекту Крумпгольца Кузино добавил девятую педаль – «сурдину». С ее помощью менялась окраска звука и сокращалась длительность звучания. Восьмипедальные арфы удержались в практике вплоть до конца 19 века, а девятипедальные вышли из употребления вскоре после их изобретения. Лишь экспериментальное значение имела и четырнадцатипедальная арфа работы того же мастера Кузино. Крумпгольцу приписывается также идея создания арфы двойного действия, построенной Эраром.
Одновременно с усовершенствованием конструкции арфы заметно активизировалась деятельность арфистов; многие из них были незаурядными композиторами, создававшими музыку для своего инструмента. Они группировались главным образом в Париже, превратившемся к концу 17 века в подлинный центр арфовой культуры. Популярным солистом и педагогом тогда был придворный арфист Христиан Хохбруккер (1733 – 1799), родственник изобретателя педальной, крюковой арфы. Его ученик – упомянутый уже Крумпгольц вместе с женой, выдающейся арфисткой, также поселился в Париже и тоже пользовался огромным успехом. Среди произведений Крумпгольца следует отметить Пятый концерт для арфы с оркестром (B-dur). Это жизнерадостное и яркое сочинение, великолепно демонстрирующее исполнительские возможности инструмента. Оно буквально «искрится» виртуозными пассажами и блестящими аккордовыми эпизодами. В 17 веке арфа начинает привлекать внимание и крупнейших композиторов. И.-С. Бах (1685 – 1750) написал шесть концертов для клавесина или арфы, арию для голоса и арфы в кантате «Amore traditore» и партиту для клавира или арфы. Важная веха на пути становления сольного репертуара – концерт другого великого композитора первой половины 18 века – Г.-Ф. Генделя (1685 – 1759).

(Гендель)

Он написал специально для молодого английского арфиста Повеля, игравшего его в антракте оперы «Александр». Гендель чрезвычайно тонко передал специфику инструмента. Арфа им трактуется как инструмент в полном смысле концертный, ему поручены большие сольные эпизоды. Дублирование арфой камерного оркестра придает необычность его звучанию. Концерт сохранил свое художественное значение до нашего времени. Он часто исполняется на сцене, а иногда включается в качестве обязательного произведения в программу конкурса арфистов. Гендель создал также ряд других произведений для арфы и использовал ее в оркестре опер и ораторий.

Писал для арфы и сын И.-С. Баха Ф.-Э. Бах (1714 – 1788)

ему принадлежит сольная пьеса и двухчастная соната программного характера «Битва при Бергене». Автор сумел средствами одного инструмента изобразить многие эпизоды сражения: здесь и призыв к бою, и атака, и канонада. Сохраняя старинную традицию использования арфы как аккомпанирующего инструмента, Ф.-С. Бах написал девять произведений для различных инструментов с сопровождением арфы. Очень популярна среди арфистов клавесинная пьеса Ф.-С. Баха «Сольфеджио».
Несколько сольных пьес, а также трио для арфы, виолончели и баса написал Й. Гайдн (1732-1809) .

В его семье арфа была одним из любимых инструментов; на ней в свободные минуты с увлечением музицировал отец композитора, и сам Й. Гайдн был неплохим арфистом.
Наиболее значительное произведение того времени – концерт для флейты и арфы В. А. Моцарта (1756 – 1719)


Произведение это было написано в 1778 году по заказу парижского вельможи любителя-флейтиста герцога де Гин и его дочери арфистки. Несмотря на то, что концерт предназначался для любительского исполнения, он представляет собой подлинно классический образец камерной музыки и до сегодняшнего дня справедливо считается одним из лучших украшений репертуара арфистов. Концерт требует виртуозной техники в первой и третьей частях и большой выразительности, певучести во второй. Музыка его жизнерадостна и солнечна. По существу, это дуэт двух инструментов с аккомпанементом оркестра. Партия флейты очень нежно вплетается в созвучия арфы. В каждой части имеются каденции, которые в ту эпоху создавались не автором музыки, а исполнителем, свободно импровизировавшим в меру своей фантазии и исполнительских возможностей. Такая практика нередко нарушала целостность художественного стиля произведения, но, с другой стороны, в каденциях раскрывались разнообразные исполнительские возможности солирующего инструмента. Кроме концерта Моцарту принадлежит небольшой менуэт, послуживший темой для арфовых вариаций. Произведение это возникло случайно. В январе 1787 года, будучи в Праге, Моцарт зашел в трактир и услышал, как бродячий музыкант – чешский арфист Хойслер, играл собственные вариации на мотив оперы «Свадьба Фигаро». Его игра настолько понравилась Моцарту, что, сев за фортепиано, он здесь же сочинил короткий менуэт, как тему для вариаций. Однако ни в операх, ни в симфониях, ни в других многочисленных произведениях Моцарт арфу не использовал.

Несомненную симпатию к арфе питал Бетховен (1770 – 1827). Великий композитор называл ее инструментом «подобно клавиру умевшим петь». Однако для арфы он создал лишь два произведения: «Вариации на швейцарскую тему» для арфы соло и «Романс» для голоса (тенор) в сопровождении арфы. Особенно важно отметить, что Бетховен первый использовал педальную крюковую арфу в симфоническом оркестре, включив ее в партитуру балета «Творения Прометея», где в лирическом адажио арфа в сочетании с другими инструментами создает своеобразный красочный эффект.
Наряду с применением арфы в оркестре, ее продолжают использовать и в различных камерных ансамблях. Широко популярны были дуэты арфы с фортепиано, скрипкой или флейтой. Нередко арфа входила в ансамбль и с такими, казалось бы, далекими от нее инструментами, как кларнет, труба, валторна. Постепенно арфа старой конструкции переставала удовлетворять запросы развивающегося музыкального искусства. Поиски более совершенного инструмента делаются все настойчивее. И вот в 1810 – 1812 годах известный парижский фортепианный и арфовый мастер Себастьян Эрар (1752 – 1831)

совершает подлинную революцию – он создает арфу, обладавшую несравненно большими выразительными возможностями и техническими ресурсами, более сильным и полным звуком, а главное – возможностью играть во всех тональностях мажора и минора. Новый инструмент, получивший название арфы двойного действия, оказался настолько удачным, что основа его конструкции сохраняется и в современных арфах. Изобретение Эрара вышло далеко за рамки чисто технического совершенствования, оно знаменовало собой подлинный музыкальный прогресс.
Появилось много талантливых исполнителей на новом инструменте. Одним из первых и непревзойденных по мастерству был английский арфист Элиас Пэриш-Альварс (1808 – 1849), которого заслуженно называют «отцом современной игры на арфе».

Гектор Берлиоз

пишет о нем: «Я познакомился в Дрездене с чудесным английским арфистом Пэриш-Альварсом. Это Лист в искусстве игры на арфе. Невозможно представить все то, чего он достиг на своем инструменте, столь ограниченном в некоторых отношениях: всех эффектов, то изящных, то мощных, оригинальных пассажей, и к тому же неслыханной звучности. Его фантазия на тему из «Моисея», его вариации с флажолетами на хор наяд из «Оберона» и много других вещей того же рода меня настолько очаровали, что я отказываюсь это описать. Возможность, присущая новым арфам подала ему мысль о таких комбинациях, которые, если увидеть их написанными, покажутся совершенно не исполнимыми». Пэриш-Альварс обогатил игру на арфе рядом ранее не известных исполнительских приемов (всякого рода глиссандо, двойные ноты в различных интервалах и т.д.). Теперь ничто уже не мешало арфе войти в семью оркестровых инструментов на равноправных началах. Эту задачу выполнил Гектор Берлиоз. Красочные звучания арфы мы находим буквально во всех его значительных симфонических произведениях Он становится подлинным пропагандистом этого инструмента. В 1843 году (по случаю открытия промышленно выставки в Париже) композитор организует одновременное выступление 25 арфистов; оно произвело огромное впечатление на слушателей. По инициативе того же Берлиоза на Всемирной выставке в Париже в 1855 году молитва Россини «Моисей» исполнялась с участием 50 арфистов!

К арфе обращались также и другие композиторы. Она появляется и в оперном оркестре. В первом же представлении «Пророка» Дж. Мейбура (1791 – 1864) внимание слушателей было привлечено необычными аккордами четырех арф, разделенных на две партии. Блестяще показывает арфу в опере «Лючия де Ламмермур» известный итальянский композитор Г. Доницетти (1797 – 1848) .

Оркестровое соло оказалось настолько удачным, то получило самостоятельную жизнь в качестве концертного номера. Оно и до сегодняшнего дня пользуется большим успехом. Слушатели любят эту красивую пьесу за мелодичность и жизнерадостную, эффектную виртуозность.
Искусно применяет арфу Дж. Верди (1813 – 1910). Чаще всего она встречается у него в эпизодах лирических. Достаточно вспомнить колоритную арфовую партию в арии Ренато из оперы «Бал-маскарад». В «Аиде» (сцена посвящения) ее суровые, суховатые аккорды, сопровождающие пение Великой жрицы, словно воспроизводят игру древнеегипетских культовых арф.
Ответственна роль арфы в произведениях Р. Вагнера (1813 – 1883). В «Золоте Рейна», например, написано шесть арфовых партий. Правда, композитор не очень считался со спецификой инструмента, и поэтому партии арф в его операх не всегда удобны для исполнения.
Большим знатоком арфы был К. Сен-Санс (1835 – 1921), который ввел ее во многие свои оркестровые сочинения. Кому не известен его знаменитый «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» - на редкость выразительный и лиричный дуэт виолончели и фортепиано. Партия фортепиано в нем оказалась настолько «арфовой», что исполняется всегда без изменений именно на арфе. Эта музыка вдохновила известного балетмейстера М. Фокина (1880 – 1942) на создание подлинной жемчужины русской хореографии – миниатюры «Умирающий лебедь».
Колоритна арфа в антракте к третьему действию оперы Ж. Бизе (1838 – 1875) «Кармен». Ее арпеджио в сочетании с широкими флейтовыми и кларнетными распевами рисуют картину горного края, где развернется драма.
Разнообразно и изобретательно трактует арфу Дж. Пуччини (1858 – 1924), используя ее буквально во всех произведениях. В его оркестровые партии включаются такие приемы, которые, прежде всего, применялись обычно лишь в сольных сочинениях для арфы: флажолеты, тремоло, трели, форшлаги, глиссандо.
Особенно органично вошла арфа в творчество композиторов-импрессионитстов – К. Дебесси (1862 – 1918) : арфа и флейта принадлежали к любимым инструментам Дебюсси; он создал изумительно поэтичную Сонату (трио) для флейты, альта и арфы, где звучание разнородных по тембру инструментов, прекрасно сливающихся друг с другом, приобретают своеобразный колорит; М. Равеля (1875 – 1937): одним из популярных сочинений камерно-концертной эстрады является его «Интродукция и Аллегро» для арфы, струнного квартета, флейты и кларнета. Партия Арфы в этом произведении приобретает черты концертности, в ней использованы многие приемы сольного исполнительства, например, виртуозные блестящие взлеты глиссандо, красочные и ритмические эффекты. Исполнительские возможности раскрываются здесь во всей своей полноте. А также М. де Фалья (1876 – 1946): в его поэме «Психея» (на текст Г. Ж. Обри) арфа (среди инструментов сопровождения) соседствует с флейтой, скрипкой, альтом и виолончелью. Сочетание разных тембров, использованных с большим мастерством, буквально очаровывает слушателя.
Яркие арфовые пассажи, флажолеты, глиссандо более всего отвечали особенностям красочных оркестровых и камерных произведений этих композиторов.
В 1897 году в Париже Г. Лион сконструировал хроматическую беспедальную арфу с перекрестными струнами. Упразднение педалей привело к необходимости увеличить количество струн почти вдвое. Второй набор их, подобно черным клавишам фортепиано, обеспечивал хроматические ступени на всем протяжении звукоряда арфы. Новый инструмент поначалу нашел сторонников, которых привлекло отсутствие педалей и, следовательно, упрощение механизма игры. В Парижской и некоторых консерваториях других стран открылись классы игры на хроматической арфе. В числе крупных исполнителей на ней были Тассю-Спенсер, Ленар-Турнье. Увлекшись новым изобретением, К. Дебюсси написал для хроматической арфы с сопровождением струнного оркестра интересное произведение – «Танцы». В дальнейшем, однако, хроматическая арфа не получила широкого распространения и вскоре вышла из употребления, так как потеряла многие характерные и наиболее ценные свои исполнительские особенности и, прежде всего – эффектное глиссандо.
Арфа часто встречается в произведениях Р. Штрауса (1864 – 1949), который сам учился игре на ней у известного солиста берлинского оркестра А. Томбо. Однако партии арфы Р. Штраус писал настолько сложно, что их обычно исполняют в редакциях немецких арфистов Ф. Пеница, А. Холи и других.
Итак, к 20 веку арфа прочно утвердилась в европейской музыке в качестве сольного, ансамблевого и оркестрового инструмента. В наше время трудно назвать композитора, который не использовал бы ее в том или ином жанре своего творчества. У известного английского композитора Бенджамина Бриттена (р. 1913) интересное и поучительное произведение – «Вариации и фуга на тему Перссела» с подзаголовком «Путеводитель по оркестру для молодежи». Здесь каждый инструмент выступает в качестве солирующего и оркестрового – арфа показана во всех ее наиболее характерных выразительных возможностях (вариация №9).
Чрезвычайно расширилась практика и сольного концертного исполнительства на арфе. Среди зарубежных арфистов всемирно известны: Марсель Гранжани (Америка), автор многочисленных переложений, обработок и оригинальных сочинений для арфы; испанец Никанор Цабалета, немало работающий в области старинной арфовой музыки; Мильред Дыллинг, концертирующая во многих странах мира; Мария Александровна Корчинская (Англия), окончившая Московскую консерваторию в 1911 году с золотой медалью, по классу профессора А. И. Слепушкина; Клелия Гати-Аль-дрованди (Италия); Пьер Жаме (Франция); президент международной ассоциации арфистов и профессор Парижской консерватории Ханс Иоахим Цингель (ФРГ), соединяющий исполнительскую и педагогическую деятельность с научной.

Появление в России.

В 18 веке арфа появляется и в России и вскоре приобретает большую популярность. Значительную роль в формировании арфового исполнительства и подготовке арфисток в России сыграл Смольный институт благородных девиц. Основанный Екатериной II как фешенебельное великосветское учреждение для воспитания девушек из знатных дворянских семей, институт имел довольно обширную для того времени образовательную программу. Обучались воспитанницы и музыке. Здесь впервые был создан класс игры на арфе. Преподавание велось на крепкой профессиональной основе: в качестве педагогов приглашали лучших музыкантов из Европы. Из Смольного института вышла первая русская арфистка Глафира Романовна Алымова (1758 – 1826), хорошо известная по знаменитому портрету художника Д. Г. Левицкого, где она изображена играющей на арфе. С середины 18 столетия интерес к музыке в России заметно возрастает. Появляется немало людей, любящих музыкальное искусство и понимающие его; многие из них и сами играют на арфе, дорогом и модном инструменте.
В Смольном институте получили образование так же выдающаяся советская исполнительница и педагог, профессор Московской консерватории К. А. Эрдели, арфистки Е. А. Алымова, В. М. Пушкарева и ряд других. Музицирование становится достоянием не только придворной знати, но и также городского и усадебного дворянства. Богатые помещики обзавелись своими крепостными театрами, хоровыми капеллами и оркестрами. Крепостные артисты и музыканты вписал славные страницы в историю отечественного искусства. Одной из замечательных представительниц его была крепостная, а затем жена графа Н. Шереметьева – Прасковья Ивановна Ковалева, по сцене Жемчугова (1768 – 1803). Выдающаяся певица и актриса, она также была отличной арфисткой, обучавшейся у придворного солиста Ж. Б. Кардона (1760 – 1803).
В списке крепостных, предназначавшихся для продажи помещицей Л. И. Чертковой, упоминается «изрядная арфянка» Аксинья Рочегова. Разносторонним музыкантом – скрипачом, пианистом, гитаристом, альтистом и арфистом был вольноотпущенный Г. И. Бибикова капельмейстер Куликов. Другой вольноотпущенный того же помещика, русский композитор Д. Н. Кашин (1769 – 1814) также хорошо знал арфу и написал для нее ряд произведений. Среди них особенно выделяются вариации на тему русской народной песни «Хожу я по улице». Примечательно, что не только русских, но и зарубежных арфистов привлекали мелодии русских народных песен; они легли в основу многих произведений, созданных известными арфистами Н. Бокса (1789 – 1841), Н. Дальвимаром (1772 – 1839) и Ф. Надерманом (1773 – 1835). Большой популярностью пользовались «Лучинушка» в обработке Николая де Витте (1813 – 1844) и «Красный сарафан» Шарля Обертюра (1819 – 1895).

С конца 18 и начала 19 века арфа становится в России одним из наиболее любимых инструментов. Она широко распространена в качестве сольного и аккомпанирующего инструмента не только в столице, но в провинции. Ее можно было встретить и во дворце, и в кабачке, и в дворянских хоромах, и в руках нищих музыкантов, бродивших по дворам. Игре на арфе обучают как женщин, так и мужчин в частных домах и пансионах. Пение романсов под аккомпанемент фортепиано, арфы или гитары становится любимым занятием в часы досуга. Арфу любовно воспевают поэты. Не одну теплую строку посвятил ей Г. Р. Державин:
Нет! Арфу слышу я: ее волшебный звук.
На розах, дремлющих согласьем тихострунным,
Как эхо, мне вдали щекочет нежно слух;
Иль шумом будит вдруг вблизи меня перу иным.
Немало интересных сведений о музицировании на арфе находим мы и в мемуарной литературе – в воспоминаниях В. Головиной, А. Блудовой, Е Штакеншнейдер и других.
К арфе обращаются русские композиторы и композиторы-иностранцы, жившие и работавшие в России. Дж. Сарти (1729 – 1802) вводит ее в свою музыку к драме «Начальное управление Олега» (1790), подражая игре на античной лире. Ряд камерных пьес с участием арфы пишет Г. Р. Державин.
Д. С. Бортнянский (1751 – 1802): Квинтет для фортепиано, арфы, скрипки, виолы да гамба и виолончели и «Концертирующую симфонию» для двух скрипок, виолы да гамба, виолончели, фагота, арфы и фортепиано. Эти произведения предназначал для музыкального кружка при дворе Павла I, где арфа была излюбленным инструментом, однако значение их вышло далеко за рамки любительского музицирования. Написанные с большой теплотой и искренностью, они явились интересным памятником музыкального искусства 18 века. Ансамбли Бортнянского высоко ценились исполнителями. Арфистка-любительница графиня А. Д. Блудова пишет из Берлина своему отцу: «Вчера мы играли с Лилей Концерт Бортнянского. Как очаровательно музыка пробуждает в нашей памяти лучшие воспоминания прошлого! Особенно Концерт Бортнянского напоминаем мне все, что мне так дорого: вас, Россию, нашу святую веру, семейство, друзей…» Применил арфу Бортнянский также и в оперном оркестре. Использовали ее и другие композиторы этой эпохи. – О. А. Козловский (1757 – 1831), А. А. Алябьев (1787 – 1851), А. Н. Верстовский (1799 – 1862).

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...