Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Популяризация культурного наследия в молодежной среде. Глава III. Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия Обоснование социальной значимости

Сохранение традиции христианской культуры как средство развития творческих сил, воспитания духовности и патриотизма;
Проведение ряда концертов и встреч семейного фольклорного квартета «Истоки» в городах Кузбасса по фольклору христианской тематики, чтобы учащиеся воскресных школ Кузбасской митрополии узнали и разбирались в образцах христианского творчества и относились к ним уважительно.

Цели

  1. Знакомство жителей Кузбасса с народным творчеством и народными традициями Карелии, а так же с традиционной христианской культурой.

Задачи

  1. 1. Повышение духовно-патриотического самосознания у подрастающего поколения; 2. Возрождение православных традиций в семье и пропаганда семейных устоев, исторических и культурных ценностей России;
  2. 3. Создание условий для организации работы по возрождению и сохранению традиционного христианского творчества; 4. Формирование необходимого уровня христианского восприятия мира; 5. Знакомство населения Кузбасса с образцами традиционной христианской культуры Севера Карелии;
  3. 6. Воспитание личности, знающей, уважающей историю и традиции своего народа; 7. Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия;

Обоснование социальной значимости

Христианская православная культура в нашем сознании постепенно приобретает особую наполненность и ярко выраженный смысл. И это уже не скоротечная мода на фольклор, а планомерное и осмысленное изучение национального наследия и народных традиций русского народа. Именно уважительное, бережное отношение к народному творчеству, владение знаниями из фольклорных источников и вживание в них позволяют понять сущность нации, ее этнопсихологию, способы развития. Православие наднационально и Евангелие должно быть проповедовано всем народам. Главное - об этом помнить. И именно поэтому фразу "Православная, церковная жизнь в России должна быть неразделима с традиционной культурой" хочется читать, понимать и исполнять в обратном порядке - "Традиционная культура должна быть неотделима от Православия". Путь "через фольклор к православию" - очень понятен, потому что пережит. Путь "через православие к фольклору" - гораздо более спорен - тут всё индивидуально. Важно, чтобы как можно больше людей узнали о настоящей традиционной культуре. Главной целью проекта является повышение духовно-патриотического самосознания у подрастающего поколения, возрождение православных традиций в семье и пропаганда семейных устоев, исторических и культурных ценностей России.
Создание условий для организации работы по возрождению и сохранению традиционного христианского творчества.
Формирование необходимого уровня христианского восприятия мира;
Знакомство жителей Кузбасса с лучшими образцами традиционной христианской культуры Севера Карелии;
Воспитание личности, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия.

География проекта

Целевыми группами проекта являются все население Кузбасса и Карелии, исповедующие христианство, коллективы Воскресных школ Кузбасской и Карельской митрополий по которым будет проходить маршрут творческого коллектива семейного фольклорного квартета «Истоки».

Целевые группы

  1. Дети и подростки
  2. Женщины
  3. Ветераны
  4. Многодетные семьи
  5. Молодежь и студенты
  6. Пенсионеры
  7. Лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию

Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невосполнимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Согласно Федеральному закону РФ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, которые возникли в результате исторических событий, которые представляют собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и которые являются свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры .

Одним из главных видов деятельности органа охраны объектов культурного наследия является популяризация памятников истории и культуры.

Под популяризацией объектов культурного наследия понимают деятельность, которая направлена на организацию их доступности для всех и восприятия всеми, духовно-нравственное и эстетическое воспитание людей, повышение их образовательного уровня и организацию досуга, а также другие мероприятия, которые способствуют осуществлению государственной охраны, сохранения и использования объекта культурного наследия.

Популяризация объектов культурного наследия направлена на реализацию конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на доступ к культурным ценностям, конституционной обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Популяризация включает в себя следующее:

  1. осуществление общественной доступности недвижимого культурного наследия его собственниками и пользователями;
  2. включение в туристическую деятельность объектов культурного наследия и их территорий;
  3. освещение вопросов государственной охраны, сохранения и использования объектов в средствах массовой информации, в том числе выпуск популярных информационно-справочных и рекламных изданий, создание теле- и радиопередач, кино- и видеофильмов, посвященных недвижимому культурному наследию;
  4. изучение вопросов государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в составе образовательных программ всех уровней;
  5. подготовку и проведение научно-практических конференций, семинаров, тематических выставок и презентаций по вопросам государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия;
  6. создание и ведение информационных ресурсов в сети Интернет по вопросам объектов культурного наследия;
  7. иные мероприятия, отнесенные законодательством к популяризации.

Известно, что население не только пользуется объектами культурного наследия, но и формирует критерии отношения к ним. Если в сознании граждан размыто или утрачено понятие об историческом и культурном значении памятников, то деятельность по их охране превращается в сумму мероприятий, лишенных перспективы.

Возможность знакомства с лучшими образцами культурного наследия, несомненно, является одной из наиболее эффективных форм популяризации культурного наследия и заслуживает всемерной поддержки и развития.

Кроме того, комплексный подход к популяризации объектов культурного наследия предполагает включение в социально значимую деятельность подростков и молодых людей, что обеспечивает их доступ к объектам культурного наследия и является эффективным средством самореализации молодежи. Программный подход популяризации объектов культурного наследия представляется единственно возможным и позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении конкретных работ по конкретным объектам культурного наследия.

Для того чтобы популяризовать культурное наследие среди молодежи, которое будет осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, СМИ, необходимо разработать серии передач, молодежных проектов, материалов, которые будут направлены на популяризацию культурного наследия; обеспечить интерес молодежи к области журналистики, которая посвящена историческому и культурному наследию; сделать акцент внимания на необходимости проводить единую государственную политику в сфере популяризации культурного наследия России.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня уже пришла пора изучать, популяризовать, сохранять культурное наследие России. От наших взглядов, поступков молодых людей, отношения к своему Отечеству уже зависит судьба нашей страны и будущее России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Анализ проблемы популяризации культурного наследия среди молодежи

города Белгорода

Хлопина Любовь Григорьевна, студент

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

На сегодняшний день популяризация памятников истории и культуры является одним из способов привлечения внимания общественности и органов власти к проблемам сохранения историко-культурного наследия, изучению истории родного края. Направленность этой работы заключается в патриотическом и нравственном воспитании поколений, в том числе и молодежи, гражданской и конституционной обязанности каждого сохранять и беречь памятники истории и культуры, а также на гарантированное право обеспечения доступа к культурным ценностям.

Для выявления основных проблем популяризации культурного наследия среди молодежи г. Белгорода был проведен массовый опрос 200 молодых людей, направленный на выявление знаний о культурном наследии.

Анализ массового опроса молодежи показал:

Во-первых, большинство опрошенных понимают под культурным наследием памятники, ансамбли и достопримечательные места. На втором месте стоит ответ -- «то, что оставили предки».

Можно сделать вывод о том, что мнение большинства респондентов совпадает с толкованием понятия «Культурное наследие», прописанным в Конвенции ЮНЕСКО от 16 ноября 1972 г. -- совокупность элементов культурного опыта, знаний, навыков, которые позволяют индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении.

Во-вторых, можно наблюдать, что большая часть опрошенных молодых людей не имеет представления о том, каким документом руководствуется государство в сохранении культурного наследия. Тем не менее, почти все респонденты разделяют мнение о том, что именно государство должно обеспечить охрану объектов культурного наследия.

В-третьих, оценивая политику государства, направленную на охрану культуры, лишь чуть меньше 1/3 опрошенных дают положительную оценку, большая часть опрошенных затрудняется дать какую-либо оценку, а почти 1/3 опрошенных негативно относится к результатам политики государства в сфере охраны и популяризации объектов культурного наследия на сегодняшний день, считая, что власть недостаточно сделала для сохранности и популяризации объектов культуры.

В-четвертых, в тоже время большинство респондентов считают, что состояние объектов культурного наследия г. Белгорода удовлетворительное.

Налицо наблюдается определенная противоречивость в ответах: респонденты, конечно же, делают выводы, исходя из своих наблюдений, но не имеют четкого представления о том, кто и какие мероприятия осуществляет. Выявленное противоречие между оценками состояния объектов культурного наследия России и представлениями молодежи о политике государства в сфере охраны и популяризации объектов культурного наследия является информационным сигналом для органов власти о том, что информирование населения в этом направлении организовано неудовлетворительно.

В-пятых, вызывает определенную тревогу мнение респондентов по оценке отношения молодежи г. Белгорода к объектам культурного наследия. Чуть меньше половины опрошенных отвечают, что им безразлично, как популяризируется культурное наследие народа и пропагандируется ли вообще.

Это свидетельствует о том, что необходимо воспитывать в душах молодых людей чувство ответственности за судьбу культурного наследия. Ведь только конкретные знания истории и культуры своего города, страны сформируют у молодежи уважение к прошлому, пробудят желание продолжить традиции, внести вклад в историю и культуру своего государства.

В-шестых, на вопрос «Считаете ли Вы, что облик объектов культурного наследия в г. Белгороде за последние 5 лет улучшился?» чуть меньше половины респондентов ответили, что улучшился, но в незначительной степени.

Интересна оценка респондентов основных достижений в сфере популяризации объектов культурного наследия в г. Белгороде. Большая часть опрошенных отметили проведение реставрации объектов культурного наследия в центре города. 1/3 респондентов обратили внимание на то, что на объектах культурного наследия устанавливаются QR коды, а также информационные надписи. Ведь с июля 2014 года на 32 исторических объектах в центре Белгорода появились специальные таблички и QR-коды, которые позволяют туристам и горожанам получить больше информации об истории памятников. Для этого достаточно воспользоваться приложением для считывания QR-кодов. Чуть меньше половины опрошенных отметили, что в целях популяризации объектов культурного наследия проводятся такие мероприятия как «Ночь музеев» и др. 1/4 респондентов оценили, что на объекты культурного наследия привлекаются туристы. Культурный потенциал любого города выражен в его историко-культурном наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных историко-культурных объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историко-культурными объектами наследия -- сильнейший побудительный туристский мотив. Но парадокс, конечно же, состоит в том, что эти достижения респонденты не рассматривают как часть государственной политики и не связывают конкретные мероприятия, направленные на популяризацию объектов культурного наследия, с деятельностью органов власти.

У большинства респондентов есть интерес к просветительским и развлекательным мероприятиям, проводимым в таких формах как фестивали, экскурсии и художественные выставки. 4/5 респондентов положительно относятся к возможности привлечения волонтеров к мероприятиям по сохранению и популяризации объектов культурного наследия г. Белгорода. Более половины опрошенных согласились бы стать волонтерами во время мероприятий по популяризации объектов культурного наследия. Основными задачами добровольчества в сфере культуры выступает сохранение и продвижение культурного достояния, формирование культурной идентичности, популяризация сферы культуры среди молодежи, развитие всеобщей ответственности за сохранение культурного достояния, сохранение исторической памяти.

Интересны ответы респондентов по предпочтениям в формах популяризации культурного наследия Белгородчины. Налицо устойчивая тенденция к пассивному участию: 77% выбирают как основную форму популяризации интернет.

Но есть и обнадеживающие результаты: 46 % респондентов посещают часто или от времени сайты, посвященные культурному достоянию нашей страны. У респондентов также есть заинтересованность в таких формах популяризации как выставки (80%) и ярмарки (36%). Эти данные подтверждают, что традиционные формы популяризации культурного наследия не потеряли свою значимость, в том числе среди молодежи. 43 % опрошенных систематически обращаются к просмотру видео-экскурсий, посвящ?нных искусству и культурному наследию, 37% предпочитает непосредственно посетить и увидеть самим знаменитые объекты культурного наследия.

Не привлекает молодежь и такая форма популяризации культурного наследия как коллекционирование журналов с различными тематическими товарами искусства и истории мира.

Также не является основной формой продвижения информации о культурном наследии телевидение: респонденты либо вообще его не включают, либо только в определенное время. Именно поэтому программы телеканала «Культура», посвященные культурным ценностям мира и России. Данный канал также не очень востребован молодыми зрителями, они отдают предпочтение музыкальным каналам.

В тоже время среди этой категории молодежи распространено посещение выставок: раз в сезон посещают выставки.

При этом предпочтение отдают выставкам изобразительного искусства с использованием современных интерактивных технологий.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, для результативной популяризации культурного наследия России среди молодежи специалистам, занятым в этой сфере, необходимо учитывать условия жизни, потребности, а также специфику восприятия информации, в частности, молодежью (студентами и школьниками старших классов). Для работы с этой категорией необходимы как традиционные, так и новые формы популяризации культурного наследия. Важной формой популяризации становится непосредственное включение молодежи в разные мероприятия в качестве волонтеров и активных участников. Именно активные формы, эмоционально наполненные соучастием, способствуют не только популяризации объектов культурного наследия, но и формированию чувства гражданской причастности и гордости за свою страну, ее историю и культуру.

Во-вторых, сохранение и популяризация культурно-исторического наследия среди молодежи средствами информационных технологий способствует более активному использованию его в образовательных и просветительских целях: обеспечивается более широкий доступ к нему и появляются возможности создания образовательных ресурсов нового типа, представляющих источник, адаптированный к учебным задачам. Процесс информатизации создает возможность для перехода от исследований национальной, региональной и местной направленности к международным проектам сохранения и популяризация культурно-исторического наследия как общечеловеческого достояния. Поэтому был предложен проект «Создание молодежного портала культурного наследия» на территории г. Белгорода.

памятник культура популяризация охрана

Список литературы

1. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Российской Федерации от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ

Размещено на Allbest.ur

...

Подобные документы

    Законодательная и управленческая практика сохранения недвижимых объектов культурного и природного наследия за рубежом. Деятельность международных организаций в сохранении культурного наследия. Охрана памятников истории и культуры в Италии и Франции.

    дипломная работа , добавлен 18.01.2013

    Понятие, виды и международно-правовой статус культурного наследия. Международные организации в системе всемирного культурного наследия. Миссия и цели санкт-петербургского международного центра сохранения культурного наследия.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2006

    Классификация объектов культурного наследия и оценка их современного состояния. Комплекс мер по сохранению памятников культурного наследия, роль законодательных, экономических и экологических факторов. Основные современные методы сохранения памятников.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2011

    Классификация объектов культурного наследия РФ. Оценка современного состояния объектов культурного наследия. Роль законодательных и экономических аспектов, экологических факторов. Комплекс мер по сохранению объектов культурного наследия.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2006

    Понятие и роль культурного наследия. Концепция культурного консерватизма в Великобритании. Развитие концепции культурного наследия в России и в США. Финансирование культурных объектов. Венецианская конвенция об охране культурного и природного наследия.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2017

    Виды объектов культурного наследия в РФ, их историческое значение, категории. Политика государства в области охраны памятников истории и культуры, правовое обеспечение. Исследование и оценка ценности объектов, реставрация, консервация, присвоение статуса.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2013

    Характеристика Управления государственной охраны объектов культурного наследия, основные функции и роль. Анализ целевой программы "Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия на территории Свердловской области".

    отчет по практике , добавлен 29.04.2014

    Значение культурного наследия. История развития культурных традиций Астраханского края. Храмы и монастыри города. Проблема возрождения и сохранения культурного наследия Астраханского края. Государственная политика в сфере охраны культурного наследия.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2009

    Характеристика современного российского общества. Процесс освоения художественного наследия и его отличительные особенности. Исследование основных организационных принципов охраны национального культурного наследия, правовые основы данного процесса.

    реферат , добавлен 17.04.2011

    Культура воспоминания и история памяти. Осмысление исторического наследия как сложный социокультурный феномен. Изучение православной культуры России. Проблема сохранения культурной памяти и культурного наследия. Мнение студентов об историческом наследии.

Ключевые слова

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕЛЬСКИЕ БИБЛИОТЕКИ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / CULTURAL HERITAGE / LIBRARIANSHIP / RURAL LIBRARY / LOCAL HISTORY / TOMSK REGION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы - Кузоро Кристина Александровна

В статье на примере современных муниципальных сельских библиотек Томской области проанализированы направления и содержание их работы по сохранению и популяризации культурного наследия . В источниковую базу исследования вошли аналитические отчеты и локальная документация библиотек, материалы библиотечных сайтов, издательская продукция. В ходе проведенного исследования были выявлены основные формы и методы работы библиотек по сохранению культурного наследия края, его актуализации и привлечению к нему внимания населения. В их числе - создание фондов краеведческих документов, архивов неопубликованных материалов по истории районов и сел области; разработка электронных краеведческих ресурсов; издательская деятельность; создание музеев и краеведческих уголков; организация работы клубов и творческих объединений; проведение семинаров, выставок, конкурсов, встреч с писателями, исследователями, общественными деятелями. Выявленный на примере библиотек Томской области опыт может быть применен в практической деятельности сельских библиотек других регионов.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы - Кузоро Кристина Александровна

  • Краеведческая деятельность современной сельской библиотеки (на примере работы библиотек Томской области)

    2017 / Ляпкова Анна Алексеевна
  • Краеведческое направление в социальной работе современных сельских библиотек (на примере Томской области)

  • Представление библиотечных краеведческих материалов в сети Интернет как способ их сохранения и трансляции (на примере веб-сайтов муниципальных библиотек Томской области)

    2015 / Дегтярёва Алена Игоревна
  • Краеведческая деятельность сельских библиотек Томской области в начале ХХI В. (из опыта работы библиотек Каргасокского, Кривошеинского и Молчановского районов)

    2012 / Кузоро Кристина Александровна
  • Понятие «Наследие» в системе научных взглядов представителей новой музеологии

    2014 / Кузоро Кристина Александровна
  • Возможности работы с пользователями - пожилыми людьми в сельских библиотеках Томской области

    2015 / Ляпкова Анна Алексеевна
  • 2019 / Ляпкова Анна Алексеевна
  • Музейная деятельность современных сельских библиотек (на примере Томской области)

    2017 / Дегтярева Алёна Игоревна
  • Событийный менеджмент как средство воспитания здорового образа жизни муниципальными сельскими библиотеками (на примере Томской области)

    2015 / Кузоро Кристина Александровна

PRESERVATION AND PROMOTION OF THE REGION’S CULTURAL HERITAGE IN RURAL LIBRARIES (the example of Tomsk region)

The paper analyzes the focus and the content of the contemporary Tomsk Region municipal rural libraries’ work on the preservation and promotion of cultural heritage . The source base of this study includes analytical reports and local records of libraries, materials of library web sites, and published works. The study identified the main forms and methods used by libraries for preserving the region’s cultural heritage , its actualization, and their attempts to bring culture preservation to the attention of the population. These include: establishment of funds of local history documents and archives of unpublished materials on the history of the region and the villages of the area; development of electronic local history resources; publishing work; creation of local history museums and local history interpretations; organization of working clubs and creative associations; seminars, exhibitions, competitions, and meetings with writers, scholars, and public figures. The experience of Tomsk Region libraries can be used in practical activities of rural libraries of other regions.

Текст научной работы на тему «Сохранение и популяризация культурного наследия региона сельскими библиотеками (на примере Томской области)»

УДК 908:027.52 (571.16)

СОХРАНЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНА СЕЛЬСКИМИ БИБЛИОТЕКАМИ (на примере Томской области)

К. А. Кузоро

PRESERVATION AND PROMOTION OF THE REGION"S CULTURAL HERITAGE IN RURAL LIBRARIES (the example of Tomsk region) К. А. Kuzoro

Статья подготовлена при финансовой поддержке конкурса РГНФ, проект № 15-33-01261.

В статье на примере современных муниципальных сельских библиотек Томской области проанализированы направления и содержание их работы по сохранению и популяризации культурного наследия. В источниковую базу исследования вошли аналитические отчеты и локальная документация библиотек, материалы библиотечных сайтов, издательская продукция. В ходе проведенного исследования были выявлены основные формы и методы работы библиотек по сохранению культурного наследия края, его актуализации и привлечению к нему внимания населения. В их числе - создание фондов краеведческих документов, архивов неопубликованных материалов по истории районов и сел области; разработка электронных краеведческих ресурсов; издательская деятельность; создание музеев и краеведческих уголков; организация работы клубов и творческих объединений; проведение семинаров, выставок, конкурсов, встреч с писателями, исследователями, общественными деятелями. Выявленный на примере библиотек Томской области опыт может быть применен в практической деятельности сельских библиотек других регионов.

The paper analyzes the focus and the content of the contemporary Tomsk Region municipal rural libraries" work on the preservation and promotion of cultural heritage. The source base of this study includes analytical reports and local records of libraries, materials of library web sites, and published works. The study identified the main forms and methods used by libraries for preserving the region"s cultural heritage, its actualization, and their attempts to bring culture preservation to the attention of the population. These include: establishment of funds of local history documents and archives of unpublished materials on the history of the region and the villages of the area; development of electronic local history resources; publishing work; creation of local history museums and local history interpretations; organization of working clubs and creative associations; seminars, exhibitions, competitions, and meetings with writers, scholars, and public figures. The experience of Tomsk Region libraries can be used in practical activities of rural libraries of other regions.

Ключевые слова: культурное наследие, библиотечно-информационная деятельность, сельские библиотеки, краеведение, Томская область.

Keywords: cultural heritage, librarianship, rural library, local history, Tomsk Region.

Сохранение культурного наследия признается сегодня первостепенной общественной задачей. Несмотря на то, что первое упоминание о законодательных нормах по сохранению культурных раритетов датируется XV в., интерес к культурному наследию как к особой категории сформировался к середине ХХ столетия . Значительный вклад в разработку теории культурного наследия был сделан Д. С. Лихачевым, Э. А. Баллером, Ю. А. Ведениным, М. Е. Кулешовой, Э. А. Шулеповой.

В научной литературе под культурным наследием традиционно понимается «совокупность объектов окружающего человека мира, признаваемых на основе культурного опыта человечества и его предпочтений культурными ценностями» . В основу современного подхода к пониманию культурного наследия положено широкое представление о наследии, включающее не только памятники истории, культуры и природы, но и живую традиционную культуру, культурные ценности, исторические технологии, культурные ландшафты, цифровое наследие . Культурное наследие представляется системным образованием, в котором отдельные объекты не могут быть сохранены вне связи друг с другом и с окружающей средой. Естественно, данный подход к его пониманию далеко не единственный, поскольку культурное наследие - явление крайне сложное и много-

аспектное, содержащее множество дискуссионных вопросов и трактовок.

В настоящее время охраной историко-культурного наследия в Томской области занимаются государственные, общественные, муниципальные организации и учреждения: Комитет по культуре, кинофикации и туризму администрации области, Центр по охране и использованию памятников истории и культуры, Сибирский институт «Сибспецпроектреставра-ция», областное отделение всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Свой вклад в дело сохранения, а также актуализации и популяризации культурного наследия вносят и библиотеки.

Участие библиотек в сохранении культурного наследия - тема, в последнее время привлекающая внимание исследователей. Многочисленные вопросы теории и практики были рассмотрены на Международной научной конференции «Раскрывая культурное наследие: новые задачи для библиотек, архивов и музеев» (Санкт-Петербург, 2013); Всероссийских научно-практических конференциях «Проблемы сохранения культурного наследия в библиотеках» (Москва, 2013), «Культура и цивилизация: искусство, библиотеки, музеи» (Томск, 2013), «Культурное наследие: интеграция ресурсов в цифровом пространстве» (Санкт-Петербург, 2014) и т. д.

Следует отметить, что в первую очередь, объектами внимания исследователей становятся областные библиотеки, библиотеки вузов, музеев. При этом подлинным центром общественной и культурной жизни нередко являются муниципальные библиотеки, особенно, если речь идет о сельской местности. На примере современных сельских муниципальных библиотек Томской области проанализируем имеющиеся у них возможности и потенциал в деле сохранения, актуализации, популяризации культурного наследия. Источниковой базой для данного исследования служат аналитические отчеты, локальная документация, издательская продукция библиотек, материалы библиотечных сайтов.

В Томской области действуют 324 общедоступные библиотеки: две государственные (Томская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина и Томская областная детско-юношеская библиотека) и 322 муниципальные библиотеки. Из них 287 библиотек обслуживают население 16 районов области. В большей части районов библиотеки объединены в централизованные библиотечные системы (ЦБС) .

Универсальный способ сохранения культурного наследия - его освоение, изучение, передача из поколения в поколение, интеграция с новыми формами существования культуры. Актуализация и популяризация культурного наследия библиотеками включает в себя распространение информации о культуре, истории,

Комплектование

природе края, обеспечение доступности к ней, в том числе, и через электронные носители информации.

В осуществлении краеведческой работы особое значение приобретает сотрудничество библиотек с различными организациями - муниципальными архивами, музеями, образовательными учреждениями, органами местного самоуправления, центрами культуры, домами детского творчества, музыкальными школами и школами искусств. В числе наиболее распространенных форм сотрудничества - проведение выставок, экскурсий, конкурсов; совместная исследовательская, проектная, грантовая деятельность. Работа по сохранению и популяризации культурного наследия нередко осуществляется в рамках областных и районных программ: «Культура Томского края» (Молчановский район), «Завещано беречь нам этот мир» (Парабельский район), «Возвращение к истокам» (Кожевниковский район) и др.

В каждой из библиотек ведется сбор, хранение и систематизация материала краеведческого характера. Во всех библиотеках организованы и выделены специализированные разделы фонда краеведческих документов, включающие книги, периодические издания, карты, плакаты, электронные документы, аудио-, кино- и фотодокументы. Особое внимание уделяется сохранности районных периодических изданий, содержащих уникальные исторические факты.

Количественный аспект состояния фондов краеведческой литературы отражен в таблице .

х фондов сельских библиотек

Районы Томской области Поступило экземпля ров Общий объем фонда (экз.)

2011 г. 2012 г. 2013 г.

Александровский район 19 17 5 794

Асиновский район 964 642 1131 4665

Бакчарский район 119 47 14 869

Верхнекетский район 5 14 0 1826

Зырянский район 178 153 91 1322

Каргасокский район 671 95 278 2820

Кожевниковский район 138 0 64 3500

Колпашевский район 160 193 217 7063

Кривошеинский район 0 26 70 3748

Молчановский район 221 77 52 3014

Парабельский район 135 312 154 2636

Первомайский район 60 167 38 5730

Тегульдетский район 26 23 14 1061

Томский район 90 54 65 4376

Чаинский район 85 87 54 2768

Шегарский район 122 70 111 3340

Способом компенсировать недостаток краеведческой литературы, и в тоже время самостоятельным творческим видом деятельности, является ведение тематических папок, альбомов, дайджестов. Так, в библиотеках Каргасокского района пополняется фонд неопубликованных документов, оформленный в виде документальных досье по таким направлениям, как «Села и деревни Каргасокского района: история и современность», «Экология края, области, района», «Малые народы Томской области: традиции и обычаи»,

«Каргасокский район: трагедия спецпереселенцев», «Каргасокский район на страницах областной печати» . В библиотеках Кривошеинского района создаются папки «Кривошеинский район в годы Великой Отечественной войны», в которых собираются газетные материалы, воспоминания фронтовиков, копии солдатских писем, сочинения школьников, фотографии . В Томском районе в данное время в партнерстве с архивом и музеем осуществляется масштабный краеведческий проект по сбору информации об исчез-

нувших селах и деревнях . Не менее актуально для сельских библиотек и формирование «народных архивов», содержащих мемуары, дневники, письма, фотографии из личных собраний жителей села, записи воспоминаний старожилов.

К собранным в папках неопубликованным материалам нередко обращаются учащиеся для написания рефератов, докладов, курсовых работ. Кроме того, материалы оказываются востребованными для информационного сопровождения празднования юбилеев районов и сел, открытия памятников.

Проверенной временем, но остающейся по-прежнему эффективной формой популяризации культурного наследия является выставочная деятельность. В сельских библиотеках регулярно оформляются книжные выставки, посвященные природе края и бережному отношению к ней. В год 410-летия Томска в библиотеках были организованы выставки книг и периодических изданий по истории города, области, губернии: «Томск: от крепости к городу», «Стоит над То-мью град старинный», «Деревянная архитектура Томска». Книжные выставки способствуют раскрытию фонда и обеспечению большей доступности документов по краеведению.

Большинство сельских библиотек принимает активное участие в совместном проекте по составлению сводной базы данных «Краеведение Томской области», в настоящее время включающей более 24 тысяч описаний статей из районных, городских и областных периодических изданий. Руководит проектом, координирует работу по созданию и развитию базы данных, обеспечивает пользователям доступ к ней Томская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина. Библиотекари районов занимаются библиографической росписью статей из местной прессы и ежеквартально отправляют их в областную библиотеку для включения в сводный электронный каталог на сайте «Земля Томская» .

Для продвижения своих услуг и привлечения удаленных пользователей библиотеки ведут работу по созданию сайтов, уделяя особое внимание их наполнению краеведческими материалами. Сайты содержат информацию по истории районов и отдельных поселений, материалы о природных памятниках, о жителях района; библиографические базы данных, виртуальные выставки, литературные произведения местных писателей. Создание электронных историко-краеведческих ресурсов для сельских библиотек -пока еще новое направление, но имеющее большие перспективы, о чем свидетельствует интерес к ним со стороны жителей области.

Располагая богатой документальной и материальной базой, библиотеки становятся инициаторами создания музеев, этнографических уголков, ремесленных мастерских. Также библиотеки содействуют организации краеведческих уголков и кружков в школах, техникумах, училищах.

В Тегульдетской центральной библиотеке работает краеведческий отдел, созданный на основе фондов местного краеведческого музея. В 2001 г. фонды музея перешли в ведение районной библиотеки в качестве краеведческого отдела . Отдел располагает четырьмя постоянными экспозициями: «Комната боевой славы», «Русская изба», «Комната ремесел»,

«Животный мир Тегульдетской тайги». Экспозиции, регулярно пополняемые жителями села, активно используются для проведения образовательных мероприятий с учениками средней школы и профессионального училища.

В 2014 г. в деревне Вавиловка Бакчарского района состоялось открытие историко-краеведческого музея, существенный вклад в создание которого внесла местная библиотека. В музее представлены экспозиции, посвященные истории Вавиловского сельского поселения, Великой Отечественной войне, советской пионерии, быту сельского жителя ХХ в. В с. Нёготка Карга-сокского района также при участии сотрудников библиотеки состоялось открытие краеведческого музея. Основная часть его экспозиции - интерьер деревенской избы, иконы, предметы быта. Библиотека с. Нарым Парабельского района сотрудничает с Музеем политической ссылки, подготавливая совместные мероприятия, обмениваясь материалами, оформляя выставки краеведческого направления в библиотеке .

Всё большее число сельских библиотек считает значимой задачей создание музейных краеведческих уголков, в их числе: «Галкинская старина» (с. Большая Галка Бакчарского района), «Музей предметов русского быта» (с. Малиновка Томского района), «Истоки» (с. Вороновка Шегарского района), «Уголок боевой славы» (с. Бабарыкино Шегарского района), «Из бабушкиного сундука» (с. Володино Кривошеин-ского района), «В русской избе» (с. Старица Пара-бельского района) и др. Читатели принимают участие в создании и развитии таких уголков, пополняя их экспонатами, связанными с историей своих семей.

Все библиотечные музеи и краеведческие уголки выполняют общую цель - сохранение историко-культурного наследия края, возрождение духовных ценностей прошлого, популяризацию фольклора, народных промыслов, ремесел.

В историческом краеведении заложен огромный воспитательный потенциал. Начальные знания о родном крае человек приобретает в детстве, поэтому первоочередная задача, стоящая перед библиотекарями, -пробудить у юных читателей интерес и уважение к истории, обычаям и традициям своего народа, способствовать организации поисково-исследовательской и творческой деятельности. Ряд сельских библиотек постоянно проводит краеведческие уроки для школьников и студентов, ведет работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Краеведческие и экологические образовательные программы библиотеки разрабатывают и для детских летних лагерей отдыха.

Формы работы с детьми и подростками различны. Например, Молчановская библиотека сотрудничает с группой «Поиск», организованной при школьном Музее боевой славы, Кривошеинская библиотека регулярно проводит встречи со студентами филиала Томского экономико-промышленного колледжа. На базе Каргасокской библиотеки уже более десяти лет работает «Школа краеведческих знаний», главная задача которой - дать систематические знания об истории, культуре, этнографии и экологии малой родины. Занятия проходят в форме уроков продолжительностью 40 - 45 минут и включают лекционную часть, видеоматериал и обсуждение темы . Среди тем прово-

димых уроков - «Каргасок: лики времени», «Архитектурные жемчужины Каргаска», «Земля переселенцев», «Парад героев», «Литературная карта Каргасок-ского района», «Информационные ресурсы библиотеки в помощь историко-краеведческой работе» и др. Ежегодно проводится от 15 до 40 занятий, в которых принимает участие от 200 до 700 школьников .

Библиотека способна консолидировать местное сообщество в изучении культурного наследия, задавать импульс краеведческим исследованиям. Эффективным способом объединения читателей, привлечения их внимания к сохранению и изучению наследия края является организация клубной работы. В библиотеках действуют клубы как для взрослого населения, так и для детей и подростков: «Раритет» (с. Каргасок), «Краевед» (с. Кривошеино), «Истоки» (с. Большая Галка Бакчарского района), «Помним и чтим» (с. Новоильинка Шегарского района), «Юные краеведы» (с. Трубачево Шегарского района) и др. Основным направлением совместной клубной работы является исследовательская деятельность - сбор материалов о малой родине и ее жителях, изучение родословной представителей местного сообщества, составление генеалогии родов. К поисковой работе привлекаются сельские дома культуры, архивы, школы.

Активизации деятельности населения по изучению края способствуют творческие конкурсы, разрабатываемые и проводимые сотрудниками библиотек. Например, в 2012 г. в Каргасокском районе были проведены творческие конкурсы эколого-социальных и музыкальных видеоклипов. В 2013 г., объявленном годом охраны окружающей среды, в Чаинском районе состоялись конкурсы творческих работ «Вода, озера, реки: как их видят дети», «Жалобная книга природы Чаинского района», в Молчановском районе - конкурс «Посмотри, как мир прекрасен!». В 2014 г., к 90-летию Кривошеинского района был проведен конкурс творческих работ «Я люблю свое село» по направлениям «Видеоролик», «Лучшая презентация», «Литературная работа», «Знаменитые люди» и т. д. В этом же году в Парабели проводился фотоконкурс «В объективе Парабельский район», благодаря которому в фонд центральной библиотеки поступило 172 фотографии .

Сотрудники библиотек и сами принимают участие в различных конкурсах и проектах. Например, сотрудником Нёготской библиотеки (Каргасокский район) Л. И. Гавриловой был осуществлен проект «Легенды Севера», направленный на сохранение обычаев коренных народов: «Большой праздник в национальном селькупском стиле проходил на берегу реки Акка, в местечке, где в 40-е гг. ХХ в. располагалось массовое поселение коренных народов Севера» .

В схожем направлении осуществляется работа в Тегульдетской библиотеке. Коренной малочисленный народ территории района - чулымцы (этнос, появившийся в XVII - XVIII вв., как результат смешения тюркских групп и енисейских кыргызов с мелкими группами селькупов и кетов) сегодня утрачивает свой язык, обычаи и традиции. Поэтому краеведческий отдел библиотеки взял на себя важную задачу «попытаться вызвать у них чувство гордости за свой народ и желание сохранить то, что еще могут передать будущим поколениям старожилы» . Сотрудника-

ми библиотеки были разработаны мероприятия для программы «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Томской области (2014 -2017 гг.)», направленные на сохранение и популяризацию культурного наследия чулымцев.

Значительную часть краеведческой работы занимает литературное краеведение. В библиотеках проходят литературные вечера, чтения, посвященные творчеству томских писателей, выставки их произведений, творческие встречи и презентации. При библиотеках создаются литературно-творческие объединения и клубы, объединяющие авторов и читателей. Например, «Алексеевская заимка» в Зырянской библиотеке, «Лира» библиотеки с. Красный Яр Кривоше-инского района, «Раритет» Каргасокской библиотеки, «Золотое перышко» - детский клуб литературного творчества библиотеки с. Тунгусово Молчановского района и др.

Недостаток публикаций об истории районов, достопримечательностях, природных ресурсах стал предпосылкой для начала систематической издательской деятельности.

В большинстве библиотек отсутствуют издательства, оформленные в качестве самостоятельной структуры. Издательской работой в этом случае занимаются сотрудники отделов обслуживания, автоматизации, методических и библиографических отделов. Лишь у некоторых районных библиотек имеется опыт создания и функционирования собственных издательских центров. В год библиотеки выпускают от 4 до 40 наименований печатной продукции тиражами не более чем по 50 экземпляров.

Развитие библиотечного краеведения активизировало участие библиотек в подготовке и издании краеведческой литературы. Например, в Кривошеино в

2012 г. библиотекой и муниципальным архивом был издан сборник материалов о памятниках и обелисках землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны . Памятники есть в каждом селе района и каждый из них имеет свою историю, отраженную в документах, в сборнике многие из этих материалов были опубликованы впервые. В 2012 -

2013 гг. в Каргасокской библиотеке была подготовлена серия сборников «Архитектурные юбилеи Карга-ска». На основе историко-краеведческих исследований сотрудников библиотек и архивов, педагогов, читателей создаются календари юбилейных и памятных дат, путеводители по районам области.

Библиотеки издают библиографические указатели, дайджесты, библиотечные газеты и журналы, рекомендательные списки литературы. Например, к 80-летию Асиновского района в 2012 - 2013 гг. сотрудниками библиотек была проведена масштабная работа по подготовке серии рекомендательных списков литературы: «Батуринское сельское поселение», «Новокусковское сельское поселение», «Большедороховское сельское поселение» и др. Все списки включают историко-гео-графическую справку о поселениях, снабжены вспомогательным справочным материалом.

Еще одним важным направлением издательской деятельности сельских библиотек является публикация литературных произведений местных авторов. В издательском центре «Кедр» Кривошеинской библиотеки ведется активная работа по подготовке к изда-

нию поэтических сборников поэтов-земляков, в Кар-гасокской библиотеке реализуется проект «Новое имя», в рамках которого публикуются литературные произведения писателей района. В Колпашевском районе издаются сборники с сочинениями учеников детско-юношеской литературной студии: «Первая капель», «Перекресток вдохновений», «Вестник капельской орбиты».

В настоящее время сэкономить на выпуске тиражей печатных изданий позволяет размещение их электронных версий на сайтах. Часть представленных на библиотечных сайтах изданий дублирует печатные экземпляры, часть существует только в электронном варианте. К примеру, не предполагает подготовки печатной версии литературно-художественный краеведческий интернет-журнал Каргасокской библиотеки «Таежная лира» . Его задача - познакомить читателей не только с литераторами, но и с художниками, чье творчество связано с районом, поэтому каждый номер журнала сопровождается рассказом об одном из них и подборкой репродукций картин .

У библиотек имеется опыт выпуска материалов на СБ и Б"УБ-дисках. Сотрудниками Каргасокской библиотеки в 2011 г. была подготовлена подарочная кол-

лекция СБ-дисков «Электронная краеведческая АРТ-галерея», состоящая из четырех дисков с мультимедийными презентациями, посвященными творчеству местных художников.

Проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники при осуществлении издательской деятельности - недостаточное финансирование, недостаток времени для подготовки изданий, нехватка специалистов. К тому же, технические возможности библиотек не всегда позволяют осуществить задуманное. Издательская деятельность занимает значительное место в работе сельских библиотек, работая на ее имидж, внося весомый вклад в сохранение культурного наследия края, становясь связующим звеном в передаче накопленных знаний обществу.

Важнейшая задача общественности сегодня - сохранить в культурном наследии все, что достойно памяти нынешних и грядущих поколений, а также сделать культурное наследие доступным для населения, востребованным и актуальным. Благодаря деятельности библиотек происходит сохранение и популяризация историко-культурного наследия края, знакомство с ним жителей сел и деревень области.

Литература

1. Аналитическая справка МБУК «Межпоселенческая библиотека» Парабельского района в 2014 г. / сост. К. В. Красикова. Парабель, 2015. 72 с.

2. Аналитический обзор деятельности МКУ «Тегульдетская районная ЦБС» за 2014 г. Тегульдет, 2015. 38 с.

3. Деятельность библиотек Каргасокского района: аналитическая справка за 2014 г. / сост. И. В. Сурадеева, О. К. Кичигина. Каргасок, 2015. 55 с.

4. Деятельность Межпоселенческой центральной библиотеки и библиотек Томского района в 2014 г.: аналитическая справка. Зональная Станция, 2015. 24 с.

5. Дьячков А. Н. Культурное наследие // Российская музейная энциклопедия: в 2 т. / под ред. В. Л. Янина. М., 2001. Т. 1. С. 312.

6. Земля Томская: краеведческий портал. Режим доступа: http://kraeved.lib.tomsk.ru (дата обращения: 28.03.2015).

7. Информационно-аналитический обзор состояния и деятельности библиотек Кривошеинского района за 2014 г. / сост. Г. Ю. Грищенко. Кривошеино, 2015. 69 с.

8. Культурный ландшафт как объект наследия / под ред. Ю. А. Веденина, М. Е. Кулешовой. М.: Институт наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 620 с.

9. Курьянова Т. С. Культурное наследие: смысловое поле и практика // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2011. № 2. С. 12 - 18.

10. Масяйкина Е. А. Библиотека и музей: краеведческая деятельность Центральной библиотеки Тегульдет-ского района Томской области // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2014. № 1(13). С. 94 - 98.

11. Муниципальные общедоступные (публичные) библиотеки Томской области: информационно-аналитический обзор состояния и деятельности за 2013 г. / сост. Т. П. Вергановичус. Томск, 2014. 118 с.

12. «Он - образ всех, погибших за Победу»: тематический сборник / сост. Н. П. Пахомова. Кривошеино, 2012. 30 с.

13. «Таежная лира» // Каргасокская межпоселенческая центральная районная библиотека. Режим доступа: http://ru.calameo.com/books/001887182ee28bf1c1b9b (дата обращения: 28.03.2015).

14. Школа краеведческих знаний // Каргасокская межпоселенческая центральная районная библиотека. Режим доступа: http://kargasoklib.sokik.ru/schkola.html (дата обращения: 31.03.2015).

Кузоро Кристина Александровна - кандидат исторических наук, доцент кафедры библиотечно-информа-ционной деятельности Института искусств и культуры Национального исследовательского Томского государственного университета, [email protected].

Kristina A. Kuzoro - Candidate of History, Assistant Professor at the Departement of Library Science, Institute of Art and Culture, National Research Tomsk State University.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...