Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Мариэтта Чудакова: «С подрастающим поколением – все в порядке. Дело в нас, а не в них

Мариэтта Омаровна Чудакова (девичья фамилия - Хан-Магомедова; род. 2 января 1937, Москва) - российский литературовед, историк, доктор филологических наук, критик, писательница, мемуарист, общественный деятель. М. О. Чудакова - четвёртый ребёнок в семье. Отец - военный инженер Омар Курбанович Хан-Магомедов, уроженец Дагестана, выпускник Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Мать - Клавдия Васильевна Махова, уроженка села Вишенки Суздальского уезда, педагог дошкольного образования, написала книгу «Просто счастье», где описывается история воспитания своих родных детей. Братья Чудаковой - Джан-Булат, Селим; сёстры - Бэла и Инна (род. 1942). Селим Хан-Магомедов впоследствии стал известным архитектором и историком архитектуры; Инна Мишина - директором Московского музея Булгакова в «Нехорошей квартире» с 2007 - 2012. Чудакова окончила московскую школу № 367, затем в 1959 году - филологический факультет МГУ. Начала публиковаться в 1958 году. В 1959-1961 годах в одной из московских школ преподавала русский язык и литературу. В 1964 году, после окончания аспирантуры, защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Творчество Эффенди Капиева». С 1965-1984 годах работала в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. Ленина. Лауреат Премии московского комсомола (1969). С 1970 года - член Союза писателей СССР. В 1980 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук по теме «Печатная книга и рукопись: взаимодействие в процессе создания и функционирования (На материале художественной прозы и науки о литературе 1920-1930-х гг.)». С 1985 года начала преподавать в Литературном институте имени А. М. Горького, где работала на кафедре новейшей русской литературы. С 1988 года в качестве визит-профессора преподавала в некоторых американских и европейских университетах. С 1991 года - член Европейской Академии. Общественная деятельность Уже в годы реформ М. С. Горбачёва начала активно критиковать советский строй. В августе 1993 года в числе группы 36 литераторов подписала обращение с требованием провести досрочные выборы Верховного Совета. 15 сентября Б. Н. Ельцин пригласил авторов письма на дачу. После встречи Чудакова писала: «Нужен прорыв!.. Сила не противоречит демократии - ей противоречит только насилие…». В октябре 1993 года по поводу разгона Верховного Совета Чудакова подписала «Письмо 42-х». В 1994-2000 годах работала в составе Президентского совета (консультативного органа при президенте РФ), а также состояла членом Комиссии по вопросам помилования при президенте РФ. В 2006 году организовала общественную организацию «ВИНТ», которая объединяет ветеранов «горячих точек» и представителей интеллигенции. В это же время совершила несколько поездок по России с культурно-просветительскими и общественными целями - читала лекции, доставляла в библиотеки некоторых городов свежие книги и пр. В 2007 году вошла в первую тройку кандидатов партии СПС на выборах в Госдуму. СПС не преодолела 5-процентный барьер, получив менее 1 % голосов избирателей. По словам Чудаковой, она занималась в тот год политикой, потому что слишком мало людей занимают активную политическую позицию: «Московские новости»: Если граждане страны столь инертны, почему вы решили заняться политикой? Чудакова: Как раз поэтому. Если бы они были активны, со спокойной душой могла бы заниматься историей литературы, как в конце 1980-х - начале 1990-х. Потому согласилась, что увидела по всей стране - в библиотеках, музеях, школах - очень много вменяемых, благородных, умных людей, с которыми мы с вами сейчас с удовольствием провели бы целый вечер и нам было бы о чём поговорить. Но эти люди уже не верят в выборы. Они подавлены ощущением всевластия правящего слоя. В апреле 2010 года подписала обращение российской оппозиции «Путин должен уйти». Научная деятельность Автор более 200 научных работ и статей в области истории литературы XX века, истории филологической науки и литературной критики. Основная сфера исследовательских интересов Чудаковой - история русской литературы советского периода (особенно творчество М. А. Булгакова, Е. Замятина, М. Зощенко, М. Козырева), поэтика, история русской филологической науки, архивоведение (архивное дело и его история), текстология. Является презедентом Всероссийского фонда Булгакова, а также ответственным редактором Тыняновских сборников. С конца 1980-х годов, наряду с историко-литературной работой, много пишет об острых политических и социальных вопросах российской действительности.

Мариэтта Омаровна Чудакова

О «закатном романе» Михаила Булгакова. История создания и первой публикации романа «Мастер и Маргарита»

© ГБУК г. Москвы «Музей М.А. Булгакова»

© Текст. Чудакова М.О., 2017

* * *

Материалы Михаила Булгакова к будущему роману «Мастер и Маргарита».

1928 г.


I. «Мастер и Маргарита» до Мастера и Маргариты

«…Что поведать человечеству?»

В неоконченном романе «Записки покойника» Булгаков рассказывает (довольно близко к реальным обстоятельствам) историю писания и печатания своего первого романа – «Белая гвардия».

А затем в рукописи «Записок покойника» появляются такие слова: «Ну что же, сиди и сочиняй второй роман, раз ты взялся за это дело…» И тут же объявлено о главном препятствии: «…В том-то вся и соль, что я решительно не знал, о чем этот второй роман должен был быть? Что поведать человечеству? Вот в чем беда».

Смысл этого обращенного к себе вопроса многосоставен и близок к поискам квадратуры круга – автор ищет тему, безусловно для него самого важную, а в то же время способную преодолеть цензурные преграды…


Рукопись романа Михаила Булгакова «Записки покойника (Театральный роман)». 1936 г.

НИОР РГБ. Ф. 562. К. 5. Д. 3.


В конце тетради с обрывками первой редакции романа (о ситуации возникновения обрывков – далее) – страницы под названием «Материал». Среди них – специальные листы, так и озаглавленные: «О Боге» и «О Дьяволе». Если иметь в виду, что авторская работа в этой тетради идет в 1928 году, на одиннадцатом году советской власти, то вполне можно понять тон разговора Воланда с извлеченным им из клиники Стравинского Мастером о его романе:

– О чем роман?

– Роман о Понтии Пилате.

‹…› Воланд рассмеялся громовым образом ‹…›

– О чем, о чем? О ком? – заговорил Воланд, перестав смеяться. – Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы? (курсив наш. – М. Ч.) .

Тема была, что и говорить, неподходящая для советской печати. Но именно ее Булгаков выбрал для своего второго романа в 1928 году. Это было не менее, если не более смело, чем назвать в 1923 году свой первый роман – «Белая гвардия».

Напомним: в двадцатые годы продолжалась богатейшая жизнь идей русского романа второй половины XIX века, в первую очередь романа Достоевского с напряженным размышлением его героев о Бытии Божием. Сверялись часы тогдашних литераторов с часами нового исторического бытия. Совершалось это на фоне активного вытеснения всей философско-художественной проблематики конца XIX – начала XX веков в печатной советской литературе. Это сообщило творческой мысли особую напряженность.

От работы Булгакова тех лет остались две тетради с вырванными (наполовину или на две трети) исписанными листами. Когда я осенью 1969 года спросила Е. С. Булгакову, что это за странные тетрадки, она сказала, что это ранние редакции романа «Мастер и Маргарита».

– Но почему они в таком виде?

– В марте 1930 года Миша диктовал мне свое письмо Правительству СССР, я печатала его на машинке. Продиктовав строки «…И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…», он остановился и сказал: «Ну, раз это уже написано – это должно быть и сделано. Но если я сожгу все, мне никто не поверит, что роман был». В комнате пылала большая круглая печка. Он стал тут же выдирать страницы и бросать их в печь…

Год спустя, летом 1970 года, Е. С. Булгакова скоропостижно скончалась. Я обрабатывала переданный ею в Отдел рукописей главной библиотеки страны (тогдашней Государственной библиотеки им. Ленина) архив писателя – и очередь дошла до двух тетрадок с оторванными страницами и еще пучком таких же обрывков из третьей (не сохраненной автором) тетради. Мне пришлось заново сосредоточиться на вопросе, действительно ли это рукопись ранней редакции романа о Мастере. Потому что тогда надо было написать на обложке (в которую заключается в архивохранилищах рукопись) своей рукой: «[“Мастер и Маргарита” – роман]. Ранняя редакция».

А это, как всякому понятно, совсем другая мера ответственности.

Мне надо было убедиться, что это действительно так. Я стала вглядываться в оборванные строки.

Да, в первой же главе мелькало имя Берлиоза. Только звали его Владимиром Мироновичем. А беседовал он на Патриарших прудах с Антошей Безродным, который постепенно стал Иванушкой Поповым, потом – Иванушкой Безродным. В их разговор вторгался странный иностранец.


Фрагмент письма Михаила Булгакова Правительству СССР с фразой о сожженных рукописях. 28 марта 1930 г.

11 НИОР РГБ. Ф. 562. К. 19. Д. 30.


Первая редакция романа.

1928 г.

НИОР РГБ. Ф. 562. К. 6. Д. 1.


Я посчитала количество букв в уцелевших фрагментах и стала дописывать строки, имея в виду предполагаемое число знаков. И часа через четыре поняла, что занимаюсь реконструкцией сожженной рукописи.

Реконструкция ранней редакции романа

Были обстоятельства, способствовавшие успеху.

Во-первых, разборчивый и довольно крупный почерк автора, очень редкие вписывания на полях, четкие концы строк, не сползающих на краю страницы вниз – как следствие, сравнительно малое количество текста на строке. Во-вторых, в арсенале речевых средств Булгакова немалое место принадлежит излюбленным словам и оборотам речи, причем для описания близких ситуаций привлекаются повторяющиеся слова и выражения: можно говорить о довольно большой предсказуемости булгаковского текста. В-третьих, во многих случаях (особенно в реконструкции второй главы) сами евангельские и апокрифические тексты, использованные Булгаковым, помогали нашим догадкам. В течение двух лет были восстановлены 300 страниц сожженного текста.

Глава первая кончалась тем, что иностранец просил Берлиоза и Иванушку, в доказательство их неверия, наступить на изображение Христа, нарисованное Иванушкой на песке.

Глава вторая, сначала называвшаяся «Евангелие от Воланда», а затем «Евангелие от дьявола», начиналась рассказом иностранца об Иисусе (автор еще колеблется в передаче имени Христа: «Иисус», «Е[шуа]», «Иешуа»). Разговор Иешуа с прокуратором, приговор и казнь, занимавшие в окончательной редакции четыре главы, здесь уместились в одной – второй – главе, на 17 листах тетради. В нее вошли при этом несколько евангельских эпизодов, а также эпизодов, заимствованных, как мы установили, из апокрифических сказаний о Христе, в поздних редакциях исчезнувших (история Вероники, утершей Христу платком кровавый пот со лба во время восшествия на Голгофу, описанного здесь гораздо подробнее, чем впоследствии; сапожник, помогающий изнемогшему Христу нести крест).

Важная особенность первоначальной редакции, имеющая отношение к изменениям структуры романа, – отсутствие той резкой отделенности новозаветного материала от современного, которая свойственна последней редакции, где, как помнят внимательные читатели, Воланд произносит только начальные и конечные фразы. А вся история Иешуа и Пилата выделена в особую главу, построенную в форме внеличного повествования, без всяких следов чьего-либо устного рассказа. В последней же редакции, напротив, Воланд все время сохраняет позицию рассказчика, а Берлиоз и Иванушка перебивают его рассказ своими репликами. Воланд выступает как живой очевидец событий, и не раз напоминает об этом.

В третьей главе, озаглавленной «Доказательство инженера», Иванушка, взбешенный издевками Воланда, назвавшего его «интеллигентом» («[Я – интеллигент?] – прохрипел он, – [я – интеллигент? – заво]пил он с таким [видом, словно Вола]нд назвал его [по меньшей мере суки]ным сыном…»), стирает «скороходовским сапогом» (производства фабрики «Скороход») лик Христа на песке – и тогда разворачивается картина гибели Берлиоза с гораздо большим количеством страшных подробностей катастрофы, чем в поздних редакциях. Глава четвертая, «На вед[ьминой квартире]», рассказывала о «знаменитой поэтессе» Степаниде Афанасьевне, которая «проживала [в большой благоустро] енной квартире [вдвоем с мужем невроп]атологом… Страдая какими[-то болями в] левой лодыжке, [Степанида Афанасьевн]а делила свое [время между ло] жем и телефоном». Она-то и разнесла по Москве весть о гибели Берлиоза со своими версиями о ее причине и обстоятельствах. В конце главы в рассказ вступал повествователь и подвергал ее версии критике:

«Если б моя воля, в[зял бы я Степаниду да] помелом по морде… Но, увы, нет в этом [надобности – Степа] нида неизвестно г[де и вероятнее всего] ее убили». В последующих главах героиня эта больше не появлялась, а в дальнейшем исчезла из романа. В главе пятой «Интермедия в [Шалаше Грибоедова]» изображалось появление Иванушки в ресторане дома Грибоедова и последующая сцена в психиатрической лечебнице – близко в основных чертах к окончательной редакции. Зато конец этой главы ни в каких редакциях романа более не встречается: ночью два дежурных санитара психиатрической больницы видят в больничном саду огромного («в шесть аршин») черного пуделя; одному из санитаров кажется, что пудель этот прыгнул из больничного окна. Пудель воет в саду; затем он устремил морду «к окнам больниц[ы…], обвел их глазами, [полными боли], как будто его му[чили в этих стенах], и покатил [перегоняя свою] тень…» (л. 84). Как выяснится впоследствии, в девятой главе, в эту ночь из лечебницы бежал Иванушка Бездомный – по-видимому, в облике этого черного пуделя, явственно связанного с «Фаустом» (в печатной редакции романа этот литературно-знаменитый пудель остался только в виде украшения на трости Воланда и на цепи, повешенной на грудь Маргарите). Глава шестая, «Марш фюнебр», дает неизвестный по другим редакциям вариант похорон Берлиоза: гроб везут на колеснице, бежавший из лечебницы Иванушка «отбивает» гроб с телом друга у похоронной процессии, вскакивает вместо кучера, бешено настегивает лошадь, за ним гонится милиция… Наконец на Крымском мосту колесница вместе с гробом обрушивается в Москву-реку (во второй редакции романа, оборванной на первых главах, Берлиоз резонно предполагает, что его после смерти сожгут в крематории, а «инженер» возражает: «Как раз наоборот, вы будете в воде. – Утону? – спросил Берлиоз. – Нет, – сказал инженер»). Иванушка успевает свалиться с козел прежде, остается жив, и в девятой главе газеты сообщают, что он возвращен в лечебницу.

Мариэтта Омаровна Чудакова (урожденная Хан-Магомедова). Родилась 2 января 1937 года в Москве. Советский и российский литературовед, историк, доктор филологических наук, критик, писательница, мемуарист, общественный деятель.

Мариэтта Хан-Магомедова, ставшая известной как Мариэтта Чудакова, родилась 2 января 1937 года в Москве.

Отец - Омар Курбанович Хан-Магомедов, уроженец Дагестана, инженер, выпускник Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Мать - Клавдия Васильевна Махова, уроженка села Вишенки Суздальского уезда, педагог дошкольного образования, написала книгу «Просто счастье», где описывается история воспитания своих родных детей.

Мариэтта была четвёртым ребёнком в семье.

Братья - Джан-Булат (1925-1983) и Селим. Селим Хан-Магомедов впоследствии стал известным архитектором и историком архитектуры.

Сёстры - Бэла и Инна (1942 г.р.). Инна Мишина была директором Московского музея Булгакова в «Нехорошей квартире» с 2007 по 2012 год.

Чудакова окончила московскую школу № 367, затем в 1959 году - филологический факультет МГУ.

Начала публиковаться в 1958 году.

В 1959-1961 годах в одной из московских школ преподавала русский язык и литературу.

В 1964 году, после окончания аспирантуры, защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Творчество Эффенди Капиева».

С 1965-1984 годах работала в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. Ленина. Лауреат Премии московского комсомола (1969).

С 1970 года - член Союза писателей СССР. В 1980 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук по теме «Печатная книга и рукопись: взаимодействие в процессе создания и функционирования (На материале художественной прозы и науки о литературе 1920-1930-х гг.)».

С 1985 года начала преподавать в Литературном институте им. М. Горького, где работала на кафедре новейшей русской литературы. С 1988 года в качестве визит-профессора преподавала в некоторых американских и европейских университетах.

С конца 1980-х годов, наряду с историко-литературной работой, много пишет об острых политических и социальных вопросах российской действительности.

С 1991 года - член Европейской Академии.

Автор более 200 научных работ и статей в области истории литературы XX века, истории филологической науки и литературной критики. Основная сфера исследовательских интересов Чудаковой - история русской литературы советского периода (особенно творчество , Е. Замятина, М. Козырева), поэтика, история русской филологической науки, архивоведение (архивное дело и его история), текстология.

Является председателем Всероссийского булгаковского фонда, а также ответственным редактором Тыняновских сборников.

Общественно-политическая позиция Мариэтты Чудаковой

В годы перестройки активно критиковала советский строй. В августе 1993 года в числе группы 36 литераторов подписала обращение с требованием провести досрочные выборы Верховного Совета. 15 сентября пригласил авторов письма на дачу. После встречи Чудакова писала: «Нужен прорыв!.. Сила не противоречит демократии - ей противоречит только насилие».

В октябре 1993 года по поводу разгона Верховного Совета Чудакова подписала «Письмо 42-х».

В 1994-2000 годах работала в составе Президентского совета (консультативного органа при президенте РФ), а также состояла членом Комиссии по вопросам помилования при президенте РФ. В 2006 году организовала общественную организацию «ВИНТ», которая объединяет ветеранов «горячих точек» и представителей интеллигенции. В это же время совершила несколько поездок по России с культурно-просветительскими и общественными целями - читала лекции, доставляла в библиотеки некоторых городов свежие книги и пр.

В 2007 году вошла в первую тройку кандидатов партии СПС на выборах в Госдуму. СПС не преодолела 5-процентный барьер, получив менее 1 % голосов избирателей.

В апреле 2010 года подписала обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».

Подписала все открытые письма, которые писались в России в поддержку Украины. В частности, в марте 2014 года подписала письмо «Мы с Вами!» КиноСоюза в поддержку Украины.

Булгаков глазами Чудаковой

Личная жизнь Мариэтты Чудаковой:

Была замужем за литературоведом, доктором филологических наук Александром Павловичем Чудаковым (1938-2005). Александр Павлович Чудаков в 1960 году окончил филологический факультет МГУ. С 1964 года работал в Институте мировой литературы, преподавал в МГУ, Литературном институте. После 1987 года читал курс русской литературы в европейских и американских университетах. Состоял в Международном Чеховском обществе.

В браке родилась дочь.

Мариэтта Чудакова увлекается прогулками на байдарке.

Библиография Мариэтты Чудаковой:

2005 - Мирные досуги инспектора Крафта. Рассказы;
2005-2007 - Дела и ужасы Жени Осинкиной. Путешествие в трёх томах, а также последующие необычные, ужасные и счастливые истории, случившиеся с ней самой и её друзьями;
2009 - Не для взрослых. Время читать! Полка первая;
2009 - Не для взрослых. Время читать! Полка вторая;
2011 - Не для взрослых. Время читать! Полка третья;
2012 - Егор: Биографический роман. Книжка для смышлённых людей от десяти до шестнадцати лет.

Научные работы Мариэтты Чудаковой:

1970 - Эффенди Капиев;
1972 - Мастерство Юрия Олеши;
1975 - Беседы об архивах;
1979 - Поэтика Михаила Зощенко;
1980 - Беседы об архивах. 2-е изд., испр;
1986 - Рукопись и книга. Рассказ об архивоведении, текстологии, хранилищах рукописей писателей;
1988 - Жизнеописание Михаила Булгакова;
1988 - Жизнеописание Михаила Булгакова. 2-е изд., доп.;
2001 - Избранные работы. Т. 1. Литература советского прошлого;
2007 - Новые работы. 2003-2006;
2013 - Литература в школе: читаем или проходим?


Мариэтта Чудакова - профессор Литературного института, член Европейской Академии, доктор филологических наук, председатель Всероссийского булгаковского фонда. Она автор таких литературоведческих работ, как «Мастерство Юрия Олеши», «Поэтика Михаила Зощенко» и «Жизнеописание Михаила Булгакова». Также она написала ряд книг для детей и подростков («Дела и ужасы Жени Осинкиной », «Егор »).

Мы поговорили с ней о современной российской литературе, школе и молодежи.

С подрастающим поколением - все в порядке. Дело в нас, а не в них. Когда мы не отравляем их сознание нынешней «философией», усвоенной многими родителями («Берет - и ты бы на его месте брал!», «Сталин убивал кого надо!..», «Американцы и украинцы - наши враги!» и т. п.), - они сохраняют чистый и ясный взгляд на вещи. Тянутся к знаниям - и отталкиваются (до поры до времени!) от лжи.

Сильны ли различия в подготовке школьников по регионам?

Помню очень хорошее впечатление от школ в Гатчине. В викторине по русской литературе худшие результаты были в одном московском педагогическом колледже - ни одна из 19-ти девиц не смогла назвать имя ... В викторине по русскому языку лучшие по России результаты - у школьников селений Хив и Хучни в Южном Дагестане. Подтвердилась моя давняя гипотеза: ко второму родному языку люди более внимательны, чем к первому, который достается нам даром, из уст матери...

Как, на Ваш взгляд, нужно организовывать преподавание литературы в школе?

У меня есть небольшая книжка, адресованная непосредственно коллегам - словесникам (я в школе преподавала): «Литература в школе: читаем или проходим? » (2013) - как вдоль забора. Я напоминаю в ней рецепт, данный одним из лучших российских филологов ХХ века, Б. М. Эйхенбаумом, еще в 1915 году!.. Столетие минуло, а мы по лености своей никак ему не последуем: из 45 минут урока 30 минут - читать классику вслух !!

У меня выходили три книжки подряд на эту тему: «Не для взрослых. Время читать! » - Полка первая, вторая и третья (2009 - 2011). Потом издательство «Время» объединило их в один том. Там около восьмидесяти книжек золотой полки мировой литературы - те, что надо непременно успеть прочитать до 16-ти лет - от и до Льва Толстого (« »), Бориса Житкова, Юрия Олеши (« »)... А в конце этой книги Маша Чудакова, выпускница романо-германского отделения филфака МГУ, по нашему общему с ней решению, коротко и внятно рассказала о тех, кого можно читать в любом возрасте, но очень стоит начать читать именно в школе - , ...

Каких современных российских писателей Вы хотели бы особо отметить?

У нас в России сегодня - очень хорошая проза и потрясающая поэзия. Такого взлета русской поэзии не было давно - десятки первоклассных поэтов, среди них, увы, и рано ушедших, как Борис Рыжий и Денис Новиков...

Рекомендую первоклассных русских прозаиков - Нобелевского лауреата Светлану Алексиевич (я читала, конечно, все ее замечательные книги, но начните с последней - «Время сэконд хэнд »), (любые его книги), Андрея Дмитриева («Крестьянин и тинэйджер» и другие), - любимая моя книга «Современный патерик» (в очень внятном предисловии Чупринина объяснено название), - прекрасный поэт, прозаик и эссеист...

Только что прочитала не отрываясь книгу из шорт-листа премии «Большая книга» - Саша Филипенко, «Травля»: беспощадная картина современных нравов.

Точно так, не отрываясь, прочла в последний год два фантастических романа - «Будущее в подарок» и «Своя вселенная», причем не о фантастических странах, а о современной России! - генерального директора едва ли не лучшего российского журнала «Знание - сила», астрофизика по образованию Игоря Харичева. Еще рекомендую роман победительницы «Большой книги-2015» года Гузели Яхиной « ». И четыре книги Георгия Демидова (к трем я писала предисловия). Гениальный (без преувеличения) физик и инженер, отправленный тов. Сталиным на Колыму, после долгих страшных лет каторги стал замечательным прозаиком...

Кого бы из позднесоветских писателей вы бы посоветовали перечитать?

Писала недавно статью о прозе Оттепели - и перечитала с большим удовольствием не только грандиозный роман « » Василия Гроссмана, но и лучшее, что написал Юрий Бондарев, - роман «Тишина» (1962), и поразительный рассказ Эммануила Казакевича «Приезд отца к сыну в гости». Всем советую.

Недавно была годовщина Путча. Прошло уже четверть века с того знакового события. Выросло целое поколение, для которого Путч - это история. По Вашему мнению, что он значил для современной России?

Август 1991 года (пишу с большой буквы - как писали Октябрь) - важнейшая веха в истории России. Без помощи оккупационных армий (в отличие от Германии и Японии в середине ХХ века) - исключительно внутренними ресурсами, и без Гражданской войны! - мы покончили с самым жестоким и длительным режимом ХХ века. Есть чем гордиться. Путч - поневоле помог. Армия не пошла против своего народа.

С какой эпохой можно сравнить нынешнее время в нашей стране?

Только с Веймарской республикой в Германии 1920-х годов! Бесплодные, но очень опасные мечты о возвращении потерянной советской империи.

И последний вопрос, в 2017-ом году будет годовщина сразу двух Революций, к чему мы пришли за эти сто лет?

В 1917 году мы очень много потеряли. Россия после Великой реформы полвека запрягала - и наконец начала свой потрясающий заезд. Тут Ленин, находившийся в плену ложной идеи о неминуемости мировой революции, вместе с пошедшими за ним большевиками схватил ее под уздцы и свернул с исторического пути - в историческое стойло. Оказалось - на 70 с лишним лет. В 1991 году мы получили потрясающий исторический шанс - начать строить «нормальную», без следов тоталитаризма страну. Многое удалось сделать, но далеко не все. В последние 15 лет заметно пятимся к советскому времени. Но ХХI-й стремительный век возьмет свое. Повернуть Россию назад никому не удастся.

«Писать надо только те книги,

от отсутствия которых страдаешь»

М. Цветаева

Мариэтта Омаровна Чудакова - литературовед, критик, писательница, мемуарист, общественный деятель

Мариэтта Омаровна родилась 2 января 1937 года в Москве, в семье инженера. Папа, мама, два брата и две сестры - настоящая «семьЯ». Родители воспитывали детей в строгости и честности.

Из интервью: «Мама всегда говорила: «Не понимаю, как это люди говорят, что детей воспитывает школа. Я воспитываю своих детей, а школа только обучает». Я высоко ценю, и с годами всё больше, атмосферу семьи, созданную нашими родителями». Их семью не обошли стороной репрессии 30-х годов (дед по отцу был репрессирован и расстрелян). Однако в семье не было атмосферы страха. Отец не боялся в анкетах писать правду. И дети знали, что их папа никого не боится. Это тоже имело большое воспитательное значение.

Мариэтта Омаровна - из поколения тех, кого называют «дети войны». Отец и старший брат воевали, отец ушёл на фронт добровольцем. Не только в войну, но и после войны семья очень бедствовала, как многие и многие другие семьи страны. Бывало, что родители давали детям на завтраки последние деньги, а они отказывались. В семье всегда господствовало уважение к детям.

Из интервью: «Нельзя было представить, чтобы родители спросили: «Где те пятьдесят копеек, которые мы тебе вчера дали?». Нас ни в чём не подозревали, не обвиняли. Притом что дома у нас был культ образования, все должны были учиться только на пятёрки, других отметок отец не представлял. Мне все предметы давались легко, но физику и математику я с большим трудом дотащила до конца десятого класса на пятёрку. Получила медаль, и больше не захотела заниматься подсчётами. Всё-таки я гуманитарного склада».

Потом основной принцип свободы «можешь делать всё, что угодно, если это не мешает другим», помогал в воспитании собственной дочери.

В 1959 году М. Чудакова окончила филологический факультет МГУ. В 1959-1961 годах преподавала русский язык и литературу. С 1965 по 1984 год работала в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. Ленина. Лауреат Премии московского комсомола (1969). С 1970 года - член Союза писателей СССР.

Известна, прежде всего, как историк литературы советского периода, первый биограф М Булгакова «Жизнеописание Михаила Булгакова», а так же как общественный деятель. Автор книг и статей о творчестве М. Зощенко, Ю. Олеши, Б. Пастернаке, Л. Лагине и др.

В настоящее время много занимается вопросами истории нашей страны. Её увлечение российской историей началось с того, что у внучки-девятиклассницы в школе возникли проблемы с историей, и бабушка взялась ей помочь. В итоге писательница поняла что «это не у внучки мозги не такие, а у авторов учебника по истории ХХ века. Самое главное, что я заметила: нет связи между абзацами, поэтому понять невозможно, только вызубрить. В конечном счете, я написала 110 страниц. Внучка получила «пятёрку», но самое главное, что она мне сказала: «Я начала чувствовать исторический процесс».

В последнее время, интенсивно продолжая литературную работу, пишет об острых политических и социальных вопросах российской действительности, в частности, о школьном образовании. «К сожалению, жизнь в нашей стране не даёт возможности сосредоточиться только на моих историко-литературных занятиях. Поэтому приходится отвлекаться».

О КНИГАХ М. Чудаковой

В новом, XXI веке по другому видится и прочитывается литература советского времени. Многое переосмысливается, прочитывается по-новому. Возрос интерес к творчеству советских писателей у людей, освобождённых от идеологической зависимости. Меняется восприятие сегодняшним обществом и творчества М. Булгакова - одного из самых загадочных писателей двадцатого века.

«Жизнеописание Михаила Булгакова» - первая научная биография выдающегося писателя. Плод многолетней работы М.О. Чудаковой. Множество документов, свидетельств современников писателя дали возможность автору не только скрупулёзно воссоздать вехи жизни Булгакова, но и его творческий облик.

Книга написана в яркой художественно-публицистической манере. Жизнь писателя даётся на широком историческом фоне эпохи, её литературной и социальной жизни.

В России идёт необычайно бурная, многослойная жизнь, но в современной отечественной литературе для подростков она почти не отражается. Решившись начать серьёзный разговор с подростками о настоящей действительности, М. Чудакова написала книгу «Дела и ужасы Жени Осинкиной. Тайна гибели Анжелики».

Главная героиня - школьница Женя. Ей, со своими друзьями нужно спасти юношу Олега от пожизненного срока, который грозит ему за несовершённое убийство. Чтобы оправдать невиновного, им предстоит найти преступника. Тринадцатилетняя москвичка едет на родину Олега, в Сибирь. В поездке девочка знакомится с российской действительностью, видит жизнь в провинции, узнаёт правду о многих современных и исторических событиях. Писательница показывает подрастающим детям их страну и пытается объяснить им, что это - их страна, которая ждёт их рук и ума. Что в этой стране от них тоже многое зависит.
В 2006 году книга получила первое место на II Всероссийском конкурсе лучших произведений для детей «Алые паруса» в номинации «Проза».

«Дела и ужасы Жени Осинкиной. Портрет неизвестной в белом» - вторая книга остросюжетной эпопеи о приключениях Жени и её друзей.

Автор отправляет своих героев на всё более опасные дела. Она знает, что добро может победить зло и обязательно победит - но при одном условии: герои должны совершать смелые и честные поступки. Они сами должны бороться со злом, за них никто этого не сделает. На сей раз новому герою Пете, Тому Мэрфи, Денису-Скину и всем, кто им помогает, приходится вступить в опасную схватку с сибирскими наркобаронами.

В 2009 году вышли в свет две чудесные и не совсем обычные книги, которые называются «Не для взрослых: Время читать!». По словам писательницы, эти книжки освобождают родителям массу времени: можно дать их ребёнку и уже не говорить с ними о том, что читать.

Это - настоящие беседы о книгах, где в увлекательной форме рассказывается о самых лучших произведениях мировой художественной литературы. Эти книги - в первую очередь для детей, которые вступают в очень важный и во многом определяющий всю последующую жизнь период - отрочество. Ведь есть такие книги, которые обязательно нужно прочесть до 16 лет, потом просто будет не так интересно. А это очень важно - чтобы нужная книга была прочитана вовремя.

«Нехорошая лестница» - тоненькая брошюрка, изданная в 2009 году о лестнице, ведущей к музею М. Булгакова и самой ставшей музеем, памятником почитателям творчества писателя. Мы узнаем о том, как лестница этого дома на Большой Садовой стала местом паломничества почитателей Булгакова, а стены подъезда - своеобразной «книгой отзывов». Их авторы выражали своё отношение и испытанное ими волнение.

Первые надписи были скромными и ненавязчивыми, более поздние - уже красиво выписанные строки романа, иллюстрации к нему, свободные комментарии. Так возник первый в стране народный музей, народная тропа, протоптанная к дому любимого писателя. У этого музея своя судьба - его запрещали, потом он возродился. Конечно, уже не в том первозданном наивном и искреннем виде, но он - есть.

Драматическая история этих многослойных граффити на лестнице, ведущей в квартиру № 50, сопровождается цветными иллюстрациями.

Произведения М. Чудаковой, которые вы можете прочитать в нашей библиотеке

Беседы об архивах. - 2-е изд., испр. - М. : Мол. Гвардия, 1980. - 224 с., ил.
Дела и ужасы Жени Осинкиной: кн. 1. Тайна гибели Анжелики. - М. : Время, 2005. - 317 с., ил.
Дела и ужасы Жени Осинкиной: кн. 2. Портрет неизвестной в белом. - М. : Время, 2006. - 383 с., ил.
Жизнеописание Михаила Булгакова. - М. : Книга, 1988. - 492 с., ил.
Мастерство Юрия Олеши. - М. : Наука, 1972. - 100 с.
Мирные досуги инспектора Крафта: фантастические рассказы и попутно. - М. : ОГИ, 2005. - 111 с.
Не для взрослых. Время читать! : Полка первая. - М. : Время, 2009. - 208 с., ил.
Не для взрослых. Время читать! : Полка вторая. - М. : Время, 2009. - 208 с., ил.
Нехорошая лестница. - М., 2009 . - 24 с., ил.
Поэтика Михаила Зощенко. - М. : Наука, 1979 . - 200 с., ил.
Эфенди Капиев. - М. : Молодая гвардия, 1970. - 240 с. ил.

Статьи о творчестве М. Чудаковой, имеющиеся в нашей библиотеке

Чудакова, М. : «С пятого класса я мечтала заниматься наукой, а с пятнадцати лет - литературой советского времени» / беседу вела Е. Калашникова // Литература. - 2009. - № 20 (окт.). - С. : 37-41.

Муравьёва, Е. Легенды и мифы современной России // Учительская газета. - 2010 . - № 24. - С. : 17.

Мургина, О. Процесс идёт: комментарий к списку книг из электронной базы данных РГДБ «Детская книга России», вышедших в 2006-2007 гг. // Вестник учебной и детской литературы. - 2007 . - № 1 . - С. 33-36.

Черняк, М. Герой за школьной партой // Библиополе. - 2008 . - № 3 . - С. 44-49.

Составитель: И.В. Цой, главный библиотекарь Новосибирской областной детской библиотеки им. А.М. Горького

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...