Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

А дворжак симфония 9 из нового света. Симфония А. Дворжака «Из Нового Света. История создания и роль национальной музыки

Музыкой. Он писал:

Я убежден, что будущее музыки этой страны до́лжно искать в том, что зовётся негритянскими мелодиями. Они могут стать основой для серьёзной и самобытной композиционной школы Соединённых штатов. Эти прекрасные разнообразные мелодии порождены землёй. Это народные песни Америки, и ваши композиторы должны обратиться к ним.

Оригинальный текст (англ.)

I am convinced that the future music of this country must be founded on what are called Negro melodies. These can be the foundation of a serious and original school of composition, to be developed in the United States. These beautiful and varied themes are the product of the soil. They are the folk songs of America and your composers must turn to them.

Оригинальный текст (англ.)

I found that the music of the negroes and of the Indians was practically identical.

The music of the two races bore a remarkable similarity to the music of Scotland.

Большинство исследователей сходятся на том, что композитор имеет в виду пентатонику , типичную для музыкальных традиций всех этих народов.

В опубликованной в 2008 году статье в «Хронике высшего образования» видный музыковед Дж. Горовиц утверждает, что негритянские спиричуэлы оказали очень большое влияние на музыку девятой симофнии. Он цитирует интервью 1893 года с Дворжаком в Нью-Йорк Геральд : «В негритянских мелодиях Америки я нахожу все, что нужно для великой и достойной уважения музыкальной школы» .

Но несмотря на всё это, как правило, всё-таки считается, что, как и другие сочинения Дворжака, эта симфония имеет более общего с народной музыкой Богемии , чем Соединённых штатов. Л. Бернстайн считал, что эта музыка действительно полинациональна в самых своих основах.

Партитура, исполнявшаяся на премьере 16 декабря 1893 года и в дальнейшем, содержала отступления от оригинальной рукописи. 17 мая 2005 года Денис Воэн и Лондонский филармонический оркестр впервые исполнили симфонию в оригинальной версии .

Во время миссии «Аполлона-11» Нил Армстронг взял запись симфонии с собой на Луну.

4-я часть симфонии использована в фильме "80 миллионов ".

Музыка

I. Adagio - Allegro molto

Симфония начинается с задумчивого медленного вступления (Adagio). Главная партия (Allegro molto) разворачивается постепенно, при игре струнных в унисон , затем вырастает неудержимый её порыв, добавляются удары литавр. Она выражает динамику жизни в огромном Нью-Йорке .

II. Largo

Вторую часть Дворжак называл «легендой». В ней раскрываются бесконечные просторы прерий. Эта печальная музыка была, по словам самого композитора, навеяна плачем Гайаваты по его возлюбленной. Посреди болезненной меланхолии солирует английский рожок . Вся часть, однако, завершается светло и оптимистично.

III. Scherzo. Molto vivace

Скерцо открывается темой с характерным для фурианта ритмическим рисунком. Изображается подготовка к свадьбе Гайаваты. Неожиданно трио с его вальсовой мелодией: в весёлый танец индейцев вторгается на мгновение тоска композитора по родине. В коде вновь приобретает силу главная тема первой части. Ей нежно отвечает тема скерцо.

IV. Allegro con fuoco

Последняя часть полна такой силы и динамики, какие не встречаются ни в одной другой симфонии Дворжака. Через весь оркестр проходит главная тема, страстно описывается «Новый свет». Другая тема, кларнетов, вновь напоминает о родине композитора, о том, как он туда рвётся. Повторяются снова мелодии из первых трёх частей. В финале мощно звучит главная тема.

Состав оркестра

Симфония № 9
  • Деревянные духовые :
    • флейта-пикколо (дублирует одну из флейт; короткое соло в I части),
    • английский рожок (дублирует один из гобоев; короткое соло во II части),
  • Медные духовые :
    • туба (только во II части).
  • Ударные :
    • треугольник (только в III части),
    • тарелки (только в IV части).

Напишите отзыв о статье "Симфония № 9 (Дворжак)"

Примечания

Библиография

  • A. Peter Brown. The symphonic repertoire, Volume 4. - Bloomington: Indiana University Press, 2003. - ISBN 0253334888 .
  • Michael Beckerman. New worlds of Dvořák: searching in America for the composer"s inner life. - Norton, 2003. - ISBN 0393047067 .
  • John Clapham. Antonin Dvořák: Musician and Craftsman. - New York: St Martin"s Press, 1966.
  • Gervase Hughes. Dvořák: His Life and Music. - New York: Dodd, Mead and Company, 1967.
  • Robert Layton. Dvořák Symphonies and Concertos. - Seattle: University of Washington Press, 1978. - ISBN 0295955058 .
  • В. Н. Егорова. Антонин Дворжак. - М .: Музыка, 1997. - ISBN 5714006410 .

Ссылки

Ноты

  • Симфония № 9 Антонина Дворжака: ноты произведения на International Music Score Library Project

Записи

  • оркестра Колумбийского университета.
  • Филадельфийского оркестра (Стоковский , 1934).

Отрывок, характеризующий Симфония № 9 (Дворжак)

– Ну, опять, опять дразнить? Пошел к чорту! А?… – сморщившись сказал Анатоль. – Право не до твоих дурацких шуток. – И он ушел из комнаты.
Долохов презрительно и снисходительно улыбался, когда Анатоль вышел.
– Ты постой, – сказал он вслед Анатолю, – я не шучу, я дело говорю, поди, поди сюда.
Анатоль опять вошел в комнату и, стараясь сосредоточить внимание, смотрел на Долохова, очевидно невольно покоряясь ему.
– Ты меня слушай, я тебе последний раз говорю. Что мне с тобой шутить? Разве я тебе перечил? Кто тебе всё устроил, кто попа нашел, кто паспорт взял, кто денег достал? Всё я.
– Ну и спасибо тебе. Ты думаешь я тебе не благодарен? – Анатоль вздохнул и обнял Долохова.
– Я тебе помогал, но всё же я тебе должен правду сказать: дело опасное и, если разобрать, глупое. Ну, ты ее увезешь, хорошо. Разве это так оставят? Узнается дело, что ты женат. Ведь тебя под уголовный суд подведут…
– Ах! глупости, глупости! – опять сморщившись заговорил Анатоль. – Ведь я тебе толковал. А? – И Анатоль с тем особенным пристрастием (которое бывает у людей тупых) к умозаключению, до которого они дойдут своим умом, повторил то рассуждение, которое он раз сто повторял Долохову. – Ведь я тебе толковал, я решил: ежели этот брак будет недействителен, – cказал он, загибая палец, – значит я не отвечаю; ну а ежели действителен, всё равно: за границей никто этого не будет знать, ну ведь так? И не говори, не говори, не говори!
– Право, брось! Ты только себя свяжешь…
– Убирайся к чорту, – сказал Анатоль и, взявшись за волосы, вышел в другую комнату и тотчас же вернулся и с ногами сел на кресло близко перед Долоховым. – Это чорт знает что такое! А? Ты посмотри, как бьется! – Он взял руку Долохова и приложил к своему сердцу. – Ah! quel pied, mon cher, quel regard! Une deesse!! [О! Какая ножка, мой друг, какой взгляд! Богиня!!] A?
Долохов, холодно улыбаясь и блестя своими красивыми, наглыми глазами, смотрел на него, видимо желая еще повеселиться над ним.
– Ну деньги выйдут, тогда что?
– Тогда что? А? – повторил Анатоль с искренним недоумением перед мыслью о будущем. – Тогда что? Там я не знаю что… Ну что глупости говорить! – Он посмотрел на часы. – Пора!
Анатоль пошел в заднюю комнату.
– Ну скоро ли вы? Копаетесь тут! – крикнул он на слуг.
Долохов убрал деньги и крикнув человека, чтобы велеть подать поесть и выпить на дорогу, вошел в ту комнату, где сидели Хвостиков и Макарин.
Анатоль в кабинете лежал, облокотившись на руку, на диване, задумчиво улыбался и что то нежно про себя шептал своим красивым ртом.
– Иди, съешь что нибудь. Ну выпей! – кричал ему из другой комнаты Долохов.
– Не хочу! – ответил Анатоль, всё продолжая улыбаться.
– Иди, Балага приехал.
Анатоль встал и вошел в столовую. Балага был известный троечный ямщик, уже лет шесть знавший Долохова и Анатоля, и служивший им своими тройками. Не раз он, когда полк Анатоля стоял в Твери, с вечера увозил его из Твери, к рассвету доставлял в Москву и увозил на другой день ночью. Не раз он увозил Долохова от погони, не раз он по городу катал их с цыганами и дамочками, как называл Балага. Не раз он с их работой давил по Москве народ и извозчиков, и всегда его выручали его господа, как он называл их. Не одну лошадь он загнал под ними. Не раз он был бит ими, не раз напаивали они его шампанским и мадерой, которую он любил, и не одну штуку он знал за каждым из них, которая обыкновенному человеку давно бы заслужила Сибирь. В кутежах своих они часто зазывали Балагу, заставляли его пить и плясать у цыган, и не одна тысяча их денег перешла через его руки. Служа им, он двадцать раз в году рисковал и своей жизнью и своей шкурой, и на их работе переморил больше лошадей, чем они ему переплатили денег. Но он любил их, любил эту безумную езду, по восемнадцати верст в час, любил перекувырнуть извозчика и раздавить пешехода по Москве, и во весь скок пролететь по московским улицам. Он любил слышать за собой этот дикий крик пьяных голосов: «пошел! пошел!» тогда как уж и так нельзя было ехать шибче; любил вытянуть больно по шее мужика, который и так ни жив, ни мертв сторонился от него. «Настоящие господа!» думал он.
Анатоль и Долохов тоже любили Балагу за его мастерство езды и за то, что он любил то же, что и они. С другими Балага рядился, брал по двадцати пяти рублей за двухчасовое катанье и с другими только изредка ездил сам, а больше посылал своих молодцов. Но с своими господами, как он называл их, он всегда ехал сам и никогда ничего не требовал за свою работу. Только узнав через камердинеров время, когда были деньги, он раз в несколько месяцев приходил поутру, трезвый и, низко кланяясь, просил выручить его. Его всегда сажали господа.
– Уж вы меня вызвольте, батюшка Федор Иваныч или ваше сиятельство, – говорил он. – Обезлошадничал вовсе, на ярманку ехать уж ссудите, что можете.
И Анатоль и Долохов, когда бывали в деньгах, давали ему по тысяче и по две рублей.
Балага был русый, с красным лицом и в особенности красной, толстой шеей, приземистый, курносый мужик, лет двадцати семи, с блестящими маленькими глазами и маленькой бородкой. Он был одет в тонком синем кафтане на шелковой подкладке, надетом на полушубке.
Он перекрестился на передний угол и подошел к Долохову, протягивая черную, небольшую руку.
– Федору Ивановичу! – сказал он, кланяясь.
– Здорово, брат. – Ну вот и он.
– Здравствуй, ваше сиятельство, – сказал он входившему Анатолю и тоже протянул руку.
– Я тебе говорю, Балага, – сказал Анатоль, кладя ему руки на плечи, – любишь ты меня или нет? А? Теперь службу сослужи… На каких приехал? А?
– Как посол приказал, на ваших на зверьях, – сказал Балага.
– Ну, слышишь, Балага! Зарежь всю тройку, а чтобы в три часа приехать. А?
– Как зарежешь, на чем поедем? – сказал Балага, подмигивая.
– Ну, я тебе морду разобью, ты не шути! – вдруг, выкатив глаза, крикнул Анатоль.
– Что ж шутить, – посмеиваясь сказал ямщик. – Разве я для своих господ пожалею? Что мочи скакать будет лошадям, то и ехать будем.
– А! – сказал Анатоль. – Ну садись.
– Что ж, садись! – сказал Долохов.
– Постою, Федор Иванович.
– Садись, врешь, пей, – сказал Анатоль и налил ему большой стакан мадеры. Глаза ямщика засветились на вино. Отказываясь для приличия, он выпил и отерся шелковым красным платком, который лежал у него в шапке.
– Что ж, когда ехать то, ваше сиятельство?
– Да вот… (Анатоль посмотрел на часы) сейчас и ехать. Смотри же, Балага. А? Поспеешь?
– Да как выезд – счастлив ли будет, а то отчего же не поспеть? – сказал Балага. – Доставляли же в Тверь, в семь часов поспевали. Помнишь небось, ваше сиятельство.
– Ты знаешь ли, на Рожество из Твери я раз ехал, – сказал Анатоль с улыбкой воспоминания, обращаясь к Макарину, который во все глаза умиленно смотрел на Курагина. – Ты веришь ли, Макарка, что дух захватывало, как мы летели. Въехали в обоз, через два воза перескочили. А?
– Уж лошади ж были! – продолжал рассказ Балага. – Я тогда молодых пристяжных к каурому запрег, – обратился он к Долохову, – так веришь ли, Федор Иваныч, 60 верст звери летели; держать нельзя, руки закоченели, мороз был. Бросил вожжи, держи, мол, ваше сиятельство, сам, так в сани и повалился. Так ведь не то что погонять, до места держать нельзя. В три часа донесли черти. Издохла левая только.

Анатоль вышел из комнаты и через несколько минут вернулся в подпоясанной серебряным ремнем шубке и собольей шапке, молодцовато надетой на бекрень и очень шедшей к его красивому лицу. Поглядевшись в зеркало и в той самой позе, которую он взял перед зеркалом, став перед Долоховым, он взял стакан вина.
– Ну, Федя, прощай, спасибо за всё, прощай, – сказал Анатоль. – Ну, товарищи, друзья… он задумался… – молодости… моей, прощайте, – обратился он к Макарину и другим.
Несмотря на то, что все они ехали с ним, Анатоль видимо хотел сделать что то трогательное и торжественное из этого обращения к товарищам. Он говорил медленным, громким голосом и выставив грудь покачивал одной ногой. – Все возьмите стаканы; и ты, Балага. Ну, товарищи, друзья молодости моей, покутили мы, пожили, покутили. А? Теперь, когда свидимся? за границу уеду. Пожили, прощай, ребята. За здоровье! Ура!.. – сказал он, выпил свой стакан и хлопнул его об землю.
– Будь здоров, – сказал Балага, тоже выпив свой стакан и обтираясь платком. Макарин со слезами на глазах обнимал Анатоля. – Эх, князь, уж как грустно мне с тобой расстаться, – проговорил он.

Дворжак (Dvorak) Антонин (8.9.1841, деревня Нелагозевес на Влтаве, близ Праги, ‒ 1.5.1904, Прага), чешский композитор. В детстве Д. воспринял национальные музыкальные традиции, занимаясь с местным учителем (церковным органистом и композитором, т … Большая советская энциклопедия

- (от греч. symphonia созвучие) музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 нач. 19 вв …

- (1841 1904) чешский композитор и дирижер. Один из основоположников чешской музыкальной классики. 11 опер, кантатно ораториальные сочинения, 9 симфоний (1865 93), симфонические поэмы и другие оркестровые и камерно инструментальные произведения,… … Большой Энциклопедический словарь

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дворжак. Антонин Дворжак Antonín Dvořák … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Симфония № 1. Начало третьей части симфонии (Allegretto) в рукописи Симфония № 1 до минор «Злоницкие колокола», B.9 … Википедия

Антонин Дворжак Antonín Dvořák Портрет А. Дворжака Дата рождения 8 сентября 1841(18410908) Дата смерти 1 мая … Википедия

Антонин Дворжак Antonín Dvořák Портрет А. Дворжака Дата рождения 8 сентября 1841(18410908) Дата смерти 1 мая … Википедия

- (Dvorak) Антонин (8 IX 1841, Нелагозевес, на Влтаве 1 V 1904, Прага) чеш. композитор и дирижёр. Сын мясника, владельца постоялого двора, к рый был большим любителем музыки. Начал заниматься музыкой самостоятельно, затем играл на скрипке в … Музыкальная энциклопедия

И; ж. [от греч. symphōnia созвучие] 1. Масштабное музыкальное произведение для оркестра (обычно состоящее из четырёх частей). Принципы построения симфонии. Драматургия симфонии. Экспозиция, тема симфонии. Финал симфонии. Концепция симфонии.… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Симфония No. 8, Op. 88 , А. Дворжак. Репринтное нотное издание "Symphony No. 8, Op. 88" . Жанры: Symphonies; For orchestra; Scores featuring the orchestra; For piano 4 hands (arr); Scores featuring the piano; Scores featuring…
  • Симфония No. 6, Op. 60 , А. Дворжак. Репринтное нотное издание "Symphony No. 6, Op. 60" . Жанры: Symphonies; For orchestra; Scores featuring the orchestra; For piano 4 hands (arr); Scores featuring the piano; Scores featuring…



Antonín Dvorak

Tracklist:
Sinfonia Nº 9 Em Mi Menor, "Do Novo Mundo", OP. 95
1. Adagio. Allegro Molto
2. Largo
3. Scherzo. Molto Vivace - Poco Sostenuto
4. Allegro Con Fuoco
5. Abertura Carnaval, OP. 92
6. Scherzo Capriccioso Em Ré Bemol Maior, OP. 66

Royal Philharmonic Orchestra

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Симфония № 9 ми минор «Из Нового света», соч. 95, B. 178 (чеш. Z nového světa ), часто называемая просто симфонией Нового света — последняя симфония А. Дворжака . Была написана в 1893 году во время пребывания композитора в США и основывается на национальной музыке этой страны. Она является самой известной его симфонией и принадлежит к наиболее часто исполняемым произведениям мирового репертуара. Премьера состоялась 16 декабря 1893 года в Карнеги-холле. В старой литературе обозначается как № 5.

История создания и роль национальной музыки

Работавший в Америке в 1892—1895 годах Дворжак живо интересовался негритянской (спиричуэлы ) и индейской музыкой. Он писал:

Я убежден, что будущее музыки этой страны до́лжно искать в том, что зовётся негритянскими мелодиями. Они могут стать основой для серьёзной и самобытной композиционной школы Соединённых штатов. Эти прекрасные разнообразные мелодии порождены землёй. Это народные песни Америки, и ваши композиторы должны обратиться к ним.

Симфония была заказана Нью-Йоркским филармоническим оркестром и исполнена им впервые 16 декабря 1893 года в Карнеги-холл, дирижировал А. Зайдль . Публика встретила новое сочинение с огромным восторгом, композитору приходилось после каждой части вставать и кланяться.

Днём ранее (15 декабря) в «Нью-Йорк Геральд » была опубликована статья Дворжака, где он разъяснял, какое место занимает индейская музыка в его симфонии:

Я не использовал напрямую никаких [индейских] мелодий. Я просто создал свои темы, основываясь на особенностях индейской музыки, и, используя эти темы как исходный материал, развил их всеми силами современных ритмов, контрапункта и оркестровки.

В этой же статье Дворжак писал, что считает вторую часть симфонии «наброском или этюдом к другой работе, кантате или опере … которая будет основываться на „[Песни о] Гайавате“ Лонгфелло » . Этого произведения Дворжак так и не создал. Он также писал, что третья часть — скерцо — «написана под впечатлением от сцены пира в „Гайавате“, где индейцы танцуют» .

Что интересно, музыка, которая теперь воспринимается как классический вариант негритянского спиричуэла , могла быть написана Дворжаком, чтобы создать соответствующее впечатление. В газетном интервью 1893 года можно прочитать:

«Я обнаружил, что музыка негров и индейцев почти что совсем одинакова», «музыка этих двух рас породила замечательное сходство с музыкой Шотландии».

Большинство исследователей сходятся на том, что композитор имеет в виду пентатонику, типичную для музыкальных традиций всех этих народов.

В опубликованной в 2008 году статье в «Хронике высшего образования» видный музыковед Дж. Горовиц утверждает, что негритянские спиричуэлы оказали очень большое влияние на музыку девятой симофнии. Он цитирует интервью 1893 года с Дворжаком в Нью-Йорк Геральд : «В негритянских мелодиях Америки я нахожу все, что нужно для великой и достойной уважения музыкальной школы» .

Но несмотря на всё это, как правило, всё-таки считается, что, как и другие сочинения Дворжака, эта симфония имеет более общего с народной музыкой Богемии , чем Соединённых штатов. Л. Бернстайн считал, что эта музыка действительно полинациональна в самых своих основах.

Партитура, исполнявшаяся на премьере 16 декабря 1893 года и в дальнейшем, содержала отступления от оригинальной рукописи. 17 мая 2005 года Денис Воэн и Лондонский филармонический оркестр впервые исполнили симфонию в оригинальной версии .

Музыка

Начало второй части (Largo) в рукописи. Соло английского рожка.

I. Adagio — Allegro molto

Симфония начинается с задумчивого медленного вступления (Adagio). Главная партия (Allegro molto) разворачивается постепенно, при игре струнных в унисон, затем вырастает неудержимый её порыв, добавляются удары литавр. Она выражает динамику жизни в огромном Нью-Йорке.

II. Largo

Вторую часть Дворжак называл «легендой». В ней раскрываются бесконечные просторы прерий. Эта печальная музыка была, по словам самого композитора, навеяна плачем Гайаваты по его возлюбленной. Посреди болезненной меланхолии солирует английский рожок. Вся часть, однако, завершается светло и оптимистично.

III. Scherzo. Molto vivace

Скерцо открывается темой с характерным для фурианта ритмическим рисунком. Изображается подготовка к свадьбе Гайаваты. Неожиданно трио с его вальсовой мелодией: в весёлый танец индейцев вторгается на мгновение тоска композитора по родине. В коде вновь приобретает силу главная тема первой части. Ей нежно отвечает тема скерцо.

IV. Allegro con fuoco

Последняя часть полна такой силы и динамики, какие не встречаются ни в одной другой симфонии Дворжака. Через весь оркестр проходит главная тема, страстно описывается «Новый свет». Другая тема, кларнетов, вновь напоминает о родине композитора, о том, как он туда рвётся. Повторяются снова мелодии из первых трёх частей. В финале мощно звучит главная тема.

Симфония № 9

Симфония № 9 Антонина Дворжака известна под названием «Из Нового Света». Это последняя симфония композитора и одновременно первое произведение американского периода его творчества. Получив предложение занять пост директора Национальной нью-йоркской консерватории, композитор не сразу ответил согласием: он очень любил родную Чехию, а особенно – свой дом в деревне Высокой, даже поездки в Прагу ему особого удовольствия не доставляли. Однако в Нью-Йорке ему обещали большой доход. Нельзя сказать, что деньги были для Дворжака на первом плане – но у него ведь были дети, которых необходимо было содержать, да и обеспечить себе безбедную старость хотелось.

И вот Антонин Дворжак в Америке. Его осаждают журналисты, его портрет во всех газетах – и, конечно, все ожидают, что композитор, прославивший своей музыкой маленькую Чехию, создаст нечто не менее впечатляющее и на американской почве (ведь собственной музыкальной традиции в силу исторических причин у США быть не могло). Ответом на эти ожидания явилась Симфония № 9.

Путь к ее созданию был непростым. В поисках характерно американской музыки – той, что связывалась бы у американца с образом родины – он искал необычные черты в сочинениях своих учеников, приглашал домой студента-негра, от которого слышал спиричуэлс, прислушивался к пению ирокезов, торговавших на улице лечебными травами… Журналисты не замедлили этим воспользоваться: газетная шумиха, поднявшаяся вокруг исследований Дворжака, перешагнула область искусства и затронула политические вопросы – многим белым американцам не нравилась, что музыка индейцев или чернокожих может стать музыкальным символом их страны.

А что же Дворжак? Композитор всегда отрицал, что цитировал какие-либо негритянские или индейские мелодии, хотя признавал, что ориентировался на особенности музыки этих народов. Одновременно он замечал, что «музыка этих двух рас породила замечательное сходство с музыкой Шотландии» (вероятно, речь о пентатонике). Тем не менее, в мелодизме присутствуют и чешские черты – произведение, воспринятое публикой как «первая американская симфония», оказалось славянским.

Симфония не является программной, но композитор отмечал, что воспринимает ее как некий эскиз к опере по мотивам «Песни о Гайавате». Однако оперы на этот сюжет он так и не создал.

Сумрачное, медленное вступление открывает симфонию. Внезапно вторгается в него тремоло литавр и резкие возгласы струнных. Постепенно собираются обороты, из которых рождается мятежная, действенная главная партия с размашистым движением по звукам трезвучия, которому отвечает пунктирный ритм валторн. В светлой, мечтательной побочной партии одни музыковеды усматривали спиричуэлс, другие – черты чешских наигрышей. Заключительную партию с пентатоническим оборотом и пунктирным ритмом исполняет флейта в нижней части диапазона. В драматической разработке дробятся и сталкиваются элементы главной партии и заключительной, а в репризе эти темы проходят в далеких тональностях, но их элементы объединяются в коде.

Вторая – медленная часть – связана со сценой похорон жены главного героя из «Песни о Гайавате». Однако первая тема, возникающая у английского рожка на фоне таинственных аккордов, ближе к спиричуэлс, чем к музыке индейцев. «Рыдающее» соло флейты (скорее славянское, чем американское) сменяется ритмом погребального шествия. Этой скорбной картине контрастирует средний раздел, заполненный «птичьим щебетом» духовых. Перед репризой напоминают о себе героические интонации главной партии из первой части.

Третью часть – скерцо – Дворжак связывал с «праздником в лесу, где танцуют индейцы». Тем не менее, в первом разделе сложной трехчастной формы переменный метр заставляет вспомнить о чешском танце фурианте. Еще больше чешского в трио, напоминающем другой народный танец – соуседска.

Финал насыщен героикой: суровая маршеобразная главная, родственная ей связующая, романтически-приподнятая побочная. Разработка с ее бурными конфликтами в кульминационный момент переходит в относительно спокойную репризу, но кода становится второй разработкой. Возвращаются темы первой части. Главные партии обеих частей сплетаются в торжествующем звучании.

Премьера симфонии состоялась в январе 1893 г. в Нью-Йорке. По традиции, она исполнялась дважды – на дневном концерте, именовавшемся «открытой репетицией», и на вечернем. Антонин Дворжак не пошел на дневной концерт – но, узнав об успехе симфонии, посетил вечерний концерт. Публика восторженно приветствовала композитора: аплодисменты продолжались даже тогда, когда он, покинув ложу, направлялся к выходу.

Музыкальные Сезоны

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...