Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Краткая запись о арфе. Прародительница всех струнных инструментов. От охоты до искусства

Этот загадочный инструмент редко встречается в наши дни, поэтому неудивительно, что многие не знают, что такое арфа. Она была изобретена несколько тысяч лет назад, ее дизайн многократно менялся, а звучание становилось все более объемным и ярким.

Мзыкальный инструмент состоит из треугольной рамы, открытой с обеих сторон, на которую натянуты струны различной длины. Чтобы заставить арфу звучать, музыканты щипают струны подушечками пальцев. Длина струны определяет, насколько высоким или низким будет звучание. Современная концертная арфа имеет раму высотой 1,8-1,9 метра и шириной около 1 метра, а ее вес составляет 32-41 кг. На раму натянуто 47 струн различного размера.

Этот музыкальный инструмент встречается все реже, поэтому многие люди точно не знают, что такое арфа. Существуют и другие похожие инструменты. К ним относится лира, где все струны имеют одинаковую длину, но разную толщину и силу натяжения, а также псалтирь и цимбал, на котором играют не пальцами, а молоточками.

История

Самые ранние арфы, вероятно, были созданы из охотничьих луков и состояли из нескольких струн, закрепленных на концах изогнутой основы. Египетский инструмент, который использовался около 5 тыс. лет назад, состоял из шести струн, зафиксированных на раме деревянными колышками. К 2500 году до н. э. у греков уже были большие арфы, в которых струны крепились к двум деревянных планкам, соединенным между собой под углом.

К XI столетию в Европе уже знали, что такое арфа. Здесь впервые появились рамочные инструменты, где проволочные струны вставлялись в треугольную деревянную раму. Они были довольно маленькими, всего около 0,5-1,2 метра в высоту, и часто использовались бродячими музыкантами. Арфы не могли воспроизводить более высокие или низкие ноты, чем те, на которые были настроены, поэтому музыканты проводили эксперименты. Чтобы сделать звучание более разнообразным, были созданы инструменты с дополнительным рядом струн, расположенных параллельно основному. В Уэльсе у некоторых арфистов было по три ряда струн.

Другие мастера применили иной подход. Вместо того чтобы увеличивать количество рядов, они разработали механизмы для изменения длины струн, регулируя таким образом высоту звука. К концу XVII века в Австрии использовались крючки для сокращения длины по мере необходимости, обеспечивая по две ноты на каждой струне. В 1720 году Селестин Хохбрюкер добавил 7 педалей, чтобы контролировать эти крючки. В 1750 году Жорж Кузино заменил крючки металлическими пластинами и удвоил количество педалей, чтобы воспроизводить по три ноты на струну. В 1792 году Себастьян Эрард заменил пластины вращающимися латунными дисками с двумя шпильками, каждый из которых захватывал струну, как вилка, когда диск поворачивался. Он также уменьшил количество педалей до 7, разработав механизм, который мог занимать три разные позиции. Разработка Эрара до сих пор используется в современных концертных арфах.

Материалы

Музыкальный инструмент арфа состоит из большого деревянной треугольной основы, обычно изготовленной из клена. Белый клен достаточно крепкий, чтобы выдерживать давление струн. Также для некоторых частей деки применяется ель, так как она легкая, крепкая и гибкая, что позволяет ей равномерно реагировать на вибрации струн и создавать насыщенный, чистый звук.

Изогнутая пластина, к которой прикреплены струны, выполнена из латуни. Диски и педали, управляющие длиной, также являются латунными. Сложный внутренний механизм, который соединяет педали с дисками, выполнен из латуни и нержавеющей стали, а некоторые части производятся из нейлона. Струны арфы изготовлены из стали и нейлона. Каждый материал имеет различные свойства, которые делают его пригодным для определенной длины струны. Поверхность арфы обрабатывается прозрачными лаками, может быть украшена декоративными деревянными панелями из ореха или более дорогого красного дерева. Некоторые инструменты покрывают золотыми листами в 23 карата.

Дизайн

Каждая арфа - уникальное произведение искусства. Дизайн арфы зависит от потребностей исполнителя. Традиционные арфисты требуют небольших легких инструментов со струнами, управляемыми рычагами. Классические музыканты используют гораздо более крупные инструменты со струнами, управляемыми педалями. Внешний вид арфы варьируется от простых геометрических линий с естественной отделкой до сложной резьбы с широким спектром украшений.

Как выбрать арфу для начинающего музыканта

Игра на арфе зависит от того, насколько инструмент соответствует телу музыканта. Для взрослых, сидящих на стандартном 18-дюймовом высоком стуле, подойдет напольная модель из 30-34 струн. Для маленького ребенка в возрасте 6-8 лет, который сидит на 12-дюймовом табурете, наиболее удачным вариантом считается 28-струнная арфа, установленная на полу.

  1. Это один из древнейших инструментов в мире: он был изобретен около 3000 г. до н. э., а самое старое изображение музыканта, играющего на арфе, находится на стенах египетских гробниц.
  2. Нигде в мире не существует больше арф, чем в Африке. Этот музыкальный инструмент используют почти 150 африканских народов.
  3. Слово "арфа" впервые было использовано примерно в 600 году нашей эры и обозначало все струнные инструменты в целом.
  4. Диапазон инструмента составляет от 1 до 90 струн.
  5. Современные арфисты играют, используя только по четыре пальца на каждой руке, они касаются струн подушечками пальцев. Ирландская манера игры более агрессивна, здесь музыканты применяют также и ногти, чтобы сделать звук более громким и пронзительным.
  6. На логотипе популярного ирландского пива Guinness также изображено фото арфы.
  7. Арфа является национальным символом Ирландии с XIII века.

Этот музыкальный инструмент становится редкостью. Как правило, арфу используют на концертах классической музыки в составе оркестров или соло, но существуют также и сообщества энтузиастов, которые не дают забыть миру об этом удивительном инструменте. Благодаря красивому, переливчатому звуку и интересному внешнему виду, он все еще пользуется уважением у начинающих и профессиональных музыкантов.

Возможно, арфа является самым древним струнным иранским музыкальным инструментом, название которого чаще других музыкальных инструментов упоминается в книгах, который оказал большую роль в древней истории.


Согласно достоверным источникам в виде изображений резьбы на камне в Вавилоне, Ассирии и прилегающих к ним территорий, можно сделать вывод, что восемь веков до рождества Христова на указанных территориях достигли своего развития различные музыкальные инструменты, которые использовали музыканты.

Роль, которую играли музыкальные инструменты в начале длительного периода человеческой цивилизации, свидетельствует о том, что арфа подобно сантуру и гануну является очень древним музыкальным инструментом, который был распространен в указанных районах за два тысячелетия до рождества Христова.

Первые арфы имели треугольную форму и состояли из доски длиной примерно в один тамариск и одного деревянного стержня, обычно форма арфы напоминала форму человеческой руки.

Обычно этот инструмент имел восемь или девять струн, которые были натянуты параллельно друг к другу вдоль деревянного стержня. Один конец струн крепился к доске, а другой конец наматывался вокруг колышек или ушек, которые располагались на деревянном стержне, с них свисали концы струн. Арфы, которые были распространены в последний исторический период Вавилона и Ассирии, сильно отличались в более поздний период как по форме изготовления, так и по манере игры на арфе.

Увеличилось количество струн. Звуковая коробка арфы иногда была прямой, то есть без излома, а иногда была измененной формы. Способ игры на этом музыкальном инструменте также изменился, то есть инструмент брали таким образом, чтобы струны находились в вертикальном положении к земле, то есть не так как делали это раньше, когда деревянный стержень должен был быть в параллельном положении к земле, однако струны не были вертикальны к земле. Другой отличительной чертой игры на этом музыкальном инструменте было то, что во время игры не использовался медиатор, играли руками, причем в игре были задействованы две руки.


Во время династии Сасанидов арфа была самым известным и самым любимым музыкальным инструментом, в Шахнаме Фирдоуси также часто упоминается название этого музыкального инструмента. Накиса - известный музыкант при дворе Хосро Парвиза обладала высшим искусством игры на арфе.

Сегодня арфа состоит из трех основных частей: грифа, колоны и резонансного ящика. Струны крепятся к грифу и натягиваются параллельно к колоне и соединяются с резонансным ящиком. Для игры на арфе ладонью давят на струну и/или только касаются струны и/или щипают струну. В конце средневековья в Западной Европе получили распространение арфы треугольной формы. В 1720 году в Баварии к основанию арфы добавили педали, что сделало звучание арфы более мощным.

В 1810 году Себастьян Ара изменил форму арфы, которая используется и в наши дни, новая форма сделала возможным звучание всей гаммы больших и малых октав. В этого времени арфа стала обычным музыкальным инструментом, использовавшимся в составе оркестра. Сегодня арфа состоит из 47 струн и 7-ми педалей.

До ислама арфа была известна среди арабов. В различные исторические периоды на территориях, расположенных далеко друг от друга, называли арфы по разному. Так, население северного Афганистана называло арфу «Занбураком», что означает «маленькая пчела», а тюркоязычные узбеки Средней Азии называли арфой иранский сантур.

Один из самых древних струнных инструментов - арфа - имеет богатую историю. Совсем не удивительно, что сейчас многие любители классической музыки даже не знают, сколько струн у арфы. Ведь в течение веков менялся внешний вид и размер этого инструмента с мелодичным приглушенным звучанием.

Сколько струн у арфы было в древности?

Считается, что выпуская стрелу из лука, слышал издаваемый тетивой тонкий звук. Так появилась идея создания первых щипковых инструментов: арфы, гуслей, лиры. Современная арфа - инструмент тяжелый (весом до 29 кг), огромных размеров, имеющий от 45 до 47 струн. Но не всегда она была такой. В древних образцах насчитывалось от 7 до 30 струн. При этом размеры не были такими внушительными.

Современные концертные залы оборудованы просторными оркестровыми ямами, потому есть место даже для такого массивного инструмента, как арфа. Струны когда-то воспроизводили всего одну октаву из семи нот.

Постепенно устройство менялось и усовершенствовалось, в результате стало возможным производить диатоническую гамму. Но для извлечения хроматических интервалов приходилось перенастраивать струны при помощи крючков либо менять силу натяжения. В итоге, для более простого извлечения звука, у арфы появились педали. С их помощью можно было повысить звучание на полутон. Дальнейшее усовершенствование привело к тому, что появились двойные педали, благодаря которым стало возможным повышать звуки на целый тон.

Устройство современных конструкций

На вопрос о том, сколько струн у арфы осталось после всех преобразований, дать односложного ответа не получится. В наши дни остались маленькие арфы с 30 струнами и большие треугольные с 44 натянутыми струнами. Можно дополнительно использовать 45, 46 и 47 натяжные струны. В механизме остались двойные педали. Натяжные нити жесткие, жильные, иногда применяют нейлоновые. Самая длинная из них - нижняя, имеет длину 1503 мм. Самая короткая - верхняя, длиной всего 69 мм. Все они закреплены на деке и приводятся в действие щипком.

При помощи специальных двойных педалей изменяется на полтона строй арфы. С нажатием педали срабатывает механизм, находящийся внутри вертикальной колонны. Поворотные диски, которые задействует педальный механизм, укорачивают длину струны на 1/18 и звук повышается на полтона. При уменьшении длины на 2/18, соответственно, происходит повышение на целый тон.

За что любят арфу?

На протяжении тысячелетий этот музыкальный инструмент не утратил своей популярности. Изменился внешний вид, сменилась форма, вес и даже конструкция, а звучание до сих пор поражает своим нежным тембром. Можно не знать, сколько струн у арфы, сколько она весит и как на ней играют, но её звук сложно перепутать с каким-либо другим.

Её звучание особенно полюбилось светской аристократии 18-19 веков. На ней играли царственные особы, дамы благородных кровей и члены высшего общества царской России. не обходили своим вниманием величественную арфу. Чайковский, Рахманинов, Алябьев, Римский-Корсаков, Лист, Вагнер и другие гениальные композиторы включали звучание струн в свои произведения.

Арфа - самый старинный щипковый струнный музыкальный инструмент. Арфа имеет треугольную форму, состоит из резонансного ящика, узкой деревянной рейки с отверстиями для струн, переднего бруса в виде колоны, а также верхнего корпуса с колками для крепления и настройки струн.

От охоты до искусства

Существуют различные легенды, в которых сказано, что первый струнный музыкальный инструмент, благодаря которому в дальнейшем появилась и арфа, и все другие струнные инструменты, был изготовлен из обычного охотничьего лука. Первобытные люди заметили, что сила натяжения тетивы влияет на ее звучание, тогда один мастер по изготовлению луков привязал к одному луку несколько «струн», издающих различные по высоте звуки.
Изображения арфы из лука присутствуют не только в культурах Древней Греции, Египта и Рима, но и в раскопках , что свидетельствует о зарождении музыкальной культуры наравне с зарождением самого человечества.


Древняя египетская арфа

В древности арфы были различных форм и размеров. Самыми лучшими считались египетские арфы, а само название музыкального инструмента переводится как «прекрасное». Арфы в Египте украшались очень дорого, они покрывались золотом и серебром, усыпались драгоценными камнями и украшались слоновой костью.
В средние века арфа использовалась в церквях, монастырях и соборах. Ученые монахи не только писали произведения для арф, но и заносили писания об инструменте в свои описи.

Появление арфы в Европе

В Европе арфа появилась в VIII веке. Первыми оценили музыкальный инструмент бродячие, которым нужен был компактный аккомпанемент, подходящий для выступлений. В XV-XVII веках появились большие напольные арфы. В дальнейшем последовали ее преобразования, целью которых было расширение диапазона. Появлялись даже арфы с двумя рядами струн - для правой и левой руки. Просуществовала такая модель недолго.

Вместе с внешними преобразованиями происходит и расширение границ применения инструмента. Теперь его используют в хоровых и оркестровых произведениях. Чтобы добиться невероятного перехода звучания, используют сразу несколько арф в одном произведении.

В 1660 году было изобретено приспособление в виде механики с ключами, позволяющее натягивать и отпускать струны арфы, меняя при этом высоту звука. Этот механизм был не особо удобным, поэтому в 1720 году появился механизм с педалями, который изобрел Якоб Хохбрукер. Педали действовали как проводники, влияя на крючки, которые в свою очередь прижимали струны.

В 1810 году французским мастером Себастьяном Эраром была придумана новая модель «двойной арфы». Данный инструмент был способен звучать во всех тональностях и стал новым словом в мире музыки. Именно механизм, придуманный Эраром, встречается и в современном инструменте.


Себастьян Эрар

В России арфа появилась в XVIII веке и сразу же получила самое широкое распространение. Инструмент используется не только для выступлений, но и для домашнего музицирования. Великие российские поэты и воспевали арфу в своих бессмертных произведениях как наиболее изящный и мелодичный инструмент.


Струнный щипковый музыкальный инструмент. Считается, что красотой своего внешнего вида она превосходит всех своих соседей по оркестру. Ее изящные очертания скрывают форму треугольника, металлическую раму украшают резьбой. На раму натягивают струны (47-48) разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку. В начале 19 века старинную арфу усовершенствовал знаменитый фортепьянный мастер Эрар. Он нашел способ быстро изменять длину струн и тем самым высоту звука арфы.

Виртуозные возможности арфы довольно своеобразны: на ней прекрасно удаются широкие аккорды, пассажи из арпеджий, глиссандо — скольжение руки по всем струнам, настроенным на какой-нибудь аккорд, флажолеты.

Происхождение

Один из древнейших музыкальных инструментов человечества. Она произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, впервые натянувший на лук три-четыре тетивы, которые из-за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы. Даже на египетских фресках 15 века до нашей эры арфы еще напоминают лук. А эти арфы не самые древние: древнейшую археологи нашли при раскопках шумерского города Ура в Мессопотамии — она была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в 26 веке до нашей эры.

В древности на Востоке, в Греции и в Риме арфа оставалась одним из самых распространенных и любимых инструментов. Часто ей пользовались для сопровождения пения или игры на других инструментах. Рано появилась арфа и в средневековой Европе: здесь особым искусством игры на ней славилась Ирландия, где народные певцы — барды — пели под ее аккомпанемент свои саги.

Устройство

Имеет форму треугольника, который состоит: во-первых, из резонансного корпуса-ящика длиною приблизительно в 1 метр, расширяющегося книзу; прежняя его форма была четырехугольная, нынешняя же - закругленная с одной стороны; он снабжен плоскою декою, выделываемою обыкновенно из кленового дерева, в середину которой по длине корпуса прикрепляется узкая и тонкая рейка из твердого дерева, в которой пробиваются отверстия для пронизывания жильных струн; во-вторых, из верхней части (в виде больших размеров грифа), змееобразно изогнутой, прикрепленной к вершине корпуса, образующей с ним острый угол; к этой части приделаны колки для укрепления струн и их настраивания; в-третьих, из переднего бруса, имеющего форму колонны, назначение которого - оказывать сопротивление силе, производимой струнами, натянутыми между грифом и резонансным корпусом.

Так как арфа уже и в прежнее время имела значительный звуковой объем (пять октав), а помещение для струн полной хроматической гаммы недостаточно, то в арфе натянуты струны только для добывания звуков диатонической гаммы. На арфе без педали можно сыграть только одну гамму. Для хроматических повышений в прежние времена струны должны были быть укорачиваемы прижиманием пальцев у грифа; позже это прижимание стали производить с помощью крючочков, приводимых в движение рукою. Такие арфы оказывались крайне неудобными для исполнителей; недостатки эти были в значительной степени устранены механизмом в педалях, изобретенным Якобом Хохбрукером в 1720 г. Этот мастер приделал к арфе семь педалей, действовавших на проводники, которые через пустое пространство бруса проходили к грифу и там приводили крючочки в такое положение, что они, крепко прилегая к струнам, производили во всем объеме инструмента хроматические повышения.

Роль арфы в оркестре

Роль арфы в оркестре не столько эмоциональная, сколько красочная. Арфа часто аккомпанирует разным инструментам оркестра; в других случаях ей поручают эффектные соло. Их немало в балетах Чайковского, Глазунова, в сочинениях Римского-Корсакова. Из западноевропейских композиторов 19 века арфой наиболее широко пользовались Берлиоз, Мейербер, Вагнер и Лист. Известная партия из двух арф в «Вальсе» из «Фантастической симфонии» Берлиоза положила начало тому виртуозному стилю, который стал ведущим в трех последних веках. Раньше, с момента своего появления в симфоническом оркестре 18 столетия вплоть до Берлиоза, арфа имитировала звук , (как у Глинки в «Арагонской охоте») или клавесина. Арфу использовали также в тех случаях, когда нужно было вызвать ассоциацию с античностью. Примерами могут служить «Орфей» Глюка или «Прометей» Бетховена.

В оркестре обычно пользуются одной-двумя арфами, но в некоторых случаях их число увеличивается. Так, в «Младе» Римского-Корсакова — три арфы, а у Вагнера в «Золоте Рейна» — шесть.

Знаменитые арфисты

Никола Бокса
Марсель Гранжани
Вера Дулова
Марсель Турнье
Tатьяна Tауэр
Надежда Толстая
Альфонс Хассельманс
Ксения Эрдели
Ольга Эрдели
Паписова Анастасия
Наталья О’Шей

Видео: Арфа на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...