Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Александр михайлович герасимов после дождя. Сочинение: описание картины А. М. Герасимова "После дождя". Задний план картины

Тема. Подготовка к сочинению-описанию по картине А.М Герасимова «После дождя» (Мокрая терраса)».

Тип урока: урок развития речи.

Цели урока:

    обучающая : научит шестиклассников написанию сочинения-описания по картине и развивать умения эстетического отношения к слову.

    развивающая: обогащение речи учащихся, расширение их кругозора путем ознакомления с произведениями живописи, музыки и литературы.

    воспитательная : воспитание интереса к живописи, к произведениям русских художников и поэтов.

Формируемы коммуникативные учебные действия:

    описывать красоту окружающей природы, красоту человека;

    собирать и систематизировать материал.

    составлять план.

    строить высказывание в определенном стиле.

    отбирать языковые средства к сочинению-описанию.

Используемые современные подходы к обучению: метапредметный, диалоговый и системно-деятельностный.

Средства обучения:

1. Аудиозапись «Мелодия Дождя» Ф.А.Моцарт.

2. Стихотворение А. Яшина «После дождя».

Дождик прошёл по садовой дорожке.

Капли на ветках висят, как серёжки.

Тронешь берёзку – она встрепенётся

И засмеётся. До слёз засмеётся.

Дождь прошуршал по широкому лугу,

Даже цветы удивились друг другу:

В чашечках листьев, на каждой травинке

По огонёчку, по серебринке.

Репродукция картины «После дождя».

Список используемой литературы

    Ладыженская Т.А Система обучения сочинениям - М., Просвещение, 1967.

    Ладыженская.Т.А. Русский язык: Учеб.для 6 кл. общеобразоват. учреждений.-М.;Дрофа,2014.

    Текучев А.В. Очерки по методике обучения русскому языку. М.: Педагогика, 1980.

    Фрумкина Р.М. Психолингвистика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Ход урока:

    Организация начала урока

-Учитель : Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверти, пожалуйста, свою готовку к уроку.

II. Мотивация

Учитель : Послушайте чтение стихотворения (Включается запись «Мелодия Дождя» - Вольфганга Амадея Моцарта, ученик читает стихотворение.)

    Восприятие

Вопросы после прослушивания:

Какую картину вы представили, слушая музыку и стихотворение?

Какие чувства вызывает у вас эта мелодия?

Представьте, что вы вышли после грозы на улицу. Что вы увидели? Что ощутили? (Обмен впечатлениями.)

Учитель: Теперь обратимся к стихотворению Алекса́ндра Я́ковлевича Я́шина - русский советский прозаик и поэт.

Вопросы после прочтения стихотворения.

Попробуйте устно нарисовать пейзаж, увиденный поэтом.

    Актуализация знаний

Учитель: Какие языковые средства помогают создать яркую, образную картину природы?

Почему поэт обратился к описанию природы после дождя?

Что мы называем пейзажем?

(Это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д. пейза"ж (фр. Paysage, от pays - страна, местность), в живописи и фотоискусстве-тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).)

Какие виды пейзажей вы знаете ?

(сельский, городской, Морской пейзаж- Марина (от лат. Marinus- морской - один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море; архитектурный пейзаж– близок к городскому пейзажу, но здесь художник больше внимания обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.).

- Для чего нужны пейзажи в живописи и литературе?

Давайте посмотрим, как по-своему увидел пейзаж Александр Михайлович Герасимов.

III. Открытие нового знания

Учитель: Внимательно посмотрите на картину.

В чем сходство и различие в представлении художника от стихотворения Яшина?

Нравится ли вам она?

Какое настроение она создает?

Опешите ваши ощущения от картины?

Что такое терраса?

Что происходит незадолго до изображенного на картине?

По каким деталям мы можем судить об этом явлении природы?

Как вы думаете, это был небольшой дождь или ливень? Почему?

Учитель: Теперь мы можем назвать и записать тему нашего урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине А.Г Герасимова «После дождя».

Обратимся к истории создания картины.

1. Рассказ о художнике и его картине (элементы ИЗО)

Одной из лучших работ в творчестве художника признана его картина «После дождя» («Мокрая терраса»), написанная им в 1935 году. Давайте обратимся к истории создания.

А.М. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Он очень любил свой дом, сад. Особенно ему нравилось наблюдать за природой во время дождя или после него. Его сестра вспоминала, что однажды его потряс вид их сада после сильного летнего ливня. Художник закричал своему помощнику, чтобы тот быстрее дал ему кисть и палитру. Так за три часа была создана картина «После дождя», которую Герасимов считал одной из лучших своих полотен.

Учитель: Что интересного о художнике и его картине вы услышали? (картина «После дождя» была создана за три часа)

Учитель: Давайте познакомимся с картинами художника.

Какой можно сделать вывод о Герасимове, судя по его картинам?

IV. Первичное закрепление

Перечислите предметы, изображённые на картине . (Стол. Круглый, на резных тонких ножках, чёрного цвета; столешница с волнистыми краями, похожими на лепесток распустившегося цветка; гладкая зеркальная поверхность, в которой отражается ваза с цветами и опрокинутый ветром стакан; стол похож на осьминога, важно разлёгшегося на террасе или скользящего по влажному берегу.)

Какие краски использовал художник для создания настроения? (Неяркие, спокойные краски; светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму; розовато-жёлтые тона).

Какой именно цвет преобладает на картине? (зеленый).

Подберите синонимы к слову зеленый?

(бедный молодой ранний зеленоватый травяной малахитовый светло-зеленый темно-зеленый темнозеленый густо-зеленый зеленолиственный светлозеленый густозеленый ярко-зеленый слабо-зеленый тусклозеленый бледнозеленый бледно-зеленый грязно-зеленый изумрудно-зеленый прозрачно-зеленый).

Какие ещё цвета на картине вы видите?

Как вы думаете, какую роль играет цвет в картине?

Учитель: Действительно цвет помогает художнику передать свое настроение и чувства.

Давайте вспомним в прозе и лирике тоже присутствует цвет, даже есть специальный термин под названием цветопись.

(Цветопись - способ передачи цвета, красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение.)

Какие вам уже известные писатели и художники используют прием цветописи? (Есенин)

V. Включение первичного знания в речевую деятельность

1. Работа над средствами выразительности в художественном тексте и в произведениях живописи

Учитель: Давайте вернемся к стихотворению Александра Яшина «После

дождя», какой художественный прием используется чаще всего? (олицетворение)

Придумайте олицетворения для описания картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса» (ученики называют свои варианты).

Учитель : Давайте я вам помогу. Посмотрите, какие я придумала олицетворения, на мой взгляд, они очень подходят для вашего сочинения. Запишите понравившиеся олицетворения, вы их можете использовать в своей работе.

внезапно налетел порывистый ветер

ветер сорвал лепестки и рассыпал их по столу

ветер опрокинул стакан на столе

всё в саду зашумело и застонало

деревья низко гнулись к земле

пошёл дождь

выглянуло солнышко

сквозь слёзы заулыбался сад

весело зашептала листва

2.Лексическая работа.

Учитель: Выделите ключевые слова в названии картины. Запишите их в столбик. (Дождь, терраса, мокрая.)

Объясните слово «терраса».

Учитель: Можете посмотреть значение слова в толковом словаре. (Летняя открытая пристройка к дому, зданию.) Обратите внимание, как пишется это слово.

Подберите прилагательные к существительным «терраса», «дождь».

Для чего они нужны? (прилагательные обогащают содержание предложения, с помощью которых будем составлять текст).

Подберите синонимы к словам «дождь», «мокрая». (Чтение вслух синонимов.)

Для чего нужно их подобрать? (Чтобы избежать повторов).

    Словарная работа. Запись в тетради

всё блестит; на переднем и заднем плане; пламенеют в стеклянном графине розы; влажный блеск, неяркий солнечный свет;опрокинутый стакан; сквозь густую зелёную листву видна крыша сарая; ощущается свежесть воздуха и тишина; терраса, перила.

    Придумайте варианты вступления сочинения

Прошла гроза, и всё вокруг ожило. Дождь только что прошёл, и выглянуло солнце. На картине изображены терраса и сад после дождя.

Учитель: Давайте продумаем переходы (мостики) от одной части к другой. Запишем в тетрадь варианты.

От 1 ко 2

А как хорошо на террасе после дождя.

Солнечный луч заглянул на террасу.

Терраса тоже влажная от дождя.

От2кЗ

Мы выглядываем в сад. Какой аромат доносится из сада.

Учитель: Ребята, очень часто вы допускаете такую речевую ошибку: вы повторяете в каждом предложении одно и то же слово, не подбирая синонимов. Давайте подберём синонимы к трём словам, которые вы непременно будете использовать в сочинении: картина, художник, нарисовал.

Картина - полотно, пейзаж.

Художник - живописец, пейзажист.

Нарисовал -изобразил, показал.

    Составление плана.

Учитель: Итак, мы собрали достаточно материала для того, чтобы написать сочинение. Нужно его систематизировать, то есть составить план.

Предлагаю вам составить свой план. (Дети составляют его самостоятельно. Может быть примерно такой план)

1. Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя».

2. Мокрая терраса.

3. Сад после дождя.

4. Колорит картины.

5. Настроение, которое создаёт картина.

Опишите картину, опираясь на план (вслух несколько учеников).

V. Рефлексия.

Учитель: Что нужно для того, чтобы написать сочинение по картине?

Какие ощущения получили от картины?

Чему сегодня научились?

Выразите свои чувства и ощущения в своём тексте.

VI. Домашнее задание.

Написать сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя».

"Мокрый" эффект в картине Герасимова "После дождя".

Давайте вместе посмотрим на картину Александра Герасимова "После дождя". Что это? Жанровая сцена без людей? Натюрморт? Пейзаж? Эта картина включает в себя элементы разных жанров и тем интересна. Мы видим террасу, на которой, может, лишь час назад сидели люди - пили чай, читали газеты, кто-то, наверное, вышивал на теперь уже пустой скамейке. Это могла бы быть жанровая сцена. Художник мог бы изобразить, как люди убегают с террасы из-за внезапно нахлынувшего дождя. Мы можем лишь догадываться об этом, но обстановка типична для хорошей жанровой сцены. Мы видим стол, на котором расположены ваза с цветами и перевернутый стакан (видимо, его перевернул порыв ветра) - типичный натюрморт. На заднем плане перед нами чистый красивый пейзаж - летний сад, омытый дождем.

Глядя на картину, мы чувствуем свежесть после дождя, влажность воздуха. Художнику очень хорошо удалось передать именно атмосферу, которая возникает после летнего ливня. Все, что мы видим, намокло от дождя. И это, может быть, самое удивительное, как удачно живописцу удалось написать дождевую воду буквально на всех поверхностях. Видно, что ливень прошел только что и еще ни капельки не высохло, не испарилось. Вода блестит, благодаря уже выглянувшему солнцу, мы видим его пробивающиеся лучи в саду. Все поверхности - стол, пол, скамейка, листва, в бликах. Радужные блики написаны с большим мастерством и у нас не остается сомнений - если бы удалось положить ладонь на эту скамейку или провести рукой по листве дерева - на ней остались бы капли воды.

Так достоверно написать природу после дождя удавалось не каждому художнику. Не все умеют точно передать "мокрый" эффект. А вот русский художник Герасимов всегда любил и умел его изображать. Однажды, когда он уже был очень знаменитым мастером, он приехал к своим родителям в город Козлов, где в летний день вся семья сидела на террасе. Вдруг хлынул дождь, да такой сильный, что даже терраса, защищенная перилами и крышей мгновенно промокла. Тут же выглянуло солнце. Все сверкало такой чистотой, выглядело так восхитительно, что художник не стал ждать и минуты, схватил холст и палитру и тут же начал писать картину. Мы можем представить себе, где он расположил мольберт - в глубине террасы. Герасимов использовал более темные краски на переднем плане картины, яркие - на среднем, совсем светлые - на заднем. Наш взгляд стремится к самому светлому, солнечному. Живописец сумел не только изобразить красоту момента, но и передать настроение - восхищенное, приподнятое.

Герасимов написал за свою жизнь множество выдающихся работ, за которые получал премии и награды. Но картина "После дождя. Мокрая терраса" была его любимой. Он считал ее самой лучшей своей картиной.

Художник Александр Михайлович Герасимов стоял у истоков нового, советского живописного искусства. Самым дорогим его детищем был небольшой холст, очень простой по сюжету, в котором, однако, отразилась истинная душа большого Художника, Мастера.

Сочинение: описание картины А. М. Герасимова «После дождя»

Мокрый» эффект в картине Герасимова «После дождя». Давайте вместе посмотрим на картину Александра Герасимова «После дождя». На заднем плане перед нами чистый красивый пейзаж — летний сад, омытый дождем. Все сверкало такой чистотой, выглядело так восхитительно, что художник не стал ждать и минуты, схватил холст и палитру и тут же начал писать картину. Но картина «После дождя. Мокрая терраса» была его любимой.

Александр Герасимов — художник разноплановый. Тема дождя и обновления природы после него не нова не только в целом в художественном искусстве, но и в творчестве Герасимова.

Глядя на картину Герасимова «После дождя», чувствуется запах свежего летнего ливня, слышатся удары капель о листья деревьев. Вся терраса залита светом и необыкновенной чистотой омытой дождем природы. Глубоко за деревьями, на фоне, виднеются постройки. С одной стороны на ней изображен пейзаж, потому что довольно большую часть картины занимают садовые деревья, последствия стихийного явления в природе. Впечатление от картины противоречивое. На картине Виктора Михайловича Васнецова изображена девушка в зимней одежде.

Мы видим это в его картинах. В молодости художника привлекал импрессионизм. Именно то­гда художник создал удивительную картину «После дождя». Это произведение разительно отличается от всех картин, которые были созданы художником. Сестра Александра Михайловича вспоминала, что художника в буквальном смысле потряс сад после дождя. Это было удивительное зрелище, которое Гера­симов обязательно захотел запечатлеть на холсте. Картина была написана очень быстро, за несколько часов. Это свидетельствует о том, насколько велико было восхищение художника удивительной красотой природы.

Многие русские и советские художники создавали прекрасные картины. Одним из таких художников является А. Герасимов. Особенно мне понравилась его картина «После дождя», ее второе название «Мокрая терраса».

На переднем плане данного полотна художник изобразил террасу частного дома, возможно дачи. На террасе есть скамейка и стол. На столе стоит ваза с букетом роз. Перила террасы, ее пол, скамейка, стол все мокрое. Это говорит о том, что дождь прошел совсем недавно. Терраса не успела высохнуть. У меня вызывает искренне восхищение то, как Герасимов смог передать блеск мокрого дерева. Кажется, что мы действительно вышли на крыльцо после дождя и видим небольшие лужи на деревянном полу, в которых отражается сама веранда и деревья, растущие вокруг дома. Стол тоже мокрый. Но предметы на столе подсказывают нам, что прошел не просто дождь, а ливень с сильным ветром. Об этом свидетельствуют лепестки роз на столе и опрокинутый стакан. Головы цветов поникли под тяжестью дождевых капель, значит, прошел не просто небольшой дождь.

Стены сарая посерели от дождя.

Небо на картине не видно, но заметно, что сквозь листья деревьев на веранду проникают солнечные лучи. От их света все краски становятся еще ярче.

Мне очень понравилась эта картина. Герасимов нарисовал все очень правдоподобно. Когда я смотрю на эту картину, мне кажется, что я чувствую запах мокрой травы после дождя и прохладную свежесть воздуха.

Что может быть прекраснее летним днем, как не свежесть, которую принес дождь. Она витает в особом запахе воздуха, в четко прорисованных картинках окружающей природы, в невероятно радостных трелях птиц. Герасимов А.М. явно любил эти моменты, которые дарят большую полноту чувствам человека, расширяя их диапазон. «После дождя» - это картина, позволяющая в любое время года окунуться в воспоминания о радостях летних дней. Какие мечты рождает полотно? Какие стремления?

Поразительно яркий талант художника сумел передать время, которое каждый из людей любит. Ведь в нем есть какая-то своя неуловимая прелесть, она пробуждает глубоко в душе человека и радость, и печаль. Вспыхнувшие эмоции помогают по-новому смотреть на жизнь и видеть еще больше хорошего в ней.

На картине изображена терраска с нехитрой мебелью и деревянным полом. На дальнем плане виднеется сад с некоторыми постройками. Все это хорошо омыто дождем, поэтому разукрашено еще более яркими красками с сочными оттенками, переливается и сверкает благодаря только что появившемуся солнечному свету. Картина настолько позитивная, что невозможно сразу отвести глаза или подумать о чем-то кроме того настроения, которое передано ею. А.М. Герасимов сумел, на мой взгляд, передать и настроение, и детали так точно, чтобы зритель смог вместе с ним ощущать праздник летнего дня. Приятно думать, что кто-то срезал цветы, которые так пахнут благодаря свежему воздуху, и поставил их в прозрачный стеклянный кувшин. Теперь капли дождя, и нежный ветер растрепал их. И нежные лепестки разбросаны по столу. Это добавляет картине некую романтическую ноту, вносит свежие краски в ее описание. Моя фантазия сразу же дописывает то, что происходило перед дождем, и что будет, сразу, как только последний штрих на готовой картине будет сделан.

Предполагаю, что люди, находящиеся в саду и на террасе веселились, пока крупные капли не предсказали им дождь и тогда они с громким смехом и шутками забежали в дом. Стали в окна поглядывать, не закончатся ли водные потоки. А дождь все лил и лил. Но в одно мгновение капли стали падать тише, реже, мельче. Дождь прекратился! В доме наступило оживление, все заговорили о дальнейших планах. И только неизменный романтик увидел идеальную картину, которую стоило бы запечатлеть. Он бросился за кистями и красками. Со временем и остальные поняли его намерения, затихли и стали с удовольствием, почти не дыша наблюдать за умелыми движениями кисти великого художника. Никто не ожидал, что этот день закончится шедевром!

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...