Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Щи из индейки со свежей капустой

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение

Максим Шлыков: «Свет – главный волшебник и помощник в театре. Должностная инструкция главного художника по свету Свет в ХХ веке, как самостоятельный вид искусства

    От

    Художник по свету Bill Holshevnikoff, автор книги Arri Lighting Handbook, создал эту серию обучающих дисков, чтобы прояснить науку света. Эта серия состоит из 4 частей: "Освещение лица", "Освещение при интервью", "Цветокоррекция и фильтры" и "Освещение интерьеров". Каждая часть продолжается примерно 50 минут.

    Часть 1. Освещение лица.
    Эта часть позволит всеобъемлюще взглянуть на искусство освещения людей. Вы научитесь использовать мягкий и жесткий свет и простым методам подсветки людей с различным цветом кожи, людей в очках или людей с лысеющей головой. Узнайте, какой тип освещения позволит вам выглядеть так, как вы хотите, как определить степень контраста, и многое другое!

    1.1 Элементы освещения лица. Управления светом.

    1.2 Освещение лица. Размер источника света.

    1.3 Освещение лица. Расстояние от источника света.

    1.4 Освещение лица. Contrast Control.

    1.5 Освещение лица. Разделение света.

    1.6 Освещение лица. Особые ситуации.

    От

    В декабре в ЦНТИ “Прогресс” в очередной раз прошел
    Скрытое содержимое
    . Ведущим лектором, по традиции, стал Андрей Мельник - “человек-легенда”, как называют его слушатели семинара, известный художник по свету, в разное время работавший с группами “Алиса”, “Аквариум”, “ДДТ”, а также в театрах Петербурга.

    В декабре в ЦНТИ “Прогресс” в очередной раз прошел
    Скрытое содержимое
    Мы поговорили с Андреем о семинаре, о том, чему и зачем нужно учиться художникам по свету и чем отличается постановка света в театре и на концертах.
    Андрей, как сегодня становятся художниками по свету? Ведь этому практически нигде не учат.

    Есть театральные институты и специальность “художник-технолог”. Учат они, на мой взгляд, так себе. Практики нет, одна теория. Поэтому художниками по свету в театре зачастую становятся случайно.

    В рок-музыке - еще смешнее. Это либо музыканты, либо звукоинженеры, техники - что и хорошо, и плохо одновременно. Плохо - потому что достаточно много профессионалов приходит из технических областей. Но профессия называется “художник по свету”. Поэтому та часть, что “по свету” - она выполнима, со сложной техникой они работают хорошо. Но художественная часть выпадает. Музыканты же “смотрят ушами”. А художник должен “слушать глазами”.

    Хорошо, если приходит человек с художественным образованием. Но, например, у нас в роке только два художника с художественным образованием - это я и Андрей Столыпин, первый художник “Алисы”.

    Анна Пингина и группа «Минус Трели». Художник по свету – Андрей Мельник

    Насколько сильно отличается работа художника по свету в театре и на концертах?

    Нет отдельно театрального света и концертного. Законы искусства, творчества - они везде одинаковы. Другое дело, если брать “кондового” в ругательном смысле художника. На концерте у него - “дискотека”, постоянное мигание, а в театре свет - только на актера. У грамотного специалиста вариантов много: где-то мигаем, где-то нет, где-то жесткий свет, где-то, наоборот, мягкий, проникновенный.

    Какие новые тенденции в вашей профессии сейчас есть, новые технологии?

    Они появляются постоянно. Но подход, на мой взгляд, остается прежним. Лучшим учебником до сих пор является издание 1946-ого года – Н.П. Извеков, “Свет на сцене”. Законы остались те же самые.

    Не могу не спросить о семинаре. Чем сейчас интересуются слушатели, какие вопросы задают, с какими проблемами приезжают?

    Очень много частных вопросов, у каждого - свои. Но, насколько я вижу, не “воют”, не переживают. На семинаре я мало рассказываю о технике. Техника - само собой, это опора. Но так как про технику много литературы, статей в Интернете, а про художественные стороны информации маловато, то я в основном рассказываю о творческой составляющей. И они, кажется, совсем не против.

    Видео с практического занятия в Михайловском театре

    Что вы отрабатываете на практических занятиях? Например, завтра вы с группой занимаетесь в клубе “Космонавт” - что там будет?

    Световые этюды, световые перформансы. Каждый раз немного по-разному - в зависимости от площадки, от настроения и с поправкой на аудиторию.

    P.S. Очередной семинар “Художник по свету” пройдет в Петербурге с 10 по 14 февраля. Узнать подробности и зарегистрироваться можно на
    Скрытое содержимое
    Авторизуйтесь чтоб увидеть. .
    Просмотр полной запись

    От

    ЦНТИ «Прогресс» приглашает специалистов осветительского дела познакомиться с современными технологиями в управлении постановочным освещением на семинаре

    Бесценным опытом в постановке сценического освещения поделятся:

    Мельник Андрей Владимирович, художник по свету (опыт работы с коллективами "Алиса", "Аквариум", "ДДТ", "Пикник", "Сурганова и Оркестр", "Бутусов и Ю-Питер" и др., а также с ведущими театрами Санкт-Петербурга);
    Кибиткин Александр Андреевич, начальник осветительской службы Михайловского театра;
    Лукин Сергей Владимирович, главный художник по свету Мариинского театра;
    Песоцкий Дмитрий Юрьевич, начальник осветительского цеха Александринского театра;
    Исламгазин Шамиль, к.т.н., технический директор event-агентства «Гильдия мастеров».

    Участники семинара:
    познакомятся с профессиональными приемами и техниками постановки света;
    примут участие в практических занятиях в Михайловском, Мариинском и Александринском театрах;
    под руководством Андрея Мельника проведут освещение живого концерта группы «Минустрели»;
    посетят шоу-рум компании «Дока», где познакомятся с новинками рынка светового оборудования;

    Подробная информация и регистрация на семинар –
    Скрытое содержимое
    Авторизуйтесь чтоб увидеть. , по телефону 8-800-333-88-44 (звонок бесплатный по России) или по электронной почте [email protected]
    Просмотр полной запись

    От

    Как заставить освещение работать на реализацию вашего креативного замысла?

    Просмотреть вложение: 3.jpg Просмотреть вложение: 17.jpg

    Приглашаем Вас на семинар
    Скрытое содержимое
    Авторизуйтесь чтоб увидеть. 8 по 12 октября 2012, Санкт-Петербург

    Занятия ведут начальники осветительной службы и технические директора отраслевых предприятий, театров и event-агентств Санкт-Петербурга.

    Среди преподавателей – ведущий петербуржский сценограф и мультимедийный график Андрей Владимирович Мельник, выступавший художником по свету на концертах групп «Аквариум», «ДДТ», «Алиса» и др.
    В программе:
    Как правильно выбрать осветительное оборудование для концерта, балета, театра кукол, драматического театра и др.?
    Современные технологии и приборы для постановочного света. Занятие проходит на базе Михайловского театра под руководством начальника осветительской службы Кибиткина Александра Андреевича.
    Типы и приемы освещения. Компьютерное моделирование света.
    Совместная работа художника по свету и сценографа. Занятие проходит на базе Александринского театра под руководством начальника осветительского цеха Песоцкого Дмитрия Юрьевича.
    Как правильно составить райдер? Контакт с принимающей стороной. Аренда светоаппаратуры. Занятие ведет технический директор event-агентства «Гильдия мастеров» Исламгазин Шамиль.
    Световизуальная сценография концерта (на примере концерта «Бутусов. 50 лет»). Занятие ведет Андрей Владимирович Мельник.
    Обзор новинок на рынке светового оборудования. Занятие ведут специалисты ООО «Сценическая техника и технология».

    Скрытое содержимое
    Авторизуйтесь чтоб увидеть.
    «Семинар полезный. Отличная возможность увидеть работу цехов изнутри, узнать о применяемых на практике приборах и технологиях», - Дмитриев Александр, начальник светотехнического цеха ГАУК «Сахалинский международный театральный центр им. А.П. Чехова.

    --------
    Для тех, кто не сможет приехать осенью:

    Семинар "Художник по свету" также пройдет 10 - 14 декабря 2012
    Скрытое содержимое
    Авторизуйтесь чтоб увидеть.
    Просмотреть вложение: 12.jpg
    Просмотреть вложение: 22.jpg

    Просмотр полной запись

В «мастерской» этого художника нет красок, палитры и мольберта, зато много кнопок, прожекторов и светофильтров. Поэтому для полноценного творческого процесса здесь важно не только наличие художественного вкуса, но и отличное знание светового оборудования. Первое знакомство с профессией театрального осветителя и художника по свету для Максима Шлыкова состоялось в 2000 году, и с тех пор он понял, что представить свою жизнь без работы в театре уже не сможет.

Максим, расскажи, как ты оказался в театре? И с чего начался твой путь в профессию?

Всё началось в детстве, когда мои родители и бабушка с дедушкой регулярно водили меня в цирк и театр. Поэтому театром я заболел ещё в то время, особенно после того, как посмотрел легендарный спектакль Саратовского ТЮЗа «Аленький цветочек». А когда я учился в первом классе, к нам в школу приехал театр кукол «Теремок» с постановкой «Прыгающая принцесса», которая и по сей день входит в репертуар «Теремка». После спектакля я сказал учительнице, что когда стану взрослым, непременно буду работать в этом театре. Тогда я не мог представить, что всё так и произойдёт, но, во всяком случае, интерес к театру и желание работать в нём артистом было всегда.

Учась в старших классах, я пришёл в школьный актив ТЮЗа, позже мне повезло сотрудничать с замечательным художником-постановщиком Ольгой Владимировной Колесниковой. Именно она привела меня в осветительный цех, который всегда меня привлекал и где я впервые попробовал себя в роли осветителя. Это было примерно в 2000-м году. Там я и стал постигать профессию. Большим помощником в этом оказался художник по свету ТЮЗа Виктор Маркович Стороженко, которого я и по сей день считаю своим учителем и которому очень благодарен. Позже благодаря ему я побывал в городе Санкт-Петербурге на курсах художников по свету – это были большие интересные курсы, организованные специалистами из США и России. Они стали своеобразным моим «посвящением» в профессию. Тут то и началось всё самое интересное.

Откуда вообще в наших театрах берутся специалисты такой профессии? Где готовят художников по свету?

К сожалению, у нас в стране нет институтов, которые готовили бы специалистов именно с дипломом «Художник по свету». В Санкт-Петербурге есть театральная академия, которая выпускает художников-технологов со специализацией «художник по свету», этот курс до недавнего времени вёл великий художник по свету Владимир Лукасевич, в конце прошлого года он, к сожалению, ушёл из жизни. Ещё московский ГИТИС учит по специальности «светорежиссура» – вот и всё высшее образование в этой сфере. Чаще всего художники по свету – это такие «самородки», люди, которые пришли работать в театр, полюбили театр, стали пробовать себя в чём-то большем, у них это стало получаться, и, в конце концов, их работа оказалась по-настоящему нужной и востребованной. Так было и со мной.

Что именно должно получатся у простого осветителя, чтобы в дальнейшем он смог подняться на следующую ступеньку – стать художником по свету?

Нужно уметь организовать свет в спектакле. Художник по свету должен увидеть и понять, как с помощью света можно выразить то, что задумал режиссёр. Как уложиться в те рамки, которые ставит режиссёр и вместе с тем, как привнести в происходящее на сцене что-то своё, чтобы получился по-настоящему хороший спектакль. Ведь от света зависит очень многое, иногда именно свет становится той самой изюминкой спектакля, важнейшим выразительным элементом – особенно если речь идёт о какой-то современной высокотехнологичной постановке.

И как всё-таки ты пришёл работать в Саратовский театр кукол?

В 2006 году я получил приглашение прийти работать в театр кукол «Теремок». Сначала были сомнения, я не сразу решился, потому что в другом театре – другая специфика постановки света, но потом не стал отказываться от шанса попробовать что-то новое, и впоследствии ни разу не пожалел об этом. Конечно, первые годы пришлось привыкать, осваивать новые методы, потому что свет в театре кукол ставится иначе, у него несколько другие задачи. Но есть главный объединяющий момент – независимо от всех нюансов эта работа предполагает только творческий подход и искренний интерес к тому, что ты делаешь.

Максим Шлыков: «Свет – главный волшебник и помощник в театре»

А чем отличается специфика постановки света в разных театрах?

На самом деле эти отличия небольшие. В театре оперы и балета, например, чаще всего приходится использовать так называемый заливной свет, в балете солистов высвечивают лучами прожекторов. В филармонии – это концертный свет, в театре кукол – в основном локальный свет, который делает акцент на куклах. А вот драматический театр в этом плане даёт больше свободы. В любом случае если художник по свету – профессионал, он легко сможет подстроиться под любые условия, для него нет ничего невозможного, главное, чтобы свет был не бытовым, а художественным. Я сейчас сотрудничаю с несколькими театрами, занимаюсь своей работой на протяжении 15 лет, и всё-таки не утверждаю, что являюсь большим специалистом. Я каждый день продолжаю учиться, люблю работать с разными режиссёрами в разных театрах, участвовать в различных семинарах, выставках, тренингах – этот опыт бесценен для меня.

Как строится твоя работа в театре? На каком этапе создания спектакля к этому процессу подключается художник по свету?

Работа художника по свету начинается уже на этапе обсуждения общей концепции будущего спектакля с режиссёром и художником-постановщиком. Режиссёр высказывает все свои идеи, говорит о том, как примерно он видит конечный результат, художник-постановщик делится мыслями по поводу оформления декораций – и художник по свету на основе этого начинает рисовать в голове свою «световую» картинку, подбирает оборудование, придумывает свет, направку света, подбирает цветовую гамму и так далее. Потом уже в процессе репетиций всё это несколько раз уточняется, выставляется, поправляется, пишется световая партитура, фиксируется в световом пульте и на бумаге. На самом деле это очень кропотливая работа, но, безусловно, творческая.

Расскажи немного о «творческом моменте» в твоей работе. Действительно ли художник по свету чувствует себя художником, ведь он всё-таки очень зависит от технического оснащения?

Задача художника по свету заключается не в том, чтобы просто осветить сцену. Как у актёра есть своя особая смысловая линия, которую он ведёт через весь спектакль, так и у художника по свету есть подобная возможность самовыражения. И не важно, будет ли это ровный яркий белый свет, или глубокий полумрак, или всего одна свеча, оставленная на столе. На сцене можно рисовать разные «картины», создавать атмосферу зимнего холодного вечера, летнего знойного дня, сказочного волшебного леса или просто как-то особенно подчеркнуть характер актёра, его эмоциональность – и всё это с помощью света.

Когда я провожу экскурсии для детей в осветительном цехе, я всегда рассказываю им о том, что именно свет является главным волшебником в театре.

Работа художника по свету начинается уже на этапе обсуждения общей концепции будущего спектакля с режиссёром и художником-постановщиком

Есть ли у тебя любимые спектакли, работа над которыми особенно запомнилась?

Сразу вспоминается спектакль «Дон Жуан» – одна из самых первых моих работ в театре кукол, я тогда только начинал знакомство со спецификой этого театра – тем не менее, спектакль получился очень удачным по свету, как мне кажется. Спектакль «Бременские музыканты» – тоже очень яркая постановка. В ТЮЗе имени Киселёва могу выделить спектакли «Пять двадцать пять», над которым я работал совместно со своим учителем, «Чудесные приключения Нильса с дикими гусями», «Геркулес и авгиевы конюшни». Последний спектакль – это пример того, когда выстраивается очень слаженная, доверительная работа с режиссёром – такое бывает редко.

Была ещё одна работа, за которую я сильно переживал – это тюзовский спектакль «Софокл. Эдип, тиран», который поставил известный французский режиссёр Маттиас Лангхофф. Свету в этом спектакле была отведена особая роль. Сначала это был естественный солнечный свет, который освещал двор между домами, причём зрительный зал так же освещался на протяжении всего спектакля – это создавало эффект единого пространства, так называемый эффект полного присутствия. В момент кульминации, когда Эдип выкалывал себе глаза, свет на сцене и в зале полностью гас, всё погружалось во тьму, и зрителям казалось, что они лишились зрения вместе с главным героем спектакля. Потом зажигался специальный фонарь, благодаря которому пространство вокруг становилось серым. Всё это, конечно, помогало создавать особое эмоциональное напряжение в спектакле. Очень жаль, что сейчас увидеть эту постановку на сцене ТЮЗа уже нельзя.

Какие сложности возникают в твоей работе? Бывают ли внештатные ситуации?

Сложностей всегда много, без них было бы неинтересно работать. Но главная сложность – это недостаточное финансирование. Иногда хочется сделать что-то особенное, а возможности для этого нет. Ведь если у живописца не будет красок, он не сможет рисовать. И если у художника по свету нет нужного прибора, это очень сильно ограничивает его работу. Конечно, всегда можно «выкрутиться», и сделать то, что нужно, какими-то другими способами, но всегда хочется иметь под рукой полный набор «красок».

А внештатные ситуации иногда происходят, например, внезапно отказывает пульт. На самом деле это всё мелочи. Профессиональный осветитель всегда сможет оперативно решить эту проблему, и никакого срыва спектакля из-за этого не произойдет.

Задача художника по свету заключается не в том, чтобы просто осветить сцену. Как у актёра есть своя особая смысловая линия, которую он ведёт через весь спектакль, так и у художника по свету есть подобная возможность самовыражения

А что тебя особенно радует в работе?

Меня радует сам рабочий процесс. Мне очень нравится «вести» спектакль, сидя за световым пультом, управлять световыми переходами по реплике, по музыке или любому другому актёрскому сигналу, зафиксированному в световой партитуре спектакля. Это невероятно интересно, для этого нужно погрузиться в спектакль вместе с актёрами, понимать, что происходит на сцене, попасть в тот темпоритм, который задают актёры, и тогда всё становится единым целым в спектакле.

Как ты относишься к тому, что работу художника по свету иногда не замечают зрители и критики? Бывает ли тебе обидно из-за этого?

Да, иногда бывает обидно, что наша работа зачастую остаётся незамеченной. Наверное, так и должно быть, ведь на первом месте всегда актёры и сам спектакль. А свет – только помощник.

Кстати, в престижном театральном фестивале «Золотая маска» есть номинации «Художник по свету в драматическом театре» и «Художник по свету в оперном театре», а вот номинации «Художник по свету в театре кукол», к сожалению, нет. Есть много менее известных фестивалей, в которых подобные номинации просто не предусмотрены. Обидно за коллег, ведь в наших театрах трудятся замечательные художники по свету, хочется, чтобы их работа была отмечена и на фестивальном уровне, и вообще.

А что касается зрителя – самое главное, чтобы ему понравился спектакль в целом. Значит, все его создатели хорошо сделали свою работу. Ведь свет не должен быть навязчивым, не должен мешать, раздражать или отвлекать. Я, например, очень люблю на сцене свет, приближенный к естественному природному, стараюсь избегать всевозможных световых шоу, «дискотечного» мелькания. Хотя в век технологий это не всегда, к сожалению, удаётся.

Насколько сейчас востребована профессия художника по свету?

Профессия довольно востребована, но специалистов в этой сфере очень мало. В Питере и Москве ещё можно найти грамотных художников по свету, но там всё-таки высокая конкуренция у театров и различных концертных площадок. В провинции, конечно, дела обстоят намного хуже, но специалисты есть, и я мог бы привести много примеров.

Думаю, чтобы заниматься этим, нужно по-настоящему полюбить работу в театре. Понимать, ради чего ты пришёл сюда. Понимать, что здесь ты никогда не заработаешь больших денег. Но если ты осознаёшь, что пришёл в театр заниматься творчеством – тогда это станет твоим делом, и спектакли, в создании которых ты принимаешь участие, будут получаться всё лучше и лучше, и будут радовать зрителей на протяжении многих лет.

Одна из проблем российского театра художником по свету и осветителем , считает главный художник по свету Мариинского театра Владимир Лукасевич.

То, что художник по свету - это не человек, знающий досконально только светотехнику , Владимиру Лукасевичу стало понятно через несколько лет после начала работы в театре. Поэтому он и его приятель Михаил Миклер, ныне главный художник по свету Малого оперного театра, пришли на постановочный факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) в 1977 году и попросили учить их по программе, которую сами для себя и составили. К общим предметам, традиционным для художников–постановщиков, они добавили теорию цвета, электронику, физиологию зрения, психологию восприятия, которых раньше вовсе не было на этом факультете. Теперь этому и многому другому будут учить на новом курсе постановочного факультета в Театральной академии. На курсе «Художник по свету », созданном по инициативе Лукасевича и зав. кафедрой постановочного факультета В. М. Шеповалова.

Чужие ошибки

Художник по свету создает свою «роль света » в спектакле, которая в теории должна (как и все другие составляющие «роли») заставить зрителя и плакать, и смеяться, собственно чему и служит театр в целом. Как, в самом деле, вы заставите зрителя плакать, если не знаете, как нажать на его слезные железы, если вы не знакомы с психологией восприятия? Есть физиология зрения, например закон темновой адаптации. Как сделать перемену при «вырубке» на сцене, чтобы ее не заметил зритель? Возможно, просто погасить свет , но будет недостаточно, поскольку полной темноты в театре не бывает - ведь есть оркестровая яма, светильники аварийного выхода и пр. Может, правильнее в этом случае адаптировать зрение аудитории на какую–то повышенную яркость, чтобы продлить ощущение «темноты» у зрителя, до наступления темновой адаптации. Это вполне реальные инструменты... А если вы не хотите полной темноты, а хотите такое состояние, при котором зритель видит то, что необходимо по действию, но не то, что вам хотелось скрыть? Конечно, можно долго упражняться опытным путем, выискивая, до какой степени, на какую яркость и на какое время нужно адаптировать зрение зрителя, а можно просто знать, как работает кривая адаптации... Ну, а психология восприятия цвета - уходит далеко в историю, корни которой вы найдете и в тибетской философии, и буддистской культуре. Древний индийский театр, например. Когда в индийском театре опускался задник определенного цвета, скажем, зеленого, зритель сразу понимал, что речь идет о тоске. Это был и символ, и знак зрителю. Ну, и так далее. Такие вещи, конечно, необходимо знать и понимать изначально. Для чего и нужно фундаментальное образование - чтобы каждый раз не начинать с нуля, любимым нашим методом собственных проб и ошибок.

К сожалению, в России не было школы, где был бы собран в одном месте весь объем знаний, необходимый современному художнику по свету . Всегда была передача ремесла от мастера к ученику. Но мастера, такие как Климовский, Кутиков, Дягилев, Драпкин, Синячевский, Барков, Волков, Симонов, работавшие в пятидесятые–семидесятые, всегда говорили: «Смотри, как делаю я, - и учись». Естественно, поэтому они оставили мало учеников. И сегодня, наверное, было бы правильно сказать, что в большинстве своем все нынешние российские художники по свету - самоучки. Опираясь лишь на собственный опыт и интуицию, они снова и снова начинают с того же нуля, с которого начинало предыдущее поколение. В этом и состоит суть понятия «школа профессии» - она аккумулирует проделанный опыт.

На ежегодных семинарах для российских художников по свету Лукасевичу не раз приходилось слышать о практике работы в некоторых театрах, совершенно немыслимой в работе художника по свету : «А у нас в театре режиссер говорит: "Этот фонарь зафильтруйте красным! Этот - зеленым! Направьте сюда, я сказал! А этот - туда! Делайте, как я сказал..."».

Это то, что я бы назвал работой осветителя , - осветим там, где скажут.

Современный театр так работать не сможет. Подобного рода практика устарела лет сто назад, и это, конечно, рудименты театра XIX века. Но к удивлению, в достаточно большом количестве мест благополучно существует. Возможно, это связано с тем, что наши режиссеры и художники традиционно получают недостаточное образование в вопросах «сценографии» и света и как люди малообразованные убеждены, что «знают все». Проблема, конечно, двусторонняя. Недостаточное образование с обеих сторон порождает ситуации взаимного недоверия, когда постановщик не верит в творческий потенциал художника по свету , художник по свету - светит , куда скажут, тем самым изначально обедняя создаваемое произведение.

Никто, конечно, не спорит: режиссер–постановщик - создатель и генератор идеи и концепции спектакля в целом. Но не вопрос режиссера - какой фонарь куда направить. У режиссера другие задачи - заниматься актерами, мизансценой и так далее. Вопрос в том, что художник по свету работает с режиссером изначально, когда замысел еще формируется, до того, как спектакль начинают репетировать на сцене. К моменту выхода на сцену у художника должно быть готово все. Абсолютно все для репетиций, где проверяется и выверяется «роль света », в той же степени, как и любая актерская роль. Придумывать уже поздно. То есть он должен родить партитуру света , ложащуюся на концепцию спектакля, выношенную вместе с режиссером. Построить свое собственное произведение - создать светоцветовую гамму, гармонирующую не только с костюмами и декорациями, но и с характерами персонажей, и с музыкой, и всем остальным. Словом, он должен сделать собственную точную и эстетически выверенную работу, отработать партитуру освещения. В противном случае получаются полудоделанные спектакли - «произведения». По мнению Лукасевича, одна из проблем российского театра заключается в том, что у нас очень часто не различают: что такое художник по свету и что такое осветитель , который по просьбе постановщика осветит актера - «чтобы было видно», и декорации - «чтобы было красиво».

Стандарт образования

Толчком для начала работы по открытию в Театральной академии курса «Художник по свету » стало приглашение Владимира в Университет штата Коннектикут прочесть лекции по истории предмета в России. Американцам, кстати, занимающимся профессиональным обучением художников по свету с 1936 года, показался интересным российский опыт. А Владимир, в свою очередь, позавидовал тому, как у них устроено обучение. Ведь на драматическом факультете университета - четыре собственных, отлично оборудованных театра, в которых ставится по 6–8 полноценных спектаклей в год, силами всех студентов факультета. Таким образом, у художников по свету , так же, впрочем, как и у актеров с режиссерами, есть возможность - и это даже обязательно - поработать и осветителями , и монтировщиками, и ассистентами режиссера, то есть освоить театр со всех сторон. За курс они успевают выпустить самостоятельно как художники по свету по 5–7 спектаклей. Соответственно, заканчивая курс, они имеют уже приличный портфолио и могут представлять из себя что–то интересное для работодателей.

У Владимира Лукасевича в прошлом был опыт преподавания (12 лет) театральной светотехники на постановочном факультете ЛГИТМиК, и даже было выпущено несколько курсов по специальности «Художник–технолог» со специализацией «Художник по свету ». В конечном счете, стало понятно, что теоретически, без достойной технической базы, это, пожалуй, не имеет смысла.

Понимаете, получилась такая неправильная вещь. Все попытки сделать некий нормальный класс на факультете и в то же время при Мариинском театре не увенчались успехом. И выходило, что люди приходили к нам учиться, мы их учили, они заканчивали вуз, получали диплом «художник по свету » и были уверены, что написанное в дипломе соответствует истине. Но это было не так, или не совсем так. Как минимум, потому, что у них не было возможности освоить профессию на практике. И получалось, что мы говорили человеку, будто он рыжий, а он на самом деле был лысым. А обманывать все–таки нехорошо. Собственно из–за этого подготовка художников по свету была остановлена, а читать просто светотехнику было уже не очень интересно.

И еще. После преподавания в Америке меня мучила зависть: почему у них можно так учиться, а у нас нет? Ведь сегодня ситуация уже давно другая, и есть возможности получить определенную техническую базу, надо только работать над этим. И мы договорились с Театральной академией открыть соответствующий курс на постановочном факультете.

Именно по специальности «Художник по свету »?

Здесь зарыта другая, большая и в то же время смешная проблема. Основная идея заключалась в том, что с самого первого курса это должен быть курс художников по свету . Безо всяких там специализаций, потому что это все–таки разные вещи: специализация и профессия. Но тут мы натолкнулись на кое–что интересное. Оказалось, в перечне профессий, имеющихся в нашей стране, художник по свету есть, а в списке Министерства образования - нет. То есть выходит, что профессия - вроде вот она, а кто и как должен готовить специалистов, никто не понимает. Ерунда полная.

Чтобы эта профессия появилась в вышеозначенном списке, должен существовать утвержденный Стандарт образования. Мы написали этот стандарт, но заниматься им, утверждать (из–за 8–15 выпускников в год) в министерстве, вероятно, некому.

А что представляет собой этот Стандарт образования?

Перечень всех предметов и знаний, которые должен освоить студент, чтобы стать профессионалом. Я пригласил для этой работы моего друга Джима Франклина, который в свое время организовывал подобный курс в университете Коннектикута (теперь одной из ведущих школ нашей профессии в США). Параллельно он целый семестр читал лекции в Театральной академии. В то же время эта тема активно обсуждалась на заседаниях и круглых столах Ассоциации художников по свету России. Ломали копья. Начиналось с глупостей: А как это должно называться? Светодизайнер или еще как–то? Но что такое светодизайнер ? Я не понимаю, кто такой светодизайнер . Что такое вообще дизайн в нашем понимании? Ведь в английском языке слово «дизайнер» не соответствует же напрямую слову «художник». Это, скорее, конструктор. Хотя и это тоже не совсем верно. В конечном счете, речь идет о профессии творческой и создающей некий визуальный ряд, - значит, художник. В конце концов, вне наших споров она существует в реестре профессий. Художник по свету - это правильно.

С другой стороны, как научить быть художником? Наверное, это невозможно, это, скорее, от папы с мамой. Я думаю, у нас в Академии (как и в любом другом творческом вузе) речь идет, прежде всего, о том, чтобы дать человеку ремесло. Ремесленные приемы существования в профессии. А что он с этими приемами вытворит, как реализуется, зависит от его творческого потенциала. Но профессии нужно учиться. Истории русского и зарубежного театра, истории материальной культуры, истории изобразительного искусства, философии, теории сценографии, истории русской и зарубежной литературы, перспективе, черчению, расчету театральных конструкций, живописи, рисунку, психологии и физиологии восприятия, истории театрального света и театрального костюма, компьютерному моделированию и теории пространственного решения спектакля... Да много чего еще мы включили в Стандарт образования. Длиннющий список.

Для чего художнику по свету изучать столько гуманитарных предметов?

Чтобы быть образованным, современным. Как вы предполагаете работать над пьесой, положим, или оперой, не зная истории, материальной культуры той эпохи, о которой идет речь в вашем спектакле? Узкое профессиональное знание, по–моему, Карл Маркс называл «профессиональный кретинизм». Ради широких знаний, конечно! Позже Джим (я в это время был на гастролях) представлял нашу программу в Мюнхене на семинаре художников по свету , где традиционно собираются монстры нашей профессии из Европы и Америки. И, со слов Джима, коллеги были слегка изумлены: программа выглядит еще более серьезной, чем та, которая есть на сегодня в Штатах. Дело в том, что по ряду причин, например в США, нет возможности обеспечить такой широкий спектр предметов. А у питерской Театральной академии в этом плане ресурс огромный. И я пошел на это умышленно, поскольку в американской школе меня сильно смущала именно ограниченность в плане знания истории, опыта мирового, европейского театра, общего кругозора. О российском театре они, пожалуй, кроме имени Станиславкого и не знают ничего. Там в университете ко мне приходили студенты и рассказывали о сумасшедших идеях, которые самостоятельно выносили. И мне пришлось прочесть лекцию о нашем соотечественнике, который работал у Далькроза в Хеллерау в 1912 году. «...Такое уже было. В четырнадцатом году Николай Зальцман все это уже делал...». Так что художник по свету - это не просто знание фонариков . Это подробное знание предмета со всех сторон.

Какие требования вы предъявляли на вступительных экзаменах?

Благодаря тому, что курс открыт именно при Театральной академии, у нас, как во всех творческих вузах, есть возможность в два с половиной тура устроить отбор студентов. По тому принципу, по которому хочется.

Так по какому же?

Хочется, чтобы студент был умный и талантливый. Первый отборочный тур проходил так. Каждый абитуриент получил репродукцию картины - классическая живопись. На основании этой картинки нужно было нарисовать план, боковой разрез - сделать якобы театральную сцену - и поставить свет . В руках только карандаш и бумага. Мне было не важно, как они умеют рисовать планировки - рисовать их будут учить потом четыре года - важно понять, во–первых, насколько человек видит пространство и, во–вторых, насколько видит свет в этом пространстве. Такую вот иезуитскую задачу я им ставил. А для второго тура нужно было либо сделать самому фотографию, либо найти вырезки из журналов с картинками, в которых свет играл свою определенную роль. И рассказать об этом. И не простейшие эффектные картинки, где, скажем, солнце восходит за лесом и виден мощный «контровой» свет, а что–то более сложное, многоплановое. Были еще пара задачек из школьной физики и черчение. Потом - собеседование, когда все педагоги кафедры расспрашивали абитуриентов о театре, литературе, музыке. Чтобы понять, насколько человек театрален и из нашей команды. Таким образом было отобрано восемь человек (хотя изначально я предполагал курс из шести). Очень надеемся, что из них выйдет толк.

И ваши выпускники будут ставить свет в лучших театрах мира?

Хотелось бы, конечно. Я думаю, это, прежде всего, зависит от них. Что от нас зависит на факультете, я думаю, мы сделаем. А потом - как жизнь поведет. Может быть, и не театр, кто знает. Речь идет о том, что художник по свету - это художник по свету . И свет он может ставить, где угодно: в казино ли, в театре... Освещать Казанский собор или экспозиции музеев. Это - профессия. И прикладываться она может к чему угодно. Вопрос в том, чтобы человек понимал, что он делает. Конечно, существует специализация - архитектурное освещение , театральный свет , концертный свет . Но все это - различные предметы курса. А художник по свету должен придумать, как наилучшим образом осветить то или иное. Мне, например, хотелось бы увидеть архитектурное освещение Санкт–Петербурга не таким, какое оно сегодня. Ведь Питер - потрясающая драматургическая среда. Ну не может же Петербург Достоевского освещаться так же, как Петербург Пушкина, - это же разные города! И свет , и среда в этих разных городах должны делаться иначе. Ну, хотя бы из эстетических соображений. А у нас все освещение - фонарики : было темно, стало светло - вот и весь прогресс. То же самое и с театром - проблемы одного корня. Но этот период когда–то пройдет. Надеюсь, не без нашей помощи.

Владимир Лукасевич родился в Одессе в 1956 году. В пятнадцать лет поступил в Ленинградский кинотехникум на специальность «Театральный художник по свету». В семнадцать лет сделал свой первый спектакль как художник по свету в Рязанском областном драматическом театре. Окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Ставил спектакли во многих драматических театрах России. Работал в театре им. В. Ф. Комиссаржевской с народным артистом СССР Р. С. Агамирзяном. Преподавал в ЛГИТМиК дисциплину «Художник–технолог» со специализацией «Художник по свету». С 1985 года работает в Мариинском театре в должности главного художника по свету. Преподает в Университете штата Коннектикут. Ставит свет в спектаклях, идущих не только в Санкт–Петербурге, но и на сценах оперных и балетных театров мира. На его счету более 300 спектаклей, классические и авангардные постановки: «Борис Годунов», «Щелкунчик», «Лоэнгрин», «Парсифаль», «Спящая красавица», «Самсон и Далила», «Корсар», «Жар–птица», «Петрушка», «Травиата», «Копелия», «Кармен», «Тема с вариациями», «Манон», «Сказка о царе Салтане», «Ариадна на Наксосе» и др... Оформленные им спектакли шли и идут на многих площадках мира - Сполетто Фестиваль США, Ла Скала, Опера Бордо, Королевская опера Ковент Гарден, Опера Марсель, Новая Израильская опера, Новая национальная опера в Токио. Восемь лет назад по его проекту в Мариинском театре сделана уникальная реконструкция светового оборудования софитов, и в театре появилась световая техника с полностью автоматизированным управлением. Владимир Лукасевич - один из членов правления Ассоциации художников по свету России и под эгидой этой ассоциации и Театральной академии Санкт–Петербурга проводит ежегодные семинары повышения квалификации художников по свету. А в этом году по его инициативе на постановочном факультете в Театральной академии впервые провели набор на курс «Художник по свету».

Перечень предметов 5–летнего курса обучения по специальности «Художник по свету»
Иностранный язык
Физическая культура
Отечественная история:
Мировой исторический процесс в России
История отечества
Философия:
Основы философских знаний
Философия искусства (Эстетика)
Культурология
Психология и педагогика
Русский язык и культура речи
Социология
История русской литературы
История зарубежной литературы
История зарубежной драматургии
История театра
История зарубежного театра
История русского театра
История изобразительного искусства
История зарубежного изобразительного искусства
История русского изобразительного искусства
История материальной культуры и быта
Рисунок и живопись
Театральные здания и сооружения
Организация театрального дела в России
Театральный грим и пастиж Материаловедение
Безопасность жизнедеятельности
История русской музыки и музыкального театра
История зарубежной музыки и муз. театра
История Санкт–Петербурга
Техника безопасности в театре
Сценическое оборудование (свет)
Драматургический анализ
Теория сценографии
История театрального света
Сценографическая композиция
Технология художественного оформления
Технология театрального производства
Устройство и оборудование сцены
Основы перспективы и макетирования
Расчет театральных конструкций
Технология создания сценического костюма
Технология художественно– светового оформления
История театрально– декорационного искусства
История костюма
Основы архитектуры
Черчение и начертательная геометрия
Оборудование театрального освещения
Свет и цвет
Партитура света, графика
Психология восприятия
Технология театрального освещения
Электроника
Эстетика света
Компьютерное моделирование света
Специализированное программное обеспечение
Свет в музыкальном театре
Свет в драматическом театре
Световое оформление архитектуры
Световое оформление концертных программ

Книги

Справочная книга по светотехнике

Московский Дом света и издательство «Знак» готовят к выпуску в конце 2005 года третье издание «Справочной книги по светотехнике ».
Первые два издания вышли в свет в 1983 и 1995 годах. За это время «Справочная книга по светотехнике», опубликованная тиражом 65 тысяч экземпляров, стала настольной книгой большинства специалистов и одновременно учебным пособием по многим разделам светотехники.
Новое издание отличается значительно большей полнотой материалов, представлением новейших нормативных данных, методов и средств расчета, проектирования и светового дизайна, полноцветным оформлением и печатью на высококачественной бумаге. В новом, третьем издании значительно расширены разделы «Источники света », «Пускорегулирующие устройства и системы управления освещением», пересмотрены методы расчета и проектирования на основе широкого использования компьютерной техники. В книге появились новые разделы: «Световой дизайн », «Свет и здоровье», «Энергосбережение в осветительных установках», «Подводное освещение », «История светотехники».
«Справочная книга по светотехнике » предназначена для широкого круга специалистов–светотехников, электриков, архитекторов, гигиенистов, врачей, работников охраны труда, связанных с применением естественного и искусственного освещения , разработкой и производством светотехнических изделий , проектированием, монтажом и эксплуатацией светотехнических установок.
«Справочная книга по светотехнике » будет выпущена и на CD.
Заказать «Справочную книгу по светотехнике» можно в Доме света. Его адрес:
Россия, 129626, Москва, пр. Мира, 106, оф. 346
Тел./факс: (095) 682–19–04, тел. (095) 682–26–54
E–mail: Light–[email protected]

Баллада о свете

«Ей больше 120 лет, но она не выглядит на свой возраст. Сколько бы ни соперничали с ней новые источники света, она остается прекрасней всех. Вещь, неизменная в своей классической форме, пример совершенного дизайна, к которому нечего добавить и от которого нечего отнять. Во многих случаях гораздо более красивая, чем все абажуры и светильники , которыми теперь украшают и закрывают ее».
Так начинается новая, только что вышедшая книга, посвященная первому в истории широко используемому электрическому прибору. В книге более 200 иллюстраций. Текст выстроен по трем основным темам: технические аспекты внедрения лампочек, реклама и графика из многих, не публиковавшихся ранее документов и, наконец, «слова про свет » - взгляд поэтов и писателей на объект исследования.
Эта книга - многоголосая хвалебная песнь электрической лампочке на 144 страницах, в превосходной минималистской обложке, копирующей плакат работы Питера Бихренса, сделанный в 1912 году по заказу компании AEG. Книга не претендует на звание технического трактата или учебника по осветительной технике, это - «иллюстрированный атлас», читать который - одно удовольствие. Даже заглавие напоминает о свойстве света нести веселье и радость.
Текст открывают стихи русского поэта Владимира Маяковского, посвященные электрической лампочке и ее пламенному сердцу. Завершают книгу строки великого американского невролога Оливера Сакса: фрагмент автобиографической прозы о его любимых металлах - осмии, вольфраме и тантале, из которых делают нити накаливания в лампах. Между этими двумя светящимися стержнями протягиваются пять частей книги: «Миф и красота», «Эдисон и ему подобные», «Война против газа», «Мастерские света», «Наше время». В «Мастерских света» можно найти шесть биографий самых главных компаний и исчерпывающее описание бесчисленных коммерческих брэндов. Автор - не новичок в подобных публикациях. В 1995 году Lupetti опубликовало его «Знаки света», сейчас уже фактически распроданные. В сопровождении иллюстраций легко и приятно пробираться сквозь историю рекламирования электрической лампочки с небольшой долей технических подробностей и культурных экскурсов. На самом деле, треть тома - его заключительная часть - возносит очарование света на высокий пьедестал, созданный словами поэтов.
Материалы предоставлены Порталом Света
www.lightingacademy.org

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете ...

Беседовала Мария Медведева

Визитка

Анна Махортова , 20 лет. Помощник художника по свету в Московском мюзикл-театре «Монотон». Студентка МГТТ им. Л. Филатова.

Мы сталкиваемся с их работой постоянно: в театре, на концерте, на детском утреннике где-нибудь в заурядном ДК. Сталкиваемся, но не задумываемся, настолько результат этой работы естественен и привычен. Однако отсутствие этих людей на рабочем месте -кошмарный сон любого режиссера или актера. Эти люди - художники по свету, «световики». С одной из них, очень жизнерадостной и увлеченной студенткой Аней, мне удалось пообщаться.

Чем занимается художник по свету? Что входит в круг его обязанностей?

Главная и основная задача художника по свету - обеспечить световую составляющую спектакля, мюзикла, концерта. Художник по свету придумывает, какое освещение и в какой момент будет на сцене, если этим не занимается режиссер. Вообще, режиссеры часто в этом ничего не понимают, и тогда световик может полностью светооформить спектакль. Если же режиссер - человек интересующийся и многосторонний, каким он и должен быть, то они вместе со световиком могут это обсудить, режиссер может прописать партитуру, и тогда художник по свету будет, скорее, исполнителем. Весь спектакль записывается как последовательность включения «света» на пульт управления, и во время действия уже ничего придумывать и экспериментировать не нужно - все заранее выверено. Остается только вовремя включить определенную кнопку. Но сам процесс отработки всего этого достаточно долгий и трудоемкий, ведь нужно многое учесть: сочетаемость цветов, интенсивность освещения и так далее.

Аня, как получилось, что ты занялась таким делом? Это как-то связано с твоей будущей профессией?

Я учусь в театральном колледже имени Филатова, и при колледже есть свой театр. Учусь я на менеджера социальной и культурной деятельности. Когда я училась на первом курсе, световик нашего театра искал себе помощника на полставки среди студентов. Он предлагал нашим ребятам, но все почему-то отказались. И тогда я начала проситься к нему, говоря, что пол в этом занятии не важен, а мне очень интересно было бы поработать в этой сфере. В колледж я поступила в 16 лет, поэтому меня не могли оформить в отделе кадров. Так что на эту работу я просилась еще два года. Когда возраст достиг необходимой отметки, меня сразу же взяли. Три года я уже отработала.

Я пока не художник по свету, а только его помощник. Хотя в будущем возможно и повышение. В данный момент я сама ничего не придумываю, этим занимается мой начальник. Он устанавливает конкретные положения в программу пульта, а я во время спектакля слежу за должным исполнением этой программы, переключаю кнопки, которые заранее запрограммированы. Конечно, меня обучают всяким хитростям и особенностям работы со светом, так что в будущем я смогу работать художником по свету.

То есть эта работа была тебе интересна сама по себе?

Да. Моя старшая сестра работает режиссером в кино. Я часто бывала на съемочной площадке, и на тот момент тоже хотела работать в кино. Я посчитала, что для нормальной качественной работы важно постараться узнать максимально много направлений в организации процесса изнутри, чтобы потом грамотно руководить и ставить правильные задачи перед своими подчиненными.

По ходу дела я искренне увлеклась самим процессом, стала интересоваться нюансами и тем, что не нужно мне непосредственно в работе, а для себя. Изначально этого не было.

Скажи, твоя погруженность в эту профессию изменила что-то в твоем мироощущении?

Если говорить о мировосприятии, то все это не настолько тонкие вещи. Однако я начала лучше разбираться в сочетаемости цветов. Заходя в помещение, я обращаю внимание на свет. И если подумать, то да, определенная профессиональная деформация произошла. Теперь, когда я прихожу на спектакль или концерт, я обращаю внимание прежде всего на свет. Потом задаю вопросы своему начальнику, что и как было сделано, почему именно так. Нормально спокойно посмотреть на то, что происходит на сцене, я уже не могу. Как мы с сестрой не можем нормально сходить в кино (смеется). Вообще, приходя работать в культурно-развлекательную сферу, на все это начинаешь обращать внимание, примеривать на себя и на свои будущие проекты. Так что, приходя на концерт, я концентрируюсь не на своих ощущениях и впечатлениях, а на анализе происходящего. Это другой уровень, и он гораздо интереснее, на мой взгляд.

Честно сказать, и круг интересов у меня несколько поменялся. Новые приборы, приемы. Это все так необычно, это хочется изучать и понимать. Я недавно была на концерте одного зарубежного артиста, приехавшего со своим оборудованием - я смотрела только на это оборудование, на то, как цвет и свет сочетаются с музыкой, работают в едином ритме. Хотелось со всем этим уметь работать, все потрогать, пощупать. Чтобы потом самой создать что-то такое, чтобы зритель мог сказать: «Вау!»

Какие качества должны быть у человека, который хочет работать художником по свету?

Наверное, все тонкости узнаются уже в процессе работы. Но определенное чувство цвета и света должно быть, это точно. Понятно, что дальтоник художником по свету стать не сможет. Должна быть хорошо развита интуиция, чтобы понимать, достаточно ли света на главном герое, стоит ли ставить красный и оранжевый, или надо добавить немного холодного освещения.

В плане обучения: разумеется, есть и курсы. Я знаю, что во ВГИКе есть курсы. Но я, например, никаких курсов не заканчивала, начинала с мелочей, как раньше подмастерье. Мой начальник многому меня научил и продолжает учить. Я набираюсь опыта из рук в руки. Да, бывают ошибки и ляпы, но зато у меня сразу есть практика. Вообще, художник по свету - это обыденная профессия. В такие мало кто рвется. Куда интереснее быть на виду: режиссером, актером.

Насколько серьезные бывают ляпы?

Освещение - это неотъемлемая часть представления. Любого. В темноте зритель ничего не увидит. Но современное оборудование позволяет гораздо больше. Свет задает настроение. С помощью света можно изобразить дождь, пожар, бурные эмоции героев или грусть. У меня был случай. Поскольку сама я ничего не настраиваю, во время антракта я вышла в буфет, чтобы перекусить. Возвращаюсь к началу акта на свое место, открывается занавес - а там идет так называемое основное освещение, как на репетиции. Актеры все стоят, действие не начинают, ждут правильного освещения. А его нет. А зрители ждут, когда же актеры что-то будут делать. Я заметалась, жму на кнопки - ничего не меняется. Кое-как к середине акта освещение заработало, пришлось перезагружать пульт. Потом до конца спектакля руки тряслись. Благо, можно было свалить все на технику, она, как известно, имеет свойство глючить. Это случай не вопиющий, но я встречалась с тем, что неграмотное освещение сильно портило происходящее на сцене, не давало зрителю полностью погрузиться в мир спектакля.

Художник по свету - это действительно художник. Он создает дополнительное измерение для спектакля. Это как фокус в кино - передний план, задний план. Эмоции, настроение, погода. Выпустить в нужный момент дым или мыльные пузыри.

Что, за это тоже художник по свету отвечает?

Придумывает это, конечно, режиссер, световик может подать идею, но все оборудование подключено к одному пульту. Так что да, если нужно, я запускаю дым или пузыри, делаю другие спецэффекты.

Профессия перспективная? Конкуренция большая?

Световиков сейчас достаточно много, но тем не менее перспективность этой профессии нельзя отрицать. Каждый небольшой театр, каждая, даже малоизвестная группа хотят иметь своего световика. Так что без работы не останешься. Индустрия развлечений растет, постоянно растет и потребность в художниках по свету. Понятное дело, что в какие-то крутые места попасть сложно, там совершенно другой уровень, хотя и там непомерной конкуренции нет. Но даже среднего уровня световик получает очень неплохую зарплату, при этом не рискуя потерять место, если он только не косячит постоянно.

Планируешь после окончания колледжа продолжить эту работу?

Сложно сказать. Планы постоянно меняются. Если в начале обучения я планировала стать продюсером, теперь я хочу быть оператором. В этой профессии понимание света очень важно, так что мой нынешний опыт обязательно пригодится. Не знаю, сколько я еще проработаю в нашем театре, потому что все в моей жизни меняется очень быстро. Но пока я уходить точно не собираюсь: это стаж, это опыт, это практические знания. И это просто интересно.

Художник-технолог по сценическому свету призван подчеркнуть общую идею спектакля через свето-цветовое решение, поэтому он работает в тесном сотрудничестве с режиссером-постановщиком и разрабатывает стилистику светового оформления спектакля.

В театре декорации и освещение играют особую роль. Сценический свет придаёт спектаклю особую выразительность, создаёт необходимый эмоциональный настрой и даже, как утверждал Дэвид Линч «Свет может ощутимо изменить восприятие спектакля, а иногда и характеры героев». Световые эффекты могут до неузнаваемости изменить и декорации: «Темные тучи превращаются в небесные цветы, если их поцелует свет», - говорил Рабиндранат Тагор.

Современное свето-сценическое оборудование предоставляет неограниченные возможности для этого. А в некоторых постановках свет является главной составляющей в декорациях. Художник-технолог по сценическому свету является полноправным участником творческой постановочной группы в театре.

Современная светотехническая аппаратура в театре разнообразна и сложна. Сценическое освещение обеспечивается осветительными приборами, установленными в самых разных местах:

  • верхний свет — прожекторы, подвешенные рядами над сценой (1 план, 2 план);
  • боковой свет — осветительные приборы, установленные на боковых галереях и портальных кулисах;
  • выносной свет — прожекторы на специальных балконах, рампа (у переднего края сцены);
  • горизонтальный свет — оборудование для освещения горизонта;
  • специальный свет — светильники в виде фонарей, свечей, факелов, встроенные в декорации.

Кроме того, используется дополнительное световое оборудование для спецэффектов: световой занавес, контражур, стробоскоп для мерцающего эффекта и т. п.

В старинных театрах сценическим светом управляла команда осветителей вручную, располагаясь в разных концах театра. В современном театре управление световым оборудованием осуществляется централизованно при помощи компьютерных программ из одного специального помещения. Чтобы управлять всем этим непростым оборудованием, необходимо получить соответствующее образование.

В ходе подготовки нового спектакля составляется световая партитура, в которой отражены:

  • перечень и количество осветительных приборов, используемых в спектакле;
  • номера световых программ;
  • режим освещения и затемнения;
  • сигналы для световых перемен (реплики, движения или фразы);
  • цвета светофильтров, сила света, направление лучей осветительных приборов и другие параметры.

Световые партитуры уточняются во время свето-монтировочных репетиций, в процессе которых отрабатываются позиции и режимы освещения, а также действия работников осветительного цеха. Световая партитура должна выполняться строго и без изменений.

Особенности профессии

Профессиональная деятельность художника-технолога по сценическому свету может быть реализована в трех аспектах:

Художественно-творческая деятельность - в ходе которой специалист:

  • занимается разработкой и оформлением светового обеспечения спектакля по проекту художника-постановщика;
  • разрабатывает световые эффекты;
  • создаёт необходимую документацию световой партитуры спектакля (в случае необходимости привлекая специалистов);
  • возглавляет процесс светового оформления сцены;
  • участвует в проведении световых репетиций, в ходе которых художественное освещение фиксируется на партитурах;
  • осуществляет постоянный контроль за точным выполнением освещения спектаклей в действующем репертуаре;
  • в ходе работы использует самые последние достижения науки в сфере театральной техники и технологии, а также новые материалы.

Организационно-управленческая - в процессе которой художник-технолог может руководить отделами театра, которые занимаются световым оформлением представлений или производят свето-техническое оборудование для театра. Кроме того, он контролирует правильность выполнения сотрудниками световой партитуры представления и правила техники безопасности и охраны труда при работе с подобным оборудованием (правил пожарной безопасности и санитарии). Проведение монтировочных световых репетиций и в ходе их необходимая корректировка светового оборудования также входит в обязанности художника-технолога по свету.

Педагогическая деятельность заключается в преподавании дисциплин по световому оформлению спектакля в учебных заведениях театрального искусства (технология светового оформления спектакля, проектирование постановочного освещения театрально-зрелищных предприятий, макетирование, основы светотехники и светотехническое оборудование для театра, театрально-техническая графика, технический расчет конструкций).

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Творческая интересная профессия, в которой можно развиваться технически в соответствии с новшествами в этой сфере.
  2. Профессия востребована не только в театре, но и на концертах, в кино и цирке.

Минусы

  1. Ненормированный рабочий день
  2. Ночной образ жизни
  3. Возможные разногласия с режиссером-постановщиком, который может придерживаться точки зрения К.С.Станиславского и недооценивать роль светового оформления спектакля: «Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет».

Место работы

Художники по сценическому свету могут работать в театрах, на киностудиях и телевидении, концертных залах, площадках, стадионах, в цирке.

Важные качества

  • богатое художественное воображение;
  • умение рисовать и работать руками;
  • хорошее цветовосприятие;
  • эмоциональность;
  • внимание к деталям;
  • постоянное стремление к профессиональному росту.

Где учиться на художника-технолога по сценическому свету. Образование

  • Факультет сценографии и технологий художественного оформления спектакля. При школе имеется мастерская «Художника по свету», в которой есть технические возможности для изучения самых разных современных способов освещения сцены. Здесь учат разработке концепции светового оформления сцены и зала. В ходе практики проводится ознакомление с устройством светотехнического оборудования в театрах Москвы.
  • Высшая школа сценических искусств («Театральная школа Константина Райкина»). В 2014 году открылся факультет «Технологии художественного оформления спектакля» со специализацией «Светотехника» и «Звукорежиссура».
  • Белгородский государственный институт культуры и искусств
  • Факультет «Технологии художественного оформления спектакля».
  • Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
  • Факультет «Технологии художественного оформления спектакля»
  • Казанское Театральное Училище специальность "Светорежиссура"
  • Курсы в Театрально-художественном колледже № 60. Семинар «Художник по свету»

Оплата труда

Оплата труда специалистов данного профиля в российских театрах невелика: от 20 тысяч рублей. Но опытных специалистов часто приглашают на подработку в антрепризе, концертных организациях, ночных клубах, где можно достойно заработать — за 2 ночи работы от 25 тысяч рублей.

Зарплата на 28.10.2019

Россия 30000—630060 ₽

Ступеньки карьеры и перспективы

Выпускники учебных заведений могут начать свою карьеру в театре с простого осветителя, машиниста сцены, художника-оформителя. Для начинающего художника-технолога по свету - это необходимый этап, на котором приобретается бесценный практический опыт. Постепенно от рядового специалиста художник-технолог может расти от разряда к разряду и стать руководителем подразделения театра, отвечающего за световое оформление спектаклей. Также можно работать в концертных организациях, ночных клубах, цирке, заниматься освещением городских мероприятий, церковных праздников.

История возникновения сценического света

Сценический свет был создан в XVII веке, когда театральные постановки начали показывать в помещениях. В то время для освещения использовались свечи. То есть, театральное освещение развивалось вместе с появлением новых источников света. В XIX веке в качестве освещения сцены стали использовать масляные лампы, позднее - газовые горелки. С появлением электричества театральное освещение также модернизировалось и стало более подвижным, ярким и выразительным. В разработанных К.С.Станиславским световых партитурах того времени стало возможным передавать состояние природы и погоды: утро, день, сумерки, ночь, солнечная или пасмурная погода.

Но художественное световое оформление спектакля развивалось не только параллельно развитию световой техники. Многие режиссеры с помощью света визуально выражали звучание музыки (Аппиа), либо подчеркивали объем фигуры человека или архитектурные формы, либо выражали трагизм души героя (Крэг).

Великий Мейерхольд использовал световые проекции для изображения лозунгов, рекламы, названий эпизодов. То есть, свет становился выразителем пропагандистских, критических или сатирических позиций режиссера. Чешский сценограф Й.Свобода, используя современные технологии (лазеры и компьютеры), превратил свет в главное действующее лицо театра. Световое оформление создавало атмосферу, воздух, стены, коридоры, занавес. Эти принципы сценического освещения стали использоваться во всем мире. Й.Свободе принадлежит идея использования в театре видео.

Другие режиссеры, такие как Л.Мондзика и Р.Уилсон, считают силу воздействия света сильнее и выразительнее мастерства актеров. Л.Мондзик создавал свои камерные спектакли как противоборство тьмы и света. Р.Уилсон утверждал, что «свет имеет собственную роль, как актер». Такого рода режиссеры способствовали тому, что возникла профессия художника по сценическому свету. В России эту традицию продолжают и совершенствуют Д.Исмагилов в Москве и Г.Фильштинский в Санкт-Петербурге.

Современное световое оборудование

Управляемые (цифровые, интеллектуальные) световые приборы подразделяются на 2 вида: рисующие и заливающие.

Они представляют собой сканеры и головы с подвижными корпусами. У сканера управлением проекцией светового луча занимается подвижное зеркало, а у головы — движущийся во все стороны корпус. Оба прибора могут изменять цвет и рисунок луча. Управление световым оборудованием выполняется по цифровому протоколу DMX.

Аналоговое световое оборудование представляет собой световые пушки, излучающие следящий луч и приборы заливающего света.

В сегодняшнем театре имеется множество осветительных приборов, создающих великолепные эффекты:

  • лунный цветок (другие названия: туннель, веник или флауер) - осветительный прибор, излучающий пучок цветных или белых лучей, расходящихся под разным углом
  • стробоскоп-прибор, воспроизводящий световое мерцание в определенном ритме;
  • пушка-прожектор, излучающий яркий прямой луч, для следящей подсветки одиночного предмета или человека
  • лазерные лучи
  • световой пол
  • ультрафиолетовые светильники
  • генераторы дыма, тумана, снега
  • имитатор или генератор пламени и многое другое.

Вам также будет интересно:

Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...