Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Щи из индейки со свежей капустой

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение

Проект на тему можно ли научить творчеству. Народные промыслы: творческое обучение в процессе уроков ИЗО в младших классах на примере Берестяного промысла. Впервые в мире автомобиль преодолел скорость звука

Людей, активно ищущих вдохновение, часто посещает вопрос: можно ли научиться быть креативным? Порой, с завистью глядя на великих художников, музыкантов или предпринимателей, мы думаем, что их талант врожденный, а они принадлежат к малочисленной касте избранных. Нам, простым смертным, остается только восхищаться, глядя на их великие работы или оценивая достижения.

Тенденция образовательного процесса в последние годы

Тем не менее, ученые предлагают внести коррективы в общеобразовательный процесс. Существует слишком много предпосылок для изучения творческих дисциплин, начиная с детских садов, заканчивая университетами. И это несмотря на то, что секрет разгадки творческого гения по-прежнему остается неуловимым. Результаты исследований констатируют: творческую искру можно разжечь даже в зрелом возрасте. Ну а если начать обучение с малых лет, тогда можно добиться поистине грандиозных успехов. В некоторых местах обучение творчеству как дисциплина получило академический статус.

Время перемен

Специалисты, работающие в сфере образования, говорят об однобокости школьной системы. Приоритеты обучения расставлены, а школьники получают базовые знания по основным и дополнительным предметам. Школа не в состоянии развивать творческие способности учащихся.

Специалисты утверждают, что нынешняя школьная система основана на принципе подавления талантов детей. Если от выпускников требуется только лишь хороший средний бал по результатам тестирования, их мышление самопроизвольно стандартизируется. Но ведь стандартное мышление - это враг креатива. Получается, нынешние дети привыкли мыслить по шаблону и совсем не знают, как подходить к процессам нестандартно.

Действительно ли творчество сдерживается?

Доказательства того, что школа сдерживает тягу к творчеству у детей, противоречивы. Ученые Университета Кливленда наблюдали за группами детских садов, начиная с 80-х годов прошлого столетия, и выяснили: дети, изучающие 2-3 предмета в день в игровой форме, получают больше творческих навыков. Выходит, креативность в детстве формируется с помощью кукол и игрушек.

Данные тестов на творческое мышление

Этот широкомасштабный эксперимент длился целых 23 года. Сначала ученые проводили тесты творческого мышления в детских садах, а через некоторое время аналогичные исследования с этими же детьми, уже ставшими школьниками. Детям были предложены различные задания, среди которых было такое: необходимо было придумать альтернативное использование различных предметов (например, книги или жестяной банки). Результаты нынешних школьников неутешительные. Их средние баллы за тест на творческое мышление на порядок ниже результатов детей, обучавшихся в 90-е годы.

Неутешительное заключение

Когда ребенок становится школьником, он попадает в формальную обстановку. Учителя младших классов, логопеды и психологи следят за тем, чтобы ребенок поскорее утратил тягу к играм и перестроился на новые образовательные рельсы. Считается, что если ребенок скучает по детскому саду и по играм, значит, он еще недостаточно готов к школе психологически. В этом и кроется беда школьной программы.

Страх несоответствия

Чем старше становится ребенок, тем более трепетно он относится к тому, чтобы быть как все и знать ровно столько, сколько от него требуется. У детей вырабатывается страх несоответствия. Если же среди общей массы учащихся находятся такие смельчаки, которые не боятся показаться не такими, как все, в дальнейшем они добиваются больших успехов на творческом поприще.

Это установили сотрудники Университета Итака, штат Нью-Йорк. Они просили некоторых школьников из числа участников намеренно не соответствовать общей массе своих сверстников. Другие добровольцы должны были, напротив, соблюдать точное соответствие. В дальнейшем ученикам, отразившим свою уникальную индивидуальность, было гораздо проще искать вдохновение и разжигать в себе творческую искру.

Ученые бьют тревогу

Американские эксперты говорят о том, что повышение творческих навыков учащихся - это злободневный вопрос. К сожалению, школа воспринимает подобные занятия как роскошь. Однако ученые непреклонны: экономика процветает только там, где процветает и творчество. За примерами далеко ходить не надо, взять хоть упадок автомобильной промышленности в Детройте.

В настоящее время в США функционирует Международный центр исследований в области творчества, который стал первым подобным университетским департаментом в мире. Сотрудники департамента экспериментируют с методами, провоцирующими творческое мышление. Наиболее популярным методом считается мозговой штурм. Ученые также пришли к выводу, что от творческих занятий будет намного больше отдачи, если их начинать еще в школьном возрасте.

Повышение творческого потенциала школьников и студентов

Как мы выяснили, повышение креативного потенциала людей, целесообразнее проводить в условиях общеобразовательной программы. Так, во многих университетах по всему миру сейчас уже открыты различные творческие курсы.

Четыре этапа обучения

Обучение творческому процессу проходит в четыре этапа: уточнение, формирование идеи, разработка и реализация. Начальный этап отвечает за создание необходимых предпосылок для возникновения идей. В стадии формирования идеи участники ищут все возможные варианты. На этапе разработки студенты получают уверенность в том, что их идея является практичной. На заключительном этапе они должны убедить в практичности своей идеи и окружающих.

Мозговой штурм

Более всего инновационное мышление способен развить этап под названием «формирование идеи». Именно на этой стадии принято проводить так называемые мозговые штурмы. Обычно наш мозг не находится в аналитическом состоянии, он сосредотачивается на одном решении и игнорирует другие варианты. Техника мозгового штурма способна реализовать весь потенциал интеллекта человека. Студенты, которые проводят необычные параллели между решениями, а также выискивают различные взаимосвязи, таким образом находят креативную идею.

Можно ли обучить творчеству?

Если творчество зависит от культуры и образования человека, то можно ли научить творчеству? Ответ зависит от того, как определить творчество. Можно научить людей большей гибкости мышления, научить их набирать больше очков в тестах на творчество, более "творчески" решать головоломки или зондировать научные и философские вопросы более глубоко, чем раньше, - но трудно доказать эмпирически, что путем одного только обучения из случайно выбранного человека можно получить таких как Де Квинси, Ван Гог, Логфелло, Эйнштейн, Павлов, Пикассо, Дикинсон или Фрейд.

Гайес (Hayes, 1978) полагал, что творчество можно расширить следующими средствами:

Развитие базы знаний.

Сильная подготовка в науках, литературе, искусстве и математике дает творческой личности больший запас информации, из которой вырабатывается ее талант. Все вышеперечисленные творческие люди потратили многие годы, собирая информацию и совершенствуя свои базовые навыки. Изучая творческих художников и ученых, Энни Ро (Anne Roe, 1946, 1953) обнаружила, что среди группы людей, которых она изучала, единственной общей чертой было желание работать необычно усердно. Когда на голову Ньютона упало яблоко и вдохновило его на развитие общей теории тяготения, оно ударило по объекту, наполненному информацией.

Создание правильной атмосферы для творчества.

Какое-то время назад в моду вошел прием "мозгового штурма". Суть его в том, что группа людей генерирует как можно больше идей, не высказывая критики в адрес других членов. Этот прием не только позволяет генерировать большое количество идей или решений проблемы, его также можно использовать на индивидуальной основе с целью облегчить развитие творческой идеи. Зачастую генерировать необычные решения нам мешают другие люди или наша собственная ограниченность.

Поиск аналогий.

Как показали некоторые исследования, люди не распознают ситуации, когда новая задача сходна со старой, решение которой они уже знают (см. Hayes and Simon, 1976; Hinsley, Hayes, and Simon, 1977). Пытаясь сформулировать творческое решение задачи, важно вспомнить аналогичные задачи, с которыми вы возможно уже встречались.

Обучение может приводить к улучшению показателей при стандартном измерении творчества, но неизвестно, помогает ли такой опыт продуцировать тип деятельности, свойственный тем людям, которых обычно считают "творческими".

ФОТО Getty Images

«Прежде всего, креативность – это процесс рождения оригинальных идей, которые имеют ценность. Это именно процесс, а не событие, случившееся в одночасье. Оригинальные идеи редко возникают случайно (хотя и такое бывает). Как правило, приходится потратить немало времени и усилий, прежде чем удастся решить сложную проблему. Затем это решение нужно воплотить в жизнь, причем конечный результат может сильно отличаться от первоначальной идеи.

Во-вторых, креативное мышление – это оригинальное мышление. Совсем необязательно придумывать что-то новое для всего мира, мысль должна быть оригинальной для вас самих и, возможно, для вашего круга. Иногда случаются открытия, которые полностью меняют взгляд людей на окружающий мир, но это не обязательное условие креативности.

В-третьих, в любом творческом процессе нам приходится оценивать и критиковать свои труды для того, чтобы достичь «идеала». Если вы пишете поэму, разрабатываете дизайн или планируете речь, совершенно естественно при взгляде на свою работу чувствовать, что «это немного не то, что я задумывал» или «я не уверен, что хорошо справился с этим». Мы постоянно оцениваем, что-то меняем, ведь творчество – это не самопроизвольный процесс, у которого есть начало и конец. Часто все начинается с мозговых штурмов, теорий и гипотез, а затем следует неустанная работа, попытки снова и снова сделать все как надо.

Существует мнение, что креативность нельзя оценить. Однако если вернуться к определению, ключевые понятия креативности – оригинальность и ценность. В любой области можно определить критерии оригинальности, а также подумать, какие идеи могут считаться ценными. Как вы, например, оцените работу по математике? Можно поинтересоваться мнением людей, которые разбираются в этой области и могут судить, насколько работа оригинальна. Но помните о том, что нельзя оценивать детский рисунок и олимпийского чемпиона одинаковыми мерками.

Другим мифом является то, что креативности нельзя научить. На самом деле, когда люди так говорят, они основываются на очень узком представлении о том, что же такое преподавание. Да, обучать креативности совсем не то же самое, что учить водить машину. Нельзя научить быть креативным посредством прямых указаний: «Просто делай то, что делаю я, и ты сразу станешь креативнее». В любой области существуют техники и методики, которыми необходимо овладеть. Но преподавание – это гораздо больше, чем просто инструкции. Учить – значит открывать новые возможности, вдохновлять, наставлять и поддерживать. Одаренные учителя помогают людям открыть их творческие таланты, взрастить их и в результате стать более креативными.

Можно быть креативным в любой области. Люди часто говорят: «Я совершенно не творческий человек», имея в виду только то, что они далеки от искусства. Они не играют ни на каких инструментах, не рисуют, не выходят на театральную сцену и не танцуют. Мы забываем, что можно быть творческим математиком, творческим химиком или творческим шеф-поваром. Все, в чем участвует человеческий интеллект, является тем полем, на котором возможны творческие достижения».

Сэр Кен Робинсон (Ken Robinson) – британский писатель, мотивационный спикер и эксперт с мировым именем в области образования, развития творческих способностей и инновационного мышления. Один из вдохновителей и организаторов программ позитивного образования, основанных на идеях позитивной психологии.

Можно ли научить творчеству?

« Дети должны жить в мире красоты,

Игры, сказки, музыки, рисунка,

Фантазии, творчества.»

В.А. Сухомлинский.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования - это умелое руководство со стороны взрослых.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Просто кого-то из них не растормошили, не доучили, не доразвили Нельзя упускать такой благодатной, с точки зрения развития, разнообразных способностей, детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего его мира. Пока он не разучился удивляться лучику солнца, пробудившемуся сквозь тучу, маленькой букашке на лепестке цветка и многому. Многому другому, чему мы взрослые, разучились радоваться.

Предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания. Но мало организовать процесс общения с музыкой так, чтобы соединить с ней детскую душу, необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них - это и есть сама жизнь их души.

Важно пробудить постоянную потребность в общении с музыкой творческую активность.

Творческие задания.

У детей, как правило, существует потребность в самореализации - как у способных к музыке, так и у не столь одаренных. Но желающих приобщиться к творчеству.

На занятиях используются различные творческие задания, развивающие непосредственные навыки, предлагаются творческие задания для развития пластической выразительности образа, задания для развития речевой интонационной выразительности, творчества в движениях, пантомимике и театрально - игровой деятельности.

  • Творчество в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности

Упражнение-игра « У зеркала»

1. Нахмуриться, как

А) король;

Б) ребенок, у которого отняли игрушку

2. Улыбнуться, как

А) кот на солнце;

Б) мать младенцу;

В) вежливый японец

3. Сесть, как

А) пчела на цветок

Б) обиженная собачка

В) наказанный Буратино;

Г) обезьяна, изображающая нас

  • Превращения

(Для развития у ребенка выразительности и воображения при передачи различных эмоциональных состояний можно использовать лаконичные игровые упражнения)

« Два клоуна» Д.Б.Кабалевского

Изобразить следующую ситуацию: два веселых клоуна жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами не замечая друг друга

Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им немножко грустно; они сидят на полу и качают головами.

Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова жонглируют. Теперь они бросают кольца друг другу.

«Новая кукла» П.И. Чайковского.

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывает всем желанный подарок, прижимает ее к себе и снова кружится.

  • Игровые задания для развития пластической выразительности при создания образа

(Важно, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику)

  1. Детям необходимо пройти по камешкам через ручей
  2. (от лица любого персонажа. Сказки, рассказа, мультфильма по их выбору)
  1. Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрадываться к спящему зверю (зайцу. Медведю. Волку)
  2. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.
  • Задания для речевой интонационной выразительности

Предложить детям произнести фразы

«радуга появилась»

«солнышко встало»

«у меня зазвонил телефон»

По-разному.

Затем повторить эти варианты, но без слов, обращая внимание на то, что слова исчезли, но мелодика произношения фразы:

То восторженная,

То удивленная

То горестная

То сердитая - осталась.

Когда все варианты произношения текста исчерпаны, можно предложить пропеть. фразы самыми разнообразными голосами и способами:

Напевно

Отрывисто

С легким звуком и т. д.

  • Творческие упражнения при восприятии музыки.

«Какую линию выбрать?»

При звучании музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии, например:

плавные, волнообразные - под медленную и спокойную;

прямые, изогнутые - под решительную

прерывные - под легкую отрывистую музыку

Линии могут быть такого цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.

«Волшебная картинка»

Для работы потребуется:

акварельные краски или гуашь, кисть, промокательная бумага (белая) палитра (можно использовать кафельную плитку)

При прослушивании музыкальнаго произведения, найти краску, созвучную настроению в данный момент, и методом набрызга капнуть ее на палитру.

Во время прослушивания настроения, а следовательно

и краски, могут меняться несколько раз.

По окончанию прослушивания предложить детям аккуратно положить промокательную бумагу на палитру. Краски сольются, и появится цветовая гамма, соответствующая ощущению каждого ребенка.

  • Творческие задания на развитие воображения

« Волшебник»

В качестве музыкального материала использовать музыку П.И. Чайковского «Спящая красавица»

После прослушивания музыкальной характеристики феи Сирени и феи Карабас предложить шаблоны «волшебниц». Дорисовать эти фигуры, превратив одну в «добрую», а другую в «злую» волшебницу.

Целесообразности сделать выставку детских рисунков и отметить старание детей.

« Танец»

(психологический тренинг - танцевальная психотерапия)

Ребенку предлагается в танце выразить какой-нибудь образ придуманный им самим или предложенный.

Главное правило подбора тем:

идти от простого образа к сложному, от одушевленного к неодушевленному

Например: станцуй «бабочку», «кошку», «лошадку», «Цветок», и т. д.

Чтобы дети могли проявить свои дарования, нужно умелое руководство со стороны взрослых, которые должны быть всегда в «форме», уметь в нужный момент вызвать в себе эмоциональный подъем и передать его детям.

«Кто испытал наслождение творчества, для того уже все другие наслождения не существуют.»

А.П. Чехов.

«Без впечатлений, восторгов, вдохновения, без жизненного опыта - нет творчества.»

Д.Д. Шостакович.

«Творить искусство может лишь избранник.

Любить искусство - всякий человек»

Жюльен Грюн.

«Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых.»

П.И. Чайковский.


На районный конкурс «Учитель года 2013г.»

Номинация «Воспитать человека»

МБОУ «Ясненская средняя общеобразовательная школа№7»

Текст публичной лекции на тему:

« Можно ли научить творчеству?»

Составила:Ермолина Н.Г, воспитатель ГПД

2013г.

Эпиграфом к своему выступлению я взяла стихи известного украинского поэта Льва Болеславского

Творящий бедности не знает.

Далекий от мирских щедрот,

Добычею богатств не занят , -

Он из души их достает.

Можно ли научить творчеству? Вопрос , заданный темой лекции, можно обсуждать долго. Тема ,поднятая в нем, действительно, очень актуальна . Я попыталась найти ответ на этот вопрос, а вот нашла ли –судить вам.

Когда мы говорим о творчестве , то прежде всего имеем в виду великих людей : писателей, художников, ученых. Однако, каждый человек занимается в своей жизни творчеством. «Всякий человек – считал Семен Львович Франк известный русский философ - есть хоть в малой мере или потенциальной форме творец. Всюду, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество

Даже самый скромный обыденный человек кроме простого, извне предписанного выполнения своих обязанностей вносит в свою работу элемент чутья, импровизации, догадки , справляется с индивидуальным положением каким-то новым, небывалым, рождающимся из его души способом , и тогда о такой человеке отзываются, как о человеком творческом.

Элементы творчества сопровождают и нас с вами. Согласитесь ,если мы идем покупать себе новое пальто – мы обязательно ищем не просто по размеру, а еще- красивое, отличное от других. Мы даже не задумываемся, что мы ищем , по сути дела, творческую работу художника-модельера , причем, модельера-профессионала . Если мы строим дачу и обустраиваем дачный участок -мы ищем или конструируем такой проект, главным критерием которого будут неповторимость, непохожесть на другие. Каждый из нас в большей или меньшей степени человек творческий и готов совершенствоваться в этом направлении.

Но любой архитектор,модельер,художник когда-то учился в школе, где нет учебного предмета «творчество». В связи с этим возникает вопрос:

А можно ли научить творчеству так, как учат танцевать? Каким образом?

Давайте сначала обозначим точнее само понятие «Творчество»

Согласно Новой философской энциклопедии , творчество – это категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности , состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции. Следовательно, понятие творчества относится сразу к нескольким отраслям научного знания и затрагивает многие сферы жизни человека.

Энцикопедический словарь дает такое толкование:

2) Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет следующие виды творчества

Художественное,

Научное,

Техническое,

Спортивно-тактическое,

А также военно-тактическое творчество

Механизмы творчества до сих пор изучены ещё недостаточно . Характеризуя проблему творчества как одну из наиболее загадочных, волнующих и злободневных , философию. прежде всего волнует суть самого процесса творчества – как вообще возможно творчество?

Попытки понять и описать феномен творчества сразу наталкиваются на неразрешимые парадоксы : люди, много знающие о творчестве, сами не творят , разве что пишут интересные статьи и книги по проблеме творчества, (что тоже в определенном смысле является творчеством). Тот же, кто творит, создает совершенно новые ценности в науке или искусстве, чаще всего не знает , как от это делает (а то, что он потом рассказывает теоретикам творчества, особой ценности не представляет, ибо никаких общих выводов или рекомендаций из его сугубо индивидуального опыта получить нельзя ).

Можно сколь угодно перебирать знания, полученные в школе, вычитанные из книг, - ничего нового не создашь. Нужно самому измениться, нужно научиться всё время удивляться миру , всё время видеть тайны и проблемы там , где другой ничего подобного не видит.

Творчество – это образ жизни .

Значит, учиться творчеству можно у тех людей,для кого творчество- образ жизни ? Где же найти таких людей? Понятно, что роль отводится тем, кто воспитывает детей- родителям, учителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования.

Природа распорядилась так,что творчество естественным образом сопровождает все действия ребенка. Еще Гегель отмечал: мальчик, бросая камешки в воду, видит в расходящихся кругах печать своего воздействия. Ребенок, увидевший в причудливых очертаниях облаков замки, роскошные сады и заливы -творец, правда, пока воздушных замков. Строя их, он утоляет свою творческую жажду. Девочка впервые в жизни нарисовала космический корабль. Она приглашает всех посмотреть на свое творение, в своих глазах она теперь лицо более активное , чем раньше. Освобождение от гнета подражания получило толчок. Такое чувство укрепляется под влиянием одобрения взрослых.

Изучение феномена творчества связано с именами А.М.Леонтьева, С.А.Рубинштейна, Д.Б.Богоявленской, А.М.Матюшкина, Л.А.Пономарева, О.К.Тихомирова и многих других видных отечественных психологов.По отношению к детям эти ученые вводят термин «творческие способности». Поэтому правильнее говорить не о развитии творчества , а о развитии творческих способностей детей.

Уважаемые слушатели, говоря о творческих способностях детей давайте на минутку представим себе портрет такого ребенка. И как вы считаете - т ворческий ребенок - хорошо это или плохо ?

Можно сказать, что это странный вопрос, ну конечно, хорошо! Не будем торопиться. Ответ не столь однозначен , как может показаться на первый взгляд. Еще в семидесятых годах прошлого века американский исследователь П.Торренс заметил, что большинство творческих людей оказалось среди двоечников, безработных и т.д. Связав этот факт с непониманием и неприятием их обществом, он предложил учителям охарактеризовать творческого ученика по ряду параметров. И, оказалось, что большинство из них называли черты вовсе не свойственные таким детям. Учителя, как правило, представляют себе творческого ученика как быстро обучающегося , дисциплинированного, эрудированного, общительного, исполнительного приспосабливающегося и т.д. А вот на взгляд исследователей , они отличаются как раз противоположными качествами: конфликтностью, противоречивостью, повышенной чувствительностью и ранимостью, критичностью, неровным поведением и т.д. Получается, что взрослые просто «не видят» действительно творческих детей, в результате чего их способности в стенах школы остаются незамеченными , нереализованными и часто начинают проявляться в негативном поведении. Вот что сказал об этом немецкий социолог и психолог Эрих Фромм: «Если влечение к творчеству не получает реального выхода, возникает тяготение к разрушению . Психологическое напряжение таково, что если человек не сможет соединить себя с миром в акте творчества, то рождается побуждение к устранению и разрушению мира... Альтернатива вполне четкая - творить или уничтожать ». Конечно,м ожно поспорить о том,что немало творческих личностей среди дисциплинированных и уравновешенных детей, но стоит присмотреться и к результатам научных исследований.

Начальная школа, работающая на будущее , должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

Психологи утверждают -младшему школьнику интересны и рисование, и конструирование. Он любит петь, танцевать, мастерить , у него яркий познавательный интерес, основанный на интуитивном принятии ценности знания. Высокая эмоциональность , недостаточная способность к длительным волевым усилиям обусловливают преобладание интереса к небольшим, близким, конкретным по результату делам, которые дети хорошо себе представляют от замысла до завершения (видимо этим и обусловлена продолжительность занятия не более 30 мин). Есть дети, у которых пока нет установки на самостоятельность, активность, творчество. Масштаб его творчества пока ограничен. И вместе с тем он постоянн о решает новые для него задачи, делает для себя новые открытия. Конечно, уровень творческого отношения в каждом конкретном случае у разных детей разный. Педагог должен стараться сделать так , чтобы в каждом общественно-полезном деле у ребенка проявлялся творческий подход.

Моя профессия воспитателя дает мне возможность настроить на волну творчества, указать пути творчества моим воспитанникам-ученикам начальных классов, тем более, что дети этого возраста всегда готовы создавать что-то новое, они умеют искренне удивляться , с желанием выполняют работы.

Свой опыт проведения занятий художественно-эстетического направления в группе продленного дня я использовала для создания рабочей программы Творческой мастерской «Фантазия» для учащихся 1 класса – ведь не секрет,что по новым ФГОС внеурочной деятельности отводится большая роль.

Как очень неравнодушный к творчеству человек, я люблю создавать нестандартные подарки к дню рождения друзей, украшаю дом своими руками, ищу новые идеи в журналах и интернете. Знакомлю и учу новым технологиям детей и коллег. Разрешите представить свои находки вам.

(Презентация -показ своих работ)

Позвольте резюмировать сказанное:

Творчество естественным образом сопровождает все действия ребенка.

Младший школьный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей . К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются , поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.

-Успешное развитие творческих способностей возможно, но лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Такими условиями являются:-

- грамотно спланированная воспитательная работа,

Четко организованная внеурочная деятельность,

Диагностическая работа по выявлению способностей детей,

Создание творческой доброжелательной атмосферы на каждом уроке и внеурочном занятии и формирование такого же подхода к детскому творчеству и его результатом у родителей,

Участие детей в различных конкурсах.

У Константина Эдуардовича Циолковского есть великая “ формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала открыть истину, известную многим , затем открыть истины, известные некоторым , и, наконец, открыть истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития таланта. Наша обязанность –помочь ребенку встать на этот путь..

Так можно ли научить творчеству? «Творчество» - синоним слову «уникальность», «неповторимость»- категория философская. Ему научить невозможно. Но можно и нужно :

Развивать творческие способности детей,

Учить творческому подходу в любом виде деятельности,

Примерами известных людей показывать творческие возможности, заложенные в человеке природой ,

Строить систему воспитания детей так, чтобы творчество стало их образом жизни.

Пусть и в нашей с вами жизни всегда найдется место творчеству!

Спасибо за внимание!

Список литературы

    Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.

    Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2006. - 357с.

3.. Богоявленская Д.П. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Пресс. 2007. - 203с.

4.. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.

5. Дыбина О.В. Творчество - как сущность характеристики человеческого бытия. Изд. Педагогическое общество России. М., 2009. - 167с.

6.. Зак А.З Методы развития способностей у детей М 1994

7.. Ильичев Л.Ф.Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. М.-1983 г. – с. 649.

8. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами.//Научно-практический журнал. – 2002 г. - № 1.- с. 36-42.

9.ЛезгинаН.Л. «Алгоритм» творчества или творческий потенциал? Сб. «Философия детства и творчества», С-Пб. Изд. СПГТУ, 2008. - 85с

10.. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность. // Семья и школа, 2008, №9. - 96с.

11. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 2008. - 275с.

12. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. - № 6.- с. 33-42.

13. Симановский А. Э. Развитие творческих способностей младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 207с.

14.. Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2000 г. - с.22.

15. Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004 г. - № 5. с. 6-12.

16. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание младшего школьника. – М. – 1961 г.- с. 75-76

Вам также будет интересно:

Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...