Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Щи из индейки со свежей капустой

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение

Жоржи амаду личная жизнь. Жоржи Амаду: «Литературный Пеле. Общественная и политическая деятельность

Жо́ржи Ле́ал Ама́ду ди Фари́я (порт.-браз. Jorge Leal Amado de Fariа ; 10 августа , Итабуна - 6 августа , Салвадор) - бразильский писатель, общественный и политический деятель. Академик Бразильской Академии искусств и литературы (1961, кресло № 23 из 40).

Биография

Сын Жуана Амаду де Фариа и Эулалии Леал, Жоржи Амаду, родился 10 августа 1912 года на фазенде Ауриси́диа в штате Баия. Отец Жоржи был эмигрантом из штата Сержипи , приехавшим в Баию выращивать какао. Но через год из-за эпидемии оспы его семья вынуждена была переехать в город Ильеус , где Жоржи провёл всё своё детство. Впечатления этого периода жизни, в особенности увлечение морем, политические и земельные распри, в одних из которых подстрелили его отца, повлияли на его будущее творчество.

Грамоте будущего писателя научила его мать, которая учила его читать по газетам, а школьное образование он получил в Салвадоре, в религиозном колледже Антонио Виэйра, куда его отослали учиться с одиннадцати лет. Там он пристрастился к чтению и перечитывал таких писателей, как Чарльз Диккенс, Джонатан Свифт и других.

В 1924 году он покинул школу и два месяца путешествовал дорогами Баии, добираясь в штат Сержипи, чтобы повидаться с дедушкой.

В 1930-х писатель осуществил путешествие по Бразилии, Латинской Америке и США, результатом которого стал роман «Капитаны песка » (1937). После возвращения снова был арестован, а тысяча его книг была сожжена военной полицией.

После освобождения в 1938 году переехал жить в Сан-Паулу, а по возвращении в Рио уехал в изгнание сначала в Уругвай, а затем в Аргентину с 1941 по 1942 гг. По возвращении в Баию снова был выслан.

После легализации компартии в декабре 1945 года писателя избрали от неё в Национальный конгресс от Сан-Паулу. В том же году он подготовил много законопроектов, среди которых закон о свободе вероисповедания. После исключения коммунистической партии из избирательного списка Жоржи Амаду потерял мандат.

В 1952 вернулся на родину и стал активно заниматься литературным творчеством.

Романы Амаду переведены почти на 50 языков мира, включая русский ; неоднократно экранизировались. Самая известная экранизация - «Генералы песчаных карьеров » ( , США), снятая по роману «Капитаны песка ». В 2011 этот же роман экранизировала внучка писателя Сесилия Амаду. Картина Сесилии стала первой экранизацией этой книги в Бразилии, хотя в общей сложности творчество Амаду становилось литературной основой для киноработ и телефильмов уже не один десяток раз .

Семья

Писатель женился на Матилде Гарсиа Розе в 1933 году в штате Сержипи. Их первая дочка умерла.

В 1944 году Жоржи Амаду развёлся с Матилдой после совместно прожитых 11-ти лет жизни. В том же году на конгрессе бразильских писателей он встретился с Зелией Гаттаи, которая стала его спутницей на всю оставшуюся жизнь. В 1947 году у пары родился их первый совместный ребёнок. Но в то время они не были официально женаты и оформили свой брак только в 1978 году, когда у них уже появились внуки.

С начала 1960-х они жили в собственном доме, построенном в предместье Салвадора за деньги, вырученные от продажи прав на экранизацию его романов. Этот дом стал также и культурным центром для многих творческих людей.

С 1983 года Жоржи и Зелия проводят по полгода в Париже, наслаждаясь тишиной, которой никогда не было в их загородном доме в Бразилии.

Дети: Лила (1933, умерла в 1949), Жоан Жоржи (1947) и Палома (1951).

Награды и премии

  • Международная Сталинская премия «За укрепление мира между народами» (1951) и множества других международных и бразильских премий
  • член Бразильской академии литературы
  • Почётный доктор различных университетов в Бразилии, Португалии , Италии , Израиле и Франции, обладатель множества других званий практически в каждой стране Южной Америки , в том числе звания Оба́ де Шанго́ религии Кандомбле .

Напишите отзыв о статье "Амаду, Жоржи"

Примечания

Литература

  • Жоржи Амаду . Каботажное плаванье. - М.: Вагриус , 1999, Пер. с порт.: А. Богдановский. (Мой XX век). (воспоминания)
  • Елена Сазанович «Мечты из песка» (эссе в авторской рубрике «100 книг, которые потрясли мир», журнал «Юность » (№09, 2012).
  • Е. И. Белякова. „Русский“ Амаду и бразильская литература в России. - М .: Институт Латинской Америки РАН, 2010. - 224 с. - 400 экз. - ISBN 978-5-201-05456-4 .

Ссылки

  • (биография, произведения, статьи)
  • Лев Осповат ,
  • [амаду.рф/ Статья «Жоржи Амаду - ироничный поэт Баии» на ресурсе Центра языка и культуры португалоговорящих стран portugalist.ru/]

Отрывок, характеризующий Амаду, Жоржи

Не отвечая ничего ни жене, ни теще, Пьер раз поздним вечером собрался в дорогу и уехал в Москву, чтобы повидаться с Иосифом Алексеевичем. Вот что писал Пьер в дневнике своем.
«Москва, 17 го ноября.
Сейчас только приехал от благодетеля, и спешу записать всё, что я испытал при этом. Иосиф Алексеевич живет бедно и страдает третий год мучительною болезнью пузыря. Никто никогда не слыхал от него стона, или слова ропота. С утра и до поздней ночи, за исключением часов, в которые он кушает самую простую пищу, он работает над наукой. Он принял меня милостиво и посадил на кровати, на которой он лежал; я сделал ему знак рыцарей Востока и Иерусалима, он ответил мне тем же, и с кроткой улыбкой спросил меня о том, что я узнал и приобрел в прусских и шотландских ложах. Я рассказал ему всё, как умел, передав те основания, которые я предлагал в нашей петербургской ложе и сообщил о дурном приеме, сделанном мне, и о разрыве, происшедшем между мною и братьями. Иосиф Алексеевич, изрядно помолчав и подумав, на всё это изложил мне свой взгляд, который мгновенно осветил мне всё прошедшее и весь будущий путь, предлежащий мне. Он удивил меня, спросив о том, помню ли я, в чем состоит троякая цель ордена: 1) в хранении и познании таинства; 2) в очищении и исправлении себя для воспринятия оного и 3) в исправлении рода человеческого чрез стремление к таковому очищению. Какая есть главнейшая и первая цель из этих трех? Конечно собственное исправление и очищение. Только к этой цели мы можем всегда стремиться независимо от всех обстоятельств. Но вместе с тем эта то цель и требует от нас наиболее трудов, и потому, заблуждаясь гордостью, мы, упуская эту цель, беремся либо за таинство, которое недостойны воспринять по нечистоте своей, либо беремся за исправление рода человеческого, когда сами из себя являем пример мерзости и разврата. Иллюминатство не есть чистое учение именно потому, что оно увлеклось общественной деятельностью и преисполнено гордости. На этом основании Иосиф Алексеевич осудил мою речь и всю мою деятельность. Я согласился с ним в глубине души своей. По случаю разговора нашего о моих семейных делах, он сказал мне: – Главная обязанность истинного масона, как я сказал вам, состоит в совершенствовании самого себя. Но часто мы думаем, что, удалив от себя все трудности нашей жизни, мы скорее достигнем этой цели; напротив, государь мой, сказал он мне, только в среде светских волнений можем мы достигнуть трех главных целей: 1) самопознания, ибо человек может познавать себя только через сравнение, 2) совершенствования, только борьбой достигается оно, и 3) достигнуть главной добродетели – любви к смерти. Только превратности жизни могут показать нам тщету ее и могут содействовать – нашей врожденной любви к смерти или возрождению к новой жизни. Слова эти тем более замечательны, что Иосиф Алексеевич, несмотря на свои тяжкие физические страдания, никогда не тяготится жизнию, а любит смерть, к которой он, несмотря на всю чистоту и высоту своего внутреннего человека, не чувствует еще себя достаточно готовым. Потом благодетель объяснил мне вполне значение великого квадрата мироздания и указал на то, что тройственное и седьмое число суть основание всего. Он советовал мне не отстраняться от общения с петербургскими братьями и, занимая в ложе только должности 2 го градуса, стараться, отвлекая братьев от увлечений гордости, обращать их на истинный путь самопознания и совершенствования. Кроме того для себя лично советовал мне первее всего следить за самим собою, и с этою целью дал мне тетрадь, ту самую, в которой я пишу и буду вписывать впредь все свои поступки».
«Петербург, 23 го ноября.
«Я опять живу с женой. Теща моя в слезах приехала ко мне и сказала, что Элен здесь и что она умоляет меня выслушать ее, что она невинна, что она несчастна моим оставлением, и многое другое. Я знал, что ежели я только допущу себя увидать ее, то не в силах буду более отказать ей в ее желании. В сомнении своем я не знал, к чьей помощи и совету прибегнуть. Ежели бы благодетель был здесь, он бы сказал мне. Я удалился к себе, перечел письма Иосифа Алексеевича, вспомнил свои беседы с ним, и из всего вывел то, что я не должен отказывать просящему и должен подать руку помощи всякому, тем более человеку столь связанному со мною, и должен нести крест свой. Но ежели я для добродетели простил ее, то пускай и будет мое соединение с нею иметь одну духовную цель. Так я решил и так написал Иосифу Алексеевичу. Я сказал жене, что прошу ее забыть всё старое, прошу простить мне то, в чем я мог быть виноват перед нею, а что мне прощать ей нечего. Мне радостно было сказать ей это. Пусть она не знает, как тяжело мне было вновь увидать ее. Устроился в большом доме в верхних покоях и испытываю счастливое чувство обновления».

Как и всегда, и тогда высшее общество, соединяясь вместе при дворе и на больших балах, подразделялось на несколько кружков, имеющих каждый свой оттенок. В числе их самый обширный был кружок французский, Наполеоновского союза – графа Румянцева и Caulaincourt"a. В этом кружке одно из самых видных мест заняла Элен, как только она с мужем поселилась в Петербурге. У нее бывали господа французского посольства и большое количество людей, известных своим умом и любезностью, принадлежавших к этому направлению.
Элен была в Эрфурте во время знаменитого свидания императоров, и оттуда привезла эти связи со всеми Наполеоновскими достопримечательностями Европы. В Эрфурте она имела блестящий успех. Сам Наполеон, заметив ее в театре, сказал про нее: «C"est un superbe animal». [Это прекрасное животное.] Успех ее в качестве красивой и элегантной женщины не удивлял Пьера, потому что с годами она сделалась еще красивее, чем прежде. Но удивляло его то, что за эти два года жена его успела приобрести себе репутацию
«d"une femme charmante, aussi spirituelle, que belle». [прелестной женщины, столь же умной, сколько красивой.] Известный рrince de Ligne [князь де Линь] писал ей письма на восьми страницах. Билибин приберегал свои mots [словечки], чтобы в первый раз сказать их при графине Безуховой. Быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума; молодые люди прочитывали книги перед вечером Элен, чтобы было о чем говорить в ее салоне, и секретари посольства, и даже посланники, поверяли ей дипломатические тайны, так что Элен была сила в некотором роде. Пьер, который знал, что она была очень глупа, с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, где говорилось о политике, поэзии и философии. На этих вечерах он испытывал чувство подобное тому, которое должен испытывать фокусник, ожидая всякий раз, что вот вот обман его откроется. Но оттого ли, что для ведения такого салона именно нужна была глупость, или потому что сами обманываемые находили удовольствие в этом обмане, обман не открывался, и репутация d"une femme charmante et spirituelle так непоколебимо утвердилась за Еленой Васильевной Безуховой, что она могла говорить самые большие пошлости и глупости, и всё таки все восхищались каждым ее словом и отыскивали в нем глубокий смысл, которого она сама и не подозревала.
Пьер был именно тем самым мужем, который нужен был для этой блестящей, светской женщины. Он был тот рассеянный чудак, муж grand seigneur [большой барин], никому не мешающий и не только не портящий общего впечатления высокого тона гостиной, но, своей противоположностью изяществу и такту жены, служащий выгодным для нее фоном. Пьер, за эти два года, вследствие своего постоянного сосредоточенного занятия невещественными интересами и искреннего презрения ко всему остальному, усвоил себе в неинтересовавшем его обществе жены тот тон равнодушия, небрежности и благосклонности ко всем, который не приобретается искусственно и который потому то и внушает невольное уважение. Он входил в гостиную своей жены как в театр, со всеми был знаком, всем был одинаково рад и ко всем был одинаково равнодушен. Иногда он вступал в разговор, интересовавший его, и тогда, без соображений о том, были ли тут или нет les messieurs de l"ambassade [служащие при посольстве], шамкая говорил свои мнения, которые иногда были совершенно не в тоне настоящей минуты. Но мнение о чудаке муже de la femme la plus distinguee de Petersbourg [самой замечательной женщины в Петербурге] уже так установилось, что никто не принимал au serux [всерьез] его выходок.
В числе многих молодых людей, ежедневно бывавших в доме Элен, Борис Друбецкой, уже весьма успевший в службе, был после возвращения Элен из Эрфурта, самым близким человеком в доме Безуховых. Элен называла его mon page [мой паж] и обращалась с ним как с ребенком. Улыбка ее в отношении его была та же, как и ко всем, но иногда Пьеру неприятно было видеть эту улыбку. Борис обращался с Пьером с особенной, достойной и грустной почтительностию. Этот оттенок почтительности тоже беспокоил Пьера. Пьер так больно страдал три года тому назад от оскорбления, нанесенного ему женой, что теперь он спасал себя от возможности подобного оскорбления во первых тем, что он не был мужем своей жены, во вторых тем, что он не позволял себе подозревать.
– Нет, теперь сделавшись bas bleu [синим чулком], она навсегда отказалась от прежних увлечений, – говорил он сам себе. – Не было примера, чтобы bas bleu имели сердечные увлечения, – повторял он сам себе неизвестно откуда извлеченное правило, которому несомненно верил. Но, странное дело, присутствие Бориса в гостиной жены (а он был почти постоянно), физически действовало на Пьера: оно связывало все его члены, уничтожало бессознательность и свободу его движений.
– Такая странная антипатия, – думал Пьер, – а прежде он мне даже очень нравился.
В глазах света Пьер был большой барин, несколько слепой и смешной муж знаменитой жены, умный чудак, ничего не делающий, но и никому не вредящий, славный и добрый малый. В душе же Пьера происходила за всё это время сложная и трудная работа внутреннего развития, открывшая ему многое и приведшая его ко многим духовным сомнениям и радостям.

Он продолжал свой дневник, и вот что он писал в нем за это время:
«24 ro ноября.
«Встал в восемь часов, читал Св. Писание, потом пошел к должности (Пьер по совету благодетеля поступил на службу в один из комитетов), возвратился к обеду, обедал один (у графини много гостей, мне неприятных), ел и пил умеренно и после обеда списывал пиесы для братьев. Ввечеру сошел к графине и рассказал смешную историю о Б., и только тогда вспомнил, что этого не должно было делать, когда все уже громко смеялись.
«Ложусь спать с счастливым и спокойным духом. Господи Великий, помоги мне ходить по стезям Твоим, 1) побеждать часть гневну – тихостью, медлением, 2) похоть – воздержанием и отвращением, 3) удаляться от суеты, но не отлучать себя от а) государственных дел службы, b) от забот семейных, с) от дружеских сношений и d) экономических занятий».
«27 го ноября.
«Встал поздно и проснувшись долго лежал на постели, предаваясь лени. Боже мой! помоги мне и укрепи меня, дабы я мог ходить по путям Твоим. Читал Св. Писание, но без надлежащего чувства. Пришел брат Урусов, беседовали о суетах мира. Рассказывал о новых предначертаниях государя. Я начал было осуждать, но вспомнил о своих правилах и слова благодетеля нашего о том, что истинный масон должен быть усердным деятелем в государстве, когда требуется его участие, и спокойным созерцателем того, к чему он не призван. Язык мой – враг мой. Посетили меня братья Г. В. и О., была приуготовительная беседа для принятия нового брата. Они возлагают на меня обязанность ритора. Чувствую себя слабым и недостойным. Потом зашла речь об объяснении семи столбов и ступеней храма. 7 наук, 7 добродетелей, 7 пороков, 7 даров Святого Духа. Брат О. был очень красноречив. Вечером совершилось принятие. Новое устройство помещения много содействовало великолепию зрелища. Принят был Борис Друбецкой. Я предлагал его, я и был ритором. Странное чувство волновало меня во всё время моего пребывания с ним в темной храмине. Я застал в себе к нему чувство ненависти, которое я тщетно стремлюсь преодолеть. И потому то я желал бы истинно спасти его от злого и ввести его на путь истины, но дурные мысли о нем не оставляли меня. Мне думалось, что его цель вступления в братство состояла только в желании сблизиться с людьми, быть в фаворе у находящихся в нашей ложе. Кроме тех оснований, что он несколько раз спрашивал, не находится ли в нашей ложе N. и S. (на что я не мог ему отвечать), кроме того, что он по моим наблюдениям не способен чувствовать уважения к нашему святому Ордену и слишком занят и доволен внешним человеком, чтобы желать улучшения духовного, я не имел оснований сомневаться в нем; но он мне казался неискренним, и всё время, когда я стоял с ним с глазу на глаз в темной храмине, мне казалось, что он презрительно улыбается на мои слова, и хотелось действительно уколоть его обнаженную грудь шпагой, которую я держал, приставленною к ней. Я не мог быть красноречив и не мог искренно сообщить своего сомнения братьям и великому мастеру. Великий Архитектон природы, помоги мне находить истинные пути, выводящие из лабиринта лжи».

Жоржи Леал Амаду ди Фария (порт. Jorge Leal Amado de Fariа; 1912–2001) - бразильский писатель, общественный и политический деятель, академик Академии искусств и литературы (с 1961 г). Жоржи Амаду обрел славу профессионального писателя, который жил исключительно на доходы от издания своих произведений; по количеству тиражей он уступает только Пауло Коэльо (порт. Paulo Coelho), известному бразильскому поэту и прозаику.

Детство

Жоржи Амаду, сын землевладельца Жуана Амаду де Фариа (порт. Juan Amado de Faria) и Эулалии Леал (порт. Eulalia Leal), родился 10 августа 1912 г. на фазенде «Aurisidia» в (порт. Bahia). Хотя, о точном месте рождения биографы писателя расходятся во мнениях. Доподлинно известно, что отец владел плантацией какао к югу от Ильеуса (порт. Ilheus). Через год после рождения первенца из-за эпидемии оспы семья переехала в город Ильеус, где и прошло детство Жоржи.

Позже Ж. Амаду вспоминал о своих ранних годах так: «Годы детства и отрочества, проведенные в Баии, — на улочках, в порту, на паперти столетних церквей, на рынках, на праздничных ярмарках, на состязаниях по капоэйре … - это мой самый лучший университет».

Жоржи был старшим сыном в семье, у него было еще 3 младших брата: Жофре (порт. Jofre; г/р 1914), Жоелсон (порт. Joelson; г/р 1918) и Жамес (порт. James; г/р 1921). Жофре умер от гриппа в 1917 г., Жоелсон впоследствии стал врачом, а Жамес - журналистом.

Годы учебы

Читать и писать Жоржи научила мать Эулалия по старым газетам. С 1918 г. мальчик стал посещать школу в Ильеусе. С 11 лет его отправили в салвадорский религиозный колледж Антониу Виейры (порт. Colégio Religioso Antoniu Vieira), где будущий писатель пристрастился к литературе. Однажды, в 1924 г. строптивый подросток сбежал из дома и 2 месяца путешествовал по дорогам Баии, пока отец его не выловил.

Среднее образование юноша завершил в гимназии города Ипиранга (порт. Ipiranga), где он увлеченно занимался выпуском газеты «A Pátria» (порт. «Отчизна»).

Высшее образование будущий писатель получал в Университете в на юридическом факультете, где он впервые соприкоснулся с коммунистическим движением и познакомился с видными коммунистическими деятелями.

Начало литературной карьеры

В 14 лет Жоржи устроился репортером в отдел криминальной хроники газеты «Diário da Bahia», а в скором времени стал публиковаться в газете «O imparcial» («Беспристрастная»).

К 1928 г. вместе с друзьями Амаду основал литературное объединение писателей и поэтов штата Баия «Академия бунтарей » (порт. «Academia dos Rebeldes»). «Академия», основываясь на классической литературе, сосредотачивалась на модернизме, реализме и социальном движении. Тогда же, творчество самого Жоржи соединило в себе афро-бразильские традиции, формируя представление о Бразилии, как о нации с многонациональной культурой.

В 1932 г. Амаду стал членом Компартии Бразилии. Участие в «Движении 1930-х» оказало большое влияние на раннее творчество, когда писатель обратился к проблемам равенства в обществе.

Окончив Университет (1935 г.), Жоржи Амаду вместо обеспеченной жизни адвоката выбрал стезю общественного деятеля и литератора. Его литературный дебют состоялся в 1930 г. выходом новеллы «Ленита » («Lenita»), созданной в соавторстве с Диасом да Костой (порт. Dias da Costa) и Эдисоном Карнейру (порт. Edison Carneiro). В 1931 г. вышел первый самостоятельный роман Ж. Амаду «Страна карнавала » (порт. «О pais do carnaval»), где он в саркастической форме изобразил богему города .

Общественная и политическая деятельность

Период 1930-1945 гг. известен в Бразилии как «Эра Варгаса » (порт. Era Vargas) — страной правил диктатор . В 1936 г. за политическую деятельность и открытые выступления в печати против диктаторского режима, Жоржи Амаду был арестован. Тогда, вспоминал писатель, «террор господствовал всюду, в Бразилии начался процесс ликвидации демократии, нацизм подавлял свободу, растаптывались права человека». Выйдя из тюрьмы, Жоржи Амаду отправился в долгое плавание на каботажном судне вдоль тихоокеанского побережья; он путешествовал по Бразилии, Латинской Америке и США, результатом долгого странствия стал роман «Капитаны песка » (1937).

После возвращения на родину, опальный писатель снова был арестован, а около 2 тысяч экземпляров его книг были сожжены военной полицией.

После своего освобождения, в 1938 г. писатель переехал жить в (порт. São Paulo).

В эти трудные времена Амаду скитался в поисках работы, но продолжал писать. В 1941 г. он вновь вынужден был покинуть страну, на этот раз уехав в . К 1942 г. на фоне развернувшегося антифашистского движения, правительство Варгаса прервало дипломатические отношения с фашистскими державами, объявив войну Германии и Италии. Узнав об этом, Ж. Амаду вернулся из эмиграции, но по прибытии был сразу же взят под стражу. Власти отправили писателя в Баию, заключив под домашний арест. Ему было запрещено пребывать в крупных городах и публиковать свои произведения. Но редактор антифашистской газеты «Imparcial» пригласил Жоржи к сотрудничеству — ему было поручено комментировать сообщения о событиях на фронтах II Мировой войны.

После легализации Коммунистической партии, в декабре 1945 г. писателя избрали в Национальный Конгресс депутатом КП от Сан-Паулу; кроме того, он занял пост вице-президента Ассоциации писателей. Амаду занимался несколькими законопроектами, направленными на защиту национальной культуры. Именно в этот период ему удалось отстоять поправку о свободе совести и вероисповедания, в том числе легализовав культ Кандомбле (афрохристианский культ в Бразилии – прим. ред).

В 1948 г. бразильским реакционерам, поддерживаемым США, удалось привести к власти генерала Эурику Дутру (порт. Eurico Gaspar Dutra), сторонника Гитлера. Деятельность КПБ вновь оказалась под запретом, и Жоржи с женой Зелией покинули Бразилию и уехали в Париж. Во Франции Ж. Амаду познакомился и подружился с Пикассо (исп. Pablo Ruiz Picasso; испанский живописец) и Сартром (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; французский философ, писатель, драматург), встречался с поэтом Полем Элюаром (фр. Paul Éluard). Писатель много путешествовал, он объехал ряд стран Западной и Восточной Европы, Азии и Африки, встречался со многими видными мировыми деятелями культуры.

Амаду неоднократно бывал в СССР (1948-1952), с 1951 по 1952 гг. жил в Праге (ЧССР). Бразильский писатель публиковался во всех странах «социалистического лагеря».

По возвращении на родину в 1952 г., он отдался литературному творчеству, всецело посвятив себя воспеванию родной Баии.

В 1956 г. писатель покинул ряды Компартии Бразилии; в 1967 г. он отказался от выдвижения своей кандидатуры на соискание Нобелевской премии.

Литературное творчество Жоржи Амаду

В начальном периоде творчества автора преобладала социальная тематика. К ранним работам относятся романы: «Страна карнавала » (порт. «O país do carnaval»; 1932), «Какао » (порт. «Cacau»; 1933), «Пот » (порт. «Suor»; 1934). В этих произведениях автор описывает борьбу трудящихся за свои права. Собственно, писательскую известность Ж. Амаду обрел после публикации романов «Какао» и «Пот», где описываются борьба за выживание, героизм, личностные драмы и трудовые будни простых работников края какао. Именно с «Какао» начинается «баиянский цикл» романов о жизни на плантациях.

Интерес к жизни чернокожего населения, афро-бразильских традиций и тяжелого наследия рабства автор проявляет в цикле из 3 романов о Баие: «Жубиаба » (порт. «Jubiabá»; 1935), «Мертвое море » (порт. «Mar morto»; 1936) и «Капитаны песка » (порт. «Capitães da areia»; 1937). В этих работах писатель формирует представление о Бразилии, как о нации с многонациональной культурой и традициями. Он говорил: «Мы, баиянцы, смесь ангольцев с португальцами, в нас поровну от тех и от других… ». Показателен в этом отношении роман «Жубиаба», герой которого, малолетний беспризорник-попрошайка, делается сначала главарем воровской банды, а затем, пройдя школу классовой борьбы, становится прогрессивным профсоюзным лидером и образцовым семьянином. Примечательно, что впервые в бразильской литературе главным героем в этом романе выступает чернокожий.

В основе знаменитого на весь мир романа «Капитаны песка» показана жизнь «отверженных» беспризорных детей земли Баия, которые пытаются найти свое место в жестокой реальности. Роман написан удивительно красочным, лирическим языком.

В произведениях цикла о штате Баиа прослеживается созревание «реалистического метода» в творчестве Амаду. В 1959 г. роман «Мертвое море» был удостоен премии Граса Аранья (порт. Prêmio Graça Aranha) Бразильской литературной Академии.

В 1942 г. вышла книга «Рыцарь надежды » (порт. «O Cavaleiro da Esperança») — биография Луиса Карлоса Престеса (порт. Luís Carlos Prestes), активиста бразильского коммунистического движения, в тот момент находившегося в тюрьме.

В эмиграции Амаду начал работу над эпическим циклом романов о «земле какао»: «Бескрайние земли » (порт. «Terras do sem-fim»; 1943), «Сан Жоржи дос Ильеус » (порт. «Sao Jorge dos Ilheus»; 1944), «Красные всходы » (порт. «Seara vermelha»; 1946).

В романе «Бескрайние земли» можно найти автобиографические воспоминания, касающиеся отроческого периода жизни писателя. Эпиграфом к этому произведению послужили слова из народной песни: «Я расскажу вам историю - историю, что ужасает… ». Описывая соперничество помещиков, захватывающих в штате лучшие земли под плантации, Амаду вспоминал, как однажды к отцу подослали наемных убийц. Спасая маленького Жоржи, тот, раненный, чудом остался жив. А мать в те лихие годы ложилась спать с заряженным ружьем у изголовья кровати.

Вернувшись в Бразилию, писатель издал прокоммунистические книги «Мир мира » (порт. «О mundo da paz»; 1950) и «Подполье свободы » (порт. «Os subterraneos da liberdade»; 1952).

Постепенно творчество Амаду эволюционирует от произведений пролетарской тематики, основанных на сплаве мелодраматизма, бытоописания и социальности, к фольклоризму, где важнейшим элементом сюжетно-композиционной структуры являются афро-бразильские культы и традиции, впервые введенные в этом качестве в бразильскую литературу.

С конца 1950-х гг. писатель начал вводить в произведения юмор, элементы фантастики и сенсуализма (от лат. «sensus» - восприятие, чувство, ощущение – прим. ред). Амаду, в работах которого причудливо переплетаются реальность и мистика, занял достойное место в ряду представителей магического реализма. Эти фантазийные элементы навсегда остались в творчестве Амаду, несмотря на то, что в произведениях позднего периода творческий интерес писателя опять сместился к политическим темам.

С 1958 г. романы Амаду вновь переносят читателя в колоритную солнечную Баию: «Габриэла, гвоздика и корица » (порт. «Gabriela, cravo е canela»; 1958), «Старые моряки » (порт. «Os velhos marinheiros»; 1961), «Пастыри ночи » (порт. «Os pastores da noite»; 1964), «Дона Флор и два ее мужа » (порт. «Dona Flor е seus dois maridos»; 1966), «Лавка чудес » («Tenda dos milagres»; 1969), «Тереза Батиста, уставшая воевать » (порт. «Teresa Batista cansada de guerra»; 1972), «Большая западня » (порт. «Tocaia grande»; 1984) и др. Произведениям писателя характерны интерес к народным традициям и магическим ритуалам, любовь к жизни со всеми ее сложностями и радостями. В 1959 г. роман «Габриэла, гвоздика и корица» был удостоен крупнейшей в Бразилии литературной Премии Жабути (порт. Prêmio Jabuti).

Амаду всегда интересовали ритуалы Кандомбле (порт. Candomblé), афро-бразильской религии, в основе которой лежит поклонение высшим духовным сущностям Ориша́ (порт. Orixá) — эманациям единого бога-творца Oludumare. Результатом этого интереса стала новелла «Необычайная кончина Кинкаса-Сгинь-Вода » (порт. «A Morte e a Morte de Quincas Berro Dágua»; 1959 г.), которую многие бразильские критики считают литературным шедевром писателя.

Уход из социалистического реализма в магический

В период своего становления писатель твердо верил в революцию, верил, что возможна «власть народа и для народа».

После поездки по Советскому Союзу, находясь под сильнейшим впечатлением от увиденного там, Амаду создал бестселлер под названием «Мир мира » (порт. «О mundo da paz»; 1950): эта книга, вопреки недовольству властей, только в Бразилии за короткий промежуток времени выдержала 5 изданий.

Однако, в конце 1950-х политические взгляды писателя кардинально изменились. Побывав во многих социалистических странах, он прозрел относительно «природы социализма». Ж. Амаду продолжал писать о простом человеке — своем современнике. Только теперь его книги зазвучали по-новому: автор «перешагнул» из социалистического реализма в магический. Из последней эмиграции Амаду вернулся на родину в 1956 г. С этого момента началась новая полоса в его жизни, отмеченная необыкновенным творческим подъемом. Герои книг того периода принесли своему создателю необычайную славу, армия почитателей писателя росла день ото дня.

Многие литературоведы именно Амаду отдают пальму первенства в создании этой формы, когда реальность и миф гармонично переплетаются в, казалось бы, обыденной жизни обычного человека.

Женская тематика

С 60-х гг. ХХ столетия у писателя наступил период творчества, когда главными героинями его произведений стали женщины. К романам этого «женского периода» относятся «Дона Флор и два ее мужа» (1966), «Лавка чудес» (1969) и «Тереза Батиста, уставшая воевать» (1972). Героини в этих произведениях представлены образами сильных личностей, способных на отважные поступки, но в то же время душевно тонких и чувственных.

Последние произведения Жоржи Амаду

В конце 1990-х гг. Амаду работал над мемуарами «Каботажное плаванье » (порт. «Navegação de Cabotвagem»; 1992), издание которых было намечено на 80-летний юбилей писателя. В то же время писатель трудился над романом «Красный Борис » (порт. «Bóris, o vermelho»), эту работу он не успел закончить. В 1992 г. итальянская компания предложила Амаду написать произведение к 500-летию открытия Америки, в результате чего появился роман «Открытие Америки турками » (порт. «A Descoberta da América pelos Turcos»; 1994). Дочь Палома и ее муж (кинорежиссер Педру Коста) помогали корректировать и печатать книгу на машинке, т.к. у писателя уже катастрофически ухудшилось зрение.

Уход из жизни

Последние годы писатель тяжело болел; по словам жены, он очень переживал, что не может полноценно работать. Диабет отнял у него жизненные силы и зрение. Жоржи скончался в Салвадоре от сердечного приступа 6 августа 2001 г., не дожив 4-х дней до своего 89-летия. Согласно завещанию мужа, Зелия развеяла его прах среди корней большого мангового дерева («чтобы помогать этому дереву расти»), стоящего около дома у лавки, где супруги так любили вместе сидеть.

В предпоследней своей книге Жоржи Амаду подытожил свое существование на этом свете: «…я, слава Богу, никогда не ощущал себя …выдающейся личностью. Я - просто писатель… Но разве этого мало? Я всегда был и остаюсь жителем своего бедного штата Баия…»

Семейная жизнь

В декабре 1933 г. Жоржи Амаду женился на Матильде Гарсиа Розе (порт. Matilde Garcia Rosa; 1933-1941). В 1935 г. в семье родилась дочь Лила (порт. Leela), которая умерла в возрасте 14 лет (1949 г). В 1944 г., прожив 11 лет в браке, супруги развелись.

В январе 1945 г. на I Конгрессе писателей Бразилии 33–летний Жоржи встретился с 29-летней красавицей Зелией Гаттаи (порт. Zélia Gattai; 1936-2008), которая стала верной спутницей до последней минуты его жизни. Но официально брак был зарегистрирован только в 1978 г., когда у четы уже появились внуки от двоих детей – сына Жоана Жоржа (порт. Joan Georges; г/р 1947) и дочери Паломы (порт. Paloma; г/р 1951).

Жоржи Амаду с супругой Зелией Гаттаи

С начала 1960-х гг. семейство проживало в собственном доме, построенном в предместье Салвадора на деньги, вырученные от продажи прав на экранизацию романов писателя. Этот дом являлся своеобразным культурным центром, местом встреч представителей искусства и творческих личностей Бразилии. С 1983 г. Жоржи и Зелия подолгу жили в Париже, наслаждаясь покоем, которого не было в их бразильском доме из-за обилия гостей.

Экранизация романов

Согласно данным Бразильской академии литературы, Жоржи Амаду написал около 30 романов, которые были переведены на 48 языков и изданы суммарным тиражом более 20 млн экземпляров. По его книгам поставлено более 30 фильмов. Даже популярные во всем мире бразильские сериалы начинались тоже с героев Амаду.

Романы писателя неоднократно экранизировались и ставились на театральной сцене. Один из самых известных фильмов в России - «Генералы песчаных карьеров » (США, 1917 г.) был снят по роману Ж. Амаду «Капитаны песка».

В 2011 г. Сесилия Амаду (порт. Cecilia Amado; г/р 1976), внучка писателя, создала свою одноименную киноверсию «Capitães da Areia», ставшую ее дебютной самостоятельной работой в кинематографе. Кроме того, фильм Сесилии стал первой экранизацией этого популярного романа в Бразилии.

Награды, премии

Творчество Ж. Амаду получило высокую оценку как в Бразилии, так и за ее пределами. Писатель был удостоен 13 различных литературных премий и орденов.

  • Международная Сталинская премия «За укрепление мира между народами» (1951 г.)
  • Премия Жабути (1959, 1970 гг.)
  • Орден Почетного легиона (Франция; 1984 г.)
  • Премия Камоэнса (1994 г.)

Звания

Жоржи Амаду был почетным доктором различных Университетов в Бразилии, Италии, Португалии, Израиле и Франции. Также он был обладателем множества др. званий практически в каждой из южноамериканских стран.

У писателя было множество громких титулов, но, пожалуй, самый главный звучал так: «литературный Пеле» . А в Бразилии, стране, где обожествляется футбол, это — высшая награда.

«Лавкой чудес» назвал Ж. Амаду один из самых значительных своих романов. Лавкой чудес была и вся его многоцветная жизнь, в которой он до самого конца «оставался самим собой».

Любопытные факты

  • Как отмечал Ж. Амаду, Баия — «важнейшее негритянское средоточие Бразилии, где необычайно глубоки африканские традиции».
  • Почти 80% населения Баии составляют негры и мулаты, оставшиеся 20% - метисы и белые. Баиянская народная культура причудлива и многообразна. Именно в Баии сохранилась столетиями преследуемая древняя религиозная традиция кандомбле, к которой писатель относился с особым почтением. Он даже носил почетный титул «Оба де Шанго »- жреца громовержца Shango, верховного божества в африканском пантеоне. Будучи депутатом парламента от Бразильской компартии (БКП), Амаду легализовал древний культ беднейшего слоя населения Баии, помня из детства, как жестоко разрушались негритянские храмы.
  • Далекий от армии отец Жоржи именовался полковником: так в Бразилии традиционно называют крупных землевладельцев.
  • На русский язык переведены все романы писателя за исключением «Открытия Америки турками».
  • Романы Жоржи Амаду переведены почти на 50 языков мира. Многие из них экранизировались или легли в основу театральных спектаклей, песен и даже …комиксов.
  • Первое знакомство читателей СССР с творчеством бразильского писателя началось в 1948 г. с романа «Город Ильеус», выпущенного тогда в русском переводе под заглавием «Земля золотых плодов».
  • Переводы романов «Какао» и «Пот» на русском языке готовились к печати в Москве в 1935 г., но Амаду не дал согласия на их публикацию: «…книга, подобная «Какао», не может заинтересовать народ, у которого есть такой роман, как «Цемент». («Цемент» — роман русского писателя Ф. Гладкова, один из первых образцов советского «производственного романа», опубликован в 1925 г).
  • Литературная Премия Жабути была учреждена в 1959 г. Бразильской Книжной палатой (порт. Câmara Brasileira do Livro) для развития отечественной словесности. Для справки: Жабути или Желтоногая черепаха (лат. Chelonoidis denticulata) — одна из самых крупных сухопутных черепах, живущих в .
  • «Советская земля! Ты - наша мать, Сестра, любовь, спасительница мира!» - эти вдохновенные строки молодой Жоржи Амаду написал после первой поездки в СССР в 1948 г. (поэма «Песни о советской земле»).
  • А в 1992 г. из-под пера писателя, внимательно следящего за новостями из России по телевизору, вышли такие строки: «Смотрю одним глазом - вовсе не от пренебрежения, а потому, что мое левое веко … опустилось и подниматься не желает. По-научному это называется «птоз века», или блефароптоз, но я-то уверен, что окривел от того, в каком виде открылась передо мною Советская империя. В булочных Союза нет хлеба!!!…»
  • Штат Баия является полноправным «героем» произведений Ж. Амаду. Сам писатель объяснял это так: «Баия - это Бразилия… Именно в Баие … родилась Бразилия, и первой столицей страны, как известно, был город Салвадор. И если баиянский писатель живет жизнью людей Баии. Значит, он живет жизнью всего бразильского народа, и проблемы нации - это его проблемы…»
  • Некоторые читатели узнавали себя в героях его романов. В своих книгах Жоржи Амаду и впрямь описывал реальных горожан. Например, в романе «Дона Флор и два ее мужа» из 304 персонажей были выведены 137 реальных лиц под своими именами.
  • «Когда все дружным хором говорят «да», я говорю - «нет». Таким уж уродился», - так писал о себе великий бразильский писатель ХХ в.

Бразильская литература

Жоржи Амаду

Биография

Родился 10 августа 1912 в Ильеусе (шт. Баия), сын мелкого плантатора. Писать начал с 14 лет. В ранних романах Страна карнавала (O paiz do carnaval, 1932), Мертвое море (Mar morto, 1936), Капитаны песка (Capites da areia, 1937) описывал борьбу трудящихся за свои права. Показателен в этом отношении роман Жубиаба (Jubiab, 1935), герой которого, в детстве беспризорник-попрошайка, делается сначала вором и главарем банды, а затем, пройдя школу классовой борьбы, становится прогрессивным профсоюзным лидером и образцовым отцом семейства.

Активист компартии Бразилии, Амаду не раз высылался из страны за политическую деятельность. В 1946 он был избран депутатом Национального конгресса, двумя годами позже, после запрещения компартии, снова был выслан. За последующие четыре года объехал ряд стран Западной и Восточной Европы, Азии и Африки, встречался с П. Пикассо, П. Элюаром, П. Нерудой и другими видными деятелями культуры.

По возвращении на родину в 1952 всецело отдался литературному творчеству, став певцом родной Баии, с ее тропической экзотикой и ярко выраженным африканским началом в культуре. Его романы отличает интерес к народным традициям и магическому ритуалу, вкус к жизни со всеми ее радостями. Идеологические установки в творчестве уступают место собственно художественным критериям, действующим в русле того чисто латиноамериканского направления, которое получило в критике название «магического реализма». Начало этим переменам положил роман Бескрайние земли (Terras do sem fim, 1942), за которым последовали другие романы того же направления - Габриэла, корица и гвоздика (Gabriela, cravo e canela, 1958), Пастыри ночи (Os pastores da noite, 1964), Дона Флор и два ее мужа (Dona Flor e seus dois maridos, 1966), Лавка чудес (Tenda dos milagres, 1969), Тереза Батиста, уставшая воевать (Teresa Batista, cansada de guerra, 1972), Засада (Tocaia grande, 1984) и другие. В 1951 Амаду был удостоен Ленинской премии, в 1984 награжден орденом Почетного легиона (Франция).

Амаду был рожден в городе Ильеусе, 10 августа 1912 года. Сын мелкого владельца плантаций свой талант к письму начал проявлять в подростковом возрасте, в 14 лет. В его первых романах («Страна карнавала» 1932, «Мертвое море» 1936, «Капитаны песка» 1937) шла речь о борьбе работяг за свои права. Образцом в этой позиции стал роман «Жубиаба» 1935, в котором описывается жизненный путь мужчины, начиная с раннего детства. Герой романа был беспризорным попрошайкой и заканчивая зрелостью – образцовый отец семейства и профсоюзный лидер. Амаду часто был в ссылке за границей своей страны из-за яркого выражения своих коммунистических взглядов. Был выбран в Национальный конгресс депутатом в 1946 году.

Через два года, после его избрания была запрещена компартия, и Амаду был снова изгнан из страны. В своем изгнании он объехал очень много стран Европы, Азии и Африки. Встречался с такими известными деятелями культуры как П. Неруда, П. Пикассо, П. Элюар. В 1952 вернулся родной край и полностью посвятил себя письму, рассказывая в своих творениях о родном штате Баниа корни, которого, уходят вглубь африканской культуры, с его тропиками и экзотикой. В романах Жоржи Амаду присутствует страсть к народным традициям и магии, любовь к жизни со всеми ее плодами.

Коммунистическая идеология Амаду теряется в творчестве на фоне его художественных мерок, которые проявляются в отрасли чистого латиноамериканского направления, что было названо критиками как «магический реализм». Роман «Бескрайние земли» 1942г был первооткрывателем, после него последовали романы в том же направлении – «Габриэла, корица и гвоздика» 1958г, «Пастыри ночи» 1964г, «Дона Флор и два ее мужа» 1966г, «Лавка чудес» 1969г, «Тереза Батиста, уставшая воевать» 1972г, «Засада» 1984г и прочие. Амаду а 1951 г был одарен Ленинской премией, а в 1984 - орденом Почетного легиона во Франции. 6 августа 2001 года писатель ушел из жизни в Салвадоре, штат Баниа.

Жо́ржи Ле́ал Ама́ду ди Фари́я (порт.-браз. Jorge Leal Amado de Fariа ) - знаменитый бразильский писатель, общественный и политический деятель. Академик Бразильской Академии искусств и литературы (1961, кресло № 23 из 40).

Родился на фазенде Ауриси́диа в штате Баия. Через год из-за эпидемии оспы его семья вынуждена была переехать в город Ильеус, где Амаду провёл всё своё детство. Впечатления этого периода жизни повлияли на его будущее творчество.

Учился в университете Рио-де-Жанейро на факультете права, где впервые столкнулся с коммунистическим движением. Как активист коммунистической партии Бразилии неоднократно высылался из страны за политическую деятельность. В 1946 избирался депутатом Национального конгресса от компартии Бразилии. В 1948 снова был выслан из страны.

В 1948-1952 годах жил во Франции и ЧССР . Неоднократно посещал СССР .

В 1952 вернулся на родину и стал активно заниматься литературным творчеством.

Творчество

Писать начал в 14 лет. В печати дебютировал в 1931 . В ранних романах преобладала социальная тематика. К ним относятся «Страна карнавала» («O país do carnaval», 1932 ), «Какао» («Cacau», 1933), «Жубиаба» («Jubiabá», 1935 ), «Мёртвое море» («Mar morto», 1936 ), «Капитаны песка» («Capitães da areia», 1937 ). В 1942 г. издал биографию находящегося в тюрьме Луиса Карлоса Престеса - «Рыцарь надежды» («O Cavaleiro da Esperança»). После Второй мировой войны издал романы «Красные всходы» (1946 ) и «Подполье свободы» (1952 ). С конца 1950-х годов вводил в произведения фантастические элементы и стал одним из представителей магического реализма.

Автор романов «Бескрайние земли» («Terras do sem fim», 1943 ), «Габриэла, гвоздика и корица » («Gabriela, cravo e canela», 1958 ), «Пастыри ночи» («Os pastores da noite», 1964 ), «Дона Флор и два её мужа» («Dona Flor e seus dois maridos», 1966 ), «Лавка чудес» («Tenda dos milagres», 1969 , экранизирован по сценарию Амаду в 1977 году режиссёром Нелсоном Перейрой душ Сантушем), «Тереза Батиста, уставшая воевать» («Teresa Batista, cansada de guerra», 1972 ), «Засада» («Tocaia grande», 1984 ) и других.

Его произведения много раз печатались в журнале «Иностранная литература »: повесть «Необычайная кончина Кинкаса Сгинь Вода » (1963, № 5), романы «Мы пасли ночь» (1966, № 2, 3), «Лавка чудес» (1972, № 2-4), «Тереза Батиста, уставшая воевать» (1975, № 11, 12), «Возвращение блудной дочери» (1980, № 7-10), «Военный китель, академический мундир, ночная рубашка» (1982, № 8, 9), «Исчезновение святой» (1990, № 1, 2); рассказ «История любви Полосатого кота и сеньориты Ласточки » (1980, № 12).

Романы Амаду переведены почти на 50 языков мира, включая русский; неоднократно экранизировались. Самая известная экранизация - «Генералы песчаных карьеров» (1971 , США), снятая по роману «Капитаны песка». В 2011 этот же роман экранизировала внучка писателя Сесилия Амаду. Картина Сесилии стала первой экранизацией этой книги в Бразилии, хотя в общей сложности творчество Амаду становилось литературной основой для киноработ и телефильмов уже не один десяток раз.

Награды и премии

  • член ВСМ
  • Международная Сталинская премия «За укрепление мира между народами» (1951) и множества других международных и бразильских премий
  • член Бразильской академии литературы
  • Почётный доктор различных университетов в Бразилии, Португалии, Италии, Израиле и Франции, обладатель множества других званий практически в каждой стране Южной Америки, в том числе звания Оба́ де Шанго́ религии Кандомбле.
  • орден Почётного легиона (1984)

Семья

Дети: Лила (1933, умерла в 1949), Жоан Жорж (1947) и Палома (1951).

Вам также будет интересно:

Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...