Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Лео Делиб – революционер французской музыки для театра. Лео Делиб – революционер французской музыки для театра Смотреть что такое "делиб лео" в других словарях

ДЕЛИБ Лео

(21 II 1836, Сен-Жермендю-Валь, Сарта - 16 I 1891, Париж)

Такого изящества, такого богатства мелодий и ритмов, такой превосходной инструментовки еще никогда не бывало в балете.

П. Чайковский

Среди французских композиторов XIX в. творчество Л. Делиба выделяется особой чистотой французского стиля: его музыка лаконична и красочна, мелодична и ритмически гибка, остроумна и искренна. Стихией композитора был музыкальный театр, а его имя стало синонимом новаторских тенденций в балетной музыке XIX в.

Делиб родился в музыкальной семье: его дед Б. Батисте был солистом парижского театра Opera-Comique, а дядя Э. Батисте - органистом, профессором Парижской, консерватории. Начальное музыкальное образование будущему композитору дала мать. Двенадцатилетним подростком Делиб приехал в Париж и поступил в консерваторию в класс композиции А. Адана. Одновременно он занимался у Ф. Ле Купе по классу фортепиано и у Ф. Бенуа по классу органа.

Профессиональная жизнь молодого музыканта началась в 1853 г. с должности пианиста-концертмейстера в Лирическом оперном театре (Theatre Lyrique). Формирование художественных вкусов Делиба во многом определилось эстетикой французской лирической оперы: ее образным строем, насыщенной бытовыми мелодиями музыкой. В это время композитор "много сочиняет. Его привлекает музыкально-сценическое искусство - оперетты, одноактные комические миниатюры. Именно в этих сочинениях оттачивается стиль, развивается мастерство точной, лаконичной и меткой характеристики, красочного, ясного, живого музыкального изложения, совершенствуется театральная форма.

В середине 60-х гг. молодым композитором стали интересоваться музыкально-театральные деятели Парижа. Его приглашают работать вторым хормейстером в Grand Opera (1865-1872). Тогда же он пишет совместно с Л. Минкусом музыку балета "Ручей" и дивертисмент "Путь, усыпанный цветами" к балету Адана "Корсар". Эти произведения, талантливые и изобретательные, принесли Делибу заслуженный успех. Однако следующее сочинение композитора Grand Opera приняла к постановке только через 4 года. Им стал балет "Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами" (1870, по новелле Т. А. Гофмана "Песочный человек"). Именно он принес Делибу европейскую популярность и стал рубежным произведением в его творчестве. В этом сочинении композитор проявил глубокое понимание балетного искусства. Его музыке свойственны лаконизм выражения и динамика, пластичность и красочность, гибкость и четкость танцевального рисунка.

Известность композитора упрочилась еще более после создания им балета "Сильвия" (1876, по драматич. пасторали Т. Тассо "Аминта"). П. Чайковский писал об этом сочинении: "Я слышал балет "Сильвия" Лео Делиба, именно слышал, потому что это первый балет, в котором музыка составляет не только главный, но и единственный интерес. Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое"!

Широкую популярность снискали и оперы Делиба: "Так сказал король" (1873), "Жан де Нивель" (1880), "Лакме" (1883). Последняя явилась самым значительным оперным произведением композитора. В "Лакме" развиты традиции лирической оперы, которые так привлекали слушателей в лирико-драматических произведениях Ш. Гуно, Ж. Визе, Ж. Массне, К. Сен-Санса. Написанная на ориентальный сюжет, в основу которого положена история трагической любви индийской девушки Лакме и английского солдата Джеральда, эта опера насыщена правдивыми, реалистическими образами. Самые выразительные страницы партитуры произведения посвящены раскрытию душевного мира героини.

Наряду с композицией Делиб много внимания уделял преподавательской деятельности. С 1881 г. он был профессором Парижской консерватории. Доброжелательный и отзывчивый человек, мудрый педагог - Делиб оказывал большую помощь композиторской молодежи. В 1884 г. он стал членом Академии изящных искусств Франции. Последним сочинением Делиба оказалась опера "Кассия" (незаконч.). Она еще раз доказала, что композитор никогда не изменял своим творческим принципам, утонченности и изяществу стиля.

Наследие Делиба сосредоточено в основном в области музыкально-сценических жанров. Им написано свыше 30 произведений для музыкального театра: 6 опер, 3 балета и множество оперетт. Наибольших творческих высот композитор достиг в области балета. Обогатив балетную музыку широтой симфонического дыхания, цельностью драматургии, он проявил себя как смелый новатор. Это отмечали и критики того времени. Так, Э. Ганслику принадлежит высказывание: "Он может гордиться тем, что первым развил драматическое начало в танце и в этом превзошел всех своих соперников". Делиб был прекрасным мастером оркестра. Партитуры его балетов, по выражению историков, это "море красок". Композитор воспринял многие приемы оркестрового письма французской школы. Его оркестровку отличает пристрастие к чистым тембрам, множество тончайших колористических находок.

Делиб оказал несомненное влияние на дальнейшее развитие балетного искусства не только во Франции, но и в России. Здесь достижения французского мастера нашли продолжение в хореографических сочинениях П. Чайковского и А. Глазунова.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Смотреть что такое "ДЕЛИБ Лео" в других словарях:

    Maestro Clément Philibert Léo Delibes, Paris, circa 1885 Клеман Филибер Лео Делиб (фр. Clément Philibert Léo Delibes; 21 февраля 1836(18360221), Сен Жермен дю Валь 16 января 1891, Париж) французский композитор, создатель… … Википедия

    - (Delibes) (1836 1891), французский композитор. Ученик А. Адана. Его «Коппелия» (1870) и «Сильвия» (1876) первые в западноевропейской музыке симфонизированные балеты; оказали влияние на развитие музыкально хореографического искусства. Опера… … Энциклопедический словарь

    Делиб, Лео - ДЕЛИБ (Delibes) Лео (1836 91), французский композитор. Симфонизировал балетную музыку, усилил ее драматическое начало: “Коппелия” (1870), “Сильвия” (1876) и др. Лирико драматическая опера “Лакме” (1883) одна из лучших французских ориентальных… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Delibes, Leo) (1836 1891), французский композитор. Родился 21 февраля 1836 в Сен Жермен дю Валь. После окончания Парижской консерватории поступил концертмейстером в Театр лирик и вторым хормейстером в Опера. В 1881 Делиб стал профессором… … Энциклопедия Кольера

    Делиб, Лео Maestro Clément Philibert Léo Delibes, Paris, circa 1885 Клеман Филибер Лео Делиб (фр. Clément Philibert Léo Delibes; 21 февраля 1836, Сен Жермен дю Валь 16 января 1891, Париж) французский композитор, создатель балетов, опер,… … Википедия

    - (1836 91) французский композитор. Его Коппелия (1870) и Сильвия (1876) первые в западно европейской музыке симфонизированные балеты; оказали влияние на развитие музыкально хореографического искусства. Опера Лакме (1883) и др … Большой Энциклопедический словарь

    Делиб (Delibes) Клеман Филибер Лео (21.2.1836, Сен Жермен дю Валь, Сарта, ‒ 16.1.1891, Париж), французский композитор. Член Института Франции (1884). Учился в Парижской консерватории (класс композиции А. Адана). С 1853 работал аккомпаниатором в… … Большая советская энциклопедия

    - (Delibes) Лео (1836 91), французский композитор. Симфонизировал балетную музыку, усилил ее драматическое начало: Коппелия (1870), Сильвия (1876) и др. Лирико драматическая опера Лакме (1883) одна из лучших французских ориентальных опер … Современная энциклопедия

    Maestro Clément Philibert Léo Delibes, Paris, circa 1885 Клеман Филибер Лео Делиб (фр. Clément Philibert Léo Delibes; 21 февраля 1836 16 января 1891) французский композитор; учился в Парижской консерватории. Тринадцать первых небольших опер не… … Википедия


Клеман Филибер Лео Делиб (Clément Philibert Léo Delibes; 1836, Сен-Жермен-дю-Валь - 1891, Париж) - французский XIX века, создатель балетов, опер, оперетт.

Биография

Лео Делиб родился 21 февраля 1836 года в Сен-Жермен-Дю-Валь (сегодня входит в состав города Ла-Флеш), в семье почтового служащего и дочери певца «Опера комик». После смерти отца в 1847 году семья переехала в Париж. Делиб учился музыке у своей матери и дяди, органиста церкви Сент-Эсташ и преподавателя пения в Парижской консерватории.

Лео Делиб - Испанское Болеро ("На бой быков...") Leo Delibes - Les filles de Cadix Солистка Оксана Лесничая (сопрано) 31/12/2012 - Малый зал консерватории им...

Делиб поступил в Парижскую консерваторию по классу Тарио. В 1849 он получил второй приз по сольфеджио, а год спустя, в 1850, занял первое место.

Он также занимался по классу органа у Франсуа Бенуа и по классу композиции у Адольфа Адама, Феликса де Куппе и Франсуа Базена.

Был хористом в церкви Мадлен в Париже, выступал в хоре мальчиков на премьере оперы Мейербера «Пророк» 11 апреля 1849 года. С 1853 по 1871 занимал место органиста при церкви Сен-Пьер-де-Шайо. В это же время сотрудничал с парижским «Лирическим театром» (в качестве аккомпаниатора и репетитора).

В 1871 году Делиб отказался от должности органиста, женился на Леонтин-Эстель Денен и полностью посвятил себя композиции.

Творчество и его оценка

Тринадцать первых небольших опер не принесли Делибу большой славы. Настоящая его известность началась с 1865 года, после его кантаты «Alger» и в особенности после балета «Источник» (La source), поставленного в 1866 году в Большой парижской опере. Делиб внес в область балета много благородства, изящества и симфонического интереса.

Среди балетов Делиба особое место занимают «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» и «Сильвия, или Нимфа Дианы». Сюжет «Коппелии» основан на новелле «Песочный человек» Э. Т. А. Гофмана, посвященной судьбе старого доктора Коппелиуса и его куклы Коппелии.

Действие балета «Сильвия», завершенного в 1876 году, происходит в Греции. Двумя этими балетами Делиба восхищался Чайковский, который писал про «Сильвию» так: «Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое!».

В семидесятых годах Делиб начал писать оперы больших размеров: «Так сказал король» («Le roi l’a dit»), «Жан де Нивель» («Jean de Nivel»), «Лакме» («Lakmé»). Первая из них - самая лучшая по увлекательности, красоте и свежести музыки и прекрасной фактуре. Две последние были поставлены в Петербурге.

Опера «Лакме» считается наиболее выдающейся оперой композитора. В ней повествуется о любви британского офицера и дочери индийского жреца, служителя культа Брахмы. В опере тонко передан восточный колорит, противопоставленный миру англичан-колонизаторов.

Делиб написал много романсов, мессу, несколько детских хоров, лирическую сцену «La mort d’Orphée». Сочинения Делиба пользуются всемирной известностью.

В 1884 году Делиб был избран членом французской Академии изящных искусств.

Основные произведения

Балеты

  • «Ручей» (La Source) , 1866. Совместно с Л. Минкусом.
  • «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» (Coppélia) , 1870
  • «Сильвия, или Нимфа Дианы» (Sylvia ou la Nymphe de Diane) , 1876. (В СССР с новым либретто - «Фадетта»).

Оперы

  • «Так сказал король» (Le Roi l’a dit) , 1873
  • Jean de Nivelle , 1880
  • «Лакме» (Lakmé) , 1883
  • Kassya , 1893

Лео Делиб

Лео Делиб – выдающийся автор музыки для театра: балета, оперы и оперетты. Его работы являются демонстрацией лучших проявлений традиционных французских качеств – ясности, обаяния и изящества. Он стал первым ярким автором балетов, появившимся после смерти Рамо. Искусство балета претерпевало период упадка. Делиб создавал партитуры с тщательностью и безупречностью, достойной лучших оперных композиторов; он не только сочинял оживленные, запоминающиеся мелодии, но и перекладывал их в блестящие оркестровки.

Его новаторские симфонические произведения для балета открыли поле серьезным композиторам, а его влияние заметно в работах Чайковского и многих других композиторов, писавших музыку в этом жанре. Музыка Делиба, «легкая, грациозная, элегантная, с тенденцией к экзотике» отражает дух времен Второй империи во Франции. Его первые постановки были серией забавных оперетт, пародий и фарсов, которые связывают Делиба с творчеством Жака Оффенбаха и других композиторов, писавших комические оперы. Делиб, работая в начале карьеры церковным органистом, писал церковную музыку и жанровые песни, которые родственны стилю Бизе.

После учебы, Делиб стремился стать автором произведений для театра

Родившись 21 февраля 1836 года в музыкальной семье (его дед Б. Батисте был солистом парижского театра Opera-Comique, а дядя Э. Батисте - органистом, профессором Парижской, консерватории). Его мать была талантливым музыкантом-любителем, именно она преподала маленькому Делибу первые знания в области музыки.

Клеман Филибер Лео Делиб поступил в Парижскую Консерваторию в возрасте 11 лет. Там он изучал композицию у Адольфа Адана, написавшего классический балет «Жизель» и множество успешных опер. Одновременно он занимался у Ф. Ле Купе по классу фортепиано и у Ф. Бенуа по классу органа. В 1850 году он получил Первую премию по теории музыки.

После учебы Делиб стремился стать автором произведений для театра. В начале своей карьеры он влачил жизнь церковного органиста и постановщика работ более известных композиторов. В 1863 году он стал концертмейстером в Парижской Опере, профессором композиции в консерватории в 1881 году и членом Французского института в 1884.

Творческие успехи в области музыкального театра

С 1856 года он начал писать оперетты, 15 из них шли в малых театрах в течение следующего десятилетия. Первая возможность осуществить более серьезную постановку выпала в 1866 году. В соавторстве с композитором, специализировавшимся на балетах, Людвигом Минкусом, он написал балет «La Source» (Ручей) для Парижской оперы. Успех принес Делибу заказ на вторую работу: «Coppélia» («Коппелия», или «Красавица с голубыми глазами»). Балет, написанный без помощи Минкуса, быстро получил признание и на сегодняшний день является классикой. За ним последовала еще более амбициозная «Sylvia» (Сильвия). Эти произведения способствовали повышению качества балетной музыки, а также стали образцом для последующих поколений композиторов. Ими, в частности, восхищался .
Среди балетов Делиба особое место занимает «Сильвия, или Нимфа Дианы»

После «Коппелии» Делиб был воспринят другими крупными парижскими театрами. Три работы были созданы для парижского театра «Опера-Комик»:

  • «Le roi l’a dit» (Так сказал король) в 1873 году
  • «Jean de Nivelle» (Жан де Нивель) в 1880
  • «Lakme» (Лакме) в 1883

«Цветочный Дуэт» из оперы “Лакме” был всемирно популярен на протяжении множества лет, благодаря использованию в ряде рекламных роликов и фильмов

Происходящее в Индии времен британского владычества действо «Лакме», рассказывает трагичную историю любви между британским офицером и дочерью священника-брахмана. Музыка этой оперы ярка, остроумна и драматична. Включающая знаменитую «Bell Song» (в оригинале «Où va la jeune Hindoue»), – захватывающий образец колоратурного сопрано героини, – «Лакме» часто рассматривается как главный шедевр Делиба. А самый известный номер, «Цветочный Дуэт», был всемирно популярен на протяжении множества лет, благодаря использованию в ряде рекламных роликов и фильмов.

Делиб также написал несколько восхитительных песен, таких как «Les filles de Cadix», которая стала популярной в Испании, поспособствовав возникновению интереса к французской музыке, и предвосхитила премьеру оперы «Кармен».

За год до своей смерти (16 января 1891, в Париже), в возрасте 54 лет, Делиб создал шедевр еще в одном театральном жанре: музыка к пьесам. Она была сочинена к 50-летнему юбилею постановки драмы Виктора Гюго «Король забавляется», истории, вдохновившей к написанию «Риголетто».

Но именно балетные партитуры позволили Делибу занять особое место в истории музыки.

Э. Ганслик говорил он нем так: «Он может гордиться тем, что первым развил драматическое начало в танце и в этом превзошел всех своих соперников».

Его музыка отличалась высоким мастерством и мелодичностью, при этом она содержала новые идеи в оркестровках и гармонии. В своих произведениях композитор не просто сопровождал повествование привлекательной музыкой, а использовал ее в качестве выразительного средства каждой сцены. Хотя повсеместно признана роль Чайковского в повышении статуса балетной музыки девятнадцатого века, Делиб опередил его (премьера «Лебединого озера» состоялась в 1877 году, через семь лет после «Коппелии»). Это была тихая музыкальная революция, осуществленная с элегантностью и шармом.

Лео Делиб родился 21 февраля 1836 года в Сен-Жермен-Дю-Валь (сегодня входит в состав города Ла-Флеш), в семье почтового служащего и дочери певца "Опера комик". После смерти отца в 1847 году семья переехала в Париж. Делиб учился музыке у своей матери и дяди, органиста церкви Сент-Эсташ и преподавателя пения в Парижской консерватории.

Делиб поступил в Парижскую консерваторию по классу Тарио. В 1849 он получил второй приз по сольфеджио, а год спустя, в 1850, занял первое место. Он также занимался по классу органа у Франсуа Бенуа и по классу композиции у Адольфа Адама, Феликса де Куппе и Франсуа Базена.

Был хористом в церкви Мадлен в Париже, выступал в хоре мальчиков на премьере оперы Мейербера "Пророк" 11 апреля 1849 года. С 1853 по 1871 занимал место органиста при церкви Сен-Пьер-де-Шайо. В это же время сотрудничал с парижским "Лирическим театром" (в качестве аккомпаниатора и репетитора).

В 1871 году Делиб отказался от должности органиста, женился на Леонтин-Эстель Денен и полностью посвятил себя композиции.

Творчество и его оценка

Тринадцать первых небольших опер не принесли Делибу большой славы. Настоящая его известность началась с 1865 г., после его кантаты «Alger» и в особенности после балета «Источник» (фр. La source), поставленного в 1866 г. в Большой парижской опере. Делиб внес в область балета много благородства, изящества и симфонического интереса.

Среди балетов Делиба особое место занимают «Коппелия» и «Сильвия». Сюжет «Коппелии» основан на новелле "Песочный человек" Э. Т. А. Гофмана, посвященной судьбе старого доктора Коппелиуса и его куклы Коппелии.

Действие балета «Сильвия», завершенного в 1876 году, происходит в Греции. Двумя этими балетами Делиба восхищался Чайковский, который писал про «Сильвию» так: "Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое!".

Лучшие дня

В семидесятых годах Делиб начал писать оперы больших размеров: «Так сказал король» («Le roi l’a dit»), «Жан де Нивель» («Jean de Nivel»), «Лакме» («Lakmé»). Первая из них - самая лучшая по увлекательности, красоте и свежести музыки и прекрасной фактуре. Две последние были поставлены в Петербурге.

Опера «Лакме» считается наиболее выдающейся оперой композитора. В ней повествуется о любви британского офицера и дочери индийского жреца, служителя культа Брахмы. В опере тонко передан восточный колорит, противопоставленный миру англичан-колонизаторов.

Делиб написал много романсов, мессу, несколько детских хоров, лирическую сцену «La mort d’Orphée». Сочинения Делиба пользуются всемирной известностью.

В 1884 году Делиб был избран членом французской Академии изящных искусств.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...