Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Этот памятник русской архитектуры поражает своими габаритами. Поставьте заключенные в скобках слова в нужной форме. Новодевичий женский монастырь - святая тюрьма

Вид речевой ошибки

Пример

Употребление слова в несвойственном ему значении

Меня раздражает его отвратительная харизма.

Неразличение оттенков значения синонимов

Употребление слов, не соответствующих по своей окраске основному стилю текста

Я прочитал текст, и меня ошарашила мысль…

Нарушение лексической сочетаемости

Расширяется уровень владения техникой;

это играет важное значение в жизни

Плеоназм (дублирование значения в словосочетании)

Возложить цветы к памятному мемориалу

Тавтология (использование слова в сочетании с однокоренным)

Через какие-то едва уловимые ощущения он ощущает связь с родной землёй.

Неоправданный повтор слов

Некорректное употребление местоимений

Я читал диссертации с приложениями. Они привлекли моё внимание.

Смешение паронимов

Особенности лиричного героя Пушкина

Нарушение структуры фразеологизма

Единожды солгавши, кто тебе поверит

Исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях:

Варианты с ошибками

Тип ошибки

Исправленный вариант

1. Этот памятник русской архитектуры поражает своими причудливыми габаритами.

2. У учащихся выросла уверенность в своих силах.

3. У рада испытуемых существует эгоизм

4. Это исследование имеет большую роль в развитии современной науки.

5. . Неустанная любовь художника к динамике в искусстве хорошо известна.

6. Во многих районах вода оказалась в минимуме.

7. Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекая внимание от главного.

8. Революционеры-демократы вскрыли фиктивный характер буржуазной демократии.

9. Данная деталь является важнейшим фактором, на котором базируется надежность методики исследования типов акцентуаций личности.

10. Преподаватель оперирует положительными примерами из жизни.

12. Профессор показал мне вариант плана ВКР и сказал, что он уже устарел.

13. Следует отметить следующие ошибки в произношении.

14. Можно согласиться с теми главами реферата, не содержащими внутренних противоречий.

15. Правильно определив цели и задачи исследования, эксперимент показал следующее.

16. Не всегда существует взаимопонимание между народом и их представителями в Законодательном собрании.

18. Условия для достижения положительных результатов были созданы, но однако тем не менее испытания прошли неудачно.

19. Статья содержательная и интересна.

20. ВАК издает требования к кандидатским диссертациям

Задание 9 . Прочитайте приведенные отрывки и определите, к текстам каких функциональных стилей они принадлежат.

1 . Уже древнегреческие мыслители видели, что помимо общего в том масштабе, в каком его постигают «частные науки» (аристотелевский термин), есть общее и большего масштаба, а именно – в отдельности для каждой из трех основных областей действительности: природы, человеческого общества, сознания (познания). Но существует и всеобщее, которое присуще земному универсуму в целом и выражается в законах и категориях типа «необходимость», "случайность", «причинность", "связь", "время" и т.п. Таким образом, структурное поле общего включает в себя конкретно-общее (компетенция отдельных наук), наиболее, общее каждой из трех основных областей действительности и всеобщее (компетенция философии).

2 . Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли, определенные учредительными документами. В отличие от акционерного общества право на долю подтверждается не ценной бумагой (акцией), а лишь свидетельством, которое в соответствии с уставом ООО может выдаваться его участникам (учредителям).

3 . Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, – с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А "осень и зима хорошо живут, Коли на Лаврентия вода тиха и дождик". Потом бабьим летом паутины много село на поля.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 . Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? Вот Джо Мартин, например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний Индианаполиса – и в то же время студент университета Дьюка. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена мистера Мартина уже спит, Джо садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 . Русская нефть и русский газ сакральны, они не должны принадлежать кучке сомнительных олигархов с кривыми, испуганными физиономиями или извилистым гладкобёдрым чиновникам. Это часть национального бытия – в нефть вложили свою энергию миллиарды древних живых существ, да, они сгнили, но ничто живое не исчезает бесследно – их жизнь питает сегодня прожорливые желудки машин (А. Дугин)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 . Участники круглого стола заслушали и обсудили сообщения

Н. Н. Черешневой и А. Драгуна по вопросам специфики субкультуры болельщиков футбольного клуба «Зенит» (Санкт-Петербург). Участники дискуссии отмечают особый статус феномена ФК «Зенит» как объединяющей «высокой идеи» большой части населения Санкт-Петербурга, уникальный характер болельщицкой среды ФК «Зенит», высказывают общее мнение о необходимости комплексного (общегуманитарного) изучения данной субкультуры мегаполиса.

Наличие многочисленный органов СМИ, пишущих и вещающих о «Зените», к сожалению, не решает вопроса объективного исследования субкультуры болельщицкой среды, ее места в системе субкультур и в целом в культуре Санкт-Петербурга.

Участники круглого стола пришли к следующим выводам:

    необходимо комплексное изучение субкультуры ФК «Зенит» как уникального культурного феномена современного Санкт-Петербурга;

    выйти с предложением организации Проекта по внедрению идеи корпоративной культуры болельщиков футбольного клуба «Зенит»;

поместить на сайте института обращение ко всем студентам вузов Санкт-Петербурга с приглашением участвовать в Проекте для продвижения бренда «Зенита» как футбольного клуба культурной столицы России.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7 . Уважаемые товарищи депутаты! Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране, и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучил предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова «культура». На самом Съезде слово «культура» было проходным образом произнесено только на третий день.

Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют и социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8 . Современное студенчество как особая, традиционная устойчивая социально-возрастная группа имеет свои особенности речевого поведения. Так, студентам во все времена было присуще при общении друг с другом использовать определенные устойчивые формулы (как прецедентные, так и этикетные), экспериментировать над языковыми нормами (как национального языка, так и иностранных). Для них характерна особая манера общения с преподавателями и другими студентами. Они используют различные речевые способы завоевания авторитета в группе и пр. Все эти особенности, являясь в какой-то мере признаками речевого поведения членов данной социально-возрастной группы, в разное время наполняются разным содержанием, их распространенность и периодичность использования в речи изменяется.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9 . Что? Как зовут? Звать-то меня Степаном. А вот если фамилию скажу, так, может, сразу и не поверите. Фамилия у меня редкая, чудная, можно сказать. Сорока я. Хотя, если разобраться, фамилия как фамилия. Это для здешних мест она странной кажется, а у нас на Украине (я сам-то из-подо Львова родом) и не такие встречаются: Кочан, скажем, или Тарас. А то и вовсе Саранча. А я, значит, Сорока. Птичья, выходит, фамилия. Отец мой Сорока. И дед был Сорока. И дети мои с той же фамилией. А что? Не в фамилии дело, в человеке. Главное, чтобы ты сам с добром к людям относился. Тогда будет и тебе почёт и уважение, и фамилия твоя зазвучит. Я вот, к примеру, своей очень даже горжусь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10 . Напишите эссе «Нормы русского литературного языка: их роль в языковом строительстве и жизни общества». Опирайтесь на материалы лекции, предыдущих упражнений и следующую схему.

Найдите, объясните и исправьте лексические ошибки (или нарушения точности, однозначности) в предложениях. 1. Поэт стоял у источников новой поэзии. 2. Зверь злостно смотрел на охотника. 3. Надо оставить термин «функциональный стиль». 4. За околицей зеленела березовая дубрава. 5. Я расскажу об одном моменте, который произошел во время войны. 6. Этот памятник архитектуры поражает своими причудливыми габаритами. 7. Подойдя к очереди, он спросил: «Кто крайний?» 8. Юрий Гагарин был первым проходимцем в космосе.

Похожие вопросы

  • представьте дробь 2/11 в иде суммы двух других дробей с разными знаменателями, числители которых равны 1
  • Оцени слова императрицы Екатерины Великой: "Черни не должно давать образование: поскольку будут знать столько же, сколько вы да я, то не станут нам повиноваться в такой мере, как повинуются теперь " Кого императрица счита...
  • Сколько энергии E нужно затратить, чтобы расплавить 13 кг льда при температуре 0ºС? Удельная теплота плавления льда равна 330 кДж/кг.
  • Имеет ли смысл выражения: arccos корень из 5 ? И arccos п/5 ? Помогите пожалуйста
  • в слове тамошных какой корень? и ЭТО ПРИЧАСТИЕ???????????????? и слово заснеженным является причастием??????????????
  • свеча находится на расстоянии 12.5 см от собирающей линзы. оптическая сила которой равна 10 дптр. на каком рассстоянии от линзы получится изображение

1. Работа с упр. 111: выразительное чтение, составление плана, определение стиля и типа речи текста.

Примерный план:

1. В память о взятии Казани.

2. Невиданное сооружение.

3. Воплощение народных представлений о красоте архитектуры.

4. Судьба зодчих Бармы и Постника.

Стиль текста - публицистический, тип речи - описание с элементами повествования. Тип связи предложений в последнем абзаце - цепной.

2. Выразительное чтение фрагмента стихотворения Д. Кедрина «Зодчие» (читает учитель или заранее подготовленный ученик).

3. Сравнение поэтического текста с описанием храма (упр. 111).

4. Устное сообщение-рассказ о храме Василия Блаженного.

Вариант сообщения

Храм Василия Блаженного находится в самом центре нашей столицы. Это одно из сооружений, ограничивающих пространство Красной площади. Храм поражает своей необычностью, оригинальностью. Он похож на яркую гигантскую игрушку, собранную из разных частей чьими-то талантливыми руками.

А создали храм русские зодчие Барма и Постник, поплатившиеся за это гениальное произведение своим зрением. По легенде, царь Иван Грозный велел ослепить зодчих, чтобы они не смогли построить что-нибудь подобное. Храм остался уникальным сооружением, которым любуются люди уже в течение четырех с половиной веков.

Храм-памятник начал строиться в 1554 году в ознаменование великой победы: русское войско штурмом взяло Казань. Каменный собор Покрова теперь известен как храм Василия Блаженного, по имени юродивого, похороненного у стен собора.

Восемь столпов храма окружают девятый. Каждый купол оригинален, неповторим. Центральный храм венчает шатер. Это поистине сказочно красивое здание, изумляющее своей нарядностью, неожиданностью замысла.

Домашнее задание. Описание памятника архитектуры города (упр. 114).

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 16. Подлежащее

Цель урока: расширить представления учеников о подлежащем, его признаках, способах выражения; углубить знания о синонимических связях языковых единиц.



Методические приемы: анализ письменных работ; объяснение учителя, словарная работа, составление таблицы, беседа, конструирование предложений.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Чтение и разбор двух-трех сочинений-описаний.

II. Объяснение нового материала

1. Беседа. Слово учителя.

Тема нескольких уроков - «Двусоставные предложения» - не нова для вас. Вы знаете, конечно, что такое главные члены предложения, можете определить подлежащее и сказуемое. (Ответы учеников, устное выполнение упр. 115.)

В 8 классе мы должны расширить наши представления о двусоставном предложении и его основе. Речь, прежде всего, о подлежащем.

Всегда ли субъектом действия, действующим лицом в предложении выступает подлежащее? (Ответы учеников.)

А кто действует в следующих предложениях? (они написаны на доске):

Загородный лес пересечен множеством тропинок. Задача решена программистом с помощью компьютера. (В этих предложениях субъекты действия не являются подлежащими. Подлежащее не должно зависеть от других членов предложения и отвечать на вопросы кто ? или что ?)

Еще один вопрос: чем может быть выражено подлежащее? (Ответы учеников.)

На самом деле, в роли подлежащего могут выступать не только именные, но и другие части речи, даже междометие. Убедимся в этом, прочитан материал учебника, а затем составив обобщающую таблицу.

2. Изучение теоретического материала учебника (§ 11, с. 56).

3. Упр. 116 (устно): определение способов выражения подлежащего.

4. Составление обобщающей таблицы «Способы выражения подлежащего» (см. табл. на с. 40). (Используем материал упр. 116. По желанию ученики придумывают свои примеры.)

III. Практические задания

Упр. 117, 118, 119 (однословные подлежащие и подлежащие, выраженные словосочетаниями) - устно, «по цепочке».

Тема: Лексические нормы современного русского языка
Упражнение 1. Отредактируйте текст.

После доклада начались прения. Первым начал говорить слесарь Шутов. Он говорил о графике ремонта. Механик Овсов и диспетчер Тулин говорили о неполном использовании производственных мощностей. Другие работники говорили о конкретных мерах по устранению недостатков. В заключение начальник цеха говорил об итогах прений. В принятом постановлении говорилось о мероприятиях по улучшению дисциплины и повышению производительности труда.
Упражнение 2. Определите тип ошибок. Исправьте предложения.


  1. На концерте играл ударник из нашей бригады Саша Петров.

  1. Ребята прослушали песню. ____________________________________________________________________

  2. Поэт отобразил героя правдиво и эмоционально.
____________________________________________________________________

  1. В связи с изложенным нам предоставляется возможным дать следующее решение.
____________________________________________________________________

  1. Писатель завоевал мировую признательность. ____________________________________________________________________

  2. Онегин вёл праздничный образ жизни. ____________________________________________________________________

  3. Мы перешли работать в отсталую бригаду. ____________________________________________________________________

  4. Этот памятник русской архитектуры поражает своими причудливыми габаритами.
____________________________________________________________________

  1. Лицо господина принимает сонное состояние. ____________________________________________________________________

  2. У учащихся выросла уверенность в своих силах. ____________________________________________________________________

  3. Я расскажу об одном моменте, который произошёл во время войны.
____________________________________________________________________

  1. Его родные были убиты бомбёжкой. ____________________________________________________________________

  2. Нам мало на подготовку полчаса времени. ____________________________________________________________________

  3. В отделении совершенно нет никаких материалов.
____________________________________________________________________

  1. Между нами установилось дружное взаимное понимание.
____________________________________________________________________

  1. Его идеи были передовыми и прогрессивными.
____________________________________________________________________

  1. Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты.
____________________________________________________________________

  1. Заводская молодёжь будет получать здесь своё образование.
____________________________________________________________________

  1. Во многих районах вода оказалась в минимуме. ____________________________________________________________________

  2. Количество читателей нашей библиотеки непрерывно прогрессирует.
____________________________________________________________________

  1. Премию уникальному специалисту решили заплатить валютой.
____________________________________________________________________

  1. Особенно важную роль призван выполнить новый Закон об образовании.
____________________________________________________________________

  1. В моей жизни это было самое памятливое событие. ____________________________________________________________________

  2. Изобретательный бухгалтер знал, как уклониться от уплаты налогов.
____________________________________________________________________

  1. Игральная кампания в футболе началась жаркими поединками команд.
____________________________________________________________________
Упражнение 3. Подчеркните среди приведённых ниже словосочетаний ошибочные, запишите исправленные варианты.

Демонстративный материал, оборонительный рубеж, отрывной календарь, сыскать уважение, оплатить за проезд, выразить признание, снискать ключ, одеть шляпу, ностальгия по родине, свободная вакансия, ноябрь месяц, весёлый инцидент.

_________________________________________________________________________________
Упражнение 4. Определите разницу в лексическом значении данных слов. Составьте словосочетания.

Самолюбие – себялюбие

__________________________________________________________________________

передний – передовой

__________________________________________________________________________

чужой – чуждый

__________________________________________________________________________

эффектный – эффективный

__________________________________________________________________________

угодный – угодливый

__________________________________________________________________________

здравица – здравница

__________________________________________________________________________

наследие – наследство

__________________________________________________________________________

факт – фактор

__________________________________________________________________________

Упражнение 5. Согласуйте существительные с прилагательными по смыслу (соедините слова стрелочками).

Доверительный – доверчивый

(человек, интонация, просьба, разговор),

лирический – лиричный

(стихотворение, тенор, настроение),

командированный – командировочный

(человек, удостоверение),

нестерпимый – нетерпимый

(поступок, боль, холод).

Домашняя работа № 2
Упражнение 1. Подберите синоним и антоним к прилагательным свободный, свежий в следующих словосочетаниях:


  1. свободный народ - _______________,
свободный вход - ________________,

свободное дыхание - _____________,

свободное платье - _______________,

свободная квартира - _____________,

свободное время - ________________,


  1. свежий хлеб - _________________,
свежий вечер - ________________,

свежий огурец - _______________,

свежий вид - __________________,

свежий взгляд - ________________,

свежий снег - _________________.

Упражнение 2. Подчеркните ошибки, допущенные в результате смешения слов-паронимов. Рядом запишите исправленные слова.

1. Меня привлекли ранние романтичные произведения А. С. Пушкина. _____________________________________________________________________

2. Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить. _____________________________________________________________________
3. Пушкин связан крепкими узлами с декабристами. _____________________________________________________________________
4. В результате халатности в Приморье создалось нестерпимое положение с подачей тепла в жилые районы. _____________________________________________________________________
5. Народ терпел двойственный гнет. _____________________________________________________________________

Упражнение 3. Подчеркните заимствованные слова и замените, где возможно, иностранные слова русскими синонимами. Что лучше - как было или как стало? В каких случаях вы встретились с уже знакомой вам речевой ошибкой, которая называется «стремление к псевдовысокому стилю»?

1. Я не гарантирую, что ты застанешь меня дома (из телефонного разговора ).

__________________________________________________________________________

2. В лесных массивах сосна доминирует над елью (из устного рассказа ).

__________________________________________________________________________

3. На горизонте четко вырисовываются контуры далеких гор (из литературного произведения ). _____________________________________________________________

4. Свое предложение он подтвердил вескими аргументами (из разговора сотрудников ).

__________________________________________________________________________

5. Спортсмены праздновали свой триумф (радиопередача

6. Данную пьесу можно интерпретировать по-разному. __________________________________________________________________________

7. Героиня конфиденциально призналась любимому, что ей больше импонирует быть не узнанной на этом рауте (из школьного сочинения ). __________________________________________________________________________

Упражнение 4. Запишите 10-15 примеров исконно русских и заимствованных терминов из области вашей профессии. При затруднении обращайтесь к толковым словарям и терминологическим словарям.

Упражнение 5. Найдите речевые ошибки и отредактируйте предложения. Укажите тип ошибки.


  1. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой.
_______________________________________________________________________

  1. Артист завоевал признательность зрителей.
_______________________________________________________________________

  1. Это свойство свойственно всем писателям.
_______________________________________________________________________

  1. О моей автобиографии я уже рассказывал.
_______________________________________________________________________

  1. Вчера был дождь, а ныне день теплый и светлый.
_______________________________________________________________________

  1. Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика.
_______________________________________________________________________

  1. В этом движении важную скрипку играют христианские демократы.
_______________________________________________________________________

  1. Получить фиаско может каждый спортсмен.
_______________________________________________________________________

  1. Ввиду отсутствия дисциплины класс не пошел в театр.
_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Поэт стоял у источников новой поэзии.
_______________________________________________________________________

12. Речи Трофимова, как и другим персонажам, свойствен лиризм.

_______________________________________________________________________
Оценка _____________________

Практическое занятие № 3
Тема: Лексика русского языка с точки зрения её происхождения
Упражнение 1. Соотнесите со значением.


  1. Компания ()
Кампания ()

Эстакада ()

Эстокада ()

1 – объединение, группа людей;

2 – совокупность мероприятий;

3 – удар рапирой, шпагой;

4 – сооружение в виде моста.


  1. Гиена ()
геенна ()

эскалатор ()

экскаватор ()

1 – конвейер в виде лестницы;

2 – ад, преисподняя;

3 – хищное животное;

4 – землеройная машина.


  1. Комплимент ()
Комплемент ()

Эмпирия ()

Империя ()

1 – человеческий опыт,

2 – похвала;

3 – монархическое государство;

4 – фермент.


  1. Мессия
миссия

1 – ответственное задание;

2 – спаситель, избиратель,

3 – сорт крепкого вина;

4 – места в зрительном зале.

Упражнение 2. Запишите слово, которому соответствует словосочетание.

Количественное подражание - п…

Составление и истолкование гербов - г…

Диск на кухонной плите - к …

Фирменный товарный знак - л…

Наиболее существенное, важное - к…

Краткое изложение содержания книги - а…

Карликовое дерево в горшке - б…

Литературное воровство - п…

Внутреннее расположение к кому-либо - с…

Сожжение по приговору инквизиции - а…

Кровоизлияние в какой-либо орган - а…

Благовоспитанный человек - к…

Вдыхание с лечебной целью - и…

Полусон, называемый внушением - г…

Торговец старинными книгами - б…

Совокупность языковых особенностей человека - и…

Изъятие имущества в пользу государства - к…

Предписание врача о составе лекарств - р…

Мелкие параллельные складки - п…

Упражнение 3. Определите слово по значению, подчеркните его.


        1. Образ, способ мышления, мировосприятия личности или социальной группы (интеллект, менталитет, темперамент, идиолект).

        2. Отшельник; тот, кто живёт в уединении, избегает других людей (анархист, анахронизм, анахорет, аноним).

        3. Сочетание начальных букв имени и фамилии или имени и отчества в виде вязи (инициалы, вензель, экслибрис, логотип).

        4. Вызывающий отрицательное отношение к себе, крайне неприятный (легитимный, портативный, одиозный, претенциозный).

        5. Орган управления административно-территориальными единицами (магистратура, аспирантура, префектура, номенклатура).

        6. Равенство, равноправие сторон (паритет, раритет, иммунитет, суверенитет).

        7. Составная часть какого-либо сложного соединения или смеси (элемент, компонент, ассортимент, ингредиент).

        8. Известность в обществе, популярность, слава (бомонд, паблисити, конъюнктура, ажиотаж).

        9. Возвращение на родину военнопленных, беженцев(репатриация, реституция, контрибуция, иммиграция).

Упражнение 4. Подберите к словам из первого столбика синонимы из второго (соедините стрелками).

Ипохондрик калека изумруд монограмма

Лицедей юдофоб аромат талисман

Антисемит меланхолик бриллиант сапфир

Антропофаг фармазон амулет канапе

Инвалид метеоролог яхонт смарагд

Масон пилигрим мираж диамант

Синоптик каннибал этикетка фимиам

Парикмахер колосс диван марево

Исполин куафёр кошелёк ярлык

Паломник комедиант вензель портмоне
Упражнение 5. Что означают данные слова? Обведите правильный номер.

Досуг 1) любимое занятие

2) свободное от работы время

3) безделье

4) развлечения
Апологет 1) защитник какой-либо идеи

2) местный житель

3) непримиримый враг противник
Эскалация 1) постепенное неуклонное наращивание, увеличение,

расширение чего-либо

2) стремление к этническому или племенному обособлению

в политике и экономике

3) противоборство, противостояние
Раритет 1) вспомогательная деталь чего-либо

2) предмет, который якобы защищает от несчастья; его

носят суеверные люди

3) редкость, ценная редкая вещь
Референдум 1) руководство, совет, как действовать в том или ином

вопросу государственной жизни

3) консультация по определенным вопросам
Рейтинг 1) публичное оглашение мнений, сведений о чем-либо;

2) общее согласие по спорным вопросам, достигаемое в

результате опроса мнений, обсуждения;

3) индивидуальный числовой показатель оценки какого-

либо человека, определяющий его общественно-

политический портрет, спортивное мастерство и т. п.
Упражнение 6. Подчеркните слова, лексическое значение которых указано неверно? Дайте их верное толкование (устно).


  1. Маркетинг - система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос.

  2. Менталитет - словарный запас нации.

  3. Аналогия - сходство в каком-либо отношении между предметами.

  4. Адаптация - состояние полного безразличия, равнодушия.

  5. Паритет - равенство, одинаковое положение, равноправие сторон.

  6. Инцидент - случай, происшествие (обычно неприятного характера), недоразумение, столкновение.

  7. Альтернатива - необходимость выбора из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей, а также каждая из этих возможностей.

  8. Дайджест - первое публичное представление, официальное знакомство с какой-либо новинкой (товаром, книгой, журналом и т.п.).

  9. Эйфория - чувство приподнятого, повышенно-радостного настроения или благодушия, не оправданное объективными условиями.

  10. Конфронтация - сплочение сил, объединение и укрепление усилий для достижения каких-либо целей.

Упражнение 7. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления заимствованных слов; замените иноязычные слова, имеющие окраску книжности, общеупотребительными словами, исправьте предложения.

1. Нельзя к работе строителей подходить абстрактно, нивелировать оплату бригадам, работающим нередко в несопоставимых условиях. __________________________________________________________________________

2. Принятое решение следует квалифицировать, по крайней мере, как несвоевременное. __________________________________________________________


  1. В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламента работы аптек. ___________________________________________________________________
4. Депутаты должны быть вовремя информированы о повестке дня и времени начала работы. ____________________________________________________________

5. Для обоснования и корректирования проекта планировки пригородной зоны потребуется масштабная карта окрестностей города. __________________________________________________________________________

6. Самоходное шасси – в том или ином амплуа – может работать весь год.

__________________________________________________________________________
Упражнение 8. Прочитайте высказывания и прокомментируйте употребление иностранных слов. Всегда ли оно уместно и почему?

Д л я с п р а в о к: 1) Неуместно, возможно: преувеличивать роль; 2) нужно: инновации; 3) неуместно, лучше: область; 4) неуместно, лучше: образ; 5) неуместно, лучше: среды/обстановки; 6) неуместно, лучше: по-новому соединились; 7) неуместно, лучше: которые возложены на них; 8) неуместно, лучше: тоска.

1. Не будем экстраполировать вопрос инфляции. ()

2. Эти новации направлены на укрепление ресурсной базы коммерческого банка.()

3. Сравнение разных регионов с этой стороны может привести бизнес к решению не вступать в данный ареал. ()

4. Так в конце XIX века формировался имидж ивановских предпринимателей: заводчиков, купцов, подрядчиков. ()

5. Переселять стариков в Митино, в Бутово?... Ну зачем же переселять человека из этой микрофлоры , в которой он жил? ()

6. В новом альянсе соединились и средства и возможности. ()

7. Отраслевые органы управления становятся ориентированными на выполнение функций, делегированных им основным производственным звеном. ()

8. Все сильнее ностальгия по прекрасному. ()
Упражнение 9. Произведите редактирование и укажите тип ошибки.


  1. Один поступок Чацкого привёл меня в неясность.
____________________________________________________________________

  1. Ученики пристально слушали выступление артиста.
____________________________________________________________________

  1. Перед началом учёбы я обратно прочёл рассказы А. П. Чехова.
____________________________________________________________________

  1. Учёный стоял у источников ракетостроения.
____________________________________________________________________

  1. Искусство влияет на рост культурности человека.
____________________________________________________________________

  1. Она пришла в цветистом платье.
____________________________________________________________________

  1. Все дети страшно обрадовались.
____________________________________________________________________

  1. Этот актёр уже давно заслужил славу зрителей.
____________________________________________________________________

  1. Подавляющее количество зданий было выполнено.
____________________________________________________________________

  1. После тяжёлого приступа больной начал отходить.
____________________________________________________________________

  1. Питательная маска подпитывает кожу.
____________________________________________________________________

  1. В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме.
____________________________________________________________________

  1. Больной был немедленно госпитализирован в больницу.
____________________________________________________________________

  1. Уже в начале его творческого пути писателя обозначились сильные стороны.
____________________________________________________________________

  1. У неё были очень огромные глаза.
____________________________________________________________________

  1. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы.
____________________________________________________________________

  1. Дважды в день производят осмотр больных.
____________________________________________________________________
Домашняя работа № 3
Упражнение 1. Объясните значение иноязычных слов.

Регресс -__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тривиальный - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фатальный - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Альтруизм - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конверсия - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Утилитарный - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Апелляция - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бомонд - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стагнация - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Электорат - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Импичмент -__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лизинг - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Декатлон - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Могул - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Андеграунд - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Хоспис - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Превалировать - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инспирировать - __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экслибрис - __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 2. Подберите синонимы к словам.


Аномалия - _____________________,

спонтанный - ___________________,

тенденциозность - _______________,

беспрецедентный - ______________,

толерантный - __________________,

эксклюзивный -__________________,

девальвация - ___________________,

лигитимный - ___________________,

презентация - ___________________,

реанимация - ___________________,

деградация - ___________________,

дилетант - ______________________,

раритет - ______________________,

цитадель - ______________________,

электорат - ____________________,

киллер - ______________________,

Упражнение 3. Отредактируйте предложения и укажите тип ошибки.


  1. На уроках ребята хорошо ведут.
______________________________________________________________________

  1. Этот фильм оказался абсолютно плоским боевиком.
______________________________________________________________________

  1. Один за одним друзья вышли из школы.
______________________________________________________________________

  1. Отец не решился появиться на горизонте жизни дочери.
______________________________________________________________________

  1. Вышеупомянутые ученики не пришли в школу.
______________________________________________________________________

  1. Не обращая ни на что вокруг, он начал говорить.
______________________________________________________________________

  1. К такой мебели подходит только такой натюрморт одежды.
______________________________________________________________________

  1. Женившись на крепостной крестьянке, граф низко пал в свете.
______________________________________________________________________
Оценка _________________

Практическое занятие № 4

Вам также будет интересно:

Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...
Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах
Овен – это, несомненно, одно из самых знаменитых зодиакальных созвездий, несмотря на то,...
Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации
Справочник представляет собой новую редакцию действующих «Правил русской орфографии и...
Внеклассное мероприятие
Слово старого речения - новой речи украшение.Горькие слова Сладких слов полезней - горькая...
Самые правдивые гадания на любовь
Если вы на сайте «Валтасар», значит, вы хотите гадать на отношение мужчины (парня, мужа,...