Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Как сформировать мотивацию к обучению. Методическое сообщение на тему "как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе" материал по психологии на тему. Как же повысить мотивацию ребенка к учебе

Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе.

В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Основателями этой теории считаются американские ученые Д. Макклеланд, Д. Аткинсон и немецкий ученый Х. Хекхаузен. Согласно этой теории, у человека есть два разных мотива, связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Школьников, занимающих ту или иную позицию, можно быстро определить по их поведению.

Учащиеся, мотивированные на достижение успеха, отчетливо проявляют стремление добиваться только успехов в своей деятельности, выбирают средства и действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких детей обычно наблюдается ожидание успеха, вера в его достижение. Они рассчитывают на одобрение и работа над поставленными задачами вызывает у них положительные эмоции. Для них также характерна сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели. Свои достижения они приписывают внутриличностным факторам (способностям, старанию и т.д.), при неудачах мобилизуются и не расстраиваются.

Совершенно иначе ведут себя школьники, мотивированные на избегание неудач. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Такие учащиеся проявляют неуверенность в себе, боятся критики. Вследствие этого с учебной деятельностью у них обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, они не испытывают удовольствия от деятельности, тяготятся ею. Все это чревато неудачами в учебе, отношениях, в общении. Свои достижения приписывают внешним факторам (легкости или трудности задачи, везению и т.п.), при неудачах быстро расстраиваются, снижают самооценку.

С самооценкой соотносится уровень притязаний – фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность учебной деятельностью. Школьники, ориентированные на успех, выбирают задачи средней или слегка повышенной трудности, а учащиеся с преобладанием мотивации избегания неудачи – задачи наиболее легкие и наиболее трудные. У школьника, стремящегося к успеху, после неудачи в решении задачи, интерес к ней растет, а у школьника, ориентированного на неудачу, напротив, снижается.

Отсюда можно сделать вывод, что успех этих двух групп учащихся может быть на практике обеспечен по-разному. В любом случае, создавая ситуации успеха, педагог активизирует потребность ученика в достижении успеха. Ученик воспринимает и оценивает ситуацию с точки зрения мотивации достижения успеха, а не с позиции избегания неудач. Это является одним из ценнейших эффектов создания ситуации успеха в образовательном процессе. Очень важно, какие диспозиции преобладают у самого педагога в отношении своей профессиональной деятельности: диспозиции достижения успехов или диспозиции избегания неудач. Неуверенный в своих возможностях воспитатель, имеющий заниженную самооценку, никогда не сможет создать эффективную ситуацию успеха, которая приведет ребенка к действительно реальному успеху, не сможет сформировать у него мотивацию достижений успеха. Вследствие этого важным представляется специальная психолого-педагогическая подготовка коллектива школы, которая обеспечивала бы готовность к овладению технологией создания ситуаций успеха.

Успешный педагог учитывает, что главный мотив школьников – мотив достижения. Мотив достижения – это стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки в деятельности. Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, оценка своих качеств. Самооценка в деятельности – это оценка своих возможностей в конкретном виде деятельности. Самооценка меняется в зависимости от успеха или неудачи в деятельности и связана с начальным уровнем притязаний, который может быть реалистичным (соответствующим возможностям) и нереалистичным (завышенным или заниженным). При завышенном уровне притязаний очень трудно поддержать высокую самооценку, так как любой успех будет казаться незначительным. При низком уровне притязаний успех резко повышает самооценку (поэтому слабые ученики так рады малейшему успеху). Однако долговременные и стабильные усилия появляются в том случае, если человек имеет реалистичный уровень притязаний, ставит достижимые цели и периодически переживает успех в деятельности.

Х. Хекхаузен выделил дополнительные факторы, влияющие на самооценку в деятельности: используемые человеком нормы оценивания и интерпретация им причин происходящего. Чтобы оценить результата деятельности, его необходимо соотнести с нормой, стандартом. При самооценке деятельности люди используют различные нормы. Индивидуальная норма проявляется в применении к ситуации оценивания индивидуальных эталонов – сравнения результата деятельности человека с его же предшествующими достижениями. Социальная норма используется в оценивании социальных эталонов – сравнения своих успехов с успехами других людей. Индивидуальные нормы позволяют переживать свой успех при малейшем улучшении деятельности. При использовании социальных норм оценивания как бы человек ни старался, всегда можно найти того, у кого результат лучше, что влечет за собой чувства зависти и высокомерия, которые разрушают внутреннюю мотивацию.

Причины происходящего люди интерпретируют по разному. В зависимости от того, видит ли человек причины происходящего в себе или вне себя, различают людей «источников» и «пешек» (Де Чармс). «Источник» - это человек, который ищет причины внутри себя, воспринимает их как контролируемые, имеет чувства самоуважения, гордости, вины или стыда, считает себя ответственным за свою судьбу, полагается на собственные усилия и навыки. «Пешка» - это человек, который ищет причины происходящего вне самого себя, считает причины стабильными, не зависящими от него, не контролирует ситуацию. Восприятие причин происходящего как контролируемых связано с уверенностью в себе и высокой оценкой вероятности достижения успеха.

«Учителя – источники» воспитывают «учеников – источников», «учителя – пешки» воспитывают «учеников – пешек». Школьники подражают учителю, перенимают его способ интерпретации причин происходящего. Поэтому важна работа с людьми, воспитывающими ребенка: обучение развитию саморегуляции, тренингу мотивации достижения, умению эффективно поощрять, тренингу личностной причинности, тренингу внутренней мотивации.

Таким образом, развитие мотива достижения проявляется в укреплении чувства компетентности и ответственности, что включает умение использовать индивидуальные нормы оценивания и находить причины происходящего внутри себя (чувствовать ответственность за происходящее). Многие считают, что чувство ответственности – ключ к мотивации.

Влияние установок учителя на мотивацию учащихся.

Установки учителя проявляются во время опроса в трех характеристиках: виды задаваемых вопросов, время для ответа и способы поддержки ученика. Характерно, что тем учащимся, от которых ждут успехов, задается больше вопросов, предоставляется больше возможностей и времени для ответа, перебивают их реже, чем тех учеников, от которых высоких результатов не ждут.

Учителя также делают сильным ученикам подсказки, усиливая их веру в то, что они смогут ответить, строят более теплые отношения (кивают головой, улыбаются) с сильными учениками. Слабым ученикам учитель задает легкие вопросы, дает меньше времени на ответ и вовсе не склонен подсказывать и поддержать их.

Реакция на ответ тоже зависит от ожиданий учителя. Замечено, что учителя не ожидают от сильных учеников плохих ответов (хотя такие и бывают) и хвалят их больше и эмоциональнее.

Педагоги легче принимают плохие ответы от слабых учеников, чаще их критикуют и меньше хвалят за успехи.

Чтобы избежать нежелательных последствий своих учительских ожиданий следует:

● Осторожно принимать негативную информацию о ваших учениках от других учителей.

●Чаще проверять работу школьников в микрогруппах, составлять группы из учащихся со смешанными способностями.

●Слабым ученикам во время урока давать подсказки и определенное время для ответа, хвалить за правильные ответы, вызывать также часто, как и сильных учеников.

●Возвращать работы, которые не отвечают требованиям, с конкретными предложениями для их улучшения.

●Вовлекать в работу всех учеников, распределять задание между учениками равномерно.

●Контролировать свое поведение, тон голоса, дистанцию по отношению ко всем учащимся, улыбаться, когда школьники подходят к вашему столу.

Приемы стимулирования школьников.

Мотивацию, основанную на желании достичь внешних результатов, часто называют внешней мотивацией, или мотивацией, искусственно поддерживаемой внешними подкреплениями. Для развития желаемого поведения учитель поощряет позитивные реакции учеников, используя «пряник» - награду – как позитивное подкрепление. Существует много способов вознаграждения учащихся, при этом важно знать, что может стать лучшей наградой для каждого школьника.

1. Правильно используйте поощрения. Обсудите с преподавателями и родителями. Способы поощрения, придумайте их сами, дайте школьникам возможность придумать поощрение или выбрать из уже имеющихся.

2. Делайте упор на положительные начинания.

●Убедитесь, что все ученики, особенно проблемные, получают подкрепление, когда делают что-либо хорошее.

●Хвалите учеников, учитывайте их индивидуальные особенности, используйте индивидуальные нормы оценивания.

●Соотносите успех ученика с его личными усилиями и возможностями, чтобы он обрел уверенность в повторном успехе.

●Убедитесь, что подкрепление действительно позитивно воспринимается учеником.

●Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения, хотя чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.

●Поощряйте признание учеником своих ошибок.

3. Наказание – это негативное подкрепление, средство подавления нежелательного поведения посредством использования каких-либо санкций или лишения чего-либо позитивного.

Используйте наказание для уменьшения излишней активности, при этом ученик должен знать, что плохое поведение неизбежно будет иметь определенные последствия. Наказание должно иметь второй этап – информацию о желательном поведении, альтернативных действиях.

Чаще других в качестве наказаний используются замечания, выговоры, «социальная изоляция», «ответная плата». Выговор – это критика нежелательного поведения, которую лучше высказывать наедине, так как при громких скандалах проблемное поведение усиливается с целью самоутверждения. «Ответная плата» - наказание лишением чего-то позитивного. «Социальная изоляция» - временное отдаление ученика от класса (пересаживание за пустую парту).

Иногда в качестве наказания ученик запугивается авторитетами (директор, родители). Успех подобных действий очень сомнителен, поскольку учитель в этом случае расписывается в своей беспомощности, неумении справиться с ситуацией самостоятельно. Наказание есть модель агрессивного поведения, его надо использовать осторожно. Если наказание кажется ученику несправедливым, он может начать ненавидеть или бояться учителя, хитрить, обманывать.

Для того, чтобы наказание обладало наибольшим эффектом, придерживайтесь следующих правил:

  1. Будьте последовательны в применении наказания:

●Опишите желаемую перемену в поведении, предложите модель

правильного поведения.

●Заранее сообщите о правилах и возможных последствиях их нарушения.

●Предупредите учеников, что они получат только одно предупреждение, а затем последует наказание, настаивайте на действиях, а не на обещаниях.

●Сообщая о последствиях проступка, не преувеличивайте, убедитесь, что вы можете реально выполнить угрозу.

●Избегайте случайного подкрепления авторитета хулигана среди одноклассников, наказывайте наедине.

●Сделайте наказание неизбежным и непосредственно следующим за проступком, оценивайте только действия ученика, а не личные качества.

  1. Делайте предупреждение в спокойной манере:

●Говорите спокойно, но твердо.

●Избегайте мстительного или саркастического тона, иначе его

повторят ученики.

●Сделайте акцент на необходимости остановить конкретное проблемное поведение, а не выражайте неприязнь в целом.

  1. Используйте наказание применительно к конкретному нарушению:

●Игнорируйте незначительные нарушения, которые не мешают работе

класса;

●Не используйте домашнее задание как наказание за разговоры на уроке;

●Если школьник ведет себя демонстративно с целью привлечь к себе внимание, удалите его на время;

●Выбирайте подходящий для конкретного ученика и случая вид наказания, иначе вы можете подкреплять негативное поведение, а не уменьшать его.

Соотношение используемых поощрений и наказаний особенно важно контролировать в «трудных» классах. Выделяют несколько подходов.

Подход «наказание». Ученикам часто указывают на плохое поведение и наказывают за него. Эффект наказания бывает сиюминутным, агрессивность в классе только увеличивается.

Подход «игнорирование». Учитель на выходки учеников не реагирует. Плохое поведение продолжается, мотивация не подкрепляется.

Подход «поощрение-игнорирование». Учитель подкрепляет любое позитивное поведение, он также устанавливает понятные требования и продолжает игнорировать нарушения. Эффект позитивный. Мотивации появляются, но неприятное поведение не исчезает полностью. Гибкое использование всех способов воздействий с преобладанием поощрения дает наиболее хорошие результаты.


Как сформировать мотивацию к добровольческой деятельности у молодежи?

Юлия Качалова

Цель исследования заключалась в том, чтобы выработать рекомендации для общественных организаций, мотивирующих молодежь к добровольческой деятельности.

Состав участников

Было проведено 3 фокус-группы с молодыми людьми в возрасте от 18 до 23-х лет. Средний возраст участников каждой фокус-группы – 20 лет.

Первая фокус-группа, проходившая 26.04.02, состояла из молодых людей, главным образом студентов, проживающих в городе Москве и время от времени посещающих клуб им. Джерри Рубина. В составе группы было 5 мужчин и 2 женщины.

Вторая фокус-группа, проходившая 23.06.02, перед началом нашей образовательной программы, состояла из молодых сотрудников или добровольцев некоммерческих организаций, работающих с детьми и молодежью в городах Пенза, Самара, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Москва. В составе группы было 3 мужчины и 6 женщин.

Третья фокус-группа, проходившая 29.06.02, после окончания нашей образовательной программы, состояла из молодых сотрудников или добровольцев некоммерческих организаций, работающих с детьми и молодежью в городах Пенза, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Набережные Челны, Москва. В составе группы был 1 мужчина и 7 женщин.

Основные вопросы, обсуждавшиеся на фокус-группе:

Какой смысл участники вкладывают в понятие “стиль жизни”.

Как участники характеризуют собственный стиль жизни?

Что в стиле жизни помогает испытывать состояния эмоционального подъема?

Что побудило примкнуть к НКО и удерживает в организациях?

Что побуждает к совершению хороших, добрых дел?

Что могло бы побудить присоединиться к работе другой организации?

Что бы вы сделали, если бы получили 10000000 долларов?

Ниже приводится только анализ высказываний участников, а также выводы и рекомендации. С высказываниями участников фокус-групп с молодежью можно ознакомиться в Приложении 1.

1. Какой смысл участники вкладывают в понятие “стиль жизни”.

Понятие “стиль жизни”, очевидно, ввиду филологической непроясненности, вызвало затруднения во всех фокус-группах. Очень часто оно отождествлялось с понятиями «смысл жизни», «жизненная цель», «жизнедеятельность», «образ жизни», «ритм жизни». Часть участников не видит разницы между «образом жизни» и «стилем жизни». В то время как другая часть, хотя и не может ясно выразить разницу, подчеркивает более индивидуальный оттенок понятия «стиль жизни».

Если обобщить всю совокупность мнений, то можно определить стиль жизни как способ адаптации индивидуума со всеми его биологическими и психологическими особенностями и потребностями к конкретным социальным условиям, включающий совокупность:

ценностей;

идентификации (ий)

ощущений от жизни

отношения к окружающим людям, событиям, явлениям, миру в целом;

поведения; стереотипных реакций, действий, привычек.

При этом стиль жизни, с одной стороны, обусловлен определенными биологическими, психоэмоциональными и интеллектуальными особенностями человека, с другой стороны, определяется принадлежностью к определенной социально-культурной среде. Эта среда способствует накоплению у человека опыта вполне определенного сорта, на основании которого формируются(или корректируются при изменении среды) ценности, идентификации, представления, убеждения, поведение, отношение.

2. Как участники характеризуют собственный стиль жизни?

Из наиболее распространенных ответов участников молодежных фокус-групп следует, что для большинства молодых людей необходимость «поклоняться материальным ценностям» и предпринимать постоянные активные действия, чтобы соответствовать канонам общества потребления является источником внутреннего напряжения. Избавляются от этого напряжения разными способами.

Идентифицируют себя с неудачниками, однако слово «неудачник» начинает в собственной трактовке «звучать гордо»: я – неудачник не потому, что мне не удается ни одно дело довести «до ума», а потому что я ставлю себе слишком высокую планку.

Я не гонюсь за материальными ценностями, потому что на самом деле я отдаюсь своему творчеству.

Я вообще ни за чем не гонюсь и не задумываюсь. Вот еще!

Я не гонюсь за материальными ценностями и этим отличаюсь от других, а значит, являюсь не тривиальным и интересным человеком.

Я не гонюсь за материальными ценностями, потому что мне некогда – я и так все время в движении.

Я не гонюсь за материальными ценностями, потому что мне и так хорошо и весело, а это – главное.

При этом важно заметить, что в третьей фокус-группе часть участников не просто отвергает стиль жизни, определяемый погоней за ценностями общества потребления, но выдвигает альтернативный стиль, основанный на получении комплекса хороших ощущений от жизни: «проживать легко и радостно каждый день»; «любить людей и себя»; поддерживать «веселое отношение к жизни, чувство юмора».

Судя по высказываниям, наиболее привлекательными для молодых людей качествами авторитетного человека (лидера) являются:

Наличие духовных ценностей.

Целеполагание, упорство, умение достигать поставленных целей.

Ответственность.

Творческий характер и внутренняя свобода.

Самоощущение: безмятежность, спокойствие, способность замечать хорошее и радоваться

4. Что в стиле жизни помогает испытывать хорошие эмоциональные состояния?

Основным источником положительных эмоций для молодых людей, участвовавших во всех трех фокус-группах, является общение с людьми, которые:

Просто принимают тебя с твоими неудачами, и среди них чувствуешь себя не так одиноко.

Разделяют твои ценности (или не принимают те ценности, которые не принимаешь ты).

К чему-то стремятся.

Являются кладезем энергии, идей.

Поддерживают, доверяют, верят в тебя

Могут что-то у тебя перенять.

Кроме того, были упомянуты:

Новизна (новая идея, новая деятельность, новые знания, новая обстановка, новые ощущения)

Уверенность (в себе, своей правоте, своем деле, своих друзьях).

Достижение целей, маленькие победы.

Смех, юмор.

Возможность выражать разные аспекты собственной личности.

Активное движение.

5. Что побудило примкнуть к НКО и удерживает в организациях?

Ответы на эти вопросы помогают прояснить потребности, имеющиеся у молодых людей, которые они пытаются удовлетворить, приобщаясь к некоммерческим организациям. Это:

Потребность в постоянном общении, решающем проблему одиночества и скуки (поиск доступного места и людей, с которыми можно «убить время»)

Потребность в духовных ценностях, ощущение их острого дефицита.

Потребность в принятии, признании, поощрении

Потребность в новизне (новые люди, новая деятельность, новые идеи, новые навыки, новые места, новые ощущения и т.д.)

Потребность в самовыражении (как личности, как профессионала)

Если говорить о том, что удерживает молодых людей, то на первом месте подавляющим большинством участников фокус-группы была названа «атмосфера», созданная в организации. Ее отличительные черты опять-таки:

Принятие, естественность.

Возможность интересного общения

Доброта, духовность, культура

Признание, ощущение собственной нужности

Среди других удерживающих мотивов были упомянуты:

Привязанность к лидеру или кому-то из членов организации

Реализация собственных амбиций

Предмет (область) деятельности организации

Собственные силы, время и энергия, вложенные в организацию.

6. Что побуждает к совершению хороших, добрых дел?

Вопрос служил для уточнения мотивов вовлеченности молодых людей в деятельность НКО. Он был адресован участникам фокус-группы, проходившей 26.04.02, так как они, в отличие от участников стальных 2-х молодежных фокус-групп, были не «производителями» услуг НКО, а, скорее, их «потребителями». Полученные ответы частично совпадают с ответами, данными на предыдущий вопрос, однако дают более расширенное понимание того, каким образом можно мотивировать «неуспешную» молодежь присоединиться к НКО.

На первом месте стоит авторитет лидера организации и доверие к нему. Если он(а) пользуется у молодежи авторитетом и доверием, то очень высока вероятность, что молодые люди откликнуться на призыв присоединиться к тому или иному делу, акции, мероприятию. При этом лидер организации выступает гарантом того, что дело, на которое он(а) призывает, будет действительно полезным и добрым.

Вторым моментом, упомянутым практически во всех ответах, является наличие свободного времени, которое надо куда-то деть. При этом молодые люди охотно откликаются на призыв поучаствовать в добром деле, рассматривая его как альтернативу бесцельному «убийству времени».

Потребность делать добро действительно заложена в человеке, однако, молодые люди просто не знают, как ее удовлетворить. Что называется, «нет повода». НКО создает «повод», а также избавляет молодых людей от необходимости самим ломать голову и что-то выдумывать, все уже придумано и организовано – остается только присоединиться.

Еще один акцент был сделан именно на совместности действий молодых людей. Для мегаполиса с разобщенным, нуклеарным укладом жизни, при котором возможности завязывать и развивать отношения достаточно ограничены, предложение поучаствовать в каком-то деле совместно с другими молодыми людьми – кого-то лучше узнать, с кем-то познакомиться, с кем-то укрепить отношения, просто показать себя со своей сильной стороны – выглядит достаточно заманчивым.

1)Как же сформировать у школьника желание учиться? 2)Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? 3)Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно?


1)Ставят в пример сегодняшних миллионеров, 2)Пугают работой дворником и грузчиком, 3)А кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов. 4)Некоторые родители предлагают радикальные способы: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, прогулок и вкусностей за каждую оценку ниже 4. Способы повысить мотивацию к обучению: опыт родителей






Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Мотивация к обучению: психологический аспект




В рамках изучения этой проблемы проводились исследования, итогом которых стали неутешительные выводы: ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.


Что мешает пробуждению у ребенка интереса к учебе и не дает ему полноценно использовать свои ресурсы? Отсутствие самостоятельности в принятии решений и последствий собственных действий; Отсутствие реальной помощи при понимании сложных учебных процессов; Отсутствие единой системы поведения взрослых в требовании по отношению к себе и к ребенку.






Как сформировать у школьника желание учиться? Старайтесь не создавать ложных целей у ребёнка, используя метод «Дашь на дашь». Очень важно предоставить ребенку возможность проявить самостоятельность, т.к., она является одной из важнейших составляющих успеха.


Как сформировать у школьника желание учиться? Ребенок должен делать что-то по собственному осмысленному побуждению: «Мне нужно это сделать…», «Мне это интересно». Здесь важны такие качества ребенка, как интерес, инициатива, познавательная активность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Именно в этом случае мотивация к обучению у школьника сможет быть сформирована.


Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.


Как сформировать у школьника желание учиться? Большую роль играет обдуманная система поощрений ребенка за успехи, причем не те успехи, которые достаются ребенку легко, в зависимости от его способностей, а те, которые трудны и полностью зависят от тех усилий, которые затратит ребенок на выполнение этого вида деятельности. Мотивация к обучению в этом случае будет только увеличиваться.


Как сформировать у школьника желание учиться? Очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей.



15.04.2011 8837 1614

… Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, - тем сильнее будет его влияние на детей ….

Но горе учителю, который неосторожным своим поведением разрушил это обаяние. Как только нравственное доверие потеряно…, тотчас же и слово учителя теряет свою силу, … и то, что прежде охотно и радостно делалось – единственно из любви и уважения к нему, достигается уже не иначе как школьной тиранией, наказаниями и принуждениями.

Н.А. Добролюбов

Преподаватель – как фактор мотивации.

Часто бывает, что замечательные методики и педагогические приемы терпят поражение, современные технические средства не срабатывают из-за того, что отсутствует контакт преподавателя с учащимися. В педагогической технике общения главное – это личность педагога!

Преподаватель должен помнить:

· Педагогический подход «сверху вниз» редко приводит к возникновению желания учиться; для этого надо делиться с учащимися информацией, способствующей возникновению мотивации к учебной деятельности;

· Учитель – «тренер команды», а не хозяин классной комнаты;

· Нужно личным примером показывать каким должен быть современный образованный человек.

Общение как специфический вид учебной деятельности в значительной степени определяется мотивацией, а ее отсутствие порождает коммуникативные барьеры. Основным методом преодоления мотивационных барьеров является как можно более тесное связывание материала урока с жизненными потребностями учащихся и создание позитивного образа самого преподавателя.

Стремление произвести приятное впечатление, понравиться аудитории, это не заигрывание преподавателя с учащимися и не амбициозные притязания педагога, а профессиональная необходимость, служащая цели урока.

В создании положительного для аудитории имиджа педагога существенную роль играют следующие факторы:

1. Визуальность, то есть внешняя привлекательность. Она складывается главным образом из манеры поведения преподавателя (мимика, жесты, походка) и манеры одеваться, причесываться, умения пользоваться косметикой.

Что касается мимики и жестов, то здесь недопустима ни одна из крайностей. Их отсутствие создает впечатление скованности, «зажатости», неуверенности в себе. В то же время действует обратная зависимость: чем выше профессионализм человека, тем более сдержан он в мимике и жестах. Держитесь естественно: это производит наиболее благоприятное впечатление.

2. Выступающий не может чувствовать себя уверенно и управлять вниманием аудитории, пока «привязан к тексту», пока от задачи «что сказать» Ú не перейдет к задаче Ú «как сказать», «как оказать влияние на аудиторию». Ну а это предполагает свободное владение материалом своего предмета.

3. Завоевать расположение аудитории может человек, умеющий улавливать настроение людей, искренне сопереживающий их нуждам. Ученики по едва уловимым признакам четко улавливают реальное отношение к ним. Преподаватель ни в коем случае не должен демонстрировать свое превосходство над аудиторией, это не только не добавит ему уважения, но, напротив, вызовет антипатию, так как всякий человек болезненно воспринимает стремление унизить его и будет стремиться к восстановлению своей значимости путем отыскивания недостатков и промахов у преподавателя.

4. Язык выступления – визитная карточка педагога. Лаконичность, точность, выразительность языка способствуют удержанию внимания аудитории. Избегайте монотонности, повышайте и понижайте голос. Старайтесь избегать догматически – назидательного тона, не допускайте стилистических, орфоэпических ошибок. Спокойная речь усиливает сосредоточенность слушателей, создает впечатление знающего, уверенного в себе человека. Пространственные рассуждения, многословность наводят скуку.

5. Успешность делового общения во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать ученика. Нужно избегать типичных ошибок слушания: перебивать ученика, делать поспешные выводы, поспешные возражения, давать непрошеные советы. Эмоционально поддерживайте ответы учащихся: доброжелательное выражение лица, кивки головой, реплики типа: да, да … я слушаю … и т.п.

6. По мнению Л.Н. Толстого, ничто так не сближает людей, как хороший, безобидный смех. При установлении межличностных контактов безотказно действует «эффект юмора».

Конечно, есть объективные причины отсутствия интереса к материалу урока:

· место проведения занятий (духота, холод или шум и т.д.);

· естественное утомление внимания (следует понимать о периодах кризиса внимания группы: первый наступает через 15-20 минут после начала урока, второй на 30-35ой минуте);

· разрыв между скоростью словесного мышления (400 слов в минуту): вследствие этого у ребят появляется резерв времени, во время которого у них возникают посторонние мысли;

· устойчивость внимания зависит от возраста, эмоционального состояния, культурного уровня и т.п.;

· объем внимания учащихся ограничен: одновременно он может воспринять не более 4-5 не связанных между собой объектов.

Таким образом, мотивационными приемами преподавателя для создания эмоционального и интеллектуального интереса к своему предмету, уроку являются:

· организация контакта с группой, диалог с учащимися;

· расширение позитивно-ориентированных педагогических требований;

· постановка ярких, притягательных средств взаимодействия;

· речевые, невербальные средства взаимодействия (живой, образный язык, подвижная мимика, содержательный материал, использование новой, неожиданной информации…).

«Немало можно добиться строгостью, многого – любовью, но всего больше – знанием дела и справедливостью, невзирая на лица».

Учебная мотивация: структура и факторы.

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели.

Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не к другой цели, нельзя, следовательно, понять подменный смысл его действий.

Частный случай мотивации – учебная мотивация.

Учебная мотивация определяется следующими факторами:

1. Само образовательное учреждение.

2. Организация образовательного процесса.

3. Субъективными особенностями обучающегося (способности, уровень притязаний, самооценка самого учащегося и т.д.).

4. Педагог, его отношение к учащимся, к делу, характер и т.д.

5. Спецификой учебного предмета.

Отсюда можно сделать вывод, что толчком мотивации профессионального обучения является побудительная деятельность педагогов.

В структуру учебной деятельности входит:

1. Получение удовольствия от учебной деятельности, интерес;

2. Вознаграждение за учебную деятельность, мотив учения, эмоции;

3. Избежание наказания;

4. Значимость для учащегося непосредственного результата учебной деятельности, смысла деятельности;

5. Потребность в аффилиации то есть стремление быть в обществе других людей, в дружеском отклике, принятии группой;

6. Потребность в доминировании то есть принятии себя другими как лидера, самоутверждение.

Продумывая методы учебной деятельности необходимо учесть, что выделяются пять уровней мотивации:

1. Первый уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности. (У таких ребят есть познавательный мотив, стремление. Учащиеся добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки).

2. Второй уровень – хорошая мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой).

3. Третий уровень – положительные отношения к учебному заведению, но привлекает таких ребят внеучебная деятельность. Познавательные мотивы таких ребят сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

4. Четвертый уровень – низкая мотивация. (Эти ребята предпочитают пропускать занятия. На уроке часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности).

5. Пятый уровень – негативное отношение к учебному заведению. (Такие ребята испытывают проблемы в общении с однокурсниками во взаимоотношениях с преподавателями. Место учебы воспринимается ими как враждебная среда).

Психологи определили и причины спада учебной мотивации:

1. Наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2. Отношение учащихся к преподавателю.

3. Отношение преподавателя к учащимся.

4. Личная значимость предмета.

5. Умственное развитие учащихся.

6. Продуктивность учебной деятельности.

7. Непонимание цели знания.

8. Страх перед учебным заведением.

Развитие мотивов учения – это психологическая проблема.

В психологии известно, что развитие мотивов учение идет двумя путями:

1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения.

2. Через саму деятельность учения учащимися, которая должна заинтересовать его.

Конкретные условия, вызывающие интерес учащихся к учебной деятельности:

  1. Активные методы обучения.
  2. Активная поисковая деятельность учащихся (интересные вопросы, задания).
  3. Проблемные ситуации.
  4. Осознание важности изучаемого предмета для собственной деятельности.
  5. Посильные задания.
  6. Новизна, показ неожиданного в привычном.
  7. Эмоциональная окраска, живое слово учителя.
  8. Самостоятельные творческие работы, задания.

Система образования должна придти в движение, … чтобы создать возможности для роста и развития опыта.

Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором – Учителем.

Г.К. Селевка.

Роль технологий обучения в мотивации

успешности учащихся.

Доминирующим мотивом учебной деятельности должны стать мотивы познания предмета. Важно, чтобы учащиеся овладевали действиями и способами этого познания, чтобы на первом месте были мотивы их самоосуществления себя как личности. Поэтому необходимо говорить о мотивации, как о результате внутренней потребности учащихся, их интересов и эмоций, целей и задач, наличии мотивов, направленных на активизацию их деятельности.

Успешность решения этой задачи зависит от правильного учета социально-психологических и педагогических факторов.

Важная роль в этом процессе принадлежит мотивации причин психологического характера, которые побуждают личность к деятельностной активности и могут меняться в зависимости от внешних условий.

Современные технологии обучения способны значительно повысить мотивацию обучения, настроить учащихся на осуществление учебной деятельности.

Среди побудительных причин возникновения и практического использования новых педагогических технологий можно выделить следующие:

· необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических особенностей обучаемых;

· осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным;

· возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия преподавателя и учащегося, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;

· потребность снизить негативные последствия работы малоквалифицированного преподавателя.

Представление о технологии как о воплощении на практике заранее спроектированного учебного процесса предполагает:

1. Использование ее специалистами, обладающими высокой теоретической подготовкой и богатым практическим опытом;

2. Свободный выбор технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.

Урок есть искусство, его и надо возводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль в любом театре, - напряженные, красивые, драматически выстроенные. В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, движение сложных линий, текст и подтекст.

С. Соловейчик

Урок как мотивирующая среда.

В современной педагогической литературе урок рассматривается как:

· инструмент воспитания и развития личности;

· основная форма организации УВП;

· живая, подвижная, постоянно изменяющаяся процессуальная система;

· более или менее законченный отрезок педагогического процесса, ограниченный хронологическими рамками, целями, содержанием, составом учащихся;

· урок – звено в цепи уроков по теме.

Объединяя все мысли, трактующие понятие «урок» можно сделать вывод, что современный урок – это урок, на котором преподаватель использует все возможности для развития личности учащихся, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, умений и навыков, для формирования ее нравственных основ.

Общеизвестно, что каждый урок направлен на разрешение триединой задачи:

· обучающей – осмысление и приобретение системы знаний, умений, навыков;

· воспитывающей – формирование у учащихся научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взглядов и убеждений;

· развивающий – развитие у учащихся в процессе обучения познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, познавательных способностей, речи, памяти, внимания, воображения, восприятия.

Мотивационным фоном, побуждающим учащихся к деятельности по достижению обозначенных дидактических задач урока является система методов обучения (основных видов деятельности преподавателя у учащихся, обеспечивающих формирование ЗУНов и необходимых для решения учебно-воспитательных задач).

Особое значение (основополагающее) в мотивации учебной деятельности приобретают системы методов, такая их совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они представляют систему управления разными методами познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач.

Сущность любого метода заключается в организуемом (мотивированном) способе познавательной деятельности учащегося, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.

Мы рассмотрим классификацию методов обучения, составленную по критериям степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку успех обучения в решающей степени зависит от внешний и внутренней мотивации обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критериям выбора метода.

В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

· объяснительно-иллюстративный метод;

· репродуктивный метод;

· метод проблемного изложения;

· частично-поисковый или эвристический метод;

· исследовательский метод.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод при котором учащиеся получают знания из лекций, из учебной или справочной литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы учащиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Самое широкое применение данный метод находит применение для передачи большого массива информации.

Репродуктивный метод обучения – метод, где применение изученного материала осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, то есть выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

Метод проблемного обучения – метод, при котором, используя самые различные источники и средства, преподаватель, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает, способ решения поставленной задачи. Учащиеся как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

Частично-поисковый или эвристический метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется преподавателем или самими учащимися на основе работы над программами (в т.ч. и компьютерными и учебными пособиями).

Исследовательский метод обучения – метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа учащиеся самостоятельно изучают литературу, другие источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

При такой классификации, методы стимулирования и мотивации являются составной частью каждого из вышеназванных методов, что обуславливает необходимость их самостоятельной систематизации.

Метод – способ упорядоченной взаимодеятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.

Ю.К. Бабанский

Метод – способ организации познавательной деятельности учащихся.

Т.А. Ильина

Классификация мотивирующих

методов и приемов.

Любая деятельность будет результативна, если она основана на внутренней мотивации, оптимально сочетающейся с внешне организуемой мотивацией, а также на потребности личности вступать в полноценное общение с другими.

Таким образом, мотивирующие методы – это способ побуждения учащихся к учебно-познавательной деятельности.

Можно предложить следующую классификацию методов мотивирующих процесс познания:

Словесные:

· похвала,

· поддержка,

· поощрение, замечать и анализировать малейшие успехи учащихся.

Оценка – при оценивании ответов учащихся реализовывать в первую очередь, функцию мотивации, т.е. побудительное воздействие на личность учащегося, а затем функцию соотнесения, т.е. выставление отметки.

Формирование интереса к учебе:

· интересные, проблемные факты;

· связь с жизненным ответом;

· осознание важности изучаемого предмета для собственной деятельности;

· новизна, показ неожиданного в привычном;

· эмоциональная окраска, живое слово преподавателя;

· творческие работы, задания;

· активные методы обучения.

Ощущение успешности в учебной деятельности:

· понятная формулировка задания;

· посильность, доступность задания;

· четкая подача задания;

· поощрение малейшего успеха;

· постоянное сравнение собственных успехов учащегося;

· высказывание превосходящую успех оценку: «Я знаю, что у тебя все получится!», «Если захочешь, ты легко с этим справишься!» и т.д.

· постановка учащегося в такую ситуацию, в которой он имел бы успех от прилежания и пережил бы чувство удовлетворения;

· проявление терпимости к ошибкам;

· поддержка положительных эмоций и состояния уверенности в себе.

Проблемное обучение:

· использование приемов и методов, которые ставят учащихся в проблемную ситуацию, требующую самостоятельности решения;

· прежде чем излагать материал, ставится проблема, формируется познавательная задача, а затем, рас крывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показать способ решения.

Собственная точка зрения:

· поощрение собственного мнения учащегося;

· побуждение его отстаивания и доказательства.

Применение современных технических средств обучения:

· электронная презентация учебного материала;

· компьютерные обучающие программы;

· видеоматериалы.

Деятельностный подход в обучении:

· работа в парах, в группах;

· использование учебного оборудования;

· освоение современных технологий обучения;

· обучающие дидактические игры, ролевые игры.

Помните! Учебная деятельность мотивируется, прежде всего, внутренним мотивом – самоутверждение, престижность, успешность, достижения.

  1. Личностные качества преподавателя, высокий уровень общения с учащимися, профессионализм, заинтересованность преподавателя в познании учащимися предмета.
  2. Творчество в учебном процессе, наличие творческих заданий.
  3. Активные формы работы на занятиях.
  4. Требовательность преподавателя в сочетании с психологической поддержкой.
  5. Современный материал.
  6. Социальное партнерство, привлечение специалистов производства.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Любой бизнесмен стремится к тому, чтобы сформировать эффективную систему мотивации топ-менеджмента во имя успешного развития компании. На эту тему прочитаны тысячи докладов и лекций, написаны сотни книг и популярных статей. Однако теория - теорией. А вот практика у каждого руководителя своя.

Я в бизнесе уже 14 лет. И за это время мне пришлось перепробовать самые разные способы мотивации персонала. Впрочем, процесс этот не сводился к случайному перебору известных инструментов. Точнее будет сказать, на каждом этапе приходилось искать наиболее эффективные подходы, соответствующие уровню развития компании. Были периоды, когда нам были нужны менеджеры, способные обеспечить высокую динамику развития; порой ставка делалась на так называемых «антикризисных» менеджеров; а иногда в центре внимания оказывались управленцы, умеющие правильно «консервировать» бизнес.

На мой взгляд, любая компания проходит в своем развитии три ярко выраженных этапа: это «развитие», «кризис развития» и «стагнация». Причем не стоит полагать, что третья фаза - финальная: просто с этого момента может начаться новый круг. Прямолинейного, неуклонно поступательного развития бизнеса, как правило, не бывает, и за очередным броском вперед обязательно следует период накопления сил. Вопрос в том, кто из менеджеров и в какой степени готов обеспечивать управление на каждом из этих этапов. Универсальных управленцев не существует; а значит, каждая фаза требует менеджеров соответствующего типа.

Когда ваша компания решительно движется вперед, вам нужны люди, готовые с высоко поднятым знаменем идти в бой. Да, позади остаются разрушения, а многие цели намечены пока лишь «крупными мазками». Но во время атаки на такие «мелочи» не обращают внимания. Главное здесь - натиск, решимость, достижение существенного прогресса за короткий срок. Менеджеры «прорывного» типа - явные пассионарии. Они никогда не вынесут на повестку дня совета директоров вопрос о закрытии того или иного направления бизнеса, поскольку думают только о расширениях и захватах.

В свою очередь, менеджеры «антикризисного» типа способны быстро и трезво разбираться с тем, что «захвачено», когда наступление на новые рыночные позиции завершилось. Они знают, как закрепиться на полученных территориях, и умеют это делать.

И наконец, им на смену приходят менеджеры, способные педантично, системно упорядочивать процесс управления, оптимизировать работу с активами и осуществлять «тонкую настройку» менеджмента.

Сфера ответственности того или иного менеджера чаще всего четко определяется его психологическим портретом. Так, большинство финансовых директоров, как правило, относится к третьему - «консервативному» - типу. А вот менеджеры по продажам - это «нападающие». В свою очередь, специалисты по антикризисному управлению принадлежат к довольно редкому типу и наилучших результатов добиваются на позициях генеральных директоров.

В зависимости от того, к какому из типов относится управляющий тем или иным направлением бизнеса, можно довольно уверенно судить, на каком этапе развития находится бизнес в целом. Если «первую скрипку» играет финансовый директор, значит, предприятие проходит фазу стабильности. Если же рычаги находятся в руках коммерческого директора, то, скорее всего, компания вступила в очередной цикл активного развития.

Хорошо, когда на каждом из этапов удается привлечь или выдвинуть адекватных управляющих, однако не менее важен и общий баланс. Так, в случае численного перевеса «консерваторов» характерными результатами являются возрастающие объемы внутреннего документооборота и вялая реакция на любые свежие идеи, а диктат всепроникающих процедур со временем становится все более опасным. Точно так же не дает идеального результата и ставка исключительно на «специалистов по развитию». Да, компания расширяется, объемы продаж растут, появляются филиалы, но... все деньги идут на их развитие, а ключевые показатели бизнеса, такие как прибыль и доход на вложенный капитал, ухудшаются от квартала к кварталу.

В идеальном случае руководитель соблюдает баланс между различными типами менеджеров, в соответствующие моменты умело используя их достоинства и аккуратно преодолевая границы между меняющимися фазами развития бизнеса, в частности, корректируя систему мотивации.

Мотивация менеджмента - это не столько материальная составляющая (хотя она крайне важна!), но и «заряженность на успех». Хорошо, если ваши топ-менеджеры стремятся к успеху. Однако главное здесь - не попасть в ловушку «быстрых достижений», с которой мне в свое время пришлось столкнуться.

В истории нашей компании был период, когда весь бизнес развивался очень быстро. Но однажды, зафиксировав к концу очередного отчетного периода невероятно высокие показатели, я понял: в следующем году добиться такого результата уже не удастся. Затем это понимание пришло к топ-менеджменту. И... эффективность прежде отлично работавшей системы мотивации драматически снизилась. Люди потеряли цель - просто потому, что она была достигнута.

К такому повороту событий - «эффекту достигнутых целей» - должен быть готов любой руководитель. Помню, мне пришлось тогда инициировать процесс реорганизации компании и таким образом создать новые цели - прежде всего для того, чтобы топ-менеджмент вновь обрел ясные ориентиры и ощутил перспективу. А попутно родилась чуть ли не крамольная для предпринимателя мысль, что рост компании порой нужно сдерживать. Есть спортсмены, которые один раз за всю карьеру ставят невероятный рекорд, а затем исчезают со спортивного горизонта навсегда. А есть такие, кто способен каждый раз понемногу добавлять к высшим достижениям - так действовал многократный чемпион мира по прыжкам в высоту Сергей Бубка.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...