Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Что такое романтизм: кратко и понятно. Лекция: Романтизм как литературное направление. Основные течения и своеобразие русского романтизма Литературные направления первой половины 19 века романтизм

РОМАНТИЗМ В ЕВРОПЕ

Черты.

Литература

Музыка.

РОМАНТИЗМ – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть 19 в.

Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Входя в антитезу «классицизм» – «романтизм», направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Такое понимание романтизма сохраняется и по сей день, но, как пишет литературовед Ю.Манн, романтизм «не просто отрицание „правил", но следование «правилам» более сложным и прихотливым».

Центр художественной системы романтизма – личность,

его главный конфликт – личности и общества.

Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации , в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Просветительство проповедовало новое общество как самое «естественное» и «разумное». Но действительность оказалась неподвластной «разуму», будущее – непредсказуемым , иррациональным, а современное общественное устройство стало угрожать природе человека и его личностной свободе. Неприятие этого общества, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме и предромантизме.

Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане:

язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей,

представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематико й, характерной, например, для классической трагедии.

У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Героям многих романтических произведений (Ф.Р.Шатобриана, А.Мюссе, Дж.Байрона, А.Виньи, А.Ламартина, Г.Гейне и др.) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема «страшного мира» свойствена всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так наз. «черном жанре» (в предромантическом «готическом романе» – А.Радклиф, Ч.Мэтьюрин,

в «драме рока », или «трагедии рока», – З.Вернер, Г.Клейст, Ф.Грильпарцер),

в произведениях Байрона, К.Брентано, Э.Т.А.Гофмана, Э.По и Н.Хоторна.

В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру », – прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма – это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация – лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А.Де Виньи).

Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В.А.Жуковский).

У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. (Дж.Байрон, П.Б.Шелли, Ш.Петефи, А.Мицкевич, ранний А.С.Пушкин).

Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

Характерная черта романтизма - Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души.

Привлекательными для романтиков становятся фантастика, народные музыка, поэзия, сказания

Романтики обращались к различным историческим эпохам, их привлекало их своеобразие, влекли экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Интерес к истории стал одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма. Он выразился в создании жанра исторического романа (Ф.Купер, А.Виньи, В.Гюго), основоположником которого считается В.Скотт, и вообще романа, который приобрел ведущее положение в рассматриваемую эпоху.

Интерес к истории отразился также в трудах историков французской романтической школы (О.Тьерри, Ф.Гизо, Ф.О.Менье).

В эпоху Романтизма происходит открытие культуры Средневековья и не ослабевает восхищение античностью и в конце 18 – нач. 19 вв.

Разнообразие особенностей национальных , исторических, индивидуальных имело и философский смысл: богатство единого мирового целого состоит из совокупности этих отдельных черт, а изучение истории каждого народа в отдельности дает возможность проследить, по выражению Берка, не прерывающуюся жизнь посредством следующих одно за другим новых поколений.

Эпоха Романтизма ознаменовалась расцветом литературы , одним из отличительных свойств которой было увлечение общественными и политическими проблемами .

Романтизм связан и с наследием Просвещения, и с предшествующими ему художественными направлениями. Так лирический интимно-психологический роман и повесть Атала (1801) и Рене (1802) Шатобриана, Дельфина (1802) и Коринна, или Италия (1807) Ж.Сталь, Оберман (1804) Э.П.Сенанкура, Адольф (1815) Б.Констана – оказали большое влияние на формирование французского романтизма. Жанр романа получает дальнейшее развитие: психологический (Мюссе), исторический (Виньи, раннее творчество Бальзака, П.Мериме), социальный (Гюго, Жорж Санд, Э.Сю). Романтическая критика представлена трактатами Сталь, теоретическими выступлениями Гюго, этюдами и статьями Сент-Бёва, родоначальника биографического метода. Здесь же, во Франции, блестящего расцвета достигает поэзия (Ламартин, Гюго, Виньи, Мюссе, Ш.О.Сент-Бёв, М.Деборд-Вальмор). Появляется романтическая драма (А.Дюма-отец, Гюго, Виньи, Мюссе).

Для американского романтизма характерна большая близость традициям просветительства, особенно у ранних романтиков (У.Ирвинг, Купер, У.К.Брайант), оптимистические иллюзии в ожидании будущего Америки. Большая усложненность и многозначность характерны для зрелого американского романтизма: Э.По, Хоторн, Г.У.Лонгфелло, Г.Мелвилл и др. В особое течение тут выделяется трансцендентализм – Р.У.Эмерсон, Г.Торо, Хоторн, которые воспевали культ природы и простой жизни, отвергали урбанизацию и индустриализацию.

Романтизм в Европе. Музыка.

Музыкальным романтизмом называют особый стиль, охвативший Европу в первой трети XIX века. Это направление, охарактеризовавшее духовную ситуацию данного периода, первоначально возникло в кругу немецких писателей и философов - Новалиса, Людвига Тика, братьев Ф. и А. Шлегелей, Ваккенродера. Стремительно подхваченный другими европейскими нациями романтизм одновременно проявился в различных видах искусства, наиболее ярко - в музыке. Развитие нового стиля в разных странах происходило по-своему, в соответствии с историческим и культурным фоном каждого народа. Однако их объединяла общая черта романтизма - отражение глубоко сокрытого внутреннего мира переживаний , связанных с размышлениями о положении человека в мире и обществе, одиночестве художника среди современников.

Мимолетность сменяющих друг друга чувств нашла свое органичное воплощение в жанре миниатюры . Она стала наиболее востребованной формой в творчестве ярчайших представителей романтизма - Фредерика Шопена и Роберта Шумана, Франца Шуберта и Феликса Мендельсона.

Среди них значительное место принадлежит польскому композитору Шопену. В его произведениях сконцентрирована глубокая психологичность и противоречивость романтического мира, где подчас под маской легкого танцевального жанра скрываются обнаженное отчаяние и душевная боль, как, например, в Большом блестящем полонезе, соч. 22.

В отличие от «закоренелых» романтиков, Шуберт и Мендельсон примыкают к группе композиторов, осуществивших в своем творчестве постепенный переход от эпохи классицизма к романтизму. Почва для нового направления была подготовлена еще Бетховеном в позднем периоде творчества. Шуберт и Мендельсон во многом еще принадлежали старому миру, придерживаясь строгих форм и идеалов музыки великих классиков - Гайдна, Моцарта, Бетховена. И хотя сочинения Мендельсона тесным образом связаны с классицистскими традициями, в них нет буквального подражания, за что его нередко упрекали радикально настроенные круги. Цель композитора заключалась в возрождении наиболее жизнеспособных принципов композиции, в сохранении «чистоты» стиля. В музыке Мендельсона отсутствует характерная для зрелого романтизма страстность и драматическая напряженность, ему чужды темы одиночества и непонимания современного художника, ему недостает философской и психологической глубины.

В то же время его Концерт для скрипки с оркестром ми минор стал крупнейшим событием в инструментальной музыке постбетховенского периода. Выступая противовесом бывшим в ходу в то время внешне эффектным, виртуозным концертным пьесам, отличающимся «бедным» внутренним содержанием, Концерт заключает в себе наиболее характерные черты музыкального дарования композитора: песенную лирику, блестящую скерцозность, поэтическое ощущение природы. Широкий круг образов, яркость, вдохновенность и бетховенская драматичность делают скрипичный концерт Мендельсона лучшим симфоническим явлением в мировой скрипичной литературе наряду с концертами Бетховена, Чайковского, Брамса.

Тем не менее новая волна в музыке оказалась слишком сложной и смелой для опред. круга слушателей. Гениальный Квартет ре минор Шуберта с вариациями на ранее сочиненную песню под названием «Девушка и смерть» в первом исполнении не вызвал того восхищения, к-рое сопровождает его в наст. время. По воспоминаниям друзей Шуберта, после исполнения квартета первый скрипач посоветовал композитору оставаться при своих песнях, дав нелестный отзыв музыке.

Рихард Вагнер запечатлен в мировой истории музыки как один из многих великих композиторов-романтиков, и как человек, увлекший за собой большую часть творческой интеллигенции второй пол. XIX в. Его влияние испытали многие композиторы того времени: Эрнест Шоссон, Ференц Лист, Клод Дебюсси. Его известный симфонический отрывок - Полет валькирий - является одним из эпизодов оперы «Валькирия» - второй части в грандиозной оперной тетралогии «Кольца Нибелунгов».

1. Фридерик Шопен (1810–1849) Andante spianate и Большой блестящий полонез для фортепиано с оркестром, соч. 22

Владимир Фельцман, фортепиано, Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии, Дмитрий Китаенко, дирижер

2. Франц Шуберт (1797–1828) Квартет №14 ре минор "Смерть и девушка" , Квартет им. Бетховена

3. Феликс Мендельсон (1809–1847) , Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64, часть I. Allegro molto appassionato Виктор Пикайзен, скрипка Большой симфон. оркестр Всесоюзного радио и телевидения

Ген. Рождественский, дирижер

4. Иоганнес Брамс (1833–1897) Трагическая увертюра, соч. 81. Гос. Симф. оркестр СССР Игорь Маркевич, дирижер

5. Ференц Лист (1811–1886) Мефисто-вальс, Владимир Ашкенази, фортепиано

6. Рихард Вагнер (1813–1883 Полет валькирий из оперы «Валькирия» . Академ.симфонический оркестр Ленинградской гос. Филармонии. Евгений Мравинский, дирижер

Ответы К ЗАЧЁТУ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Романтизм – крупнейшее направление в европейской и американской литературе и искусстве конца 18 – первой половины 19 в. В 18 веке романтическим (от анг. – romantic) именовалось все фантастическое, необычное, странное. На рубеже 18 – 19 вв. термин «романтизм» обозначает новое направление, противостоящее классицизму. Романтизм стал реакцией на кризис всех предшествующих больших стилей – барокко, рококо, ампира.

Главной чертой романтизма является идеализация прошлого (Древнего Рима – Roma, отсюда и название). Затем романтизм начинает идеализировать эпоху античности и средневековья).

Романтики мечтали о целостном разрешении всех противоречий жизни. Разлад между идеалом и действительностью приобретает в романтизме необычайную остроту и напряженность, что составляет сущность так называемого романтического двоемирия. Романтики открыли необычайную сложность и глубину духовного мира человека, внутреннюю бесконечность человеческой индивидуальности. Человек для них микрокосмос, маленькая Вселенная. Напряженный интерес к сильным и ярким чувствам и тайным движениям души, к ночной ее стороне, тяга к интуитивному и бессознательному – сущностные черты романтического мировосприятия. Требование историчности и народности искусства – одно из непреходящих завоевание романтического искусства. Историзм мышления романтиков ярко проявляется в жанре исторического романа (В.Скотт, Ф.Купер, В.Гюго). В области эстетики романтизм противопоставляет классическому «подражанию природе» творческую активность художника с правом на преобразование реального мира.

Отсюда следующие особенности поэтики романтического произведения:

Символика образов

Яркость, красочность языка

Живописность

Олицетворение природы

Богатство чувств и оттенков

От романтизма западноевропейского русский романтизм многое заимствует, но при этом решает проблемы собственного национального самоопределения. Русский романтизм имеет по сравнению с западноевропейским свою специфику, свои национально-исторические корни.

Романтики утверждали , что высшей ценностью является человеческая личность, в душе которой заключен прекрасный и, таинственный мир; только здесь можно найти неисчерпаемые источники подлинной красоты и высоких чувств. За всем этим просматривается (пусть не всегда явственно) новое понятие о личности, которая не может и не должна более подчинять себя власти сословно-феодальной морали.

А.С.Пушкин "Медный всадник"(краткое содержание)

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом. Дом Пушкиных посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев.Общение с бабушкой, с Ариной Родионовной, с дядькой Никитой Козловым подарило много впечатлений юному Пушкину. Отец и дядя решили определить Александра в Царскосельский Лицей, где он и начал учиться в 1811 году. О роли Лицея в становлении личности Пушкина сказано очень много. Вспомним имена друзей, которых Пушкин нашел в Лицее: Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг. Они навсегда остались верными и близкими Пушкину друзьями. В Лицее Пушкин начал писать стихи, в 1814 году было опубликовано первое стихотворение «К другу стихотворцу». После окончания Лицея Пушкин не возвратился в Москву, в 1817 году он переехал в Петербург и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он общался в светском обществе, в литературном окружении, посещал балы, театры. В 1820 году он закончил поэму «Руслан и Людмила» - первое крупное произведение. За эпиграммы, вольные стихи, быстро распространявшиеся по Петербургу, в 1820 году Пушкин был отправлен в южную ссылку. За четыре года он переезжал в разные города: Екатеринослав, Кишинев, Одессу. Во время этой ссылки им были написаны романтические южные поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», а в 1823 году он начал работу над романом в стихах «Евгений Онегин». В 1824 году Пушкин был отправлен в северную ссылку в имение родителей Михайловское, где после отъезда семьи жил с няней. Там он продолжал работу над «Евгением Онегиным», писал «Бориса Годунова», стихотворения. Там, в Михайловском, навещали его друзья, туда Пущин привез Пушкину «Горе от ума», находясь там, Пушкин вел переписку. Там застало его известие о восстании декабристов, в котором участвовали многие его друзья, и об их казни. 4 сентября 1826 года Николай 1 неожиданно вызвал Пушкина в Москву. Но свобода, предоставленная царем, была недолгой. Уже в 1328 году вышло постановление Государственного совета о надзоре над Пушкиным. В этом же году он самовольно уехал на Кавказ, где служили его друзья. В 1830 году Пушкин посватался к Н. Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров. 15 мая.1831 года Пушкин женился и переехал в Петербург. В эти годы он много работал в архивах, писал произведения на исторические темы. Это «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачева». Пушкин журнал «Современник», был его редактором, общался Белинским, Гоголем, с художниками. Затруднения возникли вновь, когда Пушкин вынужден был общаться в придворных кругах. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке.

Романтизм представляет собой идейное направление в искусстве и литературе, появившееся в 90-х годах 18 века в Европе и получившее широкое распространение в других странах мира (Россия входит их число), а также в Америке. Основными идеями данного направления является признание ценности духовно-творческой жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного направления изображались герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризовались ярким накалом страстей, природа изображалась в одухотворенном и целительном ключе.

Появившись в эпоху Великой Французской Революции и мировой промышленной революции, романтизм сменил такое направление как классицизм и эпоху Просвещения в целом. В противопоставление приверженцам классицизма, поддерживающим идеи культового значения человеческого разума и зарождение цивилизации на его основах, романтики ставят на пьедестал поклонения мать-природу, подчеркивают важность естественных чувств и свободу стремлений каждой личности.

(Алан Мэйли "Изящный век" )

Революционные события конца 18 века полностью изменили ход привычной жизни, как во Франции, так и в других в странах Европы. Люди, чувствуя острое одиночество, отвлекались от своих проблем, играя в различные азартные игры, и развлекаясь самыми различными способами. Именно тогда возникла идея вообразить, будто человеческая жизнь это бесконечная игра, где есть победители и побежденные. В романтических произведениях часто изображались герои, выступающие против окружающего мира, бунтующие против судьбы и рока, одержимые собственными мыслями и размышлениями о собственном идеализированном виденье мира, остро не совпадающим с реальностью. Осознав свою беззащитность в мире, где правит капитал, многие романтики находились в смятении и растерянности, ощущая себя бесконечно одинокими в окружающей их жизни, в чем и заключался главный трагизм их личности.

Романтизм в русской литературе XIX века

Главными событиями, имевшими огромное влияние на ход развития романтизма в России, были Война 1812 года и восстание декабристов 1825 года. Однако отличаясь самобытностью и оригинальностью, русский романтизм начала 19 века является неотделимой частью общеевропейского литературного движения и обладает его общими чертами и основными принципами.

(Иван Крамской "Неизвестная" )

Возникновение русского романтизма совпадает по времени с назреванием социально-исторического перелома в жизни общества того времени, когда общественно-политический уклад Российской державы находился в неустойчивом, переходном состоянии. Люди передовых взглядов, разочаровавшись в идеях эпохи Просвещения, пропагандирующие создание нового общества, основанного на принципах разума и торжества справедливости, решительно отторгнув принципы буржуазной жизни, не понимая суть антагонистических жизненных противоречий, чувствовали ощущения безысходности, потерянности, пессимизма и неверия в разумное решение конфликта.

Главной ценностью представители романтизма считали человеческую личность, и заключенный в ней таинственный и прекрасный мир гармонии, красоты и высоких чувств. В своих произведениях представители данного направления изображали не реальный мир, слишком низменный и пошлый для них, они отображали вселенную чувств главного героя, его внутренний мир, наполненный мыслями и переживаниями. Через их призму и проступают очертания реального мира, с которым он не может смириться и поэтому старается возвыситься над ним, не подчиняясь его социально-феодальным законам и моралям.

(В. А Жуковский )

Одним из основоположников русского романтизма считается известный поэт В.А Жуковский, создавший ряд баллад и поэм, имевших сказочное фантастическое содержание («Ундина», «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее»). Его произведениям присущ глубокий философский смысл, стремление к нравственному идеалу, его поэмы и баллады наполнены его личными переживаниями и размышлениями, присущие романтическому направлению.

(Н. В. Гоголь )

Задумчивые и лирические элегии Жуковского сменяют романтические произведения Гоголя («Ночь перед Рождеством») и Лермонтова, творчество которых носит своеобразный отпечаток идейного кризиса в сознании общественности, впечатленной разгромом движения декабристов. Поэтому романтизм 30-х годов 19 века характеризуется разочарованием в реальной жизни и уходом в придуманный мир, где все гармонично и идеально. Романтические главные герои изображались как люди, оторванные от действительности и потерявшие интерес к земной жизни, вступающие в противоречие с обществом, и обличающие сильных мира сего в их грехах. Личная трагедия этих людей, наделенных высокими чувствами и переживаниями, состояла в гибели их нравственных и эстетических идеалов.

Умонастроения прогрессивно думающих людей той эпохи наиболее ярко отразилось в творческом наследии великого русского поэта Михаила Лермонтова. В его произведениях «Последний сын вольности», «Новгороду», в которых четко прослеживается образец республиканского вольнолюбия древних славян, автор выражает горячее сочувствие борцам за свободу и равенство, тем, кто выступает против рабства и насилия над личностью людей.

Для романтизма характерно обращение к историческим и национальным истокам, к народному фольклору. Это наиболее ярко проявилось в последующих произведениях Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), а также в цикле стихотворений и поэм о Кавказе, который воспринимался поэтом как страна вольнолюбивых и гордых людей, противостоящих стране рабов и господ под властью царя-самодержца Николая I. Образы главных в произведениях «Измаил-бей» «Мцыри» изображены Лермонтовым с большой страстью и лирическим пафосом, несут ореол избранников и борцов за свою Отчизну.

К романтическому направлению также можно отнести раннюю поэзию и прозу Пушкина («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), поэтические произведения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова, творчество поэтов-декабристов К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева-Марлинского, В. К. Кюхельбекера.

Романтизм в зарубежной литературе XIX века

Главной особенностью европейского романтизма в зарубежной литературе 19 века является фантастичность и сказочность произведений данного направления. В своем большинстве это легенды-сказки, повести и новеллы с фантастическим, нереальным сюжетом. Наиболее выразительно романтизм проявился в культуре Франции, Англии и Германии, каждая из стран внесла свой особенный вклад в развитие и распространение данного культурного явления.

(Франсиско Гойя " Урожай" )

Франция . Здесь литературные произведения в стиле романтизма носили яркий политический окрас, во многом настроенный против новоявленной буржуазии. По мнению французских писателей, новое общество, появившееся в результате социальных перемен после Великой Французской революции, не понимало ценность личности каждого человека, губило ее красоту и подавляло свободу духа. Наиболее известные произведения: трактат «Гений христианства», повести «Аттала» и «Рене» Шатобриана, романы «Дельфина», «Корина» Жермены де Сталь, романы Жорж Санд, Гюго «Собор Парижской богоматери», серия романов о мушкетерах Дюма, собрание сочинений Оноре Бальзака.

(Карл Бруллов "Всадница" )

Англия . В английских легендах и преданиях романтизм присутствовал довольно давно, но не выделялся как отдельное направление до середины 18 века. Английские литературные произведения отличает наличие немного мрачноватой готики и религиозного содержания, здесь присутствует много элементов национального фольклора, культуры рабочего и крестьянского класса. Отличительная особенность содержания английской прозы и лирики - описание путешествий и странствий в далекие земли, их исследование. Яркий пример: «Восточные поэмы», «Манфред», «Путешествие Чайльд-Гарольда» Байрона, «Айвенго» Вальтера Скотта.

Германия . Огромное влияние на основы немецкого романтизма оказало идеалистическое философское мировоззрение, которое пропагандировало индивидуализм личности и его свободу от законов феодального общества, вселенная рассматривалась как единая живая система. Немецкие произведения, написанные в духе романтизма, наполнены размышлениями о смысле человеческого бытия, жизни его души, также они отличаются сказочными и мифологическими мотивами. Наиболее яркие немецкие произведения в стиле романтизма: сказки Вильгельма и Якоба Гримма, новеллы, сказки, романы Гофмана, произведения Гейне.

(Каспар Давид Фридрих "Этапы жизни" )

Америка . Романтизм в американской литературе и искусстве развивался немного позже, чем в странах Европы (30-е года 19 века), его расцвет приходится на 40-60-е годы 19 столетия. Огромное влияние на его появление и развитие оказали такие масштабные исторические события как война за независимость США в конце 18 века и гражданская война между Севером и Югом (1861-1865 годов). Американские литературные произведения условно можно поделить на два вида: аболиционистские (поддерживающие права рабов и их освобождение) и восточные (сторонники плантаторства). Американский романтизм основывается на тех же идеалах и традициях, что и европейский, в его переосмыслении и понимании на свой лад в условиях своеобразного уклада и темпа жизни жителей нового, малоизведанного материка. Американские произведения того периода богаты на национальные веяния, в них остро чувствуется чувство независимости, борьбы за свободу и равенство. Яркие представители американского романтизма: Вашигтон Ирвинг («Легенда о сонной лощине», «Жених-призрак», Эдгар Аллан По («Лигейя», «Падение дома Ашеров»), Герман Мелвилл («Моби Дик», «Тайпи»), Натаниэль Готорн («Алая Буква», «Дом о семи фронтонах»), Генри Уодсворт Лонгфелло («Легенда о Гайавате»), Уолт Уитмен, (поэтический сборник «Листья травы»), Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома), Фенимор Купер («Последний из могикан»).

И пусть романтизм в искусстве и литературе царил совсем недолго, и на смену героизму и рыцарству пришел прагматичный реализм, это ни в коей мере не уменьшает его вклад в развитие мировой культуры. Произведения, написанные в данном направлении, любят и читают с огромным удовольствием большое количество поклонников романтизма во всем мире.

Но просеещенья храм, воздвигнутый веками,
Угрюмою судьбой для них был затворен.
Их рок обременен убожества цепями;
Их гений строгою нуждою умерщвлен.
В. Жуковский
В начале XIX века на смену классицизму и сентиментализму в русской поэзии, как и во всей мировой литературе, приходит романтизм. Первые романтические черты проступают уже в 90-е годы в творчестве М. Н. Муравьева, И. И. Дмитриева, Н. М. Карамзина: острое ощущение несоответствия окружающего мира естественным человеческим влечениям и потребностям, отсюда страстный призыв следовать в своих действиях и поступках велениям и потребностям чувства, культ дружбы и любви - наиболее характерные проявления «жизни сердца».
Н. М. Карамзин в стихотворении «Прометей, или Несогласия стихотворца» писал о внесословной ценности человека.
Чувствительной душе не сродно ль изменяться?
Она мягка, как воск, как зеркало ясна,
И вся Природа в ней с оттенками видна.
Нельзя ей для тебя единою казаться
В разнообразии естественных чудес.
М. Н. Муравьев в стихотворении «Время» подмечал смену настроений, изменчивость всего живого.
Мгновенье каждое имеет цвет особый,
От состояния сердечна занятой.
Он мрачен для того, чье сердце тяжко злобой,
Для доброго - златой.
Для поэзии романтизма характерна ситуация, когда герой «уходит на лоно природы», чутко реагирует на все происходящее. Романтики развивали в своей поэзии национально-самобытную культуру, по-новому истолковывали фольклор и мифологию. Русский романтизм проходил под лозунгом национального возрождения. Он явился новым этапом в развитии общественной идеологии, непосредственно следующим за Просвещением и отразившим всеобщее разочарование в исторических результатах Великой Французской революции. Воцарившиеся после нее формы общественного устройства «оказались самой злой, самой отрезвляющей карикатурой на блестящие обещания философов XVIII века». Это поставило вопрос о переоценке общественных и моральных ценностей, выработанных философами эпохи Просвещения.
В нашем общественно-историческом развитии Россия также проходила через этот этап, но очень своеобразно. В России, не пережившей буржуазной революции, углублялся социально-экономический кризис и обострилась политическая ситуация, нашедшие свое завершение в восстании декабристов.
С одной стороны, неспособность объективно объяснить неизбежные противоречия мирового и русского исторического процесса порождала в некоторых общественно-литературных кругах стремление противопоставить шаткому и изменчиво-
му ходу исторического развития более или менее устойчивые ценности чисто духовного и морального свойства. Из этих настроений и тенденций вырастало одно из самых ранних течений русского романтизма, представленного именами В. А. Жуковского (1783-1852), К. Н. Батюшкова (1787-1855) и их последователей.
Ощущение трагизма жизни, ее неустроенности, губящей в человеке лучшие духовные стремления и мешающей его свободному развитию, пронизывают творчество В. Жуковского. Уже в одном из первых программных стихотворений «Человек» поэт развивает крайне пессимистическую концепцию смысла и назначения человеческого бытия, понимая человека как лишенного пристанища странника, «игралища судьбы». Это своеобразный отголосок на социальные бури и общественные потрясения, которыми ознаменовались конец XVIII - начало XIX века. Ему вторит К. Батюшков в статье «Нечто о морали, основанной на философии и религии» 1815 года, показывая, что окружающий современного человека мир жесток и несправедлив; в его хаотическом беспорядке человек глубоко несчастлив, он жертва таинственных сил, управляющих судьбами мира, и никакие усилия и ухищрения разума не могут изменить заранее предначертанной судьбы.
Преодолев в своем творчестве классицизм и сентиментализм, В. А. Жуковский становится романтиком, отдавая предпочтение субъективно-лирическому восприятию внешнего мира. 39 баллад, написанных Жуковским с 1808 по 1833 год, к которым можно присоединить еще несколько стихотворений, включая «Ночной смотр» 1836 года, составили значительный и важный период творчества поэта. Он в «Людмиле» усвоил черты той «народности», пусть и условной, которая была в традициях конца XVIII века: перенес место действия из-за границы в допетровскую Русь, дал героине русское имя, ввел национальные песни, понятия и обороты. Но идея обреченности человека, бессильного бороться с судьбой, проходит через все его творчество, особенно балладное.
В балладе «Людмила» героиня восстает против трагической судьбы и гибнет в этой неравной борьбе.
Смертных ропот безрассуден;
Царь всевышний правосуден;
Твой услышал стон Творец,-
Час твой бил, настал конец.
Примиряющий афоризм из баллады «Торжество победителей» несколько смягчает пессимизм автора.
Смертный, силе, нас гнетущей.
Покоряйся и терпи;
Спящий в гробе, мирно спи;
Жизнью пользуйся, живущий...
В своих произведениях В. А. Жуковский отказывается от борьбы, призывая к личной и общественной покорности. Религиозная сущность этого мировоззрения вне сомнения. Но религиозность В. А. Жуковского носит широкий, отнюдь не догматический и не ортодоксально-церковный, а скорее психологический и даже философский характер. Поэт с одинаковой проникновенностью воспринимал и творчески обрабатывал «католические легенды средних веков» и античные воззрения, выраженные в мифологических образах, и восточные, древнеиндийские и древне-персидские, учения, сущность которых - в борьбе света и тьмы, добра и зла. Религиозность Жуковского выражается более всего в вере в человека, в сочувствии к его страданиям, к его судьбе. Гуманность в самом широком смысле, переведенная в морально-этический план, наполняет собой творчество Жуковского.
Часто в жизни так бывало:
Кто-то светлый к нам летит,
Поднимает покрывало
И в далекое манит.
Большая заслуга автора состоит в том, что, «одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступной для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина»,- писал В. Г. Белинский.
Имя Константина Николаевича Батюшкова в истории русской поэзии стоит рядом с именем Жуковского - оба они раскрыли для русской поэзии неизведанное - внутренний мир человека. Однако характер поэзии Батюшкова резко отличался От творчества Жуковского. Василия Андреевича отличали туманность и неопределенность, а у Батюшкова - определенность и ясность. По словам Белинского, Жуковский ввел в русскую поэзию романтизм, а Батюшков - «красоту идеальной формы». События 1812 года отразились в стихотворении Константина Николаевича «К Дашкову».
Лишь угли, прах и камней горы,
Лишь груды тел кругом реки,
Лишь нищих бледные полки.
Мир прежней поэзии Батюшкова не выдержал столкновения с реальной народной и исторической катастрофой. Поэт радости и наслаждения отступил в Константине Николаевиче перед человеком и патриотом.
Нет, нет! Пока на поле чести
За древний град моих отцов
Не понесу я в жертву мести
И жизнь, и к родине любовь...
Мой друг! Дотоле будут мне
Все чужды музы и хариты,
Венки, рукой любви свиты,
И радость шумная в вине!
После этого стихотворения Батюшков-поэт смолкает более чем на год, обратившись к творчеству лишь по возвращении из заграничного похода русской армии. Отечественная война для Константина Николаевича явилась полным крушением культа Франции как самой просвещенной страны Европы, а следовательно, и разочарованием в просветительской философии, идеи которой о «свободе» и «человеколюбии» в свете «ужасных», «неистовых поступков» французских «вандалов» в Москве теряли для него весь свой высокий и гуманный смысл.
Батюшков верил, чтобы жить в этом мире хаоса и разрушений, человеку необходима надежная нравственная идея. Но ни одна философская мысль не давала эту основу. Аскетическое мировоззрение поэта выразилось в одном из лучших его стихотворений «К другу» (1815).
Скажи, мудрец младой, что прочно на земли?
Где постоянно жизни счастье?..

Но где, скажи, мой друг, прямой сияет свет?
Что вечно чисто, непорочно?
Юношеское увлечение радостями жизни («Мы область призраков обманчивых прошли, // Мы пили чаши сладострастья») исчезло «в борьбе бед»; время не щадит ни красоты, ни прелести, ни любви, ни дружбы, и поэт в ужасе восклицает:
Минутны странники, мы ходим по гробам.
Все дни утратами считаем,
На крыльях радости летим к своим друзьям -
И что же!., их урны обнимаем.
Поэт нашел истину и обрел надежду в религиозной вере. Заключительная строфа стихотворения, однако, потрясает читателя холодом и мертвенностью обретенной истины:
Ко гробу путь мой весь как солнцем озарен:
Ногой надежною ступаю
И, с ризы странника свергая прах и тлен,
В мир лучших духов возлетаю.
Восприятие земной жизни с ее тревогами, радостями и горем лишь как приготовления к переходу в иной, «лучший» мир в той или иной степени отразилось в элегиях Батюшкова. Например, в «Умирающем Тассе» поэт писал:
Мой дух! Доверенность к Творцу!
Мужайся; будь в терпеньи камень.
Но он ли к лучшему концу
Меня провел сквозь бранный пламень?
...Он нам источник чувств высоких
Любви к изящному прямой
И мыслей чистых и глубоких!..
В 1814-1816 годах сформировались взгляды Батюшкова на эпикурейскую поэзию. Константин Николаевич считал, что «описание нравов народных и обрядов веры есть лучшая принадлежность эпопеи». Батюшков задумал написать эпическую поэму о Рюрике, собирал материал, но замысел так и остался неосуществленным. Представление об эпосе как сочетании фантастики легендарных времен и национального колорита воспринял у автора юный Пушкин, первая поэма которого «Руслан и Людмила» явилась лучшим воплощением идей Константина Николаевича - не случайно он так пристально следил за работой А. С. Пушкина. Сам Батюшков не сумел создать крупного эпического произведения, которое могло бы воплотить его взгляды. Но отражением этих воззрений, характерных для последних лет творчества поэта, явились две его элегии - «На развалинах замка в Швеции» (1814) и «Переход через Рейн» (1816).
Перед читателем разворачиваются картины далекого исторического прошлого норманнов и германских племен, рожденных в воображении поэта.
Там пели звук мечей и свист пернатых стрел,
И треск щитов, и гром ударов.
Кипящу брань среди опустошенных сел
И грады в зареве пожаров...
Батюшков на несколько лет опередил начавшееся в 20-е годы широкое движение романтизма в русской литературе. Этим определяется плодотворность большинства его начинаний, принятых и развитых поэтами 20-х годов, но этим же обусловлена неизбежность того, что открытые Батюшковым пути вскоре переняли молодые поэты, так что уже для В. Г. Белинского в 40-е годы следы влияния Константина Николаевича на современную поэзию отчетливо ощутимы были лишь в творчестве А. С. Пушкина - наиболее близкого и родственного ему по духу поэта.

Романтизм в европейской литературе

Европейский романтизм 19 века замечателен тем, что по-своему большинству произведения его имеют фантастическую основу. Это многочисленные сказочные легенды, новеллы и повести.

Основными странами, в которых романтизм как литературное направление проявился наиболее выразительно, являются Франция, Англия и Германия.

Данное художественное явление имеет несколько этапов:

1. 1801-1815 годы. Начало формирования романтической эстетики.

2. 1815-1830 годы. Становление и расцвет течения, определение основных постулатов данного направления.

3. 1830-1848 годы. Романтизм облекается в более социальные формы.

Каждая из вышеперечисленных стран внесла свой, особенный вклад в развитие означенного культурного явления. Во Франции романтические литературные произведения имели более политическую окраску, писатели были враждебно настроены по отношению к новой буржуазии. Это общество, по мнению французских деятелей, губило целостность личности, ее красоту и свободу духа.

В английских преданиях романтизм существовал уже достаточно давно, однако до конца XVIII века не выделялся в качестве отдельного литературного направления. Английские произведения, в отличие от французских, наполнены готикой, религией, национальным фольклором, культурой крестьянского и рабочего обществ (в том числе и духовного толка). Кроме того, английские проза и лирика наполнены путешествиями в дальние страны и исследованиями чужих земель.

В Германии романтизм как литературное направление сформировался под влиянием идеалистической философии. Основами стали индивидуальность и свобода человека, угнетаемые феодализмом, а также восприятие вселенной как единой живой системы. Почти каждое немецкое произведение пронизано размышлениями о бытии человека и жизни его духа.

Наиболее знаменитыми произведениями европейской литературы в стиле романтизма являются:

1. трактат «Гений христианства», повести «Атала» и «Рене» Шатобриана;

2. романы «Дельфина», «Коринна, или Италия» Жермены де Сталь;

3. роман «Адольф» Бенжамена Констана;

4. роман «Исповедь сына века» Мюссе;

5. роман «Сен-Мар» Виньи;

6. манифест «Предисловие» к произведению «Кромвель»

7. роман «Собор Парижской богоматери» Гюго;

8. драма «Генрих III и его двор», серия романов о мушкетерах, «Граф Монте-Кристо» и «Королева Марго» Дюма;

9. романы «Индиана», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» Жорж Санд;

10. манифест «Расин и Шекспир» Стендаля;

11. поэмы «Старый моряк» и «Кристабэль» Колриджа;

12. «Восточные поэмы» и «Манфред» Байрона;

13. собрание сочинений Бальзака;

14. роман «Айвенго» Вальтера Скотта;

15. сборники новелл, сказки и романы Гофмана.

Романтизм в русской литературе

Русский романтизм XIX века был прямым следствием бунтарских настроений и предвкушения переломных вех в истории страны. Социально-исторические предпосылки зарождения романтизма в России -- обострение кризиса крепостнической системы, общенациональный подъём 1812, формирование дворянской революционности.

Романтические идеи, настроения, художественные формы явственно обозначились в русской литературе на исходе 1800-х гг. Первоначально, однако, они скрещивались с разнородными доромантическими традициями сентиментализма (Жуковский), анакреонтической «лёгкой поэзии» (К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, юный Пушкин, Н.М. Языков), просветительского рационализма (поэты-декабристы -- К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский и др.). Вершиной русского романтизма первого периода (до 1825) явилось творчество Пушкина (ряд романтических стихотворений и цикл «южных поэм»).

После 1823 в связи с поражением декабристов романтического начала усиливаются, обретают самостоятельное выражение (позднее творчество писателей-декабристов, философская лирика Е.А. Баратынского и поэтов - «любомудров» -- Д.В. Веневитинова, С.П. Шевырёва, А.С. Хомякова).

Получает развитие романтическая проза (А.А. Бестужев-Марлинский, ранние произведения Н.В. Гоголя, А.И. Герцена). Вершиной второго периода стало творчество М.Ю. Лермонтова. Иное вершинное явление русского Р. и одновременно завершение романтической традиции в русской литературе -- философская лирика Ф. И. Тютчева.

В литературе того времени выделяется два направления:

Психологическое - которое было основано на описании и анализе чувств и переживаний.

Гражданское - основано на пропаганде борьбы с современным обществом.

Общей же и главной идеей всех романистов служило то, что поэт или писатель должен был вести себя согласно тем идеалам, которые он описывал в своих произведениях.

Самые яркие примеры романтизма в литературе России XIX века - это:

1. повести «Ундина», «Шильонский узник», баллады «Лесной царь», «Рыбак», «Ленора» Жуковского;

2. сочинения «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Пушкина;

3. «Ночь перед Рождеством» Гоголя;

4. «Герой нашего времени» Лермонтова.

романтический европейский русский американский

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...