Налог на транспортное средство – один из главных взносов, уплачиваемых не только компаниями, но и рядовыми гражданами. Какой размер имеет ставка, от каких факторов она зависит, как определяется?
Облагаемые и необлагаемые налогом транспортные средства
В соответствии с действующими нормами законодательства уплата транспортного налога обязательна за следующие объекты :
- автотранспортные средства;
- мотоциклетные технические агрегаты;
- автобусные движимые единицы;
- машины, оснащенные гусеничным ходом.
Также есть транспортные средства, не облагаемые подобными обязательными сборами:
- лодки весельного типа и моторные агрегаты, оснащенные двигателем до 5 л. с.;
- легковые авто, оборудованные для эксплуатирования людьми с инвалидностью;
- модели до 100 л. с., которые были приобретены в службах соцзащиты населения;
- тракторные, комбайнерские установки, элементы специальной техники, прошедшие процедуру регистрации на имя сельскохозяйственных производителей, применяемые в аграрной сфере;
- автомобили, принадлежащие представителям спецслужб;
- машины в угоне, пребывающие в розыске.
Зависимость от мощности
Один из параметров, оказывающих существенное влияние на размерный показатель транспортного сбора — это мощность . В рамках каждого регионального субъекта РФ функционируют индивидуальные ставки, пребывающие в зависимости от параметра мощности транспорта.
Чем меньше лошадиных сил имеет мотор машины, тем ниже налоговая ставка, и наоборот. Минимальный параметр мощности – 100 л. с., именно с этого значения автомобиль становится объектов налогообложения.
Основные тарифы транспортного налога
Тарифные показатели, по которым производится уплата транспортного налога, во многом определяются регионом транспортного средства и мощностью моторного агрегата. Стоит рассмотреть базовые параметры на примере Москвы.
В других регионах РФ действуют иные показатели ставок. Самые доступные тарифы наблюдаются в следующих субъектах страны (минимум и максимум до 100 и от 250 л. с. соответственно):
- Адыгея, Алтайский край, Алтай (10-120);
- Брянская область (10-130);
- Дагестан (8-105);
- Еврейский Автономный округ (8-95);
- Забайкалье (7-65);
- Кабардино-Балкарская республика (7-130);
- Карачаево-Черкесская республика (7-95);
- Крымский полуостров (5-50);
- Красноярский край (5-102);
- Магадан (6-36);
- Ненецкий Автономный округ (0-50);
- Томская область, Хакасия (5-75).
Самые крупные тарифные показатели можно наблюдать в следующих автономных субъектах Российской Федерации :
- Башкирия (25-150);
- Владимир и область (20-150);
- Вологодская область, Воронежская обл., р. Татарстан (25-150);
- Марий Эл (25-90);
- Нижегородская обл. (22,5-150);
- Санкт-Петербург (24-150).
Разброс тарифных показателей на транспортный сбор достаточно велик. Поэтому уточнять ставки необходимо в отдельности для каждого регионального субъекта страны. Говоря о грузовых транспортных средствах, можно выделить следующие усредненные показатели налога :
- до 100 л. с. (2,5 руб.);
- 100-150 л. с. (4 руб.);
- 150-200 лошадиных сил (5 руб.);
- 200-250 л. с. (6,5 руб.);
- от 250 л. с. (8,5 руб.).
Стоит также изучить прочие параметры, от которых зависит суммарное значение налога.
От чего зависят налоговые ставки
Есть несколько критериев , оказывающих влияние на окончательную сумму транспортного налога:
- территория, на которой осуществлялась регистрационная процедура и постановка на регистрационный учет;
- категория, к которой транспортное средство имеет отношение (грузовик, легковая машина, транспортная единица самоходного назначения);
- характеристики мощности;
- годовой период, в рамках которого произошел выпуск ТС, а также его возрастной показатель;
- временной отрезок, на протяжении которого транспорт пребывает в собственности налогоплательщика.
Характер зависимости между финальной расчетной суммой и этими факторами прямой.
Возраст ТС
Данный параметр прописан в рамках Письма Минфина России №03-05-05-04/1 от 18.12.2012. В этом случае размер сбора выявляется на базе возраста авто . Учет производится 1 января отчетного периода. Действует следующая закономерность: чем старше авто, тем выше параметр налоговой ставки на 1 л. с.
Мощность мотора
Еще одно существенное основание для начисления взноса на средство передвижения – мощность машины . Ставка, определяемая на основании данного параметра, носит региональный характер, а ее установление осуществляется в зависимости от территории, на которой находится транспорт, и где произошла его фактическая регистрация.
Большую роль играет соотношение в процессе начисления сбора. Если машина чрезмерно мощная, ставка налога высокая. Минимум, подлежащий налогообложению, равен 100 лошадиным силам.
Место прописки (регистрации) собственника
Исходя из прописки лица, владельца ТС, действующим является определенный параметр ставки налога в процессе определения пошлины. Минимальное значение закреплено в рамках действующего российского законодательства. Исхода из региона проживания, тариф может варьироваться.
Стоимость автотранспортного средства
Регламентом в этом направлении является ФЗ №241 , посредством которого происходит регулирование налоговой нагрузки за счет присутствия у владельца в собственности дорогостоящей единицы транспорта. В процессе начисления соответствующей пошлины во внимание будет приниматься повышающий коэффициент. Дорогостоящей принято считать технику, имеющую стоимость от 3 млн. руб.
Размер повышающего коэффициента | Стоимость ТС, млн. руб. | Возраст машины, лет |
---|---|---|
1,1 | 3-5 | 2-5 |
1,3 | 3-5 | 1-2 |
1,5 | 3-5 | До 1 |
2 | 5-10 | До 5 |
3 | 10-15 | До 10 |
3 | От 15 | До 20 |
Возрастной критерий начинает отсчитываться с годового периода, в котором транспорт был изготовлен. Владелец должен понимать и осознавать тот факт, что при наличии у него дорогостоящего транспорта дополнительных пошлин не имеется. Использование коэффициента осуществляется в рамках общего расчета величины сбора .
Действует повышающая величина исключительно в отношении дорогостоящей транспортной техники, т. е. стоимость машины должна для этого составлять от 3 000 000 руб . Для прочих ТС использование такого повышения не предусмотрено. Чтобы определить степень дороговизны авто, необходимо провести ознакомление со списком дорогостоящих машин. Его устанавливает Министерство промышленности и торговой деятельности РФ.
Год выпуска
Год, в рамках которого произошел выпуск транспортного средства, выступает в качестве того же фактора, что и возраст автомобиля. Соответственно его учет производится в идентичном порядке.
Нюансы определения для грузового транспорта и автобусной техники
В процессе определения ТН на грузовые ТС нужно руководствоваться нормами ст. 358 НК РФ . В ней указан перечень объектов , которые подлежат и не подлежат налогообложению. В законе имеет место быть федеральное тарифное значение, которое в регионах может подлежать корректировкам. Для расчета точного значения можно действовать самостоятельно с использованием формул или же применить специально калькулятор, в котором будут отображены следующие данные :
- время, за которое производится уплата налога;
- мощность грузового автотранспортного средства;
- регион регистрации машины.
Теперь стоит обратить особое внимание на нюансы расчета ставок для автобусов. Если на региональном уровне НС не установлена, в расчетных операциях используется параметр, установленный в НК РФ. Для определения интересующей величины нужно мощность двигателя умножить на ставку, срок пользования. Диапазон значений НС составляет от 11 до 50 руб., исходя из города.
Так, ставки на владение транспортными единицами трудно назвать маленькими. Налоги являются весьма дорогостоящими и требуют тщательного подхода к расчету. Немаловажную роль играет их своевременная уплата, т. к. задержки и просрочки порождают возникновение пени, штрафных санкций.
Перечень льгот
Льгот по транспортному налогу российским правительством, к сожалению, не предусмотрено. Освободиться от уплаты сбора можно в следующих случаях :
- владение транспортом до 100 л. с.;
- использование техники специального назначения;
- получение машины через соцзащиту;
- наличие группы инвалидности.
Если машина собственника является объектом налогообложения, и есть желание сэкономить, можно зарегистрировать авто в регионе, где действуют малые величины ставок. Это потребует дополнительных затрат времени и средств, зато позволит сэкономить в последующем.
Таким образом, налоговая ставка определяется несколькими параметрами — возраст, мощность, стоимость автомобиля и регион его регистрации. Грамотный подход к расчету налоговой суммы позволит избежать проблем с законодательством.
Подробности по расчету и начислению представлены ниже.
Ставки налога на транспорт поименованы в ст. 361 Налогового кодекса . Однако субъекты РФ могут их изменять и устанавливать другие ставки своими законами. Сумма налога напрямую связана со ставкой транспортного налога по регионам в 2016 году.
Размер ставки транспортного налога
Налоговый кодекс и законы региональных властей устанавливают элементы транспортного налога, в том числе его ставку. Закон субъекта РФ принимается на основании требований НК и применяется на территории принявшего его субъекта.
Расчет налога на транспорт заключается в умножении налоговой базы на ставку налога. Налоговая база - это тот показатель, с чего взимается налог. По налогу на транспорт базой для исчисления выступают сила тяги транспортного средства, регистровая валовая вместимость, мощность двигателя. Ставка по налогу - это величина, показывающая, сколько с каждой единицы налоговой базы взимается налога. Ставка транспортного налога установлена в рублях и исчисляется с единицы транспортного средства, регистровых тонн валовой вместимости, каждой лошадиной силы мощности двигателя и т.д. В статье 361 Налогового кодекса РФ поименованы следующие ставки налога на транспорт:
Наименование объекта налогообложения | Налоговая ставка (в рублях) |
---|---|
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
2,5 | |
3,5 | |
5 | |
7,5 | |
15 | |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно | 1 |
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно | 2 |
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) | 5 |
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно | 5 |
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) | 10 |
Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 4 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 5 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 6,5 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 8,5 |
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) | 2,5 |
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) | 5 |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 10 |
20 | |
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 20 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 40 |
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 25 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 50 |
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) | 20 |
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) | 25 |
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) | 20 |
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) | 200 |
Ставка транспортного налога по регионам в 2016 году
Налогоплательщик использует ставки, поименованные в Налоговом кодексе, в случае, если законодательными властями субъекта, где транспорт стоит на учете, не установлены ставки налога на транспорт на территории субъекта РФ.
Субъект РФ принимает отдельный закон, регламентирующий взимание налога на транспорт на своей территории, и указывает налоговые ставки по транспортному налогу в рамках, предусмотренных Налоговым кодексом РФ: они могут быть уменьшены или увеличены максимум в 10 раз. Ограничение не применяется в отношении уменьшения ставки по налогу для легковых автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил или до 110,33 кВт.
Субъекты РФ имеют право установить зависимость ставки налога на транспорт от:
- категории транспорта;
- количества истекших с года производства лет;
- экологического класса.
Московская область приняла Законом «О транспортном налоге в Московской области» № 129/2002-ОЗ от 16.11.2002 различные ставки в отношении автобусов и грузовых машин, учитывая год их производства. Для грузовиков с мощностью двигателя 160 л.с. установлена ставка транспортного налога:
- до 5 лет включительно - 33 рубля;
- свыше 5 лет - 50 рублей.
Ставки транспортного налога на 2018 год устанавливает Налоговый кодекс, однако региональные власти вправе изменить значения по своему региону. Для удобства мы составли таблицу, в которой собрали все ставки по регионам России. На территории одного региона транспортный налог могут считать исходя из нескольких значений. Это связано с тем, что ставки устанавливают с учетом вида транспорта и его мощности. Чем больше лошадиных сил, тем выше ставка.
Транспортный налог платят все собственники транспортных средств. То есть и физики и организации. Ставки налога могут отличаться в зависимости от региона. С одной и той же машины в разных областях налог может отличаться в разы. Например, московский транспортный налог за автомобили не больше 100 лошадиных сил считают по ставке 12, а в Московской области - 10.
Не переплатить лишнего поможет наша таблица ставок транспортного налога по регионам в 2018 году. Данные составили исходя из сведений на сайте ФНС РФ. Обратите внимание, что ведомство может обновлять данные с опозданием. В связи с этим рекомендуем дополнительно использовать для расчета транспортного налога информацию из действующих редакций законов по вашему региону России.
Найти любой региональный закон можно в . Для этого в разделе «Правовая база» укажите реквизиты нужного закона и в колонке «Регион» выберите интересующий вас субъект РФ.
Кто устанавливает ставки транспортного налога в регионах
Базовые ставки транспортного налога на 2018 год установлены статьей 361 Налогового кодекса. в зависимости от мощности двигателя. Чем больше мощность, тем выше налог. Приведем базовые ставки для грузовых и легковых автомобилей.
Ставки для грузовых авто
Ставки для легковых авто
Однако налог на транспорт по регионам России может быть ниже, чем по расчетам по правилам НК. Дело в том, что регионы вправе уменьшить или увеличить базовые ставки, но не более чем в 10 раз. Исключение - легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л.с. Базовую ставку транспортного налога по ним запрещено уменьшать.
Если субъект РФ не установил ставки транспортного налога на 2018 год, считать налог надо по базовым ставкам.
Как платят налоги физические лица и организации
Порядок уплаты транспортного налога физлицами и компаниями различается. Во-первых, физлица не платят авансы. Во-вторых, «физики» сами не рассчитывают налог - за них это делают инспекторы. Налоговики рассылают уведомления с итоговой суммой налога. В-третьих, физлица должны платить налог не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным. Для компаний регионы устанавливают более короткие сроки.
Обратите внимание, что в базе налоговиков могут быть ошибки в учете имущества физлиц. Редакция выяснила, .
Таблица ставок транспортного налога по регионам на 2018 год для легковых автомобилей
Название региона |
Легковые авто, имеющие мощность двигателя |
||||
---|---|---|---|---|---|
Не больше 100 л. с. (до 73,55 кВт) |
Больше 100 л. с., но не выше 150 л. с. (больше 73,55 кВт, но не выше 110,33 кВт) |
Больше 150 л. с., но не выше 200 л. с. (больше 110,33 кВт, но не выше 147,1 кВт) |
Больше 200 л. с., но не выше 250 л. с. (больше 147,1 кВт, но не выше 183,9 кВт) |
Больше 250 л. с. (больше 183,9 кВт) |
|
Республика Адыгея (Адыгея) |
|||||
Республика Башкортостан |
|||||
Республика Бурятия |
от 8 до 10,3 |
от 15,7 до 19 |
от22,9 до 27,8 |
от 34,3 до 41,7 |
от 68,7 до 83,4 |
Республика Алтай |
|||||
Республика Дагестан |
|||||
Республика Ингушетия |
|||||
Кабардино-Балкарская Республика |
|||||
Республика Калмыкия |
|||||
Карачаево-Черкесская Республика |
|||||
Республика Карелия |
|||||
Республика Коми |
|||||
Республика Марий Эл |
|||||
Республика Мордовия |
|||||
Республика Саха (Якутия) |
|||||
Республика Северная Осетия - Алания |
|||||
Республика Татарстан (Татарстан) |
|||||
Республика Тыва |
|||||
Удмуртская Республика |
|||||
Республика Хакасия |
|||||
Чеченская Республика |
|||||
Чувашская Республика - Чувашия |
|||||
Алтайский край |
|||||
Краснодарский край |
|||||
Красноярский край |
|||||
Приморский край |
от 9,1 до 26 |
от 45 до 150 |
|||
Ставропольский край |
|||||
Хабаровский край |
|||||
Амурская область |
|||||
Архангельская область |
|||||
Астраханская область |
|||||
Белгородская область |
|||||
Брянская область |
|||||
Владимирская область |
|||||
Волгоградская область |
|||||
Вологодская область |
|||||
Воронежская область |
|||||
Ивановская область |
|||||
Иркутская область |
|||||
Калининградская область |
|||||
Калужская область |
|||||
Камчатский край |
|||||
Кемеровская область |
|||||
Кировская область |
|||||
Костромская область |
|||||
Курганская область |
|||||
Курская область |
|||||
Ленинградская область |
|||||
Липецкая область |
|||||
Магаданская область |
|||||
Московская область |
|||||
Мурманская область |
|||||
Нижегородская область |
13,5 или 22,5 |
||||
Новгородская область |
|||||
Новосибирская область |
от 75 до 150 |
||||
Омская область |
|||||
Оренбургская область |
|||||
Орловская область |
|||||
Пензенская область |
|||||
Пермский край |
|||||
Псковская область |
|||||
Ростовская область |
|||||
Рязанская область |
|||||
Самарская область |
|||||
Саратовская область |
|||||
Сахалинская область |
|||||
Свердловская область |
|||||
Смоленская область |
|||||
Тамбовская область |
|||||
Тверская область |
|||||
Томская область |
|||||
Тульская область |
|||||
Тюменская область |
|||||
Ульяновская область |
|||||
Челябинская область |
|||||
Забайкальский край |
|||||
Ярославская область |
13,1 или 15,8 |
||||
г. Москва |
|||||
Санкт-Петербург |
|||||
Еврейская автономная область |
|||||
Ненецкий автономный округ |
|||||
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
|||||
Чукотский автономный округ |
|||||
Ямало-Ненецкий автономный округ |
|||||
Республика Крым |
от 7,5 до 15 |
||||
Город Севастополь |
Где узнать ставки транспортного налога по регионам в 2018 году
Уточнить размер ставки транспортного налога, который установили региональные власти, можно на сайте ФНС с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» в рубрике «Электронные сервисы». Для получения информации нужно выбрать на странице поиска:
- вид налога - транспортный налог и год, за который нужны данные;
- интересующий регион и муниципальное образование (например, Ярославская область).
« Мы составили расчетчик, который поможет определить сумму транспортного налога как для организации, так и для вашего личного автомобиля.
Важный момент. И граждане, и организации могут не платить транспортный налог в следующих случаях:
- если транспортное средство ;
Сегодня дарим 3 месяца к полугодовой подписке на «Главбух».
Станьте подписчиком до полугодовой отчетности!
За свое транспортное средство и найти примерный его размер. Так как транспортный налог относится к региональным выплатам, размер ставок, повышающего коэффициента и других компонентов устанавливается непосредственно для каждого субъекта.
Для самостоятельного расчета налога по всем регионам в этом году:
Что за налог?
Транспортный налог- налог на использование автомобиля. Как уже было упомянуто выше, он является региональным. В каждом субъекте Российской Федерации устанавливаются свои правила и условия выплаты и нахождения этой государственной пошлины.
Транспортный налог необходим для того, чтобы погашать затраты из государственного бюджета на обеспечение нормального дорожного движения и устранения последствий управления гражданами автомобилей.
Траты на строительство и восстановление дорог
Огромные средства из бюджета Российской Федерации выделяются на строительство новых дорог. Затраты действительно большие, так как состояние дорожных покрытий оставляет желать лучшего. К тому же огромное количество транспортных средств и загруженность дорог негативно сказываются на их состоянии. Ежегодно государство выделяет средства и на реставрацию дорожных покрытий.
Экологические последствия использования автомобилей
Несомненно, каждое транспортное средство — источник выхлопных газов. Они сильно загрязняют воздух, что приводит к более серьезным последствиям. Ежегодно повышая транспортный налог по регионам, государство пытается устранить негативные для природы последствия использования транспортных средств и снизить их количество на российских дорогах.
Усложняют экологическую обстановку не только транспортные средства, но и промышленные предприятия. Налог на их деятельность также растет с каждым годом.
Привлечение водителей к использованию общественного транспорта
Общественный транспорт — один из эффективных способов увеличения и пополнения бюджета отдельных субъектов Российской Федерации. Именно поэтому государство заинтересовано в привлечении водителей к отказу от собственных автомобилей и использованию общественного транспорта.
Общественный транспорт позволяет не только пополнить бюджет субъекта, но и снизить загруженность дорог.
Налогоплательщики
Транспортный налог обязаны платить не только физические лица, на которые зарегистрированы транспортные средства, но и различные организации и предприятия. Условия для этих категорий налогоплательщиков различаются.
Физические лица
Физическое лицо, которое не относится к категории и имеет транспортное средство, обязано платить транспортный налог. Но это процедура значительно упрощена государством.
Главная обязанность такого налогоплательщика — подача документов в строго установленные законодательством . Всю ответственность за нахождение размера транспортного налога, оповещение налогоплательщика и иные процедуры, связанные с оплатой транспортного налога, берет на себя Федеральная налоговая служба.
Если физическое лицо относится к категории льготников, оно обязано предоставить соответствующие документы в налоговый орган. Автоматически принадлежность налогоплательщика к льготникам при нахождении налога не будет учитываться.
Организации и предприятия
Что касается организаций и предприятий, то есть юридических лиц, для них процедура оплата транспортного налога несколько усложнена.
Юридическое лицо обязано не только своевременно подать нужный пакет документов в Федеральную налоговую службу, но и самостоятельно и произвести его уплату.
Объекты налогообложения
Объектами налогообложения являются непосредственно транспортные средства, за использование которых лицо должно уплатить государственную пошлину.
К таким транспортным средствам относятся:
- Легковые автомобили и автобусы.
- Мотосани и снегоходы.
- Катера, теплоходы, гидроциклы, яхты, парусные лодки.
- Самолеты, вертолеты и т. д.
Исключения
Но не все транспортные средства относятся к объектам налогообложения и облагаются налогом. Исключениями являются:
- Легковые автомобили с маломощным двигателем (до 100 лошадиных сил).
- Легковые автомобили, которые предназначены для управления инвалидами.
- Весельные лодки.
- Лодки с маломощным двигателем (до 5 лошадиных сил).
- Транспортные средства, которые используются муниципалитетом субъекта Российской Федерации или юридическим лицом для осуществления пассажирских перевозок.
- Транспортные средства и оборудование, которое используется для внутренней сельскохозяйственной деятельности.
- Легковые автомобили и иные транспортные средства, используемые для службы исполнительными органами государственной власти.
- Зарегистрированные в соответствующем реестре суда.
- Легковые автомобили и иные транспортные средства, которые числятся в угоне и т. д.
Расчет транспортного налога
Независимо от того, в каком субъекте Российской Федерации проживает собственник транспортного средства, налог для него рассчитывается по одной и той же формуле.
Для нахождения транспортного налога используются следующие компоненты:
- Налоговая ставка, установленная непосредственно для каждого региона Российской Федерации.
- . Для транспортного налога она равна мощности двигателя автомобиля. Этот показатель всегда выражается в лошадиных силах.
- Срок владения транспортным средством.
- Повышающий коэффициент.
Налоговая ставка
Налоговая ставка — величина, выраженная в процентах. Она во многом определяет конечный размер государственной пошлины. Налоговая ставка зависит от следующих пунктов:
- Мощность двигателя транспортного средства.
- Год выпуска транспортного средства.
- Категория транспортного средства.
- Вместимость транспортного средства.
Так как для каждого субъекта вводится своя налоговая ставка, существуют и некоторые ограничения для ее размера. Налоговая ставка может изменяться не более чем в десять раз от установленной нормы.
Тарифы на транспортный налог
Тарифы на транспортный налог — непосредственно сама налоговая ставка для каждого региона. Существует определенная таблица, в которой указаны налоговые ставки для каждого субъекта.
Повышающий коэффициент
Повышающий коэффициент не имеет единицы измерения. Это число, на которое умножается конечный налог. Оно зависит от срока полезного использования транспортного средства, его стоимости и года выпуска.
Подробнее о тарифах на транспортный налог для субъектов Российской Федерации и их увеличении можно узнать в следующем видеоролике:
Уплата транспортного налога является обязанностью физических и юридических лиц, во владении которых находятся транспортные средства. Чем больше и мощнее автомобиль, тем больше сумма налога.
Введение транспортного налога для российских граждан произошло в 2003 году, при этом во многих странах такой вид налога отсутствует, его заменяют экологические и дорожные сборы, а также налоги на движимое имущество.
Ставки транспортного налога существенно отличаются в разных регионах нашей страны.
Каждому автовладельцу полезно знать, как они рассчитываются и от каких факторов зависят.
Общий порядок расчета транспортного налога регулируется 28-й главой Налогового кодекса РФ, но, учитывая, что транспортный налог принадлежит к региональным сборам, окончательное формирование ставок утверждается на местном уровне.
Особенности уплаты налога для физических лиц и организаций
Как мы уже отметили, транспортный налог уплачивают физические лица и организации. При этом компании за один автомобиль перечисляют два вида сборов: транспортный налог и налог на имущество организаций.
С 2013 года компании были освобождены от необходимости уплаты налога на движимое имущество организаций, но с 2015 года налог не платится только на имущество, относящееся к первым двум амортизационным группам. Автотранспортные средства в эти группы не входят, следовательно, оплачивать надо оба налога.
На сегодняшний день регионы самостоятельно принимают решения относительно предоставления льгот в отношении движимого имущества организаций. Законы, которые примут в этом году, будут регулировать предоставление либо непредоставление таких льгот с 2018 года.
Еще один важный момент – с 2015 года к платежам за автомобили прибавился сбор с грузовых авто, масса которых более 12 тонн.
Платежи, уплаченные по большегрузам, с июля 2016 года уменьшают сумму налога, начисленную по этим автомобилям, но это уменьшение действует только в 2016-2018 годах.
Что касается физических лиц, в каждом регионе утверждается список категорий, имеющих льготы на уплату транспортного налога либо полностью освобождающихся от данного вида сборов. Как правило, это самые незащищенные категории граждан. В их число обычно входят инвалиды первых двух групп, ветераны войны, пенсионеры и многодетные семьи.
Как рассчитываются ставки транспортного налога
Сумму транспортного налога для физических лиц и организаций рассчитывают сами налоговые органы, при этом ставки для физлиц и ИП являются одинаковыми, а сумма сбора зависит от характеристик транспортного средства. Сумма налога определяется как произведение ставки и налоговой базы. Ставки утверждаются соответствующими правовыми актами, а налоговая база определяется согласно паспорту транспортного средства. Период, за который рассчитывается налог, составляет один год.
В различных регионах сумма налога может зависеть от категории автомобилей, их вместимости, мощности, экологического класса и возраста авто. Кроме того, учитываются особые повышающие коэффициенты, которые устанавливаются для дорогостоящих автомобилей. Также при расчетах берется во внимание период владения транспортным средством.
Согласно Налоговому кодексу РФ, ставка транспортного налога в регионах не может быть увеличена более или менее чем в 10 раз по сравнению с основной ставкой, установленной на государственном уровне.
Для некоторых автомобилей мощностью до 150 л/с она вовсе может быть снижена до нуля.
Данная мера, по мнению властей, может способствовать поощрению граждан к покупке более экологичных и малолитражных автомобилей.
Таблица ставок транспортного налога по регионам в 2018 году
Ставки транспортного налога в регионах периодически пересматриваются и меняются. Актуальную информацию о действующих ставках всегда можно найти на официальном сайте ФНС, выбрав нужный вид налога в разделе справочной информации о ставках и льготах. Там же указаны сроки уплаты транспортного налога в каждом конкретном регионе.
В таблице представлены данные ставок для автомобилей разной мощности, действующие в регионах РФ в 2018 году.
Код субъекта РФ | Ставка, руб. за 1 л/с | |||||
0-100 | 101-150 | 151-200 | 201-250 | Более 251 | ||
01 | Республика Адыгея | 10 | 20 | 40 | 70 | 130 |
02 | Республика Башкортостан | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
03 | Республика Бурятия | 9,5 | 17,9 | 25,5 | 38,3 | 76,5 |
04 | Республика Алтай | 10 | 20 | 25 | 60 | 120 |
05 | Республика Дагестан | 8 | 10 | 35 | 50 | 105 |
06 | Республика Ингушетия | 5 | 7 | 10 | 30 | 40 |
07 | Кабардино-Балкарская Республика | 7 | 15 | 35 | 65 | 130 |
08 | Республика Калмыкия | 11 | 22 | 47 | 75 | 150 |
09 | Карачаево-Черкесская Республика | 7 | 14 | 25 | 35 | 95 |
10 | Республика Карелия | 6 | 30 | 50 | 75 | 150 |
11 | Республика Коми | 15 | 20 | 50 | 75 | 150 |
12 | Республика Марий Эр | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
13 | Республика Мордовия | 17,3 | 25,9 | 37,9 | 75 | 150 |
14 | Республика Саха — Якутия | 8 | 13 | 17 | 30 | 60 |
15 | Республика Северная Осетия — Алания | 7 | 15 | 20 | 45 | 90 |
16 | Республика Татарстан | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
17 | Республика Тыва | 7 | 11 | 20 | 30 | 70 |
18 | Удмуртская Республика | 8 | 20 | 50 | 75 | 100 |
19 | Республика Хакасия | 6 | 15 | 25 | 40 | 75 |
20 | Чеченская Республика | 7 | 11 | 24 | 48 | 91 |
21 | Чувашская Республика — Чувашия | 13 | 23 | 50 | 75 | 150 |
22 | Алтайский край | 10 | 20 | 25 | 60 | 120 |
23 | Краснодарский край | 12 | 25 | 50 | 75 | 150 |
24 | Красноярский край | 5 | 14,5 | 29 | 51 | 102 |
25 | Приморский край | 18 | 26 | 43 | 75 | 150 |
26 | Ставропольский край | 7 | 15 | 36 | 75 | 120 |
27 | Хабаровский край | 12 | 16 | 30 | 60 | 150 |
28 | Амурская область | 15 | 21 | 30 | 75 | 150 |
29 | Архангельская область | 14 | 24 | 50 | 75 | 150 |
30 | Астраханская область | 14 | 27 | 48 | 71 | 102 |
31 | Белгородская область | 15 | 25 | 50 | 75 | 150 |
32 | Брянская область | 10 | 18 | 40 | 75 | 130 |
33 | Владимирская область | 20 | 30 | 40 | 75 | 150 |
34 | Волгоградская область | 9 | 20 | 40 | 75 | 150 |
35 | Вологодская область | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
36 | Воронежская область | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
37 | Ивановская область | 10 | 20 | 35 | 60 | 120 |
38 | Иркутская область | 10,5 | 14,5 | 35 | 52,5 | 105 |
39 | Калининградская область | 2,5 | 15 | 35 | 66 | 147 |
40 | Калужская область | 10 | 25 | 50 | 75 | 150 |
41 | Камчатский край | 9 | 24 | 40 | 68 | 130 |
42 | Кемеровская область | 8 | 14 | 45 | 68 | 135 |
43 | Кировская область | 20 | 30 | 44 | 60 | 120 |
44 | Костромская область | 14 | 26,8 | 38 | 60 | 120 |
45 | Курганская область | 10 | 27 | 50 | 75 | 150 |
46 | Курская область | 15 | 22 | 40 | 70 | 150 |
47 | Ленинградская область | 18 | 35 | 50 | 75 | 150 |
48 | Липецкая область | 15 | 28 | 50 | 75 | 150 |
49 | Магаданская область | 6 | 8 | 12 | 18 | 36 |
50 | Московская область | 10 | 34 | 49 | 75 | 150 |
51 | Мурманская область | 10 | 15 | 25 | 40 | 80 |
52 | Нижегородская область | 22,5 | 31,5 | 45 | 75 | 150 |
53 | Новгородская область | 18 | 35 | 50 | 75 | 150 |
54 | Новосибирская область | 6 | 10 | 30 | 60 | 150 |
55 | Омская область | 7 | 15 | 30 | 45 | 90 |
56 | Оренбургская область | 0 | 15 | 50 | 75 | 150 |
57 | Орловская область | 15 | 35 | 50 | 75 | 150 |
58 | Пензенская область | 15/21 | 30 | 45 | 75 | 150 |
59 | Пермский край | 25 | 30 | 50 | 58 | 58 |
60 | Псковская область | 13/15 | 25 | 50 | 75 | 150 |
61 | Ростовская область | 12 | 15 | 45 | 75 | 150 |
62 | Рязанская область | 10 | 20 | 45 | 75 | 150 |
63 | Самарская область | 16 | 20 | 45 | 75 | 150 |
64 | Саратовская область | 14 | 30 | 50 | 75 | 150 |
65 | Сахалинская область | 10 | 21 | 35 | 75 | 150 |
66 | Свердловская область | 2,5 | 9,4 | 32,7 | 49,6 | 99,2 |
67 | Смоленская область | 10 | 20 | 40 | 60 | 100 |
68 | Тамбовская область | 20 | 30 | 50 | 75 | 150 |
69 | Тверская область | 10 | 21 | 30 | 45 | 90 |
70 | Томская область | 5 | 8 | 20 | 30 | 75 |
71 | Тульская область | 10 | 25,4 | 50 | 75 | 150 |
72 | Тюменская область | 10 | 30 | 34 | 40 | 66 |
73 | Ульяновская область | 12 | 30 | 45 | 65 | 115 |
74 | Челябинская область | 7,7 | 20 | 50 | 75 | 150 |
75 | Забайкальский край | 7 | 10 | 20 | 33 | 65 |
76 | Ярославская область | 15,8 | 28,1 | 45 | 68 | 145 |
77 | Москва | 12 | 35 | 50 | 75 | 150 |
78 | Санкт-Петербург | 24 | 35 | 50 | 75 | 150 |
79 | Еврейская АО | 8 | 16 | 40 | 60 | 95 |
83 | Ненецкий АО | 10 | 15 | 25 | 30 | 50 |
86 | Ханты-Мансийский АО | 5 | 7 | 40 | 60 | 120 |
87 | Чукотский АО | 5 | 7 | 10 | 15 | 30 |
89 | Ямало-Ненецкий АО | 15 | 24,5 | 25 | 37,5 | 75 |
91 | Республика Крым | 5 | 7 | 15 | 20 | 50 |
92 | Севастополь | 5 | 7 | 25 | 75 | 100 |