Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Щи из индейки со свежей капустой

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение

Отправился в комнату ему назначенную. Члены простого предложения. Способ выражения именной части

кратических предрассудках, учитель был для неё род слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не казался ей мужчиною. Она не заметила и впе? чатления, ею произведённого на m?r1 Дефоржа, ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса. Несколько дней сряду потом она встречала его довольно часто, не удостаивая большей внима? тельности. Неожиданным образом получила она о нём совершенно новое понятие.

На дворе у Кирила Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат и составляли одну из главных забав покровского помещика. В первой своей молодости медвежата приводимы были еже? дневно в гостиную, где Кирила Петрович по целым часам возился с ними, стравливая их с кошками и щенятами. Возмужав, они бывали посажены на цепь, в ожидании настоящей травли. Изредка их выводили пред окна барского дома и подкатывали им порожнюю винную бочку, утыканную гвоздями; медведь обнюхивал её, потом тихонько до неё дотра? гивался, колол себе лапы, осердясь толкал её силь? нее, и сильнее становилась боль. Он входил в совер? шенное бешенство, с рёвом бросался на бочку, пока? мест не отымали у бедного зверя предмета тщетной его ярости. Случалось, что в телегу впрягали пару медведей, волею и неволею сажали в неё гостей и пускали их скакать на волю Божию. Но лучшею шуткой почиталась у Кирила Петровича следующая.

Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его верёвкою за кольцо, ввинченное в стену. Верёвка была длиною почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного

1 M(r (франц.) - мосьё (господин).

зверя. Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол, но принуждён был иногда целых три часа стоять, прижавшись к стене, и видеть, как разъярённый зверь в двух шагах от него ревел, прыгал, становился на дыбы, рвался и силился до него дотянуться. Таковы были благород? ные увеселения русского барина! Несколько дней спустя после приезда учителя Троекуров вспомнил о нём и вознамерился угостить его в медвежьей ком? нате: для сего, призвав его однажды утром, повёл он его с собой тёмными коридорами; вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг вталкивают в неё фран? цуза и запирают её на ключ. Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошёл на него... Француз не сму? тился, не побежал и ждал нападения. Медведь при? близился, Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и вы? стрелил. Медведь повалился. Всё сбежалось, двери отворились, Кирила Петрович вошёл, изумлённый развязкою своей шутки. Кирила Петрович хотел не? пременно объяснения всему делу: кто предварил Де? форжа о шутке, для него предуготовленной, или зачем у него в кармане был заряженный пистолет. Он послал за Машей. Маша прибежала и перевела французу вопросы отца.

Я не слыхивал о медведе, - отвечал Де? форж, - но я всегда ношу при себе пистолеты, по? тому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званью, не могу требовать удовлетворения.

Маша смотрела на него с изумлением и перевела слова его Кирилу Петровичу. Кирила Петрович ни? чего не отвечал, велел вытащить медведя и снять с него шкуру; потом, обратясь к своим людям, сказал: «Каков молодец! не струсил, ей?богу, не струсил». С той минуты он Дефоржа полюбил и не думал уж его пробовать.

Но случай сей произвёл ещё большее впечатле? ние на Марью Кириловну. Воображение её было по? ражено: она видела мёртвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разго? варивающего. Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее...

ТОМ ВТОРОЙ

Накануне праздника гости начали съезжаться, иные останавливались в господском доме и во флиге? лях, другие - у приказчика, третьи - у священни? ка, четвёртые - у зажиточных крестьян. Конюшни были полны дорожных лошадей, дворы и сараи за? громождены разными экипажами.

Слуги суетились, расставляя бутылки и графи? ны и прилаживая скатерти. Наконец дворецкий провозгласил: «Кушанье поставлено», - и Кирила Петрович первый пошёл садиться за стол, за ним двинулись дамы и важно заняли свои места, наблю? дая некоторое старшинство, барышни стеснились между собою, как робкое стадо козочек, и выбрали себе места одна подле другой. Против них помести? лись мужчины. На конце стола сел учитель подле маленького Саши.

Слуги стали разносить тарелки по чинам... Звон тарелок и ложек слился с шумным говором гостей. Кирила Петрович весело обозревал свою трапезу и вполне наслаждался счастием хлебосола. В это вре? мя въехала на двор коляска, запряжённая шестью лошадьми. «Это кто?» - спросил хозяин. «Антон Пафнутьич», - отвечали несколько голосов. Двери отворились, и Антон Пафнутьич Спицын, толстый мужчина лет пятидесяти, с круглым и рябым ли? цом, украшенным тройным подбородком, ввалился в столовую, кланяясь, улыбаясь и уже собираясь извиниться... «Прибор сюда, - закричал Кирила Петрович. - Милости просим, Антон Пафнутьич, садись да скажи нам, что это значит: не был у моей обедни и к обеду опоздал. Это на тебя не похоже, ты и богомолен, и покушать любишь». - «Виноват, - отвечал Антон Пафнутьич, привязывая салфетку в петлицу горохового кафтана, - виноват, батюшка Кирила Петрович, я было рано пустился в дорогу, да не успел отъехать и десяти вёрст, как вдруг шина у переднего колеса пополам - что прикажешь? К счастию, недалеко было от деревни; пока до неё дотащились, да отыскали кузнеца, да всё кое?как уладили, прошло ровно три часа, делать было нече? го. Ехать ближним путём через Кистенёвский лес я не осмелился, а пустился в объезд...».

- Эге! - прервал Кирила Петрович, - да ты, знать, не из храброго десятка; чего ты боишься?

- Как чего боюсь, батюшка Кирила Петрович,

а Дубровского?то; того и гляди попадёшься ему в лапы. Он малый не промах, никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерёт.

- За что же, братец, такое отличие?

- Как за что, батюшка Кирила Петрович? А за тяжбу?то покойника Андрея Гавриловича. Не я ли

в удовольствие ваше, то есть по совести и по справе? дливости, показал, что Дубровские владеют Кисте? нёвкою без всякого на то права, а единственно по снисхождению вашему. И покойник (царство ему небесное) обещал со мною по?свойски переведаться, а сынок, пожалуй, сдержит слово батюшкино. Досе? ле Бог миловал. Всего?навсего разграбили у меня один анбар, да того и гляди, до усадьбы доберутся.

- А в усадьбе?то будет им раздолье, - заметил Кирила Петрович, - я чай, красная шкатулочка полным?полна...

- Куда, батюшка Кирила Петрович. Была пол? на, а нынче совсем опустела!

- Полно врать, Антон Пафнутьич. Знаем мы вас; куда тебе деньги тратить, дома живёшь свинья свиньёй, никого не принимаешь, своих мужиков обдираешь, знай копишь, да и только.

- Вы всё изволите шутить, батюшка Кирила Петрович, - пробормотал с улыбкой Антон Паф? нутьич, - а мы, ей?богу, разорились, - и Антон Пафнутьич стал заедать барскую шутку хозяина жирным куском кулебяки. Кирила Петрович оста? вил его и обратился к новому исправнику, в первый раз к нему в гости приехавшему и сидящему на дру? гом конце стола подле учителя.

- А что, господин исправник, поймаете хоть вы Дубровского?

Исправник струсил, поклонился, улыбнулся, заикнулся и произнёс наконец:

- Постараемся, ваше превосходительство.

- Гм, постараемся. Давно, давно стараются, а проку всё?таки нет. Да правда, зачем и ловить его. Разбои Дубровского благодать для исправников: разъ? езды, следствия, подводы, а деньга в карман. Как такого благодетеля извести? Не правда ли, господин исправник?

Сущая правда, ваше превосходительство, - отвечал совершенно смутившийся исправник.

Гости захохотали...

Около семи часов вечера некоторые гости хотели ехать, но хозяин, развеселённый пуншем, приказал запереть ворота и объявил, что до следующего утра никого со двора не выпустит. Скоро загремела му? зыка, двери в залу отворились, и бал завязался...

Один только человек не участвовал в общей ра? дости: Антон Пафнутьич сидел пасмурен и молчалив на своём месте, ел рассеянно и казался чрезвычайно беспокоен. Разговоры о разбойниках взволновали его воображение. Мы скоро увидим, что он имел доста? точную причину их опасаться.

Антон Пафнутьич, призывая Господа в свидете? ли в том, что красная шкатулка его была пуста, не лгал и не согрешал: красная шкатулка точно была пуста, деньги, некогда в ней хранимые, перешли в кожаную суму, которую носил он на груди под ру? башкой. Сею только предосторожностию успокаивал он свою недоверчивость ко всем и вечную боязнь. Будучи принуждён остаться ночевать в чужом доме, он боялся, чтоб не отвели ему ночлега где?нибудь в уединённой комнате, куда легко могли забраться воры, он искал глазами надёжного товарища и вы? брал наконец Дефоржа. Его наружность, обличаю? щая силу, а пуще храбрость, им оказанная при встрече с медведем, о коем бедный Антон Пафнутьич не мог вспомнить без содрогания, решили его выбор. Когда встали из?за стола, Антон Пафнутьич стал вертеться около молодого француза, покрякивая и

откашливаясь, и наконец обратился к нему с изъяс? нением.

[Он попросил француза позволить ему переночевать в его комнате.]

Гости стали прощаться между собой, и каждый отправился в комнату, ему назначенную. А Антон Пафнутьич пошёл с учителем во флигель. Ночь была тёмная. Дефорж освещал дорогу фонарём. Антон Пафнутьич шёл за ним довольно бодро, прижимая изредка к груди потаённую суму, дабы удостоверить? ся, что деньги его при нём.

Пришед во флигель, учитель засветил свечу, и оба стали раздеваться; между тем Антон Пафнутьич похаживал по комнате, осматривая замки и окна и качая головою при сем неутешительном осмотре. Двери запирались одною задвижкою, окна не имели ещё двойных рам. Он попытался было жаловаться на то Дефоржу, но знания его во французском языке были слишком ограничены для столь сложного объ? яснения; француз его не понял, и Антон Пафнутьич принуждён был оставить свои жалобы. Постели их стояли одна против другой, оба легли, и учитель по? тушил свечу.

[Антон Пафнутьич, путая французские и русские глаголы, попросил Дефоржа не гасить свечу, но тот не понял, пожелал спокойной ночи и вскоре захрапел.]

Антон Пафнутьич замолчал, усталость и винные пары мало?помалу превозмогли его боязливость, он стал дремать, и вскоре глубокий сон овладел им со? вершенно.

Странное готовилось ему пробуждение. Он чув? ствовал сквозь сон, что кто?то тихонько дёргал его за ворот рубашки. Антон Пафнутьич открыл глаза и при бледном свете осеннего утра увидел перед со?

бою Дефоржа; француз в одной руке держал карман? ный пистолет, а другою отстёгивал заветную суму.

Антон Пафнутьич обмер.

- Кесь ке се, мусье, кесь ке се? 1 - произнёс он трепещущим голосом.

- Тише, молчать, - отвечал учитель чистым русским языком, - молчать или вы пропали. Я Дуб? ровский.

[В главе рассказывается о том, как Дубровский встретил на почтовой станции француза, который задержался здесь потому, что не было свободных лошадей. Он расспросил его и узнал, что тот едет по рекомендательному письму в Покровское к Троеку? рову на должность учителя и очень боится, потому что наслышан о жестокости этого барина. Дубровский спросил, знает ли его в лицо кто?нибудь в доме Троекурова. Получив отрицательный от? вет, Дубровский просмотрел его бумаги и предложил ему за них 10 тысяч рублей, что составляло плату за три года службы. Фран? цуз согласился и дал честное слово умолчать об этом случае, а в городе заявить, что он ограблен Дубровским.]

Дубровский, овладев бумагами француза, сме? ло явился, как мы уже видели, к Троекурову и посе? лился в его доме. Каковы ни были его тайные наме? рения (мы их узнаем после), но в его поведении не оказалось ничего предосудительного. Правда, он ма? ло занимался воспитанием маленького Саши, давал ему полную свободу повесничать2 и не строго взыс? кивал за уроки, задаваемые только для формы, зато с большим прилежанием следил за музыкальными успехами своей ученицы и часто по целым часам сиживал с нею за фортепьяно. Все любили молодого

1 Что это, сударь, что это? (франц).

2 Повe ′ сничать - бездельничать.

учителя, Кирила Петрович - за его смелое провор? ство на охоте, Марья Кириловна - за неограничен? ное усердие и робкую внимательность, Саша - за снисходительность к его шалостям, домашние - за доброту и за щедрость, по?видимому, несовместную с его состоянием. Сам он, казалось, привязан был ко всему семейству и почитал уже себя членом оного.

Прошло около месяца от его вступления в зва? ние учительское до достопамятного празднества, и никто не подозревал, что в скромном молодом фран? цузе таился грозный разбойник, коего имя наводило ужас на всех окрестных владельцев. Всё это время Дубровский не отлучался из Покровского, но слух о разбоях его не утихал благодаря изобретательному воображению сельских жителей, но могло статься и то, что шайка его продолжала свои действия и в отсутствие начальника...

Прошло несколько дней, и не случилось ничего достопримечательного. Жизнь обитателей Покров? ского была однообразна. Кирила Петрович ежеднев? но выезжал на охоту; чтение, прогулки и музыкаль? ные уроки занимали Марью Кириловну, особенно музыкальные уроки. Она начинала понимать собст? венное сердце и признавалась с невольной досадой, что оно не было равнодушно к достоинствам моло? дого француза. Он с своей стороны не выходил из пределов почтения и строгой пристойности и тем успокаивал её гордость и боязливые сомнения...

Однажды, пришед в залу, где ожидал её учи? тель, Марья Кириловна с изумлением заметила сму? щение на бледном его лице. Она открыла фортепь? яно, пропела несколько нот, но Дубровский под

предлогом головной боли извинился, прервал урок и, закрывая ноты, подал ей украдкою записку. Марья Кириловна, не успев одуматься, приняла её и рас? каялась в ту же минуту, но Дубровского не было уже в зале. Марья Кириловна пошла в свою комна? ту, развернула записку и прочла следующее:

«Будьте сегодня в семь часов в беседке у ручья. Мне необходимо с вами говорить».

Любопытство её было сильно возбуждено. Она давно ожидала признания, желая и опасаясь его. Ей приятно было бы услышать подтверждение того, о чём она догадывалась, но она чувствовала, что ей было бы неприлично слышать такое объяснение от человека, который по состоянию своему не мог наде? яться когда?нибудь получить её руку. Она решилась идти на свидание, но колебалась в одном: каким образом примет она признание учителя, с аристокра? тическим ли негодованием, с увещаниями ли друж? бы, с весёлыми шутками или с безмолвным участи? ем. Между тем она поминутно поглядывала на часы. Смеркалось, подали свечи, Кирила Петрович сел играть в бостон1 с приезжими соседями. Столовые часы пробили третью четверть седьмого, и Марья Кириловна тихонько вышла на крыльцо, огляделась во все стороны и побежала в сад.

Ночь была темна, небо покрыто тучами, в двух шагах от себя нельзя было ничего видеть, но Марья Кириловна шла в темноте по знакомым дорожкам и через минуту очутилась у беседки; тут остановилась она, дабы перевести дух и явиться перед Дефоржем с видом равнодушным и неторопливым. Но Дефорж стоял уже перед нею.

1 Бостo ′ н - карточная игра.

Около семи часов вечера некоторые гости хотели ехать, но хозяин, развеселенный пуншем, приказал запереть ворота и объявил, что до следующего утра никого со двора не выпустит. Скоро загремела музыка, двери в залу отворились, и бал завязался. Хозяин и его приближенные сидели в углу, выпивая стакан за стаканом и любуясь веселостию молодежи. Старушки играли в карты. Кавалеров, как и везде, где не квартирует какой-нибудь уланской бригады, было менее, нежели дам, все мужчины, годные на то, были завербованы. Учитель между всеми отличался, он танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним очень ловко вальсировать. Несколько раз кружился он с Марьей Кириловною, и барышни насмешливо за ними примечали. Наконец около полуночи усталый хозяин прекратил танцы, приказал давать ужинать, а сам отправился спать. Отсутствие Кирила Петровича придало обществу более свободы и живости. Кавалеры осмелились занять место подле дам. Девицы смеялись и перешептывались со своими соседами; дамы громко разговаривали через стол. Мужчины пили, спорили и хохотали, — словом, ужин был чрезвычайно весел и оставил по себе много приятных воспоминаний. Один только человек не участвовал в общей радости: Антон Пафнутьич сидел пасмурен и молчалив на своем месте, ел рассеянно и казался чрезвычайно беспокоен. Разговоры о разбойниках взволновали его воображение. Мы скоро увидим, что он имел достаточную причину их опасаться. Антон Пафнутьич, призывая господа в свидетели в том, что красная шкатулка его была пуста, не лгал и не согрешал: красная шкатулка точно была пуста, деньги, некогда в ней хранимые, перешли в кожаную суму, которую носил он на груди под рубашкой. Сею только предосторожностию успокоивал он свою недоверчивость ко всем и вечную боязнь. Будучи принужден остаться ночевать в чужом доме, он боялся, чтоб не отвели ему ночлега где-нибудь в уединенной комнате, куда легко могли забраться воры, он искал глазами надежного товарища и выбрал наконец Дефоржа. Его наружность, обличающая силу, а пуще храбрость, им оказанная при встрече с медведем, о коем бедный Антон Пафнутьич не мог вспомнить без содрогания, решили его выбор. Когда встали из-за стола, Антон Пафнутьич стал вертеться около молодого француза, покрякивая и откашливаясь, и наконец обратился к нему с изъяснением. — Гм, гм, нельзя ли, мусье, переночевать мне в вашей конурке, потому что извольте видеть... — Que désire monsieur? — спросил Дефорж, учтиво ему поклонившись. — Эк беда, ты, мусье, по-русски еще не выучился. Же ве, муа, ше ву куше, понимаешь ли? — Monsieur, très volontiers, — отвечал Дефорж, — veuillez donner des ordres en conséquence. Антон Пафнутьич, очень довольный своими сведениями во французском языке, пошел тотчас распоряжаться. Гости стали прощаться между собою, и каждый отправился в комнату, ему назначенную. А Антон Пафнутьич пошел с учителем во флигель. Ночь была темная. Дефорж освещал дорогу фонарем, Антон Пафнутьич шел за ним довольно бодро, прижимая изредка к груди потаенную суму, дабы удостовериться, что деньги его еще при нем. Пришед во флигель, учитель засветил свечу, и оба стали раздеваться; между тем Антон Пафнутьич похаживал по комнате, осматривая замки и окна и качая головою при сем неутешительном смотре. Двери запирались одною задвижкою, окна не имели еще двойных рам. Он попытался было жаловаться на то Дефоржу, но знания его во французском языке были слишком ограничены для столь сложного объяснения — француз его не понял, и Антон Пафнутьич принужден был оставить свои жалобы. Постели их стояли одна против другой, оба легли, и учитель потушил свечу. — Пуркуа ву туше, пуркуа ву туше, закричал Антон Пафнутьич, спрягая с грехом пополам русский глагол тушу на французский лад. — Я не могу дормир в потемках. — Дефорж не понял его восклицаний и пожелал ему доброй ночи. — Проклятый басурман, — проворчал Спицын, закутываясь в одеяло. — Нужно ему было свечку тушить. Ему же хуже. Я спать не могу без огня. — Мусье, мусье, — продолжал он, — же ве авек ву парле. — Но француз не отвечал и вскоре захрапел. «Храпит бестия француз, — подумал Антон Пафнутьич, — а мне так сон в ум нейдет. Того и гляди воры войдут в открытые двери или влезут в окно, а его, бестию, и пушками не добудишься». — Мусье! а мусье! дьявол тебя побери. Антон Пафнутьич замолчал — усталость и винные пары мало-помалу превозмогли его боязливость, он стал дремать и вскоре глубокий сон овладел им совершенно. Странное готовилось ему пробуждение. Он чувствовал сквозь сон, что кто-то тихонько дергал его за ворот рубашки. Антон Пафнутьич открыл глаза и при лунном свете осеннего утра увидел перед собою Дефоржа; француз в одной руке держал карманный пистолет, другою отстегивал заветную суму, Антон Пафнутьич обмер. — Кесь ке се, мусье, кесь ке ce, — произнес он трепещущим голосом. — Тише, молчать, — отвечал учитель чистым русским языком, — молчать или вы пропали. Я Дубровский.

Способы выражения подлежащего Цели: систематизировать знания учащихся о предложении как синтаксической единице; совершенствовать умения определять грамматическую основу предложений; углубить понятия о подлежащем и способах его выражения; отработать навык нахождения подлежащего в предложении. Оборудование: учебник, учебные тексты, схема, таблицы, карточки с индивидуальными заданиями. тип урока: урок изучения нового материала Ход урока I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Беседа - Что такое предложение?

Чем оно отличается от словосочетания? - Как связываются слова в словосочетании и предложении? - Что такое грамматическая основа ? - Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных?

1. Имя в именительном падеже (или другая часть, употреблённая в значение имени существительного) метель надвинулась сразу (Н. Островский). Густо пошёл снег (Н. Островский). собравшиеся обсуждали повестку дня (причастие).

Девять делится на три (числительное). трое незаметно проскользнули во двор (числительное). Громкое ура прокатилось над площадью (междометие) 2.

Местоимение в именительном падеже Я ехал вечером один на беговых дрожках (И. Тургенев). Каждый отправился в комнату, ему назначенную (А. Пушкин) 3. Неопределенная форма глагола Охранять природу - значит охранять Родину (К Паустовский) 4.

Фразеологизмы В поле вышли от мала до велика 5. Составное цельное наименование Широкий полосой, от края до края, протянулся млечный Путь (В. Арсеньев) 6. Синтаксически цельное словосочетание мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак (М.

Горький) 4. Ознакомление с теоретическим материалом учебника V. обобщение, систематизация И контроль знаний и умений учащихся 1. индивидуальная робота по карточкам Предложения двусоставные и односотавные. Карточка № 1 Выпишите сначала двусоставные, а затем односоставные предложения, подчёркивая грамматическую основу. 1.

Отпусти меня в степи приволжские на житье на вольное, на казацкое (М. ). 2. К ночи подмораживало (А. Н. Толстой). 3.

Сквозь щели беседки пробивалось закатное солнце (М. Анчаров). 4. Помню деревенское ясное утро (И. Соколов-Микитов). 5. Бульвар длинный и седой (Ю. Яковлев). 6. Направо речка в..лась с. невах. й тенью между белых пустынных полей (А. Н. Толстой). 7. Пахло землей и морозцем (А. Н. Толстой). 8. Мне хотелось к моему письменному столу (Г. Бакланов). Карточка № 2 Спишите текст. Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите сокращенно, какой частью речи выражено подлежащие. 1. Снов.. что-то зашумело в лесу (И. Тургенев). 2. Все вокруг бл..стело сильным двойным блеском: блеском молодых утре(н, нн)их лучей и вчерашн.. го ливня (И. Тургенев). 3. Есть одна птица, которая совсем не боит(?)ся людей. Это щур (Д. Зуев). 4. Ч. ховые контрольного пункта козырнули генералу (А. Первенцев). 5. Волк осторожен и хитер. Это спасает хищников от пог. ловного истребления (Д. Зуев). 6. Пятеро заходят выше пояса в воду (В. Шишков). 7. Прохожие, шагая против холодного, мокрого ветра, ..гибались в три погибели и пр..держ.. вали руками мокрые воротники (В. Бианки). 8. Что-то у Володи произошло с администрацией (А. Чаковский). Карточка № 3 Спишите предложения в таком порядке - подлежащее выражено: А) сочетанием слова с количественным значением и существительного; Б) сочетанием местоимений сам, весь и существительного. 1. Сотни маленьких речушек родят(?)ся в глухих местах нашей Обл. хти. Много их впа..дает в реку Мету (В. Бианки). 2. Весь небосвод Дышал безжалостным жаром (К. Федин). 3. Два товарища хороших вдоль По улице брели (И. Уткин). 4. Топорщились густым зеленым луком две Маленькие грядки у окна (К. Ваншенкин). 5. Весь дом пришел в движе Ние (Ю. Яковлев). 6. Трое парнишек в куртках р..месле(н, нн)ого учили Ща сражались в домино с сухим белобородым стариком (Ю. Яковлев). 7. Весна... Короткой ночью белой вся комната полна (В. Добронравов). 2. совершенствование умения определять грамматическую основу Простых предложений (в том числе в составе сложного) Объяснительный диктант Удивительно и невыразимо чувство Родины... Какую светлую радость и какую сладчайшую тоску дарит оно, навещая нас то ли в часы разлуки, то ли в счастливый час проникновенности и отзвука! И человек, который в обычной жизни слышит мало и видит недалеко, волшебным образом получает в этот час предельные слух и зрение, позволяющие ему опускаться в самые заповедные дали, в глухие глубины истории родной земли. И не стоять человеку твердо, не жить ему уверенно без этого чувства, без близости к деяниям и судьбам предков. Былинный источник силы от матери - родной земли представляется ныне не для избранных, не для богатырей только, но для всех нас источником исключительно важным и целебным. И посещая чужие земли, как бы ни восхищались мы их рукотворной красотой, какое бы изумление ни вызывала в нас их устроенность и памятливость, душой мы постоянно на Родине. (По В. Распутину) Указать, какие предложения использованы в тексте, выделить их грамматическую основу. 3. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя) VI. рефлексия. Подведение итогов урока Беседа - Какие предложения называются двусоставными? - Какие члены предложения составляют его грамматическую основу? - Назовите способы выражения подлежащего. Приведите примеры. VII. Домашнее задание 1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

Гм, гм, нельзя ли, мусье, переночевать мне в вашей конурке, потому что извольте видеть…

Que désire monsieur? - спросил Дефорж, учтиво ему поклонившись.

Эк, беда, ты, мусье, по-русски еще не выучился. Же ве, муа, ше ву куше, понимаешь ли?

Monsieur, très volontiers, - отвечал Дефорж, - veuillez donner des ordres en conséquence.

Антон Пафнутьич, очень довольный своими сведениями во французском языке, пошел тотчас распоряжаться.

Гости стали прощаться между собою, и каждый отправился в комнату, ему назначенную. А Антон Пафнутьич пошел с учителем во флигель. Ночь была темная. Дефорж освещал дорогу фонарем, Антон Пафнутьич шел за ним довольно бодро, прижимая изредка к груди потаенную суму, дабы удостовериться, что деньги его еще при нем.

Пришед во флигель, учитель засветил свечу, и оба стали раздеваться; между тем Антон Пафнутьич похаживал по комнате, осматривая замки и окна и качая головою при сем неутешительном смотре. Двери запирались одною задвижкою, окна не имели еще двойных рам. Он попытался было жаловаться на то Дефоржу, но знания его во французском языке были слишком ограничены для столь сложного объяснения; француз его не понял, и Антон Пафнутьич принужден был оставить свои жалобы. Постели их стояли одна против другой, оба легли, и учитель потушил свечу.

Пуркуа ву туше , пуркуа ву туше ?, - закричал Антон Пафнутьич, спрягая с грехом пополам русский глагол тушу на французский лад. - Я не могу дормир в потемках. - Дефорж не понял его восклицаний и пожелал ему доброй ночи.

Проклятый басурман, - проворчал Спицын, закутываясь в одеяло. - Нужно ему было свечку тушить. Ему же хуже. Я спать не могу без огня. - Мусье, мусье, - продолжал он, - же ве авек ву парле. - Но француз не отвечал и вскоре захрапел.

«Храпит бестия француз, - подумал Антон Пафнутьич, - а мне так сон в ум нейдет. Того и гляди воры войдут в открытые двери или влезут в окно, а его, бестию, и пушками не добудишься».

Мусье! а, мусье! дьявол тебя побери.

Антон Пафнутьич замолчал, усталость и винные пары мало-помалу превозмогли его боязливость, он стал дремать и вскоре глубокий сон овладел им совершенно.

Странное готовилось ему пробуждение. Он чувствовал сквозь сон, что кто-то тихонько дергал его за ворот рубашки. Антон Пафнутьич открыл глаза и при лунном свете осеннего утра увидел перед собою Дефоржа: француз в одной руке держал карманный пистолет, другою отстегивал заветную суму. Антон Пафнутьич обмер.

Кесь ке се, мусье, кесь ке ce, - произнес он трепещущим голосом.

Тише, молчать, - отвечал учитель чистым русским языком, - молчать или вы пропали. Я Дубровский.

Глава XI

Теперь попросим у читателя позволения объяснить последние происшествия повести нашей предыдущими обстоятельствами, кои не успели мы еще рассказать.

На станции ** в доме смотрителя, о коем мы уже упомянули, сидел в углу проезжий с видом смиренным и терпеливым, обличающим разночинца или иностранца, т. е. человека, не имеющего голоса на почтовом тракте. Бричка его стояла на дворе, ожидая подмазки. В ней лежал маленький чемодан, тощее доказательство не весьма достаточного состояния. Проезжий не спрашивал себе ни чаю, ни кофию, поглядывал в окно и посвистывал к великому неудовольствию смотрительши, сидевшей за перегородкою.

Вот бог послал свистуна, - говорила она вполголоса. - Эк посвистывает, - чтоб он лопнул, окаянный басурман.

А что? - сказал смотритель, - что за беда, пускай себе свищет.

Что за беда? - возразила сердитая супруга. - А разве не знаешь приметы?

Какой приметы? что свист деньгу выживает. И! Пахомовна, у нас что свисти, что нет: а денег все нет как нет.

Да отпусти ты его, Сидорыч. Охота тебе его держать. Дай ему лошадей, да провались он к черту.

Подождет, Пахомовна; на конюшне всего три тройки, четвертая отдыхает. Того и гляди подоспеют хорошие проезжие; не хочу своею шеей отвечать за француза. Чу! так и есть! вон скачут. Э-ге-ге, да как шибко; уж не генерал ли?

Коляска остановилась у крыльца. Слуга соскочил с козел, отпер дверцы, и через минуту молодой человек в военной шинели и в белой фуражке вошел к смотрителю; вслед за ним слуга внес шкатулку и поставил ее на окошко.

Лошадей, - сказал офицер повелительным голосом.

Сейчас, - отвечал смотритель. - Пожалуйте подорожную.

Нет у меня подорожной. Я еду в сторону… Разве ты меня не узнаешь?

Смотритель засуетился и кинулся торопить ямщиков. Молодой человек стал расхаживать взад и вперед по комнате, зашел за перегородку и спросил тихо у смотрительши: кто такой проезжий.

Бог его ведает, - отвечала смотрительша, - какой-то француз. Вот уж пять часов как дожидается лошадей да свищет. Надоел, проклятый.

Молодой человек заговорил с проезжим по-французски.

Куда изволите вы ехать? - спросил он его.

В ближний город, - отвечал француз, - оттуда отправляюсь к одному помещику, который нанял меня за глаза в учители. Я думал сегодня быть уже на месте, но г-н смотритель, кажется, судил иначе. В этой земле трудно достать лошадей, г-н офицер.

А к кому из здешних помещиков определились вы? - спросил офицер.

К г-ну Троекурову, - отвечал француз.

К Троекурову? кто такой этот Троекуров?

Ma foi, mon officier… я слыхал о нем мало доброго. Сказывают, что он барин гордый и своенравный, жестокой в обращении со своими домашними, что никто не может с ним ужиться, что все трепещут при его имени, что с учителями (avec les outchitels) он не церемонится и уже двух засек до смерти.


Члены предложения делятся на главные и второстепенные.
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.
Подлежащее - это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именитель- ногопадежа кто? или что?,например: Установилась (что?) хорошая погода (М. Горький). (Кто?) Колхозники заканчивают сев.
Способы выражения подлежащего
Способ выражения Примеры
  1. Имя существительное в именительном падеже (или другая часть речи, употреблённая в значении имени существительного)
  2. Местоимение в именительном падеже
  3. Неопределённая форма глагола
  4. Фразеологизмы
  5. Собственное наименование
Метель надвинулась сразу (Н. Островский). Густо пошёл снег (Н. Островский). Собравшиеся обсуждали повестку дня (прич.). Девять делится на три (числ.). Трое незаметно проскользнули во двор (числ.). Громкое ура прокатилось над площадью (междом.).
Я ехал вечером один на беговых дрожках (И. Тургенев). Каждый отправился в комнату, ему назначенную (А. Пушкин). Охранять природу - значит охранять Родину (К. Паустовский).
В поле вышли от мала до велика.
Широкой полосой, от края до края, протянулся Млечный Путь (В. Арсеньев).
Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак (М. Горький).

Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др., например: Вот и солнце (что делает?) встаёт, из-за пашен (что делает?) блестит (И. Никитин); Ночь (какова?) была свежа (М. Горький).
Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.

Сказуемое может быть простым и составным.
Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым.
В простом глагольном сказуемом.лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом: За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники... (А. Н. Толстой). Сказуемое выражает характер движения: плыла (медленно передвигалась, как на воде), бежали (стремительно исчезали); в то же время глаголы указывают на реальное действие (оно было в прошлом).
Простое глагольное сказуемое согласуется с подлежащим:

  1. Если подлежащее выражено сочетанием числительного с существительным, то сказуемое-глагол стоит в единственном числе (в прошедшем времени, среднем роде): Прошло сто лет (А Пушкин) или во множественном числе: Шли два приятеля вечернею порой (И. Крылов).
  2. При подлежащем, выраженном именем существительным с собирательным значением (множество, большинство, большая часть, ряд, масса и др.) в сочетании с родительным падежом множественного числа другого существительного, сказуемое ставится во множественном числе, если речь идёт о предметах одушевлённых или если подчёркивается активность каждого из участников действия, и в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неодушевлённые:
  1. Большинство учащихся работали на пришкольном огороде.
  2. Ряд новых домов был построен в этом году.
  1. Если подлежащим является имя существительное, имеющее собирательное значение (учительство, студенчество, молодёжь и др.), то сказуемое ставится в единственном числе: Песню дружбы запевает молодёжь (К Лебедев-Кумач).

Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах, например: Владимир начинал сильно беспокоиться (А. Пушкин); Роса была холодная (К. Паустовский). Составные сказуемые начинал беспокоиться, была холодная состоят из двух слов, одно из которых (беспокоиться, холодная) выражает лексическое значение сказуемого, а другое (начинал, была) - его грамматическое значение.
Составное сказуемое бывает глагольным и именным. Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) - основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные глаголы.
Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение, например: На тёмном небе начинали мигать звёзды (М. Лермонтов) - составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола начинали и неопределённой формы глагола мигать.
Вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности, например:

Значение Вспомогательные
глаголы
Примеры
  1. Начало, продолжение и конец действия
  2. Возможность или желательность действия
начинать - начать, стать, принимать, приняться, продолжать, переставать - перестать, кончать- кончить
моч ь-смоч ь, уметь- суметь, хотеть -захотеть, решать - решить, собираться - собраться, стараться-постараться, желать - пожелать
Тут силой всей народ тушить пожар принялся (И. Крылов). Мы продолжали молча идти друг подле друга (М. Лермонтов).
Девочка перестала плакать и только по временам всхлипывала (В. Короленко). Он старался казаться молодым (М. Лермонтов). Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли (А. Грибоедов). Он постарался побыстрее миновать брод (А. Первенцев).

В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) и служебного

глагола-связки быть в форме одного из наклонений. Ср.: Я хотел бы поступить в институт.- Я был бы рад поступить в институт. Мы должны научиться понимать труд как творчество (М. Горький). Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать (А. Пушкин). Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели (А. Чехов).
Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного, имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение, например: Ветер был встречный
(JI. Толстой) - составное именное сказуемое состоит из глагола-связки был и именной части встречный, выраженной прилагательным. Мужик ретивый был работник - составное именное сказуемое, состоит из глагола-связки был и именной части работник, выраженной существительным.
Наиболее употребительным является глагол-связка быть, выражающий только грамматические значения, например:
Менее употребительны глаголы-связки делаться, ^гать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться, например: У нас зима. Всё делается светлее, веселее от первого снега (А. Пушкин); Ночь казалась мне удивительной и прекрасной (К. Паустовский); Проза, когда она достигает совершенства, является, по существу, подлинной поэзией

(К. Паустовский); Ока ночью казалась очень широкой, гораздо шире, чем днём (К. Паустовский).
Примечание. В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др., например: Ребята возвратились из лагеря хорошо отдохнувшими. Спортсмены сидели на скамейке довольные своей победой.
Именная часть составного сказуемого выражается именем прилагательным, именем существительным, кратким страдательным причастием и др.

Способ выражения именной части Примеры
  1. Имя прилагательное
  2. Имя существительное
  3. Краткое страдательное причастие
  4. Имя числительное
  5. Местоимение
  6. Наречие
  7. Синтаксически цельное словосочетание
Ночь была лунная и холодная (В. Арсеньев). Медведь был велик, стар и космат (Б. Полевой).
Точность и краткость - вот первые достоинства прозы (А. Пушкин).
Брови её были сдвинуты, губы сжаты, глаза глядели прямо и строго (И. Тургенев).
Я был третьим по списку.
Два да пять будет семь.
Вишнёвый сад теперь мой (А. Чехов). Книга была моя.
Ей туфли будут впору.
Вечером море было чёрного цвета.

Примечание." В именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно, вносящие в сказуемое значение сравнения: Пруд как зеркало.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения, называются второстепенными, например: 1) У самой дороги вспорхнул стрепет (А Чехов) - главные члены вспорхнул стрепет; второстепенные члены, поясняющие главные члены: вспорхнул (г д е?) у самой дороги.
  1. Полная луна плыла по ясному безоблачному небу (В. Арсеньев) - второстепенные члены предложения ясному и безоблачному поясняют второстепенный член предложения небу: (плыла) по небу (каком у?) ясному, безоблачному.
По грамматическим значениям второстепенные члены делятся на следующие виды:
Д о п о л н е н и е -. это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмётГ. - «гг--
Способы выражения дополнения
Часть речи Вопросы Примеры
  1. Имя существительное
  2. Местоимение
  3. Имя числительное
  4. Наречие (в значении имени существительного)
  5. Неопределённая форма глагола
  6. Имя прилагательное (в значении имени существительного)
взялся (за что?) за ложку
дали (ком у?) мне делится (на что?) на пять
не будет похоже (н а ч т о?) на сегодня
прошу (о ч ё м?) говорить
вспоминали (о ч ё м?) о прошлом
Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи
(И. Тургенев).
Мне дали задание. Десять делится на пять.
Завтра не будет похоже на сегодня.
Я прошу еас говорить по существу дела.
Все вспоминали о прошлом.

If!
Дополнение может также выражаться неделимыми словосочетаниями, включающими существительные в косвенном падеже, например: На каникулы я поеду к отцу е матерью. Пароход ведёт из Нижнего с ярмарки в Астрахань четыре баржи (М. Горький).
. Дополнение как зависимое слово в словосочетании связывается с главным при помощи управления или примыкания.
Значення дополнения
Дополнения бывают прямые и косвенные.
Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который направлено действие, например: Я сегодня поймал было (кого?) рыбку (А. Пушкин). Прямые дополнения выражаются винительным падежом без предлога или, реже, родительным падежом.
Родительный падеж прямого дополнения употребляется:
  1. если нужно показать, что действие направлено не на весь предмет, а только на его часть: Я выпил воды (какую-то часть воды).- Я выпил воду (всю воду, которая была); 2) в некоторых случаях при отрицательном сказуемом: Я хорошо помню этот кинофильм.- Я пе помню этого кинофильма;
  1. при некоторых глаголах: Бояться темноты.
Все остальные дополнения называются косвенными.
Определение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.
Значення определения
Определения как зависимые слова относятся к именам существительным. Определения бывают двух видов: согласованные и несогласованные. Согл ас о в а н- н ы е определения связываются с существительными согласованием, т. е. стоят в том же падеже, числе и роде, например: Белеет парус (какой?) одинокий... (М. Лермонтов). Несогласованные определения связываются с существительными по способу управления или, реже, по способу примыкания, например: Я буду проводить линию (к а к у ю?) партии (М. Шолохов); День (к а к о й?) торжества наступил; Ежедневное чтение (к а к о е?) вслух помогло мне исправить недочёты произношения.
Способы выражения определения
Вид
определения
Способ
выражения
Вопросы Примеры
  1. Согласованные
  2. Несогласованные:
а) по способу управления
  1. Имя прилагательное (полное)
  2. Причастие
  3. Порядковое числительное
  4. Местоимения, которые склоняются, как прилагательные
  1. Имя существительное или местоимение в форме косвенных падежей с предлогами или без предлогов
  2. Синтаксически цельное с ловосочетание (существительное и прилагательное)
какой?
какая?
какое?
чей?
какие?
-ШНЙёА"Я?
какой?
чьё?
какой?
Здесь вижу двух озер лазурные равнины (А. Пушкин).
Побледневшее небо стало опять синеть (И. Тургенев).
На третий день пути лыжники вышли на широкую равнину.
Вижу твой жребий на светлом челе (А. Пушкин).
Охота е ружьём и собакой прекрасна сама по себе (И. Тургенев).
Они вошли во дворик перед бараком (JI. Толстой).
Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках (И. Тургенев).
В углу стоял шкаф ив красного дерева. Человек высокого роста, с усами, вышел из чащи (И. Тургенев).

167
Продолжение

б) по способу примыкания

  1. Простая форма сравнительной степени прилагательного
  2. Наречие
  3. Неопределённая форма глагола какая?
какие?
какой?
Одна аз девушек, постарше, на меня едва обратила внимание (А. Чехов).
Выли поданы яйца всмятку.
Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху (М. Горький).

Несогласованные определения по сравнению с согласованными выражают признак более конкретный, часто имеют добавочные значения дополнения или обстоятельства, например:
Особым видом определения является приложение, выраженное существительным. Оно ставится в том же падеже и числе, что и определяемое слово.

Значение
приложения
" Примеры
  1. Различные ¦качества предмета
  2. Национальность
  3. Возраст
  4. Профессия
  5. Названия газет, журналов, предприятий, ху- дожествен- ных произ-
. ведений и т. д.
Чижа захлопнула злодейка-западня (И. Крылов).
Кирила Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя (А. Пушкин). Неторопливо шествует, добродушно улыбаясь, сторож-старик.
Не так уж часто встречались на Волге женщины- штурманы (К. Паустовский).
Я выписываю газету «Комсомольская правда». В журнале «Наука и жизнь» всегда найдёшь интересные сведения. Завод «Запорожсталъ» - крупнейшее предприятие нашей страны. Произведение «Как закалялась сталь» Н. Островского переведено на многие языки мира.

Приложения, представляющие собой названия книг, газет, журналов, предприятий, организаций и т. д., являются несогласованными.
Обстоятельство - это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака. Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения.
По значению рбстоятельства делятся на основные виды:

Виды
обстоятельств

  1. Образа действия или степени
  2. Места
  3. Времени
  4. Условия
  5. Причины
Вопросы
как?
каким
образом?
как? в какой степени"
где?
куда?
откуда?
когда?
как долго?
с каких пор?
до каких пор?
при каком уело в и и?
почему?
отчего?
зачем?
для
чего?
Примеры
Ленивые крупные хлопья снега (к а к?) бесшумно скользили мимо окна (В. Тендряков).
Торжественно (как?) на землю сходит ночь (А. К. Толстой).
До вечера оставалось не более получаса, а заря едва-едва (в какой степе- н и?) зажигалась (И. Тургенев).
Внизу (г д е?), у подножья хребта растёч смешанный лес (В. Арсеньев).
Анна Васильевна робко шагнула (к у- д а?) к дубу (Ю. Нагибин).
Отсюда (о т к у д а?), сверху, открывался великолепный вид во все стороны. (В. Арсеньев).
Сегодня (когда?) русский язык - передовой язык мира (Н. Тихонов).
Я всё шёл и уже собирался было прилечь где-нибудь (до каких пор?) до утра (И. Тургенев).
(С каких пор?) С самого раннего утра небо ясно (И. Тургенев).
(При каком услови и?) При желании можно всего добиться.
Сенокос запоздал (отчего?) из-за дождей (К. Паустовский).
(Для чего?) Для укрепления здоровья необходимо заниматься гимнастикой.

Некоторые обстоятельства могут иметь уступительное значение, указывая на причину, вопреки которой совершается действие. Такие обстоятельства отвечают на вопросы в о п р еки чему? несмотря на чт о?, например: В Петербурге вопреки его собственным ожиданиям ему повезло (И. Тургенев).
Способы выражения обстоятельств


Виды
обстоятельств

Способ выражения

Примеры
  1. Образа действия
  2. Места
  3. Времени
  4. Причины
  1. Условия

наречие, существительное в косвенных падежах, деепричастие и деепричастный оборот
наречие, существительное в косвенных падежах
наречие, существительное в косвенных падежах, деепричастный оборот
наречие, существительное в косвенных падежах, неопределённая форма глагола
существительное в косвенных падежах, деепричастный оборот

Люди работали (как?) спокойно, споро, молчаливо (А. Фадеев). Давыдов (как?) с любопытством оглядывал дом (М. Шолохов).
Мы остановились (г д е?) перед воротами (И. Тургенев). (Г д е?) В лесу раздавался топор дровосека (Н. Некрасов).
Три девицы под окном пряли (когда?) поздно. вечерком (А. Пушкин). (К о г д а?) К вечеру луг опять позеленел (М. Пришвин). Лягушка на лугу, (к о г д а?) увидевши вола, задумала в дородстве с ним сравняться (И. Крылов).
Он сделал ошибку (почем у?) сгоряча. (Отчего?) Ог радости девочка запрыгала на месте. (П о- ч е м у?) Утомившись в дороге, я крепко заснул..
Здесь будет город заложен (зачем?) назло надменному соседу (А. Пушкин). В Тайсанауре остановился л (с какой целью?) для перемены лошадей (А. Пушкин). Душно стало в сакле, и я вышел на воздух (зачем?) освежиться (М. Лермонтов).
При сильной засухе (при каком услови и?) урожай может погибнуть. Имея плащ (при ка- ком услови и?), я мог бы ловить рыбу под дождём.
Виды
обстоятельств

Способ
выражения

Примеры
nbsp;
7. Уступки
су ществите льное с предлогами, деепричастный оборот

Вопреки предсказанию (вопреки чем у?) моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро (М. Лермонтов).
nbsp;

Примечание. Обстоятельство образа действия, кроме того, может быть выражено сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто, например: Словно разъярённый зверь, река металась в своих берегах (В. Арсеньев); Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает (А. Пушкин); На противоположном берегу, как исполинские часовые, стояли могучие кедры (В. Арсеньев).
Обстоятельство соединяется с главным словом при помощи примыкания или управления. Если обстоятельство связано с главным словом управлением, то оно может иметь добавочное значение дополнения: (Г д е?) Над седой равниной моря ветер тучи собирает (М. Горький). Кроме вопроса где?, возможен и вопрос дополнения над чем?

Вам также будет интересно:

Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...