Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Школьная форма - о том, что мне интересно. Школьная форма: история и современность

Школьная форма в современном мире применяется в двух случаях.

В первом случае отдельные школы и университеты вводят её как символ элитарности, принадлежности к высшему слою общества. Это как правило делается в масштабах одной элитной школы и эта форма как правило очень дорогая, красивая и действительно выделяет детей среди сверстников.

Во втором случае, когда её вводят как всеобщий элемент школьной одежды по всей стране, делают это чтобы уровнять всех детей. Это либо очень бедные страны (ЦАР, Кения, Нигерия и др.), либо тоталитарные (бывший СССР, Сирия, КНДР, Китай и др.). В этом случае конечно форма применяется в масштабах всей стране, но выполняется из очень дешевых материалов и выглядит... одинаково, что от неё и требуется:-)

Но это в современном мире - в древности она использовалась только для подчеркивания факта принадлежности к высшему, образованному слою.

С древнейших времён.

Первые школы появились очень давно, на самой заре возникновения человеческой цивилизации. Можно даже говорить о том, что школы были непременным атрибутом цивилизации, как таковой. А поскольку древнейшая цивилизация (из тех, что нам известны) - египетская, то и первые школы, уроки, учителя и ученики были именно здесь, в тени знаменитых пирамид и сфинкса.

Школьная традиция древнего Египта значительно глубже и богаче любой школьной традиции, поскольку формировалась и развивалась на протяжении нескольких тысяч лет. Учиться могли только благородные египетские юноши: дети фараона и его семьи, дети жрецов и высокопоставленных чиновников, или лишь изредка те, кто очень хотел учиться. Школьной формы как таковой еще не было .


Обучение в Древнем Египте (сверху)

Свои учебные записи школьники-студенты древнего Египта вели на папирусах, а при поступлении и окончании школы (как и в наше время) сдавали экзамены. Еще одним из неотъемлемых атрибутов обучения в египетской школе было посвящение школьников в театрализованные религиозные мистерии. Вероятно первоначально в школе учили только им, об этом свидетельcтвует и тот факт что все школы были при храмах.

От Египта перейдем к древнему востоку - так называемому Междуречью (рек Тигра и Евфрата). Почти в каждом городе Междуречья были школы , организовывавшиеся при храмах, и уже к III тысячелетию до н. э. число школ в Междуречье было значительным.

По-шумерски школа называлась «эдубба» - «дом табличек» - и предназначалась прежде всего для подготовки писцов. В процессе обучения письму использовались глиняные таблички, на которых ученики писали заостренной палочкой (стилем). В основном школы были небольшими, насчитывавшими 20-30 учеников, с одним учителем, который создавал таблички-модели, дети переписывали их и заучивали наизусть. Методика обучения базировалась на многократном повторении. В крупных «эдуббах» (их называли «домами знаний») было несколько учителей письма, счета, рисования, много помещений для занятий и хранения табличек.

Специальной школьной формы в Междуречье не было , но дети одевались примерно как будущие писцы и обязательно носили с собой пару табличек и палочку для письма.


В школе древнего Шумера

К I тысячелетию до н. э. складывается шумерский идеал образования, включающий высокий уровень овладения письмом, составления документов, искусством пения и музыки, умение принимать разумные решения, знание магических обрядов, сведений из географии и биологии, математических вычислений.

Из Египта и Междуречья цивилизация, а с ней и школа перекочевали в Грецию. Зачатки школьной формы пришли из древних времён. У древних греков уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы.

Первая известная школа в древней Греции была создана известным философом и ученым Пифагором и названа в его же честь - Пифагорейская школа.


Школа Пифагора

Пифагор в свои юношеские годы много путешествовал в поисках мудрости и знаний, в частности был в Египте, и не просто был, а проходил обучение в Египетском храме. Учеником он был усердным и то, чему выучился в Египте успешно экспортировал в Грецию, создав свою пифагорейскую школу на египетский манер. Ну а дальше такой нужный социальный институт как школа распространился по всей Греции.

После семи лет мальчики из рук матери и кормилицы передавались на попечение отца и раба-педагога (в переводе с греческого слово "педагог" означает "сопровождающий ребенка"), который следил за воспитанием мальчика и сопровождал его в школу.

В школе формой одежды был короткий хитон и легкие доспехи с художественной отделкой и хламиды — это кусок плотной ткани, набрасываемый на плечи и скрепляли на плече, груди. На протяжении веков такая форма оставалась неизменным образцом для обучающихся мальчиков.


С 16-18 лет мальчики могли продолжить свое образование в гимнасиях, школах риторов и философов.

Девочки учились читать и писать под наблюдением матери, постепенно приобщались к домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству. Они непременно должны были уметь петь и танцевать, чтобы в дальнейшем участвовать в ритуальных праздниках. Знакомились они и с литературой. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались музыкой, поэзией, пением и танцами. Одной из таких школ (по преданию) руководила знаменитая поэтесса Сапфо. В ее стихах есть лирические нежные строки, посвященные ученицам, воспитанным в атмосфере изящества и красоты.

В различных городах Греции обучение проходило по-разному. В Спарте, где воспитание было делом исключительно государства, учеба и образование строились с целью вырастить прежде всего воина и мать воина. В течение 13 лет — с 7 до 20 лет — мальчики находились в государственных лагерях, постоянно упражнялись физически. Девочки также много внимания уделяли спорту, наравне соревновались с мальчиками на состязаниях.

Жесткость и суровость спартанских методов воспитания сделали их нарицательными (отсюда выражение "спартанские условия", т.е. очень жесткие), и если выдержка, твердость и лаконичность (Лакония = Спарта) заслужили в веках похвалу и одобрение потомков, то жестокость и чрезмерное увлечение военной подготовкой в ущерб умственному и художественному развитию вызывали порицание уже у современников спартанцев, обитателей иных городов-полисов, где царил идеал "калокагатии" — красоты и добра, слитых воедино.

(кликните для увеличения)

Были в Древней Греции и специальные школьные знаки "отличия". Например, в Перипатетической школе Аристотеля, основанной им в 334 г. до н.э., воспитанники и сам Аристотель носили галстуки, повязанные специальным «восточным» узлом, и белые тоги, перекинутые через левое плечо.

В Риме государственная школа , открытая для всех желающих, появилась в период империи, а точнее, во второй половине I века н.э. Никакой формы однако не было, общепринятыми были лишь одежды для гимнастических упражнений. Но если во время занятий обнаруживалось, что одежда ученика неопрятна, его наказывали, а при многократно повторяющихся случаях неряшливости с позором выгоняли из школы.


В римской школе

Как любые дети в любую эпоху, римские дети большую часть времени проводили в различных играх. Любимые развлечения детей в Древнем Риме не слишком отличались от игр сегодняшних детей: мальчики играли в мяч, в прятки и догонялки, а девочки - в тряпичные куклы. За исключением детей из патрицианских семей, которые могли играть в собственных садах, дети в основном играли на площадях и улицах города, в городских парках.

Вообще детям часто предоставлялся случай весело провести время: религиозные празднества, зрелища в цирке, военные парады и триумфы различных полководцев были прекрасным поводом развлечься. Уже в те времена было популярно игрушечное оружие: мечи, луки, деревянные палаши.


Школа в Древнем Риме

В Древней Индии образование носило семейно-школьный характер, причем роль семьи была доминирующей. В Индии сложилась особая кастовая система общественного устройства. Вплоть до V в. до н. э. в период индуизма воспитание и обучение в Древней Индии основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы органично вписаться в свою касту.

Мальчики начинали обучение в 7-8 лет, их посвящение в ученики проходило в форме обряда упанаямы, но обучение чтению и счету начиналось за несколько лет до него. После прохождения упанаямы начиналось обучение у учителя, отношения которого с учениками складывались по модели «отец - дети»: ученики жили в доме у учителя, во всем повиновались и почитали его.

На занятия все учащиеся должны были приходить в определенной одежде — «дхоти курта». «Дхоти курта» - задрапированная вокруг бедер и ног полоса ткани, и к ней рубаха до пояса, отличающаяся у разных каст орнаментом, пошивом и материалом. Позже, с развитием буддизма и индуизма в I-VI веках изменилась и одежда для школы. Ученики стали носить «курту» и «паджами» — длинную рубаху и широкие штаны.


Обучение в древней Индии

В конце I тысячелетия до н. э. в Древней Индии возникает буддизм, который способствует распространению образования и сосуществует с индуизмом. В этот период увеличивается число школ, которые открываются при буддийских монастырях, располагавшихся по всей территории Древней Индии, одновременно существуют начальная религиозная «школа вед» и светская школа.

Успех буддийских школ объяснялся отсутствием кастового деления, терпимостью к иноверцам, сочетанием духовного образования со светским. Учителя-буддисты организовывали индивидуальное обучение, опираясь на результаты постоянного наблюдения за учениками, обучение и воспитание носило не авторитарный, а рекомендательный характер.

Во II-VI вв. произошло возрождение индуизма, в результате чего образование приобрело практическую направленность. Сложилась двухступенчатая система образования: начальные школы (толь), где обучали счету, чтению и письму на санскрите и местных языках, и средние школы (аграхар), в программу обучения которых входили география, математика, языки, врачевание, скульптура, живопись и т. д. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию.

В Древнем и средневековом Китае

История китайской школы уходит своими корнями в глубокую древность и пожалуй является первым в истории столь подробно формализованным процессом обучения, поэтому остановимся на китайской школе подробнее.

По преданиям, первые школы в Китае возникли в 3-м тысячелетии до н.э. Первые письменные свидетельства о существовании в Древнем Китае школ сохранились в различных надписях, относящихся к древнейшей эпохе Шан (Инь) (16-11 вв. до н.э.).

В этих школах учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В основе школьного обучения лежало почитание старших, наставник воспринимался как второй отец. К этому времени уже существовала иероглифическая письменность, которой владели, как правило, так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться письменностью передавалось по наследству и крайне медленно распространялось в обществе. О наличии школьной формы в это время свидетельств не сохранилось .

Наибольшее воздействие на развитие воспитания, образования и педагогической мысли в Древнем Китае оказал Конфуций (551—479 до н.э.). В основе педагогических идей Конфуция лежала трактовка им вопросов этики и основ управления государством. Центральным элементом его учения был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства.

В общем, конфуцианский подход к обучению заключен в емкой формуле: согласие между учеником и учителем, легкость обучения, побуждение к самостоятельным размышлениям — вот что называется умелым руководством. Поэтому в Древнем Китае большое значение придавалось самостоятельности учащихся в овладении знаниями, а также умению учителя научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.


В период правления династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.), завершивший эпоху Древнего Китая, конфуцианство было объявлено официальной идеологией. В этот период образование в Китае получило достаточно широкое распространение. Престиж образованного человека заметно вырос, в результате чего сложился своеобразный культ образованности. Само школьное дело постепенно превращалось в неотъемлемую часть государственной политики. Именно в этот период возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей, что открывало путь к бюрократической карьере.

Уже во второй половине 1-го тысячелетия до н.э., в период недолгого правления династии Цинь (221—207 до н.э.), в Китае сложилось централизованное государство, в котором был проведен ряд реформ, в частности были осуществлены упрощение и унификация иероглифической письменности, что имело большое значение для распространения грамотности. Впервые в истории Китая была создана и централизованная система образования, которая состояла из правительственных и частных школ. С тех пор и вплоть до начала XX в. в Китае эти два типа традиционных учебных заведений продолжали сосуществовать.

Уже в период правления династии Хань в Китае стала формироваться трехступенчатая система школ, состоявшая из начальных, средних и высших учебных заведений. К этому же времени относятся первые упоминания о школьной форме. Вид ее напоминал одежду буддистских монахов.

Вообще с этого момента образование начало сильно формализовываться. К середине 1-го тысячелетия произошли важные изменения в системе государственных экзаменов: к ним официально стали допускать всех, кто предварительно изучил конфуцианские классические книги, независимо от социального положения. Одновременно процедура государственных экзаменов была значительно усложнена: вместо устных экзаменов были введены экзамены в письменной форме, что требовало более тщательного изучения конфуцианских канонов.

При династии Мин в Китае при написании экзаменационных сочинений на государственных экзаменах стали требовать соблюдения шаблонного схоластического стиля, от которого ни в коем случае нельзя было отступать. Каждое сочинение должно было состоять из восьми разделов, при этом каждый из четырех последних разделов должен был состоять из двух частей. Написанное по такой схеме сочинение представляло собой хитросплетение иероглифов, в котором ценилась одна лишь форма. Каждый раздел сочинения должен был быть ограничен определенным количеством иероглифов: не менее 300 и не более 700. При написании сочинения нельзя было освещать события и факты, имевшие место после династий Цинь и Хань, т.е. после 220 г. н.э.

В общем, унаследованная от древности, сохранявшаяся в Китае вплоть до 1905 года, система школьного образования имела следующий вид: обучение мальчиков грамоте начиналось с 6—7-летнего возраста в казенной начальной школе за умеренную плату, что же касается девочек, то они в школах не учились и получали воспитание в семье. Богатые люди предпочитали обучать своих детей частным образом: они либо нанимали сыну учителя, либо отдавали его в частную школу.


Такое начальное обучение обычно длилось 7—8 лет. За это время учащиеся заучивали до 3 тысяч наиболее употребительных иероглифов, получали элементарные знания по арифметике и истории Китая. Большое значение в процессе элементарного обучения уделялось каллиграфии — искусству красиво писать иероглифы кистью. На этом для большинства детей образование и заканчивалось. После завершения начального обучения сдавались экзамены.

Те, кто успешно их выдерживал, могли продолжать образование на второй ступени, условно говоря, в средней школе. Обучение на второй ступени длилось 5—6 лет. В последние годы обучения на второй ступени учащиеся обучались стилистике и умению писать стихи. Кроме того, обращалось внимание на умение толковать тексты классических книг и комментариев к ним, писать сочинения по определенной форме. В процессе обучения на второй ступени учащиеся сдавали экзамены: месячные, квартальные и годовые. Таким образом, и в средней школе содержание ограничивалось весьма узкими рамками и носило чисто гуманитарный характер. Изучение светских наук, за исключением основ арифметики, не входило в содержание образования. Молодые люди в возрасте 18—19 лет могли готовиться к сдаче государственных экзаменов.

Японская система образовательных учреждений заметно отличалась от своего китайского прототипа. Это объясняется двумя основными причинами: во-первых, китайская система высших учебных заведений к моменту установления танской династии прошла достаточно долгий (более семи столетий) путь апробирования временем; во-вторых, в Японии аристократические традиции оказались намного сильнее, чем в Китае, что привело к большей роли «частных школ» (сигаку).

Такое положение говорит о меньших возможностях получения образования выходцами из низших слоев японского общества. Следовательно, японская система образования уже изначально строилась таким образом, чтобы более соответствовать местным реалиям (и, разумеется, аристократическим традициям) и не допускать в ряды управляющей элиты представителей неаристократических родов (исключения были сделаны только для нескольких иммигрантских родов, находившихся на придворной службе).


Японская школьная форма сто лет назад

С начала нашей эры в Японии и до наших дней сложилась особая традиция. Почти каждая школа имеет свою форму . Сейчас почти всегда школьная форма в Японии «сэйлор-фуку» — это матроска, юбка и банты у девочек. Она уже стала своеобразным символом. Для современных японских девочек — это уже больше, чем просто школьная форма, — это полноценный стиль одежды. «Гакуран» носят в Японии мальчики — это брюки и пиджак темного цвета с воротником-стойкой. В разных школах Японии цвета формы отличаются и выделяют учащихся.


Пример современной японской формы

Немножко в стороне стоит институт школы, который был у древних ацтеков . Школы ацтеков были государственными и делились на два вида: дома молодёжи (тельпучкалли) и школы знатных (кальмекак). В первой обучались дети с 15 лет, принадлежавшие к обычным гражданам, ремесленникам и земледельцам.

Соответственно, предметы, которые они изучали в таких школах, были направлены на более совершенное практическое усвоение тех навыков, которые были необходимы для занятия хозяйством. Особое место отводилось военной подготовке, так как в случаях войн рекрутировались простолюдины. Учителя (пипильтины — воины в отставке) формировали основные навыки ведения ближнего (рукопашного, с копьём) и дальнего боя (с оружием типа атлатль или лук), военной тактики, манёвра и многое другое.


Образование у ацтеков

Школы для привилегированных детей предлагали большие возможности для своих учеников. В них преподавали математику, астрономию, письмо, политику, религию, литературу и историю. Учителями были мудрецы (тламатиниме), готовящие будущих жрецов, сановников и военачальников. Никакой школьной формы у ацтеков не было .

Некоторые девушки в школьный период обучались также в специальных учреждениях, готовящих будущих жриц. Помимо религии в них преподавали и иные дисциплины, способствующие развитию женских навыков, пригождавшихся во время особых религиозных ритуалов.

В целом можно отметить, что государства древности накопили богатый опыт воспитания и обучения, оказавший влияние на последующее развитие школы и педагогики. В эпоху древних цивилизаций возникли первые школы, были сделаны попытки осмыслить цель, задачи, содержание, формы и методы воспитания и обучения подрастающих поколений.

Средневековье

Что касается Европы, то с упадком античной культуры произошел и упадок образования, а институт школы был полностью нивелирован. Не зря эти времена прозвали “темными веками” .

Тем не менее, в раннем Средневековье господствовали школы античного типа, обучавшие в основном духовенство. Позже появились школы элементарного образования (учили детей семи - десяти лет) и большие школы (для детей старше десяти лет).

В воспитании и обучении в эпоху Средневековья переплелись языческая, античная и христианская традиции. Особое место в системе образования занимали церковные школы. Педагогическая мысль в Средние века практически отсутствовала, замененная постулатами церкви, религиозным воспитанием. Существовало два типа церковных учебных заведений: соборные (кафедральные) и монастырские школы.

Первые обучали клириков, однако готовили и к светской деятельности. Они давали более широкое образование, чем монастырские школы. В программу соборных школ входили чтение, письмо, грамматика, счет, церковное пение. В период позднего Средневековья в некоторых соборных школах преподавали учебные предметы тривиума (грамматика, риторика, диалектика) или сведения из квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). В конце XII в. соборные школы были преобразованы во всеобщие школы, а затем в университеты.


Монастырские школы делились на три основных типа: пастырско-монашеские (готовили духовенство для церковно-приходского служения), школы-общежития при монастырях (готовили мальчиков в монахи) и школы обучения грамоте и церковному писанию для мальчиков, не предполагающих оставаться при церкви или монастыре. Учеба носила богословский характер с некоторыми светскими элементами. Жестокое наказание детей считалось естественным и богоугодным. Каникулы и физическое воспитание фактически отсутствовали. Школьная форма была естественно обычной монастырской одеждой , однако об обязательности её нет сведений.

Образование женщин оставалось сугубо домашним. Дочери феодалов воспитывались в семье под надзором матерей и специальных женщин. Девушек нередко обучали чтению и письму капелланы и монахи. Широко распространилась практика отдавать девочек из знатных семей на воспитание в женские монастыри, где обучали латыни, знакомили с Библией, прививали благородные манеры. Девочек из непривилегированных сословий в лучшем случае учили ведению хозяйства, рукоделию и основам Библии.

В позднее Средневековье большое распространение получили цеховые и городские школы. В первую очередь это было связано с возросшей ролью городов. Цеховые школы, содержащиеся на средства ремесленников, давали общеобразовательную подготовку. Городские школы родились из цеховых, гильдейских школ. Под присмотром церкви они находились недолго. Глава заведения именовался ректором, а учителя очень часто имели статус «бродячих». Дело в том, что школа нанимала преподавателя на определенный срок, поэтому через какое-то время он был вынужден искать новое место. В программу входили следующие предметы: латынь, арифметика, делопроизводство, геометрия, техника, естественные науки.


В конце XII — начале XIII в. появились первые университеты. Слово «университет», образованное от латинского universities — «целостность», «совокупность», означало корпорацию педагогов и студентов. Средневековый университет включал в себя следующие факультеты: юридический, медицинский, богословский, философский. Однако обучение начиналось с особого, подготовительного, факультета, где преподавались знаменитые «семь свободных искусств». А поскольку по латыни искусства — «артес», то факультет назывался артистическим. Преподавание шло на латыни.

Слово «лекция» означает чтение. Средневековый профессор действительно читал книгу, иногда прерывая лекцию пояснениями. Тысячи людей стекались в города, куда приезжал известный ученый, профессор. Собственно говоря, так и образовались университеты. В небольшом городке Болонье, где на рубеже XI-XII вв. появился знаток римского права Ирнерий, возникла школа юридических знаний, превратившаяся в Болонский университет. Точно так же другой итальянский город, Салерно, прославился как главный университетский центр медицинской науки. Парижский университет, основанный в XII в., был признан основным центром богословия.

Чтобы стать университетом, учреждению нужно было получить папскую буллу (указ) о своем создании. Такой буллой папа римский выводил школу из-под контроля светской и местной церковной власти и узаконивал существование университета. Права учебного заведения подтверждались привилегиями — особыми документами, подписанными папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, а также право дарования ученых степеней), освобождали студентов от воинской повинности. Профессора, студенты и служащие образовательного учреждения подчинялись не городским властям, а исключительно выборному ректору университета и выборным деканам факультетов. Если студент допускал какой-то проступок, городские власти могли лишь просить университетских руководителей судить и наказать провинившегося.

Как правило, выпускника университета ждала прекрасная карьера. С одной стороны, университеты активно сотрудничали с церковью. С другой — вместе с постепенным расширением аппаратов управления различных феодалов и городов возрастала потребность в грамотных и образованных людях. Вчерашние студенты становились писцами, нотариусами, судьями, адвокатами, прокурорами.

Контингент учащихся был самым разношерстным — большинство происходило из знатных горожан, однако получить стипендию и образование могли даже дети крестьян. Много было монахов и клириков.

Как школьник лондонский одет!

Единая одежда для учеников школ в Европе впервые с античного времени появилась в Англии: в 1552 году была основана школа Christ’s Hospital для сирот и детей из бедных семей. Для учеников был введён костюм из тёмно-синего жакета с фалдами до щиколотки, жилета, кожаного пояса и брюк чуть ниже колен. Примерно в таком виде форма сохранилась по сей день, единственная разница в том, что в наши дни ученики Christ’s Hospital уже не дети-сироты, а будущая экономическая и культурная элита Великобритании.

Этот опыт с введением одинаковой одежды для всех учеников в XVIII веке пригодился директорам английских школ. В то время дети из богатых семей ходили в школу в дорогой одежде, подшучивали над скромно одетыми одноклассниками и учителями.


Portrait of Two Eton School Boys in Admontem Dress,
Eton Chapel Behind by Francis Alleyne, ca. 1774-1790

В начале XIXвека многие английские школы вводят не только школьную форму, но и кодексы поведения, нарушение которых может привести к исключению ученика. Первыми стали вводить форму британские интернаты, потом она появилась в государственных школах, а в 1870 г. в Британии вышел указ, по которому государство гарантировало школьное образование каждому ребёнку и его обеспечение формой. Частные школы тоже ввели собственную форму, но не для того, чтобы обеспечить равенство учеников, а чтобы подчеркнуть их принадлежность к элите. Вот так символ равенства всех школьников превращается в объект престижа.

Тогда же ученики разных частных школ придумали сложную систему правил «внутреннего престижа»: сколько пуговиц застёгнуто на форменном блейзере; под каким углом надета шляпа; как повязаны шнурки на ботинках; носит ли ученик школьную сумку, взяв её за одну ручку или за обе… Эти символы были незаметны посторонним, зато ученики понимали место друг друга в школьной иерархии.

Школьная форма была введена во всех колониях Британской империи: в Индии и Австралии, в Новой Зеландии и Южной Африке, на Карибских островах. Для всех колоний форма была единой, но, подходящая для английского климата, она вызывала неудобство в жарких странах.

Сейчас в каждой школе Англии сами решают вводить школьную форму или нет, и если да то какую. Ниже приведен пример современной английской формы наиболее популярного цветового решения.

На Руси

Вологодско-Пермская летопись о школе Владимира Святославича:
988. «Князь великий Володимер, собрав детей 300, вдал учити грамоте». С этого сообщения и начинается история Российского образования. Обучаться в школе во время правления князя Владимира могли только мальчики, а первым предметом для их обучения стало книжное дело.

Лишь через сто лет, в мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович. Причем, его дочь, Анна Всеволодовна одновременно и возглавляла училище, и обучалась наукам. Только здесь молодые девушки из богатых семей могли обучиться грамоте и различным ремёслам.

В начале 1096 года школы начинают открываться уже по всей Руси. Первые школы начали появляться в таких крупных городах, как Муром, Владимир и Полоцк, причем строились чаще всего при монастырях и храмах. Таким образом, священники считались на Руси самыми образованными людьми.

В основном в то время писали писали на бересте, и в такой "деловой корреспонденции" сохранились даже упоминания о начальном образовании на Руси:

...вологоу соби коупи а дитьмо пор[т]и к...- - - - - - [д]аI грамоти оуцити...
[Вологу себе купи, а дитё пошли грамоте учить]
Г 49. Грамота № 687 (стратигр. 60-е. 80-е гг. XIV в., Троицк. М)

Более того, благодаря одному мальчику-растеряхе, потерявшему сразу все свои бересты разом, были найдены учебные записи на бересте. Это знаменитые берестяные грамоты Онфима - новгородского мальчика XIII века, автора берестяных грамот и рисунков, в основном учебного характера. Всего почерком Онфима написано 12 грамот: № 199-210 и 331, а кроме того, ему принадлежат несколько берестяных рисунков, не пронумерованных как грамоты, так как они не содержат текста. Основная масса его грамот и рисунков найдена 13-14 июля 1956 г.

Судя по рисункам, Онфиму было 6-7 лет. По-видимому, Онфим все свои грамоты и рисунки одновременно потерял, благодаря чему они были найдены вместе. Основная масса грамот Онфима - учебные записи. Буквы в исполнении Онфима выглядят достаточно чётко, не похоже, что он осваивает их впервые. В. Л. Янин предполагает, что его упражнения - закрепляющие при переходе с церы (восковой таблички) на бересту, писание на которой требовало усилий. Одна из грамот Онфима представляет собой донце берестяного туеса, которое нередко давали детям для упражнений (найдены подобные грамоты других безымянных учеников). Три раза он выписывает полную азбуку, затем после неё идут склады: ба ва га да жа за ка… бе ве ге де же зе ке.. би ви ги ди жи зи ки… Это классическая форма обучения грамоте («буки-аз - ба»), известная ещё в Древней Греции и просуществовавшая до XIX века.

Записи Онфима - ценное свидетельство начального образования в Древней Руси. С лингвистической точки зрения интересно, что в текстах Онфим не использует букв Ъ и Ь (заменяя их на О и Е), хотя в выписанных им азбуках они есть; таким образом, при обучении так называемой «бытовой системе» письма ученик осваивал и полный инвентарь алфавита, чтобы быстрее научиться читать книжные тексты.

Учителя X—XIII вв. в силу несовершенства методов обучения и индивидуальной работы в процессе занятий с каждым учеником в отдельности не мог заниматься более чем с 6—8 учениками. Князь набирал в школу большое количество детей, поэтому вынужден был на первых порах распределить их между педагогами. Такое деление учащихся на группы было обычным в школах Западной Европы того времени. О примерно таком количестве учащихся свидетельствуют и берестяные грамоты вышеупомянутого новгородского школьника XIII в. Онфима. Ни о какой школьной форме речи не идет , что видно и на изображениях учеников ниже.


Сергий Радонежский в школе.
Миниатюра из лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского». 16 в.

С 15 века учебные учреждения при монастырях перестают строиться, и появляются частные школы, которые в то время назывались «мастера грамоты».

В 16 веке в Стоглаве (сборнике решений "Стоглавого Собора") главе 25, можно прочесть следующее упоминание о школах на Руси:



О ставленикех хотящих во дьяконы и в попы ставитися, а грамоте мало умеют. И святителем их поставили ино сопротивно священным правилом. А не поставити, ино святыя церкви без пения будут, а православные хрестъяне учнут без покаяния умирати. И святителем избирати по священным правилом в попы, ставити 30 лет, а в диаконы 25 лет. А грамоте бы умели, чтобы могли церковь божию содержати и детей своих духовных, православных хрестьян, управити могли по священным правилом, да о том их святители истязуют с великим запрещением, почему мало умеют грамоте. И они ответ чинят: "Мы, де, учимся у своих отцов или у своих мастеров, а инде нам учитися негде. Сколько отцы наши и мастеры умеют, потому и нас учат". А отцы их и мастеры их и сами потому ж мало умеют и силы в божественном писании не знают, а учитися им негде. А преже всего в росийском царствии на Москве и в великом Новегороде и по иным городом многия училища бывали, грамоте и писати и пети и чести учили. И потому тогда грамоте и писати и пети и чести гораздых много было. Но певцы и четцы и добры писцы славны были по всей земли и до днесь.

Стоглав, глава 26: О УЧИЛИЩАХ КНИЖНЫХ ПО ВСЕМ ГРАДОМ.
И мы о том по царскому совету соборне уложили, в царствующем граде Москве и по всем градом тем же протопопом и старейшим священником и со всеми священники и дьяконы кийждо во своем граде, по благословению своего святителя избрати добрых духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых, имущих в сердцы страх божий, могущих и иных пользовати, и грамоте бы и чести и писати горазди. И у тех священников и у дьяконов и у дьяков учинити в домех училища, чтобы священницы и дьяконы и все православные хрестъяне в коемждо граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного писма и церковного петия псалтырного и чтения налойнаго. И те бы священники и дьяконы и дьяки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и писати и пети и чести со всяким духовным наказанием , наипаче же всего учеников бы своих брег-ли и хранили во всякой чистоте и блюли их ото всякого растления, наипаче же от скверного содомского греха и рукоблудия и ото всякия нечистоты, чтобы им вашим брожением и поучением, пришед в возраст достойным быти священнического чину. Да учеников же бы есте своих во святых церквах божиих наказывали и учили страху божию и всякому благочинию псалмопению и чтению и пению и канарханию по церковному чину. А учили бы есте своих учеников грамоте довольно, сколько сами умеете. И силу бы им в писании сказывали по данному вам от бога таланту ничтоже скрывающе, чтобы ученицы ваши все книги учили , которые соборная святая церковь приемлет, чтобы потом и впредь могли не токмо себе, но и протчих пользовати и учити страху божию о всех полезных, также бы учили своих учеников чести и пети и писати, сколько сами оне умеют, ничтоже скрывающе, но от бога мзды ожидающе, а и зде от их родителей дары и почести приемлюще по их достоинству.

И только в начале 17 века изучение наук и искусств в школах началось по новому. Русская школа XVII века была устроена так. Ученики сидели все вместе, но каждому учитель давал своё задание. Научился читать и писать — закончил школу.


Русская школа 17 века

Писали дети гусиными перьями на рыхлой бумаге, о которую перо цеплялось, оставляя кляксы. Написанное посыпали мелким песком — чтобы чернила не растекались. За неаккуратность наказывали: секли розгами, ставили в угол на колени на рассыпанный горох, а подзатыльникам было не счесть числа.

В эпоху Петра 1 открывается первая школа в городе Киеве по систематическим наукам, которые сам царь называл новым шагом в образованности каждого человека. Сюда, правда, до сих пор могли попасть только дети из благородных семей, но желающих отдать своих детей на обучение прибавилось. Во всех школах 17 века учителя преподавали такие предметы, как грамматика и латинский язык.

Именно с эпохой Петра 1 историки связывают коренные преобразования в образовательной сфере. В это время открываются не только школьные учреждения, которые были на порядок выше, чем самые первые школы, но и новые училища и лицеи. Основными и обязательными предметами для изучения становятся математика, навигация и медицина. Однако в эту реформу школьная форма так и не была введена.

Произошло это позже — в 1834 году. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры.

Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.

Фуражки обычно были светло-синими и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком… Имелась и выходная или праздничная форма: темно-синий или темно-серый мундир с обшитым серебряным воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец. Фасон формы менялся несколько раз, как и мода того времени.

В то же время началось развитие и женского образование. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. Девчачья форма была утверждена на целых 60 лет позже мальчуковой — в 1896 году, и… в результате появился первый наряд для учениц. Это был весьма строгий и скромный наряд. Но форма для девочек порадует нас знакомыми коричневыми платьями и фартучками — именно эти костюмы явились основой для формы советских школ. И те же самые белые воротнички, та же скромность фасона.

Но цветовая гамма была разной у каждого учебного заведения: Например, из воспоминания выпускницы 1909 г. гимназия №36 Валентиной Савицкой, мы знаем, что цвет ткани платьев у гимназисток был разным, в зависимости от возраста: у младших он был темно-синим, для 12-14-летних — почти цвет морской волны, а у выпускниц — коричневый.

Однако вскоре после революции, в рамках борьбы с наследием царско-полицейского режима в 1918 был издан декрет, полностью отменявший ношение школьной формы . Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его.

Период «бесформенности» длился аж до 1949 года. Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной в СССР вводится единая школьная форма.

В 1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, но милитаризированного вида они не потеряли. Важными аксессуарами была фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Строго регламентировались причёски - под машинку, как в армии. А форма девочек осталась старая.

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.

Но для девочек опять ничего не поменялось и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен. У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.

Проходят годы, и в 1992 году решением Правительства России, с введением нового Закона об образовании. Запрет снят, ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой и опрятной.

Официальное объяснение - приведение закона в соответствии с конвенцией о правах ребёнка, в ней сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как это ему угодно. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения и поэтому была отменена.

Хотя сохранилась некоторая ностальгия по школьной форме - на последний звонок выпускницы очень часто одевают нечто напоминающее советскую форму.


Вот и в нашей стране снова ввели форму - добро пожаловать в реальный мир:-(

Школьная форма в других странах отличается от нашей: где-то она более строгая, а где-то — очень модная и необычная.

Например, в Японии школьницы щеголяют в матросках. Их форма — эталон подростковой моды для всего мира. Даже вне стен школы японки носят то, что напоминает им свою привычную школьную форму.

Для большинства средних и старших школ Японии обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку - "матросский костюм". К форме обычно даётся, ещё и большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.

В США каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code). Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. Джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой — вот что предпочитают ученики американских школ.

В большинстве европейских стран также нет единой формы, всё ограничивается достаточно строгим стилем.

Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания . Во многих её бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австстралии, Сингапуре и Южной Африке. Однако, и в Великобритании и в её бывших колониях школьная форма не является обязательной, каждая школа сама решает. У каждой престижной школы есть свой логотип и ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком.

Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах. Отменена в результате студенческих протестов 1960-х годов. Некоторые школы практикуют ношение формы при разрешении родительского комитета.

В Германии нет единой школьной формы. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой так как ученики могут участвовать в её разработке. Что характерно, даже во времена Третьего Рейха школьники не имели единой формы — они приходили на занятия в повседневной одежде, в форме Гитлерюгенда или иных детских организаций.

В Бельгии школьная форма есть только в некоторых католических школах, а также в частных школах, основанных британцами. Типичная одежда - брюки и юбки темно-синего цвета, белая или голубая рубашка и галстук.

На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.

В Польше форма отменена полностью и запрещено её частное введение отдельными школами.

Турция - обязательная школьная форма, у каждой школы свой цвет, но единый фасон: для мальчиков- костюм, для девочек- блузка, джемпер и юбка, для всех- галстук цветов школы. Так подчёркивается, что все равны, независимо от социального и материального положения родителей.

Школьная форма в Китае - единая. Это мешковатый зелено-белый спортивный костюм. Он обычно на размер или два больше чем надо и лишает его обладателей каких-либо вообще половых отличий.


В Северной Корее - форма также обязательна и также некрасива.

Итак, школы дошли до нашего времени, стали такими, какими мы их все знаем. Интересно, а какой станет школа в далеком будущем?


Школа 2000-го года по представлению французского художника Марка Коте (1899). Знания автоматически закачиваются учащимся в мозги, или как говорят в народе: “Инет есть, ума не надо“.

31 августа, 2013

История школьной формы в России берёт своё начало в 1834 году, именно тогда был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры.

В 1896 году введено „Положение о гимназической форме для девочек ”.
Девочкам, обучающимся в гимназии, предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен. Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться.

Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.


Все изменилось с пришествием власти большевиков: появилась единая школа, исчезли лицеи и реальные училища, а вместе с ними и форма учащихся.

В 1918 году Декрет «О единой школе …» отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима.
Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.

Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам.


В 1949 году в СССР была введена единая школьная форма. Теперь уже «свободная форма одежды » стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью.

Мальчиков одели в серые гимнастерки полувоенного образца, а девочек - в темно-коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам - белым). Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и фуражка с козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащейся молодежи стала символика: у пионеров - красный галстук, у комсомольцев и октябрят - значок на груди.

В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, форма девочек осталась старая.

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.

«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло.

Покрой формы стал более схож с теми направлениями моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. У них с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на форму из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»).
На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.

1980-е : Перестройка в действии
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса ). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.

У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве:

Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени — краска на пластике начинала стираться.

Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу.

В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время. В некоторых союзных республиках фасон школьной формы немного отличался, также как и цвет. Так, на Украине школьная форма была коричневого цвета, хотя не запрещалась и синяя. Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность.

Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму».

В 1985-1987 годах старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилетку и пиджак. Но уже в 1988 году некоторым школам в порядке эксперимента разрешили отказаться от обязательного ношения школьной формы.

В 1992 году школьную форму отменили в школах Российской Федерации в знак того, что в стране полностью победила демократия . Запрет снят, ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой и опрятной.

Однако оказалось, что такой подход также имеет свои минусы. Подростки большую часть своего времени проводят в стенах школы, и им отнюдь не все равно, в чем предстать перед одноклассниками. У родителей появилась новая головная боль, возросли требования детей купить новый наряд, причем не любой, а в соответствии с веяниями моды.

Опять же, ходить всю неделю в школу в одном и том же наряде стало неприлично. Так что финансовые затраты на школу скорее возросли, чем уменьшились. Наряжаясь в школу, дети далеко не всегда руководствуются чувством меры, одеваются «кто во что горазд», что иногда, мягко говоря, выглядит не очень эстетично.

А с 1999 года утвердилась обратная тенденция: школьная форма вводится вновь, только сегодня под этим понятием подразумевается деловой стиль одежды для учащихся - элегантный, удобный, практичный. На сегодняшний день, вопрос по ношению школьной формы решается на уровне образовательных учреждений, руководителей и родителей.

1. Социальное значение школьной формы
Социальное значение является одним из важных значений в ношении школьной формы, так как именно она решает одну из наиболее актуальных на сегодняшний день проблем школьников - социальное неравенство и распри в детской среде, которые молодые люди проявляют в демонстрации своих дорогих нарядов.

Форма, в данном случае, нивелирует разницу в материальном положении семей учащихся, таким образом, стирая грань между прослойками общества и, как следствие, помогает в усвоении учебного материала, так как у учащихся не возникает желания и возможности вызывать чувство неполноценности и комплекса у своих коллег по учебе путем дефилирования новомодных вещей и украшений.

2. Дисциплинирующее значение школьной формы
Сторонники возврата к школьной форме апеллируют к тому, что форма, как ничто лучше помогает обучающимся настраиваться на рабочий процесс, своей сутью она заставляет учеников различать работу и отдых. Форма передаёт идею статуса и при понимании её значения, она успешно превращает взбалмошного ученика в дисциплинированного обучающегося.

Школьная форма является символом надёжности, воспитывает дисциплинированность через особого рода, тренировку тела и ума: она, как нельзя лучше, способствует формированию ума и тела - это тренировка, школа управления своей индивидуальной силой. Школьная форма дополняет интеллектуальное и физическое воспитание дисциплинарными положениями, такими как лидерство, статус и определённые узы, способствует развитию бережного отношения к одежде, а также является важным инструментом социальной идентификации учащихся, она не только позволяет отличить школьника от не школьника, но и создает необходимую дистанцию между учащимися и учителями.

3.Эстетическое значение школьной формы
Эстетика одежды как ничто другое конструирует окружающий мир человека - указывает на то, что ему соответствует: его дисциплину, внимание к окружающим людям, умение видеть и создавать красоту, основной вид его деятельности, его культуру и ценностные ориентиры - она отражает наше сознание, являясь зеркалом содержания человека.

Эстетическое значение школьной формы представляет собой внешний вид ученика, который положительно воспринимается самим учащимся и окружающими его людьми. Строгий костюм на учащемся не только призывает его к соблюдению эстетических норм и правил, но и как следствие развивает в нем чувство меры и прививает вкус. Подросток в школьной форме зачастую всегда будет выглядеть красиво и опрятно.

4. Имиджевое значение школьной формы
Как известно, личность оценивается по разным параметрам, в том числе и по стилю одежды. Школьная форма в данном случае выступает не только как отражение действительности человека, но и как общая характеристика и эмблема учебного заведения, которое имеет свое уважительное отношение, высокий уровень образования, традиции и статус.

Ученик в форме такого образовательного заведения не только подчеркивает индивидуальность школы (ее достоинства и сильные стороны), которые обязательно будут способствовать ее процветанию и развитию, но и свидетельствует о его принадлежности к ней, тем самым, оказывая положительное эмоциональное воздействие на окружающих его людей, как в стенах образовательного учреждения, так и за ними, так как наличие формы в настоящее время - является показателем высокой корпоративной культуры.

Выдержка из федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступающего в силу с 01.09.2013 года

Статья 28 . Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации:

пункт 18: установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или законодательством субъектов Российской Федерации

Сегодня каждый регион решает сам, какую школьную форму носить детям. Например, в Оренбурге выбрали такой вариант:

А в Брянске для депутатов устроили показ мод:

Сколько споров и разных мнений сейчас у нас. Одни считают, что школьная форма необходима. Другие придерживаются мнения, что она вредит гармоничному развитию личности. Есть люди, которые считают, что школьная форма – изобретение советского руководства.

У школьной формы в России богатая история. До 1917 года форму носили только дети богатых родителей, которые могли позволить обучение своих детей в гимназиях. Это было исключительно сословным признаком. У мальчиков была форма военного фасона, а девочки носили тёмные строгие платья. Гимназистам полагалось носить форму не только в стенах учебного заведения, но и на улице, дома, во время различных торжеств.

Точная дата введения школьной формы в России - 1834 год. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры.

Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табеля о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.

Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком. Летом на тулью фуражки надевался чехол из коломянки. Зимой, в холода, надевали наушники из черного фетра на коричневой байке внутри. Кроме того, в морозы надевали башлык цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.

Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.

Старшеклассники обычно ходили не в гимнастёрках, а в куртках со стоячим воротником, как у морского кителя. В некоторых гимназиях гимнастерки и куртки приняты были не синие, а серые, брюки же всегда были чёрного цвета.

Гимназисты имели также выходную форму - мундир, тёмно-синий или тёмно-серый, однобортный, с обшитым серебряным галуном воротником. Этот мундир носили и с ремнём, и без ремня (вне школы). К мундиру надевали крахмальный воротничок. Шинель была типа офицерской, светло-серая, двубортная, с серебряными пуговицами, петлицы синие, в цвет фуражки, с белым кантом и пуговицами. Шинели были холодные и на вате, со стёганой серой подкладкой. Вместо шарфа носили черный суконный нагрудник, как у матросов. Ученикам младших классов разрешался зимой черный каракулевый воротник.

По неписаным правилам гимназисту на улице полагалось обязательно скрывать номер гимназии, в которой он учился, чтобы гимназист, совершивший проступок, мог остаться неопознанным. Номер должен был быть выломан с фуражки, и гимназист, который этого не делал, жестоко преследовался товарищами. С той же целью перевёртывалась, пряталась бляха ремня.

Вплоть до 1917 года фасон формы менялся несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах) - соответственно веяниям моды. Но всё это время форма мальчиков колебалась на грани штатско-военного костюма.

Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году. Для посещения гимназии у них было предусмотрено уставом три вида одежды. Во-первых «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета. Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника». Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка.

В парадной форме гимназистки посещали театр, Еленинскую церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера. Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь».

Ученицы Смольного института должны были носить платья, цвета, которых соответствовали определенному возрасту. Девочки с 6 до 9 лет носили коричневые платья, с 9 до 12 голубые, с 12 до 15 серые и с 15 до 18 лет - белые.
Платья были закрытые («глухие»), одноцветные, самого простого покроя.

После октябрьской революции форма была упразднена, также как и гимназии. Во вновь организованных учебных заведениях учились дети крестьян, рабочих, служащих и так как в стране, где шла гражданская война, был голод и разруха, главным было накормить детей и обучить их грамоте. Поэтому школьной форме не уделялось внимание и дети ходили в повседневной одежде.

Из воспоминания выпускницы 1909 г. гимназия № 36 Валентиной Савицкой: "Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки - “гимназистка”). Считалось, что форма символизирует несвободу, униженное, подневольное положение ученика. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная причина - бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители."

Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу - к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. Произошло это в 1948 году, в период всеобщего «обмундиривания», когда ведомство за ведомством одевались в форму. Школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классических гимназий - и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам.

Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.

Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали - «модельные стрижки» до конца 1950-х были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами. Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер», и «Васёк Трубачёв и его товарищи».

Дожила эта форма до конца 1962 учебного года. Первоклассники-мальчики 1 сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме - без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек практически не изменилась.

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.

Для девочек опять ничего не поменялось и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.

В 80-х годах, когда контроль за соблюдением школьной формы стал менее строгим, некоторые школьники заменяли стандартные эмблемы армейскими нарукавными нашивками.

Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами (без нарукавной эмблемы) и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.

Как советских школьников одели по вкусу Николая II и почему большевики отменили уравниловку

Сейчас в России нет единых правил относительно школьной формы. Конкретные фасоны и сам факт ношения формы регулируют отдельные школы исходя из своих представлений о дисциплине и прекрасном. Но так было не всегда. Впервые обязательную школьную форму в Российской империи ввел Николай I, и с тех пор она неоднократно менялась в зависимости от предпочтений того или иного правителя.

Любая одежда - от стесняющей движения юбки-карандаша и строгого костюма до гавайских рубашек и вечерних платьев - влияет на поведение человека. Единообразную форму одежды для обозначения принадлежности к определенной группе впервые использовали члены монашеских орденов. С появлением в XVII веке постоянных армий носить униформу начали военные. Первый опыт введения школьной формы был предпринят в XVI веке в английской благотворительной школе для детей из бедных семей «Приют Христа», однако повсеместной эта практика стала лишь через 200 лет.


Первая английская школьная форма, XVI век

Школьная форма должна была оказывать дополнительное дисциплинарное воздействие на учеников, приучая детей к тому, что они находятся в особом социальном пространстве, где действуют свои правила и порядки. В странах с разной политической системой форма может иметь прямо противоположные функции: либо подчеркивать элитарность учащихся, либо, наоборот, уравнивать детей из семей с разным достатком. За два века существования школьной формы в России одна и та же одежда выполняла все функции.

Предпосылки введения школьной формы в Российской империи возникли в начале XIX века. Учрежденное Александром I Министерство народного просвещения (МНП) в 1804 году приняло «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», который разделил страну на шесть учебных округов с университетом во главе. Гимназические платья официально регламентированы не были, однако воспитанники престижных гимназий и пансионов заимствовали мундиры у студентов своих учебных округов.


Гимназисты дореволюционной России, конец XIX века

Обязательная для всех гимназистов форма была введена императором Николаем I. Согласно «Положению о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта) 1834 года, все учащиеся подведомственных МНП учебных заведений должны были «иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника». Пансионерам трех петербургских гимназий вместо сюртуков было положено носить синие однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами. Парадные мундиры, детали которых имели ту же цветовую гамму, были украшены золотыми галунными петлицами. У каждого из этих учебных заведений был свой цвет выпушки на фуражке: у Первой Санкт-Петербургской гимназии - красный, у Второй - белый, у Третьей - голубой.


Дореволюционная гимназическая форма

Сын императора Александр II, едва взойдя на престол, бросился переодевать военных и чиновников. Поменялись и стандарты школьной формы, во всем повторявшей военный стиль. С 1855 года гимназические сюртуки и куртки обзавелись скошенными стоячими воротниками, которые были отличительной чертой императорской гвардии. На торжественные приемы ученики надевали однобортные темно-зеленые полукафтаны, похожие на те, что носили чиновники.

Реформатор долго не мог определиться с тем, какую одежду следует носить гимназистам. Цвет мундиров, фурнитуры деталей и выпушек меняли несколько раз. В 1868 году стандартом стал темно-синий однобортный мундир с девятью посеребренными пуговицами и скошенным воротником с узким серебряным галуном. Вместе с мундиром носили широкие темно-синие брюки и такого же цвета фуражку с кожаным козырьком и белой выпушкой. Принадлежность к учебному заведению теперь обозначал состоявший из букв и цифр шифр над козырьком: «С. П. Б. 1Г.» - Санкт-Петербургская первая гимназия, «Р. Г.» - Ришельевская гимназия и так далее. Из-за цвета школьной формы сверстники дразнили гимназистов «синей говядиной».

При Николае II униформа стала несколько удобнее, гардероб школьников пополнился гимнастерками и кителями. Зимой гимназисты носили светло-серые двубортные пальто с синими клапанами и белой выпушкой на воротнике, а если становилось слишком холодно, надевали черные наушники. На северо-западе Российской империи цвет ученических гимнастерок был темно-синим, на юге - серым. Летом одевались в коломянковые блузы вроде тех, что носили кадеты. Рубашки и блузы подпоясывали черным лакированным ремнем с пряжкой, на которой был выгравирован шифр гимназии. Неизменным атрибутом костюма в любое время года оставались черные суконные брюки.

Воспитанники престижных школ - гимназий, реальных и коммерческих училищ - при Николае II продолжали носить парадный синий мундир. Учащиеся промышленных, городских и духовных училищ, а также сельскохозяйственных и ремеслен­ных школ на праздники наряжались в тужурки и куртки.

Школьная форма для девочек была закреплена на государственном уровне на 60 лет позже мальчишеской. Екатерина II основала первое в Российской империи учебное заведение для женщин - Смольный институт благородных девиц - в 1764 году. Помещенные в институт девочки на долгие годы оказывались изолированными от негативного, по мнению императрицы, влияния невежественного окружения. Одним из орудий «облагораживания» девушек была форменная одежда, цвет которой становился тем светлее, чем ближе институтка была к окончанию обучения: в начальных классах платья были коричневые, затем голубые, потом серые, а выпускницы ходили в белых.


Выпускницы Смольного института

В течение следующего века в Российской империи возникло множество образовательных учреждений для женщин, в том числе училища, школы и гимназии. По примеру Смольного в них вводилась школьная форма, однако ее внешний вид зависел только от пожеланий руководства учреждений. Гимназическая форма для девочек была утверждена в 1896 году. В отличие от воспитанниц Смольного, гимназистки носили не цветные шелковые, а коричневые шерстяные платья, поверх которых повязывался фартук: черный - по будним дням, и белый - по праздничным. У разных гимназий оттенки коричневого варьировались, некоторые ученицы приходили на занятия в платьях в клеточку.

После революции 1917 года ВЦИК принял декрет «О единой трудовой школе», который упразднил разделение школ на разного вида училища и гимназии. Старая униформа была отменена как символ принадлежности к высшему сословию и пережиток буржуазного прошлого. Кроме того, у государства не было средств для того, чтобы обеспечить формой всех детей РСФСР. Школьники ходили на учебу в том, что могли позволить себе их родители, некоторые донашивали одежду старших братьев и сестер.


Женская школьная форма, 1917 год

С 1949 года в СССР начался переход ко всеобщему семилетнему образованию, вместе с которым вернулась и обязательная школьная форма. Для мальчиков это были серо-синие гимнастерки с однотонными брюками и фуражки с желтыми выпушками и кожаным ремеш­ком. Гимнастерки подпоясывали черным ла­кированным кожаным ремнем с пряжкой. Девочки вернулись все к тем же коричневым платьям, только их длина стала заметно короче. Новые правила коснулись и укладки волос: их следовало заплетать в косы и повязывать банты под цвет фартука, в будние дни - черные, в праздничные - белые. В целом «тоталитарная» советская школьная форма практически не отличалась от «элитарной» дореволюционной.


Школьная форма первоклассника, 1955 год

Начавшаяся во времена хрущевской оттепели демилитаризация отразилась и на одежде школьников. В 1962 году гимнастерки сменил серый полушерстяной костюм - брюки и однобортный пиджак с пластмассовыми пуговицами, под который требовалось надевать белую рубашку. Через 11 лет костюмы стали темно-синими - мальчики носили брюки с куртками, которые по крою были похожи на набиравшую популярность джинсу.


Первоклассники одной из школ Киевского района столицы, 1962 год

В начале 1980-х появилась форма для старшеклассников. С восьмого класса мальчикам можно было носить синий костюм-двойку, девочкам - костюм-тройку, состоявший из юбки, жилета и пиджака. С первого по седьмой класс школьницы продолжали носить коричневые платья с фартуком - за 90 лет в них практически ничего не изменилось.


Форма учеников средней школы, 1979 год

С развалом Советского Союза школьная форма была отменена. Закон «Об образовании» 1992 года никак не регламентировал порядок введения школьной формы, оставляя этот вопрос на усмотрение самих образовательных учреждений. Если школа хотела установить требования к одежде учеников, эта норма должна была быть зафиксирована в уставе или соответствующем локальном акте.

Осенью 2012 года директор одной из школ Ставропольского края отказалась пускать на уроки нескольких учениц-мусульманок в хиджабах. Согласно уставу, посещать занятия можно было только в светской одежде. Несколько месяцев спустя президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». С 1 сентября 2013 года администрации образовательных учреждений могут устанавливать требования к одежде школьников «в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Одежда для школы! Вопрос очень острый

Как для учащихся, так и для взрослых!

В чем можно ходить и ходить в чём нельзя

Для всех это нынче проблема, друзья!

Самые важные годы своей жизни человек проводит в школе. Именно здесь он находит настоящих друзей, определяется в выборе своих увлечений, впервые сталкивается с жизненными трудностями и радуется своим первым победам. Ежегодно подготовка к 1 сентября, новому учебному году, начинается задолго до его начала. Родителям приходится делать много покупок: школьные сумки, тетради, ручки, пеналы, сменная и спортивная обувь, спортивная одежда и т.д. Но самое непростое дело - это приобретение школьной формы для ребенка. Именно этот вопрос для многих родителей нынче становится проблематичным, так 20 лет назад, согласно Закону РФ № 3266-1 «Об образовании», принятому в 1992 году, было отменено обязательное ношение школьной формы в школах Российской Федерации, и ученики сменили свои коричневые платья и синие костюмы на повседневную одежду.

Все чаще в средствах массовой информации и на форумах в Интернете стал обсуждаться вопрос о введении школьной формы.Своё мнение высказывают ученики, родители, директора школ, журналисты,модельеры. Согласно статистике 70% родителей за введение школьной формы. По мнению взрослых, форменная одежда прививает вкус к деловому костюму, дисциплинирует, настраивает на рабочий лад.

Согласно письму МО РФ от 14.11.2000 г. № 22-06-1203 «О введении школьной формы для обучающихся» органы управления образовательного учреждения (совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет), снова рассматривают вопрос о введении единой ученической формы.Хорошо это или плохо?

История возникновения формы

Форма(лат. uniform) - одинаковая по крою, цвету одежда (у военных, у служащих одного ведомства, у учащихся). Форма символизирует функцию её носителя и его принадлежность к организации.

Школьная форма - обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.

Школьная форма в России до 1917 года

Форма в России существовала еще в XIX веке. В 1834 году был принят закон, утверждающий общую систему всех гражданских мундиров. Именно к ним относились мундиры гимназический и студенческий. Школьная форма, предназначенная для учеников мужских гимназий, шилась по образцам военной одежды: шинель, гимнастёрка, фуражка, брюки без канта; в зимнее время выдавался башлык. Гимназисты старших классов носили куртки с воротниками-стойками, похожие на морские кители. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец. Самой престижной была форма лицеистов: синий кафтан фрачного покроя с красным воротником и обшлагами. Брюки и жилет полагались темные, а галстук - черный.Следует отметить, что до революции фасон успел поменяться несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах) - соответственно веяниям моды. Но всё это время форма мальчиков колебалась на грани штатско-военного костюма.Она была показателем социального статуса носителя - если учусь, значит, родители богаты.

В 1892 году форму отменили. Возобновили ее 1896 году, и в этом же году было принято положение о гимназической форме для девочек. Им предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен. Повседневные платья учениц Смольного института шили из забытой теперь шерстяной материи – камлота. Самые младшие (от пяти до семи лет) носили кофейные платья; от восьми до десяти – голубые и синие; от одиннадцати до тринадцати – серые; самые старшие ходили в белых. Платья были, как говорили тогда, «глухие», одноцветные, самого простого покроя. Единственными украшениями были белый передник и цветной поясок.

25 июля 1914 года циркуляром № 22872 начальство Санкт-Петербургского учебного округа утвердило ношение школьной формы ученицами гимназий. Платья темно-коричневого цвета с черным фартуком, обувь без каблуков, шляпы с черными лентами, которые по праздникам разрешалось заменять цветными.

До 1917 года школьная форма (форма гимназистов) была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников.

Школьная форма Советского периода

Всё изменилось после революции. В 1918 году вышел декрет "О единой школе...", отменявший школьную форму как таковую и именовавший её "наследием царско-полицейского режима", или пережитком прошлого.

Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А по факту, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в форму.

Период "бесформенности" длился до конца 40-х годов.В 1949 году было решено, что девочки должны приходить на занятия в темно-коричневых шерстяных платьях и черных передниках (по праздникам – белых), а мальчики – в серых военных гимнастерках со стоячим воротничком, пятью пуговицами, двумя прорезанными карманами с клапанами на груди. Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой, которую чистили так, чтобы горела на солнце, и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом учащейся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев – значок на груди. Так выглядели в школе наши бабушки и дедушки.

В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Форма для девочек осталась прежняя.

В 1973 году одежду для мальчиков снова поменяли. Она состояла из синего полушерстяного костюма (курточка джинсового кроя и брюки). На рукаве курточки была пластиковая эмблема с книжкой и солнышком. У девочек как платья, так и фартуки могли выглядеть совершенно по-разному. Юбки были полуклешёные, в складку, плиссированные. Воротники - стоечкой или отложные. Фартуки делали из различного материала - вплоть до кружевных. Самые стильные - те, которые не застёгивались на пуговичку, а завязывались сзади на бантик. В качестве воротничков и манжет часто использовали шитьё или кружева.

С 1976 года для учащихся 8-10 классов была введена более взрослая школьная форма. Мальчики должны были носить ансамбль синего цвета, напоминающий мужской брючный костюм, а девочки имели выбор из составляющих синего костюма-тройки – юбка-трапеция со складками спереди, пиджак с накладными карманами и жилетка. Носить в старшей школе под форму мальчикам полагалось рубашку, девочкам всевозможные блузки.

В 1988 году в некоторых школах в качестве эксперимента разрешили отменить форму как таковую. А в 1992 году она была отменена окончательно. И если вначале это обрадовало всех, то с каждым годом сторонников возвращения формы становитсявсе больше. Появилась даже традиция(или мода) приходить на последний звонок в старом добром коричневом платье и белом переднике с повязанными белыми бантами…

В 1999-2002 годы отдельные школы принимают решения о введении обязательной школьной формы.В последнее время такая одежда возвращается, только сегодня под этим понятием подразумевается деловой стиль для учащихся – элегантный, удобный, практичный.

Реальность сегодняшнего дня

Сегодня мы переживаем очередную смену ценностей в общественном поведении и взаимоотношениях друг с другом. Ярче всего это проявляется в одежде, быть может, оттого что все невербальное говорит громче всяких слов о том, кто перед тобой - свой или чужой. Но школа - это общественная организация, и одежда для нее должна быть пусть немного, но формальной.

Современная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться.Такая одежда приучает нас к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность, а также дисциплинировать, приучать детей к тому, что выделяться можно и нужно не дорогой одеждой, а умственными и творческими способностями.

Известный модельер Вячеслав Зайцев сказал: “Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие”.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...