Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Чем не похожи герои чацкий с платоном. Характеристика гостей фамусовского дома. Цели их приезда (по комедии «Горе от ума» А. Грибоедова). «Горе от ума». Комедия А.С. Грибоедова

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — это своего рода «энциклопедия русской жизни» первой половины XIX века. Значительно расширив рамки повествования за счет множества второстепенных и внесценических персонажей, Грибоедов обрисовывает в ней великолепные человеческие типы современной ему Москвы.

Как замечает О. Миллер, почти все второстепенные лица комедии сводятся к трем типам: «Фамусовы, кандидаты в Фамусовы и Фамусовы-неудачники».

Первым из них в пьесе появляется полковник Скалозуб, «поклонник» Софьи. Это «Фамусов в армейском мундире», но, вместе с тем, Сергей Сергеич «гораздо ограниченнее Фамусова».

Скалозуб обладает характерной внешностью («трех сажен удалец»), жестами, манерами, речью, в которой множество военных терминов («дивизия», «бригадный генерал», «фельдфебель», «дистанция», «шеренга»).

Столь же типичны и черты характера героя. Грибоедов подчеркивает в Скалозубе грубость, невежество, умственную и духовную ограниченность. Отвергая его «потенциальное жениховство» , Софья замечает, что он «слова умного не выговорил сроду». Будучи не слишком образованным, Скалозуб выступает против наук и просвещения, против «новых правил». «Ученостью меня не обморочишь...», — уверенно заявляет он Репетилову.

Кроме того, автор подчеркивает в Скалозубе еще одну черту — карьеризм, «грубо выраженную страсть к крестам» (Н. К. Пиксанов). Сергей Сергеич с едва ли осознаваемым цинизмом рассказывает Фамусову о причинах своего продвижения по службе:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

В доме Фамусова Скалозуб — желанный гость: Павел Афанасьевич считает его подходящим женихом для Софьи. Однако Софья, как и Чацкий, далеко не в восторге от «достоинств» Сергея Сергеича. По-своему поддерживает племянницу и старуха Хлестова:

Ух! я точнехонько избавилась от петли;

Ведь полоумный твой отец:

Дался ему трех сажень удалец, —

Знакомит, не спросясь, приятно ли нам, нет ли?

Наконец, очень метко характеризует Скалозуба Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы».

Образу Скалозуба присущи элементы комического. На это намекает уже сама фамилия героя. О шутках Скалозуба в комедии говорит Лиза.

И Скалозуб, как свой хохол закрутит,

Расскажет обморок, прибавит сто прикрас;

Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!

Зачастую комична и речь Сергея Сергеича. Так, о Москве он замечает: «Дистанции огромного размера», о родстве с Настасьей Николавной — «Мы с нею вместе не служили», о падении Молчалина с лошади — «Взглянуть, как треснулся он — грудью или вбок?»

Н. К. Пиксанов считал образ Скалозуба недостаточно разработанным, незавершенным. Читателю непонятно, собирается ли Скалозуб жениться на Софье, а также догадался ли он о ее романе с Молчалиным, увидев реакцию Софьи на падение Молчалина с лошади. Однако, несмотря на некоторую незавершенность, образ Скалозуба очень органично вошел в круг действующих лиц, созданных Грибоедовым.

Столь же ярко и живо обрисованы практически все персонажи комедии.

Одними из первых приезжают к Фамусову князь и княгиня Тугоуховские. Они надеются на балу присмотреть богатых женихов для своих дочерей. В поле их зрения неожиданно попадает Чацкий, но, узнав о том, что он не богат, они оставляют его в покое.

Супруги Тугоуховские изображены Грибоедовым сатирически. Князь Тугоуховский (на что указывает уже сама фамилия) почти ничего не слышит. Речь его состоит из отдельных возгласов: «О-хм!», «И-хм!». Он беспрекословно исполняет все указания жены. Этот герой воплощает собой постаревшего Фамусова. Княгиня Тугоуховская отличается достаточно злым нравом, язвительностью. Так, причину высокомерного поведения графини-внучки она видит в ее «несчастной судьбе»: «Зла, в девках целый век, уж бог ее простит». Как и все гости Фамусова, княгиня Тугоуховская не видит пользы в просвещении, считает, что науки несут угрозу для общества: «в Петербурге институт пе-да-го-гический, так, кажется, зовут: там упражняются в расколах и безверьи профессоры!» Тугоуховские быстро подхватывают сплетню о безумии Чацкого и даже пытаются убедить в этом Репетилова.

Среди гостей Фамусова и графиня Хрюмина с внучкой, которые тоже рады поверить в сумасшествие Чацкого. Графиня-внучка сообщает новость Загорецкому. Графиня-бабушка же, страдая от глухоты, по-своему истолковывает все услышанное. Она объявляет Александра Андреевича «окаянным вольтерьянцем» и «пусурманом».

К гостям Фамусова присоединяется и его свояченица, старуха Хлестова. С. А. Фомичев называет эту героиню Фамусовым для женской половины общества. Хлестова — уверенная в себе барыня, неглупая, бывалая, по-своему проницательная. Чего стоит одна только характеристика, данная ей Загорецкому:

Лгунишка он, картежник, вор...

Я от него было и двери на запор;

Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье

Двоих арапченков на ярмарке достал;

Купил, он говорит, чай в карты сплутовал;

А мне подарочек, дай бог ему здоровье!

Скептически она настроена и по отношению к Скалозубу, Репетилову. При всем том, Хлестова разделяет мнение гостей Фамусова о науках и просвещении:

И впрямь сойдешь с ума от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

Да от ланкарточных взаимных обучений.

Хлестова здесь имеет в виду ланкастерскую систему обучения, однако для ее возраста и образа жизни эта путаница понятий вполне простительна и очень реалистична. Кроме того, стоит отметить, что в этом высказывании нет той воинственности, которая характерна для речей Фамусова и Скалозуба о просвещении. Скорее, здесь она просто поддерживает разговор.

В сознании Хлестовой человеческие достоинства окружающих неразрывно слиты с их социальным положением, богатством и чинами. Так, она замечает о Чацком: «Был острый человек, имел душ сотни три». Снисходительно-покровительственны ее интонации в разговорах с Молчалиным. Однако Хлестова прекрасно понимает «место» Алексея Степаныча и не особо церемонится с ним: «Молчалин, вон чуланчик твой», — заявляет она, прощаясь.

Как и многие гости Фамусова, Хлестова любит сплетничать: «уж чужих имений мне не знать!». Она мгновенно подхватывает слух о сумасшествии Чацкого и даже выдвигает свою версию событий: «Чай, пил не по летам».

Карикатурен в комедии образ Репетилова. Это как раз тип «Фамусова-неудачника». Это нелепый, безалаберный, глупый и поверхностный человек, посетитель Английского клуба, любитель выпить и покутить, пофилософствовать в шумных компаниях. Персонаж этот задает в комедии тему «идейной моды», как бы пародируя общественную линию Чацкого.

Как замечают О. Миллер и А. Григорьев, «Репетилову... не удалось добиться какого-нибудь действительно служебного проку от женитьбы на дочери влиятельного фон-Клока и вот он ударился в либеральное краснобайничанье...».

Репетилов пытается увлечь Чацкого «свободомыслием» и обрисовывает ему «тайные собранья» в Английском клубе, где говорят «о Бейроне», «о матерьях важных». Репетилов рассказывает Чацкому об «умной молодежи», в числе которой «истинный гений» Ипполит Удушьев. В этом описании звучит откровенная авторская сатира:

Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист;
Да умный человек не может быть не плутом.
Когда ж об честности высокой говорит,
Каким-то демоном внушаем:
Глаза в крови, лицо горит,
Сам плачет, и мы все рыдаем.

Вот что писал об этом образе Пушкин: «...Что такое Репетилов? в нём 2, 3, 10 характеров. Зачем делать его гадким? довольно, что он ветрен и глуп с таким простодушием; довольно, чтоб он признавался поминутно в своей глупости, а не в мерзостях. Это смирение чрезвычайно ново на театре, хоть кому из нас не случалось конфузиться, слушая ему подобных кающихся?»

Репетилов в комедии является своеобразной пародией на Чацкого, это персонаж-двойник, комически снижающий идеи главного героя. Литературные «собратья» Репетилова — Грушницкий из романа Лермонтова «Герой нашего времени», Ситников из романа Тургенева «Отцы и дети», Лебезятников из романа Достоевского «Преступление и наказание».

Среди гостей Фамусова и «ловкий светский человек» Антон Антоныч Загорецкий. Это также тип « Фамусова-неудачника». Не сумев получить чинов и званий, он остается мелким мошенником и дамским угодником. Исчерпывающую характеристику ему дает Горич:

Отъявленный мошенник, плут:

Антон Антоныч Загорецкий.

При нем остерегись: переносить горазд,

И в карты не садись, продаст.

К Платону Михайловичу присоединяется и старуха Хлестова: «Лгунишка он, картежник, вор», — говорит она Софье. Однако все «буйство» Загорецкого ограничивается жизненно-бытовой сферой. В «идейном» же смысле он совершенно «законопослушен»:

А если б, между нами,
Был ценсором назначен я,
На басни бы налег; ох! басни — смерть моя!
Насмешки вечные над львами! над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари.

Как замечают О. Миллер и А. Григорьев, Загорецкий — это кандидат в Фамусовы, но обстоятельства его сложились иначе, и он взял себе иную роль — всеобщего прислужника, угодника. Это своего рода Молчалин, необходимый всем.

Загорецкий — отъявленный болтун и лгун. Причем ложь его в комедии практически беспричинна. Он тоже рад поддержать сплетню о Чацком, даже не вспомнив, о ком идет речь: «Его в безумные упрятал дядя-плут... Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Впрочем, графине Хрюминой он выдвигает уже другую версию: «В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны».

В гостях у Фамусова и чета Горичей. Горич — старый приятель Чацкого еще со времен военной службы. Пожалуй, это единственный персонаж комедии, написанный Грибоедовым с оттенком сочувствия. Этого героя, думается, мы не можем причислить ни к одному из типов, описанных ранее (Фамусовы, кадидаты в Фамусовы, Фамусовы-неудачники). Горич — добрый и порядочный человек, который не питает иллюзий по поводу нравов светского общества (вспомним характеристику, которую Горич дает Загорецкому). Это единственный герой, который всерьез сомневается, услышав сплетню о безумии Чацкого. Однако Платон Михайлович слишком мягок. Он лишен уверенности и убежденности Чацкого, его темперамента, смелости. Подчинившись во всем жене, он стал «здоровьем слаб», «спокоен и ленив», от скуки развлекается игрой на флейте. «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей» — именно этот тип представлен в образе Горича.

Поведение Горича иллюстрирует в комедии тему покорности мужчин своим властным женам. Так же покорен и безгласен князь Тугоуховский «перед своею супругою, этою расторопной маменькой». Так же робок, тих и скромен Молчалин во время свиданий с Софьей.

Итак, Скалозуб, князь и княгиня Тугоуховские, графини Хрюмины. старуха Хлестова, Репетилов и Загорецкий, Горичи... — «все это типы, созданные рукою истинного художника; а их речи, слова, обращение, манеры, образ мыслей, пробивающийся из-под них, — гениальная живопись...». Все эти образы — яркие, запоминающиеся, оригинальные. Герои Грибоедова воплощают собой неспешный «век минувший», с его жизненными традициями и моральными правилами. Люди эти боятся новых веяний, не слишком жалуют науки и просвещение, смелость мыслей и суждений. Благодаря этим персонажам, а также внесценическим героям Грибоедов создает широкую панораму русской жизни. «В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».

Ну, не правда ли я сказал, что мы одного поля ягоды.

Ф.М.Достоевский

«От Менандра, александрийской драмы, Плавта и до Сервантеса, Шекспира и - через Достоевского – романов ХХ века проходит тенденция снабжать героев спутником-двойником, а иногда - целым пучком – парадигмой спутников», - отмечал Ю.М.Лотман .

Парадигма двойников явлена и в комедии «Горе от ума». Своеобразным двойником Александра Андреича Чацкого является Платон Михайлович Горич, «друг старый». Но Горич не нынешний - «московский житель и женат», а прошлый , которого Чацкий «знал в полку». Таким образом, Горич – это временной двойник Чацкого.

Оттолкнув от себя Чацкого, Софья, как ни парадоксально это прозвучит, спасает его от судьбы Горича. Вероятность превращения Чацкого в Горича крайне мала, но все же допустима: бывший гусар давыдовского толка, возможный московский комендант превращается в помещика, чему сам немало удивлен, но с чем уже смирился: «Да, брат, теперь не так», «теперь, брат, я не тот », «эх! братец, славное тогда житье-то было». Не менее своего старого друга этим превращением всего за год («Не в прошлом ли году, в конце, в полку тебя я знал?») удивлен и Чацкий, увидевший воплощенный идеал московского мужа – мужа-мальчика, мужа-слуги, сведенного до положения комнатной собачки. «Мой муж – прелестный муж…», - говорит Наталья Дмитриевна о своем муже, возя его на балы, до которых тот «смертельный неохотник». «Ваш шпиц – прелестный шпиц…», - говорит Молчалин о собачке, которую Хлёстова берёт с собой на бал «от скуки». Позднее А.С.Пушкин соединит и мужа, и собачку, и любовника в один ряд:

У Пелагеи Николавны
Всё тот же друг мосьё Финмуш,
И тот же шпиц, и тот же муж…

Обращенное к Чацкому «брат» - показатель не только этикетно-дружеской, но и духовной близости, общности, которая связывала этих людей в прошлом. Нынешний Горич, твердящий от скуки на флейте «дуэт а-мольный, что твердил назад тому пять лет», ближе к играющему три года на флейте Молчалину...

Является ли звук флейты своеобразным сигналом превращения Горича во второго Молчалина?

Придуманный Софьей Молчалин и Молчалин, реально существующий, - абсолютно разные люди. Стать же двойником Горича – мужем-мальчиком, мужем-слугой – может умный, робкий, застенчивый, несмелый, готовый «за других себя забыть»… Но такой Молчалин – миф, фантом, живущий только в воображении Софьи. Реальный Молчалин, цель которого дойти «до степеней известных», никогда на это не пойдет. К тому же в Молчалине нет подлинного благородства и глубокой порядочности, свойственной Горичу. Так, сделавшись игрушкой в руках женщины, Платон Михайлович не опускается до упреков, только изредка у него вырывается:

Наташа-матушка, дремлю на балах я,
До них смертельный неохотник,
А не противлюсь, твой работник,
Дежурю за полночь подчас
Тебе в угодность, как ни грустно,
Пускаюсь по команде в пляс .

Находясь в положении прелестного мужа-шпица, по кличке Попошь, Горич прекрасно осознает свое положение и до времени смиряется с ним.

Если Чацкий, видя в Гориче свое возможное будущее, способен его избежать: я могу стать таким, но таким не буду, то избежать столкновения со своим очередным двойником в замкнутом пространстве дома Фамусова крайне трудно.

Именно в этом ограниченном пространстве и сталкивается Чацкий с Репетиловым – своим последним истинным пространственным двойником.

«Кстати, что такое Репетилов? В нем 2, 3, 10 характеров», - отмечал А.С.Пушкин .

Пародийность образа Репетилова – факт в литературоведении общеизвестный. Пародийный двойник, нигде до этого не упоминаемый, возникает перед Чацким внезапно, когда тот уже готов уехать. Обращение Репетилова: «Сердечный друг! Любезный друг! Mon cher!», - сменяется уменьшительно-ласкательным «братец» (ср. обращение Горича). Подтверждая своеобразную близость этих людей, обращение «братец» Грибоедов вкладывает и в уста Чацкого. Но «пародирование – это создание развенчивающего двойника, это тот же «мир наизнанку». Поэтому пародия амбивалентна» .

С первых слов Репетилова Чацкий узнает в нём себя – утреннего Чацкого, горячего, пылкого, влюблённого и несдержанного в речах (болтливого?). Холодные, колкие и язвительные реплики Софьи, сдерживающие, охлаждающие и оскорбляющие порыв Чацкого, теперь, в общении с Репетиловым, становятся принадлежностью самого Чацкого.

Драматург жёсток и жесток по отношению к своему герою: он не только беспощадно и нелицеприятно напоминает Чацкому о его утренних промахах, он заставляет заново пережить ситуацию внезапного появления не очень желанного и не особо жданного гостя, поставив Чацкого на место Софьи.

Репетилов – ночной кошмар Чацкого, его воплощенное, хоть и мнимое сумасшествие. Он не только объясняется Чацкому в любви («Не любишь ты меня, естественное дело…»), как ранее это делал Чацкий («Ни на волос любви! куда как хороши!), но и овеществляет реплики Чацкого:

Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног…
Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря ,
Верст больше седьмисот пронесся, - ветер, буря;
И растерялся весь , и падал сколько раз….
(здесь и далее выделено мной – С.Т.).

Репетилов (вбегает с крыльца, при самом входе падает со всех ног и поспешно оправляется).

Тьфу! Оплошал. – Ах, мой создатель!
Дай протереть глаза ; откудова? Приятель!..
………………………………………………
как будто знал, сюда спешу,
Хвать, об порог задел ногою,
И растянулся во весь рост .

Как Чацкий порой не замечает, что его никто не слушает и не слышит, так и Репетилов не замечает, что Чацкого сменяет Скалозуб, которого в свою очередь сменяет Загорецкий:

Чуть из виду один, гляди уж нет другого.
Был Чацкий, вдруг исчез, потом и Скалозуб .

Как охлаждающие реплики Софьи мало действуют на Чацкого, так и иронические замечания Чацкого не трогают Репетилова. Практически ни тот, ни другой их просто не слышат.

Как Чацкому равно перед кем произносить очередную проповедь – Софьей, Фамусовым, Скалозубом etc., так и Репетилову собеседник в целом не очень важен. Монологи Чацкого и Репетилова прекращаются только с исчезновением собеседника, даже пассивный слушатель – заткнувший уши Фамусов – устраивает Чацкого, как Репетилова – слушатель, постоянно меняющийся.

В репликах Репетилова, как в кривом зеркале, отражаются и искажаются мысли Чацкого о долге, службе, чинах … Иллюзорные высокие мечты и идеалы Чацкого профанируются Репетиловым, становятся кошмарной явью.

Теперь пускай из нас один ,
Из молодых людей найдется - враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин.
В науки он вперит ум, алчущий познаний.
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим высоким
и прекрасным, -
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывёт у них мечтателем! опасным!! –

страстно произносит Чацкий, не подозревая о наличии «горячих дюжины голов », для которых оплотом свободомыслия и вольности становится Английский клуб, «старинным и верным членом» которого является Фамусов, а единственным и достойным времяпрепровождением членов Секретнейшего союза – сочинение водевилей.

Как в своё время весь обличительный монолог Чацкого «А судьи кто?» полковник Скалозуб свёл к любимому им мундиру и к Первой армии, так и Репетилов весь разговор с Чацким свел к водевилю.

Загорецкий

Как думаете вы об Чацком?

Репетилов

Он не глуп.
Сейчас столкнулись мы, тут всякие турусы.
И дельный разговор зашел про водевиль.
Да водевиль есть вещь, а прочее всё гиль.
Мы с ним… у нас… одни и те же вкусы .

Легкость, водевильность характера Репетилова обнаруживается в его внезапном появлении, сопровождаемом падением, в манере общения, склонности к преувеличениям. Менее очевиден водевильный характер главного героя. Ю.Н.Тынянов отмечал: «Центр комедии – в комическом положении самого Чацкого, и здесь комичность является средством трагического, а комедия – видом трагедии» . Репетилов делает положение Чацкого не трагическим, а водевильным. Примечательно, что после отъезда Репетилова, такого же внезапного, как и появления, сюжет комедии «Горе от ума» насыщается водевильными эпизодами, а образ Чацкого приобретает водевильные черты.

Но опасность Репетилова не только в том, что он материализует и опошляет идеи Чацкого, не только в том, что он повторяет, проживает его, а в том, что он удивительным, парадоксальным образом соединяет несоединимое: Чацкого, вероятно, будущего декабриста, Скалозуба, николаевского служаку (Скалозуб станет генералом уже при Николае I), и Загорецкого, будущего доносчика III отделения («при нём остерегись: переносить горазд»).

Даже драматическая напряженность финальной реплики Чацкого:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету! -

снижается и ослабляется потому, что ранее эти слова произносит Репетилов, уезжающий из дома Фамусова раньше Чацкого:

Куда теперь направить путь?
А дело уж идёт к рассвету.
Поди, сажай меня в карету,
Вези куда-нибудь .

«Мифологема двойничества, восходящая к близнечным мифам, в контексте христианской культуры связывается с идеей дьявольского подражания благородной силе творца…», - отмечает В.И.Тюпа .

«Что за будущее предстоит всем, свидетельствует катастрофическая фигура Репетилова», - писал Ю.Н.Тынянов .

На этом и закончим.

Литература

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. – М.: Сов. Россия, 1979.
2. Грибоедов А.С. «Горе от ума». Комедии. Драматические сцены. – Л.: Искусство, 1987.
3. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. – М.: «Языки русской культуры», 1996.
4. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10т. Изд. 3. Т. Х. – М.: Наука, 1966.
5. Тынянов Ю.Н. Смерть Вазир-Мухтара: Роман. Сюжет «Горя от ума». – М.: Сов. Россия, 1981.
6. Тюпа В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). – М.: Лабиринт, РГГУ, 2001.

Наталья Дмитриевна – супруга Платона Михайловича Горича в комедии Грибоедова «Горе от ума»; яркий пример воплощения женской власти. Чацкий знал Платона Михайловича задолго до этой встречи на балу у Фамусовых. Они вместе служили в полку и были хорошими приятелями. Поэтому перемены, произошедшие в характере друга после женитьбы, не могли скрыться от его проницательных глаз.

Наталья Дмитриевна полностью подчинила себе мужа, обращалась с ним как с ребенком то и дело, назойливо ухаживая за ним. Своей чрезмерной заботой о здоровье Платона Михайловича она убила в нем жизненный азарт, тот задор, который Чацкий раньше видел в его глазах. Теперь он стал абсолютно безвольным человеком и скучным собеседником. Наталья Дмитриевна молода. Она принадлежит к дворянскому сословию. Внешне она привлекательна, хороша собой, хотя немного полновата.

Как и многие молодые барыни, она обожает балы и званые вечера. Нельзя сказать того же о ее супруге, но он старается ей во всем угодить, поэтому терпеливо ездит с ней на все светские мероприятия. Из разговора с княжнами Тугоуховскими становится ясно, что Наталья Дмитриевна любит обсуждать дорогие наряды. Мужу она не дает и рта раскрыть, всячески дрессируя как собачку. Судя по ее ложным волнениям о здоровье Платона Михайловича, можно сказать, что эта героиня полна приторной сентиментальности.

«Горе от ума» - произведение поистине гениальное, которое навсегда сделало ее автора великим классиком русской литературы. Эта сатирическая пьеса буквально сразу разлетелась на крылатые фразы, цитаты и выражения уже тогда, когда еще не была настолько известной широкой публике. Грибоедов очень правдиво изобразил жизнь московского дворянства и точно описал характеры героев, присущие людям того века. А главное - подарил столько мудрости и великолепной сатиры, что теперь на протяжении практически двух столетий мы учимся на всем этом познавать мир предков.

«Горе от ума». Комедия А.С. Грибоедова

Главные персонажи произведения «Горе от ума» очень четко показывают, что в светском обществе начала XIX века образовался раскол между молодым, передовым, с прогрессивными взглядами поколением, представленным в образе Чацкого, и зацикленными консерваторами старого поколения в образ Фамусова. «Горе от ума» - комедия, где эти два основных персонажа показаны очень ярко и колоритно, и каждый в своей правде принципиален и непреклонен. Однако есть и второстепенные герои комедии, которые тоже вносят в сюжет свои краски. Их можно поделить на три типа: "Фамусовы", те, кто претендует на "Фамусовых", и "Фамусовы-неудачники".

Загорецкий, «Горе от ума». Характеристика этого героя

Среди приглашенных гостей в доме Фамусова в третьем действии появляется Антон Антонович Загорецкий - «ловкий светский человек», который представляет тип «Фамусовы - неудачники». Он не имеет чинов и званий, все его считают «отъявленным мошенником и плутом», «лгунишкой, картежником и вором».

Раскрывая тему «Загорецкий, «Горе от ума». Характеристика», можно сказать, что в обществе Фамусова он определил для себя роль всеобщего угодника и прислужника, который всегда ищет случая угодить своим поведением и лестью и, что еще лучше, неожиданными подарками, поэтому и этим всегда вызывает большую симпатию и одобрение у всего окружения. Например, гостье Хлестовой он двух «арапченков» достал на ярмарке или, что скорее всего, сплутовал их в карты и Софье достал билет в театр, когда никто не смог этого сделать.

Нелестный герой

Персонаж Горич тоже постоянно нелестно отзывается о Загорецком, однако считает, что хоть все его и ругают, однако с охотой везде принимают. Этот герой действительно вхож во все приличные дома столицы. Образ Загорецкого - это собирательный образ дворянского общества, которое стало постепенно загнивать и выглядеть крайне безнравственно. Этому персонажу всегда сподручнее наврать чего-нибудь, нежели вспомнить правду. Он действительно настолько привык врать, что уже никто на его ложь не обращает никакого внимания.

Загорецкому, как и Репетилову, в комедии «Горе от ума» отводится особое место. Хоть критики и относят их к но они не являются его защитниками. Однако именно с их молчаливого согласия могут решаться судьбы других людей.

Роль в обществе

Возвращаясь к теме «Загорецкий, «Горе от ума». Характеристика», выскажем даже мнение, что Загорецкий - человек, по характеру «близкий к политическому сыску». И это совсем не случайно. На эту мысль наталкивают цитаты Загорецкого, которые говорят, что если бы он получил бы должность цензора, то в первую очередь «налег» бы на басни, где царят вечные насмешки над львами и орлами: «Хотя животные, а все-таки цари».

Загорецкий стремительно и с «жаром» ведет разговоры, он любит все преувеличивать и любой слух может раздуть до невероятных размеров. А на резкие высказывания о своей персоне он злобно не реагирует, а просто сводит их к обычной шутке.

Горич в очередной раз о нем заговаривает: «оригинал, брюзглив, а без малейшей злобы».

Грибоедов отводит ему роль человека, который распространяет ложные слухи о Чацком. Загорецкий еще толком не понял, о ком идет речь, но зато в его голове уже родились разные версии сумасшествия. Хлестова выразилась о Чацком, что, мол, тот много пил «бутылками пребольшими», Загорецкий добавляет, что он пил «бочками сороковыми».

Внесценические образы

Загорецкий - это один из внесценических персонажей и новаторский прием драматурга Грибоедова. Такие герои еще шире раскрывают картину «века минувшего» и обрисовывают его ценности и идеалы. Роль внесценических героев в том, что они помогают лучше понять и раскрыть поведение главных героев и всего фамусовского общества. Именно фигура Загорецкого показывает безнравственное поведение дворянского общества. Кстати, от Горича мы узнаем и то, что Загорецкий - доносчик. Да и Чацкий сразу получает предупреждение от Горича, что при нем лучше не высказываться откровенно.

В заключение темы «Загорецкий, «Горе от ума». Характеристика» важно отметить, что статус дворянина в России был защищен уже самим этим фактом, и если следовал традициям и устоям, то имел неплохие перспективы сделать успешную карьеру и за счет этого обогатиться. Главное, чтобы не быть такими неудачниками и угодниками без ума, как Загорецкий, который все обо всех знает и следует заветам своего отца «угождать людям всем без изъятья».

Платон Горич - ещё один персонаж «Горя от ума» А.С. Грибоедова.
Тоже не в момент повествования, а в бытность. За год до описываемых в пьесе событий в доме Фамусова. Во время последней встречи Горича с Чацким, о которой последний на балу и упоминает. Т.е., если действие пьесы - ноябрь 1823-го, то на картинке изображён Горич в ноябре 1822-го.
Что мы можем о нём сказать со слов персонажей пьесы? Выясняется немногое, но тоже кое-что, что театральные постановщики совершенно не учитывают.


В действии пьесы он предстаёт перед нами жалким подкаблучником, во всём слушающимся молодой жены и лишь вздыхающим в ответ.
Но ведь так было не всегда! Всего лишь год тому назад Чацкий видел его лихим офицером, закалённым, ловким и презирающим опасность!
Народ в пьесе вообще совершенно не шаблонен, чем и замечателен; разве что за одним исключением - Молчалиным.
А Горич? Перед нами яркий и неоднозначный персонаж, лишь ради желания вписаться в московское общество терпящий скуку семейной жизни. Вот уже полгода её терпящий, или чуть более. Но… чем это терпение окончится??
Платон Михайлович крепок и морально, и физически. Даже имя Грибоедовым подобрано говорящее: по-гречески «плато» - плечо, «платон» - плечистый, широкоплечий (Маяковского попрошу не цитировать).
Горич грубее Скалозуба даже при том, что тот груб нарочито. По поведению Горич резче и бескомпромисснее самого Чацкого. Так, Загорецкого Платон Михайлович уже при встрече посылает подальше чуть ли не последними словами и даёт ему перед приятелем крайне нелестную характеристику. Сплетню про Чацкого не принимает, бросая толпе в лицо: «Кто первый разгласил?». Вот и Репетилов в итоге согласился с «мнением общественности», а Горич остался при своём «сомнении».
Безмолвен он только перед женой-москвичкой, будучи мужем которой в Москве он остаётся своим. Но при таком характере надолго его не хватит. Ой, не хватит!!
Платон Горич несколько старше Александра Чацкого, хотя это обстоятельство и не мешает им быть закадычными приятелями. Горич в отставке, которая никого не удивляет, видимо, по выслуге, в отличие от того же Чацкого. Платон Михайлович считается кандидатом в коменданты Москвы (!), а это обстоятельство также будет предпосылкой видеть в нём не мальчика, но мужа.
Скорее всего, ему лет не 23-25, а слегка за 30, т.е. он, по сути, ровесник Сергея Скалозуба.
Но кто же такие Горичи? Что за семья?
Мы можем утверждать, что Грибоедов не мог не слышать этой фамилии во время военной службы на Кавказе.
Потому что Горичи - это ветвь княжеской семьи осетин-дигорцев Бегидовых, с давних времён проживавших в Балкарии, но с полвека тому переселившаяся в Дагестан, в Кизляр. Где они и были крещены в православие, а будучи «горскими князьями», получили себе и новую фамилию.
Про них http://kumukia.ru/article-9207.html и http://reftrend.ru/296897.html
В каких войсках служил парень из Кизляра с алано-славяно-балкарскими корнями? В казачьих - самое вероятное. Чацкий упоминает их общий "шумный лагерь" пять лет тому назад, т.е. году в 1818-м. И речь вполне может идти не о полковом лагере, а о дивизионном, или даже общеармейском, где общению казаков с уланами ничто не мешало.
Полковник Скалозуб начал службу в 1809, значит, и Горич посвятил себя армии примерно в то же время. И чтобы казак из Кизляра не участвовал в Персидской (1804-1813) или Турецкой (1806-1812) войнах, - маловероятно. Поэтому на георгиевской ленте у него награда 1810 года, крест за взятие крепости Базарджик (ныне областной центр Добрич в Болгарии).

Слева под перевязью-панталёром лядунки - Кульмский Крест, прусская награда времён Наполеоновских походов за сражение при Кульме 1813 года.

На картинке Платон Михайлович в форме обер-офицера Атаманского казачьего полка. Форма синяя с голубой выпушкой и лампасами. Погоны, кушак, шитьё по манжетам и вороту - белые.
Пороховница из рога лося - по польской традиции.

Внизу родовой знак - открытая ладонь - срисован с вымпела на фамильном гербе Горичей-Бегидовых.

На голове бёрк - балкарская повседневная папаха. С началом Кавказской войны элементы горской моды появлялись в русской армии медленно, но верно. И первыми проводниками её были как раз местные или полукровки. Во-вторых, ноябрь-месяц, прохладно всё-таки. В-третьих, встреча с Чацким происходила, скорее всего, как раз на Кавказе. Как мы знаем из пьесы, Александр Андреевич недавно пребывалтамна водах, а Платон Михайлович мог быть или командированным, или находиться в расположении полка. В-четвёртых, нужно как-то подчеркнуть лихость, о которой неслучайно говроил Чацкий. Бёрк на голове Горича- вещь вполне уместная, хоть и похож он в ней больше на казака времён Гражданской. Но, тем не менее, - бёрк!
Шашка кавказская, одна из первых в русской армии. На портупее, лезвием вверх. Ножны не до перекрестья, а до яблока. Чёрная рукоять из фиалкового дерева (кампешёвого, по-испански «кровавого»). При обработке на открытом воздухе ярко-красная древесина его становится фиолетовой, а потом чернеет. Пахнет фиалкой.))
Старого друга Горич встречает бутылочкой выдержанного Шато Лафит Ротшильд. Вот такого, дорогого:

Оригинал взят у

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...