Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Щи из индейки со свежей капустой

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение

История дочери станционного смотрителя рассказанная ею самой. А.С. Пушкин «Станционный смотритель. Жанр и направление

«Станционный смотритель» - одна из повестей, вошедших в известное произведение А.С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». В «Станционном смотрителе» автор знакомит нас с тяжелой, безрадостной жизнью простых людей, а именно - станционных смотрителей, во времена крепостного права. Пушкин обращает внимание читателя на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении своих обязанностей этими людьми кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот.

В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел «свежим и бодрым». Несмотря на нелегкую работу и зачастую грубое и несправедливое обращение с ним проезжающих - неозлобленного и общительного.

Однако как может изменить человека горе!...

В своей повести рассказчик предпослал немного видоизмененные стихи друга поэта Петра Вяземского «Калужский регистратор,/Почтовой станции диктатор…» . В дальнейшем знакомясь с повестью, мы понимаем, что за этими словами скрыта глубокая ирония. Автор призывает своего читателя вместо негодования наполнить свое сердце искренним состраданием. Рассказчику, изъездившему много дорог, знавшему практически всех смотрителей в лицо, можно поверить. Автору интересны эти люди с добрым сердцем, незлобливостью, удивительным умением вести разговоры, которые писатель часто предпочитает речам какого-нибудь чиновника шестого класса.

Действительно, весьма иронично на фоне пушкинских представлений звучат слова князя Вяземского.

Рассказчик с чувством гордости признается, что у него есть приятели из почтенного сословия смотрителей, а память об одном из них особенно драгоценна ему, и эта драгоценная память возвращает его в мая 1816 года.

Рассказчик - молодой человек, имеющий мелкий чин, - приехал на станцию, чтобы отдохнуть, поменять лошадей и переодеться после дождя. Путешественника поразила красота дочери смотрителя Дуни, четырнадцатилетней девочки, ее большие голубые глаза; в ней наблюдаются манеры девицы благородного происхождения. По словам отца, Дуня разумная, проворная - вся в покойницу мать. Еще рассказчик замечает в поведении Луни самолюбование и стремление понравиться гостю, он называет девочку маленькой кокеткой.

В 1816 году, в мае месяце, случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному.

Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах.

Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет. Я предложил отцу ее стакан пуншу; Дуне подал я чашку чаю, и мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы.

Дуня даже позволила ему в сенях поцеловать себя в щеку. Несомненно, рассказчик - человек добрый, искренний, внимательный, его умиляет обстановка комнаты, где живут эти добрые люди, горшки с бальзамином, кровать с пестрой занавеской, а также картинки на стенах, изображающие историю блудного сына.Рассказчик подробно описал сюжет этих картинок о юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания. Они словно намекают на будущую историю блудной дочери - героини повести, а почетный старик в колпаке и в шлафроке напоминает самого смотрителя.

В повести рассказчик трижды посещает почтовую станцию. Первый и второй приезды заключают много общего. Рассказчик видит все тот же почтовый домик, входит в комнату с картинками на стене, стол, кровать стоят на прежних местах, но это лишь внешняя схожесть обоих приездов. Нет Дуни, и поэтому все привычное видится по-другому.

Смотритель спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал… Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика.

Обратите внимание на весьма характерную деталь: «смотритель спал под тулупом». Она подчеркивает, как Вырин запущен. Болезненность и дряхлость смотрителя подчеркивается еще одной деталью.Сравним первый раз: «Тут принялся он переписывать мою подорожную». То есть он немедленно начал исполнять свой служебный долг. Во второй же приезд:

Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика..

Смотритель по-стариковски медлит, с трудом разбирает написанное, произносит вслух слова старческим пошептом - перед нами горькая история угасания одной разбитой жизни.

Смотритель рассказывает историю появления на станции ротмистра Минского.

При разговоре со смотрителем он требовал скорее лошадей, «возвысил было голос и нагайку», и лишь ласковое обращение Дуни к гусару развеяло его гнев. Гусар подобрел, согласился ждать лошадей и даже заказал себе ужин. Ротмистр начал весело разговаривать со смотрителем и его дочерью. Минский, желая подольше задержаться на станции, сказался больным и даже подкупил для этого врача.

Самсон Вырин и Дуня искренне верят в болезнь Минского, они даже не обратили внимания на то, что больной выпил две чашки кофе и заказал себе обед, выпил кружку лимонада и вместе с доктором ел с большим аппетитом да еще выпил бутылку вина.

Самсон Вырин - добрый и доверчивый челочек, он убежден в порядочности Минского и невольно сам отпускает свою дочь, когда гусар предлагает подвести её до церкви (рис. 1).

Рис. 1. Иллюстрация М. Добужинского к «Станционному смотрителю» ()

Гусару подали кибитку. Он простился с смотрителем, щедро наградив его за постой и угощение; простился и с Дунею и вызвался довезти ее до церкви, которая находилась на краю деревни. Дуня стояла в недоумении… «Чего же ты боишься?» сказал ей отец; «ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул и лошади поскакали.

Смотритель чувствовал за собой вину. Бедный смотритель не понимал, как мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром:

Как нашло на него ослепление, и что тогда было с его разумом. Не прошло и получаса, как сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел, и пошел сам к обедни. Подходя к церкви, увидел он, что народ уже расходился, но Дуни не было ни в ограде, ни на паперти. Он поспешно вошел в церковь; священник выходил из алтаря; дьячок гасил свечи, две старушки молились еще в углу; но Дуни в церкви не было. Бедный отец на силу решился спросить у дьячка, была ли она у обедни. Дьячок отвечал, что не бывала. Смотритель пошел домой ни жив, ни мертв. Одна оставалась ему надежда: Дуня по ветрености молодых лет вздумала, может быть, прокатиться до следующей станции, где жила ее крестная мать. В мучительном волнении ожидал он возвращения тройки, на которой он отпустил ее. Ямщик не возвращался. Наконец к вечеру приехал он один и хмелен, с убийственным известием: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром».

Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик. Теперь смотритель, соображая все обстоятельства, догадывался, что болезнь была притворная. Бедняк занемог сильной горячкою…

Ямщик, который вез его, сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте.

Смотритель начинает бороться за свою дочь. Он пешком отправляется на поиски Дуни и надеется привезти домой свою заблудшую овечку. Минский, встретив в прихожей смотрителя, особенно не церемонится с ним, объясняя, что Дуня с ним будет счастлива, откупился от Вырина деньгами, которые потом тот выбросил. Во второй раз слуга ротмистра объяснил Вырину, что «барин никого не принимает, грудью вытиснил из передней и хлопнул дверей ему под нос». Когда Вырин в третий раз осмелился потребовать у Минского свою дочь, гусар вытолкнул его на лестницу. Минский по-настоящему любит Дуню: окружает её вниманием и роскошью. И Дуня любит своего похитителя: с какой нежностью она смотрела на Минского, на матово-черные его кудри (рис. 2)!

Рис. 2. Иллюстрация М. Добужинского к повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» ()

Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь её отца стала еще несчастнее. Бедняк так и остался бедняком. Но это не главное. Гораздо страшнее то, что оскорбили и растоптали его человеческое достоинство.

Повесть завершается грустно. Прошли годы, рассказчик специально приезжает на станцию, чтобы повидаться со смотрителем, но он уже спился и умер.

Жива ли память о Самсоне Вырине среди людей? Да люди помнят его, знают, где находится его могила, хозяйский мальчишка Ванька выучился у смотрителя вырезать дудочки. Самсон Вырин часто играл с детьми и одаривал их орехами.

Рассказчик узнает, что к Дуне пришло позднее раскаяние, она приехала к отцу, но застала только лишь его могилу. Да, она стала богатой барыней, у нее трое детей, но Дуня нарушила одну из заповедей: «почитай отца своего и мать» и очень страдает от этого. Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед близкими нам людьми (рис. 3).

Рис. 3. Иллюстрация М.В. Добужинского к повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» ()

Что общего и в чем разница истории Дуни и блудного сына из библейской притчи?

Блудный сын раскаялся и прощен, Дуня тоже раскаялась, но поздно: отец умер, она не получила от него прощения, и тем горше ее судьба.

Прочитана повесть Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель».

О чем она?

О глубокой отцовской любви, о дочерней неблагодарности. Эта повесть о том, как бедному человеку трудно соперничать с богатыми и сильными, о маленьком человеке , сохранившем свое достоинство, о запоздалом раскаянии блудной дочери, которая будет жить с чувством вины перед своим отцом.

МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК - это тип литературного героя в русской литературе, который возник в двадцатые-тридцатые годы девятнадцатого века. Первым образом «маленького человека» стал Самсон Вырин из повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель». «Маленький человек» - это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. А.С. Пушкин, создавая образ «маленького человека», хотел напомнить читателям, привыкшим восхищается романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже достоин сочувствия, внимания и поддержки.

Список литературы

  1. Александр Сергеевич Пушкин в исполнении мастеров художественного слова/Сборник/МР3-CD. - М.: АРДИС-КОНСАЛТ, 2009.
  2. В. Воеводин. Повесть о Пушкине. - М.: Детская литература, 1955.
  3. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. - М., 2013.
  4. Пушкин А.С. Повести Белкина. - М.: Рипол Классик, 2010.
  1. Либрусек. Много книг. «Наше всё». Что читать о Пушкине А.С. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  2. Все толковые словари Русского языка в едином рубрикаторе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  3. «Энциклопедия русской живописи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  4. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Пушкинский кабинет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().

Домашнее задание

  1. Словарная работа. В повести «Станционный смотритель» встречаются устаревшие слова и выражения, значение которых необходимо знать для понимания смысла произведения. Пользуясь толковым словарём русского языка и комментариями к произведению, выпишите значение этих слов:

    Коллежский регистратор -

    Подьячий -

    Фельдъегерь -

    Подорожная -

    На перекладных -

    Прогоны -

  2. Перескажите историю Самсона Вырина (по выбору)

    А. от лица гусара Минского;

    Тема. А.С. Пушкин “Станционный смотритель”. “Отец и дочь”

    Цель. Познакомить учащихся с историей создания “Повестей Белкина”, дорожным бытом пушкинской поры. В процессе обсуждения содержания выявить, как складываются отношения между отцом и дочерью, Самсоном Выриным и Дуней, и чем они обусловлены. Обращать внимание учеников на особенности повествовательной манеры А.С. Пушкина.

    Оборудование: Портрет Пушкина, иллюстрации к повести художника Шмаринова.

    Ход урока

    I. Стадия вызова.

    1. Сообщение учителя об истории создания повестей. Отношение критики к этому сборнику (противоречивое ). Причины введения единого героя - повествователя И.П. Белкина, человека простого, не очень образованного, но простодушного и доброго.

    II. Стадия осмысления содержания.

    1. Учитель > к ученикам.

    С чего начинается повесть “Станционный смотритель”? (Чтение фрагмента повести).

    Что обозначало слово “Станция” во времена Пушкина? Кого называли станционным смотрителем? Что входило в его обязанности?

    2. Сообщение учащихся. (Заранее подготовленного.)

    Дорожный быт пушкинской поры.

    3. Обобщение учителя.

    Что, по-вашему, тяжелее всего было в положении этих людей, судя по прослушанной информации и по тому описанию, которое дает Пушкин? (Унижение, бесправие, беззащитность).

    4. Обратите внимание на эпиграф. Как вы его понимаете? Находится ли он в соответствии с пушкинским описанием? Почему Пушкин использовал слова Вяземского?

    5. Учитель:ҷb>

    На далекой станции, на почтовом тракте в российской глубинке, умер с горя станционный смотритель Самсон Вырин. Кто виноват в этом? Дуня, его дочь, или он сам? Давайте разберемся, что же произошло?

    - Итак, рассказчик, оказавшись в доме смотрителя, видит хозяина и его дочь. Какими он их увидел? (Найти и прочитать описание портретов героев).

    - Как ведет себя Дуня с проезжающими?

    - Что о ней говорит отец?

    - Какие между ними сложились отношения?

    ( Отец гордится такой дочерью, он вырастил ее без матери, всему научил сам. Она помощница, создала уют в доме. Благодаря своей красоте, отводит от отца удары, защищает от оскорблений. И пока им вместе хорошо .)

    Домашнее задание. Вспомнить библейскую притчу о блудном сыне. Проанализировать сцены “Самсон Вырин и Минский в гостиничном номере” и “Последняя встреча с дочерью” по схеме.

    1) Проследить, как ведут себя герои во время встречи и как выглядят?

    2) О чем говорят они?

    3) Как поведение и речь характеризуют каждого?

    Урок 2

    История блудной дочери”

    Цель: в процессе обсуждения выявить, какое содержание библейской притчи нашло отражение в повести и что автор интерпретировал по-своему, дать представление о родительском долге и обязанностях детей, обсудить, как понимает каждый из героев, что такое счастье.

    I. Продолжение стадии осмысления содержания.

    1. Учитель:

    Рассказчик, оказавшись в доме смотрителя, осматривает его и видит, что на почетном месте висят картинки, которые передают содержание библейской притче о блудном сыне.

    - Давайте вспомним эту притчу ( ученики хорошо комментируют).

    - Зачем Пушкин использует эту деталь, ведь ничего случайного у него не бывает?

    - Как предопредели эти картинки, постоянно висевшие у героев перед глазами, их взгляд на жизнь?

    ( С.Вырин был уверен в том, что Дуня будет несчастна, не допускал даже мысли о возможности счастливой будущности дочери. А Дуня поступает вопреки, она убегает из дома, даже зная о том, что ее, возможно ожидает ).

    2. Из слов ямщика, отец узнал, что, уезжая с Минским, Дуня плакала.

    - О чем, по-вашему, плакала Дуня?

    - Как отец сам способствовал побегу?

    3. Отец, будучи уверенным в том, что дочь брошена, несчастна и боится возвращаться к отцу, сам отправляется на ее поиски.

    - Какой была первая встреча Вырина с Минским в Петербурге? ( Анализ сцены “Вырин с Минским в гостиничном номере”). (Чтение сцены).

    а) Как ведет себя Минский? ( Вспыхивает, извиняется, дает деньги, клянется в верности Дуне ).

    б) О чем говорят герои? ( О Дуне, о ее счастье, о том, кому она должна принадлежать ).

    в) Какие аргументы приводит каждый, объясняя, почему Дуня должна принадлежать именно ему?

    г) Какую ошибку допускает Минский? Что, по-вашему, он должен был сделать, чтобы наладить отношения с отцом любимой женщины?

    - Анализ второй сцены “Последняя встреча с дочерью” ( чтение сцены ).

    Самсон Вырин решил во что бы то ни стало увидеться с дочерью. Случай представился быстро.

    а) О чем говорит фраза служанки “К Авдотье Самсоновне нельзя, у нее гости!” ( Она не замужем, Минский ездит пока к ней в гости).

    б) Какой увидел отец свою дочь? О чем это говорит? Задумался ли об этом Вырин? Почему именно в этот момент автор называет его “бедным”?

    в) Почему Дуня, увидев отца, не вскрикнула от радости, не бросилась навстречу ему, а упала в обморок?

    (Возможно, она испугалась, что отец заберет ее, лишит счастья, пользуясь своим отцовским правом).

    г) Как ведет себя Минский? Почему? Может ли это его оправдать?

    д) Какие чувства вызывает эта сцена?

    4. Отец возвращается домой. Утешился ли он, увидев вполне благополучную Дуню?

    ( Вырин убежден, что рано или поздно, Дуня окажется выброшенной на улицу, и ее ждет судьба блудного сына из библейской притчи).

    5. Через три года рассказчик вновь оказывается на этой станции и встречается со смотрителем.

    - Каким он увидел смотрителя и его дом? почему произошли такие изменения?

    6. Как заканчивает Пушкин рассказ об истории блудной дочери? Согласуется ли это с содержанием известной притчи?

    ( Дуня все-таки возвращается, но не в рубище, а богатой дамой с детьми, не к живому отцу, а к его могиле).

    7. Почему Пушкин заканчивает повесть именно так. ( Изменение стереотипов ).

    8. О чем, по-вашему, плакала Дуня на могиле отца? ( Может быть, сама, став матерью, поняла, что в стремлении быть счастливой слишком жестоко поступила с отцом ).

    Домашнее задание. Поразмышляйте над заданиями:

    1) Что хорошего можно найти в случившемся с героями этой повести?

    2) Какие чувства испытывали во время чтения разных эпизодов повести?

    3) Как, по-вашему, должна была поступить Дуня, чтобы отец не чувствовал себя брошенным?

    4) Виноваты ли герои Пушкина друг перед другом? Если да, то в чем?

    Урок 3

    Тема “Кто виноват и что делать?”

    Цель. С помощью стратегии РКМЧП “Шесть шляп мышления” обобщить сведения, полученные в процессе обсуждения повести. Используя шесть разных способов мышления всесторонне проанализировать сюжет повести и проблемную ситуацию, лежащую в его основе: как автор решает проблему “отцов” и детей в повести “Станционный смотритель”. Выявить главную проблемную ситуацию и сформировать отношение к ней.

    Урок представляет из себя стадию рефлексии.

    Оборудование: Цветные шляпы (6 – белая, черная, желтая, красная, зеленая, синяя), имеющие символическое значение, скатерти тех же цветов, иллюстрации к повести, портрет Пушкина, карточки с вопросами на каждый стол, бумага для записи ответов.

    Ход урока

    I. Сообщение учителем темы и цели урока. Распределение учащихся по группам.

    II. Особенности шести разных способов мышления представлены путем инсценирования “Притчи о старом Шляпнике и его сыновьях” ( автор перевода с английского психолог Т. Зинкевич-Евстигнеев. Смотрите приложение 2).

    III. Распределение заданий по группа.

    1. Белая шляпа (белый стол).

    - Какие события произошли в этой повести? Назовите имена герое. (Вопрос выкладывается на стол. В течение определенного времени учащиеся обсуждают предложенный вопрос и на листе могут записать весь ответ, или план, или опорные слова).

    2. Черная шляпа (черный стол).

    - Что плохого, трагичного для героев повести произошло? Почему все так случилось? Что оказалось для вас неясным, непонятным до конца во всей этой истории?

    3. Желтая шляпа (желтый стол).

    - Какие вы видите положительные, светлые стороны в том, что случилось с Дуней и ее отцом? Есть ли они вообще? Аргументируйте свой ответ.

    4. Красная шляпа (красный стол).

    - Какие чувства испытывали вы, читая разные эпизоды повести. Аргументируйте.

    5. Зеленая шляпа (зеленый стол).

    - Как, по-вашему, следовало бы поступить Дуне, чтобы отец не чувствовал себя брошенным? Аргументируйте свой ответ. Вообще, в этой ситуации от нее что-то могло зависеть?

    6. Синяя шляпа (синий стол).

    - Виноваты ли герои повести друг перед другом? И если да, то в чем? Аргументируйте свой ответ.

    IV. Работа учащихся (коллективная) над предложенным вопросом, составление ответа (7-10 мин.).

    V. Выступление представителей каждой группы. ( Учащиеся других групп могут после выступления задавать вопросы, делать добавления).

    VI. Заключительное задание для всех учащихся.

    Учитель:

    - Какие бы вы вопросы задали Авдотье Самсоновне, плачущей на могиле отца?

    - Какие бы высказали ей пожелания?

    - Как эта история связана с вечной проблемой взаимоотношение поколений “отцов” и “детей”?

    VII. Итог урока.

    Учитель: Пушкин поднимает вечную проблему взаимоотношений “отцов” и “детей”. Он не оценивает поступки героев, как это делали мы, читатели. И каждый из нас проецирует данные события на свою жизнь.

    Инсценировка притчи о старом Шляпнике

    Герои: 6 мальчиков и автор.

    Жил-был старый мудрый Шляпник. Имел он золотые руки и прекрасную душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы. Просветленными и веселыми решительными и твердыми духом выходили из мастерской люди, унося свой заказ. Очень благодарны были люди Мастеру за чудесные шляпы, в которых таился Великий Секрет Великого Мастера. Шли годы; умер старик, оставив в наследство своим сыновьям шесть шляп.

    1-й сын: “Я возьму себе шляпу белого цвета. Она так изящна, я буду в ней красоваться на балах”.

    2-й сын: “А я выбираю черную шляпу. Она не менее изящна и подойдет к любому костюму”.

    3-й сын: “Мне нравится желтая шляпа. Это цвет солнца, радости, богатства, а это мне так необходимо”.

    4-й сын: “Пусть моей шляпой станет красная. Я всегда буду заметен в толпе”.

    5-й сын: “Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и поле, деревья и цветы. Может быть, она поможет осуществиться моей мечте”.

    6-й сын: “Мне достается синяя шляпа, и я очень рад этому, синий цвет – цвет глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту – вот мое призвание.

    Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны. Спустя много лет они встретились под крышей отцовской мастерской и рассказали друг другу о том, как сложились их судьбы.

    1-й сын (белая шляпа): Я стал уважаемым человеком благодаря своей беспристрастности. Факты, цифры, хроника событий стали для меня важнее всего на свете.

    2-й сын (черная шляпа): Я же все происходящее вокруг стал видеть в черном свете. Все подвергал сомнению и критике. И от этого стал угрюмым и недовольным.

    3-й сын (красная шляпа): Я человек чувствительный и живу во власти эмоций, иногда это мне очень мешает, потому что чувства заглушают голос разума.

    4-й сын (желтая шляпа): Я иду по жизни, радуясь каждому дню. Ничто не пугает меня. Я верю в красоту, добро, справедливость, свет.

    5-й сын (зеленая шляпа): Я могу все, что вижу, слышу, чувствую, превращать в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы и повести.

    6-й сын (синяя шляпа): Мне суждено было стать мыслителем, исследователем. Я всегда добиваюсь своей цели, никогда не отступаю перед трудностями. Для меня нет ничего недосягаемого.

    Коллежский регистратор,
    Почтовой станции диктатор.

    Князь Вяземский.


    Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем однако справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Чрез пять минут — колокольчик!.. и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную!.. Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. Еще несколько слов: в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел я дела; любопытный запас путевых моих наблюдений надеюсь издать в непродолжительном времени; покамест скажу только, что сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде. Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. Из их разговоров (коими некстати пренебрегают господа проезжающие) можно почерпнуть много любопытного и поучительного. Что касается до меня, то, признаюсь, я предпочитаю их беседу речам какого-нибудь чиновника 6-го класса, следующего по казенной надобности. Легко можно догадаться, что есть у меня приятели из почтенного сословия смотрителей. В самом деле, память одного из них мне драгоценна. Обстоятельства некогда сблизили нас, и об нем-то намерен я теперь побеседовать с любезными читателями. В 1816 году, в мае месяце, случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному. Находился я в мелком чине, ехал на перекладных и платил прогоны за две лошади. Вследствие сего смотрители со мною не церемонились, и часто бирал я с бою то, что, во мнении моем, следовало мне по праву. Будучи молод и вспыльчив, я негодовал на низость и малодушие смотрителя, когда сей последний отдавал приготовленную мне тройку под коляску чиновного барина. Столь же долго не мог я привыкнуть и к тому, чтоб разборчивый холоп обносил меня блюдом на губернаторском обеде. Ныне то и другое кажется мне в порядке вещей. В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай , ввелось в употребление другое, например, ум ума почитай? Какие возникли бы споры! и слуги с кого бы начинали кушанье подавать? Но обращаюсь к моей повести. День был жаркий. В трех верстах от станции *** стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. По приезде на станцию, первая забота была поскорее переодеться, вторая спросить себе чаю, «Эй, Дуня! — закричал смотритель, — поставь самовар да сходи за сливками». При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота ее меня поразила. «Это твоя дочка?» — спросил я смотрителя. «Дочка-с, — отвечал он с видом довольного самолюбия, — да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать». Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, также как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах. Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет. Я предложил отцу ее стакан пуншу; Дуне подал я чашку чаю, и мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы. Лошади были давно готовы, а мне всё не хотелось расстаться с смотрителем и его дочкой. Наконец я с ними простился; отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги. В сенях я остановился и просил у ней позволения ее поцеловать; Дуня согласилась... Много могу я насчитать поцелуев,

    С тех пор, как этим занимаюсь,

    Но ни один не оставил во мне столь долгого, столь приятного воспоминания.

    Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу ее снова. Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменен; вероятно Дуня уже замужем. Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моем, и я приближался к станции *** с печальным предчувствием. Лошади стали у почтового домика. Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал... Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика. «Узнал ли ты меня? — спросил я его, — мы с тобою старые знакомые». — «Может статься, — отвечал он угрюмо, — здесь дорога большая; много проезжих у меня перебывало». — «Здорова ли твоя Дуня?» — продолжал я. Старик нахмурился. «А бог ее знает», — отвечал он. — «Так видно она замужем?» — сказал я. Старик притворился, будто бы не слыхал моего вопроса, и продолжал пошептом читать мою подорожную. Я прекратил свои вопросы и велел поставить чайник. Любопытство начинало меня беспокоить, и я надеялся, что пунш разрешит язык моего старого знакомца. Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана. Я заметил, что ром прояснил его угрюмость. На втором стакане сделался он разговорчив: вспомнил или показал вид, будто бы вспомнил меня, и я узнал от него повесть, которая в то время сильно меня заняла и тронула. «Так вы знали мою Дуню? — начал он. — Кто же и не знал ее? Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили ее, та платочком, та сережками. Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать, аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь: курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала. А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житье? Да нет, от беды не отбожишь ся; что суждено, тому не миновать». Тут он стал подробно рассказывать мне свое горе. — Три года тому назад, однажды, в зимний вечер, когда смотритель разлиневывал новую книгу, а дочь его за перегородкой шила себе платье, тройка подъехала, и проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью, вошел в комнату, требуя лошадей. Лошади все были в разгоне. При сем известии путешественник возвысил было голос и нагайку; но Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное свое действие. Гнев проезжего прошел; он согласился ждать лошадей и заказал себе ужин. Сняв мокрую, косматую шапку, отпутав шаль и сдернув шинель, проезжий явился молодым, стройным гусаром с черными усиками. Он расположился у смотрителя, начал весело разговаривать с ним и с его дочерью. Подали ужинать. Между тем лошади пришли, и смотритель приказал, чтоб тотчас, не кормя, запрягали их в кибитку проезжего; но возвратясь, нашел он молодого человека почти без памяти лежащего на лавке: ему сделалось дурно, голова разболелась, невозможно было ехать... Как быть! смотритель уступил ему свою кровать, и положено было, если больному не будет легче, на другой день утром послать в С*** за лекарем. На другой день гусару стало хуже. Человек его поехал верхом в город за лекарем. Дуня обвязала ему голову платком, намоченном уксусом, и села с своим шитьем у его кровати. Больной при смотрителе охал и не говорил почти ни слова, однако ж выпил две чашки кофе и охая заказал себе обед. Дуня от него не отходила. Он поминутно просил пить, и Дуня подносила ему кружку ею заготовленного лимонада. Больной обмакивал губы и всякий раз, возвращая кружку, в знак благодарности слабою своей рукою пожимал Дунюшкину руку. К обеду приехал лекарь. Он пощупал пульс больного, поговорил с ним по-немецки, и по-русски объявил, что ему нужно одно спокойствие и что дни через два ему можно будет отправиться в дорогу. Гусар вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать; лекарь согласился; оба ели с большим аппетитом, выпили бутылку вина и расстались очень довольны друг другом. Прошел еще день, и гусар совсем оправился. Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дунею, то с смотрителем; насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу, и так полюбился доброму смотрителю, что на третье утро жаль было ему расстаться с любезным своим постояльцем. День был воскресный; Дуня собиралась к обедне. Гусару подали кибитку. Он простился с смотрителем, щедро наградив его за постой и угощение; простился и с Дунею и вызвался довезти ее до церкви, которая находилась на краю деревни. Дуня стояла в недоумении... «Чего же ты боишься? — сказал ей отец, — ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. Бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление, и что тогда было с его разумом. Не прошло и получаса, как сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел и пошел сам к обедне. Подходя к церкви, увидел он, что народ уже расходился, но Дуни не было ни в ограде, ни на паперти. Он поспешно вошел в церковь: священник выходил из алтаря; дьячок гасил свечи, две старушки молились еще в углу; но Дуни в церкви не было. Бедный отец насилу решился спросить у дьячка, была ли она у обедни. Дьячок отвечал, что не бывала. Смотритель пошел домой ни жив, ни мертв. Одна оставалась ему надежда: Дуня по ветрености молодых лет вздумала, может быть, прокатиться до следующей станции, где жила ее крестная мать. В мучительном волнении ожидал он возвращения тройки, на которой он отпустил ее. Ямщик не возвращался. Наконец к вечеру приехал он один и хмелен, с убийственным известием: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром». Старик не снес своего несчастия; он тут же слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик. Теперь смотритель, соображая все обстоятельства, догадывался, что болезнь была притворная. Бедняк занемог сильной горячкою; его свезли в С*** и на его место определили на время другого. Тот же лекарь, который приезжал к гусару, лечил и его. Он уверил смотрителя, что молодой человек был совсем здоров и что тогда еще догадывался он о его злобном намерении, но молчал, опасаясь его нагайки. Правду ли говорил немец, или только желал похвастаться дальновидностию, но он нимало тем не утешил бедного больного. Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у С*** почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком отправился за своею дочерью. Из подорожной знал он, что ротмистр Минский ехал из Смоленска в Петербург. Ямщик, который вез его, сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте. «Авось, — думал смотритель, — приведу я домой заблудшую овечку мою». С этой мыслию прибыл он в Петербург, остановился в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца, и начал свои поиски. Вскоре узнал он, что ротмистр Минский в Петербурге и живет в Демутовом трактире. Смотритель решился к нему явиться. Рано утром пришел он в его переднюю и просил доложить его высокоблагородию, что старый солдат просит с ним увидеться. Военный лакей, чистя сапог на колодке, объявил, что барин почивает и что прежде одиннадцати часов не принимает никого. Смотритель ушел и возвратился в назначенное время. Минский вышел сам к нему в халате, в красной скуфье. «Что, брат, тебе надобно?» — спросил он его. Сердце старика закипело, слезы навернулись на глазах, и он дрожащим голосом произнес только: «Ваше высокоблагородие!.. сделайте такую божескую милость!..» Минский взглянул на него быстро, вспыхнул, взял его за руку, повел в кабинет и запер за собою дверь. «Ваше высокоблагородие! — продолжал старик, — что с возу упало, то пропало: отдайте мне по крайней мере бедную мою Дуню. Ведь вы натешились ею; не погубите ж ее понапрасну». — «Что сделано, того не воротишь, — сказал молодой человек в крайнем замешательстве, — виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния. Ни ты, ни она — вы не забудете того, что случилось». Потом, сунув ему что-то за рукав, он отворил дверь, и смотритель, сам не помня как, очутился на улице. Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти- и десятирублевых смятых ассигнаций. Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел... Отошед несколько шагов, он остановился, подумал... и воротился... но ассигнаций уже не было. Хорошо одетый молодой человек, увидя его, подбежал к извозчику, сел поспешно и закричал: «Пошел!..» Смотритель за ним не погнался. Он решился отправиться домой на свою станцию, но прежде хотел хоть раз еще увидеть бедную свою Дуню. Для сего дни через два воротился он к Минскому; но военный лакей сказал ему сурово, что барин никого не принимает, грудью вытеснил его из передней и хлопнул двери ему под нос. Смотритель постоял, постоял — да и пошел. В этот самый день, вечером, шел он по Литейной, отслужив молебен у Всех Скорбящих. Вдруг промчались перед ним щегольские дрожки, и смотритель узнал Минского. Дрожки остановились перед трехэтажным домом, у самого подъезда, и гусар вбежал на крыльцо. Счастливая мысль мелькнула в голове смотрителя. Он воротился и, поравнявшись с кучером: «Чья, брат, лошадь? — спросил он, — не Минского ли?» — «Точно так, — отвечал кучер, — а что тебе?» — «Да вот что: барин твой приказал мне отнести к его Дуне записочку, а я и позабудь, где Дуня-то его живет». — «Да вот здесь, во втором этаже. Опоздал ты, брат, с твоей запиской; теперь уж он сам у нее». — «Нужды нет, — возразил смотритель с неизъяснимым движением сердца, — спасибо, что надоумил, а я свое дело сделаю». И с этим словом пошел он по лестнице. Двери были заперты; он позвонил, прошло несколько секунд в тягостном для него ожидании. Ключ загремел, ему отворили. «Здесь стоит Авдотья Самсоновна?» — спросил он. «Здесь, — отвечала молодая служанка, — зачем тебе ее надобно?» Смотритель, не отвечая, вошел в залу. «Нельзя, нельзя! — закричала вслед ему служанка, — у Авдотьи Самсоновны гости». Но смотритель, не слушая, шел далее. Две первые комнаты были темны, в третьей был огонь. Он подошел к растворенной двери и остановился. В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался. «Кто там?» — спросила она, не подымая головы. Он всё молчал. Не получая ответа, Дуня подняла голову... и с криком упала на ковер. Испуганный Минский кинулся ее подымать и, вдруг увидя в дверях старого смотрителя, оставил Дуню и подошел к нему, дрожа от гнева. «Чего тебе надобно? — сказал он ему, стиснув зубы, — что ты за мною всюду крадешься, как разбойник? или хочешь меня зарезать? Пошел вон!» — и сильной рукою, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу. Старик пришел к себе на квартиру. Приятель его советовал ему жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решился отступиться. Через два дни отправился он из Петербурга обратно на свою станцию и опять принялся за свою должность. «Вот уже третий год, — заключил он, — как живу я без Дуни и как об ней нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает. Всяко случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы...» Таков был рассказ приятеля моего, старого смотрителя, рассказ, неоднократно прерываемый слезами, которые живописно отирал он своею полою, как усердный Терентьич в прекрасной балладе Дмитриева. Слезы сии отчасти возбуждаемы были пуншем, коего вытянул он пять стаканов в продолжении своего повествования; но как бы то ни было, они сильно тронули мое сердце. С ним расставшись, долго не мог я забыть старого смотрителя, долго думал я о бедной Дуне... Недавно еще, проезжая через местечко ***, вспомнил я о моем приятеле; я узнал, что станция, над которой он начальствовал, уже уничтожена. На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. Я решился посетить знакомую сторону, взял вольных лошадей и пустился в село Н. Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика. В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вышла толстая баба и на вопросы мои отвечала» что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар, а что она жена пивоварова. Мне стало жаль моей напрасной поездки и семи рублей, издержанных даром. «Отчего ж он умер?» — спросил я пивоварову жену. «Спился, батюшка», — отвечала она. «А где его похоронили?» — «За околицей, подле покойной хозяйки его». — «Нельзя ли довести меня до его могилы?» — «Почему же нельзя. Эй, Ванька! полно тебе с кошкою возиться. Проводи-ка барина на кладбище да укажи ему смотрителеву могилу». При сих словах оборванный мальчик, рыжий и кривой, выбежал ко мне и тотчас повел меня за околицу. — Знал ты покойника? — спросил я его дорогой. — Как не знать! Он выучил меня дудочки вырезывать. Бывало (царство ему небесное!) идет из кабака, а мы-то за ним: «Дедушка, дедушка! орешков!» — а он нас орешками и наделяет. Всё бывало с нами возится. — А проезжие вспоминают ли его? — Да ноне мало проезжих; разве заседатель завернет, да тому не до мертвых. Вот летом проезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу. — Какая барыня? — спросил я с любопытством. — Прекрасная барыня, — отвечал мальчишка; — ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською; и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: «Сидите смирно, а я схожу на кладбище». А я было вызвался довести ее. А барыня сказала: «Я сама дорогу знаю». И дала мне пятак серебром — такая добрая барыня!.. Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцом. Отроду не видал я такого печального кладбища. — Вот могила старого смотрителя, — сказал мне мальчик, вспрыгнув на груду песку, в которую врыт был черный крест с медным образом. — И барыня приходила сюда? — спросил я. — Приходила, — отвечал Ванька, — я смотрел на нее издали. Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром — славная барыня! И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных.

    Образ Самсона Вырина в повести “Станционный смотритель” очень трогателен, самобытен и трагичен. Простой, добродушный человек, безгранично любящий отец, человек с боевым прошлым. Безусловно, он заслуживает уважения: добрый, порядочный, отменный работник, душевный человек. Судьба оказалась немилостива с ним: она отобрала у старика самое дорогое – любимую дочь Дуню.

    Мирок старого вояки много лет был стабилен. Он вёл бедную, но достойную жизнь, честно служил смотрителем на почтовой станции. К людям, которые проезжали мимо он относился одинаково хорошо, вне зависимости от чина: окружал удобством, теплом и уютом. Для уставшего от долгой дороги человека – это особенно важно: сытно поесть, согреться, получить частичку человеческого тепла.

    Особой гордостью Самсона Вырина была его дочь – Дуня. Девушка чертами напоминала красавицу-мать, она была стройна, обходительна, хорошо воспитана. Отец не мог наглядеться на свою помощницу, она прекрасно справлялась с хозяйством, её восхищались все, кто бывал на станции. После смерти супруги дочь стала единственным утешением для своего пожилого отца. Но однажды заезжий гусар увёз дочь Самсона с собой, она исчезла без объяснений, без отцовского благословения.

    Жизнь без смысла

    После этого случая жизнь главного героя превратилась в сплошную пытку: он пытался разыскать дочь, поговорить с ней, вернуть назад. Отцовское сердце не принимало предательства и неблагодарности дочери, он переживал, что дочь станет содержанкой, что с ней плохо обращаются. Страшнее всего стало то, что родная кровиночка не поговорила с отцом, не объяснила ему своего решения, бросила старика в неизвестности.

    Отец не может поверить, что его родная дочь могла уехать, поступить так неосмотрительно, легкомысленно: он ищет её у родственницы на соседней станции, не допускает мысли о возможности подобного поступка. Осознание утраты не даёт покоя отцовской душе, он продолжает верить, что дочь опомнится и вернётся.

    Автор рассказывает, что всего за несколько лет смотритель превратился в старика: он осунулся, стал прикладываться к бутылке, перестал радоваться жизни. Дуня была его единственной отрадой, без неё у Самсона не осталось в жизни ни любви, ни лучика света. В конце концов он прекратил поиски дочери, не пытался с ней встретится, стал проводить свои дни в пивной. Спустя некоторое время старика не стало.

    Значение образа Самсона Вырина

    Герой олицетворяет кротость, смирение, безусловную преданность, отцовскую любовь. Образ маленького человека – показывает ничтожность личности в условиях богатства и роскоши. Безграничную жалость вызывает старик, ищущий свою дочь, потерявший смысл жизни из-за её побега. До последних дней своей жизни смотритель надеется на встречу с дочкой. Она появляется слишком поздно, приходит проведать его могилу.

Вам также будет интересно:

Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...