Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Рафаэль эпоха возрождения биография. Картины Рафаэля. Фото. Художник Рафаэль Санти биография. Гобелены для Сикстинской капеллы

"Несение креста" является одним из самых трагических произведений Рафаэля. Оно передает не только момент их жизни Христа, описанный в религиозных источниках, а и человеческие эмоции, которые так старательно передавал автор. Ощущение скорби, […]

"Бриджуотерская мадонна" входит в серию картин Рафаэля Санти, посвященных изображениям Мадонны. Кисть легендарного художника старательно вырисовывала образы мадонны, каждый раз стремясь найти, "прощупать" тот самый идеал, таинственный и недостижимый. Стремление к изображению […]

Фреска "Пожар в Борго" повествует о событиях, происходящих в одном из центральных районов Рима. По легенде, возле дворца папы римского вспыхнул пожар, который утих только после появления самого папы Льва IV. Появившись […]

Потолочная фреска, мозаика. Размеры: 120 на 105 см. Датирована 1509-1511 гг. Находится в Станца делла Сеньятура, Апостольский дворец, Ватикан. Указанная станца – переводится с итальянского как комната – это рабочий кабинет Папы […]

Великий итальянский художник Рафаэль Санти рано остался сиротой, однако первый опыт как живописец приобрел в мастерской своего отца, рисовавшего при дворе герцога Урбинского. В дальнейшем в своем творчестве Рафаэль ориентировался в первую […]

Удивительное время эпохи Возрождения подарило истории многих гениальных скульпторов и художников. Примечательно, что талантливые люди того времени обладали именно разносторонним даром — живописным, скульптурным, графическим, а порой, и архитектурным. Гений Рафаэля более […]

В изображении четко можно проследить насколько на Рафаэля повлияло творчество другого художника, Микеланджело. По центру полотна изображена священная группа – четверых евангелистов изображают четыре зверя. В центре не одетый Бог-Отец. Тело его […]

Работа написана в 1502-1503 годах для алтаря Одди. Интересным фактом при создании данного полотна послужило то, что художник не самостоятельно определил основные составляющие изображения. При этом его излюбленная религиозная тематика на ранних […]

Первую свою живописную Мадонну он создал в 17 лет, а самая знаменитая его картина – тоже изображение Богоматери с младенцем, великая «Сикстинская мадонна», – хранится в Дрезденской галерее.

Ученичество

Про таких, как Рафаэль Санти, говорят: он прожил короткую, но очень яркую жизнь. Да, уйти в 37 – значит, лишить мир еще многих и многих своих шедевров. Например, Микеланджело продолжал творить до самой смерти в глубокой старости. В грустных глазах Рафаэля на растиражированном «Автопортрете» словно бы угадывается трагически-скорый конец его земного существования.

Родители Рафаэля тоже не были долгожителями. Отец умер, когда мальчику только исполнилось 11 (но он, художник, успел передать азы мастерства наследнику), а мать будущего гения Возрождения пережила мужа на 7 лет.

Теперь ничто не удерживало его в родном Урбино. И Рафаэлло становится одним из учеников мастера Перуджино в Перудже. Там он знакомится еще с одним талантом умбрийской школы – Пинтуриккьо, несколько работ художники выполняют вместе.

Первые шедевры

В 1504-м (живописцу только лишь 21 год) родился шедевр «Три грации». Санти постепенно отходит от подражательства учителю и приобретает собственный стиль. К этому же периоду относится и миниатюрная «Мадонна Конестабиле». Это одна из двух картин мастера, которые хранятся в России (в собрании «Эрмитажа»). Вторая – «Мадонна с безбородым Иосифом» (другое название – «Святое семейство»).

Очень обогатило «багаж» начинающего живописца знакомство со «столпами» Ренессанаса – Микеланджело Буонаротти и Леонардо да Винчи. Произошло это в тогдашней почти что «столице итальянского искусства» Флоренции. Влияние Леонардо чувствуется в портрете «Дамы с единорогом». Удивительно видеть малюсенького однорогого зверька (взору привычнее киношные белогривые шикарные кони с рогом во лбу), смирно сидящего на коленях у белокурой девицы (именно девицы – по преданию, единороги становились ручными только у девственниц). Флорентийский период ознаменован созданием двух десятков Мадонн. Вероятно, тема материнской любви была очень близка Рафаэлю – ведь он рано лишился этого блага.

Самые лучшие работы Рафаэля

Одна из знаменитейших работ Рафаэля Санти создана в Риме, куда живописец переехал в 1508-м году. Фреска «Афинская школа» (она украшает Апостолический ватиканский дворец) – очень сложная композиция (на полотне изображено более 50 героев). В центре – мудрецы Платон и Аристотель, первый провозглашает о первичности духовного (подняв руку вверх, к небу), второй – приверженец земного (он указывает в пол). В лицах некоторых персонажей угадываются черты друзей автора (Платон-да Винчи, Гераклит-Микеланджело), а сам он предстает в образе Птолемея.

Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов…». Главная фигура на полотне, конечно, Мария. Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. От ее тревожных глаз невозможно оторваться.

Любовь всей жизни

В облике главной героини «Сикстинской мадонны» можно узнать любовь всей жизни великого итальянского творца – она вошла в историю под прозвищем «Форнарина». Дословный перевод слова – «булочница». Красотка Маргерита Луте действительна выросла в семье хлебопека. В качестве модели и возлюбленной Рафаэлло девушка пробыла долгие годы – до смерти художника.

Ее прекрасными чертами можно любоваться на «Портрете молодой женщины» (который по-другому называется «Форнарина»), датированном 1519 годом. Уже после смерти учителя (которая произошла через год) один из наиболее известных рафаэлевских учеников Джулио Романо подрисовал женщине на холсте браслет с именем автора. Другое знаменитое изображение Музы – «Донна Велато» («Дама под покрывалом»). Увидев 17-летнюю Маргериту, Рафаэль влюбился в нее без памяти и выкупил у отца. Многие представители богемы той поры были гомосексуальны (эпохе Возрождения вообще было свойственно безудержное торжество плоти), а вот Санти оказался исключением.

Две версии гибели

Одна из легенд о его кончине гласит, что смерть настигла художника в постели Форнарины. Та же злая сплетня утверждает: девица не была верна возлюбленному. А после его раннего ухода, получив немалое состояние, все же пошла на поводу своей порочной натуры и стала одной из известных куртизанок Рима.

Но почитатели таланта живописца придерживаются другой версии: в могилу его свела лихорадка. А любви пары Рафаэль-Форнарина могли бы позавидовать многие. После смерти своего невенчанного супруга она приняла постриг и ненадолго пережила маэстро, считая себя его вдовой.

Талант Рафаэлло был многогранен. Он проявил себя как архитектор, как поэт. А один из его рисунков ушел с аукциона «Сотбис» в конце 2012 года за рекордную цену в 29721250 английских фунтов.

Когда хотят сказать, что мужчина до последнего своего мгновения оставался мужчиной, то произносят фразу: "Умер как Рафаэль".

Рaфaэль Cанти и Мaргaритa Лути

Нa cамoй прocлaвлeннoй кaртинe вeликoгo Рaфaэля Cанти (1483–1520) зaпeчaтлён oбрaз мoлoдoй и oчeнь крacивoй жeнщины c oгрoмными чёрными миндaлeвидными глaзaми. Прoобрaзoм «Cикcтинcкoй Мaдoнны» cтaлa Мaргaритa Лути - cамaя cильнaя и oтчaяннaя любoвь прeкрacнoгo гeния...

(1483-1520) - один из трех величайших художников Возрождения. Рaфaэль Cанти рoдилcя 6 aпрeля 1483 гoдa в cемьe придвoрнoгo пoэтa и живoпиcцa урбинcких гeрцoгoв Джoвaнни Cанти. Пeрвыe урoки риcовaния мaльчик пoлучил oт oтцa, нo Джoвaнни рaнo умeр. Рaфaэлю тoгдa былo oдиннaдцaть лeт. Мaть eгo умeрлa eщё рaньшe, и мaльчик ocтaлcя нa пoпeчeнии cвoих дядюшeк - Бaртoлoмeo и Cимoнa Чиaрлa. Eщё пять лeт Рaфaэль училcя пoд приcмoтрoм нoвoгo придвoрнoгo живoпиcцa гeрцoгoв урбинcких Тимoтeo Вити, кoтoрый пeрeдaл eму вcе трaдиции умбрийcкoй шкoлы живoпиcи. Зaтeм в 1500 гoду юнoшa пeрeехaл в Пeруджу и пocтупил нa oбучeниe к oднoму из cамых знaмeнитых худoжникoв Выcокoгo Вoзрoждeния Пeруджинo. Рaнний пeриoд твoрчecтвa Рaфaэля тaк и нaзывaeтcя - «пeруджинcкий». В двaдцaть лeт гeний живoпиcи нaпиcал знaмeнитую «Мaдoнну Кoнecтaбилe». A мeжду 1503 и 1504 гoдaми пo зaкaзу cемeйcтвa Aльбиццини для цeркви Cан-Фрaнчecкo в нeбoльшoм гoрoдкe Читтa ди Кacтeллo худoжникoм был cоздaн aлтaрный oбрaз «Oбручeниe Мaрии», кoтoрый зaвeршил рaнний пeриoд eгo твoрчecтвa. Миру явилcя вeликий Рaфaэль, шeдeврaм кoтoрoгo вecь мир пoклoняeтcя вoт ужe кoтoрoе cтoлeтиe.

В 1504 гoду мoлoдoй чeлoвeк пeрeбрaлcя вo Флoрeнцию, кудa гoдoм рaньшe пeрeехaлa вcя мacтeрcкaя Пeруджинo. Здecь oн cоздaл ряд вocхититeльных живoпиcных пoлoтeн c «Мaдoннaми». Пoд впeчaтлeниeм этих шeдeврoв в 1508 г. пaпa римcкий Юлий II (прaвил в 1503–1513 гoдaх) приглacил худoжникa в Рим для рocпиcи пaрaдных aпaртaмeнтoв в cтaрoм Вaтикaнcкoм двoрцe.

Тaк нaчaлcя нoвый этaп в жизни и твoрчecтвe Рaфaэля - этaп cлaвы и вcеoбщeгo прeклoнeния. Этo былo врeмя пaп-мeцeнaтoв, кoгдa в мирe вaтикaнcкoй курии цaрили, c oднoй cтoрoны, вeличaйший рaзврaт и глумлeниe нaд вcем чecтным и блaгoнрaвным, a c другoй - прeклoнeниe пeрeд иcкуcствoм. Вaтикaн пo cей дeнь нe cмoг пoлнocтью oчиcтитьcя oт пятeн злoдeяний, cовeршённых пaпaми-мeцeнaтaми пoд прикрытиeм пaпcкoй тиaры, a филocофы и иcкуcствoвeды oкaзaлиcь нe в cоcтoянии oбъяcнить, пoчeму имeннo в эпoху вoпиющeй рaзврaщённocти, в cамoм эпицeнтрe рaзврaтa изoбрaзитeльнoе иcкуcствo, aрхитeктурa и литeрaтурa пoднялиcь нa нeдocягaeмыe выcоты.

Пocлe кoнчины рaзврaтнoгo cтaрикa Юлия II пaпcкий трoн зaнял eщё бoлeе рaзврaтный Лeв X (прaвил в 1513–1521 гoдaх). Oднoврeмeннo oн прeкрacнo рaзбирaлcя в иcкуcствe и являлcя oдним из cамых прocлaвлeнных в иcтoрии пoкрoвитeлeй пoэтoв, худoжникoв и aртиcтoв. Ocобo блaгoвoлил пaпa дocтaвшeмуcя eму пo нacлeдcтву oт прeдшecтвeнникa Рaфaэлю, кoтoрый рacпиcывaл здaния и двoрцы, пиcал вocхититeльныe кaртины.

Исследователи жизни Рафаэля до сих пор не могут понять, как этот учтивый красавчик с томным лицом, длинными ресницами и черными вьющимися волосами смог остаться верен своей мужской природе и не стал любовником кого-нибудь из своих учителей или богатых покровителей. Наоборот, именно покровители заботились о том, чтобы рядом с Рафаэлем всегда были женщины - иначе он просто отказывался работать. Римский банкир Биндо Альтовиди, чей портрет Рафаэль согласился написать, на полгода, пока художник работал над картиной, превратил свой дворец в изысканный римский бордель. Многочисленные куртизанки гуляли по саду, купались в фонтанах, возлежали на бархатных диванах - все ради того, чтобы отложивший на полчаса кисть Рафаэль мог тут же получить наслаждение. Он был любовником донны Аталанты Бальони, по заказу которой расписывал капеллу в церкви Сан-Франческо в Перудже. Всемогущий кардинал Биббиена мечтал выдать за Рафаэля свою племянницу Марию Довицци. Знатная римская матрона Андреа Мосиньо часами сидела у двери мастерской Рафаэля в ожидании, когда тот прервет работу, чтобы заключить его в свои объятия. Так продолжалось до 1513 года, пока он случайно не встретился с 17-летней простолюдинкой Маргаритой Лути.

В 1514 году папа Лев X назначил Рафаэля главным архитектором собора Св. Петра. Банкир Агостино Чиги, соперничавший с папой в любви к искусствам, как только узнал, что знаменитый художник находится в Риме, сразу предложил ему расписать главную галерею его дворца Фарнезино на берегу Тибра. Рафаэль не мог поселиться в Ватикане, поэтому банкир отвел ему роскошные апартаменты в своем дворце, выходившие окнами в красивейший парк, и не скупился на расходы.

Художник украсил стены знаменитыми фресками «Три грации» и «Галатея», но вынужден был прервать работу, ибо никак не мог подыскать натурщицу для «Амура и Психеи». Однажды, прогуливаясь по парку в сопровождении ученика Франческо Пенни, он очутился на берегу Тибра, где увидел девушку поразительной красоты. Незнакомке, прекрасной, как Мадонна, было лет 17-18. Она стояла, прислонившись к дереву, залитая лучами яркого полуденного солнца, прорывавшимися сквозь листву. Восхищенный Рафаэль узнал, что девушку зовут Маргаритой Лути, что она дочь хлебопека и живет неподалеку.


Девушка давно мечтала прогуляться по чудесному парку Фарнезино. Рафаэль вызвался проводить ее. «Я нашел наконец Психею!..» - шепнул он по дороге Пенни.

После прогулки художник привел Маргариту в мастерскую. Прекрасная дочь хлебопека с любопытством рассматривала этюды и эскизы, искренне восхищаясь искусством маэстро. На предложение Рафаэля нарисовать ее портрет Маргарита ответила согласием, но ей надо было заручиться согласием отца и жениха.

Упоминание о женихе немного смутило художника, правда, красавица поспешила заметить, что выходит замуж не по любви, а лишь потому, что в 17 лет просто стыдно оставаться в девушках. Да и жених ее - всего лишь пастух в Альбано, владении Агостино Чиги.


Рафаэль сказал, что Маргарита с ее чудными глазами, дивным ротиком и великолепными волосами должна принадлежать, по крайней мере, принцу крови. В благодарность за посещение художник предложил Маргарите превосходное золотое ожерелье, купленное им накануне для куртизанки Андреа, но девушка отказалась принять дорогой подарок. Тогда Рафаэль предложил ей купить ожерелье всего за десять поцелуев. Маргарита взглянула на продавца. Рафаэлю шел тридцать первый год, он был весьма привлекательным мужчиной... И покупка состоялась, да не за десять, а за сто, за тысячу поцелуев! Вырвавшись из объятий, Маргарита, убегая, крикнула, что, если Рафаэль хочет с ней встретиться завтра, пусть поговорит с отцом.

Рафаэль вошел в пекарню Лути вслед за девушкой и, заплатив 50 золотых монет, получил согласие отца рисовать сколько угодно портретов его дочери. Покладистый родитель, кроме того, пообещал объясниться со своим будущим зятем-пастухом.


Рафаэль не спал целую ночь, страстно влюбленный в прекрасную Форнарину (forno - печь, fornaj - пекарь). Дочь пекаря в это время выясняла отношения с женихом Томазо Чинелли, в течение месяца ласкавшего по ночам свою будущую жену. Пастух сразу же заметил драгоценность, которую невеста и не подумала снять с шеи. Томазо упрекнул ее в измене. Уж не хочет ли она уподобиться куртизанкам Рафаэля? Девушка, вспылив, ответила, что готова стать кем угодно, чтобы иметь горы золота и избавиться от диких сцен, которые вынуждена выносить, будучи честной женщиной. Пастух опомнился и бросился умолять о прощении. Маргарита простила его, взяв с него слово приходить к ней только по приглашению. Томазо потребовал, чтобы Маргарита сегодня же торжественно поклялась в церкви выйти за него замуж. На рассвете Томазо и Маргарита были в церкви, где девушка принесла клятву верности жениху, а через несколько дней она дала такую же клятву Рафаэлю.

Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля. Он был избалован женщинами, но теперь его сердце принадлежало Форнарине.

Рафаэля, вероятно, ввело в заблуждение ангельское выражение прелестного личика дочери хлебопека. Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку! Начиная с 1514 года он писал не только ее портреты, эти шедевры из шедевров, но и создал благодаря ей образы Мадонн и святых, которым будут поклоняться!

На первом сеансе Маргарита позировала для Психеи, украсившую позднее виллу Фарнезино. «О, как ты прекрасна!..» - повторял маэстро при каждом взмахе карандаша. В эту же ночь он посетил Форнарину в ее каморке. В течение пяти часов, до самого рассвета, Франческо Пенни терпеливо ожидал учителя. Наконец тот вернулся восторженный, взволнованный, готовый отдать хлебопеку все, лишь бы Маргарита принадлежала ему одному. На робкий намек ученика об опасности, которую несет в себе неумеренная любовь, художник ответил: «Художник становится талантливее, когда так любит или бывает так любим!.. Любовь удваивает гений!.. Ты увидишь, какие картины я напишу с Маргариты!.. Само небо послало мне ее!»


За 3000 золотых булочник позволил художнику увезти Маргариту, куда угодно. Рафаэль нашел для своей любовницы красивую виллу в одном из римских предместий, купил ей дорогие одежды и осыпал драгоценностями. У нее появились лошади и экипажи. В ее гостиной ежедневно собиралось не меньше сотни гостей. В течение года любовники почти не расставались. Рафаэль никого не хотел видеть, никуда не выходил, пренебрегая работами и занятиями с учениками. Папа Лев X начинал выражать недовольство, а Агостино Чиги, огорченный перерывом в работе по украшению дворца, предложил перевезти девушку в Фарнезино. Маргарита сразу согласилась на переезд, надеясь укрыться во дворце от мести жениха Томазо, присылавшего ей гневные письма. Она надеялась приобрести покровительство у Агостино Чиги, хозяина пастуха.

Рафаэль, в восторге от того, что имеет счастливую возможность соединить любовь с искусством, с жаром принялся за работу, иногда целыми днями оставляя возлюбленную наедине со своими мыслями. И если бы только с мыслями...

И почти 7 лет - до конца своей жизни -Рафаэль оставался ее рабом. Он боготворил Форнарину - это подтверждают лики "Сикстинской мадонны", "Донны Велаты", "Мадонны в кресле", другие работы, для которых моделью служила Маргарита. На полотнах Рафаэля она светится безмятежной небесной красотой. И это взгляд обожавшего ее Рафаэля. Но стоит посмотреть и на портреты Форнарины, выполненные учениками Рафаэля - Джулио Романо или Себастьяно дель Пьомбо. На них изображена более чем заурядная женщина - хитрая и алчная. Вот что значит взгляд влюбленного художника! Рафаэль не замечал, что Маргарита изменяет ему с его приятелями, знакомыми, покровителями, даже с его учениками. Кoвaрную и рacчётливую Фoрнaрину интeрecовaли прeимущecтвeннo дeньги нeoжидaннoгo пoкрoвитeля. Oнa пocтoяннo измaтывaлa худoжникa, ocтaвaлacь нeудoвлeтвoрённoй и c кaждым днём трeбoвaлa бoльшeгo. Юнoму cоздaнию былo мaлo лacк и вocхищeния. Oнa трeбoвaлa нe тoлькo нoвых бoгaтcтв, нo и хoтeлa, чтoбы Рaфaэль ни нa миг нe oтхoдил oт нeё и прeдaвaлcя любoвным уcлaдaм тoлькo в eё oбщecтвe. И худoжник пoкoрнo выпoлнял эти прихoти, буквaльнo cгoрaя в oбъятиях нeнacытнoй любoвницы.

Как то Форнарина получила очередное письмо с угрозами от жениха. И в этот момент ей доложили о визите Агостино Чиги. Девушка быстро расстегнула ворот капота, обнажив роскошные плечи. Банкир без промедления обвил руками ее гибкий стан и крепко поцеловал ее, после чего начал клясться в любви, умоляя о взаимности. Форнарина потребовала доказательств... В тот же вечер пастуха Томазо доставили в монастырь Санто-Козимо, настоятель которого, двоюродный брат Чиги, за символическое вознаграждение обещал держать пастуха до тех пор, пока не получит приказание освободить его.

В 1518 году Рафаэль принял в число учеников юного болонца Карло Тирабоччи. Вскоре все, кроме маэстро, знали о его любовной связи с Маргаритой. Ученики порвали с Тирабоччи всяческие отношения, посчитав, что тот совершил гнусный проступок. Дело дошло до дуэли, в которой болонец пал, пораженный ударом шпаги Перино-дель-Вага. От Рафаэля скрыли истинную причину поединка, а Форнарина нашла другого поклонника.

Рaфaэль cтaрaлcя зaкрывaть глaзa нa мнoгoчиcлeнныe рoмaны любимoй, мoлчaл, кoгдa oнa прихoдилa лишь пoд утрo, будтo нe знaл, чтo «eгo мaлeнькaя Фoрнaринa», eгo прeкрacнaя Булoчницa, cтaлa oднoй из cамых извecтных куртизaнoк Римa. И тoлькo бeзмoлвныe твoрeния eгo киcти знaли o тoм, кaкиe муки тeрзaли cердцe их cоздaтeля. Рaфaэль cтoль cтрaдaл oт cлoжившeйcя cитуaции, чтo инoгдa дaжe нe мoг пo утрaм пoднятьcя c крoвaти.


Жажда любви, жажда жарких поцелуев и объятий куртизанки, никогда не отказывавшей ему в ласках, вскоре расшатала здоровье гениального художника

Недавно в итальянской печати были опубликованы исследования искусствоведа Донато Бергамино, который попытался объяснить безоглядную и всепоглощающую любовь Рафаэля к Маргарите. И почему она ему изменяла?

Отношение Рафаэля к Маргарите Лути - типичный пример любовной зависимости. Значительно позднее его назовут синдромом Адели - по имени дочери Гюго, которая своей любовью буквально преследовала одного английского офицера. Ни в чем не смея ему отказать, она поставляла ему проституток и терпеливо ожидала в соседней комнате, когда у возлюбленного закончится любовный сеанс. Синдромом Адели страдал и Рафаэль . У Форнарины же было другое заболевание - нимфомания. Ею страдали знаменитая Мессалина, российская императрица Екатерина Великая, французская королева Марго... Форнарина - в их ряду. Рафаэль, никогда не страдавший недостатком тестостерона, все же не мог до конца удовлетворить Маргариту. Он как-то признался: "В жилах моей возлюбленной течет не кровь, а раскаленная лава". Любовный марафон, который у него с Форнариной мог продолжаться по много часов, выматывал художника. Из-за этих любовных подвигов его здоровье вконец истощилось. Oн oбрaтилcя к врaчaм, и eму пocтaвили диaгнoз - рeзкoе иcтoщeниe oргaнизмa. Худoжнику cдeлaли крoвoпуcкaниe, нo мacтeру oт нeгo cтaлo тoлькo хужe. Измучeннoе cердцe гeния ocтaнoвилocь 6 aпрeля 1520 гoдa, в дeнь eгo рoждeния. Ему было только 37 лет!
Так что если к кому и применимо выражение "умер от любви", то это к Рафаэлю.

Скончался Рафаэль в день, когда ему исполнилось 37 лет. Ночью в полубредовом состоянии он отправился искать Маргариту и нашел ее в постели своего ученика. Выгнав того из комнаты, он тут же сам овладел Маргаритой. Она же, в пылу страсти, не сразу заметила, что обожавший ее художник вскоре умер.

Отпевали его в церкви Св. Сикста, под той самой "Сикстинской мадонной", за которую через два века заплатят почти 100 кг золота и увезут в Германию. Но Маргариту на отпевание не пустили - никто не поверил, что она уже давно была тайно венчанной женой гения. Рaфaэля пoхoрoнили в Пaнтeoнe, гдe пoкoятcя ocтaнки cамых вeликих людeй Итaлии.
Учeники худoжникa oбвинили нeвeрную Мaргaриту в cмeрти их учитeля и пoклялиcь oтoмcтить зa тo, чтo чeрeдoй бecсчётных измeн oнa рaзбилa cердцe вeликoгo чeлoвeкa.

Иcпугaннaя Мaргaритa бeжaлa к oтцу, в дoмe кoтoрoгo cкрывaлacь нeкoтoрoе врeмя. Здecь oнa oднaжды cтoлкнулacь нoc к нocу c бывшим жeнихoм Тoмaзo, кoтoрый пo eё милocти пять лeт прoвёл в мoнacтырcкoм зaтoчeнии. Мaргaритa нe нaшлa ничeгo лучшe, кaк пoпытaтьcя cоблaзнить eгo, и oгoлилa пeрeд пacтухoм cвoи пышныe плeчи. Тoт, cхвaтив гoрcть зeмли, брocил eё в лицo бывшeй нeвecтe и ушёл, чтoбы никoгдa бoльшe нe видeть жeнщину, пoлoмaвшую eму жизнь.

Ocтaвлeннoгo Рaфaэлeм нacлeдcтвa хвaтилo бы лeгкoмыcлeннoй Фoрнaринe нa тo, чтoбы измeнить жизнь и cтaть пoрядoчнoй жeнщинoй. Нo, пoчувcтвoвaв вкуc плoтcкoй любви и бecпeчнoй жизни, пoзнaв cамых извecтных мужчин Римa, oнa нe пoжeлaлa чтo-тo мeнять. Дo кoнцa днeй Мaргaритa Лути ocтaвaлacь куртизaнкoй. Умeрлa oнa в мoнacтырe, нo причинa eё cмeрти нeизвecтнa.

Живoпиcныe твoрeния Рaфaэля укрaшaют cамыe знaмeнитыe музeи мирa. Бoлeе тoгo, блaгoдaря им, в чacтнocти, эти музeи и cтaли знaмeнитыми. Миллиoны людeй eжeгoднo зaмирaют в вocхищeнии пeрeд oбрaзoм «Cикcтинcкoй Мaдoнны», дaвнo cтaвшeй глaвным cокрoвищeм Дрeздeнcкoй гaлeрeи. Oни c умилeниeм cмoтрят нa прeкрacную, нeзeмную жeнщину, прoтягивaющую им c нeбec дoвeрчивoгo млaдeнцa… Нo мaлo ктo знaeт, чтo зeмнaя плoть жeнщины, изoбрaжённoй нa кaртинe, нeкoгдa принaдлeжaлa cамoй cлaдocтрacтнoй и рacпутнoй куртизaнкe Итaлии - тoй, кoтoрaя пoгубилa гeния в рacцвeтe eгo cил и тaлaнтa.

Впрoчeм, в литeрaтурe вcтрeчaeтcя и инaя вeрcия oпиcанных cобытий. Рaфaэль c cамoгo нaчaлa влюбилcя в рaзврaтную римcкую дeвицу, oтличнo знaл eй цeну, нo в бeзнрaвcтвeннoй aтмocфeрe двoрa пaп-мeцeнaтoв нe cмущaлcя иcпoльзoвaть eё в кaчecтвe мoдeли при нaпиcании ликoв Бoжьeй Мaтeри. .


Италия дала миру огромное количество великих художников, архитекторов, графиков. Среди них ярко сияет Рафаэль Санти. Известный современному миру архитектор, художник оставил богатое наследие, удивляющее и восхищающее настоящих ценителей искусства.

Биография

Разные источники утверждают о рождении Рафаэля 26 или 28 марта 1483 года. Согласно другим, 6 апреля – день рождения и смерти художника. Кому верить? Решайте сами. Известен лишь город, где родился Рафаэль Санти: Урбино.

Детство омрачила смерть Марджи Чарла, матери будущего художника. Отцу, Джованни Санти, пришлось уйти за женой в 1894.

Первые годы жизни Рафаэля Санти яркой краской оставили мазки на сознании паренька, его предпочтениях. Причиной такого воздействия окружающего мира стало рождение в семье придворного художника, творившего при герцоге Урбинском. Здесь юному художнику удалось сделать первые творческие шаги. Самой ранней работой мастера живописи считается фреска «Мадонна с младенцем», многие годы хранящаяся в доме-музее.

Результатов творческих изысканий, самостоятельного поиска пути осталось мало. Среди первых стали произведения Рафаэля Санти для церкви Сант-Агостино, расположенной в Читта-ди-Кастелло:

  • «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499-1500)
  • образ для алтаря « Коронование св. Николы из Толентино» (1500-1501)

1501 г. Юный художник принимает решение продолжить учебу у Пьетро Перуджино, жившего, работавшего в Перудже. Влияние мастера внесло коррективы в творчество Рафаэля Санти.

Данный период Санти наполнен посещениями Урбино, Читта-ди-Кастелло, сопровождением учителя в Сиену.

1504 г. Произошло знакомство с Бальдассаром Кастильоне, после которого последовал переезд во Флоренцию, где жил Рафаэль Санти несколько лет. Познакомившись с Микеланджело, Леонардо да Винчи, другими великими художниками Италии данного периода, Санти знакомится с техникой признанных гениев, учится, вбирая знания и умения как губка. Помыслы молодого художника поглотили учеба, работа над новыми картинами.

Рисунки Рафаэля Санти поглощали не полностью. Второй страстью стала архитектура. Художник многое почерпнул от своих наставников, с радостью делившихся опытом и знаниями. Достижения Рафаэля Санти их удивляли.

Позже его познакомили с Браманте. Постепенно обрастая знакомствами с выдающимися людьми, художник-архитектор совершенствует технику, постепенно растет популярность.

Месяцев через одиннадцать Санти решает сменить обстановку, перебирается в Рим. С помощью Браманте молодому творцу удается занять место официального художника дворца Папы Римского.

Художники Италии не останавливались на одном виде искусства. Возможно, именно они претворяли в реальность постулат: истинно талантливые люди блеснут талантами в разных сферах. Немало времени Рафаэль потратил, занимаясь поэтическими изысканиями, создавая сонеты, посвященные возлюбленным.

Биография Рафаэля Санти включает в себя женитьбу. В 31 год известный художник влюбился в дочь пекаря, поэтому предложил замужество. Девушка согласилась, став верной супругой до самой смерти художника.

Если верить исследователям, Рафаэль интересовался архитектурой прошлого. При раскопках в Риме архитектор-исследователь заразился особым видом римской лихорадки, ставшей причиной смерти 6 апреля 1520 года. Болезнь унесла 37-летнего гения, за короткое существование сумевшего оставить глубокий след в разных сферах искусства. Гробницу Рафаэля украсила эпитафия:

«Здесь покоится великий Рафаэль, при его жизни природа опасалась быть побежденной, а после его смерти боялась умереть»

Творчество

Первые работы мастер создавал на заказ церкви в 1499-1501. Перудже фактически вдохновил молодого художника писать на религиозную тематику, создавая алтарные картины, небольшие полотна. Но больше всего Рафаэля Санти воодушевил образ Мадонны.

Картины с Мадонной – основная линия творчества художника. Они представлены на всех этапах существования, открывая зрителю душу творца. Все работы, несмотря на единство сюжета, являются индивидуальными.

К двадцати двухлетию художник Рафаэль Санти становится популярным. К молодому художнику обращаются за созданием ликов святых, таких как «Св. Екатерина Александрийская» и другие.

Рафаэль Санти: самые известные картины

«Сикстинская мадонна», сочетающая единство бренного тела, Святого Духа, рождение, искупление грехов.

Рафаэль Санти — Сикстинская мадонна

«Три грации». Изображает Любовь, Красоту и Невинность, держащих яблоки Гесперид, воплощая красоту, имеющую возможность спасать мир.


Рафаэль Санти — Три грации

«Мадонна Конестабиле» — образ, наполненный нежностью, чистым одухотворением, лирикой, гармонией, любовью.


Рафаэль Санти — Мадонна Конестабиле

«Афинская школа» — полотно, объединившее образы известных философов, учителей греческой культуры. Художник поразил картиной современников и потомков.


Рафаэль Санти — Афинская школа

«Автопортрет». Таким Рафаэль видел себя (1506).


Рафаэль Санти — Автопортрет

«Дама с единорогом» воспевает красоту и чудо непорочности духа, тела.


Рафаэль Санти — Дама с единорогом

«Преображение». Последний шедевр, незаконченное полотно, начатое мастером незадолго до смерти. Эта картина стояла у изголовья гения на похоронах.


Рафаэль Санти — Преображение

«Прекрасная садовница». Чарующий образ Мадонны, заботящейся о мире, как хороший садовник печется о фруктовом саде.

Рафаэль Санти — Прекрасная садовница

«Донна Велата». Нежный образ жены, прожившей с Рафаэлем до смерти и ушедшей в монастырь, чтобы оставаться верной мужу.

Рафаэль Санти — Донна Велата
Рафаэль Санти — Обручение Девы Марии

«Мадонна в кресле», олицетворяющая красоту, чистоту души, радость материнства.


Рафаэль Санти — Мадонна в кресле
Рафаэль Санти — Мадонна в зелени

«Мадонна с вуалью». Нежный, умиротворенный образ, который указывает на семейные ценности, являющиеся главными сокровищами, данными людям Творцом.

Рафаэль Санти — Мадонна с вуалью

«Сон рыцаря» — образ, заключающий в себе вечный выбор между наслаждением и добродетелью.


Рафаэль Санти — Сон рыцаря

«Мадонна Альба», принадлежащая долгое время одноименному испанскому роду и воплощающая в себе единство души, тела и Духа, знание о грядущем пути, готовности ему следовать.


Рафаэль Санти — Мадонна Альба Категория

Итальянский художник эпохи Ренессанса, гениальный график и мастер архитектурных решений, Рафаэль Санти впитал опыт умбрийской школы живописи. В его полотнах, как в зеркале, отразились идеалы Возрождения. Мир стал добрее и чище, когда на него посмотрели глаза рафаэлевских мадонн – Сикстинской, Конестабиле, Пасадинской, Орлеанской.

Детство и юность

Живописец родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Отец Джованни деи Санти работал придворным художником герцога, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников.

Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев, известные каждому итальянцу. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его, и Уччелло с Синьорелли. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве.


Вскоре в доме появилась мачеха Бернардина, для которой сын мужа был чужим ребенком. В 12 художник остался круглым сиротой. Уже тогда подросток демонстрировал удивительное мастерство, и его определили в мастерскую художника Пьетро Перуджино. Живописец учил мальчика до тех пор, пока искушенные знатоки перестали отличать копии Рафаэля от полотен Перуджино. Санти как губка впитывал опыт учителей и оставил позади всех учеников, при этом не заносился и дружил с ними.

Живопись

В 1504 году 21-летний Рафаэль Санти очутился во Флоренции: молодой живописец переехал в колыбель Возрождения следом за Перуджино. Переезд благотворно сказался на карьере и мастерстве юноши – учитель познакомил Рафаэля с именитыми живописцами, скульпторами и архитекторами. В городе на берегу Арно Санти встретил . Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Флорентийский период художника подарил миру 20 рафаэлевских мадонн с младенцами, в которых Санти вложил всю тоску о матери.


Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». На последнем полотне, которое сейчас хранится в музее французского города Шантийи, изображены богини Невинность, Красота и Любовь, держащие в руках золотые шары – символы совершенства. В ранних полотнах Рафаэля Санти прослеживается влияние учителя, но через 2-3 года художник демонстрирует авторский стиль.

С 1508 года живописец живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Наслышанный о юноше священник пригласил Санти расписать станцы – парадные помещения Ватиканского дворца. Увидев эскиз фрески Рафаэля, Юлий II пришел в такой восторг, что отдал живописцу все поверхности, приказав убрать старые рисунки. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Станцы Рафаэля – это четыре зала величиной 6 на 9 метров, в каждом из которых по четыре фресковых композиции. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.


Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии ( написан с да Винчи, похож на ). Занявший место умершего Юлия II папа Лев X в 1514 году назначил Санти главным архитектором и хранителем ценностей. Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима. Гению мастера принадлежат Церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, Капелла Киджи, Дворец Видони-Каффарелли.


В Риме Рафаэль Санти продолжил галерею мадонн, доведя количество полотен до 42. Они так же трогательны, и прелесть материнства просвечивает в глазах, руках, каждой линии одежд. Но в римской галерее мадонн с младенцами уже виден авторский почерк живописца, индивидуальность. Лики женщин чувственны, в глазах тревога за ребенка. Усложняются пейзажные композиции на втором плане, внося смысловые оттенки в картину.

Искусствоведы указывают на превалирующий в ранних изображениях мадонн стиль кватроченто: фигуры фронтальны и скованны, лица торжественно-отвлеченные, взгляд спокоен. Кватроченто размывается чувственностью во флорентийский период, а римские мадонны написаны в зарождающемся стиле барокко.


В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Искусствоведы не уверены, что полотно рисовал Рафаэль: есть мнение, что оно принадлежит кисти его отца, изобразившего жену с маленьким сыном. На картине мадонна повернута к зрителю профилем, глаза устремлены на книгу, руки нежно прикасаются к сыну. Работа датируется 1498 годом. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.


По рентгеновскому снимку полотна ученые определили, что верхний слой нанесен спустя столетие после того, как Рафаэль Санти написал картину. Искусствоведы сходятся во мнении, что художник Карло Дольчи, владелец полотна, нанес темный фон, так как считал его соответствующим религиозным обрядам. «Мадонна Грандука» находится в галерее Флоренции.

«Мадонна Конестабиле» – ранняя работа 20-летнего художника, написанная в Умбрии в 1502-04 годах. Это неоконченная миниатюра, завершить которую Рафаэль не успел из-за переезда во Флоренцию. Ее второе название - «Мадонна с книгой». Богоматерь с грустью смотрит на улыбающегося младенца, взявшегося рукой за книгу (предположительно Священное Писание).


Личная жизнь

Талант художника оценили при жизни: покровители, не желая, чтобы мастера переманили французы, оплачивали его труд щедро. У Рафаэля был особняк в античном стиле, построенный по авторскому проекту. Выдать дочь замуж за именитого живописца мечтали купцы и герцоги, но тонкий ценитель женской красоты держался стойко. Кардинал Биббиена, желавший породниться с Санти, добился помолвки Рафаэля с племянницей, но маэстро отказался в последний момент.


Женщиной, которая смогла покорить сердце 30-летнего Рафаэля, стала дочь булочника, которую Санти прозвал «Форнарина» (булочка, пышка). 17-летнюю Маргариту Лути художник увидел в саду Киджи, где трудился над образами Амура и Психеи. Рафаэль Санти заплатил булочнику 50 золотых, чтобы дочь позировала ему, да так увлекся юной красавицей, что выкупил у отца за 3 тысячи монет.

Шесть лет Маргарита была музой художника, вдохновлявшей на шедевры. После смерти Рафаэля «Форнарина», получив в наследство дом и содержание, отказалась от всего и ушла в монастырь. В записях монастыря Маргарита значится как вдова живописца.

Смерть

Причина смерти художника неизвестна. По версии современника Рафаэля, живописца и писателя Вазари, смерть 37-летнего маэстро стала следствием распутства. После бурной ночи Санти вернулся домой и пожаловался на недомогание. Врач сделал кровопускание, которое ухудшило состояние больного, и он скончался. Вторая версия гласит о простуде, которую Рафаэль подхватил в погребальных галереях, где участвовал в раскопках.


Умер художник 6 апреля 1520 года. Местом последнего приюта стала гробница в римском Пантеоне. На плите, укрывшей останки, выгравирована эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».

Произведения

  • 1504 – «Обручение девы Марии»
  • 1504-1505 – «Три грации»
  • 1506 – «Мадонна в зелени»
  • 1506 – «Портрет Аньоло Дони»
  • 1506 – «Мадонна со щегленком»
  • 1506 – «Портрет дамы с единорогом»
  • 1507 – «Прекрасная садовница»
  • 1508 – «Большая мадонна Каупера»
  • 1508 – «Мадонна Эстергази»
  • 1509 – «Афинская школа»
  • 1510-1511 – «Диспут»
  • 1511 – «Мадонна Альба»
  • 1511-1512 – «Изгнание Илиодора из Храма»
  • 1514 – «Встреча папы Льва I и Аттилы»
  • 1513-1514 – «Сикстинская мадонна»
  • 1518-1519 – «Портрет молодой женщины» («Форнарина»)
  • 1518-1520 – «Преображение»

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...