Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Помощь штольца обломову. "Обломов и Штольц" - сочинение по роману Гончарова И.А. "Обломов". д) дальнейшее образование

Текст сочинения:

В романе Обломов И. А. Гончаров рисует традиционный для русской литературы ҭип героя русского патриархального барина Илью Ильича Обломова, обладающего от природы честным и верным сердцем, но не сумевшего противостоять жизни и ставшего одним из лишних людей в ней. Обломову противопоставлен его друг, Андрей Штольц, герой очень интересный и глубоко задуманный. Если Обломов воплощение патриархального дворянского уклада русской жизни, то в образе Штольца сочетаюҭся черҭы, характерные и для России, и для европейской буржуазной цивилизации. Здесь выражены воззрения И. А. Гончарова на взаимные различия России и Запада, причем если Обломов это русский национальный характер, которому свойственны доброта, честность, естественность и глубина чувств, а также лень и безынициативность, то европейский менталитет воплощает в себе отец Штольца, Иван Богданович. Для него характерны трудолюбие, педанҭичность, пунктуальность, скупость в проявлении эмоций, рационализм. Его сын Андрей, друг Обломова, получил от отца именно такое рациональное воспитание: ему все позволялось, но с него строго требовали выполнения своих обязанностей. Оҭца не встревожило, что сын на неделю пропал из дому, напротив, он сам выгнал его, когда узнал, что тот, вернувшись, не сделал заданного латинского перевода. Ребенка с детства приучали к труду, к практической деятельности, а дав ему образование, отец отправил его от себя и предупредил, чтобы на его помощь больше не рассчиҭывал. Сын оправдал надежды отца, добившись благосостояния и прочного положения в жизни, но ущербность такого немецкого воспитания показана в сцене прощания отца и сына, когда чувства, не получившие выхода при прощании с отцом, прорываюҭся наружу от слов старой женщины, по-матерински пожалевшей Андрея. Его характер вышел не европейский благодаря влиянию матери русской дворянки. Она вложила в сына душу умение чувствовать, любить и понимать музыку, искусство, поэзию. Она рано умерла, но в память о ней сын кладет в свои дорожные сумки не только ненавидимый ею рабочий плащ, подаренный отцом, но и изящный фрак, и тонкие рубашки. Мать мечтала о незаурядной роли в обществе, какая достанется ее сыну, и именно влияние двух тенденций разных народов сформировало характер Андрея Штольца. Сыграли свою роль и Обломовка с ее обильно расточаемыми на немецкого мальчика добрыми, жирными ласками, и княжеская усадьба в Верхлеве, где отец служил управляющим, с широким раздольем барской жизни, и все это, по выражению автора, обратило узенькую немецкую" колею в такую широкую дорогу, какая даже не снилась немецким предкам Штольца. В отличие от Обломова, Штольц ведет деятельный образ жизни: служиҭ в какой-то торговой компании, часто ездиҭ за границу, осуществляет разные проекты, бывает и в свете, много читает, в курсе всех собыҭий и все успевает. Он не забыл Обломова: их прочно связываюҭ детство и юность, причем Штольц всегда играл роль сильного. Так и теперь он покровительствует другу, пытаясь растормошить его, убедить поехать вместе за границу, знакомиҭ Обломова с Ольгой. Между ними цариҭ полное доверие, но по своему отношению к жизни они анҭиподы. Если Обломов бездеятелен и ленив, то, по признанию Штольца, труд образ, содержание, стихия и цель жизни. И он последний раз пытается расшевелить Обломова, заставить его изменить свою жизнь и самого измениться: Теперь или никогда. И действительно, полюбив Ольгу, Обломов меняется внутренне, он ведет активный образ жизни, рано встает, много читает. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. Но Штольц уехал, и некому поддержать Обломова, когда он устает морально. Он не может не согласиться с точкой зрения Ольги, что жизнь долг, но сам он не способен на такую напряженную постоянную самоотдачу, лирикому порыв его угас, неверие в свои силы усугубилось финансовыми проблемами. Став жерҭвой мошенников Тарантьева и Мухоярова, Илья Ильич отказался от борьбы, от слова, данного Андрею. И хотя Андрей пытается помочь другу и действительно помогает ему разобраться в финансовой сиҭуации, но он также отказался от борьбы, от надежды пробудить в Обломове живую душу и жажду жизни и деятельности.
Образ Штольца криҭикой оценивается, как правило, негативно. Начиная с Н. А. Добролюбова, криҭики упрекали его за эгоизм, сухость, рассудочность. Но дело, скорее, не в этом. Штольц фигура нетипичная для русской жизни. Хотя автор и выражает свою надежду: Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!, но образ героя более декларативен, чем реален. Штольц ищет в своей жизни равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Обломов как-то сказал Штольцу, криҭикуя петербургское общество: Или я не понял этой жизни, или она никуда не годиҭся. Штольц как раз и воплощает в себе тот авторский идеал, который понял эҭу жизнь, для которого главное труд, движение и, наконец, любовь, последнее счастье человека, ставшее для Андрея возможным, когда он получил согласие Ольги выйҭи за него замуж. Но именно это декларированное счастье героев неубедительно. Они живуҭ в любви и согласии, но Ольга отчего-то грустиҭ, чувствует неудовлетворенность, какую-то странную хандру. Их дом полная чаша, но жизнь замкнута, и нельзя сказать, что это счастье, о котором они мечтали. Даже сам автор признает, что Штольц не живой, а просто идея, и художественное воплощение этой идеи далеко от совершенства. Мягкосердечный, инерҭный Илья Ильич действительно не понял этой жизни, не смог достичь в ней смысла, что было бы и невозможно без проявления энергии и воли. Но и волевой, решительный Штольц не сумел добиться идеала счастья для себя и для Ольги. Эта задача философского порядка слишком сложна для обычного человека. Автор тоже понял утопичность идеи создания образа гармоничного человека и такой же любви. В одном из своих писем он приходиҭ к такому печальному выводу: Между действительностью и идеалом лежиҭ... бездна, через которую еще не найден мост, да едва ли и построиҭся когда. Для современной Гончарову действительности проблема оказалась неразрешима.

Права на сочинение "Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова Обломов)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Меню статьи:

Они в детстве жили почти рядом – в соседних деревнях, – затем, уже будучи подростками, Они учились в пансионе для дворянских детей. На протяжении всей жизни судьба снова и снова сводила этих людей. Вы спросите, о ком идет речь? Конечно же, об Илье Обломове и Андрее Штольце из романа Ивана Гончарова «Обломов» и их необычной дружбе.

Чтобы вникнуть в суть отношений этих диаметрально противоположных по натуре друзей, нужно проследить их жизнь на протяжении произведения.

Образ Обломова: погруженный в задумчивость

Для того, чтобы понять, насколько противоположными по характеру были Андрей Штольц и Илья Обломов, необходимо сначала проследить за характером первого героя, фамилией которого назван весь роман. Илья Ильич предстает перед читателями неряшливым и крайне ленивым человеком средних лет. Его любимым местом является диван, а одеждой домашний халат, который «имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела…»
Небрежное убранство комнаты, где, казалось бы, соблюдался порядок, но при пристальном взгляде обнаруживалась масса внешних недостатков, еще больше подчеркивало инфантильность героя. Он не имел ни определенной цели в жизни, ни каких-либо четких планов, взирая на окружающее рассеянно и задумчиво.

Активный и целеустремленный Штольц

Андрей Штольц был совершенно другим. С юношеским жаром еще в юности он объяснял уроки медлительному и мечтательному другу, стремился помочь, чтобы Илья нашел себя в жизни. Но его стремления не оправдались, потому что ученье «странно подействовало на Илью Ильича: у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе».

Любопытным и очень активным маленький Андрюша был еще с самого детства. Любые его выходки, вплоть до того, что мальчик мог уйти на несколько дней, при этом не вызывая беспокойства отца, воспринимались его родителями без всякой паники. Не препятствуя сыну свободно познавать окружающий мир, папа способствовал развитию целостной, вполне самостоятельной личности. Андрей Штольц удивительный человек, к которому уже с первых строк проникаешься симпатией. Герой романа, любящий жизнь и стремящийся в будущее. Таким он изображен на страницах произведения.

Причина дружбы Обломова и Штольца

У читателя, вникающего в образы таких абсолютно противоположных личностей, может возникнуть справедливый вопрос: как они могли дружить? Но, может, некоторые удивятся, узнав, что вначале Андрей и Илья были похожими по характеру. Но именно воспитание, среда, в которой обитали юные друзья, сделали их настолько разными, как Юг и Север. Однако, близкие товарищи прекрасно справляются со своей несхожестью и отлично дополняют друг друга.

Эти два разных по темпераменту человека смогли по достоинству оценить друг друга. Штольц видит в Обломове его прекрасную душу, а тот, в свою очередь, замечает лучшие качества настоящего, преданного друга.

“…Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя…” – отзывается Андрей Иванович об Илье Ильиче.

Он любит друга за его искренность, считает очень хорошим человеком, даже несмотря на его вальяжность, апатию и лень. Штольц надеется, что когда-нибудь возможно будет переделать Илью Ильича и пытается принять соответствующие меры. Но получится ли это у него?

Эпизоды из романа: дружба Штольца и Обломова

В продолжение всего романа Обломов и Штольц идут рука об руку, сохраняя искреннюю привязанность друг ко другу. Рассмотрим некоторые эпизоды из их жизни.

Вот Илья и Андрей маленькие дети. Один из них смелый и активный, другой немного ленивый, мечтательный и боязливый. Родители безмерно любят своих чад, но воспитывают их по-разному. Поэтому и судьбы у них совершенно неодинаковые …



Вот Андрей, «часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала едет посидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу». В присутствии Обломова друг успокаивается, чувствует себя, как человек, который пришел «из великолепных зал под собственный скромный кров».

Вот они ведут диалог между собой, и Андрей никак не может убедить Илью стать более живым, выйти в общество, оторваться от своего удобного дивана, сменить образ мыслей, оставить пассивность, апатию и лень, стать полноценной личностью… «Точно ком теста, свернулся и лежишь» упрекает Штольц Обломова, но тот не реагирует на замечания. Однако, Андрей непреклонен в своем решении изменить ситуацию. «Нет, я тебя не оставлю так, возмущается он. Через неделю ты не узнаешь себя. Ужо вечером я сообщу тебе подробный план о том, что я намерен делать с собой и с тобой, а теперь одевайся…»

Умный Штольц за пеленой равнодушия и лени сумел разглядеть в друге философа, ведь он иногда говорит очень правильные речи. «Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? говорит Обломов другу. Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!..»

«Ты рассуждаешь, словно древний, делает вывод Штольц. А впрочем, и то хорошо, по крайней мере рассуждаешь, не спишь».

Проницательному Обломову все надоело, потому и пытался он закрыться в скорлупе своих нелепых грез и мечтаний и ограничиться пребыванием в собственном доме, где все так привычно и знакомо, где нет никакой суеты и напускного веселья. Но жить по плану друга ему тоже крайне тяжело…



А вот еще одна сцена. «Теперь или никогда» заявляет Штольц, и Обломов делает большое усилие над собой, решая последовать совету друга и получить французский паспорт. Однако, в то время он так никуда и не уезжает. Зато в личной жизни происходят неожиданные перемены: Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую, женщину простую и в то же время благородную. С трепетом к ней относится и его друг Андрей.

Но подход к девушке у Ильи Ильича оригинальный: не желая льстить, он и здесь проявляет какую-то неуклюжесть, равнодушие к напыщенным фразам, а может, даже невежество, говоря: Мне ничего не стоит сказать: «Ах! я очень рад буду, счастлив, вы, конечно, отлично поёте… это мне доставит… Да разве это нужно?»

Наконец Ольга запела, и Обломов, не удержался от восторженного «Ах». «Слышите? сказал ей Штольц. Скажи по совести, Илья: как давно с тобой не случалось этого?» – спросил он влюбленного друга. К сожалению, инфантильность Обломова со временем взяла верх над его светлыми чувствами к Ольге Ильинской. Он не смог, да и не захотел преодолеть свою природную лень и стать мужем этой прекрасной женщины. В конце концов, в жены Ольгу взял именно Андрей Штольц, который, оказывается, тоже был влюблен в неё, но не хотел мешать счастью друга.

Наступает время перемен, и Обломов женится на Агафье, вдове коллежского секретаря Пшеницына, женщине хозяйственной, доброй и неглупой, которая преданно ухаживала за ним во времена болезней и депрессий. Жизнь его снова идет размеренно и плавно. Агафья окружает мужа заботой и поддерживает полный порядок в доме. Ну а что же Штольц?

К сожалению, последняя встреча друзей спустя пять лет была весьма печальной. «Погиб!» – сокрушался о друге Андрей Иванович, увидев его в крайне тяжелом душевном состоянии. Потрясло его и то, что Агафья – жена Ильи. При этом неожиданном известии будто каменная стена разверзлась между друзьями, и Штольц понял, что никогда уже его товарищ не оставит Обломовку. Но все же он внял просьбам Ильи Ильича «не забыть его сына Андрея». И дал себе слово повести мальчика совершенно другой дорогой, и с ним «приводить в дело их юношеские мечты».

Такая дружба очень важна

Проследив за отношениями Обломова и Штольца, можно сделать вывод: такая дружба тоже нужна и полезна, ведь они удивительным образом дополняли друг друга и поддерживали в трудные минуты жизни. Жаль, конечно, что Илья Обломов умер, не сумев справиться с внутренней апатией и ленивым образом жизни, но после него остался сын, которого взял на воспитание лучший и верный друг – Андрей Иванович. Он и в этот раз помог Илье – теперь уже усыновив его родную кровиночку и дав ребенку шанс на полноценную, осмысленную жизнь. Но разве могло произойти иначе? Ведь дружба Ильи и Андрея всегда была настоящей.

Обломов и Штольц

Штольц - антипод Обломова (Принцип антитезы)

Вся образная система романа И.А.Гончарова «Обломов» направлена на раскрытие характера, сущности главного героя. Илья Ильич Обломов - скучающий барин, лежащий на диване, мечтающий о преобразованиях и счастливой жизни в кругу семьи, но ничего не делающий чтобы воплотить мечты в действительность. Антиподом Обломова в романе является образ Штольца. Андрей Иванович Штольц — один из главных героев, друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлеве, что в пяти верстах от Обломовки. В первых двух главах второй части идет подробный рассказ о жизни Штольца, о тех условиях, в которых формировался его деятельный характер.

1. Общие черты:

а) возраст («Штольц ровесник Обломову и ему уже за тридцать»);

б) вероисповедание;

в) обучение в пансионате Ивана Штольца в Верхлёве;

г) служба и быстрая отставка;

д) любовь к Ольге Ильинской;

е) доброе отношение друг к другу.

2. Различные черты:

а) портрет ;

Обломов . «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием: всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица».

«… обрюзг не по летам : от недостатка ли движения или воздуха. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч , казалось слишком изнеженным для мужчины. Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью.»

Штольц - ровесник Обломова, ему уже за тридцать. Портрет Ш. контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости…»

Знакомясь с портретной характеристикой этого героя, мы понимаем, что Штольц - сильная, энергичная, целеустремленная личность, которой чужда мечтательность. Но эта почти идеальная личность напоминает механизм, а не живого человека, и этим отталкивает читателя.

б) родители , семья;

У Обломова родители - русские, он вырос в патриархальной семье.

Штольц.— выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). «Штольц был немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную, родная речь его была русская…». Мать боялась, что Штольц, под влиянием отца, станет грубым бюргером, однако помешало русское окружение Штольца.

в) воспитание;

Обломов переходил «из объятий в объятия родных и друзей», его воспитание носило патриархальный характер.

Своего сына Иван Богданович воспитывал строго: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака».

Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. Потом Штольц стал отправлять сына в город с поручениями, "и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах".

Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришел, — и всякий раз юный Штльц возвращался с выученными уроками.

От отца он получил «трудовое, практическое воспитание», а мать приобщала его к прекрасному, пыталась вложить в душу маленького Андрея любовь к искусству, к красоте. Его матери «в сыне…мерещился идеал барина», а отец приучал его к тяжелому, совсем не барскому труду.

г) отношение к учёбе в пансионат;

Обломов учился «по неоходимости», «серьезное чтение утомляло его», «зато поэты задели … за живое»

Штольц всегда учился хорошо, всем интересовался. И был репетитором в пансионе отца

д) дальнейшее образование;

Обломов до двадцати лет прожил в Обломовке, затем окончил университет.

Штольц Блестяще закончил университет. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлева в Петербург, Штольц. говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдет к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду — но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырехэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах. — основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостает Обломову.

е) образ жизни;

«Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием»

Штольц обладает жаждой деятельности

ж) ведение хозяйства;

Обломов не занимался делами в деревне, получал незначительный доход и жил в долг.

Штольц с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России.

з) жизненные стремления;

Обломов в молодости «готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье, затем он исключил из своих мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой, семьей, друзьями.

Штольц, выбрал деятельное начало ещё в молодости… Идеал жизни Штольца— непрестанный и осмысленный труд, это — «образ, содержание, стихия и цель жизни».

и) взгляды на общество;

Обломов считает, что все члены света и общества - «мертвецы, спящие люди», им свойственны неискренность, зависть, желание любыми средствами «заполучить громкий чин», он не сторонник прогрессивных форм ведения хозяйства.

По мнению Штольца, с помощью устройства “школ”, “пристаней”, “ярмарок”, “шоссейных дорог” старые, патриархальные “обломовки” должны превратиться в благоустроенные имения, приносящие доход.

к) отношение к Ольге;

Обломов хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь.

Штольц женится на Ольге Ильинской, и Гончаров пытается в их деятельном, полном труда и красоты альянсе представить идеальную семью, подлинный идеал, который не удается в жизни Обломова: «работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой < …> как мечтал и Обломов… Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок».

л) взаимоотношение и взаимовлияние;

Обломов считал Штольца своим единственным другом, способным понять и помочь, он прислушивался к его советам, но сломить обломовщину Штольцу не удалось.

Штольц высоко ценил доброту и искренность душу своего друга Обломова. Штольц делает всё, чтобы пробудить Обломова к деятельности. В дружбе с Обломовым Штольц. тоже оказался на высоте: заменил управляющего-жулика, разрушил козни Тарантьева и Мухоярова, обманом вынудивших Обломова подписать фальшивое заемное письмо.

Обломов привык жить по указке Штольца в самых мелких делах ему необходим совет друга. Без Штольца Илья Ильич не может ни на что решиться, впрочем, и следовать советам Штольца Обломов не торопится: слишком разное у них понятие о жизни, о труде, о приложении сил.

После смерти Ильи Ильича друг берёт на воспитание названного в его честь сына Обломова, Андрюшу.

м) самооценка ;

Обломов постоянно сомневался в себе. Штольц никогда не сомневается в себе.

н) особенности характера ;

Обломов — бездеятелен, мечтателен, неряшлив, нерешителен, мягок, ленив, апатичен, не лишен тонких душевных переживаний.

Штольц - деятелен, резок, практичен, аккуратен, любит комфорт, открыт в душевных проявлениях, рассудок преобладает над чувством. Штольц мог контролировать свои чувства и «боялся всякой мечты». Счастье для него заключалось в постоянстве. По словам Гончарова, он « знал цену редким и дорогим свойствам и так скупо тратил их, что его звали эгоистом, бесчувственным…».

Значение образов Обломова и Штольца.

Гончаров отразил в Обломове типические черты патриархального дворянства. Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера.

Штольцу в романе Гончарова отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя. По мнению критиков, неясность представления Гончарова о роли «новых людей» в обществе привела к неубедительности образа Штольца. По замыслу Гончарова, Штольц - новый тип русского прогрессивного деятеля. Однако он не изображает героя в конкретной деятельности. Автор только информирует читателя о том, де бывал Штольц, чего достиг. Показывая парижскую жизнь Штольца с Ольгой, Гончаров хочет раскрыть широту его взглядов, а фактически снижает героя

Итак, образ Штольца в романе не только проясняет образ Обломова, но и интересен читателям своей неординарностью и полной противоположностью главному герою. Добролюбов говорит о нём: «Не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово «вперёд!» Добролюбов, как и все революционные демократы, видел идеал «человека дела» в служении народу, в революционной борьбе. От этого идеала Штольц далёк. Однако рядом с Обломовым и обломовщиной Штольц был всё же явлением прогрессивным.

Роман Гончарова «Обломов» был написан еще в 19 веке, однако остается интересным и для современных читателей. Причины актуальности произведения лежат в широком спектре поднимаемых автором вопросов и «вечных» тем, которые волновали людей на протяжении практически всей человеческой цивилизации: темы любви, дружбы, смысла и цели жизни. Особенно ярко проблематика произведения раскрывается через противопоставление в книге Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца, как персонажей, отражающих разные взгляды на мир и ведущих различный образ жизни. По сюжету романа Обломов – антипод Штольца, у них разная внешность, разные стремления и разная судьба, но есть то, что связывает героев на протяжении многих лет – крепкая взаимная дружба, в которой нуждаются оба персонажа.

Различия личностей Обломова и Штольца

В романе Гончарова Обломов предстает как человек мечтательный, добрый, мягкий и нерешительный. Он привлекает своим спокойным, располагающим характером, но и отталкивает постоянной ленью, нежеланием стремиться вперед и постепенной деградацией. Он старается как можно меньше двигаться, все дни проводит на диване, строя всевозможные планы и переживая выдуманные ситуации более полно и эмоционально, чем реальные события своей жизни. Причины такого отношения Ильи Ильича к миру лежат в его «тепличном» воспитании и умиротворяющей атмосфере Обломовки – родном поместье героя, далеком уголке России. В деревне жили не по реальному календарю, а от обряда к обряду, здесь отрицались все новые ценности и лелеяли устаревшие, частично архаичные нормы. Обломов рос как «тепличное растение», которое оберегали от всего нового и с детства, прививая ему отвращение к труду и активности.

Как уже говорилось выше, у Обломова в романе есть антипод – это Андрей Иванович Штольц. В отличие от Ильи Ильича, Штольц ведет активную общественную жизнь, считает труд и активность основными действующими силами в мире. Андрей Иванович всегда находится в центре внимания, его знают во многих светских кругах, он ценный работник, стремительно поднимающийся по карьерной лестнице, с ним многие хотят дружить. Однако, как и Обломов, Штольц – личность не идеальная. Если у Ильи Ильича «слабым» местом являются активность и трудолюбие, стремление к всестороннему развитию, то для Андрея Ивановича «камнем преткновения» стала сфера чувств, не поддающихся рациональному, разумному пояснению. Причины непонимания героем сути любви также лежат в его детстве – воспитывая в сыне трудолюбие и умение в любой ситуации уверенно двигаться вперед, рациональный отец-немец не заботился о чувственной стороне его личности. Со смертью матери, ставшей для персонажа большим горем, Андрей Иванович еще сильнее отгородился от сферы чувств (в том числе мечтаний и иллюзий), руководствуясь в дальнейшем исключительно велениями разума, но продолжая искать в других то чувственное начало, которого был лишен сам.

Штольц и Обломов: антиподы или двойники?

Большинство исследователей склоняются к мысли, что герои являются, несомненно, антиподами, отражающими разные взгляды на мир. Это подтверждается и текстом романа. Однако при подробном анализе становится понятно, что они являются также зеркальными двойниками, и общего в образах персонажей не меньше, чем непохожего. Штольц как антипод Обломова в романе «Обломов» пытается через общение с другом восстановить душевую гармонию, которую теряет в ежедневной суете. Илья Ильич также находит в друге то, чего ему не хватает в себе – активности и решительности. Именно Штольц занимается решением всех вопросов, связанных с Обломовкой и материальным обеспечением друга.

Герои не только взаимодополняют друг друга, но и видят в друг друге свое искаженное отражение. Так, Штольц – это воплощение активности, рационализма, экстравертности, труда и стремления в будущее, а Обломов – пассивности, иррационализма, мечтательности, интровертности и направленности в прошлое. Оба персонажа являются «лишними» героями романа, не вписывающимися в свою эпоху и неспособными найти истинное счастье, именно поэтому Обломов впадает в иллюзии, а Штольц не находит гармонии в отношениях с женой, для которой ему всегда нужно быть лучшим, соответствовать ее чрезмерно высоким запросам.

Сближает героев и любовь к Ильинской, которая привлекала их своей открытостью, интеллектом и целеустремленностью. Однако по причине того, что девушка являлась человеком «своей эпохи», оба героя не нашли радом с ней своего истинного счастья (тогда как, например, Обломов обретает покой именно в браке с Агафьей, живущей в близком ему мире прошлого и разделяющей домостроевский уклад жизни).

Смотря друг на друга, герои видят, какими могли быть, если бы их воспитание было бы несколько другим. Например, если бы Обломов выразил протест против уклада Обломовки и пошел наперекор родителям, из него мог бы получиться прототип Штольца. То есть, как бы это ни было парадоксально, Ильи Ильич и Андрей Иванович, при разном ракурсе рассмотрения, являются и двойниками и антиподами в романе «Обломов». Помимо того, учитывая историю создания произведения и прототипы героев, существует версия, что оба героя – отражения разны сторон личности Гончарова. В письмах к друзьям автор указывал, что описал в гениальном романе самого себя: Обломова – как олицетворение его мечтательности и эскапизма и Штольца – как рациональной, деятельной и карьерной жилки.

Тест по произведению

В романе "Обломов" хотел противопоставить западную и русскую культуру Иван Александрович Гончаров. Обломов и Штольц - два ключевых образа произведения. Роман построен на приеме антитезы. Она реализуется через противопоставление двух этих персонажей произведения. Во многом противоположны Штольц и Обломов. В русской классической литературе есть множество произведений, построенных подобным образом. Это, например, "Герой нашего времени" и "Евгений Онегин". В зарубежной литературе также можно найти такие примеры.

"Обломов" и "Дон Кихот"

С "Обломовым" больше всего перекликается роман "Дон Кихот" Мигеля де Сервантеса. В этом произведении описываются противоречия между действительностью и представлением человека о том, какой должна быть идеальная жизнь. Это противоречие распространяется, как и в "Обломове", на внешний мир. Как и Илья Ильич, Идальго погружен в грезы. Обломова в произведении окружают люди, которые не понимают его, ведь представления их о мире ограничиваются материальной его стороной. Правда, у этих двух историй диаметрально противоположный исход: перед смертью к Алонсо приходит озарение. Этот персонаж понимает, что в своих мечтаниях заблуждался. А вот Обломов не меняется. Очевидно, в этом исходе и заключается различие между западным и русским менталитетом.

Антитеза - основной прием в произведении

С помощью антитезы можно более объемно нарисовать личности героев, поскольку все познается в сравнении. Нельзя понять Илью Ильича, убрав Штольца из романа. Гончаров показывает достоинства и недостатки своих персонажей. Читатель при этом может взглянуть со стороны на самого себя и свой внутренний мир. Это поможет не допустить ошибок, которые сделали герои Обломов и Штольц в романе Гончарова "Обломов".

Илья Ильич - это человек с исконно русской душой, а Андрей Штольц - представитель новой эпохи. В России всегда были и будут и те и другие. Штольц и Обломов - это персонажи, через взаимодействие которых, а также через их взаимодействие с другими героями произведения автор доносит основные мысли. Ольга Ильинская является связующим звеном между ними.

Значение детства в формировании характеров героев

Детство в жизни каждого человека имеет большое значение. Личность в этот период еще не сформирована. Человек, словно губка, впитывает все, что предлагает окружающий мир. Именно в детстве происходит воспитание, от которого зависит, каким человек станет во взрослой жизни. Поэтому важную роль в романе Гончарова играет описание детства и воспитания будущих антиподов, которыми являются Илья Обломов и Андрей Штольц. В главе "Сон Обломова" автор приводит описание детства Ильи Ильича. Он вспоминает Обломовку, свою родную деревню. Прочитав данную главу, мы понимаем, откуда в характере этого героя появились неподвижность и леность.

Детство Ильи Обломова

Штольц и Обломов воспитывались по-разному. Илюша - как будущий барин. Много гостей и родственников проживало в доме его родителей. Все они хвалили и ласкали маленького Илюшу. Его изысканно и много кормили "сливочками", "сухариками", "булочками". Еда, следует отметить, была основной заботой в Обломовке. Ей уделялось очень много времени. Всей семьей решался вопрос о том, какие блюда будут на ужин или на обед. После обеда все погружались в продолжительный сон. Так проходили дни: еда и сон. Когда Илья подрос, его отправили учиться в гимназию. Знания Илюши родителей не интересовали. Им была важна лишь справка о том, что он прошел различные науки и искусства. Поэтому Илья Обломов вырос необразованным, забитым мальчиком, однако добрым в душе.

Детство Андрея Штольца

У Штольца же все как раз наоборот. Отец Андрея, по национальности немец, с малых лет воспитывал в своем сыне самостоятельность. По отношению к своему ребенку он был сух. Целенаправленность и строгость - основные черты, которые вложили в воспитание Андрея его родители. В работе проходили все дни семьи. Когда мальчик подрос, отец начал брать его на базар, в поле, заставлял работать. Вместе с тем, он обучал своего сына наукам, немецкому языку. Затем Штольц начал посылать ребенка в город с поручениями. Гончаров отмечает, что никогда не случалось так, чтобы Андрей что-нибудь забыл, недоглядел, переиначил, дал промах. Русская дворянка, мать мальчика, обучала его литературе, дала духовное воспитание своему сыну. В итоге Штольц стал умным сильным юношей.

Прощание с родным домом

Обратимся к сценам, в которых описывается то, как Штольц и Обломов покидали родные деревни. Обломова провожают со слезами на глазах, не хотят отпускать дорогого дитя - ощущается атмосфера любви к мальчику. А когда родной дом покидает Штольц, отец лишь дает ему несколько наставлений, касающихся траты денежных средств. В момент прощания им даже нечего друг другу сказать.

Две среды, два характера и их влияние друг на друга

Двумя совершенно разными средами являются деревни Обломовка и Верхлево. Обломовка - это своеобразный рай на Земле. Здесь ничего не происходит, все спокойно и тихо. У власти в Верхлево стоит отец Андрея, немец, который устраивает здесь немецкий порядок.

Общие черты характера имеют Обломов и Штольц. Дружба их, существовавшая еще с детских лет, привела к тому, что, общаясь, они повлияли в некоторой степени друг на друга. Оба героя какое-то время воспитывались вместе. Они ходили в школу, содержал которую отец Андрея. Однако они пришли сюда, можно сказать, из совершенно разных миров: раз и навсегда заведенный, ничем не нарушаемый порядок жизни в деревне Обломовка; и активный труд немецкого бюргера, который перемежался с уроками матери, старавшейся привить Андрею интерес и любовь к искусству.

Для дальнейшего развития отношений, однако, Андрею и Илье не хватает общения. Постепенно отдаляются друг от друга, взрослея, Обломов и Штольц. Дружба их, между тем, не прекращается. Однако ей препятствует и то, что имущественное положение этих двух героев различно. Настоящим барином, дворянином является Обломов. Это обладатель 300 душ. Илье можно было вообще ничего не делать, находясь на обеспечении своих крепостных. Все иначе у Штольца, который русским дворянином был лишь по матери. Ему самостоятельно приходилось поддерживать свое материальное благосостояние.

Обломов и Штольц в романе "Обломов" в зрелые годы стали совершенно разными. Им было уже трудно общаться. Штольц начал ехидничать и подшучивать над рассуждениями Ильи, столь далекими от реальности. Различия в характерах и взглядах на жизнь в конце концов привели к постепенному ослаблению их дружбы.

Значение дружбы у Гончарова

Красной нитью по этому роману проходит мысль о дружбе, о том, какую роль она играет в жизни человека. Человек во взаимодействии с другими может проявить свою подлинную сущность. Множество форм имеет дружба: "братство", воспеваемое Пушкиным, корыстная, дружба по той или иной причине. Кроме искренней, в сущности, все остальные - это всего лишь формы эгоизма. У Андрея и Ильи дружба была крепкая. Она связывала их, как мы уже отметили, еще с детства. Роман Гончарова помогает читателям разобраться в том, почему дружат Обломов и Штольц, какую роль дружба играет в жизни человека, благодаря тому, что в нем описано множество ее перипетий.

Значение и актуальность романа "Обломов"

Роман "Обломов" является произведением, не теряющим и по сей день своей актуальности, поскольку он отражает сущность жизни людей, которая является вечной. Предложенная автором (портрет его представлен ниже) антитеза превосходно передает суть рока истории нашей страны, которая отмечена этими двумя крайностями.

Русскому человеку тяжело отыскать золотую середину, смешать стремление к благополучию, активность и трудолюбие Андрея Штольца и полную мудрости и света, широкую душу Обломова. Наверное, в каждом нашем соотечественнике, как и в самой нашей стране, живут эти крайности: Штольц и Обломов. Характеристика будущего России зависит от того, кто из них возьмет верх.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...