Правильно подобранное имя оказывает на характер, ауру и судьбу человека сильное позитивное влияние. Активно помогает развиваться, формирует позитивные качества характера и состояния, укрепляет здоровье, убирает различные негативные программы бессознательного. Но как подобрать идеальное имя?
Несмотря на то, что в культуре существуют интерпретации, что означают мужские имена, в реальности влияние имени на каждого мальчика индивидуально.
Иногда родители пытаются выбрать имя до рождения, мешая ребенку формироваться. Астрология и нумерология выбора имени растратили все серьезные знания о влиянии имени на судьбу в веках.
Календари святок, святых людей, без консультации видящего, прозорливого специалиста не оказывают никакой реальной помощи в оценке влияния имен на судьбу ребенка.
А списки … популярных, счастливых, красивых, мелодичных мужских имен и вовсе закрывают глаза на индивидуальность, энергетику, душу ребенка и превращают процедуру подбора в безответственную игру родителей в моду, эгоизм и невежество.
Красивые и современные монгольские имена должны в первую очередь подходить ребенку, а не относительным внешним критериям красоты и моды. Которым нет дела до жизни вашего ребенка.
Разнообразные характеристики по статистике - положительные черты имени, отрицательные черты имени, выбор профессии по имени, влияние имени на бизнес, влияние имени на здоровье, психологию имени можно рассматривать только в контексте глубокого анализа тонких планов (кармы), энергетической конструкции, задачи на жизнь и рода конкретного ребенка.
Тема совместимости имен (а не характеров людей) является абсурдом, который выворачивает с изнанки на взаимодействия разных людей внутренние механизмы влияния имени на состояние своего носителя. И аннулирует всю психику, бессознательное, энергетику и поведение людей. Сводит к одной ложной характеристике всю многомерность взаимодействия людей.
Значение имени не имеет буквального воздействия. Например Очирбат (сильный) это не значит что молодой человек будет сильным, а носители других имен слабыми. Имя может ослабить здоровье, перекрыть ему сердечный центр и он не сможет отдавать и принимать любовь. Другому мальчику наоборот будет помогать решать задачи по любви или власти, сильно облегчит жизнь и достижение целей. Третьему мальчику может не приносить вообще никакого эффекта, что есть имя, что нет. И т.д. Причем все эти дети могут быть рождены в один и тот же день. И иметь одинаковые астрологические, нумерологические и прочие характеристики.
Самые популярные монгольские имена для мальчиков это тоже заблуждение. 95% мальчиков называют именами не облегчающими судьбу. Ориентироваться можно только на врожденный характер ребенка, духовное видение и мудрость опытного специалиста.
Тайна мужского имени, как программа бессознательного, звуковая волна, вибрация раскрывается особым букетом прежде всего в человеке, а не в смысловом значении и характеристике имени. И если это имя разрушает ребенка, то какое-то бы красивое, мелозвучное с отчеством, астрологическое точное, благостное оно не было, это все равно будет вред, разрушение характера, осложнение жизни и утяжеление судьбы.
Ниже представлен перечень монгольских имен. Попробуйте выбрать несколько, наиболее подходящих по вашему мнению ребенку. Затем если вас интересует эффективность воздействия имени на судьбу, .
Список мужских монгольских имен по алфавиту:
Алтанхуяг — золотая кольчуга
Алтангэрэл — золотой свет
Арвай — ячмень
Багабанди — маленький послушник
Бадма — лотос
Батар — богатырь
Баатаржаргал — богатырское счастье
Баатачулуун — богатырский камень
Басан — пятница, Венера
Басаан — пятница, Венера
Баяр — праздник
Бябма — суббота, Сатурн
Бямбасурэн — хранимый Сатурном
Бяслаг — сыр
Ганбаатар — стальной богатырь
Ганзориг — стальная сила воли
Ганжуур — золотой свет
Ганхуяг — стальная кольчуга
Гоньд — тмин
Даваа — понедельник, Луна
Дамдинсурэн — хранимый Хаягривой
Данзан — держатель учения
Данжуур — золотой свет
Джамбул — крепость
Джаргал — блаженство
Джучи — сын Чингисхана
Долгоон — спокойный, тихий, мягкий
Дордж — ваджра
Дэлгэр — широкий, обильный, пространный
Ерден — драгоценность
Жадамба — восьмитысячная, сутра Праджняпарамиты
Жамьянмядаг — сосюрия (растение)
Жаргал — счастье, блаженство
Лхагва — среда, Меркурий
Лянхуа — лотос
Монх-Оргил — вечная вершина
Мунх — вечный
Мунхдалай — вечное море
Мэргэн — меткий стрелок
Мягмар — вторник, Марс
Наран — солнце
Наранбаатар — солнечный богатырь
Нинжбадгар — купальница (растение)
Нохой — собака
Нугай — собака
Нэргуй — безымянный
Ням — воскресенье, солнце
Нямцо — воскресенье
Нямбу — воскресенье
Октай — понимающий
Онгоц — самолет
Очир — громовой топор
Очирбат — сильный, как ваджра
Оюун — мудрый
Оюунгэрэл — свет мудрости
Пурэв — четверг, Юпитер
Пурэвбаатар — богатырь, родившийся в четверг
Сохор — слепец
Сухэ-Батор — богатырь с топором
Сэргэлэн — веселый
Сэржмядаг — мак
Тархан — умелец
Тендзин — держатель учения
Тугал — теленок
Тумур — железный
Тумурзориг — железная решимость
Тумурхуяг — железная броня
Тургэн — быстрый
Туя — луч
Тэрбиш — не тот
Улзий — благоденствующий
Удвар — водосбор (растение)
Ундэс — корень
Унур — богатый
Хаган — великий правитель
Халиун — буланый
Хулан — дикая лошадь
Хулгана — мышь
Хунбиш — не человек
Цагаан — белый
Цогтгэрэл — свет пламени
Цэрэндорж — ваджра долгой жизни
Цэрэн — долгоживущий
Чагатай — дитя
Чагдаржав — охраняемый четырёхруким
Чингисхан — великий хан
Шона — волк
Элбэгдорж — изобильный дордже
Энэбиш — не этот
Помните! Выбор имени для ребенка — огромная ответственность. Именем можно как сильно облегчить жизнь человека, так и навредить.
Как выбрать правильное, сильное и подходящее имя ребенку в 2019 году?
Сделаем анализ вашего имени - узнайте прямо сейчас значение имени в судьбе ребенка! Напишите в вотсап, телеграм, вайбер +7926 697 00 47
Нейросемиотика имени
Ваш, Леонард Боярд
Переключайтесь на ценность жизни
В сельской местности детям дают . Я продолжу тему личных монгольских имен и расскажу о том, какие имена носят жители города Эрдэнэт Орхонского аймака.
Как назвать своего ребенка? Если в день рождения дочки на небе появилась радуга, то дочку, скорей всего, назовут Солонго («солонго» - радуга). Если сын родился в солнечный день, то вероятно, ему дадут имя Наран или Наранбаатар («наран» – солнце, «баатар» – богатырь).
Родившегося в ночь с воскресенья на понедельник назовут Нямдаваа или Давааням («ням» - воскресенье, «даваа» - понедельник). Лхагва и Лхагвасурэн были рождены в среду («лхагва» - среда), Пурэвбаатар – богатырь, рожденный в четверг («пурэв» - четверг), Бямба и Бямбацэцэг – в субботу («бямба» - суббота, «цэцэг» - цветок).
Девочкам часто дают имена, связанные с цветами. Например, имя Болорцэцэг обозначает «Хрустальный цветок» («болор» - хрусталь), Цагаанцэцэг – «Белый цветок», Улаанцэцэг - «Красный цветок», Батцэцэг – «Крепкий цветок», Уранцэцэг – «Искусный цветок», Ариунцэцэг – «Священный цветок», Эрдэнэцэцэг – «Драгоценный цветок», Сувданцэцэг – «Жемчужный цветок», Шурэнцэцэг – «Коралловый цветок». Список цветов можно продолжать бесконечно. В качестве имени также может встретиться название цветов. Например, имя Хонгорзул переводится как тюльпан.
Рождение ребенка всегда праздник. Поэтому сына можно назвать Баяр («баяр» - праздник) или Батбаяр («бат» - крепкий, надежный), или Баярхуу («хуу» - сын). А девочку – Цэнгэлмаа («цэнгэл» - веселье, развлечение, забава).
Чтобы судьба ребенка сложилась удачно, можно назвать его Азжаргал («аз» - счастье, удача; «жаргал» - счастье, блаженство, наслаждение»).
Нямжаргал – воскресное счастье («ням» - воскресенье; «жаргал» - счастье»). Красивое имя, правда?
Чтобы мальчик вырос сильным, можно назвать его Ганзориг («ган» - сталь; «зориг» - смелость, храбрость, сила воли). Кстати, именно так зовут директора горнообогатительного комбината. Может быть, правильно выбранное имя позволило ему добиться успеха и стать руководителем.
Имя заместителя директора – Ганбаатар – переводится как стальной богатырь. Тоже очень уважаемый человек.
А вот мальчик с именем Долгоон , скорей всего, вырастет спокойным, тихим и мягким. Ведь именно так переводится это слово.
Дэлгэр – обширный, пространный, широкий, обильный. Я знаю мужчину с таким именем, он действительно высокий, крупный и широкий в плечах. Это имя также можно рассматривать как составное: «дэль» - национальная одежда, «гэр» - юрта.
Амарбат вырастет благополучным и надежным («амар» - спокойный, благополучный; «бат» - твердый, крепкий, прочный, надежный).
Чтобы девушка выросла честной и чистой, ее назовут Ариунаа или Ариун-Эрдэнэ («ариун» - чистый, священный, святой, честный; «эрдэнэ» - драгоценность, сокровище). Или Цэлмэг , что переводится как ясный, чистый.
Если родители хотят видеть дочку умной, ей дадут имя Оюун или Оюунцэцэг («оюун» - ум, разум, интеллект).
Девочка с именем Энхтувшин будет спокойной и миролюбивой («энх» - спокойствие, мир; «тувшин» - мирный, спокойный, тихий).
В личных именах часто встречаются слова «эрдэнэ» - драгоценность, сокровище, «жаргал» - счастье, «монх» - вечный, бессмертный, навеки, «сувд» - жемчуг. Женское имя Сувдаа означает жемчужина. Имя Байгалмаа от слова «байгаль» - природа.
Также часто в личных именах встречается слово «заяа» - судьба, рок. Интересное имя Хосзаяа , в переводе парная судьба («хос» - пара, парный).
У многих девушек имя заканчивается на «туяа» – в переводе «луч». Имя Нарантуяа означает солнечный луч («нар» – солнце, «наран» - солнечный), Алтантуяа - золотой луч («алт» – золото, «алтан» – золотой), Ариунтуяа - священный луч («ариун» – святой, священный).
Еще интересные имена: Алтанхуяг – золотая кольчуга («алтан» – золотой; «хуяг» - панцирь, броня, кольчуга). Ганхуяг – стальная кольчуга. Монгонзагас – серебряная рыба («монгон» - серебряный, «загас» - рыба).
Получается, что в Монголии почти все имена неповторимые и уникальные. И каждый ребенок растет особенным, не похожим ни на кого.
Антропонимическая модель монголов всегда отличалась простотой и не претерпела существенных изменений за последние семь веков, о чем можно судить по письменным памятникам, самые ранние из которых датируются XIII веком, а поздние - концом XIX века состояла она из одного личного имени, дававшегося при рождении, и если не возникало особых причин для его перемены, то человек носил его до самой смерти.
Однако уже в XIII веке, судя по тексту «Тайной истории монголов», во многих случаях имена сопровождались прозвищами и титулами: Дува-сохор «Дува-слепец», Добун-мэргэн «Добун - меткий стрелок», Ван-хан «правитель Ван», Амбагай-хаган «великий правитель Амбагай» . Как правило, прозвища «были характерны для простонародья, титулы - для наследственной знати, однако строго это разделение не соблюдалось. Нередко титулы становились именами, о чем свидетельствуют факты истории Монголии.
Современная антропонимическая модель монголов включает уже не только личное имя (нэр), но и отчество (овог). Последнее представляет собой форму родительного падежа от имени отца и предшествует личному имени, например: Содномын Самбу «Самбу сын Соднома», Аюшийн Намдаг «Намдаг сын Аюши». В повседневно-бытовом общении отчество не фигурирует; оно указывается лишь в документах.
В формировании монгольского именника можно выделить три этапа: древнемонгольский, ламаистский и современный. К числу бесспорно древнейших можно отнести такие имена, как Баатар «богатырь», Мэргэн «меткий», Тумур «железный», Мунх «вечный», Оюун «мудрый», Улзий «благоденствующий», Наран « солнце». Их можно встретить в ранних монгольских сочине ниях, легендах, сказаниях разных веков. В настоящее время они не менее популярны, чем в XIII веке, и употребляются не только сами по себе, но и в составе многочисленных производных от них имен, например: Баатаржаргал «богатырское счастье», Баатарчулуун «богатырский камень», Тумурзориг «железная решимость», Тумурхуяг «железная броня», Мунхдалай «вечное море», Оюунгэрэл «свет мудрости». Как можно видеть, такие антропонимы образованы от монгольских апеллятивов.
Ламаистский пласт в именнике образовался в два периода: после первой (XIII век) и второй (XVI-XVII веках) волн распространения ламаизма среди монголов. Пришедшие с ламаизмом санскритские и тибетские имена в большинстве своем были именами богов буддийского пантеона, мифических и реальных проповедников буддизма или же представляли собой названия отдельных произведений буддийской канонической литературы, термины буддийской философии, названия различных ритуальных предметов, планет. Вся эта религиозная терминология, претерпев определенные изменения в соответствии с нормами монгольского языка, почти на триста лет заполнила собою монгольский именник.
Так, имена Чойоюил, Чойжилжав, Чойжинхорлоо, Дамдин, Дамдингочоо, Дамдинноров, Жамбаа, Жамбааринчен, Жамбаняндаг, Лхам, Лхамаа, Лхамсурэн, Лха-мочир, Далхаа, Далхжав, Далхсурэн, Дулмаа; Дуламдорж, Дуламжав, Мойдар, Мойдаржав восходят к именам буддийских божеств, а имена Жанчив, Жанчивдорж, Жсмчивсэнгэ, Самдан, Самданванчиг, Самдангэлэг, Самданжамц, Ендон, Ендонноров, Ендонбазар, Ендонбал, Цултэм - к тибетским философским буддийским терминам: жанчув «святость», самдан «созерцание», иондан «знание», цултим «нравственность»; в основе имен Ба-дамхатан, Жадамба лежат названия буддийских сутр. Среди монгольских антропонимов, семантически восходящих к названиям предметов религиозного культа, можно отметить следующие: Эрдэнэ (санскрит ratna) «драгоценность», Очир (санскрит vajra) «громовой топор», Бадма (санскрит padma).
Кроме того, в составе монгольских имен часто встречаются тибетские имяобразующие элементы, которые имеют определенное значение: -жав (тибетское skyabs «защита», «помощь») - Максаржав, Гомбожав, Цэвэгжав, Бадамжав; -сурэн (тибетское srung «осторожность», «бдительность») - Ядамсурэн, Хандсурэн, Лхамсурэн, Жигжидсурэн; -сан (тибетское bsang «добрый», «прекрасный») - Чойбалсан, Батнасан, Уртнасан; лувсан- (тиб. blo-bzang «доброе чувство»)-Лувсанвандан, Лувсанбалдан, Лувсандан-зан; -бал (тиб. dpal «слава», «величие»)-Цэдэнбал; лодой- (тибетское blo-gros «разум», «интеллект») -Лодойдамба; -пунцаг (тибетское p’un-ts’ogs «совершенство») - Пунцагноров.
Четкая граница между мужскими и женскими именами у монголов отсутствует, хотя в семантическом плане некоторая закономерность все же есть. Скажем, имена, в состав которых входят слова цэцэг «цветок», туяа «заря», одон «звезда» (Бадамцэцэг, Алтанцэцэг, Жаргалцэцэг, Наранцэцэг, Эрдэнэцэцэг, Энхтуяа), используются предпочтительно в качестве женских. В то же время наличие в составе имени таких слов, как баатар «богатырь», баг «крепкий», болд «сталь», дорж или очир, зоригт «отважный» и др., предполагает отнесение этих имен преимущественно к мужским (Хатанбаатар, Мунхбаатар, Баточир, Батмунх, Батжаргал, Оюунбаатар, Даваадорж, Ганбаатар, Батзоригт, Чинбат, Дорж, Нацагдорж). Однако многие имена, образованные от апеллятивов, в равной степени могут использоваться и как мужские, и как женские, например: Цогтгэрэл «свет пламени», Сэргэлэн «веселый», Жаргал «счастье», Цэрэн «долгоживущий».
Весьма, популярны до сих пор имена - названия дней недели и соответствующих им планет. Они существуют в двух вариантах- тибетском и санскритском. Тибетский ряд звучит так: Ням «воскресенье», «Солнце», Даваа «понедельник», «Луна», Мягмар «вторник», «Марс», Лхагва «среда», «Меркурий», Пурэв «четверг», «Юпитер», Баасан «пятница», «Венера», Бямба «суббота», «Сатурн». Санскритский ряд монголизирован: Адъяа, Сумъ-яа, Ангарак, Буд, Бархасвадь, Сугар, Санчир. Однако если тибетские слова сейчас представляют собой официально принятые в стране обозначения дней недели, то санскритские используются преимущественно как названия планет. Все названия тибетского, ряда могут выступать и как мужские, и как женские имена. Из санскритского же ряда в качестве женского имени употребляется только Сугар «Венера».
Третий, современный пласт в именнике сложился после победы Народной революции и провозглашения Монгольской Народной Республики (1924 год). Для этого этапа характерно появление не только новообразований на основе традиционной монгольской лексики, но и различных лексических русских и интернациональных заимствований. В монгольском именнике наших дней в качестве личных имен представлены в полном и уменьшительном вариантах русские имена (Александр, Алексей, Нина, Виктор, Таня, Борис, Боря, Люба и др.), русские фамилии (Иванов, Козлов, Пушкин), названия гор (Эльбрус), имена нарицательные (Актив, Камел - от марки американских сигарет «Camel» «верблюд», Корол от русского король). Использование русских фамилий в качестве монгольских имен в каждом конкретном случае имеет объяснение: это либо близкий друг кого-либо из членов семьи, либо товарищ по учебе, работе, герой войны, врач, работавший в данной местности, известный русский поэт. Однако таких имен немного.
В последние годы отмечена тенденция к возрождению собственно монгольских и даже древнемонгольских имен типа Тэргун, Мэргэн, Баатар и др. С этой целью ведут разъяснительную работу специальные советы при родильных домах. Результаты уже сказываются. Процент тибетских, санскритских имен, значение которых нынешним молодым родителям зачастую неизвестно, сократился. Наблюдается рост и разнообразие имен, образованных от монгольских апеллятивов.
До сих пор встречается, хотя и редко, широко распространенный когда-то обычай замены первоначального имени на иное, новое имя. Первое имя предается забвению. Обычно это было связано с какими-либо неординарными обстоятельствами, например с выздоровлением после тяжелой болезни, осмыслявшимся как «перерождение» личности; кроме того, новое имя должно было ввести в заблуждение те «злые силы», которые вызвали тяжелую болезнь. В старшем поколении до сих пор можно встретить унижающие человеческое достоинство имена» служившие своеобразными оберегами детей от злых духов: Энэбиш «не тот», Хунбиш «не человек», Нэргуй «безымянный», Хулгана «мышь», Нохой «собака».
Интересна система обращения монголов друг к другу. Обращаясь к старшим по возрасту, мужчине или женщине, к имени добавляется частица почтительности -гуай: Самбугуай, Дамдинсурэнгуай, Ням-гуай. Если имя человека неизвестно, к нему обращаются так: ввгвнгуай «почтенный», «уважаемый» (условное), если это мужчина, и эмэ «бабушка», если это пожилая женщина, эгч «старшая сестра», если это женщина средних лет. Обращаясь к детям, называют линий хуу «мой мальчик», линий дуу «дитя мое».
Любопытные явления наблюдаются на стыке монгольской и русской антропонимических моделей. Русская девушка, выходя замуж за монгола и желая сменить фамилию, оказывается в затруднении, ибо фамилия у монголов отсутствует. Унифицированного способа решения таких проблем нет, поэтому в одних случаях новой фамилией русской женщины становится имя мужа, в других - его отчество. Дети от смешанных браков обычно получают имена, соответствующие русской антропонимической модели; их отчеством становится имя отца, оформленное по «русскому образцу», а отчество отца, то есть имя деда, однако уже не в родительном, а в именительном падеже, превращается в фамилию: Галина Баточировна Мунхболд (Галина - личное имя, Баточир - имя отца, Мунхболд - имя деда).
Какие имена сегодня носят буряты и бурятки?
Количественные характеристики: статистика, рейтинги популярности.
Сначала разберемся с именами взрослых представителей бурятской нации, а потом уже займемся именами детей детсадовского возраста и новорожденных. Для оценки частоты, с которой встречаются те или иные имена, при подготовке этой статьи использовались открытые данные. Их объем не очень большой, но общую картину помог хорошо прояснить.
Часть I
В общем списке профессорско-преподавательского состава ВСГУТУ (Восточно-Сибирский гос. университет технологий и управления, г. Улан-Удэ) по состоянию на март 2017 года числилось 608 сотрудников (см. на сайте университета). Из них бурятские корни имели как минимум 561 (193 мужчины и 368 женщин). - В качестве дифференцирующих признаков использовались: личное имя, отчество, фамилия и фотоизображение (вместе взятые эти четыре признака позволяют с высокой вероятностью отнести того или иного мужчину и женщину из приведенного списка к бурятскому этносу).
Что показал дальнейший анализ?
По мужчинам. Из 193 мужчин бурятской национальности бурятские и тюркские личные имена зафиксированы у 59 человек, а русские и европейские личные имена - у 134 человек. Самыми распространенными бурятскими именами среди сотрудников университета оказались Баир и Доржи (по 4 человека); Батор и Бато (по 3 человека); имена Аюр, Жаргал, Солбон, Тимур, Цырен, Чингис (по 2 человека); остальные имена - в единственном числе. А среди русских имён чаще других встречались - Александр (11 чел.); Алексей (10 чел.); Владимир и Сергей (по 9 чел.); Валерий и Юрий (по 7 чел.); Вячеслав (6 чел.); Борис, Геннадий, Михаил, Николай, Петр, Эдуард (по 5 чел.).
По женщинам. Из 368 сотрудниц университета, имеющих бурятскую национальность, только 85 носят бурятские и тюркские личные имена. У остальных 283 женщин зафиксированы русские и европейские личные имена. Самыми распространенными бурятскими именами у женщин - профессоров и преподавателей являются Туяна (9 чел.); Дарима (8 чел.); Эржена (включая варианты), Оюна и Сэсэгма (по 7 чел.), Аюна (6 чел.), Арюна и Саяна (по 4 чел.). Что касается русских имен, то чаще других встречалис ь - Елена (27 чел.); Ирина (23 чел.); Татьяна (22 чел.); Светлана (20 чел.); Наталья + Наталия (21чел.); Ольга (18 чел.); Людмила и Лариса (по 12 чел.). Детальный список приведен ниже.
мужчины, проф.-преподавательский состав ВСГУТУ:
бурятские имена | кол-во | русские имена | кол-во | |
1 | Алдар | 1 | Александр | 11 |
2 | Арсалан | 1 | Алексей | 10 |
3 | Аюр | 2 | Анатолий | 4 |
4 | Бадма | 1 | Андрей | 4 |
5 | Баир | 4 | Аркадий | 3 |
6 | Бато | 3 | Борис | 5 |
7 | Батор | 3 | Валерий | 7 |
8 | Баянжаргал | 1 | Вениамин | 1 |
9 | Булат | 1 | Виктор | 3 |
10 | Бурьял | 1 | Виталий | 1 |
11 | Гарма | 1 | Владимир | 9 |
12 | Гончик | 1 | Владислав | 2 |
13 | Даба | 1 | Вячеслав | 6 |
14 | Дабанима | 1 | Геннадий | 5 |
15 | Дагба | 1 | Георгий | 2 |
16 | Дашадондок | 1 | Григорий | 1 |
17 | Даши | 1 | Дмитрий | 4 |
18 | Доржа | 1 | Евгений | 4 |
19 | Доржи | 4 | Жан | 1 |
20 | Жаргал | 2 | Игорь | 3 |
21 | Зорикто | 1 | Иннокентий | 2 |
22 | Намсарай | 1 | Константин | 2 |
23 | Насак | 1 | Леонид | 1 |
24 | Радна | 1 | Максим | 1 |
25 | Санжи | 1 | Марк | 1 |
26 | Саян | 1 | Михаил | 5 |
27 | Солбон | 2 | Николай | 5 |
28 | Сэнгэ | 1 | Олег | 1 |
29 | Тимур | 2 | Петр | 5 |
30 | Тумэн | 1 | Родион | 1 |
31 | Ундрах | 1 | Роман | 2 |
32 | Цыбик | 1 | Руслан | 1 |
33 | Цыден | 1 | Сергей | 9 |
34 | Цыденжаб | 1 | Эдуард | 5 |
35 | Цырен | 2 | Юрий | 7 |
36 | Чимит | 1 | ||
37 | Чингис | 2 | ||
38 | Шагдар | 1 | ||
39 | Шин-Бысырил | 1 | ||
40 | Энхэ | 1 | ||
41 | Эрдэм | 1 | ||
42 | Эрдэни | 1 | ||
43 | Этигил | 1 | ||
Всего: | 59 | Всего: | 134 |
женщины, проф.-преподавательский состав ВСГУТУ:
бурятские имена | кол-во | русские имена | кол-во | |
1 | Алима | 1 | Александра | 1 |
2 | Алтана | 1 | Алла | 1 |
3 | Арюна | 4 | Альбина | 1 |
4 | Арюуна | 1 | Анастасия | 1 |
5 | Аюна | 6 | Анджела | 1 |
6 | Баирма | 2 | Анна | 7 |
7 | Бальжима | 2 | Валентина | 10 |
8 | Баяна | 1 | Валерия | 1 |
9 | Баярма | 1 | Венера | 1 |
10 | Гунсыма | 1 | Вера | 5 |
11 | Гэрэлма | 1 | Вероника | 1 |
12 | Гэсэгма | 1 | Виктория | 5 |
13 | Дара | 1 | Владислава | 1 |
14 | Дарима | 8 | Галина | 9 |
15 | Долгоржап | 1 | Диана | 1 |
16 | Дыжид | 1 | Евгения | 4 |
17 | Дэма | 1 | Екатерина | 10 |
18 | Жаргал | 1 | Елена | 27 |
19 | Жаргалма | 1 | Елизавета | 3 |
20 | Зоригма | 1 | Жанна | 1 |
21 | Мэдэгма | 1 | Ида | 1 |
22 | Намжилма | 1 | Инга | 2 |
23 | Оюна | 7 | Инесса | 1 |
24 | Оюуна | 2 | Инна | 3 |
25 | Раджана | 1 | Ирина | 23 |
26 | Саяна | 4 | Ия | 1 |
27 | Соелма | 2 | Клара | 1 |
28 | Сындыма | 1 | Лариса | 12 |
29 | Сырема | 1 | Лидия | 2 |
30 | Сысегма | 1 | Лилия | 1 |
31 | Сэсэг | 2 | Лора | 1 |
32 | Сэсэгма | 7 | Любовь | 7 |
33 | Туяна | 9 | Людмила | 12 |
34 | Цыренханда | 1 | Майя | 1 |
35 | Цыцыгма | 1 | Марина | 7 |
36 | Эржена | 4 | Мария | 4 |
37 | Эржени | 2 | Надежда | 10 |
38 | Эржэна | 1 | Наталия | 2 |
39 | Наталья | 19 | ||
40 | Нина | 2 | ||
41 | Оксана | 1 | ||
42 | Октябрина | 1 | ||
43 | Ольга | 18 | ||
44 | Полина | 1 | ||
45 | Рената | 1 | ||
46 | Светлана | 20 | ||
47 | Софья | 4 | ||
48 | Тамара | 3 | ||
49 | Татьяна | 22 | ||
50 | Феодосия | 1 | ||
51 | Эльвира | 3 | ||
52 | Юлиана | 1 | ||
53 | Юлия | 4 | ||
Всего: | 85 | Всего: | 283 |
Почему мужской и женский списки имён (именники) имеют такой ограниченный объем, объясняется просто: возраст рассматриваемой группы лиц 25-65 лет, они родились в 1950-1990 годах, то есть в советский период, когда во всех сферах жизни твердо насаждалось единообразие, и выделяться было не особенно принято (включая детские имена). Все следовали негласным стандартам и правилам, в том числе молодые родители. И особенно - городские жители.
Имена, которые сегодня носят взрослые буряты (в возрасте 25-60 лет).
Часть II
А в «глубинке» картина несколько другая: у той же самой возрастной группы (25-60 лет) мужской и женский именники имеют больший объем и национальное своеобразие. Приведем цифры. Для анализа были использованы списки (протоколы) Бурятского национального фестиваля «Алтаргана-2016», в котором представлены участники спортивных мероприятий от всех административных образований в ареале проживания бурятского народа (несколько городских и более 30 сельских районов Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края, Монголии и Китая).
Доступными для изучения оказались протоколы по трем видам состязаний // см. ссылки на документы pdf: 1) стрельба из национального лука , 2) бурятские шахматы (шатар) и 3) hээр шаалган (разбивание хребтовой кости, в этом виде практически все участники - мужчины) //. В общей сложности в этих протоколах содержатся сведения о 517 участниках: 384 мужчин и 133 женщин (полные имена, фамилии, возраст).
Анализ имеющихся данных показывает:
По мужчинам. Из 384 мужчин бурятские личные имена зафиксированы у 268 чел., а русские и европейские - у 116 чел. Самыми распространенными бурятскими именами среди участников состязаний оказались Баир (23), Зоригто + Зорикто (10), Бато, Баясхалан и Жаргал (по 9 чел.); Батор и Чингис (по 8 чел.); Бэлигто и Доржи, вместе с вариантами (по 6 чел.); Тумэн (5 чел.); Булат, Гарма, Ринчин, Эрдэм (по 4 чел.). - Владимир (13), Александр и Валерий (по 9); Сергей (7); Виктор и Николай (по 6); имена Алексей, Дмитрий, Юрий (по 5); Анатолий, Игорь, Олег (по 4). Детальный список приведен ниже.
По женщинам. Из 133 женщин на «Алтаргане-2016» (национальная стрельба из лука и шахматы) бурятские личные имена зафиксированы у 68 участниц, а русские и европейские - у 65. Самыми распространенными бурятскими именами среди участниц состязаний оказались Арюна (6); Оюна (4); Туяна, а также Баирма и Дынцыма, вместе с вариантами (по 3 чел.); по два раза встретились такие имена: Бальжима, Гэрэлма, Дарима, Дулма, Соелма, Сэсэг, Сэсэгма, Тунгулаг, Эржена, Янжима. Самые распространенные русские имена - Галина (7), Елена (6); Ольга (5); имена Виктория, Любовь, Марина (по 4); Анна и Надежда (по 3). Детальный список приведен ниже.
мужчины, участники фестиваля "Алтаргана-2016"
(стрельба из лука, hээр шаалган и шахматы):
бурятские имена | кол-во | русские имена | кол-во | |
1 | Агу | 1 | Александр | 9 |
2 | Алдар | 3 | Алексей | 5 |
3 | Амарсайхан | 1 | Анатолий | 4 |
4 | Амгалан | 3 | Андрей | 3 |
5 | Ардан | 2 | Антон | 2 |
6 | Арсалан | 2 | Аркадий | 1 |
7 | Аюр | 2 | Арсентий | 1 |
8 | Аюша (1), Аюши (1) | 2 | Африкан | 1 |
9 | Бабудоржи | 1 | Борис | 3 |
10 | Бадма | 2 | Вадим | 1 |
11 | Бадма-Доржо | 1 | Валерий | 9 |
12 | Бадмажап | 1 | Василий | 1 |
13 | Бадма-Цырен | 1 | Виктор | 6 |
14 | Базар | 1 | Виталий | 2 |
15 | Базаргуро | 1 | Владимир | 13 |
16 | Баир | 23 | Владислав | 1 |
17 | Баир-Бэликто | 1 | Вячеслав | 1 |
18 | Баиржап | 1 | Геннадий | 2 |
19 | Баирта | 1 | Георгий | 1 |
20 | Балдан | 1 | Григорий | 1 |
21 | Балданжап | 1 | Данил | 1 |
22 | Бальжинима | 1 | Денис | 1 |
23 | Бальчин | 1 | Дмитрий | 5 |
24 | Бато | 9 | Иван | 1 |
25 | Батоболот | 1 | Игорь | 4 |
26 | Батодоржи | 1 | Илья | 1 |
27 | Бато-Жаргал | 1 | Ким | 1 |
28 | Батомунко (1), Бато-мунко (1) | 2 | Климентий | 1 |
29 | Батор | 8 | Максим | 1 |
30 | Бато-Цырен | 1 | Михаил | 3 |
31 | Баян | 1 | Николай | 6 |
32 | Баяр Эрдэн | 1 | Олег | 4 |
33 | Баяржап | 1 | Петр | 2 |
34 | Баясхалан | 9 | Руслан | 1 |
35 | Бимба | 1 | Сергей | 7 |
36 | Болод (1), Болот (2) | 3 | Станислав | 2 |
37 | Буда | 2 | Тарас | 1 |
38 | Булад | 1 | Тимофей | 1 |
39 | Булат | 4 | Эдуард | 1 |
40 | Буянто | 2 | Юрий | 5 |
41 | Бэликто (1), Бэлигто (3), Биликто (1), Билигто (1) | 6 | ||
42 | Ванчик | 1 | ||
43 | Виликтон | 1 | ||
44 | Гарма | 4 | ||
45 | Гармажап | 1 | ||
46 | Гомбо (1), Гомб (1) | 2 | ||
47 | Гонгор | 1 | ||
48 | Гончик | 1 | ||
49 | Гэсэр | 2 | ||
50 | Даба | 1 | ||
51 | Дабаа-Худ | 1 | ||
52 | Далай | 2 | ||
53 | Дамба | 3 | ||
54 | Дамдин | 1 | ||
55 | Дамдин-Цырен | 1 | ||
56 | Дандар | 2 | ||
57 | Данзан | 2 | ||
58 | Дарма | 2 | ||
59 | Дашгын | 1 | ||
60 | Даши | 1 | ||
61 | Дашидоржо | 1 | ||
62 | Даши-Нима | 1 | ||
63 | Даширабдан | 1 | ||
64 | Димчик | 1 | ||
65 | Дондок | 2 | ||
66 | Доржи (5), Доржо (1) | 6 | ||
67 | Дугар | 2 | ||
68 | Дугаржап | 1 | ||
69 | Дугарцырен | 1 | ||
70 | Дылгыр (1), Дэлгэр (1) | 2 | ||
71 | Дымбрыл | 1 | ||
72 | Дымбрыл-Дор | 1 | ||
73 | Жалсып | 1 | ||
74 | Жамсаран | 1 | ||
75 | Жаргал | 9 | ||
76 | Жэмбэ (1), Жимба (1) | 2 | ||
77 | Заята | 1 | ||
78 | Зоригто (8), Зорикто (2) | 10 | ||
79 | Зоригтобаатар | 1 | ||
80 | Лопсон | 1 | ||
81 | Лубсан | 1 | ||
82 | Лубсан-Нима | 1 | ||
83 | Манхбат | 1 | ||
84 | Минжур | 1 | ||
85 | Мунко | 3 | ||
86 | Мункожаргал (1), Мунко-Жаргал (1) | 2 | ||
87 | Мэргэн | 2 | ||
88 | Насаг | 1 | ||
89 | Насан | 1 | ||
90 | Нима | 2 | ||
91 | Нима-Самбу | 1 | ||
92 | Очир | 2 | ||
93 | Очир-Эрдэнэ | 1 | ||
94 | Пурбо | 1 | ||
95 | Ринчин | 4 | ||
96 | Рыгзын | 1 | ||
97 | Самбу | 1 | ||
98 | Самдан | 1 | ||
99 | Сандан | 1 | ||
100 | Санже | 1 | ||
101 | Саян | 3 | ||
102 | Согто-Еравна | 1 | ||
103 | Содном | 1 | ||
104 | Солбон | 1 | ||
105 | Сэнгдоржи | 1 | ||
106 | Тимур | 2 | ||
107 | Тудуп | 1 | ||
108 | Тумэн | 5 | ||
109 | Тумэр | 1 | ||
110 | Хэшэгто | 2 | ||
111 | Цокто-Гэрэл | 1 | ||
112 | Цыбикжап | 2 | ||
113 | Цыденбал | 1 | ||
114 | Цыден-Доржи | 1 | ||
115 | Цыдып | 1 | ||
116 | Цымпил | 1 | ||
117 | Цырен | 3 | ||
118 | Цырендоржо (1), Цырен-Доржи (1) | 2 | ||
119 | Цыренжап | 1 | ||
120 | Чимдык | 1 | ||
121 | Чимид | 1 | ||
122 | Чимит-Доржо | 1 | ||
123 | Чингис | 8 | ||
124 | Шагдар | 1 | ||
125 | Элбэк | 1 | ||
126 | Энхэ | 3 | ||
127 | Эрдэм | 4 | ||
128 | Эрдэни | 3 | ||
129 | Юмдылык | 1 | ||
Всего: | 268 | Всего: | 116 |
женщины, участницы фестиваля "Алтаргана-2016"
(стрельба из лука и шахматы):
бурятские имена | кол-во | русские имена | кол-во | |
1 | Ага | 1 | Александра | 1 |
2 | Аглаг | 1 | Анжелика | 1 |
3 | Ажигма | 1 | Анна | 3 |
4 | Арюна | 6 | Валентина | 2 |
5 | Аюна | 1 | Валерия | 2 |
6 | Аягма | 1 | Вера | 1 |
7 | Бальжима (1), Балжима (1) | 2 | Виктория | 4 |
8 | Баярма (1), Баирма (2) | 3 | Галина | 7 |
9 | Бутид | 1 | Дарья | 2 |
10 | Бутидма | 1 | Екатерина | 2 |
11 | Гэрэл | 1 | Елена | 6 |
12 | Гэрэлма | 2 | Жанна | 1 |
13 | Дари | 1 | Инна | 1 |
14 | Дарижаб | 1 | Ирина | 2 |
15 | Дарима | 2 | Лидия | 1 |
16 | Долгор | 1 | Лора | 1 |
17 | Долгоржаб | 1 | Любовь | 4 |
18 | Дулма | 2 | Людмила | 2 |
19 | Дэнсыма (1), Дэнсэма (1), Дынцыма (1) | 3 | Марина | 4 |
20 | Жаргалма | 1 | Мария | 2 |
21 | Зоригма | 1 | Надежда | 3 |
22 | Иринчина | 1 | Наталья | 1 |
23 | Лыгжима | 1 | Нелли | 1 |
24 | Мэдэгма | 1 | Ольга | 5 |
25 | Намжилма | 1 | Светлана | 2 |
26 | Отхон-Тугс | 1 | Татьяна | 2 |
27 | Оюна | 4 | Элеонора | 1 |
28 | Оюун-Гэрэл | 1 | Юлия | 1 |
29 | Ринчин-Ханда | 2 | ||
30 | Саяна | 1 | ||
31 | Соелма | 2 | ||
32 | Сэлмэг | 1 | ||
33 | Сэсэг | 2 | ||
34 | Сэсэгма | 2 | ||
35 | Тунгулаг (1), Тунгалаг (1) | 2 | ||
36 | Туяна | 3 | ||
37 | Уржима | 1 | ||
38 | Хажидма | 1 | ||
39 | Ханда-Цырен | 1 | ||
40 | Цырегма | 1 | ||
41 | Цыремжит | 1 | ||
42 | Цырен | 1 | ||
43 | Эржена | 2 | ||
44 | Янжима | 2 | ||
Всего: | 69 | Всего: | 65 |
Списки имён участников спортивных мероприятий в рамках фестиваля «Алтаргана-2016» своими размерами отличаются от аналогичных списков по ВСГУТУ (в мужском списке «Алтарганы» заметно больше бурятских имён, а в женском - заметно меньше русских):
- всего 169 мужских имен (из них бурятских имен 129, от Агу до Юмдылык; русских имен - 40, от Александр до Юрий);
- всего 72 женских имени (из них бурятских имен 44, от Ага до Янжима; русских имен - 28, от Александра до Юлия).
Современные монгольские имена мальчиков и девочек имеют удивительно богатое символическое значение. Они являются очень содержательными и глубокомысленными. Стать такими им позволили местные верования и обычаи. В Монголии имени человека традиционно уделяется большое внимание. Жители этого государства искреннее верят в то, что играет в жизни ребенка судьбоносную роль. К тому же здесь практически не используются фамилии и отчества. Данное обстоятельство делает красивые женские и мужские монгольские имена еще более важными и значимыми для их носителей.
Значение монгольских имен мальчиков и девочек
В зависимости от своего значения, мужские и женские монгольские имена могут быть разделены на несколько категорий:
- Имена-обереги (Тэрбиш, Энебиш, Нохой и пр.). Они должны были оберегать ребенка от злых духов.
- Монгольские имена и фамилии, значение которых соответствует времени рождения ребенка. К примеру, Нямцо трактуется как «воскресенье», а Бямба – «субота».
- Имена, связанные с цветами и драгоценностями (Сувдаа = «жемчужина», Цагаанцэцэг = «белый цветок» и т.д.). Чаще всего ими нарекают девочек.
- Мужские и женские монгольские имена, указывающие на социальную или профессиональную принадлежность человека.
- Буддистские имена (Ганжуур, Жадамба и пр). Многие из них соответствуют названиям божеств, лам, священных книг, святых и т.д.
- Монгольские имена мальчиков и девочек, обозначающие животных, небесные светила и различные явления природы. К примеру, Цогтгэрэл значит «свет пламени», а Нугай – «собака».
- Имена, указывающие на личностные качества человека.
Рейтинг красивых монгольских имен для мальчиков
- Алтай. В переводе на русский значит «золотая луна»
- Амгалан. Монгольское имя мальчика, имеющее значение «спокойный»
- Барлас. Трактуется как «бесстрашный»
- Батый. В переводе на русский значит «сильный»
- Далай. Мужское монгольское имя, означающее «океан»
- Наран. Трактуется как «солнце»
- Октай. В переводе на русский означает «понимающий»
- Тархан. Монгольское имя мальчика которое означает = «умелец»
- Цагаан. Означает «белый»
- Шона. В переводе на русский значит «волк»
Топ самых лучших монгольских имен для девочек
- Алимцэцэг. Трактуется как «яблоневый цвет»
- Арюна. Монгольское имя девочки, означающее «чистая»
- Гэрэл. В переводе на русский значит «чистая»
- Дэлбээ. Трактуется как «лепесток»
- Жаргал. Женское монгольское имя, имеющее значение «счастье»
- Сайна. От монгольского «хорошая»
- Сарана. В переводе на русский означает «лилия»
- Тунгалаг. Монгольское имя девочки которое означает = «ясная»
- Цэрэн. Трактуется как «долгоживущая»
- Эрдэнэ. В переводе на русский язык означает «драгоценность»
Выбор современного монгольского имени для мальчика и девочки
Монгольских родителей стараются нарекать своих детей на честь старших родственников, прославившихся личностей или буддистских божеств. Девочкам дают популярные женские монгольские имена,