Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Щи из индейки со свежей капустой

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение

С прокофьев война и мир вокальные номера. Премьеры и исполнения

В свое время идея написать оперу по роману-эпопее Льва Толстого была очень дерзкой и смелой затеей. Как же можно заставить Наташу Ростову петь вместе с Андреем Болконским?! Но Прокофьеву удалось мастерски воплотить ее, написав легендарную одноименную оперу, условно разделенную на две части: войну (7 картин) и мир (6 картин). Произведение не сразу было поставлено и постоянно подвергалось доработкам, но в итоге Сергею Сергеевичу удалось достигнуть своей цели, создав поистине грандиознейший спектакль. Он был высоко оценен современниками и последующими поколениями.

Краткое содержание оперы Прокофьева «Война и мир » и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Андрей Болконский баритон князь, возлюбленный Наташи
Наташа Ростова сопрано дочь графа Ильи Ростова, невеста князя
Анатоль Курагин тенор молодой человек, обманувший Ростову
Пьер Безухов тенор приятель князя и Анатоля Курагина
Элен Безухова контральто сестра Курагина
Софья меццо-сопрано кузина Наташи
Кутузов бас генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией
Наполеон баритон французский император, полководец

Краткое содержание «Войны и мира»


В имении Отрадном князь Андрей Болконский познакомился с юной Наташей Ростовой, которая тут же очаровала его. Чуть позже они снова встречаются уже в Петербурге на балу у екатерининского вельможи. Болконский настолько увлечен Наташей, что решает сделать ей предложение руки и сердца. Однако на пути к их счастью встает несколько преград. Отец Андрея против брака, показывая это всем видом, и даже отказываясь знакомиться с будущими родственниками. Старый князь отправляет сына за границу на год.

Пока жених находится далеко Наташа случайно встречается с Анатолем, братом Элен Безуховой. С Анатолем Курагиным девушка познакомилась на екатерининском балу. Оказалось, что молодой человек влюбился в нее с первого взгляда, потеряв рассудок. Ростовой очень льстят его слова и она даже не догадывается о том, что ее поклонник на самом деле женат. Анатоль предлагает Ростовой тайно обвенчаться и бежать с ним, на что Наташа дает свое согласие.

Близкие вмешиваются во всю эту сомнительную историю и запрещают Наташе бежать, открывая ей глаза на его законную жену Курагина. Наташа не верит в это и просит Пьера Безухова объяснить ей все. Молодой человек вынужден подтвердить информацию и заявляет, что обязательно расскажет обо всем Андрею Болконскому, своему другу. Однако совершенно неожиданно сам признается Наташе в своих чувствах. Вот только Ростова не услышала его пылкие речи, ведь она в отчаянии приняла яд, попытавшись свести счеты с жизнью.


Внезапно сообщают известие о наступлении Наполеона и начале военных действий в стране. Помимо Андрея, на войну уходят и другие мужчины, в числе которых Пьер Безухов. Болконский получает серьезное ранение во время сражений и перед смертью ему удается увидеться с Наташей, чтобы еще раз признаться ей в чувствах. Девушка же искренне просит у него прощения.

Плененного Пьера Безухова удается спасти благодаря партизанскому отряду во главе с Василием Денисовым. Москву освобождают, и военные действия заканчиваются победой русской армии под руководством фельдмаршала Кутузова.

Фото :

Интересные факты

  • Композитор сочинял оперу на протяжении двенадцати лет. Связано это был с невероятно сложным замыслом, с трудом укладывающимся в рамки оперного жанра.
  • Прокофьев был очень требователен к себе, именно поэтому он продолжал корректировать партитуру оперы до последних дней своей жизни.
  • У композитора и либреттиста не было возможности полностью отразить все события эпопеи, поэтому они отобрали лишь часть эпизодов и ярких моментов.
  • Постановки спектакля были прерваны на долгое время из-за обвинения композитора в «антинародном формализме».
  • Есть предположения, что замысел создать оперу по роману Толстого возник еще в 1935 году, когда Сергей Прокофьев в Челябинске взял почитать книгу у певицы Веры Духовской. Именно тогда композитор признался ей, что мечтает создать оперу на этот сюжет. Вторая же супруга Прокофьева сообщала, что «Войну и мир» она читала Сергею Сергеевичу и композитор заявил, что видит сцену встречи раненого Болконского и Ростовой как оперную. Как бы то ни было, первые рукописи появляются лишь в 1941 году.


  • Несмотря на проделанную огромную работу, окончательный вариант спектакля композитору не удалось увидеть.
  • Рисуя характеристики персонажей, композитор не стал показывать прошлое Андрея Болконского, который пережил утрату супруги и ранение в Аустерлицком сражении.
  • Затея разделить оперу на две части, исполняемые каждая в отдельный вечер, принадлежит дирижеру Самосуду.
  • Любопытно, что Прокофьев, при создании оперы, использовал не только роман Толстого, но также и стихотворения Жуковского «Вечер», Батюшкова «Веселый час», оду Ломоносова, части из дневника Дениса Давыдова.
  • После постановки оперы в 1946 году, Б. Покровский вспоминал свою первую встречу с Прокофьевым. По его словам, композитор исполнял клавир спектакля как плохой пианист и делал это скорее в виде одолжения, наигрывая. После первого знакомства, Покровскому даже не понравилась опера, ведь он ожидал услышать нечто иное, ближе к образному миру Чайковского . В связи с этим, его главному помощнику Самосуду пришлось заново строить драматургию, согласно законам. Кроме того, именно он посоветовал Прокофьеву дописать две картины.
  • Композитор принимал далеко не все вносимые правки в спектакль, например, он долго не соглашался дописывать сцену бала. В итоге, именно этот эпизод стал центральным.
  • Героиня романа Наташа Ростова считала любую оперную постановку бессмыслицей.
  • Все действия в спектакле разворачиваются с 1809 по 1812 год.
  • Подобно спектаклю, который не сразу был исполнен в полной версии, Толстой также сначала представил читателям первую часть произведения в 1865 году, а затем последующие фрагменты. Лишь в 1868 году роман-эпопея был издан целиком.
  • В романе «Война и мир» 559 персонажей, причем большая их часть относится к реальным героям, в опере Прокофьеву пришлось значительно сократить их число.
  • Одна из самых выдающихся записей была сделана Ростроповичем, среди солистов были Г. Вишневская, Гедда и Гюзелев.

Популярные арии и номера из оперы «Война и мир»

Ария Кутузова "Величавая, в солнечных лучах, матерь русских городов" (слушать)

Ариозо Наташи "А может быть он приедет нынче" (слушать)

Вальс (слушать)

Мазурка (слушать)

Заключительный хор (слушать)

Музыка

Прокофьев поделил условно всю партитуру на две части: мирная жизнь и картины войны. В основе первой части лирико-психологическая драма главных героев и их любовь. Композитор попытался показать все богатство внутреннего мира персонажей Толстого. Князь обрисован очень точно, со всеми его мыслями о жизни, а также обновлением души. А вот Наташа предстала в более утонченном образе. Очень важную роль играет Пьер Безухов, но композитор намеренно не показал разносторонний образ молодого человека, а также его сложный поток мыслей и чувств. Картины этой части в основном более камерны, большое внимание уделяется деталям.



Вторая часть оперы показывает картины военных действий 1812 года, в которых Прокофьев сосредоточился на образе народа. Русский лагерь противопоставлен французскому, во главе с Наполеоном. В этой части преобладают масштабные картины: Бородинское сражение, пожар в Москве сцены боя и др.

Чтобы показать действующих лиц, Прокофьев применяет развитую систему лейтмотивов. Например, лирический лейтмотив Наташи Ростовой показывает ее тонкий поэтический образ. Грозно звучит мотив войны, который впервые появляется в 8 картине. Невероятно сильно и остро представлен лейтмотив народного страдания. Большое внимание Прокофьев уделяет также хоровым сценам, для обрисовки образа русского народа.

История создания «Войны и мира»

Весной 1941 года у композитора С. Прокофьева возник план написания оперы «Война и мир». Он обратился за помощью к М.А. Мендельсон-Прокофьевой (своей супруге), которая разработала либретто. Уже в первый месяц была написана внушительная часть спектакля. В дальнейшем, композитор расширял ее, добавлял некоторые эпизоды и редактировал. Первый вариант оперы был закончен в 1943 году, после множества правок и доработок.

7 июня 1945 года публика смогла увидеть первый концертный вариант спектакля в Большом зале консерватории. В июне 1946 года в Санкт-Петербурге успешно прошла премьера 1 части оперы, в которую вошло лишь восемь картин. К этой версии была специально дописана вторая и десятая картина. Кроме того, было решено сделать спектакль двухвечерним, разделив его на две части. Это и побудило Прокофьева несколько расширить партитуру. Вторая часть на премьере не была показана публике, состоялась только ее генеральная репетиция.

После ленинградской постановки опера удостоилась Сталинской премии, но в ее адрес, а также в адрес Прокофьева посыпалась критика. Музыкальный язык спектакля назвали труднодоступным. После выхода Постановления ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 дальнейшие показы были прерваны, но это не остановило композитора и он продолжил упорно трудиться над оперой. В результате, Сергей Сергеевич написал вторую редакцию, которая была несколько сокращенной и называлась одновечерней. Эта версия была исполнена уже после смерти Прокофьева в 1953 году в Москве, благодаря работе Ансамбля советской оперы ВТО.

В 1955 году публике представили обе части спектакля в театре МАЛЕГОТ, под руководством Э. Грикурова. Правда и на этот раз исполнялось лишь 11 картин.

Постановки

Впервые опера была поставлена в полной версии в ноябре 1957 года, долгожданная премьера успешно прошла в театре К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Режиссеры Баратов и Златогоров провели огромную работу, чтобы воплотить свою затею. Все 13 картин были исполнены лишь с некоторыми купюрами.

Еще одна знаковая постановка была осуществлена в 1959 году в Большом театре режиссером Покровским. На этот раз представили сокращенный одновечерний вариант спектакля, состоящий также из 13 картин. Среди других преставлений это выделяется тем, что впервые был продемонстрирован публике хоровой пролог. Роль Наташи исполнила легендарная Г. Вишневская, Андрея Болконского – Кибкало. Премьера полной редакции без каких-либо купюр и видоизменений прошла лишь в 1982 году в Перми.


Помимо исполнений на Родине, спектакль был с успехом показан на многих мировых сценах. Так, в 1953 году опера была представлена публике в Италии, в рамках фестиваля Флорентийский музыкальный май. Затем она исполнялась в Софии (1957), Лейпциге (1961), Праге (1970), Лондоне (1972), Бостоне (1974), Сиднее (1973), Эдинбурге (1989), Сиэтле (1990).

В 1991 году состоялась совместная постановка Мариинского театра и Ковент-Гардена под руководством Гергиева. Еще одна интересная работа российского и зарубежного театра успешно была поставлена в 2000 и 2002 году. На этот раз труппа Мариинского театра сотрудничала с Нью-йоркским Метрополитен. Управлял оркестром В. Гергиев. Публика очень тепло приняла подобные эксперименты и высоко оценила постановку.


Одной из самых скандальных версий считают работу Грэма Вика, который представил спектакль в 2014 году в Мариинском театре. Его вариант оперы называют неприятным и скучным. Режиссер отходит от авторского замысла, уделяя внимание развлечению публики. Театральные критики не скупились на слова и разгромили постановку за такую свободную трактовку сюжета.

Опера-эпопея С. Прокофьева – это одно из грандиознейших произведений советского оперного театра. Многолетние искания композитора вылились в гигантский по масштабу спектакль, который вобрал в себя достижения и открытия Прокофьева в самых разных музыкальных жанрах.

Сергей Прокофьев «Война и мир»

Сергей Прокофьев

Либретто С. Прокофьева и М. Мендельсон-Прокофьевой (по одноименному роману Толстого). Премьера состоялась в Ленинграде, в Малом оперном театре, 12 июня 1946 г

Хоровой эпиграф . Эпиграф, в котором использованы подлинные слова Л. Толстого и Д. Давыдова, вводит в ат-мосферу Отечественной войны 1812 года, когда «дубина народной войны поднялась со всей своею грозной и вели-чественной силой» и разбила нашествие «двунадесяти язы-ков Европы», изгнав оккупантов с русской земли.
Картина первая. Сад и дом в имении Ростовых Отрад-ном. Лунная ночь. Князь Андрей, случайно оставшийся ноче¬вать в этом малознакомом доме, читает у окна. Он вспоминает, как ехал сюда лесом и наблюдал картину пробуждения природы. Но он скептически смотрит на «весну, любовь и сча¬стье» - после тяжелых личных переживаний он потерял веру в жизнь.
Вдруг из окна второго этажа слышатся девичьи голо¬са. Наташа любуется красотой весенней ночи; от восторга ей хочется полететь на небо.
Князь Андрей узнает в Наташе тоненькую черноволо¬сую девочку, которую он встретил в парке Отрадного. «В ней есть что-то совсем, совсем особенное, в этой девочке, кото¬рая хотела улететь на небо...» -говорит он, с изумлением чувствуя, как в его сердце поднялось «беспричинное, весен¬нее чувство радости и обновления». «Нет, жизнь не кончена в 31 год, она не пройдет напрасно. Нужно верить всей душой в возможность счастья. Нужно верить в весну и в радость, чтобы стать счастливым!»
Картина вторая . Новогодний бал у екатерининского вельможи. Поет крепостной хор. Съезжаются госта Прибы¬вает царь Александр I.
Полонез сменяется мазуркой, затем объявляют вальс, а Наташу, впервые попавшую на настоящий бал, все еще никто не пригласил танцевать. Она готова заплакать. Но вот Пьер Безухов подводит к Ростовым Андрея Болконского. Князь приглашает Наташу на вальс. Девушка охвачена чув- ством счастья и полноты жизни. Князь Андрей вспоминает ту поэтичную весеннюю ночь, когда он нечаянно подслушал девичьи мечты.
Граф Ростов приглашает его В гости.
Картина третья . Прошло больше года. Наташа - уже давно невеста князя Андрея, но он, повинуясь воле отца, должен был на год уехать за границу.
Решив познакомиться поближе с будущими родствен¬никами, граф Ростов с Наташей наносят визит Болконским. Но строптивый старик не велел слугам принимать Ростовых. В доме - переполох. Желая загладить неловкость, к гостям выбегает перепуганная княжна Марья, сестра Андрея Граф Ростов на время уходит, оставив Наташу. Девушки не зна¬ют, о чем говорить.
Вдруг в распахнувшейся двери появляется фигура ста¬рика в халате и колпаке. Это - князь Болконский. Оглядев Наташу с ног до головы и отпустив несколько язвительных замечаний, он уходит. Девушка оскорблена. Она всей душой стремится к князю Андрею, но ее внезапно охватывает страх перед будущим. Возвращается отец, и Ростовы покидают не¬гостеприимный дом.
Картина четвертая . Бал у Элен Безуховой. В диван¬ную, отделенную аркой от зала, где происходят танцы, кра¬савица приводит Наташу и, пересыпая свою речь компли¬ментами, рассказывает девушке о любви к ней своего брата Анатоля. Наташа смущена. Элен ловко уводит подошедше¬го графа Ростова, и перед Наташей появляется Анатоль, который поражает ее своими самоуверенно-страстными ре¬чами. Он вручает Наташе письмо, предлагает бежать с ним, чтобы тайно обвенчаться, и целует ее.
Оставшись одна, Наташа не может разобраться в потоке нахлынувших на нее чувств. «Как близок, как страшно близок вдруг стал мне этот человек»... Вошедшая Соня пытается образумить и предостеречь кузину. Граф Ростов при¬ходит за девушками: пора домой.
Картина пятая. Кабинет Долохова. Анатоль, развалясь на диване, мечтает о Наташе; Долохов деловито подсчитыва¬ет пачки денег. Все готово для побега.
Это Долохов написал за Анатоля любовное письмо, до¬стал деньги и заграничный паспорт, нашел попа-расстригу, го¬тового обвенчать беглецов. Но он все же пытается в последний раз отговорить друга от его рискованной затеи. Анатоль и слу¬шать не хочет. Входит ямщик Балага - удалая, разбойная на¬тура. Его угощают винок. У цыганки Матреши забирают пода¬ренный ей соболий салоп, чтобы было в чем увозить Наташу.
Анатоль, наполнив бокалы, прощается с друзьями.
Картина шестая . Комната в доме Ахросимовой, у которой оставил Наташу и Соню граф Ростов, вынужденный уехать из Москвы по делам имения. Вечер.
Горничная Дуняша предупреждает Наташу, что Соня рассказала Марье Дмитриевне о предстоящем побеге. На- ташаневерит.
Через дверь веранды из сада тихо входит Анатоль. Ему преграждает дорогу лакей Гаврила. В саду слышен тревомг ный крик Долохова. Появившаяся Наташа видит убегающей) от лакеев Анатоля.
Входит разъяренная Ахросимова и резко отчитывает Наташу. В своем отчаянии девушка словно замерла, застыла. Ей кажется, что все кругом - ее враги, ненавидят и прези¬рают ее. С возгласом «Оставьте! Оставьте!» Наташа убегает.
Ахросимова не успевает выйтй за нею следом, как ла¬кей докладывает о приходе Пьера Безухова. Марья Дмитри¬евна рассказывает Пьеру о разыгравшейся драме, о неблаго¬видной роли Элен. Она просит устроить, чтобы Курагин уехал из Москвы, «иначе быть скандалу и дуэли».
Оставшись один, потрясенный Пьер не может осознать, как могло случиться такое с «прежде милой Наташей Рос¬товой», которая всегда была так дорога ему.
Внезапно входит Наташа; В сердце ее-ужас и отча¬яние, но она хочет, чтобы Пьер подтвердил или развеял со¬общение Марьи Дмитриевны о том, что Анатоль женат. Пьер подтверждает и, охваченный жалостью при виде ее горя, обращается к ней со словами утешения и нежной дружбы. Наташу мучит зло, которое она причинила князю Андрею, она горячо молит о прощении. «Я все скажу ему»,- говорит растроганный Пьер и, в горячем душевном порыве, забыва¬ется и пылко признается девушке в своей любви. Спохва¬тившись, Пьер быстро уходит. Наташа остается одна, по- прежнему погруженная в свое горе..
Картина седьмая. Кабинет в доме Пьера; У Элен гос¬ти. Пустая светская болтовня смолкает, когда в кабинет врывается распаленный гневом Пьер. Все уходят, кроме Анатоля, которого Пьер останавливает.
Испуганный яростью Пьера, Анатоль возвращает письма Наташи и соглашается уехать из Москвы. Послед¬нее требование - молчать обо всем, что было, поберечь ре¬путацию девушки. Здесь речь Пьера становится мягкой, умоляющей.
Анатоль уходит, приободрившись. «О, подлая, бессер¬дечная порода!» - бросает Пьер ему вслед.
Оставшись один, Пьер предается мыслям о своей жиз¬ни, о мучительных поисках счастья. Внезапно входит Де¬нисов с сообщением, что Наполеон стянул войска к русской границе.
«Война?» -спрашивает Пьер.
«Похоже, что война»,- отвечает Денисов.
Картина восьмая. Бородинское поле перед сраже¬нием. Ополченцы строят бастион. Два офицера, разыски¬вающие Кутузова, встречаются и знакомятся. Это - князь Андрей Болконский и подполковник Василий Денисов. Последний с увлечением рассказывает о проекте партизан¬ской войны, с которым он пришел к главнокомандующему Встреча с Денисовым, о котором князь Андрей слышал в доме Ростовых, болезненно отозвалась в его сердце, на¬помнив недавно пережитую душевную драму. Он отдает¬ся воспоминаниям о Наташе, о счастье и горе, которые она ему принесла.
Приехал Пьер Безухов, чтобы видеть сражение. Анд¬рей встречает друга холодновато - ему не хочется разго¬воров о Наташе. В этот момент мимо бастиона проходят два немецких генерала, которые ведут пустые и выспренние рассуждения о войне. Возмущенный князь Андрей горячо говорит о предстоящей великой битве. И словно в ответ на его патриотическую речь, мощное «ура» перекатывается по полю: войска увидели фельдмаршала Кутузова.
Князь Андрей должен идти, но, задержавшись на ми¬нуту, обнимает Пьера и, ни к кому не обращаясь, замечает: «А ежели надо умереть.- я сделаю это не хуже других».
Растроганный Пьер смотрит вслед другу: «Я знаю, это наше последнее свидание».
Крики «ура» приближаются, звучат солдатские песни. Появляется Кутузов, окруженный адъютантами и штабны¬ми офицерами. Его слова, обращенные к народу, выражают глубокую веру в него и восхищение таящимися в нем силами.
Фельдмаршал предлагает Болконскому остаться при штабе. Князь Андрей отказывается от почетного назначе¬ния: он привык к полку, полюбил людей и не хочет с ними расстаться.
Солдаты окружают бастион, занимают траншеи, слыщ. ны первые орудийные выстрелы. Бородинское сражение началось.
Картина девятая. Сидя в свой ставке на Шевардин- ском редуте, Наполеон в подзорную трубу следит за ходом сражения. Прислушиваясь к «музыке боя», император меч¬тает, как он войдет в древнюю столицу России, как ему при¬несут ключи от города. Но один за другим появляются по¬сланцы генералов и маршалов, требующих подкреплений. Наполеон начинает нервничать (отдает приказ дивизии Клапареда, потом сам же его отменяет). Им овладевает предчувствие приближающейся катастрофы...
К ногам императора падает ядро. Все замирают в ужасе. Наполеон ударом ноги откатьюает ядро; оно не разорвалось.
Картина десятая . В деревне Фили в просторной избе крестьянина Андрея Севастьянова состоялся исторический совет русского генералитета, решивший судьбу Москвы.
Начальник штаба Бенигсен ставит на обсуждение во¬енного совета вопрос: выгодней ли сразиться перед Моск¬вою или оставить столицу без боя? Его перебивает Кутузов, разъясняя генералам суть вопроса «Доколе существует ар¬мия, до тех пор сохраним и надежду счастливо завершить войну Но если уничтожится арзйия, то погибнут и Москва и Россия... Рисковать ли нам потерей армии и Москвы, приняв сражение с невыгодной позиции, или... отойти за Москву?»
Барклай де Толли считает позицию невыгодной для сражения и предлагает отступить. Ему возражает храбрый генерал Ермолов. «Позиция у Воробьевых гор невыгодна, но, зная, что значит Москва для народа, предлагаю сразиться в защиту Москвы».
Бенигсен замечает, что оставление столицы произведет неприятное впечатление на иностранные дворы, и тут же выдвигает план сражения. Ожесточенные споры полководцев заключаются взволнованной речью генерала Раевского, ко¬торый советует в первую очередь беречь войска и ради блага родины пожертвовать Москвой.
Возникшие разногласия должен примирить Кутузов. Ему принадлежит решающее слово. Фельдмаршал дает при¬каз оставить Москву без боя, но после ухода генералов за¬думывается: «Когда же, когда же решилось это страшное дело?» Он обращается мыслями к «матери русских городов», глубоко веря в несокрушимые силы народа и конечную по¬беду над оккупантами.
Маленькая девочка Малаша, сидевшая на печи во вре¬мя совета, слезает и подходит к фельдмаршалу. Старик лас¬ково гладит ее по голове. Слышится пение солдат:
С нашим Кутузовым, С нашим фельдмаршалом, В бой за отчизну, Смерть не страшна!
Картина одиннадцатая. Улица Москвы, занятой французами. Хмурый осенний день.
На углу улицы остановились скучающие французские офицеры Рамбаль и Бонна. Они обмениваются впечатления¬ми: «Москва пуста», «Император мрачен».
Появляются солдаты с награбленным имуществом Их провожают возмущенные возгласы москвичей. «Когда войско начинает грабить, нет больше войска»,- с грустью замечает Рамбаль. ,
В толпе показывается Пьер Безухов в кучерской одеж¬де - он остался в Москве, чтобы убить Наполеона. Его узна¬ют Дуняша и Мавра Кузьминична. Дуняша рассказывает, как Наташа при отъезде из Москвы заставила родителей бросить вещи и погрузить вместо них на подводы раненых, среди которых оказался князь Андрей. Пьер видит во встре¬че Наташи с раненым князем Андреем руку судьбы. Пряча под кафтаном заряженный пистолет, он уходит.
Вдали видны первые вспышки пожара. Проходит фран¬цузский продовольственный отряд, потрепанный партизана¬ми. Мародерам не удалось поживиться: крестьяне сжигают хлеб, избы, угоняют скот, а сами прячутся в лесах.
Появляется маршал Даву с адъютантами. Навстречу ему отряд французских солдат ведет группу пленных, сре¬ди которых Пьер. Эти люди обвинены в поджогах, и Даву приказывает расстрелять нескольких для острастки.
Пленный солдат Платон Каратаев берет на себя забо¬ту о Пьере, утешает и уговаривает его. После пережитого ужаса расправы над беззащитными мягкий голос Каратае¬ва воспринимается как голос совести народной, его извеч¬ной спокойной мудрости. Французы уводят пленных.
Пожар разгорается. Народ горюет о «матушке белока¬менной» Москве. Трое сумасшедших в развевающихся бе¬лых халатах выкрикивают духовный стих: «Трижды меня убили, трижды воскресили из мертвых!», словно выражая несокрушимую веру народа в бессмертие Москвы и России. Из горящего театра с воплями бегут французские актрисы в гриме и костюмах.
Через город проходит Наполеон. Он останавливается перед морем бушующего огня, пораженный невероятной си¬лой духа русских людей. Навстречу ему движется толпа моск¬вичей, которые несут тела расстрелянных. Над трупами без¬винно погибших русские люди в пылающей Москве дают клятву бороться до конца- с ненавистными пришельцами.
Картина двенадцатая . Темная изба в Мытищах, где остановились на ночлег Ростовы и едущие вместе с ними ра¬неные.
Ночь. Смертельно раненный князь Андрей погружен в состояние тяжелого томительного бреда. В минуты просвет¬ления он вспоминает о Москве, об отечестве, о своей любви к Наташе... «О, если бы возможно было увидеть ее!» - воскли¬цает князь Андрей. И, словно в ответ на его призыв, в дверях появляется робкая девичья фигура в белом. Это Наташа, ко¬торая, превозмогая страх, движимая любовью, жалостью и раскаянием, пришла к нему. Князь Андрей не помнит ниче¬го дурного: сердце его открыто сейчас только для любви. Они вспоминают прошлое и благодарят судьбу за эту встречу, которая воскресила их любовь.
Но силы оставляют раненого. Он снова начинает бредить, и Наташа с ужасом чувствует, как вместе с затихающим бре¬дом уходит жизнь любимого.
Картина тринадцатая. Зима. Лютая метель. По Смо¬ленской дороге идут на запад группы продрогших, измучен¬ных людей в лохмотьях. Это - остатки армии Наполеона, позорно бегущей из Москвы.
В конце французской колонны конвой ведет русских пленных. Больной Платон Каратаев тяжело опускается на землю: он не в силах идти. Пьер зовет на помощь, но его го* нят прочь. Колонна удаляется, а конвойный выстрелом из ружья убивает Платона.
В тот же миг раздается свист, и на дорогу высыпает партизанский отряд во главе с Василием Денисовым. Парти¬заны преследуют французов и, разбив их, освобождают пленных. С трудом узнает Денисов в оборванном, обросшем пленном графа Безухова. «Что с Москвой?» -г- спрашивает Последний. Денисов рассказывает всем об освобождении сто¬лицы.
Прибывает женский партизанский отряд старостихи Василисы, а затем регулярные войска, возглавляемые Ку¬тузовым. «Неприятель разбит-- говорит фельдмаршал, обращаясь к народу.-Спасена Россия!»

Оперные шедевры

Война и мир

Грозная мощь чередования трагически диссонирующих аккордов хора и симфонического оркестра, зловещих и призывных, возвещает об одном из величайших бедствий на земле русской. .. В исполинских аккордах слышатся и отзвуки 1812 года , и тревога ему предшествующих лет, когда повседневное сплетение людских судеб уже вилось на фоне бурливших исподволь политических событий. Так начинается выдающаяся советская патриотическая опера-хроника, повесть о событиях огромного масштаба. Эпиграф сливается в могучее целое произведение, которое иначе распалось бы на разделы «Мир» (1-7 картины) и «Война» (8-13 картины), поскольку единой интриги в опере нет.

Мысль о создании оперы по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» возникла у композитора, судя по воспоминаниям Л. Прокофьевой , еще в 1920-х годах. В 1935 году Прокофьев говорил певице В. Духовской , что не берется пока за сочинение музыки оперы, сознавая, насколько это емкая и длительная работа. Решение приступить к ней созрело только в апреле 1941 года. „Война и мир" было первым произведением, прочитанным мною Сергею Сергеевичу вслух...- вспоминала впоследствии М. Мендельсон-Прокофьева.- Когда я дошла до страниц, описывающих встречу раненого князя Андрея с Наташей, Сергей Сергеевич сказал мне, что чувствует эту сцену как оперную, и именно с этого момента начал думать о „Войне и мире" как оперном сюжете».

12 апреля 1941 года композитор набросал краткий план оперы в 11 картинах, тем не менее, как писала далее М. Мендельсон-Прокофьева , «задача порою казалась невыполнимой. Но как только началась Великая Отечественная война, горячее желание работать над оперой „Война и мир" взяло верх над колебаниями». «В эти дни,- сказал позднее Прокофьев,-особенно ярко встала в памяти война с Наполеоном 1812 года, когда его войска дошли до Москвы и русский народ встал на защиту своей земли и изгнал неприятеля.»

Всесоюзный комитет по делам искусств поддержал намерение композитора. Бурно развивавшиеся военные события не помешали Прокофьеву начать сочинение музыки. Первую картину оперы он закончил в эвакуации в Нальчике 15 августа 1941 года. Завершив картину «Шевардинский редут» 13 апреля 1942 года, он приписал к этой дате: «Окончание сочинения оперы» . Однако работа композитора над ней фактически не была еще закончена. Окончательное оформление ее в художественное целое было связано с многотрудной сценической судьбой, осуществленными и неосуществленными постановками, концертными исполнениями.

Принимая во внимание пожелания Комитета по делам искусств, прислушиваясь к советам С. Эйзенштейна, Прокофьев , в ноябре 1942 года, закончил вторую редакцию оперы. В результате бесед с С. А. Самосудом , желавшим поставить «Войну и мир» в Большом театре и высказавшего свои пожелания по ее доработке, Прокофьев внес в текст дополнительные изменения. В таком виде клавир оперы был издан в двух томах стеклографическим способом Музфондом СССР в начале 1943 года. О постановке ее шла оставшаяся безрезультатной переписка с дирекцией Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, находившегося тогда в Перми. В связи с уходом

С. А. Самосуда с поста главного дирижера Большого театра, опера не была поставлена и там.

Трудности военного времени ограничили возможности ознакомления советских слушателей с новым капитальным сочинением Прокофьева . Впервые «Война и мир» прозвучала 16 октября 1944 года в одном из московских клубов, поставленная силами Ансамбля советской оперы ВТО. Через полгода С. А. Самосуду удалось устроить в Большом зале Московской консерватории новое концертное исполнение оперы - своего рода монтаж из ее музыки и отрывков из романа Толстого . В концерте приняли участие симфонический оркестр Союза ССР, республиканская хоровая капелла под руководством А. С. Степанова, певцы М. Надион (Наташа), А. Иванов (князь Андрей), А. Пирогов (Кутузов) и другие, а также чтецы В. Аксенов и Э. Тобиаш . Для первой постановки «Войны и мира» на сцене Ленинградского Малого оперного театра, по инициативе С. А. Самосуда, Прокофьев сочинил две новые картины: «Бал у екатерининского вельможи» (с «вальсом Наташи ») и «Изба в Филях» ,


которые прочно заняли свое место в опере. Тогда же был создан и «двухвечерний» вариант оперы. Так, в 1945-1946 годах родилась третья ее редакция. Премьера первой части «Войны и мира» (1-8 картины), охватившей «мирную» часть произведения, состоялась 12 июня 1946 года и прошла с блестящим успехом. Опера шла в постановке Б. А. Покровского и декорациях В. В. Дмитриева. Трогательный образ Наташи создала Т. Лаврова , в роли князя Андрея выступил Л. Петров, О. Чишко замечательно в музыкальном и сценическом отношениях исполнил партию Пьера Безухова. Спектакль был удостоен Государственной премии.



Наташа Ростова - Г. А. Ковалева (вверху)

Наташа Ростова - М. Д. Касрашвили Большой театр Союза ССР

В течение следующего сезона коллектив Малого оперного театра увлеченно работал над постановкой второй части «Войны и мира» , но спектакль выпущен не был. Неудачей окончилась попытка С. А. Самосуда снова показать эту часть «Воины и мира» в том же театре 4 декабря 1948 года. Опера показалась слишком длинной, поэтому решено было создать еще один ее, опять одновечерний, вариант. Тяжело больной Прокофьев с обычной энергичной деловитостью уже 5 декабря набросал план новой, четвертой по счету, редакции оперы в десяти картинах.

Цветаева

Вскоре оп вместе с Л. Атовмьяном занялся подготовкой к печати полного клавира «Войны и мира» . В связи с этим, главным образом в 1948-1949 годах и позднее, композитор обдумывал окончательный текст многих картин, сочинил для них много музыки. Лишь в конце 1952 года композитор, по свидетельству М. Мендельсон-Прокофьевой , поставил последнюю точку в рукописи одного из фрагментов арии Кутузова . 5 марта 1953 года Прокофьев скончался . Увидеть свою оперу на сцене полностью ему не довелось.

Но уже через три месяца после его смерти, в июне 1953 года, исполнил в Москве «Войну и мир» Ансамбль советской оперы ВТО. Спустя два года ее показал Ленинградский Малый оперный театр (дирижер Э. П. Грикуров, режиссер Б. А. Покровский; Наташа - Т. Лаврова и К. Изотова, князь Андрей - С. Шапошников). Важным моментом в сценической судьбе замечательного произведения Прокофьева явилась его постановка 8 ноября 1957 года в Москве в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. И наконец, 15 декабря 1959 года в Большом театре СССР состоялось первое представление «Войны и мира» с Эпиграфом , дотоле на сцене не исполнявшимся. Опера шла под управлением А. Ш. Мелик-Пашаева в постановке Б. А. Покровского и декорациях В. Ф. Рындина . В спектакле были заняты лучшие силы труппы: Наташа - Т. Милашкина, князь Андрей - Е. Кибкало и Ю. Мазурок, Пьер Безухов - В. Петров, Элен - И. Архипова, Ахросимова - Л. Авдеева, Кутузов - А. Кривченя и А. Ведерников, Наполеон - П. Лисициан. Оцененная по достоинству, монументальная опера С. С. Прокофьева навсегда заняла свое место в советском и мировом опер­ном репертуаре.

Вместить в одно оперное представление материал всего романа Толстого было, конечно, немыслимо. Либреттистам предстояло отобрать из него лишь то, что соответствовало положенным композитором в основу замысла линиям: народно-эпической, лирико-драматической и жанровой. Как писал Прокофьев В. В. Держановскому 23 марта 1943 года, при сочинении «Войны и мира» он стремился, с одной стороны, с возможно большим реализмом нарисовать




героев и, с другой - показать «народ, вставший на защиту родины». Первая ее половина (1 - 7 картины) посвящена Наташе Ростовой , ее любви к князю Андрею Болконскому и неудачному увлечению Анатолем Курагиным ; вторая (8-13 картины) - военным событиям 1812 года, круто изменившим жизнь главных героев, и , прежде всего, возглавляемому Кутузовым героическому сопротивлению русского народа и его победе над врагом.

Наташа Ростова - Катя Попова

Сцена из спектакля Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова

Кутузов - Дональд Грамм (США)

Авторы либретто стремились сохранить в тексте опоры как можно больше «самого Толстого», пользуясь также воспоминаниями современников, исторической литературой, фольклорными материалами. В первую картину введены были стихи В. Жуковского (для стилизованного «под старину» романса-дуэта «Ручей»), во вторую - молодого К. Батюшкова (хор «Вы ль, други милые, со мною» ) и ода М.Ломоносова («Да движутся светила стройно») . Но во многом опера Прокофьева несхожа с романом Толстого, многие разрозненные эпизоды оказались совмещенными, возникли и новые. Не совсем «похожими» оказались и образы многих героев. Обаятельный лейтмотив Наташи Ростовой рисует ее хрупкую девичью прелесть, передает юную радость по-весеннему светлой души. Нежной и трогательной влюбленностью веет от грустной мелодии «вальса Наташи» из картины «Бал» . Более лиричным стал и образ князя Андрея ; охарактеризованный в первых картинах певучей темой «любви-обновления» и красивым лейтмотивом, интонационно сходным с лейтмотивом Наташи , он приобретает черты высокого патриотизма в мужественном ариозо из 8-й картины.

Основное отличие замысла Прокофьева от романа Толстого в активном участии в действии русского народа, ведущая роль Кутузова , направляющего ход событий.

В окончательной редакции оперы 13 картин. Какие же моменты из романа в нее вошли?


Когда затихают последние суровые звуки Эпиграфа (Увертюра в спектакле обычно не исполняется) и поднимается занавес, зритель-слушатель погружается в озаренный лунным светом покой весенней ночи в Отрадном. Звучит ариозо князя Андрея , которому вспоминается виденный в лесу старый дуб, словно сказавший ему: «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья». В его печальные размышления вторгается певучий голос Наташи , радостно восклицающей: «Ведь этакой ночи никогда не бывало...». Юное очарование, прелесть романса, который она поет вместе с Соней, пробуждают в душе князя Андрея «весеннее чувство радости и обновления» , веру в счастье.

В следующей картине, на блестящем балу у вельможи екатерининских времен, куда робеющую Наташу впервые вывезли в свет и где никто не обращает на нее внимания, князь Андрей , по просьбе Пьера Безухова , приглашает ее танцевать. Под элегические звуки вальса тогда зародилась их любовь.

Действие в третьей картине разворачивается в мрачном особняке Болконских на Воздвиженке. Старый князь издевательски оскорбляет Наташу , уже невесту его сына.

Четвертая картина - бал в доме Безуховых - почти вся проходит на фоне «Вальса обольщения» . Поцелуй Анатоля Курагина, душевное смятение Наташи , едва смеющей себе признаться в том, что она не любит теперь князя Андрея, и целиком отдающейся переполняющему ее душу новому увлечению.

В пятой картине наглый красавец Анатоль , уже не светский ловелас, а армейский хлыщ, в холостяцком кабинете Долохова ждет приезда ямщика Балаги , чтобы поздним вечером выкрасть Наташу из дома Ахросимовой и увезти ее за границу. Увещания Долохова , появление Балаги , «вино на дорогу», поспешные сборы. Голос Курагина за сценой: «Пошел!».

Следующую, шестую, картину начинает назойливый и тревожный мотив скрипок, сменяющийся тяжелым биением остинатных басовых нот . Ожидание Наташи , всматривающейся сквозь дверные стекла в темный сад. Дуняша украдкой сообщает ей о том, что Соня открыла все Ахросимовой . Лакей Гаврила останавливает проникшего в дом Курагина . Издали слышен крик Долохова : «. . .Измена! ..». Наташа в отчаянии. Ахросимова , сурово отчитав ее, оставляет крестницу наедине с Пьером Безуховым . Он с добрым участием пытается утешить рыдающую Наташу : открывает ей, что Курагин женат; обещает передать князю Андрею Наташину мольбу ее простить. Видя ее горе и раскаяние, Пьер выдает тайну своей любви к ней. Отчаянным возгласом Наташи: «Я хуже всех!»- заканчивается картина.

Действие в седьмой картине происходит в кабинете Пьера . Его приход спугивает группу светских знакомых жены, проходя, он презрительно бросает Элен : «Где вы, там разврат...». Оставшись вдвоем с Курагиным, Пьер в бешенстве требует от него объяснения, предлагает вернуть письма Наташи и немедленно уехать


из Москвы. Когда Пьер остается один, его размышления о смысле жизни и любви к Наташе прерывают торопливые шаги подполковника Денисова . «Наполеон стянул войска к русской границе.» - «Война?» - «Похоже, что война.».

Краткое симфоническое вступление к восьмой картине - «Перед бородинским сражением. Строят бастион» - повествует о страшном всенародном бедствии; щемяще звучит тема народного горя. В тревожно-приподнятой атмосфере ожидания боя сменяются эпизоды-кадры: роют землю крестьяне-ополченцы, с барабанным боем проходят полки; князь Андрей , разыскивая Кутузова , встречается с Денисовым , у которого есть уже план партизанской войны; появляются беженцы из-под Смоленска, слышна патриотическая песня ополченцев «Как пришел к народу наш Кутузов» ; снова приходит князь Андрей , мучительно вспоминающий об измене Наташи , встречается с Пьером , который хочет «видеть сражение»; звучит монолог князя Андрея, горячо верящего в победу русского народа. Раздумье Пьера о русском солдате прерывают крики «Ура!». Входит фельдмаршал Кутузов и обращается к войскам со словами ободрения; один за другим уходят на поле битвы полки; отказывается перейти в штаб и остается со своими солдатами Болконский . Раздается орудийный выстрел... за ним второй... «Вот оно!» - восклицает князь Андрей .

В девятой картине Наполеон с высоты Шевардинского редута следит за ходом сражения. Слышатся отзвуки ожесточенного боя: стремительно восходящее движение сменяется отрывистыми «пушечными» аккордами, басы неумолимо вдалбливают жесткий и жестокий ритм темы французов. Наполеон озадачен и озабочен: русские, путая фигуры на «шахматной доске» полководца, не отступают, на позиции приходится бросать новые и новые дивизии: «не то... что было в прежних сражениях». Перекрывая шум битвы, издали доносится широкое пение русских солдат, вступивших в смертный бой за родную землю. К ногам императора падает ядро. Он отталкивает его ногой в сторону.

Картина десятая. Деревня Фили, у ворот Москвы. В избу на военный совет Кутузов созвал генералов. Надо решить важнейший вопрос: сдать ли древнюю русскую столицу без боя или принять сражение в невыгодной позиции, поте­ряв и столицу, и армию? Выслушав соображения разошедшихся во мнениях генералов, Кутузов кратко приказывает: «Отступить». Потом, наедине с самим собой, он в сосредоточенном раздумье любуется Москвой, которая раскинулась перед ним «величавая, в солнечных

лучах». Кутузов «скорбит о ее тяжком часе», но твердо верит в то, что хотя враг и сумеет разрушить стены, а «не возможет покорить русских сердец...».

В одиннадцатой картине кошмарным видением быстро мелькают эпизоды-кадры: на улицах опустевшей Москвы, распевая песенки, грабят имущество горожан французские солдаты; не успевшие уйти из города москвичи скитаются, затаив гнев; но вот он прорвался, слышны крики: «Жгите, жгите... Уничтожайте запасы! ..» Пьер , решивший убить Наполеона , узнает о ранении князя Андрея . Вспыхивает и разгорается пожар; французы расстреливают
поджигателей; Пьера , помилованного маршалом Даву , угоняют в плен вместе с Платоном Каратаевым ; среди пылающих руин проезжает Наполеон , повторяя: «Это скифы!». Раздается широкий русский напев, горожане несут тела безвинно погубленных «силой бонапартовской», давая клятву отмстить за родную Москву.

Двенадцатая картина. В крестьянской избе в Мытищах при мерцании свечи бредит умирающий князь Андрей . Ему слышится «тихий голос», настойчиво твердящий: «Пи-ти, пи-ти, пи-ти». Вспоминается война, Кутузов и Наташа - та, кого он больше всех людей любил и ненавидел, которую ему теперь хотелось бы увидеть хоть один только раз. И она входит, она умоляет простить ее. Не помня зла, князь Андрей хочет жить, быть счастливым. Слышатся звуки вальса Наташи ... Снова возникает твердящий одно и то же голос: «Пи-ти, пи-ти, пи-ти...» Он постепенно угасает.. . вместе с жизнью князя Андрея.

«Лютая метель» скрежещущим вихрем врывается в начало последней, тринадцатой картины . Смоленская дорога. Долгое шествие продрогших, одетых в лохмотья французских войск. Среди угоняемых русских пленных Пьер . Измученного Каратаева убивает французский солдат. Подкрадываются партизаны. Взрыв ядра, ожесточенная схватка. Победа! Освобожденные пленные радостно обнимают партизан. От Денисова Пьер узнает о смерти своей жены Элен . Появляется старостиха Василиса во главе отряда женщин-партизанок. Подходят русские регулярные полки. На коне въезжает фельдмаршал Кутузов , обращается к войскам: «Неприятель разбит... Благодарю всех за трудную службу... Спасена Россия!». Мощный хор-апофеоз ликующим гимном увенчивает музыкальную драму.

Сочинению и отделке оперы «Война и мир» Прокофьев отдал, с перерывами, одиннадцать лет своей жизни. И если композитор страстно желал увидеть эту оперу на сцене полностью, как он сказал однажды Д. Б. Кабалевскому , то именно потому, что был убежден: в ней ему удалось убедительно воплотить свои намерения.

И это так. Своеобразная архитектоника, свободное владение привычными формами, создание новых их разновидностей; мастерство, с которым выразительные интонационно родственные

Наташа Ростова - Л. А. Шевченко

Ленинградский театр онеры и балета имени С. М. Кирова

темы-лейтмотивы и их изменения в различных сочетаниях объединяют все сочинение; богатое мелодическое претворение речевых интонаций, психологическая правдивость вокальных партий, владение мощными хоровыми массами, создание хоров, наделенных индивидуальностью музыкального колорита; размах симфонического развития, родственного эпическому симфонизму его Пятой симфонии и музыки к кинофильмам С. Эйзенштейна («Александр Невский», «Иван Грозный» ); широко написанная картина эпохи, яркое разнообразие жанрово-бытовых моментов, - все это делает «Войну и мир» одним из наиболее выдающихся сочинений советского музыкального театра.

Сергей Прокофьев Автор(ы)
либретто

Сергей Прокофьев, Мира Мендельсон-Прокофьева

Источник сюжета

Роман Льва Толстого «Война и мир»

Жанр

Лирическая музыкальная драма, народная музыкальная драма

Год создания Первая постановка Место первой постановки

Война и мир - опера Сергея Прокофьева, в тринадцати картинах с хоровым прологом, на либретто композитора и Миры Мендельсон-Прокофьевой по роману Льва Толстого.

  • 1 История создания
  • 2 Действующие лица
  • 3 Краткое содержание
    • 3.1 Картина первая
    • 3.2 Картина вторая
    • 3.3 Картина третья
    • 3.4 Картина четвертая
    • 3.5 Картина пятая
    • 3.6 Картина шестая
    • 3.7 Картина седьмая
    • 3.8 Картина восьмая
    • 3.9 Картина девятая
    • 3.10 Картина десятая
    • 3.11 Картина одиннадцатая
    • 3.12 Картина двенадцатая
    • 3.13 Картина тринадцатая
  • 4 Премьеры и исполнения
    • 4.1 За рубежом
  • 5 Аудиозаписи
  • 6 Издания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

История создания

Замысел оперы появился весной 1941 года, еще до начала Великой отечественной войны, параллельно с работой над другими произведениями. Однако начало войны побудило композитора отложить все прочие работы и вплотную заняться осуществлением именно этого замысла. К 13 апреля 1942 года был полностью готов клавир оперы, включавший в себя 11 картин. Впоследствии работа над оперой была продолжена, план оперы был расширен, добавлены еще две картины - "Бал у Екатерининского вельможи" и "Военный совет в Филях", расширены другие картины. Вместе с тем под влиянием сторонней критики были сделаны некоторые купюры. План оперы, состоящей из двух частей, предполагает исполнение в два вечера, но существует и вариант на один вечер, для которого,по указанию автора, некоторые фрагменты можно опустить.

Действующие лица

  • Князь Николай Андреевич Болконский - бас (низкий, саркастический); картина 3
  • Князь Андрей Болконский, его сын - баритон (высокий); картины 1, 2, 8, 12
  • Княжна Марья, сестра князя Андрея - меццо-сопрано; картина 3
  • Граф Илья Андреевич Ростов - бас (мягкий, баритональный); картины 2, 3, 4
  • Наташа, его дочь - лирико-драматическое сопрано; картины 1, 2, 3, 4, 6, 12
  • Соня, кузина Наташи - меццо-сопрано; картины 1, 2, 4, 6
  • Ахросимова Марья Дмитриевна, родственница Ростовых - меццо-сопрано (властное); картины 2, 6
  • Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов - бас; картины 8, 10, 13
  • Пьер Безухов - тенор драматический; картины 2, 6, 7, 8, 11, 13
  • Элен Безухова - контральто; картины 2, 4, 7
  • Анатоль Курагин, брат Элен - тенор; картины 2, 4, 5, 6, 7
  • Поручик Долохов, приятель Курагина - бас; картины 2, 5, 6
  • Ямщик Балага - бас (высокий, лихой); картина 5
  • Цыганка Матреша - контральто; картина 5
  • Подполковник Денисов - баритональный бас; картины 7, 8, 13
  • Платон Каратаев - тенор (мягкий); картина 11
  • Император Александр I - без пения; картина 2
  • Перонская - сопрано; картина 2
  • Хозяин бала - тенор; картина 2
  • Хозяйка бала - сопрано; картина 2
  • Адъютант на балу - баритон
  • Лакей на балу - тенор
  • Старый лакей Болконского - баритон; картина 3
  • Горничная Болконских - меццо-сопрано; картина 3
  • Камердинер Болконских - бас; картина 3
  • Дуняша, горничная Ахросимовой - сопрано (не высокое); картины 6, 11, 13
  • Гаврила, лакей Ахросимовой - баритон или бас; картина 6
  • Тихон Щербатый - бас (без низких нот); картины 8, 13
  • Федор - тенор (без высоких нот); картины 8, 13
  • Матвеев - баритон; картины 8, 13
  • Старостиха Василиса - меццо-сопрано; картины 8, 13
  • Тришка - контральто (травести); картина 8
  • Вестовой князя Андрея - низкий тенор; картина 8
  • Мавра Кузьминична, ключница Ростовых - контральто; картина 11
  • Иванов - тенор (пронзительный); картина 11
  • Адъютант Кутузова - тенор (резкий); картины 8, 13
  • Генерал Бенигсен - бас; картина 10
  • Генерал Барклай де Толли - тенор; картина 10
  • Генерал Ермолов - бас; картина 10
  • Генерал Раевский - баритон; картина 10
  • Коновницын - тенор; картина 10
  • Запевала - баритон; картина 10
  • Девочка Малаша - без слов; картина 10
  • 1-й штабной офицер - тенор; картина 8
  • 2-й штабной офицер - бас; картина 8
  • Император Франции Наполеон - баритон; картины 9, 11
  • Метивье, французский доктор - мягкий, бархатный баритон или бас; картина 7
  • Французский аббат - тенор; картина 7
  • Маршал Бертье - баритональный бас; картина 9
  • Маршал Коленкур - без слов; картина 9
  • Генерал Бельяр - бас (грубый, без низких нот); картина 9
  • Министр двора де Боссе - тенор (комический); картина 9
  • Адъютант Наполеона - бас (высокий); картина 9
  • Адъютант маршала Мюрата - контральто (травести); картина 9
  • Адъютант генерала Кампана - тенор; картина 9
  • Адъютант принца Евгения - тенор; картина 9
  • Голос за кулисами - тенор (высокий); картина 9
  • Маршал Даву - бас (густой, мрачный, но без низких нот); картина 11
  • Капитан Рамбаль - бас; картины 11, 13
  • Лейтенант Бонне - тенор
  • Жерар - тенор; картина 11
  • Жако - бас; картина 11
  • Молодой фабричный - тенор (можно баритон); картина 11
  • Лавочница - низкое сопрано; картина 11
  • Французский офицер - баритон; картина 11, 13
  • 1-я французская актриса - сопрано; картина 11
  • 2-я французская актриса - меццо-сопрано; картина 11
  • Конвойный - без слов; картина 13
  • 1-й немецкий генерал - без пения; картина 8
  • 2-й немецкий генерал - без пения; картина 8
  • 1-й сумасшедший - тенор; картина 11
  • 2-й сумасшедший - бас (высокий); картина 11
  • 3-й сумасшедший - без слов; картина 11
  • Гости на балах, русские офицеры, солдаты, партизаны и ополченцы, жители Москвы, французские офицеры и солдаты и пр.

Действие происходит в России с 1809 по 1812 год.

Картина первая

Князь Андрей Николаевич Болконский гостит в имении графа Ростова, он полон безрадостных размышлений о настоящем и будущем. Внезапно он слышит пение и диалог Наташи Ростовой и Сони в верхних покоях. Это отвлекает его от печальных раздумий. Наташа взволнована красотой весенней ночи, её слова трогают князя Андрея и настраивают его размышления на более светлый лад.

Картина вторая

Великосветский бал у Екатерининского вельможи. Съезжаются приглашённые. Среди них граф Ростов с дочерью, Пьер Безухов с женой-красавицей Элен, её брат Анатоль Курагин. Танцы и веселье в разгаре, Наташа Ростова впервые на большом балу - она хочет танцевать, чтобы показать себя. Пьер Безухов подводит её к Андрею Болконскому, который приглашает её на тур вальса. Наташа счастлива, Андрей очарован ею.

Картина третья

После того, как Андрей сделал Наташе предложение, она должна познакомиться с родными жениха. Граф Ростов привозит дочь в дом Болконских. Однако старый князь оскорблен помолвкой своего сына с Наташей Ростовой, он считает эту связь недостойной для своего сына и демонстративно отказывается принять гостей. Встревоженный и напуганный Ростов оставляет Наташу с сестрой Андрея княжной Марьей. Между ними идет натянутая беседа о Наполеоне. Внезапно входит старик Болконский в нарочито домашнем костюме. Он резок и со своей дочерью и с Наташей, оскорбляя её. Наташа кидается к вернувшемуся отцу, умоляя забрать её. Княжна Марья пытается заговорить о князе Андрее, но диалог не получается.

Картина четвертая

Бал у Элен Безуховой. Анатоль Курагин признается Наташе в любви, пытаясь соблазнить её. Наташа растеряна и смущена, она не в силах разобраться в охвативших её чувствах, ей кажется, что она любит Анатоля.

Картина пятая

Кабинет Долохова. Друзья готовятся к отъезду Анатоля. Курагин предается мечтам о скорой встрече с Наташей, которую он собирается сегодня похитить и увезти за границу. Долохов пытается отговорить Анатоля от рискованной затеи, но Курагин непреклонен: он не желает думать о последствиях. С лихой тройкой прибыл ямщик Балага. Анатоль прощается с цыганкой Матрешей и отправляется в путь.

Картина шестая

Наташа с нетерпением ожидает появления Курагина, но Соня выдала тайну побега Ахросимовой. Едва появившись, Анатоль видит сложившуюся ситуацию и исчезает. Ахросимова выговаривает Наташе, которая находится в состоянии отчаяния. Ей кажется, что её предали. Однако ситуацию несколько меняет появление Пьера Безухова, который сообщает, что Анатоль не мог быть её женихом, поскольку он женат. Пытаясь утешить Наташу, Пьер нечаянно выдает ей свои собственные чувства. Однако она оглушена услышанным, ей кажется, что жить не имеет смысла и она пытается покончить с собой.

Картина седьмая

После посещения Ахросимовой Пьер возвращается домой, где застает Анатоля. ярости Пьер требует от него вернуть письма Наташи и немедленно покинуть Москву. Испуганный Анатоль соглашается. Трусость Курагина вызывает презрение и ненависть Пьера. Его печальные размышления прерываются известием о начале войны с Наполеоном.

Картина восьмая

На Бородинском поле группа ополченцев строит укрепления. Они полны решимости выиграть предстоящий бой. Невдалеке подполковник Денисов рассказывает командиру егерского полка Андрею Болконскому о своём плане партизанской войны. Встреча с Денисовым всколыхнула в душе князя Андрея воспоминания недавнего прошлого. Радостно приветствуемый войсками, фельдмаршал Кутузов обходит позиции. Он обращается к проходящим полкам со словами, вдохновляющими на подвиг. Кутузов подзывает князя Болконского и предлагает ему служить в штабе. Но Болконский не хочет расставаться с людьми, которых полюбил в дни грозных испытаний. Раздаётся гром первых выстрелов - начинается Бородинское сражение.

Картина девятая

Шевардинский редут. Отсюда Наполеон следит за схваткой. Он не сомневается в успехе. Однако вместо привычных сообщений о блистательных победах один за другим прибывают адъютанты маршалов, прося подкрепления. Наполеон растерян. Он не в силах понять, почему руководимые им войска не обращают в бегство неприятеля, почему военное счастье изменило ему.

Картина десятая

Деревенская изба в селе Фили. Военный совет русского командования. Кутузов призывает решить вопрос - рисковать ли потерей армии в сражении под Москвой или оставить город без боя. Мнения генералов разделились. Бенигсен и Ермолов предлагают принять сражение; Барклай де Толли и Раевский возражают, доказывая, что позиция у Воробьевых гор невыгодна, а противник обладает численным превосходством. Выслушав генералов, фельдмаршал даёт приказ об отступлении. Все расходятся. Кутузов остаётся один, погруженный в раздумье о судьбе Родины.

Картина одиннадцатая

Пожар на улицах Москвы. Армия разбрелась по домам, охваченная азартом грабежа. С гневом наблюдают оставшиеся москвичи за разбоем французов.

Картина двенадцатая

Темная изба. Тяжело раненый князь Андрей лежит в бреду. его болезненно возбуждённом сознании бессвязно чередуются кошмары, воспоминания о минувших днях и мучительное предчувствие приближающейся смерти. Он многое увидел иначе, ему хочется вернуть прошлое и снова увидеть Наташу. дверях показывается она. момент просветления его сознания она бросается к князю Андрею и молит простить её за все страдания, которые причинила ему. Князь Андрей успокоен, он погружается в воспоминание о музыке вальса, который когда-то танцевал с ней. Однако тихий покой снова прерывается болью и мучительным, смертным бредом...

Картина тринадцатая

Остатки армии Наполеона беспорядочно отступают по заснеженной Смоленской дороге, пробиваясь сквозь пургу и метель. Под конвоем ведут русских пленных. На отступающий французский отряд нападают партизаны во главе с Денисовым, Долоховым и Щербатым. После короткого боя они собираются вокруг освобождённых пленных. Радостными возгласами партизаны встречают появление Кутузова, который обращается к народу с благодарностью за мужество в борьбе с врагом. Слова фельдмаршала вызывают всеобщий подъём.

Премьеры и исполнения

  • В концертном исполнении 16 октября 1944, Москва;
  • 1-я часть (8 картин) пост. 12 июня 1946, Ленинградский Малый оперный театр (Наташа Ростова - Лаврова, князь Андрей - Петров, Пьер Безухов - Чишко, старый князь Болконский - Журавленко, Анатоль Курагин - Андрукович, Ахросимова - Головина, Кутузов - Бутягин; дирижёр Самосуд, пост. Покровского, худ. Дмитриев).
  • Во 2-й ред. «Война и мир» ставилась в концертном исполнении в июне 1953, Москва;
  • 1 апр. 1955 ост. Ленингр. Малым оперным театром (Наташа Ростова - Лаврова, князь Андрей - Шапошников, Пьер Безухов - Глебов, Старый князь Болконский - Матусов, Анатоль Курагин - Андрукович, Ахросимова - Головина, Кутузов - Бутягин, Наполеон - Модестов; дирижёр Грикуров, пост. Покровского, худ. Дмитриев);
  • 8 ноября 1957 - Муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва (полная ред. в 13 картинах) (Наташа Ростова - Каевченко, князь Андрей - Морозов, Пьер Безухов - Щавинский, Анатоль Курагин - Радзиевский, Ахросимова - Янко, Кутузов - Пирогов, Наполеон - Канделаки; дирижёр Шавердов, реж. Баратов и Златогоров, худ. Волков, хормейстер Степанов);
  • 15 декабря 1959 - Большой театр, Москва (Наташа Ростова - Галина Вишневская, князь Андрей - Кибкало, Пьер Безухов - В. Петров, Анатоль Курагин - Масленников, Кутузов - Кривченя, Наполеон - Лисициан, Ахросимова - Авдеева, Элен - Архипова; дирижёр Мелик-Пашаев, постановка Бориса Покровского, худ. Рындин, хормейстеры Рыбнов и Хазанов);
  • 3 ноября 1956 «Война и мир» поставил Театр оперы и балета им. Шевченко, Киев (Наташа Ростова - Пономаренко, князь Андрей - Пузин, Пьер Безухов - Борищенко, Кутузов - Роменский, Наполеон - Козак; дирижёр Климов, реж. Скляренко, худ. Петрицкий, хормейстеры Колесников и Венедиктов, балетмейстер Ярыгина).

За рубежом

  • 1957 - Софийская нар. опера (Наташа Ростова - Попова и Георгиева, князь Андрей - Генов и Янков, Пьер Безухов - Бодуров, Анатоль Курагин - Арсов и Цолов, Ахросимова - Тодорова, Кутузов - Попов; дирижёр Найденов, постановка сов. режиссёра Б. Покровского, худ. Попов).
  • 28 сентября 1973 - Сиднейский оперный театр (первая постановка, произведённая в этом здании с момента постройки).

Аудиозаписи

  • Исполнители: Андрей Болконский - Евгений Кибкало, Наташа Ростова - Галина Вишневская, Пьер Безухов - Владимир Петров, Элен Безухова - Ирина Архипова, Анатоль Курагин - Алексей Масленников, граф Ростов - Николай Щегольков, Соня - Валентина Клепацкая, князь Болконский - Александр Ведерников, княжна Марья - Кира Леонова, Ахросимова - Евгения Вербицкая, Долохов - Георгий Панков, Кутузов - Алексей Кривченя, Барклай-де-Толли; Платон Каратаев - Георгий Шульпин, генерал Раевский - Владимир Валайтис, Наполеон - Павел Лисициан, капитан Рамбаль - Артур Эйзен. Хор и оркестр Большого театра, дирижёр Александр Мелик-Пашаев. 1961.
  • Исполнители: Наташа - Екатерина Морозова, Андрей - Родерик Вильямс, Пьер - Джастин Лавендер, Кутузов - А.Юинг, Наполеон - Алан Опи, Элен - Елена Ионова, Анатоль - Олег Балашов, Ахросимова - Виктория Ливенгуд, хор Государственной Академической Симфонической капеллы России п/у В. Полянского, оркестр фестиваля в Сполето (Италия), дирижёр - Ричард Хикокс, 1999 год.

Издания

  • Партитура, Прокофьев С. С., Собр. соч., тт. 7а, б, М." Музгиз, 195S;
  • Клавир, Собр. соч., тт. 6а, б, М., Музгиз, 1958.

Литература

  • Мнацаканова Е. Опера С. С. Прокофьева «Война и мир». - М., 1959.
  • Ручьевская Е. «Война и мир». Роман Л. Н. Толстого и опера С. С. Прокофьева. - СПб., 2009.

Ссылки

  • Война и мир на сайте Belcanto
  • Краткое содержание (синопсис) оперы «Война и мир» на сайте «100 опер»
  • Либретто оперы Война и мир

Сергей Сергеевич Прокофьев является известным и одним из виднейших композиторов двадцатого века. Сергей Сергеевич народный артист РСФСР, данное почетное звание было присвоено ему в 1947 году. Данные биографии рассказывают нам, что мать будущего пианиста и дирижера, отмеченного множеством государственных премий (в их числе Ленинская и шесть Сталинских), была из рода крепостных и хорошо владела пианино. Мальчику же любовь к данному инструменту была привита ещё в раннем детстве. Уже в возрасте пяти лет Прокофьев начал заниматься музыкой, уже в то время было замечено стремление ребенка к сочинительству. Мать записывала его ранние произведения. К десятилетнему возрасту на счету у юного композитора было уже две оперы - «Великан» и «На пустынных островах». Будущий народный артист получил отличное музыкальное образование, дважды закончив Петербуржскую консерваторию. В 1909 году, а качестве композитора, а в 1914 пианиста. За время обучение в консерватории был учеником таких известных преподавателей как Римский-Корсаков, А.К. Лядов, А.Н Есипова, за время учебы Прокофьев подружился с композитором Николаем Мясковским. Даже по окончанию консерватории, композитор продолжал изучение органа вплоть до 1917 года.

Грандиозная опера «Война и мир» Сергея Прокофьева была написана по одноименному роману Л.Н. Толстого в 1943 году и являлась важнейшим произведением военного периода. Произведение создавалось в течение двенадцати долгих лет. Конечно же, большая часть была создана практически за срок в несколько месяцев, а в дальнейшем дополнялось, расширялось и редактировалось. Опера делится на тринадцать лирических и драматических сцен, состоит из двух частей, а количество действующих превышает семьдесят человек, не считая второстепенных персонажей и хор, который периодически появляется на сцене. Данная опера является грандиозным историческим холстом, на котором отображены 7 картин «мира» и 6 картин «войны». Первое концертное исполнение произведение пережило 7 июня 1945 года, первое сценическое на год позже на сцене Ленинградского Малого оперного театра. Возможность прослушать данное величественное произведение, шедевр российской оперы предоставляет совершенно бесплатно сайт клуба «Орфей.

Опера начинается тем, что в усадьбу Ростовых приехал погостить князь Андрей Болконский, которому попросту нужен отдых. В первой картине автор знакомит нас с обстоятельствами, при которых князь влюбляется в Наташу Ростову. Болконский слышит, как поёт девушка теплой майской ночью у себя в комнате, ее песня - олицетворение чистоты и невинности девушки. Слушая пение, князь влюбляется вслепую

Во второй картине мы знакомимся с другом Болконского - Пьером Безуховым, товарищи вместе приезжают на бал в аристократическом доме, на который помимо Наташи приглашен и царь. После того, как царь покинул мероприятие гости, словно духом воспряли и в воздухе перестала витать напряженность. Безухов предлагает Болконскому пригласить Наташу на танец, пока они танцуют, голова Пьера занята мыслями о возможном счастье с Наташей. Мысли прерывает отец девушки, который приглашает Пьера к себе.

Действия третьей картины происходят более года спустя. Наташа уже является невестой Андрея, а тот в свою очередь отъехал на год за границу. Наташа вместе с графом Ростовым приезжает к старому графу Болконскому, тот отказывается их принимать, считая, что Ростовы в подмётки не годятся их семье.

Четвертая картина описывает знакомство в салоне жены Безухова Наташи с Анатолем Курагиным, Курагин предлагает девушке ее похитить и вырвать тем самым из узла скучного семейного досуга.

Пятая картина посвящена обсуждению плана похищения девушки.

Шестая картина повествует об ожидании Наташей Анатоля, который намерен ее увезти, однако появляется Пьер, который информирует Наташу, что Анатоль женат и побег с ним принесет девушке лишь стыд.

В седьмой картине Пьер собирает дома гостей и выговаривает Курагину за его нечеловеческое отношение к Наташе, заставляет Курагина покинуть Москву. Тем временем Наполеон стягивает свои войска к российской границе.

Восьмая картина иллюстрирует привал русских войск под Бородино и начало Бородинской битвы.

Картина девятая. Описание штаб-квартиры Наполеона, уничтожение французского знамя взрывом гранаты.

В десятой картине описано стремление Кутузова уйти в полное отступление.

В одиннадцатой картине Пьер вынашивает план по убийству Бонапарта, чьи солдаты уже разгуливают по улицам Москвы. Жители начинают поджигать свои дома, Пьер оказывается в группе случайно арестованных людей. Наполеон наблюдает за горящей Москвой пораженный самоотверженностью ее жителей.

Двенадцатая картина. Князь Андрей смертельно ранен и в бреду видит Наташу и слышит ее голос, так же как и в ту майскую ночь. Но бред становится действительностью, ведь Андрей умирает у Наташи на руках.

В тринадцатой картине французы отступают к Смоленску, туда же гонят и пленных. В их числе Пьер и больной Платон Каратаев, он не может идти, и французский солдат добивает его выстрелом в упор. Русские партизаны освобождают колонну. Народ ликует и приветствует Кутузова.

Вам также будет интересно:

Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...