Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Епархиальный мужской монастырь во имя св. Иоанна Предтечи. г. Новосибирск. Оптинские старцы и их изречения Высказывания оптинских старцев на каждый день

Все Оптинские старцы были духовными руководителями мирян. Духовное руководство, окормление происходило лично и через переписку, через наставления.

Православная Церковь чтит память преподобных Оптинских старцев: Льва (+1841), Макария (+1860), Моисея (+1862), Антония (+1865), Илариона (+1873), Амвросия (+1891), Анатолия (+1894), Исаакия (+1894), Иосифа (+1911), Варсонофия (+1913), Анатолия (+1922), Нектария (+1928), Никона исповедника (+1931), Исаакия священномученика (+1938).

Преподобные старцы Оптинские окормляли всю Россию более века и продолжают наставлять нас, своих потомков, продолжают молиться за нас. Приникнем же к их наставлениям и поучениям как к воде живой и целительной.

ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ И ИХ ИЗРЕЧЕНИЯ

Преподобный Лев:

  • Берегитесь паче всего зазирать и осуждать ближних – нам есть о чем попещись: свои язвы греховные смердят, надобно о них прилежать. За других вы ответа не дадите, а за себя.
  • Кто дела свои чувствует по Бозе, тому и здесь недурно, и там хорошо.
  • Делание заповедей Господних животворит душу и даже тело твое умиротворит и утешит до обилия.

Преподобный Моисей:

  • Если кому когда милование какое-нибудь сделаете – за то помилованы будете.

Преподобный Антоний:

  • Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания, и довлеет вам.
  • Притом замечено святыми отцами, что когда человек готовится к приобщению Святых Таин или ожидает встретить какой-нибудь праздник, то всеми силами старается диавол причинить человеку досаждение и тем смутить его душу, дабы день тот проведен был не в радости о Господе, но в печали бесовской. Причины же к нападению его на нас бывают различны, но самая главная есть осуждение ближних наших, каковой грех, и кроме блуда и кроме иного искушения, оскверняет не тело точию, но и самую душу нашу.
  • Душевное спокойствие приобретается от совершенной преданности себя воле Божией, без которой ничтоже с нами бысть, еже бысть. И если бы муж ваш действительно был не хорош, то спросите себя по совести пред Богом: «Да стою ли я, грешная, хорошего и доброго мужа?» И совесть ваша непременно скажет, что ты совершенно хорошего не стоишь, и тогда во смирении сердца, с покорностию воле Божией, будете от души любить его и находить много хорошего, чего доселе не видали.

Преподобный Макарий:

  • Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость, который доволен заменить и прочие.
  • Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя бы казалось быть и неправильным оскорбление, а считать его орудием Промысла Божия, посланного нам показать наше устроение.
  • И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к наказанию, или к испытанию и исправлению.

Преподобный Иларион:

  • Ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою.
  • Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия.

Преподобный Амвросий:

  • Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви.
  • Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы как заляжем на землю – и встать не можем.
  • Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится: это и есть жить проще.
  • Напрошенный крест трудно нести, а лучше в простоте предаться воле Божией.
  • Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с Божией помощью человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собой и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление.
  • Пред судом Божиим имеют значение не характеры, а направление воли. Знайте, что характеры имеют значение только на суде человеческом и потому или похваляются, или порицаются; но на суде Божием характеры, как природные свойства, ни одобряются, ни порицаются. Господь взирает на благое намерение и понуждение к добру и ценит сопротивление страстям, хотя бы человек иногда от немощи и побеждался чем. И опять, судит нерадение о сем Един, ведый тайная сердца и совесть человека, и естественную его силу к добру, и окружающие его обстоятельства.

Преподобный Иосиф:

  • Если видишь погрешность ближнего, которую ты бы хотел исправить, если она нарушает твой душевный покой и раздражает тебя, то и ты погрешаешь и, следовательно, не исправишь погрешности погрешностью – она исправляется кротостью.
  • А нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое в тишине, то так сразу и валится.
  • Как устроились обстоятельства, так и должно жить, потому что окружающие нас обстоятельства устрояются не просто случайно, как думают многие современные нам новомодные умники, а всё делается с нами Промыслом Божиим, непрестанно пекущимся о нашем душевном спасении.
  • Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начинаем роптать.
  • Имей, что нужно и необходимо, а лишнего не собирай, а если не будешь иметь да будешь скорбеть, то что толку? – лучше держись середины.
  • Сильнее всего в человеке действует противоречие. По своему желанию человек иногда и трудное что сделает, а скажи ему легкое что сделать, то сейчас же расстроится. А надо слушаться.
  • Как не должно искать чести, так не должно и отказываться от нее живущим в обществе для пользы других. Налагаемая честь есть также от Бога.
  • Каждому тот поступок ближнего кажется великим, который обличает его самого в чем-нибудь.

Преподобный Анатолий (Зерцалов):

  • Смиримся, и Господь покроет, и будем святы. А пока не смиримся и не умилостивим Бога – хоть лоб об пол поклонами разбей, страсти не умалятся.
  • Всё терпи – будешь и сама мирна, и другим доставишь мир! А начнешь считаться – мир потеряешь, а с ним и спасение.
  • Сказываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть.
  • Без зимы не было бы весны, без весны не было бы и лета. Так и в жизни духовной: немножко утешения, а затем немножко поскорбеть – и составляется так помалу путь спасения.
  • Будем принимать всё от руки Божией. Утешит – поблагодарим. И не утешит – поблагодарим.
  • Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка… и гадят.
  • Мы обязаны всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать.

Преподобный Варсонофий:

  • Верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать храм Божий.
  • Каждую душу ставит Господь в такое положение, окружает такой обстановкой, которая наиболее способствует ее преуспеянию.
  • Вся жизнь наша есть великая тайна Божия. Все обстоятельства жизни, как бы ни казались они ничтожны, имеют огромное значение. Смысл настоящей жизни мы вполне поймем в будущем веке. Как осмотрительно надо относиться к ней, а мы перелистываем нашу жизнь, как книгу, лист за листом, не отдавая себе отчета в том, что там написано. Нет случайного в жизни, всё творится по воле Создателя.
  • Нужно помнить, что Господь всех любит и обо всех печется, но если, и по человечески рассуждая, опасно дать нищему миллион, чтобы не погубить его, а 100 рублей легче могут поставить его на ноги, то тем более Всеведущий Господь лучше знает, кому что на пользу.
  • Самое трудное – молитва. Всякая добродетель от прохождения обращается в навык, а в молитве нужно понуждение до самой смерти. Ей противится наш ветхий человек, и враг особенно восстает на молящегося.
  • Мне приходится слышать жалобы на то, что мы переживаем теперь трудные времена, что теперь дана полная свобода всяким еретическим и безбожным учениям, что Церковь со всех сторон подвергается нападкам врагов и страшно за нее становится, что одолеют ее эти мутные волны неверия и ересей. Я всегда отвечаю: «Не беспокойтесь! За Церковь не бойтесь! Она не погибнет: врата адовы не одолеют ее до самого Страшного суда. За нее не бойтесь, а вот за себя бояться надо, и правда, что наше время очень трудное. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко отпасть от Христа, а тогда – гибель».

Преподобный Анатолий (Потапов):

  • Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не понимают службы! Службам надо учиться! Скучен, потому что не заботятся о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма – не был бы он скучен.
  • Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!

Преподобный Нектарий:

  • Главное – остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».
  • Нельзя требовать от мухи, чтобы она делала дело пчелы, – каждому человеку надо давать по его мерке. Нельзя всем одинаково.

Преподобный Никон:

  • Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем.
  • Не следует добиваться человеческой правды. Ищи только правды Божией.
  • Всегда помните закон духовной жизни: если смутишься каким-либо недостатком другого человека и осудишь его, впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь страдать тем же недостатком.
  • Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что Господь видит всё.

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!

Эта запись размещена в и по тегам , .

Не ищи любви в других к себе, а ищи ее в себе, не только к ближним, но и к врагам (преподобный Макарий Оптинский).

Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству (1 Ин. 3, 15)... Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению (преподобный Амвросий Оптинский).

Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему утешение (преподобный Амвросий Оптинский).

Если кого любишь, то и смиряешься перед ним. Где любовь, там и смирение, а где злоба — там гордыня. (а любить надо каждого, потому что каждый человек есть образ Божий, даже если он, т. е. образ Божий, в человеке загрязнен, он может отмыться и быть опять чистым). Прошу и желаю, чтобы между вами была любовь (преподобный Никон Оптинский).

Желающий стяжать любовь должен отвергнуть всякое злобное и немирное помышление, не говоря уже о делах и словах, должен прощать всем обиды справедливые и несправедливые (преподобный Никон Оптинский).

От ласки у людей бывают совсем иные глазки (преподобный Амвросий Оптинский).

Первые христиане любили Бога, любили каждого человека, потому что если любишь Родившего, то любишь и от Него, и каждый христианин ведь рожден от него в Таинстве крещения. Святой апостол говорил: Чадца, любите друг друга (Ср.: 1 Ин. 3, 18—19), смиряйтесь, смиряйтесь.

Любовь не точию более нашей молитвы, но и выше всех жертвоприношений... (преподобный Антоний Оптинский).

Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на его пороки. Нельзя холодностью отстранять от себя людей (преподобный Никон Оптинский).

Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому дьявол мешать не может, а где — только по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим [способом] (преподобный Амвросий Оптинский).

Если будешь принимать людей Бога ради, то, поверь, все будут к тебе хороши (преподобный Амвросий Оптинский).

Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь. А главное, когда заметишь, что погрешила против любви, сейчас же исповедуй это старцу. Это может быть иногда от дурного сердца, а иногда и от врага. Сама ты не можешь этого разобрать, а когда исповедуешь, враг и отойдет (преподобный Амвросий Оптинский).

Тебя не любят — ты люби их, то, что тебя не любят, не от тебя зависит, а их любить состоит в твоей воле и есть твоя обязанность, ибо Господь заповедал: любить не любящих нас, но врагов (Мф. 5, 44), а когда в нас этого нет, то и кольми паче должны мы смиряться и прогонять гордость и молиться о сем Господу.

(преподобный Макарий Оптинский).

Молитва Оптинских старцев

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.

На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

Православныя веры светильницы,
монашества непоколебимии столпи,
земли Российския утешителие,
преподобные старцы Оптинстии,
любовь Христову стяжавши и душу
свою за чада полагавшии…

  • Если кому когда милование какое-нибудь сделаете – за то помилованы будете.

:
  • Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания, и довлеет вам.
  • Притом замечено святыми отцами, что когда человек готовится к приобщению Святых Таин или ожидает встретить какой-нибудь праздник, то всеми силами старается диавол причинить человеку досаждение и тем смутить его душу, дабы день тот проведен был не в радости о Господе, но в печали бесовской. Причины же к нападению его на нас бывают различны, но самая главная есть осуждение ближних наших, каковой грех, и кроме блуда и кроме иного искушения, оскверняет не тело точию, но и самую душу нашу.
  • Душевное спокойствие приобретается от совершенной преданности себя воле Божией, без которой ничтоже с нами бысть, еже бысть. И если бы муж ваш действительно был не хорош, то спросите себя по совести пред Богом: «Да стою ли я, грешная, хорошего и доброго мужа?» И совесть ваша непременно скажет, что ты совершенно хорошего не стоишь, и тогда во смирении сердца, с покорностию воле Божией, будете от души любить его и находить много хорошего, чего доселе не видали.

:
  • Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость, который доволен заменить и прочие.
  • Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя бы казалось быть и неправильным оскорбление, а считать его орудием Промысла Божия, посланного нам показать наше устроение.
  • И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к наказанию, или к испытанию и исправлению.
  • Ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою.
  • Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия.

:
  • Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви.
  • Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы как заляжем на землю – и встать не можем.
  • Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится: это и есть жить проще.
  • Напрошенный крест трудно нести, а лучше в простоте предаться воле Божией.
  • Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с Божией помощью человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собой и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление.
  • Пред судом Божиим имеют значение не характеры, а направление воли. Знайте, что характеры имеют значение только на суде человеческом и потому или похваляются, или порицаются; но на суде Божием характеры, как природные свойства, ни одобряются, ни порицаются. Господь взирает на благое намерение и понуждение к добру и ценит сопротивление страстям, хотя бы человек иногда от немощи и побеждался чем. И опять, судит нерадение о сем Един, ведый тайная сердца и совесть человека, и естественную его силу к добру, и окружающие его обстоятельства.

:
  • Если видишь погрешность ближнего, которую ты бы хотел исправить, если она нарушает твой душевный покой и раздражает тебя, то и ты погрешаешь и, следовательно, не исправишь погрешности погрешностью – она исправляется кротостью.
  • А нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое в тишине, то так сразу и валится.
  • Как устроились обстоятельства, так и должно жить, потому что окружающие нас обстоятельства устрояются не просто случайно, как думают многие современные нам новомодные умники, а всё делается с нами Промыслом Божиим, непрестанно пекущимся о нашем душевном спасении.
  • Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начинаем роптать.
  • Имей, что нужно и необходимо, а лишнего не собирай, а если не будешь иметь да будешь скорбеть, то что толку? – лучше держись середины.
  • Сильнее всего в человеке действует противоречие. По своему желанию человек иногда и трудное что сделает, а скажи ему легкое что сделать, то сейчас же расстроится. А надо слушаться.
  • Как не должно искать чести, так не должно и отказываться от нее живущим в обществе для пользы других. Налагаемая честь есть также от Бога.
  • Каждому тот поступок ближнего кажется великим, который обличает его самого в чем-нибудь.

:
  • Смиримся, и Господь покроет, и будем святы. А пока не смиримся и не умилостивим Бога – хоть лоб об пол поклонами разбей, страсти не умалятся.
  • Всё терпи – будешь и сама мирна, и другим доставишь мир! А начнешь считаться – мир потеряешь, а с ним и спасение.
  • Сказываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть.
  • Без зимы не было бы весны, без весны не было бы и лета. Так и в жизни духовной: немножко утешения, а затем немножко поскорбеть – и составляется так помалу путь спасения.
  • Будем принимать всё от руки Божией. Утешит – поблагодарим. И не утешит – поблагодарим.
  • Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка… и гадят.
  • Мы обязаны всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать.

:
  • Верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать храм Божий.
  • Каждую душу ставит Господь в такое положение, окружает такой обстановкой, которая наиболее способствует ее преуспеянию.
  • Вся жизнь наша есть великая тайна Божия. Все обстоятельства жизни, как бы ни казались они ничтожны, имеют огромное значение. Смысл настоящей жизни мы вполне поймем в будущем веке. Как осмотрительно надо относиться к ней, а мы перелистываем нашу жизнь, как книгу, лист за листом, не отдавая себе отчета в том, что там написано. Нет случайного в жизни, всё творится по воле Создателя.
  • Нужно помнить, что Господь всех любит и обо всех печется, но если, и по человечески рассуждая, опасно дать нищему миллион, чтобы не погубить его, а 100 рублей легче могут поставить его на ноги, то тем более Всеведущий Господь лучше знает, кому что на пользу.
  • Самое трудное – молитва. Всякая добродетель от прохождения обращается в навык, а в молитве нужно понуждение до самой смерти. Ей противится наш ветхий человек, и враг особенно восстает на молящегося.
  • Мне приходится слышать жалобы на то, что мы переживаем теперь трудные времена, что теперь дана полная свобода всяким еретическим и безбожным учениям, что Церковь со всех сторон подвергается нападкам врагов и страшно за нее становится, что одолеют ее эти мутные волны неверия и ересей. Я всегда отвечаю: «Не беспокойтесь! За Церковь не бойтесь! Она не погибнет: врата адовы не одолеют ее до самого Страшного суда. За нее не бойтесь, а вот за себя бояться надо, и правда, что наше время очень трудное. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко отпасть от Христа, а тогда – гибель».

:
  • Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не понимают службы! Службам надо учиться! Скучен, потому что не заботятся о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма – не был бы он скучен.
  • Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!
  • Главное – остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».
  • Нельзя требовать от мухи, чтобы она делала дело пчелы, – каждому человеку надо давать по его мерке. Нельзя всем одинаково.

:
  • Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем.
  • Не следует добиваться человеческой правды. Ищи только правды Божией.
  • Всегда помните закон духовной жизни: если смутишься каким-либо недостатком другого человека и осудишь его, впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь страдать тем же недостатком.
  • Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что Господь видит всё.

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!


Иосиф Оптинский
(Иван Ефимович Литовкин)
1837-1911


Скор-би - наш путь, бу-дем ид-ти, по-ка дой-дем до на-зна-чен-но-го нам оте-че-ства веч-но-сти, но толь-ко то го-ре, что ма-ло за-бо-тим-ся о веч-но-сти и не тер-пим и ма-ло-го упре-ка сло-вом. Мы са-ми уве-ли-чи-ва-ем свои скор-би, ко-гда на-чи-на-ем роп-тать.

Ес-ли ви-дишь по-греш-ность ближ-не-го, ко-то-рую ты бы хо-тел ис-пра-вить, ес-ли она на-ру-ша-ет твой ду-шев-ный по-кой и раз-дра-жа-ет те-бя, то и ты по-гре-ша-ешь и, сле-до-ва-тель-но, не ис-пра-вишь по-греш-но-сти по-греш-но-стью - она ис-прав-ля-ет-ся кро-то-стью.

«Ни-че-го доб-ро-го у ме-ня нет... Те-ло у ме-ня не мое, оно со-тво-ре-но Бо-гом во чре-ве ма-тер-нем. Ду-ша да-на мне от Гос-по-да. По-то-му и все спо-соб-но-сти ду-шев-ные и те-лес-ные суть да-ры Бо-жии. А моя соб-ствен-ность - толь-ко од-ни мои бес-чис-лен-ные гре-хи, ко-то-ры-ми я еже-днев-но про-гнев-ля-ла и про-гнев-ляю Ми-ло-серд-но-го Гос-по-да. Чем же мне по-сле это-го тще-сла-вить-ся и гор-дить-ся? Нечем». И при та-ких раз-мыш-ле-ни-ях мо-лит-вен-но про-си по-ми-ло-ва-ния от Гос-по-да. Во всех гре-хов-ных по-полз-но-ве-ни-ях од-но вра-чев-ство - ис-крен-нее по-ка-я-ние и сми-ре-ние.

Имей, что нуж-но и необ-хо-ди-мо, а лиш-не-го не со-би-рай, а ес-ли не бу-дешь иметь, да бу-дешь скор-беть, то что тол-ку? - луч-ше дер-жись се-ре-ди-ны. Мож-но иметь, толь-ко не при-вя-зы-вать-ся ни к че-му и быть как неиму-ще-му; та-кое устро-е-ние и бы-ло у свя-тых.


Варсонофий Оптинский
(Павел Иванович Плиханков)
1845-1913

Есть раз-ные пу-ти ко спа-се-нию. Од-них Гос-подь спа-са-ет в мо-на-сты-ре, дру-гих в ми-ру... Вез-де спа-стись мож-но, толь-ко не остав-ляй-те Спа-си-те-ля. Цеп-ляй-тесь за ри-зу Хри-сто-ву - и Хри-стос не оста-вит вас.

Го-во-ря о ми-ре, счи-таю дол-гом ска-зать, что под этим сло-вом я под-ра-зу-ме-ваю слу-же-ние стра-стям, где бы оно ни со-вер-ша-лось, мож-но и в мо-на-сты-ре жить по-мир-ски. Сте-ны и чер-ные одеж-ды са-ми по се-бе не спа-са-ют.

Вер-ный при-знак омерт-ве-ния ду-ши есть укло-не-ние от цер-ков-ных служб. Че-ло-век, ко-то-рый охла-де-ва-ет к Бо-гу, преж-де все-го на-чи-на-ет из-бе-гать хо-дить в цер-ковь, сна-ча-ла ста-ра-ет-ся прий-ти к служ-бе по-поз-же, а за-тем и со-всем пе-ре-ста-ет по-се-щать храм Бо-жий.

Каж-дую ду-шу ста-вит Гос-подь в та-кое по-ло-же-ние, окру-жа-ет та-кой об-ста-нов-кой, ко-то-рая наи-бо-лее спо-соб-ству-ет ее пре-успе-я-нию. Это и есть внеш-няя оби-тель, ис-пол-ня-ет же ду-шу по-кой ми-ра и ра-до-ва-ния - внут-рен-няя оби-тель, ко-то-рую го-то-вит Гос-подь лю-бя-щим и ищу-щим Его.

Са-мое труд-ное - мо-лит-ва. Вся-кая доб-ро-де-тель от про-хож-де-ния об-ра-ща-ет-ся в на-вык, а в мо-лит-ве нуж-но по-нуж-де-ние до са-мой смер-ти. Ей про-ти-вит-ся наш вет-хий че-ло-век, и враг осо-бен-но вос-ста-ет на мо-ля-ще-го-ся. Мо-лит-ва - вку-ше-ние смер-ти для диа-во-ла, она по-ра-жа-ет его. Да-же свя-тые, как, на-при-мер, пре-по-доб-ный Се-ра-фим, и те долж-ны бы-ли по-нуж-дать се-бя на мо-лит-ву, не го-во-ря уже о нас, греш-ных.

Посещай монастыри, особенно в праздники... чтобы отдохнуть душой.

Хотя монашеская жизнь полна скорбей и искушений, но она же несёт с собой и великие утешения, о которых мир не имеет ни малейшего понятия.


Анатолий (младший) Оптинский
(Александр Алексеевич Потапов)
1855-1922
Умер в день ареста


Гордость бывает разная. Есть гордость мирская — это мудрование, а есть гордость духовная — это самолюбие.

Наш учитель — смирение. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, а благодать Божия - это все... Там тебе и величайшая мудрость. Вот ты смирись и скажи себе: “Хотя я и песчинка земная, но и обо мне печется Господь, и да свершается надо мной воля Божия”. Вот если ты скажешь это не умом только, но и сердцем, и действительно смело, как подобает истинному христианину, положишься на Господа, с твердым намерением безропотно подчиняться воле Божией, какова бы она ни была, тогда рассеются пред тобою тучи, и выглянет солнышко и осветит тебя и согреет, и познаешь ты истинную радость от Господа, и все покажется тебе ясным и прозрачным, и перестанешь ты мучиться, и легко станет тебе на душе....

От того и трудной стала жизнь, что люди запутали её своим мудрованием, что вместо того, чтобы обращаться за помощью к Богу, стали обращаться за помощью к своему разуму да на него полагаться... Не бойся ни горя, ни страданий, ни всяких испытаний: всё это посещения Божии, тебе же на пользу...

Вот вы спрашиваете скорейший путь ко смирению. Конечно, прежде всего, следует сознать себя немощнейшим червяком, ничего не могущим сделать доброго без дара Духа Святаго от Господа нашего Иисуса Христа, подаваемого по молитве нашей и ближних наших и по Своему милосердию...

Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!

Положись на волю Господню. Перед кончиною своею будешь благодарить Бога не за радости и счастье, а за горе и страдания. Чем больше их было, тем будет легче умирать.


Нектарий Оптинский
(Николай Васильевич Тихонов)
1853-1928

Спрашиваете - каким путем идти к Богу. Идите путем смирения! Смиренным несением трудных обстоятельств жизни, смиренным терпением посылаемых Господом болезней; смиренною надеждою, что не будете оставлены Господом, скорым Помощником и Любвеобильным Отцом Небесным, смиренною молитвою о помощи свыше и об отгнании уныния и чувства безнадежия, которыми враг спасения тщится привести к отчаянию, гибельному для человека, как лишающему его благодати Божественной и удаляющему от него милосердие Божие.

Главное, остерегайтесь осуждения, как только придёт в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: "Господи, даруй ми зрети мои согрешения и не осуждати брата моего!".

Никон Оптинский
(Николай Митрофанович Беляев)
1888 - 1931

умер в ссылке


Пусть Ваше молитвенное правило будет небольшое, но исполняемое внимательно и постоянно.

Возьмем себе в образец святого, подходящего к нашему положению, и будем опираться на его пример. Все святые страдали потому, что они шли путем Спасителя, Который страдал: был гоним, поруган, оклеветан и распят. И все, идущие за Ним, неизбежно страдают. “В мире скорбны будете”. И все, желающие благочестиво жить, гонимы будут. “Когда приступаешь работать Господу, уготовь душу твою во искушение”. Чтобы легче переносить страдания, надо иметь веру крепкую, горячую любовь ко Господу, не привязываться ни к чему земному, всецело предаться воле Божией.

Если нет возможности исполнить обет послушания, некому повиноваться, надо иметь готовность все делать согласно воле Божией. Есть два вида послушания: внешнее и внутреннее.

Истинное послушание, приносящее душе великую пользу, это когда за послушание исполняешь то, что несогласно с твоим желанием, наперекор себе. Тогда Сам Господь берет тебя на Свои руки...

Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам.

“Иисусова молитва” заменит крестное знамение, если почему-либо нельзя будет возложить его.

Без крайней необходимости в праздничные дни нельзя работать. Праздником надо дорожить и чтить его. Этот день надо посвящать Богу: быть в храме, дома молиться и читать Священное Писание и творения св. отцов, делать добрые дела.

Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на пороки его. Нельзя холодностью отстранять от себя людей.

Что лучше: редко или часто приобщаться Св. Христовых Тайн? - сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя - Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять, и тоже хорошо поступил. Поступки их, хотя и противоположные, но по побуждению одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству.

Гонения и притеснения полезны нам, ибо они укрепляют веру.

Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому.

В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.

Духовный отец, как столп, только указывает путь, а идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а ученик его сам не будет двигаться, то никуда и не уйдет, а так и сгниет около этого столпа.

Всегда помните закон духовной жизни: если смутишься каким-либо недостатком другого человека и осудишь его, впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь страдать тем же недостатком.

Не прилагайте сердца к суете мирской. Особенно во время молитвы оставляйте все помыслы о житейском. После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое, незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.

Самооправдание закрывает духовные очи, и тогда человек видит не то, что есть на самом деле.

Спасение ваше и погибель ваша - в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему.

Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что Господь видит все.

Терпение есть непрерывающееся благодушие.

Надо думать, что только этот день дан в наше распоряжение. Нельзя надеятся на завтрашний день. Каждому грешнику после покаяния обещено спасение, но ни кому не обещен завтрашний день.

Прежде чем у Господа просить прощение, надобно самим простить.

Остерегайтесь шуток и неосторожных слов и не начинайте в храме говорить сами, если вы ни кем не спрошены.

Для меня не важно когда придёт антихрист, главное, чтобы совесть была чиста, надо держаться веры православной, заповеди исполнять, надо жизнь проводить нравственную, чтобы всегда быть к этому готовым. Надо пользоваться сейчас настоящим временем для исправления и покаяния.

Хлеба и зрелищ - вот это опасно!

Я вообще против Высшего образования. Редкая женщина получив высшее образование устоит в благочестии. С Высшем образованием редко люди верующими остаются, даже лица из Духовной Академии.

Постарайтесь, детки. Чтобы мои убогие труды ради спасения душ ваших не пропали даром.

Старайтесь не оставаться ни одного дня без молитвы. Если оставите молитву, то незаметно дойдёте до такого состояния, что даже при желании молиться и сильной потребности в молитве вы уже не сможите молиться. Душа захочет молиться, а сердце чёрствое и холодное и будете стоять как чурка.

Человеку свойственно согрешать и падать и от этого не должно унывать и приходить в печаль, даже если придётся согрешить. Ведь одно дело грешить безстрашно, а другое, когда мы не желаем грешить, плачем, каемся, просим прощения... но устоять не в силе и по немощам вновь согрешаем.

Врачей и лекарство создал Господь, а потому нельзя отвергать лечение.

Перед сном надо подумать как провели день и покаятся перед Господом в своих немощах.

Когда смотрим на больную, то мы не можем требовать от неё чтобы она не харкала. Вот так как на больных смотрите и на тех, кто кощунствует и поносит Церковь.

Если ты не болен и нет ни какой немощи, то и собороваться тебе не нужно, потому что в соборовании молитвы об исцелении.

Мы молимся о душевном и телесном здравии. Телесное здравие не всегда Богом даётся ибо Он знает, что нам полезней, а вот душевное здравие всегда даётся при молитве.

Если принимаете милостыню, то обязательно молитесь за этого человека.

Боязнь смерти от бесов - это они вселяют такой страх нам, чтобы мы не могли уже надеяться на милосердие Бога.
======================================== =================

33. От трудности и множества дел, а также и от недостатков не приходи в смущение, но прибегай к Господу с молитвою, и Он не оставит тебя.

34. Молитовку не оставляй. Если в церковь не можешь ходить всегда, то помаливайся почаще во внутренней клети своей - в сердце своем. Там можно молиться и во время работы. Господь да поможет тебе приучиться к сему.

35. ...Что во время молитвенное смущают вас помыслы, откуда что взять, это просто искушение от врага. Не поддавайтесь этим помыслам, тем паче что среди молитвы ничего дельного не придумаешь. Говорите себе мысленно: «Господь нам помогал и всегда будет помогать». Затем ограждайтесь крестным знамением и со вниманием творите Иисусову молитву.

36. Даруй же тебе Господь такое чувство, чтобы ты искренно сознавала себя хуже всех и молилась бы не иначе как молитвою мытаря*, а не подражала бы фарисею, молящемуся в храме: «Боже, благодарю тебя, что я несмь якоже прочии человецы... или якоже сей мытарь»**.

* Боже, милостив будь ко мне, грешному!

** См.: Лк.18:9-12.

37. Нужно молиться усерднее, как молилась жена хананеянка*. Некоторые говорят: да молимся, но молитвы-то наши не исполняются... Но вы, невзирая ни на что, продолжайте молиться, вопить, как святые апостолы молились: «Господи, спаси нас, погибаем»** или как слепец***. Молится надменный фараон, и услышан... Кольми паче услышан будет молящийся христианин. Не унывайте, а продолжайте молиться.

* Мф. 15:22-28.

** См.: Лк. 8:24.

*** См.: Лк.18:З5-43.

38. Не следует набирать много правил, а должно все делать по силам. И Бог ничего не требует от нас сверх наших сил. Определи себе посильное правило и держись его всегда. Хотя бы то правило было короткое, только старайся совершать его со вниманием.

39. Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога. Мы же должны молиться молитвою, какою можем, а за самопонуждение Бог даст и умиление в свое время, когда Ему благоугодно будет.

40. На языке, говоришь, молитва, а на уме Бог весть что, и потому думаешь, не оставить ли в таком случае молитву. - Нет, не оставляй. Лучше сухим хлебом питаться, нежели оставаться совсем без хлеба.

41. Кто не считает себя грешным, от того Господь и молитвы не приемлет.

42. Правило молитвенное старайся не опускать, а то можно в нерадение придти.

43. ...По болезни в случае нужды можно совершать правило (молитвенное) и без поклонов, даже сидя и хоть и лежа. Проговаривай только молитвы со вниманием и усердием.

44. Понуждай себя чаще творить молитву, вот и приучишься.

45. Без молитвы спать не надо ложиться.

46. Будем же молиться: «Господи, помилуй, Господи, даруй ми смирение и кротость и, имиже веси судьбами, спаси меня, Господи». И Господь по милости Своей помилует и спасет нас всех Своею благодатию.

47. Почаще старайся молитву Иисусову творить, с ней веселее будет работать.

48. Молись сам, как можешь и умеешь, только молись!

Покаяние

49. Господь не ищет от нас безгрешия, а ищет от нас покаяния с сознанием своей греховности и с самоукорением.

50. Каяться не ленись. Если бы и десять раз на день пришлось каяться, все кайся, ибо сказано: «В чем застану, в том и сужу»*.

* Этих слов нет в Новом Завете. Однако Церковь считает их подлинными словами Христовыми. Их сохранил для христианства великий муж апостольский св. Иустин Философ в своем «Диалоге с Трифоном иудеем».

51. Каждый вечер перед сном выскажи Богу Сердцеведцу все свои погрешности, соделанные в деле, слове, в помыслах. И верь, что Бог принимает твое сердечное покаяние...

52. Надежда на милосердие Божие - плод покаяния, а где смущение и отчаяние, то там не истинное покаяние.

53. Покаяние тогда истинно, когда после него всеусиленно будешь стараться уже жить как должно. А без этого оно мало действительно, если каешься, лишь бы поговорить о грехах, а жить по-старому.

Как избавиться от грехов

54. Грех сам не войдет, если мы его не впустим...

55. Начать исправление надо иметь осмысленное твердое решение, без саможаления или себялюбия.

56. Если ты приятелей своих будешь постоянно выдавать, то они волей-неволей отстанут от тебя, - то же и с грехами: объявляй их усердно отцу твоему духовному, выдавай их с ненавистью к ним, борись с ними, и они отойдут от тебя.

57. Вначале будет трудно бороться с грехом, а потом легко будет.

58. Проси помощи Божией, помни всегда смерть свою и муку и, Бог даст, мало-помалу исправишься.

59. Когда видишь, что не исправляешься, а только прилагаешь грехи ко грехам, то надо стараться приносить в них покаяние. Спеши открывать язвы душевные пред Господом и ищи разрешения и прощения. И если по прощении паки в то же впал, паки прибегай к покаянию, - и так до конца. И Бог, видя твой труд, твое покаяние, не оставит тебя без Своей помощи и милости.

60. Надо иметь страх Божий и помнить, что не утаится от Бога ни един помысл, и надо понуждать себя чаще творить молитву Иисусову.

61. Если люди будут укорять, то это ничего, только надо переносить с терпением и не обижаться на людей, а просить прощения. Чрез это и исправишься.

62. Без искушения и без греха нельзя прожить, но надо каяться, и Господь простит.

63. В чем совесть укоряет, от того надо охраняться, как от огня.

Борьба со страстями

64. От одних грехов нам бывает тяжело, а когда от них будем избавляться, то не только получим облегчение в текущей жизни, но и еще надежда на милость Божию возвеселит наши души.

65. От страстей терпением и трудом излечиваются, а наипаче помощью Божией, которая ниспосылается смиренным. Но помнить надо, что не вдруг страсти исторгаются, но требуется на это труд и время, и поэтому не надо смущаться при восстании в нас страстей, но молиться, приносить покаяние Богу, просить помощи и более всего смиряться.

66. Нельзя сразу измениться к лучшему, а потому и смущаться на свое духовное несовершенство не следует. По пословице: «В мутной воде рыбу ловят» - и враг нападает на неразумных смущением, чтобы легче уловлять их в свою волю.

67. ...Не усилия наши, не труды, не время избавляют нас от страстей, а благодать Божия, которая ниспосылается только смиренным. Сие всегда помни и никогда не полагайся на себя, хотя бы и много лет не тревожила тебя страсть, ибо и чудотворцы, и великие постники были побеждаемы и низвергаемы страстью. Но всегда между страхом и надеждой провождай свое жительство, призывая на помощь Господа и смиряя себя всячески.

68. Что страсти не отступают, то сие по смотрению Божию. ...Страсти и падения смиряют человека, приводят его в сокрушение сердечное и тем привлекают ему Божие милосердие. Конечно, надо всеми силами бегать и удаляться греха, ибо если мы будем сами по своему нерадению впадать в грехи, то заслужим только большее осуждение. А в случающихся невольно или по нашей немощи да будем очищаться покаянием.

69. От рассеянности и празднословия воздерживайся трудом с молитвою Иисусовой, а от уныния спасайся плачем о грехах.

71. За осуждение, укорение, злопамятность и за гордость никто не будет наследником Царствия Божия. Если не исправится таковой, то не миновать ему геенны огненной.

72. Леность ходатайствует душе муку.

73. ...За нерадение Бог наказывает внезапной смертью.

74. ...От шуток и насмешек тоже удерживайся, а то и от них страсти восстают.

75. Воздержание чрева смиряет и язык.

76. Против блудной страсти надо быть осторожну даже до смерти...

77. Считайте себя худшими всех на свете, и с помощью Божией угаснет похотно-блудный огонь.

78. Часто размышлять нужно, какие томления смертные Христос претерпел на кресте, и тем отгонять от себя блудные помыслы.

79. Не деньги виноваты, а пристрастие к деньгам. Мало ли было царей и князей, которые жили в богатстве. Но так как они не имели пристрастия к богатству, то и оказались в лике святых... Можно жить и в крайней бедности и в то же время иметь пристрастие, или сердечную привязанность, к богатству, и чрез это одно душа может погибнуть, если человек при жизни не раскается в этом грехе.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...