Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Комплексно волновой урок казиник. Михаил Казиник: Забирать у детей детство, чтобы сообщать им кучу информации, — это преступно. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Школа, в которой ищут вечность, на уроке физики говорят о фугах Баха, геометрию изучают с помощью картин Кандинского, опоздания оправдывают фантастическими историями и очень много смеются, радуются, веселятся - это школа «Семь ключей». Успешная, знаменитая на весь мир российская школа.

Разговор с Михаилом Семёновичем Казиником, основателем и вдохновителем школы «Семь ключей», вел Алексей Семёнычев, президент Ассоциации развития семейного образования-АРСО , организатор Форума «Открой Мечту! Детские проекты от идеи до успеха» , спикер, блогер .

Комплексно-волновая школа

Алексей Семёнычев: Давайте поговорим про вашу школу «Семь ключей»? Насколько в вашей школе воплощено то, что вы хотите видеть в образовании?

Михаил Казиник: В деталях скрыто целое. Например, я приезжаю в Челябинск, где школа, в которой я принял большое участие, и не могу сказать, что это целиком моя школа. Там работает моя методика, мои уроки ассоциативного комплексно-волнового мышления.

И вот я прихожу, мне говорят: «Михаил Семенович, первый визит во 2-й «А». Они вас ждали так долго, сказали, что хотят видеть Михаила Казиника в своем классе!» Значит, сначала зайдем во 2-й «А».

Мы заходим в этот класс. И я вижу детей, которые изобретают что-то, возятся, сопят, делают, все время в какой-то работе… Один ребенок вскакивает, бежит ко мне, обнимает меня за ногу, прижался и стоит. Я чувствую, как его сердечко бьется. Я стою и не знаю, что делать. С одной стороны, оттолкнуть его тоже не хочется, а в другой стороны, я же пришел ко всем детям, а он меня «захватил» и все. И вдруг смотрю, эти маленькие обезьянки выстроились в очередь и говорят: «Максим, не будь эгоистом. Все хотят обнять Михаила Семеновича», — и начался ритуал, когда каждый подходит и обнимает меня, прижимается. Понимаете, почему? Потому что они знают, что этот дядя седовласый придумал их школу, в которой они счастливы.

Они знают, что их соседи, ровесники, которые ходят в другие школы, им завидуют, говорят: «Повезло вам. Что у вас было на уроке? - А мы искали вечность».

АС: Это первый класс?

МК : Первый, второй. «Что у вас было на уроке?». — «А мы делали аппликации, как Андерсен, и потом придумывали сказки. Это было про Данию».

Понимаете, то есть Дания возникает в контексте гения, а не сама по себе. Сама по себе она нужна будет, если вы бизнесмен — вы поедете и получите нужную информацию по бизнесу в Дании. Если вы турист, вы прочтете, наведете все необходимые справки и составите маршрут — вам будет нужна Дания как география, как история. Но если вы хотите знать дух Дании, то дух Дании — это Андерсен. Он — душа Дании. Почему он появился в этой стране? Вот самый важный вопрос, ответ на который нужно дать. Не то, что Андерсен был в Дании, а почему именно он появился в Дании. Почему Достоевский появился в России? Почему он не появился во Франции? Это очень интересно.

Поэтому моя школа комплексно-волновая. Каждое явление дает лучи: можете представить понятие, форму, идею, слово — то, что дает лучи во все науки, во все сферы. Если вы берете зерно, то это зерно как посев, как Библия, как мысль…

Зерно — это мысль… Давайте учиться формулировать лаконичные мысли.

Вот я сейчас попробую высказать мысль очень продолжительно, а вы попробуйте ее в нескольких словах переиначить. Это тяжело.

Мы работаем над риторикой. Почему? Потому что дети должны уметь словесно отличать ложь, видеть актера, который играет на них, и отличать его от человека, который действительно человечен. Поэтому мы придумываем всевозможные формы.

У нас никто не считает «1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10» — это скучно. Одному ребенку я даю задание: «Скажи «один», поскольку ты самый главный человек в классе, так, чтобы никто не смел рта открыть. Попробуй». Он собирает и пробует: «Один!». Я говорю девочке рядом: «Вот теперь ты должна сказать «два». Видишь, какой он сильный? Видишь, какой он авторитарный? Он всех забил, да? А ты ведь красивая, нежная, и вообще он к тебе неравнодушен.

Ну-ка, скажи «два» так, чтобы он тебя не побил и не спорил с тобой». Она готовится. Я говорю: «Понимаешь, для тебя сейчас судьба решается. Ты должна так сказать». Она: «Два». А третий мальчик видит, что есть уже другое мнение, он более робкий в классе, он так робко говорит: «Три». А там еще один, он торгует, он говорит: «Четыре, пять». Знаете, и так далее. То есть, даже счет — это образы, это параллельный театр.

И вот когда начинается школа, то воспитанные мною педагоги владеют совершенно другой постановкой голоса, понимаете?

Потому что нет ничего страшнее того, что мы называем лекция — монотонное произношение слов. Это ужас. Это нужно быть гением, чтобы понять, что лектор говорил в течение полутора или двух часов.

А для этого есть приемы, есть принцип остранения — странное начало урока, принцип парадокса — парадоксальное начало урока — все, что я разработал для учителей. После того, как мы с ними поработаем неделю, школу можно запускать.


Бал в честь Дня учителя в школе «Семь ключей», 2017 г.

Дети - актёры, учителя - актёры

АС: Неужели каждый учитель может освоить эту методику?

МК : Практически каждый, потому что эта методика куда более естественна, чем методика клипового сознания.

Чем в прежние, докомпьютерные, доинтернетные времена отличался учитель географии от учителя, например, истории? Тем, что у учителя географии дома полочка и написано «Методика преподавания географии в 6-м классе». У учителя истории такая же полочка — «Методика преподавания истории в 6-м классе». Тогда другого выхода не было. Тем они и отличались: у одного методика истории, у другого — методика географии.

Сегодня, если вы скажете нормальному учителю географии, что учитель истории заболел, и попросите географа прийти и поговорить о французской революции, то нормальный географ буквально в течение 40-45 минут вытащит из интернета всю информацию. Если нужно, в Вашингтонскую библиотеку залезет, если нужно — в Парижскую, скачает произведения великих французских композиторов, и готово! Он сделает это интереснее, чем учитель истории, потому что он свободен от методического, закомплексованного, больного сознания.

У меня такое когда-то еще в Советском Союзе было. Я прихожу в ресторан: гороховый суп, который я очень люблю, на второе — морковные котлеты, на третье — компот. Называется «Комплекс № 1». Во втором комплексе молочный суп, который я ненавижу, но зато второе блюдо —вкусные мясные котлеты, а не морковные. Я говорю: «Мне, пожалуйста, гороховый суп из первого». — «Нельзя, потому что у нас в комплексе». Я говорю: «Комплексы для вас, но не для меня. Я пришел к вам». Понимаете, в советские годы было трудно порой сказать простые вещи. Вот эти комплексы так и остались в школе.

Но всё дело в самой методике. Ее смысл в том, что клиповое сознание должно окончиться, потому что учитель истории, придя в класс, даже не спросил у детей: «Что у вас было передо мной, какой урок?» и «О чем вы говорили на географии?». А ведь, в принципе, они должны вместе работать, учитель истории и учитель географии. Почему?

Потому что история — это время, география — это место, а искусство и наука, культура и наука — это заполнение места и времени. Все очень просто.

Более того, ассоциативное мышление, суть Нобелевского мышления, научного мышления, культурного мышления — ассоциации, связи явлений, одного с другим.


Выборы президента школы «Семь ключей». 2017 г.

Это то, что сейчас финны осознали — подход к одному и тому же явлению с точки зрения истории, с точки зрения математики, с точки зрения физики, с точки зрения логики, с точки зрения культуры. Даже предмет у них сейчас появляется такой: «Работа в кафе», на английском языке. Они проходят принципы общения в кафе, как вы должны общаться с клиентом — устраивают настоящий театр. Я такой театр у себя в школе сделал 1000 раз, когда и дети актеры, и учителя актеры, потому что школа — это колоссальнейший, радостный, переливающийся всеми красками театр мира. Настоящий театр! «Весь мир — театр», — помните, что Шекспир сказал, — «а все мужчины, женщины, дети — в нем актеры». Я с этим согласен. Это еще и формула школы.

Школа — это не скучная зубрилка клиповой географии, клиповой физики. В моей школе учителя работают вместе. Они могут целый день вести один урок, что они, собственно, и делают у меня — урок «Дания».

Один урок на целый день

АС: А за какой срок можно научить человека вашей методике?

МК: Я встречаюсь с ними от трех полных дней до недели. В конце мы создаем первые комплексно-волновые уроки. Более того, если даже школа по какой-нибудь причине не может составить такое расписание, что 3 или 4 учителя вместе ведут однодневный урок, то сами учителя начинают понимать главный метод.

Учитель физики приходит и начинает с парадокса близнецов, начинает с рассказа о фуге Баха, потому что Эйнштейн сказал, что если бы не было фуг Баха, он бы не понял, что E = mc2. И я каждому учителю предлагаю вот такие мыслеформы, такие линии связей и понятий, бесконечного количества связей.

Но единственное, что я скажу — моя школа не конфессиональная, не религиозная. Она античная. Она не политизированная, в ней не обсуждаются политические вопросы, в ней нет государственной идеологии, потому что государство не может следовать за своими вождями и все время менять идеологию.

Поэтому есть совершенно другое, куда более глубокое явление, которое связано с чувством юмора и с панорамным видением мира.

В моей школе очень много смеются, веселятся, радуются. Самое замечательное — это задать остроумный вопрос. Самое прекрасное — это получить остроумный ответ.

Музыка и искусство занимают в ней важнейшую, колоссальную роль, и я сразу приучаю детей не к тому, что вот это — классицизм, а это — авангард. А почему люди не понимают авангард? Потому что нет непрерывности.

Я пишу об этом в своей книге «Буравчик»: Васнецов, «Царевна-лягушка». Говорю: «Ну-ка, расскажите мне». Начинают рассказывать сказку про Василису Прекрасную, всю эту историю с Василисой и так далее. Я говорю: «Так, ребята, вы мне пересказываете сказку, а у Васнецова — это не картинка в книжке, это отдельная картина, которая висит в музее. Ну-ка, смотрите внимательно. Сюжет сказки в данном случае не играет роли. Какая главная линия в картине?».

Дети смотрят и говорят: «Волнистая». Я говорю: «Точно! Волна в рукавах, волна на столе, волна в узорах, волна в горнице, волна в лебединых шеях. Смотрите, кругом волна. Даже сапоги — волновые складки — русские хромовые, красные, сафьяновые». И так далее. То есть, все волна, видите? Посмотрите. Ищите волны, ищите. Все построено на волне, потому что сказку иллюстрировать — это одно дело, а писать картину, великое произведение искусства — это другое. Васнецов все закодировал.

Теперь переворачиваем. Дальше — Кандинский. «А здесь что? Внимательно». Дети смотрят внимательно. Я говорю: «Внимательно, внимательно, внимательно». Смотрят: «А! Здесь все линии пересекают все предметы». Точно. Так и называется «Секущая линия». Теперь смотрите, что это такое? - «Это секущая, это биссектриса, это…», и начинается.

Вот что Кандинский сделал. Он здесь всю геометрию выложил, всю стереометрию.

В первой картине линии были волнистые, а здесь — секущие, пресекающие, втыкающиеся, входящие и так далее.

Теперь смотрите, где золотое сечение у Васнецова? ». - «Вот». - «А что здесь? Самая главная фигура, самая главная линия. А у Кандинского посмотрите. Так что, Васнецов договорился с Кандинским?». - «Нет». - «А почему?». - «А потому что золотое сечение — это действие, это закон, это божественная пропорция».

После этого я ставлю картину Малевича, выходит мальчишка 11-ти лет и дает такой феноменальный анализ этой картины, что взрослые теряются, потому что искусствоведы знаменитые не могут увидеть того, что увидел мальчишка.

Я им сказал:

— Вы когда-нибудь засекали, сколько времени продолжается проход человека мимо картины в музее? 3-4 секунды. Представляете, мастер думал, глубоко творил, грунтовал холст, потом создавал рисунок, исходил из каких-то главных точек, потом колорит пошел, владение маслом… Эта картина — его душа, его тайна, его смысл. Он хочет что-то более важное передать людям, чем просто изображение. Потому что изображение мы сами видим.
— Ага, понятно.
— Как вы теперь считаете, не оскорбление это для художника, когда человек 3 секунды идет мимо картины, слегка повернув голову влево или вправо?.
— Конечно.
— Давайте остановимся. Давайте попробуем сделать так, чтобы художник порадовался. Он же бессмертен. Он за нами, допустим, сейчас наблюдает, когда мы смотрим его картину. Давайте ему покажем, как мы чувствуем картину. Давайте мы ему расскажем, какой он замечательный, как мы его поняли глубоко.

Здесь много компонентов: добра, любви, игры, театральной игры и так далее.

Гений - парадоксов друг

Предлагаю другой момент детям, говорю:

— Вот, опоздал у нас один мальчишка на урок. Это хорошо или плохо — опоздать?.
— Плохо.
— Давайте это «плохо» переведем в «хорошо». Теперь я вам всем предлагаю: вы все опоздали на урок. Я вас всех прощаю при условии, что вы придумаете очень интересную историю со смыслом, с идеями, с мыслями, почему вы опоздали.

Вы себе не представляете — можно написать том! Это столько юмора, столько радости, столько веселья!

Например, одна девочка говорит: «Будильник прогремел так громко, неожиданно, что я вскочила и ударилась головой о стенку. У меня волосы стали дыбом. Мне пришлось потратить время на приведение прически в порядок, поэтому опоздала».

Другая девочка говорит: «Была такая лунная ночь, я проснулась посреди полянки далеко за городом».

Мальчик говорит: «Вы знаете, какие нынче телефоны? Они, как люди, требуют все время денег. А у меня кончились деньги, и мой телефон не прозвонил. Я ему не дал, я на смски потратил все деньги». И

ли еще одна девочка, 15-16-летняя, говорит: «Вы знаете, видит Бог, я спешила в школу, но я встретила Анну Каренину, и она как стала мне рассказывать такие ужасы про свою судьбу. Я пыталась ей помочь как-то, чтобы она не бросилась под поезд. Вот я и задержалась».

Вы себе не представляете, как начинает срабатывать фантазия детей! Взрослые сидят в зале, а мои дети на сцене.

Взрослые думают, что это все подстроено, потому что не может 11-12-13-летний ребенок сразу сочинить фантазию. Еще как может!

В моей школе может, потому что мы с самого начала знаем: гений — парадоксов друг. Мы выявляем, что такое парадоксы, как они действуют, и пытаемся практически, на уроках говорить на парадоксальном языке.

И вы знаете, получается

Разговор с Михаилом Семёновичем Казиником, основателем и вдохновителем школы «Семь ключей» вел Алексей Семёнычев, президент

Идеи выдающихся мастеров

Михаил Казиник

Михаил Казиник - искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, страстный просветитель и один из самых эрудированных людей нашего времени.

По мнению Казиника, сегодня главная цель учителя – не столько информировать, сколько вызвать у ученика жгучую потребность узнавать, исследовать. Предназначение учителя в том, чтобы, используя все накопленные культурные ценности, заложить в ученике основы духовности, которые помогут ему осознанно ориентироваться в окружающем мире.

«Что будет, если не заставить ребенка выучить урок, а вызвать его интерес?

Что будет, если сделать процесс обучения радостным и улыбчивым?»

Казиник скорее учит не тому, как воспитать гения, а тому, как его не загубить. Музыкант уверен, что гениями не становится, а рождаются. Дух детской гениальности для Михаила Казиника проявляется в целостном восприятии мира (которое и нужно сохранить), когда дорога в детский сад – это не просто пять минут по асфальту, а целое путешествие, где можно вдруг увидеть ворону, лужу или рябину, которая стояла здесь уже «сто лет», но «открылась» ребёнку только сегодня.

Методика комплексно-волнового урока

Методика комплексно-волнового урока, которую предлагает Михаил Казиник построена на развитии ассоциативного восприятия – способности, которая отличает, например, нобелевских лауреатов. В Школе будущего гуманитарные предметы объединяются в единую цепь вокруг одного «якоря» и преподносятся в творческой манере. Таким «якорем» может стать, например, яблоко: это и биология (яблоко как плод), и химия (процессы, протекающие в яблоке) и физика (Ньютон и его законы) и литература (И.Бунин и его «Антоновские яблоки»), история (появление культуры яблони в России, время Киевской Руси) и многое другое.

Здесь главное – интерес. Поэтому «побочным эффектом» является 100%-ное запоминание материала и изменение отношения к учебному процессу вообще.

Комплексно-волновые занятия в школе «7 ключей» города Челябинск

Методика комплексно-волнового урока или «Школа будущего» была использована в школе «7 ключей» г.Челябинск.

На комплексно-волновом уроке «Дождь» ученики 3 «а» класса изучали это явление природы со всех сторон: его разновидности и особенности, дождь, изображенный музыкантами, поэтами и художниками, пытались найти в дожде плохие и хорошие стороны. Ребята и сами попытались изобразить дождь – в рисунках, описать дождь в эссе, сказках, рассказах и даже стихах. Дождь изучали даже на уроках физкультуры! «Спорт в одной капле» – так звучала тема уроков физкультуры в бассейне.

«Под знаком солнца» - тема комплексно-волнового урока для второклашек, на котором ребята решали астрономические задачи, делали научные открытия и изобретения. Они учились вычислять продолжительность светового дня и «приручать» солнечных зайчиков. Ребята освоили солярные (солнечные) символы и теперь точно знают, как изобразить солнце, не рисуя его. С солнышком в музыке ребята познакомились, исполняя заклички под аккомпанемент народных инструментов, и даже смастерили свое солнышко, которое освещает теперь всю школу!

Успех команды «дети + учителя» в школе «7 ключей» был достигнут также и на комплексно-волновом уроке «Бесконечность» . Три группы 8-летних ученых 4 часа подряд искали бесконечность вокруг себя: в музыке Моцарта и Баха, в английском алфавите, в суффиксах, в полосках бумаги, лазерных указках и даже шнурках. Настоящая бесконечность была обнаружена во Вселенной, ее и нарисовали все вместе (групповая работа).

За доказательствами бесконечности движения ребята обратились к физике. Преподаватель физики, как настоящий волшебник, сначала продемонстрировал ребятам вечные двигатели, но, тут же разоблачил их. Но это не беда – ведь именно такое домашнее задание получили наши второклассники. Изобретение вечного двигателя и создание своего собственного личного созвездия – идеи для проектов. Домашнее задание получили и родители, им необходимо будет сегодня подумать о том, как, используя предметы быта, показать ребенку, что такое бесконечность.

Используемые материалы были взяты с сайта Михаила Казиника и сайта школы «7 ключей»

болонский процесс музыкальный образование

Комплексно-волновой метод как эффективное средство обучения учащихся в системе Детской музыкальной школы

Болонский процесс и музыкальное образование

Важность данной темы заключается в том, что назрела необходимость изменения самой системы обучения детей, подростков. Невозможно оценить способности ребенка только по вступительному экзамену в музыкальную школу, невозможно учить только специальности, без связи с сольфеджио, музыкальной литературой, а на уроке по хору все практически полностью забывается, несмотря на кажущуюся близость предметов. Такая разорванная школа просто исчерпала себя и сегодня не может существовать. Объем информации каждые 3 года увеличивается вдвое, возрастают темпы, с которыми ее необходимо усвоить. Невозможно сегодня представить учителя, учащегося всему, ведь все знает только Интернет, уровень информации которого весьма и весьма разношерстный.

Кроме того, в последние годы Болонский процесс все ближе «подбирается» к системе музыкального образования, которое является индивидуально-ориентированным по своей сути. Выступление ректора Московской гос.консерватории на IV Международной конференции: «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы». Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. 26 сентября 2010. Пришло время выработать свое отношение к ее введению или отказе от нее, как не отвечающей достаточно унифицированной предметной специфике музыкального образования и воспитания.

Готовя данную статью я опиралась на источники Московской государственной консерватории, в частности на доклад ректора Московской гос.консерватории А.Соколова на IV Международной конференции: «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы» (Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. 26 сентября 2010), доклад проректора по научной и творческой работе Московской государственной консерватории К.Зенкина «Традиции, перспективы и проблемы консерваторского образования в России в свете проекта Федерального закона об образовании 2013 г.», статьи и мастер-классы профессора Драматического иснститута г.Стокгольма, скрипача М.Казиника, а также ряд других источников (в основном это аудиорасшифровки докладов, размещенных Московской консерваторией в Интернете).

Ректор Московской государственной консерватории А.Соколов, будучи достаточно долго связанным с полемикой вокруг Болонской системы (в свое время он был министром по делам культуры и массовых коммуникаций РФ), детально останавливается на всех больных точках применения Болонской системы в условиях музыкального образования.

Музыкальное образование является трехуровневым (ДМШ, училище, консерватория). Как отмечает ректор МГК А.С.Соколов, двухуровневое высшее образование, будучи прямолинейно спроецированным на традиции и потребности вузов немузыкального образования порождал серьезные проблемы, понятные настоящим профессионалам. Многими была занята оборонительная позиция под лозунгом: «Не навреди!»

Болонская система призвана обеспечить свободу и мобильность образовательного процесса, выбора специальности, места обучения и образовательных дисциплин. Она рассчитана на среднестатистического студента в среднестатистической ситуации в условиях установок европейско-американской культурной традиции. (К.Зенкин)

Применение этой системы затруднительно в условиях заметно отличающихся от установленной нормы, конкретно в сфере профессионального музыкального образования. Задача музыкального образования иная чем в других областях. В системе музыкального воспитания и образования есть четкая установка на формирование целостной творческой личности, особое творческое единство практической, артистической, творческой, научно-теоретической составляющих, значимость личностных характеристик в образовательном процессе - устойчивое формирование исполнительских школ.

В последние годы музыканты-исполнители обязаны, помимо своего основного дела, писать научный музыковедческий реферат. Фактически, они лишь осваивают навыки компиляции наспех выдернутых из Интернета материалов, либо перекладывают сей подневольный труд на плечи своих научных руководителей, привлекаемых с историко-теоретического факультета. Профанация - это самый печальный итог бездумного администрирования.

Пожалуй, единственное, что мы можем взять из Болонской системы - инновационный подход к технологиям обучения, а, следовательно, и введение новых технических средств обучения учеников, студентов. Необходим институт электронной музыки, научно-учебные центры по проблемам акустики, звукорежиссуры, информационных технологий, психологии восприятия и творчества и многое другое. В Московской консерватории многое из этого уже имеется. (К.Зенкин). Консерваториям давно пора реализовывать свой университетский потенциал. Московская консерватория имеет статус профильного университета, что никоим образом не поменяло ее сути в подготовке музыкальных кадров высшего уровня профессионального музыкального мастерства. Профильные университеты необходимы. Кроме того, необходимо закрепить научную организацию в структуре консерваторий.

Музыковеды должны получать последипломное образование у своих же научных руководителей, а не в академии по переподготовке научно-педагогических кадров, значение которых в музыкальном профессионализме незначительно.

Для тех, кто желает более детально ознакомиться с докладами ректора МГК А.Соколова и проректора по научной работе МГК К.Зенкина я могу адресовать к порталу youtube.com, страничке Московской консерватории MoscowConservatory, где размещены все звучавшие доклады.

Начало осмысления комплексно-волнового метода обучения детей было связано с подготовкой доклада на тему «Методико-педагогические принципы обучения детей в ДМШ. Болонский процесс и его проекция на музыкальное образование», который я выполнила в апреле 2013 года. В нем я частично показала возможность такого подхода к обучению детей, но, рамки темы не позволили в полной мере раскрыть данный тезис. Этот метод предложен скрипачом, экспертом концерта Нобелевского комитета М.Казиником. Комплексно-волновые уроки уже проводятся в разных концах СНГ: России, Литве, Латвии. Подобная школа начата и в Болгарии, проводятся Летние мастер-школы по возможностям введения такого метода.

Когда-то школа задумывалась как система воспитания гармоничной личности. Сегодня это не так. Зачастую она формирует у учеников фрагментарное - клиповое мышление. Мы всё время отрываем одно знание от другого. И ребёнок видит мир не единой системой, а какими-то клочками.

В итоге полученная информация в голове учеников долго не задержится. Мы не учим, а мучаем наших детей!

Что, если не пытаться впихнуть в ребёнка информацию, а научить его мыслить, связывать между собой события, явления. На возможности такого подхода неоднократно акцентирует наше внимание скрипач М.Казиник.

Примером такого урока может стать урок по специальности, на котором ученик узнает, что скрипка похожа на человека по строению, струна звучит и рождается звук (звук это колебания, волна - физика), чтобы струна зазвучала - по ней надо провести смычком, предварительно покрыв волос канифолью (специально обработанная еловая или сосновая смола - химия). Скрипка является инструментом, в который мастер при изготовлении закладывает строй, выстраивая деки на определенные ноты. Качество звука зависит от того, насколько точно мы выстроим скрипку, и звучание струны попадет в резонанс с колебанием определенной конструктивной части инструмента (акустика). Все это можно сообщить ученику на паре уроков, а то и на одном. Он это легко усвоит.

Уроки парадоксального мышления запомнятся детям лучше, чем традиционные. Неплохо было бы расстаться с уверенностью, что школа должна научить всех всему. Это невозможно сделать хотя бы потому, что каждые три года объём информации в мире удваивается.

Целью статьи является показ комплексно-волнового метода как эффективного средства обучения детей в Детской музыкальной школе (да только ли в ней?), а также осмысление Болонского метода, как диктуемой системы обучения молодых специалистов, возможности его применения в системе музыкального воспитания и образования.

Мы должны задаться целью сформировать мыслящих людей! Впервые в истории мы создадим школу творческого мышления. Так мы введём детей в мир мыслящий, творческий. Прошедшие такую школу будут другими людьми. Даже если они займутся точными науками, они будут знать, что теория относительности рождается через музыку, через Баха, Моцарта.

Человек отличается от зверя только одним - у него сознание определяет бытие. И кризис рождается сначала в головах, душах, сердцах, а потом уж ударяет по карману. Лосьон для мозгов - это Моцарт, Шекспир, Пушкин.

Мы - наследники величайшей, многотысячелетней культуры, идеи, которая поднималась, обрастала, жила и формировалась. Если мы это забудем - туда нам и дорога. Если мы не бросим все силы, чтобы сделать культуру в приоритете - они обречены. Пока культура не будет выше идеологии, выше политики и выше религии - ничего не будет. В искусстве нет движения от простого к сложному, снизу вверх. Искусство, это свидетельство Вселенной, высшего разума, но не в заведениях, где о них говорят, а в духе цивилизации, человека Античности. Нам нет разницы, в каких домах жили, например, греки, мало что сохранилось до сегодняшнего дня, но их вклад в мировую культуру поистине грандиозен.

В 1980-е на экраны вышел фильм «Чучело», в нём режиссёр Ролан Быков показал модель будущего, в которое попадает Лена Бессольцева, с его заводилой Железной Кнопкой. Мы рискуем прийти именно к такому будущему, если пустить всё на самотёк. Процесс можно остановить только решительными мерами - всё поставить на культуру. Туда бросить все силы. Потому что культура - это возделывание души! И если в кризис пытаться экономить на культуре, то всё закончится катастрофой. Возделывание культуры - борьба за жизнь. Сон разума порождает чудовище. Чудовище рождается, когда разум спит.

В 2005 году М.Казиник, открывая Нобелевский концерт, сказал: «Дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок сделал первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии или физики, а с музыки, в ней скрыты все формулы, все тайны науки, все тайны бытия, через музыку постигается мир». Эйнштейна спросили, как воспринимать мир. Он сказал, что как слоеный пирог. Это очень похоже на фугу - в каждом слое свой мир, своя консистенция, свое время, тональность и т.д.

Теория относительности - формула музыкальной фуги, созданной за 200 лет до Эйнштейна. А кто знает, что сам Эйнштейн тщательно изучал произведения Баха, чтобы познать законы их строения. Вершина музыкальной полифонии - фуга. В каждом слое свое время и своя тональность.

Если перейти к Болонской системе, то понятно, что в системе музыкального воспитания ее применение крайне затруднительно. У нас другая специфика обучения - индивидуализированное взаимодействие ученика и учителя в классе по специальности или с группой учащихся 12-14 человек на уроках теоретических дисциплин.

В высшем звене после длительных споров был сохранен специалитет - базовый уровень образования в вузах культуры. Это была нелегкая победа, поскольку под напором Министерства образования и науки в решающий момент устояли только две старейшие консерватории - Петербургская и Московская. Ректоры остальных музыкальных вузов подчинились судьбе, дав согласие на безальтернативные бакалавриат и магистратуру.

При сохранении специалитета бакалавриат стал пониматься, таким образом, как зона эксперимента, определяемая самим вузом. Не выплескивая мести из своего ребенка, вуз продолжал идти путем естественной эволюции, а не предписанной революции. Такая склонность всегда была свойственна нашим наиболее авторитетным специалистам, посвятивших себя приобщению к профессии новых поколений.

Важно согласованно сыграть на опережение, предлагая идеи, которые дадут возможность упредить ошибку законотворчества, это значительно легче, чем потом тратить колоссальные силы на ее исправление.

В этой связи необходимо окинуть взором нашу традиционную систему непрерывного музыкального образования, оценив ее дальнейшую перспективу.

Начнем с фундамента - начального образования:

Известна критическая ситуация, сложившаяся с Детскими музыкальными школами, вследствие отнесения их к категории дополнительного образования, т.е фактического уравнивания ДМШ с клубами по интересам и доморощенными кружками-однодневками.

Попав под нож образовательной реформы, ДМШ перестали гарантировать выполнение важнейшей возложенной на них двуединой задачи:

1.Общее музыкальное образование школьников, хотя бы частично компенсирующее фактическое отсутствие музыкальной подготовки в общеобразовательных школах и гимназиях, иначе говоря, воспитание нашей будущей слушательской аудитории в филармонических залах.

2.Профессиональная селекция среди учащихся, выявление особоодаренных детей и индивидуальный подход к их обучению с ориентацией на дальнейшее продолжение обучения в музыкальном училище.

Сегодня самая трудная задача - отстоять статус ДМШ, обеспечив их нормальное функционирование, как в крупных городах, так и в провинции.

Подробнее А.Соколов останавливается на среднем звене. Сочетание начального и среднего музыкального образования характерно для музыкальных школ-десятилеток или 11 леток, которые, как правило, являются питомниками высших учебных заведений. Их основная задача - подготовка абитуриентов в вуз. На пути к аттестату зрелости проводится весьма строгий отбор по профессиональным критериям. Это конкурсные классы с отсевом неуспевающих учащихся. Весьма важна координация методик и учебных программ в среднем и высшем звеньях, взаимодействие педагогических кадров школы и вуза. Примером может служить недавно отметившая свое 75-тилетие ЦМШ при Московской государственной консерватории, директор которой традиционно включается в состав ученого совета консерватории. Пока это относительно стабильное звено в системе непрерывного музыкального образования.

Сложнее с училищами, часть из которых тоже является питомниками вуза, это училища при консерваториях, а часть работает автономно. Налицо фактическое неравенство училищ по обеспечиваемому уровню подготовки, по педагогическим кадрам, материальному обеспечению учебного процесса. За последние четверть века возникло довольно много новых училищ в малых городах. Им еще предстоит доказать свою профессиональную квалификацию, состоятельность, что уже достигнуто рядом старых провинциальных училищ: таких как Коломенское, Электросталь, Воронежское и другие.

Подготовленные училищами и школами-десятилетками музыканты нередко отличаются высочайшим уровнем мастерства. Это очевидное свидетельство фактического уровня подготовки в нашем среднем звене, аналога которому нет за рубежом.

Остаются нерешенными проблемы и послевузовского образования. Споры об ассистентуре-стажировке, как специфической для творческих вузов форме аспирантуры велись между Министерством культуры и Министерством образования еще в 90-е годы. Воз и ныне там.

Ситуация лишь ухудшилась. В последние годы музыканты-исполнители обязаны, помимо своего основного дела, писать научный музыковедческий реферат. Фактически, они лишь осваивают навыки компиляции наспех выдернутых из Интернета материалов, либо перекладывают сей подневольный труд на плечи своих научных руководителей, привлекаемых с историко-теоретического факультета. Профанация - это самый печальный итог бездумного администрирования. Ими будет потрачено немало сил на разработку нового положения об аспирантуре искусств давно представленного на рассмотрение в вышестоящих инстанциях. Пока глас вопиющего в пустыне не услышан.

Естественно, в дальнейшем будет осмысливаться и Болонская система, и волновая методика. Сегодня я постоянно общаюсь с автором комплексно-волнового метода М.Казиником, смотрю снятые им передачи и фильмы, постоянно смотрю видео докладов и мастер-классов российских высших учебных заведений: Московской и Санкт-Петербургской консерваторий (старейшие музыкальные вузы, имеющие стабильную, накопленную за многие годы техническую, методическую и научную базы), Российской академии музыки им.Гнесиных, мастер-классы Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории, Московского государственного университета.

(К. В. Зенкин о проблемах консерваторского образования профессор, проректор по научной и творческой работе Московской государственной консерватории). «Традиции, перспективы и проблемы консерваторского образования в России в свете проекта Федерального закона об образовании 2013 г.».Выступление на IV Международной конференции: «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы». Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. 26 сентября 2010.)

Выступление ректора Московской гос.консерватории на IV Международной конференции: «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы». Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. 26 сентября 2010.

В стране назрела необходимость пересмотра всей системы школьного образования. Нынешняя гуманитарная школа находится в состоянии цивилизационного тупика.

Школа, формирующая клиповое сознание, уже невозможна, в ней нет главного - комплексного подхода. В ней нет понимания, что изучать историю Англии отдельно от Шекспира и Мильтона, Норвегии - отдельно от Ибсена и Грига - бессмысленно. Ибо подлинная история Англии - Шекспир, а подлинная история Италии - эпоха Возрождения.

Школа клипового мышления должна уйти в небытие... как кусок географии страны, оторванный от её истории, литературы, музыки, живописи, философии... Нужна Школа нового типа - Школа будущего, где география - это место, история - это время, а искусство и мысль - наполнение.

Именно такую Школу, Школу, где все гуманитарные предметы будут связаны единой цепью, мы и хотим создать. В настоящее время автором разработана принципиально иная методика и новый тип комплексно-волнового урока, для внедрения которых необходимо обучение и воспитание учителей.


Идея такой Школы нашла горячий отклик во многих странах в форме конкретных масштабных мероприятий по внедрению Школы нового типа в систему образования. Для реализации этого проекта нужны только люди, готовые его воспринять. У педагогов Школы будущего не обязательно должно быть нынешнее педагогическое образование, ибо оно может сыграть консервативную роль. Но эти педагоги должны обладать определенной глубиной мышления и восприятия.

В России тоже есть люди готовые и способные воплотить концепцию Школы нового типа. Был проведен эксперимент в г. Выкса Нижегородской области, который не только показал великолепную работоспособность методики комплексно-волнового урока, но и вызвал интерес со стороны Института художественного образования Российской академии образования. Сегодня мы готовы сделать следующий шаг - начать внедрение методики Школы будущего в российских общеобразовательных школах.

Проект внедрения уже разработан. Мы приглашаем всех, кто хочет внести свой вклад в создание новой системы образования, принять участие в его реализации.

Международная Школа Михаила Казиника сегодня

В настоящее время Школа ведёт свою деятельность по трём основным направлениям:

1. Семинары для педагогов общеобразовательных школ, обучение учителей методике комплексно-волнового урока и внедрение идей Школы Будущего в общеобразовательные школы в масштабах страны. Сегодня Школа Будущего работает в качестве эксперимента в г. Выкса Нижегородской области, формируется в Липецке и Челябинске, и одобрена на уровне министерств образования в Болгарии и в Литве.

2. Конференции и семинары для среднего и крупного российского бизнеса, воспитание бизнесменов-меценатов и благотворителей. Для духовного возрождения России нужны современные Третьяковы и Морозовы.

3. Выездные творческие школы и мастер-классы, в как одной из форм дополнительного образования. Возраст, род занятий и образование значения не имеют. Если Вы верите в свои творческие возможности, если Вы не считаете, что Ваше обучение закончилось с последним экзаменом, если Вы хотите глубже изучить культуру разных стран и богатейшее наследие нашей страны, по-настоящему погрузиться в искусство, испытать новые озарения и потрясения от встреч с творениями гениев прошлого и настоящего - наши школы для Вас.

Мы встречаемся, чтобы объединить единомышленников, испытать радость от общения друг с другом и сделать для себя новые открытия в мире музыки и искусства.

Комплексно-волновые уроки в школе 7 ключей.

Город Челябинск.

Всё получается!!!


  • Cегодня дожди всех мастей пролились в 3 «а» классе

  • Комплексно-волновой урок «Под знаком Солнца»

  • "Волшебные звуки"

  • "Мы рисуем МУЗЫКУ"

  • Мастера символизма

  • Международный день музыки

  • Комплексно-волновой урок 2-а класса

Михаил Казиник разработал оригинальную методику комплексно-волнового урока, которая призвана восполнить недостатки ныне существующих отечественных методик, которые существуют вне связи с сокровищами мировой культуры и вне пространственно-временных контекстуальных связей.

Методика родилась по необходимости - сегодня в эпоху интернета, когда объем информации вокруг нас удваивается каждые 2-3 года, школа уже не может существовать на уровне 50-х гг прошлого века.

Старая школа была создана давать знания и готовить будущих работников для индустриального производства. Сегодня это уже не нужно. Знания легко найти в интернете, процент занятых в собственно производстве постоянно снижается благодаря техническому развитию. В ближайшем будущем появится преобладающее количество людей свободных профессий. Именно они будут определять духовный потенциал страны, степень её творческой значимости, атмосферу жизни.

Поэтому сегодня главная цель учителя - не столько информировать, сколько так выстроить урок, чтобы вызвать у ученика жгучую потребность узнавать, исследовать. Предназначение учителя в том, чтобы используя все накопленные культурные ценности, заложить в ученике основы духовности, которые помогут ему осознанно ориентироваться в окружающем мире.

Это непросто. Учителям придется преодолеть ряд стереотипов, неверие в себя. Кто-то когда-то решил, что момент передачи знаний должен быть серьезным и трудным, что перед экзаменом положено нервничать и бояться плохой оценки. О какой самореализации ребенка может идти речь? А что будет, если сделать процесс обучения радостным и улыбчивым? Если не заставить ребенка выучить урок, а вызвать его интерес?

Михаил Казиник провел такой эксперимент в г. Выкса Нижегородской области и назвал его методикой комплексно-волнового урока или Школой будущего.

Методика построена на развитии ассоциативного восприятия - способности, которая отличает, например, нобелевских лауреатов. В Школе будущего гуманитарные предметы объединяются в единую цепь вокруг одного «якоря» и преподносятся в творческой манере. Таким «якорем» может стать, например, яблоко: это и биология (яблоко как плод), и химия (процессы, протекающие в яблоке) и физика (Ньютон и его законы) и литература (И.Бунин и его «Антоновские яблоки»), история (появление культуры яблони в России, время Киевской Руси) и многое другое.

Методика не только успешно прошла испытание на экспериментальной площадке, но и вызвала большой интерес со стороны Института художественного образования Российской академии образования.

Сегодня мы готовимся к следующему этапу - внедрить комплексно-волновой урок в ежедневную практику обычных школ.

«Возможности познания остаются крайне ограниченными, если оно не поднимается выше уровня единичности и непосредственности бытия предмета, если за отдельными явлениями оно не стремится отыскать системы явлений: за отдельными людьми - общества и законов развития общественно-исторических формаций; за отдельными представителями растительного и животного мира - биологических видов и законов их эволюции; за отдельными физическими телами и химическими соединениями - материальной системы Земли в единстве ее различных уровней и т. д.». Философ В. П. Кузьмин.

Для развития творческого мышления школьников в своем авторском курсе «Слово и Дело» я использую НФТМ-ТРИЗ. Это педагогическая система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых с активным использованием теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и других приемов развития творческого мышления. Сама ТРИЗ довольно популярна в современном мире и многие крупные компании применяют ТРИЗ в своей деятельности. ТРИЗ - одна из самых сильных, на сегодняшний день, систем создания новых идей и изобретений.

Структура креативного моноурока НФТМ-ТРИЗ состоит из 6 блоков:

1. Мотивация (встреча с чудом);

3. Психологическая разгрузка

4. Головоломка (интеллектуальная разминка)

6. Резюме (итог)

Разработка урока:

Приветствие

Блок 1. Мотивация.

Задание 1. На доске написаны слова: организм, куча мусора, город, галька, урожай, симфонический оркестр. Требуется разбить на две группы по любому признаку общности объектов (кроме деления на группу природные и искусственные объекты). Обоснуйте классификацию.

Дети приходят к выводу о целостности одних объектов и «суммативности» других.

Задание 2. Послушайте отрывки из стихотворения Ф. И. Тютчева. Какую идею могли бы проиллюстрировать эти строки:

Звучит, как древле, пред тобою

Светило дня в строю планет

И предначертанной стезею,

Гремя, свершает свой полет!

И быстро, с быстротой чудесной

Кругом вратится шар земной,

Меняя тихий Свет небесный

С глубокой Ночи темнотой.

Морская хлябь гремит валами

И роет каменный свой брег,

И бездну вод с ее скалами

Земли уносит быстрый бег!

И беспрерывно бури воют

И землю с края в край метут,

И зыбь гнетут, и воздух роют,

И цепь таинственную вьют.

Выслушав догадки детей сформулировать: Различные целостные объекты вступают во взаимодействие друг с другом или Целостные объекты находятся в процессе постоянного взаимодействия друг с другом.

Задание 3. Видео отрывок сказки Г. Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка» «В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже зелёный, ну, они и думали, что и весь мир зелёный; так и должно было быть! Стручок рос, росли и горошины; они приноравливались к помещению и сидели все в ряд. Солнышко освещало и пригревало стручок, дождик поливал его, и он делался всё чище, прозрачнее; горошинам было хорошо и уютно, светло днём и темно ночью, как и следует. Они всё росли да росли и всё больше и больше думали, сидя в стручке, - что-нибудь да надо же было делать!

Век, что ли, сидеть нам тут? - говорили они. - Как бы нам не зачерстветь от такого сидения!.. А сдаётся нам, есть что-то и за нашим стручком! Уж такое у нас предчувствие!..». Что еще мы можем сказать о целостных объектах? Выслушав догадки детей сформулировать: Существуют целостные объекты внутри целостных объектов.

Как же такие целостные объекты называют одним словом? Их называют системы. Далее формулируем цель урока: изучить новую тему «Система».

Блок 2. Содержательная часть.

Задание 1. Давайте сначала сформулируем что такое система. Система - совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность. Приведите примеры систем. На основании ответов формулируются идеи: Системы есть везде. Системы могут быть естественными и искусственными. Существуют системы внутри систем.

Задание 2. Работа в малых группах (4 группы). Разработать план-схему зоопарка, классной комнаты, научно-исследовательского центра изучения животного мира, комнаты психологической разгрузки. Далее (2 группы) решить проблему: Может ли зоопарк выполнять функцию научно-исследовательского центра изучения животного мира? Может ли классная комната выполнять функцию комнаты психологической разгрузки и снятия стресса? На основании ответов формулируется идея: Невозможно изменить функцию системы без изменения самой системы.

Задание 3. Фронтально. Представьте себе, что вы оказались в открытом море в лодке, в которой ничего не было, кроме 2 метров веревки. Помощь к вам может придти только через 10 дней. Что вы будете делать, для того, чтобы выжить? Выслушать идеи детей и записать их на доске. Прочитать все предложенные варианты решения проблемы и попросить детей найти в них что-то общее, принадлежащее всем вариантам: Что общего во всех ваших решениях? За счет чего можно решить проблему? Выслушать детей и, обобщая их ответы, подчеркнуть, что возможность использования каких-то вещей в непривычной функции может оказаться ключом к решению многих проблем.

Задание 4. Работа в малых группах (4 группы). Каждой группе предоставить схему какой-то одной системы и задание, связанное с ней:

1 группа: Какие еще функции могла бы выполнять городская транспортная система и каким образом? Какие проблемы были бы решены в этом случае?

2 группа. Какие еще функции мог бы решать супермаркет? Каким образом? Какие проблемы были бы решены в этом случае?

3 группа. Какие еще функции мог бы решать искусственный водоем, расположенный в черте города? Каким образом? Какие проблемы были бы решены в этом случае?

4 группа. Какие еще функции могла бы выполнять система отопления? Каким образом? Какие проблемы были бы решены в этом случае?

Блок 3. Психологическая разгрузка. Сконструируйте модель, для того чтобы можно было проиллюстрировать устройство какой-то системы (например, земная поверхность - географическая карта). Работа детей может быть как индивидуальной, так и групповой (по выбору учителя или детей). После завершения конструирования организовать выставку работ, предоставив детям побыть в роли экскурсоводов.

Блок 4. Головоломка (интеллектуальная разминка). Перед вами тексты: паровая машина, динамика популяций, кристаллы блещут симметрией, что такое Священное писание, Солнечная система. Они описывают системы: паровая машина, популяция, кристалл, Священное писание, Солнечная система. Один известный ученый разделил системы вот так:

Как вы думаете, по какому принципу он разделил эти системы? Выслушать предположения детей и познакомить их с существующим названием - статические и динамические системы. Какие из ваших моделей представляют собой статические, а какие - динамические модели систем?

Блок 5. Содержательная часть. Существуют какие-то общие принципы организации систем. Мы рассмотри с вами два таких принципа - «симметрия» и «пропорция». Они могут быть такими принципами.

Задание 1. Симметрия. На доске повесить несколько картинок с изображением различных примеров живых и неживых систем, имеющих симметрию, ярко выраженную в наружном строении (форме). На каждом примере должна быть проведена ось симметрии. Тексты: Что такое симметрия? Виды симметрии. Посмотрите на картинки и на ваши модели систем и ответьте на вопрос: Может ли симметрия быть общим принципом организации систем? Выслушав ответы детей записать сделанное заключение: Симметрия не может быть общим принципом организации систем, законы симметрии в живых и неживых системах различны (или имеют свои особенности).

Задание 2. Пропорция. Насыпьте в стакан с водой соли столько, чтобы образовался нерастворимый остаток, а затем спросить детей: почему соль не растворилась? Выслушать догадки детей. Причина случившегося - нарушение определенных соотношений. Действительно, качество вещи, ее свойства определяются не только составом ее частей, но и их количественным соотношением. Нарушьте соотношение песка, цемента, извести и воды - и в строительный раствор потеряет вяжущую способность, станет бесполезен; измените соотношение компонентов в приготовляемой пище - и самое изысканное по составу блюдо станет отравой. Эти факты позволили одному ученому сформулировать такую гипотезу: Пропорция - один из принципов организации систем. Как вы понимаете эту гипотезу ученого?

Давайте сначала вспомним, что в математике называется пропорцией. Выслушать детей и предложить им обратиться к словарю, для того чтобы выяснить более широкое значение этого слова (не только математическое).

Подвести итог и ввести понятие «золотого сечения» или «божественной пропорции»: Итак, пропорциональность в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растения, скульптуры, здания. Вы, наверное, встречались с понятием «золотое сечение» или «божественная пропорция». Этот термин ввел Леонардо да Винчи. Слово «сечение» в этом случае означает «деление на части». Так называли математики древности и средневековья деление отрезка, при котором длина всего отрезка так относится к длине его большей части, как длина большей части к меньшей. Части «золотого сечения» составляют приблизительно 62% и 38% всего отрезка. Золотое сечение чаще всего применяется в произведениях искусства, архитектуре, однако есть данные о его присутствии и в природных системах.

Что необходимо сделать, чтобы доказать или опровергнуть гипотезу, выдвинутую ученым?

Выслушать детей, подвести итог и предложить им выполнить задания.

Задание 3. Текст «Парфенон», иллюстрация «Парфенон». Проверьте предположение о пропорции на примере поиска «золотого» сечения в различных архитектурных сооружениях.

Задание 4. Текст «Человек - существо симметричное и пропорциональное», иллюстрация «Аполлон Бельведерский». Проверьте предположение о пропорции на примере поиска «золотого сечения» в скульптурных изображениях античности.

Задание 5. Текст «Математика растений», иллюстрация «Растение». Проверьте предположение о пропорции на примере поиска «золотого сечения» у растений.

Подведение итогов. Попросите детей оценить полученные факты, как подтверждающие или опровергающие гипотезу ученого. Сформулируйте заключение: пропорции лежат в основе организации естественных и искусственных систем. Сравнить сделанный вывод с формулировкой исходной гипотезы. Сделать заключение о частичной доказанности исходной гипотезы (не было данных о социальных системах, этот вопрос требует специального рассмотрения, прежде чем можно будет сделать какое-то заключение.

Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. Пособие для учителей. - М.: Паритет-МВ, 2006.

Утёмов В. В. Технология формирования креативного мышления на основе задач открытого типа. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011. № 3. С. 51-57.

Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 2841-2845. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm . (Дата обращения 18.12.2017 г.)

Шумакова Н. Б. Междисциплинарное обучение одарённых детей в средней школе / методическое пособие по программе «Одарённый ребёнок». Часть 6 (6 год обучения, тема «Система»). - М.: УЦ «Перспектива», 2015.

Вам также будет интересно:

Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...
Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах
Овен – это, несомненно, одно из самых знаменитых зодиакальных созвездий, несмотря на то,...
Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации
Справочник представляет собой новую редакцию действующих «Правил русской орфографии и...
Внеклассное мероприятие
Слово старого речения - новой речи украшение.Горькие слова Сладких слов полезней - горькая...