В продолжение предыдущей темы, в которой рассматривались примеры решения тригонометрических функций, этот видеоурок знакомит учащихся с арккосинусом и решением уравнения cos t = a.
Рассматривается пример решения уравнения cos t =1/4 . Используя числовую окружность, находим точки с координатой х = 1/4, на графике отметим эти точки как M(t 1) и N(t 2).
На графике видно, что t 1 - это длина АМ, а t 2 - это длина AN. По-другому можно сказать, что t 1 = arccos 1/4; t 2 = - arccos 1/4. Решение уравнения t = ± arccos ¼ + 2πk.
Таким образом, arccos 1/4- это число (длина АМ), косинус которого равен 1/4. Это число принадлежит отрезку от 0 до π/2, т.е. первой четверти окружности.
Далее рассматривается решение уравнения cos t = - 1/4. По аналогии с предыдущим примером, t = ± arccos (-1/4 + 2πk. Можно сказать, чтоarccos (-1/4 - это число (длина дуги АМ), косинус которого равен - ¼ и это число принадлежит II четвертиокружности, т.е. отрезкуот π/2 до π.
Исходя из двух примеров, дается определение арккосинусу: если модуль а меньше или равен 1, то arccos а это такое число из отрезка от 0 до π, косинус которого равен а. Тогда выражение cos t = a при модуле а меньше или равно 1 может иметь вид t = ± arccos a + 2πk. Далее указаны значения t при cos t = 0; cos t = 1; cos t = - 1.
Автор приводит пример 1. Найти решение выражения arcсos. Укажем, что данное значение arcсos равно t , следовательно, cos t равен этому значению, где t принадлежит отрезку от 0 до π. Пользуясь таблицей значений, найдем, что cos t соответствует значение t =π/6. Найдем соответствующее значение косинуса, где π/6 принадлежит отрезку от 0 до π.
Разберем пример 2. Вычислить arcсos отрицательного числа. Допустим, что arcсos этого числа равен, следовательно, cos t равен этому числу, где t принадлежит отрезку от 0 до π. По таблице значений увидим, какое значение соответствует cos t, это t = 5π/6. Т.е. cos 5π/6 это минус корень из трех, деленный на два, где 5π/6 принадлежит отрезку от 0 до π.
Далее автор рассматривает теорему: для любого а, принадлежащего отрезку от минус одного до одного, действительно равенство arccos a + arccos (-a) =π.При доказательстве для определенности считаем, что а > 0, тогда - а < 0. На окружности отметим arccos a, это длина АК, и arccos (- a), это длина TС. АК = ТС, т.к. они симметричны относительно вертикального диаметра окружности ТК. Следовательно, arccos a + arccos (- а) = АК + АТ = ТС + АТ =π. Из написанного равенства можно сделать вывод, что arccos (- а) = π- arccos a, где 0 ≤ а ≤ 1.
Когда а > 0, arccos a принадлежит I четверти окружности (отмечено на рисунке), а когда а < 0, arccos a принадлежит II четверти.
Рассмотрим еще один пример. Решить выражение, где cos t равен отрицательному числу. Запишем, чему в данном случае равно t.Тогда найдем величину арккосинуса, это 3π/4. Подставим найденное значение arcсos в значение t и получим, что t = ± 3π/4+ 2πk.
Разберем решение неравенства cos t. Для решения нам необходимо на числовой окружности найти точки, в которых х равен значению косинуса. Это точки со значениями π/4 и - π/4. Как видно на рисунке, длина дуги MN это - π/4≤ t ≤π/4. Значит ответом неравенства будет - π/4 + 2πk≤ t ≤ π/4+ 2πk.
ТЕКСТОВАЯ РАСШИФРОВКА:
Арккосинус. Решение уравнения cost = a
Рассмотрим решение уравнения cost = .
Учитывая, что cos t - это абсцисса точки М(t) (эм от тэ) числовой окружности, найдем на числовой окружности точки с абсциссой
На числовой окружности отметим точки М(t 1), N(t 2) - точки пересечения прямой х= с этой окружностью.
t 1 - это длина дуги АМ, t 2 - это длина дуги АN, t 2 = - t 1.
Когда математики впервые встретились с подобной ситуацией, они ввели новый символ arccos
arccos (арккосинус одной четвертой).
Тогда t 1 = arccos; t 2 = - arccos
И тогда корни уравнения cost = можно записать двумя формулами:
t = arccos + 2πk, t = - arccos + 2πk или t = arccos + 2πk.
Что значит arccos ?
Это число
(длина дуги АМ), косинус которого равен одной четвертой и это число принадлежит первой четверти, то есть отрезку .
Теперь рассмотрим уравнение
cost = - . Аналогично решению предыдущего уравнения, запишем
t = arccos) + 2πk.
Как понимать arccos(-)? Это число
(длина дуги АМ), косинус которого равен минус одной четвертой и это число принадлежит второй четверти, то есть отрезку [; ].
Дадим определение арккосинусу:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Пусть | а | 1(модуль а меньше либо равно единице). Арккосинусом а называется такое число из отрезка , косинус которого равен а.(рис.1)
ПРИМЕР 1. Вычислить arсcos.(арккосинус корень из трех на два)
Решение. Пусть arсcos = t. Тогда cost = и t [ ; ](тэ принадлежит отрезку от нуля до пи). Вспомним значению cos соответствует
(Показать таблицу значений) Значит, t = (пи на шесть), так как cos = и . Значит, arсcos = .
arcos - это длина дуги, но длина дуги окружности это - t в определении cost
(Условно можно сказать что арккосинус это «значение угла», на который ушла точка от М от точки А, если вспомните то мы число t вводили как часть длины окружности, радиуса равного 1(одному), и тогда 2π- вся окружность равна 360°, π- половина окружности =180°, ==60°)
ПРИМЕР 2. Вычислить arсcos(- (арккосинус минус корень из трех на два).
Решение. Пусть arсcos(-) = t. Тогда cost = и t [ ; ](тэ принадлежит отрезку от нуля до пи). Значит, t = (пять пи на шесть), так как cos = - и [; ]. Итак, arсcos) = .
Докажем ТЕОРЕМУ. Для любого а [; ](а из отрезка от минус единицы до единицы) выполняется равенство arccosа+ arccos(-а) = π(сумма арккосинуса а и арккосинуса минус а равна пи).
Доказательство. Для определенности будем считать, что а 0, тогда - а 0. На числовой окружности отметим arcos а (это длина дуги АК) и
arccos(-а) (это длина дуги АТ) (смотри рис. 2)
Из доказанной теоремы следует: arcos (-а) = π - arcos а (арккосинус минус а равен разности пи и арккосинуса а), где 0 а 1(где а больше либо равно нулю и меньше либо равно единице).
Когда а > 0, считают, что arcosа принадлежит первой четверти числовой окружности.
Когда а < 0 считают, что arcosа принадлежит второй четверти числовой окружности.
ПРИМЕР 3. Решить уравнение cost = - .
Решение. Составим формулу решений: t = arccos(-)+ 2πk.
Вычислим значения арккосинуса: arccos(-) = π - arсcos = π - = .
(Согласно соотношению arccos(-) = π - arсcos arсcos , то подставив данное значение в формулу, получим, что arccos(-) =) .
Подставим найденное значение в формулу решений t = arccos(-)+ 2πk и получим значение t: t = + 2πk.
ПРИМЕР 4.Решить неравенство cost .
Решение. Мы знаем, что cost - это абсцисса точки М(t) на числовой окружности. Это значит, что нужно найти такие точки М(t) на числовой окружности, которые удовлетворяют неравенству х.
Прямая х = пересекает числовую окружность в двух точках М и N.
Неравенству х соответствуют точки открытой дуги МN. Точке М соответствует, а точке N -
- (минус пи на четыре).
Значит, ядром аналитической записи дуги МN является неравенство
T , а сама аналитическая запись дуги МN имеет вид
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПОРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК»
Методическая разработка
урока алгебры(10 класс)
Тема: «Арккосинус числа а.
Решение уравнений cos x = a»
Учитель математики,
г.Ноябрьск
2009 г Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Открытый урок по алгебре и началам анализа в 10 классе.
Тема урока: Арккосинус числа а. Решение уравнений cos x = a.
Цели урока:
- Обучающие:
а) ввести понятие арккосинуса числа а;
б) выработать навык вычисления арксинуса числа а;
в) вывести формулу корней простейших тригонометрических уравнений формулу cos x = a;
г) научить применять формулу при решении простейших тригонометрических уравнений;
д) изучить частные случай решения тригонометрических уравнений при а равном 0, -1, 1.
- Развивающие:
а) развивать умение кратко, логично, последовательно излагать мысли и суждения ;
б) развивать способность аргументировать свои утверждения;
в) развивать умения классифицировать, сравнивать, анализировать и делать выводы.
3.Воспитательные:
а) обучать навыкам планирования деятельности, работы в оптимальном темпе,
б) воспитывать умение правильно оценивать свои возможности, результаты учебной деятельности, развивать коммуникативные навыки;
в) воспитывать трудолюбие и целеустремленность.
Оборудование: компьютер, интерактивный доска, раздаточный материал, карточки по рефлексии учебной деятельности (у каждого ученика), плакат с единичной окружностью.
Запись на доске :
Каждый ученик имеет право:
- Знать больше учителя и отстаивать свои гипотезы.
Ход урока:
- Организационный момент (2 мин)
Учитель: Здравствуйте ребята.
Сегодня на уроке мы будем учиться (Слайд 1)
а) кратко, логично, последовательно излагать мысли и суждения;
б) аргументировать утверждения;
в) сравнивать, анализировать и делать выводы;
г) оценивать результаты своей учебной деятельности.
Мы помним, что каждый ученик, как всегда, имеет право:
- Высказывать свое мнение и быть услышанным;
- Самостоятельно планировать домашнюю самоподготовку;
- Знать больше учителя и отстаивать свои гипотезы (запись на доске)
2.Актуализация знаний (3-4 мин)
Устный счет (задания проецируются на интерактивный экран (Слайд 2 )
Учитель | Ученик |
Точки единичной окружности , , принадлежат какой четверти? | Точки единичной окружности , , принадлежат 1четверти? |
Косинус какого угла есть величина положительная? Вывод: Косинус острого угла есть величина положительная. | Если угол принадлежит 1 четверти |
2. Вычислить значения: cos ; cos ; cos
Учитель | Ученик |
Точки единичной окружности , , принадлежат какой четверти? | Точки единичной окружности , , принадлежат 2 четверти. |
Косинус какого угла есть величина отрицательная? Вывод: Косинус тупого угла величина отрицательная | Если угол принадлежит 2 четверти |
2.Косинус какого угла равен ; 0; ; 1; ; - ; - , если ?
3. Проверка домашней работы (3-4мин) (3 учащихся заранее готовят на доске решения уравнений с помощью единичной окружности)
1 ученик
t = +2πk , где k Z (объяснение ведется по единичной окружности)
Ответ: t = +2πk , где k Z .
2 ученик
- cos t = 1,5,
Не имеет решения т.к. -1≤а≤1
Ответ: нет решений .
- cos t = 1,
T = 2πk, где k Z.
Ответ:t = 2πk, где k Z.
3 ученик
- cos t = 0,
t = + πk, k ;
Ответ: t = + πk, k ;
- cos t = -1,
t = π + 2πk, k .
Ответ: t = π + 2πk, k .
4.Изучение нового материала (13-15 мин)
Учитель | Ученик |
Теперь решим уравнение cos t = . | на доске ведет запись на основной доске рядом с примером cos t = , все остальные учащиеся слушают (пример и единичная окружность записаны заранее) Проговаривая алгоритм решения простейшего тригонометрического уравнения, ученик решает уравнение с помощью единичной окружности. t = t 1 +2πk, t = t 2 +2πk, где k Z, т.к. t 1= - t 2, то t = ± t 1 +2πk, где k Z, |
Является ли эта запись ответом решения уравнения? | Эта запись не является ответом решения уравнения, т. к. не определены значения t 1. |
Учитель: Что это за число t 1 , пока неизвестно, ясно только то, что t 1 . Столкнувшись с такой ситуацией, математики поняли, что надо придумать способ ее описания на математическом языке. Поэтому был введен на рассмотрение новый символ arcсos а , который читается: арккосинус а .
Запишем тему сегодняшнего урока: «Арккосинус числа а. Решение уравнений cos t = a» (Слайд 3,4)
Учитель | Ученик |
Значит, вычисляя арккосинус числа а, какой нужно себе задать вопрос? | Косинус какого числа равен а? |
Применяя изученное определение, найдите значение выражения arccos (); arcсos() arcсos() (Слайд 5) | arccos () = arcсos() = arcсos() = |
Все значения а принадлежат отрезку от -1 до 0. Какой четверти принадлежат значения арккосинуса а? | Значения arccosа принадлежат отрезку от 0 до |
А как же вычислить значение arccos(–а)? Обратимся к учебнику и найдем формулу, по которой вычисляется значение arccos(–а ) (читаем и выделяем формулу). (Слайд 6) Вычислить: arccos (- ); arcсos(- ); arcсos(- ); (Слайд 6) | arccos (- )= arсcos(- ) = arсcos(- ) = |
Все значения (-а) принадлежат отрезку от -1 до 0. Какой четверти принадлежат значения arccos(–а ) ? Запишите справочный материал (слайд 6) | Значения arcсos(-а) принадлежат отрезку от до π Учащиеся записывают формулу в тетрадь. |
Закрепление и отработка понятия арккосинус числа а и алгоритма его вычисления (фронтальная работа с классом)
Вычисляем по слайду на интерактивной доске
Задание |
Найти значение выражения: (Слайд 7) а) arccos ()- arccos (- )+ + arcos1 |
б) 2arccos 0 + 3 arccos 1 – arcos (- ) (Слайд 8) |
5. Самостоятельная работа (с последующей самопроверкой) (Слайд 9)
2 человека работают у доски самостоятельно, остальные работают в тетрадях, затем проверяют правильность выполнения. Те, кто работал с дом заданием, у доски пишут на листочка, затем сдают их на проверку
Учитель | Ученик |
Вернемся к уравнению cos t = . которое решала…. Зная понятия арккосинуса, теперь мы можем записать ответ решения этого уравнения следующим образом. cos t = . t = ±arccos + 2πk , где k Z . Ответ: t = ±arccos + 2πk , где k Z Мы решили уравнение двумя способами: с помощью единичной окружности и с помощью формулы. | Записывают в тетради решение за учителем |
Итак, запишем справочный материал и выделим его решением уравнения (Слайд 10) cos t = a, где а . t = ± arcсos а + 2πk, k . Ответ: t = ± arcсos а + 2πk, k . | Записывают в тетради модель решения уравнения за учителем |
6. Закрепление изученного материала (13мин)
№ 15.5 (б,г), 15.6 (а, б).
(2 ученика работают индивидуально у доски)
1 уч.: а) cos t = ; б) cos t = - ;
2 уч: а) cos t = ; б) cos t = . (обратить внимание на этот пример, выполняя оценку числа )
Решите уравнение:
№15.5(б,г)
б) cos t = .
г) cos t = ;
15.6 (а,б)
а) cos t = 1; (обратить внимание на ответ и выделить частные случаи)
б) cos t = -
7. Подведение итогов урока (рефлексия ).(3-4мин)
(устная фронтальная работа с классом)
Учитель | Ученик |
Какие новые понятия вы изучили на уроке? | Мы узнали новое понятие арккосинус а. |
Какой новый способ решения простейших тригонометрических уравнений мы рассмотрели на уроке? | С помощью формул |
Еще раз внимательно просмотрите записанный нами справочный материал. Закройте тетради, возьмите тест на партах, каждый свой вариант и заполните пропуски. На эту работу у вас есть 3 минуты (взаимопроверка) (после 3- минут работы учащиеся меняются листочками и проверяют правильность, ответы проецируются на интерактивную доску) (черным шрифтом выделены пропущенные места теста) | Выполняют тест (Слайд 11) |
Сейчас вы определили пробелы в своих знаниях, и прошу дома на это обратить внимание. |
8.Домашнее задание (дифференцированное) (1мин) (Слайд 12)
Учител: Мы изучили учебный материал обязательного уровня и решали задания уровня В тестирования в формате ЕГЭ, в то же время вам предложено решить тригонометрические уравнения, приводимые к простейшим
§16, №15.3, 15.4,15.5(в,г), 15.6(в,г), *15.12
Предварительный просмотр:
Вычислить: а rc с os - arc с os + + а rc с os 1 =
Вычислить: 2) 2 а rc с os 0 + 3 arc с os 1 - arc с os =
Самостоятельная работа № 15.1(а,б,в), 15.2(в,г)
cos t = a , где а ϵ [-1;1] t = ± arc с os а + 2 π k, k ϵ Z Ответ: ± arc с os а + 2π k , k ϵ Z № 15.5(б), 15.6(б), 15.5(г), 15.6(а)
1 вариант 2 вариант Если а ϵ [-1;1], то arc с os а – такое число из отрезка [ 0; π ] , косинус которого равен а. если в ϵ [-1;0], то arc с os в ϵ если а ¢ [-1;1], то уравнение cos t = а решений не имеет если cos t = 1, то t = 2π k , k ϵ Z ; если а ϵ , то ar с cos а ϵ если а ϵ , то ar с cos (-а)= π- ar с cos а если cos t = 0, то t = + π k , k ϵ Z ; если а ϵ [-1;1], то уравнение cos t = а имеет решения t = ± arc с os а + 2π k , k ϵ Z
Домашнее задание §16, №15.3, 15.4, 15.5(в,г), 15.6(в,г), *15.12
спасибо за урок
Если | а | 1, то уравнение cos t = а не имеет действительных корней
Частные случаи если cos t = 1 , то t = 2 π k , k ϵ Z если cos t = -1 , то t = π + 2 π k , k ϵ Z если cos t = 0 , то t = + π k , k ϵ Z
Тип урока: постановка учебной задачи.
Цели урока:
Образовательная : систематизировать знания обучающихся о методах решения простейших тригонометрических уравнений, закрепить навыки работы с окружностью и таблицей.
Развивающая : продолжить работу над формированием творческих интеллектуальных способностей обучающихся через использование разнообразных приёмов решения тригонометрических уравнений.
Воспитательная : развить навыки коллективной умственной деятельности, взаимной поддержки и принятия точки зрения, отличной от собственной.
Ход урока
1. Ситуация успеха.
Решить уравнение: cosx=1; cosx=0; cosx= -1.
2. Ситуация, разрыва” между знанием и незнанием.
Решить уравнение: cosx=½; cosx=a.
Обсуждение.
3. Постановка учебной задачи.
Как решить уравнение данного вида?
1) Чему равна абсцисса точки единичной окружности полученная поворотом точки (1;0) вокруг начала координат на угол равный: ?
2). Чему равен: ?
Ответ:
3).Чему равно: .
Ответ:
;
;
(1) .
Слова учителя: математики назвали слова, обратно cos “ словом арккосинус (arccos). Арккосинусом числа называется такое число , косинус которого равен a:
arccosa=α,если cosα=a и 0≤α≤π.
4). Записать равенство (1) с использованием символа arccos .
5). Решить уравнения: cosx=½, cosx=α.
Ответ: x=arccos½, x=arccosa.
6). Назвать углы поворота точки (1;0) единичной окружности имеющие абсциссу равную ½.
Ответ: абсцисса равна ½ при повороте точки на угол равный π/3 и -π/3.
т.е cosx=½ при x=±arccos½
cosx=a при x=±arccosa.
7). Чему равны абсциссы точек полученных поворотом точки (1;0) на углы: π/3+2π; π/3+6π; -π/3+4π; -π/3+8π; π/3+2πn; -π/3+2πn.
Ответ: абсцисса равна ½, и cosx=½ при x=±arccos½+2πn,.
cosx=a при x=±arccosa+2πn,.
8). Вывод: уравнение cosx=a
1) имеет корни, если ≤1,
2) не имеет корней, если >1.
9). Итог урока:
a) При каких значениях а и α имеет смысл равенство arccosа=α?
б) Что называется арккосинусом числа а?
в) При каких значениях а уравнение cosx=а имеет корни?
г) Формула нахождения корней уравнения cosx=а.
Разработчик материала:
Матвеева Мария Викторовна
учитель математики
ГБОУ ШИ «Олимпийский резерв»
Программированный урок для 10 класса по теме:
Понятие арккосинуса. Уравнение вида с os х = а .
Как и при решении обычных уравнений, решение тригонометрических уравнений сводится к умению решать простейшие уравнения.
Определение: Уравнение называется тригонометрическим, если неизвестное стоит под знаком тригонометрических функций.
Простейшими тригонометрическими уравнениями являются: с os х = а, sinх = а, tgх = а.
Каждое из них имеет свою формулу для решения. Единственное, что нужно четко запомнить - это, то, что при их решении получается бесконечно много корней .
Но можно и узнать конкретные решения.
Для того чтобы научится решать первое простейшее тригонометрическое уравнение, нужно познакомиться с таким понятием, как арккосинус числа.
Следует отметить, что число , для которого рассматривается арккосинус, принадлежит промежутку [-1; 1].
Определение: Арккосинусом числа а [-1; 1] (обозначается arccos a ) называется такое число α , косинус которого равен а. То есть cos ( arccos a ) = а.
Например, arccos (-1) = π; так как cos π= -1
arccos = , так как cos =
Таким образом, арккосинус есть обратная функция к косинусу .
Выпиши в теоретическую тетрадь: определение и примеры.
На самом деле, найти значение arccos можно легко воспользовавшись до боли нам знакомой таблицей значений тригонометрических функций.
При нахождении arccos необходимо задавать себе такой вопрос, при каком значении cos равен ? И смотреть в таблицу. Ответ: «при 45° или в радианной мере ».
Следует запомнить, что значение арккосинуса принято записывать только в радианной мере . Поэтому следует запомнить соответствие градусной и радианной меры углов.
Если число, от которого необходимо найти арккосинус отрицательное, то чтобы его найти необходимо, воспользоваться формулой:
arccos (-а) = π - arccos а.
Например, arccos ( = π = .
arccos ( = π = .
Выпиши в теоретическую тетрадь: формулу и примеры.
Реши задания по учебнику с. 168 № 568 – 570.
Решение тригонометрического уравнения вида cos х = а сводится к использованию формулы:
х = ±
Эту формулу можно проиллюстрировать на рисунке 68 стр. 165 по учебнику. Откройте учебник.
На чертеже видно, что на оси косинусов отмечена точка . Прямая проведенная вертикально через эту точку, показывает, что косинус для значений I и VI четвертей совпадает.
Но как мы можем получить эти углы, когда будем поворачивать точку? Да именно в I четверти на «+» угол, а в VI четверти на «-». Отсюда и получается знак « ±». То есть со s и cos совпадают.
Выпиши в теоретическую тетрадь: формулу и рисунок из учебника с пояснениями.
Разберем решение тригонометрического уравнения на примере: со s х = х = ± (посмотреть значение по таблице) х = ± Ответ: х = ± Выпиши в теоретическую тетрадь: решение уравнения с пояснениями.Так как корней получается бесконечное количество, то в заданиях иногда просят найти конкретные значения корней, например принадлежащие промежутку , то есть I четверти или промежутку .
Эти задания очень часто встречаются в ЕГЭ. Их можно найти путем подстановки вместо n конкретных чисел (для помощи тебе выделено цветом ).
Например, рассмотрим решение нашего уравнения х = ± 1. Пусть n =0 . Тогда х = ± ± , то есть х 1 = + и х 2 = . Из этого видно, что получается 45° и - 45°. Из этих двух чисел, только одно принадлежит промежутку , то есть I четверти. Только число + . 2. Пусть n =1 . Тогда х = ± ± , то есть х 1 = + и х 2 = , х 1 = = и х 2 = =Из этого видно, что получается х 1 = 405° и х 2 = 315°. Значит, ни одно из чисел не принадлежит I четверти, то есть промежутку . Поэтому в ответ их записать нельзя.
Выпиши в теоретическую тетрадь: способ нахождения конкретных корней (принадлежащих конкретному промежутку) тригонометрического уравнения. Например 1 , решите уравнение со s х = и найдите корни, принадлежащие промежутку [ ]. Первое, что необходимо сделать это просто решить уравнение по формуле и на время забыть про промежуток. со s х = х = ± (посмотреть значение по таблице) х = ± Второе , нужно определиться с четвертью, которой должны принадлежать корни. это промежуток от 90° до 180°. Значит, это II вторая четверть. Третье, нужно подставить конкретные значения n (для помощи тебе выделено цветом ).- Пусть
n
=0.
Например 2 , решите уравнение со s х = . со s х = х = ± (посмотреть значение по таблице, но в таблице нет таких значений, поэтому вычислить значение не предоставляется возможным). Ответ: х = ± Выпиши в теоретическую тетрадь: пример 2 с пояснениями. В случае если косинус равен отрицательному числу, необходимо использовать другую формулу при решении уравнения:
х = ± ± Реши задания по учебнику: с. 169 №571, 572. Не всегда уравнения бывают такими простыми, есть уравнения разной степени сложности. Например, 3 . Решите уравнение 2со s 3х = . со s 3х = ( необходимо разделить обе части уравнения на число, которое стоит перед косинусом) 3х = ± знак деления можно записать в виде дробной черты s х = ,5 со s х = ,5 Решить такое уравнение не представляется возможным, так как значение косинуса находится в промежутке [-1; 1]. Ответ: нет решений. Выпиши в теоретическую тетрадь: примеры с пояснениями. Реши задания по учебнику: с. 169 №573.
Урок к разделу: «Тригонометрические уравнения», 10 класс
Тема урока: «Уравнение cos х = а».
Тип занятия : формирование новых знаний, умений и навыков
Цели урока:
-образовательная
рассмотреть решения простейших тригонометрических уравнений типа cosx=a.
-воспитательная
воспитывать навыки культуры труда;
-развивающие
развивать чувство ответственности и навыки самостоятельного труда и самоконтроля;
развивать логическое мышление;
вырабатывать умение классифицировать и обобщать;
развивать умение задавать вопросы.
Оборудование: интерактивная доска c мультимедийным проектором и компьютером, таблицы с формулами, презентация.
Задачи урока:
1). Учащиеся повторяют основные понятия темы.
2). Учащиеся решают уравнения типа cos х = а.
Методические приемы: прием кластера («гроздья»), прием «верите ли вы?» (на стадии вызова), «продвинутая лекция» (стадия осмысления), комментированное решение уравнений, самостоятельная работа учащихся (стадия рефлексии).
Урок был дан с использованием элементов технологии критического мышления.
Ход урока :
Вызов
I. Урок начинается с вопроса к классу: «На доске записана тема нашего урока. На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответы?»
В ходе обсуждения на доске появляется схема (кластер):
cos х = а.
П. Работа с таблицей «Верите ли Вы, что...?», («Верно ли, что …?»):
1). Уравнение cos х = а имеет бесконечно много корней;
2). cos х – абсцисса точки единичной окружности;
3). На отрезке [о;π] уравнение cos х = ½ имеет 1 корень;
4). arccos a - угол из промежутка [-π /2; π/2], косинус которого равен а (|а |≤1);
5). arccos (-а) = π - arccos а;
6). Уравнения cos х = 1; cos х = -1; cos х = 0 имеет одну серию корней?
В вопросы специально включены неверные формулировки.
Учащиеся работают в парах, заполняя графу (1) таблицы («+» - да; «‑» - нет). Затем без обсуждения на доске заполняется та же графа (1) таблицы «Верите ли Вы, что...?». Карточки с таблицей лежат на каждой парте.
Осмысление
III. «Продвинутая лекция».
Задание: учащиеся, сидящие на I варианте, следят за кластером (схемой), учащиеся, сидящие на II варианте, пишут краткий конспект лекции.
a) cos х - абсцисса точки единичной окружности, полученной поворотом точки Р 0 (1;0) на угол х вокруг начала координат.
Т. е., при а меньшем, чем -1 и большем, чем 1 , уравнение cos x = а не имеет корней. Решим уравнение cos х = 3/2. (Ответ: корней нет).
б). Решим уравнение cos x = 1/2.
π /3 + 2 π k , k є Z.
-π /3 + 2 π k , k є Z.
Ответ: ± π/3 + 2 π k , k є Z .
Уравнение cos х =1/2 имеет бесконечно много корней, но на отрезке это уравнение имеет 1 корень π /3, который называют arccos 1/2 .
Записывают: arccos 1/2 = π /3.
в) аналогично решим уравнения:
cos x = a , где |а|≤1:
arccos a
- arccos a
Ответ: x = ± arccos a + 2 π k, k є Z.
Напомним, что arccos (-a) = π - arccos a.
arccos (- а ) arccos (- а )
г). частные случаи:
1). cos x = 1 x = 2π k , k є Z . | 2). cos x = -1 x = π + 2π k , k є Z . | 3). cos x = 0 x = π/2 + π k , k є Z . |
IV. Работа в парах с кластером и таблицей «Верно ли, что...?». Четыре пары работают с кластером, остальные с таблицей (заполняется графа 2).
На работу дается 2 минуты, еще 5 минут ‑ на проверку, обсуждение и оформление на доске. При проверке таблицы (она вычерчена на доске) сопоставляются полученные знания с исходными и выделяются ярким цветом правильные ответы.
Рефлексия
V . Теперь, когда получены формулы корней тригонометрического уравнения cos х = а , учащиеся комментируют и решают на доске уравнения:
2). 3cos х/3 = 2
Самостоятельная работа учащихся:
1). 2cos 3x = -1,
2). 2cos (x + π / 3) = -1,
3). (2cos x + 1) (cos 3x -3) = 0,
4). сos 2x(2cos x + 2) = 0.
Результат выполнения самостоятельной работы проверяется.
Что я узнал нового;
Как изменились мои знания;
Что я буду с этим делать?
VI. Контрольный срез урока.
I в .: cos 2x=√2/2 II в .: cos (x/2)= √3/2.
VII. Домашнее задание
§ 33,
№№ 571-573.
ЛИТЕРАТУРА
1). Алгебра и начала анализа 10 - 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин. – М.: Просвещение, 2013.
2). Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса. М.И.Шабунин, М.В. Ткачёва, 2012.
3). Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10 класса. А.П. Ершова, В.В. Голобородько – М.:ИЛЕКСА, 2011.
4). Задачи по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. С.М.Саакян, А.М.Гольдман, Д.В. Денисов.– М.: Просвещение, 2011.
Интернет – ресурсоы:
Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/ ; http://www.edu.ru
Тестирование online: 5 - 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo
Сеть творческих учителей: http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com ,
Сайт Александра Ларина (подготовка к ЕГЭ): http://alexlarin.narod.ru/ege.html
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
сайты «Энциклопедий»: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru
сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http://uztest.ru/