Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Щи из индейки со свежей капустой

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение

Юрий соломин художественный руководитель малого театра. Юрий Соломин: Мечты сбываются у тех, кто много и честно трудится. Какова ваша позиция в этой, почти столетней Химере противостояния «белого и красного», разбросавшей нас по разные стороны баррикады.

Детство

Мальчик Юра появился на свет в семье музыкантов. Юрий имеет в роду сибирских предков, т.к. родители были родом оттуда. Мать Зинаида Ананьевна жила в Томске. Мефодий Викторович из Забайкальска. Мама Юрия имела исключительный слух, прекрасно пела. Отец владел всеми струнными инструментами. Его братом был Виталий Мефодьевич Соломин . Знаменитый актер советского кино. Все мы его помним по легендарной роли доктора Ватсона в картине «Шерлок Холмс».

Во дворце пионеров Юрий часто играл в спектаклях. В Чите юнец увидел картину «Малый театр и его мастера». Благодаря ему Юрий Мефодьевич узнает о Театральном институте имени Щепкина при малом театре. Тогда - то он и решил после окончания школы пойти в актеры в это училище.

Юрий поступил сразу же. Его преподавателем на курсе была знаменитая актриса Пашенная Вера Николаевна. После окончания училища он начинает свою актерскую карьеру в Малом театре.

Театр

Впервые Юрий Мефодьевич сыграл на сцене родного театра, когда был студентом второго курса. Он играл в спектакле «Иван Грозный» роль ремесленника. Малый театр стал Соломину родным домом. Он практически жил в его стенах. Ему предлагали роль за ролью. Были как большие, так и маленькие роли. Про это позже Соломин скажет: «Но нас уверяли тогда, что нет маленьких ролей, есть маленькие артисты. Я с этим не согласен. Есть просто и маленькие роли, и плохие роли…». Сначала молодой актер снимается в эпизодах.

Юрий Соломин на видео

Так сказать, набивал себе опыт. Чтобы его талант, игру, артистизм заметили режиссеры. Слава, конечно, приходит к Соломину. Ему предлагают основные роли в спектаклях: роль Безайса в «Когда горит сердце», он был Славой и Гришей в «Неравном бое», «Перед ужином», Миши в «Палате». Также известны многие другие работы актера.

Юрий Соломин был очень обаятельным молодым человеком. Присущие ему лиризм и юмор, делали образы ярче и запоминающимися.

Замечена прекрасная игра Соломина в классических спектаклях: «Пучина» «Живой труп». Юрий все больше и больше начинает играть драматических героев. Насколько точно он разбирался в психологии характеров. В свою профессиональную игру он показывает в пьесе «И Аз воздам», где он в роли Николая II.


В театре Соломин Юрий играет разноплановые роли. Вот он молодой джентльмен в «Веер леди Уиндермиер», потом роль Сирано в «Сирано де Бержерак». Мы помним прекрасные спектакли с его участием: «Живой труп», «Леший», «Дядя Ваня», «Лес», «Таинственный ящик», «Мольер», «Любовь Яровая», «Целина». Это всего лишь малый перечень театральных работ. Где показал себя Соломин.

Соломин с особым уважением относился к советским классикам. Особенно он относился к А.П. Чехову. Возможно, поэтому много ролей Юрий сыграл в пьесах этого великого писателя. Позже Соломина назовут «чеховским актером Малого театра». Юрий считает своей лучшей работой роль, сыгранную в пьесе «Дядя Ваня».

Юрий Соломин. Судьба человека с Борисом Корчевниковым

Юрий Мефодьевич также проявляет себя в роли режиссера постановок в театре. Его режиссерские работы: «Ревизор», Чайка», «Таинственный ящик», «Три сестры», «власть тьмы», конечно же, «Бесприданница».

Юрий Соломин в кино

Соломин пробует сниматься также в фильмах. Именно его преподаватель на курсе Пашенная ненавязчиво рекомендовала Бондарчуку рассмотреть кандидатуру Юрия Соломина на роль князя в «Войне и мир». Но, на эту роль был утвержден прекрасный Вячеслав Тихонов , который справился со своей задачей блестяще. Соломин сыграл в огромном количестве фильмов, сериалов. Были роли на телевидении. Все герои не похожи друг на друга. Разные характеры, драмы. Соломин с каждой ролью справлялся блестяще, принося в каждый образ особую индивидуальность.

После выхода в прокат фильма «Адъютант его превосходительства» Соломин становится еще более известным. Далее следуют лучшие его роли: Дмитрий Ульянов в «Сердце матери», Телегин в телефильме «Хождение по мукам», майор Звягинцев в «Блокаде», Трактирщик и Генрих Айзенштайн в телефильмах «Обыкновенное чудо» и «Летучая мышь», Владимир Александрович в картине «Свет в окне», Славин в «ТАСС уполномочен заявить…». Можно просто перечислить некоторые картины, где он сыграл главные роли: «Мелодии белой ночи», «Сны о России», «Московская сага». Каждый персонаж уникален по-своему. Его герои стали любимыми многими поколениями зрителей далеко за пределами СССР. Его знали в Германии, Японии, Чехословакии, Болгарии.


Лучшими и любимыми ролями в кино для Соломина являются фильмы «И был вечер, и было утро», где он сыграл Штубе, и «Сильные духом» персонаж Геттеля.

Благодаря работе в кино, Соломин знакомится с прекрасными режиссерами и актерами: Акирой Куросава и Оттакаром Ваврой, Михаилом Калатозовым и Марком Донским, Комаки Курихара и Жанной Моро, Мариной Влади. Многие из них стали в последствии друзьями Юрия Мефодьевича.

Юрий Соломин пробует себя в роли режиссера кинематографа. Но, признаться, знаменитый актер никогда об этом не задумывался. Он тогда не предполагал, что это. Волею судьбы Юрий стал известным режиссером. Позже его назначили художественным руководителем Театрального училища имени Щепкина.

В режиссерской работе Соломину больше всего нравится процесс, возможность помочь актеру направить, наставить его на роль.

Личная жизнь Юрия Соломина

В своей жизни Соломин стал мужем один раз и на всю жизнь. Супруга Соломина Ольга Николаевна подарила Юрию дочь Соломину Дарью Юрьевну. В свою очередь. У Дарьи есть также дочь, которую зовут Александра. Дедушка очень гордится своей внучкой. Он ее обожает. Вся семья Соломиных живет в необычайной гармонии и любви. В их домашнем хозяйстве имеются: овчарка Маклай - любимая, и не менее любимые собаки Ляля, Лушка, Яшка, и кошка Дуся. Даже в космосе его именем названа малая планета.


По настоящее время Соломин живет и работает в Москве.


Награды

Юрий Соломин за свою жизнь получил многие награды, звания. Он народный артист РСФСР, СССР, Кыргызстана. Заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл, награжден Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых, имеет ордена почета за заслуги перед Отечеством, орден Почета, орден Дружбы народов, Орден Академии искусств Японии «За вклад в мировую культуру». Премия «Человек года-2008» Русского биографического института присвоена Соломину. Премия ФСБ в номинации «Актерская работа» за создание высокохудожественных образов сотрудников органов безопасности в отечественном кинематографе так же нашла своего счастливчика в Соломине. Юрий Мефодьевич Почётный профессор МГУ, Почётный гражданин города Арсеньева.

Родился 18 июня 1935 г. в г. Чита. Родители Ю.М.Соломина имели сибирские корни. Мефодий Викторович родом из Забайкалья. Зинаида Ананьевна из Томска. Оба - прекрасные музыканты, отец свободно играл на всех струнных инструментах, у матери был хороший голос - меццо-сопрано.

Чита в те годы была городом высоких культурных традиций. С ним связаны имена Олега Лундстрема, Николая Задорнова, Константина Седых. Семья Соломиных-старших была хорошо известна в городе. Родители профессионально служили музе, работая преподавателями музыки в городском Доме пионеров и в Доме народного творчества Читы. В конце 20-х годов они отправились в Ленинград, поступили в консерваторию, где успешно учились. Однако случилось непредвиденное. В результате болезни Зинаида Ананьевна получила осложнение и оглохла на одно ухо. Из консерватории пришлось уйти, отец также оставил учебу, и они вместе вернулись в Читу.

Мефодий Викторович посвятил свою жизнь поиску музыкальных дарований в Чите, Бурятии. Среди народных талантов, честь открытия которых принадлежит ему, превосходный бас Линховоин - исполнитель партии Кончака в опере А.Бородина «Князь Игорь», в будущем - директор оперного театра Бурятии. Еще один его ученик нашел себя как высококлассный профессиональный музыкант, - Виктор Кулешов, впоследствии солист Одесского оперного театра, Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.Н.Немировича-Данченко, в настоящее время - руководитель Казачьего народного хора.

Главным достоянием Соломиных-родителей стали их сыновья, знаменитые российские актеры, народные артисты Юрий и Виталий. Творческое наследие отца и матери проявилось у старшего - Юрия -уже в школьные годы. С детских лет он участник спектаклей городского Дворца пионеров. Развитию его творческих способностей помогала и обстановка в школе. Двое учителей сыграли особую роль в выборе профессии. Учитель физики Роман Васильевич Мочалов - талантливый человек, прекрасно певший и игравший на аккордеоне. Первая учительница Ю.Соломина, Наталья Павловна Большакова опекала, пестовала своих учеников, деликатно выделяя способности Юрия. Прожив долгую жизнь, без малого век, она до конца своих дней следила за успехами своего знаменитого ученика. И Юрий Мефодьевич, приезжая в Читу, не упускал возможности повидаться с Натальей Павловной. Благодарность к школьным учителям не утратилась с годами.

Выбор профессии для человека труден всегда. Для юноши, живущего за тысячи километров от главных культурных центров, нелегок вдвойне. Судьба распорядилась так, что понятие Малый театр вошло в жизнь юного Юрия Соломина «с младых ногтей» и на всю жизнь.

Еще в Чите Юрий увидел фильм «Малый театр и его мастера», сделанный к 125-летию театра. Тогда же он узнал и о Щепкинском училище, и, после окончания школы, сразу отослал документы по адресу: Москва, Неглинная, 6.

Везет тому, кто везет. Это правило, которое впоследствии многие годы ощущал на себе Ю.М.Соломин, определило подарок судьбы - учебу в классе Веры Николаевны Пашенной, великой русской актрисы, куда он был принят в 1953 г.

Блестящий знаток традиций Малого театра, а значит устоев, правил, методов, сложившихся в театре еще в те времена, когда он был частью Императорских театров, В.Н.Пашенная стала для студента, а затем молодого актера Юрия Соломина крестной матерью. Ее опыт, школа Малого, идущая от А.П.Ленского, П.М.Садовского, А.Н.Островского, нашла в Ю.М.Соломине благодатную почву, когда актер, верный замыслу драматурга, восприняв идеи режиссера, открывает в себе черты своего героя, лепит его образ, опираясь на единый творческий ансамбль актеров, втягивая зрителя в мир спектакля.

В.Н.Пашенная дала Ю.Соломину путевку в кинематограф. Она рекомендовала режиссеру И.М.Анненскому Ю.Соломина на главную роль в фильме «Бессонная ночь» (1959 г.). Она также рекомендовала С.Бондарчуку попробовать Соломина на роль князя Болконского в «Войне и мире», роль, которую впоследствии сыграл В.Тихонов. Потом было множество ролей, более 50 фильмов и сериалов в кино и на телевидении: разноплановых, драматических, лирических, острохарактерных, комедийных, - и везде Ю.М.Соломин находил свои, присущие только ему, краски, делая каждую роль явлением. Можно просто перечислить некоторые картины, в которых он сыграл главные роли: «Адьютант его превосходительства», «Дерсу Узала», «Хождение по мукам», «Блокада», «Обыкновенное чудо», «Летучая мышь», «Сны о России», «ТАСС уполномочен заявить». Каждая из них популярна и любима несколькими поколениями зрителей в Советском Союзе, Болгарии, Чехословакии, ГДР, Японии, других странах. Своими любимыми работами сам Соломин считает роль Штубе в фильме А.Салтыкова «И был вечер, и было утро» и роль Геттеля в фильме В.Георгиева «Сильные духом».

Съемки в кино подарили Ю.М.Соломину встречи с выдающимися режиссерами и актерами. Огромной удачей для себя он считает работу и дружбу с Акирой Куросава, Оттакаром Ваврой, Михаилом Калатозовым, Марком Донским, Комаки Курихара, Жанной Моро, Мариной Влади.

В своем родном Малом театре Юрий Соломин сыграл более полусотни ролей русского и западного репертуара. Среди них - заглавные роли в спектаклях «Ревизор», «Царь Федор Иоаннович», «Пучина», «Леший», «Дядя Ваня», «Сирано де Бержерак», «Живой труп», «Чайка» и других. Особо любимыми и возможно лучшими своими театральными работами считает Войницкого в пьесе А.П.Чехова «Дядя Ваня» и роль Сирано в пьесе «Сирано де Бержерак».

С последней пьесой у Ю.М.Соломина связан любопытный эпизод с Народным артистом СССР М.И.Царевым в ту пору, когда великий мастер был художественным руководителем Малого театра.

М.И.Царев знал Юрия Соломина еще со времен театрального училища, являлся его педагогом. Но прошло более 25 лет работы Соломина в театре, когда Царев спросил: «О какой роли вы мечтаете?». Это было и вера, и надежда в актера, доказавшего свое право на выбор. Соломин ответил, что хотел бы сыграть Сирано. Через год его мечта сбылась, до этого Михаил Иванович на художественном совете предложил поставить пьесу «Сирано де Бержерак». На вопрос, кто будет ставить, ответил: «Рачик Капланян, - А кто будет играть Сирано? - сказал, - Подумаю», и вскоре назначил на роль Юрия Мефодьевича.

В памяти Ю.М.Соломина Михаил Иванович Царев остался блистательным режиссером, великим актером, человеком, подарившим ему роль-мечту. С ним Ю.Соломин может поставить двух гениев русской актерской школы - Игоря Владимировича Ильинского и Елену Николаевну Гоголеву, актеров уникального дарования, абсолютного авторитета, с которыми Соломину выпало большое счастье быть близко знакомым по театральным подмосткам и дружить в жизни.

С 1980 г. Ю.М.Соломин начал работать как режиссер. С тех пор он поставил «Лес» в Болгарии, в Малом театре: «Ревизор», «Чайка», «Лес», «Коварство и любовь», «Ревизор», «Власть тьмы», «Молодость Людовика XIV», а также несколько спектаклей в Высшем театральном училище им.М.С.Щепкина. В кино и на ТВ поставил фильмы: «Скандальное происшествие в Брикмилле» по Пристли, 3-х серийный фильм «Берег его жизни», «В начале было слово». В качестве режиссера и актера работал в Болгарии, Чехословакии, Германии, Японии. Был удостоен премии за студенческие работы в Братиславе (Словакия) и Кобе (Япония).

С 1961 г. года Ю.М.Соломин преподает в своей альма-матер - Высшем театральном училище им. М.С.Щепкина, является его профессором, постоянно ведет мастер-классы со студентами Америки, Японии, Южной Кореи.

В 1988 г. Ю.М.Соломин коллективом Государственного Академического Малого театра был избран (первым среди руководителей театра за долгую историю) его художественным руководителем, а затем назначен на эту должность решением Правительства России. За прошедшие годы ему удалось сохранить традиции театра, создать практически заново репертуар, сохранив спектаклю «Царь Федор Иоаннович» в постановке Равенских и «Вишневый сад» в постановке Ильинского, сберечь единственный в своем роде театральный симфонический оркестр, коллектив театра (более 600 человек), включая уникальную труппу, в составе которой Народная артистка СССР Э.Быстрицкая, Народные артисты России В.Бабятинский, В.Бочкарев, А.Евдокимова, В.Езепов, Ю.Каюров, В.Коняев, И.Муравьева, Л.Юдина, без малого тридцать Заслуженных артистов России, талантливая молодежь.

В 1990 г. Ю.М.Соломин был назначен на пост Министра культуры в состав первого Правительства Российской Федерации. За 2-летний период пребывания на этой должности ему удалось решить ряд важных вопросов, связанных с организацией жизни театральных коллективов, развитием детского творчества. Так, он смог подготовить и выпустить Постановление Совета Министров Российской Федерации по реорганизации деятельности театров, которое отменило целый ряд устаревших постулатов, норм и правил, мешающих творчеству режиссеров, актеров, что на определенном этапе способствовало повышению творческой активности театров страны.

Ю.М.Соломин - Народный артист СССР, Народный артист Кыргызстана, Заслуженный деятель искусств Республики Марий-Эл, лауреат Государственной премии России, лауреат премии «Золотой Овен» за выдающийся вклад в развитие отечественного кино. Он является академиком Международной Академии творчества, членом-корреспондентом Российской Академии образования. Награжден орденами Дружбы Народов, «За заслуги перед Отечеством» I, II, III и IV степени, японским орденом «За вклад в мировую культуру», Орденом Почета, орденом Русской Православной Церкви «Князя Даниила Московского», а также медалью «Слава Читы» за номером 1. Русским биографическим институтом избран «Человеком года - 1998», а затем «Человеком года - 2008» за выдающиеся заслуги в области искусства. В 2011 году награжден японским «Орденом Восходящего солнца» (золотые лучи с шейной лентой). 27 февраля 2019 года профессор Юрий Соломин удостоен звания академика Российской академии образования (отделение образования и культуры).

По роду своей деятельности Ю.М.Соломину пришлось встречаться с огромным количеством самых влиятельных и именитых людей. Среди них Королева Великобритании Елизавета II, президенты государств, главы правительств, выдающиеся ученые, деятели культуры и искусства, общественные деятели. Однако среди них выделяются несколько человек, которые в биографии Ю.М.Соломина сыграли особую роль. Они пришли к нему на помощь в трудное время, связанное с серьезной болезнью, которую удалось перебороть и, быть может, родиться заново. Особую благодарность Ю.М.Соломин связывает с именами выдающихся медиков: академиками Е.И.Чазовым, М.И.Перельманом, профессором Р.И.Акчуриным, хирургом из Киева Юрием Ганулом, докторами В.П.Мезаевым и С.В.Розановой.

Особая гордость Ю.М.Соломина - его внучка Александра, профессиональный музыкант. Дома и на даче Ю.М.Соломина окружают его животные - собаки и кошки.

1957 г. Флинс, «Макбет» В. Шекспира, режиссеры-постановщики К.А. Зубов и Е.П. Велихов

1957 г. Парень, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, режиссёр-постановщик Б.И. Равенских

1957 г. Солдат, Юхим, Безайс, «Когда горит сердце» В.П. Кина, режиссёр-постановщик А.А. Гончаров

1957 г. Мальчик, «Доходное место» А.Н. Островского, режиссёр-постановщик К.А. Зубов

1957 г. Молодой солдат, офицер, «Порт-Артур» И.Ф. Попова, А.Н. Степанова, режиссеры-постановщики К.А. Зубов и П.А. Марков

1957 г. 3-й корреспондент, «Проданная колыбельная» Х. Лакснесса, режиссёр-постановщик П.А. Марков

1957 г. Газетчик, «Пигмалион» Б. Шоу, режиссёр-постановщик И.Я. Судаков

1958 г. Дворовый парень, Митюшка, «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М. Достоевского, режиссёр-постановщик Л.А. Волков

1959 г. Джентльмен, «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея, режиссеры-постановщики И.В. Ильинский и В.И. Цыганков

1959 г. Молодой джентльмен, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда, режиссёр-постановщик В.Г. Комиссаржевский

1959 г. Юрий, «Почему улыбались звезды» А.Е. Корнейчука, режиссёр-постановщик Б.И. Равенских

1959 г. Веселый сотрудник, «Карточный домик» О.Н. Стукалова, режиссёр-постановщик Д.А. Вурос

1959 г. Тишка, «Свои люди - сочтемся» А.Н. Островского, режиссёр-постановщик Л.А. Волков

1960 г. Петр, Гость, «Иванов» А.П. Чехова, режиссёр-постановщик Б.А. Бабочкин

1960 г. Слава, «Неравный бой» В.С. Розова, режиссёр-постановщик Д.А. Вурос

1960 г. Зритель в суде, «Живой труп» Л.Н. Толстого, режиссёр-постановщик Л.А. Волков

1960 г. 2-й конвойный, «Любовь Яровая» К.А. Тренева, режиссеры-постановщики И.В. Ильинский и В.И. Цыганков

1961 г. Лопатин, «Взрыв» И. Дворецкого, режиссёр-постановщик Е.П. Велихов

1961 г. Аркадий, «Весенний гром» Д.И. Зорина, режиссёр-постановщик Б.А. Бабочкин

1962 г. Сержант, «Коллеги» В.П. Аксенова, Ю.М. Стабовой, режиссёры-постановщики Б.А. Бабочкин и В.И. Коршунов

1962 г. Танцующий, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, режиссёр-постановщик Л.В. Варпаховский

1962 г. Сесиль Грехем, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда, режиссёр-постановщик В.Г. Комиссаржевский

1962 г. Исидор, «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея, режиссеры-постановщики И.В. Ильинский и В.И. Цыганков

1962 г. Миша, «Палата» С.И. Алешина, режиссёр-постановщик Л.В. Варпаховский

1963 г. Гриша, «Перед ужином» В.С. Розова, режиссёр-постановщик В.Б. Монахов

1963 г. Федя, «Нас где-то ждут» А.Н. Арбузова, режиссёр-постановщик Е.Р. Симонов

1964 г. Пэпино, «Украли консула!» Г.Д. Мдивани, режиссёр-постановщик В.Б. Монахов

1966 г. Хлестаков, «Ревизор» Н.В. Гоголя, режиссер-постановщик И.В. Ильинский

1969 г. Ковачев, «Золотое руно» А. Гуляшки, режиссер-постановщик Г. Аврамов (Болгария)

1970 г. Валерий, «Твой дядя Миша» Г.Д. Мдивани, режиссёр-постановщик В.Б. Монахов

1973 г. Кисельников, «Пучина» А.Н. Островского, режиссёр-постановщик П.П. Васильев

1976 г. Неизвестный, «Пучина» А.Н. Островского, режиссёр-постановщик П.П. Васильев

1976 г. Иван Петрович (Ваня), «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского, режиссёр-постановщик Е.П. Велихов

1976 г. Царь Федор, «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, режиссёр Б.И. Равенских

1977 г. Михаил Яровой, «Любовь Яровая» К.А. Тренева, режиссёр-постановщик П.Н. Фоменко

1978 г. Княжко, «Берег» Ю.В. Бондарева, режиссёр-постановщик В.А. Андреев

1981 г. Ведущий, «Целина» Л.И. Брежнева, режиссеры-постановщики Б.А. Львов-Анохин и В.М. Бейлис

1983 г. Астахов, «Картина» Д.А. Гранина, режиссёр-постановщик Л.Е. Хейфец

1983 г. Сирано де Бержерак, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, режиссёр-постановщик Р. Капланян

1984 г. Хлопов, «Ревизор» Н.В. Гоголя, режиссеры-постановщики Е.Я. Весник, Ю.М. Соломин

1984 г. Протасов, «Живой труп» Л.Н. Толстого, режиссёр-постановщик В.М. Соломин

1985 г. Хлестаков, «Ревизор» Н.В. Гоголя, режиссеры-постановщики Е.Я. Весник, Ю.М. Соломин

1987 г. Крымов, «Игра» Ю.В. Бондарева, режиссёр-постановщик В.А. Андреев

1988 г. Войницкий, «Леший» А.П. Чехова, режиссёр-постановщик Б.А. Морозов

1990 г. Николай Александрович Романов, «:И аз воздам» С. Кузнецова, режиссёр-постановщик Б.А. Морозов

1993 г. Войницкий, «Дядя Ваня» А.П. Чехова, режиссёр-постановщик С.А. Соловьев

1996 г. Тригорин, «Чайка» А.П. Чехова, режиссёр-постановщик В.Н. Драгунов, художественный руководитель постановки Ю.М. Соломин

1999 г. Карп, «Лес» А.Н. Островского, режиссёр-постановщик Ю.М. Соломин

2000 г. Фамусов, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, режиссёр С.В. Женовач

2003 г. Сен-Феликс, «Таинственный ящик» П.А. Каратыгина, режиссёр-постановщик Ю.М. Соломин

2009 г. Мольер,(«Кабала святош») М.А.Булгакова, режиссер-постановщик В.Н.Драгунов

2013 г. Доменико Сориано, «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо, режиссёр-постановщик Стефано де Лука

Спектакли, поставленные на сцене Малого театра

1982 г. «Ревизор» Н.В. Гоголя (совместно с Е.Я.Весником)

1996 г. «Чайка» А.П. Чехова (художественный руководитель постановки)

1998 г. «Лес» А.Н. Островского

1998 г. «Коварство и любовь» Ф. Шиллера

2003 г. «Таинственный ящик» П.А. Каратыгина

2004 г. «Три сестры» А.П. Чехова

2006 г. «Ревизор» Н.В.Гоголя

2008 г. «Власть тьмы» Л.Н. Толстого

2012 г. «Бесприданница» А.Н.Островского (руководитель постановки)

2015 г. «Молодость Людовика XIV» А.Дюма-отца

2017 г. «Женитьба» Н.В.Гоголя

Завтра Малый театр открывает новый сезон. «Известия» встретились с художественным руководителем прославленной труппы народным артистом СССР Юрием Соломиным и расспросили его о творческих планах, отношении к современным пьесам и несостоявшихся проектах.

- Юрий Мефодьевич, каким спектаклем Малый театр откроет 262-й сезон?

Наш театр - это национальное достояние. Долгие годы у нас существует традиция - открывать сезон Островским, Гоголем или Грибоедовым. Это - классика русской драматургии. 17 лет назад на этой же исторической сцене мы представили зрителям премьеру «Горе от ума» Грибоедова. И с той поры мы каждый сезон открываем этой постановкой.

- Какие премьеры вы готовите к выпуску?

Народный артист России Вячеслав Езепов поставил «Маленькие трагедии» Пушкина, в которых еще и сыграл сам сразу три роли. А я готовлю к выпуску «Женитьбу» Гоголя.

- Расскажите поподробней о «Женитьбе».

Ну а что говорить о ребенке, который еще не родился? Я так не умею. Могу рассказать только, что заняты в нем будут наши ведущие артисты: Людмила Полякова, Борис Клюев, Ирина Муравьева, Александр Ермаков, Алексей Кудинович и много еще кто.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

- Вы будете верны традициям или удивите зрителей неожиданной интерпретацией Гоголя?

- Пьесу «Женитьба» знают все. Поэтому удивлять мы будем тем, что попытаемся показать Гоголя так, как он и задумал свое произведение. Мы как и прежде традиционны.

- Когда премьера?

В ноябре. А до этого, в октябре, выйдет «Царь Борис» по Алексею Константиновичу Толстому. В главной роли - народный артист России Валерий Афанасьев. Когда-то на исторической сцене шла вся драматическая трилогия Алексея Константиновича - «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». Этой осенью исполняется 200 лет со дня рождения писателя. И нам хотелось напомнить всем об этой большой дате.

Отметив переезд в историческое здание после ремонта, театр представил зрителю сразу две премьеры - «Таланты и поклонники» и «Король Лир». На них невозможно было достать билеты!

И мы радуемся такому вниманию зрителей. Как только историческая сцена начала работу, у нас в театре постоянно аншлаги на всех спектаклях. Осенью мы ждем зрителей на новые премьеры.

Кроме своих режиссеров, вы в этом сезоне начали работу с постановочной группой из Израиля. Почему вы пригласили зарубежных коллег?

Режиссер Илан Ронен, бывший художественный руководитель театра «Габима» из Тель-Авива, поставит трагикомедию Дюрренматта «Визит старой дамы». Почему я пригласил Илана ставить у нас? Я смотрел его спектакли и остался под большим впечатлением. Постановочная группа уже начала работать. Они приезжали во время нашего отпуска, пообщались с нашими артистами, художниками, сценографами. Сейчас в наших пошивочных цехах создают костюмы и обувь. В спектакле будет занята почти вся труппа Малого театра.

Вообще каждый сезон мы стараемся приглашать коллег из-за рубежа. С 2010 года мы сотрудничаем с режиссером из Италии Стефано ди Лука. Он поставил в Малом театре уже три спектакля: «Влюбленные», «Филумена Мортурано» и «Слуга двух господ». Пять лет назад мы сотрудничали с французским постановщиком Жоржем Лаводаном - сделали с ним пьесу «Сирано де Бержерак».

Министр культуры Владимир Мединский, побывав у вас на сборе труппы, посоветовал Малому театру ставить больше спектаклей о современной России, отметив, что и Чехов, и Островский писали о своих современниках.

- А кому не хочется ставить пьесы о современной России? Всем хочется. Но дело в том, что пьеса должна быть хорошо написана. Если бы вы каждый день читали то, что мне приносят, то попали бы в больницу. Когда появится достойная пьеса, тогда мы подумаем. А пока я люблю русскую литературу. Несколько лет назад у нас шли спектакли по Распутину, Шукшину. Я восхищен ими. А еще - Абрамовым, Беловым... Вот эта та компания из русской литературы второй половины XX века, про которую сейчас можно сказать: наши классики. Если будут такие авторы - будем ставить. Но пока второго Распутина не появилось.

Назовите мне, кто сейчас ставит пьесы о современной России? Всё больше переделывают классику под себя, под современность. Это всё равно что на меня надеть сейчас кожаный пиджак. Это - не мое.

- Среди современных драматургов вы не видите достойных Малого театра?

Пока то, что я читаю, не годится для этой сцены и даже для сцены на Ордынке. Те пьесы, что нам присылают, больше подходят для гастролей маленьких трупп. А зачем нам такое, когда у нас большая прославленная труппа? Поэтому мы обращаемся к классике, которую ставить можно бесконечно. Мало кто сравнится с Островским, Чеховым, Гоголем, Шекспиром.

- Предложение Мединского было неожиданным для вас?

Нет, почему же. Я понимаю его как министра. Конечно же, современная драматургия нужна. А где ее взять? Есть достойные художественные произведения, хорошие книги, но это же не пьесы. По ним надо делать инсценировки. А это довольно-таки сложно. В принципе можно было бы поработать и написать инсценировку по хорошей прозе. В прошлом году мы чуть не выпустили пьесу под названием «Ялта». И я в ней даже должен был играть роль.

В основе постановки была книга шведского писателя Лукаса Свенссона.

- Это о Ялтинской конференции 1945 года?

Да. О дележе, о политике. Кстати, книга очень даже неплохая. Поэтому мы и согласились. Но когда мы начали работать, получались нестыковки. Это надо было залезать в какой-то исторический материал, что-то уточнять и доделывать. А у нас все-таки на это нет времени. Два-три месяца и мы должны выпустить спектакль.

- Для постановки «Ялты» требовалась большая дополнительная работа?

Конечно, но я не обвиняю режиссера Александра Нордштрема в этом. Кстати, он перевел книгу Свенссона со шведского на русский.

- Полагаю, в этом спектакле вы должны были играть президента США Рузвельта?

Не скажу. Не состоялся спектакль, так что чего зря трепаться... Ну а кто его знает, может, еще и вернемся к этому материалу.

В эти дни у вас двойной праздник: не только открытие сезона, но и 60 лет, как вы работаете в Малом театре. А как вас принимали старики, кумиры, когда вы только появились в этом коллективе?

Так же, как сегодня мы принимали выпускников Театрального училища имени Щепкина. Только я пришел в костюме и галстуке, а молодежь нынешняя приходит в свитерах и подтяжках. Поэтому я им и порекомендовал прямо со сцены: прежде чем идти в Малый театр, посмотрите на себя в зеркало. Дома так можно ходить, но театр - это святое для нас. Так я приучен. Я тоже не люблю ходить в костюме каждый день. Дураком выглядишь. Но в Малом театре все мужчины соблюдают этикет. А молодежь - обалдуи. Ну ничего, научатся.

Хотя молодежь молодежи рознь. Вы знаете, я тут недавно видел телепередачу, где мальчишка четырех лет пел песню «Священная война». «Пусть ярость благородная...» Он так пропел «благородная», что у меня ком в горле встал. Я своим студентам обязательно покажу эту запись. Пусть учатся. А мальчишка - гений. Он прочувствовал песню. Ему дан Богом актерский талант. Я был поражен его органикой. Ну а потом он еще и монолог Гамлета прочел, да так поразительно сердечно, что, извините, все Гамлеты, которых я видел, в сравнении с этим малышом не идут. Я не преувеличиваю. Ну а если и преувеличиваю, то самую малость.

- Не было у вас желания найти этого мальчика и позвать в Малый театр на небольшую роль?

Было. Вот поеду в Казань на гастроли и найду его. Он ведь живет там. Признаюсь вам, я бы его взял не в труппу, а в училище, - и сразу дал бы ему диплом. Чтобы он просто жил в Москве с папой и мамой и ходил в Малый театр, как в детский сад. Такого человека учить не надо.

Справка «Известий»

Юрий Соломин окончил Театральное училище имени Щепкина в 1957 году, после чего был зачислен в труппу Малого театра. С 1988 года - его художественный руководитель. С 1990 по 1991 год был министром культуры РСФСР. Народный артист СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

31.08.2012 | 13:09:22

Июньские гастроли Малого театра покорили курян. Встреча журналистов с Юрием Соломиным, художественным руководителем театра, народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии надолго останется приятным воспоминанием.

Юрий Соломин - натура цельная, он не впадал в крайности при выборе профессии. Так и идет по жизни - всегда прямо. Родился Юрий Мефодьевич в Чите. Школьником увидел фильм «Малый театр и его мастера», посвященный 125-летию театра. Тогда же узнал о Щепкинском училище, после окончания школы приехал в столицу и стал его студентом.

Судьба преподнесла много подарков. Первый - учеба в классе великой русской актрисы Веры Пашенной. Блестящий знаток традиций Малого театра, устоев, сложившихся еще в те времена, когда он был частью Императорских театров, Вера Николаевна передала эту преданную любовь и знания любимому студенту. Дала не только путевку в театр, но и в кинематограф.

Любой папа узнает в Фамусове себя

Юрий Мефодьевич, вы покорили курян блестяще, с тонким юмором сыгранной ролью Фамусова в «Горе от ума».

Спектакль этот мы в который раз уже в театре обновляем. Мой Фамусов - беспокойный папа, дочка непослушная - ему приходится постоянно быть начеку. Любой папа-зритель узнает в нем себя. Я видел очень многих Фамусовых, один из них — мой учитель Михаил Царев, это была одна из последних его ролей. Время играет очень большую роль в трактовке того или иного образа на сцене. Говорят, что я Фамусова по-новому играю. Да нет, по-старому, так, как меня учили. У меня уже и дочка, и внучка выросли, и все то же самое, так же было с обеими, проблемы те же, что с Софьей происходят. Театр — вещь эмоциональная, очень сердечная, многое зависит от зрителя. Мы одеваемся, гримируемся, слышим включенное на сцене радио, и уже понимаем, кто в зрительный зал пришел.

Как? Занавес-то еще закрыт...

Чувствуем, как собаки чувствуют, что за человек пришел в их дом.

Нсмотря на солидный актерский стаж, вы волнуетесь перед выходом на сцену?

Конечно. Это кажется, что актер спокоен... А каждый раз - как первый. Целый день повторяю текст. Новое место, новый зритель, все новое. Это все действует...

Правду жизни зрители высоко ценят...

Эмоции актера иногда трудно объяснимы. Когда отмечалось 65-летие Победы, коллектив подготовил очень хорошую концертную программу. Мне надо было читать стихи, которые не читал уже лет 20, «Я убит подо Ржевом...». Вышел на сцену, стал читать. Две строчки прочитал, и ком к горлу подступил. Попробовал еще раз. То же самое. Тишина в зрительном зале. Даже не сказал «извините», не мог говорить... просто развел руками и ушел. Был гром аплодисментов. Они поняли. Почему так случилось? Потому что мне много лет, а я все это помню. Это все прожито, выстрадано. Поэтому не просто даются такие сильные вещи. С тех пор я его никогда не читаю.

Не могу предать своих педагогов

Во многих сферах сейчас идет реорганизация. В театре тоже?

Нахрапом, «сверху» ничего делать нельзя ни в одной сфере. Театр — живой организм. Реформу в театре сделать труднее, чем где-либо. С нами очень трудно, потому что мы можем высказать все как есть.

С 1988 года вы возглавляете Малый театр. Продолжаете традицию бережного отношения к пожилым актерам (они очень хорошо играли в спектаклях, показанных в Курске).

Создали фонд «Малый театр». Он появился в помощь нашим старикам, которым мы сами всегда помогали. Но когда пришли люди и предложили свою помощь, мы не отказались. Наши пенсионеры, ушедшие со сцены по состоянию здоровья, знают, что есть театр и он их никогда не бросит. Что касается художественных традиций, мы приверженцы классики. Я не могу предать своих педагогов, что-то в художественных традициях театра кардинально изменить, раздеваться до трусов и бегать по сцене за Лизой в «Горе от ума» на потребу зрителей, дабы громче смеялись. Смеяться надо над смыслом. А когда режиссеры начинают «ковырять» Грибоедова, Пушкина, Островского... Нетронутого мало осталось. Разве можно переделывать? Убирается история, самобытная эпоха. Все эти новые решения... У нас вы что-нибудь нового увидели? Разве что условные декорации. Они «ходят», двигаются. И тем не менее на зрителя большее впечатление производят сам автор, артисты, работа режиссера.

Костюмы выдержаны в стиле эпохи. Мы сохраняем время в спектакле. У нас есть своя колокольня с семью колоколами старинными, им лет по 200, а то и больше. У нас их просили, и церковь просила, но мы не можем с ними расстаться, их звук нужен спектаклю «Царь Федор Иоаннович». Само здание театра, наша сцена вызывают трепет у молодых актеров, ступающих на нее. Когда иностранцы приезжают, актеры других театров страны, они целуют нашу сцену. Я никому, конечно, не говорю, что пол на ней новый, настелен во время ремонта в 1993 году. Все думают, что 200 лет так оно и стоит. Думают - и хорошо! Мы ничего не изменили в цвете, у нас даже декорации в «Горе от ума» желтые, зеленые, синие - это цвета стен театра. Когда проводится ремонт, цвет подбирают в точности такой же. Мы сохранили рампу перед сценой, есть у нас суфлеры. Нам приятно, что театру иногда дарят уникальную антикварную мебель. Подаренный для моего кабинета стол, говорят, из аракчеевской приемной. В театре есть старинные напольные часы, за ними следит специальный мастер-часовщик. Есть и старинные красивые люстры.

Мы не подменяем слова автора более современными. Суть классического произведения, на мой взгляд, менять нельзя. Не может быть Раневская в «Вишневом саде» наркоманкой (не станем уточнять в каком театре). Потому что Чехов этого не писал, поскольку сам был доктор и толк в этом знал. Мы примерно через 10-15 лет обновляем интерпретацию, ведь зритель меняется, он по-другому мыслит. Например, в «Ревизоре» последний монолог Городничего со знаменитыми словами: «Над чем смеетесь? Над собой смеетесь» исполнители не грубо произносят, а со слезами - это страшнее.

По поводу кино вы сказали: «Кина нет», имея в виду, что нет достойного кино?

Достойного — крохи. Играть хочется. Вообще артисты становятся хорошими, если они продолжают учиться и трудиться каждый день. Но выбирать надо. Порой и «прокалываешься»... Предлагают роль в небольшом сериале. Ну, думаю, ладно. Тема пожилого человека, которого одолевает много житейских проблем. А что в результате из фильма получилось, мне даже стыдно сказать его название... Есть другие фильмы. «Тяжелый песок» - у меня там две сцены всего, но мне не стыдно об этом говорить, не стыдно за фильм, за свою работу. В свое время я тоже снимался во многих остросюжетных фильмах и мордобоем занимался...

Вы?...

В «Адъютанте его превосходительства» пятерых чемпионов Европы и одного мастера спорта раскидал легко. А в другом фильме — «ТАСС уполномочен заявить» - были кадры, где я одному «дал», второму, а третий... попал в больницу. Мне было его так жалко. Я бил непрофессионально, ногой, а он профессионально не увернулся.

Какие из театров России вы можете назвать традиционными и какие предпочитаете?

Мы в хороших отношениях с театром Татьяны Дорониной. Несмотря на ее мужественный характер, ей достается очень крепко за сохранение традиций.

Режиссеры Фоменко, Женовач используют новые формы, но в рамках разумного. Эти два замечательных театра живут, потому что есть у них два замечательных режиссера-педагога. Вообще режиссер должен быть не столько постановщиком, сколько педагогом, который помогает артистам «нащупать» роль. Мы все эти годы контактируем с ними. Когда у театра Фоменко не было здания, мы предоставляли ему наш филиал. На фестивале Островского, который мы проводим каждые два года, начиная с 1993-го, открыли для себя прекрасные театры из провинции. В прошлый раз у нас был маленький театрик из Вышнего Волочка. Играли они на камерной сцене, где зрителей всего 120 человек. Я с удовольствием посмотрел у них «Позднюю любовь», они так работали!.. Вот вам и маленький городок...

Мы в хороших отношениях с Японией. Уже в третий раз предоставляем им бесплатно нашу сцену. Японский театр (я не говорю о старейших - их надо смотреть там) тоже имеет свои интересные традиции, это экзотика.

Нас связывает имя великого Щепкина

На курской сцене начинал играть Михаил Щепкин, его именем названо театральное училище, выпускники которого — ваши артисты.

Да, у нас в театре почти все щепкинцы. Большая группа актеров отправилась на мемориал Прохоровское поле, заедут и на родину Щепкина. Отреставрировали в Москве дом Чехова, щепкинский дом.

- Сколько премьер у вас бывает в году?

Пять должно быть. Четыре точно бывают, однако и пятая в конце концов «с кровью» получается. В репертуаре у нас более 30 названий.

Вы чувствуете заботу по отношению к своему театру со стороны государства?

В свое первое президентство, в трудное время, Владимир Путин, я считаю, спас большие федеральные театры, назначив президентский грант, полагая, что губернаторы поступят также. Сложностей много. 83-й федеральный закон «связывает по рукам». Без аукциона разрешалось тратить по безналичному расчету только сумму до 100 тысяч рублей. А если срочно нужно платье актрисе сшить, обувь актеру новую купить к завтрашнему спектаклю... Хорошо хоть до 400 тысяч увеличили эту сумму, поняв наши проблемы.

Лето - пора волнений абитуриентов. Конкурс в Щепкинский вуз все такой же большой? Среди абитуриентов трудно угадать будущую «звезду»?

Более 120 человек на место. По пять тысяч человек каждый год приезжает. Угадать не трудно. Но в этом году нам пришлось полностью перестроить программу обучения первокурсников, уделив больше внимания их общему образованию, знанию литературы. У них кругозора нет. Они не умеют мыслить... Мы сначала с преподавателями все в ужас пришли. Год потратили на то, чтобы научить их мыслить, читая текст, играя отрывки из пьес. Вот почему я категорически против ЕГЭ.

В 1990 году вы были назначены на пост министра культуры в составе первого правительства РФ. За два года пребывания в этой должности что-то удалось сделать? Чем-нибудь культуре «бедной» помогли?

Удалось решить ряд вопросов, связанных с жизнью театральных коллективов, развитием детского творчества. Был отменен целый ряд устаревших постулатов, норм, правил, мешающих творчеству режиссеров, актеров.

Пощаться с вами не хочется... Приезжайте к нам еще!

Юрий Соломин сыграл более полусотни ролей в родном театре, столько же - в кинофильмах, сериалах в кино и на телевидении.

Ряда театральных наград удостоен за роль Фамусова в спектакле «Горе от ума».

С 1980 года начал работать как режиссер. Поставил в Малом театре «Ревизора», «Чайку», «Коварство и любовь», «Власть тьмы», «Три сестры» и другие. В кино и ТВ фильмы: «Скандальное происшествие в Брикмилле» по Пристли, трехсерийный «Берег его жизни», «В начале было слово».

Президент Ассоциации русских драматических театров.

Академик Международной академии творчества, почетный член Российской академии художеств, член-корреспондент Российской академии образования.

Возглавляет фонд «Покровский собор на Красной площади».

Премия «Человек года-2008» Русского биографического института.

В числе многочисленных наград - Орден святого благоверного князя Даниила Московского, медаль «Слава Читы» (№1), Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011).

10054 Соломин — название астероида №10054, данное ему в честь Юрия Соломина.

Людмила КУТЫКИНА
ГОРОДСКИЕ ИЗВЕСТИЯ
№ 90 (3261), 28 июля 2012

Юрий Мефодьевич Соломин. Родился 18 июня 1935 года в Чите. Советский, российский актёр, режиссёр театра и кино, театральный педагог, государственный и общественный деятель России. Народный артист СССР (1988). Министр культуры РСФСР (сентябрь 1990 - ноябрь 1991).

Юрий Соломин родился в Чите в семье музыкальных педагогов Зинаиды Ананьевны Рябцевой (1910-1992) и Мефодия Викторовича Соломина (1905-1960).

Мать Зинаида Ананьевна жила в Томске. Мефодий Викторович из Забайкальска. Мама Юрия имела исключительный слух, прекрасно пела. Отец владел всеми струнными инструментами.

Юрий Соломин - старший брат известного актера (умер в 2002 году).

С детства участвовал в спектаклях городского Дворца пионеров.

Ещё в Чите он увидел фильм «Малый театр и его мастера», снятый к 125-летию театра. Тогда же узнал и о Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина при Малом театре и после окончания школы в 1953 году поступил в училище, на курс великой актрисы Веры Пашенной.

В 1957 году, по окончании училища, Соломин был принят в труппу Малого театра. Среди ролей, сыгранных актёром на прославленной сцене, - Хлестаков в гоголевском «Ревизоре», Федя Протасов в «Живом трупе», Войницкий в «Дяде Ване» Сирано де Бержерак в пьесе Э. Ростана и царь Фёдор в трагедии А. К. Толстого.

Свойственные ему лиризм и юмор, делали образы яркими, запоминающимися. Со временем Юрий всё больше и больше стал играть драматических героев. И то, как он точно умел разбираться в психологии героев, он великолепно показал в пьесе «И Аз воздам», где сыграл Николая II. Потом были «Сирано де Бержерак», «Живой труп», «Леший», «Дядя Ваня», «Лес», «Таинственный ящик», «Мольер», «Любовь Яровая», «Целина». Это лишь малая часть театральных работ, где с блеском показал себя Ю. Соломин. С особым уважением актёр относится к произведениям А. П. Чехова, в пьесах которого сыграл множество ролей. Много их было и в спектаклях по произведениям советских классиков. Юрий Мефодьевич замечательно проявил себя и в качестве режиссёра в таких театральных работах, как «Ревизор», Чайка», «Таинственный ящик», «Три сестры», «Власть тьмы», «Бесприданница».

С 1980 года работает в театре и как режиссёр.

С 1961 года он также преподаёт в своём родном театральном училище, является профессором, проводит мастер-классы с иностранными студентами. С 1988 года является художественным руководителем Малого театра.

В кино Юрий Соломин дебютировал в 1960 году, сыграв главную роль в фильме «Бессонная ночь». Режиссёру Исидору Анненскому его рекомендовала Вера Пашенная.

А всесоюзное признание актёру принесла роль Павла Кольцова в телевизионном фильме «Адъютант его превосходительства». Этот замечательный советский фильм для многих наших граждан оказался настоящим открытием, так как до его появления наш кинематограф не осмеливался именно таким образом показывать гражданскую войну - всю её трагичную многообразность, где правда была не только на стороне красных. Затем были другие фильмы, где Ю. Соломин великолепно сыграл революционеров, офицеров Белой, Красной и Советской армий, разведчиков и контрразведчиков. В итоге, из галереи этих портретов, Юрий Мефодьевич создал некий собирательный образ русского офицера, который свою жизнь посвятил служению Отечеству.

Он сыграл главные роли во многих известных фильмах, в том числе «Дерсу Узала» А. Куросавы, «Блокада», «Летучая мышь» и «ТАСС уполномочен заявить...».

Юрий Соломин в фильме "Адъютант его превосходительства"

Юрий Соломин в фильме "Летучая мышь"

Юрий Соломин в фильме "ТАСС уполномочен заявить..."

Своими любимыми своими киноролями называет Штубе в фильме Алексея Салтыкова «И был вечер, и было утро» и Геттеля в «Сильных духом» Виктора Георгиева.

В 1990-1991 годах Юрий Соломин был Министром культуры РСФСР.

Является членом Союза кинематографистов России, членом Общественного совета по изданию «Православной энциклопедии», президентом Ассоциации русских драматических театров и президентом Фонда «Покровский собор на Красной площади». Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

6 февраля 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в президенты РФ и действующего на тот момент председателя Правительства России Владимира Путина.

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Юрий Соломин в программе "Судьба человека"

Рост Юрия Соломина: 178 сантиметров.

Личная жизнь Юрия Соломина:

Женат на актрисе (1931 г.р.). Они познакомились, когда были студентами театрального училища. В этом браке имеет дочь (1965 г.р.), которая в 1990 году подарила ему внучку Александру.

"Да, я счастлив. И это заслуга моей жены – Ольги Николаевны. Она со мной с 4-го курса театрального училища, ей многое пришлось пройти, и никакие беды нас не разлучили", - говорил Юрий Соломин.

Фильмография Юрия Соломина:

1960 - Бессонная ночь - Павел Егорович Кауров, инженер (дебют)
1965 - Музыканты одного полка - Алексей Илютинский, валторнис
1965 - Сердце матери - Дмитрий Ульянов
1965 - Погоня - Николай Макарович, майор, охотник
1966 - Верность матери - Дмитрий Ульянов
1967 - Сильные духом - майор Геттель
1967 - Весна на Одере - Александр Мещерский, капитан
1969 - Красная палатка - Трояни, инженер
1969 - Адъютант его превосходительства - Павел Андреевич Кольцов, капитан, старший адъютант генерала Ковалевского
1971 - И был вечер, и было утро... - Штубе
1971 - Кочующий фронт - Алексей Шмаков, корнет
1971 - Инспектор уголовного розыска - Сергей Иванович Головко, майор милиции
1971 - Даурия - Семен Нагорный, кузнец, большевик
1971 - Море в огне - Петров, капитан
1972 - Право на прыжок - новый тренер Виктора Мотыля
1972 - Четвёртый - Чарльз Говард
1972 - Моя жизнь - Владимир Благово, доктор
1973 - Блокада - Алексей Звягинцев, майор
1975 - Соколово - генерал Шафаренко
1975 - Дерсу Узала - Владимир Арсеньев
1976 - Мелодии белой ночи - Илья, композитор-дирижёр
1976 - Преступление - Александр Владимирович Стрельцов, майор милиции, следователь
1977 - Хождение по мукам - Иван Ильич Телегин
1978 - Квартет Гварнери - Василий Игнатьевич Возницын, чекист
1978 - Школьный вальс - Павел Кнушевицкий, отец Зоси, главврач
1978 - Обыкновенное чудо - трактирщик Эмиль (вокал - Леонид Серебренников)
1979 - Летучая мышь - Генрих Айзенштайн (вокал - Владимир Барляев)
1980 - Свет в окне - Владимир Александрович Егоров
1980 - Скандальное происшествие в Брикмилле - Джордж Кэттл, управляющий банком
1981 - Крик тишины - Дронов
1983 - Клятвенная запись - царь Федор Иванович
1983 - Лунная радуга - Никольский
1983 - Тайна виллы «Грета» - Онорес, депутат от Национального фронта
1984 - Берег его жизни - Николай Миклухо-Маклай
1984 - ТАСС уполномочен заявить... - Виталий Всеволодович Славин, полковник КГБ
1985 - Утро без отметок - Славин, разведчик из сна Глеба
1985 - Софья Ковалевская - великий князь
1986 - Певучая Россия - Митрофан Пятницкий
1987 - Загадочный наследник - Олег Сергеевич Зыкин, посол
1989 - Сувенир для прокурора - Захар Петрович Измайлов, прокурор
1990 - ...И аз воздам - Николай II
1991 - Привал странников - Владлен Андреевич Греков
1991 - Анна Карамазофф - генерал-полковник
1992 - Сны о России - граф Александр Андреевич Безбородко, вице-канцлер Российской империи
1993 - В начале было слово - Святослав
2003 - Прощание в июне - Репников, ректор университета
2003 - Претендент - отставной адмирал
2003 - Родина ждёт - Владимир Тимофеевич Рокотов, генерал-лейтенант
2003 - Покаянная любовь
2004 - Московская сага - Борис Никитич Градов, доктор
2005 - Чайка - Пётр Николаевич Сорин, брат Аркадиной
2007 - Поцелуи падших ангелов
2008 - Мальтийский крест - Пётр Алексеевич Долматов
2008 - Непобедимый - Рокотов, генерал
2008 - Тяжёлый песок - Андрей Михайлович Дольский, адвокат
2009 - Исаев - Владимир Александрович Владимиров, отец Исаева
2009 - Кромовъ - Томилин, генерал
2010 - Точка кипения - Иван Матвеевич, охранник в больнице
2014 - Бульварное кольцо

Телеспектакли Юрия Соломина:

1963 - Собаки - Франсуа, охранник фермы, сын Питера Лабушана
1967 - Случай в гостинице - Марек, студент-медик
1968 - Барсуки - прапорщик
1968 - Грех - Пётр Букович
1989 - Тройка - Лобанов
1998 - Чайка - Борис Алексеевич Тригорин
2002 - Горе от ума - Фамусов

Режиссёрские работы Юрия Соломина:

1980 - «Скандальное происшествие в Брикмилле»
1984 - «Берег его жизни»
1993 - «В начале было слово»
2006 - «Оставайся со мной»

Театральные работы Юрия Соломина:

1957 - «Макбет» У. Шекспира. Режиссёры-постановщики: К. А. Зубов и Е. П. Велихов - Флинс;
1957 - «Власть тьмы» Л. Н. Толстого. Режиссёр-постановщик: Б. И. Равенских - Парень;
1957 - «Доходное место» А. Н. Островского. Режиссёр-постановщик: К. А. Зубов - Мальчик;
1957 - «Порт-Артур» И. Ф. Попова, А. Н. Степанова. Режиссёры-постановщики: К. А. Зубов и П. А. Марков - Молодой солдат, Офицер;
1957 - «Проданная колыбельная» Х. Лакснесса. Режиссёр-постановщик: П. А. Марков - 3-й корреспондент;
1957 - «Пигмалион» Б. Шоу. Режиссёр-постановщик: И. Я. Судаков - Газетчик;
1958 - «Когда горит сердце» В. Кина. Режиссёр: А. А. Гончаров - Безайс;
1958 - «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. М. Достоевского. Режиссёр-постановщик Л. А. Волков - Дворовый парень, Митюшка;
1959 - «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея. Режиссёры-постановщики: И. В. Ильинский и В. И. Цыганков - Джентльмен;
1959 - «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда. Режиссёр-постановщик: В. Г. Комиссаржевский - Молодой джентльмен;
1959 - «Почему улыбались звезды» А. Е. Корнейчука. Режиссёр-постановщик: Б. И. Равенских - Юрий;
1959 - «Карточный домик» О. Н. Стукалова. Режиссёр-постановщик: Д. А. Вурос - Веселый сотрудник;
1959 - «Свои люди - сочтемся» А. Н. Островского. Режиссёр-постановщик: Л. А. Волков - Тишка;
1960 - «Иванов» А. П. Чехова. Режиссёр-постановщик: Б. А. Бабочкин - Петр, Гость;
1960 - «Живой труп» Л. Н. Толстого. Режиссёр-постановщик: Л. А. Волков - Зритель в суде;
1960 - «Любовь Яровая» К. А. Тренева, режиссёры-постановщики И. В. Ильинский и В. И. Цыганков - 2-й конвойный;
1960 - «Неравный бой» В. С. Розова. Режиссёр: Д. Вурос - Слава;
1961 - «Взрыв» И. Дворецкого. Режиссёр-постановщик: Е. П. Велихов - Лопатин;
1961 - «Весенний гром» Д. И. Зорина. Режиссёр-постановщик: Б. А. Бабочкин - Аркадий;
1962 - «Коллеги» В. П. Аксёнова, Ю. М. Стабовой. Режиссёры-постановщики: Б. А. Бабочкин и В. И. Коршунов - Сержант;
1962 - «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. Режиссёр-постановщик: Л. В. Варпаховский - Танцующий;
1962 - «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда. Режиссёр-постановщик: В. Г. Комиссаржевский - Сесиль Грехем;
1962 - «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея. Режиссёры-постановщики: И. В. Ильинский и В. И. Цыганков - Исидор;
1962 - «Палата» С. Алешина. Режиссёр: Л. Верпаховский - Миша;
1963 - «Перед ужином» В. С. Розова. Режиссёр: В. Монахов - Гриша;
1963 - «Нас где-то ждут» А. Н. Арбузова. Режиссёр-постановщик Е. Р. Симонов - Федя;
1964 - «Украли консула» Г. Д. Мдивани. Режиссёр: В. Монахов - Пэпино;
1966 - «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Игорь Ильинский - Хлестаков;
1969 - «Золотое руно» А. Гуляшки. Режиссёр-постановщик: Г. Аврамов (Болгария) - Ковачев;
1970 - «Твой дядя Миша» Г. Д. Мдивани. Режиссёр-постановщик: В. Б. Монахов - Валерий;
1973 - «Пучина» А. Н. Островского. Режиссёр: П. Васильев - Кисельников;
1976 - «Пучина» А. Н. Островского. Режиссёр: П. Васильев - Неизвестный;
1976 - «Униженные и оскорбленные» Ф. М. Достоевского. Режиссёр-постановщик: Е. П. Велихов - Иван Петрович (Ваня);
1976 - «Украли консула» Г. Д. Мдивани. Режиссёр: В. Монахов - Пэпино;
1976 - «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого. Режиссёр: Борис Равенских - царь Фёдор;
1977 - «Любовь Яровая» К. А. Тренёва. Режиссёр: Пётр Фоменко - Михаил Яровой;
1978 - «Берег» Ю. В. Бондарева. Режиссёр-постановщик В. А. Андреев - Княжко;
1981 - «Целина» Л. И. Брежнева, режиссёры-постановщики Б. А. Львов-Анохин и В. М. Бейлис - Ведущий;
1983 - «Картина» Д. А. Гранина Режиссёр-постановщик: Л. Е. Хейфец - Астахов;
1983 - «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана. Режиссёр: Рачья Капланян - Сирано;
1984 - «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёры-постановщики: Е. Я. Весник, Ю. М. Соломин - Хлопов;
1984 - «Живой труп» Л. Н. Толстого. Режиссёр: В. М. Соломин - Федя Протасов;
1985 - «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёры-постановщики: Е. Я. Весник, Ю. М. Соломин - Хлестаков;
1987 - «Игра» Ю. В. Бондарева. Режиссёр-постановщик В. А. Андреев - Крымов;
1988 - «Леший» А. П. Чехова. Режиссёр: Б. Морозов - Войницкий;
1990 - «И Аз воздам» С. Кузнецова. Режиссёр-постановщик Б. А. Морозов - Николай II;
1993 - «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Режиссёр: С. А. Соловьёв - Войницкий;
1996 - «Чайка» А. П. Чехова. Режиссёр: В. Н. Драгунов - Тригорин;
1999 - «Лес» А. Н. Островского. Режиссёр-постановщик Ю. М. Соломин - Карп;
2000 - «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Режиссёр: С. В. Женовач - Фамусов;
2003 - «Таинственный ящик» П. А. Каратыгина. Режиссёр-постановщик: Ю. М. Соломин - Сен-Феликс;
2009 - «Мольер» М. А. Булгакова. Режиссёр: В. Н. Драгунов - Жан-Батист Поклен де Мольер.

Вам также будет интересно:

Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...