Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Концепция человеческой личности в поздних произведениях Н.В. Гоголя. История создания «Шинели»

Человек – это часть общества. Он существует среди себе подобных, связан с ними тысячами незримых нитей: личных и социальных. Поэтому нельзя жить и не зависеть от тех, кто живёт с тобою рядом. С самого рождения мы становимся частью окружающего нас мира. Подрастая, задумываемся о своём месте в нём. В разных отношениях может быть человек с обществом: гармонично сочетаться с ним, противостоять ему или быть такой личностью, которая влияет на ход общественного развития. Вопросы взаимоотношений личности и общества всегда интересовали писателей и поэтов, поэтому нашли отражение в художественной литературе.

Обратимся к примерам.

Вспомним комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Главный герой произведения Александр Андреевич Чацкий противопоставлен фамусовскому обществу, в которое попадает после трёхлетнего путешествия. У них разные жизненные принципы и идеалы. Чацкий готов служить на благо Родины, но не желает прислуживаться («Служить бы рад, прислуживаться тошно.»), искать тёплого местечка, заботиться только о карьере и доходах. А для таких, как Фамусов, Скалозуб и им подобных, служба – это возможность карьеры, повышения доходов, тесных связей с нужными людьми. В своём монологе «А судьи кто?» Чацкий резко отзывается о крепостничестве и крепостниках, которые не считают простой народ людьми, продают, покупают и обменивают своих рабов. Именно такими крепостниками являются члены фамусовского общества. Также герой пьесы непримиримо относится к поклонению всему иностранному, которое так распространено было в то время в России, к «французикам из Бордо», к увлечению французским языком в ущерб русскому. Чацкий – защитник просвещения, потому что он считает, что книги, учение приносят только пользу. А люди из общества Фамусова готовы «собрать все книги бы да сжечь». Герой Грибоедова покидает Москву, здесь он получил только «горе от ума». Чацкий одинок и пока не в силах противостоять миру Фамусовых и Скалозубов.

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» тоже говорится о личности и обществе. В повести «Княжна Мери» автор рассказывает о Печорине и «водяном обществе». За что же так не любят Печорина окружающие? Он умён, образован, очень хорошо разбирается в людях, видит их достоинства и недостатки и умеет играть на этом. Печорин – «белая ворона» среди других. Люди не любят тех, кто во многом лучше их, сложнее, непонятнее. Конфликт Печорина с «водяным обществом» заканчивается дуэлью нашего героя с Грушницким и смертью последнего. Чем же виноват бедный Грушницкий? Только тем, что он пошёл на поводу у своих приятелей, согласился на подлость. А что же Печорин? Ни любовь княжны, ни победа над членами «водяного общества» не сделали его счастливее. Он не может найти своего места в жизни, у него нет цели, ради которой стоит жить, поэтому он всегда будет чужим в окружающем его мире.

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» также говорится о взаимоотношениях человека и того общества, в котором он находится. Главная героиня произведения Катерина попадает после замужества в «тёмное царство», где властвуют такие, как Кабаниха и Дикой. Именно они устанавливают здесь свои законы. Ханжество, лицемерие, власть силы и денег – вот чему они поклоняются. Ничего живого нет в их мире. И Катерине, которую Добролюбов называет «лучом света в тёмном царстве», тесно и тяжело здесь. Она как птица в клетке. Её свободная и чистая душа рвётся на волю. Героиня пытается бороться с тёмным миром: ищет поддержки у мужа, пытается найти спасение в любви к Борису, но всё напрасно. Рассказывая о гибели Катерины, писатель подчёркивает, что она не смогла противостоять окружающему обществу, но, как писал Добролюбов, на миг осветила мир «тёмного царства», пробудила протест против него даже в таких людях, как Тихон, расшатала его устои. И в этом заслуга такой личности, как Катерина.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» есть легенда о Ларре. Ларра – это сын женщины и орла. Гордый, сильный и смелый. Когда он пришёл в «могучее племя людей», откуда была родом его мать, то вёл себя как равный даже среди старейшин племени, сказал, что будет поступать так, как хочет. И люди увидели, что он считает себя первым на земле и придумали для него самую страшную казнь. «Наказание ему – в нём самом», — сказали они, дали ему свободу, то есть освободили (отгородили) от всех. Оказалось, что это самое страшное для человека – быть вне людей. «Вот так был поражён человек за гордость», — говорит старуха Изергиль. Автор хочет сказать, что нужно считаться с тем обществом, в котором живёшь, и уважать его законы.

В заключение хотелось бы отметить, что данная тема заставила меня задуматься о своём месте в нашем обществе, о людях, рядом с которыми я живу.

Образ «маленького человека», стоящего на одной из нижних ступенек социальной лестницы, бессильного перед обстоятельствами и доведённого ими до отчаяния, впервые в русской литературе получил отражение в творчестве Н.М. Карамзина (повесть «Бедная Лиза»), нашёл дальнейшее развитие в творениях А.С. Пушкина (повесть «Станционный смотритель», поэма «Медный всадник») и окончательно сформировался в привычном для нас понимании в произведениях Н.В. Гоголя. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», — писал Ф.М. Достоевский о литераторах своего времени и о социальной тематике, которую они затрагивали.

В творчестве Гоголя, как и в произведениях Пушкина, образ «маленького человека» приобретает драматическое качество: это не просто незнатный человек «второго сорта», униженный социальным неравенством и бессознательно подчиняющийся правилу «всяк сверчок знай свой шесток», а человек, психологически осознающий безнадёжность своего положения перед непреодолимыми трудностями жизни и внутренне (а порой и внешне) выражающий протест против обстоятельств — то, что мы называем бунтом «маленького человека». Исход этого бунта всегда трагичен, поскольку всё заканчивается смертью либо безумием героя.

Тема «маленького человека» в творчестве Гоголя наиболее полно раскрыта в его петербургских повестях — прежде всего в «Шинели» и «Невском проспекте», в «Носе» и в «Записках сумасшедшего». Именно Петербург привлекал писателей XIX века — от Пушкина до Достоевского — в качестве сцены для описания драмы жизни «маленького человека». На нём же остановил свой выбор и Гоголь. По-видимому, для него было важным присутствие в жизни северной столицы серьёзнейших социальных противоречий и вечных человеческих трагедий. «Город, где, кроме фонаря, всё дышит обманом», — так оценивает Гоголь Петербург, где отношения между людьми приобретают самые нелепые и уродливые формы, где торжествуют обыденность и лицемерие и где невозможно даже хотя бы чуть-чуть возвыситься над своим положением.

Отнюдь не удивительно, что в характерной для этого города атмосфере жестокости и безумия ломается жизнь Акакия Акакиевича Башмачкина или происходят «удивительные происшествия» с чиновником Поприщиным. «Маленькие люди» не справляются с угнетающей их нищетой и социальным бесправием.

Конфликт человека и общества — вот основная идея, заключённая в петербургских повестях Гоголя. Герой повести «Записки сумасшедшего» Аксентий Иванович Поприщин — мелкий чиновник. Всеми унижаемый и бесправный, он с полным правом может быть отнесён к «маленьким людям». Неважно, что Поприщин — дворянин: практически он нищий, и потому его место в социальных отношениях заранее определено. Достоинство человеку, как глубоко убеждён герой, придаёт его чин. Кто имеет деньги, чин, положение в высшем обществе, тот и есть достойный и порядочный человек — таково мнение Поприщина. Вовсе не случайно, что его любимое занятие заключается в том, чтобы сидеть в кабинете директора и «очинивать перья его высокопревосходительству». «Всё учёность, такая учёность... Какая важность в глазах... Не нашему брату чета! » — говорит сам Поприщин о директоре, но эти слова он точь-в-точь сможет повторить и про любого другого человека выше его чином.

Да, дух Поприщева скуден, все его притязания мелочны, однако не на него направлена сатира Гоголя. В расстроенное сознание героя вдруг приходит неведомая ему ранее мысль: «Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? ». С этими вопросами в его душе пробуждается ущемлённое достоинство. Мы уже можем предугадать, чем всё закончится: в том, что в финале повести Поприщин совсем теряет разум, как раз и заключается та ужасающая закономерность, на которую и направлена сатира Гоголя.

В конце повествования Поприщин, уже прозревший нравственно, говорит: «За что они мучают меня?» — в этом крике души Поприщина — крике задушенного жизнью «маленького человека» — выражен, на мой взгляд, протест самого Гоголя против антигуманного устройства петербургского общества, где всё лучшее в человеке тотчас же исчезает и где не остаётся места для проявления разума и справедливости. Главный герой «Записок сумасшедшего» порождён этим жестоким обществом, и он же становится его жертвой.

Другой жертвой нравственной нищеты и бюрократического произвола, царящих в Петербурге, предстаёт Акакий Акакиевич Башмачкин ив повести «Шинель». Как и Поприщин, Башмачкин — это «вечный титулярный советник». Гоголь с присущей ему иронией подчёркивает убожество и духовное оскудение своего героя.

Впрочем, «блажь» Акакия Акакиевича — страстное желание непременно обзавестись новой шинелью — объясняется, как мне кажется, не ограниченностью его запросов, а тем, что его всё больше угнетает всепожирающая нищета. Мечтая о новой шинели, Башмачкин уверяет самого себя в своей социальной значимости, в своих возможностях перед лицом окружающей его бедности.

Осуществивший свою мечту, но вскоре ограбленный, Акакий Акакиевич в отчаянии обращается к «значительному лицу», в образе которого угадывается вообще любой представитель власти. И далее, уже в предсмертном бреду, ранее бессловесный и робкий, Башмачкин начнёт «сквернохульничать, произнося самые страшные слова».

Итак, в «Записках сумасшедшего» и в «Шинели» показан, по сути дела, один и тот же «маленький человек», кричащий со страниц повестей Гоголя о своей потребности в доброте, понимании и сочувствии. В этом, на мой взгляд, и заключается великий гуманный смысл существования этого образа в русской литературе.

Образцы предметного мира в произведениях Н.В. Гоголя

Изображение человека в окружении мира вещей неизбежно превращает предмет в составную часть образа персонажа: образ предмета в сознании читателя сопровождает образ героя или даже становится его образным эквивалентом, метафорической заменой.

Сама проблема вещного мира в произведениях названного писателя представляется исключительно важной и значимой, так как связь между человеком и окружающей его предметной средой является у Гоголя, с одной стороны, чрезвычайно прочной, с другой - подвижной, так как вещи нередко переходят в человека, а человек - в вещи. В свою очередь наличие подобной связи составляет художественную особенность стиля писателя, определяя тем самым его своеобразие и неповторимость.

От сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» к «Петербургским повестям» и «Мертвым душам» вещный мир Гоголя проходит очевидную художественную эволюцию: от яркости красок и узорчатости рисунка к тусклости изображения и цветовому однообразию. Национальный колорит, присущий сборнику «Вечера на хуторе близ Диканьки», сменяется прозой городской жизни с её гротескно-реалистическими описаниями в «Петербургских повестях», представленные автором вещные реалии все теснее соприкасаются с внутренним миром персонажей, полнее и точнее отражают окружающую действительность. В «Мертвых душах» талант Гоголя раскрывается как талант гротескового бытописателя с его умением показать внутренний мир того или иного героя через окружающие его предметы.

Вещный мир интересен Гоголю и сам по себе, как самостоятельно живущий, имеющий свой характер и законы развития (самостоятельный предмет изображения), и как проявление особенностей мира людей. Часто именно те или иные вещи помогают раскрыть суть человеческих взаимоотношений, выявить особенности уклада жизни в целом.

Вещный мир в творчестве Н.В.Гоголя с полным правом можно считать важнейшим предметом описания и средством раскрытия внутреннего мира персонажей, так как вещь у Гоголя становится не только средством социальной характеристики героя, но и выражает его место в нравственном мире, положение в обществе.

Считаю, что анализ художественного текста на уроках или факультативных занятиях под таким углом зрения («Предмет-символ и персонаж». «Предмет как средство создания образа человека») нацелит учащихся «пересмотреть» прочитанные в прошлом гоголевские произведения и взглянуть на них по-новому, а при выполнении творческих заданий проявить свои аналитические способности, умения и навыки самостоятельной исследовательской работы.

Задания к уроку-исследованию «Заглавный образ в повести Н.В.Гоголя «Шинель»:

1. Место образа шинели в системе образов повести.

2. Докажите, что в гоголевской повести образ шинели играет сюжетообразующую роль.

3. Найдите в тексте повести описание шинели. Какие основные приемы использует

Гоголь для создания образа шинели?

4. Как помогает образ шинели в раскрытии образа Акакия Акакиевича?

5. Символом чего является образ шинели в повести?

6. Почему образ шинели вынесен в заглавие повести?

(Материалы к уроку)

Хотя внимание читателя приковано прежде всего к образу Акакия Акакиевича, шинель в системе образов повести Н.В.Гоголя занимает центральное место. Шинель не только важнейшее средство создания образа «маленького человека», мелкого чиновника Башмачкина, но и предмет, который играет сюжетообразующую роль. А главное – этот предмет становится символом мира, которым порожден Акакий Акакиевич и который губит его. Также образ шинели получает богатое содержание и становится одним из важнейших средств выражения авторской позиции по отношению к современной Гоголю чиновно-бюрократической российской действительности, подменяющей истинные духовные ценности ценностями мнимыми.

Появление образа шинели связано с завязкой. «Акакий Акакиевич с некоторого времени начал чувствовать, что его как-то особенно сильно стало пропекать в спину и плечо, несмотря на то, что он старался перебежать как можно скорее законное пространство. Он подумал наконец, не заключается ли каких грехов в его шинели. Рассмотрев ее хорошенько у себя дома, он открыл, что в двух-трех местах, именно на спине и на плечах, она сделалась точная серпянка; сукно до того истерлось, что сквозило и подкладка расползлась».

Образ старой шинели создан автором с помощью гиперболы и гротеска: «сукно… истерлось, что сквозило», «подкладка расползлась», «она имела странное устройство: воротник уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачиванье других частей ее». На игре двух значений слова «подтачивание» (в языке портных – «подшивание, ремонт», а в русском языке глагол «подточить» значит «повредить, размывая или разъедая изнутри» или «ослабить, привести в упадок») построено Гоголем внутреннее противоречие образа: каждая попытка привести шинель в приличный вид, порядок, означает ее большее разрушение. Используя прием олицетворения, Гоголь рисует шинель как живое существо: подобно человеку, у нее «грехи», «благородное имя», которое сослуживцы Акакия Акакиевича отнимают, называя ее «капотом». Убогая, ветхая шинель символизирует бедность, нищету духа жалкого чиновника Башмачкина.

В повести две шинели: старая и новая. Строя образ шинели, Гоголь, опираясь на принцип контраста, использует в описании эпитеты, детали, сравнения («худой гардероб», «дело совсем гнилое», «тронешь иглой – а вот уж оно и ползет», «подуй ветер, так и разлетится» – «лучше сукна и не бывает», добротный плотный коленкор «был еще лучше шелку и даже на вид казистей и глянцевитей»), организует сюжет вокруг предмета (старая шинель – предмет насмешек и издевательств чиновников, новая – причина поздравленй, «большого торжественного праздника», обеда). Все это помогает читателю понять глубину символического содержания образа шинели.

Что же значит новая шинель для Акакия Акакиевича? В чем символическое, обощающее значение образа шинели в гоголевском произведении?

Новая шинель – это не только защита Башмачкина от северного мороза, это знак его принадлежности к чиновно-бюрократической структуре – соответствие его званию титулярного советника. Пребывание в этой социальной среде убивает в чиновнике все высокие чувства и творческое начало. Акакий Акакиевич безнадежно бездарен, неумен, даже переписать, переделав немного бумагу, он не может. Он живет не с людьми, а в своей должности. Служит с любовью, и в переписывании ему видится какой-то свой, разнообразный и приятный мир, у него даже буквы были фавориты. Это мертвый мир. Поэтому жизнь Башмачкина заполняется одной страстью. Страсть к шинели становится подменой подлинной душевной тяги к любви, присущей каждому живому человеку. Слово «страсть» не Гоголя, но оно, кажется, довольно точно передает напряженность, неодолимость стремления его героя стать владельцем новой шинели. Ирония автора заключена уже в самой несоизмеримости предмета стремлении и той властной силы, с какой оно выражается. «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее…», «он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель…», «огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?» Решение простой житейской задачи возведено на высокий пьедестал. Несоответствие одного и другого, создавая яркий комический эффект, вызывает у читателя горькие мысли об оскудении и извращении души героя, ее ничтожности и пустоты, приводит к пониманию авторской позиции по отношению к современному Гоголю чиновно-бюрократического миру, в котором внешнее и внутреннее поменялись местами: у одних мундир заменил личность, у других чин заменил человека. Ценность человека определяется по чину, одежде, дому, т.е. по формальным признакам, что становится условным выражением строгой иерархической упорядоченности и обезличенности человеческого бытия.

Недолгое обладание новой шинелью совершенно изменило положение Башмачкина в мире чиновников: «весь день точно самый большой торжественный праздник», Акакий Акакиевич в центре внимания, « в самом счастливом расположении духа».

Потеря шинели становится для Акакия Акакиевича равносильна потере смысла жизни, утрате самого себя. Он теперь беззащитен перед морозом и умирает от простуды, но в сущности, из-за того, что опять стал ничтожен. Это подчеркнул его визит к «значительному лицу».

В образе шинели Н.В.Гоголь показал характерную деталь русского чиновника середины

XIXвека, а также выразил идею глубокой зависимости поведения, внутреннего мира человека от устройства социальной среды.

Урок-экскурсия в музей литературных героев

(материалы к уроку)

Тема: Предмет как средство создания образа героя / по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»/

Цель: для осуществления проекта продолжить работу в группах на выявление в тексте гоголевской поэмы деталей, художественных средств, приемов, с помощью которых автор создает образы героев; использовать развернутые изображения предметов для характеристики помещиков; повторить о парадоксе, гротеске, оксюмороне; помочь учащимся в подготовке экспоната для музея литературных героев и создании его легенды; воспитывать у учащихся интерес к изучаемым художественным произведениям.

Нестандартный урок «Экскурсия в музей литературных героев» поможет учителю приблизить ученика к произведению, герою, писателю, «помедлить над строкой». Эта интересная форма организации урока, основой которой является групповая проектная деятельность учащихся, результат – презентация проекта, требует большой кропотливой работы, подготовки. Дети получают задание: подготовить музейную экспозицию или по книге, или героя (героев) книги, т.е. деталь-экспонат, звуковое оформление экскурсии.

Задания группам:

Доказать, что Н. В. Гоголь использует перечисление предметов и развернутые изображения отдельных предметов для создания образов помещиков и их домов.

Докажите, что в «Мертвых душах» предмет является символом качеств человека, может символизировать состояние его души (приведите примеры таких деталей. раскройте их значение).

Докажите, что многие образы предметов строятся на парадоксе – с использованием гротеска, оксюморона.

Для музея:

– подготовить экспонат для демонстрации (эстетическое оформление, этикетки в духе времени)

– придумать «легенду» каждого экспоната (почему это важно для понимания характера героя, его роли, авторского замысла, идеи произведения)

– предусмотреть «изюминку» - сюрприз (музыкальное сопровождение, инсценировку, спецэффекты)

– отхронометрировать время презентации - 3-5 минут

Слово учителя. Образ предмета – символ качеств персонажа гоголевской поэмы.

Н.В.Гоголь, необычайно наблюдательный художник, умел находить отражение характера человека в окружающих его мелочах быта. Человек опутан «тиной мелочей». Духовный мир гоголевских героев настолько мелок, ничтожен, что вещь несет на себе отпечаток характера человека, которому она принадлежит, и вполне может выразить их внутреннюю сущность. Поэтому человек и неодушевленный предмет часто сближаются. Одно помогает глубже понять другое; и предмет выступает как средство создания образа человека, являясь символом его качеств, его состояния души. Вспомним первые строки «Мертвых душ». «В ворота гостиницы губернского города NNвъехала довольно красивая рессорная бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, – словом, все те, которых называют господами средней руки». Больше ничего не сказано о бричке, она характеризуется через людей. Но затем отраженный луч как бы падает на них самих. Однако гораздо чаще люди раскрываются через вещи, им принадлежащие. Например, шкатулка Чичикова помогает заглянуть во внутренний мир Павла Ивановича. «Вот оно внутреннее расположение: в самой средине мыльница, за мыльницею шесть-семь узеньких перегородок для бритв; потом квадратные закоулки для песочницы и чернильницы с выдолбленною между ними лодочкой для перьев, сургучей и всего, что подлиннее; потом всякие перегородки с крышечками и без крышечек для того, что покороче, наполненные билетами визитными, похоронными, театральными и другими, которые складывались на память. Весь верхний ящик со всеми перегородками вынимался, и под ним находилось пространство, занятое кипами бумаг в лист, потом следовал маленький потаенный ящик для денег, выдвигавшийся незаметно сбоку шкатулки. Он всегда так поспешно выдвигался и задвигался в ту же минуту хозяином, что наверно нельзя сказать, сколько было там денег». Так приоткрываются тайны человеческой души предприимчивого дельца, энергичного приобретателя с тщательно скрываемыми противозаконными намерениями.

Многие образы гоголевской поэмы строятся на парадоксе с использованием гротеска, оксюморона. Сегодня мы совершим экскурсию в музей литературных героев поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя, экспонатами будут предметы и вещи персонажа, которые стали не только двойниками своих хозяев, но и орудием их сатирического обличения, – это особенность поэтики Н.В.Гоголя

Выступление учащихся. Презентации экспонатов. Защита проектов.

Отличительной особенностью характера Манилова является неопределенность праздная мечтательность, бездеятельность, бесхозяйственность. Гоголь иронически замечает: «У всякого есть свой задор, у Манилова ничего не было». Это наивный, благодушный, слащавый празднослов. И на вещах его лежит отпечаток личности героя: в них чего-то недостает или что-то лишнее… Предметом, символизирующим состояние души Манилова, являются кучки пепла, выстроенные в ряд на подоконнике, – итог бессмысленных многочасовых мечтаний. И наконец, книга, заложенная закладкой на 14 странице, которую он, образованнейший, по его мнению, человек, постоянно читал уже два года. Гоголь использовал прием парадокса.

Дубинноголовая Коробочка погружена в мир хозяйственных мелочей, озабочена лишь одним – копеечной выгодой. Да и с копейкой она не умеет обращаться: деньги лежат у нее мертвым грузом в пестрядевых мешочках. Скопидомство, мелочное накопительство проявляются в многочисленных нитяных мешочках, распоротом и сохраняемом салопе, старой колоде карт. Часы будто с трудом отсчитывают время, со странным хрипом, шипеньем. Гротеск – время останавливается

Ноздрев – человек широкой натуры. Он с легким сердцем проигрывает большие деньги или может накупить кучу ненужных вещей. Это «исторический человек», т.к. многие его комбинации заканчиваются «историей» – скандалом, дракой. Ноздрев – бесшабашный хвастун, мастер «лить пули», враль. Думается, что предметом, характеризующим состояние его души, является бессмертная шарманка. Она исполняет мазурку, но игра прерывается песней «Мальбруг в поход поехал» и вдруг завершается вальсом. А очень бойкая дудка никак не хочет угомониться и долго еще продолжает свистеть. Здесь схвачен весь характер Ноздрева: неугомонный, озорной, буйный, готовый в любой момент набедокурить, напакостить, совершить что-то непредвиденное, необъяснимое.

Собакевич мало похож на других помещиков. Он расчетливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак. Немногословен, обладает железной хваткой, все у него прочно – на века. Представьте пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, стол, стул, кресла, каждый из которых, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич. И я тоже похож на Собакевича!» А картины, на которых изображены «герои с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу». Гротесковое изображение ватрушки, величиною больше тарелки, как бы олицетворяет звериный аппетит Собакевича, его мощь.

Плюшкин – владелец бессменного количества вещей, но добро, накопленное им, не принесло ему счастья и покоя. Запасы его гниют, приходят в негодность. Постоянный страх за свою собственность превращает Плюшкина в раба вещей, «прореху на человечестве». Его душа олицетворяется с засохшим сухарем из кулича, привезенного дочерью на Пасху, что выражает бессмысленное накопительство, скупость, подозрительность. Герой все тащит в дом: старую тряпку, ведро, подошву, черепок. Гоголь гротескно изображает «часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину». Согласно словарю символов, остановившиеся часы – это смерть. Паук в христианском символическом мышлении является злым противопоставлением доброй пчелы, и в большинстве случаев служит для изображения грешных помыслов, которые высосут из человека кровь. А в народе считается, что паук – это душа умершего человека.

А вот еще один важный предмет. Для его изображения автор использует оксюморон – люстра должна освещать, нести свет, а она висела «в холстинном мешке, от пыли сделавшемся похожим на шелковый кокон, в котором сидит червяк».

Герои поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» – люди, лишенные духовности, неспособные ни к какому высокому душевному движению. Они ограничены и примитивны в своих стремлениях. Их интересы почти никогда не выходят за пределы пошлой материальности. Отсюда особое внимание писателя к изображению быта этих людей. Вещи, мебель, предметы домашнего обихода играют весьма активную роль в повествовании, помогая отчетливее выделить те или иные черты характера персонажей.

Думается, что предложенная выше работа над образом персонажа при изучении гоголевских произведений под таким углом поможет учащимся в дальнейшем понять глубину символического содержания образов таких предметов, как халат и диван Обломова в романе Гончарова, чеховского «футляра» Беликова, гранатового браслета Куприна и др.

Литература

Галанов Б.Е. Живопись словом: Портрет. Пейзаж. Вещь. М.: Советский писатель.1972. – 184 с.

Гоголь Н.В. Избранные сочинения. М.: Художественная литература. 1987. – 703.(Б – ка учителя)

Добин Е.С. Искусство детали. Наблюдения и анализ. Л.: Советский писатель.1975. – 191.

Кислицына Т.Г. Православная культура в школе. Уроки русской литературы. М.: Духовные истоки. 2004. – 223.

Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М.: Просвещение. 1979. – 432.

Чертов В.Ф. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. М.: Дрофа. 2006. – 444.

Вторую часть своей научной работы я хотел бы начать с полемических размышлений по поводу многочисленных высказываний В. Розанова против Гоголя и его произведений.

Вопреки мнению В. Розанова искусство Гоголя не было лишь искусством «типов», лишённых индивидуальности и личностного начала, и тем более Гоголь не был, как полагал Розанов, художником, способным создавать лишь «восковые» фигуры, «мёртвые души». Не говоря уже о «Вечерах», стоит вспомнить хотя бы образы Пискарёва, Чарткова, чтобы отвести розановские представление о Гоголе как о писателе, который, не был способен рисовать образы живых людей из крови и плоти. Да и гоголевские Попрощин, Акакий Акакивич и даже многие герои «Ревизора» и первого тома «Мёртвых душ» отнюдь не столь однозначно ничтожные и отрицательные персонажи, как это представлялось Розанову. В них - пусть и в сложной, подчас гротескной форме - живёт живая душа, хотя и изуродованная положением вещей. Так Поприщен, Акакий Акакиевич, Хлестаков, Манилов - своеобразные поэты. Ещё Мережковский Д.С. заметил. Что все герои Гоголя - в той или иной мере - мечтатели, хотя мечты их невысокого пошиба,- мысль. Которую В.Э. Мейерхольд положил в основу постановки своей постанови «Ревизора».

Искусство не только Гоголя, но и Сервантеса, а Рабле или Гриммельсгаузена, и других великих носителей ой народной смеховой культуры, природу которой во многом справедливо понял и охарактеризовал М.М. Бахтин в своей монографии о Рабле, - искусство особого типа. В «Назидательных новеллах» мы встречаем у Сервантеса немало вполне живых, индивидуализованных персонажей. Однако Дон Кихот и Санчо Панса, так же как персонажи «Ревизора» и «Мёртвых душ», представляет сгущённые до предела человеческой натуры. То же самое можно сказать о Гаргантюа, Пантагрюэле, Пангуре, брате Жане и других героях Рабле или Симплициссмимусе, хотя всем им свойственна величайшая жизненность.

В «Ревизоре», «Женитьбе», «Мёртвых душах» Гоголь рисует всякий раз целую толпу «пошлых» героев. Но каждый из них индивидуален, неповторим, имеет свой особый «задор». Их удивительная законченность, богатство и разнообразие оттенков, которые их мысли и чувства приобретают в тех различных жизненных ситуациях, в которые ставит их автор, вызывают у читателя смешанные, противоречивые чувства - и глубокий смех, и столь же глубокое сожаление. Этого мало. Хотя автор «Мёртвых душ» стоит над своими героями, он неожиданно передаёт Чичикову своё лирическое воодушевление, когда его герой размышляет над списком приобретённых им «мёртвых душ» и воссоздает в свеем воображении живые их носителей, преобретающию в его сознании величавые, богатырские очертания. А Хлестаков в порыве упоения неволно сам начинает верить в сотканный им же свой призрачный, возвышенный и преображенный образ. Освободившисьот страха, он становится требователен, заносчив и дерзок. И в то же время умеющие каждому угодить, всякий раз найти доступ к душе собоседников Хлестаков и Чичиков приобретают в глазах читателя черты своеобразных «демонов» - соблазнителей и искусителей. Читатель чувствует, что, создавая, каждого из своих персонажей, автор любовался его цельностью и законченностью, богатством и неисчерпаемостью созданной им вереницы причудливых, необычных и тем не менее глубоко жизненных типов и событий.

В.Я. Брюсов справедливо признал основной особенностью Гоголя как художника его пристрастие к гиперболе, которая стала госпотствующим формообразующим началом не только гоголевского стиля, но и всей поэтики Гоголя. Эта гиперболическая стихия гоголевского стиля резко отличает его от писателей «натуральной школы» 40- годов «хотя Белинский и полагал, что они продолжают гоголевскую традицию). Стремление Гоголя воплотить различные стороны человеческой природы в предельно ярких и заострённых характерах - типах сближает его с другими великими сатириками мировой литературы. И вместе с тем оно образует ту своеобразную, неповторимую «ауру», которая составляет основу непонятного Белинским «артистизма» Гоголя- человека и художника.

Ибо Гоголь - вопреки Белинскому - был, так же как Пушкин, великим художником - «артистом». Об этом свидетельствует его юношеское увлечение театром, постоянный интерес к живописи и архитектуре, но и его лиризм, склонность к азарту и художественной «игре», так же как любовь к Италии и Риму, праздничность которых (так же как Гоголя расчётливой деловитости Петербурга).

В отличие от В.В.Розанова «тайну» гоголевского гения понял М.А. Булгаков. Ему были, как никому другому артистизм Гоголя, его театральность и праздничность, свобода, озорство, неутомимая изобретательность его воображения, способность создавать гротескные, смешные положения, наконец, живой и щедрый гоголевский смех. Наконец, подобно Гоголю, Булгакова мучили тьма и пугающее отсутствие света, в том обществе, которое их окружало.

В «Авторской исповеди» Гоголь утверждал, что он ничего не создавал в воображении и не имел этого «свойства» , и что предмет был один и тот же - жизнь. Свою способность творчества- «угадывать человека» и благодаря этому создавал выразительные портреты героев, он связывал скорее всего с соображением, чем воображением. Достоевский указывал на фантастический реализм Гоголя, и многие образы Достоевский брал у Гоголя воспринимая их кА общечеловеческие, беспредельно ёмкие и фантастические про своему характеру, допускающие расширительные толкования и поэтому вполне применимые для раскрытия как «глубин души человеческой»,людей последующих эпох, как свидетельсвует Достоевский в «дневнике писателя».

Разумеется «фантастический реализм» Гоголя отличен от «фантастического реализма» Достоевского. Персонажи Достоевского не обладают той сгущённостью красок, фантасмагоричностью и гротесковым гиперболизмам, которые присуще персонажам «Ревизора»и «Мёртвых душ». И это вполне естественно, ибо стихией Достоевского не был смех и он не был сатириком как Гоголь. К тому же интерес Достоевского был направлен прежде всего на человеческую личность, на анализ её внутреннего мира и на губительные для человечества побуждения и идеи, которые порождал в ней распад прежней, традиционной культуры и цивилизации.

Человек Достоевского живёт в мире бурной динамики, а не в тяготеющей к статике и неподвижности гоголевской о России. Однако уже Гоголь считал эпоху переходной. Распад старого устойчивого патриархального мира и переоценка его ценностей - тема, которая сквозит уже в «Вечерах накануне Ивана Купала», «Страшной мести», «Старосветские помещики», «Тарасе Бульбе», «Вие» и др. ранних его повестях. Но в этих произведениях 30-х годов внимание Гоголя направлено прежде всего на вторгающихся в вольный и свободный,идеализируемый мир автором мир традиционный, «нормальный» народной жизни враждебных ему сил зла, тяготеющего в сословных и возрастных предубеждениях, в окостеневшей в своём уродливом однообразии будничной рутине, а также в нарождающейся власти золота, фальшивом и утонченности, в падении прежних твёрдых устоев и нравственных запретов. Эти силы зла нередко персонифируются Гоголем в фантастическом и демоническом обличи ведьм, колдунов, связанных с адскими силами, противостоящим человеческой любви, молодости, красоты и гармонии «нормальной» земной жизни. Позднее же, когда Гоголь от украинских тем переходит к петербургским и общероссийским, основным источником зла в его творчестве становится «пошлость пошлого человека», порождённая внутренним омертвлением человека, которые таят в себе, однако, возможность их будущего воскресения.

В.В. Розанову были чужды, по - видимому, не только гиперболизм и праздничность гоголевских типических обобщающих образов, но и присущее им символическое начало.

Между тем символический смысл образов был очевиден уже многим его современникам - и прежде всего С.П. Шевырёву. Достоевкий же. В отличие от Розанова, отчётливо осознал, что пушкинские и гоголевские персонажи представляют собой изначально образы - символы. В статье, окрывающей этот цикл, мы постарались показать это на примере уже первого из героев Гоголя - Ганца Кюхельгартена. После сожжения этой поэмы символическое начало в творчестве Гоголя постоянно возрастало - как в период «Вечеров» и « Миргорода», так и в творениях Гоголя - реалиста, начиная от его петербургских повестей и до «Ревизора» и «Мёртвых душ», самые названия которых включает в себя определённый символический смысл (ибо в «Ревизоре», наряду с Хлестаковым его антиподом, а может быть, и двойником - чиновником, присланным «по именному повелению» из Петербурга, есть и третий, более строгий и требовательный ревизор - автор со своим весёлым и светлым, но в то же время неумолимым смехом, взывающий к персонажам и зрителям комедии своей потрясённой, глубоко встревоженной и пошлостью своих персонажей, и ощущением неустроиства своего «душевного города» (совестью).

В отличие от В.В. Розанова, могучий символический заряд, заложенный в творчестве Гоголя, хорошо поняли Д.С. Мережковский, В. Брюсов, А. Белов, А.А. Блок и другие представители русского символизма. В статье Блока «Дитя Гоголя»(1909), его стихотворении «Россия»(1910) и поэме «Возмездие» фигуры Гоголя и Достоевского и их восприятие России получили образно - символическое истолкование, навеянное предгрозовой общественно - политической ситуацией начала века, а в «Гоголе» (1909) Мережковский, несмотря на субъективизм общего понимания эволюции Гоголя, верно подметил «мечтательство» гоголевских героев и, опираясь на историческую традицию Достоевского, показал, философско - символический обобщающий смысл образов Городничего, Хлестакова и Чичикова.

В. Брюсов в очерке «Испепеленный», о котором мы уже поминали выше, глубоко и верно охарактеризовал «гиперболизм» гоголевских описаний природы и его персонажей. А Андрей Белый в «Серебряном голубе» и в «Петербурге», продолжил линию гоголевского «фантастического» реализма и завершение своей писательского пути замечательной книгой «Мастерство Гоголя».

Розановское ложное толкование о том, что Гоголь, как писатель способен лишь к изображению «мёртвых душ» ,было навеяно противопоставлением «пушкинского» и «гоголевского» направлений. Это ложное ошибочное представление Розанова имело своих последователей у В. Набокова, и у С. Карлинского. американского учёного, написавшего пошлую книгу, рассчитанную на сенсацию.

Гоголь был духовно одинок. Это особенность его бытия была верно отмечена исследователями, и в ней состоит немалая часть, свойственного его поздним годам трагизма. Были одиноки и художники А. Иванов и П. Федотов, и композитор М. Глинка. Такова была беда на личности Гоголя, а великое будущее России, русского искусства и литературы и высоко ценить в своём творчестве значение человеческой личности и её роль в преобразовании мира. Именно эта проблема рассматривается нами в данной научной работе.

Вопреки мнению Розанова, именно проблемы человеческой личности, её омертвление и пути её духовного возрождения - центральные проблемы гоголевского творчества. Гоголь был прежде всего художник - анотрополог (а не социолог). И именно ключевому значению для творчества Гоголя проблемы личности мы и посвятили эту научную работу, тем более что проблема - эта в литературе лишь поставлена. Но её решающее значение для его творчества до сих пор не понято и не отмечено в большей части научной литературы о Гоголе. Вопрос о значении для мировоззрения Гоголя его анропологии, и в частности, его представлений о человеческой личности впервые в широком философско - историческом контексте разработал С.Г. Бочаров.

Значение для Гоголя - писателя и мыслителя - темы ценности личности человека подтверждаются всем его творчеством. Более того, лишь учитывая постоянное присутствие в произведениях Гоголя темы нормального, здорового духовного развития человека, признания им высокого значения человеческой личности и в историческом прошлом, и в условиях современного мира - мира, госпотство в котором пошлости и меркантильности привело к глубокому социальному и нравственному упадку и который нуждается в пробуждении и «воскресении», - и можно понять глубинную связь различных произведений Гоголя, разных этапов его творчества, духовную эволюцию автора от «Ганца Кюхельгартена» к украинским и пербургским повестям и далее - к «Ревизора», «Женитьбе», «Шинели» и «Мёртвым душам» , а от них - к «Выбранным местам из переписки с друзьями» и «Авторской исповеди».

Идея о ценности живой и творчески свободной человеческой личности объединяет произведения молодого Гоголя с его поздним творчеством.

Со времён Белинского в критике и историко - литературной науке не раз велись споры о том, «положительные» или «отрицательные» фигуры герои «Старосветских помещиков».

Между тем уже сама постановка подобного вопроса глубоко ошибочна. И Афанасий Иванович, и Пульхерия Ивановна - люди определённого времени - «старосветские помещики». Эпоха и усвоенные нормы наложили на их представления о ней неизгладимый отпечаток. И вместе с тем Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна - живые личности, связанные между собой живой человеческой привязанностью. Оба они до предела бесхитростны и добры. И пусть их чувства друг к другу под влиянием того сонного и однообразного, не требующего от них особых нравственных усилий существования, которое они ведут (как и их крестьяне и домочадцы), превратилось в «привычку», их соединяет глубоко личная привязанность друг к другу, им удалось остаться людьми, сохранить в себе «живую душу» (а не превратится в «мёртвую душу», как назовёт Гоголь позднее тех своих героев, которое в подобных уже условиях нравственно уснули и оценили). В соединив Афанасии Ивановиче и Пульхерии Ивановне чёрт «старосветских помещиках» и живых личностей состоит тайна художественного обаяния этих двух гоголевских героев, прототипами которых являются не только Филемон и Бавклида, но в равной степени Дафнис и Хлоя, о чём уже приходилось писать.

Не меньшее значение, чем для «Старосветских помещиков»., тема личности «имеет и для остальных повестей, вошедших в состав «Миргорода». В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» молодые герой с «живой душой» противопоставлены миру «отцов», обветалым и рутинным общественным и нравственным представлениям.

В «Миргороде» же возникает и другая тема- тема - противоборства Добра и Зла, мира гоголевских чертей и ведьм с людьми живой души и сердца, столкновение лучших черт казацкой чести и долга - Данилы Бурульбаша со старым колдуном, а также противостояние его предков - эпических фигур Петра и Ивана. В «Вие», «Тарасе Бульбе» тема столкновения Добра и Зла подвергается дальнейшей драматизации. А в «Тарасе Бульбе» живыми личностями являються не только Тарас и Остап, нравственный мир которых выкован Сечью и ее героическим кодексом чести, но и Андрий, изменивший ему, ибо им движет другой нравственный кодекс, основанный на любви к прекрасной панночке и на усвоенном им идеале рыцарской чести. Гоголь следует здесь по пути, намеченному Пушкиным в «Борисе Годунове», где не только царь Борис, но и его Самозванец - живые индивидуальности, обладают для читателей каждый своим нравственным обаянием, несмотря на то, и что оба они - нарушители высших общечеловеческих моральных норм, осуждённые на гибель в результате этого нарушения. Своей неповторимой личностью обладает храбрый и бесстрашный, но в то же время покаранный за своё любопытство и измену возложенному на него нравственному долгу Хома Брут (причём следует отметить, что и противостояние ему польский сотник также не лешён своего человеческого лица). Наконец, даже в «Повести о том как поссорился … оба ее героя уже в самом заглавии повести гротескно сближены между собой (оба они «Ивана») и отдельны друг от друга - и далее на всём протяжении её Гоголь то сближает, то протовопоставляет их друг другу, приоткрывая глубоко запрятанные за уродливыми внешними масками человеческие лица.

Но и наибольшей, может быть, силой ценность отдельного человека, личность, её роль и назначение в истории человечества Гоголь утверждает в «Арабесках». Отнюдь не случайно Гоголь соединяет статьи исторического характера с повестьями, посвящёнными живой современности. При кажущейся пестроте и разнохарактерности в письмах к друзьям как более или менее случайное соединение «всякой всячины», на деле «Арабески», как и оба других ранних сборника гоголевских повестей, обладают определённым скрытым от глаз невнимательного читателя единством. Ибо исторические и географические статьи этого сборника, дополняя друг другу, должны были по замыслу автора дать в руки читателя как бы очерк истории человечества - от сжатой характеристики древневосточных государств до возникновения христианства («жизнь») и от начала средних веков до начала нового времени («О переселении народов в конце 5 века», «О средних веках»). Причём исторический путь, пройденный человечеством, Гоголь сопоставляет, как мы уже видели, с путём духовно - нравственного воспитания отдельной личности. Единство всеобщей истории, позволяющее рассматривать человечество - при всём разнообразии физиономии отдельных народов, из которых каждый составляет в свою очередь общую исторически сложившуюся личность,- Гоголь утверждает также в статьях «мысли о географии» и «И всеобщей истории».

Наконец, в статьях «Взгляд на составление Малороссии» Гоголь старается глазами историка осмыслить исторические пути формировния Запорожской Сечи и вообще украинского народа как особого целостного национально - культурного образования со своим неповторимым лицом.

Таким образом, прошлые века представляют у Гоголя как путь формирования не только человечества, являющегося в его представлении как бы воплощением единой коллективной личности, но историей создания неповторимого лица каждой исторической эпохи и каждого народа.

Утверждая, что исторический прогресс, приведший к созданию новых европейских государств (и в том числе после петровской России), был исполнен глубоких противоречий, Гоголь, как мы уже знаем, не был склонён к историческому пессимизму.

Итак, по Гоголю 19 век открывает новые возможности будущего возрождения и воскресения. Причём инициатива этого возрождения принадлежит крупным творческим личностьям, если крупный государственный деятель сумеет верно оценить условия жизни своего народа, его потребности и границы тех исторических возможностей, которые открывает перед ними эпоха. Гоголь решал эту задачу своими средствами. Он ищет в своих героях вовсе не «Мёртвую душу» , а ростки «живой» души. Главнейшей «высокохристианской мыслью» творчества Гоголя является «Восстановление погибшего человека».

Гоголь был убеждён в способности человека, при наличии у него силы воли и способности к сопротивлению злу, одержать нравственную победу над враждебными ему силами. Это моторная тема звучит уже и в «Сорочинской ярмарке», и в «Майской ночи», и «Ночи перед рождеством». Во всех этих повестях мир молодости и красоты одерживает победу над миром нравственной испорченности и зла.

Тема нравственной вины героя за проявленную слабость после «Вечеров» вновь возникает в «Вие». А в повести «О ссоре» и в «Носе» эта тема приобретает иной, грозный характер; герои не несут ответственность за потерю своего человеческого лица. Предатель по отношению к саму себе и к искусству, которому он обязался служить, и Чартков в обеих редакциях «Портрета». Ибо виновниками его падения, в понимании автора, являются не только страшный ростовщик, деньги, найденные Чартоковым в раме портрета, соблазны большого города и даже не только губительные демонические влияния ростовщика на создателя его портрета. Его вина в том, что найдя золото в раме купленного им портрета, он становится модным живописцем - лакировщиком и губит своё дарование

Ещё в «Портрете» и в «Невском проспекте» Гоголь наметил путь, по которому он идёт сам в своём психологическом анализе общественной извращенности в «Записках сумасшедшего». Для того чтобы обнаружить перед читателем внутреннюю пустоту своих героев, Гоголь сталкивает их с определёнными большими жизненными ценностями, делая последние масштабом для оценки их морально- человеческого уродства.

Постепенно чисто фантастические моменты исчезают из произведений Гоголя. Центральным мотивом становятся испытания героя. Это мотив проявляется в сказочном варианте в «Вечерах», «Миргороде».

Глубочайшая уверенность Гоголя в том, что изменить общество и «среду» можно только путём изменения человека, породила его мечту об эстетическом, очищающем значении смеха, с которым он связывал постановку на сцене «Ревизора» и издание первого тома «Мёртвых душ».Наметив в «Мёртвых душах» путь от духовной смерти их героев к их нравственному воскресению, Гоголь предвосхитил пути дальнейшего движения русской литературы, её «магистральный сюжет».

«Истинно, истинно говорю я вам: если пшеничное зерно, падавши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода»- эти слова Евангелия от Иоанны, которые Достоевский выбрал эпиграфом для своего последнего романа, могли быть предпосланы и «Мёртвым душам» Гоголя, «Воскресению», как и многим из народных рассказав Льва Толстого. Через тяжёлые испытания и нравственную «смерть» герои всех этих произведении идут к нравственному воскресению и новой жизни. Причём поворотными пунктами в их развитии становится преступление, ведущее к нравственному омертвлению, и покаяние, помогающее им нравственно восстановить и возродить в себе нового человека.

"Быть в мире и ничем не обозначить своего существования — это кажется мне ужасным". Н. В. Гоголь.

Гений классической литературы

Николай Васильевич Гоголь известен миру как писатель, поэт, драматург, публицист и критик. Человек недюжинного таланта и потрясающий мастер слова, он знаменит как на Украине, где родился, так и в России, в которую переехал со временем.

Особенно Гоголь известен своим мистическим наследием. Его истории, написанные на уникальном украинском языке, не являющимся литературным в полном смысле этого слова, передают глубину и красоту украинской речи, известные всему миру. Наибольшую популярность Гоголю подарил его «Вий». Какие еще произведения написал Гоголь? Список произведений мы рассмотрим ниже. Это и нашумевшие истории, часто мистические, и повести из школьной программы, и малоизвестные произведения автора.

Список произведений писателя

Всего Гоголь написал больше 30 произведений. Некоторые из них он продолжал дописывать, несмотря на публикацию. Многие его творения имели несколько вариаций, в том числе «Тарас Бульба» и «Вий». Опубликовав историю, Гоголь продолжал размышлять над ней, подчас дописывая или изменяя финал. Часто его повести имеют несколько вариантов концовки. Итак, далее рассмотрим самые известные произведения Гоголя. Список перед вами:

  1. «Ганц Кюхельгартен» (1827-1829, под псевдонимом А. Алов).
  2. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 год), часть 1 («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Утопленица», «Пропавшая грамота»). Вторая ее часть была издана через год. В нее вошли следующие истории: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место».
  3. «Миргород» (1835). Ее редакцию разделили на 2 части. В первую часть входили повести «Тарас Бульба», «Старосветские помещики». Во вторую часть, завершенную в 1839-1841 годах, вошли «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
  4. «Нос» (1841-1842).
  5. «Утро делового человека». Писалась, как и комедии «Тяжба», «Отрывок» и «Лакейская», в период с 1832-го по 1841-й.
  6. «Портрет» (1842).
  7. «Записки сумасшедшего» и «Невский проспект» (1834-1835).
  8. «Ревизор» (1835).
  9. Пьеса «Женитьба» (1841).
  10. «Мертвые души» (1835-1841).
  11. Комедии «Игроки» и «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1836-1841).
  12. «Шинель» (1839-1841).
  13. «Рим» (1842).

Это опубликованные сочинения, которые написал Гоголь. Произведения (список по годам, точнее) указывают на то, что расцвет таланта писателя пришелся на 1835-1841 гг. А теперь немного пройдемся по рецензиям на самые знаменитые истории Гоголя.

«Вий» - самое мистическое творение Гоголя

В истории «Вий» рассказывается про недавно усопшую панночку, дочь сотника, которая, как известно всему селу, была ведьмой. Сотник по просьбе любимой дочки заставляет читать над ней заупокойную бурсака Хому Брута. Ведьма, умершая по вине Хомы, мечтает отомстить…

Отзывы о произведении «Вий» - сплошная похвала писателю и его таланту. Список произведений Николая Гоголя невозможно обсуждать, не упомянув всеми любимого «Вия». Читатели отмечают ярких персонажей, самобытных, уникальных, со своими характерами и привычками. Все они - типичные украинцы, веселые и оптимистично настроенные люди, грубоватые, но добрые. Невозможно не оценить тонкую иронию и юмор Гоголя.

Также выделяют уникальный слог писателя и его умение сыграть на контрастах. Днем крестьяне гуляют и веселятся, выпивает и Хома, чтобы не думать об ужасе предстоящей ночи. С приходом вечера же наступает мрачная, мистическая тишина - и Хома вновь вступает в очерченный мелом круг…

Совсем небольшая по объему история держит в напряжении до последних страниц. Ниже - кадры из одноименного фильма 1967 г.

Сатирическая комедия «Нос»

«Нос» - потрясающая повесть, написанная в столь сатирической форме, что для начала кажется фантастическим абсурдом. По сюжету, Платон Ковалев - человек публичный и склонный к нарциссизму, утром просыпается без носа - на его месте пусто. В панике Ковалев начинает искать потерянный нос, ведь без него и в приличном обществе не появишься!

Читатели без труда увидели прототип российского (да и не только!) общества. Гоголевские истории, несмотря на то что были написаны в 19-м веке, не теряют своей актуальности. Гоголь, список произведений которого в большинстве своем можно поделить на мистику и сатиру, очень тонко чувствовал современное общество, которое за прошедшее время ничуть не изменилось. В почете до сих пор остались чин, внешний лоск, а вот внутреннее содержание человека никому не интересно. Именно нос Платона, с внешней оболочкой, но без внутреннего содержания, становится прототипом человека богато одетого, разумно мыслящего, но бездушного.

«Тарас Бульба»

«Тарас Бульба» - великое творение. Описывая произведения Гоголя, самые известные, список которых предоставлен выше, нельзя не упомянуть об этой повести. В центре сюжета двое братьев, Андрей и Остап, а также их отец, сам Тарас Бульба, человек сильный, мужественный и донельзя принципиальный.

Читатели особенно выделяют мелкие детали повести, на которых автор акцентировал внимание, что оживляет картину, делает те далекие времена более близкими и понятными. Писатель долгое время изучал детали быта той эпохи, чтобы читатели более живо и ярко представляли себе происходящие события. Вообще, Гоголь Николай Васильевич, список произведений которого мы обсуждаем сегодня, всегда придавал особое значение мелочам.

Харизматичные персонажи также произвели неизгладимое впечатление на читателей. Жесткий, беспощадный Тарас, готовый на все ради Родины, смелый и мужественный Остап и романтичный, самоотверженный Андрей - они не могут оставить читателей равнодушными. Вообще, известные произведения Гоголя, список которых мы рассматриваем, имеют интересную особенность - удивительное, но гармоничное противоречие в характерах героев.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Еще одно мистическое, но при этом смешное и ироничное произведение Гоголя. Кузнец Вакула влюблен в Оксану, которая пообещала выйти за него замуж, если он достанет ей черевички, как у самой царицы. Вакула в отчаянии... Но тут совершенно случайно на глаза ему попадается нечисть, развлекающаяся в селе в обществе ведьмы. Неудивительно, что Гоголь, список произведений которого вмещает в себя многочисленные мистические истории, в этой повести задействовал ведьму и черта.

Эта история интересна не только сюжетом, но и колоритными персонажами, каждый из которых уникален. Они, словно живые, предстают перед читателями каждый в своем образе. Одними Гоголь любуется с легкой иронией, Вакулой он восхищается, а Оксану учит ценить и любить. Словно заботливый отец, он добродушно посмеивается над своими персонажами, но все это выглядит настолько мягко, что вызывает лишь нежную улыбку.

Нрав украинцев, их язык, обычаи и устои, так явно описанные в повести, мог столь подробно и любовно описать только Гоголь. Даже подшучивание над «москалямы» выглядит в устах персонажей повести мило. Все потому, что Гоголь Николай Васильевич, список произведений которого мы сегодня обсуждаем, любил свою родину и отзывался о ней с любовью.

«Мертвые души»

Звучит мистично, согласны? Однако на самом деле Гоголь в данном произведении не прибегал к мистике и заглянул гораздо глубже - в людские души. Главный герой Чичиков кажется персонажем отрицательным на первый взгляд, но чем больше читатель знакомится с ним, тем больше положительных черт замечает в нем. Гоголь заставляет читателя переживать за судьбу своего героя, несмотря на его нелицеприятные поступки, что уже говорит о многом.

В данном произведении писатель, как всегда, выступает прекрасным психологом и настоящим гением слова.

Безусловно, это не все творения, которые написал Гоголь. Список произведений неполный без продолжения «Мертвых душ». Именно его автор якобы сжег перед смертью. Поговаривают, что в следующих двух томах Чичиков должен был исправиться и стать порядочным человеком. Так ли это? К сожалению, теперь мы никогда не узнаем об этом наверняка.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...