Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Щи из индейки со свежей капустой

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение

Принцесса на горошине главная мысль сказки. Чему учит сказка Принцесса на горошине

Цели:
    Ознакомить учащихся со сказкой “Принцесса на горошине”. Развивать навык выразительного, беглого чтения. Развивать самостоятельность на уроке.
Оборудование:
    Портрет Г. X. Андерсена. Иллюстрации к сказке “Кот в сапогах”. Иллюстрации к сказке “Принцесса на горошине”. Мультимедийный проектор (для показа презентации). Экран. Компьютер.

Ход урока

Проверка домашнего задания (по сказке Шарля Перро “Кот в сапогах”).На зрительных метках находятся слова, прочитайте их.– Составьте из данных слов пословицу.(Учащиеся снимают карточки со зрительных меток и выставляют их на доску, получается пословица: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. ) Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

– Почему сказка – это ложь?(Потому, что в сказках очень много волшебства, того чего в реальной жизни существовать не может. )– Дома вы читали сказку “Красная шапочка”. Скажите, а в сказке “Красная Шапочка” имеются элементы волшебства?(Да, имеются. )– Какие, назовите их.(Волк разговаривает, он съел бабушку, внучку, волк хитрый, злой. )Сказка ложь, да в ней намек... Как вы понимаете слово НАМЕК?(Ответы детей ).Для того, чтобы мы точно знали значение слова НАМЕК, обратимся к словарю Ожегова Сергея Ивановича. НАМЕК – слова или поступок, которые могут быть поняты только по догадке.УРОК – нечто поучительное, то, из о можно сделать вывод для будущего.НАМЕК – слово или выражение, в котором не полностью высказанная мысль может быть понята только по догадке. Т. е. для того, чтобы понять, что хотел сказать автор, нужно поразмыслить.– Обратимся ко второй части пословицы. ... Добрым молодцам урок.– Какое значение имеет слова УРОК в данном выражении?УРОК – то, что должны вынести для себя читатели. (Т. е. это то, что должны вынести для себя читатели. Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. )– Какой урок мы должны вынести, прочитав сказку “Красная Шапочка”?(Не быть такой доверчивой, не доверять злым, разбираться в людях, видеть, кто перед тобой стоит. )– Значит сказки это не просто увлекательное чтение, а чтение, наполненное скрытым содержанием.– Давайте вспомним, какие сказки мы знаем. В этом нам поможет небольшое увлекательное задание.

– Найдите на картинке животных.– У вас на столах лежат карточки, которую вы видите сейчас на экране. Найдите на картинке животных.

– Итак, кого вы нашли на картинке?(Волка, медведя, птицу, козленка, лису – учащиеся выходят к экрану и показывают указкой ).– Вспомните, в каких сказках мы встречаемся с этими героями?Волка – “Волк и семеро козлят”, “Красная шапочка” Шарль Перро, “Три поросенка”, “Айболит” К. И. Чуковский, Козленка – “Волк и семеро козлят”, Лиса – “Лиса со скалочкой”, “Приключение Буратино” А. Толстой, Птица – “Снежная королева”, “Курочка ряба”, “Конек-Горбунок” Ершов, Медведь – “Теремок”, “Машенька и медведи”, “Колобок”, “Три медведя”.– Какой урок можно вынести из сказки “Волк и семеро козлят”? (Дети должны слушаться свою маму. )– Какой урок мы можем вынести из сказки “Снежная королева”?(Очень легко потерять близких людей, если сердце наполнить холодом. )– Сегодня мы познакомимся с еще одной замечательной сказкой, автором которой является Ганс Христиан Андерсен.(Выставка книг ).– Думаю, что вы знакомы с такими его произведениями как: ......– Чтобы немного вспомнить знакомые вам сказки Андерсена предлагаю вам встретиться с некоторыми из его героев.Ученица: – Глаза мои сверкают, как звезды, но в них нет ни теплоты, ни кротости. Я прекрасна и одежда моя соткана из миллионов снежных звездочек. Я ослепительна, красива и окружает меня белый прозрачный лед. Кто я?(Снежная королева ).(Открывается картинка или обложка книги “Снежная королева”).

Г. X. Андерсен “Снежная королева"

Ученица: – Я появилась из маленького ячменного зернышка, который вырос в большой чудесный цветок. Я всего с дюйм ростом. У меня нежный и красивый голосок, которого еще никто никогда не слыхивал. Кто я?(Дюймовочка. )(Открывается картинка или обложка книги “Дюймовочка”. )

Г. X. Андерсен “Дюймовочка”

Ученица: – Я попала в дом принца во время развиравшейся непогоды, но отдохнуть в этом доме мне так и не удалось, потому что постель была очень неудобной. Кто я?(Принцесса на горошине )(Открывается после того, как учащиеся отгадали героиню.)

Г. X. Андерсен “Принцесса на горошине”

(Открывается тема урока. )

    Прочитать сказку. Определить какие уроки она несет в себе. На основе этой сказки составить свою.
– Сегодня мы обратимся к сказке Ганса Христиана Андерсена “Принцесса на горошине”.Мы должны:
    прочитать сказку; определить какие уроки она несет в себе; и на основе этой сказки попытаться составить свою.
Выразительное чтение сказки (учителем). – Вы уже знаете, что сказка читается определенным образом. Что мы должны учесть, читая сказку?(Существовали так называемые сказители, которые рассказывали сказки и для этого использовали определенную интонацию, сказовую. )– А теперь вы внимательно послушаете сказку, и затем мы попробуем прочитать ее, соблюдая интонацию.– Прочитайте сказку, соблюдая сказовую интонацию. (Чтение по частям – 3 чел. )– Давайте посмотрим, сумел ли... передать сказовую интонацию?(Ответы учащихся. )Самостоятельная работа: – В сказке нам встретились слова, которые требуют объяснения. (Работа по карточкам).– На ваших столах имеются карточки, прочитайте задание и самостоятельно впишите необходимые слова, используя материал сказки.Вставь пропущенные слова.Перевел сказку с _______________языка на русский язык А. __________________ _______ мешок набитыйсеном и служащий матрасом._________________ мешок, набитыйпухом или перьями.____________________ музей, собраниередкостей, диковинных предметов.Гагачий пух _____ пух птицы _______ .Проверка.

– Проверяем. Итак, какие слова вы вписали?Перевел сказку с датского языка на русский язык А. Ганзен.Тюфяк – мешок набитый сеном и служащий матрасом.Перина – мешок, набитый пухом или перьями. Кунсткамера музей, собрание редкостей, диковинных предметов.(Это первый музей в России, основанный Петром 1, куда собирались редкие предметы. )Гагачий пух пух птицы гаги.– Какой урок мы должны вынести из этой сказки?– Пока трудно ответить на этот вопрос, еще не разобрались, будем двигаться по порядку.– Какой перед нами предстала принцесса? Зачитайте отрывок, описывающий ее. (... За воротами стояла принцесса. Но, боже, в каком она была виде! Потоки дождевой воды стекали по ее волосам и платью на носки туфель и вытекали из–под каблуков.)– Автор дает нам только несколько предложений. Давайте дорисуем этот образ принцессы. (Она была совершенно одна, она была в простом платье, вся мокрая вода вытекали из-под каблуков. )

– Была ли она похожа на принцессу?(Картинка принцессы у ворот: мокрая ).(Нет, не была ).– Что помогло определить, что принцесса настоящая?(Горошина ).– Почему же ей так плохо спалось? (Она чувствовала эту горошину ).В чем заключается вымысел данной сказки?(Мы понимаем, что невозможно почувствовать горошину под таким количеством тюфяков и перин, т. е. это сказочный способ определения настоящей принцессы ).– Так чем принцесса отличается от простой девушки?(Принцесса очень нежное создание, ее все опекают, оберегают и поэтому она чувствительна, даже к тому, что находится под 12 тюфяками и 12 перинами. )

– Теперь вернемся к нашему вопросу, какой же урок мы должны вынести из этой сказки?(1. Нельзя по внешнему виду определить сущность человека, стоя за воротами вся промокшая она мало походила на принцессу, но почувствовав горошину, доказала, что настоящая принцесса.2. Нужно иметь верный способ узнать человека лучше. В сказке таким средством была горошина.)Самостоятельная творческая работа:

– Придумайте еще несколько способов определить, настоящая ли перед вами принцесса или настоящий перед вами принц. Составьте свою современную сказку.(1 вариант, например:2 вариант, например:Чтение самостоятельно придуманных сказок и оценивание их учащимися (4 сказки прочитать).

– Поднимите квадрат зеленого цвета, если вы оцениваете данную сказку, как удачную; поднимите квадрат синего цвета, если вы оцениваете данную сказку как интересную; и квадрат красного цвета, если эта сказка требует доработки.Рефлексия: – А теперь оцените свою работу. Поднимите соответствующий квадрат.– Я вижу, что у вас получилось.Домашнее задание:

    Составьте книжку – малютку со сказкой о настоящем принце, какой он должен быть. Подготовьте выразительное чтение своей сказки.
Самооценка: – Используя шкалу, оцените свою деятельность на уроке.– ...(имя) как ты оцениваешь свою деятельность на сегодняшнем уроке?– Вы согласны?(Спросить 5 чел. )

2002 года), я внезапно — и в этом давно нет ничего удивительного, — начал размышлять. Так бывает, когда в детстве смотришь, и даже мысли не возникает о подтексте и вменяемости сюжета. А тут видишь ли, задумался, в чём же смысл столь странной истории о принцессе, которая под перинами почувствовала сухую горошинку? Как оказалось, не я один задавался этим вопросом. Ниже представлены (от обстоятельных до кратких) мнения из комментариев, не все — но этих достаточно.

(1) Не всё золото, что блестит.
Встречают по одежке, провожают по уму.
Никогда не верь первому впечатлению, оно всегда обманчиво.

Только немного больше узнав о человеке, можно делать какие-либо выводы.
Так и в этой сказке: просто одетую девушку нельзя было сразу назвать принцессой, однако жизненные привычки в любой ситуации расскажут сами все о человеке, ведь то, к чему человек привык, как он сформировался умственно, трудно скрывать.

(2) Смысл сказки в том, что люди, оказывается, не все одинаковы, а отличаются друг от друга своим уровнем интеллигентности, развития нравственности, природной мудрости. Всего на одной странице, Андерсен определил всю философию нового времени. Принцесса пришла в рубищах, босая и замерзшая. За ней стелется шлейф необыкновенной истории, которую мы не знаем. Но она принцесса, и в этом ее суть. И достаточно всего одной горошины, чтобы понять это.

(3) Способ проверки подлинности принцессы всего лишь образ. Очарование принцессой происходит ещё до проверки горошиной. Если бы она не понравилась королевскому семейству, королева не пошла бы на такой риск — вручить судьбу сына и свою воле случая. То есть, мнение о незнакомке сперва таково: девушка хороша, но не обманулись ли мы? Чтобы удостовериться в том, что избранница действительно достойная, в жизни понадобились бы годы жизни с ней. В сказке же всё можно проверить горошиной. Сказочное свойство горошины — дать подтверждение — да, это именно та. А коль подтверждение получено, вот вам и доказательство, что и в лохмотьях может быть золотая, благородная, чистая душа.

(4) Принцесса не замуж шла, просто попросилась на ночлег, голодная и холодная, а коварная королева подсунула ей горошину в виде испытания. Принцесса утром разохалась от синяков, оставленных градинами (накануне она забегалась, промокла, разволновалась + твёрдые осадки побили), а потенциальная свекруха решила, что заполучила невестку голубых кровей. Сказка на внимательность.

(5) Способность почувствовать горошину дает право предполагать в человеке возможность почувствовать и состояние находящегося рядом человека, его боль, радость, сомнения. А там рядом и сочувствие, и соучастие. А еще и то, что принцесса сказала о том, что ей плохо спалось — это же ведь открытость!

(6) Главный смысл сказки состоит в том, что, если человек хочет что-то узнать, он обязательно придумает, как это сделать. Сказка учит быть сообразительным и находчивым, придумывать оригинальные решения для достижения цели.

(7) Смысл в том, что люди высшего общества привыкли к самому лучшему. Это стиль жизни принцессы не спят на тюфяках они не служанки. Поэтому и подвох чувствуют сразу. Без таких принцесс в реальной жизни не было бы класса люкс.

(8) Сказка учит нас не подразделять людей на нищих и богатых, то есть учит тому, что все люди равны. А встречать всегда людей лишь по одёжке — неправильно, нужно учиться доверять людям. Ведь суть человека в его внутреннем мире.

(9) Данная сказка — насмешка над королевскими кровями. Автор высмеивает знать, ржет над родителями принца и их критериями поиска жены своему сыну.

(10) Смысл в том, что сейчас принцесс настоящих не осталось. Спим на своих жестких кроватях с ортопедическим матрацем и ни одного синяка с утра.

(11 ) Горошина символизирует нечистую совесть.
Как ее не прикрывай, настоящая принцесса не сможет спать спокойно.

(12 ) Конечно же, всё может быть, но вот для меня мораль сказки такая: если чувствуешь себя принцессой, даже драные лохмотья тебе не будут помехой.

(13 ) Мне кажется... просто им нужна была "породистая" жена, а не какая-нить самозванка деревенская с улицы, вот в этом смысл, наверное.

(14 ) Мораль — оказаться в нужное время в нужном месте, подслушать и подсмотреть, как тебя будут испытывать. PS: Добавил не знаю зачем... а вдруг?

(15 ) У сказки нет морали. Мораль бывает у БАСНИ! Для этого данный жанр и создавался. А сказка — это отражение действительности, созданное творчеством. И Андерсен не морализирует, он показывает мир во всем его многообразии.

Такие дела, некоторые мнения в чём-то похожи, многие чисто домыслы — воображение рисует детали. Вы как думаете, какой номер близок к истине? Возможно, у кого-то включился СПГС. Что касается меня, то я склоняюсь к варианту 15 и 9.

    Как же меня удивляла эта сказка, а в частности как принцесса смогла почувствовать горошинку даже через десятки одеял.

    Сказка учит тому, что даже несмотря на грязную одежду, нужно видеть в человеке прежде всего человека, ведь не зря же придумали поговорку Встречают по одежке. Вот так же и с принцессой встретили ее то по одежке, а оказалась, что девушка она очень даже непростая, а царских кровей.

    Также никогда не нужно терять достоинства и терпения и тогда ваши старания будут награждены.

    Ну и конечно, никогда не отказывать в помощи, если вас просят об этом, все мы люди и должны помогать друг дружке.

    Сказка, название которой-Принцесса на горошине,учит людей милосердию и сочувствию.И не обязательно такой человек,который к вам обратиться за помощью,будет благополучным и богатым,и даже если он совсем неказисто одет или совсем нищий,обратите на него внимание и окажите ему посильную помощь.

    Сказка учит тому,что доброта является всегда востребованной и в итоге всегда победит зло.

    И еще мораль сказки такова, что не нужно оценивать людей только по их одежке или внешнему виду,потому что этот может быть обманчивым и суть человека будет иной на самом деле.

    И истинное лицо человека невозможно сразу определить,для этого нужно время.

    Мне кажется мораль этой сказки очень проста - настоящее сокровище не спрячешь под неказистой оберткой, настоящий алмаз будет сверкать даже в грязной оловянной оправе. Так и в этой сказке, промокшая грязная девушка постучав в ворота замка объявила себя принцессой, по ее одежде этого сказать было нельзя, как и отсутствие слуг настораживало - откуда взялась в такую погоду настоящая принцесса одна?

    Но проверка горошиной показала, что девушка действительно принцесса, ведь свои привычки не спрячешь от внимательного взгляда. Ну а второй урок совсем простой - иногда настоящее сокровище, или удача, само просится к вам в руки и надо только не зевать и не упустить свой шанс.

    Внешность обманчива - вот ключевая мысль сказки. А еще история о принцессе, которая не смогла уснуть на горошине, покрытой двадцатью тюфяками, проводит разграничивающую черту между представителями царских семей и обычными людьми, акцентируя внимание читателя на том, что только настоящие принцессы могут быть такими неженками. Ребенок сразу поймет, что самое твердое, что попадалось под руку (точнее, под тело) принцессы - это горошина, что ей чужды такие вещи, как, допустим, лежать на голых половицах и орудовать мотыгой.

    Практически любая сказка имеется в свом содержании поучительный смысл. Если мы говорим конкретно о сказке под названием Принцесса на горошине, то про не можно сказать следующее. Сказка учит нас не подразделять людей на нищих и богатых, то есть учит тому, что все люди равны. А встречать всегда людей лишь по оджке - это совсем неправильно, нужно учиться доверять людям. Ведь суть человека в его внутреннем мире. Доброе человеческое сердце всегда должно победить любое зло и любую повстречавшуюся на пути к достижению поставленной цели несправедливость.

    Также эта сказка учит и тому, что к любому человеку нужно проявлять отзывчивость и доброту.

    Мне кажется, тому, что не обязательно отправляться в дальние странствия, чтобы найти настоящую принцессу. Такая принцесса может совершенно случайно ненастным вечером постучаться в двери вашего замка. Пусть и выглядеть она будет не самым блестящим образом, ведь она так долго шла, устала, пусть и одежда у не не самая королевская, как подобает настоящей принцессе, возможно, она и не совсем и настоящая принцесса, но это покажет небольшое испытание, которому не забудет подвергнуть е ваша матушка, а, может быть, эта девушка попросту так нежна и деликатна, что с честью выполнит это испытание, будучи и просто самой обычной девушкой. Да какая разница. Сердце у не доброе, она воспитанная и хорошая девушка, разве этого не достаточно, чтобы быть названной принцессой.

    Встречай по одежке, но делай выводы опосля. Принцесса на горошине - это сказка о любви, доброте. Принцесса в образе нищей девушки осталась той же принцессой с доброй душой. Скитания не испортили девушку. За терпение, кротость, доброту она получила главную награду - любовь. Мораль проста, добро побеждает зло.

    Она учит быть милосерднее и внимательнее по отношению к людям, наверное. Оценивать их по уму и разным качествам характера, а отнюдь не по оджке.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок литературного чтения 2 класс

Король на корону копейки копил, Да вместо короны корову купил. А этот король на корову копил, Да вместо коровы корону купил.

Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше.

У него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Беда только, что он слеп.

Он восседал в своём золочёном кресле, читал – читал и поминутно кивал головой – ему очень приятно было читать похвалы своей столице, дворцу и саду.

Лучше всех был молодой принц с большими чёрными глазами. Ему, наверное, было не больше шестнадцати лет; в тот день праздновалось его рождение, оттого на корабле и шло такое веселье.

Город Оденсе в Дании на острове Фюн

Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе.

Учитель : Сафронова Галина Леонидовна

Тема урока : «Г.Х.Андерсен. « Принцесса на горошине».

Тип урока : «открытие» новых знаний.

Метапредметные цели урока :

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Использование различных способов поиска учебной информации в словарях;

Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно – следственных связей, построения рассуждений;

Формирование умения слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения иправо каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Личностные цели:

- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов и культур;

Воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе слушания произведений художественной литературы;

Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Развитие мотивов учебной деятельности;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Предметные цели урока :

Ознакомление со сказкой Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине»;

Овладение чтением вслух и про себя, навыками беглого и выразительного чтения, приёмами анализа художественного текста;

Использование разных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказочного текста; участвовать в его обсуждении; пользоваться словарями для понимания и получения дополнительной информации;

Использовать простейшие виды анализа художественного текста: устанавливать причинно – следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части.

Дидактический материал:

Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч.2/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – М.: ОАО «Московские учебники», по лицензии ОАО «Издательство «Просвещение», 2011.

Наглядные пособия:

книги Г.Х. Андерсена, толковые словари

Оборудование : компьютер, медиапроектор, презентация, МасOs для детей, электронные планшеты

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

2.Речевая разминка

Король на корону копейки копил,

Да вместо короны корову купил.

А этот король на корову копил,

Да вместо коровы корону купил.

(В. Бахревский)

Кто такой король?

Король – государь, управляющий королевством.

Прочитайте скороговорку в разном темпе; с разной интонацией: радостно, грустно, испуганно.

Мы прочитали скороговорку, перед вами портрет короля, который правил страной, о которой сегодня пойдёт речь.

Дети знакомятся с текстом скороговорки, читают её вполголоса, предлагают свои варианты значения слова «король», читают вслух скороговорку с разной интонацией.

Личностные УУД:

Создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД;

Регулятивные УУД:

Контроль и оценка своей деятельности;

Познавательные УУД:

Отвечать на вопросы учителя

Коммуникативные УУД:

3. Актуализация знаний

Постарайтесь узнать, из каких сказок отрывки и о ком в них идёт речь. (Слайды 2 – 5).

«Он не красив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше». (Гадкий утёнок, «Гадкий утёнок»)

«У него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Беда только, что он слеп». (Крот, «Дюймовочка»)

«Он восседал в своём золочёном кресле, читал – читал и поминутно кивал головой – ему очень приятно было читать похвалы своей столице, дворцу и саду». (Китайский император, «Соловей»)

«Лучше всех был молодой принц с большими чёрными глазами. Ему, наверное, было не больше 16 лет; в тот день праздновалось его рождение, оттого на корабле и шло такое веселье». (Принц, «Русалочка»)

Что общего у всех этих сказок?

Гадкий утёнок, «Гадкий утёнок»

Крот, «Дюймовочка»

Китайский император, «Соловей»

Принц, «Русалочка»

Личностные УУД:

Нравственно – эстетическая ориентация

Регулятивные УУД:

Соотносить выполненное задание с предложенным учителем образцом

Познавательные УУД:

Отвечать на вопросы учителя;

Сравнивать объекты и находить общее;

Наблюдать и делать самостоятельные выводы;

Выделять существенное.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;

Оформлять свои мысли в устной речи;

4.Постановка учебной задачи

Определите тему нашего урока и задачи на сегодняшний урок.

Сегодня мы познакомимся с биографией Г.Х. Андерсена и прочитаем сказку «Принцесса на горошине» (Слайд 6)

Сказки Андерсена. Прочитаем новые сказки, узнаем о писателе.

Личностные УУД:

Самоопределение к деятельности

Регулятивные УУД:

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Познавательные УУД :

Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества

5. Работа по теме урока

5.1. Знакомство с биографией Андерсена

Обратите внимание на выставку книг Г.Х. Андерсена. Он написал более 170 сказок.

Рассказ учителя биографии сказочника.

В небольшой стране Дании есть маленький остров Фюн, а на нём город Оденсе. В этом городе 2 апреля в 1805году родился Ганс Христиан Андерсен. Он был единственным сыном сапожника и прачки. Отец читал сыну сказки под названием «Тысяча и одна ночь», водил сына в театр. В 14 лет мечтавший стать актёром Андерсен отправилсяв Копенгаген. Работал танцором, певцом, ведь он обладал замечательным голосом. Тогда же появились его первые произведения. Его сочинения долго никому не нравились. Только в 1835 году Андерсен, уже тридцатилетний, ещё бедный и безвестный, написал сказку «Огниво». Это было начало новой жизни.

Оказалось, что сказки не надо сочинять. Их надо только разбудить. «У меня масса материала, - писал Андерсен, иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни!» И стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них».

Сборники сказок Андерсена мгновенно стали известны, их перевели на разные языки. Андерсен стал всемирнознаменит.

5.2. Словарная работа. (Работа со словарём).

В тексте нам встретятся новые слова. Значение некоторых слов мы узнаем из словаря в учебнике, но некоторых слов в этом словаре нет. Что же делать?

Три пары учеников ищут в толковых словарях значения слов: «принцесса», «гагачий», «почивать». Класс в это время ищет слова в словаре учебника: «тюфяк», «перина», «Кунсткамера».

В Дании в городе Оденсе.

Мы можем найти их в «Толковом словаре».

Сначала обсуждают значение слов из словаря учебника, а потом представитель каждой пары рассказывает о значении слова, которое нашли.

Личностные УУД :

Нравственно – эстетическая ориентация;

Уважение к своему народу, к другим народам;

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев сказки с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и эстетических ценностей;

Регулятивные УУД:

Определять план выполнения заданий

Познавательные УУД:

Смысловое чтение, осознанные устные высказывания;

Формулирование проблем; их решение;

Ориентироваться в учебнике;

Отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;

Определят, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;

Находить необходимую информацию в учебнике и в словарях;

Наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;

Оформлять свои мысли в устной речи;

Физминутка

Все, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

5.3. Знакомство со сказкой

5.3.1. Чтение сказки хорошо читающими учениками.

Как вы представили себе принцессу?

Чем принцесса отличается от простой девушки?

5.3.2.Повторное чтение сказки по цепочке.

5.3.4. Вопросы по содержанию, выборочное чтение.

Почему принц никак не мог жениться?

Какой должна быть принцесса?

Какая была погода в тот вечер?

Как выглядела принцесса? Дополни описание автора.

По её виду можно ли было догадаться, что это настоящая принцесса?

Кто решил проверить принцессу?

Как она это сделала?

Что было с принцессой после этой ночи?

Куда попала горошина?

В какой момент все поняли, что принцесса настоящая?

5.4. Анализ сказки

На доске: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». (Слайд 8)

Как вы понимаете пословицу?

Как вы думаете, что в этой сказке вымысел?

В начале урока мы познакомились с двумя значениями слова «принцесса»: 1. Титул; 2.(иронич.) о чересчурпривередливом и чувствительном к неудобствам. Как вы думаете, в каком значении употребляет Андерсен слово «принцесса»? Обсудите с товарищем. Объясните свой ответ.

В каким ситуациях можно употребить выражение «принцесса на горошине»? Приведи примеры.

Принцесса – очень нежное создание, её все опекают, оберегают, она очень чувствительна.

Интонация меняется при описании непогоды, при описании принцессы…

Он искал принцессу, но так и не нашёл.

Настоящей.

«Гремел гром, сверкала молния, дождь лил как из ведра».

Старая королева.

«На голые доски положила горошину, потом прикрыла эту горошину 12 тюфяками и 12 перинками».

Когда принцесса рассказала о том, что проснулась вся в синяках.

В сказке описываются вымышленные события. Сказка учит не открыто, а только намекая. Человек должен подумать, о чём хотел сказать автор.

Невозможно почувствовать горошину под таким количеством тюфяков и перин, это сказочный способ определения настоящей принцессы.

Дети обсуждают парами, делятся друг с другом мнением, а потом обмениваются мнениями с соседней парой и объясняют свой ответ (один представитель от четвёрки).

Дети высказывают своё мнение.

6. Творческая работа

Чтобы сделать диафильм, какие слайды нужно сделать?

Чтение сказки с карандашом, разделяя на части.(1.Принц ищет принцессу. 2. Вернулся домой ни с чем. 3.Непогода. 4.Принцесса в воротах. 5. Королева готовит кровать. 6. Принцесса спит.

На планшетах каждая группа рисует 1 слайд.

1.Принц ищет принцессу. 2. Вернулся домой ни с чем. 3.Непогода. 4.Принцесса в воротах. 5. Королева готовит кровать. 6. Принцесса спит.

7. Утро. Принцесса рассказывает, как спала. 8. Все поняли, что принцесса настоящая. 9.Свадьба.

Личностные УУД:

Планировать деятельность

Регулятивные УУД :

- определять план выполнения заданий

Познавательные УУД :

Составлять простой план

Коммуникативные УУД:

Участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;

Оформлять свои мысли в устной речи;

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

7. Рефлексия

Какую сказку читали на уроке?

В какой стране родился Андерсен?

Как вы думаете, хорошо ли быть принцессой? Объясните, почему.

Регулятивные УУД:

Оценивать свою работу

Познавательные УУД:

Наблюдать и делать самостоятельные выводы

Коммуникативные УУД:

Участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;

8. Домашнее задание


Наверное, в мире не существует сказки с более кратким содержанием. «Принцесса на горошине», история которой не уступит детективам Агаты Кристи, написана в далеком 1835 году датским писателем Гансом Христианом Андерсеном, но так и не была принята критиками, а ведь в ней был заложен глубокий философский смысл о тонкости души и мнимых ценностях.

Сюжетная линия

Краткое содержание «Принцессы на горошине»: состоятельный принц искал себе жену, причем главным условием было то, что будущая жена должна быть потомственной принцессой без пятна на родословной, с королевской внешностью и идеальным характером. Естественно, поиски прошли даром, ведь, как известно, идеальных людей нет в природе. Принц в печали засел в родовом замке, вгоняя себя в депрессию.

И как-то вечером, в сильную грозу, на ночлег попросилась девушка модельной внешности, выдававшая себя за принцессу, хотя выглядела она примитивно и убого за счет одежды низкого качества и последствий стихии. Королева-мать сразу смекнула, что девушка - охотница за богатым женихом, но виду не подала, а тихонько подложила «свинью» принцессе в виде горошины, которую спрятала под 20 матрасов.

Но девушка тоже была не лыком шита. Хотя кто знает, может, на самом деле настолько тонка душой? Она проследила за старушкой-королевой. В итоге поутру, в процессе опроса о самочувствии, королева признала аристократическое происхождение девушки, принц незамедлительно женился, а злополучную горошину поместили в Кунсткамеру.

Характеристика героев сказки

Принцесса на горошине - это главная героиня истории. А вот кем была девушка в действительности: капризной принцессой, неженкой и охотницей за приданым, недовольной гостеприимством и оказанными почестями (отчего же еще было жаловаться на недостаточно мягкие перины и твердую кровать), или разорившейся сиротой голубых кровей, случайно попавшей в грозу и оказавшейся у дверей богача-принца?

Из краткого содержания «Принцессы на горошине» становится ясно, что дверь принцессе открывает старый король. Как же так? Богатое королевство все же было, если принц мог позволить себе поиски жены по всему свету, а вот отец исполняет роль дворецкого. От скуки или безысходности (хлеб отрабатывать, например)? Ведь ясно, что всем в дворце заправляла королева-мать. Если нет - то зачем ей было лезть в отношения молодых с проверками?

Что хотел донести Андерсен?

Бывает, что увлекшись сюжетом или главными героями, зрители (или читатели) забывают о деталях, которые играют самую важную роль в истории. Горошина: что имел в виду Ганс Христиан, говоря о том, что принцесса прочувствовала давление горошины через двадцать (!) перин?

Не надо быть чтобы понять, что это не было растение из семейства бобовых. Никакая, даже самая нежная и потомственная принцесса с идеальной родословной просто физически не могла почувствовать семечко гороха сквозь кровать. Значит, горошина - это метафора? Что же хотел ею донести великий сказочник?

Не зря у "Принцессы на горошине" краткое содержание - автор не счел нужным распространяться о подробностях истории, а выделил суть: характер никуда не спрячешь!

Вам также будет интересно:

Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...
Календарь Летоисчисление астрономия
Астрономия и календарь Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его...