Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Легенда бытия. Армения. Легенда бытия Тематические разделы выставки

Импрессионизм - это не только божественная "Олимпия", "Завтрак на траве", расправляющие голубые перья танцовщицы Дега, Монмартр и знаковые полотна парижских отцов-основателей. Это мощное явление европейской культуры XIX века, создавшее не только шедевры, но и пересечения, точки сближения и соприкосновения. Еще одно подтверждение тому - выставка, которая откроется совсем скоро.

25 марта во всего год как открывшемся Музее русского импрессионизма Москвы состоится вернисаж масштабной выставки "Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа", которая продлится до 4 июля.

Частный музей

Прежде чем обратиться непосредственно к событию, которое, несомненно, станет значимым в контексте экспорта и пропаганды отечественного искусства за рубежом, немного новейшей истории.

МУЗЕЙ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА, В КОТОРОМ ПРОЙДЕТ ВЫСТАВКА, открылся в российской столице всего год назад. Основал его предприниматель, коллекционер и меценат Борис Минц, продолжающий традиции Третьякова, Бахрушина, Мамонтова и Морозова. Понадобилось вложение в 16 с лишним миллионов долларов для того, чтобы один из корпусов бывшей кондитерской фабрики "Большевик", где раньше хранились мука и сахарная пудра, превратился в более тысячи квадратных метров выставочных площадей, оснащенных по последнему слову техники и отвечающих всем современным требованиям музейного хранения.

В футуристического вида здании есть кинотеатр, мультимедийная зона, детский класс. Постоянной экспозиции отведен всего один этаж, все остальные площади - для временных проектов. Новый музей объединит выставочную работу с научной, издательской и просветительской. В основу музейных фондов легла личная коллекция Бориса Минца, которую он собирал более 15 лет. В постоянной экспозиции - Серов, Коровин, Кончаловский, Пименов.

"ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ МИР УЗНАЛ О ТАКОМ ВЫДАЮЩЕМСЯ ЯВЛЕНИИ в русском искусстве, как импрессионизм. Честно говоря, занявшись три года назад концепцией музея, я совсем не задумывался, что настанет момент - и лучшие работы из моей коллекции нужно будет изъять. Когда вывозили очередную партию картин из нашей квартиры, моя дочь-школьница не выдержала и сказала: "Папа, ты не можешь закрыть этот свой музей?" - "Как? Я же тебе рассказывал, зачем его создаю и столько сил потратил". Она в ответ: "Что же, мы наши картины будем смотреть в музее?" Я пожал плечами и резюмировал: "Теперь так и будет, да".

Для любого коллекционера это болезненно - расставаться, пусть условно, с вещами, которые привык видеть дома, с которыми сжился. Но я такой человек: если принял решение, то действую исходя из целеполагания, а не из того, что мне нравится или не нравится. Поэтому сразу сказал искусствоведам, формировавшим экспозицию: я перечить не буду, отбирайте что необходимо. В итоге я передал в музей порядка 100 работ. Постоянно будет выставлено около 80, остальные - про запас, основная экспозиция должна частично ротироваться. Новые приобретения в последние три года я на 90% делал только для музея.

Купил картину Валентина Серова, о которой давно мечтал, "Окно", работу 1887 года, когда он создал "Девочку с персиками", - продолжает Борис Минц. - Приобрел на аукционе "Венецию" Кустодиева - очень нетипичную для него работу. Кустодиев всем известен своими купеческими сюжетами, а тут совершенно другая живопись. Та же история с Петром Кончаловским. Он был активным участником "Бубнового валета", но у нас есть "Каток "Динамо" - великолепный, почти двухметровый импрессионистский пейзаж. Мы его еще не выставляли, в музее покажем в первый раз. Или возьмем Александра Герасимова. Первая ассоциация - "Два вождя после дождя". Но он на самом деле совершенно разный. Для выставки Герасимова в Историческом музее мы давали несколько работ, в том числе "Монмартр ночью" - тоже импрессионизм. Герасимова, а также Налбандяна, Грабаря, Серова, Поленова и много кого еще - всего 50 работ - мы показывали в Венеции, в палаццо Франкетти.


После этой выставки у меня не осталось никаких сомнений в идее музея. В Венеции очень искушенный зритель, и там столько всего одновременно проходит! А у нас была средняя посещаемость 60 человек в час - два с лишним месяца, причем без тенденции к снижению. Русский импрессионизм был для них настоящим открытием! Вот это и есть моя задача - сделать так, чтобы словосочетание "русский импрессионизм" попало в искусствоведческие каноны, стало привычным для людей, интересующихся живописью. Еще одна задача музея - возвращение незаслуженно позабытых имен. Следующее очень важное дело - надо находить молодые таланты и выставлять их. Но ни в коей мере не в коммерческих целях. Так что импрессионизм мы показываем и будем показывать во всей его временной и стилистической палитре", - так комментирует свое решение основатель музея.

СМОТРИШЬ НА БОРИСА ИОСИФОВИЧА И ДУМАЕШЬ: ПОЧЕМУ отечественная почва подобных явлений не рождает? Вы возразите - а наш замечательный Центр "Гафесчян"?! Конечно. Только Джеральда Гафесчяна все-таки взрастила почва не армянская, а американская. А Борис Минц приехал в Москву не из Парижа, а из Иваново… Впрочем, не будем прекраснодушно мечтать о временах, когда наши толстые дяденьки с толстой мошной научатся любить не только себя и спорт. Обратимся к грядущей выставке.

Рожденные с солнцем в крови

Выставка "Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа" - воплощение мечты нынешнего культурного руководства об участии в нашем арт-процессе не местных, но армянских финансов и связей. В прошлом году довелось подарить московскому предпринимателю и еще одному коллекционеру, а по совместительству своему родственнику Рубену ГЕВОРКЯНУ только что вышедший альбом-книгу Рубена Мирзаханяна "Художники-импрессионисты армяне".

"ДАЖЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ, НАСКОЛЬКО ЭТО ВАЖНО", - СКАЗАЛ РУБЕН, и в голове зазвучало классическое винни-пуховское "Это ж-ж-ж неспроста". Рубен - коллекционер, Рубен дружит с Борисом Минцем, Борис Минц основал Музей импрессионизма… Когда недавно, будучи в Москве, получила приглашение приехать в конце марта на открытие выставки, подумалось: так и должно было быть.

В историю армянской живописи вошли имена блестящих мастеров кисти, которые начали и закончили свое творчество как импрессионисты: Егише Тадевосян, Гайфеджян. Но абсолютное большинство больших художников, особенно в ранний период, были под влиянием импрессионизма, обязательно входили в него, чтобы затем продолжить свой индивидуальный путь. К импрессионизму обращался Мартирос Сарьян. Импрессионизм проявляется в раннем, парижском периоде родоначальника пространственной живописи Ерванда Кочара. Италия, Франция, Германия, Россия… Мюнхенская императорская школа, Академия Жюлиана… Художники-армяне и армянские художники, ставящие руку в самых прославленных школах Европы, овладевшие не только мастерством живописи, но и мировой культурой и сумевшие обогатить эту культуру своим великим творчеством. Из вибрирующих лучей солнца, переливающихся красок марины, из ирреальной прозрачности весенних пейзажей, из сияющих бесконечными оттенками неба, из пленительных женских портретов рождается образ высокого и пленительного искусства - армянского импрессионизма.


В ЭКСПОЗИЦИЮ ВЫСТАВКИ "АРМЯНСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ. ОТ МОСКВЫ ДО ПАРИЖА",
которая пройдет в московском Музее русского импрессионизма, войдут 54 полотна 19 художников. Какие-то работы предоставил Музей русского искусства Еревана (коллекция профессора Абрамяна, какие-то - частные собиратели. Основное ядро вернисажа, естественно, работы, хранящиеся в Национальной галерее Армении. Перед посетителями выставки предстанут полотна великих мастеров - Мартироса Сарьяна, Вардгеса Суренянца, Егише Тадевосяна, ключевой фигуры для армянского импрессионизма, Седрака Аракеляна, Ваграма Гайфеджяна и других художников. К открытию выставки ее организаторы планируют издать иллюстрированный каталог и провести обширную "параллельную программу" - лектории, тематические дискуссии, музыкальные вечера и все остальное, что делает выставку привлекательной для современных посетителей.

Кстати, уже есть договоренность о том, что в конце мая выставку "Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа" посетит президент РА Серж Саргсян.

Словом, приятно, почетно, оптимистично. Нам остается радоваться и надеяться, что когда-нибудь, желательно в обозримом будущем, и мы заимеем музеи с полным комплектом современных возможностей, - от условий хранения до мультимедийного сопровождения. Заимеем людей, готовых такие музеи если не создавать, то хотя бы финансово поддерживать. Почему бы нет - мечтать, как говорится, не вредно.

Всего 62 фото

На эту выставку я, поначалу, стремился исключительно из интереса к одному широко известному древнему артефакту, представленному в ее экспозиции - серебряному кубку из Карашамба... Я восторге от искусства торевтики - древних орнаментальных чеканных рельефных изображений на изделиях по серебру и золоту и этот кубок надо было обязательно посмотреть.... Кстати, чего, только стоила на эту тему феерическая выставка в ГИМ показанная года три назад!… До сих пор с удовольствием вспоминаю эту выставку и ее уникальные чеканные рельефы "фракийского золота".

Думая, что дело ограничится лицезрением лишь этого самого кубка из Карашамба, я, однако, был удивлен, что выставка «Армения. Легенда Бытия» оказалась комплексной, мощной, цельной и очень богатой на множество интереснейших экспонатов. Мало того - речь шла, по большому счету, не об Армении, а о земле, где творилась та самая изначальная История Древнего Мира - земле Армянского нагорья, откуда происходили самые глубокие корни человеческой цивилизации...

Короче, я «завис» на выставке часа на четыре. Фактически - все до одного экспоната представляли исключительный неподдельный интерес и понудили меня изменить свое изначальное субъективное отношение к выставке и воодушевили на подробную фотосъемку. Я получил исключительное наслаждение от общения с этими богатейшими и редчайшими археологическими находками. Как всегда, при обработке фотографий артефактов, я «вновь и по-новому» погружался в образы этих древних цивилизаций, их миры и узнавал для себя все больше нового и захватывающего. Ранее я думал, что ограничусь одним постом об этой выставке, но, постепенно, у меня сама собой вызрела идея попытаться отразить все свои масштабные впечатления об этой выставке, а это уже тянуло на целую серию постов. И дело тут даже не в желании сделать банально подробный обзор выставки и увеличить количество публикаций в ЖЖ, а в явном моем ощущении "комплексности" «выставок в выставке» - до такой степени экспозиция была насыщенной и разнообразной. К примеру, мы можем увидеть уникальнейшую коллекцию армянских рукописных книг XIII-XVIII вв., которые можно рассматривать и принимать бесконечно, поэтому я решил выложить ряд постов в логической исторической последовательности и, одновременно, выделить тематику. Таким образом, при наличии понятного оглавления читатель может сразу выбрать ту тему интересов, которая ему наиболее близка и любопытна. Ну, чего уж там говорить, - давайте же приступим к осмотру выставки «Армения. Легенда Бытия», что так нежданно пришлась мне по душе.


Основных залов на выставке - три. Есть еще два - о декоративно прикладном искусстве Армении (№4) и один узкий, центральный - о геноциде армян Османской империей в 1915-1923 гг. - прямо напротив входа в экспозиционное пространство выставки.
02.

Первое, что видит зритель, оказавшийся на выставке - далекий и недоступный заснеженный Арарат в дальнем конце этого коридорного зала.
03.


04.

Сердце, от этого вида и темно-фиолетово-чернильных стендов, слегка неосознанно сжимается от неведомой тоски… Но, сюда мы пока не пойдем, а отправимся в зал №1. Здесь все начинается с палеолита и охватывает эпоху бронзы и железа Армянского нагорья. И именно здесь находится вожделенный для меня серебряный кубок из Карашамба.

Палеолит

Собранные археологами данные позволяют наметить сценарий заселения территории Армении в палеолите. На стоянке Карахач люди с раннеашельскими индустриями жили уже 1,85-1,77 миллионов лет назад. Это древнейший на сегодня памятник ашельской культуры в Евразии.
05.

Потомки ашельских первопоселенцев с более совершенными индустриями ранне-и среднеашельского типа продолжали обитать в Армении по меньшей мере 700 тысяч лет назад. Около 500-300 тысяч лет назад здесь широко расселяются создатели позднеашельских индустрии с ювелирно отделанными рубилами - они найдены в десятках мест.

Ручные рубила. Даштадем. Ашель (500-300 тыс. лет назад). Дацит. Верхнеашельская стоянка. Северо-запад Армении. Музей истории Армении.
06.

Следы среднего палеолита в Армении менее отчетливы, что является, видимо, следствием ухудшения климата - недаром в это время начинается заселение пещер. Первые индустрии, создававшие орудия с пластинчатыми сколами, фиксируются около 100 тысяч лет назад. Появление создателей новых среднепалеолитических индустрии отмечено 35-40 тысяч лет назад, уже в верхнем палеолите, когда климат Армении стал еще менее приветливым; в этот период выявлены два интервала обитания - 24-35 тысяч лет назад и 16-18 тысяч лет назад.
07.

Нуклеус. Ани-Пемза. VIII-VII тыс. лет до н.э. Обсидиан. Нуклеус - ядрище, камень, с которого скалывались пластины - заготовки для орудий. Музей истории Армении.
08.

Ранняя бронза

В юго-западной части Армянского нагорья найдены поселения, свидетельствующие о развитии земледельческих и скотоводческих сообществ, относящихся к IX тысячелетию до н.э. Начиная с этого времени и на протяжении нескольких тысяч лет долины рек постепенно заселяются и осваиваются. В эту эпоху вся территория Армении уже представлена густой сетью поселений, относящихся к древнейшей шенгавитской, или куро-аракской, культуре. Ее памятники разбросаны как на низменностях, так и в предгорных и высокогорных районах.
09.

О монументальной архитектуре шенгавитской культуры свидетельствует ряд обнаруженных храмовых построек. Комплексы этих святилищ расположены в центре поселений, вокруг каменных или кирпичных башен. Найденные в них женские статуэтки, фигурки быков, подставки ритуальных подковообразных очагов, заканчивающиеся изображениями голов овнов, а также подставки очага в виде фигурок быков свидетельствуют, что в шенгавитском обществе были распространены культ Великой Матери и почитание животных, символизирующих плодородие.

Эпоха средней бронзы (2400/2300-1500 гг. до н.э.)

Примерно к началу третьей четверти III тысячелетия до н.э. на территориях в бассейне реки Араке и к северу от него уже не встречаются памятники, относящиеся к шенгавитской культуре. Для последующей, так называемой ранней курганной культуры характерны как находки сосудов и оружия, относящихся к предыдущему историческому периоду, так и материалов, ранее не встречавшихся. По этой причине время распространения курганов в одних случаях относят ко времени первого этапа средней бронзы, в других - к переходному этапу. Одна из основных особенностей указанного времени - резкие изменения в социальной жизни обществ, населяющих описываемый регион. Еще одна особенность - очень большие курганы с богатым инвентарем, сооруженные для захоронения одного человека.

Фигурка женщины (1). Мохраблур. Конец VI - начало III тыс. до н.э. Глина. Статуэтка символизирует женское божество, связанное с земледельческим

Фигурка мужчины (2). Шангавит. Начало III тыс. до н.э. Глина. Статуэтка относится к позднему периоду ранней бронзы, когда развитие хозяйства привело к подъему скотоводства, роль мужчины и воина приобрела особое значение.
10.

В основной части нагорья этот переходный этап формирования культурной среды заканчивается на рубеже XXIII—XXII веков до н.э. Начинается вторая волна создания древнекультурной общности, которая связана с распространением комплексов, относимых к новой, так называемой трехк-ванадзорской культуре - они также в основном представлены курганами. «Царские захоронения» трехк-ванадзорской культуры отличаются необыкновенной роскошью и свидетельствуют о появлении в регионе древнейших государственных образований.
11.

Карас. Шенгавит. Конец VI - начало III тыс. до н.э. Глина.
12.

Сосуд в виде широкобедрой беременной женщины с выступами в виде женской груди.
13.

Заштрихованные треугольники - символы плодородия и материнства. Сосуд посвящен раннеземледельческой культуре и идее плодородия и использовался в культовых обрядах, имеющих цель защитить, уберечь приплод или урожай.
14.


15.

Антропоморфная фигурка. Фрагмент очага. Арич. III тыс. до н.э. Глина. Стилизованное изваяние ритуального очага в виде головы с длинным носом. Глаза сделаны накладными с рельефными колечками с маленькой точкой в центре. Рот отмечен бороздкой.

Этот домашний идол у меня вызвал какое-то особенное волнующее впечатление - как будто он до сих пор обладает "сознанием", чувствами и что-то хочет тебе сказать...
16.

Статуэтка - часть культового подковообразного очага. Подобные очаги, относящиеся к раннему бронзовому веку, являлись жертвенниками для совершения ритуалов, связанных с земледельческими культами.


Очажная подставка. Аревик. III тыс. до н.э. Глина. Очаг и очажные подставки помещались в центре жилища и являлись символом семейного благополучия. Культ очага продолжал существовать до Нового времени.
19.

Топор-клевец является универсальным оружием и орудием, комбинирующем на обухе топор-мотыгу, и топор-кирку. Во время военных походов такое орудие пригодно как для строительства временных сооружений, так и для разрушения захваченных вражеских укреплений.
21.

Остаток деревянной рукояти с бронзовым наконечником украшен треугольными выемками и выгравированной свастикой.
24.


25.

Кубок из Карашамба

Наиболее яркий памятник эпохи средней бронзы - серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов, в прошлом чудом избежавшего ограбления.
26.

Кубок из Карашамба. XXII-XXI вв. до н.э. Серебро.
27.

Карашабский некрополь - один из крупнейших в Закавказье. Своим названием он обязан селу, расположенному на холмистом плато примерно в 30 километрах к северу от Еревана. Погребение XXII-XXI веков до н.э. принадлежало вождю мощного племенного союза. В загробный мир его сопровождали жертвенные животные и птицы, а также богатейший набор предметов: утварь, оружие, знаки царской власти, драгоценные украшения. Бронзовый кинжал и два комплекта медных лат составляли его вооружение, дополнявшееся серебряной секирой и парадным штандартом с навершием - символами власти. Но самое главное - два роскошных кубка, золотой и серебряный, подлинные шедевры древней торевтики.

Сейчас мы рассмотрим "Кубок из Карашамба" подробно, внимательно и со всех сторон.


Кубок, выполненный из тонкого серебряного листа, высотой всего 13 сантиметров. Сверху донизу, включая придонную часть и ножку, он опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции на кубке - охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие -складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.

Главная сцена верхнего фриза - охота на вепря, в тело которого вонзилась стрела. Опираясь на колено, охотник вновь натягивает лук. Раненого вепря спереди терзает лев, сзади - барс; за этой сценой следят другие львы и барсы. Позади охотника изображена собака с веревкой на шее.
29.

На втором фризе представлены три сцены: ритуальное действо, военное столкновение и пленение побежденных врагов. Главное действующее лицо первой сцены - восседающий на троне царь (или бог?). Перед ним - жертвенники с ритуальными сосудами и жрецы, подводящие к жертвеннику оленя. Изображение месяца под животом оленя символизирует жертву.
30.

Эту ритуальную сцену довершают слуги с опахалами за спиной царя и играющий на лире музыкант. Цель ритуала - вымолить победу в военном столкновении между копьеносцами и меченосцами. Третья сцена посвящена победному шествию копьеносцев, которые ведут перед собой обезоруженного пленника.
31.

На третьем фризе главное действующее лицо - царь на троне с секирой в руках. Солнечный диск над ним символизирует его божественное происхождение. Перед ним выложены военные трофеи и изображен ряд обезглавленных тел врагов. Слева - сцена обезоруживания побежденного царя, справа - ему наносится последний удар. Затем изображен ряд обезглавленных врагов, направляющихся в загробный мир.
32.

Шествие замыкает аллегорическое изображение мифического львиноголового орла Анзуда. Это фантастическое существо в древней шумеро-аккадской мифологии связывалось с войной и потусторонним миром. Следующее изображение представляет льва, терзающего козла, - этот символический образ победы отражает мощь победителя.
33.

На четвертом фризе изображен ряд следующих друг за другом львов и барсов.
34.

Пятый фриз - орнаментальный. На шестом, расположенном на ножке кубка, изображен одинокий лев и следующие за ним пары львов и барсов.
35.

По целым группам признаков (морфологических, орнаментальных и др.) карашамбский кубок - произведение искусства малоазийско-закавказского культурного круга при заметном месопотамском влиянии.
36.

Я получил удивительное впечатление - как будто неведомый мастер говорил со мной своими удивительными рельефами и сюжетами. Именно такие артефакты живут вечно...
37.


38.


39.

40.

Кувшин. Арцваберд. XIX-XVIII вв. до н.э. Глина. Сюжет росписи посвящен древнейшим астральным представлениям о небесной и земных сферах. Верхняя сфера - небесный океан, представлена волнистыми линиями, бегущими по основанию шейки. Два нижних пояса с зигзагообразными линиями и треугольниками содержат идею земли и «нижней» воды- океана.
41.

Кувшин. Аруч. XIX в. до н.э. Глина. Композиция росписи соответствует трехчастному единству Вселенной: волнистые линии символизируют молнию, дождь; свастика и птицы - солнце, треугольники - землю и горные пики.
43.


44.

Замечательная коллекция, в основном, зооморфных фигурок.

ЕРЕВАН, 26 марта. Новости-Армения . Иллюстрированный каталог шедевров армянского импрессионизма издан в Москве, в рамках выставки "Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа", открывшейся 25 марта в Музее русского импрессионизма.

В экспозицию вошли произведения из собрания Национальной галереи Армении и Музея русского искусства Еревана - 58 работ более 20 армянских художников-импрессионистов.

Как сообщается на сайте Музея русского импрессионизма, в каталог помимо статей об армянском импрессионизме как художественном явлении, включены биографические эссе о представленных в экспозиции мастерах и интересные факты об их произведениях. Запланирована масштабная образовательная программа: лекции, тематические дискуссии, музыкальные вечера и экскурсии.

Среди живописных полотен посетители смогут увидеть работы такого всемирно признанного мастера, как Мартирос Сарьян. Великий армянский художник был учеником Валентина Серова и Константина Коровина, однокурсником Кузьмы Петрова-Водкина.

Также на выставке будут представлены неизвестные широкой публике авторы, чьи работы по красоте не уступают картинам Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Пьера Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Клода Моне и других. Это работы Егише Тадевосяна – ключевой фигуры для армянского искусства. Егише Тадевосян принимал активное участие в Товариществе передвижных художественных выставок и объединении "Мир искусства", дружил с Василием Поленовым, Михаилом Врубелем.

Также среди художников стоит выделить Седрака Аракеляна, тонкого и лиричного живописца, у которого яркий колорит сочетается с мягкой моделировкой объемов, и Ваграма Гайфеджяна, работавшего совместно с Константином Коровиным над оформлением спектаклей в Большом театре.

Армянский импрессионизм как самобытное явление сформировался на рубеже XIX–XX веков под влиянием родоначальников направления – французских художников, переняв их уникальную манеру обращаться к изображению мгновений, будто бы выхваченных из реальной человеческой жизни; вслед за великими учителями они передавали ощущение света, как бы растворяя в нем привычные очертания предметов и форм. Их живой, вибрирующий мазок, выбор тем были призваны прославлять и воспевать все живое. Немаловажную роль в развитии армянского искусства сыграли и русские художники. Многие армяне учились в Москве и Санкт-Петербурге у ведущих мастеров своего времени – Василия Поленова, Константина Коровина, Валентина Серова.

Исключительным армянский импрессионизм делает приверженность многовековым национальным культурным традициям, красота родной земли, улочек армянских городов и деревень. Традиционная армянская кухня и знаменитый армянский коньяк, пронзительные полотна Аршиля Горки и кинофрески Сергея Параджанова – то, чем славится Армения во всем мире.

Музей русского импрессионизма представляет малоизвестную страницу – творчество армянских художников-импрессионистов, впитавших лучшее в Москве и Париже.

Директор музея Юлия Петрова считает важным знакомить зрителей с традициями импрессионизма разных школ. "Год назад, открыв музей, мы заявили о феномене русского импрессионизма и настаиваем на том, что это течение существовало не только в границах Франции. Поэтому очень важно для нас рассказывать о развитии импрессионизма в искусстве разных стран – это часть нашей программы. Армянский импрессионизм, с которым мы познакомились не так давно, оказался абсолютно европейским искусством. Думаю, что такой Армении наши посетители и не видели, и не ожидали увидеть. Мы покажем нежную живопись, дающую ощущение легкости, воздуха, простора, покоя, умиротворения", - отметил Петрова.

В рамках партнерства с армянскими музеями постоянная экспозиция Музея русского импрессионизма пополнится четырьмя шедеврами русского искусства – произведениями Аристарха Лентулова, Алексея Кравченко, Александра Куприна и Натальи Гончаровой, которые останутся в Москве до 4 июня. Эти полотна принадлежат Музею русского искусства, основанному в 1979 году профессором Арамом Яковлевичем Абрамяном.

Видео с открытия выставки смотрите ниже --0--

Выставка «Армения. Легенда бытия» в Историческом музее на Красной площади впервые представляет широкой российской аудитории более 160 уникальных экспонатов из трех ведущих музеев Армении: Музея Истории Армении, Музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Института древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца.

Музей Истории Армении предоставил для экспонирования богатейшую коллекцию артефактов, найденных на территории современной Армении и охватывающих всю историю армянского народа - со времен первобытного общества до конца XIX столетия. Это орудия первобытного человека и предметы, относящиеся к древнеземледельческим культурам эпохи бронзы: ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, миниатюрные статуэтки и астральные символы, расписные сосуды. Все эти памятники свидетельствуют о высочайшем уровне развития ремесел, культуры и религиозных представлений. Особый интерес представляет серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов бронзового века. Выполненный из тонкого серебряного листа, он сверху донизу опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции – охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие – складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.
В числе экспонатов выставки – памятники Урарту, могущественного государства древнего мира на территории Армянского нагорья: клинописные надписи, бронзовые статуэтки богов, керамика, предметы вооружения урартских царей с рельефными изображениями всадников и боевых колесниц, священных деревьев, крылатых божеств и драконов-змей с львиными головами.

Эллинистический период в истории Армении на выставке представлен памятниками IV века до н. э. – II века н. э., среди которых мраморная статуя богини Афродиты – высокохудожественное произведение искусства конца II – начала I века до н. э. По мнению исследователей, она принадлежит школе Праксителя или является копией утонченных скульптурных образов Эгейских островов и Малой Азии.
Армения – первая страна, принявшая в 301 году христианство как официальную религию. Особое место на выставке занимают церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, уникальные по своей художественной и исторической ценности. Поражает своей удивительной выразительностью литургическая утварь, выполненная в технике чеканки, литья и филиграни, украшенная драгоценными и полудрагоценными камнями и эмалями. Несомненной доминантой выставки станет бесценная святыня христианской церкви – крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца.

Символом национальной культуры Армении являются хачкары. Основанные на древних традициях и отличающиеся богатством форм декоративно-архитектурные памятники не встречаются больше ни в одной стране мира. На выставке экспонируется несколько хачкаров XIII–XV веков.

Важную часть экспозиции составляют древние рукописи, представляющие духовное и культурное наследие Армении и хранящиеся ныне в Матенадаране. Все рукописи украшены миниатюрами, которые сами по себе являются высокохудожественными произведениями искусства. Среди памятников армянской письменной культуры – евангелия и библии; лекционарии, гимнарии, а также Синаксарий, на миниатюре которого помещено изображение Святого Григория Просветителя – первого главы Армянской апостольской церкви. На миниатюре в «Грамматике» армянского философа и богослова XVII века Симеона Джугаеци мы видим Месропа Маштоца – создателя армянского алфавита и основоположника армянской литературы и письменности. К V веку, ко времени создания армянского алфавита, восходит фрагмент Второзакония, также представленный на выставке.

Одна из ярких и самобытных страниц армянского декоративно-прикладного искусства – ковроделие, прошедшее многовековой путь развития. Корни его уходят во времена, когда люди начали изображать на окружавших их предметах астральные символы и орнаменты; такие символы вышивались и на тканях. В экспозиции можно увидеть великолепные образцы ковров и женского костюма XVIII – XIX вв. из разных уголков Армении.

Об одном из самых трагичных событий истории XX века – геноциде армян, организованном и осуществленном в 1915 году на территориях, контролируемых властями Османской империи, рассказывают фотографии разрушенных, разграбленных и сожженных архитектурных памятников.

Экспонаты выставки дадут возможность посетителям глубже познакомиться с многовековой историей Армении, с ее многогранной культурной традицией.

В Государственном историческом музее открылась выставка «Армения. Легенда бытия». Впервые широкой российской аудитории представлены уникальные экспонаты из фондов трёх ведущих музеев республики - Института древних рукописей «Матенадаран», Музея истории и музеев первопрестольного святого Эчмиадзина. Экспозиция позволяет посетителям глубже познакомиться с историей и культурой древнего народа. Открыли выставку министры культуры двух стран.

«Идея этой выставки зародилась буквально два года назад в 2014 году, когда на форум "Музеи России и Армении. Диалог культур" собрались все лидеры - директора ведущих музеев Армении и России», - комментирует министр культуры Республики Армения Асмик Погосян.

После переговоры и приезд богатейшей коллекции артефактов в Россию.

«160 экспонатов нашли своё выставочное пространство здесь, охватывающее весь период - до конца XIX века, развития армянской цивилизации», - рассказывает министр культуры России Владимир Мединский.

Возраст самых ранних экспонатов - 500 тысяч лет. Это орудия труда первобытных людей. Рядом более поздние символы - женского божества плодородия, мужчины-воина. Еще одна эпоха - древнее государство Урарту.

«Здесь представлены уникальные периоды эпохи Урарту. Эта империя построена была на оружии. Причём, самое интересное, если посмотреть на него, то мы сразу вспомним знаменитые кавказские кинжалы, которые до сих пор сохранили уникальную треугольную форму лезвия», - говорит директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

Доминантой выставки называют крест с мощами Георгия Победоносца. Создан он был в 1746 году в Западной Армении.

«Очень много ювелиров и мастеров, которые занимались с металлом. И вот один из экземпляров тех мастеров, которые работали в основном в городе Ван. К сожалению, после геноцида все эти мастерские не существуют. Это школа потеряна», - рассказывает иерей Асогик Карапетян, директор музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина.

Но мастера пытаются вновь овладеть утраченным искусством. Армянский крест с абсолютно одинаковыми гранями. По традиции из центра исходят лучи, и получается лучезарный крест - символ Иисуса Христа.

Если переводить с армянского, в слове «хачкар» совмещены понятия креста и камня, такие памятники - этот создан в 1477 году - берут своё начало от монументов, которые в IV веке ставились на месте древних языческих святилищ. Хачкары называют символом национальной культуры Армении.

В армянской истории немало печальных страниц. Но самая чудовищная - геноцид 1915 года. Фотографии и документы напоминают о тех страшных событиях, которые живут в памяти армянского народа.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...