Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Интересные факты об арфе для детей. История арфы. Арфа – государственный символ Ирландии

АРФА (немецкий - Harfe, от общегерманского - harpa; в древнеисландском эпосе - harpa, в древнеанглийском - hearpe; итальянский - агра), струнный щипковый инструмент (хордофон). Струны разной длины натянуты между корпусом (резонатором) и отходящей от него шейкой. Типологически различаются арфы: дуговая, угловая, рамная. 1-й и 2-й типы подразделяются на 2 вида - вертикальный (более обычный) и горизонтальный (корпус инструмента располагается параллельно плоскости пола). Оба типа характерны для культур Азии и Африки, рамная арфа - для Европы.

Древнейший тип - дуговая арфа (линия корпуса и шейки образует дугу). Первые изображения относятся к цивилизациям Шумера (около 3000 до нашей эры) и Древнего Египта (середина 3-го тысячелетия до нашей эры). Есть свидетельства о существовании дуговой арфы в цивилизации долины Инда (середина 3-го-середина 2-го тысячелетий до нашей эры). Приблизительно с 3 века до нашей эры становится характерной для Южной и Юго-Восточной Азии. В 20 веке встречается в Афганистане и Пакистане (так называемая кафирская арфа), Мьянме (саун гаук - бирманская арфа), известна у ряда народов Африки.

Угловая арфа (линия корпуса и шейки образует угол), первые образцы которой известны также по материалам Месопотамии и Древнего Египта (2-е тысячелетие до нашей эры), перешла в Древний Иран, Древнюю Грецию, Древний Рим, к сарматам, на Кавказ. На протяжении 1-го тысячелетия нашей эры распространилась едва ли не по всей Азии (специфические виды - в Средней Азии, на Алтае, в Китае и др.). До 20 века сохранялась у абхазов, адыгов, балкарцев, карачаевцев, осетин, сванов, манси, хантов, якутов.

Рамная арфа (треугольная в плане конструкции образована корпусом, шейкой и соединяющей их штангой) также известна с древности: первое изображение, найденное в Мегиддо (сиро-палестино-финикийский регион), датируется 3300-3000 годами до нашей эры. Этот же тип зафиксирован в кикладской культуре (2800-2600 годы до нашей эры). В Европе появилась приблизительно в 8 веке у кельтского населения Британских островов (смотри Кельтская арфа). Название «арфа», по-видимому, первоначально относилось к разновидности лиры (смотри Крота). Письменное употребление слова harpa впервые засвидетельствовано на латыни около 600 года в гимне Венанция Фортуната, где арфа противопоставлена римской и греческой лире как «варварский» инструмент. Взаимозаменяемость понятий «арфа» и «лира» сохранялась на протяжении веков [зафиксирована, например, у С. Вирдунга в «Немецком трактате о музыке» («Musica getutscht», 1511 год)].

В континентальную Европу рамная арфа пришла приблизительно на рубеже 10-11 веков. Форма её изменялась со временем, и первоначально небольшой, но массивный инструмент к 18 веку приобрёл изящный современный силуэт. Средневеково-ренессансная арфа имела диатоническую настройку. Поиски возможностей хроматического изменения звуков (приблизительно с 16 века) привели к изобретению в 1720 году педального механизма: немецкий мастер Я. Хохбруккер создал так называемую крючковую арфу с педалями. Новый период в развитии искусства игры на арфе начался после 1801 года, когда французский мастер С. Эрар изобрёл инструмент с так называемыми педалями двойного действия (патент 1810 года): такая арфа может перестраиваться во все тональности. Современные арфы (высота около 180 см) имеет 46-47 струн; в прямой штанге-колонне размещены связанные с педалями рычаги механизма перестройки. Исходный строй - диатонический звукоряд до-бемоль-мажора, каждая из 7 педалей, повышающих строй на полутон или тон, воздействует на все одноимённые струны (за исключением 2 верхних и 2 нижних). Полный диапазон - от «до (-бемоль)» контроктавы до «соль (-диез)» 4-й октавы. Музыка для арфы записывается на 2 нотоносцах (как для фортепиано).

Арфа широко распространена в Западной Европе со времён Средневековья, однако вплоть до 18 века она не имела самостоятельного репертуара, разделяя его с лютневыми и клавишными инструментами. В оперном оркестре 17-18 веков (впервые у К. Монтеверди) применялась для придания музыке «античного» или «библейского» колорита. В симфоническом оркестре укрепилась начиная с Г. Берлиоза, в России - с М. И. Глинки, наиболее эффектно звучит в оркестровых соло (балеты П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, оперы и симфонические произведения Н. А. Римского-Корсакова). Для арфы писали К. Ф. Э. Бах, И. К. Бах, Г. Ф. Гендель (Концерт для органа или арфы с оркестром, 1736 год), В. А. Моцарт (Концерт для арфы и флейты с оркестром К299), многие композиторы-арфисты 18-19 веков. В связи с развитием сольного исполнительства в 20 веке игра на арфе обогатилась рядом особых технических приёмов; произведения для арфы создали К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит, Б. Бриттен, А. Казелла, Ж. Тайфер, концерты для арфы с оркестром написали Р. М. Глиэр (1938 год), А. В. Мосолов (1939 год), Э. Вила Лобос (1953 год), А. Жоливе, Д. Мийо, Э. Кшенек, А. Хинастера и др. Крупнейшие арфисты: Р. Н. Ш. Бокса, Э. Пэриш-Альварс, А. Ренье, М. Турнье, В. Поссе, К. Сальседо, М. Гранжани, Н. Сабалета; представители русской школы: А. Г. Цабель, И. И. Эйхенвальд, Е. А. Вальтер-Кюне, А. И. Слепушкин, И. Г. Парфёнов, Н. И. Амосов, М. А. Корчинская, К. А. и О. Г. Эрдели, В. Г. Дулова, Е.А. Синицына, Э. А. Москвитина, Н. Х. Шамеева.

Лит.: Поломаренко И. Арфа в прошлом и настоящем. М.; Л., 1939; Эрдели К. Арфа в моей жизни. М., 1967; Язвинская Е. Арфа. М., 1968; Rensch R. The harp: its history, technique and repertoire. L.; N. Y., 1969; idem. Harps and harpists. L., 1989; Zingel Н J. Neue Harfen lehre. Lpz., 1969. Bd 1-4; Дулова В. Г. Искусство игры на арфе. М., 1974; Покровская Н. История исполнительства на арфе. Новосиб., 1994; Шамеева Н. История развития отечественной музыки для арфы (XX век). М., 1994.

Н. Х. Шамеева, М. В. Есипова, О. В. Фраёнова.

Кифара VS псалтерий: символические оппозиции в античности и средние века

Лира - это инструмент Аполлона, изобретателем ее считали Гермеса.

3.

Муза Терпсихора играет на арфе / Attic Red Figure. Neck amphora. Painter: Attributed to Peleus Painter. Date: ca 450-420 BC. British Museum, London. Catalogue Number: London E271. via

Арфа же считалась в Элладе инструментом завезенным из Азии, к ней иногда относились с недоверием. На арфах играли преимущественно женщины и в приватной обстановке. Арфу ассоциировали с любовными переживаниями и похождениями. Профессиональных арфисток нанимали для услаждения пирующих мужей.

4.

Царь Давид играет на арфе /псалтерии. Псалтирь. 12 век, Мантуя, Городская библиотека, Италия / King David performing the lyre surrounded by musicians, miniature from a medieval Psaltery, Italy 12th Century

К семейству арф относится и “псалтерий ”. Название инструмента является не специфическим, но родовым, - для греков это просто "щипковый" музыкальный инструмент. В разные эпохи так именовались совершенно различные инструменты. В классический период в Греции псалтериями преимущественно назывались арфы. Греческий писатель Афиней (рубеж II-III в.в. н.э.) описывает его как щипковый, многострунный, треугольный по форме.

Что есть что?

Лиры

Греческие изображения на рельефах и вазовой живописи позволяет выделить четыре основных типа греческих лир: лиру-хелис, барбитон, легкую кифару - так называемую кифару-«люльку» и профессиональную кифару.

5.


Лира-хелис / London E 271. London, British Museum. Side A: Terpsichore with Mousaios and Melousa (по клику на картинке). Side B: Youths and a woman. Attic Red Figure. Painter: Attributed to the Peleus Painter. Context: From Vulci. Date: ca. 450 BC - ca. 420 BC. Dimensions: H. 0.585 m. Shape: Neck amphora. via

Лира-хелис и легкая кифара могли называться «формингой». Различные струнные именовались и термином «лира» /lÚrh, lÚra, хотя к рубежу VI-V вв. до н.э. так стали называть преимущественно инструмент с корпусом из панциря черепахи и рукоятями из тростника, иначе именуемый «формингой» и лирой-«хелис».

6.


Барбитон / Toledo 1964.126 (Vase). Side A: man playing lyre, upper half. Toledo Museum of Art. Tondo: komos: singing youth and dancing man. Side A: five figures moving right. Side B: five opposing figures. Attic Red Figure. Painter: Attributed to the Foundry Painter. Date: ca. 480 BC. Dimensions: h. 12.5 cm; d. of rim 28.8 cm; w. with handles 37.0 cm; d. of foot 12.0 cm. Primary Citation: Para, 370, no. 12 bis. Shape: Kylix. Period: Late Archaic. via

Еще один струнный инструмент, который на афинском и аттическом диалекте именовался «бάрбитос» или «бάрбитон» /b£rb‹toj, b£rb‹ton, отличается от хелис несколько бόльшим резонаторным корпусом и существенно более длинными рукоятями, изогнутыми в форме сердца. На Лесбосе инструмент называли b£rmoj /«лира для попоек» (ср. baršw - «быть отягощенным, опьянённым»). На барбитоне чаще играли юноши, желавшие пленить женские сердца. К V в. до н.э. барбитон вместе с авлом стал основным инструментом на пирах и застольях.

7.

Кифара / Amphora, ca. 490 B.C. The Metropolitan Museum of Art. Classical; red-figure. Attributed to the Berlin Painter. Greek, Attic. Terracotta; H. 16 5/16 in. (41.5 cm). Fletcher Fund, 1956 (56.171.38). . По клику на картинке - полный вид амфоры

Кифара появляется в конце VIII, а в иконографии - в конце VII в. до н.э. В сравнении с легкими хелис и барбитоном это был массивный инструмент высотой до метра и более. Резонаторный короб кифары изготавливался из дерева и мог быть украшен слоновой костью и золотом. Кифара - инструмент для концертирования и играли на ней профессиональные музыканты, которые, состязаясь в сольном пении, аккомпанировали себе. Играли на кифаре при помощи плектра. Форма кифары не меняется несколько столетий, и только начиная с конца IV в. до н.э. появляются ее многообразные упрощенные разновидности, например, менее крупный вид кифары, иногда называвшийся «люлькой», возможно, пришедший от хеттов.

Арфы

8.

Арфа. Фигурка с острова Керос, Киклады. Афины, Национальный музей. . В погребениях так называемой Кикладской культуры обнаружены фигурки сидящих музыкантов (ок. 2800-2700 до н.э.), которые играют на арфах, имеющих раму в форме прописной греческой буквы “дельта”. Резонатор у такого инструмента находится снизу. Греческие письменные источники говорят об арфах начиная с VII в. до н.э., изображения на вазах появляются во второй половине V в.: сначала это арфы без колонны (как в древних Азии и Египте), а с середины IV в. уже с колонной.

Хотя арфа использовалась на Кикладских островах уже в III тыс. до н.э., в классический период греки не воспринимали их как свой национальный инструмент. Ученик Аристотеля Аристоксен (354-300) называл арфы - пектиду, магадиду, тригон и самбику - “чужеземными инструментами” [Афиней. Пир мудрецов IV, 182f Gullick: έκφυλα όργανα. Ср. 182e, 183d, 634f, 635ab, 636ab] .

В большом и древнем семействе арф инструменты с резонатором в верхней части составляют меньшинство, особую и притом достаточно позднюю группу, поэтому отслеживание подобных струнных позволяет выявить кросс-культурные влияния. Подобные влияния имели место, поскольку в древних обществах музыка являлась одним из важнейших аспектов религиозной жизни.

9-10.

Арфа. Слева: пример ассирийско-вавилонской арфы. Справа: греческая керамика середины 4 века до н.э.

Очень похоже, что такого рода ассирийско-вавилонские арфы послужили прототипом для треугольных арф с резонатором в верхней части, которые в классический период изображаются на греческих вазах. В отличие от древних образцов, резонатор у арф стал верхним.

11.

Подобные инструменты пережили эпоху Античности, сохранившись у арабов, которые распространили их по всему миру и передали последующим культурам.

12.

Верхнерезонаторные арфы можно увидеть на средневековых миниатюрах из Персии, откуда они проникают в Закавказье (ср. азербайджанский чанг), в Китай (фрески VI в. из буддийского монастыря Цяньфодун в Китае), Корею и Японию, на иллюстрациях средневековых манускриптов Андалусии (XIII в.). Говоря об Ассирии и Вавилоне, важно отметить характерные громоздкие переносные угловые арфы. Формой арфы похожи на латинскую букву L, если ее писать с наклоном.

Европа, средние века

Важность псалтерия неизмеримо возрастает у христианских грекоязычных авторов. Для них - это библейский инструмент, принадлежавший царю Давиду.

Устойчивая привязка псалтерия к Давиду появляется в греческой Библии - Септуагинте - переводе Ветхого Завета на древнегреческий язык, сделанном в III-II веках до н.э. в Александрии. В еврейской Библии "псалтерий" не упоминается, там царь Давид играет на "кинноре" и "невеле". Киннор - арфа скошенной формы; невель - небольшая арфа с верхним резонатором.

Термин “псантир” (мн. “псантерин”) фигурирует только в арамейском тексте Книги Даниила . В современном иврите слово “псантэр” означает “пианино”, поскольку предшественник пианино - клавесин появился в XV в., как результат добавления клавиатуры к “кануну” - одной из разновидностей средневекового псалтерия.

Имеется фрагмент, описывающий псалтерий, в толковании на Псалтирь псевдо-Афанасия, т.е. приписываемый Афанасию Александрийскому (ок.298-373) — одному из греческих отцов церкви:

"Псалтерий - это десятиструнный музыкальный инструмент, производящий отклик от верхних частей корпуса и гармонично сопровождающий звуками голос поющего. У евреев он именуется невелем , а у греков зовется кифарой . Он изготавливается ими из прямого , неизогнутого дерева, на которое натягивают десять струн. Каждая из струн отдельно привязывается к краю псалтерия. Концы струн пропускаются сверху вниз. Десять колков или крючков вращаются на рукояти псалтерия: они натягивают и ослабляют струну до гармоничной настройки и сообразно желанию музыканта. И это говорит Василий Великий и т.д."

Поскольку в тексте содержатся цитаты из (ок.330-379), то текст следует датировать более поздним временем .

Псевдо-Афанасий дает первое подробное описание конструкции псалтерия, описывая его как угловую арфу с верхним резонатором.

На чем же играл царь Давид?

Миниатюра "Давид слагает псалмы" из Псалири Веспасиана, изготовленной в Кенте в 730-740 г.г. Это самый ранний известный англо-саксонский манускрипт, изображающий Давида за сочинением псалмов. Давид, сидящий на троне, перебирает руками шесть струн лиры.

14.

Давид играет на лире. Нортумбрия, около 730 года / Durham Cassidorus , 81v. Durham, Cathedral Library, MS B. II. 30. The manuscript was produced in Northumbria in about 730, containing Cassiodorus"s Explanation of the Psalms. The manuscript contains two surviving miniatures of King David, one of David as Victor and one of David as Musician. A third miniature is known to have existed, but does not survive. The codex has 261 surviving folios. It is the earliest known copy of the commentary written by Cassiodorus in the sixth century and the hands of six scribes have been identified within it.

Это другой раннесредневековый Давид с лирой. Из манускрипта, созданного около 730 года в Нортумбрии — одном из семи королевств англосаксонской гептархии на севере Британии.

15.

Лира из Саттон-Ху, 7-8 в.в. Реконструкция

Ученые реконструировали лиру из древнего англо-саксонского погребения в Саттон-Ху рубежа VI и VII вв. Интересно сопоставить данные археологии с иконографией ранних иллюстрированных псалтирей - изображениями Псалмопевца, которые использовали стилистику позднеантичных мозаик и ювелирного искусства, особенно изделий из слоновой кости. Это художественное наследие пользовалось огромным успехом при дворе Карла Великого /Charlemagne (742/747/748-814) и его внука, Карла Лысого (823-877).

16.

Царь Давид играет на арфе. Библия Вивиана /другое название Первая Библия Карла Лысого, f. 215v. 845 г. (датировка П.Э. Даттона, Г.Л. Кесслера) Париж, Национальная библиотека. Книга создана в монастыре Св. Мартина в Туре под руководством епископа Вивиана. Она содержит четыре посвятительные надписи, восемь полностраничных иллюстраций, таблицы канонов и множество инициалов. Спустя несколько лет после завершения Библию преподнесли в дар Карлу Лысому / Les Psaumes et leur auteur, le roi David. Biblia . Date d"édition: IX, manuscrit. Langue: Latin. Bibliothèque nationale de France, Département des Manuscrits, Latin 1, f. 215v.

В «Библии Вивиана» из Французской национальной библиотеки находим изображение плящущего Давида, скорее всего восходящее к византийским источникам. Давид играет на маленькой 14-струнной арфе-"треугольнике".

17.


Шахматы и Арфист / The Libro de los Juegos /"Book of games"/ or Libro de acedrex, dados e tables, /"Book of chess, dice and tables", in Old Spanish. Was commissioned by Alfonso X of Castile, Galicia and León and completed in his scriptorium in Toledo in 1283. Ms T.I. 6, f. 22r . Biblioteca del Monasterio. San Lorenzo de El Escorial, Spain.

В учебнике шахматной игры XIII в., созданной для Альфонсо X Мудрого (1221-1284), есть изображение арфиста, где очевидно влияние арабской иконографии, известной по арабским и персидским миниатюрам.

Формы музыкальных инструментов были наделены важным смыслом в Античности и Средневековье. В частности, символическое значение имело расположение резонаторного короба : у лир внизу, у арф сверху - точнее, это одна из вертикальных граней треугольника инструмента.

Звук у лиры грубее, у арфы - нежнее.

18.


Кифара на вазописи 6 века до н.э. Аттика. По клику - амфора в полной красе / The kithara, an instrument of the lyre family. Terracotta neck-amphora (jar). Attributed to Exekias. Period: Archaic. Date: ca. 540 B.C. Culture: Greek, Attic. Medium: Terracotta; black-figure. Dimensions: H.47 cm, diameter 24.8 cm. The Metropolitan Museum of Art.

В «Государстве» Платона уделено место, помимо прочего, музыкальным инструментам. Музыка используется в воспитательных целях. В платоновском государстве допускаются лишь лира и кифара. Простые инструменты, флейты - за стеной, для пастухов, ибо инструменты Аполлона выше инструментов Марсия. Эта оппозиция сродни противопоставлению мужского женскому, разумного неразумному, организованного распущенному, добродетельного сладострастному, аполлонического дионисийскому и т.п. В государстве Платона нет места для арф, так как они многострунны, требуют технического мастерства и слишком нежно звучат. Арфы услаждают ухо. Юноши же должны быть готовы к военной службе. У Платона отрицается профессиональное занятие музыкой.

Для Античности характерно такое противопоставление: лира и кафара непорочны, арфа же воплощает их полную противоположность.

Как эта шкала ценностей изменяется в христианской экзегезе?

Кифара - из рода лир и псалтерий - арфа с верхним резонатором - инструменты, на которых играл царь Давид. На кифаре и псалтерии хвалят Бога, но кифара менее возвышенна, поэтому появляется противопоставление.

На картине фламандца Яна ван Эйка «Благодатная весна», около 1423-1426, изображен ангел, играющий пером-плектром на крыловидном псалтерии, иначе называемом «миканоном», что значит «половина кануна».

В конце XV в. трапецевидный псалтерий видоизменяется, сначала в Северной Европе, в «барочный псалтерий», «timpanon» или «dulcema», на котором играли молоточками. Самый ранний из дошедших до нас инструментов был изготовлен в Болонье в 1514. Он выходит из употребления с концом эпохи барокко, уступая место клавесину, но сохранился под именем сантура там, где была сильна традиция, например, в Греции и Иране.

Органология

Учение о музыкальных инструментах называется органология. Органологические рассуждения, теории внешнего вида инструментов, имеют долгую традицию, начиная с Платона и Аристотеля и остаются актуальными в Средние века.

30.


Biblia Porta, c. end of 13th century, U 964, 93r, Bibliothèque Cantonale et Universitaire de Lausanne.

В источниках сложно найти описание музыкальных инструментов. В античных трактатах речь идет о гармонии, ритмологии и космологии, сначала о пути души, и лишь затем о том, как это созвучно с некоторыми инструментами. Только к IX веку появляется скудная описательная информация.

В античности обучение игре на музыкальных инструментах имело воспитательную функцию. В христианскую эпоху произошло смещение акцентов. Главной целью музыки и обучения ей стало прославление Бога, а не воспитание юношества, так как музыка сопровождает Псалтирь.

Источники - использованы материалы:

Примечания :

1) Дабы избежать смешения Книга Псалмов именуется в публикациях Валерия Петрова "Псалтирью", а музыкальный инструмент - "псалтерием", хотя в оригинале им соответствует одно и то же слово ψαλτή ptov, psalterium.
2) На 2012 год автор довел свое оригинальное исследование примерно до Каролингского Возрождения.
3) Большинство иллюстраций из этого поста используется или упоминается в публикациях Валерия Петрова; а номера 2, 3, 18, 19, 21, 30 - нет.

Другое музыкально-танцевальное .

Арфа – один из самых древнейших музыкальных инструментов.

Ранние изображения арфы относятся к III в. до н.э.

Мозаичное изображение арфы (империя Сасанидов, III век н. э.)

История арфы

Арфа – щипковый многострунный инструмент. В простейших видах арфа встречается почти у всех народов мира. Отсюда большое разнообразие арф: известны египетские, финикийские, палестинские, греческие, турецкие, римские и другие виды арф.

Древнеегипетская арфа (XIV в. до н. э.)

В начале нашей эры арфа стала любимым инструментом ирландских и шотландских бардов (в средние века их называли трубадурами и миннезингерами).

У каждого народа была арфа собственной конструкции, называлась она тоже по-разному: грузинская арфа – чанги, осетинская – дуадастанон и т.д.

До XVIII в. не существовало хроматической арфы, хотя она имела большой звуковой объём (пять октав). Правда, попытки создания хроматических арф относятся уже к XVI в. Но только в 1720 г. баварский мастер, изготовитель музыкальных инструментов Якоб Хохбруккер построил хроматическую арфу с педально-крючковым механизмом для перестройки струн. Он присоединил к корпусу инструмента пять педалей, позволявших исполнителю укорачивать струны при звукоизвлечении. Тем самым расширился диапазон удобных для извлечения звуков.

Доменикино «Царь Давид, играющий на арфе» (XVII в.)

Во второй половине XVIII в. инструмент популяризовали его сын Симон и племянники Кристиан и Целестина – они были успешно концертировавшими арфистами.

В 1810 г. в Париже Себастьян Эрар усовершенствовал механизм Хохбрукера и запатентовал современную арфу с двойной педалью, благодаря которой этот инструмент занял своё современное место как в оркестре, так и в качестве солирующего инструмента.

Дмитрий Левицкий. Портрет Алимовой

Запатентованная арфа с двойной педалью Себастьяна Эрара используется и в настоящее время и является классической арфой, предназначенной для профессиональных исполнителей.

Французский мастер (немецкого происхождения) по изготовлению музыкальных инструментов, Себастьян Эрар расширил технические возможности не только арфы, но и фортепьяно

Устройство арфы

Современная педальная арфа «двойного действия», изобретённая С. Эраром, представляет собой большую деревянную раму треугольной формы с изогнутой верхней стороной. Внутри рамы по вертикали натянуты струны разной длины и настройки. Одним концом струны закрепляются на деке (плоской верхней части корпуса), а другим – наматываются на колки в верхней (изогнутой) части инструмента, несущей на себе диски педального механизма.

Педальная арфа XIX века

Система рычагов размещена в колонне (на противоположной исполнителю стороне арфы), соединяет рычаги с педалями, вмонтированными в деревянное основание-пьедестал. Каждая из педалей приводит диски в движение. Они укорачивают рабочую длину струны с таким расчётом, чтобы её звучание повышалось на полтона (при нажатии педали до половины) или на тон (при полном нажатии педали). 7 педалей воздействуют на одноимённые струны звукоряда арфы одновременно во всех его октавах. Таким образом арфа может перестраиваться во все мажорные и минорные тональности.

Тембр арфы очень нежный, серебристый. Техника игры на арфе разнообразна: аккорды, глиссандо, арпеджио, пассажи, флажолеты, игра у деки, тушение лишних звуков). Но передача мелодии у арфы недостаточна.

Звук арфы наполняет душу гармонией. Учёные считают, что звуки арфы благотворно влияют на организм человека, оздоравливают его. Ещё Пифагор использовал звуки этого инструмента для врачевания болезней.

Вдохновляет арфа не только музыкантов, но и поэтов, художников.

В симфонической буре оркестра
Наступает порой тишина,
И тогда после страстного presto,
Чуть вздыхая, рокочет она.

Длится звук, то далекий, то близкий,
И под плеск задремавших лагун
Лебединые руки арфистки
Бродят в роще серебряных струн...

Всеволод Рождественский «Арфа»

Современная арфа изящна по форме, её рама похожа на крыло большой бабочки. Арфу считают самым поэтичным музыкальным инструментом.

Разновидности арфы

Существует разновидность арфы, предназначенная для игры вдвоём (в четыре руки).

Андская (индейская, перуанская) арфа – довольно крупный инструмент с особой сочностью звучания басового регистра. Распространена среди индейских народов Анд в Перу, Боливии, Эквадоре.

Валлийская арфа – арфа с тремя рядами струн (каждый ряд примерно по 30 струн). Особенно распространена в Уэльсе, является валлийским национальным инструментом.

Ирландская арфа (кельтская) – наколенная арфа, небольшой по размеру инструмент.

Леверсная арфа не имеет педалей, строй меняется при повороте рычажков на колковой раме. Количество струн: 20-38.

Электроарфа – разновидность педальной арфы, оборудованная электронными звукоснимателями.

Применение арфы

Арфа используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В оркестр арфа была введена К. Монтеверди («Орфей», 1607), Г. Ф. Генделем («Юлий Цезарь», 1724) и К. В. Глюком («Орфей и Эвридика», 1762).

Но как сольный инструмент арфа приобрела популярность в XVIII -XIX вв. Сольные произведения для арфы писали И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, М. И. Глинка, Л. Шпор, К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит и др.

Сочинения для арфы с оркестром или для арфы и других солирующих инструментов с оркестром созданы в XX в. P. M. Глиэром, С. Н. Василенко, Э. Кшенеком, А. Жоливе, Э. Вила Лобосом, П. Хиндемитом.

Крупнейшие арфисты

Известные зарубежные арфисты: Р. Н. Ш. Бокса, Э. Пэриш-Алварс, Ф. Й. Дизи, М. Гранжани, К. Сальседо, Н. Сабалета.

В нашей стране арфа является довольно популярным инструментом, поэтому отечественных арфистов у нас также немало: А. Г. Цабель, И. И. Эйхенвальд, А. И. Слепушкин, Н. И. Амосов, К. А. Эрдели, В. Г. Дулова, Е. А. Синицына, О. Г. Эрдели.

И. Грабарь. Портрет В.Г. Дуловой (1935)

Арфа – государственный символ Ирландии

Уже много веков арфа является политическим символом Ирландии. Впервые она была использована для символического изображения Ирландии в Королевском Флаге Короля Шотландии Якова VI (он же Король Англии Яков I), и с тех пор присутствовала на всех Королевских Флагах Англии, Британии и Соединенного Королевства, хотя стиль изображения со временем менялся.

Герб Ирландии

С 1922 г. Ирландское Свободное государство использует арфу в качестве государственного символа на Большой государственной печати Ирландии, на гербе, Президентском флаге и Президентской печати, а также в ряде других государственных символов и документов. Арфа также изображается на ирландских монетах, начиная со средневековых и до современных ирландских монет евро.

Арфа - самый старинный щипковый струнный музыкальный инструмент. Арфа имеет треугольную форму, состоит из резонансного ящика, узкой деревянной рейки с отверстиями для струн, переднего бруса в виде колоны, а также верхнего корпуса с колками для крепления и настройки струн.

От охоты до искусства

Существуют различные легенды, в которых сказано, что первый струнный музыкальный инструмент, благодаря которому в дальнейшем появилась и арфа, и все другие струнные инструменты, был изготовлен из обычного охотничьего лука. Первобытные люди заметили, что сила натяжения тетивы влияет на ее звучание, тогда один мастер по изготовлению луков привязал к одному луку несколько «струн», издающих различные по высоте звуки.
Изображения арфы из лука присутствуют не только в культурах Древней Греции, Египта и Рима, но и в раскопках , что свидетельствует о зарождении музыкальной культуры наравне с зарождением самого человечества.


Древняя египетская арфа

В древности арфы были различных форм и размеров. Самыми лучшими считались египетские арфы, а само название музыкального инструмента переводится как «прекрасное». Арфы в Египте украшались очень дорого, они покрывались золотом и серебром, усыпались драгоценными камнями и украшались слоновой костью.
В средние века арфа использовалась в церквях, монастырях и соборах. Ученые монахи не только писали произведения для арф, но и заносили писания об инструменте в свои описи.

Появление арфы в Европе

В Европе арфа появилась в VIII веке. Первыми оценили музыкальный инструмент бродячие, которым нужен был компактный аккомпанемент, подходящий для выступлений. В XV-XVII веках появились большие напольные арфы. В дальнейшем последовали ее преобразования, целью которых было расширение диапазона. Появлялись даже арфы с двумя рядами струн - для правой и левой руки. Просуществовала такая модель недолго.

Вместе с внешними преобразованиями происходит и расширение границ применения инструмента. Теперь его используют в хоровых и оркестровых произведениях. Чтобы добиться невероятного перехода звучания, используют сразу несколько арф в одном произведении.

В 1660 году было изобретено приспособление в виде механики с ключами, позволяющее натягивать и отпускать струны арфы, меняя при этом высоту звука. Этот механизм был не особо удобным, поэтому в 1720 году появился механизм с педалями, который изобрел Якоб Хохбрукер. Педали действовали как проводники, влияя на крючки, которые в свою очередь прижимали струны.

В 1810 году французским мастером Себастьяном Эраром была придумана новая модель «двойной арфы». Данный инструмент был способен звучать во всех тональностях и стал новым словом в мире музыки. Именно механизм, придуманный Эраром, встречается и в современном инструменте.


Себастьян Эрар

В России арфа появилась в XVIII веке и сразу же получила самое широкое распространение. Инструмент используется не только для выступлений, но и для домашнего музицирования. Великие российские поэты и воспевали арфу в своих бессмертных произведениях как наиболее изящный и мелодичный инструмент.

Арфа - один из самых древних музыкальных инструментов человечества. Происхождение арфы начинается от лука с натянутой тетивой. Арфы, изображённые на фресках из египетских гробниц (бенты), своей формой ещё напоминают луки, а эти арфы не самые древние. Самую древнюю арфу археологам удалось обнаружить при раскопках шумерского города в Мессопотамии, её возраст оценивают в четыре с половиной тысячи лет. Арфа не раз упоминается в Библии, она была самым распространённым и любимым музыкальным инструментом на древнем Ближнем Востоке, в Греции, Риме. Арфа Аполлона является символом прекрасного и романтического.

В Европу арфа попала в начале средних веков и пользовалась большой популярностью, особенно в Ирландии, где до сих пор её изображение используется во многих государственных символах, в том числе, на гербе и президентском флаге.

Арфа постоянно усовершенствовалась, в начале XVIII века немецкий мастер Гохбрукер из Донаувёрта (Бавария, Германия) изобрёл педали для арфы, что позволило повысить хроматическую гамму и облегчить игру на арфе. Почти век спустя, в 1810 году, фортепианный мастер Себастьян Эрар создал арфу с педалями двойного действия. Этими педалями можно дважды перестроить струну, повысив звук на полутон и тон, и тем самым обеспечить хроматический звукоряд в диапазоне шести с половиной октав.

Арфа имеет треугольную форму, на раму натягивают струны, в настоящее время используется 45-47 струн, но в разные времена и у разных народов их количество было от 7 до 30. Считается одним из самых красивых инструментов в оркестре. Её рама украшена резьбой и орнаментом, иногда и золотом с перламутром, а изящные очертания скрывают треугольную форму. Вес арфы может достигать 20 килограмм.

Виртуозные возможности арфы довольно своеобразны: на ней прекрасно удаются широкие аккорды, пассажи из арпеджий, глиссандо (скольжение руки по всем струнам, настроенным на какой-нибудь аккорд), флажолеты.

Первая арфа в России появилась во времена Екатерины II. В 1765 году царица приобрела для воспитанниц Смольного института арфу, и инструмент сразу вошёл в моду в аристократической среде. "На арфе играет лишь тот, кто свободен и знатен" - сказал поэт.

Как эффектный сольный и как аккомпанирующий инструмент арфу широко использовали и любили ведущие , П. Чайковский, М. Глинка, С. Рахманинов, С. Прокофьев и многие другие. Из европейских композиторов арфой наиболее широко пользовались Г. Берлиоз, Р. Вагнер и Ф. Лист . Рихард Вагнер в своей опере "Золото Рейна" использовал в оркестре шесть арф, но обычно в оркестре используют одну-две арфы.

P.S. Очень интересная статья про арфу есть у Катерины Антоненко. https://shenna.livejournal.com/486571.html

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...