Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Николай метнер композитор. Метнер, николай карлович. Концерты для фортепиано с оркестром

Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р Фокин Павел Евгеньевич

МЕТНЕР Николай Карлович

МЕТНЕР Николай Карлович

24.12.1879(5.1.1880) – 13.11.1951

Композитор, пианист, профессор фортепианной игры при Московской консерватории (1909–1910, 1915–1921). Автор романтических сказок и сонат, фортепианных миниатюр, прелюдий, циклов песен на стихи Гете, Тютчева, Пушкина, Траурного марша для фортепиано и др. Брат Э. Метнера. С 1921 – за границей.

«Николай удивительно похож на Парацельса. Голова его несколько тяжела по сравнению с туловищем. Доминирует лоб – между двумя клоками волос на висках. Метнеры унаследовали германскую и испанскую кровь, и у обоих братьев это сочетание создавало своеобразную смесь сдержанной страстности, серьезности и положительности.

Музыку Николая Метнера можно сравнить с музыкой Шумана, но она более стихийна, демонична. В его „Сказках“ чувствуется что-то магическое, будто каким-то заклинанием он вызывает духов земли и, насладившись их красотой, возвращает неосвобожденными в их пещерный плен. Он был одержим своей музыкой, как художники прежних времен. Так, он мог среди улицы вдруг остановить своего извозчика и сорвать со стены клочок афиши, чтобы записать на нем только что пришедшую ему в голову музыкальную тему. Когда он хотел отдохнуть от музыки, он занимался астрономией и ботаникой и рассматривал изображения Мадонн; их у него было целое собрание в репродукциях» (М. Сабашникова. Зеленая змея).

«Когда Николай Карлович работал, сочинял, когда он играл – он священнодействовал. Николай Карлович был вообще очень прост во всем, очень скромен, мало говорил и об этом вовсе не говорил, но, зная его, нельзя было в этом сомневаться, так велика была его любовь к искусству, так свято было его отношение к нему. Вообще – это человек необыкновенной цельности, необыкновенной гармонии основных свойств человеческой природы. С одной стороны, такой талант, с другой – глубокий, мудрый ум, который так все понимал, так глубоко над всем думал, и душа, способная так горячо любить искусство и природу, так умиляться природе с ее малейшими явлениями, способная так любить людей, особенно детей, и относиться к ним с такой отзывчивостью и с таким вниманием, и, наконец, его рыцарское благородство и честность. Достаточно посмотреть на его лицо, чтобы умилиться этой честности, искренности и прямоте, которые на вас смотрят из его синих, добрых, умных и честных глаз. Все лицо его какое-то старинное, точно с портрета идеалиста 40-х годов, правильное, ясное, стильное; лоб открытый, с небольшой лысиной, обрамленной курчавыми пышными волосами. Роста он невысокого, худощавый, руки очень небольшие и тонкие, движения легкие и быстрые. Особенно характерна походка – быстрая и какая-то решительная. Конечно, Николай Карлович переживал сомнения в себе, в своих силах, свойственные почти всем художникам. Процесс работы был нелегкий. Вообще, Николай Карлович несколько тяжеловесен, немного слишком серьезен. Все, что он делал и говорил, всегда должно было быть слишком подлинным. Его, например, совсем нельзя было заставить сыграть что-нибудь экспромтом, ни из тех вещей, которые были давно им написаны, ни особенно из тех вещей, которые он в данное время сочинял. Он со свойственной ему серьезностью всегда уверял, что не готов сейчас технически. Я его за это упрекала и пробовала с этим бороться, но в этом он не мог себя пересилить, этого не было в его характере» (М. Морозова. Мои воспоминания).

«Медленно усаживался он за рояль, подтягивая нужную высоту у сиденья…Поднимал свою большую голову, как бы задумываясь. Откинутое лицо с выпуклым лбом, прорезанным горизонтальной морщиной; крепко стиснутые губы, вот он начинает чуть пошевеливать ими, словно шепча что-то себе самому; вынимает чистый выглаженный носовой платок… и старательно вытирает им пальцы, еще и еще раз. Цепкие, железной хваткой забирающие клавиши, словно горстью охватывающие их, вдруг сразу, с наклоном всего туловища вперед вторгаются его пальцы в первые аккорды. Звук подан так ясно, так голо, словно не в заполненном зале, а в мертвой синеве открытого неба, в безмолвии огромного пространства. И вы слышите, как, беря эти чистые кристаллы звуков, выпархивающие у него из-под пальцев, сам творец их сопит; сопение, словно от несомой тяжести, переходит в подтягиванье, подпеванье себе, – забыв все на свете, Метнер начинает грандиозное строительство звуков, работу воздвижения музыкального здания, лепку этажей, кладку камней одной части за другой с постепенным нагнетанием мощи, с нерасторжимой логикой, с уходом в высоту, в высочайшие шпили виртуозной разработки, а вы сидите околдованный, строя целое вместе с пианистом в своем бегущем, текущем вслед за ним слухе.

У Метнера было собственное туше: он отрицал мягкое, ласковое, смазывающее прикосновенье пальцев к клавишам, у него был свой взгляд на искусство фортепианной игры, своя школа пианизма и стиль, многим казавшийся жестким. Но это жесткое и честное, лишенное сентиментальности касание пальцами клавиш, этот суровый аскетический удар умели выманивать удивительную глубину звуков, шедшую, казалось, из сокровенной глубины ожившего инструмента. Странным образом именно от жесткого туше выигрывали внезапно нежные, лирические фразы его удивительных напевных мелодий… Метнер не имел сумасшедших успехов в концертах. Но от каждого концерта росло число его адептов, росло почетное достоинство его музыки, заставлявшей даже самых завзятых врагов Метнера уважать ее и преклоняться перед личностью ее создателя…» (М. Шагинян. Человек и время).

«Н. К. Метнер с величайшею серьезностью уверял, что слово „пессимизм“ происходит от слова „пес“, а женский род от „пес“ будет „психея“.

Нюхая цветок, он воскликнул однажды: „какая прелесть!“ – и указал мне (в Михайловском). Я нюхал и заметил, что цветок пахнет медом. „Это потому, – пресерьезно заметил он мне на ушко, – что пчелка туда накакала» (1915 г.).

Любимейшими прозаиками его были Андерсен и Лесков. Я читывал ему в Михайловском главы из своего „Лескова“ в обмен на его „Сказки“, сыгранные им самим на рояле. Он смеялся по-детски светлым, частым, звонким смехом, с широчайшей улыбкой и ласкающими глазами.

Вот в ком живо нечто от Пушкина!» (С. Дурылин. В своем углу).

Из книги Воспоминание о России автора Сабанеев Леонид Л

Н. К. МЕТНЕР Метнера надо было бы вообще играть несравненно больше и чаще, чем его играют, писать о нем больше, чем пишут. Можно быть несогласным с его художественным устремлением, с его известной непримиримостью по отношению к музыкальному творчеству последних

Из книги Мои воспоминания автора Крылов Алексей Николаевич

Н. К. МЕТНЕР Печатается по тексту газетной публикации: «Русская мысль», 1959. В оригинале подзаголовок: «К 80-летию его рождения». Свои взгляды на этот счет Метнер изложил в книге «Муза и мода» (Париж,1930). В эсхатологии иудаизма и христианства термин «эон» означает очень

Из книги В военном воздухе суровом автора Емельяненко Василий Борисович

Из книги Книга 3. Между двух революций автора Белый Андрей

Николай Зуб Весенний день, ветер гнал с моря низкие облака, с них лило без перерыва два дня подряд. Боевых вылетов с Тамани в Крым не предвиделось. Отоспавшись, я позже других пришел в опустевшую столовую. - Осталось что-нибудь? - спросил официантку. - Найдется, найдется,

Из книги Книга 2. Начало века автора Белый Андрей

Из книги Воспоминания автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

Из книги Хроники семьи Волковых автора Глебова Ирина Николаевна

Эдуард Карлович Розенберг Моим самым большим и, пожалуй, единственным настоящим другом был Эдуард Карлович Розенберг. Самый жизнерадостный и веселый человек, которого я только знал.Он был среднего роста с большой головой и большими ступнями ног, на которых помню как

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

Николай Когда Ане помогали устроиться на жильё в общежитие, приняла в этом участие и пожилая интеллигентная женщина - политрук ФЗО. Она очень сочувствовала молодой воспитательнице, пользовалась любым случаем поговорить, приободрить. Однажды в таком разговоре

Из книги Декабристы-естествоиспытатели автора Пасецкий Василий Михайлович

ВАСИЛИЙ КАРЛОВИЧ Вильгельм фон Треттер, или, как ласково называли его в России, Василий Карлович, был выходцем из Германии и в Санкт-Петербурге оказался в 1814 году. Он приехал из Бадена, когда окончательно убедился, что в безденежной Европе, разорённой войной с Наполеоном,

Из книги Знаменитые личности украинского футбола автора Желдак Тимур А.

Из книги 22 смерти, 63 версии автора Лурье Лев Яковлевич

Из книги Николай Гумилев глазами сына автора Белый Андрей

Николай I Внук Екатерины Великой, сын Павла I и брат Александра I взошел на престол 14 декабря 1825 г. И это было очередное в российской истории вступление в царствование, сопровождавшееся кровью. Тридцатилетнее правление Николая I началось с подавления бунта

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

Николай Оцуп{136} Николай Степанович Гумилев Я горжусь тем, что был его другом в последние три года его жизни. Но дружба, как и всякое соседство, не только помогает, она и мешает видеть. Обращаешь внимание на мелочи, упуская главное. Случайная ошибка, неудачный жест заслоняют

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ПУГО Борис Карлович (19.02.1937 - 22.08.1991). Кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС с 20.09.1989 г. по 13.07.1990 г. Член ЦК КПСС в 1986 - 1990 гг. Член ЦКК КПСС с 1990 г. Член КПСС с 1963 г.Родился в г. Твери в семье партийного работника. Латыш. По-русски говорил лучше, чем по-латышски. Отец был подпольщиком,

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

МЕТНЕР Эмилий (Эмиль Карл) Карлович псевд. Вольфинг;7(19).12.1872 – 11.7.1936Музыкальный критик, журналист, философ. Владелец издательства «Мусагет», издатель журнала «Труды и дни». Сотрудник журнала «Золотое руно» (1906–1909). Книги «Модернизм и музыка. Статьи критические и

Николай Карлович Метнер занимает особое место в истории русской и мировой музыкальной культуры. Художник самобытной индивидуальности, замечательный композитор, пианист и педагог, Метнер не примыкал ни к одному из музыкальных стилей, характерных для первой половины XX в.

Приближаясь отчасти к эстетике немецких романтиков (Феликс Мендельсон, Роберт Шуман), а из русских композиторов - к Сергею Танееву и Александру Глазунову, Метнер был вместе с тем художником, устремленным к новым творческим горизонтам, его многое роднит с гениальным новаторством Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева.

Николай родился 5 января 1880 года, в Москве. Предки Метнера имели скандинавское происхождение (отец ― датское, мать ― шведско-немецкое), но ко времени его рождения семья уже на протяжении многих лет жила в России. Метнер происходил из семьи, богатой художественными традициями: мать - представительница знаменитого музыкального рода Гедике; брат Эмилий был философом, литератором, музыкальным критиком (псевд. Вольфинг); другой брат, Александр, - скрипачом и дирижером.

Первые уроки игры на фортепиано Николай получил в возрасте шести лет от матери, затем учился у своего дяди, Фёдора Гедике (отца Александра Гедике). В 1892 году Николай Метнер поступил в Московскую консерваторию, где обучался в классах Анатолия Галли, Павла Пабста, Василия Сапельникова и Василия Сафонова. В 1900 году блистательно окончил её с большой золотой медалью. Композицией Метнер занимался самостоятельно, хотя в студенческие годы брал уроки теории у Николая Кашкина и гармонии ― у Антона Аренского.

Вскоре после окончания консерватории Метнер принял участие в конкурсе пианистов имени Рубинштейна, на котором заслужил почётный отзыв от влиятельного жюри. Однако, по совету Сергея Танеева и своего старшего брата Эмилия, вместо концертной карьеры серьёзно занялся композицией, выступая лишь изредка, и в основном с собственными сочинениями.

Голос Метнера - пианиста и композитора - был сразу услышан наиболее чуткими музыкантами. Наряду с концертами Сергея Рахманинова и Александра Скрябина авторские концерты Метнера являлись событиями музыкальной жизни как в России, так и за рубежом. Мариэтта Шагинян вспоминала, что эти вечера «были для слушателей праздником».

В 1903 году некоторые из его произведений появились в печати. Соната f-moll привлекла внимание известного польского пианиста Иосифа Гофмана, своё внимание на музыку молодого композитора обратил Сергей Рахманинов (ставший в более поздние годы одним из ближайших друзей Метнера).

В 1904―1905 и 1907 годах Метнер выступил с концертами в Германии, но не произвёл на критиков особого впечатления. В то же время в России (и в особенности в Москве) у него появилось немало почитателей и последователей. Признание Метнера как композитора пришло в 1909 году, когда ему была присуждена Глинкинская премия за цикл песен на слова Гёте.

Николай Карлович состоял членом совета Российского музыкального издательства, учреждённого в 1909 году Сергеем Кусевицким, в котором помимо него состояли также А. Ф. Гедике, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин (позднее его место занял А. В. Оссовский), Н. Г. Струве.

В 1909-10 и 1915-21 гг. Метнер был профессором Московской консерватории по классу фортепиано. Среди его учеников - многие известные впоследствии музыканты: Aбрам Шацкес, Николай Штембер, Борис Хайкин. Советами Метнера пользовались Bладимир Софроницкий, Лев Оборин.

В 1921 году Метнер вместе с женой эмигрировал в Германию, где, однако, интерес к его музыке был ничтожно мал, а концертных предложений почти не поступало. Финансовую помощь Метнеру оказал Рахманинов, организовавший концертный тур пианиста по США в 1924―1925 гг.

Вернувшись в Европу, Метнер осел в Париже, но там, как и в Германии, его сочинения не пользовались большим успехом. Николай Карлович писал:

“Для творческой работы (особенно художественной) необходимо уметь останавливать жизнь!! Нельзя писать пейзаж из окна курьерского поезда!

Передача сокровеннейших, музыкальнейших мыслей недоступна сознанию. Музыкальные мысли, то есть темы, зерна, не могут быть и не были никогда результатом сознательного логического рассуждения, а падают сверху в виде неожиданного подарка…”

Круг друзей Метнера в это время был небольшим и состоял в основном из русских эмигрантов. Среди немногих современных ему музыкантов во Франции, почитавших его творчество, был Марсель Дюпре. В 1927 году Метнер выступил с концертами в Советской России, а год спустя ― в Великобритании, где композитор получил звание почётного члена Королевской академии музыки и с успехом исполнил собственный Второй концерт с оркестром Королевского филармонического общества.


Радушный приём, оказанный ему, сподвиг его на то, чтобы постоянно поселиться в Лондоне. В 1929―1930 годах Метнер провёл новую серию концертов в Северной Америке, однако сотрудничавшее с ним концертное агентство обанкротилось, и лишь с помощью Рахманинова ему удалось избежать финансовых трудностей.

Наблюдая за развитием современной ему композиторской техники, Метнер в начале 1930-х годов решил выразить в печати собственную эстетику, среди современников считавшуюся чересчур консервативной.

“Прежде чем сесть за жаркую работу, закрыть глаза и в тишине представить себе данную мысль, развившуюся в пьесу, ибо она, несомненно, и существует как пьеса, и вся задача должна заключаться в выявлении ее отдельных образов, а не в придумывании их.

Подобная медитация должна несомненно подсказать звучность изложения и линии формы данной темы. Запись сделать немедленно и безразлично как: где можно - нотами, где - словами, а где - графикой. Необходимо выработать некоторое спокойствие и самообладание в процессе работы композиторской. Она нуждается в этом не менее, чем виртуозная. Но процесс этот никогда не может быть одинаковым и постоянным…

…Из всех помех работе самая страшная – нервы. Ничто так не развинчивает темп, ритм работы, как нервы. Чувство спеха, подгоняния, бросание от одного к другому и желание сразу сделать все приводит, в конце концов, только к безнадежному утомлению и отчаянию. Осознав все это, сначала необходимо овладеть нервами, то есть темпом и ритмом всего своего существа, каждого шага, каждой мысли, и тогда уже приступить к работе над каким-нибудь отдельным куском материи, забыв о существовании всего хаоса материи…”


В своей книге «Муза и мода», вышедшей в Париже в 1935 году, композитор изложил свои взгляды на непреложные законы искусства и выразил мнение, что модные модернистские течения в музыке являются не более чем заблуждениями, разрушающими связь между душой музыканта и его творчеством.

В октябре 1935 году композитор с женой окончательно обосновался в Лондоне. Успех его концертов, частное преподавание и контракт с немецким издательством обеспечивали ему достойное существование вплоть до начала Второй мировой войны, когда Метнеры вынуждены были переехать в Уорикшир, где их приняла семья пианистки Эдны Айлс.


В 1942 году у Метнера случился инфаркт, но уже в феврале 1944-го он смог исполнить в Королевском Альберт-холле своё новое сочинение ― Третий концерт для фортепиано с оркестром.

Последние годы жизни Метнера, несмотря на его болезнь, были насыщены событиями. В 1946 году индийский махараджа выделил сумму на основание Метнеровского общества, что позволило пианисту в течение ближайших лет сделать записи практически всех своих крупнейших сочинений. Эти записи составляют часть золотого фонда мировой музыкальной культуры и дают наглядное представление о мастерстве музыканта.

Скончался Николай Карлович 13 ноября 1951 года, похоронен в Лондоне на кладбище Хендон (Hendon Cemetery).

В 2006 году пианистом Михаилом Лидским был организован Международный фестиваль Николая Метнера («Метнер-фестиваль»). В 2006 и 2007 годах фестиваль прошел сразу в нескольких российских городах - Екатеринбурге, Владимире и Москве.

Один из последних композиторов-романтиков, Метнер занимает важнейшее место в истории русской музыки, наряду с Александром Скрябиным, Сергеем Рахманиновым и Сергеем Прокофьевым, в чьей тени он оставался всё время своей карьеры. Фортепиано занимает доминирующее место в творчестве Метнера ― у него нет ни одного сочинения, в котором не был бы задействован этот инструмент.

Великолепный пианист, Метнер тонко чувствует выразительные возможности фортепиано, его произведения предъявляют к исполнителю высокие технические требования. Стиль музыки Метнера отличается от большинства его современников, в нём русский дух гармонично сочетается с классическими западными традициями ― идеальным структурным единством, мастерством полифонического письма, сонатной формой. Язык композитора практически не претерпел изменений в течение времени.

Русская и немецкая стороны музыкальной личности Метнера ярко проявляются в его отношении к мелодической составляющей, которая варьируется от русских мотивов («Русская сказка») до тончайшего лиризма (Второй концерт). Гармония Метнера насыщенна и богата, но практически не выходит за рамки, сформировавшиеся в XIX веке. Ритмическая составляющая, с другой стороны, иногда весьма усложняется ― Метнер использует различные виды полиритмии.


Центральное место в творческом наследии Метнера занимают 14 фортепианных сонат. Поражающие вдохновенной изобретательностью, они заключают в себе целый мир психологически углубленных музыкальных образов. Им свойственна широта контрастов, романтическая взволнованность, внутренне сосредоточенное и вместе с тем душевно согретое раздумье.

Среди других сочинений Метнера для фортепиано соло выделяются тридцать восемь разнообразных по характеру, изящных и мастерски написанных миниатюр, озаглавленных автором как «Сказки».

Три фортепианных концерта ― единственные произведения, в которых Метнер использует оркестр. Камерные сочинения Метнера включают в себя три сонаты для скрипки с фортепиано, несколько небольших пьес для того же состава и фортепианный квинтет.

Наконец, ещё одна область творчества Метнера ― вокальные сочинения. Более сотни песен и романсов написаны на стихи русских и немецких поэтов, в основном, Пушкина и Гёте. Фортепиано в них играет не менее важную роль, чем голос.

Романсы Метнера (сам композитор никогда не употреблял слово «романсы» в названиях своих опусов, предпочитая термины «песни» или «стихотворения») разнообразны по настроению и очень выразительны, чаще всего это сдержанная лирика углубленно философского содержания. Написаны они обычно в форме лирического монолога, раскрывающего душевный мир человека; многие посвящены картинам природы. Любимыми поэтами Метнера были А. Пушкин (32 романса), Ф. Тютчев (15), И. В. Гете (30).

Путь отечественной и современной мировой музыки так же невозможно представить себе без Метнера, как невозможно представить его себе без его великих современников – Сергея Рахманинова, Александра Скрябина, Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева.

«Едва ли кто-нибудь из композиторов после Бетховена владел в таком coвершенстве сонатной формой, как Метнер. Метнеру также присуще какое-то врожденное, совершенно исключительное мастерство контрапункта, причем его полифоническая ткань мало похожа по стилю на баховский контрапункт, а скорее перекликается с приемами позднего периода творчества Бетховена.

При предельной насыщенности музыкальной ткани также сложными гармоническими оборотами, сочинения Метнера всегда ясны, логичны и отличаются исключительной законченностью формы. Творчеству Метнера при его глубокой серьезности и даже суровости свойственна в то же время непосредственная наивность, песенная напевность и живой юмор танца…»
А. Б. Гольденвейзер, «Воспоминания о Н. К. Метнере»

ClassicalMusiNews.Ru, из разных источников

Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Метнера. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2019 г. с музыкой Метнера и купить билет на удобную вам дату.

Николай Карлович Метнер (1879 - 1951) - русский композитор и пианист.
Отец, Карл Петрович Метнер, увлекался философией и поэзией. Мать, Александра Карловна, урожденная Гедике, в молодости выступала как певица.
В шесть лет Николай начал заниматься на фортепиано. Наблюдая, как его брат Александр играет на скрипке, он сам научился играть на этом инструменте. Александр и Николай вместе со своим двоюродным братом Александром Гедике, впоследствии замечательным органистом, профессором Московской консерватории, входили в известный детский музыкальный коллектив - оркестр А. Эрарского. Для этого оркестра, созданного в 1888 г., специально писали С. Танеев, А. Аренский, А. Корещенко. Метнер отказывался играть какие-либо детские произведения, останавливая свой выбор на творениях Баха, Моцарта, Скарлатти.
Дядя композитора, Федор Карлович Гедике, подготовил Колю Метнера к поступлению в Московскую консерваторию. В 1900 г. он ее заканчивает с Малой золотой медалью.
За годы учения значительно расширяется круг музыкальных впечатлений, определяются пристрастия молодого музыканта: сочинения классиков, романтиков, русских композиторов. Выступая на консерваторских концертах, Метнер заявляет о себе и как пианист. В это же время им было написано немало произведений, в основном для фортепиано.
В 1900 г. пианист выступает на Третьем Международном конкурсе им. А. Г. Рубинштейна в Вене. За исполнение обязательного Пятого концерта Рубинштейна он удостаивается первого значительного признания. Растет популярность Метнера как пианиста и на родине. Появляются положительные отзывы музыкальных критиков, складывается своя аудитория. Метнеровский стиль исполнения в первую очередь отличался глубоким проникновением в замысел произведения, что создавало впечатление непосредственного рождения музыки.
С 1903 г. Метнер в свои концертные программы начинает включать собственные сочинения. Со временем он все больше играет свою музыку, так что его выступления превращаются в своеобразные творческие отчеты. С 1904 г. Метнер - композитор и пианист - завоевывает известность и за рубежом, выступая в Германии.
В этот же период начинает укрепляться особая эстетическая позиция Метнера, которую можно охарактеризовать как ретроспективизм. Опора на классико-романтическое наследие, избегание неоправданного использования эффектных художественных средств, разрушающих, по мнению композитора, музыкальный смысл, - вот основные положения его эстетической концепции.
В первое десятилетие нового века Метнер достаточно активно участвует в работе ряда музыкальных обществ и кружков. Среди них - камерное музыкальное общество "Дом осени", керзинский Кружок любителей музыки. В 1909 г. он входит в Совет Русского музыкального издательства, организованного С. Кусевицким. Пробует и преподавать. Получив в 1909 г. место профессора Московской консерватории по классу фортепиано, композитор, однако, через год, не испытывая особой тяги к педагогике, оставляет это занятие.
Творческий расцвет композитора приходится на 10-е гг. XX века. В этот период наибольшее предпочтение он отдает жанру сонаты. Тогда же были написаны и самые известные циклы "Сказок", положившие начало новому жанру фортепианной миниатюры. Наиболее яркая творческая встреча тех лет - Рахманинов. С ним композитор был знаком и ранее, но активное сближение, положившее начало дружбе, происходит в 1913 г. Замкнутый и немногословный по натуре Рахманинов и философствующий Метнер являли собой полные противоположности, однако Рахманинов, проявляя постоянную заботу о своем друге, добивался, чтобы его концерты как можно чаще устраивались и по достоинству освещались в прессе. Вообще, Метнер принадлежал к типу людей, которых требовалось опекать. В быту он становился практически беспомощным.
Первая мировая война принесла моральные испытания всей семье Метнеров. Когда композитор был освобожден от призыва в армию, "ревнители благочестия" на волне патриотических настроений заговорили о его немецком происхождении. И это несмотря на то, что он говорил и думал на русском языке, воспитывался в атмосфере русской культуры, впитал русские традиции и считал Россию своей родиной. В пору эмигрантских скитаний он жаловался в письмах, что даже чужая речь для него болезненна и невыносима, - и с годами чувство родины только обострялось.
В 1915 г. Метнер возвратился к педагогической деятельности. Преподавая в Московской консерватории до 1919 г., он очень ответственно относился к своей работе, всегда набирал небольшой класс.
Композитор вел достаточно замкнутый образ жизни, довольно сложно сходился с людьми. Одно время он сблизился с поэтами-символистами, особенно с Андреем Белым.
Осенью 1921 г. Метнер уехал за границу.
С 1921 по 1924 г. он жил в Германии, но понимания немецкой публики не нашел. Все же концертные выступления пианиста и композитора за рубежом становятся более интенсивными. В 1924-м он играет во Франции; в этом же году, благодаря хлопотам Рахманинова, совершает концертное турне по Америке. 1927 г. - один из самых запоминающихся для Метнера. Он совершает большой концертный тур по Советскому Союзу, выступает в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, и эта поездка, встретивший его на родине горячий прием вдохновляют его. Композитор был счастлив. В русской публике и вообще в российской музыкальной жизни он увидел прямую противоположность западному "рыночному" подходу к искусству.
С 1930 по 1935 г. Метнер живет под Парижем. В год он выступает не более чем с одним-двумя концертами, - и в 1935-м решает перебраться в Англию, где в конце 20-х получил прекрасный прием.
Парижским издательством "Таир" в 1935 г. была издана книга композитора "Муза и мода", где он излагает свои взгляды на язык музыки, выявляя его эстетическую и технологическую природу. По существу, эта работа - творческий и эстетический манифест художника, не согласного с модернистскими Николай Карлович Метнерпроявлениями в музыке.
Последнее десятилетие про
ходит под знаком усиливающегося одиночества и отрыва от родных корней. Семья его испытывала значительные материальные трудности. Метнер не мог записать свои произведения на пластинки, и только неожиданная денежная помощь индийского магараджи Майсорского, почитателя его таланта, позволила ему сделать эти записи. Вышли три его фортепианных концерта, Соната-баллада, Первая скрипичная соната, пьесы из "Забытых мотивов", "Сказки" и фортепианный квинтет.
После окончания второй мировой войны композитор был приглашен дать цикл концертов в США, но поездку эту совершить не смог - помешало серьезное сердечное заболевание. Два последних года состояние его здоровья было тяжелым, но в периоды улучшений он продолжал работать.
Умер Метнер в Лондоне 13 ноября 1951 г. Его вдова, Анна Михайловна Метнер, в 1958 г. вернулась на родину. Архив композитора она передала Государственному центральному музею музыкальной культуры им. М.И. Глинки.

Один из последних романтиков в музыке. Николай Метнер

В.Шембер

Н.К.Метнер

(1880 - 1951)

Николай Карлович Метнер занимает особое место в истории русской и мировой музыкальной культуры. Художник самобытной индивидуальности, замечательный композитор, пианист и педагог, Метнер не примыкал ни к одному из музыкальных стилей, характерных для первой половины ХХ века.

Приближаясь отчасти к эстетике немецких романтиков (Ф.Мендельсон, Р.Шуман), а из русских композиторов - к С.Танееву и А.Глазунову, Метнер был, вместе с тем, художником, устремлённым к новым творческим горизонтам, его многое роднит с гениальным новаторством И.Стравинского и С.Прокофьева.

Родился в Москве 24 декабря 1879г.(5 января 1880) в немецкой по происхожению семье с разветвлёнными музыкальными традициями: мать - представительница знаменитого рода Гедике; брат Эмилий был филосфом, литератором, музыкальным критиком (псевдоним Вольфинг). Другой брат, Александр - срипачом и дирижёром.

В 1900 году Метнер блистательно окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано В.Сафонова. Одновременно он изучал и композицию под руководством С.Танеева и А.Аренского. Его имя написано на мраморной доске консерватории.

Творческий путь Николай Метнер начал успешным выступлением на III Международном конкурсе им. А.Рубинштейна (Вена, 1900) и первыми же своими сочинениями завоевал признание как композитор. Голос Метнера - пианиста и композитора - был сразу услышан наиболее чуткими музыкантами. Наряду с концертами С.Рахманинова и А.Скрябина авторские концерты Метнера являлись событиями музыкальной жизни как в России, так и за рубежом. Критика писала, что Метнер за роялем - не виртуоз, "исполнитель - творец, увлечённый одной сутью исполняемых вещей".

В1909 - 10 и 1915 - 21гг. Метнер был профессором Московской консерватории по классу фортепиано. Cреди его учеников - многие известные впоследствии музыканты: А.Шацкес, Н.Штембер, Б.Хайкин. Советами Метнера пользовались В.Софроницкий, Л.Оборин.

В 1921 году уехал за границу, жил в Германии и Франции, с 1936г. - в Великобритании. В феврале 1927 года последний раз посетил Россию с длительными гастролями, в том числе, с авторскими концертами, которые прошли с большим успехом. За рубежом широко концертировал в Европе и в США, вёл педагогическую деятельноть, много сочинял. Творческое наследие Метнера охватывает более 60 опусов, большинство из которых представлено фортепианными сочинениями и романсами.

Романсы Метнера разнообразны и очень выразительны по настроению, чаще всего это сдержанная лирика философского содержания. Многие посвящены картинам природы. Любимыми поэтами Метнера были А.Пушкин, Ф.Тютчев, И.Гёте.

Понятие "философская" в наибольшей степени приложимо к музыке Метнера, особенно в его излюбленной форме - сонатной: сонаты и концерты композитора представляют собой именно "драмы идей", хотя этому автору не чужды и очень красивые лирические образы, появляющиеся обычно в виде "реминисценций" - воспоминаний. Для его письма характерна сложная, насыщенная полифонией фактура и сдержанность красок - некоторая "графичность" .

Фортепианные концерты Метнера монументальны и приближаются к симфониям, лучшим из них является Первый, образы которого навеяны потрясениями Первой мировой войны.

Метнер известен не только как музыкант, но и как автор книг о музыкальном искусстве: "Муза и мода" и "Повседневная работа пианиста и композитора".

Искусство Метнера высоко оценивалось его современниками (включая Рахманинова, Прокофьева, Мясковского). С Рахманиновым его связывала многолетняя дружба. Метнеру посвящён Четвёртый фортепианный концерт Рахманинова.

Возвращение Метнера в Россию

Выдающийся российский пианист Борис Березовский в 2006 году организовал международный "Метнер - фестиваль". Он очень увлечён этим композитором и собрал на этом фестивале своих единомышленников. Первый фестиваль он провёл на свои деньги. Музыканты работали без гонораров, Березовский оплачивал им билеты и проживание. На вопрос журналиста об удивительном бескорыстии исполнителей Березовский ответил: "Просто все поклонники Метнера - это как наркоманы, как секта. Для людей, его любящих, деньги не важны".


На вопрос отчего у него такая любовь к Метнеру, пианист ответил: "Потому что он народник. Защищённый сложными, изощрёнными гармониями, но народник. В его музыке есть фольклор, и не только русский, но, скажем, и английский. У него потрясающие, самые разнообразные темы. Метнер напоминает мне язычника".


О дружбе Метнера с Рахманиновым: "Они дополняли друг друга. У Рахманинова много церковной музыки, например, все знают его "Колокола", а у Метнера музыка народная. Они абсолютно разные композиторы, но это были те два разноимённых заряда, которые притягиваются. Они составляли удивительное единство противоположностей. Наверное, одному композитору неподвластно всё, нужен рядом тот, кто может то, чего он не может. Рахманинов и Метнер очень дружили в жизни и поддерживали друг друга".

В одном из интервью Березовский ска зал, что то, что они делают - капля в море. Нужен другой подход к организации фестиваля. Более профессиональный.

МЕ́ТНЕР, дея­те­ли рос. ху­дож. куль­ту­ры, бра­тья. Их ро­ди­те­ли – преим. нем. про­ис­хо­ж­де­ния; пред­ки со сто­ро­ны ма­те­ри (пред­ста­ви­те­ли се­мей Геб­хард и Ге­ди­ке) жи­ли в Рос­сии с кон. 18 – нач. 19 вв., мно­гие из них бы­ли му­зы­кан­та­ми. Ни­ко­лай Кар­ло­вич , ком­по­зи­тор и пиа­нист. Один из круп­ней­ших ав­то­ров рус. фп. му­зы­ки 1-й пол. 20 в. В 1900 окон­чил Моск. конс. как пиа­нист (учил­ся у А. И. Гал­ли, П. А. Паб­ста , В. И. Са­фо­но­ва ). Ком­по­зи­ции спе­ци­аль­но не обу­чал­ся. Кон­цер­ти­ро­вал в Рос­сии и (с 1904) за ру­бе­жом, ис­пол­няя со­чи­не­ния Л. ван Бет­хо­ве­на, Р. Шу­ма­на, Ф. Шо­пе­на, П. И. Чай­ков­ско­го и соб­ст­вен­ные. С 1906 да­вал еже­год­ные ав­тор­ские кон­цер­ты. В 1900-е гг. ра­бо­тал в част­ной муз. шко­ле Л. Э. Ко­ню­са , в Ели­за­ве­тин­ском ин-те; один из ос­но­ва­те­лей На­род­ной конс. (1906). Чл. со­ве­та Рос. муз. изд-ва, ос­но­ван­но­го С. А. Ку­се­виц­ким . В 1909–10, 1915–21 проф. Моск. конс., сре­ди уче­ни­ков – Н. В. Штем­бер, Н. И. Си­зов, П. И. Ва­силь­ев, Л. Г. Лу­ком­ский, А. В. Шац­кес. Ок. 1909 по­зна­ко­мил­ся с С. В. Рах­ма­ни­но­вым , ко­то­рый вы­со­ко це­нил его как му­зы­кан­та и под­дер­жи­вал в го­ды эмиг­ра­ции (со­дей­ст­во­вал ор­га­ни­за­ции кон­церт­ных тур­не по США и др.). В 1921 М. уе­хал за гра­ни­цу, вы­сту­пал в Гер­ма­нии, Поль­ше [в 1922 в Вар­ша­ве ис­пол­нил свой 1-й фп. кон­церт (соч. 1918) с оркестром под упр. Э. Млы­нар­ско­го ], Швей­ца­рии, Ита­лии, Фран­ции, Ве­ли­ко­бри­та­нии, в 1924–25 и 1929–30 – в Сев. Аме­ри­ке (здесь иг­рал свой 1-й фп. кон­церт под упр. Л. Сто­ков­ско­го , Ф. Сто­ка, Ф. Рай­не­ра, О. С. Габ­ри­ло­ви­ча). В 1927 га­ст­ро­ли­ро­вал в СССР, дал 13 ав­тор­ских кон­цер­тов в раз­ных го­ро­дах, впер­вые в Мо­ск­ве ис­пол­нил свой 2-й фп. кон­церт (соч. 1927, по­свя­щён Рах­ма­ни­но­ву) с ор­ке­ст­ром под упр. бра­та – А. К. Мет­не­ра. С 1935 жил в Ве­ли­ко­бри­та­нии, где ак­тив­но кон­цер­ти­ро­вал в 1935–37; в 1944 в кон­цер­те Ко­ро­лев­ско­го фи­лар­мо­нич. об-ва в Аль­берт-хол­ле впер­вые сыг­рал свой 3-й фп. кон­церт (Кон­церт-бал­ла­да, соч. 1943) под упр. А. Бо­ул­та. По­след­нее круп­ное со­чи­не­ние – Фп. квин­тет (1948; в 1950 за­пи­сан на грам­пла­стин­ку при уча­стии ав­то­ра).

М. – ком­по­зи­то­ру и пиа­ни­сту свой­ст­вен­ны взы­ска­тель­ность вку­са, чув­ст­во ху­дож. ме­ры, внеш­няя сдер­жан­ность вы­ра­же­ния, са­мо­уг­луб­лён­ность. Стиль его про­из­ве­де­ний – ори­ги­наль­ное пре­лом­ле­ние тра­ди­ций позд­не­го нем. ро­ман­тиз­ма и рус. му­зы­ки кон. 19 в. – поч­ти не эво­лю­цио­ни­ро­вал. Его со­чи­не­ни­ям при­су­щи мас­тер­ст­во муз. фор­мы (по сло­вам С. И. Та­нее­ва, «Мет­нер ро­дил­ся уже с со­нат­ной фор­мой»), бо­гат­ст­во кон­тра­пунк­тич. фп. фак­ту­ры, гра­фич­ность ри­сун­ка (на пер­вом пла­не – ме­ло­дич. на­ча­ло), при­глу­шён­ность ко­ло­ри­та, «ки­не­ти­че­ская на­пря­жён­ность» (по оп­ре­де­ле­нию Н. Я. Мяс­ков­ско­го). Осн. об­ласть твор­че­ст­ва – ка­мер­ная му­зы­ка для фп. и с уча­сти­ем фп. Сре­ди со­чи­не­ний (опубл. 61 опус): для фп. – 3 кон­цер­та, св. 13 со­нат (Со­нат­ная триа­да, 1904–07, Со­на­та-сказ­ка, 1911, Со­на­та-бал­ла­да, 1914, Ро­ман­ти­че­ская со­на­та, 1930, «Гро­зо­вая» со­на­та, 1931, Со­на­та-идил­лия, 1937, и др.), «За­бы­тые мо­ти­вы» (1918–20; 1-я тет­радь вклю­ча­ет Со­на­ту-вос­по­ми­на­ние; 2-я тет­радь под назв. «Ли­ри­че­ские мо­ти­вы»; 3-я тет­радь – «Тан­це­валь­ные мо­ти­вы»), 10 опу­сов «ска­зок» (М. – соз­да­тель этой жан­ро­вой раз­но­вид­но­сти ин­ст­ру­мен­таль­ной ми­ниа­тю­ры); для скрип­ки и фп. – 3 со­на­ты (1910; 1925; Эпи­чес­кая со­на­та, 1938); ро­ман­сы на сло­ва И. В. Гё­те, Ф. Ниц­ше, А. С. Пуш­ки­на, Ф. И. Тют­че­ва и др.

Боль­шая часть грам­за­пи­сей со­чи­не­ний М. с уча­сти­ем ав­то­ра сде­ла­на по­сле 1946; в 1950 за­пи­сан ряд пе­сен М. в ис­пол­не­нии Э. Шварц­копф и ав­то­ра.

Ав­тор кн. «Му­за и мо­да» (1935); его за­мет­ки со­б­ра­ны в кн. «По­все­днев­ная ра­бо­та пиа­ни­ста и ком­по­зи­то­ра» (1963; 2-е изд., 1979).

Эми­лий Кар­ло­вич (лит. псевд. Воль­финг и др.) (1872, Мо­ск­ва – в ночь с 10 на 11.7.1936, Пиль­ниц, близ Дрез­де­на), фи­ло­соф, ис­кус­ст­во­вед, пуб­ли­цист. Окон­чил юри­дич. ф-т Моск. ун-та (1898). С сер. 1890-х гг. ра­бо­тал как муз. кри­тик. Был бли­зок сим­во­ли­стам. В 1900-х гг. зав. муз. от­де­лом ж. «Зо­ло­тое ру­но». В 1910 ор­га­ни­зо­вал при уча­стии А. Бе­ло­го изд-во «Му­са­гет», ре­дак­тор из­да­вав­ше­го­ся там ж. «Тру­ды и дни». С 1914 жил в Цю­ри­хе. Его осн. ста­тьи со­б­ра­ны в кн. «Мо­дер­низм и му­зы­ка» (1912).

Алек­сандр Кар­ло­вич , аль­тист, скри­пач, ди­ри­жёр, пе­да­гог, ком­по­зи­тор, засл. арт. РСФСР (1935). Учил­ся в Моск. конс. по клас­су скрип­ки И. В. Гржи­ма­ли (1892–98). В 1902 окон­чил Муз.-дра­ма­тич. уч-ще Моск. фи­лар­мо­нич. об-ва, где за­ни­мал­ся у Викт. С. Ка­лин­ни­ко­ва , Г. Э. Ко­ню­са (ком­по­зи­ция), В. Ке­са (скрип­ка, ди­ри­жи­ро­ва­ние); пре­по­да­вал там же (до 1907). Иг­рал в ор­ке­ст­рах (в т. ч. в 1902–11 кон­церт­мей­стер Сим­фо­ни­че­ской ка­пел­лы), с 1908 вы­сту­пал как ди­ри­жёр. Пре­по­да­вал в Си­но­даль­ном уч-ще цер­ков­но­го пе­ния (в 1903–1914 вёл клас­сы скрип­ки и аль­та), На­род­ной конс. (с 1906; один из её ос­но­ва­те­лей), Муз. тех­ни­ку­ме при Моск. конс. (1924–31); в 1932–55 ру­ко­во­ди­тель ор­ке­ст­ро­во­го клас­са Моск. конс. Ди­ри­жи­ро­вал сим­фо­нич. кон­цер­та­ми ор­ке­ст­ра Все­со­юз­но­го ра­дио, Боль­шо­го те­ат­ра. С 1919 ди­ри­жёр, в 1920–30 гл. ди­ри­жёр и зав. муз. ча­стью Ка­мер­но­го те­ат­ра, ав­тор му­зы­ки к спек­так­лям.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...