Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

В гостях у старообрядцев южной и северной америки. Кто такие амиши? Русские староверы в америке называются

Всё началось с новости о том, что в Приморье появились старообрядцы из Южной Америки. Это случилось в 2009 году, когда я уже с головой был погружён в проблемы русской эмиграции. Старообрядцы тоже оказались эмигрантами, значит, моими героями. В 2010 г. принял предложение коллеги из Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН профессора Юлии Викторовны Аргудяевой поучаствовать в экспедиции по местам нынешнего проживания старообрядцев в США.

Мы объехали несколько населённых пунктов в Орегоне и на Аляске, собрали ценнейший материал. Сейчас во Владивостоке выходит совместный труд, где подводятся итоги исследований: жизнь старообрядцев в Приморье, их вынужденный побег в Китай; репрессии и репатриация после 1945 г., исход остатков старообрядческих общин в середине 1950-х годов через Гонконг в Южную и Северную Америку, наконец, современное положение старообрядцев.

Первые из старообрядцев, приехавшие в Приморье из Уругвая, поселились в деревне Дерсу Красноармейского района. Следующей стала группа из Боливии, связанная родственными узами с уругвайскими переселенцами. Сначала она остановилась в селе Корфовка, но вскоре тоже перебралась в Дерсу.

Нам захотелось побывать в гостях у переселенцев из Южной Америки. Из Владивостока отправились поездом.

В Дальнереченске нас встретил «проводник» Фёдор Владимирович Крониковский. Заправившись по пути бензином, мы отправились в путь. Когда миновали Рощино, ещё около часа пылили по просёлочной дороге, пока не добрались до весьма экзотической переправы: через реку Арму перекинут трос, к которому присоединён понтон. С помощью энергии течения он за 150 рублей
довольно быстро перевозит автомашины с одного берега на другой. Здесь сотовый телефон замолчал. Мы попали в другой мир.

Вот, наконец, и Дерсу. Обыкновенная русская деревенька, которая раньше называлась Лаулю. Она располагается в красивом месте: в огромной чаше, окружённой со всех сторон сопками. Недалеко река. Сегодня здесь проживают 15 старообрядческих семей. По утверждению их старейшин, в Приморье могут переселиться ещё до 80 семей — это более 500 человек. Географическое положение, природа и сельскохозяйственные условия этой местности отвечают всем чаяниям приехавших.

При переезде им обещали всестороннюю поддержку. Старообрядцы с признательностью вспоминают телефонный разговор президента Путина с их представителем Алексеем Килиным, когда глава страны горячо поддержал желание старообрядцев обустроиться в Приморье. Увы, поддержка местных властей оставляет желать лучшего. Но всё по порядку…

В глаза бросаются когда-то добротные, но уже покосившиеся избы: они без фундамента, стоят на галечной подушке. Убогость почерневших домов скрадывает обильная зелень. О наличии новых рачительных хозяев-старообрядцев говорит скошенная вдоль главной широкой дороги трава. Мы сразу же приметили нарядную одежду старообрядческих девушек и ребятишек.

Первым делом забросили вещи в гостиницу — её содержит местный депутат. Обычная деревенская хата, чистенькая, с набором всего необходимого для постояльца. Потом была встреча со старшим — Фёдором Силовичем Килиным.

Демографическое положение деревень Приморья близко к критическому: они повсеместно вымирают. Здесь живут в основном пенсионеры или выпивохи, которым некуда деваться. Нередко можно встретить и откровенных наркоманов. Известен случай, когда трое местных хулиганов напали на семью старообрядцев. Хозяина, Петра Фефелова, жестоко избили, так, что он попал в больницу. В доме учинили погром, гонялись за малолетними дочками. На прощание пригрозили новой расправой. В результате Пётр и его жена Агафья с детьми предпочли уехать из Дерсу.

Американские староверы (Меннониты)

Меннониты в США продолжают жить так, как их предки в XVIII веке - не признавая благ цивилизации и существуя внутри своих замкнутых общин. Когда-то более 100 тысяч меннонитов проживало в России, их труд на земле был в 2,5 раза производительнее труда русских крестьян - пока их микроцивилизацию не разрушили Первая мировая война и сталинский террор.

Меннонитов часто называют «крайним течением в протестантизме», и оно зародилось во время Реформации в Голландии. Не буду выносить оценок их вероисповеданию, я предлагаю читателям самим почитать об этом в Википедии. Отмечу лишь, что основой их веры считается честный труд на земле.



Меннониты до сих пор не признают благ цивилизации - к примеру, таких, как электричество или телевизор. Необходимую энергию - для перемола зерна или сбивания масла, работы ткацкого станка - им дают ветряки. Впрочем, «в ограниченных целях» сегодня меннониты используют автомобили, как на фотографии ниже - для вспашки земли.

Не приемлют они и насилия (отказываясь от воинской службы), хотя в США у многих из них есть оружие - но, как они сами говорят, «только для самообороны и охоты». Не приветствуется и государственная служба.

Меннониты в большинстве своём - потомственные фермеры, сегодня их продукция часто сертифицируется как органическая, что позволяет им продавать свой урожай в 2-3 дороже, чем у «промышленных» фермеров.

Кроме частных угодий меннониты содержат и общественные поля, находящиеся под присмотром Совета старейшин (также поступают и близкие к ним по вере амиши). На выручку от продажи урожая с этих полей местные жители поддерживают дороги в надлежащем состоянии, платят зарплату школьным учителям, кузнецу, акушерке.

Женятся меннониты только между собой и прибегают к услугам свах.

Программы в местных школах утверждаются Советом старейшин. Детей учат только тому, что в будущем пригодится им на практике: геометрии - чтобы построить дом, механике - чтобы справиться с плугом или починить повозку, английскому языку - чтобы быть в состоянии торговать, и еще некоторым предметам.

Законодательство США позволяет им иметь самоуправление, и федеральные власти предпочитают не вмешиваться в их образ жизни, уважая их религиозный выбор.

«Исполнительная власть» в их городках принадлежит выборному Совету старейшин, «законодательная власть» осуществляется неким подобием референдума.




Ниже на фотографиях - жизнь меннонитов в американском штате Теннеси (фотограф Лукас Фолиа).


































До 1917 года в России проживало около 110 тысяч меннонитов (из них 70 тысяч - на Украине).

7 сентября 1787 года Екатерина II издала указ, целью которого было заселить земли юга Украины трудолюбивыми немцами. И если в Голландии, на родине меннонитов, уже начались процессы, которые через несколько лет сделали их легальными и равными в правах с католиками и реформистами, то в Пруссии они по-прежнему испытывали серьезные трудности, в частности, из-за отказа идти на воинскую службу. Указ Екатерины предлагал предоставить им много религиозных и гражданских свобод, льготы от податей на 10 лет. Каждое семейство получало по 65 десятин земли и по 500 рублей на проезд и обживание.

Знаменитый русский историк Костомаров однажды посетил такую колонию и был впечатлен:

«… Я осмотрел житье-бытье меннонитов и был изумлен чрезвычайно цветущим состоянием их быта. Дворы их обсажены садами, домики просторны и светлы, хотя крыты соломой и носят на себе характер малорусского жилья, только несравненно культурнее и богаче. Везде в домиках деревянные полы, чисто вымытые; заборы и все хозяйственные постройки содержатся в порядке, и нигде не видно того неряшества и беспечности, какими страдают наши русские деревенские постройки… Близ самой колонии красуется прямой превосходный лес, сеянный назад тому двадцать лет. Меннониты с гордостью уверяют, что это предрассудок, будто край Екатеринославской губернии по своей природе безлесный. Все они грамотны, отдают детей в свои училища и не чуждаются туземного языка… »

Исследования показывали, что в среднем одно меннонитское хозяйство было в 2 раза более продуктивным, чем соседние украинские хозяйства, и в 2,5-3 раза - чем русские. В Оренбургской области средний сбор зерна у одного меннонитского хозяйства составлял 2000 пудов (32 тонны), ещё одной их специализацией там было овцеводство.

В 1880-х годах образ жизни русских меннонитов описывался так:

«Меннониты высоко ставят грамотность, считая ее «важнейшей потребностью общества»; между ними нет неграмотных; мальчики и девочки обязательно посещают школы (большей частью одноклассные, в каждой колонии по школе; кроме того, в Хортице и Гальбштадте русские высшие училища, в Гальбштадте и Орлове-на-Молочне — ремесленные училища). В доме почти каждого хозяина имеется какой-либо периодический орган (чаще — немецкий). Все, даже противники иностранных колонистов, утверждают, что М. трудолюбивы, любят порядок, нравственны, гуманны и трезвы. Они живут в больших и удобных домах (около 30% каменных) и по преимуществу малосемейны. Влияние их на окружающих русских крестьян благотворно. Господствующая идея их учения — ожидаемое восстановление в мире царства Божия через основание и распространение на земле церкви чистой и святой. Затем, безусловная вера в Библию, в буквальный смысл ее текста; свобода личного понимания в области верования; евхаристия — лишь благоговейное воспоминание события из жизни Иисуса Христа, способствующее возвышению и укреплению чувства веры; крещение совершается только над взрослыми; судебные тяжбы, присяга и воинская служба отрицаются. В церковном отношении каждая самостоятельно организовавшаяся община существует независимо от других: она сама избирает своих духовных наставников и проповедников ».

Началом трагедии для меннонитов России стала Первая мировая война, когда усилилось недоверие правительства к немцам-колонистам. Боясь массового шпионажа, их начали насильно переселять из Украины в Поволжье. Депортация производилась за счет колонистов, их земли и имущество конфисковывались в пользу государства. Каждому переселенцу разрешалось иметь багаж не более 20 фунтов (8 кг). На каждые 1000 человек брали одного заложника…

Временный расцвет для меннонитов наступил с приходом к власти для большевиков. Однако уже в конце 1920-х с укоренением сталинщины меннониты подверглись жесточайшим репрессиям. В советское и постсоветское время меннониты стали уезжать в США, Канаду и др. страны.

Сегодня в РФ остались лишь малочисленные колонии меннонитов, к примеру, как вот эта в Оренбургской области.

Надо сказать, что старообрядцы весьма подозрительно и ревностно относятся к чистоте церковного учения и предания, и далеко не все ветви некогда единого движения признают друг друга. Но после тщательного испытания веры друг друга лидеры общин приняли решение: и у «турчан» (так себя называют староверы, приехавшие в Америку из Турции), и у «харбинцев» «вера правильная, дониконовская, без искривлений и неправды».

Так на американской земле воссоединились две ветви русских староверов – через столетия после расставания, на чужой земле, обогнув с двух сторон земной шар.

Власти штата Орегон оценили трудолюбие и религиозность новых граждан, выделили им крупные земельные наделы (по 5 – 8 га на семью) и беспроцентные кредиты, освободили на 10 лет от налогов. Вскоре край, населённый русскими староверами - «орегонцами» стал процветать. Попробовав самые разные сельскохозяйственные культуры и экономические практики, староверы нащупали свою нишу на этом рынке: теперь они выращивают лучшую в Америке клубнику и ежевику. Кроме того, значительная часть рождественских ёлочек, украшающих праздничные дома американцев, также выращена на старообрядческих казачьих плантациях.

Сейчас объединённая община насчитывает около 5 тысяч человек и населяет небольшой город, называющийся Вудборн. Жители там говорят друг с другом на старинном русском языке, живут в комфортабельных деревянных домах (чаще всего одноэтажных, хотя иногда попадаются и двух, и даже трёхэтажные хоромы), которые называют «избами». Интерьерами дома не очень отличаются от жилищ обычных американских фермеров, за одним исключением: тут не пользуются телевизорами и магнитофонами, которые называют «сатанистами» (интересно, что запрет не распространяется на фотоаппараты, видеокамеры и компьютеры).

Вот слова одного из старших членов общины, родившегося в 1938 году Макара Афанасьевича Занюхина: «Когда человек сам поёт, он свои мысли и голос развивает, а магнитофон и телевизор ум отбивают». Итак, поскольку у жителей Вудборна нет привычки проводить вечера перед телевизором, сохраняются обычаи совместных вечеров с беседами и песнями (светскими растяжными и духовными стихами – псальмами) под рукодельную работу: женщины шьют традиционную одежду, украшая её вышивкой и ткаными поясами. Такая одежда используется как в праздники, так и в повседневном быту. Жители носят традиционные русские причёски и головные уборы, мужчины не бреют бороды и усов. Все жители ходят в церковь, где звучит знаменный распев. Сохраняются традиции и обряды – в том числе очень сложные и удивительно красивые свадебные.

Орегонские староверы довольны жизнью, однако не могут не тосковать по далёкой Родине.

Эту удивительную общину с её сокровищами подлинной русской культуры открыла для остального русского мира учёный, фольклорист Елена Николаевна Разумовская из Санкт-Петербурга. Впервые Елена Николаевна побывала в Вудборне полтора десятка лет назад.

В наши дни довольно трудно представить себе картину, когда в современной развитой и богатой стране, какой и являются Соединенные Штаты Америки, живут люди, чьи традиции, образ жизни, одежда и утварь практически не изменились с начала XVIII века. Так кто же такие эти американские старообрядцы и чем они живут в 21 веке!?

Итак знакомьтесь:

Амиши (Amish) — приверженцы традиционного старого образа жизни, название которых произошло от фамилии швейцарца Якоба Аманна (1656-1730) , которого также называли Амишем Меннонитским. В XVII - начале XVIII века около несколько десятков семей амишей эмигрировали из Европы в США, где и осели. Сегодня в США насчитывается порядка 200 000 амишей, чьи поселения, так называемые «страны амишей», находятся в 24 штатах страны. Основной язык общения амишей пенсильванско-немецкий диалект. Жители США также называют амишей «пенсильванскими голландцами», тогда как амиши называют всех остальных жителей США «англичанами». Главная религиозная догма амишей основывается на буквальном и строгом толковании Библии . Амиши верят во Второе Пришествие Христа и ждут его тысячелетнего царствования.

Одежда и быт амишей

Большинство амишей носят одежду и головные уборы одних цветов и фасонов.
Мужчины ходят в темно-синих или черных костюмах. Пуговицы у амишей запрещены как элемент украшения и замещены системой крючков и петель. Брюки поддерживаются подтяжками. Рубашки одного цвета, белая — для богослужения. Также в гардеробе каждого мужчины есть черная войлочная шляпа.

Женщины носят чепчики и длинные платья, как правило синего или черного цвета, с обязательным передником. Черный передник для замужних женщин, белый для незамужних. Дети одеты так же, как и взрослые, мальчики обычно носят соломенные шляпы. В теплое время года женщины и дети ходят босиком.

Во взаимоотношениях с внешним миром амиши ведут себя замкнуто.
Амиши работают 6 дней в неделю. Церквей у амишей нет и поэтому по воскресеньям они поочередно собираются в домах членов общины и играют воскресную службу.
Ездят амишы в старинных повозка, запряженных лошадьми и обязательно стальными колесами, без амортизаторов, чтобы чувствовать землю.


В традиционной семье амишей насчитывается порядка 8-10 детей. Так как амишам позволено заключать браки только с членами своей общины, то в их среде очень остро стоит проблема генетических заболеваний. Иногда на надгробиях усопших не пишут ни их имен, ни фамилий, ни дат, считая, что все это умершим уже не нужно.



Главный вид деятельности амишей — сельское хозяйство. В свободное от работы время мужчины изготавливают мебель под старину, женщины шьют одежду. Все это делается в ручную и по моде 17-18 века. Как правило амиши не признают техники и для постройки какого-нибудь объекта (дома и тд.) собирается вся община.

Несмотря на такой консервативный образ жизни, амиши являются как правило очень состоятельными людьми. Старинная одежда и мебель, высококачественная сельхоз продукция (после бума 90х в США на здоровое питание) — все это имеет в Америке большой спрос и покупается за приличные деньги.

Запреты

Амиши не признают большинство достижений технического прогресса.
Им запрещено: иметь оружие, воевать (во время Второй Мировой войны амиши проходили альтернативную службу),водить авто и летать на самолетах, пользоваться электричеством, косметикой, носить наручные часы, обручальные кольца, украшения (даже пуговицы), иметь компьютеры, радио, телевизоры, мобильные телефоны (есть стационарные телефоны около общин, для вызова врачей и тд.)


Многие молодые амиши , не выдерживая такой суровой жизни сбегают из дому, во «внешний мир». В таком случае его община, в том числе и его семья отрекается от беглеца и не подаст ему руку помощи даже в самые трудные для него моменты. Но если беглец решит вернуться в общину и жить по ее правилам, то двери для него всегда открыты. И такие случае нередки. В 70 — 80% случаев, амиш так и не приспособившись к жизни в современном обществе, часто чувствуя себя изгоем, возвращается обратно в общину.

Р елигиозный ландшафт США причудлив и противоречив. Свобода вероисповедания и отсутствие «госрелигии» сформировали неповторимый религиозный рынок, по экзотичности не уступающий восточному базару. Религиозность США отличается сектанской направленностью и религиозным индивидуализмом. А среди сект, распространенных на территории Штатов, есть и такие экзотические, как Амиши - «протестантские старообрядцы». О них и пойдет речь
В нашей статье мы будем использовать слово «секта» в соответствии с определением социолога Эрнста Трельча: «религиозная группа, отошедшая от какого-либо религиозного сообщества или церкви на оппозиционных, антиконформистских принципах, иногда возглавляемая харизматичным лидером, чаще всего мотивированная принципами более строгой морали, дисциплины, служению и большего отречения от мира».

Несмотря на то, что в США существует бесчисленное множество радикальных религиозных сект: постпротестантских, языческих, эклектических, верящих во внеземные цивилизации и т.д., на протяжении 20 века в американском обществе продолжался бурный процесс урбанизации и индустриализации, в результате культурное, экономическое расстояние между Амишами и внешним миром постоянно увеличивалось. По своему выбору, продиктованному верой, Амиши по преимуществу остались сельскохозяйственной общиной, отказавшись от современных технологий.

Секта Амишей стоит особняком, привлекая к себе внимание, прежде всего своим образом жизни, не изменившимся с сер. 19 века, для нас это как музей, живой музей, интерес к которому большинство из нас ограничивает лишь поверхностным знакомством с этими «чудаками». Мы постараемся по возможности объективно, с использованием источников информации Амиш-общины, попытаться понять, расшифровать странный, чудной, для многих нездоровый выбор - образ жизни «простого народа».

Секта Амишей своим непринятием мира (который для них есть игровая площадка дьявола) и основных ценностей американской культуры (индивидуализма, духа соревнования, уверенности в своих силах) безусловно не может не вызвать интерес. Затворничество, отказ от благ цивилизации, прогресса, коллективизм и взаимопомощь, а главное постоянное блюдение своей души, ограничения во всем, для достижения идеала смирения, скромности, повиновения Богу - вот цель жизни простого народа Амиш.

Естественно, что для человека эпохи глобализации, участвующего в победном марше общества потребления, с транспарантами лозунгов культуры постмодерна «относительности всего и вся», первая реакция на образ жизни Амишей - это неприятие, непонимание и ирония. Как в 21 веке в одной из самых передовых развитых стран, агрессивно, культурно и ценностно поглотивших весь мир, где материальные блага и индивидуальный успех являются целью жизни, существуют люди полностью отрицающие, противостоящие и в то же время не противящиеся злу и этим ценностям, как на нравственном, так и бытовом уровне?

Как возможно отречение, противостояние этому миру, точнее его ценностям? А главное зачем, вот основной вопрос смысла? - эти размышления послужили мотивом написания этой статьи.

Начнем с истории

Итак, секта Амишей крайне консервативная Христианская группа, своими корнями уходит в движение Анабаптистов (от греч. ανα - «опять, вновь» и греч. βαπτιζω - «крещение», то есть «вновь крещёные») Европы 16 века. (Не путать с Анти-баптистами!) Христиане Анабаптисты бросили вызов реформам Мартина Лютера и других протестантских реформаторов, пошли дальше в реформировании, пересмотре правил Католической Церкви, отрицая крещение младенцев, выступая за осознанное крещение (баптизм) или перекрещивание взрослых. Социальная система, созданная движением перекрещенства, была такой же существенной его частью, как и религиозное его учение. Требование неограниченной свободы человека от иерархии и установлений церкви и общества шло рука об руку с признанием абсолютного равенства в обществе и отрицание частной собственности. Последовательные сектанты стремились к перестройке всей жизни общества на новых началах и к осуществлению на земле таких общественных порядков, которые не противоречили бы заповедям Божьим; они не мирились ни с какими формами общественного неравенства и зависимости человека от человека, как противными Божественному Откровению.

Религиозная санкция здесь не только оправдывала, но и усиливала такого рода стремления. Позже европейские анабаптисты стали известны как Меннониты, по имени нидерландского лидера Анабаптистов Менно Симонса (Menno Simons 1496-1561), группы анабаптистов спасались от преследования как в католической, так и протестантской церкви, сначала в отдаленные уголки Европы, Англии, а потом и вСША. Известно, что анабаптисты со своими радикальными идеями и революционным духом жестоко преследовались по всей Европе.

В конце 16 века наиболее консервативная группа верующих, руководимая Яковом Амманно (Jakob Ammann) отделилась от Швейцарских Меннонитов, в основном по причине ослабления дисциплинарных взысканий членам секты, так называемого Meidung или shunning - отлучение и избегание провинившихся, нерадивых членов церкви. Одним из отличительных учений Амишей является запрещение или отлучение (ban or shunning) от общения с нераскаявшимся в греховном поступке членом церкви. Целью данной дисциплинарной меры является помощь верующему в осознании своей ошибки и последующее покаяние, после которого верующий может быть возвращен в церковное братство. Данное отлучение вначале касалось только Причастия. Однако, вскоре последователи Амманна почувствовали, что нераскаявшийся человек должен быть полностью отлучен. По нынешний день, когда человек исключается из общины/церкви Амишей, это означает оставление своих близких, прежней жизни. Все контакты с семьей и друзьями обрываются, отлучение является серьезной мерой, к которой прибегают после нескольких взысканий, предупреждений. Послабления в отлучении, в дисциплине верующих и отличия в религиозной практике привели к расколу с Меннонитами в 1693. Последователи Якова Амманна позже стали называться Амишами. Хотя в целом Амиши в своем учении и религиозной практики во многом схожи с Меннонитами, основная разница лежит в одежде и форме службы.

Поселения Амишей в США

Первая группа Амишей прибыла в Америку в 1730 г. и обосновалась в районе Ланкастера, шт. Пенсильвания. Позже Амиши расселились в более 24 штатах США, Канаде и Центральной Америке, но 80% из них находится в шт. Пенсильвания, шт. Огайо и шт. Индиана. Численность Амишей в США насчитывает порядка 200.000, численность секты постоянно растет, по причине больших семей (6-11 детей в семье) с сохранением до 80% церковного членства.

Группы Амишей имеют общее Швейцарско-Немецкое происхождение, язык и культуру, браки заключаются внутри общин. В тоже время, те, кто решает оставить общину и церковь Амишей, более не считается амишем, не смотря на свою этническую принадлежность. Дома Амиши разговаривают на Немецко-пенсильванском диалекте, но в школе дети учат английский язык.

Консервативные и Прогрессивные Группы Амишей

В 60-х годах 19 века, произошло еще одно разделение, уже внутри общины, между консервативными и прогрессивными группами в США. И вновь различия, несогласия относительно принятия бурно развивающегося индустриального мира США и дисциплины не были преодолены и Амиши раскололись. Прогрессивные группы вошли в состав Меннонитских общин, более принимающих внешний мир, прогресс. Менее прогрессивная группа стала известна как Амиши Старого Чина ("Old Order Amish").

На сегодняшний день в США и Канаде группы Амишей разделены на несколько основных групп. Амиши Старого Чина, фермеры, обрабатывают землю запряженными лошадьми, традиционно одеты, не используют в домах электричество или телефон. Члены церкви не служат в армии, не принимают никакой финансовой помощи от государства, не платят налоги в общенациональный пенсионный фонд США. Beachy Amish и Амиши Нового Чина (New Order Amish) менее консервативны в непринятии технических средств, в некоторых группах разрешается использование автомобилей и электричества, по внешними облику членов более прогрессивных групп амишей трудно отличить от обычных англо-саксонов Америки. По приблизительным подсчетам, существует 8 различных групп Амишей, где Старый Чин Амишей самая многочисленная, консервативная группа.

Сообщество Амишей связано прочными религиозными убеждениями, характеризуется высоким уровнем социального взаимодействия и взаимной поддержки, крайне редкими разводами и семейными проблемами. Два основных принципа амишей - это неприятие Hochmut (гордыни) и культивация Demut (смирения) и Gelassenheit (невозмутимости)

Ordnung: порядок жизни

Сообщество Амишей связано прочными религиозными убеждениями, характеризуется высоким уровнем социального взаимодействия и взаимной поддержки, крайне редкими разводами и семейными проблемами.
Существует две основные вещи для понимания жизни Амишей:
1.непринятие Hochmut (нем. «гордыня», «высокомерие»);
2. культивация Demut (нем. «смирение») и Gelassenheit (нем. «невозмутимость») — часто интерпретируется как повиновение, отвержение инициативы, самоутверждения, отстаивание своих прав.
Готовность подчинится воле Бога выражается в групповых нормах, образе жизни Амишей, что радикально резонирует с культивацией индивидуализма, широко распространенного в культуре США. Главные американские «добродетели», такие как соревновательность, опора исключительно на свои силы, полностью противоположны ценностям Амишей.
Вся жизнь Амишей, определятся правилами Ordnung (нем. порядок, система). «Ordnung» формулирует основы вероучения Амишей, помогает определить, что такое быть амишем и что является грехом. «Простой народ», верит в буквальную интерпретацию Библии и правил Ordnung, регулирующих жизнь Амишей, гарантию, что церковь живет согласно Слову Бога. В обязанности верующего входит простая преданная Богу, семье и общине жизнь, согласно законам Бога. Основные правила: уход от мира, тяжелая работа, подчинение жены мужу, скромная одежда, отказ от приобретения страховки, уплаты налогов, отказ от фонда национального страхования и пенсии, отказ от использования линий электропередач, телефона, автомобиля.
Стоит отметить, что многие запреты, правила являются личным делом выбора амиша, основная же цель правил Ordnung - это попытка, спасти человека от гордыни, зависти, лени, тщеславия, суеты, потаканию человеческим страстям.
Ordnung определяет почти каждый аспект жизни: цвет, стиль одежды, длина волос, форма шляп, стиль «багги» (повозка амишей) и фермерской техники, порядок воскресной службы, коленопреклонение, заключение брака, использование лошадей в с/х, использование только немецкого диалекта. Правила варьируются от общины к общине, поэтому можно одновременно наблюдать фермы без электричества, темные окна которых озаряет лишь свет свечей и пеших амишей и амишей за рулем автомобиля.

Одежда, внешний вид

Одежда должна быть изготовлена дома. Одежда Амишей говорит о скромности и смирении верующего перед Богом и отделяет его от внешнего мира. Одежда шьется из простых, темных тканей. Одежда должна в том числе, способствовать развитию скромности, подчеркивать отделение, уход от мира, это не костюм, а выражение веры.
Мужчины носят простой костюм без воротника, карманов, лацкана, рубашку, брюки и пиджак, пуговицы запрещены (как напоминание о военной форме). Обязателен головной убор: это или соломенная или фетровая чёрная шляпа, у женатых мужчин шляпа имеет особый кантик. Брюки без отглаженных стрелок, манжета, носятся с подтяжками, черными носками и черными туфлями. Ремни, галстуки, перчатки запрещены наряду со свитерами- как возможные средства развития самолюбования, гордыни и лени. Молодые мужчины полностью бреются до женитьбы, женатые мужчины отпускают бороду, выбривая только верхнюю над губную часть, усы строго запрещены, так как они ассоциируются с армией.
Женщины носят скромное платье, с длинной юбкой и длинными рукавами, выполненное из однотонных, темных тканей. Поверх платья носится пелерина (накидка) и фартук. Женщинам запрещено бриться и стричься, волосы собираются в пучок. Женщина должна быть с покрытой головой, обычно это белый чепец, если женщина замужем и черный, если холостая, запрещены любые украшения, включая венчальные кольца.

Образ Жизни

Амиши являются убежденными приверженцами принципа разделения государства и церкви. Они выступают за полный отказ от службы в армии и участия в военных действиях. Амиши никогда не должны прибегать к насилию. Член общины должен полностью повиноваться церкви, так как она получила от Бога власть передавать Его волю: «Повиновение церкви- повиновение Богу».
Основным отличием, тем что радикально отличает Амишей, делая их сектой в плане отказа от мира - это их твердая вера в необходимость сохранения отделения: уход от внешнего мира как прямом смысле, физически (дома не подключены к общей электросети, следовательно, не связаны с «миром»), так и социально, в нравственном, духовном смысле - непринятие ценностей мира.

Местное управление

Каждая конгрегация, называемая округ («district») должна сохранять свою автономность. Не существует централизованной Амиш- организации для укрепления веры и дисциплинарного контроля.
Сообщество Амишей связано прочными религиозными убеждениями, характеризуется высоким уровнем социального взаимодействия и взаимной поддержки, крайне редкими разводами и семейными проблемами. Сгорел дом - вся община строит семье новый дом. Срочная медицинская помощь (как известно амиши не имеют мед. страховки)- община оплачивает все расходы.
Семьи Амишей многочисленны: от 6 до 10 детей. Амиши придерживаются патриархальной традиции. Не смотря на то, что роль женщины приравнивается по значимости к роли мужчины, они неравны в плане влияния. Незамужняя женщина подчиняется своему отцу, жены мужьям. Работа по хозяйству и в доме разделяется, мужчины работают на ферме, женщины в доме. Неотъемлемой частью интерьера дома амишей является одеяло из лоскутков - называемое "куилт", а также деревянные вещи - сундуки, стулья, кровати, кресла-качалки. Детские игрушки - простые, самодельные: тряпичные куклы, деревянные паровозики, кубики. Семья является основным социальным образованием Амишей.

Спасение. Религиозная практика

Спасение: Амиши под спасением понимают опыт проживания каждого дня по-христиански, «осознание, что жизнь трансформируется день ото дня по образу Христа». Спасение не является разовым спонтанным эмоциональным переживанием, как у популярных церквей Евангелистов/Пятидесятников. Амиши не принимают убеждение, что спасение гарантированно в результате опыта обращения, крещения, воцерковления, и т.д. Для Амишей эаявлять какую-либо уверенность в своем спасении- это гордыня. Амиши верят, что Бог осторожно взвешивает всю жизнь человека, решая вечную судьбу души. В результате верующий живет и умирает, не зная, спасен он или нет.
Церковь для амиша - это «тело верующих, соучаствующих в Причастии как знаке союза с Христом и друг с другом. Крещение в церкви Амишей символизирует обязательство перед Богом и братьями верующими». Каждой конгрегацией руководит епископ, 2-3 министра и дьякон. Проповедники и диаконы избираются по жребию из ранее выдвинутых общиной. Старый Чин Амишей - проводит службы каждое воскресенье, в одном из домов верующих, средняя численность «округа» (общины) 170 человек, верующие рассаживаются в разных комнатах, мужчины в одной, женщины в другой.
Служба на немецком местном диалекте, начинается с краткой проповеди одного из нескольких проповедников или епископов данного «округа», далее следует чтение писания и молчаливая молитва, после чего читается продолжительная проповедь. Во время службы поются не сопровождаемые музыкальными инструментами (они запрещены) гимны. Пение медленное, исполнение одного гимна может занять до 15 минут. После службы следует обед и совместное время времяпрепровождение.
Причастие: Причастие проводится дважды - весной и осенью. К Причастию допускаются только крещеные во взрослом возрасте члены церкви. Ритуал завершается омовением ног.
Крещение: Практикуется крещение во взрослом возрасте, только взрослый человек может принять осознанное решение относительно своего спасения и преданности церкви. Перед крещением подросткам предоставляется возможность попробовать жизнь за пределами общины. Этот период называется Rum springa, буквальный перевод с немецкого диалекта Амишей «вокруг (rum) бегать (springa)». «Rumspringa» - термин для обозначения периода предшествующего серьезному решению остаться или покинуть общину. Большинство подростков (85-90%) успешно проходят этот период, остаются в общине, становясь полноценными членами церкви. Этот период начинается с 16 лет, завершаясь крещением или уходом около 21 года. Во время этой фазы подростки освобождаются от строгих правил, и могут пробовать, экспериментировать: курить, носить мирскую одежду, использовать моб. телефон, водить машину и т.д.
Свадьбы совершаются по вторникам и четвергам в ноябре и начале декабря, после сбора урожая. Невеста в голубом платье, которое будет одеваться на другие последующие важные события. Полностью отсутствует косметика и украшения, включая венчальные кольца. Церемония продолжается несколько часов, после чего следует праздничный стол.

Похороны: Как в жизни, так и после смерти для амиша важна простота. Похороны обычно проходят в доме почившего. Служба простая, без хвалебных речей и цветов. Гроб простой деревянный, произведенный самой общиной. Похороны проводятся на третий день после смерти, на аскетичном кладбище Амишей, где все надгробные камни одинаковые, так как никто не лучше другого. В некоторых общинах не принята даже гравировка имени на камне, только министр данной конгрегации знает, где кто похоронен.

Современные технологии

Разные группы амишей по-разному относятся к использованию технических средств. Например, группы Swartzentruber и Andy Weaver Amish - ультраконсерваторы, у них не разрешается даже использование фар, работающих от батареек. Группа Old Order Amish разрешает передвигаться на моторизированных средствах, включая самолеты, автомобили, но не разрешается владеть ими. Группа The New Order Amish разрешает использование электричества, владение автомобилем, современными средствами фермерского хозяйства (трактора и т.д.) и телефоном в доме.

В целом, современные технологии используются выборочно, если какое-либо оборудование нарушает принципы «невозмутимости», скромности - оно запрещается. Все что может привести к лени, излишеству, суете строго запрещается в домах Амишей. 120v электричество связывает с внешнем миром, что нарушает идею Амишей об уходе от общества. Владение автомобилем может быть знаком более высокого статуса, может привести к тщеславию, соревновательности и зависти внутри церкви, что нарушает «невозмутимость» и скромность. Наличие телефона в доме может привести к соблазну многословия.

Амиши не рассматривают технологию и прогресс как зло, члены церкви могут просить разрешения на использование определенного технического средства. Лидеры церкви проводят регулярные встречи, рассматривая просьбы прихожан о разрешении использования того или иного оборудования. Новые технологии могут быть использованы только в деловых целях, но никак не для индивидуального развлечения. Любые технологические новшества, которые рассматриваются как угрожающие, разрушающие духовную или семейную жизнь, запрещены (ТВ всегда был запрещен, так как он приносит в дом небиблейские ценности). Принимая к использованию новшества цивилизации Ordnung каждой конгрегации, старается создать баланс между традицией и изменениями.

Средства передвижения «багги» и инструменты на ферме не должны включать резины. Амиши не принимают любые технические средства, которые, по их мнению, могут ослабить семью: электричество, ТВ, автомобили, телефон, трактор- все рассматривается соблазнами мира, способные привести к тщеславию, создать неравенство, увести от общины.

Землю Амиши обрабатывают с помощью лошадей, выращивают кукурузу, сою, пшеницу, табак, овощи, картофель. Живут в домах без электричества, передвигаются в колясках «багги». Телефон используется в общинах Амиш, но не дома. Обычно несколько семей Амиш пользуются одним телефоном, который находится в деревянной будке между фермами.

Школы Amish и образование

Образование исторически не является ценностью для Амишей. Дети ходят в школу до 8 класса, а после школы обычно помогают в работе по дому и в хозяйстве. Часто родители подбирают детям дополнительную работу вне дома для получения дополнительного дохода. В 8-летней школе Амишей преподаются чтение, письмо, арифметика, английский, география, история и традиции Амиш. Амиши убеждены в необходимости только начального образования в своих школах. Школы управляются родителями.

Наши выводы

Не вдаваясь в теологические дискуссии, сравнительный анализ секты Амишей, того, как к ней относятся протестанты, католики и православные, задумаемся о выборе этих людей. Они с завидной последовательностью реализовывают идею отречения от мира, точнее, мирского, и в их сообществе это приносит плоды. К этому ли призваны мы, православные? Каждый из нас ежедневно, ежеминутно оказывается между двух полюсов: «мир во зле лежит» и «Я победил мир». Но если не решать проблем мирового масштаба, а просто всмотреться в себя, в свою жизнь, если хотите, в быт, станет очевидно, что та или иная степень отречения в нашей жизни присутствовать должна. Пусть не в той мере, как у Амишей, но... разве не скромность, смирение, взаимовыручка и труд делает человека человеком, выводит его на подлинный уровень существования? Да, не только эти добродетели, но и эти тоже.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...