Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Биографическая справка. Мстислав Леопольдович Ростропович. Биографическая справка Мстислав ростропович биография кратко

Мстислав Леопольдович Ростропович (27 марта 1927, Баку - 27 апреля 2007, Москва) - советский и российский виолончелист, пианист и дирижёр, общественный деятель, защитник прав человека и духовной свободы, педагог. Народный артист СССР (1966). Лауреат Ленинской премии (1964), Сталинской премии второй степени (1951) и двух Государственных премий России (1991, 1995). Пятикратный лауреат премии Грэмми.

Мстислав Ростропович родился в семье профессиональных музыкантов - виолончелиста Леопольда Ростроповича, сына пианиста и композитора Витольда Ростроповича, и пианистки Софьи Федотовой, в Баку, куда семья переехала из Оренбурга по приглашению азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова.

Ростропович начал заниматься музыкой в раннем детстве с родителями.

В 1932-1937 годах учился в Москве в Музыкальном техникуме имени Мусоргского.

В 1941 году его семья была эвакуирована в город Чкалов, где Мстислав учился в музыкальном училище, в котором преподавал его отец.

В 16 лет он поступил в Московскую консерваторию, где изучал виолончель у Семёна Козолупова и композицию у С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича.

Мстислав Ростропович в детстве

Получил известность как виолончелист в 1945 году, выиграв золотую медаль Третьего Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве.

Наряду с 18-летним Ростроповичем, выдержавшим труднейшее состязание и одержавшим свою первую победу, первую премию на конкурсе музыкантов-исполнителей получил и уже имевший к тому времени известность пианист Святослав Рихтер.

В 1947 году выиграл 1-ю премию на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге.

Благодаря международным контрактам и турам Ростропович стал известен на Западе. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки, и впоследствии многие произведения были написаны специально для него. Им были исполнены впервые 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых премьер. Как камерный музыкант выступал в ансамбле со Святославом Рихтером, в трио с Эмилем Гилельсом и Леонидом Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с женой Галиной Вишневской.

По его собственному признанию, на формирование его личности огромное влияние оказали три композитора: Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бенджамин Бриттен.

В 1955 году, спустя четыре дня после знакомства на фестивале «Пражская весна» с известной оперной певицей Г. П. Вишневской, фактически стали мужем и женой. После возвращения из Праги Вишневская решительно рассталась со своим прежним супругом, директором Ленинградского Театра оперетты М. И. Рубиным и связала жизнь с «человеком из оркестра».

Вместе Ростропович и Вишневская прожили 52 года. Семья обосновалась в квартире «Дома композиторов» в Газетном переулке. Вскоре родились две дочери - Ольга и Елена. По воспоминаниям дочерей, отец был очень строгим, педантичным родителем, постоянно занимавшимся их воспитанием.

Мстислав Ростропович в Галина Вишневская

Начиная с 1969 года Ростропович и его семья поддерживали , разрешив ему жить на своей даче под Москвой, и написав открытое письмо в его защиту. За этим последовала отмена концертов и туров, остановка записей.

В 1974 году получил выездную визу и выехал с женой и детьми за границу на длительный срок, что было оформлено как командировка Министерства культуры СССР.

В 1978 году они были лишены советского гражданства. Газета «Известия» от 16.03.1978 писала: "Выехавшие в зарубежные поездки М. Л. Ростропович и Г. П. Вишневская, не проявляя желания возвратиться в Советский Союз, вели антипатриотическую деятельность, порочили советский общественный строй, звание гражданина СССР. Они систематически оказывали материальную помощь подрывным антисоветским центрам и другим враждебным Советскому Союзу организациям за рубежом. В 1976-1977 годах они дали, например, несколько концертов, денежные сборы от которых пошли в пользу белоэмигрантских организаций. ...Учитывая, что Ростропович и Вишневская систематически совершают действия, наносящие ущерб престижу Союза ССР и несовместимые с принадлежностью к советскому гражданству, Президиум Верховного Совета СССР постановил на основании ст. 7 Закона СССР от 19 августа 1938 года «О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик» за действия, порочащие звание гражданина СССР, лишить гражданства СССР М. Л. Ростроповича и Г. П. Вишневскую" .

Гражданство СССР было возвращено Ростроповичу и Вишневской в 1990 году.

С 1974 года стал одним из ведущих дирижёров Запада. В течение 17 сезонов он был бессменным дирижёром и художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, вошедшего под его руководством в число лучших оркестров Америки, регулярным гостем Берлинской филармонии, Бостонского симфонического оркестра, Лондонского симфонического оркестра и Лондонской филармонии.

Последними записями Ростроповича были Концерт для виолончели с оркестром № 2 Шнитке и «Возвращение в Россию» - документальный фильм о поездке в Москву вместе с Национальным симфоническим оркестром в 1990 году.

Во время августовского путча 1991 года и событий октября 1993 года выступал на стороне Президента России , в августе 1991 года находился в рядах защитников Белого дома.

В течение 26 лет преподавал в Московской консерватории, семь лет был педагогом Ленинградской консерватории.

С 1959 по 1974 годы Ростропович - профессор, а с 1993 года - почетный профессор Московской консерватории.

Репертуар Ростроповича-виолончелиста включал наряду с классическими сочинениями более 140 современных произведений для виолончели, написанных специально для него. Свои сочинения Ростроповичу посвятили около 60 композиторов, в том числе Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Лучано Берио, Альфред Шнитке, Леонард Бернстайн, Анри Дютийе, Оливье Мессиан, Витольд Лютославский, Кшиштоф Пендерецкий и, особенно, Бенджамин Бриттен.

В 2002 году лондонская газета «The Times» провозгласила Ростроповича «величайшим из ныне живущих музыкантов». Музыкальный колумнист газеты «Daily Telegraph» Ллойд Уэббер назвал Ростроповича «вероятно, величайшим виолончелистом всех времен» (28 апреля 2007).

Ростропович известен и своей благотворительной деятельностью: он был президентом Благотворительного фонда Вишневской-Ростроповича, оказывающего помощь российским детским лечебным учреждениям, а также одним из попечителей школы имени А. М. Горчакова, возрождаемой в духе и традициях Царскосельского лицея.

Летом 2006 года Мстислав Леопольдович тяжело заболел: в феврале и в апреле 2007 года он перенёс две операции в связи со злокачественной опухолью печени.

Прощание с Ростроповичем состоялось 28 апреля в Большом зале Московской консерватории. Отпевание прошло в Храме Христа Спасителя.

Похоронен Ростропович в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Мстислав Ростропович фотография

С 1932 по 1937 год Ростропович учился в Москве в музыкальной школе имени Гнесиных. В 1941 году его семья была эвакуирована в город Чкалов (Оренбург). Уже в четырнадцать лет (по другим данным – в пятнадцать) Ростропович начал преподавать в местном музыкальном училище – после смерти отца он стал главой семьи и заменил его на преподавательской работе. В эвакуации им были созданы фортепианный концерт, поэма для виолончели, прелюдия для фортепиано, он много выступал, в том числе - с оркестром Малого театра, исполнявшим "Вариацию на тему рококо" Чайковского. Являясь артистом концертно-эстрадного бюро, он также давал концерты в госпиталях, воинских частях, колхозах, райцентрах.

В возрасте 16 лет Ростропович поступил в Московскую консерваторию, попав сразу на два факультета - композиторский и в класс виолончели, к преподавателю-виолончелисту Семену Козолупову. Ростропович показал другому преподавателю консерватории, выдающемуся композитору Дмитрию Шостаковичу партитуру своего первого фортепианного концерта, а потом виртуозно сыграл его. Шостакович предложил Ростроповичу позаниматься с ним "в классе по инструментовке", но композитором Ростропович так и не стал. Сам виолончелист говорил, что Восьмая симфония Шостаковича после первой же репетиции произвела на него такое впечатление, что он перестал сочинять музыку: "С тех пор я, слава Богу, не сочинил ни одной ноты". В 1945 году Ростропович получил I премию на Всесоюзном конкурсе молодых музыкантов, а в 1950 году одержал победу на конкурсе имени Гануша Вигана в Праге. В 1945 году, после победы на всесоюзном конкурсе, студент Ростропович был переведен со второго курса сразу на пятый.

Окончив консерваторию в 1946 году Ростропович поступил в аспирантуру, в которой учился до 1948 года после чего стал преподавателем: в течение 26 лет он преподавал в Московской консерватории, 7 лет – в Ленинградской. Среди его учеников были такие известные исполнители, как Наталия Гутман, Сергей Ролдугин, Иосиф Фейгельсон, Наталья Шаховская, Давид Герингас, Иван Монигетти, Элеонора Тестелец, Марис Виллеруш, Миша Майский. Как отмечалось в прессе, многие из воспитанников Ростроповича впоследствии сами стали профессорами ведущих музыкальных академий мира.

Творчество Ростроповича-музыканта можно разделить на два направления: виолончелиста (солиста и ансамблиста) и дирижера – оперного и симфонического. Он исполнил практически весь репертуар классической виолончельной музыки. Кроме того, около 60 крупнейших композиторов ХХ века написали для него сочинения. Он впервые исполнил 117 произведений для виолончели и дал 70 оркестровых премьер. В 1967 "Евгений Онегин" Чайковского в Большом театре стал его дирижерским дебютом, впоследствии в ГАБТ он в этом качестве принял участие в постановке опер "Семен Котко" и "Война и мир" Прокофьева.

Ростропович в советский период много выступал с концертами в СССР и других странах мира. Как камерный музыкант он играл в ансамбле со Святославом Рихтером и Давидом Ойстрахом с Эмилем Гилельсом и Леонидом Коганом. Многократно аккомпанировал своей жене, оперной певице Галине Вишневской. В 1951 году Ростропович стал лауреатом Сталинской премии в 1965 - Ленинской премии в 1966 году был удостоен звания Народного артиста СССР.

С 1969 года (по другим данным, с 1970 года) Ростропович подвергался гонениям со стороны властей. Причиной для этого послужили выступления музыканта в защиту опального писателя Александра Солженицына. Виолончелист написал открытое письмо в газету "Правда" в защиту своего друга ("Я знаю произведения Солженицына, люблю их и верю, что он пострадал за право писать правду", - утверждал Ростропович), а позднее он и его супруга приютили Солженицина у себя на даче. После этого Ростроповичу не давали возможности выступать с большими оркестрами и не отпускали в заграничные гастроли, а в 1974 году Ростропович и Вишневская были высланы из СССР за диссидентскую деятельность. В 1978 году они были лишены советского гражданства. Уже после своего возвращения в Россию маэстро в одном из интервью сказал: "Лучшее, что я сделал в жизни - это, наверное, даже не музыка, а письмо в "Правду" - с этого момента моя совесть была чиста".

После отъезда из СССР Ростропович и Вишневская жили в США (по другим данным - во Франции). В 1977-1994 годах музыкант возглавлял Вашингтонский национальный симфонический оркестр. Кроме этого, он в эти годы неоднократно выступал по приглашению известнейших оркестров Великобритании, Франции, Германии, Австрии, США, Японии и других стран.

Лучшие дня

СМИ неоднократно писали о Ростроповиче как о правозащитнике и поборнике демократии. В 1974 году за усилия по защите прав человека Ростроповичу была присвоена ежегодная награда Лиги прав человека. Ярким событием стало выступление маэстро в Германии в 1989 году у Берлинской стены, где он сыграл виолончельную сюиту Баха.

В 1990 году президент СССР Михаил Горбачев своим указом аннулировал постановление президиума Верховного Совета СССР о лишении Ростроповича и Вишневской гражданства и восстановил снятые с них почетные звания. Впоследствии многие страны предлагали Ростроповичу принять их гражданство, но он отказывался и до конца жизни оставался "гражданином мира". Во время путча ГКЧП в августе 1991 года Ростропович специально прилетел в Москву из Парижа и присоединился к защитникам российского Белого дома.

В последующие годы Ростропович продолжил активную деятельность как исполнитель и дирижер. В Сан-Франциско он дирижировал "Пиковой дамой" Чайковского, в Монте-Карло - "Царской невестой" Римского-Корсакова, выступил участником ряда мировых оперных премьер – "Жизнь с идиотом" (1992, Амстердам), "Джезуальдо" (1995, Вена) Шнитке, "Лолита" Щедрина (в Стокгольмской опере), постановок "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича (в первой редакции) в Мюнхене, Париже, Мадриде, Буэнос-Айресе, Олдборо, Москве и других городах мира. В России Ростропович в Большом театре дирижировал "Хованщиной" Мусоргского в редакции Шостаковича (1996), в Париже с оркестром Французского радио записал оперы "Война и мир", "Евгений Онегин" (Чайковский), "Борис Годунов" (Мусоргский), "Леди Макбет Мценского уезда". В 2003 году он стал первым русским музыкантом и седьмым в мире, кому была вручена премия Grammy "за экстраординарную карьеру музыканта, за жизнь в записях" а в 2004 году Ростропович получил Grammy в категории "Лучшее исполнение инструментального соло в сопровождении оркестра". Критики отмечали безупречное техническое мастерство музыканта, присущую его исполнительской натуре красоту звука, артистизм, стилистическую культуру, драматургическую выверенность, заражающую эмоциональность и вдохновенность. Сам же Ростропович говорил: "Все, что я играю, я люблю до обморока".

Ростропович, кроме концертной, занимался также и преподавательской деятельностью, открывал музыкальные школы, вел мастер-классы. В 2004 году Ростропович возглавил Школу высшего музыкального мастерства в Валенсии (Испания). Он неоднократно не только принимал участие в разного рода музыкальных фестивалях, но и выступал организатором собственных. Ростропович являлся президентом носящего его имя фонда помощи одаренным студентам музыкальных вузов, а также основал фонд помощи молодым музыкантам в Германии и стипендиальный фонд для талантливых детей в России. Кроме того, широкую известность получила благотворительная деятельность музыканта: он был президентом "Благотворительного фонда Вишневской – Ростроповича", оказывавшего помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации (так, в частности, в 2000 году фонд начал осуществлять в России программу по детской вакцинопрофилактике против вирусного гепатита В которая стала крупнейшей программой в этой области со времени распада СССР) и других стран.

В 2006 году СМИ писали об ухудшении состояния музыканта. По некоторым данным, летом этого года Ростропович перенес сложную девятичасовую операцию в Женеве. Сообщалось, что после поездки в Воронеж в декабре 2006 года он был госпитализирован в московский онкоцентр и был выписан оттуда только в начале марта следующего года. В апреле он вновь попал в больницу. 27 апреля 2007 года пресс-служба Ростроповича сообщила о его кончине.

Имя Ростроповича было включено в число "Сорока бессмертных" – почетных членов Академии искусств Франции. Ростропович являлся членом Академии наук и искусств (США), Академии "Санта Чечилия" (Рим), Королевской академии музыки Англии, Королевской академии Швеции, Баварской академии изящных искусств, обладателем Императорской премии Японской ассоциации искусств и множества других премий. Ростропович был удостоен звания почетного доктора более 50 университетов в различных странах и стал почетным гражданином многих городов мира. Ростропович являлся командором орденов Почетного легиона (Франция, 1981, 1987), почетным рыцарем-командором Светлейшего ордена Британской империи. Он был награжден государственными наградами 29 стран в том числе высшими: Президентской медалью Свободы (США), Орденом Почетного Легиона (Франция), орденом Рыцаря Британской Империи, орденом "Полярная звезда" (Швеция). Среди других его зарубежных наград - золотая медаль Королевского филармонического общества Лондона (1970), японский Орден Восходящего Солнца (2003), орден Великого князя Литовского Гедиминаса II степени (1995) и ряд других. Ростропович также был награжден и отечественными государственными наградами: медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", "Защитнику свободной России" (1993). В марте 2007 года, накануне своего юбилея, Ростропович был награжден российским орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени.

Отмечая уникальность личности и деятельности Ростроповича, СМИ писали: "Своим магическим музыкальным дарованием и фантастическим общественным темпераментом он объял весь цивилизованный мир, создав некий новый круг "кровообращения" культуры и связей между людьми".

Ростропович был женат на выдающейся оперной певице Галине Вишневской. Брак был заключен в 1959 году (по словам самого Ростроповича, он женился на Галине в 1955 году - спустя четыре дня после знакомства). У Ростроповича остались две дочери - старшая Ольга и младшая Елена, и шесть внуков - Олег, Мстислав, Иван, Сергей, Анастасия и Александра.

Виолончелист, педагог, дирижер, композитор, общественный деятель

Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1945, 1-я пр.)
Лауреат Всемирных фестивалей молодежи и студентов в Праге (1947,1-я пр.) и в Будапеште (1949, 1-я пр.)
Лауреат Международного конкурса виолончелистов им. Г. Вигана (Прага, 1950, 1-я пр.)

Лауреат Сталинской премии (1951)
Лауреат Ленинской премии (1964)
Лауреат Государственной премии РФ (1995)
Лауреат премии им. Альберта Швейцера (США, 1985)
Лауреат премии «Полярная звезда» (Швеция, 1995) и многих других

Сын виолончелиста Леопольда Витольдовича Ростроповича (1892-1942), окончившего Петербургскую консерваторию по классу А. В. Вержбиловича с золотой медалью. Первые годы жизни Ростроповича связаны с Баку, где отец, тогда профессор Азербайджанской консерватории много выступал в сольных концертах, играл в составе квартета. В 4 года сочинил свой первый опус — польку для фортепиано.

В 1931 году после переезда в Москву за несколько месяцев освоил игру на виолончели под руководством отца и выступил в открытом концерте учащихся Музыкальной школы им. Гнесиных. В 13-летнем возрасте исполнил с симфоническим оркестром Концерт для виолончели К. Сен-Санса в г. Славянске.

С 1943 года был студентом Московской консерватории по классам виолончели (у С. М. Козолупова) и композиции (у В. Я. Шебалина). Под руководством Д. Д. Шостаковича изучал курс инструментовки. Необычайную одаренность молодого музыканта в те годы отмечали не только его наставники, но и Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян. В 1946 году блестяще закончил консерваторию (имя Ростроповича занесено на мраморную доску выдающихся выпускников Московской консерватории). В 1947 году, будучи аспирантом, исполнил малоизвестный тогда Первый концерт для виолочели с оркестром С. С. Прокофьева.

Концертная деятельность

С огромным успехом концертировал в СССР (города Сибири, Заполярья, Дальнего Востока), а также во всех союзных республиках и во многих странах мира. Выступления Ростроповича на фестивалях в Праге, Будапеште и особенно на Международном конкурсе виолончелистов им. Г. Вигана стали сенсационными. Диапазон выразительных возможностей артиста, его репертуар стремительно расширялись. В сложившиеся традиции исполнения виолончельных шедевров И. С. Баха и Л. ван Бетховена внес много нового (трактовка музыкальных образов, драматургии и т. д.). В 1949-1950 впервые исполнил (с С. Т. Рихтером) сонаты для виолончели и фортепиано Мясковского и Прокофьева (посвящены Ростроповичу). В 1951 году за 2 вечера исполнил все Сюиты Баха для виолончели соло, через 2 года — 5 сонат Бетховена (также с Рихтером). Внес исключительный вклад в процесс создания Прокофьевым Симфонии-концерта ор. 125 (впервые сыграл ее в Копенгагене, 1954). Среди выдающихся достижений Ростроповича — исполнение им концертов Шостаковича для виолончели с оркестром ор. 107 (1959) и ор. 126 (1966). Активно выступал в составе фортепианного трио с Э. Г. Гилельсом и Л. Б. Коганом. В 1960-е годы за короткий срок Ростроповичем были осуществлены не имевшие тогда аналогов масштабные концертные циклы, представлявшие собой широкую панораму музыки для виолончели (сочинения А. И. Хачатуряна и К. С. Хачатуряна, А. Жоливе, Д. Б. Кабалевского, А. Соге, М. С. Вайнберга, Л. Пипкова, В. Я. Шебалина, Ю. А. Левитина, У. Пистона, П. Фосса, Е. К. Голубева, В. Лютославского, Л. К. Книппера и мн. др., большинство сочинений посвящено Ростроповичу).

Искусство Ростроповича вызвало к жизни появление сочинений для виолончели в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, где ранее интерес к этому инструменту практически отсутствовал. В те же годы возникла творческая дружба с Б. Бриттеном. Композитор, до того не обращавшийся к сольной виолончели, за короткий срок создал для нее ряд значительных сочинений (Симфония-концерт, Соната для виолончели и фортепиано, 3 сюиты для виолончели соло). Огромный художественный резонанс вызывали также совместные выступления Ростроповича с певицей Г. П. Вишневской (женой; исполнял партию фортепиано.). Новизна интерпретации известных вокальных шедевров стимулировала появление новых (вокальные циклы Шостаковича, Бриттена).

В 1962 году на фестивале, посвященном музыке Шостаковича, Ростропович впервые встал за дирижерский пульт. Через 6 лет под его руководством в Большом театре была осуществлена новая постановка оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, позднее — оперы «Война и мир» Прокофьева. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. продолжал активную исполнительскую деятельность.

С 1974 года Ростропович жил в США; в 1978 году за право-защитную деятельность Ростропович и Вишневская были лишены гражданства СССР, в 1990 году гражданство было восстановлено. В 1977-1994 годы возглавлял Национальный симфонический оркестр США (Вашингтон). В 1990 году предпринял с этим оркестром турне по России.

Педагогическая деятельность

Преподавать начал в 1947 году в ЦМШ, будучи аспирантом. С 1948 года — ассистент Козолупова в Московской консерватории, вскоре получил собственный класс, с 1960 года — профессор. С 1961 года возглавил кафедру виолончели и контрабаса Московской консерватории, одновременно был избран почетным профессором Ленинградской консерватории (в 1961-1966 заведующий кафедрой виолончели). Не порывая связей с традициями школы Козолупова, в своей системе преподавания многое унаследовал от отца, особенно в вопросах воспитания и развития артистической фантазии ученика. Педагогический облик Ростроповича отмечен меткостью афоризмов, смелостью ассоциаций, выразительностью жестов, неповторимостью личного показа. При кажущейся импровизационности урока всегда присутствовала скульптурно-точная форма его построения, опирающаяся на пропорциональность периодов «показа» и «слушания».

В 2002 году вошел в состав Попечительского совета Московской консерватории.

Народный артист СССР (1966)

Член Академии наук и искусств США, Академии «Санта-Чечилия» (Рим), Королевской академии музыки Великобритании, Королевской академии музыки Швеции, Баварской академии изящных искусств, Академии Франции («Сорок бессмертных»)
Был президентом Эвианского фестиваля (Франция)

Обладатель докторских степеней 36 университетов, институтов, консерваторий, музыкальных академий и высших музыкальных школ различных стран мира.

Почетный профессор Ленинградской, Ереванской, Московской (1993) консерваторий, Кубинской национальной консерватории
Почетный член Дома Бетховена (Германия, Бонн), Королевского музыкального колледжа (Великобритания)
Почетный председатель Нью-Йоркского общества виолончелистов и др.

Награжден высшими государственными наградами СССР и РФ

Удостоен титула «Сэр Королевства Великобритании»
Награжден золотыми медалями более 20 городов
Обладатель «Золотых ключей» 8 городов, почетный гражданин 15 городов мира
Кавалер ордена Почетного легиона, командор Ордена литературы и искусств Франции, командор ордена «Феникс» (Греция)
Награжден орденом Искусств и литературы Швеции, Командорским крестом Ордена за заслуги (ФРГ) и др. (свыше 24)
Обладатель золотых медалей Королевского филармонического общества Великобритании, Римской Академии «Санта-Чечилия», «Виотти д"Оро», а также медалей Международного конгресса памяти Андрея Сахарова «Мир, Прогресс и Права человека» (1991); Фонда американско-российского культурного сотрудничества (США), «Защитнику свободной России» (1991) и др.

Участие в жюри конкурсов

Председатель жюри Международного конкурса виолончелистов им. П. И. Чайковского (1962, 1966, 1970). Основал Международный конкурс виолончелистов М. Ростроповича (Франция), Благотворительный фонд поддержки молодых музыкантов России, Музыкально-педагогический институт им. Л. и М. Ростроповичей в Оренбурге.

Ученики:

Среди учеников: М. Абрамян, Т. Габарашвили, К. Георгиан, Д. Герингас, Н. Гутман, М. Майский, А. Никитин, Б. Пергаменщиков, Э. Тестелец, Ю. Фалик, М. Чайковская, Н. Шаховская, а также С. Апполин (ЧССР), Ж. Дю Пре (Великобритания), Л. Г. Ренар (Мексика), Р. Сухецкий (Польша), П. Циммерман (ГДР).

Сочинения

Литература о данном педагоге:

  • Музыкальная энциклопедия. Т. 4
  • Московская консерватория. 1866-1966 / Редколлегия: Л. С. Гинзбург, А. И. Кандинский, А. А. Николаев, В. В. Протопопов, Н. В. Туманина. М., 1966.
  • Козолупов С. Мстислав Ростропович // Советское искусство. 1946. 11 мая
  • Гинзбург Л. М. Л. Ростропович // Советская музыка. 1954. № 1;
  • Гайдамович Т., Книппер Л. Зрелость артиста // Советская музыка. 1957. № 3;
  • Блок В. Концерты М. Ростроповича // Музыкальная жизнь. 1958. № 21-22;
  • Сабинина М. Сольные концерты М. Ростроповича // Музыкальная жизнь. 1961. № 2;
  • Берлинский В. Два концерта М. Ростроповича // Советская музыка. 1961. № 2;
  • Гусман И. Дирижерские дебюты Д. Шостаковича и М. Ростроповича // СК. 1962 № 138;
  • Мильман М. Сонатный вечер М. Ростроповича и С. Рихтера // Советская музыка. 1962. № 4;
  • Медведев А. Три века виолончели (концертный цикл М. Ростроповича) // Музыкальная жизнь. 1963. № 22;
  • Гайдамович Т. Личная тема — современность // Музыкальная жизнь. 1964. № 12;
  • Шостакович Д. Красота души человеческой // Комсомольская правда. 1964. 10 марта;
  • Юдин Г. Звучит музыка Шостаковича, и оперой дирижирует Ростропович // СК. 1967. № 136;
  • Гайдамович Т. В классе Ростроповича // Советская музыка. 1968. № 1
  • Гайдамович Т. Мстислав Ростропович. М., 1969;
  • Золотов А. Два вечера с Ростроповичем // Известия. 1990. 15 февр.;
  • Хентова С. Ростропович. СПб., 1993;
  • Грум-Гржимайло Т. Ростропович и его современники. В легендах, былях и диалогах. М., 1997 и др.

О Оренбургский государственный институт искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей создан в апреле 1997 года на базе музыкального училища (организовано в 1927 году), имеющего богатую историю и музыкальные традиции. В этом старейшем учебном заведении Оренбурга в годы Отечественной войны сначала учился в классе своего отца, а потом работал всемирно известный музыкант Мстислав Леопольдович Ростропович.
С 1993 года, во время ежегодных визитов М.Л. Ростроповича в Оренбург, проходили мастер-классы, творческие встречи, благотворительные концерты маэстро. Институт искусств – обладатель бесценной полной коллекции компакт-дисков «Мстислав Ростропович играет, дирижирует, аккомпанирует». Во время проведения очередного мастер-класса 1 сентября 2003 года Мстислав Леопольдович вручил ректору Б.П.Хавторину в дар институту скрипку современного итальянского мастера Леонардо Рафаэлиано, изготовленную в Кремоне 25 июля 2003 года по модели А. Страдивари «Крейцер-1727 г.»

В структуру вуза входят специальная детская музыкальная школа, музыкальный колледж, собственно институт и аспирантура. Оренбургский вуз - один из самых молодых в России, но его интенсивное развитие позволило сформировать яркие творческие коллективы, которые уже получили известность и признание не только в городе и области, а также в стране и за рубежом: академический и народный хоры, оркестр народных инструментов, камерный, духовой и симфонический оркестры, инструментальные и вокальные ансамбли.
На базе учебного заведения традиционно проводятся различные конкурсы, фестивали молодых музыкантов как областного, регионального, всероссийского, так и международного уровней, многие из которых получили широкое признание, в частности - Российский конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах, а также - Международный конкурс исполнителей на народных инструментах среди студентов высших и средних профессиональных учебных заведений культуры и искусств «Кубок Южного Урала – Оренбургская мозаика», проходившие весной 2005 и осенью 2010 года. Ежегодный фестиваль-конкурс «Молодые музыканты Оренбуржья», объединяющий талантливых музыкантов области, проводится с 1979 года. За последние годы лауреатами международных, всероссийских, республиканских и областных конкурсов стали более 100 студентов института искусств.

В институте искусств интенсивно развивается музыкальная наука. В частности, институт является инициатором проведения Российских и Международных научно-практических конференций, посвященных важным проблемам культуры, искусства и образования с приглашением ведущих специалистов. Ежегодно проводятся вузовские научно-практические конференции, педагогические чтения, семинары-практикумы, лекции и мастер-классы ведущих педагогов творческих вузов России.
В институте действуют два факультета: музыкальный и гуманитарно-творческий. Институт готовит музыкантов-исполнителей (фортепиано, оркестровые народные, оркестровые духовые и ударные, оркестровые струнные инструменты), вокалистов (академическое и народное пение), дирижеров, артистов драматического театра и кино, артистов музыкального театра, библиотечных работников. В 2013 году институт успешно прошел комплексную оценку деятельности государственного образовательного учреждения высшего образования, был аккредитован и получил лицензию сроком на 6 лет. Плодотворно и активно развиваются научные и творческие связи с ведущими вузами культуры и искусств региона, России, ближнего и дальнего зарубежья, СМИ, общественными организациями.
Гордостью института является концертный зал с уникальной акустикой, в котором регулярно проходят концерты классической и народной музыки. Преподаватели и студенты ведут активную просветительскую работу, выезжают с лекциями, концертами в города и районы Оренбургской области. Оренбургский государственный институт искусств является одним из центров культурной жизни города, области и Южного Урала.

, Дирижёр , Артист , Общественный деятель , Народный артист

- (1927-2007) , русский виолончелист, дирижер, народный артист СССР (1966), лауреат Сталинской (1951) и Ленинской (1964) премий СССР, Государственной премии РФ (1992). Известен не только как музыкант, но и как общественный деятель.

Лондонская «Таймс» назвала его величайшим из живущих музыкантов. Его имя включено в число «Сорока бессмертных» – почетных членов Академии искусств Франции. Член Академии наук и искусств (США), Академии «Санта Чечилия» (Рим), Королевской академии музыки Англии, Королевской академии Швеции, Баварской академии изящных искусств, обладатель Императорской премии Японской ассоциации искусств и множества других премий. Удостоен звания почетного доктора более 50 университетов в различных странах. Почетный гражданин многих городов мира. Командор орденов Почетного легиона (Франция, 1981, 1987), почетный рыцарь-командор Светлейшего ордена Британской империи. Награжден множеством государственных наград 29 стран. В 1997 награжден Большим Русским Призом «Слава/Gloria».

Это храм Христа Спасителя, как я рад… На памятной мраморной доске, где указаны все принимавшие участие в его строительстве, есть и мое имя - первое в списке. Для того, чтобы помочь выстроить храм, я три концерта дал бесплатно. Весь гонорар, все собранные деньги отдал на его восстановление. Так что я счастлив, что вижу его сейчас...

Ростропович Мстислав Леопольдович

Родился 27 марта 1927 в Баку. Музыкальная родословная берет начало из Оренбурга. Оба деда и родители – музыканты. В 15 лет уже преподавал в музыкальном училище, занимаясь у М.Чулаки, эвакуированного в годы войны в Оренбург. В 16 лет поступил в Московскую консерваторию в класс виолончелиста Семена Козолупова. Исполнительская карьера Ростроповича началась в 1945, когда он получил I премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов.

Международное признание пришло в 1950 после победы на конкурсе им. Гануша Вигана в Праге. После победы во Всесоюзном конкурсе студент консерватории Слава Ростропович был переведен со второго курса сразу на пятый. Затем в течение 26 лет преподавал в Московской консерватории, 7 лет – в Ленинградской. Его ученики – известные исполнители, многие из них впоследствии сами стали профессорами ведущих музыкальных академий мира: Сергей Ролдыгин, Иосиф Фейгельсон, Наталья Шаховская, Давид Герингас, Иван Монигетти, Элеонора Тестелец, Марис Виллеруш, Миша Майский.

На формирование личности Ростроповича решающее воздействие, по его признанию, оказали три композитора, Прокофьев, Шостакович и Бриттен. Его творчество развивалось в двух направлениях – как виолончелиста (солиста и ансамблиста) и как дирижера – оперного и симфонического. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки. Он вдохновил многих крупнейших композиторов 20 в. на создание произведений специально для него. Шостакович и Прокофьев, Бриттен и Л.Бернстайн, А.Дютийе, В.Лютославский, К.Пендерецкий, Б.Чайковский – всего около 60 современных композиторов посвятили свои сочинения Ростроповичу. Им были исполнены впервые 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых премьер. Как камерный музыкант выступал в ансамбле с С.Рихтером, в трио с Э.Гилельсом и Л.Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с Г.Вишневской.

Музыка и христианство - это одно и то же.

Ростропович Мстислав Леопольдович

Дирижерскую карьеру начал в 1967 в Большом театре (дебютировал в Евгении Онегине П.Чайковского, затем последовали постановки опер Семен Котко и Война и мир Прокофьева). Однако жизнь на родине сложилась не совсем гладко. Он оказался в опале и следствием этого стал вынужденный отъезд из СССР в 1974. А в 1978 за правозащитную деятельность (в частности, за покровительство А.Солженицыну) он и его жена Г.Вишневская были лишены советского гражданства. В 1990 М.Горбачев издал указ об аннулировании Постановлений Президиума Верховного Совета о лишении их гражданства и о восстановлении снятых почетных званий. Многие страны предлагали Ростроповичу взять их гражданство, но он отказался, и не имеет никакого гражданства.

В Сан-Франциско исполнил (как дирижер) Пиковую даму, в Монте-Карло Царскую невесту. Участник мировых премьер таких опер, как Жизнь с идиотом (1992, Амстердам) и Джезуальдо (1995, Вена) А.Шнитке, Лолита Р.Щедрина (в Стокгольмской опере). Затем последовали постановки Леди Макбет Мценского уезда Шостаковича (в первой редакции) в Мюнхене, Париже, Мадриде, Буэнос-Айресе, Олдборо, Москве и др. городах. После возвращения в Россию дирижировал Хованщиной в редакции Шостаковича (1996, Москва, Большой театр). С оркестром Французского радио в Париже им были записаны оперы Война и мир, Евгений Онегин, Борис Годунов, Леди Макбет Мценского уезда.

В 1977–1994 – главный дирижер Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, который под его руководством вошел в число лучших оркестров Америки. Его приглашают самые известные оркестры мира – Великобритании, Франции, Германии, Австрии, США, Японии и др. стран.

Музыка - нематериальна. Музыка к человеку - приходит… И такой человек - гений. Его Господь создал для того, чтобы он страдал. А страдание делает человека красивым, сильным и невредимым для зла…

Ростропович Мстислав Леопольдович

Организатор собственных фестивалей, один из которых посвящен музыке 20 в. Другой – фестиваль виолончелистов в городе Бовэ (Франция). Фестивали в Чикаго были посвящены Шостаковичу, Прокофьеву, Бриттену. Множество фестивалей Ростроповича состоялось в Лондоне. Один из них, посвященный Шостаковичу, длился несколько месяцев (все 15 симфоний Шостаковича с Лондонским симфоническим оркестром). На Нью-йоркском фестивале исполнялась музыка композиторов, которые посвятили ему свои произведения. Принимал участие в фестивале «Дни Бенджамина Бриттена в Петербурге» к 90-летию со дня рождения Бриттена. По его инициативе возрождается конкурс виолончелистов имени Пабло Казальса во Франкфурте.

Открывает музыкальные школы, ведет мастер-классы. С 2004 возглавляет Школу высшего музыкального мастерства в Валенсии (Испания). Под его покровительством с 1998 проводится Международный конкурс по композиции «Мастерпрайз», который является совместной работой BBC, Лондонского симфонического оркестра и «ЭМИ Рекордз». Конкурс задуман как катализатор более близкого соединения почитателей серьезной музыки и современных композиторов.

Сыграл тысячи концертов в концертных залах, на фабриках и заводах, в клубах и королевских резиденциях (в Виндзорском дворце, концерт в честь 65-летия королевы Испании Софии и т.п.).

Каждого гения при жизни ругают. Только сейчас, в старости, стало для меня ясно - почему. Гения могут ругать, справедливо порой, потому что его не понимают. Это удел всех больших людей, им очень трудно жить и творить. Мы настолько ниже их по интеллекту, таланту, интуиции, что действительно их можем не понимать. А потом… Сейчас уже никто не ругает Бетховена, правда? И Моцарта, и Пикассо, и Дали… А ведь они тоже страдали от непонимания…

Ростропович Мстислав Леопольдович

Безупречное техническое мастерство, красота звука, артистизм, стилистическая культура, драматургическая выверенность, заражающая эмоциональность, вдохновенность – нет таких слов, чтобы в полной мере оценить индивидуальную и яркую исполнительскую натуру музыканта. «Все, что я играю, я люблю до обморока», – говорит он.

Известен и своей благотворительной деятельностью: он президент «Благотворительного фонда Вишневской – Ростроповича», который оказывает помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации. В 2000 фонд начал проводить в России программу по детской вакцинопрофилактике. Президент носящего его имя фонда помощи одаренным студентам музыкальных вузов, основал фонд помощи молодым музыкантам в Германии, стипендионный фонд для талантливых детей в России.

Широкую известность получили факты его выступления в 1989 у Берлинской стены, а также приезд в Москву в августе 1991, когда он присоединился к защитникам российского Белого дома. За усилия по защите прав человека ему было вручено несколько наград, среди которых ежегодная награда Лиги Прав Человека (1974). «Никому и никогда не удастся меня поссорить с Россией, сколько бы грязи на мою голову не лили», – сказал он. Одним из первых поддержал идею проведения в Нижнем Новгороде Международных фестивалей искусств имени А.Д.Сахарова, был гостем II и участником IV фестиваля.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...