Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Биография и сюжет. Горе Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума Чацкий описание героя

Пожалуй, одно из самых популярных произведений у Александра Грибоедова - это комедия "Горе от ума". Один из главных героев комедии - Чацкий, и в этой статье мы хотим коротко рассмотреть характеристику Чацкого в комедии "Горе от ума". Известно, что именно после сочинения этого произведения Грибоедов сразу же занял почетное место в ряду ведущих поэтов эпохи и снискал популярность. Бурно отреагировали и литературные круги, многие критики торопились высказаться в отношении образов комедии и сделать свой анализ произведения. Как раз один из таких образов, который вызвал особенный интерес - это образ Чацкого.

Кто стал прототипом Чацкого?

Например, Александр Пушкин написал в 1823 году письмо Вяземскому, в котором упомянул комедию "Горе от ума". Там Пушкин отметил, что прототипом образа Чацкого стал Чаадаев. Есть и другие подтверждения такому утверждению, ведь известно, что изначально фамилией главного героя была Чадский.

Но есть и другая версия. Некоторые литературоведы убедительно говорят, что не кто иной, как Кюхельбекер выступил, как прототип образа Чацкого. Если посмотреть на биографию Кюхельбекера, можно легко в это поверить - пылкий и потерявший успех за границей, но возвратившийся в родные края, молодой человек очень похож по своему характеру и образу действий на нашего героя комедии.

Эти рассуждения уже помогают кое-что прояснить в характеристике Чацкого в комедии "Горе от ума" Грибоедова.

Что сказал сам автор о Чацком

Как-то раз добрый друг Грибоедова Катенин сказал, что по характеру Чацкий "сбивчивый", то есть в его действиях нет последовательности, на что автор ответил весьма прямо. Суть ответа Грибоедова: в комедии полно глупых людей, и все они приходятся на одного умного человека со здравым смыслом.

Грибоедов видел характеристику Чацкого в таких качествах, как образованность и ум, которые проявились в непростой ситуации. Да, Чацкий противостоит обществу, он понимает, что превосходит других и не скрывает этого. Но почему? У Чацкого подозрение в наличии соперника в отношении возлюбленной, чьего внимания никак не добиться, хотя раньше она сама была неравнодушна к нему. К тому же, он одним из последних слышит о своем "сумасшедствии", которое приписали ему. Чацкий действительно очень горяч, но автор считает, что виной тому сильнейшее разочарование в любви. Вот поэтому он кажется таким опальным, сбивчивым и с непоследовательными поступками.

Мировоззрение Чацкого

В образе Чацкого отразился портрет того, кто имеет уже сложенную систему ценностей и принципов, у кого свое мировоззрение и принятая мораль. И это важно в характеристике Чацкого в комедии "Горе от ума". Главный герой оценивает личность свою и других по тому, насколько человек стремится к знаниям и высокому, вечному. Он считает, что для блага отечества стоит потрудиться, но есть огромная разница между службой и прислуживанием - этот момент принципиальный в комедии.

Что еще отличает Чацкого от общества? Он не боится, что у нем думают другие, у него нет авторитета, он независим. Все это становится причинами для страхов у аристократического круга в Москве, потому что для них Чацкий - опасный бунтовщик, который не побоится посягнуть на всё святое. Как-то Фамусов предлагает Чацкому пожить "как все", но такая позиция далека от Александра Андреевича, и он презрительно отказывает Фамусову.

Давайте подведем краткий итог, говоря о характеристике Чацкого в комедии "Горе от ума" Грибоедова. Автор во многом солидарен со своим главным героем. В образе Чацкого четко прослеживается просвещенный человек, не боящийся открыто выражать свое мнение, однако важно: он не выдает революционного и радикального настроя. А на самом деле в обществе Фамусова все, кто отклоняются от принятых норм, кажутся безумцами и опасными для остальных. Неудивительно, что в итоге Александр Андреевич Чацкий был признан сумасшедшим.

Вы прочитали в данной статье о характеристике Чацкого и его образе, вы можете также ознакомиться с биографией Александра Грибоедова и прочесть краткое содержание "Горе от ума" . Кроме того прочитайте.

Меню статьи:

В литературе появления героев, которые опережают свое время, будучи непонятными непринятыми современным им обществом, явление нередкое.

Вначале кажется, что это явление исключительно литературное и никакого отношения к реальной жизни не имеет, но, на самом деле, это ошибочное мнение. Появление таких людей на сломе веком или во время кризисных периодов развития частое явление, однако полноценно проанализировать таких индивидуумов находясь с ними в одном временном промежутке довольно тяжело. Они, на общем фоне, выглядят чудаковатыми и странными. Их позиция всегда противоречит общепринятым принципам и поэтому порой кажется, что они находятся на грани сумасшествия и здравого смысла.

Логику их поступков и позиции можно проанализировать исходя из дальнейшего ходя развития истории и культуры. Этот процесс легко воплотить в реальность, если перед нами не живой человек, а художественно произведение, к тому же написанное несколько десятков или даже сотен лет тому. В таком случае мы можем оценить существенность позиции того или иного персонажа.

«Лишний» Чацкий

С образом Чацкого неотъемлемо такое понятие как «лишний человек». Этот термин имеет русские корни. Первое проявление этого явления были обнаружены литературными критиками и научными деятелями в образе главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин». Исходя из позиции литературоведов, такой герой находится всегда выше по своему уровню образования, талантам, чем все окружающие. Его потенциал настолько безграничен и многообразен, что ему не удается воплотить себя в любой из видов деятельности. Он постоянно находится в поисках смысла жизни, но не может его найти, поэтому тратит свои силы и умение на всякие жизненные мелочи – кутеж, балы, дуэли – одним словом на все то, что приносить наслаждение или является детищем страсти. Такие персонажи приносят страдания другим (а основном женщинам), ломают судьбы многих людей, порой даже самых близких, становятся причиной смерти. Они не видят проступка в своих действиях – воспринимают случившееся беспристрастно.

В некой мере такая позиция сродни Чацкому – он тоже кажется нам вырванным из другой эпохи, ищет свое предназначение и обладает необыкновенным потенциалом. Его отличительная черта от «лишнего человека» состоит в том, что Чацкий не приносит таких кардинальных разрушений для общества или отдельных его представителей, он не умирает, как это принято для подобных персонажей в конце повествования, а просто покидает чуждое ему общество.


Исходя из этого отличия, в научной литературе Чацкого называют предвестником лишнего человека. Понятие о таком типаже героев важно для понимания целостной картины всего образа и поступков героя – персонаж периодически действует негативно не потому, что он плохо воспитан, а потому, что под давлением общества и своего внутреннего мира другой продукт деятельности и реакция на окружающее для него невозможна.

Прототипы Чацкого

Прототипы в литературе явление частое. Иногда взаимосвязь между героем повествования и реально существующим человеком прозаична, порой отыскать прототип сложно ввиду мало известности человека. В случае с Чацким прототипами были два человека: Петр Чаадаев и Вильгельм Кюхельбекер.

Первый по своей деятельности публицист и философ (как он утверждал сам, «христианский философ»). Второй – поэт, друг и однокурсник Пушкина. И Чаадаев, и Кюхельбекер были активными общественными деятелями, яро и резко критиковавшими власть и порядки – эта позиция их роднит с Чацким. Современники Грибоедова неоднократно высказывались по поводу схожести, даже внешней с Чаадаевим. Философа 19 века многие считали сумасшедшим (как фамусовское общество Чацкого) и пытались всячески выжить этого остро саркастического человека из своего ареала.

Биография

Грибоедов дает читателю скудную информацию о биографических данных главного героя. Автору важно показать не процесс становление его как личности, а резкую критику аристократического общества, его привычек и принципов.

Но, все же, о некоторых моментах жизненного пути своего главного героя Грибоедов кратко рассказывает.

Александр Андреевич Чацкий – дворянин по происхождению Его родители умерли, когда он был еще ребенком. На воспитание к себе мальчика забрал друг отца – Павел Афанасьевич Фамусов. Некоторое время Чацкий воспитывался и получал образование вместе с дочерью Фамусова – Софьей. Повзрослев, молодой человек начинает жить отдельно. Он довольно завидный жених в его владении поместье с 300 – 400 крепостными. Спустя некоторое время Чацкий отправляется заграницу. По истечению трех лет Александр Андреевич возвращается в Россию и посещает дорогой для него дом Павла Афанасьевича. Именно это место становится в дальнейшем фоном для разворачивания основных событий.



Разлука с Родиной и близкими ему людьми подействовала на Чацкого ностальгически – ему мило и дорого все, что связано с детством и юношеством. Такой радости от его приезда не испытывают ни Фамусов, ни Софья – их радость скорее показная, чем искренняя. Они оказывают ему внимание, чтобы не выглядеть невеждами в глазах других. Их радость – это всего лишь знак приличия.

В дальнейшем ходе развития событий эта ситуация усугубляется – появления Чацкого для всех становится испытанием. Дело в том, что Александр Андреевич всегда в запасе имеет какую-то колкость или язвительное замечание. Получить в свой адрес такое приятное послание никому не хочется, даже если оно имеет реальное основание. Желание выглядеть в глазах других добродетельно берет у аристократов верх. Чацкий всегда находит, за что зацепится – подкупы, решение вопросов благодаря дружественным связям и родству, воровство – это тот не полный список основных проблем современного общества.

Чацкий надеется, что его любовь к Софье поможет ему реализоваться в семейной жизни, но и эта надежда не осуществляется – девушка играет чувствами молодого человека, а на самом деле любит другого.

Более, покладистого по характеру, умеющего сделать комплимент в нужный момент, подлизаться. Софью мало волнует причины такого отношения возлюбленного по отношению к ней, она всерьез думает, что это проявление любви. На самом же деле причиной такого благоговения пред ней является материальная база ее отца. Молчалин, в котором души не чает Софья, ее не любит, а терпит и угождает лишь для того, чтобы улучшить свою финансовую ситуацию. Чацкий не может примириться с такими порядками – в своих монологах он неоднократно утверждает, что аристократия перестала руководствоваться принципами морали. Ее всего-навсего интересует только способ набить себе карманы.

Слухи, распущенные Софьей о невменяемости Чацкого, усугубляют ситуацию. Александру Андреевичу не остается ничего остального, как уехать прочь.

Внешность Чацкого

Александр Сергеевич не дает точное описание внешности героев комедии «Горе от ума». Исключение не составляет и образ Чацкого. О его внешнем виде, стиле одежды и телосложении мы можем говорить исходя из отзывов о нем и кратких намеков о личности других действующих персонажей.

Исходя из общего мнения, Александр Андреевич человек приятной наружности, без каких-либо изъянов.

В комедии Чацкий дает рекомендации Платону Михайловичу Горичу на предмет езды на лошади и активного времяпровождения. Этот факт позволяет сделать вывод, что и самому Александру Андреевичу не чуждо такое отношение к досугу, вполне вероятно, что он человек стройной комплекции.

Фамусов, впервые увидевший Чацкого после трехлетней разлуки, отмечает, что он франт, то есть, человек одевающийся по моде.

Таким образом, Александр Андреевич – не лишен милых, приятных черт лица. Он, как и все люди его возраста, интересуется конным спортом и модными веяниями в плане одежды. Чацкий – уникальный персонаж комедии, он не лишен негативных качеств характера, но они объясняются влиянием на него общества. Быть «колючим» – это для него единственный способ оградить себя от сумасшествия аристократии.

Комедия "Горе от ума" - знаменитое произведение А. С. Грибоедова. Сочинив его, автор мгновенно встал в один ряд с ведущими поэтами своего времени. Появление этой пьесы вызвало живой отклик в литературных кругах. Многие спешили высказать свое мнение по поводу достоинств и недостатков произведения. Особенно горячие споры вызвал образ Чацкого - главного героя комедии. Описанию этого персонажа будет посвящена данная статья.

Прототипы Чацкого

Современники А. С. Грибоедова находили, что образ Чацкого напоминает им П. Я. Чаадаева. На это указывал Пушкин в своем письме к П. А. Вяземскому в 1823 году. Косвенное подтверждение этой версии некоторые исследователи усматривают в том, что первоначально главный герой комедии носил фамилию Чадский. Однако многие опровергают это мнение. Согласно другой теории, образ Чацкого - отражение биографии и характера В. К. Кюхельбекера. Опальный, неудачливый, только что вернувшийся из заграницы человек вполне мог стать прототипом главного героя "Горя от ума".

О сходстве автора с Чацким

Совершенно очевидно, что главный герой пьесы в своих монологах выразил мысли и воззрения, которых придерживался сам Грибоедов. "Горе от ума" - комедия, которая стала личным манифестом автора против нравственных и социальных пороков русского аристократического общества. Да и многие черты характера Чацкого словно списаны с самого автора. По отзывам современников, Александр Сергеевич был порывистым и горячим, подчас независимым и резким. Взгляды Чацкого на подражание иноземцам, бесчеловечность крепостного права, бюрократию - подлинные мысли Грибоедова. Он не раз высказывал их в обществе. Литератора даже однажды действительно обозвали сумасшедшим, когда на светском рауте он горячо и нелицеприятно отозвался о раболепном отношении русских ко всему иностранному.

Авторская характеристика героя

В ответ на критические замечания своего соавтора и давнего друга П. А. Катенина о том, что характер главного героя "сбивчив", то есть весьма непоследователен, Грибоедов пишет: "В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека". Образ Чацкого для автора - это портрет умного и образованного юноши, попавшего в непростую ситуацию. С одной стороны, он находится в "противуречии с обществом", так как "немножко повыше прочих", сознает свое превосходство и не пытается его скрыть. С другой стороны, Александр Андреевич не может добиться былого расположения любимой девушки, подозревает наличие соперника, да еще неожиданно попадает в разряд сумасшедших, о чем узнает последним. Излишнюю горячность своего героя Грибоедов объясняет сильным разочарованием в любви. Поэтому в "Горе от ума" образ Чацкого получился столь непоследовательным и сбивчивым. Он всем "наплевал в глаза и был таков".

Чацкий в трактовке Пушкина

Поэт раскритиковал главного героя комедии. В то же время Пушкин оценил Грибоедова: ему понравилась комедия "Горе от ума". в интерпретации великого поэта весьма нелицеприятна. Он называет Александра Андреевича обычным героем-резонером, рупором идей единственного умного человека в пьесе - самого Грибоедова. Он считает, что главный герой - "добрый малый", который набрался незаурядных мыслей и острот от другого человека и начал "метать бисера" перед Репетиловым и другими представителями фамусовской гвардии. По мнению Пушкина, такое поведение непростительно. Он считает, что противоречивый и непоследовательный характер Чацкого - это отражение его собственной глупости, ставящей героя в трагикомическое положение.

Характер Чацкого, по мнению Белинского

Известный критик в 1840 году, так же как и Пушкин, отказал главному герою пьесы в практическом уме. Он истолковал образ Чацкого как фигуру абсолютно нелепую, наивную и мечтательную и окрестил его "новым Дон-Кихотом". Со временем Белинский несколько изменил свою точку зрения. Характеристика комедии "Горе от ума" в его интерпретации стала весьма позитивной. Он назвал ее протестом против "гнусной расейской действительности" и счел "благороднейшим, гуманистическим произведением". Подлинную сложность образа Чацкого критик так и не увидел.

Образ Чацкого: толкование в 1860-х годах

Публицисты и критики 1860-х годов стали приписывать поведению Чацкого только социально-значимые и общественно-политические мотивы. Например, увидел в главном герое пьесы отражение "задней мысли" Грибоедова. Он считает образ Чацкого портретом декабриста-революционера. Критик видит в Александре Андреевиче человека, борющегося с пороками современного ему общества. Для него герои "Горя от ума" - это персонажи не "высокой" комедии, а "высокой" трагедии. В подобных трактовках облик Чацкого предельно обобщен и толкуется весьма однобоко.

Облик Чацкого у Гончарова

Иван Александрович в своем критическом этюде "Мильон терзаний" представил наиболее проницательный и точный разбор пьесы "Горе от ума". Характеристика Чацкого, по мнению Гончарова, должна быть сделана с учетом его душевного состояния. Несчастная любовь к Софье делает главного героя комедии желчным и почти неадекватным, заставляет произносить длинные монологи перед равнодушными к его пламенным речам людьми. Таким образом, не учитывая любовную интригу, невозможно понять комическую и одновременно трагическую природу образа Чацкого.

Проблематика пьесы

Герои "Горя от ума" сталкиваются Грибоедовым в двух сюжетообразующих конфликтах: любовном (Чацкий и София) и общественно-идеологическом и главный герой). Безусловно, на первый план выходит именно социальная проблематика произведения, но и любовная линия в пьесе очень важна. Ведь Чацкий спешил в Москву исключительно для встречи с Софией. Поэтому оба конфликта - общественно-идеологический и любовный - усиливают и дополняют друг друга. Они развиваются параллельно и одинаково необходимы для понимания мировоззрения, характера, психологии и взаимоотношения героев комедии.

Главный герой. Конфликт любовный

В системе персонажей пьесы Чацкий находится на главном месте. Он связывает две сюжетные линии в единое целое. Для Александра Андреевича имеет главное значение именно любовный конфликт. Он прекрасно понимает, в общество каких людей попал, и вовсе не собирается заниматься просветительской деятельностью. Причина его бурного красноречия не политическая, а психологическая. "Нетерпение сердца" молодого человека ощущается на протяжении действия всей пьесы.

Сначала "говорливость" Чацкого вызвана радостью от встречи с Софией. Когда герой понимает, что от прежних чувств к нему у девушки не осталось и следа, то начинает делать непоследовательные и дерзкие поступки. Он остается в доме Фамусова с единственной целью: узнать, кто стал новым возлюбленным Софии. При этом у него совершенно очевидно "ум с сердцем не в ладу".

После того как Чацкий узнает об отношениях Молчалина и Софии, он впадает в иную крайность. Вместо любовных чувств его охватывают озлобление и бешенство. Он обвиняет девушку в том, что она его "надеждой завлекла", гордо заявляет ей о разрыве отношений, клянется, что "отрезвился... сполна", но при этом собирается излить на мир "всю желчь и всю досаду".

Главный герой. Конфликт общественно-политический

Любовные переживания увеличивают идейное противостояние Александра Андреевича и фамусовского общества. Сначала Чацкий относится к московской аристократии с ироничным спокойствием: "...я в чудаках иному чуду/ Раз посмеюсь, потом забуду..." Однако, по мере того как он убеждается в равнодушии Софии, его речь становится все более дерзкой и несдержанной. Все в Москве начинает его раздражать. Чацкий затрагивает в своих монологах многие актуальные проблемы современной ему эпохи: вопросы о национальной самобытности, крепостном праве, образовании и просвещении, настоящей службе и так далее. Он говорит о серьезных вещах, но при этом от возбуждения впадает, по словам И. А. Гончарова, в "преувеличения, в почти нетрезвость речи".

Мировоззрение главного героя

Образ Чацкого - это портрет человека со сложившейся системой мировоззрением и моралью. Он считает главным критерием оценки личности стремление к знаниям, к прекрасным и высоким материям. Александр Андреевич не против работы на благо государства. Но постоянно подчеркивает разницу между "служить" и "прислуживаться", которой придает принципиальное значение. Чацкий не боится общественного мнения, не признает авторитетов, бережет свою независимость, чем вызывает страх у московских аристократов. Они готовы признать в Александре Андреевиче опасного бунтовщика, посягающего на самые святые ценности. С точки зрения фамусовского общества, поведение Чацкого нетипично, а стало быть - предосудительно. Он "с министрами знаком", но никак не пользуется своими связями. На предложение Фамусова жить "как все" отвечает презрительным отказом.

Во многом соглашается со своим героем Грибоедов. Образ Чацкого - это тип просвещенного человека, свободно выражающего свое мнение. Но в его высказываниях нет радикальных и революционных идей. Просто в консервативном фамусовском обществе любое отклонение от привычной нормы кажется возмутительным и опасным. Недаром в конце концов Александра Андреевича признали безумцем. только так могли объяснить для себя независимый характер суждений Чацкого.

Заключение

В современной жизни остается как никогда актуальной пьеса "Горе от ума". Образ Чацкого в комедии - центральная фигура, которая помогает автору на весь мир заявить о своих мыслях и воззрениях. Волей Александра Сергеевича главный герой произведения поставлен в трагикомические условия. Его порывистые вызваны разочарованием в любви. Однако проблемы, которые поднимаются в его монологах, - темы вечные. Именно благодаря им комедия вошла в список самых известных произведений мировой литературы.

Александр Чацкий – первый персонаж в русской литературе, осмелившийся в открытую конфликтовать с высшим обществом. Примечательно, что это единственный положительный герой пьесы «Горе от ума». Для создания образа автор позаимствовал амплуа «злого умника» у своего литературного кумира .

История создания

вошла в программу школьного образования не зря – писатель создал произведение с новыми веяниями в литературе. В стихотворной пьесе вместе с традиционными чертами классицизма поселились романтизм и реализм, и эта смесь подарила творению славу новаторской комедии.

К тому же автор нещадно избавился от идеи трех единств, оставив только единство места и времени, наделив творение двумя сюжетами: линия любви соседствует с конфликтом с обществом. Плюс ко всему, произошла небывалая вещь – в конце произведения нравственные ценности не побеждают над пороками.

Работа над пьесой стартовала, когда писатель жил в Тифлисе – на дворе стоял 1820 год. Здесь родились первые два акта, основанные на воспоминаниях Жени Греховой, подруги детства Грибоедова. А за образец автор взял комедию Мольера «Мизантроп», в которой главный герой так же, как и Чацкий, обличает несовершенства общества. Спустя три года писатель с головой погрузился в светскую жизни Москвы, чтобы лучше узнать, прочувствовать изнутри современные нравы дворянского общества.


Произведение трижды переименовывалось. Сначала Александр Сергеевич нарек его «Горе уму», затем «Горе не от ума», и только перед самым окончанием работы пьеса обрела название «Горе от ума». В 1825 году комедия была готова, но цензура ее не пощадила, вырвав часть эпизодов. Впрочем, до театра литературный труд тоже не дошел.

Пьеса Грибоедова разошлась в виде копий среди читающей публики еще годом ранее, «без купюр» ее с восторгом приняли в кругах декабристов. Впервые официально увидела свет после смерти писателя, а без цензуры печатать «Горе от ума» разрешил только в 1862 году.

Биография и сюжет

Рано осиротевший Александр Чацкий воспитывался в семье Павла Афанасьевича Фамусова, друга отца. Опекун дал мальчику прекрасное образование, но так и не сумел привить собственные взгляды на жизнь. Повзрослевший юноша поселился отдельно, продолжая, впрочем, часто бывать в гостях у Фамусовых – между Чацким и дочерью Павла Афанасьевича Софьей еще в детстве вспыхнули пылкие чувства.


Главный герой мечтал предложить возлюбленной руку и сердце, но однажды ему вдруг наскучила столичная жизнь, и он отправился в путешествие по миру. Причем не удосужился оповестить о планах любимую девушку, пропав на три года. По возвращении на родину Чацкого ждало разочарование – Софья завела нового возлюбленного в лице отцовского секретаря Молчалина. Молодой человек сначала об этом даже не догадывался, но на первой же светской встрече в особняке Фамусовых узнал правду и посчитал поступок предательством.


Персонаж произносит пространные монологи, в которых обличает пороки московского общества, задевая почти всех действующих лиц пьесы. Язвительная критика поведения хозяев дома и гостей из уст Чацкого раздражает Софью, и девушка пустила слух о том, что он не в своем уме. Все действо произведения занимает один вечер, во время которого Софья также узнает, что Молчалин просто пользуется ее вниманием, чтобы остаться в доме и получить путевку в богатую жизнь – о любви нет и речи.


Александр горько посмеялся над возлюбленной, над своей слепотой, над теми, кто объединен с Фамусовым мировоззрением. И, признав, что в этом обществе трудно не лишиться рассудка, покинул дом опекуна.

Образ

Благородный, гордый, верный своему мнению и слову – такова характеристика главного героя грибоедовской пьесы. Александр Чацкий поражает прямолинейностью, и в то же время покоряет презрительным отношением к жестокости дворян и крепостному праву. Вооружен умом и знаниями, которые позволяют видеть проблемы в управлении страной, а также в русской культуре, ведь насаждение ценностей других государств приведет к катастрофе. Молодой человек самозабвенно борется с несправедливостью и устаревшими порядками, которые царят в обществе. Персонаж – лишний человек в жизни высшего света, где процветают ложь и подлость.


Автор комедии «Горе от ума» сохранил в ней принципы классицизма – использовал говорящие фамилии. Значение имени главного героя красноречиво передает его характер и роль в пьесе. Александр означает защитник людей, а Чацким молодой человек стал от слова «чадит» – пугает окружающих непонятными взглядами, нарушает привычный уклад жизни, а заодно пребывает в чаду собственных разочарований и эмоций.


Ученикам, изучающим «Горе от ума» на школьных уроках литературы, обязательно приходится искать ответ на тему: кто же Чацкий – победитель или побежденный? Вопрос непростой, ведь герой отказался доказывать свою правоту и покинул авансцену. Грибоедов сделал персонаж, конечно же, победителем, которому удалось противостоять соблазну уподобиться алчным, высокомерным, завистливым людям. Герой остался самим собой.

Дебютировала пьеса «Горе от ума» в Петербургском театре в начале 1831 года. В дальнейшем произведение пережило множество постановок как на родине, так и за рубежом. В российском кино Александра Чацкого сыграли такие известные актеры, как , .


В архивах Москвы хранятся около 300 списков (копий) пьесы Александра Грибоедова. И до сих пор исследователи собирают их для того, чтобы полностью восстановить картину нетленного произведения, ведь копии не были оригиналами творения – писатель раздавал размноженные рукописи по мере работы над произведением.

Первым, кто познакомился с пьесой, стал . Грибоедов лично читал труд баснописцу, и в конце тот изрек:

«Нет. Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пиесу по первопутку в Сибирь бы препроводила».

Под псевдонимом Александр Чацкий прячется молодой начинающий поэт Саша Васев. Недавно написанное стихотворение «Удачная охота» гуляет по просторам интернета и собирает кучу положительных отзывов.

Цитаты

«Горе от ума» вошло в список самых цитируемых русских произведений. , прочитав пьесу, предрек:

«Половина стихов должна войти в пословицу».

Как в воду глядел. Например, цитату Чацкого:

«Карету мне, карету!»

знает каждый россиянин. И уж тем более фразу:

«Дым Отечества нам сладок и приятен!»

Впрочем, персонаж Грибоедова подарил стране еще много крылатых выражений.

«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
«Служить бы рад, прислуживаться тошно».
«Свежо предание, а верится с трудом».
«И все-таки я вас без памяти люблю».
«Велите ж мне в огонь: пойду как на обед».
«Дома новы, но предрассудки стары».
«Чуть свет - уж на ногах! И я у ваших ног».

Александр Андреевич Чацкий – дворянин, имеющийся в своем поместье около 400 крепостных. Он рано осиротел, поэтому большую часть воспитания прошло в доме друга отца, Фамусова. Как только Александр вошел в пору взросления, он стал жить самостоятельно. Ему захотелось познакомиться с жизнью света, и он уехал на 3 года из своего дома. В данной статье мы рассмотрим образ и характеристику Чацкого в комедии в стихах «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Образование Чацкого

Чацкий является членом Английского клуба, куда входили богатые и знатные представители дворянства. Он умен, что подтверждается его умением говорить красноречиво. Из слов героев комедии становится известно, что молодой человек знает иностранные языки, пытается сам писать:

«Он славно пишет, переводит».

Речи Чацкого так правильно сложены, что, кажется, он не говорит, а пишет. Передовые взгляды молодого человека не схожи с позициями представителей круга Фамусова. Именно знания и стремление к самосовершенствованию выделяют Александра Андреевича среди других героев произведения. Фамусов видит причину поведения Александра в образовании:

«Ученье – вот чума,

Ученость – вот причина…»

Уходящее в прошлое дворянство готово закрыть школы, лицеи и гимназии, только чтобы Чацкие не появлялись на их пути.

Противоречивость характера

Грибоедов пытается приблизить ситуацию в доме помещика к реальности. Это объясняет то, что все герои произведения имеют положительные и отрицательные черты, как обычные люди. Чацкий не исключение.

Ум и категоричность. Интеллект героя не мешает ему быть бестактным. Он не анализирует свои суждения, не боится высмеивать беззащитных. Они не могут ему ответить тем же, так как ограничены в умственных возможностях. Оправдывает поведение молодого дворянина только высказывания против безнравственности. Категоричными суждениями он пытается с ней бороться. Но, как умный человек, он мог бы понять, что говорит зря. Его высказывания не доходят до тех, к кому они направлены. Временами он просто сотрясает воздух. Создается впечатление, что это разговор с самим собой. Именно это качество не понравилось А.Пушкину. Он считает: метать бисер перед Репетиловыми – не дело умных людей.



Любовь и страсть. Другое противоречие – это чувства героя. Он влюблен в девушку, которая выбрала другого. Причем их сложно даже просто сравнивать. Любовь сделала Чацкого слепцом. Страсть и желание узнать, кому его предпочли, сравняла его со смешными персонажами комедийного бала. Хочется, чтобы герой ушел со сцены с гордо поднято головой, а он просто бежит подальше от тех, кто пустили про него клевету и развели сплетни.

Свободолюбие героя

Чацкий мыслит свободно и не придерживается правил, навязываемых ему старшим поколением. Именно речи пугают Фамусова. Старый помещик включает его в число якобинцев и карбонариев. Ему не понятны идеи Чацкого. Вольномыслие вызывает страх и опасение. Свободолюбие привело молодого человека к непонятному для стариков пути. Привычными для века были две карьерные линии:

  • воинская служба;
  • работа чиновником.

Чацкий не стал ни тем, ни другим. Он не принял законов службы, где следовало подчиняться установленным правилам. Служба сковывала чувственного человека, мешала его развитию. Роль чиновника не подошла к Чацкому. Сидеть за рутиной, бумагами не давала возможности заниматься творчеством, исканиями. Александр пытается найти себя в научной деятельности или на нише литературного творчества:

«В науки вперил ум…».

«В душе …жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным».

Не интересуют его ни должность среди чиновников, ни повышения в рангах воинской службы и чины штатских.

Правдолюбие – основная черта характера. Герой везде добирается до истины, какой бы она ни была. Именно свобода мыслей, либерализм позволили вести его в разряд сумасшедших.

Слабости Чацкого

Александр Андреевич, тонко подмечая особенности характера и поведения людей, легко подкалывает и высмеивает их пороки и слабости. Он не пытается словами обидеть или унизить собеседников. Его колкости не все понимают. Большую часть своих суждений он направляет против глупых и ограниченных в интеллекте людей. Он поднимет на смех, выставит шутом так, что высмеиваемый может и не понять, за что над ним потешаются. Другие слабости молодого помещика:

Резкость суждений. Злится – интонация меняется:

«грозный взгляд, и резкий тон».

Гордость. Чацкий не принимает неуважения к себе:

«…все вы гордецы!».

Искренность. Александр не хочет хитрить, не желает притворяться. Он изменяет себе только из-за любви к Софии:

«Раз в жизни притворюсь».

Чувствительность. Качество героя отличает его от всех гостей в доме Фамусова. Он единственный переживает за девушку, не верит в ее изменения, любовь к ничтожному Молчалину, без принципов и моральных устоев.

Патриотизм Чацкого

Через героя Грибоедов передал свое мировоззрение. Он не может изменить раболепство русских людей. Его удивляет преклонение перед всем иностранным. Автор высмеивает такие стремления помещиков: учителя-иностранцы, одежды, танцы, игры и увлечения. Он уверен, что у русского народа должны быть свои учителя. Особое отношение у героя к языку. Ему не нравится, что из русской речи сделали смесь «французского с нижегородским». Он слышит красоту русской речи, ее необычность и напевность. Поэтому в речи много народных слов: давеча, пуще, чай. Он легко вставляет в речь пословицы и поговорки, уважает литературу. Чацкий цитирует классику, но показывает, что иностранные слова должны присутствовать в речи образованного человека, но только там, где им есть место.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...