Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Как зародился народный промысел палех. От иконы — к шкатулке. Как делают папье-маше

Слово Палех — многозначно. Итак, Палех — что это такое? Палех – это название старинного села, расположенного вдалеке от шума и сутолоки больших городов. Это народный промысел и роспись. Наконец, это один из символов России, такой же как русская матрешка, хохлома и гжельская посуда.

Письменные упоминания о селе относятся к началу семнадцатого века, как о вотчине князей Бутурлиных, родственников Иоанна Грозного. Уже тогда, о нем писали, как о большом поселении. А устные рассказы о его возникновении, восходят еще к монголо-татарскому игу.

Зарождение росписи

Тогда, из разоренных Владимира и Суздаля, бежали люди в глухие чащи, подальше от татаро-монгольского пленения. Среди них были и монахи-иконописцы, захватившие с собой маленькие образочки – писанки. От этих иконописцев и возникла знаменитая на весь мир Палехская роспись.

Это место не было широко известно. Замкнутость, глухие леса и болота, удаленность от торговых путей, способствовало сохранению древних традиций в промысле, только ручному производству и яркой самобытности изделий.

Иконописью изначально занимались только в монастырях, но с тринадцатого века, стали возникать первые светские мастерские. В Палехе иконопись стала семейным производством. Целые династии местных мастеров-иконописцев прославляли Палех на всю Россию и зарубежье росписью. Даже жениться и замуж выходить старались за своих живописцев, чтобы не передавать чужим секреты мастерства.

Интересный факт

Есть история, как великий Гете, узнал о мастерстве художников Палеха, загорелся желанием увидеть прославленные иконы, написанные суровыми русскими мужиками в деревенских избушках заснеженной Руси. Его мечта сбылась, в подарок ему прислали иконы, не уступавшие византийским, написанные братьями Каурцевыми.

Современное время

После воцарения Советской власти все изменилось. За иконопись сажали в тюрьму, могли и расстрелять. Практически все мужское население потеряло доход. Многие рассеялись по городам в поисках работы. Одним из таких художников, был Иван Голиков. Он стал театральным художником в Москве, и вскоре создал свою первую вещицу – шкатулку из картона, расписанную в миниатюрной росписи.

Эта работа получила высокую оценку и вскоре, вернувшись на родину, была собрана артель художников, бывших иконописцев. Огромную помощь им оказал Максим Горький, который сам когда-то подрабатывал в палехской мастерской. Ремесленники были «меж двух огней». Свои бывшие художники, считали их вероотступниками, а новая власть не могла забыть их религиозного прошлого. Но палехские изделия: шкатулки, табакерки, посуда, приносили валюту, так необходимую молодому государству, поэтому им разрешили жить и заниматься росписью.

Расцвет искусства пришелся на шестидесятые - восьмидесятые годы. Тогда выпускалось огромное количество продукции с палехским письмом – открытки, марки, различные сувениры, расписанные коробки для косметики, подносы и тарелки.

Сейчас палехская роспись представлена в самом широком выборе: от дорогих выставочных произведений, до сувениров, декоративных панно, разнообразных шкатулок и футляров. Все изделия изготовлены в единственном экземпляре или небольшой коллекции.

Елочные игрушки, вручную расписанные художниками Палеха и Мстеры, с поздравительными надписями, недавнее явление на рынке искусства. Но они уже завоевали место в сердцах ценителей прекрасного и коллекционеров. Посуда с палехским письмом – замечательный подарок на любую памятную дату.

Особенности палехской росписи

Школу Палеха можно сразу узнать по черному фону работ, подсвеченным золотом многофигурным композициям, напоминающим иконопись. Роспись отличается:

  • Миниатюрностью, изяществом исполнения;
  • Плавностью и мягкостью оттенков;
  • Филигранностью и живописностью;
  • Наполненностью элементами;
  • Точная роспись мелких деталей;
  • Многообразием тонов и переходов.

Еще к особенностям можно отнести насыщенность объектами, находящимися в движении, это не только люди и животные, а также деревья, облака, неживая природа. В иконописном стиле изображаются люди, рельефы, природа, все отличаются хрупкостью и изяществом.

Техника выполнения росписи

Рождение палехского изделия – долгий и многотрудный процесс. Предметы изготавливаются из специального пористого картона. Необходимое количество листов картона проклеиваются жидким клейстером, затем надеваются на специальную болванку и помещаются в пресс. Детали для изделий формируют отдельно. Затем просушивают в течение двух недель, потом вымачивают в горячей олифе и выдерживают в печах. Полученные детали становятся твердыми и прочными.

Поверхности, которые в дальнейшем будут покрываться росписью, выравнивают, полируют наждаком и несколько раз грунтуют смесью сажи, олифы и глины. После каждой грунтовки – сушат и шлифуют. На наружные стороны наносят раствор сажи в масле несколько раз, затем покрывают черным лаком. Внутренние поверхности обрабатываются красным лаком. Затем изделие полностью закрашивается бесцветной политурой.

Все поверхности становятся гладкими, блестящими. Чтобы наносимые краски не скатывались, нужные места для росписи зачищают пемзой и передают художникам.

Рабочие места оснащены специальными подставками для руки, чтобы кисть не затекала. Имеются особые гребенки для росписи внутренних стенок, для них же предназначены большие лупы. Некоторые изображения можно рассмотреть только при сильном увеличении.

Художник наносит набросок картины карандашом, потом прорисовывает его белилами. После прорисовывания красками делает роспись сусальным золотом, предварительно раздробленным и растертым пальцами. В завершение мастер ставит подпись, лакирует и окончательно просушивает готовое изделие.

Интересный факт

Для особого блеска золота предмет полируют зубом волка. С его гладкостью и шелковистостью не может сравниться ни один инструмент, даже самый высокотехнологичный.

Палехская роспись картинки

Палехское письмо – наиболее редкое и уникальное в своем роде. Трудоемкость ручного процесса и филигранная точность работы, позволяет создавать истинные шедевры, которые составляют национальную гордость России. В нем сочетаются основополагающие принципы византийской одухотворенной иконописи и живого художественно-прикладного народного творчества.

После революции – мастера-артельщики только искали свой уникальный жанр, им приходилось создавать роспись тарелок, папиросниц и шкатулок в агитационном стиле. Появились картинки с изображением Ленина с рабочими и крестьянами, индустриализации, встречи первого трактора в деревне, радостными колхозниками на полях. Большой популярностью пользовались «пролетарские» украшения-броши, с именными надписями – «Шура», «Катя», «Маруся». Но даже тогда, мастера-живописцы, создавали свои работы с особой точностью, скрупулезностью, с соблюдением всех декоративных канонов и традиций. Художники описывали достижения русского народа через сказочные образы: тему электричества – образ Жар-птицы, отрицательных героев – Кощея, Лешего и Бабы-яги.

Палехская школа – не для военной тематики, на картинках расцветают сельские пейзажи с церковкой и речкой, исторические события, иллюстрации сказочных и былинных сюжетов. Но так свойственно мирному времени. Во время Отечественной войны, когда все мужчины ушли на фронт, традицию продолжали старики и подростки. Они создавали потрясающие росписи – «По следам врага», «Атака», «Народная война». Мастера своего добились – мастерские Палеха не закрылись даже во время войны, продолжало работу и художественное училище.

У Палехской лаковой миниатюры, свой уникальный мир. Он одновременно реален и фантастичен, даже простые бытовые сценки полны радости, движения и поэтичности.

Элементы палехской росписи

Радостное многоцветье узоров на фоне черноты — все это палехская роспись. На маленькой поверхности располагается множество разнообразных элементов. Чтобы рассмотреть всю красоту лаковой миниатюры – зачастую приходится прибегать к увеличительному стеклу. Это удивительные причудливые деревья и цветы с выписанными листочками. Палешане нашли способ делать изображения кроны выпуклой, рельефной, для чего используют технику наложения белил в несколько слоев. Деревья, несмотря на схематичность рисунка – становятся живыми.

Сказочные травы и удлиненные каменные горы с «кремешками», тщательное прописывание лиц и частей тела, разноцветное сияние. Для оживления композиции художники используют белые блики и золотые волны в завитках волос, изгибах трав, гривы лошадей, морских волн. В палехской миниатюре обязательным элементом является заключительная обводка фигур золотым контуром.

Основные цвета в росписи

В Палехской росписи основной фон – черный. Он знаменует собой землю, глубину и первозданный хаос, рождающий жизнь, свет, радость и мир. Присуще древнерусское соединение цветов – красного, желтого и зеленого. Красный – символ красоты, плодородия (красно солнышко, весна-красна). Зеленый – знак растений, молодости, жизни на природе, отдыха. Желтый говорит о зрелости, созревании, достижении успехов и достатка. В Палехской росписи обильно присутствует золото. Оно символизирует солнце, изобилие и наследие иконописи – не тварный Божественный свет, озаряющий весь мир и пронзающий все – даже извечную тьму.

Шкатулкой или ларцом принято называть небольшую коробку или ящичек, которые чаще всего имеют форму прямоугольного параллелепипеда. В них удобно хранить драгоценности, деньги, бумаги и другие мелкие ценные предметы. Считается, что шкатулки появились очень давно и происходят от сундуков, в которых хранили одежду. В царской России в середине XVIII века стал особо популярен такой народный промысел, как лаковая миниатюра.

Шкатулки, выполненные в этой технике умельцами из Ивановского поселка Палех, являются прекрасным примером мастерства и самобытности русского народа.

Историческая справка

История палехской миниатюры как народного художественного промысла тесно связана с иконописью. Мастера, искусно пишущие иконы, в XVIII веке жили в поселке Палех, который в то время относился к Вязниковскому уезду Владимирской губернии. Наряду с иконописанием местные умельцы принимали участие в росписи и реставрации Грановитой палаты Кремля и церквей, находящихся в Троице-Сергиевой лавре и на территории Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 года продолжать заниматься иконописью стало невозможно, поэтому через год была создана Палехская художественная декоративная артель. Художники, вошедшие в нее, стали заниматься росписью по дереву. Основоположниками палехской миниатюры принято считать Ивана Голикова и Александра Глазунова. Мастера освоили новый материал – папье-маше, в основе которого находится масса, полученная из смешения бумаги и картона с гипсом, крахмалом и другими веществами. В 1923 г. палехские миниатюры были отправлены на Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку, где получили диплом II степени.

В декабре 1924 г. семеро мастеров из Палеха основали «Артель древней живописи». Работы этого объединения в 1925 г. были отправлены на Всемирную выставку в Париже. В 1932 г. был образован Союз художников Палеха, а в 1935 г. артель преобразовалась в Товарищество художников Палеха. В 1954 г. возникли Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР. В настоящее время обучиться искусству данной миниатюры можно за 4 года в Палехском художественном училище имени А. М. Горького.

Технология изготовления

Как уже отмечалось ранее, шкатулки в традициях лаковой миниатюры имели основу из папье-маше. Заготовка из картона спрессовывается, а затем сушится несколько дней. Далее ее нужно в течение суток пропитать льняным маслом и высушить в горячей печи 2 дня. Затем полуфабрикат обрабатывается с помощью наждачной щетки, шлифуется и на нем крепится необходимая фурнитура. В конце данного этапа шкатулку грунтуют особым составом, покрывают черным лаком в несколько слоев и 7 слоями светлого лака, тщательно просушивая в печи каждый слой.

Роспись имеет строгую последовательность в нанесении темперы. Темперные краски использовались с древнейших времен, художники изготавливали их из сухих порошковых пигментов, связующим веществом в которых служили эмульсии: натуральные (куриный желток) и искусственные (масла в водном растворе клея). Мастерству работы с темперой нужно обучаться несколько лет, только тогда можно достигнуть идеальной плавности линий, точности и четкости миниатюрных силуэтов.

На начальном этапе росписи мастера выкрашивают композицию белилами, акцентируя темные и светлые места. Затем наносят краски, необходимые для росписи шкатулки. Умельцы кропотливо прорисовывают беличьими костями ручной работы контуры всех элементов, подчеркивая цветом каждую деталь и часто используя при этом увеличительное стекло. В финале росписи наносят золото (лист золота измельчается и смешивается с клеем), оно придает рисунку теплоту и яркость, создается ощущение, что изображение светится изнутри.

Отделка золотом заимствована палехскими мастерами из иконописи, где золото является символом божественного света.

На последнем этапе изготовления шкатулку покрывают масляным лаком и полируют. Полировка происходит нанесением нескольких лаковых слоев, которые хорошо просушиваются при заданной температуре определенное время. Затем поверхность выравнивается с помощью стекла и пемзы, а потом полируется на специальном движущемся круге, который обтянут бархатом.

Своеобразие стиля

Фоном для рисунков на палехских шкатулках выступает черный цвет – он является символом тьмы, из которой рождаются жизнь и краски, придает глубину всей композиции. Внутри изделие всегда красного оттенка. Для палехской росписи характерны также яркие темперные краски и роспись золотом. Изящно прорисованные удлиненные фигуры являются отголоском иконописных традиций. Героями выступают персонажи сказок и былин, а также классических произведений и песен. Шкатулки имеют свои названия, например, «Тройка», «Поход Ермака», «Каменный цветок», «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная».

Как отличить оригинал от подделки?

Расписные шкатулки из Палеха являются прекрасным украшением интерьера и уникальным подарком. Но чтобы не приобрести подделку, при покупке следует обращать внимание на следующие детали.

  • Оригинальные палехские шкатулки обычно черного цвета снаружи (иногда могут быть окрашены в зеленый или синий оттенки) и всегда выкрашены в красный цвет изнутри.
  • Роспись характеризуется многотональной прокраской теней, слегка вытянутым изображением персонажей, точной прорисовкой всех элементов и деталей.
  • Изделия из Палеха отличаются идеальной полировкой снаружи и внутри. Царапины, пятна и вздутия – это признак неоригинальной шкатулки.
  • Крышка коробочки всегда плотно подогнана к основанию – так называемому кузовку.
  • На оригинальной вещи обязательно должна присутствовать позолоченная надпись «Палех», которая располагается всегда в левом нижнем углу, а в правом нижнем углу можно прочитать фамилию мастера.
  • Упакована настоящая палехская шкатулка в жестяную коробочку, у которой внутри имеется слой наклеенной ваты, способной защитить лак и роспись от повреждений.
  • Низкая цена на такое изделие – это всегда показатель того, что перед вами подделка. Палехская миниатюра – очень трудозатратный народный промысел, поэтому такие вещи высоко ценятся и не могут стоить дешево.

Палехские расписные шкатулки – это уникальные произведения искусства, в которые мастер вкладывает свою душу и весь свой многолетний опыт. Шкатулки, изготовленные в палехской технике, известны во всем мире и являются неотъемлемой частью самобытной русской культуры.

Все о шкатулках Палех смотрите в видео.

Павел Баженов. Пластина «На страже границ СССР». 1935 год

Палехская миниатюра известна на весь мир и существует почти сто лет. Но на са-мом деле этой художественной тради-ции несколько веков. Палех стал центром еще в XVII веке; палехская икона до револю-ции была не менее знаме-ни-та, чем палехская шкатулка сегодня, и эти два вида искусства состоят в прямом родстве. В 1924 году, через семь лет после револю-ции, палехские потомствен-ные иконописцы придумали, как применить свое мастерство и сохранить древ-нерусскую художе-ст-венную традицию в новой, атеисти-ческой культуре. Масте-ра Иван Баканов, Иван Вакуров, Иван Голиков, Александр Котухин, Иван Мар-ки-чев и искусствоведы Анатолий Бакушинский и Александр Глазунов создали палехскую Артель древней живописи и пере-несли иконопис-ные стили в лако-вые миниатюры Похожим образом поступили мастера Холуя и Мстёры, но, хотя эти три центра лаковой миниатюры часто ставят в один ряд, каждый из них самобытен. Палех — родоначальник художественного стиля и уникальных автор-ских произведений в миниатюре, монумен-таль-ном искусстве, книжной графике, сцено-графии и украшении фарфора. Холуй и Мстё-ра занимаются исключительно лаковой ми-ниатюрой. Холуй в своих композициях более лаконичен и ориен-тирован на массовое копи-рование с образцов; там был создан жанр миниатюр-ного пейзажа. Мстёра любит реали-стичную живопись, полностью заполняет чер-ный фон и предпочитает теплый золоти-стый или голубовато-серый цвето-вой тон. . Разумеется, советская власть не называла палехских худож-ников наследниками многовековой тради-ции, для нее искусство Палеха стало народным промыслом, а художники — кре-стьянами. Навязанная идеологией «народ-ность» диктовала сюжеты и их вос--приятие: в любом событии, будь то полет в космос или уборка урожая, виделась чудесная сказка. В постсовет-ской мифологии многообразное искус-ство Палеха — это «агитлак», массовое производство изделий с советской сим-во-ликой и тематикой. А на самом деле миниатюры палехской Артели древней живописи писались на веч-ные сюжеты вроде «Жнитвы » или «Поце-луя » и от-правлялись на экспорт. Запад, впервые увидев-ший палехское искус-ство на вы-ставке в Венеции в 1924 году, с тех пор исправно заказывал шкатулки и ждал не агитлака, а аполитичных сюжетов. Революцион-ная же тематика произведе-ний была в основном ситуативной: шка-тулки создавались к все-союз-ным вы-ставкам или как эксклюзивные подар-ки партийному руководству. Напри-мер, одна из самых интересных композиций с совет-ской тематикой — пластина Пластина — интерьерное украшение из папье-маше. Павла Баженова «На страже границ СССР» 1935 года.

Как палехская миниатюра наследует иконописи

Четырехчастная икона со святыми на полях. Палехские письма. Вторая половина XVIII века Дом-музей П. Д. Корина, Москва / palekh.narod.ru

Павел Баженов. Чурило Пленкович. Шкатулка. 1934 год Музей-квартира А. М. Горького, Москва / Wikimedia Commons

Каждый мастер Палехской артели в лаковой миниатюре применял свой люби-мый , отсюда разнообразие нового искусства. В произведе-ниях Ивана Вакурова — явные традиции новгородского стиля XV века. В компо-зициях Ивана Голикова, Александра Котухина и Дмитрия Буторина — строга-новской школы XVII века. В работах Ивана Маркичева, Ивана Баканова можно на-йти традиции фресок Спаса на Нередице, Андрея Рублева, мастеров Костро-мы и Ростова XVII века. Аристарх Дыдыкин идет от традиций школы Симона Ушакова и палехского стиля XVIII века; Иван Зубков — от фряжского письма конца XIX века. Стилистические особенности разных иконописных стилей луч-ше всего видны в изображениях горок, деревьев и архитектуры. А вот изо-бра-жения людей и коней подверглись большей трансфор-мации, потому что авто-ры следовали сюжетам и композиционным задачам XX века.

Михаил Зиновьев, Василий Маркичев. Икона «Минеи с Воскресением и страстями Господними». XIX век Государственный музей палехского искусства

Иван Голиков. Бисерница с росписью «Битва». 1926 год

Размер бисерницы - всего 4 на 5 см.

Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник / palekh.narod.ru

Дореволюционный Палех славился иконами миниатюрной, или, как их на-зывали, мелочной, работы. Это были небольшие молельные иконы на сюжеты миней Минея (от греч. «длящийся месяц») — книга с текстами для церковного или домашнего годового богослужения. , двунадесятых праздников, мелкие житийные иконы, компо-зиции с изображением иконостасов. Особенностью этого типа икон было со-хра--нение чистоты и строгости канона, ювелирная тщательность письма, вир-туозная иконописная техника, но глав-ное — на небольшой поверхности икон-ной доски размещалось множество тонко прописанных композиций или обра-зов. Это умение — одна из основ палехского стиля. Мастера распи-сывали кро-шечные бисерницы и броши, умещая на них былинные сюжеты со множе-ством героев.

Акафист святителю Николаю. Клеймо «Спасение утопающих». Палехские письма. Середина XVIII века

Клеймо - это сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы.

Государственный музей палехского искусства

Иван Зубков. Портсигар c росписью « Из-за острова на стрежень…». 1927 год Государственный музей палехского искусства

Иконография палехских акафистов дала много вариантов изобразительных реше-ний для самых разных пространств и сюжетов: море, горы, здания внутри и снаружи, народ на городской площади, одинокий путник в лесу или пустыне. Художники заимство-вали эти иконографические решения и развивали их коло--ристи-чески и пла-сти-чески для решения новых задач.

Икона «Великомученица Варвара». Палехские письма. Вторая половина XVIII века Государственный музей палехского искусства

Дмитрий Буторин. «У лукоморья дуб зеленый…» Государственный музей палехского искусства

Палехские мелочные иконы отличаются очень сложной композиционной струк-турой со множеством мини-сюжетов в одной иконе и четким центром композиции. Например, этот принцип использует художник Дмитрий Буторин в миниатюре «У лукоморья дуб зеленый…». Он строит композицию по кано-ну: в центре оказывается Пушкин, записы-вающий сказки кота, а все остальные груп-пы персонажей с композиционной точки зрения подчиняются этому центру.

Икона «Всех скорбящих радости». Палехские письма. Первая половина XVIII века Государственный музей палехского искусства

Иван Баканов. Шкатулка с росписью «Палех». 1934 год Государственный музей палехского искусства

Основой палехского лакового искусства стала сложная живописная техника плавей, тоже сохраненная из иконописи. В этой технике прозрачные краски разных тонов наносятся в несколько слоев, каждая плавь отвечает за свой участок рисунка. В иконах таким методом прописывали лики. В результате переходы от темного к светлому незаметны, а резкие белильные движки, завершающие работу над изображением, придают ему динамичности.

Икона «Покров Богоматери». Палехские письма. Середина XIX века Государственный музей палехского искусства

Александр Котухин. Шкатулка с росписью «Сказка о царе Салтане». 1946 год Государственный музей палехского искусства

В палехской иконе живопись органично соединялась с золотыми фонами. Золо-том расписывали пробела одежд Пробел — прием иконописи и палехской жи-вописи, с помощью которого достигается ощу--щение объема фигур; штрихи, написан-ные белилами, золотом или краской в не-сколь-ко слоев. , узорочье решеток, занавесей, риз. Роспись золотом используется и в лаковой миниатюре, решая самые разные декоративные задачи (это еще одно существенное отличие Палеха от других центров лаковой миниатюры — Холуя, Мстёры и Федоскина).

Акафист Спасителю. Икона палехского письма. Конец XVIII века

Государственный музей палехского искусства Палехская миниатюра - вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла в 1923 в поселке Палех Ивановской области на основе иконописного промысла. Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящные удлиненные фигуры.

История

Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII - начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 года иконописный промысел в Палехе прекратил своё существование. 5 декабря 1924 года в Палехе была организована «Артель древней живописи» по росписи изделий из папье-маше. Её учредителями стали И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.В. Котухин, В.В. Котухин, И.В. Маркичев, И.И. Зубков, А.И. Зубков. В результате долгих творческих поисков бывшие иконописцы явили миру расцвеченные радугой красок и золотым узорочьем виртуозные композиции на шкатулках из папье-маше. Палешане не отказались от привычной техники письма яичными красками с применением творёного золота. В образном решении новых произведений они по-прежнему использовали средневековые приёмы стилизации, условность форм. Самыми популярными и наиболее удачно решавшимися композициями первых лет существования палехской миниатюры стали «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки». В этих произведениях не было ни развитого сюжета, ни яркого образа, лишь сильно выраженное орнаментальное начало. Непосредственность, искренность и поэтичность придавали обаяние и теплоту первым работам палешан.

Одним из самых ярких и талантливых художников Палеха был Иван Иванович Голиков. Его называли мастером коня, битвы и тройки. Сказочные кони с хрупкими ногами в миниатюрах Голикова расцвечены всеми цветами радуги, а «битвы» и «охоты» – проявление неукротимой фантазии палехского художника. Голиковские «тройки» динамичны, порывисты, но иногда величавы и торжественны. К этому мотиву И.И.Голиков обращался многократно, рисуя зимние и летние тройки на самых разных предметах: брошах, пудреницах, портсигарах, подносах.

И.М. Баканов считался в Палехе лучшим знатоком иконописных традиций. Он безупречно владел оригинальной техникой наложения красочных слоёв. Благодаря просвечиванию нижних слоёв краски сквозь тонкие, прозрачные верхние слои, создаётся эффект внутреннего свечения живописи, эффект перелива одного тона в другой. Баканов создал много замечательных работ, ставших классикой палехского искусства. Он обращался к песенным темам («Степан Разин», «По улице мостовой»), воспевал образ родного Палеха. Лучшие его работы написаны на темы пушкинских произведений - «Сказка о Золотом петушке», «С порога хижины моей», «Бахчисарайский фонтан».

Иван Иванович Зубков был тонким ценителем родной сельской природы. В его миниатюрах нет развитого действия, художник как бы созерцает природу. Фигуры имеют плавные, несколько замедленные ритмы движения, что даёт ощущение тишины и покоя. Художественное мышление И.И. Зубкова было живописно-пластическим, а не орнаментально- декоративным. Художник строит красочную гамму на тонких тональных отношениях, на нежных переходах одного цвета в другой. Таковы его миниатюры «Парочка», «У речки», «Пейзаж».

Ранние романтические произведения А.М. Горького, построенные на песенном ритме, близки и созвучны стилистике палехской миниатюры. Иллюстрируя их, палешане практически не знали неудач. В числе лучших работ – шкатулка И.П. Вакурова «Буревестник». Красный силуэт рабочего с молотом словно вырастает из каменной глыбы. «Мне хотелось, чтоб этот человек был похож на рабочего и на писателя, и на строителя, и чтоб он мог мудро управлять государством» - так объяснял свой замысел И.П. Вакуров в книге Е. Вихрева «Палешане». В этой миниатюре, как и в других драматических композициях Вакурова большое значение имеет чёрный фон. Художник оставляет большие плоскости фона незаписанными, связывая их с напряжённо звучащими цветовыми пятнами.

Одним из самых оригинальных палехских художников является Аристарх Александрович Дыдыкин. В своих композициях он умело сочетал древние иконописные мотивы и новые приёмы, освоенные в процессе работы над миниатюрой. Для произведений этого мастера характерна особая трактовка пейзажа, обильное наложение золота в орнаменте и пробелах. Лучшие миниатюры А.А. Дыдыкина: «Уж ты, Ваня, разудала голова», «Демьянова уха», «Раскрепощение женщины», «Волга русская река» - находятся в коллекции ГМПИ. Миниатюра «Уж ты, Ваня, разудала голова» написана на тему старинной русской песни. В центре композиции плачущая девушка, провожающая в город своего жениха. Её поникшей от горя фигуре вторят склонившие свои кроны деревья и мягко очерченные горки, передающие плавность, напевность русской мелодии.

В искусстве палехской лаковой миниатюры как самостоятельный жанр развивается портрет. Его основоположниками стали бывшие иконописцы-личники: Правдин Н.А., Паликин И.Ф, Серебряков И.Г. Портретные изображения создаются на различных предметах из папье-маше: пластинах, шкатулках, брошах, портсигарах. Палехские художники пишут портреты государственных деятелей, исторических лиц и своих современников.

В середине XX столетия в искусстве Палеха усилились реалистические тенденции, выраженные стремлением многих художников к внешнему правдоподобию в раскрытии сюжета и отдельных образов. Для многих композиций тех лет характерна парадность, излишняя монументальность и украшательство.

Следующие поколения миниатюристов стремились к возрождению традиций, созданных основоположниками палехской миниатюры. Искусство лаковой миниатюры не исчерпало себя, у него огромный потенциал.

Палехские художники проявляют своё дарование во многих видах изобразительного искусства: монументальной живописи, книжной графике, театральной декорации.

В настоящее время в Палехе живёт и работает более 600 художников, каждый десятый житель Палеха – выпускник Палехского художественного училища им. А.М. Горького. Они работают в различных творческих коллективах: кооперативе «Объединение художников Палеха», АО «Товарищество Палех», ООО «Художники Палеха», иконописных и иконостасных мастерских.

Портсигар "Битва", 1930 г.
Голиков Иван Иванович 1886 г. - 1937 г.
Дерево, темпера, золото, серебро, лак. 16,2 х 24,7 х 3,2



Шкатулка "Сказка о золотом петушке", 1934 г.

Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,7 x 26,9 x 4,5



Тарелка "И за борт ее бросает...", 1929 г.
Баканов Иван Михайлович 1870 г. - 1936 г.
Фарфор, керамические краски. 22,7 х 35



Шкатулка "Журавль и цапля" Шкатулка, 1941 г.
Баженов Павел Дмитриевич 1904 г. - 1941 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 9 х 17 х 4,5



Тарелка "Расцветай, земля колхозная", 1955 г.
Ковалев Алексей Викторович 1915 г. - 2000 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. D - 32. h - 2,5



Крышка ларца "Слово о полку Игореве", 1956 г.
Котухина Анна Александровна 1915 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 11,5 х 19



Пластина "Палех"
Чикурин Александр Васильевич 1875 г. – 1965 г.
Папье-маше. темпера, золото.



Шкатулка "Чичиков у Коробочки", 1936 г.
Салабанов Василий Михайлович 1902 г. - 1941 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,6 х 26,7 х 4,4



Шкатулка "Чапаев", 1955 г.
Зайцев Александр Васильевич 1918 г. - 2001 г.
Папье-маше, темпера, золото, алюминий, лак. 6,2 х 8 х 4



Ларец "Сказка об Иване-царевиче и сером волке", 1984 г.
Булдаков Валерий Васильевич 1951 г.р.



Ларец "Свадьба", Ларец 1994 г.
Лопатина Нина Павловна 1948 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 9,5 х 14,5 х 9,5



Тарелка "Песня", 1979 г.
Ходов Валентин Михайлович 1942 г. - 1988 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. D - 26, h - 2,5



Шкатулка "Фауст", 1957 г.
Голиков Н.И.
Папье-маше, темпера, золото, лак.



Тарелка "Всадник на белом коне", 1984 г.
Ермолаев Борис Михайлович 1934 г. - 2001 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. D - 23,5, h - 2,5



Шкатулка "Русский лен", 1974 г.
Кукулиева Калерия Васильевна 1937 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,7 х 26 х 8



Шкатулка "Настя" 1993 г. - 1994 г.
Шаницына Екатерина Федоровна 1947 г. р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 9,5 х 12 х 3



Шкатулка "Купец Калашников", 1972 г.
Морокин Вячеслав Федорович 1945 г. р.



Шкатулка "Зима" 1993 г.
Иванова А.Н.



Шкатулка "Бой Челубея с Пересветом", 1945 г.
Чалунин Павел Федорович 1918 г. - 1980 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 18 х 23 х 7



Шкатулка "Сказка о золотом петушке", 1992 г.
Кочетов Геннадий Николаевич 1941 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 20 х 26,5 х 5,5



Портсигар "Гвидон", 1999 г.
Любимов Глеб Васильевич 1945 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 12,5 х 10 х 2,5

Палех - древнее поселение на Владимиро-Суздальской земле, первые упоминания о котором восходят к началу XII века. Слава Палеха началась с иконописания, когда к середине XVIII века в промысле сформировался самостоятельный палехский стиль в иконописании. Палехские иконы этого времени причислены к золотому фонду русской иконописи.

, Copyright

Традиционное мастерство древней иконописи Палеха соединилось с искусством бытового предмета, образовав новый вид декоративного творчества - палехская лаковая миниатюра. Богатый опыт иконописи с её линейностью и узорностью претворился в декоративно - прикладное искусство.


Кооператив «Объединение художников Палеха» , Copyright

В 1989 г., после ликвидации единственной организации художников в Палехе Палехских художественно-производственных мастерских, по решению Совета трудового коллектива, был организован кооператив «Объединение художников Палеха», в который вошли большинство художников, подсобных рабочих и инженерного персонала.


Кооператив «Объединение художников Палеха» , Copyright

Начав свою деятельность практически с нуля, кооператив стал ведущим предприятием промысла. Сегодня в объединении работают мастера по изготовлению традиционного полуфабриката из папье-маше и около 120-ти художников лаковой миниатюры, среди которых немало членов «Союза художников России».


Кооператив «Объединение художников Палеха» , Copyright

В коллективе сложилось много семейных династий потомственных художников, таких как Кукулиевы, Кочупаловы, Парамоновы, Куркины, Петровы, Сивяковы, Кривцовы, Лебедевы, Федотовы, Бокаревы, Жиряковы и другие. Ведущие мастера - постоянные участники выставок. Возглавляет объединение сегодня потомственный художник Парамонов Виктор Владимирович.

Объединение на сегодня - единственное предприятие в Палехе, где полностью сохранена уникальная традиционная технология производства папье-маше. Абсолютно все изделия объединения являются авторскими, на каждом из них золотом обозначена фамилия художника.

Все работы предприятия проходят оценку Художественного совета, защищены торговым знаком и имеют сертификат качества, что позволяет отличить их от всевозможных подделок и другой недоброкачественной продукции. Перечень образцов изделий зарегистрирован в министерстве промышленности, науки и технологий Российской Федерации 20 декабря 2001 года за №147.

Веяние времени не обошло стороной художников Палеха. Мастера лаковой миниатюры из «Объединения художников Палеха» вновь занялись написанием икон. Сегодня «ОХП» готово принимать заказы на изготовление не только изделий лаковой миниатюры, но и на написание различных икон с любыми сюжетами.

Изделия

«Объединение художников Палеха» выпускает широкий ассортимент изделий папье-маше с большим разнообразием форм: шкатулки, очешники, портсигары, пудреницы, ларцы, письменные приборы, панно, тарелки и многое другое. Изделия отличает строгая красота пропорций, соответствие формы материалу.

Фотогалерея




Контакты

Название : Производственный кооператив «Объединение художников Палеха»
Руководитель : Виктор Владимирович Парамонов
Адрес : Ивановская область, Палех, ул. Ленина 23
Тел : +7 (49334) 2–20–76
Эл. почта : [email protected]

Технология производства

Технология изготовления шкатулок из папье-маше пришла в Палех из Федоскино, где с XVIII века существовал промысел миниатюрной росписи масляными красками на основе реалистической живописи. С тех пор эта технология принципиально не изменилась.

Процесс изготовления собственно папье-маше и изделий из него очень длительный и трудоёмкий, включающий в себя несколько этапов.

Нарезанные по определенным размерам листы картона склеиваются мучным клейстером в многослойные пластины, либо навиваются на специальные болванки и спрессовываются, образуя трубки различных форм и размеров. После сушки эти пластины и трубки пропитываются горячим льняным маслом и подвергаются термической обработке по определенному режиму в течение не менее 20 дней. Вся работа выполняется вручную.

Из готовых трубок и пластин мастера изготавливают непосредственно сами изделия, именуемые «бельём». Используются все приемы столярных работ применительно к папье-маше. Это самый трудоемкий процесс, требующий от исполнителя высочайшего мастерства, точности и опыта работы с этим материалом. На данном этапе применяется оборудование: шкуровальный станок, фрезерный и пропиловочный станки, однако 90% работ - ручной труд.

Следующий этап - заготовка. Изделия промасливают, грунтуют, шпаклюют, покрывают снаружи черным лаком, внутри - красной эмалью, отлачивают. После каждой операции - сушка в печи в течение суток. Вся работа выполняется вручную.

Технология темперной миниатюрной живописи полностью перенята у бывших иконописцев и не изменялась в течение всего существования промысла. Используются те же материалы: яичная темпера и твореное сусальное золото. Художник самостоятельно выбирает тему будущего произведения и подходящий полуфабрикат.

На отпемзованную шкатулку наносится рисунок будущей работы, делается белильная подготовка, роскрыш в цвете, прорись. Живопись покрывается лаком и просушивается, а затем по лаку наносится роспись твореным сусальным золотом. Золото полируется и вновь закрепляется лаком.

В отличие от родственных промыслов (Холуй, Мстера) в Палехе не пишут копий. Широко используется метод творческого варьирования в рамках традиций палехского искусства, художник в рамках одной и той же темы в сочетании с разнообразием полуфабриката создает неповторимые уникальные произведения.

Каждое расписанное изделие проходит экспертную оценку художественного совета предприятия на соответствие традициям, канону, технике исполнения и определения художественного достоинства.

Изделие, одобренное художественным советом, передается для окончательной доводки.

Его поверхность укрывается 6-ю слоями лака, зачищается, оттирается и шлифуется на специальных кругах, а затем полируется вручную. Окончательная полировка производится непосредственно ладонью руки, что дает основание считать эту работу поистине уникальной.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...