Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Мнение фамусова. Фамусов: отношение к службе. Грибоедов, "Горе от ума". Описание внешности и характера Фамусова

Московский дворянин средней руки. Служит управляющим в неназванном казённом месте. Был женат, но жена умерла вскоре после родов, оставив супругу единственную дочь Софью.

Сам себя характеризует следующим образом:

Однако окружающие несколько иначе представляют себе Фамусова. Дочь Софья так отзывается о родителе: «Брюзглив, неугомонен, скор». Да и его навязчивые домогательства Лизы свидетельствуют о том, насколько «монашеским» является его поведение.

Принят в обществе, мнением которого весьма дорожит.

Воспитанием дочери практически не занимался, удовольствовавшись тем, что оплачивал няньку-француженку. И теперь, когда дочь выросла и речь заходит о возможном замужестве, весьма недоволен тем, какой груз ответственности внезапно ложится на его плечи:

В доме Фамусова проживают сам Павел Афанасьевич, его дочь Софья со служанкой Лизой, секретарь Алексей Молчалин и множество слуг. Именно этот дом является местом действия всей комедии, его обстановка также играет немаловажную роль.

Фамусов человек не злой. Именно благодаря его покровительству в доме оказывается Молчалин, впрочем не забывает он при случае и напомнить последнему о том, кого следует благодарить:

Несмотря на то, что, как и подобает дворянину , он находится на государственной службе, работу выполняет лишь по обязанности, нисколько не интересуясь её смыслом. Лучше всего его отношение к своим должностным обязанностям характеризуют его же собственные слова:

Служба для Фамусова является не полезной деятельностью, не средством заработка и даже не службой отечеству - служба просто является непременным атрибутом дворянина. И чин в табели о рангах прямо указывает на ту степень уважения, которую проявляет Фамусов к человеку:

Действие

Внезапное появление в доме Чацкого выбивает Фамусова из колеи. Павел Афанасьевич опасается, что в его размеренную и упорядоченную жизнь «франт-приятель» Чацкий способен внести ненужную суеты и оживление. Для успокоения самого себя Фамусов занимается традиционным, ставшим уже ритуалом занятием: составлением календаря.

Это наглядно показывает всю распланированность жизни Фамусова: он строит планы не только на известные события, но и ещё на только ожидаемые:

Этот же календарь демонстрирует всем всю глубину повседневных интересов Фамусова: «Во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «Я должен у вдовы, у докторши, крестить» - еда, смерть, рождение, причём еда стоит на первом месте.

Как и для других персонажей комедии современники Грибоедова искали для Павла Фамусова реальный прототип, но как и другие персонажи Фамусов - собирательный образ. Для создания единственного образа, охватывающего все «средние» взгляды дворянского общества Грибоедов даже убрал из комедии роль его жены, которая присутствовала в первоначальных замыслах. Именно Павел Фамусов (фамилия героя тоже говорящая: (лат. fama - молва, слух, общественное мнение) - олицетворение всего того общества, против которого выступает Чацкий. Фамусов не так ограничен, как Скалозуб, не так многоличен как Молчалин, не так одиозен, как гости на устроенном им вечере. Он обладает собственной точкой зрения на происходящие в обществе процессы и он последовательно стоит на её защите.

Фамусов - как и подобает представителю «века минувшего», убеждённый крепостник, готовый даже за незначительные прегрешения сослать в Сибирь «на поселенье» своих крепостных. Фамусов - яростный ненавистник просвещения, считая что ученье и учёность несут смуту и безумие в его устоявшийся мир.

Павел Фамусов уже не молод, и несмотря на всю свою разумность, просто не успевает за происходящими в жизни переменами. Об этом свидетельствуют все его неудачные попытки разобраться в интригах и чувствах молодёжи: сначала его запутывает Софья своими загадочными снами, затем смущает и пугает речами Чацкий. Даже Молчалину не стоит трудов обвести Фамусова вокруг пальца. Павел Афанасьевич решительно ничего не может противопоставить тому новому, что олицетворяет собой Чацкий, кроме опыта предыдущих поколений, а именно этот опыт Чацкий и отвергает.

Единственным средством защиты от «окаянного волтерьянца» оказывает притворная глухота. Фамусов делает вид, что просто не слышит Чацкого: «Не слушаю! под суд! под суд!». Ему даже не приходит в голову применить против Чацкого его же собственные приёмы: насмешку и иронию, он полагает, что подобные методы не к лицу дворянину. Однако же, как только он узнаёт, что появились слухи о сумасшествии Чацкого, он одним из первых их горячо поддерживает:

Даже в этой ситуации проявляется степень влияния общественного мнения на действия Фамусова. Он не может первым начать высмеивать Чацкого, но как только он видит, что мнение почтенного общества уже изменило в отношении Чацкого рамки приличия, то он всеми силами стремится не отстать от сложившейся ситуации. Те слова, которые он совсем недавно из боязни «не слышал», притворяясь глухим, он моментально вспоминает и ставит Чацкому в упрёк:

И всё же, несмотря на все усилия Фамусова, Чацкому удаётся сломать привычный образ жизни последнего. Раздрай в семье, потеря уважения общества: «Ах! Боже мой! что станет говорить\\Княгиня Марья Алексевна!»

Критика

Литературная критика обычно не разделяет образ Павла Фамусова с тем обществом. которое он представляет. Появился даже специалный термин: «фамусовщина».

Исполнители роли

Колоритный, тщательно прорисованный образ Павла Фамусова привлекал внимание многих великих актёров. Его роль на сцене российских театров исполняли: Щепкин, Михаил Семёнович (1831), Самарин, Иван Васильевич (1864), Ленский, Александр Павлович (1887), Давыдов, Владимир Николаевич (1886), Станиславский, Константин Сергеевич (1906, 1914), Ильинский, Игорь Владимирович (1963), Царёв, Михаил Иванович (1963), Полицеймако, Виталий Павлович (1962), Папанов, Анатолий Дмитриевич (1975).

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Фамилии
  • Фан-дер-Флит, Пётр

Смотреть что такое "Фамусов" в других словарях:

    ФАМУСОВ - герой комедии А.С.Грибоедо 421 ва «Горе от ума» (1824). Фамилию Павла Афанасьевича Ф. производят от лат. fama молва, слух, общественное мнение. В фамусовском доме происходит действие комедии, и сам этот дом приобретает в сюжете важное значение.… … Литературные герои

    Фамусов - персонаж комедии А. С. Грибоедова Горе от ума (1824), патриархальный барин, безразличный к делу важный чиновник, исповедующий принцип личной выгоды человек, робеющий перед мнением света, консерватор. Его имя используется как нарицательное … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Фамусов, Павел Афанасьевич ("Горе от ума") - Смотри также Слуга Беневольского. Получает от барина всего сорок рублей на месяц. Любит умничать и недоволен грамотеями: им не давай ни пить, ни есть, дай перо да бумаги и сытехоньки и горя половина. Не прочь поравняться с господами; по его… … Словарь литературных типов

    Павел Афанасьевич Фамусов - … Википедия

    Павел Фамусов - Константин Станиславский в роли Фамусова Павел Афанасьевич Фамусов один из ключевых персонажей стихотворной комедии Александра Грибоедова «Горе от ума». Содержание 1 Персонаж 2 Действие … Википедия

Характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» помогает раскрыть мировоззрение «века минувшего». Александр Сергеевич Грибоедов демонстрирует образ приверженца старых принципов, который ценит богатства и положение в обществе.

Краткие сведения

Павел Афанасьевич Фамусов - управляющий в казенном месте. Он является вдовцом, который занимается воспитанием единственной дочери Софьи. Именно с помощью образа дочери дается яркая и точная характеристика персонажа: «Брюзглив, неугомонен, скор».

В комедии А. С. Грибоедова данный персонаж занимает важное место в системе образов. Фамусов является представителем «века минувшего», вступающего в острый конфликт с «веком нынешним», представителем которого является Чацкий. Главный герой отзывается о характере Фамусова так: «Низкопоклонник и делец».

Для понимания сути противоречий поколений важна цитатная характеристика образа.

Мировоззрение

Фамусов занимается воспитанием своей дочери самостоятельно. Он придерживается следующего мнения: «Не надобно иного образца, Когда в глазах пример отца».

Фамусов - ярый противник образования. Он говорит следующие выражения: «Ученье - вот чума», «Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь», «И в чтеньи прок-от не велик».

Данная характеристика с цитатами позволяет говорить о том, что Софья воспитывается так, что оказывается отгорожена от книг и «ученья».

Отношение к людям

Фамусов ценит только богатства и положение человека в обществе. Он уважает лишь тех, кто смог чего-то добиться в своей жизни, неважно каким путем. Своей дочери Софье Фамусов ищет жениха богатого, чтобы обеспечить дочь и поправить собственное материальное положение. Бедных людей Фамусов не ценит, он считает, что Софья должна выйти замуж только за богатого мужчину. Герой говорит своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара!».

Несмотря на свои принципы, касающиеся деления всех людей на бедных и богатых, Фамусов заигрывает со служанкой Лизой, понимая, что ничего серьезного он дать ей не может. Герой «жмется» к служанке только тогда, когда их никто не видит. Это говорит о том, что внутренние намерения Фамусова скрыты внешностью интеллигентного человека.

Представитель «века минувшего» часто бывает сердитым, он ругается на своих слуг, обзывая их различными ругательствами. Однако представителей высшего света Фамусов уважает, постоянно приглашает в свой дом. Не зря все действие комедии происходит в доме Фамусова. Герой боится общественного мнения: ему страшно от мысли о том, что окружающие люди могут подумать о нем что-либо плохое.

Герой не гнушается льстить людям высокого положения. Он ценит чины и угождает всем тем, кто их имеет. Фамусов уважает всех людей, которые стремятся к получению лучшего статуса в обществе, и презирает тех, кто оставляет службу ради спокойной жизни. Поэтому так ярок конфликт между Фамусовым и Чацким, который не похож на то общество, в котором прошла вся жизнь представителя «века минувшего».

Однако не стоит оценивать образ Фамусова только негативно. У персонажа есть и положительные качества: он безумно любит свою дочь и готов ради нее на все. Отцовские качества проявляются у Фамусова не только в отношении к собственной дочери, но и в отношении к Чацкому. Когда у главного героя умер отец, он оказался на воспитании у Фамусова, что говорит о доброте героя и его уважении к умершему другу, у которого остался сын.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Фамусов», рассмотрит характеристику главного представителя «века минувшего» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», его мировоззрение и отношение к людям.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».

Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

Н.И.Громов, Н.А.Спицына, В.И.Коровин, Н.К.Семёнова
«Русская литература»
Учебник для 9 класса средней школы

Чацкий и Фамусов. Чацкий близок людям декабристского склада, Фамусов - главный его противник, защитник самодер­жавно-крепостнических порядков. Уже из 1 действия комедии становится ясно, насколько это разные люди. Фамусов высказы­вает свое мнение о книгах, о службе. Из разговора Софьи с Ли­зой мы узнаем, что Фамусов, «как все московские», ценит в лю­дях лишь чины и богатство, да и сам он говорит Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». Все это уже создает определенное пред­ставление о Фамусове.

Совсем иным предстает перед нами в I действии Чацкий. Ис­кренний, оживленный свиданием с любимой девушкой, остро­умный, он посмеивается над Фамусовым, остро вышучивает московских дворян фамусовского круга, их жизнь и времяпре­провождение.

Так намечается почва для идейного конфликта между Фаму­совым и Чацким, который и наступает во II действии. В их споре проявляется несогласие решительно по всем вопросам.

Фамусов пытается поучать Чацкого: «Именьем, брат, не управляй оплошно, А главное, поди-тка послужи». Он подкреп­ляет свои поучения ссылкой на придворные порядки екатери­нинских времен, когда его дядя Максим Петрович лестью и низ­копоклонством снискал расположение императрицы, и убеждает Чацкого служить, «на старших глядя». «Служить бы рад, при­служиваться тошно»,- отвечает Чацкий на это предложение. Он презирает людей, готовых «У покровителей зевать на потолок, Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подртавить стул, поднять платок». Он считает, что нужно служить «делу, а не лицам», и одобряет тех молодых людей, которые «не торопятся вписаться в полк шутов». Чацкий защищает право человека сво­бодно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творче­ским, высоким и прекрасным». В ответ на это Фамусов объя­вляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей, и угрожает ему судом.

Защитник самодержавно-крепостнического строя, Фамусов восхищается старыми порядками, верностью родовитых москви­чей дворянским традициям, старым устоям жизни. Этот богатый барин боится таких людей, как Чацкий, потому что они пося­гают на тот строй жизни, который является основой его благопо­лучия.

Фамусов - крепостник, считающий вполне законным право помещика распоряжаться людьми так, как ему угодно: наказы­вать, продавать, ссылать в Сибирь, на каторгу или поселение. Он не признает в крепостных людях человеческого достоинства. На­против, Чацкий высказывает уважение к простым людям, назы­вает русский народ «умным, бодрым». Против таких крепостни­ков, как Фамусов, и направляет Чацкий свой удар в знаменитом монологе «А судьи кто?..». Гневно обрушивается он на извест­ного в Москве помещика-театрала, на «Нестора (главаря) него­дяев знатных», который выменял на борзых собак преданных ему слуг, не раз спасавших его жизнь и честь. Он возмущается тем, что «отечества отцами» в обществе признаны жестокие кре­постники, порабощающие народ. Эти люди «сужденья черпают из забытых газет», они укрывают расшитым мундиром свое сла­бодушие и рассудка нищету.

Когда гости Фамусова «всем хором» объявляют Чацкого су­масшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал это от­крытие, и обосновывает свое суждение:

Попробуй о властях - и нивесть что наскажет!

Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,

Хоть пред монаршиим лицом,

Так назовет он подлецом!

Причину сумасшествия Чацкого Фамусов видит в науке, в про­свещении:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Различие во взглядах, культуре, морали ярко проявляется в речи Чацкого и Фамусова. Чацкий - человек образованный; речь его литературна, логична, богата интонациями, образна; в ней отражается глубина его чувств и мыслей. Чацкий - мастер афоризмов, едких эпиграмм. Так, в споре с Фамусовым (II дейст­вие) поражают точные, меткие, беспощадные характеристики, которыми он наделяет московских богачей. Ненависть и глубо­кое негодование Чацкого придают особую силу его сарказму . В обличительных монологах («А судьи кто?..» и др.) Чацкий под­нимается до высокого гражданского пафоса. Слово Чацкого - разящее оружие; обличительный пафос его речи отвечает су­ществу его прямой и страстной натуры.

Речь Фамусова - это речь человека не очень образованного, но неглупого, хитрого, властного барина, привыкшего считать себя непогрешимым. Он спорит с Чацким, отстаивает свои взгляды, порой проявляя и остроумие. В разговоре со Скалозу­бом гон его речи меняется: появляются вкрадчивость, подобо­страстие, в словах - ласкательные суффиксы («отдушничек», «в петличке орденок»). Он даже начинает прибавлять услужливое «-с»: «Сергей Сергеич, к нам сюда-с». Со слугами Фамусов гово­рит ворчливо и грубо, ругает их ослами, чурбанами, называет не иначе, как Петрушками, Фильками, Фомками, не считаясь с воз­растом человека..

Так Грибоедов противопоставляет «век нынешний» «веку минувшему».

Сарказм - едкая, язвительная насмешка.

«Он жил средь тупости холодной,
Вокруг него царила мгла
С той мглой боролся мыслью он свободной,
Изведав горе от ума
»,

Так сказал Е.Н. Опочинин о А.С. Грибоедове, талантливейшем человеке того времени. Комедия «Горе от ума» - главный труд поэта. В ней он отразил идейную борьбу внутри дворянского класса, подверг острой критике основные недостатки государей военного организма в России. Грибоедов разделял взгляды декабристов, но сам декабристом не был, так как не верил, что «сто прапорщиков могут изменить государственный строй России». Свои взгляды автор выразил в речах основного героя комедии - Чацкого.

Кто такой Чацкий? Это молодой дворянин, передовой человек своего времени. Он образован, умён. За границу он ездил для своего образования, «ума искать» - по выражению Софьи. «Он славно пишет, переводит», язык его образный и острый. Такие, как Чацкий, объединялись в тайные общества, получившие впоследствии название «декабристов». Чем же не доволен Чацкий? Что он критикует?

Прежде всего, отсталость русского дворянства. И когда Фамусов, а за ним и Скалозуб, восхищаются Москвой, преображённой после пожара 1812 года, Чацкий говорит: «Дома новы, а предрассудки стары».

Тузы светского общества не имеют привычки читать, не интересуются политическими новостями:

«Сужденья черпают из забытых газет

Времён Очаковских и покоренья Крыма»;

Чацкий любит Россию и русский народ, поэтому не только критикует, но и глубоко страдает. Его возмущает крепостное право, жестокость помещиков в обращении с крепостными крестьянами, рассказывает о Несторе - непревзойдённом мерзавце, променявшем верных ему людей, которые неоднократно спасали ему честь и даже жизнь, на борзых собак. А помещик-театрал, отбирающий у крестьянок способных детей, благодетельно обучил их театральному делу, а потом, проигравшись в карты, распродал своих актёров по одиночке. Критикует Чацкий низкопоклонство, подхалимство, поэтому так не любит Молчалина. Этот молодой дворянин с помощью подхалимажа добьётся высоких чинов, нужного места. Молчалин советует Чацкому бросить съездить на поклон Татьяне Юрьевне, так как она может способствовать повышению в чине. Чацкий отвечает: «Я езжу к женщинам, но только не за этим».

Его возмущает слепое отношение дворян к Западу. Они старались одеваться на французский манер, разговаривали только на французском языке, а родного языка толком не знали.

Противоположное лицо Чацкому - Фамусов. Он защищает всё старое, отжившее, считает, сто образование вообще не нужно, всё зло от него. Этот человек смеётся над тем, что дворяне набирают для своих детей целые полки учителей: «Числом поболее ценою подешевле». А сам для Софьи набирает мадам и французских учителей, чтобы не отстать от моды.

Фамусов богатый московский барин, занимающий высокий государственный пост. Он боится нового, потому что у него могут отобрать чин и звание, Чацкого называет карбонарием. Будь его воля, он бы и на выстрел его не подпустил к столице.

В пример Чацкому ставит он Максима Петровича, который добился своего чина благодаря подхалимству. Выше всего ставит дворян, у которых больше количество крепостных душ:

«Будь плохонький, да если наберётся

Душ тысячи две родовых, тот и жених» - говорит он дочери. И лучшая партия для неё Скалозуб, ведь он «межит в генералы».

Фамусов защищает право жить за счёт других. В его обществе нет места таким, как Чацкий, и ради шутки брошенная Софьей реплика, что это сумасшедший, мгновенно воспринимается фамусовским обществом, и они весело в один голос называют его сумасшедшим.

Умный и добропорядочный Чацкий трагически обречён, так как одинок, но, по мнению Гончарова, автора статьи «Миллион терзаний», и один в поле воин, особенно такой, как Чацкий. И речи его не бесследны, потому что всколыхнули застывший муравейник, заставили о себе говорить. Но сам он страдает, из-за своего ума он терпит «миллион терзаний», а ведь он достоин уважения за его ум, остроумие, любовь к Родине.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...