Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Особенности реалистической манеры бальзака. Французский реализм ХIХ века в творчестве Оноре Бальзака Основные особенности французского реализма бальзаковского периода

Оноре́ де Бальза́к (фр. Honoré de Balzac [ɔnɔʁe də balˈzak]; 20 мая 1799, Тур - 18 августа 1850, Париж) - французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе.

Крупнейшее произведение Бальзака - серия романов и повестей «Человеческая комедия», рисующая картину жизни современного писателю французского общества. Творчество Бальзака пользовалось большой популярностью в Европе и ещё при жизни принесло ему репутацию одного из величайших прозаиков XIX века. Произведения Бальзака повлияли на прозу Диккенса, Достоевского, Золя, Фолкнера и других.

Отец Бальзака разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Не имеет никакого родственного отношения к французскому писателю Жану-Луи Гез де Бальзаку (1597-1654). Отец Оноре изменил фамилию и стал Бальзаком, а позднее купил себе частицу «де». Мать была дочерью парижского торговца.

Отец готовил сына к адвокатской деятельности. В 1807-1813 годах Бальзак учился в Вандомском колледже, в 1816-1819 - в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; однако он отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе. Родители мало занимались сыном. В Вандомский коллеж он был помещён против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учёбы ему многократно приходилось бывать в карцере. В четвёртом классе Оноре начал смиряться со школьной жизнью, но насмешек над учителями не прекратил... В 14 лет он заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства коллежа. Пять лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но вскоре после переезда семьи в Париж в 1816 году выздоровел.

После 1823 года напечатал несколько романов под различными псевдонимами в духе «неистового романтизма». Бальзак стремился следовать литературной моде, и позднее сам он называл эти литературные опыты «сущим литературным свинством» и предпочитал не вспоминать о них. В 1825-1828 попытался заняться издательской деятельностью, но потерпел неудачу.

Бальзак написал очень много. Одна лишь "Человеческая комедия" содержит свыше девяноста произведений. Это настоящая энциклопедия буржуазного общества, целый мир, созданный воображением художника по образу и подобию мира действительного. У Бальзака есть своя общественная иерархия: дворянские и буржуазные династии, министры и генералы, банкиры и преступники, нотариусы и прокуроры, попы и кокотки всех рангов, великие писатели и литературные шакалы, баррикадные бойцы и служители полиции. В "Человеческой комедии" около двух тысяч действующих лиц, многие из них переходят из романа в роман, постоянно возвращаясь в поле зрения читателя. Но, несмотря на такое разнообразие действующих лиц и положений, тема произведений Бальзака всегда одна и та же. Он изображает трагедию человеческой личности под гнетом неумолимых антагонистических законов буржуазного общества. Эта тема и соответствующий ей способ изображения есть самостоятельное открытие Бальзака, его действительный шаг вперед в художественном развитии человечества. Он понимал оригинальность своей литературной позиции. В предисловии к сборнику своих произведений 1838 года Бальзак излагает ее следующим образом: "Автор ждет других упреков, среди них будет и упрек в безнравственности; но он уже точно разъяснил, что одержим навязчивой идеей описать общество целиком, таким, как оно есть: с его добродетельными, почетными, великими, постыдными сторонами, с путаницей его смешанных сословий, с неразберихой принципов, с его новыми потребностями и старыми противоречиями… Он подумал, что не оставалось больше ничего удивительного, кроме описания великой социальной болезни, а она могла быть описана только вместе с обществом, так как больной - это сама болезнь"

Реализм и «Человеческая комедия» Бальзака. Особенности художественной манеры писателя. «Человеческая комедия» - цикл сочинений французского писателя Оноре де Бальзака, составленный им самим из его 137 произведений и включающее романы с реальными, фантастическими и философскими сюжетами, изображающими французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848). Французский писатель Оноре де Бальзак (1799 - 1850) - крупнейший представитель критического реализма (принято считать, что критический реализм вскрывает обусловленность обстоятельств жизни человека и его психологии социальной средой (романы О. Бальзака, Дж. Элиот) в западноевропейской литературе. "Человеческая комедия", которая по замыслу гениального писателя должна была стать такой же энциклопедией жизни, какой была "Божественная комедия" Данте для его времени, объединяет около ста произведении. Бальзак стремился запечатлеть "всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни". "Человеческою комедию" открывает философский роман "Шагреневая кожа", который явился как бы прелюдией к ней. "Шагреневая кожа" - отправное начало моего дела", - писал Бальзак. за аллегориями философского романа Бальзака скрывалось глубокое реалистическое обобщение. Поиски художественного обобщения, синтеза, определяют не только содержание, но и композицию произведений Бальзака. Многие из них построены на развитии двух равных по своему значению сюжетов, В денежных отношениях Бальзак видел "нерв жизни" своего времени, "духовную сущность всего нынешнего общества". Новое божество, фетиш, кумир - деньги коверкали человеческие жизни, отнимали детей у родителей, жен у мужей... За отдельными эпизодами повести "Гобсек" стоят все эти проблемы, Анастази, столкнувшая тело умершего мужа с постели, чтобы найти его деловые бумаги, была для Бальзака воплощением разрушительных страстей, порожденных денежными интересами. Главной особенностью портретов Бальзака являются их типичность и четкая историческая конкретизация. Бальзак написал свое произведение в защиту истинно человеческих взаимоотношений между людьми. Но мир, который он видел вокруг себя, являл только уродливые примеры. Роман "Евгения Гранде" был новаторским произведенном именно потому, что в нем без прикрас показано, "какая такая жизнь бывает". По своим политическим взглядам Бальзак был сторонником монархии. Разоблачая буржуазию, он идеализировал французское "патриархальное" дворянство, которое считал бескорыстным. Презрение Бальзака к буржуазному обществу привело его после 1830 г. к сотрудничеству с партией легитимистов - сторонников так называемой легитимной, т. е. законной, династии монархов, свергнутых революцией. Сам Бальзак называл эту партию отвратительной. Он отнюдь не был слепым сторонником Бурбонов, но все же встал на путь защиты этой политической программы, надеясь, что Францию спасут от буржуазных "рыцарей наживы" абсолютная монархия и просвещенное дворянство, которое осознает свой долг перед страной. Политические идеи Бальзака-легитимиста отразились на его творчестве. В предисловии к "Человеческой комедии" он даже дал превратное истолкование всему своему творчеству, заявляя: "Я пишу при свете двух вечных истин: монархии и религии". Творчество Бальзака не превратилось, однако, в изложение легитимистских идей. Над этой стороной мировоззрения Бальзака одержало победу его неудержимое стремление к правде.

16. Биография Стендаля. Участие в наполеоновских походах.Трактат «О любви».

Биография Стендаля

Трактат « О любви» посвящен анализу возникновения и развития чувства. Здесь же Стендаль предлагает классификацию разновидностей этой страсти. Он видит страсть-любовь, страсть-честолюбие, страсть-влечение, страсть физическую. Две первые особенно значительны. Первая – истинная, вторая рождена лицемерным 19 веком.На принципе соотнесения страстей и разума, их борьбы, строится психологизм Стендаля. В его герое, как и в нём самом словно соединились два лица: одно действует, а другое за ним наблюдает. Наблюдая, он делает важнейшие открытие, которое сам бы не сумел реализовать полностью: « У души есть только состояния, у неё нет устойчивых свойств». Мы говорим о диалектике души толстовского персонажа, но С., заставляя своих героев проходить тягостный путь познания, изменять свои суждения под воздействием обстоятельств, уже в своё время приближается к толстовскому типу. Внутренние монологи Жюльена Сореля свидетельствуют о его напряжённой душевной жизни. Для С. – ученика просветителей – в большей степени в душевной жизни человека интересует движение мысли. Страсти героев пронизаны мыслями. Правда, иногда Стендаль всё же воспроизводит действия героев под воздействием аффекта, так, например, попытку Жюльена убить госпожу Реналь. Однако здесь Стендаль избегает исследования состояний. Передаёт он иногда и подсознательные действия персонажей, неожиданно пришедшие к ним решения, которые он тоже не исследует, но лишь указывает ни их существование. Психологизм Стендаля – это новый этап в развитии литературного исследования личности. Материалистическая основа его приводит к тому, что писатель, знакомый с опытом Констана, автора «Адольфа», не только изображает раздвоенность личности, неожиданность поступков персонажа, но и стремится как сам их описать, так и дать возможность читателю самостоятельно оценить ситуацию или черту характера. Поэтому Стендаль рисует поступки, изображает различные реакции на них персонажа или ряда персонажей, показывая, как различны люди, как неожиданны их реакции. О том, каковы его средства выражения, в письме Бальзаку он замечал: «Я стараюсь писать 1 – правдиво, 2 – ясно о том, что происходит в сердце человека».

Сочинение


Становление французского реализ­ма, начиная с творчества Стенда­ля, происходило параллельно с дальнейшим разви­тием во Франции романтизма. Показательно, что первыми, кто выступил с поддержкой и в основном позитивно оценил реалистические поиски Стендаля и Бальзака, были Виктор Гюго (1802-1885) и Жорж Санд (1804-1876) - яркие представители французс­кого романтизма эпохи Реставрации и революции 1830 г.

В целом же следует особо подчеркнуть, что французский реализм, особенно в период его ста­новления, не был замкнутой и внутренне завер­шенной системой. Он возник как закономерный этап развития мирового литературного процесса, как составная его часть, широко используя и творчески осмысливая художественные открытия предшествующих и современных ему литературных течений и направлений, в частности роман­тизма.

Трактат Стендаля «Расин и Шекспир», а также предисловие к «Человеческой комедии» Бальзака обозначили основные принципы бурно развивающе­гося во Франции реализма. Раскрывая сущность реалистического искусства, Бальзак писал: «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, а в том, чтобы ее выражать». В предисловии к «Темно­му делу» писатель выдвинул и свое понятие худо­жественного образа («типа»), подчеркивая, прежде всего, его отличие от какой бы то ни было ре­альной личности. Типичность, по его мнению, отра­жает в явлении важнейшие черты общего, и уже только поэтому «тип» может быть лишь «созданием творческой активности художника».

«Поэзия факта», «поэзия реальной действитель­ности» стала благодатной почвой для писателей-ре­алистов. Ясным стало и главное отличие реализма от романтизма. Если романтизм в создании инобы­тия действительности отталкивался от внутреннего мира писателя, выражая внутреннее устремление со­знания художника, направленное в мир действитель­ности, то реализм, напротив, отталкивался от реаль­ностей окружающей его действительности. Именно на это существенное отличие реализма и роман­тизма обратила внимание Жорж Санд в своем пись­ме к Оноре де Бальзаку: «Вы берете человека таким, каким он представляется вашим взорам, а я чувствую в себе призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть».

Отсюда и разное понимание реалистами и роман­тиками образа автора в художественном произве­дении. Например, в «Человеческой комедии» образ автора, как правило, вообще не выделен как лич­ность. И это - принципиальное художественное ре­шение Бальзака-реалиста. Даже тогда, когда образ автора выражает собственную точку зрения - он только констатирует факты. Само же повествование, во имя художественного правдоподобия, подчеркнуто безлично: «Хотя г-жа де Ланже никому не поверяла своих мыслей, мы вправе предполагать...» («Герцогиня де Ланже»); «Быть может, этот рассказ вер­нул его к счастливым дням жизни...» («Фачино Кане»); «Каждый из этих рыцарей, если данные точны...» («Старая дева»).

Французский исследователь «Человеческой коме­дии» современник писателя А. Вюрмсер считал, что Оноре де Бальзака «можно назвать предшественни­ком Дарвина», ибо «он разрабатывает понятие борь­бы за существование и естественный отбор». В произведениях писателя «борьба за существова­ние» - это погоня за материальными ценностями, а «естественный отбор» - принцип, согласно которому в этой борьбе побеждает и выживает сильнейший, тот, в ком холодный расчет убивает все живые человеческие чувства.

В то же время реализм Бальзака своими ак­центами существенно отличается от реализма Стен­даля. Если Бальзак, как «секретарь французского общества», «в первую очередь живописует его обы­чаи, нравы и законы, не чураясь психологизма, то Стендаль, как «наблюдатель человеческих характе­ров», в первую очередь - психолог.

Стержнем композиции романов Стендаля неиз­менно является история одной личности, отсюда берет начало излюбленное им «мемуарно-биографическое» развертывание повествования. В романах Бальзака, особенно позднего периода, композиция «событийна», в ее основе всегда лежит случай, который и объединяет всех героев, вовлекая их в сложный круговорот действий, так или иначе свя­занных с этим случаем. Поэтому Бальзак-повест­вователь охватывает мысленным взором огромные пространства общественной и нравственной жизни своих героев, докапываясь до исторической правды своего века, до тех социальных условий, которые и формируют характеры его героев.

Наиболее наглядно своеобразие реализма Бальзака проявилось в романе писателя «Отец Горио» и в повести «Гобсек», связанной с романом некоторыми общими героями.

(на основе анализа повести «Гобсек»)

1. Основные особенности французского реализма бальзаковского периода.

2. Основные требования Бальзака к искусству, изложенные в «Предисловии» к «Человеческой комедии».

3. «Человеческая комедия» Бальзака и место в ней повести «Гобсек».

4. Особенности композиции повести, придающие ей обобщающее значение.

5. Способы создания характера у Бальзака и идейное содержание образа Гобсека: а) портрет; б) окружающая обстановка, принципы описания; в) эволюция образа; г) философия Гобсека, самораскрытие персонажа; д) романтическое и реалистическое в образе; е) типичные черты буржуа, отраженные в образе Гобсека.

6. Принципы изображения аристократии, связь их с главным героем.

В какие годы и под влиянием каких факторов формируется классический реализм в зарубежной литературе? в России? Каковы объекты обличения русского и зарубежного критического реализма? В чем заключается специфика исследования общества реалистами и романтиками, реалистами XIX века и реалистами-просветителями?

Перечислите черты реализма, выделенные Бальзаком в "Предис­ловии к "Человеческой комедии"".

Приступая к рассмотрению "Предисловия к "Человеческой комедии"" Бальзака, которое расценивается как манифест реализма, вспомним, что собой представляет "Человеческая комедия". Кто из ученых, современников Бальзака, своими теориями подсказал ему идею "Человеческой комедии"? В чем же видит Бальзак сходство и различие между обществом и природой? Какое влияние на концепцию "Человеческой комедии" оказал В.Скотт? Как Бальзак отзывался о В.Скотте?

Выпишите цитату, в которой речь идет о необходимости создавать типические характеры в типических обстоятельствах. Энгельс отмечал объективность как одну из черт реализма. Что по этому поводу говорит Бальзак? Считает ли создатель "Человеческой комедии", что писателю достаточно быть "секретарем французского общества", "археологом общественного быта", "счетчиком профессий"?

Как же примирить объективность и тенденциозность с критицизмом, и дидактизмом реализма?

С одной стороны, стремясь к объективности, а с другой - воспитывая, какие "три формы бытия" Бальзак решает охватить в своем творении? Как мы сформулируем этот принцип реализма? Кто из русских писателей, равный Бальзаку по силе и мощи таланта, широко использовал этот прием и в каком произведении?

Рассмотрим воплощение некоторых принципов реализма Бальзака в его повести "Гобсек". Поставим перед собой следующие задачи:

а/ проанализировать особенности композиции повести и пост­роения системы образов;

б/ раскрыть характер Гобсека через портрет и вещи.

Какое место занимает повесть "Гобсек" в "Человеческой коме­дии"? Каким образом скрепляются отдельные тома цикла? Одна из ведущих тем здесь - тема скупости. Назовите» образы скупцов в творчестве Бальзака и в мировой литературе.

Начертите на доске систему персонажей повести, продемонс­трировав ее взаимосвязь с композицией. Каков классовый состав героев повести? С какой целью автор использовал районную компо­зицию? Докажите, что все сословия зависят от материальной основы социума - денег, золота.

Особую любовь к золоту питает главный герой повести - рос­товщик Гобсек. Это его пристрастие подчеркивается уже при первом знакомстве с героем. Проследим, как через портрет раскрываются черты характера героя.

Ка­кое место в реалистической системе Бальзака занимает прием ха­рактеристики через вещи? Зачитайте описания дома и квартиры Гоб­сека. Какие черты характера раскрываются через эти описания? Кто из героев повести характеризуется на основе аналогичных приемов?

Литература

1. История зарубежной литературы XIX в.: Учеб. для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – М., 2000. С.450-463.

2. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.): Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Храповицкая, Ю.П.Солодуб. – М., 2005. С.421-449.

3. Бальзак О. де «Предисловие к человеческой комедии» // Зарубежная литература 19 века: Реализм: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост. Н.А. Соловьева и др. - М.,1990; или Бальзак О. де Собр. соч. в 28 т. – М.,1992. - Т.1.

4. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. - М., 1970.

5. Обломиевский Д.Д. Бальзак. - М., 1961.

6. Практические занятия по зарубежной литературе / Под. ред. Н.П. Михальской и Б.И. Пуришева. - М., 1981.

7. Реизов Б.Г. Бальзак. - Л., 1960.

8. Чичерин А.В. произведения О. Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии»: Учеб. пособие. - М.,1982.

Самостоятельная работа №4

Роман Ч.Диккенса «Приключения Оливера Твиста»

1. Периодизация творчества Диккенса. Художественные особенности произведений, написанных в первый период творчества.

2. Проблематика романа. Тема преступления в романе. Мир преступников и мир джентльменов.

3. Эволюция образа Оливера Твиста

4. Основные способы создания второстепенных образов. Роль романтических мотивов в изображении этих характеров

«Оливер Твист» - первый «роман воспита­ния» у Диккенса. Рассмотрите особенности структуры романа, определите традиционные элементы сюжета, свойственного для произведений данного жанра. В чем проявляется родство произведений Диккенса с массовой, развлекательной ли­тературой эпохи?

Какими Диккенс видит буржуа в первых своих произведениях, какие черты свойственны этим героям, какую роль они играют в судьбе Оливера Твиста?

В чем особенности эволюции Оливера Твиста? Как эти особенности связаны с мировоззрением самого писателя?

Каковы принципы создания отрицательных героев в произведениях Диккенса раннего периода?

Какова эволюция взглядов Диккенса, как изменяется соотношение романти­ческих и реалистических начал в его книгах, понимание добра и зла.

Литература

1. История зарубежной литературы XIX в.: Учеб. для вузов / Под ред. Н.А.Соловьевой. – М., 2000. С.156-181.

2. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.): Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений / Г.Н.Храповицкая, Ю.П.Солодуб. – М., 2005. С.192-219.

3. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. - М., 1975.

4. Ивашева В. В. Творчество Диккенса. - М., 1954.

5. Катарский И. М. Диккенс. - М., 1960.

6. Михальская Н.П. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества. - М., 1959.

7. Практические занятия по зарубежной литературе: Учеб. пособие/ Под. ред. Н.П. Михальской и Б. И. Пуришева. - М., 1981.

8. Сильман Т. И. Диккенс. Очерки творчества. - М., 1959.

9. Тугушева М.П. Чарльз Диккенс: очерк жизни и творчества. - М., 1979.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.

1. Реализм как метод и направление в западноевропейской литературе. Периодизация, представители. Отличие первого периода реализма от второго.

2. Периодизация творчества Ж.П.Беранже. Новаторство поэта. Основные темы поэзии. Анализ двух стихотворений.

3. Эстетические взгляды Ф.Стендаля. Центральная проблема творчества, особенности произведений (композиция, язык).

4. Конфликт и композиция романа Ф.Стендаля «Красное и черное». Проблема названия.

5. Женские образы в романе Ф.Стендаля «Красное и черное». Стендалевские принципы раскрытия характеров.

6. Ф.Стендаль «Ванина Ванини». Конфликт. Своеобразие метода новеллы.

7. Своеобразие творчества О. де Бальзака. Эстетические взгляды писателя. Структура «Человеческой комедии».

8. Композиция и система образов повести О. де Бальзака «Гобсек». Образ главного героя, принципы его раскрытия.

9. Роман О. де Бальзака «Отец Горио». Система образов. Идейная направленность, особенности стиля, принципы раскрытия характеров.

10. Периодизация, жанровое многообразие творчества П.Мериме. Мериме и романтизм. Особенности жанра и композиции романа «Хроника времен Карла IX».

11. П.Мериме. Экзотические и современные новеллы. Принципы раскрытия характеров у Мериме, особенности стиля. Анализ двух новелл на выбор.

12. Общая характеристика немецкой литературы 1830-1871 годов.

13. Эволюция миро­воззрения и творческого метода Г.Гейне. Основные темы, особенности стиля "Книги песен" и «Современных стихотворений» Анализ двух стихотворений. Чтение наизусть.

14. Г.Гейне "Германия. Зимняя сказка". Проблема метода поэ­мы. Особенности стиля. Чтение отрывка наизусть.

15. Английский реализм Х1Х века - исторические особенности его Формирования. Представители, их место в мировой и отечест­венной литературе.

16. Периодизация творчества Ч.Диккенса. Эволюция его реалис­тического мастерства.

17. Место романа "Оливер Твист" в творчестве Ч.Диккенса. Система образов, нравственно-эстетический идеал.

18. Проблематика романа Ч.Диккенса «Большие надежды». Эволюция образа Пипа.

19. Система образов в романе Ч.Диккенса «Большие надежды». Роль второстепенных персонажей в раскрытии характера главного героя.

20. У. Теккерей "Ярмарка тщеславия". Смысл заглавия и подза­головка. Композиция и система образов.

21. Французская литература 50-6О-х годов. Особенности реа­лизма. Основные представители, их место в отечественной литера­туре. Отражение социальных и эстетических взглядов в творчестве "парнасцев".

22. Зло как вызов буржуазному миру в стихотворениях сборника Ш.Бодлера «Цветы зла». Анализ одного стихотворения.

23. Г.Флобер. Философские, социальные и эстетические взгляды писателя. Критика мещанства вромане: образы Родольфа, Леона. В.Набоков о романе "Госпожа Бовари".

24. История создания романа Г.Флобера "Госпожа Бовари". Бунт Эммы, его социальный смысл и неизбежность поражения. Принципы раскрытия характера.

25. У.Уитмен. Сборник "Листья травы". Циклы и темы сборника. Проблема метода.

26. Н.Готорн - новеллист и романист. Анализ романа «Алая буква».

27. Творчество Г.Мелвилла. Проблематика романа «Моби Дик».

28. Особенности развития американской литературы 50-60-х годов.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

(Обязательные тексты к экзамену)

1. Беранже П.-Ж.Король Ивето. Маркиз де Караба. Нет, ты не Лизетта. Господин Искариотов. Священный союз народов. Священный союз варваров. Добрый бог. Моя масленница 1829 г. Смерть сатаны. 14 июля. Июльские могилы. Моим друзьям, которые стали министрами. Безумцы. Улитки. Фея рифм. Старое знамя. Старый бродяга.

2. О. Бальзак. Гобсек. Отец Горио. Утраченные иллюзии. Статьи: Предисловие к "Человеческой комедии". Этюд о Бейле.

3. Ф. Стендаль. Красное и черное. Пармская обитель. Ванина Ванини. Статьи: Расин и Шекспир; Вальтер Скотт и "Принцесса Клевская".

4. П. Мериме. Хроника времен Карла IX. Таманго. Маттео Фальконе. Кармен. Этрусская ваза. Венера Илльская. Локис. Письмо Мериме Пушкину. Мериме. Гюзла (сравнить с "Песнями западных славян" Пушкина): Морлах в Венеции - Влах в Венеции; Красавица Елена - Федор и Елена; Ивко – Вурдалак; Константин Якубович - Марко Якубович; Конь Фомы - Конь

5. Г. Флобер. Госпожа Бовари. Саламбо.

6. Ч. Диккенс. Оливер Твист. Тяжкие времена.

7. У. Теккерей. Ярмарка тщеславия

8. Г. Гейне. Лирика. Сб. "Книга песен". Из раздела "Юношеские страдания", "Зловещий грезился мне сон", "Бежал я от жестокой прочь...", "Гренадеры", из раздела "Лирическое интермеццо", "В чудесном месяце мае", "Я тебя, пеннорожденную...", "И розы на щечках у милой моей", "На севере диком...", "Они меня истерзали...", "За столиком чайным в гостинной..."; из раздела "Возвращение на родину": "В этой жизни слишком темной", "Не знаю, что стало со мною...", "Сменяются поколенья", "Я черта позвал, он явился в мой дом", "На сердце гнет", "Фрагментарность вселенной мне что-то не нравится", "О если ты станешь моею женой..."; из цикла "Северное море": "Морское видение", "Приветствие морю", "Вопросы" "В гавани". Из сб. "Современные стихотворения": "Михель после марта", "Просветление", "Силезские ткачи", "Доктрина", "Ослы-избиратели", "Тенденция", "Новый Александр". Поэма: "Германия. Зимняя сказка". Отрывки из кн. "Романтическая школа" (кн.II, гл.IV, кн. III, гл.I).

9. На выбор:

Г.Бюхнер "Смерть Дантона";

К.Гуцков "Уриэль Акоста";

Ф.Геббель "Юдифь";

В.Раабе "Летопись Птичьей слободы";

Т.Шторм "Всадник на белом коне";

Т.Фонтане "Эффи Брист".

Американская литература

10. На выбор:

Н. Готорн "Алая буква";

Г. Мелвилл "Моби Дик, или Белый Кит".

11. Г. Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома.

12. У. Уитмен. Сб. "Листья травы": Песня о топоре. Сейчас полный жизнью. Песня о топоре. Песня радостей. Бей, бей, барабан! О, капитан, мой капитан! Песня знамени на утренней заре. Пионеры! О, пионеры! Из "Песни о выставке". Песня о себе.

Нереалистические тенденции 40-60-х гг. XIХ века

13. Т.Готье. Искусство. Кармен.

14. Леконт де Лиль Ш. Слоны. Всесожженные.

15. Бодлер Ш. Из сб. "Цветы зла": Падаль. Альбатрос. Вино тряпичников. Старушки. Сумерки. Гимн красоте. Волосы. Авель и Каин.

Учебники, пособия и хрестоматии.

1. Елизарова М.Е. и др. История зарубежной литературы XIX века. - М., 1975.

2. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Я.Н.Засурского, С.В.Тураева.- М., 1982.

3. История зарубежной литературы: В 2 ч. / Под ред. А.С.Дмитриева.- М., 1983.

4. История зарубежной литературы XIX века: В 2 ч. / Под ред. Н.П.Михальской.- М., 1991.

5. История зарубежной литературы XIX в.: Учеб. для вузов / Под ред. Н.А.Соловьевой.- М., 2000.

6. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.): Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений / Г.Н.Храповицкая, Ю.П.Солодуб. – М., 2005.

7. История всемирной литературы: В 9 т.- Т.6. - М., 1989.

8. Проскурин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы XIX в.: Западноевропейская реалистическая проза: Учебное пособие.- М., 1988.

9. История английской литературы: В 3 т.- Т.2. - Вып. 1-2. - М., 1953, 1955.

10. История французской литературы: В 4 т. - Т.2. - М., 1956.

11. История немецкой литературы: В 5 т. - Т.3. - М., 1966.

12. История американской литературы: В 2 ч. - Ч.1. - М., 1971.

13. Андреев Л.Г. и др. История французской литературы.- М.,1987.

14. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы.- М., 1985.

15. Гуляев Н.А. и др. История немецкой литературы.- М., 1975.

16. Черневич М.Н. и др. История французской литературы.- М., 1988 (или: М., 1965).

17. История западноевропейской литературы. 19 век: Англия: учеб.пособ.для студ.филол.фак.высш.учеб.заведений. / Под ред. Л.В.Сидорченко и др. – М.,2004.

18. Гражданская З.Т. От Шекспира до Шоу.- М., 1992.

19. Кирнозе З.И., Пронин В.Н. Практикум по истории французской литературы.- М., 1991.

20. Кирнозе З.И. Страницы французской классики.- М., 1992.

21. Клюшник Н.В. и др. Темы контрольных работ по зарубежной литературе ХIХ века: Для студентов-заочников III-IY курсов. - М., 1981.

22. Крылова Т.С., Теплинская Н.М. Контрольные работы по зарубежной литературе ХIХ века: Для студентов-заочников III-IY курсов. - М., 1986.

23. Лейтес Н.С. От "Фауста" до наших дней. - М.,1987.

24. Нартов К.М. Зарубежная литература в школе. - М., 1976.

25. Практические занятия по зарубежной литературе / Под ред. Н.П.Михальской и Б.И.Пуришева.- М., 1981.

26. Трапезникова Н.С. Зарубежная литература в средней школе.- Казань, 1982.

27. Тураев С.В., Чавчанидзе Д.Л. Изучение зарубежной литературы в школе.- М., 1982.

28. Хрестоматия по зарубежной литературе XIX века / Сост. А.Аникст. - М., 1955.

29. Зарубежная литература XIX века. Реализм. Хрестоматия историко-литературных материалов: Учеб.пособие для филол.спец. вузов. / Сост. Н.А.Соловьева. - М., 1990.

30. Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Критический реализм. Хрестоматия / Под ред. Я.Н.Засурского. - М., 1979.

Статьи и монографии к темам.

1. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л.,1971 / или Л.,1999/.

2. Грифцов Б.А. Психология писателя.- М.,1988.

3.Затонский Д.В. искусство романа и ХХ век.- М.,1973.

4. Клименко Е.И. Английская литература первой половины ХIХ века. Очерк развития. - Л.,1971.

5.Моруа А. От Монтеня до Арагона.- М.,1983.

6. Реизов Б.Г. Французский роман ХIХ века. - М.,1969.

7. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. - М.,1969.

8. Муравьева Н.И. Беранже. - М.,1965.

9. Данилин Ю.И. Беранже и его песни. - М.,1973.

10.Старицына З.А. Беранже в русской литературе. -

11.Бальзак О. де. Этюд о Бейле // Собр.соч.: В 15 т. - М.,1960. - Т.15.

12.Виноградов А.К. Стендаль. - М.,1960.

13.Вюрмсер А. Не посмотреть ли на известное по-новому? - М.,1975.

14.Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа. - Ростов-на/Д., 1982.

15.Моруа А. Стендаль. "Красное и черное" // А. Моруа. Литературные портреты. - Ростов-на/Д., 1997.

16.Реизов Б.Г. Стендаль: Художественное творчество. - Л., 1978.

17.Фрид Я. Стендаль: очерк жизни и творчества. - М., 1958.

18.Эпштейн М. О стилевых началах реализма: Поэтика Стендаля и Бальзака // Вопросы литературы. - 1977. - N8.

19. Бальзак О. де "Предисловие к "Человеческой комедии" // Зарубежная литература ХIХ века: Реализм: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост.Н.А.Соловьева и др. - М.,1990; или Бальзак О.де. Собр. соч. в 28 т. - М., 1992. - Т.1; или Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2 т. - М., 1976. - Т.1. - С.6-8, 480-483.

20.Бахмутский В.Я. "Отец Горио" Бальзака.- М.,1970.

21. Вюрмсер А. Бесчеловечная комедия.- М.,1967.

22. Гриб В.Р. Избранные работы.- М.,1956.

23. Грифцов Б.А. Как работал Бальзак.- М.,1958; или Грифцов Б.А. Психология писателя.- М.,1988.

24. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. - М.,1970.

25. Обломиевский Д.Д. Бальзак. - М.,1961.

26. Пузиков А.И. Портреты французских писателей. Жизнь Золя. - М., 1976.

27. Реизов Б.Г. Бальзак.- Л.,1960.

28. Чернышевский Н.Г. Бальзак// Чернышевский Н.Г. Собр.соч. - М.,1947. - Т.3.- С.369-370.

29. Чичерин А.В. Произведения О.Бальзака "Гобсек" и "Утраченные иллюзии": Учеб.пособие. - М.,1982.

30. Данилин Ю. Проспер Мериме// Мериме П. Избр.соч.: В 2 т. - М., 1957. - Т.1.

31. Дынник В. Проспер Мериме// Мериме П. Собр. соч.: В 6 т.- М.,1963. - Т.1.

32. Луков В.А. Проспер Мериме. - М.,1984.

33. Реизов Б.Г. Мериме."Хроника времен Карла IХ" // Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. - Л., 1958.

34.Фрестье Ж. Проспер Мериме. - М., 1987.

35. Белинский В.Г. Русская литература в 1844 году // Белинский В.Г. Собр.соч.. - М.,1948. - Т.2. - С.700-701.

36. Белинский В.Г. Парижские тайны // Там же. - С.644-645.

37. Белинский В.Г. "Оливер Твист". Роман г-на Диккенса/1842/" // Белинский В.Г. Полн.собр.соч.: В 13 т. - М.-Л.,1959 - Т.5.

38. Ивашева В.В. Английский реалистический роман ХIХ века.

39. Катарский И.М. Диккенс.- М.,1960.

40. Катарский И.М. Диккенс и его время.- М.,1966.

41. Михальская Н.П.Чарльз Диккенс. - М.,1987.

42. Михальская Н.П. Диккенс в России // Диккенс Ч. Собр.соч.: В 10 т. - М.,1987. - Т.10.

43. Сильман Т.Н. Диккенс. - М.,1970.

44. Толстой Л.Н. в воспоминаниях современников: В 2 т. - М., 1955. - Т.2. - С.181.

45. Тугушева М.П. Чарльз Диккенс. Очерк жизни и творчества. М.,1979.

46. Уилсон Э. Мир Чарлза Диккенса. - М.,1975.

47. Алексеев М.П. Из истории английской литературы. - М;Л.,1960.

48. Вахрушев В.С. Творчество Теккерея. - Саратов, 1984.

49. Ивашева В.В. Теккерей-сатирик. - М.,1958.

50. Кеттл А. Введение в историю английского романа. - М.,1966.

52. Теккерей в воспоминаниях современников.- М.,1990.

53. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе.- М., 1986.

54. Чернышевский Н.Г. Ньюкомы, история одной весьма достопочтенной фамилии// Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. - М.,1948. - Т.4. - С.511-522.

55. Карельский А.Б. Георг Бюхнер // Георг Бюхнер. Пьеса, проза, письма. - М., 1972.

56. Карельский А.В. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы. - М., 1990.

57. Неустроев В.П. Геббель // История немецкой литературы: В 5 т. - Т.4. - М., 1968.

58. Тронская М. Карл Гуцков-драматург //Гуцков Карл. Пьесы. - М., 1960.

59. Гиждеу С.П. Генрих Гейне. - М.,1964.

60. Гиждеу С.П. Лирика Генриха Гейне. - М.,1983.

61. Дейч А.И. Поэтический мир Генриха Гейне. - М., 1963.

62. Дейч А.И. Судьбы поэтов. - М.,1968.

63. Дейч А.И. Гарри из Дюссельдорфа.- М.,1980.

64. Дмитриев А.С. Генрих Гейне.- М.,1957.

65. Книпович Е.Ф. Мужество выбора. - М.,1975.

66. Маркс К. и Энгельс Ф. об искусстве. - Т.2. - М.,1976. - С.257-267.

67. Писарев Д.И.Генрих Гейне//Писарев Д.И. Избранные филологические и общественно-политические статьи.- М.,1949.

68. Пронин В.А. "Стихи, достойные запрета...": Судьба поэмы Г.Гейне "Германия. Зимняя сказка".- М., 1986.

69. Стадников Г.В. Генрих Гейне. - М., 1984.

70 Шиллер Ф.П. Генрих Гейне. - М.,1962.

71. Балашов Н.И. Легенда и правда о Бодлере // Бодлер Ш. Цветы зла. - М., 1970.

72. Нольман М.Л. Шарль Бодлер. - М., 1979.

73. Сартр Ж.-П. Бодлер // Бодлер Ш. Цветы зла. - М., 1993.

74. Белоусов Р.С. Муза Флобера // Белоусов Р.С. Хвала Каменам. - М.,1982; или Белоусов Р.С. Ревнивая Муза// Смена.- 1998. - N4.

75. Горький А.М. О том, как я учился писать // Горький о литературе. - М., 1955.

76.Журавлева Г.М. К проблеме изучения творчества Г. Флобера в Х классе общеобразовательной школы // Вестник педагогического опыта/ Сер. "Филол. образов."- Вып.7. - Глазов,1999.

77. Затонский Д.В. Эстетика и поэтика Гюстава Флобера // Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде: Письма,статьи:В 2 т.- Т.1. - М.,1984.

78. Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции.- М., 1955.

79.Кирнозе З.И. Гюстав Флобер и его романы // Кирнозе З.И. Страницы французской классики: Книга для учащихся старших классов средней школы. - М.,1992.

80. Набоков В.В.Гюстав Флобер "Госпожа Бовари" // Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. - М.,1998; или Набоков В.В. Две лекции по литературе: Г.Флобер и Ф.Кафка// Иностранная литература. - 1997.- N11.- С.185-233.

81. Пузиков А.И. Идейные и художественные искания Флобера // Пузиков А.Т.Рыцари истины: Портреты французских писателей. - М.,1986.

82. Реизов Б.Г. Творчество Флобера.- М.,1955.

83. Храповицкая Г.Н. Г.Флобер//История зарубежной литературы ХIХ века. - Учебник для студ. : В 2 ч. - Ч.2 / Под ред. Н.П.Михальской. - М.,1991; или Храповицкая Г.Н. Флобер Г.// Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь: В 2 ч. - Ч.2./ Под ред. Н.П.Михальской.- М.,1997.

84. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе ХIХ века. - М.,1972.

85. Литературная история США: В 3т.- Т.1. -М.,1977.

86. Николюкин А.Н.Американский романтизм и современность. - М.,1968.

87. Романтические традиции американской литературы ХIХ века и современность: Сб. трудов / Под ред. Я.Н.Засурского.- М., 1982.

88. Левинтон А. Н.Готорн и его роман "Алая буква"// Н.Готорн. Алая буква. - М., 1957.

89. Левинтон А. Предисловие// Н.Готорн. Новеллы. - М.-Л., 1965.

90. Башмакова Л.П. Мелвилл и Э.Хемингуэй /К вопросу о традициях/ //Американская литература. Проблемы романтизма и реализма. Кн.5-я. - Краснодар,1978.

91. Башмакова Л.П. Характер условности в романе Г.Мелвилла "Моби Дик" и повести Э.Хемингуэя "Старик и море" // Американская литература ХIХ-ХХ веков: Межвуз. сб. - Краснодар,1987.

92. Затонский Д.В. Левиафан и цетология // Затонский Д.В. Искусство романа и ХХ век. - М.,1973.

93. Ковалев Ю.В. Герман Мелвилл и американский романтизм.- Л.,1972.

94. Белоусов Р.С. О чем умолчали книги. - М.,1971.

95. Мицкевич Б.П. Неподвластные времени. - Мн.,1986.

96. Орлова Р.Д. Хижина, устоявшая столетие. - М.,1975.

97. Тугушева М.П. Роман Г.Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома". - М., 1985.

98. Устенко Г.А. Аболиционистские романы Бичер-Стоу/"Хижина дяди Тома", "Дред"/. - Одесса,1961.

99. Венедиктова Т.Д. Поэзия Уолта Уитмена. - М.,1982.

100. Засурский Я.Н. Жизнь и творчество У.Уитмена. - М.,1955.

101. Луначарский А.В. Собр.соч.: В 8 т. - М.,1965. - Т.5.

102. Мендельсон М.О. Жизнь и творчество Уитмена. - М., 1969.

103. Тургенев И.С. Полн.собр.соч.: В 28 т. - М.,1965. - Т.10.

104. Чуковский К.И.Мой Уитмен. - М.,1969.

Справочные издания и энциклопедии.

105. Зарубежные писатели. Биобиблиогр. словарь: В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. - М., 1997.

106. Литература: Справочник школьника / Сост. Н.Г. Быкова. - М.,1995.

107. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. - М., 1987.

108. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2т. / Гл. ред. С.А. Токарев. - М., 1987-1988.

109. Писатели США. Краткие творческие биографии / Под ред. Я.Н.Засурского и др. - М., 1990.

110. Пятьдесят английских романов: Краткий универсальный справочник Под ред. Г. Ласса/ Пер. с англ. - Челябинск,1997.

111. Словарь иностранных слов/ Зав. редакцией В.В. Пчелкина.- М., 1988

112. Словарь литературоведческих терминов/ Под ред. Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева. - М., 1976.

113. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. - М., 1988.

114. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков Е.А. Шкловский. - М.,1998.


Похожая информация.


Становление французского реализ­ма, начиная с творчества Стенда­ля, происходило параллельно с дальнейшим разви­тием во Франции романтизма. Показательно, что первыми, кто выступил с поддержкой и в основном позитивно оценил реалистические поиски Стендаля и Бальзака, были Виктор Гюго (1802-1885) и Жорж Санд (1804-1876) – яркие представители французс­кого романтизма эпохи Реставрации и революции 1830 г.
В целом же следует особо подчеркнуть, что французский реализм, особенно в период его ста­новления, не был замкнутой и внутренне завер­шенной системой. Он возник как закономерный этап развития мирового литературного процесса, как составная его часть, широко используя и творчески осмысливая художественные открытия предшествующих и современных ему литературных течений и направлений, в частности роман­тизма.
Трактат Стендаля “Расин и Шекспир”, а также предисловие к “Человеческой комедии” Бальзака обозначили основные принципы бурно развивающе­гося во Франции реализма. Раскрывая сущность реалистического искусства, Бальзак писал: “Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, а в том, чтобы ее выражать”. В предисловии к “Темно­му делу” писатель выдвинул и свое понятие худо­жественного образа (“типа”), подчеркивая, прежде всего, его отличие от какой бы то ни было ре­альной личности. Типичность, по его мнению, отра­жает в явлении важнейшие черты общего, и уже только поэтому “тип” может быть лишь “созданием творческой активности художника”.
“Поэзия факта”, “поэзия реальной действитель­ности” стала благодатной почвой для писателей-ре­алистов. Ясным стало и главное отличие реализма от романтизма. Если романтизм в создании инобы­тия действительности отталкивался от внутреннего мира писателя, выражая внутреннее устремление со­знания художника, направленное в мир действитель­ности, то реализм, напротив, отталкивался от реаль­ностей окружающей его действительности. Именно на это существенное отличие реализма и роман­тизма обратила внимание Жорж Санд в своем пись­ме к Оноре де Бальзаку: “Вы берете человека таким, каким он представляется вашим взорам, а я чувствую в себе призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть”.
Отсюда и разное понимание реалистами и роман­тиками образа автора в художественном произве­дении. Например, в “Человеческой комедии” образ автора, как правило, вообще не выделен как лич­ность. И это – принципиальное художественное ре­шение Бальзака-реалиста. Даже тогда, когда образ автора выражает собственную точку зрения – он только констатирует факты. Само же повествование, во имя художественного правдоподобия, подчеркнуто безлично: “Хотя г-жа де Ланже никому не поверяла своих мыслей, мы вправе предполагать…” (“Герцогиня де Ланже”); “Быть может, этот рассказ вер­нул его к счастливым дням жизни…” (“Фачино Кане”); “Каждый из этих рыцарей, если данные точны…” (“Старая дева”).
Французский исследователь “Человеческой коме­дии” современник писателя А. Вюрмсер считал, что Оноре де Бальзака “можно назвать предшественни­ком Дарвина”, ибо “он разрабатывает понятие борь­бы за существование и естественный отбор”. В произведениях писателя “борьба за существова­ние” – это погоня за материальными ценностями, а “естественный отбор” – принцип, согласно которому в этой борьбе побеждает и выживает сильнейший, тот, в ком холодный расчет убивает все живые человеческие чувства.
В то же время реализм Бальзака своими ак­центами существенно отличается от реализма Стен­даля. Если Бальзак, как “секретарь французского общества”, “в первую очередь живописует его обы­чаи, нравы и законы, не чураясь психологизма, то Стендаль, как “наблюдатель человеческих характе­ров”, в первую очередь – психолог.
Стержнем композиции романов Стендаля неиз­менно является история одной личности, отсюда берет начало излюбленное им “мемуарно-биографическое” развертывание повествования. В романах Бальзака, особенно позднего периода, композиция “событийна”, в ее основе всегда лежит случай, который и объединяет всех героев, вовлекая их в сложный круговорот действий, так или иначе свя­занных с этим случаем. Поэтому Бальзак-повест­вователь охватывает мысленным взором огромные пространства общественной и нравственной жизни своих героев, докапываясь до исторической правды своего века, до тех социальных условий, которые и формируют характеры его героев.
Наиболее наглядно своеобразие реализма Бальзака проявилось в романе писателя “Отец Горио” и в повести “Гобсек”, связанной с романом некоторыми общими героями.

Сочинение по литературе на тему: Реализм О де Бальзака

Другие сочинения:

  1. Но не случайно говорят: реализм Бальзака оказался умнее самого Бальзака. Мудрым есть тот, кто оценивает человека не согласно его политическим взглядам, а согласно его моральным качествам. И в произведениях Бальзака, благодаря старанию объективного изображения жизни, мы видим честных республиканцев – Read More ......
  2. Произведения Бальзака – это те произведения, к которым человек не раз будет возвращаться в течение жизни и воспринимать их как что-то новое и заново открыто для себя. По мнению Сенеки, жизнь измеряется не длиной, а содержанием. По-видимому, этими же критериями Read More ......
  3. Творчество Стендаля относится к первому этапу в развитии французского критического реализма. Стендаль вносит в литературу боевой дух и героические традиции только что отзвучавшей революции и Просвещения. Связь его с просветителями, подготавливающими головы к предстоящей революции, можно наблюдать как в творчестве Read More ......
  4. Аристократическую частицу “де” писатель, как и его родители, самопроизвольно присоединил к своей фамилии. Переписка О. де Бальзака с Э. Ганской охватывает пять томов. Она была издана под общим заглавием “Письма к иностранке” (так подписывалась в первых своих посланиях к писателю Read More ......
  5. В свое время Достоевскому до­велось услышать немало упреков в свой адрес: почему он изобра­жает жизнь в столь резких столкновениях, конф­ликтах, даже катастрофах, не слишком ли он жес­ток в своем восприятии действительности, не много ли в его романах элементов случайности и Read More ......
  6. В жизни всегда есть место подвигам. М. Горький На становление и развитие реализма в русской литера­туре, несомненно, оказывали влияние течения, возникаю­щие в общем русле европейской литературы. Однако рус­ский реализм существенно отличается от французского, английского, немецкого и по времени своего возникнове­ния, Read More ......
  7. Реставрированная монархия Бурбонов рухнула в 1830 г. После июльской революции к власти во Франции пришли финансисты, банкиры, денежные воротилы. Они посадили на трон короля. Луи Филиппа, они распределяли министерские портфели и биржевые акции, они диктовали законы и направляли политический курс Read More ......
  8. Роман “Последний шуан, или Бретань в 1799 году” (в следующих изданиях Бальзак назвал его короче – “Шуаны”) вышел в свет в марте 1829 г. Это произведение Бальзак выпустил под своим настоящим именем. Он сумел передать в этом романе и воздух Read More ......
Реализм О де Бальзака

Реализм 30-40х годов

Реализм - это правдивое, объективное отражение действительности. Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателœей-реалистов. Οʜᴎ обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целœенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости. Во Франции в 30- 40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения Опоре де Бальзак, написавший 95-томную ʼʼЧеловеческую комедиюʼʼ; Виктор Гюго - ʼʼСобор Парижской богоматериʼʼ, ʼʼДевяносто третий годʼʼ, ʼʼОтверженныеʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Гюстав Флобер - ʼʼГоспожа Бовариʼʼ, ʼʼВоспитание чувствʼʼ, ʼʼСаламбоʼʼ Проспер Меримо - мастер новелл ʼʼМатео Фальконеʼʼ, ʼʼКоломбаʼʼ, ʼʼКарменʼʼ, автор пьес, исторических хроник ʼʼХроника времен Карла10ʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
В 30 - 40-е годы в Англии. Чарльз Диккенс - выдающийся сатирик и юморист, произведения ʼʼДомби и сынʼʼ, ʼʼТяжелые временаʼʼ, ʼʼБольшие ожиданияʼʼ, являющиеся вершиной реализма. Уильям Мейкпис Теккерей в романе ʼʼЯрмарка тщеславияʼʼ, в историческом произведении ʼʼИстория Генри Эсмондаʼʼ, сборнике сатирических эссе ʼʼКнига снобовʼʼ, образно показал пороки, присущие буржуазному обществу. В последней трети 19 в. мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всœего произведения, норвежских писателœей: Генриха Ибсена - драмы ʼʼКукольный домʼʼ (ʼʼНораʼʼ), ʼʼПриведенияʼʼ, ʼʼВраг народаʼʼ призывали к эмансипации человеческой личности от лицемерной буржуазной морали. Бьернсон драмы ʼʼБанкротствоʼʼ, ʼʼСвыше наших силʼʼ, и стихи. Кнут Гамсун - психологические романы ʼʼГолодʼʼ, ʼʼМистерииʼʼ, ʼʼПанʼʼ, ʼʼВикторияʼʼ, в которых изображен бунт личности против обывательской среды.

Революция 1789ᴦ., время острой политической борьбы. Во Франции меняется пять политических режимов:1.)1795 – 1799 период Директории, 2.) 1799 – 1804 период консульства Наполеона. 3) 1804 – 1814 – период наполеоновской империи и войн.4) 1815 – 1830 – период реставрации.5) 1830 – 1848 период июльской монархии, 6)революция 1848, укрепление буржуа. Реализм во Франции оформился теоретически и слово. Литература делится на два этапа: Бальзаковский и флоберовский. I) 30 –года под реализмом подразумевается воспроизведение различных явлений природы. 40-е, реализм – установка изображения современной жизни, основанное не только на воображении, но и на непосредственном наблюдении. Черты: 1) анализ жизни, 2) утверждается принцип типизации3) принцип циклизации4)ориентация на науку5)проявление психологизма. Ведущий жанр – роман. II) 50е перелом в понятии реализм, что было связанно с живописным творчеством Курбе, он и Шанфлери сформулировал новую программу. Проза, искренность, объективность в наблюдаемом.

БЕРАНЖЕ Пьер-Жан - французский поэт-песенник. Первыми значительными произведениями Б. в данном роде являются его памфлеты на Наполеона I: ʼʼКороль Иветоʼʼ , ʼʼПолитический трактатʼʼ . Но расцвет сатиры Б. падает на эпоху реставрации . Возвращение к власти Бурбонов, а с ними эмигрантов-аристократов, за годы революции ничему не научившихся и ничего не забывших, вызывает у Б. длинный ряд песен, памфлетов, в к-рых находит блестящее сатирическое отражение весь социальный и политический строй эпохи. Продолжением их являются песни-памфлеты, направленные против Луи-Филиппа как представителя финансовой буржуазии на троне. В этих песнях, к-рые сам Б. называл стрелами, пущенными в трон, церковь, бюрократию, буржуазию, поэт предстает политическим трибуном, посредством поэтического творчества отстаивающим интересы трудового мещанства, игравшего в эпоху Б. революционную роль, впоследствии окончательно перешедшую к пролетариату. Находясь в оппозиции к Наполеону во время его царствования, Б. утверждает культ его памяти во время Бурбонов и Луи-Филиппа. В песнях этого цикла Наполеон идеализируется как представитель власти революционной, связанной с народными массами. Главные мотивы этого цикла: вера в силу идей, свобода как некое отвлеченное благо, а не как реальный результат классовой борьбы, по крайне важно сти связанной с насилием (ʼʼИдеяʼʼ, ʼʼМысльʼʼ). В одной из песен этого цикла Б. называет своих учителœей: Оуэн, Ла Фонтен, Фурье . Перед нами таким образом последователь утопического домарксова социализма. Первый сборник стихов лишает его милости начальства по университету, где он тогда служил. Второй сборник навлекает на Б. судебное преследование, оканчивающееся трехмесячным тюремным заключением, за оскорбление нравственности, церкви и королевской власти. Четвертый сборник имел результатом для автора вторичное тюремное заключение, на данный раз на 9 месяцев. При всœем том участие Б. в политической жизни в собственном смысле слова (если не касаться революционного действия песен) выливалось в довольно умеренные формы, напр.
Размещено на реф.рф
в виде поддержки либералов в революции 1830. В последние годы Б. отошел от общественной жизни, посœелившись под Парижем, перешел в своем творчестве от мотивов политических к социальным, разрабатывая их в духе народничества (ʼʼРыжая Жаннаʼʼ, ʼʼБродягаʼʼ, ʼʼЖакʼʼ и др.).

БАЛЬЗАК, ОНОРЕ (Balzac, Honoré de) (1799–1850), французский писатель, воссоздавший целостную картину общественной жизни своего времени. Попытка сколотить состояние на издательско-типографском делœе (1826–1828) вовлекла Бальзака в крупные долги. Вновь обратившись к писательству, он опубликовал в 1829 роман Последний Шуан . Это была первая книга, которая вышла под его собственным именем, наряду с юмористическим пособием для мужей Физиология брака 1829) она привлекла внимание публики к новому автору. Тогда же начался главный труд его жизни: в 1830 появляются первые Сцены частной жизни , несомненным шедевром Дом кошки, играющей в мяч ,в 1831 выходят первые Философские повести и рассказы . В течение еще нескольких лет Бальзак подрабатывал в качестве внештатного журналиста͵ однако основные силы с 1830 по 1848 были отданы обширному циклу романов и повестей, известному миру как Человеческая комедия. В 1834 у Бальзака возник замысел связать общими героями написанные с 1829 и будущие произведения и объединить их в эпопею, позднее названную "Человеческой комедией". Воплощая идею всœеобщих взаимозависимостей в мире, Бальзак задумал всœеобъемлющее художественное исследование французского общества и человека.Философским каркасом этого художественного здания служат материализм 18 в., современные Бальзаку естественно-научные теории, своеобразно переплавленные элементы мистических учений. В "Человеческой комедии" три раздела. I. Этюды нравов: 1) сцены частной жизни; 2) сцены провинциальной жизни; 3) сцены парижской жизни; 4) сцены политической жизни; 5)сцены военной жизни; 6) сцены сельской жизни. II. Философские этюды. III. Аналитические этюды. Это как бы три круга спирали, восходящей от фактов к причинам и основам (см. Предисловие к "Человеческой комедии", Собр.
Размещено на реф.рф
соч., т. 1, М., I960). В "Человеческую комедию" вошло 90 произведений. Бальзак б ыл первым великим писателœем, уделившим пристальное внимание материальному фону и ʼʼобликуʼʼ своих персонажей; до него никто так не изображал стяжательство и безжалостный карьеризм в качестве главных жизненных стимулов. Гобсек 1830), в Неведомым шедевр (1831), Евгения Гранде , Письма к незнакомке о любви к польской графинœе.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...