Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Подводка к танцу девочек. Новые подводки. Подводка к песне на выпуск от родителей

Мнемотехника - помощник логопеда в коррекционной работе

с дошкольниками с общим недоразвитием речи (из опыта работы) .

Т.Ю. Миронова,

СП ГБОУ СОШ № 4 г.о. Чапаевск - д/с № 20,

учитель - логопед.

Известно, что неполноценная речевая деятельность детей с ОНР накладывает отпечаток на формирование их сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти, путём образования искусственных ассоциаций. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Особенность мнемотехники – применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в таких видах работ по развитию речи:

    автоматизация звуков в чистоговорках, скороговорках и стихотворениях;

    обогащение словаря, формирование практических навыков словообразования;

    развитие грамматического строя речи.

Мнемотаблицы для автоматизации звуков

Процесс обучения дошкольников с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает много сил, как у ребёнка, так и у логопеда. Постепенно у ребёнка утрачивается интерес к занятиям, теряется мотивация говорить «красиво и правильно». Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Заинтересовать, увлечь и добиться результата – мечта каждого педагога. Используя традиционные методы исправления речи, я всегда помню о том, что дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.

Я согласна с автором статьи журнала «Логопед» Барсуковой Е.Л., что мнемотехнику эффективно можно применять на этапе автоматизации звуков. Автор этой статьи использует в своей работе мнемодорожки чистоговорок и стихотворений. Предложенные Барсуковой Е.Л. мнемодорожки стихов, я успешно использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях по автоматизации звуков.

Приведу пример автоматизации звука «ш» с использованием мнемодорожек.

Чистоговорки

ША-ША-ША – наша Даша хороша,
ШИ-ШИ-ШИ – Миша и Маша – малыши,
ШЕ-ШЕ-ШЕ – мыши в шалаше,
ШО-ШО-ШО – говорю я хорошо!

АШ-АШ-АШ – у Наташки карандаш,
ОШ-ОШ-ОШ – у Антошки нож,
УШ-УШ-УШ – малыш идёт в душ,
ЫШ-ЫШ-ЫШ – в камышах мышь.

Стихотворение

Кошка в окошке
Подушку шьёт,
Мышка в сапожках
Избушку метёт.

Скороговорка

Шапка да шубка, вот он наш Мишутка.

Мнемотаблицы для обогащения словарного запаса и развития навыков словообразования

Приемы мнемотехники эффективны и в коррекции лексико-грамматической стороны речи. При нормальном ходе речевого развития дошкольник спонтанно усваивает многие словообразовательные модели, одновременно существующие в языке и работающие в рамках определенной лексической темы. Детям с общим недоразвитием речи требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка помогут мнемотаблицы. Мнемотаблицы предполагают формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Они позволяют ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также они способствуют расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

Для организации коррекционной работы по этому направлению я использую различные дидактические игры и пособия.

Образование родственных слов

Такие мнемотаблицы помогают детям с общим недоразвитием речи осознать и проанализировать различные способы словообразования. Работая с ними, дети гораздо быстрее начинают самостоятельно выполнять аналогичные задания.

Игра «Семья слов»

Цель: закрепление навыков образования родственных слов.

Содержание: На доску вывешивается дом, в котором «живут» слова. Окна в этом доме сделаны из прозрачной пленки и за каждым скрывается один из символов (слово большое (большая гора) – например, рыбища; слово маленькое, ласковое (маленькая горка), например, рыбка; слово-признак (волна), например, рыбный; слово-действие (две горизонтальных полосы), например, рыбачить; слово, которое говорят, когда кого-то или чего-то много (три прямоугольника), например, рыбы; слово – человек (человечек), например, рыбак, рыболов). Дети получают картинки с изображением, например, большой рыбы, маленькой рыбки, ухи, удочки, нескольких рыб, рыбака, и расселяют их по нужным квартирам, образуя родственные слова.

Мнемотаблицы для развития грамматического строя речи

Согласование существительного и числительного

Согласование в роде, числе и падеже

Вижу кого,

(что)?

Пою о ком,

(о чем)?

Подарю кому,

(чему)?

Дружу с кем,

(с чем)?

В
округ данных пиктограмм расставляют любые предметные картинки. Логопед просит детей составить словосочетание с опорой на пиктограмму и предметную картинку (например: вижу бабочку; пою о бабочке, подарю бабочке, дружу с бабочкой).

Лото «Предлоги»

Цель: закрепление умения употреблять предлоги в речи.

Игра «Карусель»

Цель : изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование слов в предложении, закрепление структуры простого предложения.

Содержание : два круга (один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы символы действий, на маленьком – люди, животные, рукотворные объекты. Логопед называет действие, дети вращают маленький круг, выбирая, о ком или о чём они будут составлять предложение, и составляют предложения типа: Мальчик рисовал дерево. И т.д.

Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе даёт положительный результат. У дошкольников с общим недоразвитием речи повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Список литературы:

    Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. //Логопед № 5, 2009.

    Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.

    Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.

    Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.

    Материалы сайта http :// festival .1 september . ru (Авторы: Иванова О.В., Лакомых С.М., Емельянова Н.И.)

Для логопедов не секрет, что у большинства детей с общим недоразвитием речи наряду с нарушениями всех компонентов языковой системы отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности её распределения; снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У некоторых детей низкая активность припоминания сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны: не будь памяти, не было бы представления и воображения. Осмысление информации способствует ее запоминанию. Вниманиевключается в познавательные процессы, повышает их эффективность: ощущения становятся более отчетливыми, восприятие более точным, улучшаются память, мышление. Мышление и речь тесно связаны между собой. Понятие существует благодаря слову. Речевое оформление мысли центрирует ее и уточняет. Мышление и речь влияют па протекание ощущений, восприятия, памяти и других процессов.

Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами. Человек, чтобы грамотно общаться, должен иметь развитыми все познавательные процессы, а именно: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание, наблюдательность, интеллект.

Формируя речевые навыки у детей с ОНР, в своей работе я использую методы и приемы, которые стимулируют развитие всех психических процессов. Одним из таких методов является мнемотехника.

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»). Это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цель обучения с её использованием – развитие памяти (различных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения, речи.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей.

Современная мнемотехника- это мощная тренировка внимания и мышления. Это просто отличная гимнастика для мозга.

Одним из методов мнемотехники является метод ассоциативных связей. Суть метода заключается в том, что с его помощью разрозненный и невзаимосвязанный материал объединяется в единую искусственно созданную ассоциативную картину посредством мысленно формируемых образов. В дальнейшем стоит лишь воспроизвести какой-либо образ, как непроизвольно и легко вспоминаются все остальные образы, объединённые в ассоциативную связь.

Очень эффективен метод ассоциаций при автоматизации звука. Из своей практики знаю, как трудно бывает мотивировать ребенка на многократное произношение одних и тех же слов. Сначала я отрабатываю произношение слов парами. Показываю ребенку две картинки с автоматизируемым звуком и предлагаю их запомнить. Для этого ребенок должен объединить их в единую ассоциативную картину, то есть составить предложение с этими словами. Важно отметить, что ребенок сам должен придумать ассоциацию, только в этом случае он сможет воспроизвести образ, причем связь может быть нелепая. Например, картинки «гитара» и «корова» ребенок может объединить предложением «Корова играет на гитаре», что в свою очередь вызовет у ребенка положительные эмоции, и такая нелепица лучше запомнится. Когда ребенок запомнит таким образом все пары картинок, я показываю по одной картинке каждой пары, а ребенок должен припомнить вторую. Количество предлагаемых пар картинок зависит от уровня развития ребенка. На начальном этапе их может быть 3-4, постепенно увеличиваем до 10-15 пар.

Далее можно учить ребенка запоминать цепочку слов. Например при автоматизации звука [Р] можно предложить такие слова: картина, радуга, морковь, корова, рынок, гармошка. Для этого картинки выкладываются в ряд, и ребенок должен по порядку называть картинки и объединять их последовательно в рассказ. Как правило, в результате получаются веселые небылицы, которые ребенок затем легко припоминает, называя картинки в той же последовательности. Например: на картине нарисована радуга, а под радугой растет морковь. Пришла корова, собрала морковь и пошла на рынок продавать. А на эти деньги купила гармошку.

Данный метод можно использовать не только для запоминания картинок, но и предлагать запоминать детям слова, ориентируясь на слуховой анализатор.

Развитию тактильной памяти способствуют занятия с «тактильными дощечками». Это набор дощечек с разной шероховатостью поверхностей. Цель таких занятий - развитие воображения, фантазии; развития речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Логопед кладет несколько дощечек в мешочек. Ребенок на ощупь берет одну дощечку и придумывает к ней ассоциацию. Это может быть котенок (дощечка с мехом) или лестница (дощечка с ребристой поверхностью). Выкладывая дощечки по порядку ребенок связывает образы последовательно в единое целое, т.е. в рассказ. Затем логопед убирает дощечки обратно в мешочек. Ребенок, припоминая составленный рассказ, должен достать дощечки в той же последовательности, что и в первый раз.

Важную роль в освоении приёмов мнемотехники играет дидактический материал. Здесь особое место занимает использование мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения.

Мнемотаблицы используются при заучивании текстов, обучении пересказу, составлении описательного рассказа, знакомстве с сезонными явлениями и т.д.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка.

Мнемотаблица «Штанишки для мишки»

Маша нашему малышке
Сшила новые штанишки,
Сшила шубку, сшила шарф
Для мишутки-малыша

Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Для отработки сюжетного метода запоминания используются коллажи. Коллаж – это лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на которые наклеиваются или накладываются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок картинок и составляет суть коллажа. Это пособие позволяет развивать фотографическую память ребёнка; расширить словарный запас, образное восприятие, развивать устную речь, умение связно говорить, рассказывать.

Коллажи в виде «Веселых полянок» эффективно используются при выполнении артикуляционной гимнастики. Ребенку предлагается отправиться на «Веселую полянку» и выполнить все артикуляционные упражнения.


«Веселая полянка» для шипящих звуков

Совместное изготовление с детьми фризов (в виде коллажа) помогает лучше запомнить изученные звуки и буквы. Например, букву Д дети изображают в виде дома и тут же приклеивают разные картинки, в названии которых есть звук [Д].

Таким образом, приемы мнемотехники решают задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, мышления, а также творческой фантазии;
  • перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук.

Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, дает положительные результаты. Итоговая диагностика показала достаточный уровень развития у детей всех познавательных процессов.

Список литературы и сайтов:

1. Большева Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2001.

2. Матюгин И.Ю., Чакоберия Е.И. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. – М.: Эйдос, 1994.

3. Подлиняев О.Л. Эффективная память. – Издание второе, исправленное: Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2003.

4. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. - Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 1999.

5. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. - СПб., 1998.

6. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru) – Москва, 2007.

7. Матюгин И.Ю. Тактильная память. – М.: Эйдос, 1991.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...