Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Почему подлинные сказки андерсена нельзя читать детям. Почему сказки андерсена такие грустные Почему сказки андерсена до сих пор читают

В большинстве из них добрых и беззащитных персонажей автор заставляет проходить через страшные испытания.

Такой сюжет характерен и для народных сказок, но нетипичным для них является то, что добрые герои Андерсена часто терпят поражение, а многие сказки имеют печальный финал.

Психологи объясняют это невротическим типом личности писателя, который всю жизнь был одиноким и страдал от множества фобий.

Знаменитый датский писатель.

Психологи утверждают, что Андерсен был невротиком и страдал различными фобиями. Отчасти это объясняется тяжелой наследственностью – его дед был психически больным, мать много пила и скончалась от белой горячки.

Биографы характеризуют Андерсена как депрессивного, неуравновешенного, беспокойного и раздражительного человека, к тому же ипохондрика – он постоянно боялся заболеть и безосновательно находил у себя симптомы разных болезней.



Дом в датском городе Оденсе, где Андерсен жил в детстве

У писателя действительно было множество фобий. Он боялся быть погребенным заживо и во время болезни всегда оставлял записку на столике у кровати, чтобы напомнить о том, что он на самом деле не мертв, даже если так может показаться.

Писатель также боялся сгореть во время пожара и быть отравленным. С годами его подозрительность усилилась.

Однажды поклонники его творчества передали ему коробку конфет. Он не стал их есть, опасаясь того, что конфеты отравлены, а угостил ими… соседских детей. Убедившись на следующее утро в том, что они выжили, попробовал конфеты сам.



Ганс Христиан Андерсен

В детстве Андерсен часто играл в куклы, был очень мягким и нерешительным. Позже он сам признавался в двойственности своей природы и отсутствии мужской твердости духа.

В школе его дразнили мальчишки за то, что он постоянно рассказывал о себе придуманные истории. Андерсен признавался: «Часто уносился мечтами Бог весть куда, бессознательно глядя на увешанную картинами стену, и мне порядком доставалось за это от учителя.

Очень любил я рассказывать другим мальчикам удивительные истории, в которых главным действующим лицом, являлся, конечно, я сам. Меня часто за это поднимали на смех».



Автор самых грустных сказок

Любовные истории в его жизни были такими же печальными, как в сказках. Андерсен был безответно влюблен в дочь своего покровителя, которую выдали замуж за более успешного поклонника – адвоката.

Невзаимной оказалась и его любовь к знаменитой шведской певице и актрисе Йенни Линд. Он посвящал ей стихи и сказки («Соловей», «Снежная королева»), но она осталась равнодушной.



Ганс Христиан Андерсен

Всю жизнь Андерсен оставался холостым и, по утверждению биографов, он умер девственником. Один из них пишет: «Его потребность в женщинах была велика, но страх перед ними еще сильнее».

Именно поэтому, по мнению психологов, в своих сказках он постоянно истязает женщин: то топит их, то оставляет на холоде, то сжигает в камине. Андерсена называли «грустным сказочником, убегающим от любви».



Знаменитый датский писатель



Памятник Русалочке в бухте Копенгагена

Андерсен умер в полном одиночестве после долгой болезни. Незадолго до смерти он сказал: «Я заплатил за свои сказки большую, непомерную цену.

Отказался ради них от личного счастья и пропустил то время, когда воображение должно было уступить место действительности».



Памятник Гансу Христиану Андерсену в Копенгагене

Детская сказка – это увлекательное знакомство с окружающим миром, системой человеческих ценностей и занимательными характерами персонажей. Ребенок, воспитывающийся на сказках с раннего возраста, обладает бурным воображением и творческой фантазией, имеет понятие о гуманности и доброте к людям и животным. Поэтому польза сказок для ребенка неоспорима.

Чарующий мир сказки представлен фантастическими историями различных народов мира. Печальную русскую историю о доверчивом Колобке или английское сказание о противостоянии волка и трех поросят малыши слушают с необычайным восторгом. Однако особое место на сказочном Олимпе занимают чудесные сказки Ганса Христиана Андерсена.

Как зарождались творения гениального сказочника?

Сказочных дел мастер, Ганс Христиан Андерсен, вырос в датском городке Оденсе. Мечтой датского юноши была актерская игра на сцене и декламирование стихов, однако свое имя он увековечил именно благодаря писательскому таланту. Литературная сказка своим появлением обязана именно этому человеку. Изданные в 19 веке, сказки Андерсена покорили всех маленьких читателей без исключения.

Воспоминания из детства легли в основу сюжетных линий волшебных историй Андерсена. Всеми любимые персонажи его сказок - это обыкновенные животные, такие, как кошки, собаки или куры; кухонные принадлежности; незамысловатые цветы и растения, поблескивающие под лучами солнца на лесной опушке. Но именно этих незатейливых героев ждут малыши перед сном. Его сказки для малышей завораживают. Недаром, по мотивам детских произведений Андерсена сняты сотни мультфильмов по всему миру. И читать сказки Андерсена детям родители начинают очень рано.

Почему нужно читать сказки Андерсена детям?

Как известно, дети не терпят однообразия, поэтому увлечь их книгой не так уж просто. Однако все сказки Андерсена обладают уникальным, неповторяющимся сюжетом, что и вызывает восторг и огромный интерес у детей. Со страниц книг Андерсена ребёнок всегда узнает что-то ранее неведомое и вместе с тем захватывающее и увлекательное. При этом он приобретает разносторонность мышления и яркую фантазию. Так, после прочтения сказки Андерсена «Соловей», почему бы не углубиться в мысли о Китае. Или рассказать малышу о Дании, отвечая на его неиссякаемые вопросы, после знакомства с прекрасной историей «Калоши счастья». А всемирно известная «Снежная королева» в воображении детей представляется остросюжетной авантюрной историей, развязки которой они ждут с нетерпением. Причиной тому - система ярких и уникальных образов автора.

Ещё одна характерная особенность сказок Андерсена – практически полное отсутствие в них насилия и жестокости, за исключением двух эпизодов: похищения Дюймовочки и возможной казни Солдата в «Огниве». Сказочные истории Андерсена пронизаны мудростью и добротой, пусть и, порой, конец их печален («Русалочка»).

Однако ценить сказки Андерсена, в первую очередь, следует за стремление писателя достучаться до самого сердца маленьких читателей.

Духовное и нравственное воспитание детей через сказки Андерсена

Смысл каждой сказки Андерсена весьма глубок, а тематика историй обширна. Ниже представлены основные темы его детских произведений.

1) Гуманность, героизм и самоотверженность.

Этим сильным качествам посвящены такие сказки, как «Дикие лебеди», «Снежная королева». Так, отвага и неугасаемая вера в человека Герды вызывает только восхищение.

2) Безмерная сила любви.

Именно это движет и маленькой Гердой, и Русалочкой, и стойким оловянным солдатиком. Любовь в сказках Андерсена – чувство, способное преодолеть горечь разлуки и все трудности, возникающие на пути.

3) Смысл жизни и искусства.

Эта тема ярко представлена в нескольких сказках писателя: «Лен», «Сальная свечка», «Последний сон старого дуба».

4) Сострадание и милосердие.

Чуткость сердца Герды помогла справиться со злом и завистью, жадностью и равнодушием.

5) Умение ценить и любить жизнь.

Так, в сказке «Соловей» живой соловей был желаннее, чем искусственная птица, ведь именно настоящей птице было подвластно излечение императора.

Многие родители сомневаются в необходимости читать сказки Андерсена детям. Их колебания вызваны грустным окончаниям некоторых историй писателя, а также присутствием в сказках темы смерти. Но ведь главное, к чему стремится в таких историях Андерсен – это показать, что огромное значение для человека имеют его поступки и действия при жизни, они навсегда остаются в памяти, даже после ухода человека из жизни.

Таким образом, сказки Андерсена читать детям нужно, но всегда помнить, что некоторые из творений писателя обращены к детям старшего возраста и взрослым. Поэтому лучше продуманно подойти к этому вопросу и выбирать сказки Андерсена, учитывая возраст ребёенка (как правило, начинать знакомить со сказочным миром Андерсена лучше детей, достигших пятилетнего возраста). Детские сказки писателя станут достойным проводником в увлекательный мир литературных шедевров.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1. (отвечай честно)

______________________________________________________________________

  1. Почему?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Спасибо!

Ответь, пожалуйста, на вопросы моей анкеты:

  1. Какие сказки Ганса Христиана Андерсена ты читал?

______________________________________________________________________

  1. Какая сказка тебе понравилась больше всего?

______________________________________________________________________

  1. Какие сказки Г.-Х. Андерсена любят твои родители?

______________________________________________________________________

  1. Как ты думаешь, о чём сказки Андерсена?

______________________________________________________________________

  1. Какие сказки Андерсена ты посоветовал бы мне прочитать?

______________________________________________________________________

  1. Что ты больше любишь, читать или играть в компьютерные игры? (отвечай честно)

______________________________________________________________________

  1. Почему?

______________________________________________________________________

  1. Как ты думаешь, почему дети стали меньше читать?

______________________________________________________________________

  1. Если бы Андерсен жил в наше время, о чём бы он написал бы сказку?

______________________________________________________________________

  1. Из какой сказки Андерсена получилась бы хорошая компьютерная игра?

______________________________________________________________________

Спасибо!


Предварительный просмотр:

Устный доклад в рамках проекта «Сказочные сны Андерсена»

ученика 4 класса «Б» средней школы №15 Кинк Яна

Слайд 1. Я хочу представить вашему вниманию свой проект - «Сказочные сны Андерсена»!

Слайд 2. В наши дни дети всё чаще увлекаются компьютерными играми, телевизионными программами и всё меньше и меньше времени уделяют чтению книг. А ведь удивительные, захватывающие и необыкновенные приключения могут вас поджидать не только в мире виртуальной игры, но и на страницах книг!

Слайд 3. Но, как бы не влиял на нас компьютерный век, дети во всём мире любят волшебные сказки! Я выбрал сказки Ганса Христиана Андерсена потому, что они учат добру, высмеивают глупость и жадность, они как шкатулка с потайным дном – читаешь сказку, а задумываешься об очень важных вопросах, они наводят детей на размышления.

Слайд 4. Целью моего проекта было понять, чем отличаются сказки Андерсена от других сказок, за что их так любят дети и взрослые во всём мире. А также узнать, что предпочитают ребята из моего класса: играть в компьютерные игры или читать, и почему?

Слайд 5. Я познакомился с биографией Ганса Христиана Андерсена; перечитал сказки, которые были мне знакомы с детства, а также прочитал много новых для меня произведений, таких как «Ель», «Эльф розового куста», «Гречиха», «Скверный мальчишка», «Капля воды», «Девочка со спичками». Читая сказки, я старался понять, что именно скрыто за сказочными событиями сюжета, что автор хотел сказать своим маленьким читателям, чему научить.

Слайд 6. В ходе работы над проектом я сделал книжку-панорамку с иллюстрациями к наиболее запомнившимся моментам сказок, изготовил макет по сказкам Андерсена и даже пробовал сам писать сказки!

Слайд 7. Сам Андерсен так говорил о сказке: «Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазках».

Слайд 8. Перу Андерсена принадлежат около 170 сказок.

Слайд 9. Мне стало интересно, так как же прошло детство великого сказочника и волшебника, почему его сказки стали такими причудливыми и неповторимыми?

Ганс Христиан Андерсен родился 2 сентября 1805 года в небольшом датском городке Оденсе на острове Фюн в семье башмачника.

Слайд 10. Его родители - были людьми совсем небогатыми, но они очень любили сына.

Слайд 11. Город Оденсе, где родился Андерсен, был похож на волшебный деревянный ларец. Жили в нем искусные мастера, резчики по дереву. Вырезали они и фигуры для кораблей - Русалок, Нептуна, Сирен, и сказочные цветы на окнах домов. Дед Андерсена тоже был резчиком. В свободное время он вырезал для ребятни задумчивых коров с крыльями и людей с головами птиц.

Слайд 12. «Моя Родина Дания, - говорил Андерсен в автобиографии, - поэтическая страна, богатая народными сказками, старинными песнями, историческим прошлым…» Многие сказки, такие как «Огниво», «Маленький Клаус и Большой Клаус» явились пересказом услышанных когда-то в детстве народных сказок.

Слайд 13. Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Любил он слушать и нехитрые истории моряков.

С детства будущий писатель любил мечтать и сочинять истории, устраивать домашние спектакли. Когда отец Андерсена умер, мальчику пришлось работать ради пропитания. В раннем детстве Ганс Христиан был замкнутым ребёнком, любимой игрой которого был кукольный театр .

Слайд 14. Театр был самым сильным увлечением Андерсена, которое он пронёс через всю жизнь.

Ганс окончил гимназию, а потом и университет. Начал издавать книги.

Слайд 15. На первые гонорары с помощью друзей Андерсен отправляется в путешествие за границу. Гюго, Диккенс, Гёте, братья Гримм, Дюма, Вагнер, Шуман, Мендельсон, Лист - со всеми этими людьми Андерсен познакомился и подружился во время поездки.

Слайд 16. Все они были очарованы его сказками и преклонялись перед его талантом.

А вы знаете, что Ганс Христиан Андерсен встречался с великим русским сказочником Пушкиным? У него даже был его автограф!

Слайд 17. А сказку Андерсена «Новое платье короля» разместил в первом букваре Л. Н. Толстой .

Слайд 18. На родине, в Дании, признание к Андерсену пришло позднее. Когда Андерсену исполнилось пятьдесят лет, на Родине ему был поставлен памятник.

Слайд 19. Сегодня без его сказок немыслимо детство любого человека. Его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого.

Слайд 20. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя - это Золотая медаль Ганса Христиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.

Слайд 21. А вы знаете, что в Копенгагене поставлен памятник героине сказки «Русалочка», именно она стала символом столицы Дании.

Слайд 22. Кто же является героями сказок Андерсена?

Простые домашние вещи: кухонная утварь, детские игрушки, предметы одежды, растения, цветы, которые можно встретить в поле, в огороде; совсем обыкновенные, окружающие нас животные и домашние птицы – всё это любимые сказочные персонажи Андерсена. Каждый со своей историей, характером, речью, своим юмором, капризами и причудами. Сам Андерсен так говорил: «Часто мне кажется, будто самый маленький цветочек говорит мне: «Только взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни!»

В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость – как в настоящей жизни. Он был великим сказочником и понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. (Г.Х.Андерсен стал добрым советчиком для всех детей).

Слайд 23. А вы знаете, что в переводе с датского Оле-Лукойе означает Оле Закрой Глазки. Этого персонажа Андерсен не придумал, творитель снов с давних времен существовал в датском фольклоре, но Андерсен прославил его на весь мир, вложив в уста этого персонажа самые прекрасные сказки.

Слайд 24. Так чему же могут нас научить сказки Ганса Христиана Андерсена?

Почему мы так верим его сказкам, так переживаем за его героев?

Андерсен умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу. Он обладал талантом, редкой способностью замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз.

Читая сказку «Свинья-копилка», мы представляем себе жадину-богача, изнеженную барышню мы назовём «Принцессой на горошине».

Слайд 25. Любовь в сказках Андерсена побеждает горе и разлуку, она возвращает к жизни. Но она же заставляет жертвовать жизнью, как в сказках «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик». Очень часто любовь в сказках Андерсена самоотверженная, верная до конца. Но как часто его сказки заканчиваются гибелью главных героев!

Слайд 26. В сказке «Соловей» Андерсен рассказывает о величии настоящего искусства. Песня настоящего, живого соловья побеждает даже смерть! Механический же соловей у Андерсена жалок и ничтожен.

Слайд 27. Знаменитая сказка «Снежная королева» рассказывает нам о мужестве, стойкости, доброте. Вот что отвечает мудрая финская женщина оленю, когда тот просит наделить Герду небывалой силой: «Сильнее, чем она есть я не могу её сделать. Неужто ты сам не видишь, как велика её сила? Подумай, ведь ей служат и люди и животные! Она босиком обошла полсвета! И эта сила скрыта в её сердце!»

Слайд 28, 29. И во многих других сказках Ганса Христиана Андерсена всегда можно найти потайной, скрытый смысл.

Слайд 30. Я пришёл к выводу:

Сказки Андерсена учат нас большим человеческим чувствам!

Они учат обращать внимание на обычные вещи, (которые окружают тебя в реальной жизни); идти по дороге своей мечты и не отчаиваться; (думать о последствиях своих слов и поступков). В сказках у Андерсена не много детей, зато живут они в мире взрослых самостоятельно, часто не очень радостно, зато по-настоящему. И поэтому веришь таким сказкам, как реальным историям из жизни.

Слайд 31. «Жизнь сама по себе является самой прекрасной сказкой», - говорил Андерсен.

С Гансом Христианом Андерсеном (1805-1875) давно знакомы все на свете! Его книги читают в детстве, перечитывают в школе, покупают своим детям. Андерсена не случайно называют добрым мечтателем.

Слишком трудно ему жилось, приходилось преодолевать чёрствость и равнодушие окружающих. Он слышал от учителя страшные пророчества: «Из вас не выйдет ничего путного! Вы собираетесь заняться бумагомаранием, но никто не будет читать ваших писаний. Их будут скупать на макулатуру...» - и не отчаивался, продолжал мечтать. И хорошо, что учитель ошибался в нём. Кто теперь помнит имя этого учителя? А его ученика из бедного квартала, сына сапожника, знают и любят!

Деревянные башмаки, самодельные игрушки, картонные фигурки, старые театральные афиши - вот всё его богатство. Он разыгрывал сам с собой представления, был принцем и отважным рыцарем, выходил на бой с несправедливостью и жестокостью и всегда побеждал. Пусть над ним смеются, пусть дразнятся, называют фантазёром. Он вырастет - докажет, что быть фантазёром вовсе не смешно. Какая сказка вам вспоминается? Правильно, «Гадкий утёнок»!

Сказки писателя основаны на жизненном подтексте. Но главное, что есть в каждой из них, - это сострадание, преданность, смелость, доброта, любовь. Сказки Андерсена имеют двойной смысл, который в полной мере могут понять только взрослые люди.

Интересна и поучительна книга Геннадия Цыферова «Мой Андерсен». В ней он рассказывает о своём понимании произведений датского сказочника, обращает внимание на отдельные факты из его жизни, находит связи между замыслом и многозначительной деталью самых известных сказок. Полезное чтение для внимательных читателей!

Геннадий Цыферов

Мой Андерсен

Рассказать биографию Андерсена, наверное, не столь трудно: он был сыном прачки и сапожника. Учился на казённый счёт в гимназии, работал ткачом, служил в театре, стал знаменитостью, а когда его хоронили, то за гробом шёл сам король и целая толпа блестящих принцесс и принцев.

Но о том уже много писалось. Я хочу поведать о другом. Андерсен писал сказки, а какова их история?

ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК

Когда я впервые в детстве прочёл эту сказку, я плакал. Стойкий оловянный солдатик погиб в огне. «Ах, - думал я, - неужели нельзя было сделать так, чтобы оловянный солдатик спокойно дожил до старости, чтобы у него выросла борода колечками? Поутру, когда бы он выходил на улицу, бороду трогал бы ветер, и она бы звенела. И танцевали бы вокруг бабочки, а сам солдатик служил бы музыку и утешался».

Но он так и умер безутешным.

Может, Андерсен не любил своего солдатика?

Нет, дело совсем в другом.

Пыля и сверкая, шли тогда по улицам звёздные полки императорских гренадеров, и каждый кричал им «ура».

Взрослые ведь тоже любят играть. А гирлянды пуговиц, а малиновые воротники, а маленькие, точно солнышко, эполеты! Ну что может быть веселее такой забавы?!

И лишь один человек в городе молчал - старый сапожник Андерсен. Он не любил шутовства. Дробь военных барабанов он всегда заглушал стуком своего молотка. И чем громче бил барабан, тем сильнее стучал сапожник.

Но сколько он ни трудился, семья никак не могла свести концу с концами - вечно не хватало денег. И тогда, махнув рукой, он пошёл в солдаты. Сапожник сделал это вместо какого-то богача, и тот щедро заплатил ему.

Грустно, но что поделаешь? Даже если бы отец Андерсена починил все сапоги города, он не получил бы столько.

Так и стал сапожник гренадером. Только тому гренадеру совсем не кричали «ура».

Высокая меховая шапка - гордость блистательного гвардейца вечно лезла ему на глаза, а в дождь он просто походил на пугало. И в полку частенько хохотали над ним: «Ну и солдат!» Но грянул бой, и смех кончился.

В сражении тот маленький солдатик держался стойко и прямо, точно древко полкового знамени. И, наверное, за такую храбрость он бы получил награду. Но император проиграл войну, а императорский солдатик проиграл свою жизнь.

Из последнего похода Андерсен вернулся совсем больным, а вскоре умер, так и не успев починить последний солдатский сапог. В тех рваных сапогах его и похоронили. Похоронили на высоком юру, и, говорят, вместо знамени жена накрыла его чёрным платком...

Так вот почему Андерсен написал эту сказку. Она - вечная память об отце, последний венок на его могилу.

Но сегодня тому солдатику завидуют даже маршалы. Так прекрасна и добра повесть о нём.

ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ

Кто-то сказал: наше сердце подобно очарованному сундучку - и зло и добро там лежат рядом. Может быть...

Но вот что я вам расскажу. Это было в Копенгагене. В тот день одна девочка продавала спички:

Купите, господин! Купите, пожалуйста!

Но ни тихое «пожалуйста», ни дрожащая ручонка - ничто не могло помочь ей. Люди не желали останавливаться.

Похрустывал снег под ногами, заиндевевшие деревья становились похожими на старинные парики, а робкая девочка, точно тоненькая свеча, по-прежнему стояла на углу. И вдруг, озябнув, её голосок сломался, будто хрупкий новогодний шар. И тогда, словно услышав тот звук, кто-то осторожно положил руку на её плечо: «Возьми, пожалуйста», - произнес он голосом принца. И сама мечта, драгоценная монетка, упала на её ладонь.

Наверно, тут бы и надо кончить рождественскую сказку, но, к сожалению, девочка подняла глаза - на шее принца вместо блестящего, сверкающего кашне... было старенькое полотенце. И опечаленная девочка вернула ему монету.

Вы добры, но я не могу пять последнее, - прошептала она. Вот и всё. Остается добавить, что тем принцем был молодой Андерсен. А годы спустя он написал сказку.

В той сказке девочка умерла, но сказочник не мог поступить иначе. По-прежнему бедные дети, точно тоненькие свечи, стояли на улицах. И добрый Андерсен знал: если они погаснут, в Копенгагене станет темно и грустно.

Вот почему он и написал сказку с печальным концом. Ведь только печальное делает чёрствых людей добрее.

ДЮЙМОВОЧКА

У Христиана Андерсена есть прекрасная сказка о Дюймовочке. Сказку знают многие, но мало кто догадывается, почему Андерсен написал её.

Так вот послушайте...

В Дании все маленькие люди - дети, и сам Андерсен когда-то был ребёнком. Он носил бархатную курточку, бархатную шляпу, бархатные брючки на лямках. А ещё он любил петь и каждую весну мерил свой рост. Встав на цыпочки, мальчик прислонялся к дверному косяку, и мать делала новую зарубку. Зарубки росли, а родители радовались: «Как вытянулся ребенок за зиму. Подумать только!»

Но однажды, взглянув на зарубку, мать вдруг ахнула: «Боже! Да если так пойдёт дальше, нам придётся прорубить в потолке дырку. Наш дом слишком мал для такого великана!»

Христиан после слов матери стал печальным. Теперь он только и думал о том, как стать меньше.

А когда стаял снег и проснулись ручьи, сапожник Андерсен отложил молоток и позвал сына: «А не пойти ли нам в поле?»

Цветы, цветы, цветы... Их лёгкий запах дурманил голову, и она кружилась, точно ярмарочная карусель, та карусель, которая сначала медленно и плавно, как в старинном танце, а потом всё быстрее и быстрее кружится под звуки невидимой шарманки и звонких серебряных колокольчиков.

А потом, потом Ганс вдруг заметил: из большого алого бутона медленно выползает плюшевый шмель. Шмель гудит, и цветок чуть покачивается, точно сказочная погремушка.

Папа, папа! - удивился Христиан. - Они живут там?

Да, - равнодушно кивнул отец. - Разве ты не знал?

Нет, сын совсем не знал об этом.

А как хорошо стать маленьким и жить в цветочном бутоне! И все бедные дети, кому негде жить, тоже станут маленькими и будут жить вместе, точно золотые шмели, точно маленькие эльфы - принцы цветов. Весь день сражаются эльфы на солнечных лучиках - своих игрушечных шпагах. Но эти солнечные шпаги никого не ранят. Едва касаясь сердца, они щекочут эльфов и заставляют их смеяться. Эльфы хохочут, хохочут нежно и звонко, точно карнавальные бубенцы...

Ах, если бы это могло случиться на самом деле!

Но на самом деле Андерсен вырос большим. Вот почему он и написал «Дюймовочку». Ведь Дюймовочка - это просто мечта очень бедного детства.

Я рассказал вам три печальные истории. И вы, наверное, подумали: грустный человек этот Андерсен!

Так знайте: вот что писали о нём сто лет назад: «У нас в Дании никто не умеет улыбаться подобно Андерсену».

И в сказках его тоже всегда чувствуешь эту светлую улыбку.

Ну, вспомните хотя бы «Огниво» - сказку о солдате и трёх собаках.

Давным-давно в городе Копенгагене король Христиан IV построил круглую башню. И с той поры эта башне стояла на главной городской площади.

Торжественно и сурово смотрела она на маленькие копенгагенские домишки, и те смущённо жались по углам площади, боясь подступиться. И в самом деле, разве мог хоть один из них сравниться с величественной башней?! Почти все черепичные крыши копенгагенских зданий были похожи на бабушкины чепцы. И только круглую башню венчало нечто подобное рыцарскому шлему. А ведь давно известно, что всё высокое, рыцарское внушает уважение.

Поэтому не только дома, но и все жители Копенгагена гордились своей каменной громадой. И лишь одно обстоятельство смущало их...

У каждой достойной башни есть свои мрачные легенды. Но что могли рассказать о своей копенгагенцы?

В 1716 году, например, на башню въехал верхом русский царь Петр I.

Это смешно? Это красиво.

Но где же мрачные события?

Текло время, текла вода в каналах, а долгожданные события не свершались.

И тогда копенгагенцы поклонились сказочнику.

«Уважаемый господин Андерсен, - сказали жители Копенгагена, - очень просим вас сочинить что-нибудь мрачное о нашей круглой башне».

Андерсен, конечно, очень хотел помочь родному городу.

Ом очень любил свой город, склоненный над водой каналов, свой маленький Копенгаген.

Андерсен смотрел на него, и ему казалось, что город тихо дремлет, чего-то ждёт, о чём-то мечтает... Может быть, о том времени, когда он станет большим, знаменитым и принесёт славу своей стране, своему народу?..

Но сколь ни пытался Андерсен сочинить страшную легенду, мрачные мысли так и не шли в голову.

А честолюбивые сограждане торопили: «Когда же? Когда же?!»

И, наконец, Андерсен решился.

Долго-долго писал он сказку. Однако когда закончил, то весьма удивился. Ни о башне, ни о самом Копенгагене там не было ни слова.

«Что же делать?» - подумал Андерсен. Подумал и вдруг расхохотался: «А что если сравнить глаза собаки с башней? Правда, нелепо, но зато так неожиданно, и невольно запомнит каждый».

И великий сказочник так и поступил.

Тогда копенгагенцы очень обиделись.

Но теперь... Теперь все знают о той круглой башне, похожей на собачий глаз.

И если кто-то приезжает в Копенгаген, он первым делом идёт на площадь, чтобы посмотреть на это чудо.

Так вот что наделал Андерсен своей сказкой. Он не только прославил башню, но и на целое столетие удивил людей!

ДОЛЛАР АНДЕРСЕНА

Обычно говорят: Андерсен умер бедняком. Но это немножко не так. И даже совсем неверно. После его смерти остался доллар.

Вы скажете, очень мало. Но сегодня многие 6огачи Копенгагена говорят, все наши миллионы мы отдали бы за доллар Андерсена.

Чудаки?! О нет!

Лучше послушайте. Грустному Андерсену всегда жилось нелегко. А одной зимой так плохо, что он даже не мог выйти из дома - не было пальто.

И сказочник сердился:

«Каков мир? - думал он. - Я дарю ему сказки, дарю радость, а он, он не хочет подарить мне даже старенькое пальто. А может быть, это плата за шутку. Недавно я написал о голом короле. И вот теперь я тоже почти голый сказочник. Голый сказочник...» - Андерсен вновь повторил это слово и вдруг рассмеялся.

Великое торжество. Столь великое, что на площади собрались все зеваки Копенгагена. Раскрыв от любопытства рты, точно жерла маленьких пушек, они встают на цыпочки и спрашивают: «А что, что там?»

А там, под громкую медь оркестра, возлагают на чело Андерсена тяжёлый венок. Худенькие поэты, вытянув гусиные шеи, бормочут хвалебные стихи. А толстые министры говорят пышные речи: «Наш Андерсен - это слава Дании!..»

И Андерсен вновь захохотал. Так смеялся он до самого вечера.

И на улице уже стали останавливаться прохожие и тоже неизвестно чему улыбаться. А к ночи, наверное, смеялся весь Копенгаген.

Но вечером в доме сказочника внезапно раздался звонок, и торжественный почтальон протянул письмо.

Писатель бистро вскрыл конверт и... покраснел. На его ладони лежал доллар.

Да это же милостыня! Обессиленно он опустился на стул и... вдруг заметил. Из конверта выпал маленький клочок бумаги, исписанный детским почерком.

Так значит доллар совсем не милостыня короля, графа, лорда? Нет, нет! Просто один мальчик из Америки прислал ему свои сбережения.

И последняя тучка ушла с лица Андерсена. Он улыбнулся. Ну что же, пусть нет пальто, но зато - любовь и чудо!

Вот почему все копенгагенские богачи сегодня завидуют Андерсену. Долларов у них миллионы, но такого доброго нет.

Конечно, трудно сначала понять, каков был Андерсен на самом деле. И какие писал он сказки...

Знаешь ты, например, как льют колокольчики? В каждый колокольчик обязательно добавляют каплю серебра. Вот он и звенит...

Если в смешную сказку добавить каплю чистой грусти, она тоже зазвенит.

Всякий раз после сказки Андерсена вы словно слышите звон, долгий и робкий. Потом можно даже забыть, о чём она, но робкий звон навсегда останется в сердце.

И если затем когда-нибудь добрые воспоминания тронут наше сердце, оно вновь заменит, и вы опять вспомните вашего Андерсена.

Вот почему его сказки нельзя разделить на грустные и весёлые - они все просто прекрасны. Так прекрасны цветы, прекрасны деревья, прекрасна наша далёкая детская жизнь.

ГАДКИЙ УТЁНОК

Говорят, у нежной сказки должно быть красивое имя. Одну из своих лучших сказок Андерсен назвал «Гадкий утёнок». И, однако, нет в мире прекраснее её. Целое столетие люди плачут над ней от радости и горя.

Возблагодарим же за неё Ганса Христиана Андерсена и попробуем узнать историю её создания. Она проста.

Однажды датского сказочника попросили написать автобиографию. А именно: почему он стал сказочником. Андерсен долго мучился, кусал перо. Он не знал, с чего начать. И вот, когда он, наверное, в сотый раз укусил своё пёрышко, пришла, наконец, та далёкая, далёкая фраза: «гадкий утёнок». Так его кто-то назвал в детстве. С этого-то всё и началось.

Да-да, тогда у маленького Андерсена рос длинный нос. А его уши походили на маленькие крылышки. Мать, правда, не очень огорчалась: подумаешь, был бы ум в голове. Но соседи, соседи думали совсем другое. И маленький Андерсен часто плакал, а потом от обиды вдруг начинал мечтать...

Обычно он делал это в сумерки. Тогда стихало и смолкало всё. И каждый звук был полон затаённого смысла. И будто говорил ему: «Утешься». Что бы ни случилось, он непременно вырастет красивым принцем: пунцовый плащ, бархатные сапоги, а главное, главное - у него будет нормальный нос и нормальные уши.

Вы спросите: что проку в наших детских мечтах? Со временем они облетают, точно осенние листья.

Однако те трепетные листья не облетели. Нет, нет! Взрослый Андерсен написал удивительные сказки. Там говорили птицы, смеялись деревья, танцевали цветы, а некрасивые люди могли по праздникам каждый раз менять носы и уши!

И так легко и искусно было то придумано, что все восхитились.

«Как трогателен этот Андерсен», - стали говорить люди.

И с той поры его видели лишь таким, каким он видел себя в той сказке: прекрасным лебедем.

Так вот какова притча о гадком утенке. Она будто волшебное зеркальце в серебряной оправе. Стоит в него взглянуть - и всё переменится к лучшему.

Эта сказка - одна из самых добрых и чистых надежд.

Так свети вечно, зеркальце! И пусть ваши слёзы, упавшие на него, станут добрыми цветами!

ЛЁГКАЯ ЗЕМЛЯ

Теперь мне осталось сказать самое трудное. Сказать о смерти Андерсена. Но, наверное, лучше вспомнить сказку.

Была когда-то древняя страна. И ходил по той стране слепой певец. Всюду он пел свои песни и шёл дальше, дальше... Взрослые, встречая его, кланялись, а дети спрашивали: «Ты кто?»

И не желая их пугать, он отвечал: «Я человек с закрытыми глазами».

Но дети вновь спрашивали: «А почему ты стучишь палкой?» И улыбаясь отвечал им слепой: «Я ищу лёгкую землю, где можно посадить мои цветы».

А когда слепой певец умер, плакала вся страна. И лишь дети говорили: «Ну что вы, просто он нашёл лёгкую землю, где можно посадить цветы».

И целое столетие потом на той земле цвели розы. А спустя тысячу лет, в ту страну приехал Андерсен и нашёл прекрасную розу. О той розе и написал он сказку...

Теперь на земле Андерсена, на маленьком холмике, тоже цветут розы.

А дети Копенгагена говорят: «Нет, нет, он не умер, он просто нашёл лёгкую землю».

Да, великие поэты и сказочники никогда не умирают! Они просто находят лёгкую землю, чтобы посадить там цветы.

Литература

Цыферов Г. Мой Андерсен. - М.: Малыш, 1969.

Алексеев Н. Сказка сказок (К 200-летию со дня рождения Г.-Х. Анднрсена) / Пионер. - 2005. - № 4. - С. 10-12.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...