Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Что означают символы на гербах? Геральдика: значение символов и цветов. Виды, форма щитов и их значение в геральдике Язык символов геральдика

Имеет глубокие исторические корни. Еще на заре зарождения человечества существовали наскальные рисунки-символы, когда художники максимально выразительно передавали сущность изображаемого объекта, используя минимум средств. Были и иероглифы, и фетиши, и тотемы, и пиктография...

В средние века в Европе появились гербы в классическом, традиционном понимании. Сначала это были личные знаки рыцарей, превратившиеся в наследственные, родовые. В дальнейшем гербы стали символами независимости (суверенитета) территорий, городов и даже целых государств. Главные элементы современных государственных гербов - щит, шлем, намет, мантия - как бы переносят нас в эпоху крестовых походов.

Описанием и толкованием гербов изначально занимались герольды, входившие в свиты крупных феодалов и нередко игравшие роль судей на рыцарских турнирах. Герольды выработали на практике особые правила составления рыцарских гербов, которые имели свои особенности в каждой стране, но в основном были общими для всех и строго соблюдались. В более близкое к нам время геральдика из прикладного знания дворянского общества стала превращаться во вспомогательную историческую дисциплину. Ее азбуку необходимо усвоить всем, кто хочет понимать почти забытый язык символов.


Основой большинства гербов служит щит. Щиты бывают разной формы и в зависимости от этого получили разные названия. Щит треугольной формы называют варяжским, овальной - итальянским, квадратной и слегка закругленной снизу - испанским. Наибольшее распространение в геральдике, в том числе российской, имел французский щит - четырехугольный, заостренный внизу. Сложной формой отличается немецкий щит, так называемый тарч. У реального тарча в выемку в правой части вставляли копье. Следует помнить, что при описании изображений на щите в геральдике принято называть правой частью то, что мы видим слева, и наоборот. Надо представить стоящего перед вами воина, который держит щит. Его правая рука будет приходиться против вашей левой, а левая - против правой.

В средневековье сложилась традиция описывать герб и его цветовую гамму, используя понятия «металлы», «финифти» и «меха».

Металлы - это золото и серебро, которые не случайно называют благородными. Только эти два металла используются в знаковой системе геральдики, хотя воинственные обладатели гербов ценили отнюдь не меньше прочную сталь меча и панциря. В реальной жизни, однако, далеко не каждый рыцарь имел возможность украшать свои доспехи драгоценными геральдическими знаками. Обычно их рисовали золотой или серебряной краской, а чаще более доступными - желтой и белой. С развитием геральдики таким цветом стали передавать благородные металлы. Графически же золото показывают точками, а серебро - просто чистым полем.

В силу различных причин в геральдике произошел строгий отбор цвета. После выделения в группу «металлов» желтого и белого цветов стали использовать при составлении гербов только пять красок, которые принято называть финифтями или эмалями. Вот эти пять «рыцарских» цветов: красный (червленый), голубой (лазоревый), зеленый, пурпурный и черный. Пурпур в гербах изображали лиловым и лилово-красным, темно-синим и другими оттенками синего. Расхождение связано с тем, что натуральную краску «пурпур» добывали из двух различных видов раковин в Средиземном море. Один давал темный, фиолетовый оттенок, другой - так называемый тирский пурпур - огненно-красный.

Финифти в геральдике изображают соответствующими красками, а графически обозначают: красный - вертикальными линиями, голубой - горизонтальными, зеленый - диагональными линиями справа, пурпурный - диагональными линиями слева, черный - пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями. Соблюдают тут и старинное правило: при составлении герба металл на металл и финифть на финифть не накладывать.

Цвету придавали конкретные символические значения, причем толкований было множество. Укажем наиболее общие из них, приведенные французским геральдистом XVII века П. Асельмом: «Золото означает христианские добродетели - веру, справедливость, милосердие и смирение - и мирские качества - могущество, знатность, постоянство, а также богатство. Серебро из добродетелей означает чистоту, надежду, правдивость и невинность, а из мирских свойств - благородство, откровенность, белизну. Красный цвет соответствует любви, мужеству, смелости и великодушию; черный - осторожности, мудрости и постоянству в испытаниях; синий - целомудрию, честности, верности и безупречности; зеленый - надежде, изобилию, свободе и радости. Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство». Кроме того, цвет в гербах имеет и другие значения: красное поле - кровь, пролитую за церковь или государя, синее поле - небо, зеленое - луговую траву, черное - мрак, печаль.

Традиция обивать щиты мехом уходит в древность. Поэтому не случайно, что и в гербах можно встретить изображение меха. В геральдике используют меха горностаевый и беличий, конечно, в условном изображении. Горностаевый мех - белый с черными хвостиками. Беличий мех состоит из шкурок белых и голубо-серебристых, расположенных попеременно в виде условных фигур.

Чтобы разместить на щите несколько фигур, его условно делят на части. Рассечение - это деление по вертикали, пересечение - деление по горизонтали. Щит может быть скошен, то есть поделен по диагонали справа или слева. Встречается и сочетание таких делений. Если щит одновременно рассечен и пересечен, его называют четверочастным, состоящим из четырех частей. Возможно и сочетание диагональных делений.

На щитах гербов можно увидеть самые разнообразные изображения. На языке геральдики их принято называть фигурами. Различают прежде всего фигуры геральдические и негеральдические. Стоит запомнить, что геральдическими фигурами называются те части поверхности щита, которые выделяются при делениях и окраске. Все геральдические фигуры делятся на первостепенные, кресты или второстепенные.

Первостепенными геральдическими фигурами называют наиболее часто встречающиеся деления щита, образованные горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями. Верхняя часть поля щита, которую отсекает горизонтальная линия, называется главой или вершиной. Точно так же образуется расположенная в нижней части поля щита оконечность, или подножие. Полоса, заключенная между двумя рассекающими щит линиями, получила название столба, а между двумя пересекающими щит линиями - пояса. Диагональная полоса через весь щит называется перевязью. Она может идти как справа, так и слева. Похожий на излом крыши знак, образованный двумя выходящими из одной точки перевязями, получил название стропила. Перевязи могут выходить как из верхнего, так и из нижнего края щита, и в последнем случае стропило будет называться опрокинутым.

Кресты - вторая группа геральдических фигур, достаточно обширная ввиду разнообразия форм. Многие считают, что символика креста связана с христианской религией. Однако кресты равноконечные с расширенными концами довольно часто встречаются на памятниках дохристианской эпохи. Первоначально знак креста был связан с поклонением людей солнцу (солярный культ) и выражал идею победоносности, покровительства и защиты. Что интересно - первые христиане отвергали изображения креста, считая его языческим знаком. Лишь в IV веке нашей эры, когда византийский император Константин Великий установил праздник «обретения» голгофского креста, на котором был распят Христос (Крестовоздвижение), изображение креста стало одним из основных христианских символов.

В геральдике простейший вид креста образуется путем соединения столба с поясом. Это так называемый геральдический крест. Соединение двух перевязей образует Андреевский, или косой, крест. Название связано с легендой об апостоле Андрее Первозванном, который был распят на диагональном кресте. Достаточное распространение в геральдике получил и вилообразный крест - соединение двух полуперевязей со столбом.

Все кресты могут изображаться на щите укороченными и иметь прихотливые декоративные завершения.
Различные геометрические фигуры относят к второстепенным геральдическим фигурам.
Это кайма, квадрат, острие (треугольник), брусок и гонт (прямоугольник), ромб, веретено (вариант ромба), круг. Если квадрат или треугольник (клин) расположен в одном из четырех углов щита, тогда данную фигуру называют вольной частью.

Кроме того, к этой же группе относятся условно изображаемый элемент рыцарского снаряжения - так называемый турнирный воротник, а также помещаемый в центре основного щита маленький щит, который в геральдике именуется щитком или сердцем щита.

Все прочие фигуры, встречаемые на гербах, являются негеральдическими, хотя иные и не встретить нигде, кроме как на гербах. Все негеральдические фигуры делятся на естественные, искусственные и легендарные.
К естественным фигурам относятся изображения человека, животных, птиц, пресмыкающихся, рыб, насекомых, земноводных, растений, светил и стихий, рек, гор и тому подобное. Самыми популярными в геральдике были изображения зверей и птиц, которые символизировали те или иные добродетели рыцарей.

Искусственными фигурами принято называть помещаемые в гербах разнообразные предметы, созданные человеком: орудия труда, корабли, постройки, музыкальные инструменты и прочее. Однако ничто в этой группе не может соперничать с изображением оружия. Это шлемы, мечи, копья и стрелы, топоры...

Но, пожалуй, самую загадочную для современного человека группу составляют легендарные фигуры, называемые иначе фантастическими. Среди них античные образы - кентавр, двуглавая и двухвостая сирены. Любили помещать в гербах изображения единорога, пегаса, дракона, гидры, феникса, козерога. К легендарным фигурам относится и двуглавый орел, принятый в качестве эмблемы на Руси в конце XV века.

Теперь поговорим о дополнениях к геральдическому щиту. Корона в государственном гербе, как правило, свидетельствует о суверенитете. Не случайно короны можно видеть на гербах не только монархий, но и республик. Королевская власть и пышные гербы Швеции или Норвегии - дань традиции, глубоко почитаемой народами этих стран с буржуазно-демократическим строем. Форма корон - расположение дуг, листьев сельдерея, зубцов, драгоценных камней, вид бархатной подушки - всему в геральдике придается значение. Различают довольно много вариантов короны: императорские, королевские, герцогские, княжеские, графские, баронские, и все они к тому же имеют национальные особенности.

Рыцарский шлем с короной или без нее нередко украшают нашлемники. Так называют фигуры, выходящие из короны. Это может быть и «возникающий» лев, и рука с мечом, и что-либо еще. Дополнением ко всему служат украшающие гербы мантии и наметы.

Мантия - традиционный атрибут парадного облачения монарха - выпускается из-под короны и изображается подложенной мехом.

Намет, если он украшает герб, можно принять за некое декоративное украшение, если не знать, что в геральдике нет ничего лишнего. Достаточно присмотреться к обрамляющим щит завиткам, как воображение нарисует нам скачущего всадника в шлеме с развевающимся по ветру покрывалом. Так оно и есть: перед нами действительно покрывало, которое прикрепляли к шлему рыцари во время крестовых походов в Палестину, где им пришлось искать способ укрыться от палящих солнечных лучей. В бою ткань рассекали удары мечей, и таким образом клочья ткани преобразились в гербах в знак рыцарского достоинства.

По воле составителей гербов у некоторых естественных фигур появилась особая роль - щитодержатели. Их обязанность - как бы поддерживать геральдический щит по сторонам.

Часто к гербу добавляется лента с девизом. Чаще всего девизы происходят от рыцарского боевого клича. Некоторые короткие высказывания имеют глубокий смысл, но нередко случается и противоположное - в силу исторических обстоятельств фраза претерпевает искажения и представляется нам бессодержательной. Однако в традициях геральдики наших дней бережно сохранять написанную фразу, какой бы непонятной она ни казалась. Наверное, в этом есть свой смысл. Встречается в гербах девиз без ленточки. Если щит круглый, надпись помещается, как правило, по окружности. Иногда под щитом на ленте или драгоценной цепи можно видеть высший орден государства.

Было бы заблуждением думать, что все без исключения государственные гербы соответствуют требованиям классической геральдики, а следовательно, приведенным выше правилам. В ряде стран после свержения правящих династий, например в Италии и Франции, отказались от прежней феодальной символики и создали новую. По новым принципам были составлены также гербы некоторых социалистических государств. Вспомним хотя бы герб Германской Демократической Республики, где в обрамлении колосьев пшеницы помещены молот и циркуль. Ряд молодых государств третьего мира после освобождения от колониальной зависимости, напротив, обратились к традиционной европейской геральдической системе. И порой только удивляешься, когда видишь на стенах некоторых посольств гербы с изображением пышных рыцарских доспехов в обрамлении тропической флоры и фауны.


На гобелене из Байё изображена битва при Гастингсе: множество рыцарей, практически не различающихся по внешнему виду. Согласно легенде, герцогу Вильгельму (будущему королю Вильгельму Завоевателю) тогда пришлось снять шлем, чтобы его узнавали в бою. Этот способ показался его преемникам опасным, и они изобрели геральдику. Языком ее «перевода» и по сей день остается нормандский. Геральдика занимается изучением гербов. Это искусство процветало в Европе в Средние века и в эпоху Возрождения, когда символам придавалось большое значение. Геральдические цвета (их называли тинктурами) подтверждали тесную связь геральдики и алхимии и были связаны с планетами, драгоценными камнями, знаками зодиака и т.д. Так, например, синий (лазурь) соответствовал Юпитеру, сапфиру и воздуху; красный (червлень) — Марсу, рубину и огню. Большой популярностью пользовались «металлы» — цвета золота и серебра.

Геральдические животные

В средневековых бестиариях (книгах о животных) описываются как хорошо известные, так и вымышленные мифические существа. Обычно в бестиариях давались изображение животного, его описание и некая мораль. Считалось, что у каждого живого существа есть символическое значение, поэтому, подобно «языку цветов», существовал и «язык животных». Когда человеку жаловали герб, подбирались символы, соответствующие качествам, которыми он обладал или которые стремился приобрести. В некоторых случаях символика гербов демонстрирует и чувство юмора.

Геральдические мифические существа

Мартлет — фантастическая птица, похожая на ласточку, но лишенная лап. Лапы ей не нужны: она всегда в полете и не будет отдыхать, пока не одержит победу. Эдуард III жаловал эту птицу рыцарям, которые неустанно трудились на поле брани во Франции, принося Англии желанные победы.

Мартлет — символ четвертого сына. Старший сын становился наследником, второй отправлялся на военную службу, третий — в церковь, а четвертому приходилось самому зарабатывать себе на жизнь.

Дракона с головой змеи, раздвоенным языком, туловищем льва, чешуйчатыми когтистыми лапами символизировал отважного защитника. В средневековой Европе его называли вестником грядущего несчастья и связывали с гневом и завистью. На Востоке считали знамением удачи и богатства. Центральноамериканское божество Кецалькоатль, пернатый змей, дал человечеству знания и был символом смерти и возрождения.

Единороги, символы чистоты и невинности, нередко становились геральдическими вестниками. Их популярность доказывают гобелены из парижского музея Клюни, посвященного Средневековью. На многих из них изображена женщина с единорогом слева и львом справа. Нередко на гобеленах запечатлены обезьяна и другие животные. По наиболее распространенной версии, гобелены символизируют пять чувств: слух, зрение, вкус, прикосновение, обоняние — и любовь. Фон гобелена — мильфлёр («тысяча цветов»), в котором переплетаются столько символов, что остается ощущение неудовлетворенности: мы не видим того, что казалось совершенно очевидным тем, кто ткал и некогда рассматривал эти гобелены.

Виверна — двуногое крылатое существо, напоминающее дракона, -символизирует силу, мужество и защиту. Грифон с туловищем льва и крыльями, головой и когтями орла считается быстрым, умным и отважным. Он символизирует могущество и власть.

Один из гобеленов цикла «Дама с единорогом» (музей Клюни, Париж, Франция).

Грифоны в лондонском Сити.

Положение животного В геральдике животных изображают в разном положении. Львы и лошади могут быть вздыбленными — стоящими на задних лапах. Шествующие животные опираются на три лапы (четвертая приподнята) — это символизирует решительность или твердость. Прыгающие животные (возможно, атакующие) — символ смелости и готовности храбро сражаться.

Цветы и деревья В геральдике также могут использоваться цветы и деревья. Например, символ «флёр-де-лис» (как правило, стилизованное изображение лилии или ириса) обычно связан с Францией и французским королевским домом, но в наши дни используется по всему миру. Символ города Флоренции — алый «флёр-де-лис». Сейчас он стал символом движения скаутов и часто встречается на флагах и логотипах.

Современная геральдика В Англии геральдика с 1484 года находится в ведении геральдической палаты, но древность ее происхождения не препятствует современным толкованиям.

На гербе Пола Маккартни соединены символы Ливерпуля и музыки: «птица лайвер» с гитарой в лапе. Происхождение этой загадочной птицы неизвестно до сих пор. Она появилась на печати города в середине XIV века и считалась бакланом, орлом или просто мифической птицей. Четверка «битлов» отмечена четырьмя резными эмблемами, напоминающими спинки жуков. Девиз на гербе — «Узрите мое сердце» («Ессе Cor Meum»).

На гербе Элтона Джона изображены клавиатура и футбольный мяч.

Красный вздыбленный лев на королевском флаге Шотландии.

Прекрасные лилии из часослова (ок. 1500).

Головокружительный орнамент из лилий на стенах аббатства Сен-Мишель-де-Фриголе (Прованс, Франция).

Раньше лорд-мэр Лондона ездил верхом, но после того, как в 1710 году его выбила из седла цветочница, пересел в золотую карету.

Лодочники Компаний виноторговцев и красильщиков на Темзе (Лондон, Англия).

Помимо собственно гербов (которые называются также геральдическим щитом), в качестве опознавательных знаков использовались гребни шлемов, которые позволяли узнать носящего и избежать проблем герцога Вильгельма.

Гильдии и ливрейные компании Гильдии — объединения ремесленников, существовавшие в древности в

Индии, Египте, Риме, Китае и мусульманских странах. В ХII-ХХ веках гильдии активно действовали в Европе, и отдельные их привилегии сохранились до наших дней.

В средневековой Англии ливреей называли еду, питье и одежду, которую выдавали слугам в знатных домах. Затем это слово стало означать определенную узнаваемую одежду и эмблемы, символизирующие привилегии и защиту, поэтому группы, занимающиеся разными ремеслами, стали называться ливрейными компаниями. В 1878 году на встрече ливрейных компаний был учрежден специальный экзамен «Сити энд Гилдс» («City and Guilds — «Город и гильдия») для проверки профессионализма мастеров. Изменения в торговле и производстве привели к некоторому упадку: стало меньше подмастерьев, обучающихся традиционным навыкам, и экзамен изменился под стать эпохе.

Лондонская Компания ювелиров до сих пор тестирует драгоценные и клеймит их своими символами. Компания рыботорговцев следит за санитарными условиями на главном рыбном рынке Лондона.

В лондонском Сити существует 118 ливрейных компаний. Все они принимают участие в шоу лорд-мэра, когда из лондонского музея вывозят золотой экипаж и мэр приветствует толпу, проезжая по улицам.

Члены гильдий до сих пор надевают традиционную форму по особым случаям. Пример — Компании виноторговцев и красильщиков, члены которых в алой униформе отправляются по Темзе на церемонию кольцевания лебедей (в прошлом лебедей не кольцевали, а делали отметины на клюве).

Полковник индийской армии и ею офицерская тросточка.

Вождь ашанти в традиционном кенте с булавой. Ткань изобилует символическими узорами.

Королевский кольцеватель лебедей и гильдиеры выезжают на шести гребных скифах под соответствующими флагами. Кольцевание занимает пять дней. Проплывая мимо Виндзорского замка, все встают по стойке смирно и отдают честь королеве, которой по закону принадлежит треть лебедей на Темзе. Данная церемония была важной, когда лебедей ели, а сейчас этот на первый взгляд бессмысленный обычай служит очень серьезной цели: помогает определить численность и здоровье птиц на реке. Молодых лебедей осматривают и взвешивают.

Сферы деятельности современных гильдий средневековым ремесленникам показались бы невероятными: Компания пилотов и навигаторов авиалиний, Компания изготовителей научных инструментов, Компания всемирных торговцев. У каждой гильдии есть собственный герб.

В США существуют Гильдия киноактеров и Гильдия писателей. Это профессиональные объединения того же плана.

Животные

Представители семейства кошачьих часто используются в геральдике. Леопарды и львы символизируют королевскую семью, доблесть и силу. В Египте обожествляли кошек. Черная кошка в Англии символизирует удачу, а в Европе в целом — несчастье. Кошки — ранний символ санкюлотов времен Великой и знак свободы. Изящная черная кошка стала символом «Чёрного кота» — парижского кабаре на Монмартре, существовавшего в конце XIX века.

Нередко в геральдике встречаются и медведи. Считается, что носящий их может перенять положительные свойства этого животного — силу и хитрость. Медведи обладают выносливостью и силой, важными для воина качествами. Пробуждение их от зимней спячки означает воскрешение. У викингов берсерки носили медвежьи шкуры в надежде перенять качества этих свирепых животных.

Египтяне считали кошку священным животным.

Павлин на фреске в Раджастхане (Индия).

Огромный скарабей в Карнаке (Египет).

Брошь-пчела.

Некоторые полки британской армии носят медвежьи шапки. Американские индейцы тоже хорошо относились к медведям, считая их сильными и скромными. Медведица — образец хорошей матери.

Пчела символизирует трудолюбие, усердие и творчество. Нередко пчел изображают в упорядоченном улье.

Скарабей (навозный жук) в Древнем Египте был связан с Хепри, богом солнца. Хепри катит днем по небу (а по ночам — под землей), как жук, катящий навозные шарики.

Много символов среди водных существ. Дельфины, например, означают безопасное путешествие, быстроту, милосердие и любовь, поэтому их часто изображают на картах.

Штандарты

Знамя как знак для сбора и объединения воинов появилось еще в древние времена. Знамена освящались и в полевых условиях могли использоваться как алтари. Их никогда не уничтожали — старые знамена передавали в часовни или соборы. Потеря знамени означала бесчестье, поэтому его бдительно охраняли.

Церемония «Вынос знамени».

Яростный дракон бросает вызов всем пришедшим.

Слон сражается со змеей (бестиарий XIV века).

За захват в бою вражеского знамени давались особые награды.

В Лондоне ежегодно проводится церемония «Вынос знамени» — парад королевской гвардии в честь английской королевы.

Ни одно государство не может существовать без собственных символов, по которым его будут узнавать. Если задуматься, в современном мире флаги и гербы играют весьма и весьма значительную роль, поскольку в них сочетаются особенности страны, ее дух и основные черты.

В еще большей мере это касается государственного герба. Особое внимание изучению их уделяет такая наука как геральдика. К ней мы и обратимся.

Что за наука такая

Несмотря на замысловатое наименование, суть науки довольно проста. Изучает геральдика значение символов и цветов, использованных при создании герба. Такого рода знание на первый взгляд может показаться бесполезным, однако не стоит делать

Геральдика зародилась во времена крестовых походов и с течением времени впитала в себя многие традиции рыцарства, отразила быт и культуру феодальной Европы.

Герб может рассказать очень много о своем обладателе: сильные и слабые стороны, девиз, его и даже социальное положение. Все, что нужно для того, чтобы понять все это, - всего лишь обратиться к знанию, накопленному за долгие столетия изучения.

Герб и его хозяин

Прежде чем перейти к более конкретному рассмотрению тех или иных символов, определим, кому может принадлежать герб. В понимании современного человека это слово ассоциируется прежде всего с государством. У России, к примеру, в таком качестве выступает двуглавый орел.

Тем не менее, как говорит геральдика, значение символов и цветов может быть важно не только стране, но также городу, конкретной территории или даже конкретному роду. К слову сказать, именно последний вариант ранее был наиболее распространенным.

Значимость цвета

Несложно догадаться, что в исполнении герба важна даже мельчайшая, казалось бы, незначительная деталь, без которой смысл геральдического символа изменится в корне. Геральдика значение символов и цветов рассматривает как в совокупности, так и по отдельности друг от друга. Можно предположить, что только самые первые изображения, которые стали помещать на флаги и доспехи, имели случайный характер. Однако в эпоху Средневековья, когда повсеместно было распространено увлечение мистическими особенностями тех или иных явлений и существ, в эпоху, когда люди старались разглядеть скрытый смысл и некое божественное откровение в окружающем их мире, символам и цветам стали придавать особое значение.

Значение цветов в геральдике особенно велико, поскольку именно на них в первую очередь обращается внимание. Кроме того, цвет дополнительно характеризует владельца герба. В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Изначально использовались лишь четыре цвета, однако со временем палитра расширилась путём Отдельным типом геральдического окраса считаются меха - горностаевый и беличий.

Итак, рассмотрим основное значение цветов в геральдике.

Золото

Чаще всего, конечно, в гербах используется золото. Помимо привычного свидетельства роскоши и богатства, данный цвет несет в себе и другую информацию.

Использование золота в гербе изначально свидетельствовало о принадлежности если не к королевскому, то к очень богатому роду.

Геральдика значение символов и цветов трактует весьма четко, поэтому внимание уделяется каждой детали. Так, наличие в гербе золотых элементов часто свидетельствовало о наличии солярной составляющей, которая считалась признаком возвышенности, величественности рода или же территории.

Серебро

Если в предыдущем случае была очевидная отсылка к солнечному свету, то мягкий серебристый оттенок представляет в гербовой символике светило ночное. Помимо этого, этот цвет говорит о чистоте рода, его высоком происхождении и особом доверии со стороны вышестоящих. Серебро всегда говорило об избранности.

Алый

Червленые гербы и щиты любили представители воинствующих родов. Именно оттенки красного говорили о храбрости, непоколебимости и могуществе носителей. Это мощный. К слову, в славянской культуре даже существовал обычай червления щитов перед боем путем окропления собственной кровью. Это не только устрашало врагов, но и обеспечивало мощную защиту для самого носителя.

Примерно тем же принципом руководствовались и спартанцы, выбирая оттенок своего одеяния.

Голубой

Преобладание голубого цвета в символике говорило о приверженности носителей вечным идеалам красоты.

Лазурный оттенок на щитах и гербах должен был свидетельствовать о ясности суждения, безупречности и элитарности.

Чернь

Данный цвет щитов говорит не только о трауре, но и о глубокомыслии, рассудительности, благородстве носителя. Как правило, данный цвет наносится перпендикулярными линиями по всей поверхности. Щиты в геральдике изучаются особенно пристально.

Для чего украшались щиты

Традиция помещать на щит различные отличительные знаки берёт своё начало во времена крестовых походов. В пылу сражения было крайне сложно отличить своих собратьев по оружию от противника, ведь рыцарские доспехи выглядели примерно одинаково, а боевые построения постоянно изменялись в ходе битвы. Даже знамёна и хоругви не всегда могли служить отличительными признаками. Именно поэтому благородные рыцари стали помещать на щиты различных символические изображения, которые отличали их личные доблести и служили на поле сражения.

Очень часто на щитах и гербах изображают животных, чьи отличительные особенности должны были поведать окружающим о характере рыцаря. Среди животных, которые наиболее часто встречаются на геральдических символах, стоит отметить льва, леопарда, орла. Значение животных в геральдике обычно сводится к отождествлению волевых и героических качеств рыцаря, который украсил ими свои регалии.

Животные на щите

Так, к примеру, лев в геральдике традиционно считается символом мужества, отваги и великодушия. Альтернативой льву часто выступает леопард. Чаще всего лев изображается на гербе или щите один, однако иногда можно встретить изображение нескольких зверей. Таких львов принято считать львятами.

Орёл - это также очень распространенный геральдический символ, можно даже сказать, что после главенствующей по численности позиции льва орёл занимает второе, не менее уверенное место.

Геральдическая флора

Растения в геральдике значение имеют ничуть не меньшее, нежели животные образы. Использование различных растений в геральдике имеет длительную историю. Наиболее распространённым образом среди растений является символ розы. Королева цветов часто занимает почётное место на гербах разных знатных фамилий. По законам геральдики, украсить свой герб венком или гирляндой из розы могут себе позволить только члены королевской фамилии. Другим популярным символом растительного происхождения является лилия. Она символизирует чистоту, святость, непорочность.

Фигуры как правило, заимствовались из фольклора или же мифологии.

Среди такого рода изображений чаще всего встречаются на гербах грифоны, птица-феникс, русалки, знаменитые василиски, конечно, пегас. Не обходились в данном случае и без огнедышащих драконов.

Утверждение, что в геральдике использовались существа исключительно фантастические, было бы неверным. На гербах домов и государств нередко встречались орлы, антилопы, лошади и саламандры, пантеры и олени, волки и львы.

Или словесным способом изображения на гербе или флаге разными методами, благодаря чему сохранялась возможность, в последующем, воспроизводить его с достаточной точностью.

Геральдические описания ещё известны как «блазонирование» (от старонемецкого «blasen» - «дуть в рог»), и берут начало из эпохи средневековых рыцарских турниров , когда герольд, под сопровождение фанфар, обязан был громогласно выкрикивать имена, титулы, описывать гербы, рассказывая о знаменитых предках и происхождении участников состязания.

Геральдический язык в разных странах

Термины геральдического языка, используемые англоязычными герольдами для объяснения герба, происходят от нормандского французского времён Вильгельма Завоевателя и крестовых походов , когда складывались правила европейской геральдики. В это время на северо-французском наречии говорила знать Англии и Франции .

В других странах, например в Германии , язык которой не подвергался столь сильному влиянию завоевателей, геральдический язык ближе к современному разговорному.

Хотя геральдический язык, сложившийся в западно-европейской культуре, предельно краток, русские описания гербов порой требуют нескольких слов, чтобы представить сложный рисунок, поскольку культура описания гербов в русском языке начинается только в 1672 году , с Царского Титулярника

Введение в геральдический язык

Порядок описания гербов

Блазонирование - громкогласное описание на турнире герба рыцаря-участника. Современное значение этого, нуждающегося в замене на русский эквивалент, технического термина - научное описание герба в геральдических терминах.

При блазонировании вначале называют цвет, затем фигуру на гербе. О гербовом щите говорят, каков он по членению - рассеченный (полосы идут вертикально), пересеченный (полосы расположены горизонтально), скошенный справа или слева (когда поле рассечено по диагонали) или других, более сложных сечений.

После этого следует указание на изображения, помещенные на гербе: вначале называется их местоположение (в центре, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т. д.), затем то, что они собой представляют (эмблема, символический знак, фигура), и их описание согласно правилам блазонирования гербов.

Деление щита

Левая (от зрителя) сторона называется правой, а правая левой. Это легко запомнить: стороны считаются от рыцаря, несущего щит, а не от зрителя. Существует множество способов деления щита. Например, надвое щит делится по горизонтали (пересечённый), по вертикали (рассечённый), по диагонали слева направо (скошенный справа) или справа налево (скошенный слева). Существуют и более сложные деления щита.

Линии деления

Основная статья: Линии деления

Это прямая, плавно изогнутая или ломаная линия, разделяющая одноцветное поле простого щита на различно окрашенные части поля или (фигуры деления) щита сложного. Независимо от своего вида линии деления - и прямые, и фигурные - могут иметь только горизонтальное (пересечение ), вертикальное (рассечение ) и диагональное (скошение ) направления.

Тинктуры (цвета)

Правило тинктур

Один из важнейших принципов геральдики: никогда не помещать финифть на финифть, а металл на металл .

Почётные геральдические фигуры

Эти фигуры занимали специальное место в геральдике, отсюда термин «почётные» . Почётная геральдическая фигура, как правило, занимает третью часть площади щита. В описании герба данная фигура провозглашается первой, непосредственно после упоминания щита.

Как все первоначальные деления отождествляются с вооружением и щитом рыцаря, так и для каждой из второстепенных, более сложных геральдических фигур отыскивают основание в том же источнике, а именно: столб представляет копье рыцаря, перевязь - его перевязь, пояс - шарф, крест - меч, оконечность - сапоги, а кайма и щиток кольчугу и броню.

Простые гербовые фигуры

Основная статья: Простые гербовые фигуры

Могут присутствовать на гербе как самостоятельно, так и в группах. Большая их часть восходит к металлическим усилениям средневекового щита.

  • Кайма - окаймление вокруг края щита. В испанской и португальской геральдике включает в себя уменьшенные щиты близких родственников. Также см. бризуры .
  • Узкая внутренняя кайма - узкая полоса отделяющая кайму от основной композиции щита, может нести на себе мелкие символические украшения.
  • Вольная часть - квадрат либо прямоугольник в правом вернем углу щита, размеров меньше четверти. Применяется в гербах городов, где помещается эмблема губернии или области.
  • Клин - треугольник, обыкновенно используется группами, а поле описывается как «разделённое клиновидно на… частей»
  • Сердцевой малый щиток (или «щиток притязания» ) - располагается в центре щита (если один), в гербах знати могут встречаться по нескольку щитков.
  • Внутренняя кайма - «фальшивый щиток» или «сквозной сердцевидный щиток».
  • Ромбовидная фигура - расположена в центре щита, или касается углами стенок, имеет несколько вариантов: «сквозной ромб» (окаймление), «просверленный ромб» (с круглым отверстием), «веретено» (вытянутый ромб). Поле щита, полностью замощённое ромбовидными фигурами называется «разделённое ромбовидно», замощённое квадратами - «разделённое шахматно».
  • Гонт - центральная прямоугольная фигура, стоящая вертикально. Щит с частым расположением гонтов называется «усыпанный гонтами».
  • Дугообразные боковики - две арочные дуги с каждой стороны щита, начинаются в верхних углах щита, до основания щита немного не доходят.
  • Решетчатое сплетение - в виде ромбовидной каймы, в которую по диагонали вплетены две ленты, шириною с кайму. Может применяться как самостоятельная фигура, но чаще замощает переплетениями всё поле щита, который получает описание: «покрытый решёткой».

Негеральдические фигуры

Негеральдические фигуры делятся на естественные, Фантастические и искусственные.

Если фигура смотрит вправо (влево от зрителя), при блазонировании это никак не отмечается. Для фигуры, которая смотрит влево (вправо от зрителя), добавляется слово «обращённый». Для фигуры, которая смотрит на зрителя, добавляется слово «впрям». Если фигура движется в сторону и смотрит на зрителя, добавляется «смотрящий впрям».

Каждая из поз фигуры имеет своё описание. Например, направленный в сторону лев может быть вздыбленным, шествующим, стоящим, сидящим и т. д.

См. также

Литература

  • Арсеньев Ю. В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году. - М .: ТЕРРА - Книжный клуб, 2001. - 384 с. ISBN 5-275-00257-2
  • Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия / пер. с англ. И. Жилинской. - 2-е изд. - М .: ЭКСМО, 2005. - 264 c. ISBN 5-699-13484-0
  • Фрайер С., Фергюсон Д. Геральдика. Гербы - Символы - Фигуры / пер. с англ. М. Б. Борисова. М .: АСТ: Астрель, - 2009. - 208 с. ISBN 978-5-17-061418-9

Ссылки

  • Винклер П. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907. .
  • Типольт Н. А.

В последние годы многие семьи возвращаются к старым, забытым традициям и обзаводятся семейным гербом. У одних герб сложный, состоящий из множества вычурных элементов, у других простой и лаконичный. В любом случае герб семьи и значение символов должны нести смысловую нагрузку, отражая либо историю семьи, либо принципы и цели ее членов. Вне зависимости от масштабов герба – то ли это герб целого государства, то ли это фамильный герб – все они подчиняются основным правилам, которые можно узнать из книг по геральдике.

Символов в геральдике существуют сотни и сотни, но не все они имеют отношение к фамильным гербам, так как многие применяются, например, только для городов и крепостей, другие принадлежат правившим династиям. Мы хотим рассмотреть только те, которые можно использовать в гербе обычной (не монаршей) семьи.

Животные символы на гербах

  1. Бык – свидетельствует о трудолюбии, плодородии, терпеливости, а так же является символом скотоводства.
  2. Ворон – символизирует долголетие и прозорливость.
  3. Голубь – символ святого духа, чистоты и смирения.
  4. Грифон – мифическое существо полу-лев полуптица, символизирует могущество, силу, власть, бдительность.
  5. Дракон – символ могущества и силы.
  6. Единорог – в христианстве символизирует непорочность и чистоту, а так же непобедимость.
  7. Журавль – означает бдительность.
  8. Змея – символизирует осторожность, мудрость, добро. Если змея свернулась кольцом – то это символ здоровья, если схватила себя за хвост – вечность, бессмертие, если ползет – печали, если пьет из чаши – то это всем известный символ медицины, врачебного искусства.
  9. Кабан – обозначает могущество, бесстрашие.
  10. Кошка – символ независимости.
  11. Лев – символизирует силу, великодушие, власть, а так же предусмотрительность.
  12. Леопард – символ отваги в бою, стойкости.
  13. Медведь – знак силы и предусмотрительности.
  14. Овца – символизирует сельскую жизнь, доброту и кротость.
  15. Олень – знак воина, перед которым отступает неприятель.
  16. Орел – означает независимость, силу, великодушие, предусмотрительность и, конечно же, власть и господство.
  17. Пеликан – символизирует благотворительность, помощь, заботу, самопожертвование и бескорыстие.
  18. Петух – обозначает мужское начало, энергичность, силу, является символом бдительности, борьбы и боя.
  19. Пчела – знак неутомимости и трудолюбия.
  20. Гамаюн (райская птица) – символ мира, богатства, величия и благополучия.
  21. Собака – символизирует преданность, верность, послушание, бдительность.
  22. Сова – означает мудрость, сообразительность, расторопность.
  23. Сокол – знак ума, красоты, отваги.
  24. Феникс – символ возрождения и бессмертия.

Неодушевленные предметы на гербе семьи и их значение

  1. Десница (правая рука) – обозначает верность клятве, обещанию, присяге.
  2. Дубовый лист – символ прочности, силы, могущества и победы.
  3. Зеркало – знак общественной власти, правдивости, исполнения общественного долга, чистоты мыслей.
  4. Жезл меркурия – символизирует красноречие, острый ум, трудолюбие и является и является символом торговли.
  5. Книга – чаще всего раскрытая, знак знаний.
  6. Колос – обозначает богатство земли, земледелие.
  7. Корона – означает господство, власть.
  8. Лавровый венец – символизирует твердую славу, величие, нерушимость, победу.
  9. Лестница – знак больших возможностей для роста благосостояния, новых сфер развития.
  10. Меч – символ готовности к защите отчизны, рода от врагов. Если меч огненный – то это еще и знак духовного оружия, несущего добро и просвещение.
  11. Молот – обозначает усердный и тяжелый труд рабочих и ремесленников.
  12. Оливковая ветвь – знак мира, процветания.
  13. Посох – говорит о духовной власти, святительстве.
  14. Свеча – символизирует самозабвенное служение делу созидания. В христианской традиции огонь свечи обозначает Христа.
  15. Свиток – знак учености, свидетельствует об отношении к большой науке.
  16. Рука, держащая меч – обозначает верность воинскому долгу.
  17. Солнце – символизирует провидение, изобилие, истину и богатство.
  18. Факел – означает стремление к знаниям, правде, желание творить и духовное горение.
  19. Яйцо – обозначает начало жизни, надежду.
Со времен появления геральдики и формирования ее основных правил прошло уже довольно много времени. За эти годы в нашей жизни появились новые предметы, профессии и их символы. Их использование тоже уместно на фамильном гербе, но лучше все-таки предварительно обсудить их допустимость со специалистом. Все-таки герб это то, что передается из поколения в поколения и должно отражать вечные, а не сиюминутные ценности и рассказывать о семье в целом, а не только о тех представителях, которые были авторами этого герба.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...