Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

«Шедевры Византии» представили в Третьяковской галерее. Третьяковская галерея представляет новую экспозицию — «Шедевры византийского искусства

Перекрестный год России и Греции завершает культурный проект, который стартует сегодня в Третьяковской галерее - выставка «Шедевры византийского искусства». Уникальные памятники X-XV веков, собранные из греческих музеев и частных коллекций. Посетители смогут представить историю великой империи, проследить взаимовлияние традиций восточного и западно-христианского искусства.

Артефакты исчезнувшей Византийской империи. Самый ранний - церковный крест X века. Современник Крещения Руси. В центре - другой металл, не оригинальный. Вставка появилась, когда отсюда вырвали реликвию - частицу Креста Господня.

«Мы с вами видим две руки великомученика, которые подняты к Христу. И фигура его здесь хорошо видна, объемна. Он практически как бы выходит с поверхности иконы, с плоскости иконы к нам, к молящимся», - рассказывает куратор выставки Елена Саенкова.

Куратор выставки у «объемной» иконы - такие появились в XIII веке, после прихода крестоносцев. Столкнулись два христианских мира: западный и восточный. Техника резьбы, одеяния, даже щит у ног Святого Георгия - европейские, а техника росписи - византийская

И это - далеко не все сюрпризы от византийских мастеров. Двусторонние иконы - большая редкость. Например, на этой, конца XIV века, с одной стороны изображено распятие Христа, а с другой стороны - Богоматерь. Такие иконы также называют процессиоными, то есть они участвовали в церковных службах, торжествах, крестных ходах. Но самое интересное другое - искусствоведы предполагают, что и внутри храма они располагались особым образом. Одной стороной были обращены к молящимся, то есть сюда. А другой стороной - внутрь алтаря, к священнослужителям.

Рассохшиеся края, местами утраченные краски, а где-то и намеренно сбитые лица святых потрясают сильнее отреставрированных образов. Эти иконы дышат временем, живут каждой трещинкой, назло всем завоевателям Византии.

«Когда турки взяли Константинополь, они стали уничтожать убранство храмов, обезображивать иконы: выкалывали глаза, лики святых», - рассказывает сотрудник Византийского и Христианского музея Федра Калафати.

Уникальных 18 экспонатов приехали из музеев и частных собраний Греции. Этот визит - ответный: осенью 2016-го в Афинах прошла выставка русских икон. Перекрестный год России-Греции календарно уже завершился, но фактически закрывается сейчас.

Рукопись Евангелия XIV века - в драгоценном окладе, с богатыми миниатюрами, прекрасно сохранившимся текстом и пометками на полях. Основа - телячья кожа тончайшей выделки.

Рядом еще менее привычный для слуха «воздУх» - шитый покров на Святые Дары. Его использовали во время Литургии. Судя по узору, накрывали вино. Даже нити сохраняют свою яркость у византийских мастеров, ведь красители создавали из природных пигментов. Киноварь - красный, лазурит - синий, охра - телесно-оранжевый. Палитра - небольшая, но как искусно ей владели художники.

«Рассматривать эти иконы - огромное наслаждение для глаза, потому что это тончайшая живопись, тончайшая работа с краской, с цветом, с золотом», - говорит директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

А еще - деталями. Казалось бы, каноническое изображение Богоматери с младенцем, но как по-человечески игриво с одной ноги Христа съезжает сандалик.

Г осударственная Третьяковская галерея открывает византийскую экспозицию в рамках перекрестного Года культур России и Греции. Ее экспонаты - иконы, книги и предметы декоративно-прикладного искусства - отражают эволюцию искусства Византии в Средние века.

Богоматерь с Младенцем. XII век

Выставка «Шедевры Византии» в Третьяковской галерее

Каждое из 18 произведений, представленных на выставке «Шедевры Византии», - настоящий памятник своей эпохи. Уцелевшие после падения Константинополя в 1453 году и распада Византийской империи экспонаты передали Третьяковской галерее афинский Византийский и Христианский музей и частные собрания Греции.

Одна из самых необычных икон экспозиции - сцены из жития великомученика Георгия. Она выполнена в технике высокого рельефа, что было несвойственно для православных иконописцев. Икона была создана во времена Крестовых походов, когда большое влияние на византийских мастеров оказывали художники из Западной Европы.

Ярким примером расцвета византийского искусства XIV века является двусторонняя икона «Богоматерь Одигитрия», на обороте которой находится еще одна икона - «Распятие». Сохранилось изящное тонкое письмо, насыщенная цветовая гамма - гармония золотого и лазурного, - что было характерно для икон эпохи Палеологов. Так же изысканно выглядит и темперная икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни» XVI века, которая изображает распространенный иконописный сюжет. Иоанн Креститель написан крылатым, что символизирует его чистоту. На иконе Иоанн изображен как вестник пришествия и мученической смерти Христа.

Богоматерь Кардиотиса. 1-я пол. XV века

Великомученик Георгий со сценами жития. XIII век

Великомученица Марина. Конец XIV - начало XV века

В центре экспозиции расположена масштабная икона «Богоматерь Кардиотисса» (в переводе с греческого - «сердечная»). Изображение младенца Христа и Богоматери проникнуто нежностью, лишено привычной строгости. Автор этой необыкновенной иконы - Ангелос Акотантос, известный греческий художников XV века.

Самый древний экспонат выставки прибыл в Москву из афинского музея Бенаки, основанного в 1930 году миллионером Эммануилом Бенакисом. Это серебряный процессионный крест, созданный в конце Х века, на котором тонко выгравированы фигуры Христа и святых. Любопытно, что на кресте изображен редко упоминающийся святой мученик Сисиний. Надпись на рукояти гласит, что он был святым покровителем заказчика этого креста.

Выставка «Шедевры Византии» проходит в главном здании Государственной Третьяковской галереи до 9 апреля. Экспозиция находится в зале №38, рядом с залами древнерусского искусства. Это соседство позволяет гостям выставки проследить параллели в русском и византийском искусстве тех лет.

Оценить работы византийских мастеров, в том числе тысячелетней давности, могут гости Третьяковки в Лаврушинском переулке. На новой выставке представили экспонаты конца X — начала XVI века.

В 38-м зале галереи выставили иконы и рукописи с миниатюрами. Каждое произведение — уникальный памятник своей эпохи. Они помогают понять историю византийской культуры и проследить взаимное влияние традиций восточного и западнохристианского искусства.

Выставку «Шедевры Византии» открыли рядом с залами постоянной экспозиции древнерусского искусства XI-XVII веков. Это позволяет проследить параллели и увидеть особенности произведений русских и греческих художников.

Византийские традиции стояли у истоков искусства многих народов. Когда на Руси начало распространяться христианство, греческие художники и архитекторы передавали мастерам навыки строительства храмов, фресковой живописи, иконописания, оформления книг и ювелирного искусства. С X по XV век русское искусство прошло путь от ученичества до высокого мастерства. Но в нём сохранялась память о Византии как об источнике, долгие годы питавшем русскую культуру.


Самый древний экспонат выставки в Третьяковской галерее — серебряный процессионный крест конца Х века с выгравированными на нём образами Христа, Богоматери и святых.

Искусство XII века представляет икона «Воскрешение Лазаря», воплощающая утончённый стиль живописи того времени. В Третьяковской галерее есть икона «Богоматерь Владимирская» этой же эпохи, созданная в Константинополе в первой трети XII столетия и затем привезённая на Русь.

Один из самых ярких экспонатов — рельеф с образом великомученика Георгия со сценами жития. Это пример взаимодействия византийских и западноевропейских мастеров, положивший начало феномену мастерских крестоносцев XIII века. Фигура святого Георгия выполнена в технике резьбы по дереву, что не характерно для византийского искусства, — это заимствование из западной традиции. При этом обрамление из клейм создано по канонам византийской живописи.

Другой путь взаимного влияния средневекового искусства Востока и Запада демонстрирует икона «Богоматерь с Младенцем», датируемая XIII веком. В период возрождения империи и династии Палеологов движение к античным традициям воспринимали как поиск своей культурной идентичности.



Свидетельством последнего расцвета византийской культуры в XIV столетии стал двусторонний образ «Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный». Эта икона — современница произведений Феофана Грека. Оба мастера использовали одни и те же приёмы, в частности тонкие линии, пронизывающие лики Богоматери и Младенца, которые символизируют энергию Божественного света.

Ещё несколько экспонатов дают представление о богатстве декоративно-прикладного искусства Византии. Среди них кацея́ (кадильница) с изображением великомучеников Феодора и Димитрия и шитый возду́х (покров) на Святые Дары.

Рукописи кодексов Евангелия (XIII век и около 1300 года) познакомят с феноменом средневековой книги. Она была не только носителем информации, но и сложным организмом, где, помимо текста, были виртуозные миниатюры и элементы декоративного убранства.

Поствизантийский период представляют три иконы греческих мастеров, уехавших на Крит после падения Константинополя в 1453 году. Здесь можно проследить синтез творческих находок европейского искусства и традиционного византийского канона.

Выставка «Шедевры Византии» стала уже третьим событием перекрёстного Года России и Греции, которое было организовано при участии Третьяковской галереи. Первая выставка открылась в присутствии глав обоих государств в мае 2016 года в Музее византийского и христианского искусства Афин. В сентябре там с большим успехом прошёл показ уникальных икон и деревянной скульптуры XV-XIX веков из Третьяковской галереи.

На уникальной выставке в Третьяковской галерее посетители смогут увидеть произведения византийского и поствизантийского искусства из музеев и частных собраний Греции. Экспонируемые памятники датируются концом X - началом XVI века и дают представление о различных периодах Византийского искусства и разных художественных центрах.

На выставке каждое из произведений - уникальный памятник своей эпохи. Экспонаты дают возможность представить историю византийской культуры и проследить взаимовлияние традиций восточного и западно-христианского искусства. Самый ранний памятник в экспозиции - серебряный процессионный крест конца Х века с выгравированными на нем образами Христа, Богоматери и святых.

Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина. Двусторонняя икона. XIII век.

Один из самых ярких экспонатов выставки - рельеф с образом великомученика Георгия со сценами жития. Он служит примером взаимодействия византийских и западноевропейских мастеров, положившего начало феномену мастерских крестоносцев - интереснейшей страницы в истории XIII века. Техника резьбы по дереву, в которой выполнена фигура святого Георгия, не характерна для византийского искусства и была, очевидно, заимствована из западной традиции, в то время как великолепное обрамление из клейм было создано в соответствии с канонами византийской живописи.

Воскрешение Лазаря. XII век.

Искусство XII века представлено иконой « Воскрешение Лазаря » , воплощающей утонченный рафинированный стиль живописи этого времени. В собрании Третьяковской галереи находится икона «Богоматерь Владимирская» этой же эпохи, созданная в Константинополе в первой трети XII столетия и затем привезенная на Русь.

Богоматерь с Младенцем. XIII век.

Икона « Богоматерь с Младенцем » , написанная в XIII веке предположительно кипрским мастером, демонстрирует иной путь взаимного влияния средневекового искусства Востока и Запада. В художественной культуре этого периода, связанного с возрождением империи и династией Палеологов, движение к античным традициям воспринималось как поиск своей культурной идентичности.

Ангел. Фрагмент иконы « Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина » . Двусторонняя икона. XIII век.

Икона «Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный » XIV века является зримым свидетельством последнего расцвета византийской культуры в XIV столетии является замечательный. Эта икона - современница произведений Феофана Грека. Оба мастера используют одни и те же художественные приемы; в частности, тонкие линии, пронизывающие лики Богоматери и Младенца, символизирующие энергии божественного света. Образ «Богоматерь Одигитрия…» является списком со знаменитой чудотворной иконы Одигитрии из монастыря Одигон в Константинополе.

Процессионный крест. Конец X века.

О богатстве декоративно-прикладного искусства Византии рассказывают несколько предметов, среди которых кацея (кадильница) с изображением великомучеников Феодора и Димитрия и шитый воздух (покров) на Святые Дары. Представленные рукописи - кодексы Евангелия (XIII век и около 1300 года) – знакомят зрителя с феноменом средневековой книги, которая была не просто носителем определенной информации, но сложным организмом, включавшим в себя наряду с текстом миниатюры и элементы декоративного убранства. Техника художников, создававших сложные изысканные орнаменты в заставках, инициалы и миниатюры с образами евангелистов, отличалась особой виртуозностью.

Elena Kobrina отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 3

Экспозиция небольшая - около 15 экспонатов, но очень любопытная с точки зрения понимания истории развития иконописи. Поражает потрясающее состояние некоторых экспонатов, например иконы "Иоанн Предтеча Ангел Пустыни" Очень тонкая техника и потрясающие краски! А какая прекрасная икона "Богоматерь Кардиотисса" XV века. Теплая, светлая, прекрасно сохранились цвета. Младенец Иисус обнимает Богородицу, с его ножки падает сандалия. Понравилось и "Гостеприимство Авраама" XV века - три ангела, Авраам и Сара. Вечный сюжет Троицы. Удивил яркий желтый цвет и тонкость рисунка в изображении Св. Луки в Евангелии Тетр XII века. Экспозиция располагается рядом с залами Древнерусской живописи. И это самое самое логичное её продолжение. Билет на выставку общий - даёт право прохода в любой зал Третьяковки (кроме сокровищ Ватикана). обязательно сходите, если хоть немного интересуетесь иконописью или историей.

Галина Цветаева отзывы: 233 оценок: 235 рейтинг: 291

Всегда считала, что святыни должны быть в храме. Но, выставка "Шедевры Византии" поколебали мои взгляды. Только на этом маленькой по количеству экспонатов, но огромном по ценности, видна преемственность русской иконописи и близость к византинской иконописи. Хотелось даже не вглядываться в эти не обыкновенный шедевры, а просто встать и чувствовать, как они входят через глаза в сердце и душу. Это иконы смотрят на нас, на наше внутреннее состояние, на чистоту сердца. Какие необыкновенные иконы, "Кардиотесса"(сердечная), она пронизывает тебя, хочется молить о спасении, как Богоматерь держит на руках младенца, все завораживает. Каждая икона, каждый представленный предмет, все уникально, все настолько потрясающе, что понимаешь, даже человек далекий от веры может задуматься, во имя чего и для кого создавались шедевры. Такая выставка может много сделать для духовного обновления человека. Спасибо

Tati отзывы: 184 оценок: 174 рейтинг: 218

Музеи Афин (тот же Бенаки) - нераскрытая и невероятно богатая история во всех смыслах этого слова. Оттуда возить и возить выставки, вышло бы не хуже Ватиканской. А получается, если сам не доехал, то шансов что-то увидеть очень мало, поэтому данная выставка - отличный шанс, который нельзя упускать. Мои любимцы - маленькая, но очень родная икона "Воскрешение Лазаря" 12-го века, "Богоматерь с младенцем" с Кипра, с лицом золотого цвета, которая смотрится как какая-то космическая пришелица, в хорошем смысле, и "Гостеприимство Авраама", на которой невозможно оторваться от глаз Святой Троицы, столько в них мудрости, строгости, прощения и еще чего-то, чему я не знаю слова. Состояние икон действительно очень хорошее, и правильно, что их немного, потому что на каждую нужно потратить и время, и силы - и ни одна не затерялась среди прочих. Замечательное и запоминающееся духовное путешествие, за которое большое спасибо кураторам этой выставки.

Victoria Chizhik отзывы: 7 оценок: 18 рейтинг: 2

Не далее как в воскресенье посетили с мамой выставку Шедевры Византии, но в большей степени были впечатлены иконами основной экспозиции Третьяковки, в которой и проходит выше упомянутая выставка. Привезённый из Греции шедевры иконописи фотографировать было нельзя, так что мы пошли удовлетворить наши фотоманьячество в залы основной экспозиции. Позже рассматривая украдкой сделанные фотографии выставки, я осознала уникальность и красоту византийских икон. Почему я не смогла сделать этого сразу? Мне кажется дело в плохой организации выставки: зал был слишком маленький (иконам словно не хватало воздуха), аннотации к шедеврам были написаны сухим искусствоведческим языком (у меня никак не получалось осознать написанное, хотя до этого такой проблемы не было), у смотрителей выставки закончились тематические брошюры (оказалось они пачками лежали на первом этаже, и дамы просто не хотели спуститься пополнить запасы или направить интересуешься, чтобы те сделали это сами). Конечно для обывателя, то есть меня, это раздражающие факторы, которые очень мешают получить информацию, пищу для размышлений и новые эмоции, а именно за этим я хожу на выставки. К тому же, протяжении всего посещения я неосознанно сравнивала выставки Шедевры Византии и Пинакотека Ватикана, и эта ментальная ловушка очень мешала. Выставки по масштабу, подхожу, степени отвественности и основной идеи совершенно разные. В конце концов, Ватикан больше на слуху, чем Византия, как это не банально. Но плюс всё-таки есть, выставка стала для меня поводом освежить знания об истории Византии, а значит пищу для размышлений подкинула. Идти или нет, решать вам. 🌹

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...