Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Балет приключения чиполлино

Дирижёр-постановщик

Константин Ерёменко

Сценография

Алла Кириченко

Количество действий Первая постановка Место первой постановки

Чиполли́но - Балет в трёх актах Карена Хачатуряна. Либретто Геннадия Рыхлова по сказке Джани Родари «Приключения Чиполлино ».

История

Будучи автором либретто, Геннадий Рыхлов, услышав музыку Карена Хачатуряна к мультфильму «Чиполлино», решил написать балет для детей. Он «собирался» из разных музыкальных фрагментов, ранее сочинённых композитором. Эта музыка звучала в мультфильмах «Когда зажигаются ёлки», «Лесные путешественники», «Сладкая сказка», «Чиполлино».

«… в изобретательной постановке „Чиполлино“ К.Хачатуряна, осуществленной Г.Майоровым осенью 1974 года, неожиданно раскрылись новые художественные возможности синтеза виртуозного классического танца и современной бытовой пластики, сочетания щедрой комедийности, характерности, острого гротеска и задушевного лиризма» .

Первые исполнители в Киевском академическом театре оперы и балета им. Т. Г. Шевченко: Чиполлино - Е. В. Косменко , Редисочка - Л. И. Сморгачёва , Т. А. Таякина, Магнолия - Т. Г. Литвинова, Вишенка - С.Лукин, принц Лимон - В. В. Литвинов, синьор Помидор - В.Авраменко (Государственная премия СССР, 1976)

«За создание этого солнечного, жизнерадостного балетного спектакля К.Хачатурян, Г.Майоров, К.Еременко, и Л.Сморгачева осенью 1976 года получили высокое звание лауреатов Государственной премии Союза ССР. Г.Майоров вскоре был приглашен для постановки «Чиполлино» в Большой театр СССР. Московский спектакль стал новым вариантом киевского с определенными изменениями, обусловленными сценографией художника В.Левенталя и спецификой артистического состава коллектива прославленного театра» .

Либретто

Балет в трёх действиях

Солнечный итальянский город Действие I

Солнечный итальянский город. Базарная площадь. Жители волшебного городка - овощи, фрукты радостно танцуют. Затем среди них появляется и Чиполлино. Веселье продолжается до появления Помидора, который пытается сдержать общественный порядок. Вдруг вся площадь затихает. Выходит принц Лимон со своей свитой и зачитывает новый указ. Народ протестует, Чиполлино раздумывает об этой несправедливости, и наступает принцу на ногу. Принц Лимон громко кричит, а отец Чиполлино Чиполлоне признается, что это сделал он. Чиполлоне уводит стража, и сам принц уходит со свитой. Чиполлино в отчаянии. Настроение ему поднимает скрипач Груша. Затем появляется старик Тыква с несколькими кирпичами, и все помогают ему строить дом. Вдруг появляется Помидор с двумя стражниками, и между ним и Чиполлино происходит стычка. Чиполлино заставляет Помидора заплакать, и он с двумя стражниками удаляется. Но приходят лимончики и разрушают дом Тыквы. Чиполлино клянется отомстить обидчикам.

Действие II

Граф Вишенка танцует вместе со своими друзьями во дворце. В это время настает время урока танца, входит Петрушка. Когда урок заканчивается, перед Магнолией и Вишенкой предстает Чиполлино, и узнает от них, где заточен Чиполлоне. Чиполлино освобождает отца. За Чиполлино начинается погоня, но он убегает от стражи. В это время в замке графинь Вишен проходит великолепный бал, на котором присутствуют хозяйки замка и сам принц Лимон. Принцу сообщают о побеге, и бал заканчивается.

Действие III

За Чиполлино снова начинается погоня. Чиполлино прячет отца и подругу Редиску, а сам попадается стражникам. Чиполлино сажают в тюрьму. Узнав об этом, Вишенка и Магнолия достают ключ от подземелья у стражника и освобождают Чиполлино. В это время гвардия принца Лимона во главе с самим принцем решают расстрелять всё и всех в городе из пушки. Но принц Лимон и Помидор сами попадают в пушку. Раздаётся выстрел, но злодеев нигде не видно. Все ликуют. Затем появляется опечаленный Тыква. Все соглашаются ему помочь, и выстраивают для него новый дом.

Сцены

  • Общий танец (Базарная площадь)
  • Выход и танец Чиполлино
  • Танец Тыквы
  • Танец полицейских и Помидора
  • Шествие лимона
  • Протест народа
  • Угроза стражи
  • Монолог Чиполлино
  • Признание старого Чиполлоне
  • Отчаяние Чиполлино
  • Чиполлино грустит об отце
  • Строительство дома Тыквы
  • Выход Помидора и двух стражников
  • Столкновение Помидора и Чиполлино
  • Танец Чиполлино, Помидора, стражников
  • Танец радости
  • Появление Лимончиков
  • Танец Редиски
  • Чиполлино и Редиска
  • Сцена и танец Вишенки
  • Сцена с цветами
  • Вариация Магнолии и цветов
  • Урок танца
  • Танец Чиполлино
  • Вариация Вишенки
  • Вариация Магнолии
  • Общий танец
  • Сцена у подвала
  • Погоня
  • Сцена
  • Танец принца Лимона
  • Танец графинь вишен
  • Общий танец гостей
  • Погоня и поимка Чиполлино
  • Появление Магнолии и Вишенки
  • Па-де-де Магнолии и Вишенки
  • Вариация стражника
  • Вариация Магнолии
  • Освобождение Чиполлино и встреча с друзьями
  • Появление принца лимона с гвардией
  • Указ принца Лимона
  • Общий танец
  • Появление Тыквы
  • Строительство дома Тыквы (Финал)

Примечания

Ссылки

Чиполлино

Балет в 3-х действиях по сказке Джанни Родари «Приключения Чиполлино»
Музыка: Карен Хачатурян
Либретто: Геннадий Рыхлов в редакции Генриха Майорова
Хореография и постановка: лауреат Гос. премии СССР Генрих Майоров
Дирижеры: заслуженный деятель искусств Беларуси Николай Колядко, заслуженный деятель искусств Беларуси Лев Лях
Декорации и костюмы: заслуженный художник России Валерий Левенталь
Премьера: 1974, Украинский академический театр оперы и балета им. Т. Шевченко, Киев
Премьера нынешней постановки: 1978
Продолжительность спектакля 2 часа 5 минут

Краткое содержание балета «Чиполлино»

Действие первое

Площадь сказочного города. Это только кажется, что на ней стоят корзинки для овощей и ящики для фруктов. На самом деле это - большие и маленькие домики, где живут овощи и фрукты, которые так напоминают людей.

На площади встречается семья Редисок с семьей Луковиц. Мама Чиполла и отец Чиполлоне одергивают неугомонного Чиполлино, которому надоело нянчить сестричку Чиполлету. Тут же мастер Виноградинка чинит обувь. Кум Тыква ищет кирпичи, чтобы построить себе домик. Профессор Груша играет на скрипке, и все жители этого сказочного города танцуют.

Неожиданно на площадь врывается синьор помидор и объявляет, что вскоре появится сам принц Лимон, который хочет поговорить со своим народом. Принц издал новый закон: каждый должен платить за то, что ему светит солнце, что идет дождь, веет ветер.

Народ возмущен. В образовавшейся давке Чиполлино наступает Лимону на ногу. Охрана в негодовании - ведь оскорблен принц! Бунтовщика необходимо наказать. Но он исчезает. и стража арестовывает старого Чиполлоне.

Горюют не только в семействе Луковиц. Тыкве тоже не легко - он сам не может построить себе домик. И жители города во главе с Чиполлино помогают ему в этом. Как только закончилось строительство, снова появляется синьор Помидор. Он едва не лопнул от злости, когда увидел домик: ведь он построен на земле графинь Вишен. Никто, кроме них, не имеет права пользоваться ею.

Гвардия Лимона разрушает домик Тыквы. Бедный старик в отчаянии. Чиполлино решает отомстить обидчикам.

Действие второе

Чиполлино вместе с подружкой Редисочкой идет во дворец, чтобы разыскать подземелье, в которое Лимон заточил Чиполлоне. В пути они встречают Вишенку, которому тоскливо и одиноко жить во дворце, и между ними возникает дружба. В поисках узника друзья едва не попадают в руки синьора Помидора, но им удается спастись, и во время бала, который графини Вишни дают в честь принца Лимона, друзья освобождают старика Чиполлоне.

Действие третье

Гвардия Лимончиков и полиция всюду разыскивают беглецов. Чиполлино прячет отца, а потом Редисочку, но самого Чиполлино окружает стража и бросает в подземелье.

В замке тихо. Вишенка и красавица Магнолия разыскивают Чиполлино. Магнолия своим пьянящим ароматом усыпляет стражников, и Вишенка, связав их, освобождает Чиполлино.

Принц Лимон спускается в подземелье наказать негодного бунтовщика и видит, что стража связана, а подземелье пусто. Разъяренный принц приказывает стрелять по городу из пушки. Но Чиполлино с друзьями заталкивают в пушку самого принца Лимона.

Дым от выстрела рассеялся. Нет ни Лимона, ни пушки, ни гвардии.

Отныне все в сказочном городе будет мирно. Под теплым солнцем и синим небом вырастает новый город. Город друзей!…

К. Хачатурян

«ЧИПОЛЛИНО»

Балет-сказка в двух действиях

Либретто Г. Рыхлова, в редакции Г. Майорова, по сказке Дж. Родари

Хореограф-постановщик — Г. Майоров

Ассистент хореографа-постановщика — А. Майорова

Художник-постановщик — В. Левенталь

Художник возобновления декораций — О. Медведева

Художественный руководитель возобновления декораций — Е. Левенталь

Художник возобновления костюмов — С. Лехт

Легендарный балет-сказка для всей семьи «Чиполлино», главные герои и сюжет которого полюбились не одному поколению зрителей, вновь возвращается на родную сцену - в Государственный Кремлевский Дворец. На главную сцену страны, где был представлен в 1977 году - уже более 40 лет назад, и с успехом принят публикой.

Основа сказочного действия на сцене -- многогранный и глубоко философский язык танца, изысканные и воздушные переходы, тончайше и легкие движения -- непревзойденная хореография Генриха Майорова, выдающегося отечественного балетмейстера, удостоившегося Государственной премии СССР за постановку этого балета.

Благодаря великолепной музыке Карена Хачатуряна, одного из ярких и талантливых представителей великой музыкальной династии композиторов и дирижеров Хачатурянов, основные идеи и сюжет спектакля оживают в воображении, образы полноценны и являются максимально легкими для восприятия даже самыми юными зрителями, вызывая неподдельный восторг и прививая чувство прекрасного.

Потрясающая сценография художника-постановщика Большого театра Валерия Левенталя, оформлявшем спектакли как на отечественных сценах, так и за рубежом на лучших мировых площадках драматических и музыкальных театров, в том числе оперных итальянских театрах «La Scala» в Милане и «Teatro Comunale di Bologna» в Болонье, дополняет общую картину и создает завершенность сюжета, позволяя глубоко прочувствовать и полностью погрузиться в атмосферу происходящего на сцене.

Спектакль «Чиполлино» -- это истинное проявление настоящих ценностей: командного духа, взаимоотношений близких, взаимовыручки товарищей и друзей, веры в лучшее и борьбы за справедливость.

Спектакль-сказка, поставленный по мотивам произведения итальянского писателя Джанни Родари в исполнении артистов театра «Кремлёвский балет», предназначен для семейного просмотра.

Продолжительность: до 2-х часов (с антрактом).

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Площадь сказочного города. Это только кажется, что на ней стоят корзинки для овощей и ящики для фруктов. На самом деле, это большие и маленькие домики, где живут овощи и фрукты, которые так напоминают людей...

На площади встречаются семья Редисок с семьей Луковиц. Мама Чиполла и отец Чиполлоне одергивают неугомонного Чиполлино, которому надоело нянчить сестричку Чиполлетту. Тут же мастер Виноградинка чинит обувь. Кум Тыква ищет кирпичи, чтобы построить себе домик. Профессор Груша играет на скрипке, и все жители города танцуют. Неожиданно на площадь врывается синьор Помидор и объявляет, что вскоре прибудет сам принц Лимон, который хочет поговорить со своим народом. Принц издал новый закон: каждый должен платить ему за то, что светит солнце, что идет дождь, веет ветер.

Народ возмущён. В образовавшейся давке Чиполлино наступает Лимону на ногу. Охрана в негодовании, так как оскорблен принц! «Бунтовщика» необходимо наказать. Но он исчезает, и стража арестовывает старого Чиполлоне.

Горюют не только в семействе луковиц. Тыкве тоже нелегко, он сам не может построить себе домик. И жители города во главе с Чиполлино помогают ему в этом. Как только заканчивается строительство, снова появляется Синьор Помидор. Он едва не лопается от злости, когда видит домик: ведь он построен на земле графинь Вишен. Никто, кроме них, не имеет права пользоваться ею.

Гвардия принца Лимона разрушает домик Тыквы. Бедный старик в отчаянии. Чиполлино решает отомстить обидчикам.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Чиполлино и его подружка Редисочка идут во дворец, чтобы разыскать подземелье, где Лимон заточил старого Чиполлоне. В пути они встречают Вишенку, которому тоскливо и одиноко жить во дворце, и между ними возникает дружба. Пытаясь разыскать узника, друзья едва не попадают в руки сеньора Помидора, но им удается спастись. Пока идет бал, который графини Вишни дают в честь принца Лимона, друзья освобождают Чиполлоне.

Гвардия Лимончиков и полиция повсюду ищут беглецов. Чиполлино прячет отца, а потом и Редисочку, но самого Чиполлино окружает стража и бросает в подземелье.

В замке тихо. Вишенка и красавица Магнолия разыскивают Чиполлино. Магнолия своим пьянящим запахом усыпляет стражников, и Вишенка, связав их, освобождает Чиполлино.

Принц Лимон спускается в подземелье наказать негодного бунтовщика и видит, что стража связана, а в подземелье пусто. Разъяренный принц приказывает стрелять по городу из пушки. Но Чиполлино с друзьями заталкивают в пушку самого принца Лимона.

Дым от выстрела рассеялся. Нет ни Лимона, ни пушки, ни гвардии. Отныне в сказочном городе будут жить мирно. Под теплым солнцем и синим небом вырастет новый город. Город друзей!

Чиполлино

Дмитрий Прусаков

Редисочка
лауреат Международных конкурсов
Саори Коике

Граф Вишенка
Даниил Росланов

Магнолия
Олеся Дмитракова

Принц Лимон
Михаил Евгенов

Синьор Помидор
Никита Иванов

Графини Вишни
Екатерина Чекрыжева

Алина Каичева

Чиполлоне отец
Николай Желтиков

Чиполла мать
лауреат Всероссийского конкурса
Ксения Хабинец

Чиполлета сестра
лауреат Международных и Всероссийских конкурсов
Арина Томилина

Редиска отец
Артём Гореликов

Редиска мать
Алина Липчук

Редисочка брат
Кристина Тарасова

Профессор Груша
Амир Салимов

Мастер Виноградинка
Максим Сабитов

Кум Тыква
Иван Фадеев

Дирижёр, он же садовник Кактус
Евгений Королёв

Три стражника
лауреат Международных конкурсов
Субудай Хомушку
Амир Салимов
Максим Сабитов

Полиция
Марк Ганеев
Пётр Горбунов
Анатолий Соя
Максим Телятников

Оркестр
Анастасия Панченко
Полина Субботина
Екатерина Чекерыжева
Анастасия Шеломенцева

Место первой постановки

Чиполли́но - балет в трёх актах Карена Хачатуряна . Либретто Геннадия Рыхлова по сказке Джанни Родари «Приключения Чиполлино ».

История

Будучи автором либретто, Геннадий Рыхлов, услышав музыку Карэна Хачатуряна к мультфильму «Чиполлино » (1961), решил написать балет для детей. Он «собирался» из разных музыкальных фрагментов, ранее сочинённых композитором. Эта музыка звучала в мультфильмах «Когда зажигаются ёлки » (1950), «Лесные путешественники » (1951), «Сладкая сказка » (1970), «Чиполлино», «Необыкновенный матч » (1955), «Старые знакомые » (1956) и др.

«… в изобретательной постановке „Чиполлино“ Карэна Хачатуряна, осуществленной Генрихом Майоровым осенью 1974 года, неожиданно раскрылись новые художественные возможности синтеза виртуозного классического танца и современной бытовой пластики, сочетания щедрой комедийности, характерности, острого гротеска и задушевного лиризма» .

Первые исполнители в Киевском академическом театре оперы и балета им. Т. Г. Шевченко: Чиполлино - Евгений Косменко , Редисочка - Людмила Сморгачёва , Татьяна Таякина , Магнолия - Т. Г. Литвинова, Вишенка - С.Лукин, принц Лимон - В. В. Литвинов, синьор Помидор - В.Авраменко (Государственная премия СССР, 1976)

«За создание этого солнечного, жизнерадостного балетного спектакля Карэн Хачатурян, Генрих Майоров, К.Еременко, и Л.Сморгачева осенью 1976 года получили высокое звание лауреатов Государственной премии Союза ССР. Генрих Майоров вскоре был приглашен для постановки „Чиполлино“ в Большой театр СССР. Московский спектакль стал новым вариантом киевского с определенными изменениями, обусловленными сценографией художника В.Левенталя и спецификой артистического состава коллектива прославленного театра» .

Либретто

Действие первое

Солнечный итальянский город. Базарная площадь. Жители волшебного городка - овощи и фрукты - радостно танцуют. Затем среди них появляется и Чиполлино. Веселье продолжается до появления Помидора, который пытается сдержать общественный порядок. Вдруг вся площадь затихает - выходит принц Лимон со своей свитой и зачитывает новый указ. Народ протестует, а Чиполлино раздумывает об этой несправедливости, но наступает принцу на ногу.

Принц Лимон громко кричит, а отец Чиполлино - Чиполлоне - признаётся, что это сделал он. Чиполлоне уводит стража, а сам принц уходит со свитой. Чиполлино в отчаянии. Настроение ему поднимает скрипач Груша. Затем появляется старик Тыква с несколькими кирпичами, и все помогают ему строить дом. Вдруг появляется Помидор с двумя стражниками, и между ним и Чиполлино происходит стычка. Чиполлино заставляет Помидора заплакать, и он с двумя стражниками удаляется. Но приходят Лимончики и разрушают дом Тыквы. Чиполлино клянётся отомстить обидчикам.

Действие второе

Граф Вишенка танцует вместе со своими друзьями во дворце. В это время настаёт время урока танца, и входит Петрушка. Когда урок заканчивается, перед Магнолией и Вишенкой предстаёт Чиполлино и узнаёт от них, где заточен Чиполлоне. Он освобождает отца. За Чиполлино начинается погоня, но он убегает от стражи. В это время в замке графинь Вишен проходит великолепный бал, на котором присутствуют хозяйки замка и сам принц Лимон. Принцу сообщают о побеге, и бал заканчивается.

Действие третье

За Чиполлино снова начинается погоня. Он прячет отца и подругу Редиску, а сам попадается стражникам. Чиполлино сажают в тюрьму. Узнав об этом, Вишенка и Магнолия достают ключ от подземелья у стражника и освобождают Чиполлино. В это время гвардия принца Лимона во главе с самим принцем решают расстрелять всё и всех в городе из пушки. Но принц Лимон и Помидор сами попадают в пушку. Раздаётся выстрел, но злодеев нигде не видно. Все ликуют, а затем появляется опечаленный Тыква. Все соглашаются ему помочь и выстраивают для него новый дом.

Сцены

  • Общий танец (Базарная площадь)
  • Выход и танец Чиполлино
  • Танец Тыквы
  • Танец полицейских и Помидора
  • Шествие Лимона
  • Протест народа
  • Угроза стражи
  • Монолог Чиполлино
  • Признание старого Чиполлоне
  • Отчаяние Чиполлино
  • Чиполлино грустит об отце
  • Строительство дома Тыквы
  • Выход Помидора и двух стражников
  • Столкновение Помидора и Чиполлино
  • Танец Чиполлино, Помидора и стражников
  • Танец радости
  • Появление Лимончиков
  • Танец Редиски
  • Чиполлино и Редиска
  • Сцена и танец Вишенки
  • Сцена с цветами
  • Вариация Магнолии и цветов
  • Урок танца
  • Танец Чиполлино
  • Вариация Вишенки
  • Вариация Магнолии
  • Общий танец
  • Сцена у подвала
  • Погоня
  • Сцена
  • Танец принца Лимона
  • Танец графинь Вишен
  • Общий танец гостей
  • Погоня и поимка Чиполлино
  • Появление Магнолии и Вишенки
  • Па-де-де Магнолии и Вишенки
  • Вариация стражника
  • Вариация Магнолии
  • Освобождение Чиполлино и встреча с друзьями
  • Появление принца лимона с гвардией
  • Указ принца Лимона
  • Общий танец
  • Появление Тыквы
  • Строительство дома Тыквы (финал)

Напишите отзыв о статье "Чиполлино (балет)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Чиполлино (балет)

В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее. Он поцеловал руку Анны Павловны и, щурясь, оглядел всё общество.
– Vous vous enrolez pour la guerre, mon prince? [Вы собираетесь на войну, князь?] – сказала Анна Павловна.
– Le general Koutouzoff, – сказал Болконский, ударяя на последнем слоге zoff , как француз, – a bien voulu de moi pour aide de camp… [Генералу Кутузову угодно меня к себе в адъютанты.]
– Et Lise, votre femme? [А Лиза, ваша жена?]
– Она поедет в деревню.
– Как вам не грех лишать нас вашей прелестной жены?
– Andre, [Андрей,] – сказала его жена, обращаясь к мужу тем же кокетливым тоном, каким она обращалась к посторонним, – какую историю нам рассказал виконт о m lle Жорж и Бонапарте!
Князь Андрей зажмурился и отвернулся. Пьер, со времени входа князя Андрея в гостиную не спускавший с него радостных, дружелюбных глаз, подошел к нему и взял его за руку. Князь Андрей, не оглядываясь, морщил лицо в гримасу, выражавшую досаду на того, кто трогает его за руку, но, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно доброй и приятной улыбкой.
– Вот как!… И ты в большом свете! – сказал он Пьеру.
– Я знал, что вы будете, – отвечал Пьер. – Я приеду к вам ужинать, – прибавил он тихо, чтобы не мешать виконту, который продолжал свой рассказ. – Можно?
– Нет, нельзя, – сказал князь Андрей смеясь, пожатием руки давая знать Пьеру, что этого не нужно спрашивать.
Он что то хотел сказать еще, но в это время поднялся князь Василий с дочерью, и два молодых человека встали, чтобы дать им дорогу.
– Вы меня извините, мой милый виконт, – сказал князь Василий французу, ласково притягивая его за рукав вниз к стулу, чтоб он не вставал. – Этот несчастный праздник у посланника лишает меня удовольствия и прерывает вас. Очень мне грустно покидать ваш восхитительный вечер, – сказал он Анне Павловне.
Дочь его, княжна Элен, слегка придерживая складки платья, пошла между стульев, и улыбка сияла еще светлее на ее прекрасном лице. Пьер смотрел почти испуганными, восторженными глазами на эту красавицу, когда она проходила мимо него.
– Очень хороша, – сказал князь Андрей.
– Очень, – сказал Пьер.
Проходя мимо, князь Василий схватил Пьера за руку и обратился к Анне Павловне.
– Образуйте мне этого медведя, – сказал он. – Вот он месяц живет у меня, и в первый раз я его вижу в свете. Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин.

Анна Павловна улыбнулась и обещалась заняться Пьером, который, она знала, приходился родня по отцу князю Василью. Пожилая дама, сидевшая прежде с ma tante, торопливо встала и догнала князя Василья в передней. С лица ее исчезла вся прежняя притворность интереса. Доброе, исплаканное лицо ее выражало только беспокойство и страх.
– Что же вы мне скажете, князь, о моем Борисе? – сказала она, догоняя его в передней. (Она выговаривала имя Борис с особенным ударением на о). – Я не могу оставаться дольше в Петербурге. Скажите, какие известия я могу привезти моему бедному мальчику?
Несмотря на то, что князь Василий неохотно и почти неучтиво слушал пожилую даму и даже выказывал нетерпение, она ласково и трогательно улыбалась ему и, чтоб он не ушел, взяла его за руку.
– Что вам стоит сказать слово государю, и он прямо будет переведен в гвардию, – просила она.
– Поверьте, что я сделаю всё, что могу, княгиня, – отвечал князь Василий, – но мне трудно просить государя; я бы советовал вам обратиться к Румянцеву, через князя Голицына: это было бы умнее.
Пожилая дама носила имя княгини Друбецкой, одной из лучших фамилий России, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи. Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну. Только затем, чтоб увидеть князя Василия, она назвалась и приехала на вечер к Анне Павловне, только затем она слушала историю виконта. Она испугалась слов князя Василия; когда то красивое лицо ее выразило озлобление, но это продолжалось только минуту. Она опять улыбнулась и крепче схватила за руку князя Василия.
– Послушайте, князь, – сказала она, – я никогда не просила вас, никогда не буду просить, никогда не напоминала вам о дружбе моего отца к вам. Но теперь, я Богом заклинаю вас, сделайте это для моего сына, и я буду считать вас благодетелем, – торопливо прибавила она. – Нет, вы не сердитесь, а вы обещайте мне. Я просила Голицына, он отказал. Soyez le bon enfant que vous аvez ete, [Будьте добрым малым, как вы были,] – говорила она, стараясь улыбаться, тогда как в ее глазах были слезы.
– Папа, мы опоздаем, – сказала, повернув свою красивую голову на античных плечах, княжна Элен, ожидавшая у двери.
Но влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез. Князь Василий знал это, и, раз сообразив, что ежели бы он стал просить за всех, кто его просит, то вскоре ему нельзя было бы просить за себя, он редко употреблял свое влияние. В деле княгини Друбецкой он почувствовал, однако, после ее нового призыва, что то вроде укора совести. Она напомнила ему правду: первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу. Кроме того, он видел по ее приемам, что она – одна из тех женщин, особенно матерей, которые, однажды взяв себе что нибудь в голову, не отстанут до тех пор, пока не исполнят их желания, а в противном случае готовы на ежедневные, ежеминутные приставания и даже на сцены. Это последнее соображение поколебало его.
– Chere Анна Михайловна, – сказал он с своею всегдашнею фамильярностью и скукой в голосе, – для меня почти невозможно сделать то, что вы хотите; но чтобы доказать вам, как я люблю вас и чту память покойного отца вашего, я сделаю невозможное: сын ваш будет переведен в гвардию, вот вам моя рука. Довольны вы?

Роман ВОЛОДЧЕНКОВ

Фото Антона СЕНЬКО

Декабрь подарил самарцам одну из самых ярких балетных премьер этого года – «Чиполлино» Карена Хачатуряна в постановке известного хореографа Генриха Майорова. А состоялась она на минувших выходных в Самарском академическом театре оперы и балета, собравшем полные зрительные залы на первых трех представлениях.

В истории балета есть знаковые спектакли, сыгравшие значительную роль в развитии этого вида искусства. Так, «Сильфида» Жана Шнейцгоффера/Филиппо Тальони стала манифестом романтического балета, а «Спящая красавица» П. Чайковского, поставленная Мариусом Петипа в 1890 году в России, была признана шедевром академического стиля, «энциклопедией классического танца». ХХ век дал миру достаточно эпохальных танцевальных творений. Но, все-таки, среди них особо стоит выделить балет «Спартак» Арама Хачатуряна/Юрия Григоровича, поставленный в 1968 году на сцене Большого театра СССР. Это произведение раскрыло новые грани в технике классического танца (особенно мужского), значительно расширило пластические возможности балетной режиссуры и дало ключ к пониманию будущего мировой хореографии. Со спектаклем Григоровича нередко ставят в один ряд и «Чиполлино» Карена Хачатуряна/Генриха Майорова, называя его детским «Спартаком». Такое сравнение правомерно и во многом объясняет длящийся вот уже 44 го-да успех этого балета.

В мае 2017 года президентом России был подписан Указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», и отсюда абсолютно понятен нынешний пристальный интерес театров именно к произведениям для детской и юношеской аудитории. Но, когда доходит до дела, далеко не всегда находятся удачный сюжет и талантливый постановщик, способный создать качественное произведение для подрастающих зрителей.

«Чиполлино».Сцена из второго действия спектакля. Фото Антона Сенько.jpg

И вот тут, как палочка-выручалочка, приходит на помощь вечно юный, не теряющий обаяния балет «Чиполлино». Его Майоров поставил уже во всех главных музыкальных театрах нашей страны. Но все равно – смотришь, а задорный и смелый луковый мальчишка Чиполлино снова появляется на подмостках сцены в России и даже за рубежом. И хочется, чтобы он не покинул ее никогда! Ведь «Чиполлино» Г. Майорова не просто блистательный балет, ставший классикой жанра, он еще и очень яркий, оптимистичный символ. Символ, который сегодня наиболее актуален и важен с воспитательной и образовательной стороны.

Впервые «Чиполлино» Генрих Майоров поставил в 1974 году в киевском Театре оперы и балета имени Т. Шевченко. Тогда и потом, во всех следующих постановках, он имел равный зрительский и актерский успех. А все потому, что постановщику, взявшему за основу балета знаменитую сказку итальянского писателя Джанни Родари «Приключения Чиполлино», удалось воплотить ее в оригинальной, но предельно ясной и выразительной сценической форме.

Во времена создания балета «Чиполлино» Г. Майоров являлся одним из лидеров нового поколения хореографов – продолжателей художественных преобразований Юрия Григоровича и Игоря Бельского. Г. Майоров, Н. Боярчиков, В. Елизарьев, Г. Алексидзе, И. Чернышёв и другие их современники не порывали с недавним прошлым советской хореодрамы. Продолжая развивать ее лучшие стороны (содержательную сюжетную основу, пластическую образность), они обратили пристальное внимание на главное выразительное средство балета – танец. И вот тут, уже выйдя на прямую индивидуальных поисков, они стали привносить свое в искусство, совершая открытия в сфере танцевальной лексики и режиссерских приемов.

«Чиполлино» Г. Майорова со временем преобразился, но по сути не изменился. Он и сейчас, в самарской постановке, отличается необыкновенной музыкальностью и технической сложностью. Главные партии здесь (Чиполлино, Редисочка, Граф Вишенка, Магнолия, Принц Лимон, Синьор Помидор) предельно виртуозные и изобретательные по отдельным движениям и комбинациям, а кордебалет – центральный и, наверное, самый важный, ключевой исполнитель, связывающий в единое целое все эпизоды спектакля. Но есть еще и множество второстепенных танцующих персонажей, а также центральный лирико-драматический герой – Кум Тыква. У него задача не из легких: построить уютный скромный домик под носом у властителей мира сего.

«Чиполлино». Сцена из спектакля. Фото Антона Сенько.jpg

Мысленно освоив сюжет и досконально разобравшись во всех его перипетиях, Майоров перевел его на свой, не терпящий плохого произношения танцевальный язык. Этот язык порой спортивен, тяготеет к модерну, изобилует актерскими гротесковыми красками, но сохраняет крепкую и надежную классическую сердцевину. Здесь все основные вариации, па-де-де и ансамблевые композиции строятся именно на классическом танце. Даже Кум Тыква, объясняющийся с помощью действенной игровой пластики, вдруг в один момент преображается в осанистого классика с выворотными и дотянутыми стопами – таким образом воодушевляясь мечтой о собственном жилище.

«Чиполлино» Г. Майорова – обаятельный, добрый, честный балетный спектакль. В него трудно не влюбиться. Невозможно не почувствовать оптимизма, который он внушает буквально с первых сцен – когда музыка и танец словно берутся за руки и смело идут навстречу зрителям. Тут все понятно: кто с кем и против кого, кто добрый, а кто злодей и тиран, в чем правда и где ложь. Для каждого персонажа Майоров отбирает яркие краски, их он порой смешивает и тем самым добивается колоритной, действенной картины. Удивительно, но в этом детском балете Майорова вовсе не детское содержание, а драма, сатира и трагедия соседствуют и совсем не противоречат друг другу!

«Чиполлино». Финал спектакля. Фото Антона Сенько.jpg

Генрих Майоров не только талантливый балетмейстер, но и педагог. Репетируя с артистами, он всегда старается не только точно передать рисунок хореографии, но и объяснить ее задачи. Для Майорова важен ясный отклик артистов, собственное понимание партии, где техника первична, но не является главной целью. Образ, по Майорову, формируется исполнителем на протяжении всего репетиционного периода, и только при полной отдаче роль может получиться. Заветам Майорова следует и его дочь – ассистент балетмейстера-постановщика «Чиполлино» Анна Майорова, принимавшая активное участие в работе над спектаклем от первых постановочных репетиций до финальных сценических прогонов.

Главная партия – Чиполлино. Ее исполнитель должен виртуозно владеть классическим танцем, иметь профессиональный опыт и физическую выносливость. Эта роль для премьера, склонного к амплуа темпераментных героев. И такой танцовщик нашелся в самарском театре – это Сергей Гаген. Ему подвластно многое: у него стабильное вращение и легкий прыжок, он координирован и пластически выразителен. Сцена для Гагена – масштабное пространство, площадка, которую он умеет грамотно распределить. Кроме того, он старательный и надежный партнер. Но, как показало время, даже самым способным и одаренным артистам, таким, как Гаген, в майоровскую хореографию важно втанцеваться. И здесь уже нужны не только виртуозность и выносливость, но и свобода пластических пере-ходов от классики к модерну и даже джазовой импровизации. А этими стилями в своем балете Майоров свободно жонглирует! Такой опыт не приходит к артисту за месяц или два, а жизнь балета «Чиполлино» только начинается в самарском театре. Поэтому от спектакля к спектаклю мастерство и навыки исполнителей будут совершенствоваться.

Среди других солистов обратила на себя внимание Ксения Овчинникова в партии Редисочки. Обаятельная балерина, пожалуй, лучше других овладела майоровским языком, виртуозно и легко преодолев все сложности техничной роли.

Замечательный, необычайно колоритный образ Принца Лимона создал Дмитрий Пономарёв, который не поддался соблазну поактерствовать в ущерб танцам. Сбалансировав обе важные составляющие партии, он убедил в состоятельности своей трактовки царственного комичного, но не манерного правителя.

Сложной классической хореографией наделил Майоров Магнолию и Графа Вишенку. Эти партии исполнили Вероника Землякова и Максим Маренин, которые хорошо справились с сольными выходами, но не смогли преодолеть некоторые сложности с поддержками в дуэте.

Синьор Помидор – персонаж гротесковый. Его задача – обострять конфликт, придавать действию динамику, что и удалось Кириллу Софронову. Постно показался Кум Тыква – Алексей Турдиев. Сразу, как только появились на сцене, привлекли к себе внимание Графини Вишни – Анастасия Тетченко и Екатерина Панченко, создавшие образы жеманных и экзальтированных особ, эстетски конкурирующих друг с другом.

Фантастический сказочный мир воплотил на сцене художник Дмитрий Чербаджи.

Благодаря его красочным декорациям и костюмам зрители погрузились в атмосферу динамичных приключений фруктово-овощных героев и персонажей. Декоративный фон Чер-баджи не отвлек от главного – хореографии и даже помог ей, предоставив главное пространство танцовщикам.

Партитура Карена Хачатурна «Чиполлино» – самый главный материал спектакля. Все основные партии и характеры заложены в ней. Оркестр под управлением дирижера Андрея Данилова постарался их чутко передать.

Сегодня, когда балетная труппа Самарского театра оперы и балета под руководством Юрия Бурлаки старательно и одновременно энергично осваивает классическое наследие, обращаясь к творениям Петипа (что закономерно в год 200-летия мэтра мирового балета), оказалось важным подкрепить ее репертуар и другой классикой – уже из ХХ века, балетом «Чиполлино» Генриха Майорова. Данный опыт работы выявил большой танцевальный и актерский потенциал самарских артистов, позволил разглядеть перспективу в освоении и других стилей хореографии. Действуя в таком направлении, самарский балет определенно со-хранит высокий профессиональный уровень и укрепит репутацию культурного лидера города и всей области.

Самарский академический театр оперы и балета

Карен Хачатурян

Чиполлино

Балет в 2 действиях

Либретто Геннадия Рыхлова по сказке Джанни Родари «Приключения Чиполлино»

Балетмейстер-постановщик – Генрих Майоров

Дирижер-постановщик – Андрей Данилов

Художник-постановщик, художник по костюмам – Дмитрий Чербаджи

Ассистент балетмейстера-постановщика – Анна Майорова

Репетиторы – Ольга Бараховская, Валерий Коньков, Александр Петров, Валентина Пономарен-ко, Ольга Савельева

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...