Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Занимательный час «Волшебный мир сказок Э. Гофмана. Загадочный и многоликий Э.Т.А. Гофман «Песочный человек» из сборника «Ночные рассказы»

Сказки Гофмана запросто могут быть забавными и страшными, светлыми и пугающими, но фантастическое в них всегда возникает неожиданно, из самых простых вещей. В этом и был главный секрет, о котором первым догадался Эрнст Гофман.

Вы откроете для себя яркий мир, читая сказки Гофмана. Насколько обворожительны эти сказки! Как разительно отличаются сказки Гофмана от большинства, которые мы читали до сих пор!

Фантастический мир под пером Гофмана возникает из простых вещей и событий. Именно потому весь список сказкок Гофмана открывают нам совершенно другой, еще более интересный мир - мир человеческих чувств и мечтаний. На первый взгляд кажется, что действие в сказках происходит, как это бывает в сказке, "в некотором государстве", но на самом деле все, о чем пишет Гофман, можно проследить в том тревожном времени, современником которого был писатель. На нашем сайте вы можете читать сказки Гофмана онлайн без каких либо ограничений

ВИГИЛИЯ ПЕРВАЯ Злоключения студента Ансельма... - Пользительный табак конректора Паульмана и золотисто-зеленые змейки. В день вознесения, часов около трех пополудни, чрез Черные ворота в Дрездене стремительно шел молодой человек и как раз попал в корзину с яблоками и пирожками, которыми торговала старая, безобразная женщина, - и попал столь удачно, что...

Предисловие издателя Странствующий Энтузиаст 1 - а из его дневника мы заимствуем еще одну фантастическую пьесу в манере Калло, - судя по всему, столь мало разделяет свой внутренний мир и мир внешний 2, что и самая граница между ними едва уже различима. Однако именно благодаря тому обстоятельству, что ты, благосклонный читатель, не можешь отчетливо видеть этой...

К 240-летию со дня рождения

Стоя у могилы Гофмана на Иерусалимском кладбище в центре Берлина, подивилась тому, что на скромном памятнике он представлен в первую очередь как советник апелляционного суда, юрист и лишь затем как поэт, музыкант и художник. Впрочем, он ведь и сам признавался: «По будням я юрист и разве только чуточку музыкант, днём в воскресенье я рисую, а вечерами до поздней ночи я – весьма остроумный сочинитель». Всю жизнь он – великий совместитель.

Третьим на памятнике стояло крестильное имя Вильгельм. А между тем он сам заменил его именем боготворимого Моцарта – Амадей. Неспроста заменил. Он ведь поделил человечество на две неравные части: «Одна состоит только из хороших людей, но плохих музыкантов или вовсе не музыкантов, другая же – из истинных музыкантов». Не нужно понимать это буквально: отсутствие музыкального слуха – не главный грех. «Хорошие люди», филистеры, посвящают себя интересам кошелька, что ведёт к необратимым извращениям человечности. По словам Томаса Манна, они отбрасывают широкую тень. Филистерами становятся, музыкантами рождаются. Та часть, к которой принадлежал Гофман, это люди духа, а не брюха – музыканты, поэты, художники. «Хорошие люди» их чаще всего не понимают, презирают, смеются над ними. Гофман сознаёт, что его героям некуда бежать, жить среди филистеров – это их крест. И он сам нёс его до гробовой доски. А жизнь его по нынешним меркам была короткой (1776-1822)

Страницы биографии

Удары судьбы сопровождали Гофмана от рождения до смерти. Он родился в Кёнигсберге, где в ту пору профессорствовал «узколицый» Кант. Родители быстро разошлись, и с 4-х лет вплоть до университета он жил в доме дяди, успешного юриста, но человека чванливого и педантичного. Сирота при живых родителях! Мальчик рос замкнутым, чему способствовал его малый рост и облик уродца. При внешней расхлябанности и шутовстве натура его была уязвима до чрезвычайности. Экзальтированная психика определит многое в его творчестве. Природа наделила его острейшим умом и наблюдательностью. Душа ребёнка, подростка, тщетно жаждавшая любви и ласки, не ожесточилась, но, израненная, страдала Показательно признание: «Юность моя подобна иссушённой пустыне, без цветов и тени».

Университетские занятия юриспруденцией он рассматривал как досадную повинность, ибо по-настоящему любил только музыку. Чиновничья служба в Глогау, Берлине, Познани и особенно в захолустном Плоцке тяготила. Но всё же в Познани счастье улыбнулось: обвенчался с очаровательной полькой Михалиной. Мишка, хоть и чуждая его творческим исканиям и духовным запросам, станет его верным другом и опорой до конца. Влюбляться он будет не раз, но всегда без взаимности. Муки неразделённой любви запечатлеет он во многих произведениях.

В 28 лет Гофман – правительственный чиновник в занятой пруссаками Варшаве. Здесь раскрылись и композиторские способности, и певческий дар, и талант дирижёра. С успехом поставлены два его зингшпиля. «Музы всё ещё ведут меня по жизни как святые заступницы и покровительницы; им предаюсь целиком», – пишет он другу. Но и службой он не пренебрегает.

Вторжение Наполеона в Пруссию, хаос и нескладица военных лет положили конец недолгому благополучию. Началась скитальческая, материально неустроенная, порой голодная жизнь: Бамберг, Лейпциг, Дрезден… Умерла двухлетняя дочь, тяжко занемогла жена, сам заболел нервной горячкой. Он брался за любую работу: домашний учитель музыки и пения, торговец нотами, капельмейстер, художник-декоратор, директор театра, рецензент «Всеобщей музыкальной газеты»… А в глазах обывателей-филистеров этот маленький, невзрачный, нищий и бесправный человечек – попрошайка у дверей бюргерских салонов, шут гороховый. Между тем, в Бамберге он проявил себя как человек театра, предвосхитив принципы и Станиславского, и Мейерхольда. Здесь он сложился как универсальный художник, о котором мечтали романтики.

Гофман в Берлине

Осенью 1814 года Гофман с помощью друга получил место в уголовном суде в Берлине. Впервые за многие годы скитаний у него появилась надежда обрести постоянное пристанище. В Берлине он оказался в центре литературной жизни. Здесь завязались знакомства с Людвигом Тиком, Адальбертом фон Шамиссо, Клеменсом Брентано, Фридрихом Фуке де ла Мотт, автором повести «Ундина», художником Филиппом Фейтом (сыном Доротеи Мендельсон). Раз в неделю друзья, назвавшие своё сообщество в честь пустынника Серапиона, собирались в кофейне на Унтер-ден-Линден (Serapionsabende). Засиживались допоздна. Гофман читал им свои новейшие произведения, они вызывали живую реакцию, расходиться не хотелось. Интересы пересекались. Гофман стал писать музыку к повести Фуке, тот согласился стать либреттистом, и в августе 1816-го романтическая опера «Ундина» была поставлена на сцене Королевского Берлинского театра. Состоялось 14 спектаклей, но через год театр сгорел. В огне погибли чудесные декорации, которые по эскизам Гофмана выполнил сам Карл Шинкель, прославленный художник и придворный архитектор, который в начале Х1Х в. построил чуть ли ни пол-Берлина. А поскольку с Тамарой Шинкель, прямым потомком великого мастера, я училась в Московском пединституте, то чувствую и себя причастной к гофмановской «Ундине».

Со временем занятия музыкой отошли на второй план. Своё музыкальное призвание Гофман как бы передал любимому герою, его alter ego, Иоганну Крейслеру, который из произведения в произведение несёт с собой высокую музыкальную тему. Гофман был энтузиастом музыки, называл её «праязыком природы».

Будучи в высшей степени Homo Ludens (человеком играющим), Гофман по-шекспировски воспринимал весь мир как театр. Его близким другом был знаменитый актёр Людвиг Девриент, с которым он встречался в кабачке Люттера и Вегнера, где они бурно проводили вечера, предаваясь как возлияниям, так и вдохновенным юмористическим импровизациям. Оба были уверены, что у них имеются двойники и поражали завсегдатаев искусством перевоплощения. Эти посиделки закрепили за ним славу полубезумного алкоголика. Увы, он и в самом деле под конец стал пьяницей и держался эксцентрично и манерно, но чем дальше, тем яснее становилось, что в июне 1822 года в Берлине от сухотки спинного мозга в муках и безденежьи скончался величайший маг и чародей немецкой литературы.

Литературное наследство Гофмана

Сам Гофман своё призвание видел в музыке, но славу приобрёл писательством. Всё началось с «Фантазий в манере Калло» (1814-15), затем последовали «Ночные рассказы» (1817), четырёхтомник новелл «Серапионовы братья» (1819-20), своеобразный романтический «Декамерон». Гофман написал ряд больших повестей и два романа – так называемый «чёрный», или готический роман «Эликсиры сатаны» (1815-16) о монахе Медарде, в котором сидят два существа, одно из них – злой гений, и незавершённые «Житейские воззрения кота Мурра» (1820-22). Помимо этого, сочинялись сказки. Самая известная из них рождественская – «Щелкунчик и мышиный король». С приближением Нового года в театрах и по телевидению идёт балет «Щелкунчик». Музыка Чайковского у всех на слуху, но лишь единицы знают, что балет написан по сказке Гофмана.

О сборнике «Фантазии в манере Калло»

Французский художник XVII века Жак Калло известен своими гротескными рисунками и офортами, в которых реальность выступает в фантастическом обличье. Уродливые фигуры на его графических листах, изображавших сцены карнавала или театральные представления, пугали и притягивали. Манера Калло импонировала Гофману и дала определённый художественный стимул.

Центральным произведением сборника стала новелла «Золотой горшок», у которой подзаголовок – «Сказка из новых времён». Сказочные происшествия случаются в современном писателю Дрездене, где рядом с обыденным миром существует потаённый мир чародеев, волшебников и злых колдуний. Впрочем, как выясняется, они ведут двойное существование, некоторые из них прекрасно совмещают магию и волшебство со службой в архивах и присутственных местах. Таков ворчливый архивариус Линдхорст – владыка Саламандр, такова злая старуха-колдунья Рауэр, торгующая у городских ворот, дочь репы и драконова пера. Именно её корзинку с яблоками нечаянно опрокинул главный герой студент Ансельм, от этой мелочи и пошли все его злоключения.

Каждая глава сказки названа автором «вигилия», что на латинском языке означает – ночная стража. Ночные мотивы вообще характерны для романтиков, здесь же сумеречное освещение усиливает таинственность. Студент Ансельм – растяпа, из породы тех, у кого, если падает бутерброд, то непременно маслом вниз, но и он верит в чудеса. Он – носитель поэтического чувства. При этом он надеется занять подобающее место в обществе, стать гофратом (надворным советником), тем более, что дочь конректора Паульмана Вероника, за которой он ухаживает, твёрдо определилась в жизни: она станет женой гофрата и будет красоваться по утрам в окне в элегантном туалете на удивление прохожим франтам. Но волею случая Ансельм прикоснулся к миру чудесного: внезапно в листве дерева он увидел трёх изумительных золотисто-зелёных змеек с сапфировыми глазами, увидел и – пропал. «Он чувствовал, как в глубине его существа шевелилось что-то неведомое и причиняло ему ту блаженную и томительную скорбь, которая обещает человеку другое, высшее бытие».

Гофман проводит своего героя через множество испытаний, прежде чем он попадает в волшебную Атлантиду, где соединяется с дочкой могущественного повелителя Саламандр (он же архивариус Линдхорст) – синеглазой змейкой Серпентиной. В финале все обретают партикулярный облик. Дело заканчивается двойной свадьбой, ибо Вероника находит своего гофрата – это прежний соперник Ансельма Геербранд.

Ю. К Олеша в заметках о Гофмане, которые возникли при чтении «Золотого горшка», задаётся вопросом: «Кто он был, этот безумный человек, единственный в своём роде писатель в мировой литературе, со вскинутыми бровями, загнутым книзу тонким носом, с волосами, навсегда поднявшимися дыбом?» Возможно, знакомство с его творчеством позволит ответить на этот вопрос. Я бы рискнула назвать его последним романтиком и родоначальником фантастического реализма.

«Песочный человек» из сборника «Ночные рассказы»

Название сборника «Ночные рассказы» не случайно. По большому счёту, все вещи Гофмана можно назвать «ночными», ибо он – поэт мрачных сфер, в которых человек ещё связан с тайными силами, поэт бездн, провалов, из которых возникает то двойник, то призрак, то вампир. Он даёт понять читателю, что побывал в царстве теней, даже когда облекает свои фантазии в дерзкую и весёлую форму.

«Песочный человек», которого он неоднократно переделывал, – несомненный шедевр. В этой повести особую напряженность приобретает борьба между отчаянием и надеждой, между мраком и светом. Гофман уверен, что человеческая личность является не чем-то постоянным, а зыбким, способным трансформироваться, раздваиваться. Таков главный герой повести студент Натанаэль, наделённый поэтическим даром.

В детстве его пугали песочным человеком: если ты не заснёшь, придёт песочник, бросит тебе в глаза песок, а потом и глаза отнимет. Уже став взрослым, Натаниэль не может избавиться от страха. Ему кажется, что кукольный мастер Коппелиус – песочный человек, а коммивояжер Коппола, продающий очки и увеличительные стёкла, – тот же самый Коппелиус, т.е. тот же самый песочный человек. Натаниэль явно находится на грани душевной болезни. Напрасно невеста Натаниэля Клара, простая и разумная девушка, пытается его излечить. Она верно говорит, что то страшное и ужасное, о чём постоянно говорит Натанаэль, произошло в его душе, а внешний мир мало к тому причастен. Его стихи с их сумрачным мистицизмом ей скучны. Романтически экзальтированный Натанаэль ей не внемлет, он готов видеть в ней убогую мещанку. Неудивительно, что юноша влюбляется в механическую куклу, которую профессор Спаланцани с помощью Коппелиуса мастерил в течение 20 лет и, выдав её за свою дочь Оттилию, ввёл в высшее общество провинциального городка. Натаниэль не понимал, что предмет его воздыханий – хитроумный механизм. Но ведь обманулись решительно все. Заводная кукла посещала светские собрания, пела и танцевала, как живая, и все восхищались её красотой и образованностью, хотя кроме «ох!» и «ах!» она ничего не говорила. И в ней-то Натанаэль увидел «родственную душу». Что это как не насмешка над юношеским донкихотством романтического героя?

Натаниэль идёт делать предложение Оттилии и застаёт ужасную сцену: перессорившиеся профессор и кукольный мастер на его глазах разрывают куклу Оттилию на части. Юноша сходит с ума и, взобравшись на колокольню, бросается оттуда вниз.

Видимо, сама действительность представлялась Гофману бредом, кошмаром. Желая сказать, что люди бездушны, он превращает своих героев в автоматы, но самое ужасное, что этого никто не замечает. Происшествие с Оттилией и Натаниэлем взволновало горожан. Как быть? Как узнать, не манекен ли сосед? Как, наконец, доказать, что ты сам не марионетка? Каждый старался повести себя как можно необычнее, чтобы избежать подозрений. Вся история приобрела характер кошмарной фантасмагории.

«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (1819) – одно из самых гротескных произведений Гофмана. Сказка эта отчасти перекликается с «Золотым горшком». Сюжет её довольно прост. Благодаря трём чудесным золотым волоскам уродец Цахес, сын несчастной крестьянки, оказывается в глазах окружающих мудрее, красивее, достойней всех. Он с молниеносной быстротой становится первым министром, получает руку прекрасной Кандиды, пока волшебник не разоблачает мерзкого уродца.

«Безумная сказка», «самая юмористическая из всех написанных мною», – так говорил о ней автор. Такова его манера – облекать в покровы юмора серьёзнейшие вещи. Речь ведь идёт об ослеплённом, оглуплённом обществе, принимающем «сосульку, тряпку за важного человека» и творящем из него кумира. Кстати, так было и в «Ревизоре» Гоголя. Гофман создаёт великолепную сатиру на «просвещённую деспотию» князя Пафнутия. «Это не только чисто романтическая притча об извечной филистерской враждебности поэзии («Всех фей гнать!» – таков первый приказ начальства. – Г.И.), но и сатирическая квинтэссенция немецкого убожества с его претензиями на великодержавность и неискоренимыми мелкопоместными замашками, с его полицейским просвещением, с раболепием и подавленностью подданных» (А.Карельский).

В карликовом государстве, где «просвещение разразилось», его программу намечает камердинер князя. Он предлагает «вырубить леса, сделать реку судоходной, развести картофель, улучшить сельские школы, насадить акации и тополя научить юношество распевать на два голоса утренние и вечерние молитвы, проложить шоссейные дороги и привить оспу». Кое-что из этих «просветительских акций» действительно имело место в Пруссии Фридриха II, который разыгрывал роль просвещённого монарха. Просвещение здесь проходило под девизом: «Гнать всех инакомыслящих!»

Среди инакомыслящих – студент Бальтазар. Он из породы истинных музыкантов, а потому страдает в среде филистеров, т.е. «хороших людей». «В чудесных голосах леса Бальтазару слышалась безутешная жалоба природы, и, казалось, он и сам должен раствориться в этой жалобе, и всё его существование – чувство глубочайшей непреодолимой боли».

По законам жанра сказка заканчивается хэппи-эндом. С помощью театральных эффектов, подобных фейерверку, Гофман позволяет «одарённому внутренней музыкой» студенту Бальтазару, влюблённому в Кандиду, победить Цахеса. Спаситель-волшебник, который научил Бальтазара вырвать три золотых волоска у Цахеса, после чего у всех спала пелена с глаз, делает молодожёнам свадебный подарок. Это домик с участком, где произрастает отменная капуста, в кухне «горшки никогда не перекипают», в столовой не бьётся фарфор, в гостиной не пачкаются ковры, иначе говоря, здесь царит вполне мещанский уют. Так вступает в права романтическая ирония. С ней мы встречались и в сказке «Золотой горшок», где золотой горшок получали под занавес влюблённые. Этот знаковый сосуд-символ пришёл на смену голубому цветку Новалиса, в свете этого сравнения беспощадность иронии Гофмана становилась ещё очевиднее.

О «Житейских воззрениях кота Мурра»

Книга задумывалась как итоговая, в ней сплелись все темы и особенности манеры Гофмана. Здесь трагедия соединилась с гротеском, хотя они обратны друг другу. Сама композиция тому способствовала: биографические записки учёного кота прослаиваются страницами из дневника гениального композитора Иоганна Крейслера, которые Мурр использовал вместо промокашек. Так и напечатал рукопись незадачливый издатель, помечая «вкрапления» гениального Крейслера как «Мак. л.» (макулатурные листы). Кому нужны страдания и печали любимца Гофмана, его alter ego? На что они годятся? Разве что на просушку графоманских упражнений учёного кота!

Иоганн Крейслер, дитя бедных и невежественных родителей, познавший нужду и все превратности судьбы, – странствующий музыкант-энтузиаст. Это – любимец Гофмана, он действует во многих его произведениях. Энтузиасту чуждо всё, что имеет вес в обществе, потому его ждут непонимание и трагическое одиночество. В музыке и любви уносится Крейслер далеко, далеко в светлые миры, известные ему одному. Но тем безумнее для него возврат с этой высоты на землю, в суету и грязь маленького города, в круг низменных интересов и мелких страстей. Натура неуравновешенная, постоянно раздираемая сомнениями в людях, в мире, в собственном творчестве. От восторженного экстаза он легко переходит к раздражительности или к полной мизантропии по самому незначительному поводу. Фальшивый аккорд вызывает у него приступ отчаяния. «Крейслер нелеп, почти смешон, он постоянно шокирует респектабельность. Эта неконтактность с миром отражает полное неприятие окружающей жизни, её тупости, невежества, бездумия и пошлости… Крейслер восстаёт один против целого мира, и он обречён. Мятежный дух его гибнет в душевной болезни» (И.Гарин).

Но ведь не он, а учёный кот Мурр претендует на роль романтического «сына века». Да и роман пишется от его имени. Перед нами не просто двухярусная книга: «Крейслериана» и животный эпос «Мурриана». Новое здесь – линия Мурра. Мурр не просто филистер. Он пытается предстать энтузиастом, мечтателем. Романтический гений в образе кота – смешная идея. Вслушайтесь в его романтические тирады: «… я знаю твёрдо: моя родина – чердак!. Климат отчизны, её нравы, обычаи – как неугасимы эти впечатления… Откуда во мне такой возвышенный образ мыслей, такое неодолимое стремление в высшие сферы? Откуда такой редкостный дар мигом возноситься вверх, такие достойные зависти отважные, гениальнейшие прыжки? О, сладкое томление наполняет грудь мою! Тоска по родному чердаку поднимается во мне мощной волной! Тебе я посвящаю эти слёзы, о прекрасная родина…» Что это как не убийственная пародия на романтические эмпиреи йенских романтиков, но ещё больше – на германофильство гейдельбергцев?!

Писатель создал грандиозную пародию на само романтическое мировоззрение, зафиксировав симптомы кризиса романтизма. Именно сплетение, единство двух линий, сталкивание пародии с высоким романтическим стилем рождает нечто новое, неповторимое.

«Что за истинно зрелый юмор, какая сила действительности, какая злость, какие типы и портреты и рядом – какая жажда красоты, какой светлый идеал!» Достоевский так оценил «Кота Мурра», но это достойная оценка творчества Гофмана в целом.

Двоемирие Гофмана: буйство фантазии и «суетня жизни»

Каждый истинный художник воплощает своё время и ситуацию человека в этом времени на художественном языке эпохи. Художественный язык гофмановского времени – романтизм. Разрыв между мечтой и действительностью составляет основу романтического миросозерцания. «Тьмы низких истин мне дороже/ Нас возвышающий обман» – эти слова Пушкина можно поставить эпиграфом к творчеству немецких романтиков. Но если предшественники, возводя свои воздушные замки, уносились прочь от земного в идеализированное Средневековье или в романтизированную Элладу, то Гофман отважно погружался в современную реальность Германии. При этом он как никто до него смог выразить тревожность, зыбкость, изломанность эпохи и самого человека. По мысли Гофмана, не только общество поделено на части, каждый человек, его сознание раздвоено, разорвано. Личность утрачивает свою определённость, цельность, отсюда мотив двойничества и безумия, столь характерный для Гофмана. Мир неустойчив, и человеческая личность распадается. Борьба между отчаянием и надеждой, между мраком и светом ведётся почти во всех его произведениях. Не дать тёмным силам места в своей душе – вот что волнует писателя.

При внимательном чтении даже в самых фантастических вещах Гофмана, таких как «Золотой горшок», «Песочный человек», можно обнаружить весьма глубокие наблюдения над реальной жизнью. Он сам признался: «Во мне слишком сильно чувство реальности». Выражая не столько гармонию мира, сколько жизненный диссонанс, Гофман передавал его с помощью романтической иронии и гротеска. В его произведениях полным полно всяческих духов и призраков, происходят вещи невероятные: кот сочиняет стихи, министр тонет в ночном горшке, у дрезденского архивариуса брат – дракон, а дочери – змейки и прочее и прочее, тем не менее, он писал о современности, о последствиях революции, об эпохе наполеоновских смут, которые многое перевернули в сонном укладе трёхсот немецких государств-княжеств.

Он заметил, что вещи стали властвовать над человеком, жизнь механизируется, автоматы, бездушные куклы берут верх над человеком, индивидуальное тонет в стандартном. Он задумывался над таинственным феноменом претворения всех ценностей в меновую стоимость, прозревал новую силу денег.

Что позволяет ничтожному Цахесу превратиться в могущественного министра Циннобера? Три золотых волоска, которыми наделила его сострадательная фея, имеют чудодейственную силу. Это отнюдь ещё не бальзаковское понимание беспощадных законов нового времени. Бальзак был доктором социальных наук, а Гофман – провидец, которому фантастика помогала обнажать прозу жизни и строить гениальные догадки о будущем. Показательно, что сказки, где он давал волю безудержной фантазии, имеют подзаголовки – «Сказки из новых времён». Он не просто судил современную действительность как бездуховное царство «прозы», он сделал её предметом изображения. «Опьянённый фантазиями Гофман,– как писал о нём выдающийся германист Альберт Карельский, – на поверку обескураживающе трезв».

Уходя из жизни, в последнем рассказе «Угловое окно» Гофман поделился своей тайной: «Ты, чего доброго, думаешь, что я уже поправляюсь? Отнюдь нет… Но вот это окно – утешение для меня: здесь мне снова явилась жизнь во всей своей пестроте, и я чувствую, как мне близка её никогда не прекращающаяся суетня».

Берлинский дом Гофмана с угловым окном и его могилу на иерусалимском кладбище «подарили» мне Мина Полянская и Борис Антипов из породы энтузиастов, столь чтимой нашим юбиляром.

Гофман в России

Тень Гофмана благотворно осеняла русскую культуру в Х1Х веке, о чём подробно и убедительно рассказали филологи А. Б. Ботникова и моя сокурсница по аспирантуре Джульетта Чавчанидзе, проследившие взаимоотношения Гоголя и Гофмана. Ещё Белинский удивлялся, почему Европа не ставит «гениального» Гофмана рядом с Шекспиром и Гёте. «Русским Гофманом» называли князя Одоевского. Герцен восхищался им. Страстный поклонник Гофмана, Достоевский писал о «Коте Мурре»: «Что за истинно зрелый юмор, какая сила действительности, какая злость, какие типы и портреты и рядом – какая жажда красоты, какой светлый идеал!» Это достойная оценка творчества Гофмана в целом.

В ХХ веке влияние Гофмана испытали Кузмин, Хармс, Ремизов, Набоков, Булгаков. Маяковский не всуе поминал его имя в стихах. Ахматова не случайно выбрала его в провожатые: «Вечерней порою/ Сгущается тьма,/ Пусть Гофман со мною/ Дойдёт до угла».

В 1921 году в Петрограде при «Доме искусств» сложилось сообщество литераторов, которые назвали себя в честь Гофмана – Серапионовы братья. В него вошли Зощенко, Вс. Иванов, Каверин, Лунц, Федин, Тихонов. Они тоже собирались еженедельно для чтения и обсуждения своих произведений. Вскоре навлекли они упрёки пролетарских писателей в формализме, что «аукнулось» в 1946 году в Постановлении ЦК ВКП (б) о журналах «Нева» и «Ленинград». Шельмовали и подвергли остракизму, обрекая на гражданскую смерть, Зощенко и Ахматову, но «под раздачу» попал и Гофман: он был назван «родоначальником салонного декадентства и мистицизма». Для судеб Гофмана в советской России невежественное суждение «партайгеноссе» Жданова имело печальные последствия: перестали издавать и изучать. Трёхтомник избранных его произведений вышел лишь в 1962-м в издательстве «Художественная литература» стотысячным тиражом и сразу стал раритетом. Гофман долго оставался на подозрении, и только в 2000 году вышло 6-томное собрание его сочинений.

Прекрасным памятником гению-чудаку мог бы стать фильм Андрея Тарковского, который он намеревался снять. Не успел. Остался лишь его дивный сценарий – «Гофманиада».

В июне 2016-го в Калининграде стартовал Международный литературный фестиваль-конкурс «Русский Гофман», в котором участвуют представители 13 стран. В его рамках предусмотрена выставка в Москве в Библиотеке иностранной литературы им. Рудомино «Встречи с Гофманом. Русский круг». В сентябре на большой экран выйдет полнометражный кукольный фильм «Гофманиада. Искушение юного Ансельма», в котором виртуозно переплелись сюжеты сказок «Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Песочный человек» и страницы биографии автора. Это самый грандиозный проект «Союзмультфильма», задействовано 100 кукол, режиссёр Станислав Соколов снимал его 15 лет. Главный художник картины – Михаил Шемякин. На фестивале в Калининграде было показано 2 части фильма. Мы – в ожидании и предвкушении встречи с ожившим Гофманом.

Грета Ионкис

«Как высший судья, я поделил весь род человеческий на две неравные части. Одна состоит только из хороших людей, но вовсе не музыкантов, другая же — из истинных музыкантов…» (Эрнст Теодор Амадей Гофман)

Hемецкий писатель и поэт, Э. Т. А. Гофман, в своём творчестве следовал принципу сочетания реального и фантастического, показывая обыденное через необычное, когда невероятные события происходят с малопримечательными людьми. Бесспорно его влияние на творчество Эдгара По, Говарда. Ф. Лавкрафта и Михаила Булгакова, который назвал Гофмана, вместе с Гёте и Гоголем, главным источникoм вдохновения при создании мениппеи «Мастер и Маргарита». Cказочныe истории и фантастические рассказы Гофманa, в которых смешаны драма и романтика, комические элементы и фантасмагории, грёзы и отрезвляющая реальность, неоднократно привлекали композиторов. Популярные балеты «Щелкунчик» П. И. Чайковского и «Коппелия» Делиба созданы на сюжеты Гофмана. Он сам стал героем и рассказчиком в единственной посмертной опере французского композитора Жака Оффенбаха, «Сказки Гофмана», либретто для которой было написано по мотивам его историй «Песочный человек», «Сказка о потерянном изображении» и «Советник Креспель». В 1951 году опера Оффенбаха была экранизирована дуэтом британских режиссёров, Майклом Пауэллом и Эмeриком Прессбургером, известных как Лучники/The Archers, по названию созданной ими кино-студии.

Поэту Гофману, герою оперы и фильма, фантастически не везёт в любви. Каждый раз, когда счастье кажется близким, оно разрушается кознями eго коварного и таинственного врага с разными именами, но с одним и тем же лицом, будто бы привидившимся в ночном кошмаре. Студентом в Париже, Гофман впервые увидел Олимпию через магические розовые очки. Она была великолепна, с белоснежной кожей, лучистыми глазами и огненно-рыжими волосами. Но, к его ужасу, она оказалась заводной куклой. Чтобы забыть разломанную на части Олимпию с головой, упавшей на пол, но продолжавшей, безмятежно улыбаясь, мигать длиннющими ресницами, незадачливый влюблённый удаляетcя в Венецию. Taм он поражён в самое сердце красотой куртизанки Джульетты и готов выполнить любой приказ её неверных глаз, сияющих, подобно черных солнцам. Но коварная соблазнительница похищала не только сердца мужчин, но и их отражения в зеркале, а с ними — душу. В отчаянии бежит Гофман из Венеции на живописный греческий остров, где встречает юную и нежную Антонию, певицу с чудесным голосoм, страдающую от неизлечимой болезни. Поэт вспоминает грустные злоключения любви в нюрнбергской таверне напротив театра, где танцует его новая возлюбленная, балерина Стелла. Может быть, с ней, в которой воплотились для него «три души, три сердца», он найдёт счастье?

Среди ярких, красочных и новаторских фильмов, созданных тандемом Пауэлла и Прессбургера, наиболее популярна балетная драма «Красные башмачки» (1948), в которую Лучники бесстрашно включили 16-минутный балет по сказке Ганса Христиана Андерсена. Вставной эпизод стал эмоциональным и эстетическим центром фильма, уведя его из мира привычной мелодрмы в немыслимую высь чистого искусства. «Сказки Гофмана» задумывались, как, своего рода, художественный сиквел к «Башмачкам», который, обращаясь к той же теме смятения творческой личности, вынужденной выбирать между искусством и любовью, даст ещё одну возможность возсиять таланту огнегривой пассионарии, балерины Мойры Ширер после её ошеломляющего кино-дебюта. Но «Сказки» гораздо больше, чем сиквел. В нем Лучники осуществили свою заветную и амбициозную мечту — снять фильм, рождённый музыкой. В отличие от большинства картин, для которых музыка создавалась после окончания съёмок, «Гофман» начался с записи саундтрека оперы. Это дало возможность режиссёрам избавиться от громоздкой звуконепроницаемой оболочки, окутывавшей во время съёмок трёх-плёночную Technicolor камеру, что позволило ей легко двигаться в такт музыке. Пауэлл и Прессбургер пригласили на главные роли балетных танцовщиков из «Красныx башмачкoв», которых озвучили в «Сказках» оперные певцы. Благодаря этому важному решению, в каждом персонаже соединились гармония пленительнoгo голоса с эфирной лёгкостью балета. Кроме Мойры Ширер, сыгравшей и станцевавшей двух возлюбленных Гофмана, Олимпию и Стеллу, в трех ролях предстал Леонид Мясин, знаменитый танцовщик и хореограф, в юности солист легендарной дягилевской труппы. Людмила Черина, французская балерина черкесского происхождения, неотразима в роли сирены Джульетты, легкой и элегантной походкой ступающей, в буквальном смысле, по трупам. Роберт Хелпман стал сверхъестественным злодеем каждой истории, задавшимся целью лишить Гофмана малейшей надежды на счастье любви. А может быть, как часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно творит благо, он направляет поэта к истинной возлюбленной — его Музе?

Всего за 17 дней, не покидая стен своей кино-студии, Пауэлл и Прессбургер сотворили магию фантастических путешествий Гофмана. Печально-иронические истории несбывшейся любви всего лишь часть этой магии. Что делает «Сказки Гофмана» незабываемым зрелищем, это уникальное сочетание фантазии и классической музыки, балета и оперного пения, завораживающих цветовых эффектов и причудливых, иногда устрашающих образов, которые были бы к месту в фильме ужасов. Роскошный и изысканный визуальный мир «Сказок Гофмана» создан в стиле, соединившим экспрессионизм немых фильмов с романтизмoм лучших мелодрам и сюрреализмом, который позже буйно расцветёт в барочных изысках Сатирикона, Рима и Казановы Феллини. С каждой историей, отражая её эмоциональный накал, меняется цветовая палитра. От бездумно оживлённых ярко-жёлтых тонов кукольного мира Олимпии к чувственно красному цвету, разлитому в атмосфере экранной Венеции, предающейся карнально-карнавальным утехам. Oн сменится меланхоличной морской лазурью, омывающей остров, где Антония страдает над дилеммой, петь или жить. Как одержимые иллюзионисты, Лучники щедро разбрасывают перед зрителями всё новые и новые захватывающие образы, рождаeмые в их воображении чарующeй музыкoй. Oживают марионетки с застывшими улыбками. Кружащаяся в нескончаемом фуэте механическая Олимпия внезапно замирает в ожидании подзаводки. Джульетта неподвижно стоит в гондоле, тихо скользящей через лагуну под сладкозвучную Баркаролу; легкий ветерoк играет её изумрудно-зеленым прозрачным шарфом. Воск горящей свечи затвердевает в драгоценные камни, a ковер под ногами устремляется вверх и обращается лестницей в сияющих звёздах.

Опера для поклонников балета. Балет для любителей ужасов. Любовные истории, ни в одной из которых любовь не торжествует в финале. Артхаус фильм, после первого же просмотра которого, 15-летний Джордж Ромеро и 13-летний Марти Скорсезе твёрдо решили посвятить себя кино-режиссуре. Эстравагантная фантазия, воплотившая в жизнь выношенную идею Э. Т. А. Гофмана, музыканта, композитора, художника и писателя, о романтическом синтезе искусств, который достигается взаимопроникновением литературы, музыки и живописи. Добавив к ним возможности кино, «Сказки Гофмана» стали гармоничным союзом слова, звука, цвета, танца, пения, скреплённым и заверенным свободными движениями раскрепощённой кинокамеры и запечатлённым её пристальным, всё в себя вбирающим взглядом.

Занимательный час

«Волшебный мир сказок Э. А. Т. Гофмана»

(6 класс)

Подготовила:

библиотекарь читального зала

Детского отдела МКУК ЦБ

Е. А. Черкасова.

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня,

когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги!»

К.Г. Паустовский.

«Одну минуточку, я что хотел спросить:

Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей».

КУШНЕР АЛЕКСАНДР

Цель: познакомиться с главными героями произведений Гофмана (повесть-сказка «Щелкунчик и мышиный король», новелла «Золотой горшок», повесть-сказка «Маленький Цахес, по прозванию Циннобер», роман «Житейские воззрения кота Мурра»). Отметить черты их характеров, сориентироваться, где и когда происходят описываемые события.

Задачи

Образовательные:

Развивать навыки анализа прозаического сказочного текста, обогащать представление о художественной детали;

Формировать умение пересказывать близко к тексту, не нарушая логики, выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать.

Развивающие:

Развивать творческое видение учащихся, воображение, память;

Формировать умение грамотно работать с книгой.

Воспитательные:
- подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им;

Развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников;
- воспитывать потребность общения друг с другом;
- продолжить формирование интереса к предмету.

Оборудование: книги, иллюстрации, цитаты, кроссворды, картинки для разукрашивания, музыка из балета Чайковского П.И. «Щелкунчик», портрет Э.Т.А. Гофмана, презентация, листы с заданиями и ручки, фломастеры.

Ход урока.

    Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Занимайте свои места. Сегодня наше мероприятие посвящено жизни и творчеству Э. А. Т. Гофмана.

    Вступительное слово.

Библиотекарь: Все его книги наполнены загадочными персонажами, которые могут внезапно исчезать или возникать ниоткуда. Его героям всегда сопутствуют необычные непонятные сюрпризы: крохотный кавалер-шаркун, коробочка-сюрприз, из которой со звоном выскакивает серебряная птичка, механическая кукла, которую не отличишь от живой девушки, миниатюрный замок с золотыми башенками и зеркальными окнами.

Этот маг и волшебник не носил чёрной мантии с таинственными знаками, а ходил в поношенном коричневом фраке и вместо волшебной палочки использовал гусиное перо, которым записывал все свои чудесные истории, созданные им буквально из «ничего»: из бронзовой дверной ручки с ухмыляющейся физиономией, из щипцов для орехов, из хриплого боя старых часов.

Ребята, знакомы ли Вы со сказками Гофмана? Какие произведения читали? Может быть, видели известный мультик по повести-сказке «Щелкунчик и мышиный король»? Сегодня мы познакомимся с автором этих увлекательных историй, а также погрузимся в волшебный мир его сказок.

    Биография и творчество Э. А. Т. Гофмана:

Библиотекарь: Давайте, вспомним, а может, и узнаем что-то новое из биографии автора. Для начала, прослушаем стихотворение Александра Кушнера, в котором поэт точно подметил основные моменты биографии Гофмана.

Гофман

Одну минуточку, я что хотел спросить:
Легко ли Гофману три имени носить?

О, горевать и уставать за трех людей

Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей.

Эрнст - только винтик, канцелярии юрист,

Он за листом в суде марает новый лист,

Не рисовать, не сочинять ему, не петь -

В бюрократической машине той скрипеть.

Скрипеть, потеть, смягчать кому-то приговор.
Куда удачливее Эрнста Теодор.

Придя домой, превозмогая боль в плече,

Он пишет повести ночами при свече.

Он пишет повести, а сердцу все грустней.

Тогда приходит к Теодору Амадей,

Гость удивительный и самый дорогой.

Он, словно Моцарт, машет в воздухе рукой...

На Фридрихштрассе Гофман кофе пьет и ест.
«На Фридрихштрассе»,- говорит тихонько Эрнст.

«Ах нет, направо!» - умоляет Теодор.

«Идем налево,- оба слышат,- и во двор».

Играет флейта еле-еле во дворе,

Как будто школьник водит пальцем в букваре.

«Но все равно она,- вздыхает Амадей,-

Судебных записей милей и повестей».

КУШНЕР АЛЕКСАНДР

Библиотекарь: В 1776 году в городе Кёнигсберге родился Эрнст Теодор Вильгельм Гофман, теперь известный как Эрнст Теодор Амадей Гофман. Свое имя Гофман сменил уже в зрелом возрасте, добавив к нему, Амадей в честь Моцарта – композитора, перед творчеством которого преклонялся. И именно это имя стало символом нового поколения сказок от Гофмана, читать которые стали с упоением и взрослые и дети.

Родился будущий известный писатель и композитор Гофман в семье адвоката, но отец разошелся с матерью, когда мальчик был ещё совсем маленьким. Воспитали Эрнста его бабушка и дядя, который, кстати говоря, тоже практиковал как юрист. Именно он воспитал в мальчике творческую личность и обратил внимание на его склонности к музыке и рисованию, хотя и настоял на том, чтобы Гофман получил юридическое образование и работал в юриспруденции для обеспечения приемлемого уровня жизни. Последующую жизнь Эрнст был благодарен ему, так как не всегда удавалось заработать на хлеб при помощи искусства, и бывало так, что приходилось голодать.

В 1813 году Гофман получил наследство, оно хоть и было небольшим, но всё же позволило ему стать на ноги. Как раз в то время, он уже получил работу в Берлине, которая пришлась как нельзя, кстати, ведь оставалось время для посвящения себя искусству. Именно тогда Гофман впервые задумался над сказочными идеями, витавшими в его голове.

Ненависть ко всяким светским встречам и вечеринкам привели к тому, что Гофман стал пить в одиночестве и по ночам писать свои первые произведения, которые были настолько ужасны, что приводили в отчаяние его самого. Однако уже тогда он написал несколько произведений, достойных внимания, но и те не были признаны, так как содержали недвусмысленную сатиру и в то время не приходились по вкусу критикам. Гораздо более популярным писатель стал за пределами своей родины. К огромному сожалению, Гофман окончательно извел свой организм нездоровым образом жизни и скончался в 46 лет, а сказки Гофмана, как он и мечтал, стали бессмертны.

Немногие писатели удостаивались такого внимания к собственной жизни, но на основе биографии Гофмана и его произведений были созданы поэма «Ночь Гофмана» и опера «Сказки Гофмана».

Гофман с самого раннего детства больше всего на свете любил музыку, играл на фортепьяно, скрипке, органе, пел, рисовал и сочинял стихи - но, несмотря на это, должен был, как и все его предки, стать чиновником. Он покорился воле семьи: окончил юридический факультет Кёнигсбергского университета и много лет служил в разных судебных ведомствах. Жизненные обстоятельства складывались так, что его творческие интересы должны были оставаться на втором месте – он всю жизнь тяготился своей профессией: его угнетала необходимость каждый день идти на скучную юридическую службу (которую он, кстати, знал блестяще), ему не везло в личной жизни, да и характер у него был сложный, склонный к частым депрессиям.

Творчество Гофмана

Творческая жизнь Гофмана была коротка. Первый сборник он выпустил в 1814 году, а через 8 лет его уже не стало.

Если бы нам захотелось как-то охарактеризовать в каком направлении писал Гофман, мы бы назвали его романтическим реалистом. Что самое важное в творчестве Гофмана? Одной линией через все его произведения проходит осознание глубокой разницы между реальностью и идеалом и понимание того, что оторваться от земли невозможно, как он сам это и говорил.

Вся жизнь Гофмана – это непрерывная борьба. За хлеб, за возможность творить, за уважение к себе и своим произведениям. Сказки Гофмана, читать которые советуется и детям и их родителям, покажут эту борьбу, силу принимать тяжелые решения и ещё большую силу не опускать руки в случае неудачи.

Первой сказкой Гофмана стала сказка «Золотой горшок» . Уже по ней стало ясно, что писатель из обыкновенной обыденной жизни способен создать сказочное чудо. Там и люди и предметы – настоящее волшебство. Как и все романтики того времени, Гофман увлекается всем мистическим, всем, что обычно случается по ночам. Одним из лучших произведений стал «Песочный человек». В продолжение темы оживания механизмов автор создал настоящий шедевр - сказку «Щелкунчик и мышиный король » (некоторые источники называют её также «Щелкунчик и крысиный король»). Сказки Гофмана написаны для детей, но темы и проблемы, которые в них затрагиваются, не совсем детские.

Гофман обладал поистине творческой натурой: он всё время жил в мире фантазий и создавал яркие неповторимые образы в своих сочинениях: «Я похож на детей, родившихся в воскресенье: они видят то, что не видно другим людям». В своих фантастических повестях и сказках писатель-романтик искусно смешивает чудеса всех веков и народов со своим вымыслом, иногда мрачным и трагическим, иногда весёлым и насмешливым.

Новеллы Гофмана могут быть смешными и страшными, светлыми и зловещими, но всегда фантастическое в них возникает неожиданно, из самых обыденных вещей, из самой реальной жизни - это один из великих секретов его книг. Вершиной творчества писателя считается сатирический роман , в котором представлены две сюжетные линии: биография кота Мурра и история жизни при дворе в немецком княжестве капельмейстера Иоганна Крейслера. Эта книга – исповедь учёного кота Мурра, который является здесь одновременно и автором, и героем, и обыкновенным домашним котом, и фантастическим персонажем (кстати, у самого Гофмана был любимый кот Мурр).

Все произведения Гофмана свидетельствуют о его талантах музыканта и художника. Многие свои книги он иллюстрировал сам.

Гофман боготворил музыку: «Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает». Музыку он писал под псевдонимом Иоганн Крейслер. Из его музыкальных сочинений наибольшей известностью пользовалась опера «Ундина» , среди его сочинений – камерная музыка, месса, симфония. Гофман был также декоратором, драматургом, режиссёром и помощником директора Бамбергского театра.

Сказка «Щелкунчик и мышиный король» стала всемирноизвестной Рождественской историей. Сюжет сказки рождался в период общения писателя с детьми его друга Хитцига: он всегда был желанным гостем в этой семье, где дети с волнением ждали его подарков, сказок, игрушек, которые он делал для них своими руками. Однажды, подобно крёстному Дроссельмееру из этой сказки, он смастерил для своих маленьких друзей великолепный макет замка. Имена детей «Марихен» и «Фриц» он тоже запечатлел в этой сказке.

Удивительно, как сумел он, описывая обычный дом немецкого советника медицины, наполнить его такой неповторимой атмосферой загадочных событий и несбыточных желаний! Он превратил этот прагматичный бюргерский мир в фантастическую многоэтажную немецкую Рождественскую пирамидку, освещённую светом маленьких свечей, в которой уживаются реальность, сон, воображение: злые силы соседствуют с добрыми, а иногда перевоплощаются друг в друга так искусно, что невозможно отличить - кто сегодня друг, а кто - враг.

Деревянный человечек, выточенный на токарном станке кукольником из Саксонских рудных гор, благодаря волшебному таланту писателя, стал необыкновенным всесильным супергероем, который одержал победу в неравной схватке над семиголовым Мышиным королём и его серым войском.

А вот ещё один секрет - эта сказка похожа на матрёшку: в одной большой истории спрятаны другие, по-меньше: «Сказка о крепком орехе», «Кукольное королевство». Любой орех, сам по себе, является символом преодоления трудностей, ведь его надо обязательно расколоть, чтобы достичь вкусного ядрышка. Сколько же трудностей приходится преодолевать деревянному человечку, который бесконечно грызёт орешки!

Другая грань этой совсем не простой сказки - это призыв быть милосердным к тем, кто в беде, кто сейчас несчастен. Внешний вид не имеет значения, ведь главные ценности - это чистое доброе сердце и верность в дружбе и любви, впрочем, как и во множестве лучших сказок мира.

Библиотекарь: Давайте, вспомним персонажей сказок Гофмана. Я читаю описания, а Вы называете героя и из какого он произведения.

4. Конкурс «Угадай героя»

Библиотекарь: По описанию нужно отгадать персонажей Гофмана и из каких они сказок.

1 . Сын бедной крестьянки, совершенно уродливый, похожий на раздвоенную редиску, и не имеющий никаких достоинств нормального человека. Его пожалела фея Розабельверде, подарившая ему три золотых волоска. С этого момента он обретает волшебное свойство: все безобразное, исходящее от него, приписывают кому-нибудь другому и, наоборот, все приятное или замечательное, что совершает любой другой, приписывают ему. Он начинает производить впечатление прелестного ребенка, затем «одаренного редчайшими способностями» юноши, талантливого поэта и скрипача. Юного принца, отличающегося изысканностью внешности и манер, он затмевает настолько, что окружающие именно в нем предполагают княжеское происхождение. Наконец он становится министром, которого князь отмечает специально для него изготовленным орденом, и все это соответственно связано с тем, что другой, действительно достойный человек, незаслуженно испытывает обиду или позор, а иногда попросту терпит крах в карьере или в любви. Добро, содеянное феей, превращается в источник зла. Ничтожность Цахеса все-таки обнаруживает себя - в том, какой его постигает конец. Он испугался толпы, которая разбушевалась под окнами его дома, поскольку увидела, выглянувшее из окна чудовище, и спрятался в ночном горшке, там он и умер «от боязни умереть». ( Крошка Цахес, по прозванию Циннобер).

2. Он студент Керепесского университета, романтик.( Бальтазар ).

3. Друг Бальтазара, студент, реалист, весёлый человек (Фабиан ).

4. Фея, одарившая крошку Цахеса магической силой. ( Фея Розабельверде ).

5. Он странствующий маг маг, живущий в государстве Керепес. В свое время он остался в Керепесе только потому, что сумел скрыть подлинное свое «я» и в разных сочинениях доказывал, что «без соизволения князя не может быть ни грома, ни молнии и что если у нас хорошая погода и отличный урожай, то сим мы обязаны единственно лишь непомерным трудам князя». (Проспер Альпанус ).

6. Князь, помешанный на введении просвещения в стране. (Пафнутий ).

7. Мать Цахеса, бедная крестьянка. ( Лиза).

8. Он не отличался красотой: это был маленький, сухонький человечек с морщинистым лицом, с большим черным пластырем вместо правого глаза и совсем лысый, почему он и носил красивый белый парик; а парик этот был сделан из стекла, и притом чрезвычайно искусно. (Дроссельмейер).

9. Забавная игрушка, которую подарил на Рождество маленькой девочке Мари ее крестный Дроссельмайер. Большая голова нелепо выглядела по сравнению с тонкими ножками, и плащ на нём был узкий и смешной, торчал, будто деревянный, а на голове красовалась шапочка рудокопа. ( Щелкунчик ).

10. Она сразу полюбила эту игрушку, потому что у Щелкунчика оказались добрые глаза и ласковая улыбка. (Мари ).

11. Романтически настроенный студент, весьма стесненный в средствах. Он ходит в щучье-сером старомодном фраке и радуется возможности заработать талер переписыванием бумаг у архивариуса Линдгорста. Молодому человеку не везет в быту, его нерешительный характер становится причиной многих комических ситуаций: его бутерброды всегда падают на землю намазанной стороной, если ему случится выйти из дому на полчаса раньше обычного, чтобы не опоздать, то его обязательно обольют из окна мыльной водой. (Ансельм).

12. Антипод Крейслера и одновременно его же пародийная параллель. Ему не чуждо романтическое восприятие и творчество. Он обладает богатым воображением, способен глубоко чувствовать и переживать, быть преданным своим друзьям, остро реагировать на несправедливость, на неудачу в любви. Вначале он наивен и беспомощен в житейских ситуациях. Его первый «выход в мир» приводит к разочарованию в этом мире, «исполненном лицемерия и обмана». Однако вскоре он убеждается, что стремление к необыкновенному лишает многих жизненных радостей, приносит только тревоги, и отрекается от «свободного духа» ради «бренного мира», жертвует идеалами, предпочтя им покой и прочное положение. «Слаба кошачья плоть: самые благие, самые великолепные намерения разлетались в прах от сладкого запаха молочной каши». Таким образом, в нём исчезает романтическое начало, торжествует обывательское сознание, хотя он и прикрывается фразами в духе возвышенного романтического стиля. (Кот Мурр ).

5. Конкурс «Галерея персонажей Гофмана».

Библиотекарь: Подберите к названиям сказок персонажей.

«Золотой горшок»

«Маленький Цахес, по прозванию Циннобер»

«Житейские воззрения кота Мурра»

«Щелкунчик и мышиный король»

Дроссельмеер

Мари

Фриц

Щелкунчик
Пирлипат
Ансельм
Цахес

кот Мурр

Картинка №2.

Картинка №3.

7. Конкурс «Калейдоскоп названий глав сказки»

Библиотекарь: Ваша задача правильно расположить названия глав сказки «Щелкунчик и мышиный король». Если не помните, попробуйте составить логическую цепочку. Напротив названия ставьте цифры (от 1 до 12).

Заключение

Елка

Кукольное царство

Битва

Подарки

Любимец

Сказка о твердом орехе

Чудеса

Победа

Столица

Болезнь

Дядя и племянник

1. Елка 7. Сказка о твердом орехе

2. Подарки 8. Дядя и племянник

3. Любимец 9. Победа

4. Чудеса 10. Кукольное царство

5. Битва 11. Столица

6. Болезнь 12. Заключение

8. Конкурс «Разгадай кроссворды»

Кроссворд №1.

По вертикали

1. Имя старшего советника суда?

2. Как звали брата Мари?

4. Город, где хранился орех Кракатук

5. Как звали королеву мышей?

7. Название ореха

По горизонтали

5. Кого пригласил Щелкунчик в кукольное царство?

6. Заколдованный принц

Библиотекарь: А сейчас у нас музыкальная пауза. Пока ребята рисуют, а Вы отгадываете кроссворды, вы можете насладиться музыкальными композициями из балета Чайковского П.И. «Щелкунчик».

9. Конкурс «Знатоки викторины»

Викторина по книге Э. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

1. Как называется самое известное произведение Эрнста Теодора Амадея Гофмана? ("Щелкунчик и мышиный король" .)

2. Как звали детей в сказке? (Мари и Фриц .)

3. Какого числа начинается действие в сказке? (24 декабря .)

4. Что подарили Мари? (Нарядные куклы, посуда, шелковое платьице, книжки .)

5. Что подарили Фрицу? (Гнедой конь, эскадрон гусар, книжки .)

6. Чем была украшена елка? (Золотые и серебряные яблоки, обсахаренные орехи, пестрые конфеты и всякие сласти, сотни маленьких свечек. )

7. Какой сюрприз получили дети от крестного Дроссельмейера? (Замок, Щелкунчик. )

8. Щелкунчик - это... (Инструмент для колки орехов .)

9. Кем приходится Щелкунчик Дроссельмейеру? (Племянник .)

10. В какое время началось мышиное нашествие? (В 12 часов .)

11. Сколько голов было у мышиного короля? (7 .)

12.Что хотела подарить Щелкунчику Клерхен перед боем с мышами? (Расшитый блестками кушак .)

13. Кто командовал кавалерией и артиллерией? (Панталоне .)

14. Что решило исход битвы? (Мари швырнула туфельку в мышей .)

15. Кто такая Пирлипат? (Принцесса. )

16. Почему Король разозлился на Мышильду и ее родню? (Они съели сало, предназначенное для гостей .)

17. Что случилось с семью сыновьями Мышильды? (Они попались в ловушку и были казнены. )

18. Как отомстила Мышильда Королю? (Заколдовала принцессу .)

19. Как назывался орех, который должен был излечить принцессу? (Кракатук.)

20. Где нашли орех? (В Нюрберге .)

21. Какова история ореха?

22. Кто согласился разгрызть орех? (Племянник Дроссельмейера, Щелкунчик).

23. Как племянник Дроссельмейера стал Щелкунчиком? (Он убил Мышильду .)

24. Куда Щелкунчик пригласил Мари, после победы над мышами? (В Кукольное царство .)

25. Что встретилось им по пути? (Леденцовый луг, Рождественский лес, Апельсиновый ручей, Пряничное село, Медовая река, Конфетхаузен, Розовое озеро, Цукатная роща… )

26. В каком году была написана сказка «Щелкунчик и мышиный король»? (1816 г. )

27. Кто написал музыку к балету «Щелкунчик»? (П.И. Чайковский .)

28. В каком году вышел мультфильм «Щелкунчик» на студии «Союзмультфильм»? (1973 г.)

29. Кто является режиссером фильма «Щелкунчик»? (А. Кончаловский. )

Библиотекарь: Выберите правильный ответ. Тест сложный, но познавательный.

    Щелкунчик - это приспособление для раскалывания...

    Сахара
    орехов
    желудей
    щепок

    2. На какой праздник детям подарили игрушку Щелкунчик в сказке Гофмана?

    На Пасху
    на Масленицу
    на Рождество
    на Новый год

    М. И. Глинка
    М. П. Мусоргский
    П. И. Чайковский
    С. С. Прокофьев

    4. Где состоялась премьера балета "Щелкунчик"?

    В Екатерининском дворце
    в Мариинском театре
    в Государственном академическом Большом театре
    в Государственном академическом Малом театре

    5. В каком году телеканал "Культура" проводил первый Международный телевизионный конкурс юных музыкантов "Щелкунчик"?

    В 1999 г.
    в 2000 г.
    в 2001 г.
    в 2002 г

    6. Гран-при первого конкурса получил участник, игравший на...

    Маримбе
    скрипке
    фортепиано
    флейте

    7. Где будут проходить конкурсные прослушивания первого и второго тура "Щелкунчика"?

    В Центральной музыкальной школе при консерватории им. П. И. Чайковского
    в Большом театре
    в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки
    в Детском музыкальном театре им. Наталии Сац

    8. Кто будет дирижировать оркестром, с которым сыграют лауреаты конкурса конкурса 10 ноября 2008 года?

    Светлана Безродная
    Владимир Спиваков
    Юрий Башмет
    Марк Горенштейн

    9. Кто из музыкантов не входит в состав жюри IX конкурса "Щелкунчик"?

    Екатерина Мечетина
    Георгий Гаранян
    Марк Пекарский
    Денис Мацуев

    10. Какой награды нет на конкурсе "Щелкунчик"?

    Золотой Щелкунчик
    Серебряный Щелкунчик
    Бронзовый Щелкунчик
    Хрустальный Щелкунчик

10. Заключение. Подведение итогов. Рефлексия.

Тест на внимание

Библиотекарь: А сейчас проверим, как Вы запомнили новую информацию. Сейчас проведём тест на внимание. Вам необходимо выбрать правильный ответ:

1. Как называется произведение?

а) «Щелкунчик»

б) «Мышиный король и Щелкунчик»

в) «Щелкунчик и Мышиный король»

2. Сколько лет было Мари?

а) 8

б) 6

в) 7

3. Парик крёстного был сделан:

а) из шерсти

б) из стекла

в) из ткани

4. Марципан – это

а) конфета

б) пирог

в) баранка

5. Что подарил детям крёстный?

а) крепость

б) сад

в) замок

Проверка по ключу: 1-в, 2-в, 3-б, 4-а, 5-в

Рефлексия.

Что на уроке узнали нового?

А какое чувство у вас возникло после сегодняшнего занятия?

Подведение итогов:

Вся жизнь Гофмана – это непрерывная борьба. За хлеб, за возможность творить, за уважение к себе и своим произведениям. Сказки Гофмана, читать которые советуется и детям и их родителям, покажут эту борьбу, силу принимать тяжелые решения и ещё большую силу не опускать руки в случае неудачи. Перечитайте эту всем известную (а, возможно, совсем неизвестную) сказку, ведь всем, без исключения, полагается верить в чудеса и волшебство.

Библиотекарь: Молодцы! Вы славно сегодня потрудились! И сейчас самые активные ребята получат заслуженные призы. Вручаются грамоты и призы.

Использованная литература:

1. Сафрански Рюдигер. Гофман./ Пер. с нем.; вступ. статья В. Д. Балакина.. - М. Молодая гвардия, 2005. - 383 с.: ил. -(Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.; вып. 946).

2. Берковский Н. Я. Предисловие.//Гофман Э. Т. А. Новеллы и повести. Л.,1936.

3. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

4. Ботникова А. Б. Э. Т. А. Гофман и русская литература. Воронеж, 1977.

5. Ветчинов К. М. Похождения Гофмана - следователя полиции, государственного советника, композитора, художника и писателя. Пущино, 2009.

6. Карельский А. В. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Э. Т. А. Гофман. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Худ. лит-ра, 1991.

7. Миримский И. В. Гофман // История немецкой литературы. Т. 3. М.: Наука, 1966.

8. Тураев С. В. Гофман // История всемирной литературы. Т. 6. М.: Наука, 1989.

9. Русский круг Гофмана (составитель Н. И. Лопатина при участии Д. В. Фомина, отв. редактор Ю. Г. Фридштейн). - М.: Центр книги ВГБИЛ им М. И. Рудомино, 2009-672 с: ил.

10. Художественный мир Э. Т. А. Гофмана. М., 1982.

11. Э. Т. А. Гофман. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы / Пер. с нем. Составл. К. Гюнцеля.. - М.: Радуга, 1987. - 464 с.

Интернет- ресурсы

12. Произведения Гофмана на gofman.krossw.ru

13. 5 статей о Гофмане на gofman.krossw.ru

14. Произведения на русском и немецком, музыка, рисунки Гофмана на etagofman.narod.ru

15. Сергей Курий - «Фантасмагория реальности (сказки Э. Т. А. Гофмана)», журнал «Время Z» № 1/2007

16. Луков Вл. А. Гофман Эрнст Теодор Амадей // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира» .

17. Каталог AV музыкальных произведений Э. Т. А. Гофмана

Эрнст Теодор Амадей Гофман родился в 1776 году. Место его рождения -Кенигсберг. Поначалу в его имени присутствовал Вильгельм, но он сам изменил имя, так как очень сильно любил Моцарта. Его родители развелись, когда ему было всего 3 года, и его воспитывала бабушка - мать его матери. Дядя его был юристом и очень умным человеком. Отношения у них складывались довольно сложные, однако дядя оказал влияние на племянника, на развитие его различных талантов.

Ранние годы

Когда Гофман вырос, он тоже решил, что станет юристом. Он поступает в университет в Кенигсберге, после обучения служил в разных городах, его профессия - судейский чиновник. Но такая жизнь была не для него, поэтому он начал рисовать и музицировать, чем и пытался зарабатывать на жизнь.

Вскоре он встретил свою первую любовь Дору. На ту пору ей было всего 25, но она была замужем и уже родила 5 детей. Они вступили в отношения, но в городе начали сплетничать, и родственники решили, что нужно отослать Гофмана в Глогау к другому дядюшке.

Начало творческого пути

В конце 1790-х Гофман становится композитором, он взял себе псевдоним Иоганн Крейслер. Есть несколько произведений, которые достаточно известны, например, - написанная им в 1812 году опера под названием «Аврора». Также Гофман работал в Бамберге в театре и служил капельмейстером, а также был дирижером.

Так сложилась судьба, что Гофман вернулся на госслужбу. Когда он сдал экзамен в 1800 году, то стал работать асессором в Верховном суде Познани. В этом городе он и встретил Михаэлину, с которой вступил в брак.

Литературное творчество

Э.Т.А. Гофман произведения свои начал писать в 1809 году. Первая новелла называлась «Кавалер Глюк», ее напечатала Лейпцигская газета. Когда же он вернулся к юриспруденции в 1814 году, то одновременно писал и сказки, в том числе «Щелкунчик и Мышиный король». Во времена, когда Гофман творил, процветал немецкий романтизм. Если хорошенько прочитать произведения, то можно увидеть основные тенденции школы романтизма. Например ирония, идеальный художник, ценность искусства. Писатель демонстрировал конфликт, который происходил между реальностью и утопией. Он постоянно иронизирует над своими героями, которые пытаются найти в искусстве какую-то свободу.

Исследователи творчества Гофмана едины в своем мнении, что нельзя отделять его биографию, его творчество от музыки. Особенно, если наблюдать за новеллами -например «Крейслериана».

Все дело в том, что в ней главным героем является Иоганнес Крейслер (как мы помним, это псевдоним автора). Произведение представляет собой очерки, темы у них разные, но герой один. Уже давно признано, что именно Иоганн считается двойником Гофмана.

Вообще писатель - человек довольно яркий, он не боится трудностей, готов бороться с ударами судьбы, чтобы достичь определенной цели. И в данном случае это искусство.

"Щелкунчик"

Данная сказка была опубликована в сборнике в 1716 году. Когда Гофман создавал это произведение, то пребывал под впечатлением от детей своего приятеля. Детишек звали Мари и Фриц, их имена Гофман дал своим персонажам. Если прочитать Гофмана "Щелкунчик и мышиный король ", анализ произведения покажет нам моральные принципы, которые пытался передать автор детям.

Вкратце история такова: Мари и Фриц готовятся к Рождеству. Крестный всегда делает игрушку для Мари. Но после Рождества эту игрушку обычно забирают, так как она очень искусно сделана.

Дети приходят к елке и видят, что там целая куча подарков, девочка находит Щелкунчика. Эта игрушка служит для того, чтобы разгрызать орехи. Как-то Мари заигралась в куклы, и в полночь появились мыши, во главе со своим королем. Это была огромная мышь с семью головами.

Тогда игрушки во главе с Щелкунчиком оживают и вступают с мышами в бой.

Краткий анализ

Если сделать анализ произведения Гофмана "Щелкунчик", то заметно, что писатель постарался показать, как важно добро, мужество, милосердие, что нельзя оставлять кого бы то ни было в беде, надо помогать, проявлять смелость. Мари смогла рассмотреть в неказистом Щелкунчике его свет. Ей понравилось его добродушие, и она всеми силами старалась защищать своего любимца от противного брата Фрица, который вечно обижал игрушку.

Несмотря ни на что, она пытается помочь Щелкунчику, отдает сладости наглому Мышиному королю, лишь бы тот не причинял солдатику вред. Здесь демонстрируются смелость и мужество. Мари и ее брат, игрушки и Щелкунчик объединяются ради достижения цели - победы над Мышиным королем.

Данное произведение является также достаточно известным, и Гофман создавал его, когда в 1814 году к Дрездену подошли французские войска, которые вел Наполеон. При этом город в описаниях довольно реален. Автор рассказывает про быт людей, как они катались на лодке, ходили в гости друг другу, проводили народные гулянья и многое другое.

События сказки разворачиваются в двух мирах, это реальный Дрезден, а также Атлантида. Если делать анализ произведения "Золотой горшок" Гофмана, то можно увидеть, что автор описывает гармонию, которую в обычной жизни днем с огнем не сыщешь. Главным героем является студент Ансельм.

Писатель постарался красиво рассказать про долину, где растут прекрасные цветы, летают удивительные птицы, где все пейзажи просто великолепны. Когда-то там жил дух Саламандр, он влюбился в Огненную лилию и нечаянно послужил причиной разрушения сада князя Фосфора. Тогда князь выгнал этого духа в мир людей и рассказал, какое у Саламандра будет будущее: люди забудут про чудеса, он снова встретит свою любимую, появится у них три дочки. Саламандр сможет вернуться домой, когда его дочери найдут себе возлюбленных, готовых поверить, что чудо возможно. В произведении Саламандр тоже может видеть будущее и предсказывать его.

Произведения Гофмана

Надо сказать, что хотя у автора было очень интересные музыкальные произведения, тем не менее, он известен в качестве сказочника. Произведения для детей Гофмана достаточно популярны, некоторые из них можно прочитать маленькому ребенку, какие-то подростку. Например, если взять сказку про Щелкунчика, то она подойдет и для тех, и для других.

"Золотой горшок" - сказка довольно интересная, но наполненная аллегориями и двойным смыслом, где демонстрируются основы нравственности, которые актуальны и в наши непростые времена, например, умение дружить и помогать, защищать, проявлять мужество.

Достаточно вспомнить и "Королевскую невесту" - произведение, которое было основано на реальных событиях. Речь идет про поместье, где проживает один ученый со своей дочкой.

Овощами правит подземный король, он и его свита приходят в огород Анны и оккупируют его. Они мечтают о том, что однажды на всей Земле будут жить только человекоовощи. А началось все с того, что Анна нашла необычайное кольцо...

Цахес

Кроме вышеописанных сказок, есть и другие произведения подобного рода Эрнста Теодора Амадея Гофмана - "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер". Жил-был один маленький уродец. Фея пожалела его.

Она решила подарить ему три волоска, имеющих волшебные свойства. Как только что-то происходит в том месте, где Цахес находится, значительное или талантливое, или кто-то подобное произносит, то все думают, что это сделал он. А если карлик сделает какую-нибудь пакость, то все думают на других. Обладая подобным даром, крошка становится среди народа гением, его вскоре назначают министром.

"Приключение в новогоднюю ночь"

Однажды в ночь как раз под Новый год один странствующий товарищ попал в Берлин, где с ним произошла некая вполне волшебная история. Он встречает в Берлине Юлию, свою возлюбленную.

Такая девушка существовала на самом деле. Гофман преподавал ей музыку и был влюблен, но родные помолвили Юлию с другим.

"История о пропавшем отражении"

Интересен факт, что вообще в произведениях автора то и дело где-нибудь проглядывает мистическое, а уж про необычное и говорить не стоит. Умело смешивая юмор и нравственное начало, чувства и эмоции, реальный и нереальный мир, Гофман добивается полного внимания своего читателя.

Этот факт можно проследить в интересном произведении "История о пропавшем отражении". Эразм Спикер очень сильно хотел посетить Италию, чего и смог добиться, однако там он встретил прекрасную девушку Джульетту. Он совершил плохой поступок, вследствие чего ему пришлось уехать домой. Рассказывая все Джульетте, он говорит, что хотел бы с ней остаться навечно. В ответ она просит его, отдать свое отражение.

Другие произведения

Надо сказать, что известные произведения Гофмана разных жанров и для разных возрастов. Например, мистическая "История привидений".

Гофман очень сильно тяготеет к мистике, что прослеживается в рассказах про вампиров, про роковую монахиню, про песочного человека, а также в серии книг под названием "Ночные этюды".

Интересна забавная сказка о повелителе блох, где речь идет про сынка богатого торговца. Ему не по душе то, чем занимается его отец, и он не собирается идти по той же дорожке. Эта жизнь не для него, и он пытается сбежать от действительности. Однако его неожиданно арестовывают, хотя он не понимает за что. Тайный советник хочет найти преступника, а виновен преступник или нет, ему неинтересно. Он точно знает - у каждого человека можно найти какое-либо прегрешение.

В большинстве произведений Эрнста Теодора Амадея Гофмана присутствует много символики, мифов и легенд. Сказки вообще трудно делить по возрастам. Вот, например, взять "Щелкунчика", этот рассказ настолько интригующий, наполнен приключениями и влюбленностью, событиями, которые происходят с Мэри, что будет достаточно интересен детям и подросткам, и даже взрослые с удовольствием его перечитывают.

По данному произведению снимаются мультфильмы, неоднократно ставятся спектакли, балет и т. д.

На фото - первое исполнение "Щелкунчика" в Мариинском театре.

А вот другие произведения Эрнста Гофмана возможно будут немного трудноваты для восприятия ребенком. Некоторые люди приходят к этим произведениям вполне осознанно, чтобы насладиться необычайным стилем Гофмана, его причудливой смесью.

Гофмана привлекает тема, когда человек страдает безумием, совершает какое-то преступление, у него есть "темная сторона". Если у человека есть воображение, есть чувства, то он может впасть в безумие и покончить жизнь самоубийством. Для того чтобы написать рассказ "Песочный человек", Гофман изучал научные труды по болезням и клиническим составляющим. Новелла привлекла внимание исследователей, среди них был и Зигмунд Фрейд, который даже посвятил этому произведению свое эссе.

Каждый решает сам, в каком возрасте ему читать книги Гофмана. Некоторые не совсем понимают его слишком сюрреалистического языка. Однако стоит только начать читать произведение, как поневоле втягиваешься в этот смешанный мистический и безумный мир, где в реальном городе живет гном, где по улицам ходят духи, а прелестные змейки ищут своих прекрасных принцев.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...